Аварии в коммунальном хозяйстве. Чрезвычайные ситуации социального происхождения. Аварии на транспорте

Обеспечение для населения комфортных условий проживания сложно представить без водопровода, канализации, газоснабжения, электрических и тепловых сетей. Коммунальные системы являются техническими объектами, поэтому в известной степени подвержены поломкам и износу, что периодически вызывает возникновение аварий. Аварии не обязательно приводят к человеческим жертвам, однако способны резко понизить комфортность условий, зимой такие происшествия вдвойне негативно воспринимаются.

Самые крупные случаи аварийных ситуаций

Длительные перерывы в снабжении населения электрической энергией являются редкостью, но в истории были такие случаи. В 2005 году на станции в Москве сломался резервный узел, что затронуло тысячи людей, начавших испытывать дискомфорт из-за отсутствия электричества. Продолжительное время частично и полностью отсутствовало движение общественного транспорта, не работала связь, не могли нормально функционировать лифты.

Аварийные ситуации на коммунальных объектах редко приводили к серьёзным последствиям, однако из общего ряда выбиваются следующие известные происшествия:

  • в 1990 году прорыв насосной станции канализационной системы в Ростовской области, 16 лет понадобилось на устранение последствий;
  • в 1996 году мощные заморозки вывели из строя насос, из-за чего все котельные в одном поселке на Чукотке перестали функционировать;
  • в 2009 году произошла авария на Саяно-Шушенской ГЭС, окончившаяся смертельным исходом для 50 человек, приведшая к значительному энергетическому кризису;
  • в 2017 году в Санкт-Петербурге случилась крупная авария на электростанции, три района остались без света, а социально значимые объекты обеспечивались электричеством при помощи дизельных генераторов.

Виды аварий и их последствия

Степень серьёзности аварий классифицируется по уровню опасности для населения. Незначительные происшествия оставляют людей на определённый промежуток времени без воды, газа или света, не приводя к потере комфорта на продолжительный срок. Более серьёзные последствия приносят аварии в тепловых сетях в холодное время года, особенно те происшествия, которые сложно устранить. Наибольшую опасность несут поломки, приводящие к массовым выбросам в воду или атмосферу загрязняющих веществ.

Для информирования людей о возникновении опасных ситуациях работают специальные службы.

Все аварийные ситуации классифицируются в соответствии с типом коммунальных объектов, на которых они произошли. Чтобы потребители не испытывали неудобств, применяются резервные источники электричества, водоснабжения, подачи тепловой энергии. Делается всё возможное, чтобы аварии на коммунальных системах жизнеобеспечения не создали больших неприятностей. Загрузка современных коммуникаций велика, из-за чего они не справляются со своими задачами.

Аварии на разных типах коммунальных объектов

Водоснабжение характеризуется возникновением аварийных ситуаций на следующих участках:

  • насосные станции;
  • разводящие сети;
  • водонапорные башни;
  • оборудование для очистки воды.

Если загрузку обеспечивают насосы, работающие от электричества, то водоснабжение прекратится одновременно с отключением электроэнергии. Резервные каналы обеспечивают сохранение загрузки в экстренных ситуациях, но не во всех системах используются.

Аварии на коммунальных газопроводах характеризуются большой опасностью, утечки газа приводят к взрывам, пожарам, сильным разрушениям. Большинство аварий происходят на предприятиях и жилых домах, слабым местом становятся распределительные сети. В других точках неполадки являются редкостью.

В помещении используйте газ с осторожностью, при отсутствии потребления отключайте его для предотвращения чрезвычайных ситуаций.

Причинами прекращения подачи электричества становятся:

  • повреждение линий электропередач;
  • аварии на распределительных станциях;
  • поломка трансформаторных будок.

На случаи аварий некоторые поставщики подводят к жилым комплексам по две независимые линии. Причинами проблем становятся износ оборудования, неготовность выдерживать загрузки в периоды пикового потребления. Для предотвращения сильных загрузок поставщики используют тарифы с делением по времени использования и разным уровнем оплаты по часам. На случай отключения электроэнергии стоит хранить хозяйственные свечи, чтобы не остаться в темноте.

Котельные и тепловые сети созданы для обеспечения людей теплом, однако сами порой страдают от сильного мороза, становящегося основной причиной выхода из строя насосов. Современные котельные работают на газу, авария на газопроводе ведёт к отсутствию загрузки и простою, из-за чего в жилых комплексах и на предприятиях снижается уровень комфортности пребывания.

Связь между отдельными коммуникациями относится к факторам риска, из-за которых происшествие в одной системе хозяйства способно вывести из строя другие объекты.

Предотвращение аварий в коммунальных системах осложняется сильной загрузкой коммуникаций, особенно в крупных районах и на производственных предприятиях. Последствие аварии на коммунальных системах жизнеобеспечения относится к особо опасным происшествиям, ведущим к следующим последствиям:

  • выброс загрязняющих веществ;
  • сложность очистки водоёмов и водопровода;
  • длительность работ по устранению возникших проблем.

Если в зоне водопровода произошла подобная авария, не используйте в пищу воду без предварительной очистки. Сильная загрузка очистительных сооружений не позволит очистить жидкость для доставки потребителям. Пользуйтесь фильтрами заводского изготовления. Для приготовления пищи используйте ту воду, в качестве которой вы уверены.

Минимизация риска

Чтобы авария не застигла врасплох, надо совершить подготовку. Плачевное состояние отдельных участков сетей коммунального хозяйства при их загрузке говорит, что вероятность возникновения аварийной ситуации велика. Сделает вас готовым к нештатной ситуации сделает такой набор:

  • свечи, спички, сухой спирт;
  • фонарик и радиоприёмник на батарейках;
  • запас чистой воды и продуктов, сохраняющих свойства неделями;
  • список контактов для связи с аварийными службами.

Предотвращение опасности на 100% выполнить нельзя, но есть возможность даже при неприятных ситуациях сохранять спокойствие и приемлемый уровень комфорта. Поставщики энергии, ЖКХ и обслуживающие компании работают над тем, чтобы загрузки реже приводили к поломкам, однако пока нельзя с уверенностью сказать, что опасность отсутствует. Но положительная динамика есть, в периоды пиковой загрузки электросети отключения не осуществляются, всё продолжает работать в штатном режиме.

Аварии на гидротехнических сооружениях.

Одной из основных проблем современности стало обеспечение безопасности движения с учетом резко возросшего в России автопарка на автомобильном транспорте. Автокатастрофа считается крупной, если погибли 4 и более человек. Статданные показывают некоторое снижение их количества. Однако продолжает оставаться высокой тяжесть катастроф (общая численность потерь населения и ущерб, связанные с ними).

За последнее время сбитые пассажирские корейские и израильские самолеты на Дальнем востоке и в акватории Черного моря, малазийский самолет на территории Украины в Донецкой области, все они унесли сотни человеческих жертв.

Террористи́ческий а́кт в аэропорту́ Домоде́дово - взрыв, осуществлённый террористом-смертником в московском аэропорту Домодедово в зале международных прилётов 24 января 2011 года.

24 января 2011 года примерно в 16:32 в толпе встречающих произошёл взрыв. В центре оказались пассажиры из России и ряда других стран. Здание аэропорта окуталось дымом. Людей эвакуировали через аварийные выходы. Выход из зоны прилёта был перекрыт, в залах было большое скопление людей. Часть рейсов направлена в аэропорт Шереметьево. В результате взрыва в аэропорту "Домодедово", который произошел в 16:32 мск пострадали более 130 человек. В результате взрыва погиб 31 человек. Кроме того, 20 раненых находятся в тяжелом состоянии, 10 человек - в состоянии средней тяжести. Мощность бомбы могла составлять от 5 до 10 кг в тротиловом эквиваленте".

Основные причина автоаварий и автомобильных катастроф:

Неудовлетворительное техническое состояние автодорог, трасс и подвижного состава, стареющий парк автомобилей;

-большое количество пересечений дорог на одном уровне, в том числе и с ЖД;

-многократно возросшее количество личного автотранспорта;

Неконтролируемое нарастание объемов грузовых перевозок, выполняемых большегрузными авто (автопоездами, трейлерами) с нагрузками на ось, превышающие допустимые;

-нарушение водителями Правил дорожного движения;

-плохой подготовкой водителей;

-выездами на полосу встречного движения;

-превышением скорости на опасных участках дорог;

-управление автотранспортом в состоянии алкогольного или наркотического опьянения.

В последние годы имеют место кораблекрушения и аварийные и происшествия на водном транспорте. Как тут не вспомнить вековой давности крушение «Титаника», недавние крушения «Конкорда» в прибережном пространстве и крушение пассажирского теплохода на Волге близ Казани, приведшие к многочисленным человеческим жертвам.

Основные причины этих аварий являются:



-нарушение правил судовождения, пожарной безопасности, технической эксплатации;

-износ материальной части и оборудования судов, портов и других объектов морских и речных пароходств;

- погодные и климатические условия (ураганы, штормы, туманы, льды и т.д.);

-явные ошибки капитанов, лоцманов и членов экипажа;

-ошибки при проектировании и строительстве судов;

- столкновения и опрокидывание судов;

-посадка на мель;

-взрывы и пожары на борту;

-неправильное размещение и плохое закрепление грузов;

-низкая обновляемость парка за счет судов нового поколения.

Аварии на гидротехнических сооружениях . Гидротехнические сооружения – это объекты, создаваемые с целью использования кинетической энергии воды (ГЭС),охлаждения систем в технологических процессах, мелиорации, защиты прибрежных территорий (дамбы), забора воды для водоснабжения и орошения, рыбозащиты, регулирования уровня воды, обеспечения деятельности морских и речных портов, для судоходства (шлюзы).

Рассмотрим некоторые важнейшие гидротехнические сооружения. Запруда обычно создает подъем уровня воды, но не имеет стока или он весьма ограничен. Плотина – сооружение, тоже создающее напор воды, но почти с постоянным ее стоком. Гидроузел представляет собой систему сооружений и водохранилищ, связанных единым режимом водопритока.

Весьма опасно разрушение плотин, так как при этом действуют два фактора: волна прорыва и зона затопления, каждый из которых имеет свою характеристику и для людей представляет опасность. Прорыв может произойти из-за воздействия сил природы (землетрясения, урагана, обвала, оползня), конструктивных дефектов, нарушения правил эксплуатации, воздействия паводков, разрушения основания, недостаточности водосбросов, а в военное время и условиях терроризма – в результате воздействия средств поражения. В связи с этим, вспомним разрушения и его последствия, произошедшие на Саяно-Шушенской ГЭС летом 2009 года.

При прорыве в плотине или в другом сооружении образуется проран , от размеров которого зависит объем, скорость падения воды и параметры волны прорыва – основного поражающего фактора этого вида аварий. Разрушительное действие волны прорыва заключается главным образом в большой кинетической энергии движущихся больших масс воды с высокой скоростью и таранного действия всего того, что перемещается вместе с водой (камни, доски, бревна, различные конструкции и т. д.). Высота и скорость волны прорыва зависит от гидрологических и топографических условий реки. Для равнинных районов скорость волны прорыва колеблется от 3 до 25 лм/ч, а в горных и предгорных местахимеет величину порядка 100 км/ч и более. Лесистые участки замедляют скорость и уменьшают высоту волны. Прорвы плотины приводит к затоплению местности и всего того, что за ней находится, поэтому строить жилье и производственные здания в этой зоне запрещается.

Причины крупных аварий гидротехнических сооружений различны, но чаще всего они происходят из-за разрушения основания. Частота возникновения аварий по различным причинам приводится ниже, %:

-нарушение оснований;

-недостаточность водосброса;

-слабость конструкции;

-неравномерная осадка;

-высокое давление на плотину;

- военные действия;

- оползание откосов;

-дефекты материалов;

-неправильная эксплуатация;

- землетрясения.


Введение

Актуальность темы данного реферата заключается в том, что роль жилищно-коммунального хозяйства во все времена была высокой, и именно поэтому оно требует к себе пристального внимания. Ведь уровень качества работы всех элементов напрямую влияет на качество жизни каждого жителя нашей страны.
Человек, стремясь к улучшению условий своей жизнедеятельности посредством научно-технического прогресса, порой не достигает поставленной цели. Активная человеческая деятельность приводит к разного рода глобальным проблемам, которые пагубно влияют не только на окружающую природу, но и на самого человека. Одним из возможных видов чрезвычайных происшествий и аварий техногенного характера являются аварии в системе жилищно-коммунального хозяйства.
Чрезвычайные происшествия и аварии в жилищно-коммунальном хозяйстве – электроэнергетических, канализационных системах, водопроводных и тепловых сетях редко сопровождаются гибелью людей, однако они создают существенные трудности жизнедеятельности, особенно в холодное время.
Объектом исследования в данной работе является система жилищно-коммунального хозяйства.
Предмет исследования – аварии в жилищно-коммунальном хозяйстве.
Цель работы – рассмотреть сущность понятия техногенные аварии, чрезвычайные происшествия и аварии в жилищно-коммунальном хозяйстве, а так же профилактика и ликвидация последствий этих аварий.
Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:

    рассмотреть сущность понятия техногенные аварии;
    чрезвычайные происшествия и аварии в жилищно-коммунальном хозяйстве.
1. Сущность техногенных аварий
Особенности техногенных аварий

В производстве с повышенными параметрами технологического процесса периодически создаются условия, приводящие к неожиданному нарушению работы или выходу из строя машин, агрегатов , коммуникаций сооружений или их систем. Такие явления принято называть авариями.
Катастрофа - если авария создает угрозу жизни или здоровья людей или вызывает человеческие жертвы.
Не всякая авария приводит к катастрофе, но причиной практически всех катастроф являются аварии.
Наиболее опасные последствия аварий - пожары, взрывы, обрушения и аварии на энергоносителях - энергоисточниках, на атомных электростанциях, на химических предприятиях, приводящих к разрушению средств производства. Большинство аварий происходит по вине человеческого фактора. Наиболее частыми последствиями аварий являются пожары и взрывы.
На предприятиях нефтяной, химической и газовой промышленности аварии вызывают загазованность, разлив нефтепродуктов, агрессивных жидкостей и сильнодействующих ядовитых веществ. Количество аварий на этих предприятиях ежегодно растет.
Любая авария или катастрофа не может произойти по какой-то одной причине. Все аварии - это результат действия нескольких причин и совокупности неблагоприятных факторов. Самый частый вариант, это когда ошибки, допущенные при проектировании, взаимодействуют с ошибками, допущенными при монтаже и усугубляются неправильной эксплуатацией.
Техногенная авария - опасное техногенное происшествие , создающее на объекте , определённой территории или акватории , угрозу жизни и здоровью людей и приводящее к разрушению зданий , сооружений, оборудования и транспортных средств , нарушению производственного или транспортного процесса, а также к нанесению ущерба окружающей природной среде . В частности, к авариям на опасном производственном объекте относятся разрушение сооружений, оборудования, технических устройств, неконтролируемые взрыв и/или выброс опасных веществ, создающие угрозу жизни и здоровью людей.
Причиной техногенных аварий могут стать стихийные бедствия, дефекты, допущенные при проектировании, нарушение технического процесса.
Основными причинами всех техногенных катастроф являются:

    - человеческий фактор;
    - обученность человека;
    - отношение человека к работе;
    - трудовая дисциплина.
Авария часто наносит большой ущерб окружающей среде. Так, аварийное загрязнение водных объектов - загрязнение , возникающее при залповом сбросе вредных веществ в поверхностные или подземные водные объекты , который причиняет вред или создаёт угрозу причинения вреда здоровью населения, нормальному осуществлению хозяйственной и иной деятельности, состоянию окружающей природной среды, а также биологическому разнообразию .
Вероятность возникновения аварии называется аварийностью. Когда в результате износа, отсутствия ремонта аварийность здания, сооружения, оборудования или транспортного средства превышает определённую норму, говорят, что объект находится на аварийной стадии. Для предотвращения аварии и вывода объекта из аварийной стадии производят профилактический ремонт.
Если авария произошла, состояние объекта называется аварийным состоянием. Ремонт объекта с целью выведения его из аварийного состояния называется аварийным ремонтом.
Для смягчения или ликвидации последствия аварии на объектах предусматривается аварийная защита. Она включает в себя комплекс средств и методов, благодаря которым объект либо быстро выводится из аварийного состояния, либо, по крайней мере, изолируется с целью недопущения нанесения ущерба людям или окружающей среде.
В отличие от аварийной защиты, задачей систем антиаварийной безопасности ставится недопущение аварии вообще.
Проектной аварией называется прогноз аварийного состояния, осуществлённый на стадии проектировки объекта, с подробным рассмотрением возможных последствий и заложением в конструкцию объекта соответствующих средств аварийной защиты и систем безопасности (Хван, 2004). Для оперативной ликвидации последствий аварии, обеспечения безопасности людей предусматриваются аварийно-спасательные формирования и аварийно-спасательные средства. Аварийно-спасательное формирование - самостоятельная или входящая в состав аварийно-спасательной службы структура, предназначенная для проведения аварийно-спасательных работ, основу которой составляют подразделения спасателей , оснащённые специальными техникой , оборудованием, снаряжением , инструментами и материалами . Аварийно-спасательные средства - техническая , научно-техническая и интеллектуальная продукция , в том числе специализированные средства связи и управления , техника, оборудование, снаряжение, имущество и материалы, методические , видео- , кино- , фотоматериалы по технологии аварийно-спасательных работ, а также программные продукты и базы данных для электронных вычислительных машин и иные средства, предназначенные для проведения аварийно-спасательных работ. На объектах, жизненный цикл которых во многом зависит от электроснабжения, (как правило, это разнообразные заводы) предусмотрен аварийный источник электроэнергии - источник электроэнергии , предназначенный для питания аварийного распределительного щита в случае прекращения питания от основного источника электроэнергии. Аварийный распределительный щит подаёт электроэнергию на необходимые для ликвидации аварийного состояния, смягчения последствий аварии или недопущение дальнейшего развития аварии устройства. Одним из наиболее частых применений аварийного источника электроэнергии является аварийное освещение - освещение для обеспечения продолжения работы персонала (освещение безопасности) или эвакуации людей из помещения (эвакуационное освещение). Аварии на гидротехнических сооружениях приводят к опасности возникновения затопления низинных районов при разрушении плотин, дамб и гидроузлов. Непосредственную опасность представляет стремительный и мощный поток воды, вызывающий поражения, затопления и разрушения зданий и сооружений. Жертвы среди населения и различные разрушения происходят из-за большой скорости и все сметающего на своем пути огромного количества бегущей воды. Высота и скорость волны прорыва зависят от размеров разрушения гидросооружения и разности высот в верхнем и нижнем бьефах. Для равнинных районов скорость движения волны прорыва колеблется от 3 до 25 км/час, в горных местностях доходит до 100 км/час. Значительные участки местности через 15 - 30 минут обычно оказываются затопленными слоем воды толщиной от 0,5 до 10 м и более. Время, в течение которого территории могут находиться под водой, колеблется от нескольких часов до нескольких суток.
По каждому гидроузлу имеются схемы и карты, где показаны границы зоны затопления и дается характеристика волны прорыва. В этой зоне запрещено строительство жилья и предприятий.
В случае прорыва плотины для оповещения населения используются все средства: сирены, радио, телевидение, телефон и средства громкоговорящей связи. Получив сигнал, надо немедленно эвакуироваться на ближайшие возвышенные участки. В безопасном месте находиться до тех пор, пока не спадет вода или не будет получено сообщение о том, что опасность миновала.
При возвращении на прежние места остерегаться оборванных проводов. Не употреблять продукты, которые находились в контакте с водными потоками. Воду из открытых колодцев не брать. Прежде, чем войти в дом, надо внимательно осмотреть его и убедиться, что нет опасности разрушения. Перед входом в здание обязательно проветрить его. Спичками не пользоваться т.к. существует возможность присутствие газа. Принять все меры для просушивания здания, полов и стен. Убрать весь влажный мусор.
Чрезвычайные ситуации на железной дороге могут быть вызваны столкновением поездов, их сходом с рельсов, пожарами и взрывами.
При возгорании непосредственную опасность для пассажиров представляют огонь и дым, а также удары о конструкции вагонов, что может привести к ушибам, переломам или гибели людей.
Для уменьшения последствий возможной аварии пассажиры должны строго соблюдать правила поведения в поездах.
Чрезвычайные ситуации на станциях, в тоннелях, в вагонах метрополитена возникают в результате столкновения и схода с рельсов поездов, пожаров и взрывов, разрушения несущих конструкций эскалаторов, обнаружения в вагонах и на станциях посторонних предметов, которые могут быть отнесены к категории взрывоопасных, самовозгорающихся и токсичных веществ, а также в результате падения пассажиров с платформы на пути.
Автомобильный транспорт является источником повышенной опасности, а безопасность участников движения во многом зависит непосредственно от них самих.
Одним из правил безопасности является неукоснительное выполнение требований дорожных знаков. Если же вопреки принимаемым мерам не удается избежать дорожно-транспортного происшествия, то необходимо управлять машиной до последней возможности, принимая все меры для того, чтобы уйти от удара со встречным автомобилем, т.е. свернуть в кювет, кустарник или забор. Если же это неосуществимо - перевести лобовой удар в скользящий боковой. При этом нужно упереться ногами в пол, голову наклонить вперед между рук, напрягая все мышцы, упереться руками в рулевое колесо или переднюю панель.
Пассажир, находящийся на заднем сидении, должен закрыть голову руками и завалиться набок. Если рядом ребенок, крепко прижать его, накрыть собой и также упасть набок. Наиболее опасное место - переднее сидение, поэтому детям до 12 лет запрещается сидеть на нем.
Как правило, после удара двери заклинивает, и выходить приходится через окно. Машина, упавшая в воду, может некоторое время держаться на плаву. Выбираться из нее нужно через открытое окно. Оказав первую помощь, необходимо вызвать «скорую помощь» и ГИБДД.
При кораблекрушении по распоряжению капитана спасательная команда осуществляет посадку пассажиров в шлюпки и на плоты в следующей последовательности: вначале женщины и дети, раненые и старики, а затем - здоровые мужчины. В шлюпки загружается также питьевая вода, лекарства, продовольствие, одеяла и др.
Все плавучие средства со спасенными должны держаться вместе и, если есть возможность, плыть к берегу или к трассе прохождения пассажирских судов. Необходимо организовать дежурство по наблюдению за горизонтом, воздухом; пищу и воду расходовать экономно; нужно помнить, что человек без воды может прожить от трех до десяти суток, тогда как без пищи - более месяца.
Безопасность пассажиров самолета при авиационных техногенных авариях зависит не только от экипажа самолета, но и от пассажиров. Пассажиры обязаны занимать места согласно номерам, указанным в авиабилетах. Садиться в кресло следует так, чтобы в случае аварии не травмировать ноги. Для этого ноги необходимо упереть в пол, выдвинув их как можно дальше, но не под расположенное впереди кресло.
Заняв свое место, пассажир должен выяснить, где находятся аварийные выходы, медицинская аптечка, огнетушители и другое вспомогательное оборудование.
Если полет будет проходить над водой, то следует до взлета узнать, где находится спасательный жилет и как им пользоваться.
При взлете и посадке пассажир должен пристегнуть ремни безопасности. При аварийной посадке самолета эвакуация осуществляется через аварийные выходы по надувным трапам. Покинув самолет, следует быстро оказать помощь пострадавшим и не оставаться вблизи самолета.
Главные меры (усилия ) человека по борьбе с авариями и катастрофами должны быть направлены на их профилактику и предупреждение. Принятые меры либо полностью исключают, либо локализуют техногенные аварии и катастрофы. В основе таки мер лежит обеспечение надежности технологического процесса .
Основные меры обеспечения надежности функционирования объекта:
    выполнение требований государственных стандартов и строительных норм и правил, которые направлены на то, чтобы максимально исключить возможность аварии;
    жесткая производственная дисциплина. Точное выполнение технологических процессов. Использование оборудования в строгом соответствии с его техническим назначением;
    дублирование и увеличение запасов прочности важнейших элементов производства;
    чёткая организация службы инспекции контроля и безопасности;
    тщательный подбор кадров, повышение практических знаний в объёме выполняемой работы;
    оценка условий производства с точки зрения возможности возникновения аварии.
Таким образом, техногенные аварии представляют собой чрезвычайные происшествия, связанные с выходом из строя технологического оборудования, средств транспорта, зданий и сооружений, в результате чего возникает возможность загрязнения окружающей среды и гибель людей. Для борьбы с причинами возникновения техногенных аварий проводятся профилактические работы, направленные на ремонт оборудования, транспортных средств, зданий и сооружений, беседы с работниками производства и пассажирами. Для ликвидации последствий техногенных аварий проводятся спасательные мероприятия.

2. Аварии в коммунальных системах жизнеобеспечения
Подобные аварии происходят обычно в городах, где большое скопление людей, промышленных предприятий, установившийся ритм жизни. Поэтому любая подобная авария, даже устранимая и не всегда опасная, сама по себе может вызвать негативные последствия среди населения.
Существуют четыре группы аварий:
- на канализационных системах;
- на тепловых сетях;
- в системах водоснабжения;
- на коммунальных газопроводах.

2.1 Профилактика и ликвидация аварий на канализационных системах
Система канализации любого города является одной из наиболее важных инженерных коммуникаций. Любая аварийная ситуация, вызывающая нарушение рабочего режима канализационных трасс, может привести к возникновению существенных трудностей в жизнедеятельности населения, что грозит в свою очередь серьёзными финансовыми издержками.
Чаще всего аварии происходят на коллекторах, канализационных сетях. При их разрушении фекальные воды попадают в водопровод, что приводит к различным инфекционным и другим заболеваниям. В случае аварии на станции перекачки происходит переполнение резервуара сточной жидкостью, подъем ее уровня и излив наружу. Чтобы не затоплялась окружающая территория, нужно предусмотреть устройство каналов для сброса стоков из сети в пониженные участки местности. Они должны быть выбраны заранее и согласованы с органами санитарного надзора и рыбоохраны.
На канализационных станциях перекачки сточных вод очень важно иметь свой резервный электроагрегат или передвижную электростанцию, которые обеспечили бы минимальную потребность в электроэнергии. Токоприемное устройство надо подготовить так, чтобы можно было быстро переключиться на резервный источник тока.
Нередко поводом для таких аварий может послужить засор канализационных труб. Сточные воды до попадания в очистные сооружения содержат в себе большое количество разнообразных загрязнений, как органического, так и неорганического происхождения. Это жиры и масла, которые способны накапливаться на стенах труб, постепенно суживая их диаметр. Это ржавчина и накипь, песок и обрывки ветоши, случайно попавшие в канализацию тряпки и полиэтиленовые пакеты, которые оседают или застревают в местах поворотов канализационной трассы. Порой закупорка или засор канализации настолько серьёзная проблема, что устранить её собственными силами уже невозможно и тогда единственный путь – это звонок в аварийную службу. Но все мы прекрасно знаем, что многие проблемы можно предотвратить и профилактика всегда обходится дешевле, нежели ремонтно-восстановительные работы.
Совсем необязательно ждать того момента, когда закупорка или засор канализационного трубопровода перечеркнёт ваши планы и добавит новую статью расхода в вашем бюджете. Можно заключить договор на профилактическое обслуживание канализационных сетей, тем самым предупредить проблему и избежать авральных работ по ликвидации аварии.
В профилактическое обслуживание внутренней и наружной канализации входит обследование и видеодиагностика трубопроводов, что позволяет ещё на ранней стадии обнаружить и своевременно устранить накапливающиеся отложения в трубах, механические повреждения труб. Видеодиагностика канализационных труб проводится при помощи современного оборудования - проталкиваемой системы телеинспекции или робототехническими комплексами (в зависимости от диаметра трубы), которые позволяют получить качественные фото и видеоматериал, используемый в дальнейшем для составления технического заключения о состоянии канализационной трассы. В ходе сервисного обслуживания канализации, проводится гидродинамическая промывка труб: струями воды под высоким давлением успешно разрушаются отложения ила и песка, отмываются стены труб от жировых отложений, накипи и ржавчины. При необходимости применяется механическая прочистка канализации. Механическая прочистка трубопровода эффективна для ликвидации твёрдых отложений, её так же выгодно применять для трасс небольшой протяженности. Для механической прочистки используются прочистные машины ROTHENBERGEN, оснащенные спиралями и насадками различных диаметров. Конструкция спиралей и насадок при горизонтальном бурении позволяет проходить углы и изгибы трубопровода, при этом, не повреждая стенки труб и места их соединений. Так же, при сервисном профилактическом обслуживании канализационных трасс, производится замена или ремонт поврежденных или потенциально аварийных участков трубопровода. Периодичность обслуживания зависит от технического состояния трубопровода, объёма и характера стоков.
Комплексные профилактические работы по техническому обслуживанию системы канализации избавят население от аварий, очистит канализационные трубы до их исходного диаметра, предупредят возможные засоры и закупорки труб, значительно снизят рост и размножение болезнетворных бактерий в канализационных сетях. Это гарантия стабильности жизнедеятельности города и экономия средств, выделенных на ремонт инженерных коммуникаций.

2.2 Профилактика и ликвидация аварий на тепловых сетях
Как показывает опыт прошедших зим, аварии на теплотрассах, в котельных, на ТЭЦ и разводящих сетях стали настоящим бичом, головной болью многих руководителей. Прорыв любой теплотрассы – большая беда, а случается она, большей частью, в самые морозные дни, когда увеличиваются давление и температура воды.
Прокладка тепловых сетей на эстакадах, по стенам зданий экономически выгоднее и проще в обслуживании, но неприемлема в условиях города. Поэтому трубы приходится закапывать в землю или укладывать в специальные коллекторы.
В настоящее время большинство котельных работает на природном газе. Повреждение трубопроводов приводит к тому, что подача газа прекращается, работа останавливается. Чтобы этого не допустить, каждую котельную надо оборудовать так, чтобы она могла работать на нескольких видах топлива: жидком, газообразном и твердом. Переход с одного вида на другой должен проходить в минимальные сроки.
Прекращение подачи тепла приносит большой ущерб экономики, вследствие вынужденного простоя производственного оборудования и сокращения выпуска промышленной продукции. Аварийное отключение отопления ухудшает комфортные условия в жилых помещениях. Для ликвидации аварий непроизводительно отвлекается рабочая сила, затрачиваются дополнительные материалы, техника и капитальные средства. Новые и прошедшие капитальный ремонт сети после сдачи в промышленную эксплуатацию длительное время могут не обнаруживать скрытые дефекты, способные вызвать аварию. Во время эксплуатации происходит естественное старение оборудования, трубопроводов и контрольно-измерительной аппаратуры. Поэтому противоаварийная профилактика заключается в заблаговременном выявлении очагов разрушения.
Содержание сетей и тепловых пунктов в постоянной исправности возлагается на обходчиков тепловых сетей и абонентских вводов.
Обслуживание тепловых пунктов и местных систем осуществляется персоналом теплопотребляющих организаций, поэтому в обязанность обходчиков тепловых пунктов входит контроль за техническим состоянием оборудования и соблюдением режимов потребления тепла. Обнаруженные неисправности и нарушения норм потребления тепла обходчики отмечают в журнале теплового пункта, устанавливают сроки устранения неполадок и проверяют исполнение этих указаний.
Профилактический ремонт оборудования тепловых пунктов и местных систем теплоснабжения выполняет обслуживающий персонал пункта. Обслуживающий персонал должен хорошо понимать свои задачи и помнить, что от исправности различных устройств в насосных, в контрольно- распределительных и тепловых пунктах зависит надежность всей системы теплоснабжения. Например, некачественная теплоизоляция паропровода приводит к интенсивной конденсации пара, которая при неисправности дренажных устройств может вызвать гидравлические удары большой разрушительной силы. Поэтому дежурные обязаны тщательно следить за состоянием теплоизоляции; регулярно проверять свободное и плотное закрытие и открытие запорной и дренажной арматуры; своевременно смазывать графитовой смазкой движущиеся части механизмов, сальниковых уплотнений арматуры, компенсаторов и других элементов.
При плохом содержании подогревателей наблюдается постепенное уменьшение производительности и завышение температуры воды на выходе из теплообменника. Разладку работы подогревателей вызывают преимущественно отложения солей временной жесткости, содержащихся в водопроводной воде. Во время профилактических ремонтов необходимо своевременно удалять накипь из трубочек и принимать меры для уменьшения солеотложении, например регулярной настройкой регуляторов температуры на подогрев воды не свыше 50-55°С.
Статистика показывает, что основная масса аварий происходит из-за коррозии трубопроводов, разрыва сварных швов, просадки опор, разрушения компенсаторов, арматуры, фланцевых и сальниковых уплотнений. От плохого содержания сетей и нарушения режимов эксплуатации аварии возникают из-за замерзания воды в трубопроводах и дренажных устройствах. Частые аварии происходят в результате образования сквозных свищей, вызванных в 90% случаев разрыва труб наружной коррозией. В местах разрыва труб утонение толщины стенок доходит до 0,5-1 мм. Коррозия возникает в местах, где имеется доступ влаги к поверхности труб: при контакте с грунтом, со стенами камер и каналов, в опорных конструкциях. В каналах и камерах коррозию вызывает капель с перекрытий и холодных люков, затопление низа изоляции грунтовой водой. Коррозия - это скрытый процесс, поэтому ее профилактика заключается в регулярной проверке состояния изоляции, каналов и других элементов теплопроводов, от неисправности которых может возникнуть коррозия.
Антикоррозионная защита, применяемая в настоящее время, способна задержать коррозию трубопроводов на срок не более 1-2 года. При ненадежных антикоррозионных покрытиях необходимо уделять внимание быстрому высыханию теплоизоляции, что способствует отдалению сроков аварии от коррозии. Чаще всего сварные стыки разрываются на изгибах и в местах большого провисания труб. Перенапряжения сварных швов могут возникнуть от несоблюдения режимов прогрева трубопроводов, неправильного подбора компенсирующих устройств или от упирания в стенки каналов и ниш поворотов труб и плеч гибких компенсаторов. Большие продольные усилия, возникающие в защемленном трубопроводе, способны разрушить не только сварку стыков, но и закрепления неподвижных опор. Срывы неподвижных опор могут распространиться на большую длину сетей, вызывая поломку компенсаторов, ответвлений, арматуры.
Для предупреждения аварий необходимо периодически проверять расположение и закрепление опор, компенсаторов с замерами провисаний труб. При осмотре необходимо проверить достаточность зазоров между стенками каналов и поворотами труб для свободного температурного перемещения. Качество сварки исследуют лабораторным анализом, при необходимости швы усиливают или вырубают для переварки. Обновляемые сварные швы целесообразно размещать на расстоянии 0,2 м от опоры.

2.3 Профилактика и ликвидация аварий в системах водоснабжения
Наиболее часты аварии на разводящих сетях, насосных станциях, напорных башнях. Водозаборы, очистные сооружения, резервуары с чистой водой повреждаются реже.
Подача воды прекращается не только из-за аварии непосредственно на каком-либо трубо-проводе, но и при отключении электроэнергии, а резервный источник, как правило, отсутствует.
Подземные трубопроводы разрушаются во время землетрясений, оползней и, большей частью, от коррозии и ветхости. Наиболее уязвимы места соединений и вводов в здания.
Устойчивость работы системы водоснабжения заключается в том, чтобы в любых условиях обеспечить подачу необходимого количества воды. Для этого следует оборудовать определенное количество отключающих и переключающих устройств, обеспечивающих подачу воды в любой трубопровод, минуя поврежденный.
Одним из лучших способов повышения устойчивости водоснабжения предприятий является строительство на открытых источниках самостоятельных водозаборов. Отсюда вода может подаваться непосредственно в сеть объекта.
Водоводы и водопроводная сеть должны обеспечить бесперебойное и надежное снабжение потребителей водой, которая по своему качеству отвечает требованиям стандарта.
В задачи технической эксплуатации сети входят:
а) надзор за состоянием и сохранностью сети, сооружений, устройств и оборудования на ней, техническое содержание сети;
б) разработка мероприятий по совершенствованию системы подачи и распределения воды, а также мероприятий по предотвращению перерывов в подаче воды в неблагоприятно расположенные районы и микрорайоны при аварийных ситуациях, выполнение переключений на сети для установления режима работы системы оптимального при фактическом водопотреблении и его прогнозируемых изменениях в предстоящем периоде времени, подготовка информации по техническому состоянию сети, требуемой для проведения на персональных ЭВМ гидравлических и оптимизационных расчетов взаимодействия сети, насосных станций и регулирующих емкостей при нормальных и аварийных режимах работы системы, проведение натурных измерений расходов воды и давлений, сопоставление данных измерений с результатами расчетов для проверки соответствия расчетной схемы фактическому техническому состоянию системы и фактическому водопотреблению в период проведения натурных измерений;
в) планово-предупредительный и капитальный ремонты на сети, ликвидация аварий;
г) ведение технической документации и отчетности;
и т.д.................

Тема 6. Аварии на коммунально-энергетических системах
6.1. Коммунально-энергетическая система. Основные причины аварийности.

По классификации Российской академии естественных наук и Московского института пожарной безопасности коммунально-энергетические системы относятся к 5-му классу по основному виду опасности. К ним относятся:

1. Системы централизованного водоснабжения;

2. Системы централизованного газоснабжения;

3. Системы централизованного теплоснабжения;

4. Системы централизованного электроснабжения;

5. Системы канализации.
Коммунально-энергетическая система занимает одно из основных мест в топливно-энергетической структуре нашей страны. На долю этого сектора приходится порядка одной трети всей тепловой энергии, которая вырабатывается в стране, а также порядка 13% всей электрической энергии. Вся эта энергия в той или иной степени потребляется системами содержания и эксплуатации предприятий электроснабжения, теплоснабжения и освещения населенных пунктов, а также системой обеспечения водоснабжения.

Конечная цель системы энергоснабжения потребителя - это постоянное и бесперебойное воссоздание естественной среды обитания человека. Это и горячее водоснабжение жилых помещений, и отопление, и освещение.

Разделение энергетики на «большую энергетику» и «отраслевую» также предполагает выделение такого вида, как коммунальная. На самом деле это разделение весьма условно, поскольку вся разница состоит лишь в параметрах и масштабах воспроизводства такой энергии, статусах государственной иерархии и отраслевой принадлежности.

Коммунальный сектор производит подавляющую долю тепловой энергетики на ее же источниках. При этом функционирование всех элементов осуществляется на основе достаточно скромного потенциала энергоносителей - их средние температуры составляют 350 0 С, давление 3 МПа, напряжение до 35 кВт. Также коммунальная энергетика несет достаточно важную социальную нагрузку, ведь именно она обеспечивает эффективное обслуживание конечного потребителя - населения, которое находится в жилых микрорайонах , жилых и общественных зданиях, сельских населенных пунктах.


В сфере жилищно-коммунальных услуг сегодня задействовано около 4200 предприятий коммунальной энергетики, эксплуатирующих около 2370 водопроводных и 1050 канализационных насосных станций, 138 тыс. трансформаторных подстанций, более 70 тыс. муниципальных котельных, 150 тыс. км теплосетей, около 400 тыс. км воздушных и кабельных электросетей, 373 тыс. км водопроводных сетей, канализационных - около 105 тыс. км.

На объектах коммунального хозяйства ежегодно происходит более 120 крупных аварий, материальный ущерб исчисляется десятками миллиардов рублей.

В последние годы каждая вторая авария случалась на сетях и объектах теплоснабжения, каждая пятая - на сетях водоснабжения и канализации.
Аварии в коммунальных системах жизнеобеспечения в основном происходят в городах и крупных поселках, где наблюдается большое скопление людей, промышленных предприятий. Эти аварии в нашей жизни стали обыденным явлением. Что там авария теплосети или электроснабжения в отдельном доме, предприятии. Теперь "замерзают" целые города.
на объектах жилищно-коммунального хозяйства показывает, что аварии происходят:

Из-за ветхости сетей, некачественной подготовки инженерной инфраструктуры к отопительному сезону - 36%;

Из-за несоблюдения правил технической эксплуатации теплоэнергетического оборудования, неквалифицированных действий обслуживающего персонала – 32%;

Вследствие стихийных бедствий – 21%;

Другие причины (несанкционированное отключение электроэнергии, взрывы газа, пожары и т.п.) – 11%.

Помимо материального ущерба такие аварии наносят серьезный моральный ущерб и имеют негативные последствия среди населения.

Аварии на коммунально-энергетических системах жизнеобеспечения редко приводят к человеческим жертвам, но создают сложности в жизнедеятельности человека, особенно в зимний период, при авариях на тепловом, водном или электрическом оборудовании.

Можно выделить пять групп аварий:

В системах водоснабжения;

На канализационных системах (водоотведения);

На системах газоснабжения;

На сетях электроснабжения;

На системах теплоснабжения.
6.2. Аварии в системах водоснабжения.

При оценке элементов городской системы водоснабжения с точки зрения возможности ее повреждения от воздействия различного вида поражающих факторов необходимо исходить из следующего: наиболее легко повреждаются и разрушаются наземные здания и сооружения водопроводной системы (насосные станции, напорные башни, павильоны артезианских скважин и др.). Водозаборные устройства, очистные сооружения, резервуары с чистой водой , как правило размещаются в частично или полностью заглубленных помещениях, и поэтому повреждаются реже.

Разрушение отдельных сооружений системы водоснабжения могут привести к полному или частичному прекращению подачи воды в разводящую сеть.

Аварии в системах водоснабжения нарушают обеспечение населения водой или делают воду непригодной для питья.

Подача воды прекращается не только из-за аварии непосредственно на каком-либо трубопроводе, но и при отключении электроэнергии, а резервный источник, как правило, отсутствует.

Подземные трубопроводы разрушаются во время землетрясений, оползней и, большей частью, от коррозии и ветхости (рис. 6.1). Наиболее уязвимы места соединений и вводов в здания.

Рис. 6.1. Разрыв трубопровода высокого давления
Крупные аварии с системе водоснабжения могут привести большой материальный ущерб, если не принять мер по их локализации и ликвидации. При этом крупные аварии носят комплексный характер: повреждение водопровода может повлечь затопление подвалов, где установлено электрооборудование и приборы энергоснабжения, отключение энергопитания может привести к остановке производственного процесса и т.д.

Устойчивость работы системы водоснабжения заключается в том, чтобы в любых условиях обеспечить подачу необходимого количества воды. Для этого следует оборудовать определенное количество отключающих и переключающих устройств, обеспечивающих подачу воды в любой трубопровод, минуя поврежденный.

Аварии на канализационных сетях устраняются отключением поврежденных участков и отводом сточных вод. Разрушение канализационной сети может вызвать затопление подвалов, убежищ и укрытий. Для отключения разрушенного участка канализационной сети трубы, выходящие из колодца в сторону разрушенного участка, закрывают с помощью пробок, заглушек или щитами. Канализационные воды отводят устройством перепусков по поверхности, а также путем сброса вод с аварийных участков в систему ливневой канализации или ближайшие низкие участка местности.

Аварии на транспорте

Сегодня любой вид транспорта представляет потенциальную опасность. Технический прогресс снизил степень безопасности жизнедеятельности человека.

Транспортная авария (ТА) - авария на транспорте, повлекшая за собой гибель людей, причинение пострадавшим тяжелых телесных повреждений, уничтожение и повреждение транспортных сооружений и средств или ущерб окружающей природной среде. Обычно ТА различают по видам транспорта:

Железнодорожная авария;

Авиационная катастрофа;

Дорожно-транспортное происшествие (ДТП);

Аварии на водном транспорте и др.

Поражающие факторы, сопровождающие все ТА, зависят как от вида транспорта, так и от вида транспортируемого груза .

Чрезвычайные ситуации на железной дороге могут вызвать столкновения поездов, их сход с рельсов, пожары и взрывы.

ЧС на железнодорожном транспорте приводят к травмированию и гибели людей, повреждению и уничтожению материальных ценностей, нанесению ущерба окружающей природной среде.

Поражающими факторами во время пожара в пассажирском поезде являются: дым, открытый огонь, высокая температура, отравляющие вещества, возникающие в процессе горения, а также удары о конструкции вагонов, что может привести к ушибам, переломам или гибели пассажиров .

Чаще всего в результате ДТП транспортные средства резко останавливаются после удара или опрокидывания; деформируются, происходит заклинивание дверей, нередки пожары, взрывы, выбросы опасных веществ. Транспортное средство с людьми может оказаться в воде, в лавине, селевом потоке и т.д.

Основными факторами травмирования и гибели людей при ЧС на авиатранспорте являются силы, возникающие при ударе воздушного судна при падении, пожар, взрыв, отравляющие газы, декомпрессия .

Чрезвычайные ситуации на станциях, в тоннелях, в вагонах метрополитена возникают в результате столкновения и схода с рельсов поездов, пожаров и взрывов, разрушения несущих конструкций эскалаторов, обнаружения в вагонах и на станциях посторонних предметов, которые могут быть отнесены к категории взрывоопасных, самовозгорающихся и токсичных веществ, а также падения пассажиров с платформы на пути .

Для того чтобы сократить число ЧС на транспорте и их последствия, необходимо знать и строго соблюдать требования по эксплуатации транспортных средств, правила дорожного движения, правила поведения пешеходов и пассажиров, уметь действовать в случае возникновения ЧС на транспорте .

Аварии на гидротехнических сооружениях

Гидротехнические сооружения - это гидроэлектростанции (ГЭС), дамбы, шлюзы, объекты для забора воды для водоснабжения и орошения, объекты рыбозащиты и др.

Весьма опасно разрушение плотин, так как при этом действуют два фактора: волна прорыва и зона затопления, каждый из которых представляет опасность для людей.

Разрушительное действие волны прорыва заключается в движении больших масс воды с высокой скоростью и таранного действия всего того, что перемещается вместе с водой (камни, доски, бревна, различные конструкции).

Высота и скорость волны прорыва зависят от гидрологических и топографических условий реки .

Поражающее действие волны прорыва гидродинамического объекта связано с распространением с большой скоростью воды, создающей угрозу возникновения техногенной чрезвычайной ситуации.

Поражающий фактор -- волна прорыва гидротехнического сооружения. Параметр поражающего воздействия - скорость волны прорыва, глубина волны прорыва, температура воды, время существования волны прорыва. Минимальные значения параметров поражающего воздействия волны прорыва, которые сохраняют поражающий эффект: статистическое давление потока воды не менее 0,2 кг/см2 (20 кПа), с продолжительностью действия не менее 0,25 ч и скоростью потока не менее 2 м/с.

Характер воздействия поражающего фактора определяется гидродинамическим давлением потока воды, уровнем и временем затопления, деформацией речного русла, загрязнением гидросферы, почв, фунтов, размыванием и переносом фунтов.

Объектами поражающего воздействия волны прорыва могут быть: население, городские и сельские строения, сельскохозяйственные и промышленные объекты, элементы инфраструктуры, домашние и дикие животные, окружающая природная среда.

Показателями последствий поражающего воздействия волны прорыва являются: число погибших, пораженных и пострадавших людей, время поражающего воздействия (мин., ч, сут.); площадь зоны воздействия (км2); площадь зоны отселения (эвакуации); затраты на проведение аварийно-спасательных работ; экономический ущерб; социальный ущерб; экологический ущерб.

Причинами прорыва гидротехнического или естественного сооружения могут быть следующие техногенные факторы: разрушение конструкций сооружения, эксплуатационно-технические аварии, нарушение режима водосбора и др.

Характер и масштабы поражающего действия волны прорыва определяются:

· резким изменением уровня воды в нижнем и верхнем бьефах при разрушении напорного фронта сооружения;

· ударным действием масс воды, перемещающихся с большой скоростью;

· ослаблением прочностных характеристик грунта в основании сооружений вследствие фильтрации и насыщения его водой;

· размывом и перемещением больших масс грунта;

· перемещением с большими скоростями обломков разрушенных зданий и сооружений и их таранного воздействия;

· объемом перемещаемых вод .

Аварии на объектах коммунального хозяйства

Наиболее распространенными являются аварии в системах водоснабжения, канализации, газо-, энерго- и теплоснабжения.

Каждая вторая авария происходит на сетях и объектах теплоснабжения. Каждая пятая авария случается на сетях водоснабжения и канализации .

Увеличение аварийности связано с низким уровнем подготовки систем жизнеобеспечения и эксплуатации в холодный период года, необеспеченностью запасами топлива для котельных, дизельных электростанций и других коммунальных объектов, со значительным физическим износом основных фондов коммунальной инженерной инфраструктуры городов .



Понравилась статья? Поделиться с друзьями: