Федеральный закон 110 фз от 05.05. Электронные деньги. Глава v. заключительные положения

… Федеральный закон от 05.05.2014 № 110-ФЗ направлен на снижение рисков использования неперсонифицированных (анонимных) средств платежа в целях противодействия финансированию терроризма и легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путём.

Федеральным законом от 05.05.2014 № 110-ФЗ вводится понятие «упрощённая идентификация клиента – физического лица», а также определяются условия и способы проведения такой идентификации, уточняются случаи, когда идентификация и упрощённая идентификация клиента – физического лица не проводятся.

Федеральный закон от 5 мая 2014 г. N 110-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» от 05.05.2014

Вводится запрет на использование клиентом – физическим лицом, не прошедшим упрощённую идентификацию, неперсонифицированного электронного средства платежа для осуществления перевода электронных денежных средств другому физическому лицу либо для получения переводимых электронных денежных средств от другого физического лица.

Основная цель - борьба с терроризмом.

1.4. Идентификация клиента - физического лица, представителя клиента, выгодоприобретателя и бенефициарного владельца, а также упрощенная идентификация клиента - физического лица не проводится при осуществлении кредитными организациями, в том числе с привлечением банковских платежных агентов, перевода денежных средств без открытия банковского счета, в том числе электронных денежных средств, в пользу юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в целях оплаты реализуемых товаров, выполняемых работ, оказываемых услуг, использования результатов интеллектуальной деятельности или средств индивидуализации, в пользу органов государственной власти и органов местного самоуправления, учреждений, находящихся в их ведении, получающих денежные средства плательщика в рамках выполнения ими функций, установленных законодательством Российской Федерации, а также при предоставлении клиентом - физическим лицом кредитной организации денежных средств в целях увеличения остатка электронных денежных средств, если сумма денежных средств не превышает 15 000 рублей либо сумму в иностранной валюте, эквивалентную 15 000 рублей, за исключением случаев, если получателем переводимых денежных средств является физическое лицо, некоммерческая организация (кроме религиозных и благотворительных организаций, зарегистрированных в установленном порядке) либо организация, созданная за пределами территории Российской Федерации, а также если у работников кредитной организации, банковских платежных агентов возникают подозрения, что указанная операция осуществляется в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма.

И как вы думаете кто попал в список подозреваемых? Трудно поверить, но это факт- ТСЖ/ЖСК- некоммерческая организация.
Банки повсеместно закрывают терминалы… В моем доме с утра закрыта возможность оплаты за ЖКУ в ТСЖ наличными через терминал Банка. И думаю не только в моем…

Кто до этого додумался??? Кому это нужно? Это просто очередной ляп или злоумышление…?

Наверное, разберутся, наверное, дадут разъяснения…

Но, как водится, крайними оказались те, кто к народу ближе: Управляющие, Председатели Правления… До Бога высоко, до Царя Далеко… а мы вот они..рядом… и …если разбираться будут долго, то возникнут задежки по оплате подрядным организациям и РСО…

Как же так можно, господа Законодатели? Это очередной ляп или неправильное прочтение закона исполнителями?

А у меня нет слов, только одни чувства…

В цикле статей, посвященных электронным деньгам, я постараюсь ответить на вопрос о том, что такое электронные деньги, а также дать юридическую оценку по вопросам обращения с электронными деньгами.

С использованием информации из информационных систем органов государственной власти, Пенсионного фонда Российской Федерации, Федерального фонда обязательного медицинского страхования и (или) государственной информационной системы, определенной Правительством Российской Федерации;

с использованием единой системы идентификации и аутентификации при использовании усиленной квалифицированной электронной подписи или простой электронной подписи при условии, что при выдаче ключа простой электронной подписи личность физического лица установлена при личном приеме .

ведена процедура упрощенной идентификации. Ее будут проходить физлица в определенных законом случаях. Устанавливаются ФИО , серия и номер документа, удостоверяющего личность . Достоверность данных можно подтвердить разными способами. Например, предъявить оригиналы документов, проверить сведения в системах госорганов и государственных внебюджетных фондов. Определены способы такой процедуры;

лицам, прошедшим упрощенную идентификацию, разрешено проводить анонимные платежи в пользу юридических лиц и ИП со следующими ограничениями:

  • остаток электронных денег (в любой момент) должен составлять не менее 60 000 рублей;

    общая сумма неперсонифицированных электронных платежей за месяц - 200 000 рублей;

    между физлицами, не прошедшими упрощенную идентификацию, такие платежи запрещены;

    общая сумма, которую можно переводить с использованием 1-го неперсонифицированного электронного средства платежа в течение 1 месяца, осталась прежней - 40 000 рублей.

над некоммерческими организациями установлен более жесткий контроль. Будут следить за следующими операциями. Получение денег (имущества) на сумму от 100 000 рублей (в т. ч. в иностранной валюте) от других государств, международных и иностранных организаций, иностранцев и апатридов. Расходование этих средств (имущества);

как и ранее, переводить электронные деньги можно и без идентификации клиента-физлица. При этом остаток (в любой момент) не должен превышать 15 000 рублей.

Федеральный закон от 5 мая 2014 г. N 110-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"

Принят Государственной Думой 22 апреля 2014 года Одобрен Советом Федерации 29 апреля 2014 года Статья 1 Внести в Федеральный закон от 7 августа 2001 года N 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2001, N 33, ст. 3418; 2002, N 30, ст. 3029; N 44, ст. 4296; 2004, N 31, ст. 3224; 2006, N 31, ст. 3446, 3452; 2007, N 16, ст. 1831; N 31, ст. 3993, 4011; N 49, ст. 6036; 2009, N 23, ст. 2776; 2010, N 30, ст. 4007; N 31, ст. 4166; 2011, N 27, ст. 3873; N 46, ст. 6406; 2012, N 30, ст. 4172; 2013, N 26, ст. 3207; N 44, ст. 5641; N 52, ст. 6968) следующие изменения: 1) статью 3 дополнить абзацами следующего содержания: "упрощенная идентификация клиента - физического лица (далее также - упрощенная идентификация) - осуществляемая в случаях, установленных настоящим Федеральным законом, совокупность мероприятий по установлению в отношении клиента - физического лица фамилии, имени, отчества (если иное не вытекает из закона или национального обычая), серии и номера документа, удостоверяющего личность , и подтверждению достоверности этих сведений одним из следующих способов: с использованием оригиналов документов и (или) надлежащим образом заверенных копий документов; с использованием информации из информационных систем органов государственной власти , Пенсионного фонда Российской Федерации, Федерального фонда обязательного медицинского страхования и (или) государственной информационной системы, определенной Правительством Российской Федерации; с использованием единой системы идентификации и аутентификации при использовании усиленной квалифицированной электронной подписи или простой электронной подписи при условии , что при выдаче ключа простой электронной подписи личность физического лица установлена при личном приеме."; 2) пункт 1.2 статьи 6 изложить в следующей редакции: "1.2. Операция по получению некоммерческой организацией денежных средств и (или) иного имущества от иностранных государств, международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства, а равно по расходованию денежных средств и (или) иного имущества указанной организацией подлежит обязательному контролю, если сумма, на которую совершается данная операция , равна или превышает 100 000 рублей либо равна сумме в иностранной валюте, эквивалентной 100 000 рублей, или превышает ее."; 3) в статье 7: а) абзац второй подпункта 1 пункта 1 дополнить словами ", а в случаях, предусмотренных пунктами 1.11 и 1.12 настоящей статьи, фамилию, имя, а также отчество (если иное не вытекает из закона или национального обычая), серию и номер документа, удостоверяющего личность, а также иную информацию, позволяющую подтвердить указанные сведения "; б) пункт 1.4 изложить в следующей редакции: "1.4. Идентификация клиента - физического лица, представителя клиента, выгодоприобретателя и бенефициарного владельца, а также упрощенная идентификация клиента - физического лица не проводится при осуществлении кредитными организациями, в том числе с привлечением банковских платежных агентов, перевода денежных средств без открытия банковского счета, в том числе электронных денежных средств, в пользу юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в целях оплаты реализуемых товаров, выполняемых работ, оказываемых услуг, использования результатов интеллектуальной деятельности или средств индивидуализации, в пользу органов государственной власти и органов местного самоуправления, учреждений, находящихся в их ведении, получающих денежные средства плательщика в рамках выполнения ими функций, установленных законодательством Российской Федерации, а также при предоставлении клиентом - физическим лицом кредитной организации денежных средств в целях увеличения остатка электронных денежных средств, если сумма денежных средств не превышает 15 000 рублей либо сумму в иностранной валюте, эквивалентную 15 000 рублей, за исключением случаев, если получателем переводимых денежных средств является физическое лицо, некоммерческая организация (кроме религиозных и благотворительных организаций, зарегистрированных в установленном порядке) либо организация, созданная за пределами территории Российской Федерации, а также если у работников кредитной организации, банковских платежных агентов возникают подозрения, что указанная операция осуществляется в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма. При осуществлении кредитными организациями, в том числе с привлечением банковских платежных агентов, перевода денежных средств без открытия банковского счета, в том числе электронных денежных средств, в целях оплаты товаров (работ, услуг), включенных в перечень товаров (работ, услуг), определенный Правительством Российской Федерации, в оплату которых платежный агент не вправе принимать платежи физических лиц, идентификация клиента - физического лица проводится независимо от суммы перевода."; в) пункт 1.5 изложить в следующей редакции: "1.5. Кредитная организация вправе поручать на основании договора, в том числе многостороннего (включая правила платежной системы), другой кредитной организации, организации федеральной почтовой связи, банковскому платежному агенту, оператору связи, имеющему право самостоятельно оказывать услуги подвижной радиотелефонной связи, удостоверяющему центру, аккредитованному в порядке, установленном Федеральным законом от 6 апреля 2011 года N 63-ФЗ "Об электронной подписи", проведение идентификации или упрощенной идентификации клиента - физического лица в целях осуществления перевода денежных средств без открытия банковского счета, в том числе электронных денежных средств, а также предоставления указанному клиенту - физическому лицу электронного средства платежа."; г) пункт 1.6 после слова "идентификации" дополнить словами "или упрощенной идентификации"; д) пункт 1.7 изложить в следующей редакции: "1.7. Кредитные организации, организации федеральной почтовой связи , операторы связи, имеющие право самостоятельно оказывать услуги подвижной радиотелефонной связи, удостоверяющий центр, аккредитованный в порядке, установленном Федеральным законом от 6 апреля 2011 года N 63-ФЗ "Об электронной подписи", которым поручено проведение идентификации или упрощенной идентификации, несут ответственность за несоблюдение установленных требований по идентификации или упрощенной идентификации в соответствии с настоящим Федеральным законом и иными федеральными законами. Банковские платежные агенты несут ответственность за несоблюдение установленных требований по идентификации или упрощенной идентификации в соответствии с договором, заключенным с кредитной организацией."; е) пункт 1.8 после слова "идентификации" дополнить словами "или упрощенной идентификации"; ж) пункт 1.9 после слова "идентификации" дополнить словами "или упрощенной идентификации"; з) пункт 1.10 дополнить словами "или упрощенной идентификации"; и) дополнить пунктами 1.11 - 1.13 следующего содержания: "1.11. Упрощенная идентификация клиента - физического лица может быть проведена при осуществлении перевода денежных средств по поручению клиента - физического лица без открытия банковского счета, в том числе электронных денежных средств, а также при предоставлении клиенту - физическому лицу электронного средства платежа. Упрощенная идентификация клиента - физического лица проводится только при одновременном наличии следующих условий: операция не подлежит обязательному контролю в соответствии со статьей 6 настоящего Федерального закона и в отношении клиента -физического лица отсутствуют полученные в установленном в соответствии с настоящим Федеральным законом порядке сведения о его причастности к экстремистской деятельности или терроризму; у работников организации, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом, отсутствуют подозрения в том, что целью клиента - физического лица является совершение операций в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма; операция не имеет запутанного или необычного характера, свидетельствующего об отсутствии очевидного экономического смысла или очевидной законной цели, и совершение указанной операции не дает оснований полагать , что целью ее осуществления является уклонение от процедур обязательного контроля, предусмотренных настоящим Федеральным законом. В случае возникновения сомнений в достоверности сведений, представленных клиентом - физическим лицом в рамках проведения упрощенной идентификации, а равно в случае возникновения подозрений в том, что операция осуществляется в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма, организация, осуществляющая операции с денежными средствами или иным имуществом, обязана провести идентификацию указанного клиента в порядке, определенном пунктом 1 настоящей статьи. 1.12. При предоставлении клиенту - физическому лицу электронного средства платежа упрощенная идентификация клиента - физического лица проводится одним из следующих способов: 1) посредством личного представления клиентом - физическим лицом оригиналов документов и (или) надлежащим образом заверенных копий документов; 2) посредством направления клиентом - физическим лицом кредитной организации, в том числе в электронном виде, следующих сведений о себе: фамилии, имени, отчества (если иное не вытекает из закона или национального обычая), серии и номера документа, удостоверяющего личность, страхового номера индивидуального лицевого счета застрахованного лица в системе персонифицированного учета Пенсионного фонда Российской Федерации, и (или) идентификационного номера налогоплательщика, и (или) номера полиса обязательного медицинского страхования застрахованного лица, а также абонентского номера клиента - физического лица, пользующегося услугами подвижной радиотелефонной связи; 3) посредством прохождения клиентом - физическим лицом авторизации в единой системе идентификации и аутентификации при использовании усиленной квалифицированной электронной подписи или простой электронной подписи при условии, что при выдаче ключа простой электронной подписи личность физического лица установлена при личном приеме, с указанием следующих сведений о себе: фамилии, имени, отчества (если иное не вытекает из закона или национального обычая), страхового номера индивидуального лицевого счета застрахованного лица в системе персонифицированного учета Пенсионного фонда Российской Федерации. 1.13. В случае получения, в том числе с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия, из информационных систем органов государственной власти, Пенсионного фонда Российской Федерации, Федерального фонда обязательного медицинского страхования и (или) государственной информационной системы, определенной Правительством Российской Федерации, подтверждения совпадения сведений, указанных в подпункте 2 пункта 1.12 настоящей статьи, со сведениями в указанных информационных системах, а также при подтверждении клиентом - физическим лицом получения на указанный им абонентский номер подвижной радиотелефонной связи информации, обеспечивающей использование электронного средства платежа, клиент - физическое лицо [в сфере деятельности инвестиционных фондов] считается прошедшим процедуру упрощенной идентификации в целях осуществления перевода денежных средств без открытия банковского счета, в том числе электронных денежных средств, а также предоставления указанному клиенту - физическому лицу электронного средства платежа.". Статья 2 Статью 4 Федерального закона от 3 июня 2009 года N 103-ФЗ "О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2009, N 23, ст. 2758; 2011, N 27, ст. 3873) дополнить частью 2.1 следующего содержания: "2.1. Платежный агент не вправе принимать денежные средства в пользу кредитных организаций.". Статья 3 Внести в Федеральный закон от 27 июня 2011 года N 161-ФЗ "О национальной платежной системе" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, N 27, ст. 3872; 2013, N 52, ст. 6968) следующие изменения: 1) пункты 4 и 5 статьи 3 изложить в следующей редакции: "4) банковский платежный агент - юридическое лицо, не являющееся кредитной организацией, или индивидуальный предприниматель , которые привлекаются кредитной организацией в целях осуществления отдельных банковских операций; 5) банковский платежный субагент - юридическое лицо , не являющееся кредитной организацией, или индивидуальный предприниматель, которые привлекаются банковским платежным агентом в целях осуществления отдельных банковских операций;"; 2) статью 7 дополнить частью 8.1 следующего содержания: "8.1. При переводе электронных денежных средств клиент - физическое лицо может выступать плательщиком в пользу юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, а также при условии использования клиентом - физическим лицом электронного средства платежа, указанного в части 2 статьи 10 настоящего Федерального закона, либо при условии проведения упрощенной идентификации указанного физического лица вправе переводить денежные средства другому физическому лицу - получателю денежных средств."; 3) в статье 10: а) часть 1 после слов "идентификации клиента" дополнить словами ", упрощенной идентификации клиента - физического лица"; б) часть 4 после слов "не превышает 15 тысяч рублей" дополнить словами ", за исключением случая, предусмотренного частью 5.1 настоящей статьи"; в) часть 5 дополнить словами ", за исключением случая, предусмотренного частью 5.1 настоящей статьи"; г) дополнить частями 5.1 - 5.3 следующего содержания: "5.1. В случае проведения оператором электронных денежных средств упрощенной идентификации клиента - физического лица в соответствии с Федеральным законом от 7 августа 2001 года N 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" использование неперсонифицированного электронного средства платежа может осуществляться клиентом - физическим лицом для перевода электронных денежных средств в пользу юридических лиц, индивидуальных предпринимателей при условии, что остаток электронных денежных средств в любой момент не превышает 60 тысяч рублей, а общая сумма переводимых электронных денежных средств с использованием такого неперсонифицированного электронного средства платежа не превышает 200 тысяч рублей в течение календарного месяца. 5.2. Неперсонифицированное электронное средство платежа не может использоваться клиентом - физическим лицом, не прошедшим упрощенную идентификацию, для осуществления перевода электронных денежных средств другому физическому лицу либо для получения переводимых электронных денежных средств от другого физического лица. 5.3. Оператор электронных денежных средств при проведении упрощенной идентификации клиента - физического лица в соответствии с Федеральным законом от 7 августа 2001 года N 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" обязан предоставить клиенту - физическому лицу возможность выбора любого из предусмотренных указанным Федеральным законом способов упрощенной идентификации, а также предоставить указанному клиенту информацию, обеспечивающую использование электронного средства платежа."; 4) в статье 14: а) пункт 3 части 1 изложить в следующей редакции: "3) для проведения в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма идентификации или упрощенной идентификации клиента - физического лица в целях осуществления перевода денежных средств без открытия банковского счета, в том числе электронных денежных средств, а также предоставления указанному клиенту - физическому лицу электронного средства платежа."; б) пункт 2 части 3 изложить в следующей редакции: "2) проведении банковским платежным агентом в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма идентификации или упрощенной идентификации клиента - физического лица в целях осуществления перевода денежных средств без открытия банковского счета, в том числе электронных денежных средств, а также предоставления указанному клиенту - физическому лицу электронного средства платежа;". Статья 4 Внести в пункт 2 статьи 1 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 403-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О национальной платежной системе" и Федеральный закон "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, N 52, ст. 6968) следующие изменения: 1) подпункт "а" изложить в следующей редакции: "а) часть 2 изложить в следующей редакции: "2. Клиент - физическое лицо может предоставлять денежные средства оператору электронных денежных средств с использованием банковского счета или без использования банковского счета, а также за счет денежных средств, предоставляемых юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями оператору электронных денежных средств в пользу такого клиента - физического лица, если договором между оператором электронных денежных средств и клиентом - физическим лицом предусмотрена такая возможность.";"; 2) подпункт "д" изложить в следующей редакции: "д) часть 9 изложить в следующей редакции: "9. При переводе электронных денежных средств заменить словами "перед кредитной организацией"; 4) в абзаце втором подпункта "м" слова "перед оператором электронных денежных средств" заменить словами "перед кредитной организацией". Статья 5 1. Настоящий Федеральный закон вступает в силу по истечении десяти дней после дня его официального опубликования, за исключением абзаца четвертого подпункта "г" пункта 3 статьи 3 настоящего Федерального закона. 2. Абзац четвертый подпункта "г" пункта 3 статьи 3 настоящего Федерального закона вступает в силу 1 ноября 2014 года. 3. Операторы информационных систем органов государственной власти, Пенсионного фонда Российской Федерации, Федерального фонда обязательного медицинского страхования, государственной информационной системы, определенной Правительством Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 7 августа 2001 года N 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" (в редакции настоящего Федерального закона), оператор единой системы идентификации и аутентификации в срок до 1 октября 2014 года в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, обязаны безвозмездно обеспечить возможность использования кредитными организациями соответствующих информационных систем в целях осуществления ими упрощенной идентификации клиентов - физических лиц в соответствии с требованиями Федерального закона от 7 августа 2001 года N 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" (в редакции настоящего Федерального закона). Президент Российской Федерации В. Путин Москва, Кремль 5 мая 2014 года N 110-ФЗ

Обзор документа

Усилен контроль за онлайн-платежами.
Внесены поправки о неперсонифицированных электронных платежах. Основная цель - оригиналы документов, проверить сведения в системах госорганов и государственных внебюджетных фондов. Определены способы такой процедуры .
Лицам, прошедшим упрощенную идентификацию, разрешено проводить анонимные платежи в пользу юрлиц и ИП со следующими ограничениями. Остаток электронных денег (в любой момент) должен составлять не менее 60 тыс. руб., а общая сумма неперсонифицированных электронных платежей за месяц - 200 тыс. руб. Между физлицами, не прошедшими упрощенную идентификацию, такие платежи запрещены.
Общая сумма, которую можно переводить с использованием 1-го неперсонифицированного электронного средства платежа в течение 1 месяца, осталась прежней - 40 тыс. руб.
Над некоммерческими организациями установлен более жесткий контроль. Будут следить за следующими операциями. Получение денег (имущества) на сумму от 100 тыс. руб. (в т. ч. в инвалюте) от других государств, международных и иностранных организаций, иностранцев и апатридов. Расходование этих средств (имущества).
Федеральный закон вступает в силу по истечении 10 дней после даты его официального опубликования, за исключением отдельных положений, для которых предусмотрены иные сроки.

"упрощенная идентификация клиента - физического лица (далее также - упрощенная идентификация) - осуществляемая в случаях, установленных настоящим Федеральным законом, совокупность мероприятий по установлению в отношении клиента - физического лица фамилии, имени, отчества (если иное не вытекает из закона или национального обычая), серии и номера документа, удостоверяющего личность, и подтверждению достоверности этих сведений одним из следующих способов:

Судебная практика и законодательство - 110-ФЗ О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации

Внесены исправления в документ, связанные с необходимостью проводить идентификацию кредитными и страховыми организациями (во исполнение Федерального закона Российской Федерации от 5 мая 2014 г. N 110-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" и Федерального закона от 4 июня 2014 г. N 149-ФЗ "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "Об организации страхового дела в Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации")


ИЗВЕЩЕНИЕ
О применении Единой системы идентификации и аутентификации
с целью исполнения требований
Федерального закона Российской Федерации от 5 мая 2014 г. №110-ФЗ

Во исполнение требований пункта 3 статьи 5 Федерального закона от 5 мая 2014 г. №110-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - Федеральный Закон №110-ФЗ) Минкомсвязью России обеспечена возможность использования кредитными организациями Единой системы идентификации и аутентификации (далее - ЕСИА) в целях осуществления ими упрощенной идентификации клиентов - физических лиц в соответствии с абзацем четвертым пункта 1 статьи 1 Федерального Закона №110-ФЗ.

Настоящее письмо разъясняет порядок подключения к ЕСИА и порядок ее применения информационными системами организаций, осуществляющих упрощенную идентификацию клиентов в соответствии с Федеральным Законом №110 (далее - Участники), производимого в соответствии с Регламентом информационного взаимодействия Участников с Оператором ЕСИА и Оператором эксплуатации инфраструктуры электронного правительства версии 2.3 (далее - Регламент). Регламент размещён по ссылке .

В соответствии с пунктом 1.11 статьи 7 Федерального закона №110-ФЗ упрощенная идентификация клиента - физического лица может быть проведена при осуществлении перевода денежных средств по поручению клиента - физического лица без открытия банковского счета, в том числе электронных денежных средств, а также при предоставлении клиенту - физическому лицу электронного средства платежа (далее - банковские операции). Сценарий прохождения упрощенной идентификации с использованием ЕСИА представляет собой выполнение клиентом - физическим лицом следующей процедуры:

  1. Клиент - физическое лицо в информационной системе кредитной организации осуществляет действия по подготовке к совершению банковской операции;
  2. В случае если клиентом - физическим лицом выбран способ упрощённой идентификации посредством ЕСИА, он переадресовывается из информационной системы кредитной организации на страницу аутентификации в ЕСИА (https://esia.gosuslugi.ru/idp/authn/CommonLogin);
  3. Пользователь выполняет идентификацию и аутентификацию посредством ввода логина и пароля (простая электронная подпись), либо квалифицированной электронной подписи (далее - КЭП). Для удобства клиента - физического лица в качестве логина можно использовать не только номер СНИЛС, но и номер мобильного телефона, адрес электронной почты;
  4. После успешной аутентификации, ЕСИА запрашивает у клиента-физического лица разрешение на предоставление информационной системе кредитной организации доступа к данным его профиля, подтверждаемое клиентом;
  5. Информационная система кредитной организации, получает данные профиля посредством механизма, работающего на основе программного RESTful интерфейса ЕСИА, использующего протоколы OAuth 2.0, OpenID Connect 1.0 (описание сервиса приведено в Методических рекомендациях по использованию ЕСИА, размещены по ссылке). Предоставляются следующие данные пользователя: фамилия, имя, отчество (если есть) и данные документа удостоверяющего личность;
  6. Пользователь перенаправляется в информационную систему кредитной организации и выполняет дальнейшие действия по совершению банковской операции. Упрощенная идентификация на данном этапе считается завершенной.

Обращаем внимание, что процедура идентификации и аутентификации пользователя производится исключительно с применением форм, расположенных в системе ЕСИА. Размещение форм ввода логина и пароля вне ЕСИА не допускается.

Пользователь может пройти упрощенную идентификацию посредством ЕСИА только в случае, если он прошел процедуру подтверждения личности. В случае если пользователь, не зарегистрирован в ЕСИА или не прошел процедуру подтверждения личности, то он может это сделать в кредитной организации (если кредитная организация предоставляет такую возможность) или в иных центрах обслуживания (с перечнем можно ознакомиться по ссылке).

Обращаем внимание на то, что банки в настоящее время уже обладают правом регистрировать и подтверждать личность пользователей ЕСИА путем организации центров обслуживания на основании постановления Правительства Российской Федерации от 25.01.2013 №33 «Об использовании простой электронной подписи при оказании государственных и муниципальных услуг».

Для подключения к ЕСИА в целях проведения упрощённой идентификации Участникам необходимо последовательно осуществить следующие мероприятия:

При направлении заявки необходимо приложить копию лицензии на осуществление банковских операций. Обращаем особое внимание на то, что все заявки направляются исключительно кредитными организациями. Заявки организаций, уполномоченных на проведение упрощённой идентификации в соответствии с абзацем вторым подпункта «в» пункта 3 статьи 1 Федерального закона №110-ФЗ, направляются уполномочившими их кредитными организациями. Например, банк самостоятельно направляет заявки на подключение информационных систем своего банковского платежного агента с приложением договора между агентом и банком.

  1. Самостоятельно зарегистрировать юридическое лицо Участника в Единой системе идентификации и аутентификации (руководство пользователя размещено по ссылке).
  2. Направить заявку на регистрацию информационной системы Участника в соответствии с главой 6 Регламента информационного взаимодействия Участников с Оператором ЕСИА и Оператором эксплуатации инфраструктуры электронного правительства.
  3. Направить заявку на регистрацию информационной системы Участника в соответствии с главой 9 Регламента информационного взаимодействия Участников с Оператором ЕСИА и Оператором эксплуатации инфраструктуры электронного правительства.
  4. Минкомсвязь России в соответствии с Регламентом рассматривает заявку и в случае одобрения отправляет на выполнение в ОАО «Ростелеком», назначенный распоряжением Правительства Российской Федерации от 15 октября 2009 года №1475-р единственным исполнителем работ по эксплуатации инфраструктуры электронного правительства - единым национальным оператором инфраструктуры электронного правительства.
  5. «ОАО «Ростелеком» совместно с Участником проводит работы по подключению информационной системы Участника к ЕСИА. За информацией об условиях и порядке оказания консультационных услуг и организации работ по подключению просим обращаться в официальном порядке в ОАО «Ростелеком» (разъяснения ОАО «Ростелеком» по данному вопросу подключения опубликованы по ссылке).


Понравилась статья? Поделиться с друзьями: