Структура правовой культуры тгп. Правовая культура общества: понятие, структура, виды, функции. Источники права: понятие и виды

Правовая культура - это одна из форм общественной куль­туры (от лат. cultura – возделывание, воспитание), существующая наряду с политической, нравственной, религиозной и другими формами культуры.

Научные взгляды о культуре в юридической литературе являются неоднозначными и обычно сводятся к трем подходам: 1) антропологическому, 2) социологическому, 3) философскому. При антропологическом подходе культура понимается как совокупность всех материальных и нематериальных благ, созданных человеком и не являющихся результатом природных процессов. Социологический подход трактует ее в виде совокупности духовных ценностей, созданных в обществом и культура выступает как компонент общественной жизни. И наконец, при философском взгляде культура рассматривается как объективно существующее явление среди социальных и природных явлений, выделяемых аналитически и обычно не связанных с общественным развитием.

Среди ученых-правоведов наибольшую популярность приобрел антропологический и социологический подходы, когда культура определяется как совокупность материальных и духовных ценнос­тей, созданных и создаваемых человечеством в процессе общественно-исторической практики и характеризующих уровень развития общества.

Правовая культура, являясь одной из разновидностей общественной культуры, также исследуется с учетом антропологического и социологического подходов.

В юридической науке принято рассматривать правовую культуру в щироком и узком смыслах .

В широ­ком смысле правовая культура включает в себя все правовые явления и институты; законодательство, юридические уч­реждения, деятельность органов государства (юридическую практику), правовое поведение граждан, правовое сознание и др. В этом смысле правовая культура очень близка к понятию «правовая система».

В узком смысле правовая культура рассматривается учеными как совокуп­ность материализованных идей, чувств, представлений как осоз­нанной необходимости и внутренней потребности поведения лич­ности в сфере права, базирующаяся на правовом сознании.

Отсутствие единообразного понимания правовой культуры привело к созданию в научной и учебной литературе по теории государства и права множества дефиниций этого правового явления.

Например, В. М. Баранов, Р. К. Русинов, В. П. Сальников, А. П. Семитко считают, что «Под правовой культурой понимается обусловленное всем соци­альным, духовным, политическим и экономическим строем качес­твенное состояние правовой жизни общества, выражающееся в до­стигнутом уровне развития правовой деятельности, юридических актов, правосознания и в целом уровне правового развития субъек­та (человека, различных групп, всего населения), а также в степени гарантированности государством и гражданским обществом прав и свобод человека» .

В свою очередь, Г. Т. Чернобель указывает, что «Правовая культура - это система правовых знаний, навыков, действий, проявляемых в сфере тех или иных правоотношений, уважение к действующему законодательству, его неукоснительное соблюдение».

По мнению Н. Я. Соколова: «Правовую культуру можно определить как обусловленную экономическим, политическим, социальным и духовным уровнем развития общества разновидность общей куль­туры, представляющую собой меру освоения и использования на­копленных человечеством правовых ценностей, передаваемых в порядке преемственности от поколения к поколению».

Однако большинство ученых придерживаются мнения, что правовая культура – это качественное состояние правовой жизни общества .

По мнению автора, правовую культуру можно определить как со­вокупность всех правовых ценностей, созданных человеком в различных сферах общественных отношений, которые отражают уровень и характер правового развития общества и личности.

В числе наиболее существенных признаков правовой культуры можно выделить:

1. Правовая культура носит аксиологический характер, т.к. включает в себя ценностную оценку правовых явлений, институтов, процессов, форм деятельности конкретного общества, т.е. характеризует правовые ценности общества, прогрессивные до­стижения в сфере права.

2. Правовая культура отражает качественное состояние правовой жизни общества, поэтому для каждого общества характерен свой уровень и характер правовой культуры.

3. Правовая культура является высшей формой осознания интересов и потребностей общества в правовом регулировании, следовательно, право представ­ляет собой социальную ценность, своего рода юридическое богатство (проф. С.С. Алексеев).

4. Правовая культура – это разновидность общественной культуры. Вместе с тем она обладает самостоятельностью и обособленностью в культуре общества, т.к. характеризует правовое развитие общества, что отличает ее от политической, нравственной, религиозной и других видов общественной культуры.

5. Правовая культура тесно связана с нравственной культурой, т.к. во многом зависит от состояния нравственности общества, царящих в нем духовных ценностей и нравственных качеств людей, осуществляющих правотворческую и правоприменительную деятельность;

6. Правовая культура служит непременным условием и предпосылкой формирования правового государства и правового общества в целом (проф. Л.А. Морозова).

Среди ученых-правоведов юристов нет и однозначного мнения относительно структуры правовой культуры.

Например, проф. В.П. Сальников в качестве структурных элементов правовой культуры выделяет компоненты юридической действительности в их особом ракурсе эталонов поведения, а также право и правосознание, правовые отношения, законность, правопорядок, правомерную деятельность субъектов.

Проф. В.И Власов в качестве эле­ментов структуры правовой культуры рассматривает культуру правового сознания, правомерного поведения и культуру функционирования законодательных, судебных и правоприменительных органов (последняя неизбежно означает рассмотрение материального аспекта правовой культуры).

Проф. А.П. Семитко среди элементов правовой культуры называет: 1) уровень развития правосознания населения, т.е. насколько информировано оно в правовом отношении, насколько усвоены им правовые ценности; 2) развитие правовой деятельности, поскольку уровень развития правосознания может быть зафиксирован лишь в правовом поведении. При этом правовая деятельность проявляется в теоретической деятельности (исследования ученых-юристов), образовательной (обучение в юридических учебных заведениях) и практической - правотворческой и правореализующей; 3) уровень развития всей системы юридических актов, т.е. текстов документов, в которых выражается и закрепляется право данного общества.

Таким образом, с учетом существующих мнений структуру правовой культуры можно условно разделить на три части (блока):

1) познавательный (гносеологический, информационный);

2) ценностно-ориентационный;

3) деятельностный (поведенческий).

Познавательный (гносеологический, информационный) «блок» включает правовую информи­рованность общества, юридическую образованность людей, знание ими законодательства. Не менее важную роль здесь играют эмоции, чувства и стереотипы поведения людей и их социальных групп, формирующих их правосознание.

Ценностно-ориентационный (аксиологический) «блок», который составляют правовые ценности, правовые установки индивида, правовые ценностные ориентации, определяющие содержание поведения, направ­ленность правовых действий, готовность позитивно вос­принимать правовую информацию, оценивать ее и действо­вать на основе сформировавшегося правосознания.

Деятельностный (поведенческий) «блок» содержит устойчивые формы пра­вомерного поведения, направленные на соблюдение, испол­нение, использование субъективных прав и юридических обя­занностей.

В правовой культуре принято выделять три уровня ее развития: обыденный, профессиональный и научный (доктринальный).

Обыденный уровень правовой культуры характеризует­ся отсутствием системных правовых знаний и юридического опыта у индивидов. Обыденная правая культура имеет стихийный, поверхностный и эмоционально окрашенный характер.

Профессиональный уровень правовой культуры – это более высокий уровень развития правовой культуры, который склады­вается у практикующих юристов: судей, адвокатов, сотруд­ников правоохранительных органов. Юристы обладают высоким уровнем правовых знаний в сфере сво­ей деятельности, качественно владеют правовыми навы­ками и умеют эффективно использовать право, для достижения в обществе законности и правопорядка. Правовая культура юристов основывается на осознании ценности и практической значимости права и связанных с ним правовых явлений, процессов, институтов в жизни общества (на профессиональном правосознании).

Научный (доктринальный, теоретический) уровень правовой культуры опирается на знание всего механизма правового регулирования, а не отдельных его направлений. Правовая культура теоретичес­кого уровня вырабатывается коллективными усилиями уче­ных, философов, социологов, политологов, юристов и пред­ставляет собой идейно-теоретический источник права. Научный уровень правовой культуры представляет высший уровень ее развития, т.к. не ограничен знаниями юридической практики и рамками отдельных отраслей права, а основывается на всестороннем знании и исследовании всех процессов и явлений правовой действительности общества.

В литературе по теории государства и права выделяют также формы, в которые облекается правовая культура. Соответственно называют индивидуальную правовую культуру (правовую культуру личности), групповую правовую культуру и общественную (социальную) правовую культуру.

Индивидуальная правовая культура характеризуется уважительным отношением индивида к праву, достаточным уровнем правовой информированности, его правомерным поведением.

Групповая правовая культура, свойственная отдельным социаль­ным группам (молодежи, юристам, врачам, пенсионерам и др.) напрямую зависит от правосознания данной группы и испытывает непосредственное влия­ние принятых в обществе правовых ценностей, правовой ориентации отдельных личностей.

Общественная правовая культура представляет совокупность созданных обществом правовых ценностей и охватывает все виды поведения и действий субъектов права, связанных с вступлением их в правоотношения, а также и ис­пользованием нормативных и индивидуальных правовых средств регулирования общественных от­ношений. Она зависит от уровня общественного правосознания, культурного и образовательного уровня населения, состояния и характера законодательства, качества правотворчества, эффективности реализации права, деятельности правоохранительных органов и устойчивости существующего в стране правопорядка. Она прямо связана с политической, нравственной, религиозной, научной, эстетической и иными видами культуры населения.

Правовая культура выполняет несколько функций: по­знавательную, регулятивную, нормативно-ценностную, правосоциализаторскую, ком­муникативную и прогностическую.

Познавательная (познавательно-преобразовательная) функция правовой культуры заключается в осмыслении имеющихся правовых ценностей и знаний, достиже­ний отечественного и зарубежного права. Эта функция тес­но связана с формированием правового государства и разви­тием гражданского общества, т.к. призвана оптимально согласовать общественные, групповые и личные интересы; создать предпосылки для достойной жизни и развития человека; обеспечить ему социальную справедливость, гуманизм, политическую и экономическую свободу.

Регулятивная (праворегулятивная) функция правовой культуры направлена на обеспечение эффективного функционирования всех элемен­тов правовой системы и создание устойчивого правопоряд­ка. Регулятивная функция осуществля­ется посредством реализации правовых и других социальных норм. Благодаря этой функции правовая культура обеспечивает следо­вание правовым предписаниям и тем самым вносит упоря­доченность в общественные отношения.

Нормативно-ценностная функция правовой культуры со­стоит в формировании поведения субъектов права, законнос­ти, правопорядка и законодательства через общепризнанные правовые ценности, путем их оценки с образцами и стандартами поведения, основанными на идеалах демократии, справедливости, гуманизма, гарантированности прав и свобод личности ориентирами которо­го являются нормы позитивного права и нормативные уста­новки естественного права. В результате нормативно-ценностной функции одни явления и процессы правовой действительности по­лучают одобрение, другие подвергаются критике, что приводит к их изменению или отмене обществом.

Правосоциализаторская функция правовой культуры направлена на формирование правовых качеств личности посредством правового воспитания, правового просвещения, оказанию юридической помощи, активизации процессов самовоспитания. Формирования у человека индивидуальной правовой культуры, осознания личностью своих прав и обязанностей, механизма их правовой защиты, уважения прав и свобод других людей, готовности человека действовать во всех ситуациях правомерно.

Коммуникативная функция правовой культуры способ­ствует общению индивидов в правовой сфере, согласованию общественных, групповых и личных интересов, обеспечивает преемственность правовых знаний между поколениями. Ком­муникативная функция реализуется в правоотношениях, в процессе получения образования, опосредуется средствами массовой информации и телекоммуникации, науку, искусство.

Прогностическая функция правовой культуры охватыва­ет тенденции развития правотворчества и реализации права, проблемы укрепления законности, правопорядка, правовой активности населения и другие изменения правовой систе­мы. Помогает выбрать оптимальные приемы, способы, средства для достижения правовых целей, нахождение новых правовых ценностей, качеств и свойств.

Абдулаев М.И., Комаров С.А. Проблемы теории государства и права. – СПб.: Питер, 2003. С.436.

Теория государства и права / под ред. В.К. Бабаева. – М.: Юристъ, 2001. С.307.

Теория государства и права / под общ. ред. А.С. Пиголкина. – М.: ОАО «Издательский Дом «Городец», 2003. С.220.

Теория государства и права / под ред М.М. Рассолова. – М.: Юнити-Дана, Закон и право, 2004. С.517.

Морозова Л.А. Теория государства и права: учебник / Л.А. Морозова. – М.: Эксмо, 2010. С.468.

Теория государства и права: Курс лекций / под ред. Н.И. Матузова и А.В. Малько. – М.: Юристъ, 2004. С.631.

Власов В.И. Теория государства и права: учебник для высших юридических учебных заведений и факультетов. – Ростов н/Д: Феникс, 2002.С.371.

Теория государства и права: учебник / отв. ред. В.Д. Перевалов. – М.: Норма, 2009. С.214-215.

Правовая культурачасть общей культуры общества или отдельного человека, которая тесно связана с его политической, нравственной, духовной, поведенческой и другими видами культур, адаптированностью к порядку, самодисциплине, организованности, уважение к законам и правовым процедурам. Под правовой культурой следует понимать качественное состояние правовой организации жизни людей, которое состоит в достигнутом уровне развития правовой деятельности, в качестве нормативно – правовых актов, в уровне правосознания, а также в степени реализации прав и свобод личности и ее правовой активности .

Понятие правовая культура и правовое сознание близки по своему содержанию, однако они не тождественны. Если первое раскрывает процессы отражения в сознании людей различных государственно – правовых явлений, что проявляется в теориях, оценках, знаниях, то правовая культура личности показывает как феномены нашего правосознания реализуется и закрепляется в образцах и нормах правовой деятельности. Здесь проявляется обыденный, поведенческий элемент.

Как сложное, многоплановое социальное явление структура правовой культуры состоит из трех основных элементов, которые образуют систему: 1) познавательного (правовые воззрения, масштаб и глубина юридического образования и профессиональной подготовки, объем и качество знаний, принципов и норм права, элементы правовой психологии); 2) ценностно–ориентационный элемент (правовые ценности, установки, ориентации носителя правовой культуры); 3) деятельностный компонент культуры (практическое отношение субъектов к праву и правовым явлениям, которые проявляются в их правовой активности и интенсивности деятельности в правовой сфере).

В юридической литературе в качестве структурных элементов правовой культуры выделяют цивилизованное право, высокое правосознание, законность, правопорядок и эталонное поведение субъекта. Вместе с тем с т р у к т у р а п р а в о в о й к у л ь т у р ы может быть представлена как системное образование, которое включает в себя культуру правового сознания, правового поведения и культуру функционирования законодательных, судебных и правоприменительных органов.

Культура правового сознания включает в себя правовую интуицию, позволяющую отличить верное и допустимое от неверного и недопустимого, правовые знания, представления и убеждения.

Культура правового поведения характеризуется наличием пра­вовых ориентаций и определенным характером и уровнем правовой активности, благодаря которой личность приобретает и развивает правовые знания, умения и навыки.

Правовая культура законодательной и правоохранительной систем проявляется в культуре правотворчества, правоохранительной и судебной деятельности органов государства и должностных лиц.


Правовую культуру личности можно классифицировать по различным основаниям:

1. В зависимости от уровней выделяют три вида правовой культуры: обыденная, профессиональная и доктринальная.

Обыденный уровень правовой культуры характеризуется отсутствием системных правовых знаний и юридического опыта. Обыденная правовая культура имеет поверхностный и неглубокий характер. Такой уровень культуры затрудняет реализацию прав и обязанностей, защиту законных интересов и зачастую ведет к нарушениям норм права.

Профессиональный уровень правовой культуры складывается у практикующих юристов: судей, адвокатов, сотрудников правоох­ранительных органов. Юристы-практики вырабатывают высокий уровень правовых знаний в сфере своей деятельности, качествен­но овладевают правовыми навыками и умеют действовать профес­сионально.

Доктринальный уровень правовой культуры опирается на зна­ние всего механизма правового регулирования, а не отдельных его направлений. Правовая культура теоретического уровня вырабатывается коллективными усилиями ученых-философов, социологов, политологов, юристов и представляет собой идейно-теоретический источник права. Доктринальная правовая культура является не­обходимым условием (средством) совершенствования законода­тельства, развития науки и подготовки юридических кадров.

Правовая культура выполняет несколько функций : познава­тельную, регулятивную, правовой социализации, оценочную, коммуника­тивную и прогностическую.

Познавательная функция правовой культуры заключается в освое­нии правового наследия прошлых эпох и достижений отечественного и зарубежного права. Эта функция тесно связана с формированием правового государства и развитием гражданского общества.

Регулятивная функция правовой культуры направлена на обес­печение эффективного функционирования всех элементов правовой системы и создания устойчивого правопорядка.

Функция правовой социализации состоит в способности правовой культуры обеспечивать передачу накопленных правовых знаний, ценностей, принципов, норм правовой жизни от одного поколения к другому, «по вертикали» и между субъектами «по горизонтали».

Оценочная функция правовой культуры состоит в "измерении" индивидуального поведения, законности, правопорядка и действующего законодательства путем сопоставления с образцами поведения, ориентирами которого являются нормы позитивного права и нормативные установки естественного права.

Коммуникативная функция правовой культуры способствует со­гласованию общественных, групповых и личных интересов, обес­печивает социальное сплочение людей. Коммуникативная функция реализуется в правовом общении, в процессе получения образова­ния, опосредуется средствами массовой информации, литературы и других видов искусства.

Прогностическая функция правовой культуры охватывает тен­денции развития правотворчества и реализации права, проблемы укрепления законности, правопорядка, правовой активности на­селения и другие изменения правовой системы.

Актуальные вопросы правовой культуры

Определение 1

Под правовой культурой понимается особое юридическое богатство общества, которое может восприниматься в качестве правового состояния личности, общества и социальной группы.

При этом выделяют правовую культуру личности, общества, отдельных социальных групп. Исходя из своей принадлежности она характеризуется теми или иными признаками, а также имеет соответствующие функции.

В целом, данные явления объединяют со следующими признаками:

  • Член общества должен знать, уважать права других людей и законодательство своей страны.
  • Член общества должен соблюдать законность и требования правопорядка.
  • Умение пользоваться предоставленной властью. Каждый гражданин нашей страны является источником власти, которую он делегирует государственным органам и органам местного самоуправления.
  • Проведение системы правового воспитания и обучения.
  • Способность в сфере быстрого и правильного оформления необходимых юридических документов.

Рисунок 1. Значение правовой культуры. Автор24 - интернет-биржа студенческих работ

Функции правовой культуры

Выделяют следующие функции правовой культуры:

  • Познавательная, которая связана с деятельностью общества и государства в сфере правовой пропаганды, познания сущности норм права, уяснения их смысла и содержания;
  • Преобразовательная, связанная с теоретической и организаторской деятельностью в сфере формирования государства, а также гражданского общества;
  • Праворегулятивная, направленная на сферу обеспечения устойчивого и эффективного взаимодействия, а также функционирования различных элементов правовой системы и общества в целом;
  • Ценностно-нормативная, данная функция реализуется в различных жизненных фактах, которые имеют определенную ценность, отражаясь в сознании и поступках людей как членов общества;
  • Правосоциализаторская, посредством реализации данной функции правовая культура оказывает влияние на индивидуальные качества личности, в том числе на вопросы воспитания, организации, правового обучения, а также на сферу оказания юридической помощи;
  • Коммуникативная, которая осуществляется за счёт общения граждан в юридической сфере.

Рисунок 2. Функции правовой культуры. Автор24 - интернет-биржа студенческих работ

Указанные функции играют важную роль в формировании правовой культуры личности, общества и всего государства. Каждая из них имеет свою направленность на важные стороны общественной жизни, оказывая влияние на них. С этим влиянием мы сталкиваемся ежедневно в различных формах, на учебе, на работе, дети сталкиваются с этим в школе и так далее.

Особенность правовой культуры заключается в том, что единовременно она может выполнять сразу несколько специфических функций, таким образом выполняет те задачи, которые стоят перед ней.

Для чего нужна правовая культура обществу и личности?

Таким образом, рассмотрев основные функции правовой культуры, тем не менее, возникает вопрос: зачем же всё-таки она нужна обществу и государству?

Ответ на данный вопрос кроется не только в нормах права, но и также в философских рассуждениях и высказываниях на данную тему.

Во-первых, правовая культура позволяет преодолеть нам следующие явления: безграмотность, правовой нигилизм, низкий уровень правовой культуры, асоциальный образ жизни.

От того, насколько развита правовая культура в обществе, зависит наша безопасность, а также комфортное существование всего общества.

Во-вторых, правовая культура влияет на следующие сферы нашей общественной жизни:

  • Вопросы усвоения правовых норм членами общества;
  • Развитие правовых стандартов и ценностей;
  • Выработка правовой модели поведения;
  • Обеспечение условий правопорядка;
  • Выработка у граждан не только понимания законов, но и их принятия, то есть благодаря данному явлению (правовой культуре) законы становится легитимными, а люди их соблюдают;
  • Выработка у людей такой модели поведения, когда не допускается нарушения прав и свобод другого человека и гражданина, а также реализуются свои обязанности, что существенно облегчает жизнь общества и государства.

С этой целью проводятся различные мероприятия, которые направлены на формирование правовой культуры в различном возрасте. Очевидно, что формировать данные явления у личности необходимо уже в раннем возрасте. Оптимальный возраст для формирования правовой культуры у ребенка – это школьный возраст, когда ребенок начинает осознавать наличие общественных отношений, в которых он может участвовать, а также быть способном выработать определенную модель поведения в том или ином случае.

Пример 1

Например, 20 ноября ежегодно отмечается Всемирный день ребенка, который посвящён принятию такого важного правового документа, как Конвенция о правах ребенка. В целях формирования определенного правосознания у детей в этот день проводятся различные мероприятия, направленные на уяснение детьми своих прав и свобод, а также обязанностей. Основной целью данного праздника является улучшение благополучия детей. Данный день был задуман не просто как праздник, а как день, который бы помог обратить внимание общественности на те правовые проблемы, которые возникают между миром детей и взрослых. Зачастую в этот день в школах, библиотеках, ВУЗах проводят мероприятия, направленные на защиту прав ребёнка, где производится разъяснение основных аспектов вышеуказанной конвенции, а также выносятся предложения по поводу совершенствования законодательства в сфере прав ребёнка.

При проведении каких-либо акций целесообразно привлечения сотрудников правоохранительных органов, например, сотрудников полиции, прокуратуры, судов, адвокатов, которые бы разъясняли отдельные правовые нормы, отвечали бы на вопросы общественности. Ведь зачастую далеко не всем людям понятен смысл правовых норм, особенно тем, кто не владеет юридическим образованием. Лица, занимающиеся правоприменительной практикой, более образованы в данной сфере, а соответственно, способны разъяснить смысл правовых норм, ответить на какие-то практические вопросы, разрешить практические задачи.

Структура правосознания.

В структуре правосознания различают два основных элемента: правовую идеологию и правовую психологию.

Правовую психологию составляют чувства, эмоции, переживания людей по поводу действующего права и практики его реализации. Правовая психология выражает стихийно складывающуюся реакцию людей на практическую деятельность, на правовое поведение, на сложившийся правопорядок. Эта реакция выражается в виде положительных или отрицательных эмоций, переживаний, в чувстве удовлетворения или недовольства.

Правовая идеология - выражается в правовых идеях, концепциях, теориях, взглядах, правовых знаниях. На этом уровне правосознание способно влиять на юридическую практику, на реализацию и совершенствование права.

Составные элементы правосознания

Различают три содержательных элемента правосознания: информационный, оценочный и волевой.

Информационный компонент характеризует правосознание с точки зрения определенного объема информации о праве, знание правовых предписаний, их содержания, источников.

Оценочный элемент характеризует правосознание с точки зрения отношения человека к полученным правовым знаниям. Получив информацию о праве, правовых явлениях, человек оценивает ее, сопоставляет с собственными ценностями.

На основе информации и ее оценки формируется волевой элемент правосознания, который характеризует психологическую направленность, готовность человека действовать определенным образом в правовой сфере.

Правосознание играет важную роль в общественной жизни. Устанавливая нормы права, правотворческие органы претворяют в жизнь правовые идеи. Весьма велика роль правосознания и на иных стадиях правового регулирования, особенно в процессе реализации и применения права.

Особенно отчетливо роль правосознания проявляется в его функциях. В науке отмечаются следующие функции правосознания: познавательная, оценочная и регулятивная.

Познавательная (информационная) функция проявляется в том, что правосознание обеспечивает приобретение знаний о праве, правовых нормах и правовых явлениях. Это позволяет людям ориентироваться в правовой действительности, обеспечивать совершенствование права, реализовать идеи законности в общественной жизни.

Оценочная функция выражается в том, что правосознание формирует отношение к праву в виде определенных предпочтений и оценок. Через правосознание субъекты правового регулирования дают оценку, направляя и корректируя свое поведение.

Регулятивная функция состоит в том, что правосознание выступает в качестве саморегулятора - внутреннего регулятора поведения субъектов. Кроме того, в отдельных случаях правосознание играет роль непосредственного формального регулятора. При рассмотрении юридического дела правоприменитель, в частности, судья, принимает решение не только на основе закона, но и на основе правосознания.


Наиболее тесно правосознание связано с таким явлением, как правовая культура.

Правовая культура – это часть (элемент) общечеловеческой культуры (наряду с политической, религиозной, физической).

Правовая культура представляет собой своего рода юридическое богатство, выраженное в достигнутом уровне развития регулятивных качеств права, накопленных правовых ценностей, тех особенностей права, юридической техники, которые относятся к духовной культуре, к правовому прогрессу. По существу, правовая культура – это совокупность всех позитивных компонентов правовой деятельности в ее реальном функционировании, воплотившая достижения правовой мысли, юридической техники и практики. По субъектному составу правовая культура анализируется как правовая культура личности и правовая культура общества.

Уровень правовой культуры отдельной личности характеризуют следующие критерии (показатели):

1. Знание права. Степень знания права, правовых предписаний у различных субъектов различна. Поэтому выше уровень правосознания тех, кто лучше знают действующее законодательство.

2. Осознание права, правовых предписаний, соответствующее чувство права и законности. Уровень правосознания выше у тех субъектов, которые не только знают, но осознают, понимают действующее законодательство,осознают необходимость его выполнения. Поэтому для повышения уровня правосознания важно, чтобы уважение к праву, к закону стало убеждением каждого человека.

3. Реализация права. Уровень правосознания определяется не только знанием и усвоением правовых норм, но и степенью их позитивной реализации. Высококультурный субъект не нарушает право, действует правомерно, в рамках правовых норм. Всякие правонарушения – показатель низкой правовой культуры.

4. Высший показатель правовой культуры личности – ее социальная активность. В этом случае личность не просто реализует нормы права, действует правомерно, но действует активно, инициативно. Субъект не только умело защищает свои права, но и осуществляет борьбу с правонарушениями, совершаемыми другими.

Следовательно, правовая культура личности – это знание и понимание права, сознательное, основанное на убежденности использование его предписаний в деятельности, связанной с реализацией прав, свобод, возложенных юридических обязанностей (Кожевников. С.167).

Правовая культура общества зависит от правовой культуры составляющих его субъектов. Однако это самостоятельное явление, складывающееся из ряда элементов:

1. Состояние правосознания в обществе. Это степень знания и понимания права участниками общественных отношений, осознание ими необходимости выполнения требований законности, развития чувства права и законности. Важным показателем правовой культуры общества является уровень массового правосознания.

2. Состояние законности, которое определяется реальностью ее осуществления. Правовая культура невозможна без строжайшей законности, то есть неукоснительного исполнения правовых предписаний всеми членами общества. Общество, где наблюдается разгул преступности, не может называться культурным.

3. Состояние законодательства. Уровень правовой культуры непосредственно зависит оттого, насколько действующее законодательство совершенно в техническом смысле и с точки зрения содержания. Отсутствие пробелов и противоречий, полнота регламентации, кодификация и инкорпорация – все это показатели правовой культуры.

4. Важным показателем правовой культуры общества является место судов в правовой системе общества. Суд – орган правосудия. И поэтому его роль в обеспечении прав и свобод человека, его место в системе государственных органов, в системе разделения властей - важный показатель уровня правовой культуры.

5. Развитие юридической науки – также важный показатель правовой культуры. Именно оттого, насколько эффективно развивается юридическая наука, насколько она отражает потребности общества, насколько в ней развиваются новейшие гуманистические теории, зависит правовая «культурность» общества.

6. Состояние правового образования и правового обучения. Правовая культура характеризуется и тем, насколько правовые идеи овладели обществом. А это зависит оттого, осуществляется ли правовое обучение в школе, в неюридических вузах и техникумах, насколько эффективны в освещении правовых вопросов средства массовой информации.

7. Правовая культура – часть общей культуры. Поэтому ее качество во многом определяется связью с иными элементами, в частности – с художественной культурой. Для уровня правовой культуры весьма важно, насколько полно вопросы права, правового регулирования освещаются в художественной литературе, в кино и на телевидении, какие аспекты права, правовой жизни показываются на экране: или это боевики, убийства, показатель жизни «новых», или это серьезный анализ правовых проблем.

Правовая культура общества складывается из ряда взаимосвязанных элементов:

1) уровень правосознания в обществе, т.е. степень освоения (выражения знания и понимания) права гражданами, должностными лицами.

Каждый субъект призван: осмыслить, что право представляет собой огромную ценность в сфере общественных отношений; знать право, понимать его смысл, уметь истолковать те или иные положения закона, выяснить его цель, определить сферу действия; уметь применять в практической деятельности добытые правовые знания, использовать закон для защиты своих прав, свобод и законных интересов; уметь вести себя в сложных правовых ситуациях и т.д.

Уровень (объем) знания права зависит от того, является ли гражданин профессиональным юристом, работником правотворческой или правоприменительной сферы или он занимается иной деятельностью.

Для профессионала-юриста необходимо доскональное знание правовых предписаний. Гражданин - не юрист - использует минимум правовых знаний, который требуется для его работы, поведения в быту, семье. Это прежде всего знания принципов права, основных норм конституционного права (права и свободы, избирательная система и др.), трудового, семейного, гражданского, предпринимательского права, понимание единства прав и обязанностей, ответственное отношение к осуществлению того и другого. Должны быть в общем виде известны гражданину нормы, предусматривающие и регулирующие юридическую ответственность и общий порядок привлечения к ней, возраст, с которого наступает юридическая и, прежде всего, уголовно-правовая ответственность, для коммерсантов - гражданско-правовая ответственность.

Есть такой феномен правовой культуры как презумпция знания закона, что означает предположение (условность) о знании лицом закона, принятое с целью нормального функционирования всей правовой системы и выступающее в качестве непременного требования правовой культуры.

Наличие даже обширных юридических знаний у граждан, должностных лиц еще не говорит о высоком уровне правовой культуры, ибо необходимо не только знать право, но и соблюдать его;

  • 2) режим законности и правопорядка - состояние фактической упорядоченности общественных отношений, урегулированных с помощью правовых средств, содержанием которых является совокупность правомерных действий субъектов права. Прочность правопорядка зависит от состояния законности, без которой невозможна правовая культура. Убежденность в необходимости соблюдения правовых предписаний и их соблюдение - это основа режима законности и правопорядка;
  • 3) уровень развития правотворческой деятельности, состояние законодательства, его совершенство по содержанию и форме, т.е. качество законодательства, его продуманность, согласованность, сочетание динамичности и стабильности, а также: юридическая техника подготовки; принятие и опубликование нормативно-правовых актов; решение процедурных законодательных вопросов. Все это вместе - показатель уровня законодательной культуры;
  • 4) состояние юридической практики, работы правоприменительных (в том числе правоохранительных) органов - показатель уровня право реализующей культуры, которая проявляется в глубоком знании законодательства лицами, применяющими его, в четко налаженной работе правоприменительных органов по рассмотрению правовых вопросов и доведении их до полного юридического разрешения.

Роль юриста в поддержании всех составных элементов - показателей правовой культуры общества - является ведущей.

Самостоятельной является проблема преодоления правового нигилизма юриста-практика, его некомпетентности, низкого профессионализма, неумения разобраться в конкретных жизненных ситуациях, дать им правильную юридическую оценку, в результате чего появляются незаконные и необоснованные решения. Необходимо отказаться от подготовки юристов-середнячков, от выпуска дипломированных специалистов, не имеющих надлежащего понятия о своей профессии. Будущим профессионалам целесообразно излагать юридические науки на основе плюрализма мысли ученых, юридических школ, уделять внимание развитию творческого понимания правовых проблем, возникающих в обществе, а также давать им необходимые практические навыки: выступать публично, общаться с людьми, грамотно составлять юридические документы и др.

Культура юриста-профессионала должна быть более высокой, чем правовая культура личности - не юриста, что в значительной степени определяется развитием профессионального мышления юриста.



Понравилась статья? Поделиться с друзьями: