Система органов государственной власти россии. Система органов государственной власти в российской федерации Система федеральных органов государственной власти рф

Правоведение. Шпаргалка Афонина Алла Владимировна

29. Система органов государственной власти РФ

Конституцией в ст. 10 закреплен принцип разделения государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны.

Это влечет за собой создание государственных органов, представляющих каждую из ветвей власти (п. 2 ст. 11 Конституции РФ). Статья 11 Конституции РФ, п. 1 гласит, что государственную власть в Российской Федерации осуществляют Президент Российской Федерации, Федеральное Собрание (Совет Федерации и Государственная Дума), Правительство Российской Федерации, суды Российской Федерации.

На федеральном уровне система государственных органов выглядит следующим образом:

1) законодательная власть – Федеральное Собрание РФ является высшим представительным, постоянно действующим органом РФ. Оно состоит из двух палат – Совета Федерации и Государственной Думы, которые заседают раздельно Основная функция – формирование законодательства страны;

2) исполнительная власть – Правительство РФ возглавляет систему органов исполнительной власти РФ. Правительство Российской Федерации состоит из членов Правительства – Председателя Правительства, заместителей Председателя Правительства и федеральных министров. Основное направление деятельности – исполнение законодательных актов. Правительство РФ разрабатывает и представляет Государственной Думе федеральный бюджет и обеспечивает его исполнение; представляет отчет об исполнении федерального бюджета; обеспечивает проведение единой финансовой, кредитной и денежной политики; управляет федеральной собственностью; осуществляет меры по обеспечению обороны страны, государственной безопасности, реализации внешней политики Российской Федерации, а также меры по обеспечению законности, прав и свобод граждан;

3) судебная власть – Конституционный суд РФ, Верховный суд РФ, Высший Арбитражный суд РФ, Генеральная Прокуратура РФ. Главная задача – обеспечение легитимности, осуществление правосудия на основании законов и в определенной законом форме.

Центральное место в политической системе принадлежит главе государства – Президенту РФ. Согласно ст. 80 Конституции Президент РФ является гарантом Конституции РФ, прав и свобод человека и гражданина.

Особенностью государственной системы власти Российской Федерации является тот факт, что Президент России входит в структуру государственной власти, но в то же время он не включен в систему разделения властей. Главной его задачей является обеспечение согласованного функционирования и взаимодействия всех органов ветвей власти.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Вопрос 3 Бюджетные полномочия органов государственной власти и органов местного самоуправления Бюджетные полномочия - это права и обязанности органов государственной власти и иных участников бюджетного процесса по регулированию бюджетных правоотношений,

Глава 2. ПОЛНОМОЧИЯ ФЕДЕРАЛЬНЫХ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ, ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ СУБЪЕКТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ В ОБЛАСТИ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ГРАЖДАН БЕСПЛАТНОЙ ЮРИДИЧЕСКОЙ ПОМОЩЬЮ Статья 9. Полномочия Президента Российской

Статья 154. Бюджетные полномочия исполнительных органов государственной власти (исполнительно-распорядительных органов муниципальных образований) 1. Исполнительные органы государственной власти (исполнительно-распорядительные органы муниципальных образований)

29. Система органов государственной власти РФ Конституцией в ст. 10 закреплен принцип разделения государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны.Это влечет за собой создание

Глава 2. ПОЛНОМОЧИЯ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ СУБЪЕКТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ В ОБЛАСТИ ГРАДОСТРОИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Статья 6. Полномочия органов государственной власти

12. Формы и методы взаимодействия органов государственной власти и органов МСУ. Ограничения самостоятельности МСУ Взаимодействие – это согласованная деятельность организационно неподчиненных органов и подразделений для решения своих задач и достижения целей.Формами

44. Производство по делам об оспаривании решений, действий органов государственной власти, органов местного самоуправления Гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления,

20. Система органов государственной власти России Государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе принципа разделения властей, согласно которому государственные органы подразделяются на три вида: органы законодательной, исполнительной и

6. Вече и князь в древнерусском государстве – высшие органы власти. Система государственных органов власти Система государственных органов власти Киевской Руси:1) Великий киевский князь;2) удельные князья;3) представительный орган – всенародное вече;4) совещательный

43. Система высших органов государственной власти и управления Китая Система высших органов государственной власти и управления Китая основана на Конституции КНР и представляет собой систему органов: Председатель КНР, Всекитайское собрание народных представителей с

СТАТЬЯ 30. Порядок разграничения компетенции органов государственной власти и органов управления образованием 1. Установленная статьями 28 и 29 настоящего Закона компетенция в области образования федеральных органов государственной власти, федеральных органов

68. Система высших органов государственной власти и управления К системе высших органов государственной власти и управления относятся Всекитайское собрание народных представителей, его Постоянный комитет, Председатель КНР, Государственный совет, Верховный народный

Глава II. ПОЛНОМОЧИЯ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ СУБЪЕКТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ В ОБЛАСТИ БЕЗОПАСНОГО ОБРАЩЕНИЯ С ПЕСТИЦИДАМИ И АГРОХИМИКАТАМИ СТАТЬЯ 4. Полномочия органов

СТАТЬЯ 5. Полномочия органов государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти субъектов Российской Федерации на осуществление гарантий прав ребенка в Российской Федерации 1. К полномочиям органов государственной власти Российской

80. Система органов государственной власти субъектов Российской Федерации В соответствии с Конституцией РФ деятельность органов государственной власти субъекта РФ осуществляется в соответствии со следующими принципами:1) государственная и территориальная

Понятие государственного органа . Российская Федерация является государством с Республиканской формой правления. Это означает, что в России все высшие органы государственной власти избираются населением либо формируются избранными народом представительными органами.

Под государственными органами понимаются физические лица или организации, наделенные государственно-властными полномочиями и участвующие в управлении делами государства. Государственные органы образуются и действуют на основе нормативно-правовых актов, закрепляющих компетенцию данных органов. Под компетенцией государственного органа понимается объем и перечень государственно-властных полномочий и юридических обязанностей, закрепленных за этим органом, а также перечень вопросов, по которым данный орган имеет право самостоятельно принимать властные решения. Совокупность органов государства составляет систему органов государственной власти в Российской Федерации (виды государственных органов представлены на рис. 2).

Государственные органы подразделяются:

а) по порядку формирования на первичные, избираемые непосредственно населением, и производные, которые формируются первичными;

б) по срокам полномочий – на временные и постоянные . Временные органы создаются для достижения краткосрочных целей, тогда как постоянные функционируют без ограничения срока;

в) по месту в иерархии – на федеральные органы, органы субъектов федерации или региональные и местные или муниципальные органы;

г) по правовым формам деятельности – на правотворческие (парламенты), правоприменительные (правительства) и правоохранительные (суды, органы внутренних дел);

д) по характеру принятия решений – на коллегиальные и единоначальные ;

е) в соответствии с принципом разделения властей различают законодательные, исполнительные и судебные органы.

Президент РФ. Ведущее место в системе государственных органов России занимает Президент РФ, который избирается гражданами Российской Федерации сроком на четыре года на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. Президентом РФ может быть избран гражданин РФ не моложе 35 лет, проживающий постоянно на территории России не менее 10 лет. При вступлении в должность Президент РФ приносит присягу народу.



Согласно Конституции РФ, Президент РФ является главой государства. Глава государства – это должностное лицо, занимающее высшее место в системе органов государства. Президент РФ не относится ни к одной из ветвей власти и призван обеспечивать согласованное функционирование и взаимодействие всех государственных органов в стране.

Президент РФ – гарант Конституции, прав и свобод человека и гражданина. С этой целью он наделен необходимыми полномочиями по защите Конституции, конституционных прав и свобод, охране суверенитета Российской Федерации, ее независимости и государственной целостности, включая введение в стране военного или чрезвычайного положения.

В компетенцию Президента входит формирование Правительства РФ. С согласия Государственной Думы РФ он назначает главу Правительства Российской Федерации, по своему усмотрению принимает решение об отставке Правительства.

Президент РФ участвует в законодательном процессе: ему принадлежит право законодательной инициативы, он подписывает и обнародует принятые Федеральным Собранием РФ законы.

Президент РФ определяет основные направления внутренней и внешней политики российского государства; как глава государства он представляет Российскую Федерацию внутри страны и в международных отношениях, является Верховным Главнокомандующим Вооруженными Силами. В случае агрессии против Российской Федерации или непосредственной угрозы агрессии Президент Российской Федерация вводит на территории Российской Федерации или в отдельных ее местностях военное положение с незамедлительным сообщением об этом Совету Федерации и Государственной Думе. Основные полномочия Президента РФ представлены на рис. 3.



Конституция РФ наделяет Президента РФ правом решать вопросы гражданства РФ. Президент РФ принимает решения о приеме в гражданство иностранцев, лиц без гражданства, дает разрешение иметь двойное гражданство, на выход из гражданства РФ, отменяет решение о приеме в гражданство, а также предоставляет почетное гражданство РФ. В качестве главы государства

Президент РФ награждает граждан Российской Федерации государственными наградами, присваивает почетные звания, высшие воинские и высшие специальные звания.

В соответствии с Конституцией Российской Федерации Президент РФ обладает неприкосновенностью. Это означает, что против него нельзя возбудить уголовное дело, привлечь его к административной ответственности, принудительно доставить в суд, заключить под стражу, подвергнуть обыску и личному досмотру. Вместе с тем, неприкосновенность Президента РФ не означает отсутствия у него всякой ответственности. В случае совершения им тяжкого преступления (например, государственной измены) Президент РФ может быть отрешен от должности и, как следствие этого, лишен неприкосновенности. Процедура отрешения Президента РФ от должности называется импичментом .

Президент РФ может прекратить исполнение своих полномочий в связи с истечением срока, на который он был избран, а также подать в отставку. Отставка – это добровольное сложение Президентом РФ своих полномочий. Она может быть вызвана различными причинами как субъективного, так и объективного характера. Решение об отставке принимается самим Президентом.

В отличие от отставки, являющейся добровольным актом Президента РФ, сложение полномочий по состоянию здоровья происходит в результате независящих от воли Президента РФ обстоятельств. В этом случае должна создаваться независимая медицинская комиссия, заключение которой будет являться основанием для досрочного прекращения полномочий главы государства.

Рис. 2. Структура и порядок формирования органов

государственной власти в РФ

Рис. 3. Основные полномочия президента РФ

Осуществляя свои полномочия, Президент РФ издает специальные акты – указы и распоряжения, которые обязательны для исполнения на всей территории РФ, не должны противоречить Конституции и законам Российской Федерации.

Федеральное Собрание РФ. Законодательная власть в Российской Федерации принадлежит двухпалатному парламенту – Федеральному Собранию РФ. Законодательная власть – это делегированная народом своим представителям государственная власть, реализуемая коллегиально путем издания законодательных актов, а также наблюдения и контроля за исполнительной властью, главным образом в финансовой сфере. Законодательная власть – это власть представительная. В ходе процедуры выборов народ передает власть своим представителям и таким образом уполномочивает законодательные органы осуществлять государственную власть. В различных государствах законодательные органы называются по-разному: в США – Конгресс, в Великобритании – Парламент, во Франции –Национальное собрание. Исторически первым законодательным органом являлся английский Парламент (от фр. parler – говорить), поэтому часто любой законодательный орган называют парламентом.

Современный российский парламент – Федеральное Собрание РФ – был учрежден Конституцией РФ 1993 г. Согласно Конституции, Федеральное Собрание РФ является представительным и законодательным органом Российской Федерации. Верхняя палата российского парламента называется Совет Федерации и формируется субъектами РФ. В состав Совета Федерации входят по два представителя: один от законодательной и один исполнительной власти каждого субъекта РФ. Нижняя палата – Государственная Дума – избирается гражданами Российской Федерации путем прямых всеобщих выборов сроком на четыре года и состоит из 450 депутатов.

Основной функцией палат Федерального Собрания является принятие законов. Конституция РФ предусматривает возможность принятия законов двух видов: федеральных и федеральных конституционных.

Законодательный процесс начинается в Государственной Думе (см. рис. 4). Федеральные законы принимаются большинством голосов от общего числа депутатов Государственной Думы. Далее принятые законы передаются на рассмотрение Совета Федерации. Законодательный процесс в Российской Федерации.

Федеральный закон считается одобренным, если за него проголосовало больше половины от общего числа членов этой палаты или если в течение 14 дней закон не был рассмотрен Советом Федерации. Однако законы, принятые Государственной Думой,

Рис. 4 Законодательные процесс РФ

подлежат обязательному рассмотрению в Совете Федерации, если они касаются вопросов: федерального бюджета; федеральных налогов и сборов; финансового, валютного, кредитного, таможенного регулирования, денежной эмиссии; ратификации и денонсации международных договоров РФ; защиты государственной границы РФ; войны и мира.

Принятый федеральный закон направляется Президенту РФ. Он в течение 14 дней подписывает и обнародует закон. Однако в тот же срок Президент РФ может наложить veto, т. е. отклонить закон. Тогда Государственная Дума и Совет Федерации снова рассматривают данный закон. В этом случае для одобрения закона требуется не менее 2/3 голосов в каждой из палат. Если закон принят, он подлежит подписанию Президентом РФ в течение семи дней и обнародованию.

Федеральные конституционные законы принимаются по наиболее важным вопросам, например о референдуме, о Правительстве РФ, о судебной системе, о Конституционном Суде РФ, о порядке введения военного положения и др. Для принятия этого закона требуется не менее 3/4 голосов членов Совета Федерации и 2/3 голосов депутатов Государственной Думы.Конституция РФ не допускает досрочного прекращения полномочий Совета Федерации. Что касается Государственной Думы, то она может быть до окончания срока своих полномочий распущена Президентом РФ в следующих случаях:

1) если она трехкратно отклонит кандидатуры на должность Председателя Правительства РФ, представленные Президентом РФ на согласование перед назначением (ст. 111 Конституции);

2) если она по своей инициативе выразила недоверие Правительству РФ. В этом случае Президент РФ может либо отправить в отставку Правительство, либо не согласиться с решением Государственной Думы. Однако если Государственная Дума в течение трех месяцев повторно выразит недоверие Правительству РФ, Президент РФ должен либо объявить об отставке Правительства, либо распустить Государственную Думу (ч. 3 ст. 117 Конституции);

3) Председатель Правительства РФ может поставить перед Государственной Думой вопрос о доверии Правительству РФ. Если Государственная Дума откажет Правительству в доверии, Президент РФ в течение семи дней должен или отправить Правительство в отставку, или распустить Государственную Думу (ч.4 ст. 117 Конституции).

Правительство РФ. Федеральным органом исполнительной власти является Правительство РФ, возглавляемое Председателем и состоящее из федеральных министров. Исполнительная власть – это вторичная, подзаконная ветвь государственной власти, деятельность которой направлена на обеспечение исполнения законов и других актов законодательной власти. Исполнительная власть реализуется через систему исполнительных органов. Помимо Правительства РФ в систему федеральных органов исполнительной власти также входят федеральные министерства, государственные комитеты, федеральные комиссии, федеральные службы, федеральные агентства.

Членов Правительства РФ назначает на должность и освобождает от должности Президент РФ. Он может в любое время отправить Правительство РФ в отставку.

Правительство РФ является органом, отвечающим за текущее осуществление политики государства на всех направлениях. В соответствии с Конституцией РФ Правительство РФ:

· разрабатывает и представляет Государственной Думе РФ федеральный бюджет и обеспечивает его исполнение; представляет отчет об исполнении федерального бюджета;

· обеспечивает проведение в РФ единой финансовой, кредитной и денежной политики;

· обеспечивает проведение в РФ единой государственной политики в области культуры, науки, образования, здравоохранения, социального обеспечения, экологии;

· осуществляет управление федеральной собственностью;

· осуществляет меры по обеспечению обороны страны, государственной безопасности, реализации внешней политики РФ;

· осуществляет меры по обеспечению законности, прав и свобод граждан, по охране собственности и общественного порядка, борьбе с преступностью;

· осуществляет иные полномочия, возложенные на него Конституцией РФ, федеральными законами, указами Президента РФ.

По вопросам своей деятельности Правительство РФ издает постановления и распоряжения и обеспечивает их исполнение.

Федеральные органы исполнительной власти. Правительство РФ является высшим органом федеральной исполнительной власти, осуществляющим общее управление в различных сферах жизни общества. Непосредственное руководство отдельными отраслями находится в ведении различных министерств и ведомств, подчиняющихся Правительству РФ и Президенту РФ и образующих вместе с ним систему федеральных органов исполнительной власти. В систему федеральных органов исполнительной власти входят: федеральные министерства, федеральные агентства, федеральные службы и государственные комитеты, а также их территориальные структуры.

Министерство РФ – это федеральный орган исполнительной власти, проводящий государственную политику и нормативно–правовое регулирование в установленной сфере деятельности.

Федеральное министерство на основании и во исполнении Конституции РФ, федерального законодательства, актов Президента РФ и Правительства РФ самостоятельно осуществляет праве регулирования в установленной сферы деятельности. Федеральное министерство не вправе осуществлять функции по контролю и надзору, а также функции по управлению государственным имуществом кроме случаев, установленных указами Президента или Постановлением Правительства РФ.

Федеральное министерство осуществляет координацию и контроль деятельности находящихся в его введении федеральных служб и федеральных агентств.

Федеральное служба – это федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий надзор и контроль за деятельностью в установленной сфере, а также специальные функции в области обороны, государственной безопасности, защиты и охраны государственных границ РФ, борьбы с преступностью и обеспечения общественной безопасности. Федеральную службу возглавляет руководитель (директор) или коллегиальный орган.

Федеральное агентство – это федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий в установленной сфере деятельности функции по оказанию государственных услуг, по управлению государственным имуществом. Федеральное агентство возглавляет руководитель (директор) или коллегиальный орган.

Федеральные службы и агентства в пределах своей компетенции издают индивидуальные правовые акты на основании и во исполнении законодательства и нормативных актов федерального министерства, осуществляющего координацию и контроль деятельности служб и агентств. Федеральные службы и агентства могут быть подведомственны Президенту РФ или находиться в введении Правительства РФ.

Назначение на должность и смещение с должности руководителей этих ведомств осуществляется Правительством РФ, кроме тех из них, которые непосредственно подчинены Президенту РФ (ФАПСИ, ФСБ, Служба внешней разведки, Федеральная служба охраны и др.).

Органы государственной власти субъектов Российской Федерации . Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации»» от 6 октября 1999 г. устанавливает, что систему органов государственной власти субъекта Федерации составляют: законодательный (представительный) орган государственной власти; высший исполнительный орган государственной власти; иные органы государственной власти, образуемые в соответствии с конституцией (уставом) данного субъекта. Кроме того, конституцией (уставом) субъекта Российской Федерации может быть определено ее высшее должностное лицо. Соответственно в такую систему входят: президент республики (глава государства, глава республики) или губернатор края, области (в отдельных республиках нет единоличного главы государства); законодательный (представительный) орган, правительство (кабинет, администрация), также и судебные органы, представленные судьями.

Законодательные органы субъектов Федерации отличаются друг от друга наименованием – Государственное собрание, Законодательное собрание, парламент, областное собрание, краевые, областные думы и др. Есть и нетипичные названия законодательных (представительных) органов. Так, в Амурской области указанный орган именуется областным Собранием, в Архангельской, Липецкой, Псковской областях – областным Собранием депутатов, в Астраханской области – областное Представительное собрание, в Новосибирской области – областной Совет депутатов. Такие органы отличаются структурой (наряду с однопалатными в ряде субъектов созданы двухпалатные парламенты), численностью депутатов Так, парламент Ингушетии состоит из 27 депутатов, а парламент Татарстана – из 250 депутатов. Срок полномочий депутатов законодательного (представительного) органа одного созыва также устанавливается конституцией (уставом) субъекта Федерации, однако в соответствии с упомянутым выше Федеральным законом не может превышать пяти лет. Общими для всех этих органов являются осуществляемые ими функции (законодательная, контрольная, финансовая), круг их полномочий.

Систему органов исполнительной власти в республиках возглавляют правительство (правительства учреждены также в Ленинградской области, в Ставропольском крае, в Москве, в некоторых областях), в иных субъектах – администрация. Наименование высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, его структура, порядок его формирования устанавливаются конституцией (уставом) и законами субъекта Российской Федерации с учетом его исторических, национальных и иных традиций. В соответствии с Конституцией РФ в пределах ведения Российской Федерации и ее полномочий по предметам совместного ведения России и субъектов Федерации органы исполнительной власти (федеральные и субъектов Федерации) образуют единую систему исполнительной власти в стране.

Высшее должностное лицо территориальных субъекта. Российской Федерации (руководитель его высшего исполнительного органа государственной власти) назначаются Президентом РФ по согласованию с региональным парламентом. Наименование должности этого лица устанавливается конституцией (уставом) субъекта Российской Федерации с учетом исторических, национальных и иных традиций данного субъекта.

Местное самоуправление в Российской Федерации . Местное самоуправление есть самостоятельная инициативная деятельность территориальных (местных) сообществ по решению вопросов их жизнедеятельности. Это такая самоорганизация населения (местного сообщества), которая, исключая управление «сверху», позволяет гражданам в границах муниципального образования непосредственно либо через создаваемые ими органы обеспечить самостоятельное решение вопросов местного характера, владение, пользование и распределение муниципальной собственности исходя из интересов населения. Местное самоуправление базируется на таких конституционных принципах, как гарантированность, самостоятельность (в пределах вопросов местного значения); многообразие организационных форм; обособленность от системы органов государственной власти; ответственность муниципальных органов перед населением; выборность; открытость, гласность; государственная поддержка местного самоуправления и др.

В соответствии с Конституцией РФ местное самоуправление:

1) обеспечивает участие граждан в самостоятельном решении местных вопросов;

2) обеспечивает социально-экономическое развитие соответствующей территории;

3) управляет муниципальной собственностью;

4) обеспечивает потребности населения в социально-культурных, коммунально-бытовых и других полезно важных услугах;

5) осуществляет защиту интересов и прав местного самоуправления;

6) охраняет общественный порядок, peaлизует законы, поддерживает правопорядок на территории муниципального образования. Охрана общественного порядка – одна из самых важных функций местного самоуправления. Она включает деятельность по обеспечению спокойствия в общественных местах, недопущение и пресечение хулиганства, привлечение к административной ответственности лиц, нарушающих порядок в общественных местах, во время уличных шествий и демонстраций, массовых гуляний, спортивных соревнований и т.д. Законодательство наделяет органы местного самоуправления (районные, городские) правом принимать решения (устанавливать правила) о соблюдении общественного порядка и устанавливать административную ответственность за их нарушение (при условии, что эти вопросы не урегулированы региональными и федеральными актами). Профессиональную деятельность по охране общественного порядка на территории муниципальных образований осуществляет милиция общественной безопасности (местная милиция). В соответствии с Конституций РФ систему органов местного самоуправления образует совокупность негосударственных, имеющих статус самостоятельных представительных и исполнительных органов, через которые на данной территории осуществляются функции и полномочия местного самоуправления (в зарубежных странах выборные органы в системе местного самоуправления именуются муниципалитетами). В числе таких органов закон называет представительные и исполнительные органы власти, а также главу местного самоуправления.

Права граждан на обращения в органы государственной власти и органы местного самоуправления . В Конституции РФ права и свободы человека определены как непосредственно действующие, предоставляющие гражданам возможность защиты их всеми способами, не запрещенными законом. Одним из таких конституционно-правовых способов защиты прав и свобод граждан является их право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в органы государственной власти и органы местного самоуправления.

Различают несколько видов обращения граждан:

а) предложения – обращения граждан, направленные на улучшение деятельности государственных органов, совершенствование социально-экономических отношений и государственного строительства в России;

б) заявления – обращения граждан по поводу реализации принадлежащих им прав и законных интересов граждан;

в) ходатайства – обращения граждан с просьбой о признании за ними определенного статуса, прав, гарантий и льгот с предоставлением документов, их подтверждающих;

г) жалобы – обращения с требованием о восстановлении прав и законных интересов граждан, нарушенных действиями государственных органов, должностных лиц (т. е. лиц, занимающих должность в государственном органе или негосударственной организации), владельцами различных форм собственности и общественными организациями.

В Российской Федерации существует определенный порядок, регламентирующий возможность обращения граждан в государственные органы с предложениями, заявлениями и жалобами. Письменное обращение гражданина должно быть им подписано, с указанием фамилии, имени и отчества, и содержать данные о месте жительства, работы или учебы лица, подающего данное обращение. Обращение, не содержащее этих сведений, признается анонимным и не подлежит рассмотрению.

Для всех видов обращений устанавливаются предельные сроки их рассмотрения: до одного месяца со дня их поступления в соответствующий орган власти и регистрации; в сокращенные сроки – не позднее 15 дней – рассматриваются обращения, не требующие дополнительного изучения и проверки изложенных в них фактов и обстоятельств. По решению руководителей органов власти допускается продление сроков разрешения дел в связи с обращениями граждан, но не более чем на один месяц. При этом общий срок рассмотрения обращения не может превышать двух месяцев, за исключением случаев, когда материалы, необходимые для решения и ответа автору, рассматриваются в суде. В таких случаях срок обращения продлевается на весь период судебного разбирательства. О результатах обращения гражданину направляется сообщение в течение 10 дней с момента принятия по нему соответствующего решения.

Граждане имеют право обжаловать неудовлетворяющее их решение. Жалоба подается в те вышестоящие в порядке подчиненности органы государственной власти или на имя тех должностных лиц, в непосредственном подчинении которых находятся органы власти и должностные лица, чьи решения, а также неправомерные действия (бездействие) обжалуются. Пересылать жалобы на рассмотрение того органа или должностного лица, на которых она подана, запрещается.

Жалоба может быть подана не позднее трех месяцев с момента, когда гражданину стало известно о нарушении его прав, и не позднее одного месяца со дня получения письменного или устного уведомления органа власти или должностного лица об отказе в удовлетворении требований, содержащихся в обращении. Пропущенный по уважительной причине срок подачи жалобы может быть продлен по решению органа власти или должностного лица при предоставлении жалобщиком подтверждающих документов.

Подача гражданином обращения, в котором содержатся материалы клеветнического характера, выражения, оскорбляющие честь и достоинство других лиц, влечет за собой уголовную ответственность.

Действия или бездействие органов государственной власти и должностных лиц, органов местного самоуправления, общественных объединений могут быть также обжалованы в судебном порядке.

Органы судебной власти . Судебная власть – это независимая ветвь государственной власти, осуществляемая путем гласного, состязательного рассмотрения и разрешения в судебных заседаниях споров о праве. Монополию на осуществление судебной власти имеют суды.

Судебную власть в Российской Федерации осуществляют Конституционный Суд Российской Федерации, Верховный Суд Российской Федерации и система федеральных судов общей юрисдикции (верховные суды республик, краевые, областные суды, суды городов федерального значения, суды автономной области и автономных округов, районные, военные и специализированные суды), Высший Арбитражный Суд Российской Федерации и система федеральных арбитражных судов (арбитражные суды округов и арбитражные суды в субъектах Федерации).

Вопросы для самоконтроля

Какие функции выполняет основной закон государства? Дайте определение понятия «конституция».

Какая структура свойственна действующей Конституции РФ?

Что понимается конституционным строем?

Что означает демократический характер Российского государства по Конституции РФ?

Какие основные принципы (признаки) характерны для правового государства?

Какие исключительные полномочия относятся к вопросам введения Федерации согласно ст. 71 Конституции РФ?

Какие вопросы совместного ведения Федерации и ее субъектов определенны в ст. 72 Конституции РФ?

Какие формы собственности признаются и защищаются в России?

При каких условиях допускается двойное гражданство в РФ?

Какими правами дожжен обладать каждый человек на Земле?

Какие политические права и свободы, закреплены в ст. 29-33 Конституции РФ?

Какие граждане России не имеют права избирать и быть избранными?

Какие сроки полномочий установлены для выборных государственных органов и должностных лиц в РФ?

Какие социальные, экономические и культурные права и свободы человека и гражданина закреплены в ст. 34-44 Конституции РФ?

Какие механизмы защиты прав и свобод человека и гражданина предусмотрены в РФ?

Какие задачи решает омбудсмен в РФ?

Какие виды органов осуществляют судебную власть в РФ?

Принцип разделения властей закреплен в ст. 10 Конституции РФ: государственная власть в РФ осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Отдельно отмечается, что

Корректнее говорить о единой государственной власти, разделенной на 3 ветви. В связи с этим отметим, что разделение властей есть разделение полномочий государственных органов при сохранении конституционного принципа единства государственной власти. При этом Президент РФ не входит ни в одну из трех указанных ветвей государственной власти являясь главой государства, образуя (вместе с Администрацией Президента РФ, Советом Безопасности РФ и прочими подобными структурами) особую «президентскую власть».

Конкретное содержание принципа разделения властей в российских условиях включает:

— законы обладают высшей юридической силой, принимается только законодательными (представительными) органами (Федеральным Собранием РФ и законодательными (представительными) органами государственной власти субъектов РФ);

— исполнением законов занимаются органы исполнительной власти, подотчетные главе государства и в некотором отношении парламенту;

— между законодательными и исполнительными органами обеспечен баланс полномочий, исключающий перенесение центра принятия государственно-властных решений, а тем более всей полноты государственной власти на одну из указанных ветвей государственной власти в РФ;

— судебные органы независимы, действуют самостоятельно, в пределах своей компетенции;

— ни одна из трех ветвей государственной власти не должна вмешиваться в прерогативы другой ветви, а тем более сливаться с ней;

— споры о компетенции разрешаются в рамках соответствующей правовой процедуры Конституционным Судом РФ.

1) законодательную;

2) исполнительную;

3) судебную.

Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны.

1) Президент Российской Федерации;

2) Федеральное Собрание (Совет Федерации и Государственная Дума);

3) Правительство Российской Федерации;

4) суды Российской Федерации.

1) законодательная власть – Федеральное Собрание РФ является высшим представительным, постоянно действующим органом РФ.

Оно состоит из двух палат – Совета Федерации и Государственной Думы, которые заседают раздельно.

Система органов государственной власти в Российской Федерации

Основная функция – формирование законодательства страны;

2) исполнительная власть

д) осуществляет меры по обеспечению обороны страны, государственной безопасности, реализации внешней политики Российской Федерации, а также меры по обеспечению законности, прав и свобод граждан, охране собственности и общественного порядка, борьбе с преступностью;

3) судебная власть

Главная задача

Президент РФ

Главной задачей Президента

В систему органов исполнительной власти субъекта РФ входят их правительства, администрации, министерства, комитеты, департаменты и другие ведомства. Эту систему возглавляет высшее должностное лицо субъекта РФ — Президент (Глава) республики, Глава администрации (Мэр, Губернатор) края, области, города федерального значения, автономной республики, автономного округа.

Правовой статус Президента (Главы) республики в составе РФ, Главы администрации других субъектов РФ определяется конституциями (уставами) субъектов, а также законами этих субъектов РФ о Президенте, Главе администрации. Должность главы администраций субъекта как звено исполнительной власти была введена в августе 1991 г. указом Президента РФ. Кандидаты на эту должность до 1995 г. назначались Президентом РФ, выборы проводились только в виде эксперимента по специальному разрешению. В республиках и городах федерального значения с июня 1991 г. появился институт выборного президента (главы) республики, мэра города федерального значения (первые выборы прошли в Татарстане). В период с 1991 по 2004 гг. президенты республик, главы Москвы и Санкт-Петербурга и главы администраций других субъектов РФ с 1995 по 2004 гг. избирались на основе всеобщего, равного, прямого избирательного права при тайном голосовании сроком на 4-5 лет. С конца 2004 г. порядок изменен. Согласно федеральному закону «Об общих принципах организации законодательных (представительных) органов и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ» высшее должностное лицо субъекта РФ избирается законодательным органом субъекта РФ по представлению Президента РФ.

Высшее должностное лицо субъекта РФ не может быть депутатом представительных (законодательных) органов, занимать какие-либо другие должности в государственных органах, общественных объединениях, коммерческих организациях, не может заниматься предпринимательской деятельностью и вести другую оплачиваемую работу. На время выполнения своих обязанностей приостанавливает членство в политических партиях и иных общественно-политических организациях.

Он представляет субъект в его отношениях с Российской Федерацией, участвует от имени субъекта в решении вопросов, относящихся к совместному ведению с Федерацией; обладает правом законодательной инициативы; подписывает и обнародует законы; ведет переговоры, подписывает договоры и соглашения; награждает государственными наградами и присваивает почетные звания субъекта РФ.

Главы республик Алтай, Бурятия, Карелия, Коми, Калмыкия, Тыва, Хакасия сами руководят деятельностью правительства, формируя их в соответствии со своими конституциями.

Для осуществления своих полномочий главы республик могут создавать иные органы государственного управления, координационные и совещательные органы. Президент Республики Адыгеи формирует единую Администрацию Президента РА и Кабинета Министров РА, Президент Татарстана для осуществления своих полномочий образует Аппарат Президента и т.д. Определенным копированием федерального опыта стало формирование в республиках Советов безопасности.

Президент республики назначает с согласия парламента председателя правительства; назначает и освобождает от должности министров, руководителей других ведомств республики, осуществляет общее руководство деятельностью правительства; обеспечивает взаимодействие возглавляемых им органов исполнительной власти с органами законодательной и судебной власти; отменяет постановления и распоряжения правительства, акты министерств и ведомств, других подведомственных ему органов исполнительной власти; приостанавливает действие актов местной администрации в случае противоречия их конституции и законам республики, а также актам президента. Президент республики, глава администрации (губернатор) субъекта представляет парламенту проект бюджета субъекта РФ, распоряжается средствами президентского (губернаторского) фонда; осуществляет иные полномочия, предусмотренные конституцией (уставом) и законами субъекта РФ. В ряде республик президент наделен правом роспуска парламента. В некоторых республиках он пользуется правом «отлагательного вето». Президент республики в пределах своих полномочий издает указы и распоряжения, глава администрации принимает постановления и распоряжения. Они обязательны для исполнения на всей территории соответствующего субъекта РФ.

Высшее должностное лицо субъекта подчиняется Президенту РФ и Правительству РФ по предметам ведения РФ и полномочий Российской Федерации по предметам совместного ведения РФ и ее субъектов.

Николай Баранов

Глава администрации, президент республики действует самостоятельно в пределах своей компетенции, если это не противоречит Конституции, федеральным законам, законам субъекта федерации, по вопросам, связанным с отдельными полномочиями федеральных органов исполнительной власти, делегированными органами исполнительной власти субъекта РФ по предметам ведения РФ; с полномочиями органов исполнительной власти субъекта РФ по предметам совместного ведения Федерации и субъекта РФ, а также с полномочиями органов исполнительной власти субъектов федерации по иным предметам ведения, не отнесенным Конституцией РФ к ведению РФ и совместному ведению РФ и ее субъектов. Вне пределов ведения РФ и полномочий РФ по предметам совместного ведения РФ и ее субъектов высшее должностное лицо субъекта самостоятельно руководит органами исполнительной власти субъекта РФ и определяет основные направления его деятельности. Глава администрации, президент взаимодействует с органами местного самоуправления и содействует их развитию и укреплению.

Важную роль в системе исполнительной власти республик в составе РФ играют правительства этих республик, являющиеся исполнительными и распорядительными органами государственной власти. Законодательство республик в составе РФ предусматривает различный порядок формирования правительств этих республик. Так, в соответствии с Конституцией Республики Башкортостан Кабинет министров республики формируется президентом республики. Премьер-министр республики назначается президентом республики с согласия Государственного Собрания (Курултая) республики. Заместители премьер-министра, министры, председатели государственных комитетов и руководители ведомств республики назначаются и освобождаются от должности президентом республики по представлению премьер-министра.

В пределах своих полномочий правительство республики осуществляет регулирование экономических процессов, создает условия для свободного предпринимательства; принимает меры по укреплению денежной и кредитной системы, проведению единой политики цен, обеспечению гарантий законодательно установленного минимального уровня оплаты труда и социального обеспечения. Правительство организует разработку и исполнение государственного бюджета республика, а также прогнозов экономического и социального развития республики и важнейших республиканских программ; определяет объем и порядок поставок продукции (товаров) для государственных нужд; осуществляет меры по развитию науки, техники и технологии, рациональному использованию, охране и воспроизводству природных ресурсов. Осуществляя единую государственную политику, оно координирует разработку и реализацию государственных программ, направленных на сохранение и развитие культурных ценностей народов республики, удовлетворение культурных потребностей граждан, обеспечение и защиту конституционного права граждан на образование, преемственность и разнообразие форм образования, организацию здравоохранения, обеспечение поддержки наименее социально защищенных групп населения, реализацию социальных гарантий граждан, обеспечение устойчивого функционирования государственной службы занятости и рациональное использование трудовых ресурсов; осуществляет меры по защите интересов республики, охране общественного порядка, обеспечению и защите прав и свобод граждан; принимает меры по обеспечению государственной безопасности и обороноспособности; осуществляет руководство в области отношений республики с другими государствами, а также руководство органами государственного управления. Правительство может осуществлять и другие полномочия, предусмотренные конституцией и законами республики. В большинстве республик правительство ответственно перед президентом и парламентом. Правительства республик в составе РФ во исполнение законов этих республик и других решений их парламентов, указов и распоряжений президентов республик, а также законов РФ, постановлений и распоряжений Правительства РФ издают постановления и распоряжения и контролируют их исполнение.

Структура правительства, компетенция, порядок деятельности и отношения Правительства с другими государственными органами республик в составе РФ, с государственными органами РФ, других субъектов Федерации определяются законами о правительстве республики, указами глав республик. Правительство республики объединяет и направляет работу министерств, государственных комитетов и других подведомственных ему органов. Министерства, государственные комитеты и другие органы государственного управления республик руководят порученными им отраслями управления или осуществляют межотраслевое управление, подчиняясь правительству и, как правило, президенту республики. Министерства и другие органы государственного управления республик несут ответственность за состояние и развитие порученных им сфер и отраслей управления.

Органом исполнительной власти в крае, области, городе федерального значения, автономной области, автономном округе является администрация (правительство). Структура администрации в субъектах РФ представлена двумя моделями: единоначалие в руководстве исполнительным органом и коллегиальность в управлении. Первая модель: глава администрации единолично создает структуру и осуществляет непосредственное руководство всеми структурными подразделениями администрации. Вторая модель структуры администрации субъекта РФ представляет учреждение Правительства как самостоятельной организационно-правовой формы исполнительной власти с нормативно установленными компетенцией, полномочиями в осуществлении исполнительно-распорядительных функций.

Возможна и промежуточная модель организации администрации. Например, в Санкт-Петербурге правительство не является юридическим лицом, не является самостоятельным субъектом публично-правовых отношений, поскольку его постановления утверждает губернатор, т.е. правительство скорее имеет статус коллегии при губернаторе. В областной администрации, как правило, представлены следующие управления: юстиции, финансовое, внутренних дел, сельского хозяйства; комитеты: по архитектуре и строительству, экономике и прогнозированию, промышленности, торговле, внешнеэкономическим связям, здравоохранению, образованию, культуре и др., всего 25-30 комитетов.

Помимо администрации, в систему органов исполнительной власти входят отраслевые и территориальные органы управления и иные органы, создаваемые главой администрации, который самостоятельно определяет компетенцию и утверждает положение об этих органах.

Вопросы для самоконтроля и размышлений

1. Какие задачи и функции призвана обеспечить администрация субъекта РФ?

2. Какова правовая основа формирования органов государственной власти в субъекте РФ?

3. Какова специфика в формировании и деятельности органов государственной власти субъектов РФ?

⇐ Предыдущая13141516171819202122Следующая ⇒

Дата публикования: 2014-11-02; Прочитано: 935 | Нарушение авторского права страницы

Studopedia.org — Студопедия.Орг — 2014-2018 год.(0.002 с)…

Система органов государственной власти в рф.

Система органов государственной власти РФ

Конституцией РФ закреплен принцип разделения государственной власти на:

  1. законодательную;
  2. исполнительную;
  3. судебную.

Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны.

Государственную власть в Российской Федерации осуществляют:

  1. Президент Российской Федерации;
  2. Федеральное Собрание (Совет Федерации и Государственная Дума);
  3. Правительство Российской Федерации;
  4. суды Российской Федерации.

На федеральном уровне система государственных органов выглядит следующим образом:

1) законодательная власть – Федеральное Собрание РФ является высшим представительным, постоянно действующим органом РФ. Оно состоит из двух палат – Совета Федерации и Государственной Думы, которые заседают раздельно. Основная функция – формирование законодательства страны;

2) исполнительная власть – Правительство РФ возглавляет систему органов исполнительной власти РФ. Правительство РФ состоит из членов Правительства – Председателя Правительства, заместителей Председателя Правительства и федеральных министров. Основное направление деятельности – исполнение законодательных актов.

Основные функции Правительства РФ:

а) разрабатывает и представляет на рассмотрение Государственной Думе федеральный бюджет и обеспечивает его исполнение;
б) представляет отчет об исполнении федерального бюджета;
в) обеспечивает проведение единой финансовой, кредитной и денежной политики;
г) управляет федеральной собственностью;
д) осуществляет меры по обеспечению обороны страны, государственной безопасности, реализации внешней политики Российской Федерации, а также меры по обеспечению законности, прав и свободграждан, охране собственности и общественного порядка, борьбе с преступностью;

3) судебная власть – Конституционный Суд РФ, Верховный Суд РФ, Высший Арбитражный Суд РФ, суды общей юрисдикции, Генеральная прокуратура РФ.

Главная задача – обеспечение легитимности, осуществление правосудия на основании законов и в определенной законом форме. Центральное место в политической системе принадлежит главе государства – Президенту РФ.

Президент РФ – гарант Конституции РФ, прав и свобод человека и гражданина.

Особенностью государственной системы власти Российской Федерации является тот факт, что Президент России входит в структуру государственной власти, но в то же время он не включен в систему разделения властей.

Главной задачей Президента является обеспечение согласованного функционирования и взаимодействия всех органов ветвей власти. В процессе этого взаимодействия сторон регулирование их отношений находит свое отражение в издаваемых в установленном порядке федеральных законах, регламентах палат Федерального Собрания, указах Президента. Президент РФ является главой демократического федеративного правового государства России с республиканской формой правления (ст. 1 Конституции РФ).

Согласно ст. 3 Конституции РФ носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ. Народ осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления.

Государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны.

Принцип разделения властей предполагает полную самостоятельность и независимость всех трех ветвей власти, что достигается юридическим закреплением их полномочий.

Важным принципом организации госу­дарственной власти является система сдержек и противовесов.

При этом все три ветви власти уравно­вешены взаимными полномочиями, с помощью которых каждая из ветвей власти может ограничивать другие.

Принципом организации государственной власти является также федерализм, предполагающий наличие двух уровней орга­нов государственной власти: федеральные органы государственной власти и органы государ­ственной власти субъектов Федерации.

Организация государственной власти в России основана на системном подходе. Система государственных органов – это совокупность взаимосвязанных и взаимодополняющих государственных органов, посредством которых реализуется государственная власть, обеспечивается государственное руководство обществом.

П.П. Глущенко (2012) подчеркивает, что орган государственной власти является составной частью системы государственных органов, создается в строго определенном порядке, наделен властными полномочиями, действует в присущих ему организационно-правовых формах в целях осуществления задач и функций государства.

Следовательно, государственные органы характеризуются наличием властных государственных полномочий и имеют определенную структуру. Государственный орган – это структурно-обособленное звено, относительно самостоятельная часть государственного аппарата.

Государственный орган осуществляет от имени государства его задачи и функции посредством определенного вида деятельности в порученной области; обладает властными полномочиями, чем и отличается отгосударственных учреждений и предприятий; имеет определенную компетенцию, т.е. закрепленную совокупность задач, функций, прав и обязанностей; характеризуется определенной структурой; имеет территориальные пределы деятельности; образуется в порядке, определенном законами.

Основным признаком государственного органа является наличие у него права издавать нормативно-правовые акты, обязательные для исполнения теми, кому они адресованы; применять меры принуждения, убеждения, воспитания, поощрения, чтобы обеспечить выполнение требований этих актов; осуществлять надзор за их реализацией.

В соответствии со ст.

11 Конституции РФ государственную власть в Российской Федерации осуществляют Президент Российской Федерации, Федеральное Собрание (Совет Федерации и Государственная Дума), Правительство Российской Федерации, суды Российской Федерации. Государственную власть в субъектах Российской Федерации осуществляют образуемые ими органы государственной власти.

⇐ Предыдущая12131415161718192021Следующая ⇒

Дата публикования: 2015-11-01; Прочитано: 1374 | Нарушение авторского права страницы

Studopedia.org — Студопедия.Орг — 2014-2018 год.(0.001 с)…

Государственные органы - это один из каналов, через который народ, согласно Конституции Российской Федерации, осуществляет свою власть.
Органы государственной власти характеризуются следующими чертами:
- наделены государственно-властными полномочиями;
- образуются и действуют в установленном государством порядке;
- уполномочены государством осуществлять его задачи и функции;
- являются составной частью единой системы органов государственной власти Российской Федерации.
В своей совокупности государственные органы Российской Федерации образуют единую систему. Согласно Конституции (ст.11), в нее входят органы государственной власти Российской Федерации и органы государственной власти ее субъектов. Единство системы государственных органов Российской Федерации обусловлено тем, что эта система основывается на государственной целостности России, на единстве системы государственной власти. Единство системы проявляется в разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти ее субъектов. Конституция (ст.10,11) предусматривает наличие органов президентской, законодательной, исполнительной и судебной власти. Каждый из этих видов органов власти представляет собой фактически подсистему единой системы государственных органов Российской Федерации.
Президент Российской Федерации является главой государства. Он выступает в качестве гаранта Конституции РФ, прав и свобод человека и гражданина. Президент, согласно ст.80 Конституции, обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти, осуществляет общее руководство деятельностью Правительства и других звеньев исполнительной власти, с органами которой он связан наиболее тесно.
Органы законодательной власти - это Федеральное Собрание РФ, народные собрания, государственные собрания, верховные советы, законодательные собрания республик в составе РФ; думы, законодательные собрания, областные собрания и другие законо-дательные органы власти краев, областей, городов федерального значения, автономной области и автономных округов. Основная особенность этих органов состоит в том, что они избираются непосредственно народом и никаким другим способом формироваться не могут. В своей совокупности они составляют систему представительных органов государственной власти РФ. Органы законодательной власти делятся на федеральные и региональные (субъектов Федерации).
К органам исполнительной власти относятся Правительство Российской Федерации, другие федеральные органы исполнительной власти - министерства, государственные комитеты и ведомства при Правительстве РФ, органы исполнительной власти субъектов РФ - президенты и главы администраций субъектов РФ, их правительства, министерства, государственные комитеты и другие ведомства. Они составляют единую систему органов исполнительной власти, возглавляемую Правительством РФ. Для органов исполнительной власти характерно то, что они либо образуются (назначаются) соответствующими руководителями исполнительной власти - президентами или главами администраций, либо избираются непосредственно населением. Органы исполнительной власти выполняют особый вид государственной деятельности, которая носит исполнительный и распорядительный характер. Органы исполнительной власти делятся на федеральные и субъектов Федерации.
Органы судебной власти образуют Конституционный Суд РФ, Верховный Суд РФ, Высший Арбитражный Суд РФ, другие федеральные суды, а также суды субъектов РФ. Органы правосудия в совокупности составляют судебную систему РФ. Основной видовой особенностью этих органов является осуществление судебной власти посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства.
Особую группу государственных органов, не относящуюся ни к одному из ранее названных видов органов государственной власти, образуют органы прокуратуры. Прокуратура РФ, согласно Конституции (ст. 129), составляет единую централизованную систему с подчинением нижестоящих прокуроров вышестоящим и Генеральному прокурору РФ. Основной видовой особенностью органов прокуратуры является осуществление ими надзора за исполнением законов федеральными министерствами и ведомствами, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля за должностными лицами, а также соответствие законам издаваемых ими правовых актов.
Кроме названных органов в систему государственных органов РФ входят также ряд других органов, осуществляющих вспомогательные, совещательные и иного рода функции, которые определяются органами государственной власти. К числу этих органов относятся, например, Администрация Президента РФ, Совет Безопасности РФ, Полномочные представительства в Федеральных округах

Понятие государственного органа

Российская Федерация является государством с республиканской формой правления. Это означает, что в России все высшие органы государственной власти избираются населением либо формируются избранными народом представительными органами.

Под государственными органами понимаются физические лица или организации, наделенные государственно-властными полномочиями и участвующие в управлении делами государства. Государственные органы образуются и действуют на основе нормативно-правовых актов, закрепляющих компетенцию данных органов. Под компетенцей государственного органа понимается объем и перечень государственно-властных полномочий и юридических обязанностей, закрепленных за этим органом, а также перечень вопросов, по которым данный орган имеет право самостоятельно принимать властные решения. Совокупность органов государства составляет систему органов государственной власти в Российской Федерации.

Виды государственных органов

Государственные органы подразделяются:

  • а) по порядку формирования на первичные, т. е. избираемыми непосредственно населением, и производные, которые формируются первичными;
  • б) по срокам полномочий - на временные и постоянные. Временные органы создаются для достижения краткосрочных целей, тогда как постоянные функционируют без ограничения срока;
  • в) по месту в иерархии - на федеральные органы, органы субъектов федерации и местные органы,
  • г) по правовым формам деятельности - на правотворческие (парламенты), правоприменительные (правительства) и правоохранительные (суды, органы внутренних дел);
  • д) по характеру принятия решений - на коллегиальные и единоначальные;
  • е) в соответствии с принципом разделения властей различают законодательные, исполнительные и судебные органы.

Принцип разделения властей

Принцип разделения властей был сформулирован французским философом Ш.Л. Монтескье. Потребность в разделении властей на законодательную, исполнительную и судебную, полагал Монтескье, из природы человека, его склонности к злоупотреблению властью: всякая власть должна иметь свой предел и не угрожать правам и свободам граждан. Он предложил разделить власть на три ветви: законодательную, исполнительную и судебную. Необходимость такого разделения он обосновывал тем, что в государстве необходимо осуществлять три различных вида деятельности: принимать законы, исполнять их и осуществлять правосудие, т. е. наказывать нарушителей этих законов, а также разрешать конфликты, связанных с применением законов. Разделение властей означает, что законодательная деятельность, принятие законов осуществляется высшим представительным органом государства (парламентом); исполнение законов, исполнительно-распорядительная деятельность возлагается на правительство и другие органы исполнительной власти; судебная власть осуществляется независимыми судами.

Государственная власть в Российской Федерации осуществляется также на основе ее разделения на законодательную, исполнительную и судебную. При этом все ветви власти в пределах своих полномочий самостоятельны.

Президент РФ

Ведущее место в системе государственных органов России занимает Президент РФ, который избирается гражданами Российской Федерации сроком на четыре года на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании.

При вступлении в должность Президент РФ приносит присягу народу. Согласно Конституции РФ, Президент РФ является главой государства. Глава государства - это должностное лицо, занимающее высшее место в системе органов государства. Президент РФ не относится ни к одной из ветвей власти и призван обеспечивать согласованное функционирование и взаимодействие всех государственных органов в стране.

Президент РФ - гарант Конституции, прав и свобод человека и гражданина. С этой целью он наделен необходимыми полномочиями по защите Конституции, конституционных прав и свобод, охране суверенитета Российской Федерации, ее независимости и государственной целостности, включая введение в стране военного или чрезвычайного положения. В компетенцию Президента входит формирование Правительства РФ. С согласия Государственной Думы РФ он назначает главу Правительства Российской Федерации, по своему усмотрению принимает решение об отставке Правительства. Президент РФ участвует в законодательном процессе: ему принадлежит право законодательной инициативы, он подписывает и обнародует принятые Федеральным Собранием РФ законы. Президент РФ определяет основные направления внутренней и внешней политики российского государства; как глава государства он представляет Российскую Федерацию внутри страны и в международных отношениях, является Верховным Главнокомандующим Вооруженными Силами. В случае агрессии против Российской Федерации или непосредственной угрозы агрессии Президент Российской Федерация вводит на территории Российской Федерации или в отдельных ее местностях военное положение с незамедлительным сообщением об этом Совету Федерации и Государственной Думе.

Конституция РФ наделяет Президента РФ правом решать вопросы гражданства РФ. Президент РФ принимает решения о приеме в гражданство иностранцев, лиц без гражданства, дает разрешение иметь двойное гражданство, на выход из гражданства РФ, отменяет решение о приеме в гражданство, а также предоставляет почетное гражданство РФ. В качестве главы государства Президент РФ награждает граждан Российской Федерации государственными наградами, присваивает почетные звания, высшие воинские и высшие специальные звания. В компетенцию Президента входит осуществление помилования - освобождение от наказания или смягчение наказания лицу, приговор в отношении которого вступил в законную силу.

В соответствии с Конституцией Российской Федерации Президент РФ обладает неприкосновенностью. Это означает, что против него нельзя возбудить уголовное дело, привлечь его к административной ответственности, принудительно доставить в суд, арестовать, подвергнуть обыску и личному досмотру. Вместе с тем, неприкосновенность Президента РФ не означает отсутствия у него всякой ответственности. В случае совершения им преступления Президент РФ может быть отрешен от должности и, как следствие этого, лишен неприкосновенности. Процедура отрешения Президента РФ от должности называется импичментом.

Президент РФ может прекратить исполнение своих полномочий в связи с истечением срока, на который он был избран, а также подать в отставку. Отставка - это добровольное сложение Президентом РФ своих полномочий. Она может быть вызвана различными причинами как субъективного, так и объективного характера. Решение об отставке принимается самим Президентом. Тридцать первого декабря 1999 г. Президент РФ Б. Н. Ельцин объявил о своей отставке и о передаче полномочий главе Правительства В. В. Путину. В отличие от отставки, являющейся добровольным актом Президента РФ, сложение полномочий по состоянию здоровья происходит в результате независящих от воли Президента РФ обстоятельств. В этом случае должна создаваться независимая медицинская комиссия, заключение которой будет являться основанием для досрочного прекращения полномочий главы государства. Осуществляя свои полномочия, Президент РФ издает специальные акты - указы и распоряжения, которые обязательны для исполнения на всей территории РФ, не должны противоречить Конституции и законам Российской Федерации.

Федеральное Собрание РФ

Законодательная власть в РФ принадлежит двухпалатному парламенту - Федеральному Собранию РФ. Законодательная власть - это делегированная народом своим представителям государственная власть, реализуемая коллегиально путем издания законодательных актов, а также наблюдения и контроля за исполнительной властью, главным образом в финансовой сфере. Законодательная власть - это власть представительная. В ходе процедуры выборов народ передает власть своим представителям и таким образом уполномочивает законодательные органы осуществлять государственную власть. В различных государствах законодательные органы называются по-разному: в США - Конгресс, в Великобритании - Парламент, во Франции - Национальное собрание. Исторически первым законодательным органом являлся английский Парламент, поэтому часто любой законодательный орган называют парламентом.

Современный российский парламент - Федеральное Собрание РФ - был учрежден Конституцией РФ 1993 г. Согласно Конституции, Федеральное Собрание РФ является представительным и законодательным органом Российской Федерации. Верхняя палата российского парламента называется Совет Федерации и формируется субъектами РФ. В состав Совета Федерации входят по два представителя от законодательной и исполнительной власти субъектов РФ. Нижняя палата - Государственная Дума - избирается гражданами Российской Федерации путем прямых всеобщих выборов сроком на четыре года и состоит из 450 депутатов.

Основной функцией палат Федерального Собрания является принятие законов. Конституция РФ предусматривает возможность принятия законов двух видов: федеральных и федеральных конституционных.

Законодательный процесс начинается в Государственной Думе. Федеральные законы принимаются большинством голосов от общего числа депутатов Государственной Думы. Далее принятые законы передаются на рассмотрение Совета Федерации.

Федеральный закон считается одобренным, если за него проголосовало больше половины от общего числа членов этой палаты или если в течение 14 дней закон не был рассмотрен Советом Федерации. Однако законы, принятые Государственной Думой, подлежат обязательному рассмотрению в Совете Федерации, если они касаются вопросов: федерального бюджета; федеральных налогов и сборов; финансового, валютного, кредитного, таможенного регулирования, денежной эмиссии; ратификации и денонсации международных договоров РФ; защиты государственной границы РФ; войны и мира.

Принятый федеральный закон направляется Президенту РФ. Он в течение 14 дней подписывает и обнародует закон. Однако в тот же срок Президент РФ может наложить вето, т. е. отклонить закон. Тогда Государственная Дума и Совет Федерации снова рассматривают данный закон. В этом случае для одобрения закона требуется не менее 2/3 голосов в каждой из палат. Если закон принят, он подлежит подписанию Президентом РФ в течение семи дней и обнародованию.

Федеральные конституционные законы принимаются по наиболее важным вопросам, например о референдуме, о Правительстве РФ, о судебной системе, о Конституционном Суде РФ, о порядке введения военного положения и др. Для принятия этого закона требуется не менее 3/4 голосов членов Совета Федерации и 2/3 голосов депутатов Государственной Думы.

Конституция РФ не допускает досрочного прекращения полномочий Совета Федерации. Что касается Государственной Думы, то она может быть до окончания срока своих полномочий распущена Президентом РФ в следующих случаях:

  • 1) если она трехкратно отклонит кандидатуры на должность Председателя Правительства РФ, представленные Президентом РФ на согласование перед назначением;
  • 2) если она по своей инициативе выразила недоверие Правительству РФ. В этом случае Президент РФ может либо отправить в отставку Правительство, либо не согласиться с решением Государственной Думы. Однако если Государственная Дума в течение трех месяцев повторно выразит недоверие Правительству РФ, Президент РФ должен либо объявить об отставке Правительства, либо распустить Государственную Думу;
  • 3) Председатель Правительства РФ может поставить перед Государственной Думой вопрос о доверии Правительству РФ. Если Государственная Дума откажет Правительству в доверии, Президент РФ в течение семи дней должен или отправить Правительство в отставку, или распустить Государственную Думу.

Правительство РФ

Федеральным органом исполнительной власти является Правительство РФ, возглавляемое Председателем и состоящее из федеральных министров. Исполнительная власть - это вторичная, подзаконная ветвь государственной власти, деятельность которой направлена на обеспечение исполнения законов и других актов законодательной власти. Исполнительная власть реализуется через систему исполнительных органов. Помимо Правительстве РФ в систему федеральных органов исполнительной власти также входят федеральные министерства, Государственные комитеты, федеральные комиссии, федеральные службы, российские агентства и федеральные надзоры. Членов Правительства РФ назначает на должность и освобождает от должности Президент РФ. Он может в любое время отправить Правительство РФ в отставку.

Правительство РФ является органом, отвечающим за текущее осуществление политики государства на всех направлениях. В соответствии с Конституцией РФ Правительство РФ:

  • -- разрабатывает и представляет Государственной Думе РФ федеральный бюджет и обеспечивает его исполнение; представляет отчет об исполнении федерального бюджета;
  • -- обеспечивает проведение в РФ единой финансовой, кредитной и денежной политики;
  • -- обеспечивает проведение в РФ единой государственной политики в области культуры, науки, образования, здравоохранения, социального обеспечения, экологии;
  • -- осуществляет управление федеральной собственностью;
  • -- осуществляет меры по обеспечению обороны страны, государственной безопасности, реализации внешней политики РФ;
  • -- осуществляет меры по обеспечению законности, прав и свобод граждан, по охране собственности и общественного по рядка, борьбе с преступностью;
  • -- осуществляет иные полномочия, возложенные на него Конституцией РФ, федеральными законами, указами Президента РФ.

По вопросам своей деятельности Правительство РФ издает постановления и распоряжения и обеспечивает их исполнение.

Правительство РФ является высшим органом федеральной исполнительной власти,осуществляющим общее управление в различных сферах жизни общества. Непосредственное руководство отдельными отраслями находится в ведении различных министерств и ведомств, подчиняющихся Правительству РФ и образующих вместе с ним систему федеральных органов исполнительной власти. В систему федеральных органов исполнительной власти входят: федеральные министерства, государственные комитеты, федеральные комиссии, российские агентства и федеральные надзоры.

Министерство РФ - это федеральный орган исполнительной власти, проводящий государственную политику и осуществляющий управление в установленной сфере деятельности. Министерство руководит определенной отраслью. Во главе федерального министерства стоит министр, который назначается на должность и смещается с должности Президентом РФ по представлению Председателя Правительства РФ.

Государственный комитет РФ и федеральная комиссия России - это федеральные органы исполнительной власти, осуществляющие на коллегиальной основе межотраслевую координацию по вопросам, отнесенным к их ведению, а также функциональное регулирование в определенной сфере деятельности. Создание, ликвидация и реорганизация государственных комитетов и федеральных комиссий входит в компетенцию Президента РФ, а назначение на должность и освобождение от должности глав этих ведомств осуществляется Правительством РФ. Во главе государственного комитета состоит председатель государственного комитета, во главе федеральной комиссии - председатель федеральной комиссии.

Федеральная служба России, российское агентство, федеральный надзор России - это федеральные органы исполнительной власти, осуществляющие специальные функции (исполнительные, контрольные, разрешительные, регулирующие и т. д.) в установленных сферах ведения. Федеральные службы, российские агентства и федеральные надзоры создаются, упраздняются и реорганизуются Президентом РФ. Назначение на должность и смещение с должности руководителей этих ведомств осуществляется Правительством РФ, кроме тех из них, которые непосредственно подчинены Президенту РФ (ФАПСИ, ФСБ, Служба внешней разведки, Федеральная служба охраны и др.).

Право граждан на обращение

В Конституции РФ права и свободы человека определены как непосредственно действующие, предоставляющие гражданам возможность защиты их всеми способами, не запрещенными законом. Одним из таких конституционно-правовых способов защиты прав и свобод граждан является их право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в органы государственной власти и органы местного самоуправления.

Различают несколько видов обращения граждан:

  • А) предложения - обращения граждан, направленные на улучшение деятельности государственных органов, совершенствование социально-экономических отношений и государственного строительства в России;
  • Б) заявления - обращения граждан по поводу реализации принадлежащих им прав и законных интересов граждан;
  • В) ходатайства - обращения граждан с просьбой о признании за ними определенного статуса, прав, гарантий и льгот с предоставлением документов, их подтверждающих;
  • Г) жалобы - обращения с требованием о восстановлении прав и законных интересов граждан, нарушенных действиями государственных органов, должностных лиц (т. е. лиц, занимающих должность в государственном органе или негосударственной организации), владельцами различных форм собственности и общественными организациями.

В Российской Федерации существует определенный порядок, регламентирующий возможность обращения граждан в государственные органы с предложениями, заявлениями и жалобами. Письменное обращение гражданина должно быть им подписано, с указанием фамилии, имени и отчества, и содержать данные о месте жительства, работы или учебы лица, подающего данное обращение. Обращение, не содержащее этих сведений, признается анонимным и не подлежит рассмотрению. Для всех видов обращений устанавливаются предельные сроки их рассмотрения: до одного месяца со дня их поступления в соответствующий орган власти и регистрации; в сокращенные сроки - не позднее 15 дней - рассматриваются обращения, не требующие дополнительного изучения и проверки изложенных в них фактов и обстоятельств. По решению руководителей органов власти допускается продление сроков разрешения дел в связи с обращениями граждан, но не более чем на один месяц. При этом общий срок рассмотрения обращения не может превышать двух месяцев, за исключением случаев, когда материалы, необходимые для решения и ответа автору, рассматриваются в суде. В таких случаях срок обращения продлевается на весь период судебного разбирательства. О результатах обращения гражданину направляется сообщение в течение 10 дней с момента принятия по нему соответствующего решения. Граждане имеют право обжаловать неудовлетворяющее их решение. Жалоба подается в те вышестоящие в порядке подчиненности органы государственной власти или на имя тех должностных лиц, в непосредственном подчинении которых находятся органы власти и должностные лица, чьи решения, а также неправомерные действия (бездействие) обжалуются. Пересылать жалобы на рассмотрение того органа или должностного лица, на которых она подана, запрещается.

Жалоба может быть подана не позднее трех месяцев с момента, когда гражданину стало известно о нарушении его прав, и не позднее одного месяца со дня получения письменного или устного уведомления органа власти или должностного лица об отказе в удовлетворении требований, содержащихся в обращении. Пропущенный по уважительной причине срок подачи жалобы может быть продлен по решению органа власти или должностного лица при предоставлении жалобщиком подтверждающих документов.

Подача гражданином обращения, в котором содержатся материалы клеветнического характера, выражения, оскорбляющие честь и достоинство других лиц, влечет за собой уголовную ответственность.

Действия или бездействие органов государственной власти и должностных лиц, органов местного самоуправления, общественных объединений могут быть также обжалованы в судебном порядке.

Органы судебной власти

Судебная власть - это независимая ветвь государственной власти, осуществляемая путем гласного, состязательного рассмотрения и разрешения в судебных заседаниях споров о праве. Монополию на осуществление судебной власти имеют суды. Судебную власть в Российской Федерации осуществляют Конституционный Суд Российской Федерации, Верховный Суд Российской Федерации и система федеральных судов общей юрисдикции (верховные суды республик, краевые, областные суды, суды городов федерального значения, суды автономной области и автономных округов, районные, военные и специализированные суды), Высший Арбитражный Суд Российской Федерации и система федеральных арбитражных судов (арбитражные суды округов и арбитражные суды в субъектах Федерации).



Понравилась статья? Поделиться с друзьями: