Правовая компетенция работников образования в прессе. Компоненты профессиональной компетентности. Структура правовой компетентности педагога

В рамках компетентностного подхода возникает вопрос о множественности компетентносгей. их компонентов, типов и видов.

Е.В.Бондарева выделяет следующие компоненты профессиональной компетентности специалиста: мотивационно-волевой, функциональный, коммуникативный и рефлексивный.

Профессиональная компетентность включает:

Правовую компетентность (знание законодательства о труде и нормативных актов, распределительных документов службы занятости на всех ее уровнях, методических материалов по профессиональному консультированию):

Функциональную компетентность (система знаний о различных профессиях, требованиях, предъявляемых ими к субъекту труда, общей и специальной профессиональной подготовке, факторах профессионального развития, видах профессиональной деформации личности);

Социально-перцептивную компетентность (система знаний о типах
личности, восприятии и понимании человека человеком);

Коммуникативную компетентность (система знания содержания
различных форм межличностного общения, методов психологических
воздействий, особенностей их применения).

Компетентность в сфере самостоятельной познавательной деятельности, основанная на усвоении способов приобретения знаний из различных источников информации, в том числе внешкольных;

Компетентность в сфере гражданско-обшественной деятельности (выполнение ролей гражданина, избирателя, потребителя);

Компетентность в сфере социально-трудовой деятельности (в том числе умение анализировать ситуацию на рынке труда, оценивать собственные профессиональные возможности, ориентироваться в нормах и этике трудовых взаимоотношений, навыки самоорганизации);

Компетентность в бытовой сфере (включая аспекты собственного


здоровья, семейного бытия и проч.);

Компетентность в сфере к\ льтурно-досуговой деятельности (включая выбор путей и способов использования свободного времени, культурно и духовно обогащающих личность) 119].

Интересной представляется систематизация видов компетентности человека, в которой А.К.Маркова выделяет значимые качества по каждому из них:

Специальная профессиональная компетентность - владение собственно профессиональной деятельностью на достаточно высоком уровне, способность проектировать свое дальнейшее профессиональное развитие;

Социальная компетентность - владение совместной (групповой, кооперативной) профессиональной деятельностью, сотрудничеством, а также принятыми в данной профессии приемами профессионального общения, как социальная ответственность за результаты своего профессионального труда;


Личностная компетентность - владение приемами личностного самовыражения и саморазвития, средствами противостояния профессиональным деформациям личности;

индивидуальная компетентность - владение приемами самореализации и развития индивидуальности в рамках профессии, готовность к профессиональному росту, способность к индивидуальному самосохранению, неподверженность профессиональному старению, умение организовать рационально свой труд без перегрузок времени и сил, осуществлять труд ненапряженно, без усталости.

В.В.Литвиненко выделяет «актуальную компетентность», определяемую как динамизм, мобильность профессиональной деятельности, готовность к новым условиям образовательной деятельности в условиях конкурентной борьбы.

Л.А.Першина различает профессиональную компетентность по

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Центр детского и юношеского творчества «Ровесник»города Евпатории Республики Крым»

Семинар «Модель профессиональной компетентности педагога дополнительного образования»

Нормативно-правовые документы. Правовая компетентность педагога дополнительного образования.

Образование играет в жизни человека очень важную роль. Человек связан с системой образования значительную часть своей жизни. Образование оказывает воздействие на социализацию, процесс становления личности, влияет на её активность, развитие духовно-нравственных качеств, творческих способностей, ответственности за поступки и действия, трудовую деятельность.

Большинство родителей, когда приводят детей в образовательную организацию, ожидают, что педагоги, ведущие образовательный процесс, дадут их детям качественные знания, применив которые в дальнейшем, будущие специалисты будут профессионально грамотными, способными к профессиональному росту, и именно их деятельность будет направлена на дальнейшее социально-экономическое и культурное развитие нашей страны.

Поэтому на педагоге сейчас лежит большая ответственность.

Педагог должен быть не только профессионально грамотным, но и социально компетентным, часто – юридически грамотным, уметь организовывать, руководить и самому подчиняться, разрешать конфликты и принимать решения. Для этого педагогу необходимо знать нормативно-правовые документы и уметь применять их в практической педагогической деятельности. Более того, профессиональный стандарт педагога требует от него правовой грамотности, т.е. педагог должен иметь правовую компетентность.

Что же такое правовая компетентность?

Правовая компетентность – это качество действий педагога, обеспечивающих эффективное использование в педагогической деятельности законодательных и иных нормативных правовых документов органов власти; разработку локальных нормативных правовых актов; принятие решений в рамках существующей законодательной базы.

Иными словами, правовая компетентность – это способность специалиста- профессионала ориентироваться в образовательной ситуации с позиции законодательства, решать проблемы различной сложности на основе имеющихся знаний.

Основываясь на определении правовой компетентности можно определить, что же входит в содержание правовой компетентности :

Знание основ нормативно-правовых документов образовательного процесса в контексте идей модернизации;

Выполнение правил и норм охраны труда, техники безопасности;

Умение защищать детей и подростков от неблагоприятного влияния социальной среды;

Умение обеспечивать охрану жизни и здоровья обучающихся в период образовательного процесса;

Умение вести документацию, необходимой педагогу.

Формирование правовой компетентности педагогов, как профессионально необходимого качества, может быть успешным лишь при определенных условиях:

Знания педагогом своего правового статуса и правового статуса партнеров по образовательным отношениям (педагогов, учащихся, родителей);

Умения педагога реализовывать и защищать свои права и интересы, а также уважать и защищать права и интересы учащихся, родителей и своих коллег;

Применение теоретических знаний по правовой компетентности в практической образовательной деятельности.

Какие же нормативно-правовые документы должен знать педагог и руководствоваться ими в своей работе?

Полный перечень нормативно-правовых документов есть в дополнительных общеобразовательных программах каждого педагога, в прошлом году мы уже с ними подробно знакомились. Сейчас я только напомню самые основные документы, которыми должен руководствоваться в своей деятельности каждый педагогический работник.

Педагог должен знать:

Конституция РФ;

Конвенция о правах ребенка;

Трудовой Кодекс РФ;

Закон РФ «Об образовании в Российской Федерации»;

Законодательные акты Минобрнауки РФ, Крыма;

Решения городского органа управлением образования;

Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам (утв. Приказом Минобрнауки РФ от 29.08.2013г. № 1008);

Требования СанПин 2.4.4.3172-14 от 04.07.2014г.;

Устав Учреждения;

Локальные акты учреждения (Положения. Приказы, инструкции);

Права и обязанности всех участников образовательного процесса;

Правила и нормы охраны труда, техники безопасности и противопожарной защиты .

Трудовой Кодекс – это обязательный документ, который необходимо знать каждому работнику, и не только педагогическому, потому что вся деятельность работника регламентирована Трудовым Кодексом, с ним мы сталкиваемся каждый день. На основании этого документа осуществляется прием на работу, увольнение, предоставление отпусков, дней отдыха, доплат, социальных пособий и льгот, разрешение трудовых споров, организации труда с соблюдением условий техники безопасности и охраны труда. Согласно Трудовому Кодексу государство гарантирует трудовые права и свободы граждан, создание благоприятных условий труда, защиту прав и интересов работников и работодателей.

Основный нормативный документ, касающийся осуществления образовательной деятельности – это Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ.

В Законе «Об образовании в Российской Федерации» статья 75 посвящена Дополнительному образованию, в которой определено, что дополнительное образование детей и взрослых направлено на формирование и развитие творческих способностей, удовлетворение их индивидуальных потребностей в интеллектуальном, нравственном и физическом совершенствовании, формировании культуры здорового образа жизни, укрепление здоровья, а также на организацию свободного времени.

Дополнительное образование детей обеспечивает их адаптацию к жизни в обществе, профессиональную ориентацию, а также выявление и поддержку детей, проявивших выдающиеся способности.

Дополнительные общеобразовательные программы для детей должны учитывать возрастные и индивидуальные способности

Дополнительные общеобразовательные программы подразделяются на общеразвивающие и предпрофессиональные.

Как организовать и осуществлять образовательную деятельность по дополнительным общеобразовательным программам определяет очень важный документ, который так и называется «Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» (утв. Приказом Минобрнауки РФ от 29.08.2013г. № 1008);

Согласно этому Порядку занятия осуществляются по общеразвивающим дополнительным общеобразовательным программам технической, естественнонаучной, физкультурно-спортивной, художественной, туристско-краеведческой, социально-педагогической направленности.

Реализуются они в течение всего календарного года , включая каникулярное время, и ежегодно обновляются с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технологий и социальной сферы.

Группы формируются из обучающиеся одного возраста или разного возраста.

Обучающиеся имеют право заниматься в нескольких коллективах, менять их.

Расписание занятий объединения составляется администрацией по представлению педагога с учетом пожеланий учащихся и родителей, возрастных особенностей учащихся для создания наиболее благоприятного режима труда и отдыха обучающихся.

При реализации дополнительных общеобразовательных программ в образовательной организации могут предусматриваться как аудиторные, так и внеаудиторные занятия, могут проводиться массовые мероприятия.

Для учащихся с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов организовывается образовательный процесс по дополнительным общеобразовательным программам, адаптированным для этих категорий детей с учетом особенностей их психофизического развития. Для обучения таких категорий обучащихся необходимо создание определенных условий.

Что же нам нужно знать и уметь, чтобы иметь правовую компетентность?

Итак, чтобы иметь нормативно-правовую компетентность, необходимо знать Закон «Об образовании в Российской Федерации», нормативно-правовые документы, устав, локальные акты, знать свои права и обязанности.

Необходимо быть готовым к организации педагогической деятельности на основе законодательства об образовании; уметь правильно организовать свою деятельность на основании нормативно-правовых актов; уметь грамотно отстаивать свои права в сложной ситуации.

Функции нормативно-правовой компетентности, или проще говоря, где в своей работе мы можем применить свою правовую компетентность:

В разработке дополнительной общеобразовательной программы согласно нормативным документам и ее реализации;

В рациональной организации процесса обучения с целью сохранения здоровья учащихся;

В организации контроля за результативностью обучения и воспитания;

В непосредственной деятельности педагога дополнительного образования согласно должностным инструкциям и функциональным обязанностям;

В участии в общественных органах управления учреждения и управлении коллективом детского объединения;

При ведении документации педагога дополнительного образования.

Таким образом, нормативно-правовая компетентность – это специальная профессиональная компетентность, которая является одной из составляющих управленческой компетентности, и которая необходима каждому современному педагогу для педагогической деятельности, это – требование времени и профессионального стандарта.

Человек от рождения до смерти проходит определенные этапы в жизни, каждый из которых имеет свои определенные особенности. Все начинается с детства. Это один из самых важнейших периодов, так как в нем формируются основы личности, главные ценности, которые он проносит через всю свою жизнь, исходя из которых, формируется определенная модель поведения в будущем. Человек совершает на протяжении всей жизни поступки на основании тех механизмов и программ, заложенных в подсознание по большей части именно вдетстве. Кроме того, этот период отличается уязвимостью, так как дети являются незащищенными из-за физической и умственной незрелости.

Детство должно быть счастливым. Именно от этого периода зависит благополучие и процветание жизни, как отдельного человека, так и общества в целом. Ведь общество и состоит из отдельных индивидов. В связи с этим данный жизненный этап нуждается в особом внимании со стороны государства. Поэтому дети наделены специфическими правам, которые необходимо защищать и следить за их исполнением, а так же создавать условия для благополучного детства.

Права ребенка на международной арене закрепили за собой особый статус и получили интенсивное развитие в XX веке. Этот век насыщен принятием нормативно-правовых актов, в которых признаются права детей, как особые права, и признаются объектом особой защиты. Следствием принятия этих актов стало не только признание ребенка равноправным субъектом общественных отношений, но и наделение его комплексом только ему присущих прав, обеспеченных специфическими правовыми гарантиями и механизмами их защиты, что позволяет говорить о формировании в международном праве особой подотрасли - детского права. [ 8, с. 152]

Детское право – это возможность детей претендовать на ряд общественных благ и деяний в экономической, социальной и культурных сферах, установленных государством и закрепленных в нормативно-правовых актах в соответствии с их возрастными особенностями и особыми потребностями в защите в силу их физической и умственной незрелости.

Значительным событием в области защиты прав детей стало принятие Конвенции о правах ребенка Генеральной Ассамблеей ООН в 1989, вступившей в силу в СССР в 1990 году. Согласно этому документу ребенком считается «каждое человеческое существо до достижения 18-летнего возраста». Именно с этого момента ребенок выступает не только в роли объекта, требующего социальной защиты, но и в роли субъекта , которому предоставлен весь спектр прав человека. [ 2, с. 106-110 ] Для реализации основных положений этого документа в России стали разрабатываться документы на федеральном, региональном, муниципальном уровне. Например, в 1998 году приняли федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации», тем самым показывая приоритет удовлетворения важных экономических, социальных потребностей ребенка. В этом же году формируется институт Уполномоченного по правам ребенка, который обязан следить за исполнением прав ребенка и его законных интересов.

Право существует для того, чтобы мы жили в согласии, оно реализует наши справедливые человеческие интересы. Но часто приходится сталкиваться с тем, что, ни взрослые, ни дети не знают в полной мере о них, вследствие чего не способны защитить и отстоять свои интересы. В обществе много различных структур, которые занимаются защитой прав, но люди мало информированы об их деятельности, особенно дети. Поэтому остро встает такая проблема, как правовой нигилизм и низкий уровень правовой компетентности граждан, в том числе и детей. Это ставит под сомнение одну из основных идей гражданского общества, правового государства – безусловное признание и защита прав и интересов гражданина, верховенство закона, что

Дети, а особенно подростки, ввиду свойственной им конфликтности, агрессивности, должны как можно больше знать о своих правах и обязанностях, которые закреплены в действующих правовых актах, чтобы умело ими пользоваться в нужной для них ситуации, как правило, критической конфликтной, отстаивать свои права и свободы. В связи с этим вводится понятие «правовая компетентность». Правовая компетентность – это знания своих прав и обязанностей, всевозможных способах защиты их прав и готовность отстаивания своих прав и свобод. Но данной компетенцией должны обладать не только дети, но и родители, и педагоги в школах, которые являются основными агентами социализации ребенка. Ведь в конфликтных ситуациях, в случаях нарушения прав ребенка, он в первую очередь обратится либо к родителям, либо к учителю, либо к друзьям.

Одним из направлений государственной политики является развитие правового образования и воспитания детей в образовательных учреждениях с помощью внедрения в образовательный процесс учебных программ обеспечивающих получение знаний в области права. Очень важно, чтобы данные меры носили эффективный характер, чтобы при выходе во взрослую самостоятельную жизнь ребенок обладал правовой компетентностью

Основная задача по формированию правовой компетентности лежит в первую очередь на педагогах в образовательных учреждениях. Им следует свою деятельность направлять не только на передачу информации в области права, но и на включение школьников в правовую деятельность, обогащение их знаний примерами позитивного правового взаимодействия с социумом. Этому должна способствовать совместная работа с социальными институтами, заинтересованными проблемами правового образования и воспитания.

Хасанова С. А., занимаясь проблемами правового воспитания школьников, отметила, что, несмотря на существование некоторых программ по правовому воспитанию, не до конца изучена специфика такого воспитания. Возникает непонятность, какие именно меры по повышению уровня правовой компетентности эффективны. Она в своей работе выделила следующие этапы, которые должны быть основополагающими в данном деле: 1) информационно- просветительский (передача различных знаний в области права); 2) ценностно-ориентированный (формирование правомерного поведения); 3)поведенческий (прививание готовности следовать правовым нормам в повседневной); 4) коммуникативный (осуществление взаимодействия учащихся с другими членами общества на основе правовых норм, формирование готовности реализовывать свои гарантии и свободы).

Итак, мы живем в гражданском обществе, где основной идеей является верховенство прав и интересов человека. Но правовая неграмотность граждан, в том числе детей, нарушает этот принцип. Очень важно передавать правовые знания именно в детстве, чтобы у подрастающего поколения было сформированное правовое сознание, правовая культура, так как это откладывает отпечаток на жизни, как отдельного человека, так и всего социума. Высокая правовая компетентность ребенка может обеспечивать справедливость в обществе, где будет решаться конфликты не «кулаком», а правомерными действиями, которые обеспечат благополучие и безопасность людей.

Ответственность за повышение данного рода компетентности лежит в основном на педагогах, которые кроме передачи информации в области права, должны уделять внимание на формирование готовности детей вступать в правоотношения и защищать свои права и законные интересы.

Список литературы:

  1. Абдуразакова Д. М., Саиева Л. Х., Шахбанова П. Проектная деятельность как средство формирования правовой компетентности учащихся// Мир науки, культуры, образования. - 2015. - Горно-Алтайск. - №3. - С. 76-79.
  2. Адрова Т. Н., Фарафонова Н. Н. Маленькому ребенку – большие права // Права ребенка и эффективное взаимодействие государственно-общественных институтов в их защите. - 2014. - Омск. - С. 106-110.
  3. Библиофонд, электронная библиотека студента [Электронный ресурс]: Энциклопедический словарь конституционного права → Что такое компетентность, что означает и как правильно пишется. – 2003.
  4. Воробьева М. Г. Права и обязанности детей// права ребенка и эффективное взаимодействие государственно-общественных институтов в их защите. – 2014. - Омск. - С. 14-15.
  5. Декларация прав ребенка [Электронный ресурс]: Принята 20.11.1959 Резолюцией 1386 (XIV) на 841 пленарном заседании Генеральной Ассамблеи ООН// КонсультантПлюс: справ.правовая система. Версия Проф. М., 2005. Доступ из локальной сети Науч. б-ки Том.гос. ун-та (Дата обращения: 19.12.2017г.)
  6. Конвенция о правах ребенка [Электронный ресурс]: одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1989, вступила в силу для СССР 15.09.1990//КонсультантПлюс: справ.правовая система. Версия Проф. М., 2005. (Дата обращения: 19.12.2017г.)
  7. Основы государственной политики Российской Федерации в сфере развития правовой грамотности и правосознания граждан [Электронный ресурс]: утв. Президентом РФ 28.04.2011 N Пр-1168 // КонсультантПлюс: справ.правовая система. Версия Проф. М., 2005. (Дата обращения: 19.12.2017г.)
  8. Тарусина Н. Н., Исаева Е. А., Миролюбова О. Г., Сочнева О. И. Ребенок как субъект права//Ярославский государственный университет им. П.Г. Демидова. – Ярославль. – 2013. – С. 152.
  9. Хасанова С. А. Правовое воспитание старших подростков в средней общеобразовательной школе: Автореф. дис. кан. Пед. наук. – Сургут. –2007. – 315 с.
  10. Энциклопедический юридический словарь/ под общ.ред. В. Е. Крутских. – 2-е изд. – М.:ИНФРА-М, 1999. – 239 с.
1

Правовая компетентность педагога является составной частью его профессиональной компетентности. В связи с этим предлагается анализ понятия правовой компетентности педагога, осуществлена попытка определения правовой компетентности педагога на основе представленных в научной литературе исследований. Авторами проанализированы проблемы, существующие на практике при формировании правовой компетентности педагога, предложены основные векторы развития современного педагогического образования по правовой подготовке будущих педагогов. В целях обеспечения качественной правовой подготовки будущих учителей в педагогических вузах должна быть разработана программа правового образования, включающая правовое обучение и воспитание. При этом доказано, что правовой теоретической подготовки недостаточно, так как требуется всестороннее вовлечение будущего педагога в процесс правового образования, который взаимосвязан с правовым пространством, созданным в педагогическом университете, а затем и в школе.

профессиональная компетентность

правовая компетентность педагога

правовое образование.

1. Лазарова Н.Ч. Развитие профессиональной правовой компетентности будущего журналиста // Вестник Северо-Осетинского государственного университета имени Коста Левановича Хетагурова. – 2010. – № 3. – С. 40-44.

2. Хасия Т.В. Правовая компетентность в профессиональной деятельности преподавателя высшей школы // Педагогика: традиции и инновации: материалы международной научной конференции. – Челябинск, 2011. – Т. II. – С. 94-96.

3. Сыпачева Г.Ш. Определение понятия правовых компетенций будущего учителя // Современные проблемы науки и образования. – 2014. – № 2.; URL: http://www.?id=12444 (дата обращения: 04.10.2017).

4. Кувандыкова Л.З., Белоновская И.Д. Развитие правовой компетентности будущего бакалавра педагогики как актуальная проблема педагогического исследования // Современные проблемы науки и образования. – 2012. – № 4 [Электронный ресурс]. - URL: http://?id=6768 (дата обращения: 04.10.2017).

5. Нуриахметова Н.Р. Формирование нормативно-правовой компетентности педагогов как условие кадровой поддержки модернизации современной школы: автореф. дис. … канд. пед. наук. – Томск, 2012. – 23 с.

6. Юн-хай С.А. Формирование правовой компетенции будущих педагогов в сфере обеспечения прав ребенка // Вестник Бурятского государственного университета. – 2012. – № 1. – С. 255-262.

7. Вольская С.Ф., Зайцев А.А. Проблемы формирования правовой грамотности студентов технического вуза // Вестник МГТУ. – 2006. - Т. 9. – № 4. – С. 590-593.

8. Московцев Д.В. Теоретико-методологический подход к формированию правовой компетентности у будущих педагогов профессионального образования // Вестник МГОУ. Сер.: Педагогика. – 2015. – № 3. – С. 155-163.

9. Коротун А.В. Формирование правовой компетенции у будущих социальных педагогов в процессе профессиональной подготовки: дис. … канд. пед. наук. – Екатеринбург, 2010. – 279 с.

10. Киндяшова А.С. Правовая компетентность учителя сельской школы // Вестник Томского государственного педагогического университета. – 2011. – Вып. 13 (115). – С. 131-134.

11. Фирсов Г.А. Формирование правовой культуры менеджера в процессе профессиональной подготовки. – Калининград, 2005. – 21 с.

12. Болотова Е.Л. Проблемы правовой подготовки в стандартах педагогического образования // Высшее образование в России. – 2006. – № 11. – С. 52-56.

Одним из элементов в структуре профессиональной компетентности педагога выступает правовая компетентность, которая является важным инструментом в процессе реализации государственной политики по формированию высокого уровня правовой культуры, а также формирования у граждан чувства уважения к закону. Важность роли учителя также заключается в том, что правосознание подрастающего поколения во многом зависит именно от педагога, так как он создает особое правовое пространство развития личности учащегося. «Сегодня любая сфера жизни, любая профессия функционируют в правовом контексте, в этой связи специалисты любого профиля подготовки должны адекватно ориентироваться в системе правовых знаний с целью наиболее оптимального их применения» .

Большинство исследований правовой компетентности представляют собой не столько определение ее содержания и методик формирования, сколько изучение теоретических подходов к формированию как самой компетентности, так и отдельных ее составляющих. В последние годы в отечественной педагогике внимание исследователей уделено преимущественно проблеме формирования правовой культуры и правосознания будущих педагогов, которые, безусловно, являются составляющими правовой компетентности, но не исчерпывает ее. Т.В. Хасия отмечает, что «практически отсутствуют современные научные исследования по вопросам методики преподавания правовых дисциплин в педагогическом вузе, по построению процесса правового обучения педагогов на основе принципов непрерывности и преемственности, а также по специфике правового сопровождения педагогов в период профессионального становления» .

Означенные противоречия позволили нам выявить пробелы в определении понятия и содержания правовой компетентности педагога и возможностей ее формирования на стадии обучения в педагогическом вузе.

Различные подходы к вопросу определения правовых компетенций содержатся в педагогических исследованиях таких авторов, как А.С. Аникина, А.В. Коротун, С.А. Куприянова, О.Ю. Назарова, Н.H. Сапрыкина, С.А. Рудых, Н.М. Шибанова. «Значимым представляется тот факт, что большинство авторов рассматривают правовые компетенции как сложные, целостные интегративные образования, включающие в себя совокупность знаний, умений, навыков и качеств личности и частных компетенций» .

Все более расширяется спектр исследований формирования и развития правовых компетенций будущего педагога (Т.С. Волох, Е.Е. Герасимович, М.П. Козловцев, А.А. Шайдуров). «Их актуальность обусловлена реалиями работы выпускников педагогических вузов в стремительно меняющихся проблемных ситуациях многообразия педагогических отношений и постоянного реформирования образовательного законодательства» . В ряде исследований обосновано «понятие нормативно-правовой компетентности студентов и работающих педагогов; установлено содержание ведущих трудовых функций нормативно-правовой компетентности на базовом и специальном уровнях; разработана модель формирования нормативно-правовой компетентности педагога» .

С точки зрения современного нормативно-правового регулирования правовая компетентность есть готовность педагога эффективно использовать в своей профессиональной деятельности законодательные и иные нормативные правовые документы для решения соответствующих профессиональных задач. Исходя из данного определения, правовая компетентность педагога полностью выражена в его готовности работать с нормативными актами. Отсюда следует, что педагог, обладающий правовой компетентностью, должен быть готов к выполнению следующих функций: «осуществление нормативно-правового обеспечения проектирования и реализации образовательного процесса; разработка на основе типовых нормативно-правовых документов совокупности локальных актов образовательных организаций; анализ устава и других правовых, финансово-хозяйственных актов образовательных организаций в части соблюдения прав граждан на получение образования; участие в самоуправлении и управлении школьным коллективом; осуществление сравнительного анализа правового статуса участников образовательного процесса; разработка должностных инструкций работников образовательных организаций; определение характеристик квалификационных категорий педагогических работников» .

Однако готовность и способность педагога работать с нормативными документами является не единственной составляющей его правовой компетентности. Большинство ученых сходятся во мнении, что правовая компетентность педагога выражается в первую очередь в его понимании социальной ценности права, в формировании убежденности педагога в соблюдении законов государства, определяется уровнем его правосознания и правовой культуры, а самое главное, выражается в его готовности и способности передачи правовых знаний, ценностных правовых убеждений и модели правомерного поведения обучающимся .

По мнению авторов С.Ф. Вольской и А.А. Зайцева, правовая компетентность есть «сложное явление, характеризуемое социальным, специальным, индивидуальным и личностным компонентами, она выражается в наличии у педагога не только знаний и умений в области применения отдельных норм права в профессиональной деятельности, но и в повседневной гражданской жизни» . Д.В. Московцев также указывает на интегральную характеристику правовой компетентности, которая включает в себя законодательную, нормативную, этическую, социальную, информационную и психологическую составляющие . А.В. Коротун рассматривает правовую компетенцию как свойство личности педагога, «основанное на признании правовых ценностей, отражающее готовность и способность применить систему правовых знаний и умений в осуществлении социально-правовой деятельности, позволяющее личности мобилизоваться на эффективное выполнение данной деятельности» .

Проведенный анализ позволил нам выработать рабочее определение понятия «правовая компетентность педагога», которая является интегративным свойством личности учителя, включающим в себя когнитивный и поведенческий компоненты, а также ценностные правовые установки, связанные с внутренним убеждением в необходимости реализации норм права.

Важнейшим элементом при становлении будущего педагога является формирование правовой компетентности педагога, этот процесс должен быть постоянным и «включает в себя передачу знаний, умений в сфере правовых отношений и формирование навыков их применения в профессиональной деятельности, он способствует правовой социализации личности педагога в общественной жизни» .

Так, по мнению Г.А. Фирсова, в современных условиях главная задача высшего образования, прежде всего, состоит в формировании у студентов педагогических вузов правовой культуры для того, чтобы «они были достойными гражданами страны… получили необходимые для их профессиональной деятельности правовые знания» . Все это позволит будущим педагогам научиться разбираться в действующем законодательстве и применять его в своей профессиональной деятельности не только на основе имеющихся знаний, но и глубокой уверенности в ценности права и законов, уважения к ним.

Мы солидарны с исследователями, разрабатывающими модели поэтапного формирования правовой компетентности педагога , ведь только постепенное, систематическое правовое обучение и воспитание в течение всего процесса обучения в педагогическом вузе будет способствовать становлению необходимого уровня правовой компетентности у будущего педагога. Однако теоретические исследования не находят воплощения в рамках реализации современного педагогического образования. Дело в том, что ранее действовавшие ГОС ВПО содержали предметный правовой блок, способствующий формированию правовых знаний и умений у будущих педагогов, это были такие дисциплины, как «Правоведение» и «Нормативно-правовое обеспечение образования» . Действующие ФГОС ВО предполагают, что курсы и модули правовой направленности должны быть включены в учебные планы педагогических вузов, которые разрабатываются ими самостоятельно и должны формировать такую компетентность, как «готовность к профессиональной деятельности в соответствии с нормативными правовыми актами в сфере образования (ПК-4)».

Мы проанализировали образовательные программы бакалавриата по направлению подготовки «Педагогическое образование» около 20 российских педагогических вузов и установили, что в большинстве из них (80%) имеются правовые дисциплины. В основном это курс «Правоведение» (название варьируется: «Основы права», «Право») (НГПУ, КГПУ им. В.П. Астафьева, УралГПУ, ОмГПУ, ДГПУ и др.).

Следует иметь в виду, что «…значительная часть правовых знаний, формируемых в рамках дисциплины «Правоведение», носит общеправовой характер. Беглое знакомство с системой российского права, его отраслями приводит к пассивному восприятию законодательства страны, не способствует формированию потребности в самообразовании в этой области» . Поэтому определенная часть вузов, наряду с «Правоведением», вводит такие дисциплины, которые углубляют правовые знания и компетенции студентов, необходимые им для будущей педагогической деятельности: «Образовательное право», «Право в сфере образования» (МПГУ, АлтГПУ, ЯГПУ им. К.Д. Ушинского, Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет и др.). В некоторых вузах представлены дисциплины, интегрирующие педагогику и право и подчеркивающие значимость правовой компоненты педагогического образования: «Основы правовой культуры учителя» (Московский городской педагогический университет), «Правовая компетентность учителя» (Сургутский государственный педагогический университет), «Нормативно-методическое сопровождение деятельности учителя» (Волгоградский государственный педагогический университет).

При всей значимости наличия правовых курсов в образовательных программах вузов необходимо подчеркнуть, что этого недостаточно, т.к. невозможно сформировать у студента правовую компетентность силами одной дисциплины. На это указывают следующие причины: во всех педагогических вузах, где мы обнаружили правовые курсы, они изучаются в течение только одного семестра, на них выделено небольшое количество часов, в качестве формы контроля выступает недифференцированный «зачет». В связи этим можно сделать вывод, что правовые дисциплины сформируют когнитивный компонент, но не успеют заложить ценностных правовых установок. Следовательно, говорить о формировании целостной правовой компетентности у педагога в таких условиях нельзя.

Не имея целью настоящего исследования разработку методик и моделей формирования правовой компетентности педагога, ограничимся обозначением основных векторов развития современного педагогического образования, которые, на наш взгляд, будут способствовать эффективному формированию правовой компетентности будущих педагогов как составного элемента их профессиональной компетентности.

Для того чтобы современное педагогическое образование было в состоянии осуществлять качественную правовую подготовку будущих педагогов, в педагогических вузах должны быть разработаны программы правового воспитания студентов, которое является неотъемлемой частью правового образования наряду с правовым обучением. Концепция правового воспитания должна разрабатываться с учетом постепенного развития профессиональных качеств студента. Тогда уже имеющийся в вузах предметный правовой блок будет отвечать за формирование когнитивного компонента, а система правового воспитания будет способствовать становлению личностных правовых установок, ценностей, выраженных в интеллектуально-мыслительной и практической деятельности.

Кроме того, для реализации правового обучения и воспитания необходимо создание в высшем учебном заведении педагогических условий, выраженных в формировании правового пространства вуза. Такая образовательная среда будет взаимосвязана с реализуемой системой правового обучения и воспитания и предполагает целую систему мер и мероприятий правовой направленности: создание реально действующих выборных органов студенческого и научно-педагогического самоуправления, молодёжных центров законодательных инициатив, гражданско-правовых и патриотических региональных молодёжных движений, студенческих общественных юридических служб; цикл мероприятий правового информирования: конференции, олимпиады и конкурсы студенческих работ, проектов по проблемам правового регулирования образовательных отношений, публичные лекции и мастер-классы профессионалов-юристов, правовые недели и декады, акции правовой и патриотической направленности, социально-правовые проекты, юридические консультации участникам образовательных отношений. В рамках правового пространства вуза каждый субъект образовательного процесса будет не только знать свои права и обязанности, но и видеть, что они являются реально действующими, сможет сформировать и проявить свою активную гражданскую позицию, защитить свои права в рамках образовательной организации.

В результате реализации комплекса мер по правовому обучению и воспитанию у выпускника педагогического вуза будет сформирована правовая компетентность, которая требует дальнейшей самостоятельной работы по постоянному совершенствованию. Этому может и должна способствовать ситуация, когда молодой специалист попадает в школу, в которой также сформировано правовое пространство, включающее в себя уже перечисленные нами элементы правового поля вуза, а также более расширенный перечень мероприятий, включенных в школьную программу правового воспитания.

Итак, мы пришли к выводу, что правовая компетентность является неотъемлемой частью компетентности современного педагога, отвечающего требованиям государства, а также исследователей, занимающихся проблемами ее определения и формирования. Правовая компетентность педагога включает в себя: когнитивный и поведенческий компоненты, ценностные правовые установки, связанные с внутренним убеждением в необходимости реализации норм права.

Несомненно, на этапе обучения в педагогическом вузе возможно сформировать правовую компетентность, однако средств правового теоретического обучения здесь недостаточно, необходима полноценная включенность будущего педагога в процесс правового воспитания, взаимосвязанного с правовым пространством, созданным в педагогическом вузе и затем в школе. Только при реализации озвученного комплексного подхода к формированию правовых компетенций возможно полноценное включение педагога в образовательный процесс как компетентного специалиста с правовой и нормативной точки зрения, способного на профессиональную деятельность в рамках действующего законодательства в сфере образования, понимающего ценность и роль права в жизни общества. В связи с этим необходима разработка поэтапной программы правового обучения и воспитания будущего педагога, которая будет применима в условиях любого педагогического высшего учебного заведения и подразумевает построение правового пространства внутри вуза, в деятельность которого будут включены все студенты - будущие педагоги.

Библиографическая ссылка

Киндяшова А.С., Волкова Н.Р. ПРАВОВАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ КАК СТРУКТУРНЫЙ ЭЛЕМЕНТ КОМПЕТЕНТНОСТИ ПЕДАГОГА // Современные проблемы науки и образования. – 2017. – № 6.;
URL: http://?id=27117 (дата обращения: 20.03.2020). Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»

Теория и история государства и права

Чарнецкий С. Н.,

учитель обществознания ГБОУ СОШ № 1234, г. Москва

Правовая компетентность старшеклассников

Правовое образование – часть общей культуры гражданина, условие формирования правосознания человека, фактор развития личности, становления гражданского общества и демократического правового государства в России. То, что в демократических государствах Запада и США с долгой правовой традицией воспитывается самой жизнью, рождается в семье, в России должно быть предметом целенаправленного формирования. Это актуализирует проблему правового образования. В нашем обществе произошли изменения в оценке роли и места правового образования. Юридическая подготовка необходима не только профессионалам, но и любому человеку, так как каждый гражданин встречается с такими жизненными ситуациями, которые требуют знания элементарных юридических норм. Эти знания особенно необходимы несовершеннолетним, так как из-за правового нигилизма и безграмотности они становятся нарушителями законов, преступниками или жертвами преступлений.

Исследования показывают, что правовая компетентность подростков в России находится не на должном уровне. Одной из проблем правосознания учащихся является недостаточное знание ими собственных прав и обязанностей, невысокий уровень сформированности убеждения в необходимости выполнять свои обязанности и слабое умение защищать свои права. Об этом говорит и социологическое исследование, проведенное по заказу Уполномоченного по правам человека в городе Москве Бунимовича Е.А. и Детского фонда ООН (ЮНИСЕФ) Центром по изучению проблем народонаселения экономического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова  3  . Исследование помогает понять необходимость не ограничиваться решением вопросов о правовых знаниях учащихся, а сосредоточить главное внимание на умениях применять эти знания. Национальная образовательная инициатива « Наша новая школа» ставит задачу перехода на практико-ориентированное образование. Процесс обучения понимается не только как усвоение знаний, умений и навыков, но и как процесс развития личности, обретения социального опыта через деятельность. При характеристике задач предмета «Обществознание» во ФГОС ОО подчеркивается, что необходимо «формирование основ правосознания для соотнесения собственного поведения и поступков других людей с нравственными ценностями и нормами поведения, установленными законодательством Российской Федерации, убежденности в необходимости защищать правопорядок правовыми способами и средствами…».

Школьники должны прийти к пониманию роли закона в обществе, к уважению прав других членов общества, выработать навыки использования правовой информации, а также навыки обращения к квалифицированной юридической помощи. Задачей содержания правового образования является поиск баланса между правовой терминологией, правовой формой и доступностью правового содержания, соединение педагогики и юриспруденции. Цель учебного курса – не обучение юристов, а воспитание граждан и формирование у них потребности в изучении права.

Проблема формирования правовой компетентности заключается в том, что практика традиционного школьного обучения, основана на принципе «выучим и запомним», что противоречит сущности права. Право – прагматическая наука, которая запоминанием терминов и статей законов не осваивается. Право живет в действии, в практике его применения. В связи с этим логика правового образования в наибольшей степени соответствует компетентностному подходу. Важной задачей в деле социализации подростков является создание реальных условий для формирования у школьников правовой компетентности. Правовая компетентность старшеклассника в соответствии с Концепцией структуры и содержания правового образования в школе предполагает: знание механизмов правового регулирования общественной жизни; умение выделять правовые аспекты возникающих жизненных ситуаций и определять целесообразность их разрешения правовыми средствами; способность анализировать сложившуюся правовую ситуацию с различных позиций; определение достаточного для решения проблемы минимума правовой информации; умение видеть правовые последствия принимаемых решений и совершаемых действий; готовность и умение использовать механизмы и средства правового разрешения проблем  5  . Правовая компетентность – это совокупность способностей и личностно-волевых установок, определяющих для человека возможность и стремление соразмерять свое социальное поведение с правом и другими, действующими в обществе, нормами. Данная компетентность формируемая в процессе правовой подготовки школьников, представляет собой комплексную характеристику, интегрирующую в себя не только знания, умения, способности, ценностные установки, индивидуальные способы поведения учащихся, но и освоение способов, и приобретение опыта деятельности, необходимого каждому в ежедневной жизни, в процессе социальной практики, в рамках выполнения различных социальных ролей.

В структуре правовой компетентности выделяются три компонента : когнитивный (знание Конституции РФ, Международных документов о правах человека, Законов РФ, прав человека, прав ребенка, правовых терминов и понятий), деятельностный (участие в деятельности общественных организаций, в гражданских, семейных трудовых и других правоотношениях) и мотивационный (проявление отношения к закону, праву, правовым поступкам взрослых и сверстников, правонарушениям и преступлениям, преступникам).

На основе технологий развивающего и проблемного обучения, изменяется роль преподавателя, он становится руководителем самостоятельной творческой работы старшеклассника. Нетрадиционные формы уроков создают условия для того, чтобы учащиеся могли вообразить то, чего в их опыте не было, они вооружают учащихся способами воссоздания юридических казусов. Нетрадиционные формы уроков мотивируют и активизируют познавательные процессы учащихся, повышают интерес к предмету практически у всех учащихся. Интерактивная деятельность на уроках «Основ права» предполагает организацию и развитие диалогового общения, которое ведет к взаимопониманию, взаимодействию. Интерактив исключает доминирование одного выступающего (учителя), и одного мнения над другими. В ходе диалогового обучения учащиеся учатся критически мыслить, решать сложные проблемы на основе анализа обстоятельств и информации, взвешивать альтернативные мнения, принимать продуманные решения. Так реализуется важный принцип современного образования – принцип партнерства. Задачи интерактивных методов предусматривают получение учащимися ценностных установок на уважение прав и достоинства личности, мирный способ разрешения конфликтов, законопослушание, ответственность, уважение своих и чужих трудовых усилий.

Работа детей с правовым материалом - условие развития особых языковых средств. В сфере права требуется развернутая аргументация, владение юридической терминологией, выстраивание многоуровневых логических заключений. Трудно добиться в школе полного овладения особой правовой риторикой, но старшеклассники приобщаются к навыкам ораторского искусства.

Изучение предмета «Основы права» может гарантировать обучающихся от совершения правонарушений, особенно это касается «трудных и проблемных» учеников.

Для правового образования важным условием является социальная практика: деятельность детской общественной организации, социальное проектирование, деловые игры, социальное партнерство с общественными и государственными организациями – продуктивные формы правового образования. Включение учащихся в обсуждение и решение социально-правовых проблем школы способно сформировать у них социальную ответственность, самостоятельность, критичность мышления. Старшеклассники приобретают умения использования норм права при решении не только учебных задач, но и жизненных ситуаций. Таким образом, правовое образование в старшей школе направлено на создание условий для развития гражданско-правовой активности, ответственности, правосознания обучающихся, дальнейшее освоение основ правовой компетентности, необходимой для эффективного выполнения выпускниками основных социальных ролей в обществе: гражданина, налогоплательщика, избирателя, члена семьи, собственника, потребителя.

Литература

1. ФГОС основного общего образования. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897

  1. Безукладникова, И.В. Правовая компетентность учащихся и условия ее формирования [Электронный ресурс] http://innvik.ucoz.ru/index/0–40
  2. Знание школьниками Москвы собственных прав и способов их зашиты: По материалам социологического исследования. – М.: 2010
  3. Козленко, С.И. Особенности и перспективы развития правового образования в столичном мегаполисе / С. И. Козленко, И. В. Козленко // Право в школе. – 2009. – № 4. – С. 2-10
  4. Поливанова, К.Н. Концепция структуры и содержания правового образования в школе/ К.Н. Поливанова, В.В. Спасская, Б.И. Хасан // Сибирский учитель. – 2003. – № 26. – С.17-21
  5. Парфенчикова Л.В. Формирование основ правовой компетентности учащихся через систему правового образования в гимназии // Фестиваль педагогических идей открытый урок [Электронный ресурс] http://festival.1september.ru/articles/103333/
  6. Попов, Д.Е. Правовое воспитание как средство формирования правовой культуры // Электронное научное издание «Аналитика культурологии». – 2010. – №17 [Электронный ресурс] http://www.analiculturolog.ru/archive/item/234-article_46.html
  7. Чарнецкий, С.Н. Использование нетрадиционных форм уроков в преподавании экспериментального курса «Основы правовых знаний»// Преподавание права в 2007-2008 учебном году/Сост. И.В. Козленко. – М.: МИОО, 2007. – С.60-62



Понравилась статья? Поделиться с друзьями: