Положение об обработке и защите персональных данных собственников и пользователей помещений в многоквартирных домах ТСЖ «Панфилат. Имеют ли право работники ЖКХ использовать персональные данные? Когда нужно получать согласие

С 1 июля 2017 года ужесточилась ответственность за нарушение законодательства о персональных данных. С какими персональными данными приходится иметь дело управляющим организациям, что делать, если собственники не дают согласие на обработку персональных данных?

Об этом мы поговорили с Дмитрием Юрьевичем Артюхиным, руководителем Управления федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Республике Карелия.

Об обработке персональных данных

Дмитрий Юрьевич, расскажите, что такое персональные данные и есть ли они в сфере ЖКХ?

Персональные данные - это любая информация, на основании которой можно однозначно идентифицировать конкретного человека.

Обработка персональных данных - любое действие, автоматизированное или не автоматизированное, которое совершается с персональными данными. Это сбор, запись, систематизация, накопление, хранение и уточнение данных.

К персональным данным мы относим фамилию, имя, отчество, дату и место рождения человека, данные документа, удостоверяющего личность. И много другой информации, на основании которой прямо или косвенно можно определить конкретного человека.

При этом нужно иметь ввиду, что если без получения дополнительной информации невозможно установить конкретного человека, то такая информация не является персональными данными.

Например, в СМИ размещены списки должников. В них указаны фамилии и инициалы. На основании этой информации идентифицировать человека нельзя. Совсем другое дело, если эти списки управляющая организация разместит в подъезде дома, в котором живёт человек.

Конечно, деятельность по управлению МКД связана с обработкой персональных данных. Каждая форма управления: управляющая организация, ТСЖ или даже непосредственное управление предусматривает сбор и обработку персональных данных.

Управляющие организации заключают с собственниками помещений договоры управления МКД, в которых обязательно указываются персональные данные. Кроме того, УО как юридические лица имеют правоотношения со своими работниками, которые регулируются трудовым законодательством. Поэтому управляющие организации являются операторами по обработке персональных данных.

Об операторе по обработке персональных данных

Кто является оператором персональных данных?

В соответствии с законом оператор персональных данных - государственный орган, муниципальный орган, юридическое или физическое лицо, которое самостоятельно или с другими лицами обрабатывает персональные данные. Такое лицо определяет цели обработки ПД и их состав.

Любое юридическое лицо, в том числе УО, ТСЖ и кооперативы, автоматически становится оператором персональных данных.

Кого должна уведомить УО о том, что она является оператором персональных данных?

Не нужно уведомлять Роскомнадзор, если персональные данные оператор получает по договору с субъектом персональных данных, при условии, что ПД не распространяются и не передаются третьим лицам.

Это же правило действует, если ПД относятся к членам общественного объединения или религиозной организации, являются общедоступными и состоят из фамилии, имени и отчества. Полный перечень можно прочитать в части 2 статьи 22 N 152-ФЗ .

Решение об отправке уведомления в уполномоченный орган принимает оператор персональных данных. При этом отправляет или не отправляет оператор уведомление, он всё равно остаётся оператором персональных данных.

Мы регулярно напоминаем юридическим лицам о необходимости отправлять нам уведомления (ст. 22 N 152-ФЗ). Если юридическое лицо не включено в реестр операторов персональных данных, это не освобождает его от контрольно-надзорных мероприятий.

Скорее наоборот, те юрлица, которые с нашей точки зрения, могут быть операторами персональных данных, обрабатывают ПД и не попадают в перечень, исключающий необходимость направления уведомления, но уведомление не направили, вероятнее всего попадут в план проверок.

Требования к уведомлению в Роскомнадзор перечислены в части 3 статьи 22 N 152-ФЗ .

О согласии на обработку персональных данных

Когда нужно заручиться согласием на обработку персональных данных?

Оператор персональных данных должен понимать, что обработка персональных данных может осуществляться только с согласия субъекта персональных данных или при наличии других законных оснований. При этом, необходимо отметить, что каждый отдельный случай индивидуален.

Кто несёт ответственность за персональные данные, если УО, которая обрабатывает персональные данные собственников, передаёт их по договору третьему лицу?

Если управляющая организация планирует поручить обработку персональных данных третьим лицам, у неё обязательно должно быть на то согласие субъекта персональных данных. Если такого согласия не будет, оператора привлекут к ответственности. Согласие получать не нужно, если это установлено федеральными законами.

Лицо, которое обрабатывает персональные данные по поручению оператора, не обязано получать согласие субъекта персональных данных на обработку его персональных данных. Ответственность в этой ситуации несёт управляющая организация.

Что делать управляющей организации, если собственник не даёт согласие на обработку персональных данных?

Заставить собственника никак нельзя, нужно пытаться убедить, рассказывать, какие последствия могут возникнуть у субъекта в случае отказа в предоставлении согласия. Но в любом случае обработка ПД без согласия в отсутствии иных законных оснований на обработку ПД не допускается.

Бремя доказывания наличия согласия на обработку ПД лежит на операторе персональных данных.

Об ответственности за нарушение законодательства о персональных данных

Какие штрафы существуют и кто их выписывает?

До первого июля 2017 года за нарушение установленного порядка сбора, хранения, использования или распространения персональных данных была установлена административная ответственность по статье 13.11 КоАП РФ . Для юридических лиц это предупреждение или наложение административного штрафа от пяти тысяч до десяти тысяч рублей.

Механизм был следующий: Роскомнадзор проводил контрольно-надзорные мероприятия в области ПД. Если в ходе мероприятий выявлял нарушения, то сообщал о них в прокуратуру для принятия мер. Прокуратура рассматривала сообщение и в случае признания нарушения выносила постановление о возбуждении дела об административном правонарушении и направляла его в суд.

С первого июля ситуация изменилась. Новая редакция статьи 13.11 КоАП РФ более детализирована, в ней теперь семь составов, все они связаны с обработкой персональных данных. Увеличиваются штрафы, у Роскомнадзора появились полномочия составлять протоколы, то есть возбуждать дела об административных правонарушениях, минуя прокуратуру.

Максимальный штраф, предусмотренный статьёй 13.11 КоАП РФ в новой редакции, - 75 000 рублей. Его можно будет получить за обработку персональных данных без получения согласия субъекта персональных данных в письменной форме, если оно предусмотрено законом.

Вопрос правомерности предоставления по запросам различных органов документов, содержащих персональные данные собственников помещений многоквартирных домов, потребителей коммунальных услуг, проживающих в управляемых домах, всегда волновал специалистов УО, ТСЖ, ЖСК. С появлением обязанности исполнителей коммунальных услуг размещать персональные данные в ГИС ЖКХ, актуальность вопроса существенно возросла.

Одновременное наличие запрета на распространение персональных данных, установленного Федеральным законом от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных» (далее — Закон 152-ФЗ), и обязанности по размещению персональных данных в ГИС ЖКХ, установленной Федеральным законом от 21.07.2014 № 209-ФЗ «О ГИС ЖКХ», приводит к возникновению сомнений в законности как действий, так и бездействия УО, ТСЖ, ЖСК. Попробуем разрешить эти сомнения.

В соответствии со ст.3 Закона 152-ФЗ:

1) персональные данные любая информация, относящаяся к прямо или косвенно определенному или определяемому физическому лицу (субъекту персональных данных);

2) оператор — государственный орган, муниципальный орган, юридическое или физическое лицо, самостоятельно или совместно с другими лицами организующие и (или) осуществляющие обработку персональных данных, а также определяющие цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными;

3) обработка персональных данных — любое действие (операция) или совокупность действий (операций), совершаемых с использованием средств автоматизации или без использования таких средств с персональными данными, включая сбор, запись, систематизацию, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передачу (распространение, предоставление, доступ), обезличивание, блокирование, удаление, уничтожение персональных данных;

4) автоматизированная обработка персональных данных — обработка персональных данных с помощью средств вычислительной техники;

5) распространение персональных данных — действия, направленные на раскрытие персональных данных неопределенному кругу лиц;

6) предоставление персональных данных — действия, направленные на раскрытие персональных данных определенному лицу или определенному кругу лиц;

Таким образом, мы видим, что любые сведения о потребителе жилищно-коммунальных услуг (далее — ЖКУ) являются его персональными данными. Сказать конкретно, какие данные являются персональными, а какие не являются, сложно, так как закон очень широко определяет понятие персональных данных, включая в их число любую информацию о гражданине. В таком случае можно сделать вывод о том, что помимо фамилии, имени, отчества, сведений о семье, работе, профессии, прочих данных, сведения о квартире, размере долга за ЖКУ и прочие косвенные сведения о потребителе являются его персональными данными, а на оператора персональных данных возлагается обязанность по обеспечению их защиты и сохранности. Деятельность УО подпадает под понятие «обработка персональных данных», так как УО осуществляют сбор, запись, систематизацию, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передачу (распространение, предоставление, доступ), обезличивание, блокирование, удаление, уничтожение персональных данных. Следовательно, УО являются операторами персональных данных и на них распространяются требования и правила указанного закона в части обработки персональных данных, их систематизации, хранения, передачи и т.п.

Для того, чтобы начать деятельность по обработке персональных данных, оператор должен выполнить два условия:

Требование № 1

Получить согласие субъекта персональных данных в соответствии со ст.9 Закона 152-ФЗ:

Субъект персональных данных принимает решение о предоставлении его персональных данных и дает согласие на их обработку свободно, своей волей и в своем интересе. Согласие на обработку персональных данных должно быть конкретным, информированным и сознательным. Согласие на обработку персональных данных может быть дано субъектом персональных данных или его представителем в любой позволяющей подтвердить факт его получения форме, если иное не установлено федеральным законом. В случае получения согласия на обработку персональных данных от представителя субъекта персональных данных полномочия данного представителя на дачу согласия от имени субъекта персональных данных проверяются оператором.

В указанной статье предъявляются и требования к такому согласию (ч.4 ст.9 Закона 152-ФЗ):

Согласие в письменной форме субъекта персональных данных на обработку его персональных данных должно включать в себя, в частности:

1) фамилию, имя, отчество, адрес субъекта персональных данных, номер основного документа, удостоверяющего его личность, сведения о дате выдачи указанного документа и выдавшем его органе;

2) фамилию, имя, отчество, адрес представителя субъекта персональных данных, номер основного документа, удостоверяющего его личность, сведения о дате выдачи указанного документа и выдавшем его органе, реквизиты доверенности или иного документа, подтверждающего полномочия этого представителя (при получении согласия от представителя субъекта персональных данных);

3) наименование или фамилию, имя, отчество и адрес оператора, получающего согласие субъекта персональных данных;

4) цель обработки персональных данных;

5) перечень персональных данных, на обработку которых дается согласие субъекта персональных данных;

6) наименование или фамилию, имя, отчество и адрес лица, осуществляющего обработку персональных данных по поручению оператора, если обработка будет поручена такому лицу;

7) перечень действий с персональными данными, на совершение которых дается согласие, общее описание используемых оператором способов обработки персональных данных;

8) срок, в течение которого действует согласие субъекта персональных данных, а также способ его отзыва, если иное не установлено федеральным законом;

9) подпись субъекта персональных данных.

Требование № 2

Принятие мер по обеспечению безопасности персональных данных при их обработке, требования к объёму и порядку применения которых установлены ст.19 Закона 152-ФЗ

Есть ещё одно требование к оператору персональных данных — подача в Роскомнадзор специального уведомления по форме о своем намерении осуществлять обработку персональных данных, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи (ст.22 Закона 152-ФЗ).

В соответствии с ч.2 ст.22 Закона 152-ФЗ оператор вправе осуществлять без уведомления уполномоченного органа по защите прав субъектов персональных данных обработку персональных данных (извлечение а части относящихся к деятельности УО случаев):

2) полученных оператором в связи с заключением договора, стороной которого является субъект персональных данных, если персональные данные не распространяются, а также не предоставляются третьим лицам без согласия субъекта персональных данных и используются оператором исключительно для исполнения указанного договора и заключения договоров с субъектом персональных данных;

С точки зрения жилищного законодательства деятельность УО осуществляется на основании договора управления. В этом случае (наличие договора) ч.2 ст.22 Закона 152-ФЗ позволяет УО осуществлять обработку персональных данных без уведомления Роскомнадзора. Сложнее обстоит дело с ТСЖ и ЖСК, поскольку эти организации не заключают договор с потребителем в обязательном порядке. Так в соответствии с ПП РФ от 06.05.2011 N354 ТСЖ обязано заключить договор на предоставление коммунальных услуг со всеми потребителями, однако понудить несогласных потребителей заключить договоры ТСЖ не может. Кроме того, договор предоставления коммунальных услуг охватывает не все элементы деятельности ТСЖ/ЖСК, требующие обрабатывать персональные данные.

Помимо коммунальных услуг ТСЖ/ЖСК оказывают услуги по содержанию жилья. На эти услуги ТСЖ заключает договоры с только собственниками, помещений, не являющимися членами ТСЖ (ст.155 ЖК РФ). В отношении ЖСК требования по заключению таких договоров вообще не установлены. Таким образом, исходя из требований Закона 152-ФЗ и отсутствии договоров с частью (или всеми) субъектов персональных данных, ТСЖ и ЖСК обязаны уведомлять Роскомнадзор о начале своей деятельности по обработке персональных данных.

По сути весь Закон 152-ФЗ направлен на защиту субъекта персональных данных от передачи его данных третьим лицам без его согласия. По общему правилу передача данных невозможна без согласия субъекта персональных данных, но из этого правила есть исключения.

Исключение № 1

В соответствии со ст. 155 ЖК РФ:

2. Плата за жилое помещение и коммунальные услуги вносится на основании:

1) платежных документов (в том числе платежных документов в электронной форме, размещенных в системе), представленных не позднее первого числа месяца, следующего за истекшим месяцем, если иной срок не установлен договором управления многоквартирным домом либо решением общего собрания членов товарищества собственников жилья, жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива;

2) информации о размере платы за жилое помещение и коммунальные услуги, задолженности по оплате жилых помещений и коммунальных услуг, размещенной в системе или в иных информационных системах, позволяющих внести плату за жилое помещение и коммунальные услуги. Информацией о размере платы за жилое помещение и коммунальные услуги и задолженности по оплате жилых помещений и коммунальных услуг являются сведения о начислениях в системе, сведения, содержащиеся в представленном платежном документе по адресу электронной почты потребителя услуг или в полученном посредством информационных терминалов платежном документе.

2.1. Платежные документы, информация о размере платы за жилое помещение и коммунальные услуги и задолженности по оплате жилых помещений и коммунальных услуг подлежат размещению в системе в срок, предусмотренный частью 2 настоящей статьи.

2.2. В случае неразмещения платежных документов и информации о размере платы за жилое помещение и коммунальные услуги, задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг в системе в срок, предусмотренный частью 2 настоящей статьи, граждане и организации вносят плату за жилое помещение и коммунальные услуги до десятого числа месяца, следующего за истекшим месяцем, в котором были размещены платежные документы и указанная информация в системе.

2.3. Информация о размере платы за жилое помещение и коммунальные услуги и задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, размещенная в системе, должна соответствовать сведениям, содержащимся в платежном документе, представленном в соответствии с пунктом 1 части 2 настоящей статьи. При несоответствии сведений, содержащихся в платежном документе, представленном в соответствии с пунктом 1 части 2 настоящей статьи, информации о размере платы за жилое помещение и коммунальные услуги и задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, размещенной в системе, достоверной считается информация, размещенная в системе.

Таким образом, размещение платежного документа в ГИС ЖКХ, информации о размере задолженности, не является нарушением Закона 152-ФЗ.

Исключение № 2

В соответствии с ч. 16 статьи 155 ЖК РФ:

При привлечении лицами, указанными в части 15 настоящей статьи, представителей для осуществления расчетов с нанимателями жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов, собственниками жилых помещений и взимания платы за жилое помещение и коммунальные услуги согласие субъектов персональных данных на передачу персональных данных таким представителям не требуется.

Таким образом, передача персональных данных в расчетные центры для изготовления квитанций, осуществления расчётов и т.п. также не будет являться нарушением Закона 152-ФЗ.

Исключение № 3

Предоставление персональных данных по запросам органов власти, при исполнении иных установленных законом обязанностей оператора персональных данных передавать информацию в органы власти. За непредоставление органам власти сведений, предоставление которых установлено законом (например, реестр членов ТСЖ) влечет за собой административную ответственность по ст. 19.7 КоАП РФ:

Непредоставление или несвоевременное представление в государственный орган (должностному лицу), орган (должностному лицу), осуществляющий (осуществляющему) государственный контроль (надзор), государственный финансовый контроль, муниципальный контроль, муниципальный финансовый контроль, сведений (информации), представление которых предусмотрено законом и необходимо для осуществления этим органом (должностным лицом) его законной деятельности, либо представление в государственный орган (должностному лицу), орган (должностному лицу), осуществляющий (осуществляющему) государственный контроль (надзор), государственный финансовый контроль, муниципальный контроль, муниципальный финансовый контроль, таких сведений (информации) в неполном объеме или в искаженном виде, за исключением случаев, предусмотренных статьей 6.16, частями 1, 2 и 4 статьи 8.28.1, частью 2 статьи 6.31, частью 4 статьи 14.28, статьями 19.7.1, 19.7.2, 19.7.2-1, 19.7.3, 19.7.5, 19.7.5-1, 19.7.5-2, 19.7.7, 19.7.8, 19.7.9, 19.7.12, 19.8, 19.8.3 настоящего Кодекса, —

влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от ста до трехсот рублей; на должностных лиц — от трехсот до пятисот рублей; на юридических лиц — от трех тысяч до пяти тысяч рублей.

Передача персональных данных в иных случаях, не подпадающих под описанные три исключения, возможна только с согласия субъекта персональных данных. Например, на рынке услуг появились организации предлагающие услуги по раскрытию информации на ГИС ЖКХ или в соответствии со Стандартом раскрытия информации на reformagkh.ru, если, например, у УО или ТСЖ не хватает времени или знаний, умений для раскрытия информации на портале. Предоставление персональных данным таким организациям возможно только по согласию потребителей, что в реальности очень сложно получить. Кроме того, передача данных и документов о должнике привлекаемому по договору юристу (не штатному, не являющемуся работником УО или ТСЖ) для подачи иска в суд, также потребует согласия должника на передачу информации о нем юристу.

Существует ответственность за нарушение Закона о защите персональных данных, а именно ст. 13.11. КоАП РФ:

Нарушение установленного законом порядка сбора, хранения, использования или распространения информации о гражданах (персональных данных) —

влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от трехсот до пятисот рублей; на должностных лиц — от пятисот до одной тысячи рублей; на юридических лиц — от пяти тысяч до десяти тысяч рублей.

Однако, на сегодняшний день количество обращений субъектов персональных данных в контролирующие органы с жалобами о нарушений своих прав ничтожно мало, следовательно, количество проверок в этой сфере незначительно, и фактов привлечения к ответственности за нарушения законодательства о персональных данных весьма немного.

В общем, как писал еще М.Е.Салтыков-Щедрин: «Строгость российских законов смягчается необязательностью их исполнения ».

я просто обязан был скомпоновать макет для обращения

подать

В Федеральную cлужбу по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций субъекта РФ

КОПИЯ - В прокуратуру района (для сведения)

от Дмитрия Витальевича

адрес, телефон, эмэйл

ЗАЯВЛЕНИЕ о с ов ершенном правонарушении

Я проживаю по указанному выше адресу в многоквартирном доме. Считается, что дом находится под управлением управляющей организации УК (адрес, ИНН). Без моего согласия УК передала мои персональные данные Расчетно-Информационному Центру (адрес, ИНН), а последний незаконно занимается обработкой моих персональных данных для составления платежных документов, выставляемых за якобы предоставленные услуги ЖКХ. Хотя само требование оплаты услуг, предоставляемых в обход закона, не может восприниматься иначе как поборы и открытое противопоставление закону.

Со мною никаких договоров никто не заключал; согласия на обработку моих персональных данных и на передачу моих персональных данных я никому никогда не давал(а). Это означает, что каждой из названных организаций нарушено положение ч. 4 ст. 9 Федерального закона №152-ФЗ от 27.07.2006 «О персональных данных», согласно которого передача персональных данных осуществляется без письменного согласия собственников на обработку (передачу) их персональных данных. Кроме того сама процедура передачи не содержат описания используемых оператором способов обработки персональных данных; срок, в течение которого действует согласие субъекта персональных данных, а также способ его отзыва.

Определением Конституционного суда РФ от 28.01.2016 № 100-О постановлено

"… управляющая организация, с тем чтобы иметь возможность осуществлять деятельность по управлению многоквартирным домом, обязана получить у собственников и нанимателей жилых помещений согласие на обработку персональных данных, в том числе на их передачу третьим лицам, причем данное согласие может быть включено в качестве условия в договор управления многоквартирным домом. Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации, утвердившее приказом от 31 июля 2014 года № 411/пр Примерные условия договора управления многоквартирным домом и методических рекомендаций по порядку организации и проведению общих собраний собственников помещений в многоквартирных домах, также рекомендовало включать в такие договоры условие о порядке информационного взаимодействия между управляющей организацией и собственниками или пользователями помещений в многоквартирном доме, в том числе состав, порядок, случаи и сроки предоставления информации, связанной с порядком обработки персональных данных собственников и пользователей помещений в многоквартирном доме (подпункт «д» пункта 12), а в приложение к договору – включать порядок обработки персональных данных граждан, в том числе собственников помещений в многоквартирном доме и пользователей помещений в многоквартирном доме, для целей исполнения договора управления (подпункт «з» пункта 25)".

Согласно ст. 13.11 КоАП РФнарушение установленного законом порядка сбора, хранения, использования или распространения информации о гражданах (персональных данных) - влечет предупреждение или наложение административного штрафа на юридических лиц - от 5 тысяч до 10 тысяч рублей.

На основании изложенного
ПРОШУ

привлечь к ответственности за правонарушение, предусмотренное ст.13.11 КоАП РФ

1. Управляющая Компания

ИНН 662602055

2. Расчетно-информационный Центр

ИНН 6659190553

О Вашем решении прошу уведомить

Со своей стороны для понуждения неисправного участника рынка услуг ЖКХ к устранению нарушений своих законных прав объявляю о приостановлении оплаты по счетам за услуги по содержанию общего имущества и коммунальные услуги до полного устранения описанного нарушения права.

Товарищества собственников жилья (ТСЖ) «Октябрьский» в отношении обработки и обеспечения безопасности персональных данных

1. Общие положения

1.1. Настоящая Политика в отношении обработки персональных данных (далее – Политика) действует в отношении всех персональных данных, которые ТСЖ может получить от субъекта персональных данных, регулируемых трудовым законодательством, (далее – Работник) или от субъекта персональных данных – физического лица, владеющего жилым или нежилым имуществом в МКД №68 и 70по адресу г. Пермь, ул. 25 Октября, (далее – собственник).
1.2. Целью настоящей Политики является соблюдение прав субъектов персональных данных при обработке их персональных данных в ТСЖ.
1.3. Настоящая Политика разработана в соответствии с Конституцией РФ, Федеральным законом от 27.07.2006 г. № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации», Федеральным законом от 27.07.2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных», «Положением об особенностях обработки персональных данных, «Об утверждении требований к защите персональных данных при их обработке в информационных системах персональных данных», утв. Постановлением Правительства РФ от 01.11.2012г. N 1119, и иными нормативными актами в области защиты персональных данных, действующими на территории Российской Федерации.
1.4. Настоящая политика обязательна к исполнению всеми сотрудниками ТСЖ, описывает основные цели, принципы обработки и требования к безопасности персональных данных в ТСЖ.
1.5. Обеспечение безопасности и конфиденциальности персональных данных является одним из приоритетных направлений в деятельности ТСЖ.

2. Принципы и цели обработки. Состав персональных данных

2.1. Обработка персональных данных ТСЖ осуществляется на основе принципов:
– обработка персональных данных субъектов осуществляется исключительно для обеспечения соблюдения федеральных законов и иных нормативных правовых актов, соответствия целям, заранее определенным и заявленным при сборе персональных данных;
– объем и содержание обрабатываемых персональных данных субъектов, способы обработки персональных данных соответствуют требованиям федерального законодательства, а также другим нормативным актам и целям обработки персональных данных. Не допускается обработка персональных данных, избыточных по отношению к целям, заявленным при сборе персональных данных;
– персональные данные ТСЖ получает только у самого субъекта (или его законного представителя);
– при обработке персональных данных обеспечивается точность персональных данных, их достаточность, а в необходимых случаях актуальность по отношению к целям обработки персональных данных. ТСЖ принимаются необходимые меры по уничтожению (удалению) либо уточнению неполных или неточных данных.
2.2. Обработка персональных данных субъектов персональных данных проводится ТСЖ с целью осуществления прав и обязанностей Работников в соответствии с трудовым законодательством; ведения персонифицированного учета; исполнения договорных и иных гражданско-правовых отношений при осуществлении ТСЖ хозяйственной деятельности, повышения оперативности и качества обслуживания клиентов установленного правилами ТСЖ, предоставления жилищно-коммунальных услуг собственникам.
2.3. ТСЖ обрабатываются следующие категории персональных данных:
2.3.1. В отношении Работников: фамилия, имя, отчество, дата и место рождения, адрес регистрации и место жительства, реквизиты основного документа, удостоверяющего личность гражданина, данные страхового свидетельства, семейное и социальное положения, образование, квалификация, профессия, сведения о воинском учете (при их наличии), данные медицинского характера (в случаях, предусмотренных законодательством РФ);
2.3.2. В отношении Собственников: фамилия, имя и отчество, год, месяц, дата и место рождения, реквизиты документа, удостоверяющего личность гражданина, сведения о регистрации по месту жительства или временной регистрации по месту пребывания, о месте проживания.

3. Условия обработки

3.1. Порядок работы с персональными данными в ТСЖ регламентирован действующим законодательством РФ, внутренними документами ТСЖ и осуществляется с соблюдением строго определенных правил и условий.
3.2. Обработка персональных данных в ТСЖ осуществляется путем сбора, систематизации, накопления, хранения, уточнения (обновления, изменения), использования, передачи (предоставления, доступа), обезличивания, блокирования, уничтожения персональных данных исключительно для обеспечения соблюдения федерального законодательства и иных нормативных правовых актов, соответствия целям, заранее определенным и заявленным при сборе персональных данных, учета результатов выполнения договорных и иных гражданско-правовых обязательств с субъектом персональных данных. При этом используется смешанный (автоматизированный и неавтоматизированный) способ обработки персональных данных.
3.3. Передача персональных данных третьим лицам осуществляется только в соответствии с действующим законодательством, в том числе с использованием защищенных телекоммуникационных каналов связи.
3.4. ТСЖ не осуществляет трансграничную передачу персональных данных Собственников.
3.5. Сроки хранения документов, содержащих персональные данные субъектов, определяются в соответствии со сроком действия договора с субъектом персональных данных, Федеральным законом РФ «Об архивном деле в Российской Федерации» № 125-ФЗ от 22.10.2004 г., сроком исковой давности, а также иными требованиями законодательства РФ. По истечении сроков хранения таких документов они подлежат уничтожению.
3.6. С целью защиты персональных данных при их обработке в информационных системах персональных данных от неправомерного или случайного доступа к ним, уничтожения, изменения, блокирования, копирования, предоставления, распространения, а также от иных неправомерных действий с ними ТСЖ применяются организационные и технические меры.

4. Основные мероприятия по обеспечению безопасности обработки персональных данных

4.1. Для защиты персональных данных при их обработке в ТСЖ применяются следующие организационные и технические меры:
-доступ к персональным данным предоставляется только тем сотрудникам ТСЖ, на которых возложена обязанность по их обработке. Указанные лица имеют право на обработку только тех персональных данных, которые необходимы им для выполнения конкретных функций, связанных с исполнением должностных обязанностей;
-обработка персональных данных ведется сотрудниками ТСЖ на рабочих местах, выделенных для исполнения ими должностных обязанностей;
-рабочие места размещаются таким образом, чтобы исключить бесконтрольное использование конфиденциальной информации;
-конфиденциальная информация, содержащая персональные данные субъектов персональных данных, проходит процедуру уничтожения в соответствии с принятым в ТСЖ порядком в сроки, установленные законодательством РФ;
-проводятся процедуры, направленные на обнаружение фактов несанкционированного доступа к персональным данным и принятие соответствующих мер;
-разграничены права доступа к персональным данным, обрабатываемым в информационных системах персональных данных;
-проводится ознакомление работников ТСЖ, непосредственно осуществляющих обработку персональных данных либо имеющих к ним доступ в силу своих должностных обязанностей, с положениями законодательства РФ, требованиями к защите персональных данных, локальными нормативными актами ТСЖ по вопросам обработки персональных данных;
-своевременно выявляются и предотвращаются нарушения требований законодательства РФ в области обработки персональных данных, устраняются последствия таких нарушений;
-проводится контроль за принимаемыми мерами по обеспечению безопасности персональных данных при их обработке, а также проводится контроль соответствия обработки персональных данных требованиям Федерального закона «О персональных данных» № 152-ФЗ от 27.07.2006 г. и принятым в соответствии с ним нормативным правовым актам, требованиям к защите персональных данных, локальным нормативным актам ТСЖ.

5. Порядок предоставления информации, содержащей персональные данные

5.1. При обращении субъекта персональных данных (владельца этих данных или его законного представителя) или получении запроса ТСЖ безвозмездно предоставляет в течение 30 дней с даты получения запроса или обращения персональные данные, относящиеся к субъекту персональных данных, в доступной форме, исключающей предоставление персональных данных, относящихся к другим субъектам персональных данных.
5.2. Сторонние организации имеют право доступа к персональным данным субъектов персональных данных только, если они наделены необходимыми полномочиями в соответствии с законодательством РФ, либо на основании договоров с ТСЖ, заключенных в связи с требованиями законодательства РФ.
Основанием для сотрудника ТСЖ в целях предоставления информации о персональных данных субъектов служит резолюция председателя правления ТСЖ на соответствующем запросе, либо факт подписания соглашения (договора) об информационном обмене.
В соглашение (договор) об информационном обмене включается условие о неразглашении сведений, составляющих персональные данные субъектов, а также служебной информации, ставшей известной в ходе выполнения работ, если для их выполнения предусмотрено использование таких сведений.
5.3. При передаче персональных данных субъектов ТСЖ и уполномоченные им должностные лица соблюдают следующие требования:
– не сообщают персональные данные третьей стороне без письменного согласия субъекта, за исключением случаев, когда это необходимо в целях предупреждения угрозы жизни и здоровью субъекта, а также в случаях, установленных федеральным законодательством;
– предупреждают лиц, получающих персональные данные, о том, что эти данные могут быть использованы только в целях, для которых они сообщены, и требуют от этих лиц подтверждения соблюдения этого условия, за исключением случаев, установленных федеральным законодательством;
– не отвечают на вопросы, связанные с предоставлением персональной информации, любым третьим лицам без законных оснований (письменного запроса);
– ведут учет передачи персональных данных субъектов по поступившим в ТСЖ запросам субъектов.

6. Ответственность за нарушение требований, регулирующих получение, обработку и хранение персональных данных

6.1. Должностные лица ТСЖ, обрабатывающие персональные данные, несут ответственность в соответствии с действующим законодательством РФ за нарушение режима защиты, обработки и порядка использования этой информации.
6.2. Лица, виновные в нарушении норм, регулирующих получение, обработку и защиту персональных данных, несут дисциплинарную, гражданско-правовую, административную или уголовную ответственность в соответствии с действующим законодательством РФ.

7. Заключительные положения

7.1. Настоящая Политика вступает в силу с момента ее утверждения председателем правления ТСЖ.
7.2. ТСЖ имеет право вносить изменения в настоящую Политику в случае изменения законодательства РФ, регулирующих органов в области защиты персональных данных, внутренних документов ТСЖ в области защиты конфиденциальной информации. Новая редакция Политики вступает в силу с момента ее размещения на сайте Компании, если иное не предусмотрено новой редакцией Политики.
7.3. В случае изменения законодательства РФ в области защиты персональных данных, нормы Политики, противоречащие законодательству, не применяются до приведения их в соответствие.
7.4. Действующая редакция Политики хранится в месте нахождения правления ТСЖ «Октябрьский» по адресу: 614007, г. Пермь, ул. 25 Октября, д.68, электронная версия Политики на сайте ТСЖ «Октябрьский»:

Председатель правления
ТСЖ «Октябрьский»
Белякова Л.Л.



Понравилась статья? Поделиться с друзьями: