Индивидуальное преступное поведение. Криминальное поведение: виды, формы, ситуации и причины Что является причиной преступного поведения участников опф

Анализ причин и условий конкретного преступления, индивидуального преступного поведения подчинен непосредственно практическим задачам предупреждения и выявления преступности. Причины и условия конкретного преступления, индивидуальные обстоятельства его совершения могут быть нетипичными. При этом в индивидуальных случаях всегда пробудет нечто общее, по϶ᴛᴏму научно-практическое изучение причин и условий преступности базируется на обобщении данных, полученных из различных источников.

Социально-психологические явления – взгляды, традиции, привычки – часто называют субъективными детерминантами преступности, а все то, что находится вне индивида и влияет на его психологию, – объективными ее детерминантами. Это криминологическая классификация. Деление причин и условий преступности на объективные и субъективные имеет и иную, философскую, интерпретацию.

С ϶ᴛᴏй позиции субъективными причинами и условиями преступности считаются те ее детерминанты, кᴏᴛᴏᴩые зависят от деятельности людей, будуттрадиционно результатом недостатков ϶ᴛᴏй деятельности.
Объективные детерминанты преступности связаны с внешними по отношению к индивиду условиями и ситуациями, способствующими, облегчающими или даже провоцирующими проявление антисоциальных взглядов и побуждений в конкретном преступном посягательстве (плохая охрана оружия и техники, злоупотребление алкоголем и пр.)

Мотивации преступного поведения. Предпосылкой поведения человека, источником его деятельности будет потребность. Нуждаясь в определенных условиях, человек стремится к устранению появившегося дефицита. Возникающая потребность вызывает мотивационное возбуждение ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙующих нервных центров и побуждает организм к определенному виду деятельности. Материал опубликован на http://сайт
При ϶ᴛᴏм оживляются все необходимые механизмы памяти, обрабатываются данные о наличии внешних условий, и на базе ϶ᴛᴏго формируется целенаправленное действие. Исходя из всего выше сказанного, мы приходим к выводу, что актуализированная потребность вызывает определенное нейрофизиологическое состояние – мотивацию.

Мотивация – ϶ᴛᴏ обусловленное потребностью возбуждение определенных нервных структур (функциональных систем), вызывающих направленную активность организма.

От мотивационного состояния зависит допуск в кору головного мозга тех или иных сенсорных возбуждений, их усиление или ослабление. Эффективность внешнего стимула обусловлена не только его объективными качествами, но и мотивационным состоянием организма (утолив голод, организм не станет реагировать даже на самую вкусную пищу)

Обусловленные потребностью мотивационные состояния характеризуются тем, что мозг при ϶ᴛᴏм моделирует параметры объектов, кᴏᴛᴏᴩые необходимы для удовлетворения потребности, и схемы деятельности по овладению требуемым объектом. Эти схемы, или программы, поведения могут быть либо врожденными, инстинктивными, либо основанными на индивидуальном опыте, либо заново созданными из элементов опыта.

Осуществление деятельности контролируется путем сравнения достигнутых промежуточных и итоговых результатов с тем, что было заранее запрограммировано. Удовлетворение потребности снимает мотивационное напряжение и, вызывая положительную эмоцию, «утверждает» данный вид деятельности, включая его в фонд полезных действий. Неудовлетворение потребности вызывает отрицательную эмоцию, усиление мотивационного напряжения и вместе с данным поисковой деятельности. Материал опубликован на http://сайт
Исходя из всего выше сказанного, мы приходим к выводу, что мотивация – ϶ᴛᴏ индивидуализированный механизм соотнесения внешних и внутренних факторов, определяющий способы поведения данного индивида.

В человеческой жизнедеятельности сама внешняя обстановка может актуализировать различные потребности. Так, в преступно-опасной ситуации один человек руководствуется только органической потребностью самосохранения, у другого доминирует потребность выполнения гражданского долга, у третьего – потребность проявить удаль в схватке, отличиться и т. д. Все формы и способы сознательного поведения человека определяются его отношениями к различным сторонам действительности. Материал опубликован на http://сайт

Виды мотивационных состояний. К мотивационным состояниям человека ᴏᴛʜᴏϲᴙтся установки, интересы, желания, стремления и влечения.

Установка - ϶ᴛᴏ стереотипная готовность действовать в ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙующей ситуации определенным образом, возникающая на базе прошлого опыта. Установки будут неосознанной основой поведенческих актов, в кᴏᴛᴏᴩых не осознается ни цель действия, ни потребность, ради кᴏᴛᴏᴩой оно совершается. Различаются следующие виды установок.

1. Ситуативно-двигательная (моторная) установка (например, готовность шейного отдела позвоночника к движению головы)

2. Сенсорно-перцептивная установка (ожидание звонка, выделение значимого сигнала из общего звукового фона)

3. Социально-перцептивная установка – стереотипы восприятия социально значимых объектов (например, наличие татуировок интерпретируется как признак криминализованной личности)

4. Когнитивно-познавательная установка (например, предубеждение следователя в отношении виновности подозреваемого ведет к доминированию в его сознании обвинительных доказательств, оправдательные доказательства отступают на второй план)

Мотивационное состояние человека будет психическим отражением условий, необходимых для жизнедеятельности человека как организма, индивида и личности. Это отражение необходимых условий осуществляется в виде интересов, желаний, стремлений и влечений.

Интерес - избирательное отношение к предметам и явлениям в результате понимания их значения и эмоционального переживания значимых ситуаций. Интересы человека определяются системой его потребностей, но связь интересов с потребностями не будет прямолинейной, а иногда она и не осознается вовсе.

В ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙии с потребностями интересы подразделяются по следующим основаниям:

  • по содержанию (материальные и духовные);
  • по широте (ограниченные и разносторонние);
  • по устойчивости (кратковременные и устойчивые)

Различаются также непосредственные и косвенные интересы (так, например, проявленный продавцом к покупателю интерес будет интересом косвенным, тогда как прямым его интересом будет продажа товара)

Интересы могут быть положительными и отрицательными. Стоит заметить, что они не только стимулируют человека к деятельности, но и сами формируются в ней. С интересами человека тесно связаны его желания.

Желание – ϶ᴛᴏ мотивационное состояние, при кᴏᴛᴏᴩом потребности соотнесены с конкретным предметом их удовлетворения. В случае если потребность не может быть удовлетворена в данной ситуации, но ситуация удовлетворения может быть создана, то направленность сознания на создание такой ситуации называется стремлением . Стремление с отчетливым представлением необходимых средств и способов действия будет намерением .

Разновидностью стремления будет страсть – стойкое эмоциональное стремление к определенному объекту, потребность в кᴏᴛᴏᴩом доминирует над всеми остальными потребностями и придает ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙующую направленность всей деятельности человека.

Преобладающие стремления человека к определенным видам деятельности будут его склонностями , а при навязчивом тяготении к определенной группе объектов – влечениями .

Как таковых преступных мотивов не бывает. Человек несет ответственность за общественно опасное противоправное деяние, а не за смысл данного действия для данной личности. Исходя из всего выше сказанного, мы приходим к выводу, что мотивация преступного поведения в целом не отличается от мотивации поведения вообще. И в том и в другом случае действуют те же установки, интересы, желания, стремления и влечения. Единственное отличие заключается в реализации мотивов.

С позиции нравственно-психологической ϲʙᴏбода воли преступника определяется степенью отклонения социальных установок личности от положительных стереотипов. Чем более лицо заражено антиобщественными взглядами и привычками, тем выше его способность избрать общественно опасный вариант поведения и тем выше ϲʙᴏбода его «преступной» воли. Так, авторы одного из учебников по уголовному праву рекомендуют суду выяснять степень нравственной испорченности субъекта для установления того, явилось ли рассматриваемое преступление логическим завершением антиобщественной ориентации личности, либо оказалось случайным явлением на его жизненном пути.

Нравственный и психологический моменты ϲʙᴏбоды воли характеризуют единое ϲʙᴏйство личности преступника, по϶ᴛᴏму и оценка конкретной степени ϲʙᴏбоды воли зависит от одновременного учета ее формальной и содержательной сторон. Так, наличие большого преступного опыта у лица позволяет сделать вывод не только о его нравственной испорченности, но и о возросшей способности действовать со знанием «преступного дела».

Сильная или слабая воля может относиться как к морально воспитанному, так и к аморальному лицу. По϶ᴛᴏму субъект с «безнравственной», но сильной волей в случае совершения преступления действует при прочих равных условиях «ϲʙᴏбоднее», чем слабовольный субъект. Исходя из всего выше сказанного, мы приходим к выводу, что степень произвола, ϲʙᴏбоды воли преступника в совершенном деянии тем выше, чем выше его способность действовать со знанием «преступного дела», руководить ϲʙᴏими действиями, и тем более морально испорченным он будет.

В заключение крайне важно отметить, что лица, совершившие преступление, не обладают подлинной внутренней ϲʙᴏбодой (так называемой ϲʙᴏбодой воли)

Конкретное преступное поведение – является результатом взаимодействия антиобщественных свойств личности и ситуацией совершения преступления.

Причина конкретного преступления – взаимодействие негативных нравственных психологических свойств личности, сложившихся под влиянием неблагоприятных условий нравственного формирования индивида с внешними объективными обстоятельствами (в конкретных ситуациях), порождающими намерения и решимость совершить данное преступление либо способствующими этому.

2 уровня взаимодействия между личностью и внешними обстоятельствами:

1) Наличие у индивида негативных нравственно-психологических свойств и качеств, приобретенных под влиянием неблагоприятных условий нравственного формирования.

2) Наличие конкретных ситуаций в виде совокупности некоторых внешних объективных обстоятельств

Ситуация совершения преступления играет роль условия индивидуального преступного поведения и состоит из 2-х групп обстоятельств:

1 группа – жизненные обстоятельства, которые играют роль условий, формирующих причину преступного поведения (антиобщественные свойства личности). К данной группе относят причины преступности в целом, которые негативно влияют на социализацию личности.

2 группа – те обстоятельства, которые облегчают проявление причины индивидуального преступного поведения. Это объективные жизненные обстоятельства, непосредственно влияющие на поведение личности в данный момент и сливающие в конкретную ситуацию.

Влияние конкретных жизненных ситуаций на преступное поведение:

1. Она объективно ставит личность перед необходимостью выбора, определенного варианта поведения (правомерного-неправомерного). Обуславливает содержание и форму избранного варианта поведения, раскрывает степень (уровень) готовности человека действовать определенным образом.

Условие – явление, кот. формирует причину или создает ее возможность действия.

Ситуация: ночь. Подворотня. Нападение группой.

Причина – внутренние установки

Условие – безлюдность, темная подворотня, явное преимущество

Повод – отказ дать закурить

Вопрос № 3. Понятие ситуации совершения преступления. Разновидность таких ситуаций.

Криминогенная ситуация - совокупность обстоятельств, в которых оказывается человек перед совершением преступления, воздействующих на его сознание, чувства и волю и в соответствии с нравственными качествами данного лица непосредственно обуславливающих его намерение и решимость совершить уголовно-наказуемые (умышленные\неосторожные) деяния.

Классификация ситуаций:

по источникам возникновения:

· Заранее создаваемые самим преступником

· Создаваемые им же, но не преднамеренно (пример - путем приведения себя в состояние опьянения)

· Возникшее в результате аморальных и правонарушающих действий других лиц

· Создаваемые потерпевшими от преступлений

· Вызванные стихийными силами природы

· Возникшие по стечению случайных обстоятельств

По времени возникновения:

· Кратковременные (возникающие в момент совершения преступления)

· Длительные (возникают задолго до преступлений)

По пространственной распространенности:

· Общие - Распространяющиеся на обширную территорию

· Локальные - концентрирующиеся на ограниченной территории

· Проблемные

· Конфликтные

· Экстремальные

По характеру воздействия на виновного:

· Провоцирующие

· Сопутствующие

· Соблазняющие

· Разрезающие

· Затрудняющие

По уровню действия:

· Затрагивающие только данное лицо

· Касающиеся многих лиц

Вопрос № 4.Мотивация преступного поведения.

Родоначальник теории человеческой мотивации - англо-американский ученый Вильям-Мак-Даугол, Первый систематизировал систему человеческих потребностей, являющейся той силой, которая побуждает человека к активной деятельности. Эти внутренние силы он называл «склонностями», «влечениями», «желаниями». Первым кто назвал эти внутренние побуждения потребностями был американский психолог Генри Мюррей.

Большой вклад в анализ и иерархию потребностей внес Абрахам Маслоу, считая, что потребности – являются основой мотивации человеческого поведения, он все потребности делит на 5 видов, которые в своей совокупности образуют своеобразную иерархию.


1.физиологические потребности – поддержание жизни человека. Удовлетворение потребности в пище, еде, кислороде, физиологической активности – являются решающим в понимании поведения человека.

2.потребности безопасности и защиты – потребности в стабильности жизни, законе и порядке. Эти потребности отражают заинтересованность человека в долговременном выживании.

3.потребности любви, групповой солидарности – групповая принадлежность – является доминирующей в поведении человека.

4.потребности в уважении со стороны других – это уважение проявляется в таких понятиях как престиж, признание, репутация, статус, оценка.

5.потребности в само актуализации или потребности личного самосовершенствования – выражают желание человека стать всем, чем он способен стать, стремление полностью реализовать свои потенциальные возможности.

Маслоу считал, что жизнь человека определяется тем, что люди постоянно к чему то стремятся, чего-то хотят. Он формулировал своеобразный закон: если одна потребность удовлетворена (низшая), то на поверхность выходит другая. Высшая потребность – это потребность в само актуализации.

Мотивационный процесс представляет собой блок побудительных сил, имеющий разный уровень различных функций. Этот блок в совокупности своих элементов является тем как бы объединяющим внутренним импульсом, который побуждает человека на целеустремленные действия и конкретные поступки.

Модель преступной мотивации состоит из следующих компонентов:

1.потребности – это первичная побудительная сила, 1 уровень мотивации, основа, база формирования определенной направленности поведения человека, побуждаемой к какой либо врожденной или социально-сформированной нуждой (Биологические, социальные, материальные, духовные)

2.интересы – это непосредственное выражение потребностей. Они связаны с конкретными целями и направлены на конкретные предметы, объекты. Интерес возникает на почве осознания своей потребности и выражается в виде предметных устремлений и конкретных запросов.

3.социальные ценности жизненной ориентации - это те объекты социальной жизни реальной действительности, которые являются наиболее престижными, привлекательными. Ценностные ориентации выявляются в целях, идеалах, убеждениях, интересах и других проявлениях личности и формируется, структуируются при усвоении человеком социального опыта. В процессе социализации, формирования личности у каждого вырабатываются свои собственные ориентации на основные стороны жизни человека (труд, учеба, досуг), вырабатываются к смыслу и целям в жизни, к нравственным нормам, к социальному статусу, к материальным и духовным ценностям.

Ценности имеют свою иерархию: материальные, социальные, нравственные – они активизируют внутренний потенциал человека, который стремиться к тому, что представляет для него ценность.

4.цель – как элемент мотивации – цель это лишь тот результат, к которому стремится преступник.

2 т.з. - Цель выполняет результативную и мотивационные функции. Цель как мысленный предмет желаний и устремлений преступника обладает мотивационным побудительным свойством. Цель выступает как образ своего желания и устремления, на который индивид направляет свои силы, волю, для достижения конкретного результата.

Вопрос № 5.Механизм преступного поведения (генезис преступлений)

Потребности

2.чувство - Желание должно быть конкретизировано.

3.установка – самое тайное чувство

4.мотивировка – оправдывает, например изнасиловал – сама хотела.

Выбор цели

6.планироввание –

*тригерная точка, точка баланса. Можно сделать поворот назад.

7.реализация плана -

8.посткриминогенное поведение (осознание того, что совершилось, сокрытие следов, участия либо раскаяния)…… опять возникают желания в потребностях (явка с повинной-безопасность своя-скрываемость)

Это Сложный комплекс взаимодействия внешних и внутренних факторов, обуславливающий возникновение и развитие преступного деяния.

1. Причины и условия конкретного преступления.

2. Механизм индивидуального преступного поведения.

3. Мотивация преступления.

Конкретное преступное поведение является результатом взаимодействия антиобщественных свойств личности и ситуации совершения преступления. Антиобщественные свойства личности, прежде всего криминогенная мотивация, являются причиной преступного поведения, так как именно мотивация является основным источником криминальной активности личности. Ситуация совершения преступления играет роль условия индивидуального преступного поведения и состоит из двух групп обстоятельств. В первую группу войдут жизненные обстоятельства, которые играют роль условий, формирующих причину преступного поведения, – антиобщественные свойства личности. К ним относятся причины преступности в целом, которые, трансформируясь через образ жизни макро- и микрогрупп, негативно влияют на социализацию личности. Вторую группу составят те обстоятельства, которые облегчают проявление причины индивидуального преступного поведения. Это – объективные жизненные обстоятельства, непосредственно влияющие на поведение личности в данный момент и сливающиеся в конкретную ситуацию.

Влияние конкретной жизненной ситуации на преступное поведение состоит в следующем:

Она объективно ставит личности перед необходимостью выбора определенного варианта поведения (правомерного или преступного);

Обусловливает содержание и форму избранного варианта поведения, раскрывает степень (уровень) готовности человека действовать определенным образом.

Вполне очевидно, что такое воздействие на личность может оказать не просто жизненная ситуация, а ситуация, предполагающая проявление личностной активности в поисках выбора возможных вариантов поведения, т.е. проблемная жизненная ситуация.

Особо острой проблемной ситуацией является конфликтная ситуация, при которой между отдельными людьми или группами людей существуют серьезные разногласия. Конфликтная ситуация может перерасти в конфликт, при котором происходит инцидент, т.е. столкновение участников конфликта. Однако не всегда конфликт приводит к совершению преступления, поскольку конфликт может выполнять как конструктивную, так и деструктивную функцию. В первом случае исчезает конфликтная ситуация (например, супруги из-за личных неприязненных отношений разводятся и разменивают жилье), во втором случае конфликтная ситуация обостряется (например, муж избивает жену) или разрешается разрушающим, общественно опасным способом (например, муж убивает жену).

Разновидностью проблемной ситуации является фронтальная ситуация, при которой существенное влияние на поведение личности в конкретный момент оказывает малая группа. Принадлежность субъекта к определенной социальной группе или желание принадлежать к такой группе (в данном случае группа именуется референтной) требуют от него определенных стандартов поведения, принятых этой группой, следование одобряемым в данном сообществе групповым нормам, особенно в нестандартных ситуациях.

Многочисленные исследования показывают, что наиболее часто фронтальная ситуация имеет место при совершении преступлений несовершеннолетними, лицами, страдающими психическими отклонениями, а также лицами, отбывающими наказание в местах лишения свободы.

Так, применительно к несовершеннолетним, данное обстоятельство связано с общими условиями социализации, в частности, повышенной потребностью подростков в неформальной среде сверстников, мнение которых для каждого подростка чрезвычайно важно. Не случайно большую часть преступлений подростки совершают либо в составе групп, либо под сильным воздействием неформального окружения сверстников.

Применительно к лицам, находящимся в сметах лишения свободы, можно говорить о часто встречающейся фронтальной ситуации, обусловленной существованием в микросреде осужденных жесткой стратификации, системы неформальных норм и криминальной субкультуры.

В частности, существующие в местах лишения свободы социальные нормы не поощряют обращение осужденных за помощью к администрации исправительного учреждения для разрешения возникших между осужденными конфликтов. Так, осужденные, которым грозит расправа за неуплату карточного долга, не обращаются за помощью к администрации, а прибегают к захвату заложников с единственным требованием к власти – перевести их в другое исправительное учреждение.

По времени существования различают следующие конкретные жизненные ситуации:

1) быстротечные (например, неожиданная ссора);

2) продолжительные, которые характеризуются определенной растянутостью во времени (например, конфликт на почве супружеской измены);

3) длящиеся, которые не просто растянуты во времени, а переходят в элемент образа жизни личности (например, длительные семейные ссоры).

С точки зрения объективного наличия или отсутствия криминогенных жизненных обстоятельств выделяют криминогенные и некриминогенные проблемные ситуации. Криминогенные ситуации объективно способствуют совершению преступления, включают в себя провоцирующие моменты (например, конфликтное поведение потерпевшего). Некриминогенные ситуации включают в себя обстоятельства, которые либо нейтральны к совершенному преступлению, либо препятствуют, либо исключают его совершение. Проблемная ситуация существует лишь в сознании личности преступника.

По источнику формирования выделяют криминогенные ситуации:

1) связанные с личностью субъекта и его деятельностью (например, преступления совершаются на почве конфликта, порожденного систематическим пьянством преступника);

2) складывающиеся независимо от субъекта (например, провоцирующее поведение потерпевшего);

3) смешанного характера, которые возникают в результате действий как лица, совершившего преступление, так и других обстоятельств, от виновного независящих (например, быстрая езда в гололед).

Каждая из этих ситуаций характеризуется различной интенсивностью воздействия на личность, следовательно, нейтрализация этих ситуаций должна осуществляться различными способами.

Взаимосвязь свойств личности и конкретной жизненной ситуации, детерминирующей преступление, представляет собой механизм преступного поведения. Основные элементы этого механизма – психические процессы и состояния, а также факторы внешней среды, т.е. причины и условия конкретного поведения – рассматриваются уже не в статике, а в динамике. Изучение механизма преступного поведения позволяет увидеть «пружины» детерминации преступления, установить способы взаимодействия причин и условий конкретного преступления.

Основными звеньями механизма преступного поведения являются:

а) мотивация;

б) планирование;

в) исполнение.

Первое звено характеризуется рождением мотивов преступного поведения, т.е. внутренних побуждений, вызывающих решимость совершить преступление, руководящих его совершением под воздействием конкретной жизненной ситуации.

Мотивы на этом этапе выполняют две функции:

Отражательную, т.е. актуализируют потребности личности, возбуждают ее физическую или психическую энергию;

Побудительно-регулятивную, т.е. формируют решение совершить преступление, порождают волю преступника, определяют содержание сформировавшихся воли и решения.

Второе звено характеризуется принятием решения (т.е. выбором варианта поведения) и планированием поведения (т.е. выбором варианта совершения преступления).

Это звено может быть деформировано следующими обстоятельствами, способствующими совершению преступления:

Неверной оценкой виновным фактических обстоятельств;

Недостаточным учетом нормативных требований (недостаточным знанием правовых требований, негативным или небрежным отношением к правовым нормам, разрешением противоречий между правовыми нормами и нормами микросреды, между правовыми нормами и реалиями жизни в пользу соответственно норм микросреды и конкретных жизненных обстоятельств);

Искаженными ценностными ориентациями личности, противоречащими правовым нормам;

Дефектами самоконтроля.

Высокий уровень самоконтроля может удержать лицо от совершения преступления даже при существенных деформациях в предшествующих звеньях механизма преступного поведения. Система внутреннего самоконтроля связана прежде всего с эмоционально-волевой сферой личности, на которую могут прежде всего повлиять:

Острое эмоциональное состояние (например, физиологический аффект);

Состояние опьянения;

Сильная усталость;

Болезнь;

Плохое настроение;

Психические отклонения, не исключающие вменяемость.

Третье звено характеризуется непосредственным совершением преступления, которое охватывает как преступное деяние, так и его последствие. Криминолога на этом этапе интересуют прежде всего изменения, происходящие в конкретной ситуации, в которой действует преступник. Эти изменения могут следующим образом сказаться на поведении лица, совершившего преступление:

Лицо может прервать преступную деятельность окончательно или применительно к конкретному преступлению;

Виновный может изменить способ совершения преступления (например, хищение, начатое как кража, может под влиянием изменившейся жизненной ситуации перерасти в грабеж или даже в разбой);

Лицо может совершить новое преступление;

Виновный может укрепиться в своих антиобщественных установках, углубить их, перейти от плана совершить одно преступление к плану совершать преступления периодически.

Итак, криминогенная мотивация личности являются причиной преступления, конкретная жизненная ситуация – его условием. Динамичное взаимодействие этих причин и условий создает механизм индивидуального преступного поведения.

Первое звено механизма преступного поведения охватывает формирование мотивов преступления. Под мотивом обычно понимается внутреннее побуждение к тому или иному поступку. Его часто рассматривают как непосредственную причину преступления. Изучение мотива отвечает на вопрос, почему человек поступает так или иначе.

Иногда говорят, что в жизни встречаются безмотивные поступки и преступления (например, убийство, причинение вреда здоровью, хулиганство и др.). Это ошибка. Никакое умышленное преступление не может быть совершено без того или иного мотива. В упомянутых случаях мотив преступления просто не был установлен. Нередко мотивы преступления скрываются или намеренно искажаются. Бывают и неосознаваемые самим преступником мотивы его поведения, которое он подчас не в состоянии объяснить.

Мотивы преступлений разнообразны. Есть множество различных классификаций преступных мотивов. Нам представляется наиболее удачной классификация В.В. Лунеева, который выделил следующие шесть групп мотивов: 1) политические; 2) корыстные; 3) насильственно-эгоистические; 4) анархистско-индивидуалистические; 5) легкомысленно-безответственные и 6) трусливо-малодушные.

Главную роль в формировании мотивов преступного поведения играют потребности субъекта. Потребности человека отражают его зависимость от внешнего мира, нужду в чем-либо. Классифицируя различные потребности, можно выделить шесть основных групп: 1) материальные потребности; 2) потребность в безопасности; 3) потребность в социальном общении (уважении, признании, одобрении); 4) сексуальные потребности; 5) потребность в знаниях; 6) мировоззренческие потребности.

Источником преступного поведения может быть не всякая потребность. В большинстве случаев источник мотивации преступного поведения – это потребности материальные, потребности в социальном общении (самоутверждение) и сексуальная потребность. Следует заметить, что каждый вид потребности может иметь разную степень интенсивности и разную направленность (жизненно необходимые потребности, без удовлетворения которых человек может погибнуть; потребности нормальной интенсивности, характерные для данного общества или его преобладающей части; гипертрофированные (завышенные) потребности, удовлетворение которых для всех граждан общество пока не обеспечивает; извращенные потребности, противоречащие интересам общества и развитию личности (алкоголь, наркотики и т. п.). Материальные потребности вызывают корыстную мотивацию поступков.

При экономическом расслоении общества, которое мы наблюдаем сейчас в нашей стране, значительная часть населения не в состоянии удовлетворить не только завышенные, но и нормальные потребности материального характера. По мнению специалистов, нужда сейчас является причиной 20-30% всех корыстных преступлений.

Однако корыстные мотивы порождаются и гипертрофированными (завышенными), и извращенными потребностями. Стремление к «большим деньгам», сверхдоходам ведет к крупным хищениям, финансовым махинациям, нарушению налогового, таможенного законодательства, а также к заказным убийствам. Пьянство, употребление наркотиков порождают не только агрессивную, но и корыстную мотивацию. Заметим, что в современной России спиртные напитки регулярно употребляют 80% трудоспособного населения, а каждая шестая семья имеет наркотические проблемы.

Потребности социального характера (самоутверждение, сохранение или повышение статуса престижа, превосходство над окружающими) ведут к формированию мотивов агрессивного характера (ненависть, обида, ревность, месть и др.). По данным ряда криминологов, среди порожденных этими потребностями мотивов поведения стремление к насилию над людьми встречается примерно в 40% случаев. Вместе с тем надо отметить, что в 15-17% случаев агрессивное поведение было вызвано тем, что законные интересы субъекта были ущемлены потерпевшими.

Переход страны к рыночным отношениям, глубокий и затянувшийся кризис во всех сферах жизни ведут к деформации потребностей личности, а следовательно, к росту числа конфликтов и агрессивных проявлений, увеличению насильственной преступности.

Еще одна категория причин появления того или иного мотива – это интерес. Он близок к потребности и отличается от нее только тем, что включает осознание как самой потребности, так и того пути, на котором ее можно удовлетворить. Например, извращенная потребность властвовать над людьми может породить карьеристские интересы на работе или интересы доминирования (лидерства) в семье, а то и насилия над близкими.

Наряду с потребностями человека и его интересами сильную мотивирующую роль играют влечения, эмоции и чувства. Известно, что многие преступления совершаются под воздействием острых эмоциональных состояний (душевных волнений, сильных переживаний). Это, например, страх, злоба, негодование, трусость, гнев и др. Нередки они и у психопатических личностей. Крайней степенью эмоционального напряжения может стать физиологический или патологический аффект.

Начальные звенья механизма преступного поведения, совершаемого под влиянием влечений и эмоций, свертываются, исчезают, и переход к действию следует подчас сразу же после появления образа желаемого объекта. Когда вместо того чтобы спокойно и разумно решить возникшую проблему, человек раздражается, негодует, впадает в гнев, это отрицательно сказывается и на нем, и на окружающих. От этого один шаг до оскорбления личности, хулиганского поступка или иного преступления. Не случайно влечения и эмоции порождают агрессивное поведение в бытовых ссорах и конфликтах более чем в половине всех случаев. Сочетание антиобщественной направленности личности, слабого развития интеллекта и эмоционального возбуждения приводит в подобных ситуациях к тому, что механизмы внутреннего контроля оказываются малодейственными.

Чтобы те или иные потребности, интересы, чувства, эмоции, влечения переросли в мотив преступления, субъект должен психологически преодолеть еще один внутренний «барьер» - систему так называемых ценностных ориентаций, которая включает и правосознание личности.

Под ценностями в социологии понимают предметы, явления и их свойства, которые нужны (необходимы, полезны) людям в качестве средства удовлетворения их потребностей и интересов, а также идеи и побуждения в качестве нормы, цели или идеала. При определении линии своего поведения человек опирается на систему собственных ценностных представлений (ориентации), в которой одни ценности располагаются выше других, им отдается предпочтение по сравнению с другими, а это в свою очередь влияет на мотивацию поступка, выбор целей и средств их достижения. Ценности при этом играют троякую роль.

Во-первых, они могут стимулировать складывающийся мотив поведения и укреплять антиобщественные намерения субъекта. Так, если материальные потребности возникли у лица, которому присуща корыстная ценностная ориентация, то можно предполагать с большой долей вероятности формирование у него корыстного мотива.

Во-вторых, ценностные ориентации в иных случаях тормозят антиобщественные проявления и блокируют формирование мотива преступления. В том же примере, если материальные потребности возникли у лица с другой, бескорыстной ориентацией, его действия будут направлены не на хищение, а, например, на законный заработок необходимых средств.

В-третьих, ценностные ориентации могут стать и самостоятельным источником мотива преступления. Искаженные идеологические представления, например национализм или религиозный фанатизм, могут породить террористические либо другие преступные мотивы и намерения.

В качестве составных элементов ценностных ориентации выступает нравственное и правовое сознание личности. Эти категории можно рассматривать как определенный инструмент социального (внешнего) и психологического (внутреннего) контроля, который препятствует возникновению мотивов преступного поведения.

У преступников оба эти элемента ослаблены и деформированы. Когда жизненная позиция человека характеризуется индивидуализмом, стремлением к личной корыстной выгоде или к авторитарному подавлению окружающих, трудно ожидать положительного отношения к нравственным и правовым нормам и принципам. Вот почему для лиц с антиобщественной ориентацией характерны проявления правового нигилизма, неприятия правовых требований и запретов, хотя они понимают их необходимость (и даже иногда признают на словах). У них устойчива привычка действовать под влиянием сиюминутных побуждений, не задумываясь о праве и о грозящем наказании.

Потребности, интересы, чувства, эмоции, влечения, ценностные ориентации – это внутренние компоненты личности, под действием которых формируется мотив преступления.

Этот комплекс представляется зависимостью причин от поведения преступника до общих причин преступления так как в итоге преступления совершаются конкретными представителя общества которые носят его устои и условия жизнедеятельности в реальном проявлении во всем своём многообразии. В самом общем виде причины преступления – это некая противоправна мотивация личности которая базируется на антиобщественной установке складывающаяся постепенно у лиц под влиянием неких условий всего их два: Первая причины формирующие потребности ценности...


Поделитесь работой в социальных сетях

Если эта работа Вам не подошла внизу страницы есть список похожих работ. Так же Вы можете воспользоваться кнопкой поиск


1) Понятие причин и условий индивидуального преступного поведения.

Одна из составных частей причинного комплекса преступлений – это условия и причины преступного поведения.

Этот комплекс представляется зависимостью причин от поведения преступника до общих причин преступления, так как в итоге, преступления совершаются конкретными представителя общества, которые носят его устои и условия жизнедеятельности в реальном проявлении во всем своём многообразии.

В самом общем виде, причины преступления – это некая противоправна мотивация личности, которая базируется на антиобщественной установке, складывающаяся постепенно у лиц, под влиянием неких условий, всего их два:

  • Первая (причины, формирующие потребности, ценности и интересы личности)
  • Вторая (причины, относящиеся к процессу совершения преступления непосредственно, они и порождают ситуацию криминогенного характера)

Таким образом, процесс совершения преступления это результат взаимодействующих между собой негативных условий, внешних обстоятельств, психологической и нравственной характеристики личности.

Проанализируем структуру преступного поведения, точнее цепочки причин, которые вследствие которых происходит противоправное деяние, нарушение закона.

Всему этому предшествует предвидение результат и постановка цели деяния.

Это возникает в сознании, базируясь на уже существующих элементах (на опыте, психологической характеристики личности, на взглядах и интересах).

При рассмотрении причинности совершенного преступления, важно рассмотреть результат взаимодействия внешней ситуации и самой личности.

Из этого следует, что взрослый человек, все значимые воздействия внешней среды пропускает через своё сознание и особенности личности, между средой и человеком есть многогранная и сложная следственно-причинная зависимость. 1

Особенность причинной связи заключается в образовании внутреннего содержания детерминации, выражая при этом её сущность.

Являясь одним из видов закономерной связи, в тоже время причинности свойственны уникальные черты, такие как непрерывность (временная и пространственная), необратимость, всеобщность и объективность. Причинная связь, по своей природе, генетична, так как вызывает за собой необратимое следствие.

Преступного поведения не существует, так же как его причины, если присутствуют лица с конкретной системой потребностей, установок и ценностных ориентаций, которые могут с подвигнуть его на совершение преступления, даже если такие люди находятся в среде, в которой поощряется нарушение норм закона, при этом, реализация намерений преступника невозможна.

Такие лица могут находиться под определённым контролем (например, в местах отбытия наказания, или данные объекты находятся под охраной. 2

2) Социально-психологический механизм совершения конкретного преступления.

При анализе причин совершенного преступления, в криминологии нельзя забывать о роли в поведении личности социально-психологического механизма.

Под данным механизмом следует понимать совокупность психологических и социальных предпосылок в поведении личности, которые в свою очередь обуславливают продуманность и последовательность в выборе вариантов действия, выбирая из представленных наиболее предпочтительный.

Главным звеном в причинной последовательности является внутренне побуждение, т.е. мотив. В качестве первооснов, в процессе формирования потребности, выступают потребности, а по мере осознания потребностей, они переходят в интересы, а интерес уже перерастает в стремление.

Стремления, интересы и потребности в совокупности представляют собой ядро мотива, получая при этом некую эмоциональную окраску в форме раздражения, огорчения или радости (чувственные проявления).

Одним из главнейших элементов механизма выступает воля, под которой понимается регулирование человеком своих действий, в сознательном состоянии, которые требует преодоления внешних и внутренних препятствий.

Причинная цепочка заканчивается понятием реализации и принятия поведенческого решения, направленного на совершение преступления (противоправного деяния).

Стоит обратить внимание на то, что каждое из звеньев цепочки представляют собой некие возможности профилактического характера. 3

Прежде всего, это касается надлежащего нравственного формирования личности, выработка интересов и потребностей, оправданных социально, а так же оказание воздействия на определённое лицо, для целей формирования у него знаний по регулированию своих действий в полезном для социума направлении, и стараться согласовать свои интересы и интересы общественности.

Ситуация криминогенного характера, которая не является конкретной причиной совершения правонарушения, занимает в свою очередь место между преступлением, средой и личностью преступника. Предшествую преступлению. Преступление не совершается, если для его осуществления не существует подходящих условий.

Помимо постановки цели и определения мотивации, в поведение человека входит эмоциональная сфера, творчество и воля.

Для индивидуализации специфики реакции и поведения, важное значение отдаётся особенностям биологии человека — процессам, связанным с проявлением элементарных реакций и поведения. 4

3) Понятие ситуации совершения преступления. Криминогенные ситуации и их разновидности.

Преступность – это правовое и социальное явление, изучаемое разными науками, каждая из которых изучает отдельные стороны. Но только криминология способная охватить преступность как проблему целиком.

Криминология изучает преступность с точки зрения негативного явления, существующего в обществе, которое непосредственно связанно с другими явлениями со своими закономерностями, которые требуют специфических методов и форм борьбы.

Поэтому понятие преступности является исходным для криминологии положением.

Будучи основным элементом криминологии, термин преступности определял границы и объем научного поиска в сложном криминологическом комплексе много образных явлений и процессов социальной жизни.

Преступность — понятие собирательное, представляющее собой явление, которое включает в себя совокупность актов поведения (индивидуального) преступника.

Для преступника свойственно преодоление индивидуальных черт и наличие общих для всех преступных деяний признаков, совокупность которых и определяет ее понятие.

Преступность в криминологии – это изменчивое (исторически) системное и массовое явление, которое проявляется как совокупность опасных и наказуемых деяний в обществе, а так же лиц, совершивших правонарушения, на конкретной территории и на конкретный момент времени.

Совокупность представляет собой структурно-системное образование, с наличием многообразных взаимосвязей преступников и преступлений, а так же видов преступлений и самой преступности. 5

Ситуация – это то, что влияет на поведение человека в конкретный момент времени, это некий комплекс обстоятельств, которые могут как препятствовать, так и способствовать совершению преступления, либо быть нейтральными.

Роль ситуации определенно зависит от группы факторов, определяющих «лицо» превалирующих в данной ситуации. В этой связи можно выделить две основные группы ситуаций, это криминогенные и не криминогенные.

Криминогенные – это ситуации, положительно влияющие на процесс складывания преступного замысла и цели правонарушения, а так же благоприятны для того, чтобы достичь результат преступного деяния.

Подобные ситуации содержат в себе моменты провокации.

Криминогенные ситуации можно разделить на:

· Непосредственно связанные с личностью и деятельностью субъекта

·Непосредственно связанные с предметом преступления

· Смешанные.

Ситуации в данной группе, часто бывают следствием целенаправленности поступков субъекта, которые являются наиболее благоприятными для того, чтобы осуществить задуманные преступные намерения. Они могут создаваться действиями, первоначально направленными на другое преступление или достижение иной цели, включая аморальное и антиобщественное поведение, исключая преступное.

Ситуация вот второй группе, чаще возникает вследствие недостатков и упущений в процессе функционирования органов государственной власти, а так же общественных и хозяйственных организаций. Ситуации криминогенного характера не существуют в чистом виде, а состоят из криминогенных факторов.

В каждой из них в том или ином виде, в разных формах и долях действуют и антикриминогенные факторы. 6

4) Роль потерпевшего в возникновении криминогенной ситуации.

То, как действует преступник, нередко зависит от действий самого потерпевшего. Который своим поведением, поступками, может подтолкнуть человека на совершение преступления.

Цели изучение поведения потерпевших:

Понимание причины совершенного преступление, понимание того, что предшествовало этому

Определение ущерба, нанесенного преступлением

Профилактика преступлений

Криминологии потерпевший интересен в первую очередь, как субъект, или по-другому жертва преступления, которому был причинен вред. Уже потом как элемент поведения преступника, как часть ситуации, которая могла повлиять на поведение лица, совершившего преступление.

У потерпевшего всегда есть роль в преступлении, которая может быть:

Нейтральная (которая не способствует совершению противоправного действия)

Криминогенная (та, которая сама по себе способствует совершению правонарушения)

Некриминогенная (которая препятствует совершению правонарушения)

Такое явление как подверженность риску стать жертвой преступления, носит название Виктимность . Такая способность (стать жертвой) обуславливается одним из следующих факторов:

Криминогенная обстановка на территории проживания индивида (чем выше уровень преступности, тем сильнее страх стать жертвой преступления)

Особенности личности потерпевшего

Возраст (т.к. например жертвами насильников, чаще становятся дети)

Род занятий (например, таксисты)

Пол

Манера поведения потерпевшего

С позиции Виктимности, поведение потерпевшего может носить один из следующих характеров:

Нейтральный (манера поведения не способствует совершению преступления)

Положительный (манера потерпевшего противодействует преступлению)

Неосторожный (непринятие мер предосторожности, с цель избежать преступления, относится с легкомысленностью к криминогенной ситуации)

Провоцирующий (непринятие определенных мер по предотвращению преступления, относится с легкомысленностью к криминогенной ситуации)

В гражданском праве есть понятие вины потерпевшего, и оно имеет немаловажное значение, является правовой категорией.

Поведение потерпевшего может быть не только неправильным, но и безнравственным. Для криминологических выводов это чрезвычайно важно, ибо, например, не может быть однозначной оценка потерпевших в приведенном выше примере грабежей в районе Золотого кольца и потерпевшей от изнасилования, всем своим предшествующим поведением звавшей к определенным действиям. Безнравственность потерпевшего есть ключ и к проблеме причин преступности (конкретного преступления), и к уяснению механизма преступного поведения.

В свете сказанного очевидно, какое большое значение в качестве составной части предмета криминологии имеет учение о жертве преступления и как важен виктимологический анализ понятия преступности. 7

Большую практическую помощь в познании личности жертв преступлений оказывает разработанная в криминальной виктимологии классификация потерпевших в зависимости от характера преступлений, причинивших вред. В основу этой классификации, как правило, положены составы преступлений, объединенные общим объектом (например, потерпевшие от преступлений против собственности). С учетом психофизических особенностей выделяются несовершеннолетние, женщины, лица пожилого возраста; нравственно-психологические особенности позволяют выделить жертв с отрицательной либо положительной нравственной направленностью; социально-ролевые признаки лежат в основе отнесения к жертвам лиц определенной специальности и рода занятий, а также потерпевших от ранее совершенных преступлений, свидетелей этих преступлений.

Для обеспечения потребностей предупреждения преступлений большое значение имеют уровни виктимизации. Выделяются два таких уровня: первый — складывается из данных о непосредственных потерпевших от преступления (в основном — потерпевшие, фигурирующие в уголовном деле или выявленные в ходе социологического исследования); второй — из данных о членах семей потерпевших, фактически также пострадавших от преступных посягательств. 8

Список литературы

1. Криминология/ С.А. Степанчикова. – М.:МИЭМП, 2010. –190 с.

2. Криминология /В.Н. Кудрявцев. – М.: Юристъ, 1997. – 512 с.

4. Криминология / В.Д. Малков. — М.: Юстицинформ, 2006. — 528 с.

5. Криминология/ С.А. Степанчикова. - М.:МИЭМП, 2010.-190 с.

6. Криминология. Учебник для вузов / А. И. Долгова. – М.: НОРМА, 2001. – 784 с.

1 Криминология: Учебник для вузов / В.Д. Малков. — М.: Юстицинформ, 2006. — 528 с.

2 Криминология. Учебник для вузов / А. И. Долгова. – М.: НОРМА, 2001. – 784 с.

3 Криминология /В.Д. Малков. — М.: Юстицинформ, 2006. — 528 с.

4 Криминология/ С.А. Степанчикова. - М.:МИЭМП, 2010.-190 с.

5 Криминология / В.Д. Малков. — М.: Юстицинформ, 2006. — 528 с.

6 http://www.pslog.net/study-34-5.html

7 Криминология /В.Н. Кудрявцев. – М.: Юристъ, 1997. – 512 с.

8 Криминология/ С.А. Степанчикова. – М.:МИЭМП, 2010. –190 с.

PAGE \* MERGEFORMAT 1

Другие похожие работы, которые могут вас заинтересовать.вшм>

14378. Роль жертвы в механизме преступного поведения 30.31 KB
Основной целью данной работы является выявление особенностей жертвы которые провоцируют предполагаемого преступника на совершение преступления. Определить вину жертвы в механизме преступления. Для повышения эффективности борьбы с преступностью в частности предупреждения преступлений наряду с изучением личности преступника причин и условий способствующих совершению преступлений необходимо также и детальное исследование личности потерпевшего жертвы преступления и всех тех обстоятельств в силу которых эта личность стала таковой. В...
14372. Жертва и ее роль в механизме преступного поведения 31.38 KB
Основной целью данной работы является выявление особенностей жертвы которые провоцируют предполагаемого преступника на совершение преступления. Определить вину жертвы в механизме преступления.1 Для повышения эффективности борьбы с преступностью в частности предупреждения преступлений наряду с изучением личности преступника причин и условий способствующих совершению преступлений необходимо также и детальное исследование личности потерпевшего жертвы преступления и всех тех обстоятельств в силу которых эта личность стала таковой. В...
16747. Влияние индивидуального поведения на соблюдение правил размещения государственных заказов 10.48 KB
Закупки продукции для государственных и муниципальных нужд становятся при этом инструментом стимулирующим развитие отечественных предприятий путем создания конкурентного механизма их доступа к общественным финансам что в свою очередь обеспечивает повышение производительности создание рабочих мест и расширение налоговой базы. Структурировать издержки трансакций таким образом чтобы выделить их поведенческую группу влияющих на осуществление социальных и хозяйственных связей. Мы будем исходить из того что издержки при осуществлении сделок...
4283. Решения (decision) – модели причин изменения поведения воздействий 12.9 KB
Отметим что если в какой-то производной сигнала появится возмущение в виде дельта-функции то в производной степени на единицу ниже появится ступенчатое слагаемое в то время как в производной степени на единицу выше появится возмущение в виде производной дельта-функции. Идеальная дельтаф-ункция это бесконечно короткий импульс бесконечной амплитуды созданный в нулевой момент времени и такой что площадь его равна единице...
20760. Понятие, цели и значение индивидуального (персонифицированного) учета 18.47 KB
Органом осуществляющим индивидуальныйперсонифицированный учет в системе государственного пенсионного страхования является Пенсионный Фонд Российской Федерации который на каждое застрахованное лицо открывает индивидуальный лицевой счет с постоянным страховым номером в котором содержаться определенные сведения. Изучить права и обязанности застрахованного лица и страхователя а также права и обязанности органов Пенсионного фонда Российской Федерации связанные с осуществлением индивидуального персонифицированного учета. Наряду с функцией...
3341. Создание и государственная регистрация туристской организации и индивидуального предпринимателя. Ликвидация юридического лица и индивидуального предпринимателя 14.94 KB
Хозяйственные общества могут создаваться в форме обществ с ограниченной или с дополнительной ответственностью и в форме акционерного общества которое может быть открытым или закрытым. Обществом с ограниченной ответственностью признается учрежденное одним или несколькими лицами общество уставной капитал которого разделен на доли определенных учредительными документами размеров участники общества с ограниченной ответственностью не отвечают по его обязательствам и несут риск убытков связанных с деятельностью общества в пределах стоимости...
18453. Правомерное поведение: понятие, социальная природа. Мотивы правомерного поведения 81.37 KB
Значимость проблемы правового поведения обусловлена ​​прежде всего тем что это достигается конечная цель правового регулирования - воплощение правовых норм в жизни. Особую актуальность этого вопроса является период социальной трансформации охватившей наше общество когда целью является уничтожение многих институциональных и нормативных моделей целей изменения поведения ценностей приемлемых средств осуществления социальных потребностей в обществе создать новый правила правового сотрудничества. Границы разделяющие все правовые и...
6041. Классификация условий эксплуатации. Влияние условий эксплуатации на срок службы электродвигателей 161.8 KB
Классификация условий эксплуатации. Влияние условий эксплуатации на срок службы электродвигателей. Непрерывное диагностирование электрических машин. Классификация методов непрерывного диагностирования электрических машин.
19691. Профилактика преступного оборота наркотиков 95.22 KB
Отслеживается рост преступности в сфере нелегального цикла наркотиков; снижение возраста лиц употребляющих наркотические средства либо психотропные вещества; увеличение доли жестких наркотиков в всеобщем объеме наркотических средств и психотропных веществ находящихся в нелегальном цикле. Появляется иной вопрос с кем бороться в первую очередь с наркоманами либо наркоторговцами и изготовителями. Обстоятельный обзор составов правонарушений влекущих уголовную ответственность за нелегальные получение хранение перевозку пересылку...
15096. Уголовно-правовая характеристика преступного сообщества 34.66 KB
Более полное развитие этот институт получил в Уставе благочиния или Полицейском уставе... Устава Управа Благочиния в городе законом неутвержденное общество товарищество братство и иное подобное собрание под каким бы названием ни состояло не признает за действительное буде у таковых окажутся обязательства правила положения или постановления то ни во что не вменять: буде же такое общество товарищество братство или иное подобное собрание общему добру вред ущерб или убыток наносит либо бесполезно то подлежит уничтожению и...

Одной из составных частей общего причинного комплекса преступности являются причины и условия индивидуального преступного поведения.

В конкретном преступлении и его причинах в большей степени, чем это происходит на общем уровне, проявляется их взаимосвязь с личностными особенностями индивида. Тем не менее, признавая индивидуальность каждого преступления и его причин, следует выделить те механизмы, которые являются едиными для всех преступлений.

Общей причиной конкретного преступления является криминогенная мотивация личности, базирующаяся на ее антиобщественной установке. Она складывается у лица постепенно под влиянием двух групп условий:

1)условия, формирующие потребности, интересы, ценностные ориентации личности, искажения и деформации которых образуют основу криминогенной мотивации ее внутреннюю содержательную сторону.

2)условия непосредственно относящиеся к процессу совершения преступления, создающие конкретную криминогенную ситуацию. Взаимодействуя с личностными особенностями, они вызывают намерение и решимость совершить преступление.

Таким образом, совершение конкретного преступления является результатом взаимодействия образовавшихся под воздействием неблагоприятных жизненных условий негативных нравственно-психологических свойств личности и внешних объективных обстоятельств, образующих криминогенную ситуацию

Изучение причин преступного поведения требует раздельного анализа каждой из линий причинной цепочки, ведущих к волевому акту. Ему предшествует постановка цели и предвидение результатов своих действий. Все это откладывается в сознании индивида и базируется на уже существующих элементах, в первую очередь таких, как прошлый опыт, интересы, взгляды, психические особенности лица. Сюда же следует добавить влияние существующей внешней ситуации.

Таким образом, с точки зрения причинности преступление должно рассматриваться как результат взаимодействия личности и внешней конкретной ситуации. Личность развивается на основе взаимодействия психофизических данных индивида, а также наследственных задатков во взаимодействии с внешней средой и социальной действительностью.

Из этого следует, что у взрослого человека все социально значимые воздействия внешней среды проходят через его сознание и личностные особенности, т.е. между человеком и средой существуют сложные причинно-следственные зависимости.

16 Транзитивное поведение

Транзитивное поведение это оптимально обоснованный вид преступного поведения. Под механизмом транзитивного поведения понимаются последовательность и продуманность вариантов поведения личности, из которых (вариантов) личность выбирает наиболее предпочтительный. Этот процесс чрезвычайно сложен и затрагивает всю совокупность качеств и особенностей личности, проявляющихся во взаимодействии с внешней средой.

Центральным звеном в причинной цепочке является мотив. В качестве первоосновы формирования мотива выступают потребности и интересы личности. Именно через призму потребностей и интересов воспринимается внешняя ситуация, а сами потребности и интересы являются продуктом связи человека с внешним миром (средой).

Выбор путей и средств удовлетворения мотива осуществляется лишь применительно к конкретной жизненной ситуации. Она дает возможность субъекту осуществить мотивационный выбор, который проявляется в формировании конкретной цели как желаемого результата действий.

Цель выглядит как образ будущего результата действий лица, его мысленное предвосхищение.

Существенным элементом механизма транзитивного поведения личности является ее воля. Под волей понимается сознательное регулирование человеком своих действий и поступков, требующих преодоления внутренних и внешних трудностей при достижении цели.

Волевые свойства личности проявляются в целеустремленности, решительности, настойчивости, выдержке, самостоятельности и др.

Завершается причинная цепочка принятием решения о совершении преступления и его реализацией в конкретном преступном деянии. Таким образом, на последнем этапе преступления происходит как бы слияние мотива, цели, плана действий по достижению цели и воли при реализации плана.

Особую роль в механизме конкретного преступления играет криминогенная ситуация, т. е. событие или состояние, вызвавшее у лица решение совершить преступление. Криминогенная ситуация занимает как бы промежуточное место между личностью преступника, средой и преступлением. Она предшествует преступлению и является его непременным «спутником». Никакое преступление не может быть совершено, если в реальной действительности для этого нет подходящих условий.

В зависимости от источников возникновения различают криминогенные ситуации: заранее создаваемые самим преступником; создаваемые им же, но непреднамеренно (например, путем приведения себя в состояние опьянения); возникшие в результате аморальных и правонарушающих действий других лиц; вызванные стихийными силами природы; возникшие по стечению случайных обстоятельств.

При этом следует учитывать, что даже самая неблагоприятная ситуация не обязательно приводит к совершению преступления. Решающее значение имеет конкретный человек с его системой взглядов, наклонностями и стремлениями. Однако роль криминогенной ситуации может неоднозначно восприниматься лицом, как бы провоцируя его на совершение правонарушения. Поэтому очень важно исследовать условия совершения конкретного преступления.



Понравилась статья? Поделиться с друзьями: