Тяжкий вред в дтп - судебная практика. Причинение вреда здоровью при дтп Нанесение тяжкого вреда здоровью при дтп статья

Автомобиль является источником повышенной опасности, поэтому эксплуатация транспортного средства может привести к возникновению происшествий, в результате которых люди могут получить серьёзные травмы.

Водитель, во время управления автомобилем, несёт ответственность за потенциальный вред, который может возникнуть в результате неосторожного вождения, и степень этой ответственности прямо пропорциональна тяжести причинённого ущерба здоровью.

Дорогие читатели! Статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - обращайтесь к консультанту:

ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ .

Это быстро и БЕСПЛАТНО !

Серьёзные последствия для виновника ДТП могут наступить в том случае, когда пострадавшие в ДТП люди, получают тяжкий вред здоровью.

Что это такое

Так что же является тяжким вредом здоровью при ДТП? Под этим термином подразумевается вред здоровью, который привёл к следующим последствиям:

  1. Утрата работоспособности.
  2. Обезображение лица.
  3. Потеря органа, утрата слуха или зрения.

Если в результате ДТП пострадавшим присвоена граппа нетрудоспособности, которая ограничена временными рамками, то в этом случае ущерб здоровью также считается тяжким.

Мера ответственности виновника ДТП определяется судом, и зависит от многих факторов и условий, которые могут считаться отягчающими, или иметь смягчающие последствия. От наличия или отсутсвтия таких обстоятельств зависит серьёзность наказания виновника ДТП.

По каким критериям определяется

Для того чтобы определить тяжесть причинённых травм в результате ДТП назначается судебная экспертиза.

По окончании исследования выносится квалифицированное решение о степени повреждения пострадавшего
в ДТП человека.

Тяжкий вред здоровью определяется по следующим признакам:

  1. Причинённый вред представляет опасность для жизни — под данным определением принято понимать, как опасность смерти во время возникновения происшествия, так и спустя некоторое время после ДТП. Даже в том случае, когда своевременное оказание медицинской помощи, позволило предотвратить смертельный исход после ДТП, вред здоровью всё равно считается тяжким.
    К наиболее часто возникающим состояниям, которые однозначно
    квалифицируются как опасные для жизни, являются:
    • кома;
    • большая потеря крови;
    • нарушение мозгового кровообращения, которое привело к возникновению коллапса;
    • острая лёгочная, почечная или печёночная недостаточность;
    • гнойно-септические состояния;
    • расстройства кровообращения, которые привели к возникновению гангрены, инфаркту органа или тромбоэмболии.
  2. Потеря зрения до остроты зрения 0,04 и ниже.
  3. Полная потеря слуха.
  4. Потеря речи, которая характеризуется неспособностью членораздельно выражать мысли.
  5. Потеря органа. Данное повреждение может быть признано тяжким последствием после ДТП даже в том случае, если орган не был отделён от тела, но его функциональность полностью утрачена.
  6. Если в результате дорожно-транспортного происшествия, возникла необходимость в прерывании беременности.
  7. Наступление психического расстройства — в этом случае назначается судебно-психиатрическая экспертиза, для установления факта психического расстройства, и его взаимосвязи с травматическим воздействии ДТП.
  8. Проникающее ранение черепа, даже в том случае если головной мозг не был повреждён.
  9. Проникающее ранение позвоночника, даже в случае неповреждённого спинного мозга.
  10. Ушиб головного мозга высокой степени тяжести.
  11. Проникающие ранения живота и грудной клетки.
  12. Термические ожоги, общая площадь которых превышает 30% поверхности тела для 2 степени, и 15% для 3 степени.

Все перечисленные состояния, квалифицируются как тяжкий вред здоровью. К этой категории повреждений могут быть причислена потеря профессиональной трудоспособности.

В отличие от общей трудоспособности, которая может быть ограничена на треть для квалификации состояния в разряд тяжёлых, профессиональная работоспособность должна быть ограничена на 100%.

Ответственность за тяжкий вред здоровью при ДТП

При возникновии дорожно-транспортного происшествия, виновная сторона всегда несёт ответственность перед государством и пострадавшей стороной.

Если ДТП произошло с участием пешехода, и водитель автомобиля не нарушал правил дорожного движения, то даже в этом случае закон требует полной оплаты расходов на лечение пострадавших в дорожно-транспортном происшествии людей.

Виновники дорожно-транспортного происшествия определяются сотрудниками ГИБДД, которые устанавливают причины возникновения ДТП.

Степень ответсвенности при дорожно-транспортном происшествии, и величина наказания определяется судом. Кроме лишения свободы и изъятия водительских прав, суд может обязать виновника ДТП, компенсировать моральный вред пострадавшей стороне.

Возмещение морального вреда

В некоторых случаях виновник ДТП может избежать уголовного наказания, но только тогда, когда между сторонами достигнуто примирение.

Вариант мирного урегулирования возможен только при полной компенсации виновником ДТП морального вреда, а также оплаты лечения и реабилитации пострадавших в результате происшествия людей.

Величина морального вреда определяется исключительно индивидуально. Пострадавший имеет требовать любую сумму компенсации по этому пункту, но окончательная сумма взысканий, будет определена судом.

Уголовная ответственность

Статья УК РФ за тяжкий вред здоровью при ДТП подразумевает очень серьёзное наказание, вплоть до реального лишения свободы.

Если судом будет доказано, что действие водителя имели злой умысел, то наказание за такое деяние может быть в виде лишения свободы сроком до 15 лет.

Как правило, ДТП случается по невнимательности или вследствие грубого нарушения правил дорожного движения.

Если в результате дорожно-транспортного происшествия погибли люди, то в этом случае водитель может оказаться за решёткой, сроком до 9 лет.

Если погибших нет, но водитель не признаёт свою вину, не идёт на сотрудничество со следственными органами или после медоосвидетельствования в его крови обнаружена повышенная концентрация алкоголя или наркотических веществ, то при отсутствии погибших в результате происшествия людей, назначается наказание в виде лишения свободы сроком до 3 лет.

Если виновник ДТП признаёт виду и сотрудничает со следствием, но ДТП было произведено в результате грубого нарушения, то судом назначаются исправительные работы сроком до 2 лет и лишение прав управления
транспортным средством на срок до 3 лет.

Как определяется размер компенсации

Размер компенсации определяется судом, и рассчитывается с учётом следующих статей расходов потерпевшей стороны:

  1. Оплата лечения.
  2. Оплата проезда к месту лечения или обследования.
  3. Оплата других платных услуг, которые направлены на восстановление после получения травм.

При расчёте суммы компенсации учитываются только актуальные на данный момент расценки на медицинские услуги. Таким же образом рассчитываются суммы, необходимые для оплаты транспортных расходов.

Если потерпевшей стороной заявлено взыскание морального вреда, то к указанным выше расчётам, прибавляется дополнительная сумма, величина которой зависит от степени полученных физических и нравственных страданий потерпевшей стороной.

Примирение сторон

Этот вариант урегулирования возникшего конфликта, наиболее подходит для виновника ДТП. Даже при значительных финансовых расходах, которые будут направлены на устранение морального и физического вреда,
в подавляющем количестве случаев, уголовная ответственность не наступает.

Чтобы оформить факт примирения правильно, необходимо потерпевшей стороне написать расписку в свободной форме и продставить ходатайство в суд о примирении сторон.

Стоит отметить, что наличие даже письменного подтверждения об урегулировании конфликта, не всегда приводит к прекращению уголовного преследования.

Невозможно примериться в случае, когда виновник ДТП, ранее уже имел уголовное наказание. В этом случае даже при наличии ходатайства со стороны потерпевшей стороны, виновник ДТП понесёт уголовное наказание.

Не получится оформить примирение в том случае, если в результате ДТП пострадал сотрудник ГИБДД находящийся при исполнении служебных обязанностей.

Причинение по неосторожности

В нашей стране ежегодно совершается более 115 000 дорожно-транспортных происшествий, в результате которых пассажиры транспортных средств погибают или получают тяжкий вред здоровью.

Даже ужесточение административного наказания за нарушение правил дорожного движения, которые приводят к наиболее тяжким последствиям, не улучшает показатель аварийности.

Наиболее часто к смертности на дорогах приводит выезд на полосу со встречным движением, а также нарушение правил дорожного движения по неосторожности.

Примеры из судебной практики

Водитель автомобиля «Вольво» двигаясь по федеральной трассе «Дон», при попытке совершить обгон длинномерного транспортного средства не рассчитал правильно расстояние до встречного автомобиля.

При выезде на полосу встречного движения произошло столкновение с автомобилем «Москвич», который двигался во встречном направлении.

В результате столкновения автомобилей водитель автомобиля «Москвич» и его пассажир получили тяжкие телесные повреждения, которые стали причиной временной нетрудоспособности.

В результате следственных действий был установлен виновник ДТП. Им оказался водитель автомобиля «Вольво», который не убедился в безопасности совершаемого манёвра, а также не предпринял действий для остановки транспортного средства, при возникновении аварийной ситуации.

Суд, учитывая все имеющиеся доказательства и представленные ходатайства, вынес приговор виновнику ДТП. Водитель автомобиля «Вольво» был приговорён к 3 годам лишения свободы.

Несмотря на то, что большая часть дорожно-транспортных происшествий с тяжёлыми физическими повреждениями происходит вне населённого пункта, в городской черте также возможны случаи ДТП с тяжёлыми последствиями.

Водитель автомобиля «Мерседес» не справился с управлением и совершил наезд на бордюрный камень, в результате чего иномарку «выбросило» на перекрёсток дороги, где стоял регулировщик.

В результате ДТП, сержанту полиции были нанесён тяжкий вред здоровью. При дознании было установлено, что дорожно-транспортное происшествие произошло по вине водителя автомобиля «Мерседес», который превысил допустимый скоростной режим, а также осуществлял по пути следования многократные перестроения из ряда в ряд.

Несмотря на то, что водитель полностью признал свою вину, и сотрудничал со следствием, а выплаты за тяжкий вред здоровью при ДТП были осуществлены в полном объёме в досудебном порядке, суд вынес приговор виновнику аварии, с реальным сроком лишения свободы.

Водитель был осуждён сроком на 4 года, несмотря на представленное в суд ходатайство потерпевшей стороны о примирении. Такой исход наиболее вероятен, когда дело касается жизни и здоровья сотрудников правоохранительных органов.

Суд в подобных случаях всегда выносит суровые приговоры, и даже досудебное примерение сторон, не освобождает от уголовного наказания.

Водитель автомобиля всегда несёт ответственность не только за действие автомобиля во время движения, но и за груз, который находится в транспортном средстве.

Следующий случай из судебной практики, показывает насколько может быть опасно халатное отношение по отношению к правильному расположению и креплению груза в кузове автомобиля.

Водитель автомобиля «Газель» недостаточно хорошо закрепил перевозимый груз в кузове автомобиля. При совершении резкого торможения перед пешеходным переходом, дубовый брус силой инерции был выброшен вперёд, что привело к ранению нескольких человек.

Гражданка 1938 года рождения получила переломы в области тазобедренного сустава, которые были квалифицированы медицинской комиссией, как тяжкие.

Другие пешеходы получили лёгкие повреждения. В результате проведённых следственных мероприятий, водитель автомобиля «Газель» был признан виновным в ДТП. Суд по данному делу вынес приговор, без реального лишения свободы.

Пострадавшая сторона предоставила суду ходатайство о применении сторон. Кроме этого, водитель не был ранее судим, а на его иждивении находились 2 несовершеннолетних ребёнка.

В крови виновника ДТП, алкоголь или наркотические вещества обнаружены не были.

Учитывая все смягчающие обстоятельства, суд вынес решение о лишении
водителя прав управления транспортным средством сроком на 3 года, а также обязал выплатить штраф в размере 5 000 рублей.

Государством предоставляется право на управление транспортным средством только тем гражданам, которые прошли курс обучения в автошколах, сдали экзамены на подтверждение знания правил и умения управлять автомобилем в ГИБДД, а также имеющих медицинскую справку об отсутствии заболеваний, при наличии которых запрещается управлять транспортным средством.

Добрый день. Хотел узнать по поводу размера компенсации, которую я могу получить будучи потерпевшим. Произошел конфликт, который перерос в драку. И у меня случился перелом челюсти со смещением. Мною было написано заявление в полицию, по этому...

Что может грозить за тяжкий вред здоровью в ДТП?

Добрый день! 4 июня 2017 года моя дочь ехала пассажиркой на мотоцикле по главной дороге. Впереди них двигалось 2 автомобиля. Водитель мотоцикла пошёл на обгон(знака обгон запрещён нет). В это время с дворовой территории, не уступив дорогу...

Что делать после получения отцом тяжкого вреда здоровью при ДТП, если он скончался?

здравствуйте,у меня отец в июле месяце ехал в городском автобусе при не известных мне обстоятельствах он упал и сломам себе плечо,после чего приехали скорая и гбдд,увезли его в госпиталь где через 2дня он скончался на операционом столе по...

ДТП с пешеходом тяжкий вред здоровью

В апреле совершил ДТП с 15-летней девочкой, вне зоны пешеходного перехода, отъехав от перекрестка со светофора 20м. Подросток выбежал из-за автобуса стоявшего на встречной полосе. Свидетели на месте оставили контакты позже выслали видео с...

689 стоимость
вопроса

вопрос решен

Ответственность за нанесение тяжкого вреда здоровью при ДТП

Добрый день! Интересует такой вопрос.. Я потерпевшая, получившая тяжкий вред здоровью по заключению суд мёд экспертизы, в результате аварии, которая произошла на парковке (виновница ДТп, произвела наезд в момент манёвра задним ходом) , при...

Каковы сроки давности по делу о ДТП, если был нанесен тяжкий вред здоровью ребенка?

Пострадал ребёнок в ДТП был наезд,ребёнка сбила мшина на обочене,вина по экспертизам водителя доказана,но прошло два года и нам заявил следователь,что сроки давности истекли,но дело в том,что первый следователь тянул время умышленно и не вел это...

Что грозит нетрезвому водителю при ДТП с нанесением вреда здоровью?

Здравствуйте! У меня вопрос такой, подскажите пожалуйста, какая ответственность может быть за сломанную седалищную кость и сотрясение головного мозга при ДТП с нетрезвым водителем? и какие необходимо собрать соглашения, ходатайства для примирения...

Как отстоять свою невиновность или "частичную виновность" в ДТП с тяжким вредом здоровья?

Добрый день уважаемые юристы. Было ДТП (18 месяцев назад). Сейчас завели уголовное дело на меня в связи с тяжким вредом второго участника ДТП. Обещали вызвать на автотехническую экспертизу, но до сих пор этого не сделали. Прислали бумаги, что...

Могу ли я получить страховку по здоровью, если СМЭ признала тяжкий вред здоровью при ДТП?

могу ли я получить страховку по здоровью, если по судмедэкспертизе признан тяжкий вред, но в дтп было признано, что автомобиль виновника неисправен и уголовной ответственности виновник не несет только административную..и могу ли я на него подать в...

Могут ли признать нанесение пешеходу тяжкого вреда здоровью, если он пробыл в больнице 14 дней?

Добрый день! Подскажите пожалуйста, в результате ДТП был совершён наезд на пешехода,переходившего дорогу в неположенном месте. В результате наезда у пешехода перелом берцовой кости, компресионный перелом двух грудных позвонков и ушиб головного мозга...

Как определяется причинение тяжкого вреда здоровью неумышленно, если последствия травмы не наблюдаются? И какая грозит ответственность за это?

Бабушка нечаянно, неумышленно уронила на пол 6-ти месячную внучку, после обследования обнаружилась трещина в черепе. Прошел почти месяц, последствий травмы не наблюдаются. Судебный эксперт определил это как причинение тяжкого вреда здоровью, на...

589 стоимость
вопроса

вопрос решен

Страшно представить, как могла бы измениться наша жизнь, если бы автомобили и другой транспорт вдруг исчезли!

Единственное, что можно безболезненно представить в этой ситуации — это то, что тогда бы полностью пропало такое явление как ДТП. Нет дорожных столкновений, а значит, нет пострадавших и раненых. Конечно, вряд ли возможно повсеместное исчезновение автомашин с планеты Земля, поэтому тема уменьшения аварийности на дорогах стоит во главе угла у каждого правительства каждой страны. И российское правительство не исключение. Отечественная статистика говорит о том, что происходит небольшое снижение уровня аварийности, но при этом происходит рост количества потерпевших граждан в дорожных авариях. Причинами такого соотношения называются неудовлетворительное состояние дорожного покрытия российских дорог, пренебрежение правилами эксплуатации своего транспорта водителями и общее нервозное состояние населения.

Если в ДТП есть пострадавшие и раненые люди, необходимо сразу сделать звонок в Единую Службу Спасения по номеру 112 (этот номер набирается и с мобильных устройств и со стационарных телефонов совершенно бесплатно, даже если на счету ноль или минус). Нужно сообщить о географическом месте аварии, о количестве раненых лиц, по возможности описать характер ран. Оказывать первую медицинскую помощь рекомендуется лишь тогда, когда вы полностью уверены в том, что обладаете нужными знаниями в этом вопросе и не причините пострадавшему вреда своими действиями. Например, если вы видите, что у раненого рваная рана на ноге, то нужно быстро определить, какого рода происходит кровотечение. Если задета артерия — вы увидите алую, ярко-красную кровь, бьющую фонтаном. Это значит, что нужно воспользоваться жгутом и передавить повреждённый крупный кровеносный сосуд выше места ранения. А если кровь по виду тёмная, а значит — венозная, то нужно наложить давящую повязку. Перепутать методы первой помощи ни в коем случае нельзя, ошибка может стоить пострадавшему жизни. Поэтому если вы не уверены в своих медицинских познаниях, лучше не применять их на раненом человеке. Если медики задерживаются, а медлить нельзя, пострадавшего можно отправить на попутной машине в больницу.

Если в результате дорожного происшествия есть раненые или погибшие лица, категорически запрещается оформлять ДТП по Европротоколу! Необходимо вызвать полицию и произвести оформление ДТП с их непосредственным участием.

Что касаемо ранений, то мы все понимаем, что только синяки и ссадины лечатся сами по себе. Все остальные повреждения человеческого тела в результате ДТП требуют вмешательства специалистов, качественного лечения и, кроме того, обязательного реабилитационного периода. А все эти мероприятия стоят немалых денег несмотря на то, что в основном законе нашего государства закреплено право каждого гражданина на бесплатную медицину.

Если человек попал в аварию и физически пострадал, то причинение лёгкого вреда здоровью можно назвать «наименьшим из зол». Телесные повреждения, которые относятся к лёгким, не требуют длительного времени лечения, и при этом происходит кратковременная потеря трудоспособности пострадавшего человека. Чего нельзя сказать о травмах средней и тяжелой степени. Такие последствия ДТП оказывают серьёзное физическое и моральное действие на организм пострадавших людей в целом.

Что такое «легкий вред» здоровью?

Для определения степени полученного вреда здоровью нужно специальное заключение медицинского учреждения. Специалисты будут разбираться в причинно-следственных связях между произошедшим событием (ДТП) и состоянием здоровья пострадавшего лица, которое ухудшилось после него. Во внимание будут браться следующие факторы:

  • общее влияние понесённых травм и увечий организма на дальнейшую полноценную жизнь;
  • временные периоды болезни, лечения и реабилитации;
  • утрату каких-либо органов человеческого тела или утрату каких-либо функций органов (слуха, зрения, речи и др.);
  • влияние полученных телесных повреждений на трудоспособность человека и возможность заниматься профессиональной деятельностью в дальнейшем;
  • травмы, которые приводят к уродствам, не поддающимся коррекции;
  • психическое состояние пострадавшего.

Очень важным показателем будет определение срока нетрудоспособности гражданина: временного или постоянного. Именно в зависимости от временных рамок утраты нетрудоспособности будет устанавливаться степень причинённого вреда здоровью: лёгкая, средняя или тяжёлая. Если у пострадавшего лица зафиксированы незначительные повреждения, которые лечатся в течение трёх недель, а прогноз полного выздоровления составляет более 95 процентов, то речь идёт о лёгкой степени вреда здоровью.

На самом деле для обычного человека, который крайне редко сталкивается с телесными травмами, те самые повреждения, которые квалифицируются как «лёгкие», будут совсем не лёгкими.

Например, мало кто из пострадавших назовет лёгкой травмой разрыв связок, повреждение менисков, ранение мягких тканей с разрывом мышц и сухожилий, сотрясение мозга, переломы носа, ушей. Вряд ли человек, потерявший менее ¼ языка согласится с тем, что это повреждение лёгкой степени тяжести. Люди, получившие ожоги кожи, век или глаз 1-2 степени, травмы наружных половых органов, а также потерявшие два и более зуба, явно будут в недоумении, когда им сообщат, что это лёгкие травмы. А что будет думать человек, у которого сломан крестец или копчик, 1-2 ребра или лопатка, когда врач ему объяснит, что это лёгкие увечья? Переломанные пальцы рук и ног, сломанные лодыжки и кости таза, которые представляют собой закрытые переломы без смещений и осколков также будут квалифицированы как лёгкие.

И это действительно так — эти и другие травмы относятся к незначительному ущербу жизни и здоровью, причинённому в результате ДТП, пострадавшим лицам. Многих людей, наверняка, покоробит такое отношение к потерпевшим, но так сухим медицинским языком называются травмы, которые вылечатся на все сто процентов или более чем на девяносто пять, а человек, получивший их, в дальнейшей своей жизни не будет испытывать влияния этих травм и ранений. Его возможность работать вернётся через короткий промежуток времени, и он сможет вернуться к своей обычной жизни примерно через месяц после дорожного происшествия.

Критерии разграничения

Определением степени тяжести вреда здоровью при ДТП занимается судебно-медицинская экспертиза. Чтобы определить какой вред здоровью получил тот или иной пострадавший в ДТП, она должна взять во внимание временной промежуток течения болезни и, как следствие, нетрудоспособности, а также установить влияние травм на общее состояние организма.

Если из-за характера ранений пациент, который стал жертвой ДТП, способен выздороветь в течение 21 дня, а общее расстройство его здоровья можно квалифицировать как недлительное и неустойчивое, то считается, что у потерпевшего наблюдается лёгкая степень тяжести вреда здоровью. Обычная трудоспособность человека с лёгкими телесными повреждениями утрачивается менее чем на десять процентов.

Поэтому такой пациент может рассчитывать на то, что его раны благополучно заживут и не будут сказываться на качестве его дальнейшей жизни. Однако на практике оказывается, что человеку нужно гораздо больше времени, чтобы полностью восстановить своё подорванное здоровье и вернуться в обычное течение своей жизни. И чем старше человек, тем больше ему нужно потратить сил и денег на восстановление. Но это уже, как говорится, совсем другая история. Если пострадавшему в дорожном происшествии гражданину закрыли больничный лист, который длился менее двадцати двух дней, то это будет основным доказательством того, что у него лёгкие травмы. А всё, что человек потратит на своё «долечивание» и реабилитацию, после того как закончатся все мероприятия по установлению выплат на возмещение ущерба, никак не войдет в страховую смету затрат.

Причинение вреда здоровью средней тяжести характеризуется более длительным лечением тех физических травм, которые получил человек, пострадавший в ДТП. И если говорить об одних и тех же телесных повреждениях, что и при лёгкой степени, то грань между лёгкой и средней степенями тяжести причинённого вреда устанавливается именно согласно срокам лечения. Например, когда при ушибе головы или сотрясении мозга пациенту понадобилось до 21 дня на лечение, то это лёгкая травма, а если понадобилось более 21 дня – это уже травма средней степени.

Тяжесть вреда здоровью будет считаться средней тогда, когда общее расстройство здоровья будет временным, средней длительности, а стойкая утрата трудоспособности будет зафиксирована в пределах десяти – тридцати процентов. В этом случае, как правило, человеку понадобится посторонний уход, серьёзные медицинские вмешательства, возможно операции, большое количество лекарственных препаратов и долгий реабилитационный период.

Тяжкий вред здоровью при ДТП диагностируется у пострадавшего тогда, когда существует серьёзная угроза для всего организма. Его состояние может ухудшаться вплоть до критических показателей, которые приведут к необратимым последствиям. Тяжкий вред для жизни и здоровья человека характеризуется стойким, ярко выраженным нарушением общего состояния человеческого организма и потерей трудоспособности более чем на тридцать три процента. А если говорить о профессиональных навыках (особые навыки и биологические способности), то, если они полностью утрачены вследствие ранений после ДТП — это тоже один из признаков тяжкого вреда. Речь идёт о профессиональных музыкантах, спортсменах, танцорах и других профессионалах своего дела.

Чтобы судебно-медицинская экспертиза установила такую степень тяжести нанесённого вреда здоровью человека как тяжкую, у пациента должны диагностировать следующие нарушения здоровья:

  • ожоги тела 2-3 степени;
  • потерю жизненно важных органов или потерю слуха, зрения, речи;
  • кому;
  • серьёзные нарушения системы кровообращение: сепсис, большая потеря крови, инфаркты, гангрены, тромбоэмболии (как следствие травм);
  • ранения (проникающие) живота, грудной клетки, позвоночника, черепа;
  • стойкие проблемы с психикой;
  • травмы, приведшие к уродствам, не поддающимся коррекции;
  • выкидыш, преждевременные роды, потерю детородных органов, вынужденное прерывание беременности (для пострадавших женщин в положении).

Ответственность виновной стороны за причиненный вред здоровью

Таким образом, можно подытожить, что травмы, ранения и увечья, полученные в ДТП, отличаются друг от друга именно их влиянием на всю оставшуюся жизнь человека. И если оно незначительное и полностью проходящее, значит, у потерпевшего были лёгкие травмы.

Виновником дорожно-транспортного происшествия обычно становятся по двум причинам: из-за нарушения или пренебрежения правилами дорожного движения; и-за нарушения правил эксплуатации транспорта. И ту и другую причину нельзя назвать умышленным преступлением, а скорее легкомыслием, безрассудством и лихачеством. Нанесённый лёгкий вред здоровью другого человека в результате управления транспортным средством попадает под административную ответственность. Причём не имеет значение, произошло ли столкновение с другими ТС, где пострадали люди или был совершен , наказание регламентируется частью 1 статьи 12.24 КоАП. Водитель будет лишён водительского удостоверения (ВУ) на срок 1,5 года и (или) заплатит штраф за нарушение ПДД от 2500 до 5000 рублей. Если будет официально установлено, что виновник ДТП на момент его совершения находился в состоянии алкогольного или наркотического опьянения или он отказался от медицинского освидетельствования, или принял алкогольные напитки, психотропные препараты сразу после ДТП в качестве успокоительных средств, то он будет ещё оштрафован на 30000 рублей. Эта мера наказания описана в части 1 статьи 12.8 КоАП РФ.

После того как пройдёт срок лишения ВУ, для восстановления прав нужно будет сдать теоретический экзамен по ПДД и оплатить все штрафы, которые имеются. Для лишенцев по «пьянке» нужно будет представить справку с медучреждения о том, что нет противопоказаний к управлению ТС.

Понятие «компенсация» в общем смысле – это возмещение убытков или расходов, понесённых по вине другого человека (людей) или обстоятельств. Компенсация за полученный вред своему здоровью после ДТП не по своей вине подразумевает полный возврат средств, потраченных на восстановление своего здоровья путём покупки лекарств, оплаты дополнительного медицинского лечения и ухода, протезирования, реабилитационного периода. При этом чтобы пострадавшему воспользоваться юридическими возможностями и получить потраченные деньги на своё лечение после получения лёгких травм, нужно в обязательном порядке сохранять документы: чеки и квитанции об оплате лекарств, рецепты врачей, выписки из медицинских учреждений.

Итак, если произошло ДТП и есть пострадавшие с лёгкой степенью травм, то они могут требовать возмещения ущерба:

  1. Со страховой компании. Согласно федеральному закону «Об ОСАГО» каждый автовладелец должен иметь обязательную страховку автогражданской ответственности. В страховой полис должны быть вписаны те лица, которые допущены до управления данным автотранспортным средством. ОСАГО призвано возмещать ущерб пострадавшей стороне ДТП из средств страховой компании. Таким образом, виновник дорожного происшествия защищает свой карман от претензий пострадавших. Однако огромное количество водителей считают, что полис можно не покупать, так как они никогда не спровоцируют аварию. Это происходит из-за преувеличения своих водительских способностей и надежды на русское «авось, сам не пострадаю». А также из-за того, что многие из них никогда не читали закон и не знают обо всех видах страхового возмещения по «автогражданке». Они не знают о том, что пострадавший имеет право получить компенсацию не только по возмещению всех затрат на своё лечение и реабилитацию, а также может требовать возмещение ущерба по потере дохода в период нетрудоспособности. Если виновник ДТП был пьян во время аварии, и этот факт отражён в официальных бумагах, страховая компания выплатит ущерб потерпевшей стороне, а после выставит требование регресса к виновнику. Это означает, что он будет обязан вернуть все деньги, потраченные страховщиком.
  2. С РСА (союз автостраховщиков России). Если у водителя, который причинил лёгкий вред здоровью пострадавшей стороне, нет страхового полиса ОСАГО или страховая компания виновника ДТП прекратила свою деятельность, или, может быть, у неё отозвана лицензия, следует обращаться именно в РСА. В случае если лицо, которое нанесло вред здоровью другому физическому лицу не установлено, нужно просить помощи в РСА. Союз автостраховщиков обязан возместить весь ущерб потерпевшим за свой счёт. Порядок получения компенсации будет аналогичен порядку возмещения ущерба со страховой компании. Срок, официально выделяемый для того, чтобы рассмотреть материалы обращения стандартный — 30 дней. В течение этого времени, РСА должно ознакомиться с делом, принять решение удовлетворить или отказать в выплатах, и в случае положительного ответа – полностью выплатить денежные средства.
  3. С виновника аварии. В данном случае можно говорить только о возмещение той части ущерба, которую не возместила страховая компания или РСА. Урегулировать вопрос компенсации можно в судебном порядке, а также без обращения в суд. Досудебное соглашение должно быть составлено в простой письменной форме с изложением обстоятельств аварии, размера денежной суммы компенсации и порядка оплаты. И если у обеих сторон возникло взаимопонимание по всем пунктам, а виновник в добровольном порядке готов осуществлять выплаты, то о таком исходе дела можно только мечтать.

Независимо от того, к кому потерпевший обращается за возмещением ущерба, ему нужно собрать определённый пакет документов. Он будет включать в себя:

  • личный паспорт пострадавшего;
  • реквизиты банковского счета.

При желании можно получить деньги через почтовое отделение по месту регистрации. Об этом нужно написать в заявлении;

  • документы, подтверждающие процесс и оплату лечения: выписки, больничные листы, рецепты, назначения врачей в амбулаторной карте, чеки, квитанции.

Однако если пострадавший предоставляет чеки об оплате из платных медицинских учреждений, он должен доказать невозможность получения таких же услуг на бесплатной основе. Таким образом страховые компании защищают себя от фальсифицированных диагнозов и неоправданных расходов на лечение лже-последствий ДТП, которые наши соотечественники любят себе приписывать;

  • заключение врачей о степени полученного вреда;
  • справка о ДТП из ГИБДД с указанием виновника;
  • документы, подтверждающие потерю источника дохода в период болезни (если пострадавший претендует на данную компенсацию).

Здесь можно говорить обо всех видах дохода и прибыли, которые человек, получивший ранения в ДТП, потерял, находясь на лечении. Это могут быть заработная плата, гонорары, доходы от предпринимательской деятельности, доходы от работы по договорам и другое. Но в случае получения лёгких телесных повреждений рассчитывать на возмещение потери дохода можно только в пределах одного месяца.

Многие автолюбители считают, что им придётся обращаться в суд в том случае, если у водителя, который спровоцировал столкновение или наезд на пешехода нет страхового полиса ОСАГО или КАСКО. Это в корне неправильное мышление. Во-первых, если у виноватого в аварии водителя нет полиса обязательного страхования «автогражданки» это означает, что в дело вступает Союз Автостраховщиков России (РСА). Именно эта организация будет возмещать ущерб пострадавшей стороне, в том числе и за причинение лёгкого вреда здоровью. Во-вторых, полис добровольного страхования КАСКО не имеет никакого отношения к возмещению вреда здоровью, который может быть получен в результате дорожной аварии пострадавшей стороной. Страхование КАСКО направлено на возмещение ущерба, причинённого самому застрахованному автомобил, в случае ДТП, от третьих лиц, от непредвиденных жизненных обстоятельств, а также от угона и полного уничтожения объекта страхования. Поэтому потерпевшие в дорожном происшествии граждане могут даже не беспокоиться о наличии КАСКО у того водителя, который причинил им ущерб.

В суд целесообразно обращаться только в двух случаях:

  1. Тогда когда выплаченная страховая сумма (независимо от того, кто выплатил деньги: страховая компания или РСА) на покрытие расходов, потраченных на лечение, не удовлетворяет потерпевшее лицо. Если есть разница между теми деньгами, которые были уплачены за лечение и той суммой, которая была реально потрачена на восстановление своего здоровья, можно начинать судебные тяжбы с виновником. Однако нужно быть готовым предъявить документальные доказательства.
  2. Тогда когда потерпевший претендует на возмещение морального ущерба от причинённого вреда. Такой иск можно подать только на виновника.

Также нужно отдавать себе отчёт, что без квалифицированной помощи юриста вы вряд ли сможете выиграть суд и добиться дополнительных выплат. Это не реклама автоюристов, а факт. Только специалист сможет правильно и аргументировано составить исковое заявление, а в ходе судебного заседания грамотно изложить суть требований и отстоять возражения.

Согласно статье 29 части 5 гражданского кодекса иск подаётся по месту жительства истца или по месту, где был причинён вред здоровью. В исковом заявлении указываются подробные обстоятельства дела, с указанием времени, места ДТП, марок машин, имен сотрудников ДПС, которые участвовали в процессе дел. Необходимо правильно изложить суть претензий, делая ссылки на действующее законодательство и подтвердить свои требования доказательствами: были произведены такие-то расходы, по назначению врачей, куплено столько-то лекарств, медицинских изделий и прочие расходы. Необходимо приложить к иску копии рецептов, чеков, квитанций, выписок, назначений докторов и другие документы, которые могут создать полную картину лечения. Если юрист решил выставить требования о моральном ущербе в этом же иске, то сумма желаемой моральной компенсации, как правило, не входит в стоимость иска, а исчисляется отдельно. Для доказательства глубокого морального переживания, полученного в связи с теми травмами, которые получил истец, нужно представить другие документы: заключения психологов, психиатров, невропатологов, неврологов, а также их назначения и чеки об оплате платных услуг и препаратов.

Самое главное в иске – это чёткая нормативная аргументация требований! Только специалист может правильно и грамотно изложить суть претензий. Поскольку залогом правильного решения дела является именно правильность формулировки требований.

Причём юрист обязательно укажет краткое содержание предмета иска в его заглавии, так как это важный элемент структурирования гражданского иска. И, в то же самое время, не допустит излишне краткого или излишне длинного и витиеватого изложения обстоятельств дела, а также осуществит нормативное обоснования всего документа. В юридической среде считается, что иск, содержащий более трёх страниц, трудно воспринимаются адресатом, поэтому придерживаются именно такого объема.

Иски, которые подаются с целью взыскания денежных средств, должны содержать расчёт цены иска. Поэтому лист с расчётами нужно подготавливать письменно даже в тех случаях, когда итоговая сумма иска складывается из простого сложения двух — трёх чисел. Кстати, считается, что судьи крайне не любят читать тексты, нагроможденные выделениями, подчеркиваниями и другими инструментами текстовых редакторов. Такие элементы привлечения внимания к «нужным» местам, создают противоположный эффект. Они рассеивают внимание и отвлекают от сути.

Согласитесь, что создать полновесный, обоснованный и правильно построенный иск по возмещению убытков, понесённых вследствие причинения лёгких телесных повреждений в ДТП, не специалисту в юридических делах будет практически невозможно. А если учесть, что в данном случае будет идти речь о возмещении разницы между понесенными затратами на лечение и восстановление здоровья и фактически уже выплаченной суммой, то это ещё сложнее сделать. А доказать причинение морального ущерба вообще крайне сложная задача. Поэтому не скупитесь на хорошего адвоката! Тем более, что в результате положительного исхода судебного дела расходы на представителя вы всегда можете возложить на проигравшую сторону.

Каждый из нас может часами вести разговоры о , исходя из любой несправедливой жизненной ситуации. Но, к сожалению, до дела эти разговоры редко доходят. Отчасти это происходит от юридической безграмотности населения, отчасти от того, что слишком уж маленькие суммы морального ущерба назначаются судом. А когда дело доходит до исполнения решения суда, то здесь вообще все печально. Можно годами ждать выплат от виновника ДТП, даже если исполнительный лист находится в работе у судебных приставов. Однако право обратиться за компенсацией морального ущерба есть у каждого пострадавшего, даже если он получил лёгкие травмы. Самым первым постановлением Верховного Суда РФ в 2010 году стало именно то, в котором обозначены основные моменты возмещения морального вреда виновником ДТП пострадавшему лицу. Там написано, что если человек испытывал физические, нервные и моральные переживания, как следствие дорожного происшествия, где он был потерпевшей стороной, то виновник ДТП обязан возместить не только материальный ущерб, но и моральный. При этом в документе не обозначены суммы компенсаций (даже приблизительные), но написано, что они должны складываться исходя из «разумности, степени вины и характера, полученных моральных травм».

Ответственными за определение размера моральной компенсации назначены судебные органы. И хотя в России официально не признано прецедентное право, его принципы стабильно работают в каждом судебном заседании. Что касаемо определения сумм морального ущерба, то у судей уже сложились его определённые размеры. Они настолько мизерные и смешные, что, наверное, нет ни единого истца, который остался бы доволен их размером. Так, при получении тяжкого вреда здоровью, средняя сумма моральной компенсации составляет всего от 50 до 150 тысяч рублей, при средней тяжести — до 50 тысяч. Представляете, о каких деньгах можно говорить при травмах лёгкой тяжести?

А ведь по закону пострадавшая сторона может требовать любую сумму, которую считает целесообразной своей травме. Подать на возмещение морального ущерба имеют право как сами пострадавшие лица, так и их представители, и родители (опекуны) несовершеннолетних детей, которые являются непосредственными потерпевшими.

Так что же такое моральный вред? Как его определить? Если после ДТП человек, получивший незначительные, по мнению врачей, повреждения, испытывает мучительные боли, нервные расстройства, устойчивое стрессовое состояние — это повод для подачи иска о моральном ущербе. Временную невозможность вести обычную жизнедеятельность (например, из-за переломов костей, потерянных зубов, ожогов) и лишение трудоспособности можно считать основанием для получения моральной компенсации. Если пострадавший, который получил лёгких травмы, потерял или повредил своё транспортное средство, которое было единственным источником дохода для него и его семьи, то можно смело подавать в суд.

Как суд оценивает степень разумности требований по компенсации? Если бы суд действовал не по принципам созданного прецедента, то перед ним лежали бы непростые задачи. Нужно было бы определить факт образования и наличия страданий морального, психологического, физического характера истца; оценить степень их влияния на дальнейшую жизнь заявителя; определить способ нанесения моральных травм, а после этого определить денежную величину, подлежавшую выплате пострадавшему лицу.

Практика показывает, что моральный ущерб за причинение вреда здоровью лёгкой тяжести достаточно трудно доказать. Негласно считается, что если установлена лёгкая степень тяжести урона для здоровья пострадавшего человека, то он должен выздороветь в течение трёх недель, поэтому заработать сильный моральный ущерб он просто не успеет. Нетрудоспособным человек будет всего месяц, а прогноз полного выздоровления приближается к абсолютным ста процентам. О каком моральном ущербе вы говорите? У вас все хорошо! Только представьте, каких пострадавших причисляют к тяжелой степени, и им за все страдания выплачивают суммы максимум до 150 тысяч рублей.

Однако если придерживаться линии, что человек, пострадавший в дорожно-транспортной аварии, испытывал серьёзные моральные переживания, связанные с временной невозможностью трудиться и с потерей предполагаемого дохода за период лечения и реабилитации, и в следствие нравственных переживаний его здоровью был нанесён дополнительный ущерб, можно добиться более или менее крупной суммы компенсации. Нужно подключить к делу заключения специальных врачей, которые занимаются, моральными муками и представить документы в суд. Это могут быть заключения и назначения психологов, неврологов, невропатологов, психиатров, которые оказывали платные услуги. А самое главное, для достижения своей цели, нужно указать тот факт, что те самые, так называемые медицинским языком «лёгкие травмы», оказали куда более серьёзные последствия, которые растянулись во времени. А именно, что период выздоровления, определённый как трёхнедельный при лечении лёгких телесных повреждений, затянулся на другой (указывается конкретный) срок.

Как вы уже поняли, страховая компания, которая покрывает расходы на лечение пострадавшего в дорожном происшествии человека, не обязана возмещать моральную компенсацию. Такие требования можно выставлять только самому виновнику аварии. Иногда бывают ситуации, когда собственником автомобиля-виновника ДТП, в котором пострадали люди, является юридическое лицо. Тогда тот вред, который не покрыла страховая контора, нужно будет требовать не с организации, а с физического лица – водителя, который был за рулём.

Как обстоит дело на «бумаге» и в реальной жизни?

Лёгкий вред здоровью при ДТП на бумаге и на самом деле в реальной жизни, как показала практика — это разные вещи. Тот самый незначительный ущерб здоровью, который медицинским языком называется «лёгким», на деле оказывает куда более разрушительное влияние на организм человека и его последующую жизнь в целом. В результате небольших травм, которые пострадавшие получают в дорожно-транспортном происшествии, обостряются хронические заболевания и провоцируются новые болезни. Но об этом больной узнает позже тех двадцати одного дня, которые отведены на лечение от лёгких повреждений. Главной проблемой в этом случае всегда будет способ доказывания связей между аварией, нанесёнными травмами и новыми или обострившимися заболеваниями человека. Нередко ущерб здоровью после ДТП носит психологический характер. У человека появляются фобии связанные с вождением автомобиля, с поездками в качестве пассажира, или просто боязнь самых машин как источника опасности. Думаю, многие согласятся, что у нас в стране не принято обращаться с такими проблемами к врачам в районной поликлинике.

Выйдешь от доктора с полным ощущением ничтожности своей «надуманной» проблемы и полной уверенностью, что зря оторвал очень занятого врача от важных дел. Только врачи, работающие на коммерческой основе готовы помогать пациентам с психологическими расстройствами. А стоимость таких услуг очень сильно превышает уровень возможностей среднестатистического гражданина РФ оплатить их. И даже если гражданин в целях выздоровления пройдет подобное лечение и после этого подаст в суд на возмещение морального и материального ущерба, полностью эти деньги он никогда не получит. Пагубная судебная практика показывает, что моральная компенсация за причинённый лёгкий вред здоровью оплачивается в минимальных размерах. Так, большинству потерпевших, которые подали иски о возврате денежных средств по причине тяжёлых моральных переживаний после лёгких телесных повреждений присуждают суммы от 2000 до 10000 рублей. Конечно, есть случаи и полноценной компенсации всех потраченных средств, но эти случаи скорее исключение из общей массы судебных дел.

Следующим звеном этой непростой цепи взаимосвязей между лёгкими травмами, их последствиями, денежными затратами, судами за моральную компенсацию, будет не что иное, как работа исполнительной системы государства. Речь идёт о федеральной службе судебных приставов. Крайне редко бывает так, чтобы виновник аварии после вынесения судебного решения о взыскании с него денежной суммы добровольно и своевременно оплатил её.

Как правило, исполнительный лист попадает к приставам, и истец начинает долгий путь по «выбиванию своих денег». Самым оптимальным для взыскателя будет вариант, если ответчик официально работает и исполнительный документ попадает к работодателю. Тогда согласно его заработкам, ежемесячно будет удерживаться определённая сумма в пользу долга. А если виновник ДТП официально не работает? Не проживает по месту прописки? Не отвечает на телефонные звонки пристава? Это приводит к тому, что через три года после подачи документ о принудительном взыскании возвращается к истцу с официальной отпиской: извините, нам неизвестно местонахождение должника, нет сведений о нём и его имуществе. Конечно, на следующий день можно опять подать иск и опять ждать три года своих денег. Вот такая не радужная перспектива может ожидать пострадавшего в ДТП человека, если виновник оказался непорядочным человеком.

Мы с вами рассмотрели вариант событий, когда у потерпевшего были действительно лёгкие травмы, но они имели своё продолжение в осложнениях. Теперь представьте себе другую жизненную ситуацию. Самой значительной проблемой в жизни любого пострадавшего в ДТП всегда было и будет определение степени тяжести урона жизни и здоровью. Считается, что грань между лёгкой и средней степенью одних и тех же увечий человеческого тела заключается именно в сроках, которые потребуются на полное выздоровление. Нередко на практике именно один день играет решающую роль. Как правило самый длинный больничный лист с лёгкими травмами закрывается на 21 день с момента обращения к врачу. А если врач ошибся, и человеку для полного выздоровления нужны еще несколько дней или недель? Значит — у него травмы более серьёзные и они уже средней тяжести. Но как мы все знаем, россиянин не имеет юридических и этических прав болеть дольше, чем это отведено по закону времени. И врачи борются за скорейшие сроки выздоровления из каких-то своих внутренне-медицинских установок сверху. Трудно представить, сколько людей по факту получили средней тяжести травмы в ДТП, а им диагностировали лёгкую степень. Соответственно, столько же людей не долечили, и они не дополучи свои страховые выплаты. А, как известно, страховые денежные средства выплачиваются в процентах от максимальной страховой суммы в зависимости от степени полученного вреда. Также можно говорить о недополученных компенсациях морального вреда в связи с установлением другой «весовой» категории вреда.

Заключение

Общая статистика аварийности на российских дорогах неутешительна. Последние несколько лет фиксируется некоторый перекос в данной ситуации: происходит ежегодное небольшое снижение количества аварийных случаев и одновременно с этим увеличивается количество пострадавших и умерших людей, в результате ДТП. Самое большое количество травм, которые получают пострадавшие, это травмы лёгкой степени вреда для жизни и здоровья. Прогноз выздоровления таких физических недугов составляет более 95 процентов, а период лечения определяется как трёхнедельный. При этом трудоспособность и возможность самообслуживания сокращается примерно на 10 процентов. Можно сказать, что человеку, попавшему в ДТП, крупно повезло отделаться такими незначительными травмами. А виновнику повезло, что наказание за причинение легкого вреда здоровью не наказывается нормами уголовного права. Для него наступает административная ответственность. Самый опасный исход дела для виновника – это лишение прав на полтора года, штраф и материальные издержки, на которые будет претендовать пострадавший участник ДТП.

Вряд ли для пострадавшего в дорожной аварии человека вся история закончится в момент закрытия больничного листа. У большинства людей, получивших так называемые лёгкие травмы, возникают осложнения, обостряются старые болезни, появляются устойчивые психологические расстройства и фобии. Кроме того его ожидает беготня по страховым компаниям, возможны судебные тяжбы, и еще масса процессов, связанных с получение своих денег. Отдельной строки заслуживает оценка стоимости моральной компенсации. В нашей стране существует порочная судебная практика, которая выражает собой крайне неуважительное отношение к такой категории ущерба, как моральная. Законотворческая трактовка оценки моральной компенсации основывается на неконкретном понятии «разумности», а также степени вины и характере травм. Если характер травм может быть оценен судебно-медицинской экспертизой, то степень вины и разумность – это субъективные категории, которые трудно определить. По этой причине или по ряду других обоснований лицам, получившим лёгкие травмы в ДТП, присуждают мизерные денежные суммы компенсаций. Они не могут возместить ущерб, не могут помочь человеку восстановить своё пошатнувшееся здоровье, не могут дать даже морального удовлетворения. Поэтому многие люди, раненые в ДТП, даже не начинают судебные тяжбы заранее зная, что российская судебная система не может по достоинству оценить их внутренние переживания.

Последствия дорожно-транспортного происшествия могут проявлять себя не только в ухудшении физического здоровья, но и в моральных переживаниях.

Разбитый автомобиль, испорченные вещи, что в нем находились, травмы или еще хуже — летальный исход существенно отражается на психике попавшего в аварии.

Причинение вреда здоровью при ДТП влечет за собой неприятности для всех участников, как для пострадавших, так и для автомобилиста, виновного а аварии.

К сожалению, на дорогах случаются разные ситуации, и автомобилист не всегда имеет возможность избежать ДТП.

Чаще всего ДТП возникают от таких негативных факторов, как опьянение за рулем, отсутствие соответствующих навыков управление автомобилем и других нарушений.

Существуют и иные причины, которые приводят к дорожным авариям и причинению вреда здоровью при ДТП, разной степени тяжести.

Автомобиль — считается источником повышенной опасности, поэтому, перед тем, как сесть за руль, водитель должен быть уверен в исправности всех систем и деталей.

За причинение вреда здоровью, законодательство предусматривает несколько видов ответственности для автомобилиста, виновного в ДТП.

В соответствии с установленными законодательством критериями, в результате аварии на дороге может быть нанесен вред разной степени тяжести.

Выделяют три вида травм:

  • легкие;
  • средней тяжести;
  • тяжкие.

Отдельно ставят случаи с летальным исходом . Причиненные травмы по степени тяжести определяет судебно-медицинская экспертиза. Специалист проводит осмотр пострадавшего, фиксирует анатомические и физические повреждения и оценивает его психическое состояние.

Критерии, по которым устанавливают характер травм:

  1. Влияние повреждений человеческую жизнь в дальнейшем.
  2. Длительность плохого состояния здоровья.
  3. Действие нанесенных повреждений на трудоспособность.
  4. Потеря какого-либо органа, сбои в функционировании или полная потеря слуха, зрения, возможности говорить.
  5. Лишение возможности продолжать профессиональную деятельность.

На основании этих критериев формируется определенная степень тяжести вреда, нанесенного здоровью. В зависимости от того, с какой стороны произошел удар, выделяют различные виды травм при ДТП.

Например, если удар пришелся на руль или спинку переднего сидения или об элементы кузова автомобиля — это спровоцирует травму грудной клетки и внутренних органов.

Вопрос, как определить степень тяжести вреда здоровью при ДТП, возлагается на врача — судебно-медицинского эксперта медицинского учреждения.

Доверить это можно и индивидуальным предпринимателям, которые обладают соответствующими знаниями и имеют лицензию на осуществление медицинской деятельности, включая работы по судебно-медицинской экспертизе.

Наказать виновника и помочь пострадавшему можно после определения тяжести вреда. Виновное лицо может понести как административную, так и к уголовную ответственность.

Легкий вред

Причинение легкого вреда здоровью при ДТП — наименее безболезненный вариант для всех. Согласно КоАП РФ ст. 12.24, легкий вред — это недолгое нарушение здоровья и кратковременная потеря трудоспособности.

Основные признаки легкого вреда:

  • легкое сотрясение мозга;
  • потеря способности работать от 1 до 20 суток;
  • сбои в работе работе органов и систем организма продолжительностью до 3 недель.

Вред средней тяжести

Причинение вреда средней тяжести при ДТП регламентируется той же статьей КоАП РФ. Это более высокий уровень травм и повреждений. За эти правонарушения водитель наказывается штрафом или лишением права на вождение.

Признаками этой степени повреждения являются:

  • продолжительное, но не представляющее большой опасности для здоровья, нарушение здоровья, более 21 дня;
  • длительная потеря трудоспособности на 1/3 часть;
  • сотрясение головного мозга средней степени.

Причинение тяжкого вреда здоровью при ДТП регулируется УК РФ ст. 264. Он характеризуется тем, что создает непосредственную угрозу для жизни, а также вред здоровью, что вызывает развитие угрожающего для жизни состояния.

Основными признаками является:

  • внутричерепная травма;
  • закрытое повреждение органов;
  • двухсторонние переломы в большом количестве;
  • повреждение крупных кровеносных сосудов;
  • ожоги 3-4 степени термические, химические, электрические.

Опасный вред, который вызывает расстройство жизненно важных функций, тоже принадлежит к данной степени. Такое состояние не может быть компенсировано самостоятельно и часто заканчивается летальным исходом:

  • шок 3-4 степени;
  • кома 3-4 степени;
  • большая потеря крови и подобное.

К тяжелому вреду для здоровья приравнивается:

  • потеря органа, зрения, слуха, речи;
  • психическое расстройство;
  • неисправимое обезображивание лица и прочее.

За такие правонарушения, виновного водителя ожидает административная ответственность, как минимум. Ее не избежать.

Она наступает в любом случае, независимо от того, какие действия предпринял водитель. Например, оказал помощь потерпевшему в материальном плане или доставил его в больницу.

Административное производство возбуждается, даже если потерпевший не предъявляет претензий к водителю. Так как в данной ситуации рассматривается факт причинения вреда здоровью в результате случившейся аварии на дороге.

В соответствии с уголовным кодексам, за причинение тяжкого вреда здоровью или летальный исход, водителю грозит лишение прав и лишение свободы на, установленный судом, срок.

Последствия дорожно-транспортного происшествия могут проявлять себя не только в ухудшении физического состояния, но и моральных переживаниях.

Когда человек немного отходит от потрясений, полученных после аварии, он стремится все компенсировать. Чаще всего данная компенсация включает не только денежные средства на лечение, но и возмещение морального вреда, причиненного при ДТП.

Все вопросы, что возникают с необходимостью компенсировать моральный ущерб при ДТП, изначально решаются обращением к Гражданскому кодексу РФ.

По закону, вред за моральные страдания подлежит компенсации, если он получен от автомобиля, повышенного источника опасности, не зависимо от того, была в этом вина водителя или нет.

Наиболее распространенными случаями, когда люди обращаются за взысканием морального ущерба за причиненные им нравственные или физические страдания, выступают:

  1. Смерть родственника в результате ДТП.
  2. Потеря работоспособности и невозможность выполнять свои обязанности в будущем.
  3. Получение увечья, которое причиняет сильную боль.
  4. Психические расстройства по причине пережитого дорожно-транспортного происшествия.

Чтобы компенсировать моральный ущерб за причинение вреда здоровью при ДТП, нужны реальные подтверждения его наличия. Например, заключение психиатра, наблюдавшего за пострадавшим после аварии.

Кроме того, желательно иметь письменное подтверждения своих слов, выданное официальными должностными лицами, которые при потребности смогут еще раз все повторить в процессе разбирательства.

Требования следует предъявлять непосредственно виновнику ДТП.

Если виновник ДТП отказывается в добровольном порядке выплачивать компенсацию пострадавшему, тогда решение спора рассматривается в судебном порядке.

В большинстве случаев иск подается в районный суд по месту нахождения ответчика . Но если дело касается возмещения вреда здоровью при ДТП или потери кормильца, тогда можно обратиться в суд по месту нахождения истца.

Для обращения в суд нужно составить исковый документ, именно он вмещает в себя требования пострадавшего и доказательства произошедшего.

Иск должен быть составлен без ошибок, в соответствии с процессуальным законодательством. В противном случае он не будет рассмотрен.

В заявлении обязательно упоминаются:

  • название выбранного суда;
  • данные истца и ответчика, которое позволяет идентифицировать личность;
  • обоснование иска с ссылками на законы;
  • исковые требования;
  • перечень документов, которые прилагаются;
  • квитанция об уплате госпошлины.

Установить сумму компенсации — это одна из наиболее сложных задач, которая ставится перед потерпевшим. Ведь моральный ущерб тяжело перевести на деньги, но в судебном иске нужно заявлять компенсацию только в денежном эквиваленте.

Пострадавший может требовать компенсацию морального вреда при ДТП в любом размере, только нужно обосновать его.

Виновник будет прилагать все усилия, чтобы снизить его или вообще ничего не платить. Решение принимает суд, опираясь на нормы закона, внутренние убеждения и социальную справедливость.

Для определения размера компенсации адвокат руководствуется законом и судебной практикой. Именно она дает возможность узнать, какие суммы суд считает приемлемыми.

Никаких формул для расчета и методик, которые позволяют выяснить среднестатистическую стоимость определенного вида страдания, не существует.

В соответствии с законодательством 2020 года, размер компенсации морального вреда не должен зависеть от нанесенного имущественного вреда.

Но, судебная практика показывает, что это правило соблюдается далеко не всегда. Суд учитывает и этот фактор. По данным статистики, в большинстве принятых решений, суммы не превышают нескольких тысяч рублей.

Только в отдельных ситуациях, если имеет место связь с серьезным преступлением, размер компенсации составляет сотни тысяч. К примеру, суд удовлетворил иск матери, у которой погиб сын в результате ДТП.

Размер предъявленных требований составлял 500 тысяч рублей. Суд присудил к выплате всю сумму.

Физические и моральные страдания, полученные участником аварии, могут быть компенсированы виновником ДТП. Если стороны не приходят к согласию о выплате и ее размере самостоятельно, тогда проблема решается в судебном порядке.

При адекватном требовании суммы компенсации и наличии обоснованных доводов, добиться возмещения не сложно

Нанесение вреда здоровью человека в результате дорожной аварии грозит серьезными неприятностями не только для пострадавшего, но и для виновного водителя.

В соответствии с законом, наказание, зависит от тяжести травм, которые получил пострадавший. Кроме того, он вправе требовать взыскание за причиненные физические и моральные страдания.

Россия - один из мировых лидеров по количеству раненных и . Только за 2018 год аварии на дорогах унесли 18 тысяч жизней. Это население небольшого городка. Число пострадавших без смертельного исхода 215 тысяч. Проблема усугубляется тем, что большинство погибших и раненных - это молодые и здоровые до аварии люди.

Виновные в ДТП несут несколько видов ответственности - административную, гражданскую, уголовную. Для водителей и владельцев транспортных средств предусмотрены самые разные наказания - от небольших штрафов за причинение ущерба здоровью до длительной изоляции от общества при наличии тяжких последствий.

Виды ответственности

На законодательном уровне установлено 3 вида ответственности при ДТП с причинением вреда здоровью и жизни:

  • гражданская;
  • административная;
  • уголовная.

Гражданская ответственность заключается в возмещении вреда пострадавшим лицам и возлагается на владельцев транспортных средств. Она наступает при любых обстоятельствах, вне зависимости от того, виновен ли водитель в совершении ДТП или нет, в силу того, что автомобиль определен Гражданским кодексом, как источник повышенной опасности (ст. 1079 ГК РФ).

Административная и уголовная ответственность зависит от вида правонарушения (преступления), совершенного виновным лицом. Одновременно эти виды ответственности не применяются. Степень вины и вид наказания определяется с учетом последствий аварии.

Эти виды ответственности несут непосредственные участники ДТП, а также лица, отвечающие за обстоятельства, приведшие к совершению дорожного происшествия. Чаще всего за аварии с ранеными и погибшими отвечают водители транспортных средств.

Причинение тяжкого вреда здоровью при ДТП

Это одна из наиболее серьезных ситуаций. Тяжкий вред здоровью при аварии - причина для уголовного преследования виновника ДТП. Дело возбуждается на основании результатов . По степени тяжести вред подразделяется на:

  • легкий;
  • средний;
  • тяжкий.

Последняя степень - самая опасная для человека. Тяжкий вред - это высокая вероятность смерти во время аварии или спустя некоторое время после нее, утрата жизненно важных функций организма.


Квалифицирующими признаками тяжкого вреда, согласно п. 4 Правил определения степени тяжести вреда, причиненного здоровью человека, утверждённых Постановлением Правительства РФ от 17.08.2007 № 522, являются:

Для отнесения вреда здоровью к тяжкому достаточно наличия хотя бы одной из травм, угрожающих жизни человека или ведущей к опасному состоянию, в том числе:

  • кома;
  • шок 3-4 степени;
  • обильная потеря крови;
  • сердечная, почечная, дыхательная недостаточность;
  • проникающая в череп рана головы или внутричерепная рана;
  • повреждения шейного отдела;
  • перелом позвоночника;
  • открытые и закрытые повреждения грудной клетки;
  • множественные переломы ребер;
  • проникновения в брюшную полость;
  • потеря зрения, речи, слуха;
  • утрата какого-либо органа и др.

Полный список медицинских критериев тяжкого вреда содержится в п. 6 Приложения Приказу Минздравсоцразвития от 24.04.2008 № 194н.

Что грозит водителю за ДТП с тяжкими телесными повреждениями

За такое правонарушение может грозить до 15 лет. Наказание за причинение тяжкого вреда при ДТП установлено УК РФ.

Вид санкции определяется судом индивидуально и зависит:

  • от состояния водителя в момент аварии;
  • оценки тяжести причиненного вреда;
  • наличия смягчающих или отягчающих вину обстоятельств.

Меры ответственности за тяжкий вред здоровью по неосторожности (ст. 264 УК РФ) представлены в таблице. Выбор конкретного наказания производится судьей.

Виды санкций
Ограничение свободы Принудительные работы Арест Лишение свободы
ч. 1 ст. 264 УК РФ: Нарушение водителем ПДД или правил эксплуатации ТС, повлекшее причинение тяжкого вреда
до 3 лет до 6 месяцев до 2 лет + лишение права занимать опр. должности или заниматься опр. деятельностью до 3 лет или без такового
ч. 2 ст. 264 УК РФ: Деяние, предусмотренное ч. 1, совершенное в состоянии опьянения или сопряжёное с оставлением места ДТП
от 3 до 7 лет + лишение права занимать опр. должности или заниматься опр. деятельностью до 3 лет
ч. 3 ст. 264 УК РФ: Деяние, предусмотренное ч. 1, повлекшее смерть человека
до 4 лет + лишение права занимать опр. должности или заниматься опр. деятельностью до 3 лет до 5 лет + лишение права занимать опр. должности или заниматься опр. деятельностью до 3 лет
ч. 4 ст. 264 УК РФ: Деяние, предусмотренное ч. 1, совершенное в состоянии опьянения или или сопряжёное с оставлением места ДТП и повлекшее смерть человека
от 5 до 12 лет + лишение права занимать опр. должности или заниматься опр. деятельностью до 3 лет
ч. 5 ст. 264 УК РФ: Деяние, предусмотренное ч. 1, повлекшее смерть 2-х или более лиц
до 5 лет + лишение права занимать опр. должности или заниматься опр. деятельностью до 3 лет до 7 лет + лишение права занимать опр. должности или заниматься опр. деятельностью до 3 лет
ч. 6 ст. 264 УК РФ: Деяние, предусмотренное ч. 1, совершенное в состоянии опьянения или сопряжёное с оставлением места ДТП и повлекшее смерть 2-х или более лиц
от 8 до 15 лет + лишение права занимать опр. должности или заниматься опр. деятельностью до 3 лет

Наличие умысла усугубляет положение виновника. Умышленное дорожно-транспортное происшествие, повлекшее тяжкие повреждения здоровью, рассматривается по 111 статье УК. Максимальное наказание по данной статье - 15 лет лишения свободы с ограничением свободы до двух лет либо без такового.

Судебная практика показывает, что при вынесении решения с определением наказания для виновника большое влияние оказывает позиция обвиняемого. Искреннее раскаяние и добровольное возмещение вреда потерпевшему, отсутствие претензий со стороны пострадавших лиц дают возможность изменить меру ответственности на более щадящую и смягчить наказание.

Пример из судебной практики

Водитель К. при управлении транспортным средством нарушил Правила дорожного движения, что привело к аварии, в результате которой погиб гражданин Ф. В судебном заседании нарушитель вину не признал. По ч. 3 ст. 264 УК РФ суд приговорил водителя транспортного средства, нарушившего ПДД, к 1 году 6 месяцам лишения свободы с отбыванием наказания в колонии-поселении с лишением права заниматься деятельностью по управлению транспортными средствами на 2 года.

Гражданин К. подал апелляционную жалобу в вышестоящий суд. В ходе заседания он отказался от части своих возражений и полностью признал себя виновным в ДТП. Апелляционный суд удовлетворил жалобу обвиняемого частично, учтя признание вины, возмещение морального вреда, отсутствие судимостей и положительные характеристики. Лишение свободы назначено условно с установлением испытательного срока.

Причинение легкого вреда здоровью


Медицинские критерии легкого вреда - кратковременное расстройство здоровья (до 3 недель) и незначительная стойкая утрата трудоспособности (меньше 10%). Под расстройством здоровья понимается временное нарушение функций органов и систем человека.

Не все травмы считаются легким вредом здоровью. Поверхностные повреждения кожи - синяки, ссадины, ушибы, если они не приводят к утрате трудоспособности и расстройству здоровья, не расцениваются, как причинение вреда.

В связи с тем, что оценить на месте телесные повреждения врачи скорой помощи и сотрудники дорожной инспекции не могут, поначалу к авариям легкой степени тяжести автоматически относят все дорожно-транспортные происшествия с пострадавшими людьми. После этого по факту обращения пострадавшего в медицинское учреждение врачи оценивают степень нанесенного вреда.

Что будет за легкий ущерб при ДТП в 2020 году

Наказание за причинение легкого вреда здоровью после ДТП назначается по статье 12.24 КоАП РФ. Степень вины участников устанавливается в результате административного расследования.

Минимальные санкции - административный штраф от 2500 до 5000 рублей. Его могут наложить должностные лица дорожной инспекции - начальник ГИБДД, его заместитель, командир полка ДПС и его зам. (ст. 23.3 КоАП РФ). В судебном порядке водитель может быть лишен прав на срок от 1 года до 1,5 лет.

Уголовная ответственность может наступить при наличии умысла причинить легкий вред (ч. 1 ст. 115 УК РФ). Возможные санкции:

  • штраф до 40 тыс. руб. или в размере заработка осужденного за период до 3 месяцев;
  • обязательные работы до 480 часов;
  • исправительные работы до 1-го года;
  • арест до 4 месяцев.

При наличии отягчающих обстоятельств (совершение преступления из хулиганских побуждений, в составе организованной группы, с применением оружия и др.) максимальное наказание - лишение свободы до 2 лет. Однако в силу сложности получения доказательств виновности по указанной статье она применяется очень редко.

Средняя тяжесть вреда здоровью

В подобном случае наказание может ограничиться штрафом или оказаться более суровым - виновника приговорят к лишению свободы. Все зависит от обстоятельств. Причинение травм средней тяжести - это неопасная для жизни утрата здоровья и трудоспособности, сроки реабилитации по которой превышают 3 недели. Характеризуется следующими медицинскими критериями (п. 7 Приказа Минздравсоцразвития 194н):

  1. Временное нарушение функций органов и (или) систем (временная нетрудоспособность) продолжительностью свыше трех недель (более 21 дня)…
  2. Значительная стойкая утрата общей трудоспособности менее чем на одну треть — стойкая утрата общей трудоспособности от 10 до 30 процентов включительно.

Определить повреждения средней тяжести можно только после проведения судмедэкспертизы, которая зачастую возможна только после прохождения курса лечения.

Наказание за повреждения средней тяжести

При нанесении травм такого характера дальнейшая судьба виновного во многом зависит, были ли при ДТП отягчающие обстоятельства. За средний вред здоровью водитель отвечает по той же 12.24 статье КоАП, варианты следующие:

  1. Административный штраф от 10 тыс. до 25 тыс. руб.
  2. Лишение водительских прав на срок от 1,5 до 2 лет.

За умышленное причинение вреда наступает уголовная ответственность. Наказание при средней тяжести при ДТП установлено по статье 112 УК РФ. Оно назначается судом в одном из следующих вариантов:

  • ограничение свободы до 3 лет;
  • принудительные работы до 3 лет;
  • арест до полугода;
  • лишение свободы до 3 лет.

При наличии отягчающих обстоятельств максимальные сроки наказания возрастают. Обвиняемый может лишиться свободы на срок до 5 лет.

Как определить степень тяжести

Оценочные мероприятия могут проводиться только ограниченным кругом лиц. Установлением степени тяжести вреда здоровью при ДТП занимаются медицинские учреждения или индивидуальные предприниматели, имеющие лицензию, включающую работы на проведение судебно-медицинской экспертизы.

Степень тяжести вреда, причиненного здоровью человека, определяется по Правилам, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 17.08.2007 № 522. Медицинские критерии, которыми руководствуются эксперты при вынесении решения, утверждены Приказом Минздравсоцразвития от 24.04.2008 № 194н.

Приложение к Медицинским критериям - Таблица процентов стойкой утраты общей трудоспособности в результате различных травм, отравлений и прочих вероятных последствий, спровоцированных ДТП.


Приведём примеры степеней тяжести вреда, нанесённого здоровью..

Квалификация степени тяжести вреда здоровью Как определить
Тяжкий

  • Потеря зрения.

  • Потеря слуха.

  • Потеря речи.

  • Потеря органа или стойкое нарушение его работы.

  • Общие тяжелые патологические состояния.

  • Утрата способности к деторождению.

  • Обезображивание лица.

  • Утрата трудоспособности больше чем на 30%.

Средней тяжести

  • Продолжительное (более 21 дня) расстройство здоровья.

  • Утрата трудоспособности не более, чем на 30%.

Легкий Непродолжительное расстройство здоровья (менее 21 дня). Утрата трудоспособности меньше 10%

Этапы проведения судебно-медицинской экспертизы.



Понравилась статья? Поделиться с друзьями: