Кто такой лама в буддизме. Кто такие Ламы? Ошибочное мнение российских буддистов по поводу состояния и понятия лама и поддельные ламы из бтср и других организаций

Сегодня мы продолжаем наш предыдущий рассказ о жизни, духовных практиках и мировоззрении буддийских монахов, и наконец перейдем к двум самым высшим из возможных духовных статусов к Буддийским Ламам и Римпоче.

Кто такие Ламы?

Лама означает «ЛАдони Матери». Лама продвинувшись в и сострадании, о чем мы говорили в прошлый раз, читает в сущности человека, что он из себя представляет, что ему суждено в этой жизни, каковы его намерения и какова его карма.

Лама знает, что нужно человеку и тонко чувствует его природные наклонности, и сопровождает человека на пути развития этого потенциала.

Мы все дети Космоса, и как всё мироздание растет и развивается, также сердце Ламы движется к совершенству и увлекает за собой тех, кто его состраданием притянулся и готов осознанно идти вперед.

Чем занимаются буддийские ламы?

Существуют законы развития и методы, выработанные тысячелетиями. Лама знает их и упражняется в усовершенствовании этих методов непрестанно. Буддийский Лама находит радость в том, чтобы помочь живым существам во всех мирах, куда может проникнуть его дух.

А так как миров много и живых существ, страдающих в невежестве мириады, Лама занимается и непрестанно трудится в поиске тех, кому он мог бы помочь. Днем и ночью, в бодроствании и во сне, он неутомим в своих поисках и нахождения его множат армию тех, кто идет за ним, а они прося помощи умножают его силы чтобы смог он всем им помочь выбраться из невежества.

Лама исцеляет язвы на телах и разумах, он расцвечивает своими прикосновениями сердца и дарует им радость. Лама сопровождает растущих из мира в мир.

И столько много становится спасенных им и столько многие тянутся к нему во всех мирах, что дух его обретает способность находится в нескольких местах одновременно и в разных мирах, и чтобы успеть всем помочь, постигает он лучшие методы помощи непрестанно. Так становится он спасителем для мириадов живых существ.

Как учатся Ламы дальше?

Лама учится у своего Учителя, и чем сложнее задачи перед ним поставленные, тем сильнее его жажда учиться, ведь новые вызовы требуют более утонченных решений. Старыми методами в сложных условиях не пройти.

И растет сердце ламы, и учится он жадно, и заражает жаждой обучения всех, кого касается его сострадательное сердце. И тянутся к нему не только за помощью, но и за обучением.

Можно представить себе круговорот энергии:
Чем больше Лама сострадает, тем больше помогает.
Чем больше помогает, тем больше сил требуется.
Сил не хватает на всех и утончается понимание применения силы.
В утончении он учится всё прилежнее, чтобы применять
Обучаясь прилежно, Лама растет как ученик.
Но лучший ученик будет лучшим Учителем.
И Лама заражает своей жаждой учиться.
И к нему стекаются ученики.

Со временем Лама понимает, что учить очень непросто. Он видит, как прилагает силу и как она действует. Он понимает, что можно лучше и изучает, и исследует. Он находит лучшие решения у других Учителей и применяет их со всем усердием.

Он оценивает результаты и смотрит на новые методы, комбинирует их и создает свой неповторимый узор действия. Так Лама восходит в искусстве освобождения живых существ от страданий и невежества.

И Когда его методы уже отточены, а ученики растут в переизбытке силы и чистоты, Космос обращает внимание на Ламу и возводит его на новую ступень, в статус Римпоче, высший духовный статус в буддизме и у буддийских монахов.

Кто такой Римпоче?

В переводе Римпоче означает «Сокровище». Но он сокровище не столько в понимании людей, сколько в понимании Космоса. И чтобы он не делал, чем бы не занимался, его дух неутомимо сотрудничает с Космосом на всех планах бытия.

Римпоче находится среди людей, у него много учеников. Он возводит их удивительно прекрасными ступенями Знания Духа, и они восходя возводят и его. Римпоче это центр Знания и Роста для того мира, в котором он активен и которому он созвучен.

Круг самосовершенствования во вселенной

Можно представить себе картину примерно так.
Космос находится в непрестанном движении к совершенству.
Это движение не знает остановки, и Я непрестанно.
Одно единое движение состоит из множеств движений различных, но созвучных.
Каждое движение имеет свой центр вокруг которого всё вращается.
Вращение есть движение между полюсами.
Один полюс есть Дающий Знание. Другой получающий и приумножающий и возвращающий.

Учитель даёт Знания, ученик получает и приумножая возвращает то что взял сторицей.
Но и сам ученик умножил своё.

Откуда же берётся умноженное? Труд и опыт дают умножение движения, так Космос прирастает.

Почему Римпоче называют «сокровищем»?

Римпоче для буддистов есть центр. Ученики есть окружность. Движение их есть Жизнь Космоса, из которой всё и состоит. Потому Римпоче сокровище в глазах Космоса, что если не будет его, не будет движения, не будет жизни, не будет Космоса.

Существует лишь Мысль, существует лишь движение к совершенствованию Мысли. И Римпоче есть центр из которого это движение порождается и которое это движение поддерживает.

Потому Римпоче зовется Сокровищем. Но как выглядит он? Как обычный человек, с мудростью и достоинством, но всё же он деятелен и сурово смотрит в реалии мира.

Римпоче есть центр совершенствования, и его мало заботят мирские дела, но всё же ученики его процветают, и сила его множится.

И когда однажды он уйдёт, то плеяда прекрасных учеников даст миру новых Лам и Римпоче, и в том его забота, чтобы они прибывали.

Космос есть движение, и знание о сущности Буддийских Римпоче их сокровенной работе есть Учение Калачакры. О котом мы будем говорить уже в следующих рассказах, а в следующий раз читайте . А пока можете перечитать первые две части этого рассказа и .

А также советую обратить внимание на рассказы и еще одном нестандартном событии в духовной жизни планеты, ну и конечно о том, .

Приветствуем тебя, дорогой Читатель. Сегодня мы продолжим знакомство с основами теории буддистской философии и ответим на вопросы – кто такой лама в буддизме и что такое ламаизм.

Число приверженцев буддизма растет год от года. Если верить статистике, в мире насчитывается около одного миллиарда человек, считающих себя последователями Будды. Кто такой лама в буддизме? Понятие это пришло из индо-тибетского и монгольского направлений философского учения, практикующего и . Появление стройной иерархии лам ознаменовало начало ламаизма в буддизме.

Значение основных понятий

В переводе с санскрита «лама » означает понятие наставника, достигшего духовного совершенства, учителя или гуру. «Далай» на монгольском и тибетском языках означает «океан». «Лама» – слово, несущее большую смысловую нагрузку. Имеются особенности его употребления в зависимости от географии применения и отдельных течений буддизма. Вот наиболее распространенные значения этого понятия:

  • Лама – ключевая фигура в жизни человека, считающего себя буддистом. Так называют учителя, наставника, достигшего определенных высот в познании на пути к постижению Просветления. Для верующего он сродни второму отцу, которого следует почитать и беспрекословно слушаться, постигая смысл бытия.
  • В Тибете – это священнослужитель, прошедший определенные обряды, имеющий за плечами опыт духовного пути.
  • В некоторых ответвлениях буддизма ламой называют священнослужителя, справляющего ритуалы в повседневной жизни простых людей.
  • В буддистских тибетских монастырях так называют монаха, посвятившего свою жизнь познанию учения.

Каковы бы ни были различия в понятиях, в любой трактовке «лама» – это глубоко почитаемый и заслуживающий беспрекословного уважения служитель, просветитель, способствующий распространению учения.

Далай-лама сродни понятию «великий». Это верховный руководитель Тибета, выполняющий роль духовного лидера. Понятно, что далеко не каждый лама является Далай-ламой, поскольку тибетский буддизм представляет передачу лидерства через цепь инкарнаций, перерождений.


История ламаизма

Во второй половине 14 века реформатором по имени Цзонхава была предпринята удачная попытка объединения разобщенных в то время различных буддистских школ. Следует сказать, что это стало возможным благодаря симбиозу с местными религиозными учениями, процветавшими в Тибете, в частности были заимствованы некоторые ритуалы древней , имеющей стройную иерархическую структуру.

Подобные реформы способствовали превращению учения Будды в совершенно иной культ, получивший впоследствии название «ламаизм». Отличительной чертой его являются не только иные философские подходы, но и возникновение особого института лам, способствующего повышению авторитета монахов-просветителей, появление мистических обрядов, одним из которых является определение Далай-ламы.

Исследователями отмечается благотворное влияние подобных перемен в буддистском направлении. До настоящего времени монастыри являются центрами культурного, политического просвещения, а среди лам можно встретить врачей, искусных писателей, людей, обладающих художественным даром, высокообразованных духовных служителей.

Выбор Далай-ламы

Это один из самых мистических ритуалов в тибетском и монгольском буддизме. Далай-лама – глава церкви, верховный правитель. Каждый последующий духовный лидер избирается согласно учению инкарнации, перерождения, ведущего свое начало с 1391 года.

После того, когда действующий Далай-лама покидает верующих, уходя в иной мир, начинаются поиски нового воплощения Авалокитешвары. Порой на это уходят долгие годы, поскольку ребенок должен соответствовать определенным требованиям.


Пройдя специальные тесты, найденный мальчик объявляется и признается воплощением на земле Просветленного. С этого момента он воспитывается, обучается, как будущий духовный лидер.

Наш современник считается перевоплощением на земле Далай-ламы V. Одним из признаков подобной инкарнации явились сведения о необычно ярких снах, которые нынешний духовный предводитель Тибета видел в детстве о жизни последнего.

Монахи

В каждом монастыре (и в ламаизме в целом) существует четкая иерархическая лестница. Ламы подразделяются на несколько рангов. Такое деление зависит от количества выполненных обетов, строгих ограничений. В буддийском монастыре выделяют:

  • послушников;
  • монахов;
  • иеромонахов.

Отличия монахов от мирян, выбравших путь духовного развития, состоят не только в выполнении строгих заповедей, взятых на себя обетов. Существуют различия и во внешней атрибутике. Процесс посвящения в монахи предусматривает процедуру отказа от мирских ценностей, в том числе, одним из требований является принцип минимализма в одежде.


Речь идет об особенном монашеском облачении, скрывающем индивидуальные особенности, но подчеркивающем принадлежность к определенной общине. Описание одежды было дано самим Буддой, именно поэтому одеяния являются символом поклонения буддистов.

Духовная роль ламы

«Существ можно освободить, научив их, что надлежит принять, а что отвергнуть. Но чтобы учить, прежде нужно самому это узнать и понять». Далай-лама XIV.

Эти слова, как нельзя лучше отражают суть того, что такое наставник в тибетском буддизме. Следует понимать, что лама – это вовсе не всегда монах. Это может быть мирянин, достигший определенного духовного Просвещения, но не связанный определенным перечнем строгих обетов.

Выбор учителя для буддиста – важный этап его обращения к вере. Авторитет, полное доверие, преданность – основные составляющие успешного наставничества.

Лама – посредник между буддистом и учением, сопровождающий своего ученика на непростом пути духовного Просветления. Интересен тот факт, что последователи многих школ не считают Далай-ламу духовным учителем, а признают его руководящую роль, полученную в результате инкарнации.


Заключение

Что ж, на этом мы сегодня завершим наш рассказ. Если вам понравилась наша статья, поделитесь ею в социальных сетях с друзьями.

Подписывайтесь на наш блог, чтобы получать новые интересные статьи про буддизм и культуру восточных стран, мы рады единомышленникам!

Или статья о том, как отличить истинного монаха от мирянина

Часто можно услышать вопрос такого типа:

«Он Лама или нет?»

Прежде чем ответить на него, хотелось бы прояснить значение этого слова.

Общее значение и понимание слова «Лама»

Слово «лама » имеет тибетское происхождение, и означает «непревзойденный » или «высший ». Это титул высоко реализованного духовного сподвижника, вне зависимости от того, принадлежит ли он к монашескому сану или к числу мирян-домохозяев. Он может принадлежать как к мирской, так и не-мирской традиции буддийской практики.

Значение слова «Лама» в России и российских регионах

Что касается термина “Лама” в России, особенно в этнических регионах, где буддизм приобрел статус национальной религии, есть существенная разница в понимании самого слова Лама и его значения в соответствии с тибетским термином. Так сложилось, что после советского периода, в стране почти не осталось священнослужителей-монахов, а также тех, кого можно было назвать действительно реализованным мастером Дхармы. Но, несмотря на это, в России почти несколько тысяч лам! Как такое возможно?

Умеешь делать ритуалы — ты лама, никаких знаний не нужно!

Все дело в том, что этим словом стали называть любого человека, способного мало-мальски справлять буддийские ритуалы и читать на тибетском или старо-монгольском буддийские сутры. И многим вовсе невдомек, кто перед ним. Или это человек — недоучка, умеющий только читать по слогам или — настоящий монах, прошедший 16-летнее обучение в монастыре.

Огромная разница между буддистом мирянином и монахом

Хочу рассказать о разнице между монахом и мирянином-домохозяином. Буддийский монах – это человек, возложивший на себя «обеты личного освобождения» и придерживающийся специальных норм поведения, связанных с этими обетами.

Монахи делятся на несколько категорий:

  • Рабджун – 10 обетов,
  • Гецул – 36 обетов,
  • Гелонг – 253 обета.

Держащие определенное число монашеских обетов обязаны сдерживать себя от свершения 4 действий, ведущих к падению и окончательной потере обетов:
1) Убийство человека, включая зародыш плода в утробе, который, также считается человеком;
2) Воровство вещи, которая не была дана и за которую грозит уголовная ответственность по закону той страны, где эта вещь была украдена;
3) Любая интимная близость с живым существом, независимо от пола;
4) Ложь в отношении обладания сверхспособностями или качествами, которых на самом деле нет.
Человек, совершивший одно из вышеперечисленных действий, теряет все свои обеты и автоматически перестает быть монахом, без права повторного их принятия. Нарушения же остальных обетов не ведет к потере монашества, но влечет за собой достаточно тяжелые накопления негативной кармы. Следует обратить внимание на отказ от употребления алкоголя и любых наркотических препаратов. Данный обет, хотя и не входит в четыре основных, но, тем не менее, должен соблюдается всеми без исключения монахами.
Принятие обетов монашества возможно только перед лицом Святого Арья, или же, монаха-наставника и четырех полностью посвященных монахов Гелонгов. В любом другом случае, принятие обетов монаха невозможно!


Обеты в Ваджраяне и буддисты Алмазного Пути

В данном перечислении в особую группу мы можем выделить людей, занимающихся практикой тайной (алмазной) колесницы – Нагпы. Представители данного буддийского направления (наиболее многочисленные в традиции Ньигма) помимо наличия обетов «индивидуального освобождения» и обетов бодхисаттв, дополнительно обладают специфическим перечнем обетов – Самая.


Что касается мирян-домохозяев, к ним можно отнести людей, принявших на себя от одного до пяти обетов, включающих отказ от убийства человека, воровства, прелюбодеяния, лжи и употребления омрачающих средств, таких как, алкоголь, наркотики и табак. В отличие от обетов монаха, тут нет прямого отказа от интимной близости, но есть воздержание от неправильного способа сношения, например, не с надлежащим партнером: не со своим супругом или супругой или не с тем, с кем заключено негласное соглашение о доверии и верности. Насчет алкоголя и табака все предельно ясно, исключается любое количество спиртного. Хотя, при лечении можно использовать настойки, выдержанные на спиртовой основе, что не приводит к нарушению обета.

В Тибетской традиции мы можем встретить держателей всех вышеперечисленных обетов. И среди них есть Ламы, которые являются монахами, например; Его Святейшество Далай-лама 14й; Его Святейшество Кармапа 17- й и тд. А также и тех, кто, будучи Ламой, монахом не является, пример: Глава школы Сакья – Сакья Тридзин Ринпоче и другие.

Отношение тибетцев к понятию Лама

Тибетцы ревностно относятся к термину “Лама”, именуя им, лишь привилегированное число высоко реализованных учителей Дхармы (Учения Будды), а также, перерожденцев Тулку – Хубилганов, к примеру, Тэло Тулку Ринпоче и настоятелей больших монастырей. Все остальные монахи и не монахи, считаются просто теми, кто идет духовным путем.

Ошибочное мнение российских буддистов по поводу состояния и понятия Лама и поддельные ламы из БТСР и других организаций

В России многих вводит в заблуждение внешний вид и одеяние. Как монахи, так и миряне в стране, облачаются в одинаковые одежды, а это противоречит кодексу Винаи (свод монашеской дисциплины). Его оставил потомкам сам Будда, где сказано, что домохозяин, облачающийся в монашеское одеяние и выдающий себя за монаха или вводящий других в заблуждение, накапливает причины для рождения в аду.

Будда ясно указывал правила ношения одежды для монахов, но для мирян никаких обязательств в отношении особой одежды нигде не прописаны. Это исходит из такого принципа, что строгие правила в отношении одежды важны только для монахов, для всех остальных это не является принципиальным, и даже, предпочтительнее носить то, что соответствует духу и времени того места, где проживает буддийский практик.

Бурятские ламы как подделка


Также, логично предположить, что если бы особая одежда наделяла силой и знаниями, то был бы смысл использовать ее. Но знание и навыки всегда зависят от ума, поэтому стоит обратить внимание на внутреннюю составляющую человека. Следует быть осторожным с теми, кто, наряжаясь в монашеские одежды или подобные им, прикидываются буддийскими священнослужителями или ламами.

Тантристы буддисты и их одежды


Нагпам разрешено носить монашеское одеяние, при этом их необходимым элементом, отличающим их от монахов, является белый палантин и наличие длинных волос, собранных на затылке.


Из всего вышеизложенного, мы можем с сожалением констатировать тот факт, что лама в России – это любой человек, как держащий в чистоте монашеские обеты, так и без оных. Он может при этом обладать определенными знаниями в одной из трех не самых важных, с точки зрения классического буддизма, областях: буддийские ритуалы, астрология или тибетская медицина.

Требования к ритуалам и условностям

Люди должны знать о требованиях и условиях, необходимых для совершения тех или иных ритуалов и обрядов, проводимых буддийскими священнослужителями, и что является источником их благословения.
Есть несколько факторов крайне важных для качества проводимого ритуала и соответственно влияющих на пользу от него.
1) В любом ритуале требуется порождение себя в облике той или иной энергии и активности, проявленного в форме божества – йидама. Поэтому, необходимо получить от Ваджрного Наставника посвящение в тантрическое божество уровня Аннутара-йога тантры или же божеств остальных трех видов низших тантр. К примеру:

Ямантака, Хаягрива и Ваджракиллая, Ваджраварахи, Амитаюс и Акшобхъя, Сарвавид Вайрочана, Тара и Авалокитешвара, Ваджрапани, Ваджравидарана, а также Парна Шавари, Ушнишавиджая и тд.

2) После посвящения важно совершить затвор-начитку — Лерунг, для обретения способности использовать силу божества. По окончании затвора закрыть его умиротворяющим огненным подношением Жинсрег (Огненная пуджа). С этого момента обретается право совершать ритуалы, связанные с данным божеством, мантру которого он начитал необходимое количество раз. При более длительных затворах, сила и способности практика возрастают пропорционально количеству начитанной мантры, а также от силы и ясности концентрации-сосредоточения. Это два пути обретения сверх способностей (сиддхи) — мантра и созерцание.

3) Соблюдение в чистоте всех принятых клятв и обетов тайной мантры. Совершение ритуала самопосвящения, если произошло нарушение Самаи (обетов). Этот пункт самый важный, так как от чистоты клятвы-самаи зависит, как к нему проявят благосклонность Йидамы, защитники Учения и прочие могущественные существа, к которым будет обращаться с просьбой практик.

4) Многократное подношение Цогчод (Ганапуджа), также приближает реализацию и способствует установлению связи с центральным божеством практики.
Таковы основные условия, дающие буддийскому священнослужителю благословение и силу оказать помощь тем, кто в ней нуждается.
Уверен, что теперь каждый, опираясь на все вышесказанное, сможет сам ответить на вопрос кто такие ламы, и какую смысловую нагрузку несет это слово в оригинале и среди традиционных Российских буддистов.

Сарва Мангалам!

В июне 1955 года на бурятское село Зун-Оронгой обрушилась буря. Крыши домов были сорваны, деревья повалены, погиб скот. Когда стихия успокоилась, жители села увидели буддийских монахов, спешащих в сторону урочища Хухэ-Зурхэн. Через несколько часов монахи вырыли яму и достали из земли ящик, внутри которого находился человек. Так произошло обретение нетленного тела ламы Даши-Доржо Итигэлова.

Нетленный лама

Журнал: Тайны СССР №1, январь 2018 года
Рубрика: Мистика СССР

У бурят есть традиция: после смерти родителей их детей берут на воспитание родственники. Но у пастушка Даши-Доржо никого не было. Так что он рос один, за еду пас чужих овец. Когда ребёнок заявил, что станет хамбо-ламой (главой российских буддистов), над ним лишь посмеялись. Через несколько дней Даши-Доржо появился верхом на быке, держа в руке кол с человеческим черепом. Узнав об этом, местный лама предсказал, что у ребёнка и правда особое предназначение в жизни.

Из пастушка в мудрецы

Из села Даши-Доржо Итигэлов исчез, когда ему было 15 лет. Подросток ушёл в Анинский дацан, находившийся за 300 километров, где стал постигать учение Будды. Почти сразу юный монах привлёк внимание настоятеля монастыря Хойто Ламхая. Следуя традиции поощрения талантливых учеников, он назначил Итигэлову стипендию.
Так как Итигэлов принадлежал к казачьему сословию, то был обязан служить или заплатить в казну отступные. Настоятель Анинского дацана призвал жителей села Ойбонт внести за него плату. Деньги буряты платили 15 лет.
23 года Итигэлов учился, осваивая тибетский язык, логику, санскрит и буддийские тексты. Затем продолжил учёбу в Цугольском и Тамчинском дацанах, где обрёл знания по тибетской медицине.
Итигэлов получил наставление служить в Янгажинском дацане и там же преподавать буддийскую философию (чойра). Вскоре Даши-Доржо стал гэсхы-ламой соборного храма, а через шесть лет - настоятелем Янгажинского дацана.
Весной 1910 года глава буддистов Восточной Сибири XI Пандито хам-бо-лама Иролтуев собрался уйти на покой. Он предложил весьма уважаемому к тому моменту среди буддистов Итигэлову выставить кандидатуру на этот пост. Не сразу, но Итигэлов согласился участвовать в выборах. 19 марта 1911 года в Тамчинском дацане из десяти соискателей Даши-Доржо Итигэлов был избран XII Пандито хамбо-ламой, или, говоря проще, главой ламаистского духовенства Восточной Сибири и Забайкалья.

Уход из реальности

Вскоре новый Пандито хамбо-лама открыл ученикам тайну о своих трёх реинкарнациях. Они уже знали, что Итигэлов - это перерождение самого первого хамбо-ламы Заяева, принёсшего буддизм в Бурятию и на Алтай. Этот человек прожил 75 лет и перед смертью предсказал, что вернётся через этот же срок. Именно в указанном году и родился Итигэлов. Уже в наше время в Иволгинском дацане была найдена рукопись Итигэлова, где он написал о своих 12 реинкарнациях: пяти в Индии, пяти в Тибете и двух в Бурятии.
В начале 1913 года Итигэлов получил приглашение из Петербурга на празднование 300-летия дома Романовых. В столице глава буддистов провёл молебен за благоденствие императорской династии в строящемся дацане «Гунзэ-чойнэй». Позднее Николай II наградил его орденом Святого Станислава.
Незадолго до Октябрьской революции 65-летний хамбо-лама в связи со слабым здоровьем решил сложить с себя свои обязанности. Скорее всего, старик предвидел трудные времена для буддизма и страны в целом. Подтверждением надвигающегося хаоса стали события в Тамчинском дацане. Вернувшиеся с фронта буряты устроили там беспорядки. Узнав об этом, старик вскочил на коня и, по легенде, поскакал по поверхности Белого озера. Потом он спрыгнул в воду, и та расступилась перед ним. По сухому дну лама добрался до дацана, а когда вышел на берег, воды вновь сомкнулись. Поднявшаяся волна смыла часть святотатцев, остальные сбежали.
В 1921 году Итигэлов встретился с основателем буддийского храма в Петербурге Агваном Доржиевым. Последний вернулся из Монголии, где произошла революция. Итигэлов сожалеюще вздохнул: «Зря вы сюда вернулись. Лучше бы вы остались за границей. Скоро начнутся аресты лам. Попадёте к ним в руки - в живых они вас не оставят ». Доржиев, надеявшийся на перемены к лучшему, спросил в ответ: «Почему не уезжаете сами? ». Итигэлов ответил: «Меня они не успеют взять ».
Что имел в виду старик, стало ясно через шесть лет. 15 июня 1927 года, приняв позу лотоса, он сказал ученикам: «Вы навестите и посмотрите моё тело через 75 лет» . Потом он попросил их прочесть «Нуга Намши» - молитву-благожелание по усопшему. Никто не решился сказать её перед живым учителем. Тогда он сам принялся читать «Нуга Намши», и ученики невольно начал повторять. Войдя в состояние медитации, мудрый старик вскоре впал в транс. Ученики поместили его тело в кедровый куб и закопали в землю в урочище Хухэ-Зурхэн.

Необъяснимый феномен

Спустя 28 лет, в 1955 году, XVII Пандито хамбо-лама Лубсан-Нима Дармаев распорядился извлечь из земли тело Итигэлова. По завещанию это нужно было сделать только в 1957-м, но сильный ураган показался буддистам знаком к действию. Удивительно, но в кедровом кубе они нашли тело ламы без всяких признаков разложения. Проведя обряды и сменив одеяние, ламы вновь погребли Итигэлова. В 1973 году XIX Пандито хамбо-лама Жамбал-Доржи Гомбоев извлёк куб с телом предшественника, и вновь оно поразило всех нетленностью.
7 сентября 2002 года XXIV Пандито хамбо-лама Дамба Аюшеев нашёл место погребения Итигэлова, и через три дня ламы извлекли из земли куб с его телом. Судмедэксперт, присутствовавший при эксгумации, отказался единолично проводить исследования, не желая быть осмеянным коллегами.
Когда из столицы Бурятии прибыли ещё два опытных эксперта, они составили акт, в котором было зафиксировано: «Какие-либо посторонние ароматические, смолистые или гнилостные запахи от содержимого короба и от трупа не определялись… Мягкие ткани трупа туго эластичной консистенции, подвижность в суставах сохранена. Волосяной покров на голове, ногтевые пластинки сохранены. Поза трупа при извлечении последнего из короба сохраняется без использования каких-либо поддерживающих и фиксирующих приспособлений. Каких-либо следов, свидетельствующих о ранее произведённом вскрытии полостей тела с целью возможной бальзамации или консервации, а также каких-либо повреждений, следов ранее перенесённых травм, оперативных вмешательств, заболеваний на теле трупа не обнаружено ».
Исследовать феномен нетленности Итигэлова взялись специалисты Российского центра судмедэкспертизы. По их просьбе буддийские власти предоставили им два миллиграмма биологических образцов ламы: волосы, частицы кожи, срезы двух ногтей. Инфракрасная спектрофотометрия показала, что белковые фракции имеют прижизненные характеристики. Но на вопрос «Можно сказать, что лама жив? » заслуженный врач России профессор Виктор Звягин, проводивший исследования, дал однозначный ответ: «Нет. Температура тела ниже 20 градусов - абсолютный признак смерти ».
В индуистско-буддистских практиках есть специальные методики для сохранения нетленности тела: регулировка дыхания, специальная диета, очистительные процедуры, медикаментозная поддержка. Но не всем удаётся их постичь. Вероятно, Итигэлов, будучи практикующим буддистом высокого уровня, сумел подготовить тело к нетленности. В любом случае объяснить это феномен наука пока не в состоянии.
Поднявшийся вокруг нетленности тела Итигэлова ажиотаж дал повод для спекуляций. Поэтому по распоряжению хамбо-ламы Дамбы Аюшеева с января 2005 года все исследования нетленного ламы были приостановлены. Но верующие могут и сегодня узреть духовного учителя в той же позе лотоса в Иволгинском дацане.

А в данной статье поговорим об основах — о тибетском буддизме — философии, теории и практике. И кто знает — вдруг найдём какой-нибудь практический вывод.

Тибетский буддизм, тантра и Далай Лама — можно сказать, что они родственники. Так, тибетский буддизм создавался, чтобы очистить существенно исказившиеся теоретические основы и практику существовавшего на то время буддизма. Но начнём с начала и разберёмся с терминами.

Далай-ламы — линия передачи (тулку) в тибетском буддизме школы гелуг. В 1578 г. правитель монголов-тумэтов Алтан-хан вместе со своим народом принял буддизм от одного из высших лам школы Гэлуг и дал ему титул Далай-лама. По представлениям тибетского буддизма, Далай-ламы являются инкарнацией бодхисаттвы сострадания.

Гэлуг, также Гелуг — традиция буддийского монастырского образования и ритуальной практики, основанная в Тибете ламой Чже Цонкапой (1357—1419). Более известна в монголоязычном мире как «жёлтая вера» (монг. шарын шашин). «Далай» означает в монгольском языке «океан», «лама» (bla ma) в тибетском эквивалентно санскритскому «гуру», и имеет значения «учитель» или «монах».

Уникальным для тибетского буддизма является начавшаяся в XIII веке традиция передачи как учения, так и духовной и светской власти в рамках линий перерождений (тулку) видных буддийских деятелей. Это резко отличает тибетскую цивилизацию от других, где преобладают такие способы избрания лидеров, как наследственный и выборный. В своём развитии данная идея привела к объединению духовной и светской власти в линии Далай-лам.

Начиная с XVII века вплоть до 1959 года Далай-ламы имели титул правителя Тибета, руководя страной из Лхасы. Далай-лама претендует на то, чтобы считаться также главой всего тибетского буддизма, хотя это и вызывает вполне законную оппозицию в трёх остальных школах. которые имеют своих признанных лидеров, независимых от Далай ламы и Гэлугпы. Но как бы то ни было, Далай Лама выбирается на основе линии перерождений.

После смерти Далай-ламы монахи организуют поиски его следующей инкарнации (тулку, тиб. sprul sku), маленького ребёнка, который должен обладать определёнными признаками и пройти тесты. Поиск занимает обычно несколько лет. Затем ребёнок отправляется во Лхасу, где проходит обучение под руководством опытных лам. Основную роль в признании Далай-ламы играет Панчен-лама.

Панчен-лама — второй по рангу лама после Далай-ламы в школе Гелуг тибетского буддизма. Панчен-ламы — линия перерождений (тулку), существующая с начала XVII века. Представители этой линии считаются эманациями будды Амитабхи. «Панчен-лама» означает «великий учёный», от санскритского paṇḍit (пандит, учёный) и тибетского chen (великий).

Панчен-лама несёт частичную ответственность за нахождение реинкарнации следующего Далай-ламы, и наоборот. При этом поиск следующей реинкарнации является вопросом сугубо религиозным, связанным со сложными ритуалами и выработанными традициями. При поиске Панчен-ламы окончательное решение должен принимать Далай-лама.

В 1959 году, после того как в У-Цанг вошли войска НОАК и Далай-лама XIV бежал в Индию, Панчен-лама X стал главной политической фигурой в Тибете. Однако спустя девять лет он был посажен в китайскую тюрьму, и освобождён в 1977 г., при этом до 1982 г. он содержался в Пекине под домашним арестом. В 1983 г. он женился на китаянке, у него родилась дочь. Для ламы школы Гелуг такое поведение является необычным. В 1989 г., находясь в Шигадзе, он неожиданно умер в возрасте 51 года. Известно, что перед этим он произнёс речь с осуждением китайской оккупации Тибета. Некоторые организации критиковали его, называя китайской марионеткой, однако Далай-лама и большинство буддийских лам и учёных считали, что он делал всё возможное, попав в трудную ситуацию и пытаясь помочь людям.

14 мая 1995 года Далай-лама объявил новым Панчен-ламой шестилетнего Гендуна Чокьи Ньиму. Китайское правительство немедленно отреагировало, и "назначило" другого ребёнка — Гьялцэна Норбу, а Гендун Чокьи Ньима был взят «под защиту» властями КНР, его местонахождение с тех пор неизвестно. Большинство верующих не признает Гьялцэна Норбу подлинным Панчен-ламой, т.к. вся система "назначений" высших лам партийными чиновниками КНР грубо противоречит религиозным канонам.

Таким образом, правительство Китая, несмотря на отсутствие какого-либо духовного статуса, пытается взять на себя процедуру выборов новой реинкарнации, опираясь на прецедент во время правления императора Хунли династии Цин, который применял процедуру выборов Далай-лам и Панчен-лам с помощью жребия, золотой урны и шариков с именами. Недавно такую практику применили для назначения Панчен-ламы, которые теперь должен якобы обладать полномочиями для избрания нового Далай-ламы. Возможность такой подтасовки по политическим мотивам после смерти Далай-ламы вызывает опасения тибетцев.

Далай-лама XIV заявил, что новый Далай-лама не будет рождён на территории Китайской Народной Республики, и вполне возможно вообще не будет перерождён. Однако, он обратил внимание, что ему нужно будет продолжать незаконченную работу, и если ситуация на Тибете не изменится, он всё-таки переродится. Он отмечал, что институт Далай-лам уже выполнил свои цели и может прекратиться.

Итак, Далай Лама — линия передачи власти в школе гэлуг тибетского буддизма. Непосредственным источником вдохновения для традиции Гэлуг стала традиция тибетского буддизма Кадампа. Тогда как нравственные и этические нормы были введены монахом Чжэ Цонгкхапой.

Одной из главных целей письменных трудов, учений и практики Чжэ Цонгкхапы было очищение тибетского буддизма. Его очень беспокоили нарушения монашеской дисциплины , которые к тому времени стали обычным явлением в монастырях Тибета, неверные толкования Дхармы, а также деградация тантрической практики. В особенности он критиковал распространившиеся среди тибетских тантриков сексуальные практики , что, по его мнению, было несовместимо с высокими монашескими идеалами, о которых учил Будда.

В традиции Гэлуг особое внимание уделяется нравственности, монашеская дисциплина рассматривается как идеальная основа для религиозного образования и практики. Вследствие этого подавляющее большинство гэлугпинских лам — монахи, а наставник-мирянин в этой традиции — большая редкость. Кроме того, в традиции считается, что серьёзная философская подготовка является необходимой предпосылкой для эффективной медитации, а, следовательно, как Тантра, так и Сутра (своды философских текстов в виде диалогов) подвергаются всестороннему анализу в ходе философских диспутов.

Теперь в тибетском буддизме тантра — это один из путей просветления, связанный с практикой пограничных состояний, просветлённых состояний, смерти и промежуточных состояний между смертью и следующим рождением. Тантра понимается как практика достижения окончательного результата («плода») — состояния Будды.

Занятия тантрой, индивидуальные и коллективные, могут осуществляться только под руководством гуру — опытного ламы. Некоторые ритуалы и символы выглядят с точки зрения посторонних страшными или отталкивающими, поэтому для занятий тантрой требуется посвящение учителя и подробные объяснения. Разглашение или популяризация деталей тантрической практики не принята, система посвящений предназначена для защиты учения от профанации, а также передачи важнейших наставлений и создания у практикующего связи с линий преемственности.

Кстати, одна из наиболее известных тантр — это тантра, в тибетской традиции считающаяся вершиной тайн Ваджраяны (тантрического направления в буддизме). Инициацию Калачакры осуществляют несколько учителей, наиболее известна инициация, проводимая Далай-ламой.

Инициация Далай-ламы проводится при большом скоплении народа (до 200 000 человек), нередко более десяти тысяч человек и сопровождается детальным объяснением учения, длящимся более недели.

Несмотря на массовость, Калачакра считается сложной практикой, и не ожидается, что все присутствующие смогут её принять и освоить.

Таким образом, тибетский буддизм, тантра и Далай Лама обЪединены в единое целое.

И когда вы в следующий раз посмотрите на обЪявление "Изучаем тантрический секс" на заборе — вспомните эту статью. И посмейтесь наивности тех, кто надеется чего-то достичь таким странным, далёким от действительных источников, способом.



Понравилась статья? Поделиться с друзьями: