Предрейсовый медицинский осмотр водителей. Предрейсовые и послерейсовые медосмотры водителей — порядок проведения Закон о прохождении предрейсового медосмотра водителей

Предрейсовый медицинский осмотр водителей - процедура, регулярное проведение которой обязательно для работодателей в силу требований закона. Какие НПА регулируют специфику медосмотра и каковы основные нюансы этой процедуры?

Нормы законодательства - 2019 по проведению предрейсовых медицинских осмотров водителей

Примечательно, что проведение предрейсового медицинского осмотра водителей одновременно регулируется сразу несколькими (не противоречащими друг другу) нормативно-правовыми источниками:

  • приказом Минздрава РФ от 15.12.2014 № 835н;
  • письмом Минздрава РФ от 21.08.2003 № 2510/9468-03-32;
  • приказом Минздрава СССР от 29.09.1989 № 555.

Кроме того, некоторые аспекты проведения предрейсовых медицинских осмотров водителей регулируются нормами ст. 23 закона «О дорожном движении» от 10.12.1995 № 196-ФЗ.

Объект регулирования указанных НПА частично совпадает (а если говорить именно о предрейсовом осмотре водителей, совпадает полностью), но основным документом, положения которого следует изучать работодателям, можно считать наиболее поздний — приказ Минздрава № 835н.

Отметим, что во всех указанных источниках права, изданных Минздравом, есть положения, предписывающие работодателям использовать в целях фиксации результатов предрейсового медосмотра водителей специальный журнал регистрации. При этом только в приказе Минздрава СССР № 555 присутствует рекомендуемая форма этого журнала.

Образец журнала предрейсового медицинского осмотра водителей см. .

Итак, самый свежий из указанных НПА, регулирующий проведение медосмотра водителей, — приказ Минздрава РФ № 835н. Его положения актуальны также и для 2019 года.

Приказ № 835н о предрейсовых медосмотрах водителей

Главная особенность приказа Минздрава РФ № 835н в том, что он регламентирует проведение не только предрейсового, но и предсменного, послерейсового и послесменного осмотров сотрудников. Согласно этому приказу предрейсовые медосмотры обязательны для всех водителей, кроме тех, которые работают на машинах экстренных служб — для них обязательны только те медосмотры, которые относятся к предсменным. В свою очередь, послерейсовые медосмотры обязательны для тех водителей, которые осуществляют перевозку пассажиров, а также опасных грузов. Минздрав также предписывает проходить предрейсовые и послерейсовые осмотры ИП, которые самостоятельно оказывают услуги по перевозке.

О том, для каких работников обязательным является медосмотр при приеме на работу, читайте в статье «Ст. 213 ТК РФ: вопросы и ответы» .

Особенности процедуры предрейсового медосмотра для водителей

Приказ Минздрава РФ № 835н устанавливает, что предрейсовые медицинские осмотры водителей:

  • проводятся непосредственно перед началом рабочей смены в целях обнаружения вредных и опасных факторов, а также состояний здоровья, которые могут препятствовать выполнению человеком трудовой функции;
  • финансируются и организуются работодателем;
  • проводятся медработниками, имеющими необходимую квалификацию и работающими в штате фирмы либо представляющими стороннюю медицинскую организацию, при наличии соответствующей лицензии на осуществление медицинской деятельности.

Приказом Минздрава № 835н определено, что в состав предрейсовых осмотров входят:

  • рассмотрение жалоб водителя;
  • проведение визуального осмотра;
  • измерение температуры, давления, пульса;
  • выявление признаков опьянения;
  • определение процента алкоголя в крови;
  • определение присутствия психоактивных веществ.

По итогам предрейсового медосмотра врач выносит заключение о том, что:

  • вредных и опасных факторов либо состояний здоровья, препятствующих выполнению водителем трудовой функции, не выявлено (и потому водитель может приступать к работе);
  • соответствующие факторы либо состояния выявлены (и потому водитель не может быть допущен к работе).

В обоих случаях об итогах медосмотра информируется работодатель. При втором сценарии, если факторы и состояние здоровья, мешающие водителю работать, выявлены, то работнику выписывается справка для последующего обращения в медицинскую организацию в целях получения необходимой помощи.

Положение об организации предрейсовых медицинских осмотров водителей

Кроме приказа № 835н сохраняет юридическую силу также письмо Минздрава РФ от 21.08.2003 № 2510/9468-03-32. В нем указано, что работодатель для проведения предрейсовых медицинских осмотров водителей может утвердить отдельный локальный правовой акт — положение об организации соответствующих осмотров. Типовая форма данного положения утверждена в приложении 2 к указанному письму Минздрава. В таком положении предполагается регламентация.

Предрейсовые медицинские осмотры – это обязательная процедура, которая позволяет предотвратить развитие опасных ситуаций на дорогах. В статье расскажем о порядке проведения в 2019 году, а также разберем законодательные нормы, его устанавливающие.

Читайте в статье:

Предрейсовые медосмотры водителей в 2019 году – нововведения

Рассмотрим, будут ли иметь какие-то особенности предрейсовые медицинские осмотры водителей в 2019 году. Федеральный закон от 29 июля 2017 г. № 242-ФЗ устанавливает возможность оказания медицинской помощи, а значит, и проведения медицинских осмотров, с применением технологии телемедицины.

В связи с этим в Госдуме рассматривается предложение об использовании телемедицины при проведении предрейсового медицинского осмотра водителей. Итоговое заключение о состоянии здоровья водителя и годности его к исполнению обязанностей планируют выдавать в электронной форме, визировать его будет врач своей цифровой подписью.

Порядок проведения дистанционных медосмотров разрабатывает Минздрав. С этой целью должны быть дополнены "О безопасности дорожного движения".

Последний раз законодательство о предрейсовых медицинских осмотрах менялось в 2015 году. 1 мая 2015 года вступил в силу "Об утверждении порядка проведения предсменных, предрейсовых и послесменных, послерейсовых медицинских осмотров". Несмотря на то, что Приказ № 835н вступил в силу в 2015 году, его положения актуальны и при проведении предрейсовых медосмотров в 2019 году.

Как установлено п. 9 "Порядка проведения предсменных, предрейсовых и послесменных, послерейсовых медицинских осмотров", все расходы по медосмотру несет наниматель. Индивидуальные предприниматели, самостоятельно осуществляющие перевозки, то есть являющиеся водителями, от осмотров не освобождаются.

Помимо Приказа № 835н, вопрос регулируется:

Также некоторые моменты, касающиеся выполнения предрейсовых медицинских осмотров, описаны в ст. 23 Федерального закона от 10.12.1995 . Положения в перечисленных нормативных актах совпадают. В частности, в них содержится норма о необходимости вести журнал учета медосмотров. Однако только приказ Минздрава СССР № 555 разъясняет рекомендуемую форму такого документа.

Проведение предрейсового медицинского осмотра водителей

Эту процедуру обязаны проходить все водители, трудоустроенные в организации, независимо от вида транспортного средства, которым они управляют. Проверка состояния сотрудника должна быть проведена непосредственно перед рейсом. Время, которое тратит работник на осмотр, считается его рабочим временем.

В соответствии с п. 10 Порядка осмотр должен включать:

  • опрос водителя на предмет жалоб, недомоганий;
  • визуальный осмотр, измерение артериального давления, пульса и температуры тела;
  • выявление алкогольной, наркотической и другой интоксикации, а также остаточных явлений (возможно проведение лабораторных исследований).

Результаты осмотра вносятся в путевой лист водителя на текущую дату и в журнал предрейсовых медицинских осмотров.

При выявлении нарушений в состоянии работника его отстраняют от управления транспортным средством и направляют в медучреждение для оказания первичной помощи. Основанием для такого решения могут служить следы алкоголя или наркотиков, повышенное давление, учащенный пульс, признаки острого заболевания.

Одной из целей предрейсового медосмотра лиц, находящихся под воздействием токсических препаратов, таких как алкоголь или наркотики, опасных тем, что у водителя резко повышается оценка своих возможностей, а необходимые на дороге внимательность и тревожность притупляются.

Как правило, если предварительный тест на наркотики ничего не показал, подтверждения уже не требуется, но если на первой стадии был получен положительный результат, работника направляют к врачу-наркологу, чтобы точно определить вид наркотиков и дозу, а также избежать ошибок, когда анализ показывает наличие следов наркотиков у человека, их не употребляющего.

Осмотры водителей могут проводиться только в помещении, к которому применяются особые требования – в . Это помещение должно состоять не менее чем из 2-х комнат: комнаты для проведения осмотров и комнаты для отбора биологических сред.

Также потребуется оснащение медоборудованием, приборами и мебелью:

  • кушетка медицинская;
  • письменный стол, стулья, настольная лампа, шкаф для одежды, вешалка для верхней одежды, напольный коврик, сейф;
  • прибор для определения артериального давления – 2 шт., термометр – 3 шт., стетофонендоскоп – 2 шт.;
  • прибор для определения паров спирта в выдыхаемом воздухе – 2 шт.;
  • алкометр, экспресс-тесты на алкоголь и наркотики, постоянный запас в количестве – алкометры 2 шт., экспресс-тесты на наркотики 10 шт.;
  • столик для медицинского оборудования – 1 шт.;
  • шпатели медицинские – 10 шт.;
  • сумка с набором медикаментов для оказания неотложной медицинской помощи – 1 шт.;
  • оборудованная комната для отбора биологических сред.

Минимальный список оснащения приведен в Приложения № 2 к Письму Минздрава РФ от 21.08.2003 г. № 2510/9468-03-32.

Организация может пойти двумя путями:

  • привлечь в штат медработника;
  • заключить договор со специализированным медицинским учреждением, имеющем лицензию.

Для крупных автотранспортных предприятий намного удобнее содержать собственный медкабинет. Ведь это позволит избежать дополнительных перемещений сотрудников по городу и снизить время на осмотр.

Прежде чем начать проведение освидетельствований, компании предстоит решить ряд вопросов:

  • Организовать помещение для осмотров водителей.
  • Принять в штат медицинского специалиста.
  • Получить лицензию.

До 2015 года многие компании избегали получения лицензии, принимая в штат врача с действующей лицензией. При возникновении споров суды, как правило, вставали на сторону организации (Постановление ФАС МО от 17.03.2010 г. № КА-А40/2021-1, ФАС СКО от 24.11.2010 г. № А53-6995/2010).

После вступления в силу Приказа № 835н правила проведения предрейсового медицинского осмотра водителей ужесточились. Теперь все работодатели, желающие проводить эту процедуру на своей территории, должны иметь лицензию (п. 8 Порядка № 835н).

Осуществляет выдачу лицензий территориальный орган Росздравнадзора или органы исполнительной власти субъектов РФ. Сначала оплачивается государственная пошлина за выдачу медицинской лицензии, заполняется заявление на её получение. Этот документ является бессрочным (ч. 4 ст. 9 Закона о лицензировании) и, при необходимости, позволяет оказывать услуги сторонним организациям.

Кто имеет право проводить предрейсовый медицинский осмотр водителей

Для тех компаний, в штате которых имеется один-два водителя, содержание собственного медицинского кабинета и врача (фельдшера) нецелесообразно экономически. Оптимальным решением будет заключение договора на оказание услуг с лицензированной организацией.

При выборе обслуживающей компании стоит обратить внимание на:

  • территориальное расположение;
  • стоимость предрейсового медицинского осмотра водителей;
  • репутацию медицинского центра.

Кто может проводить предрейсовый медицинский осмотр водителей

Медицинское учреждение (индивидуальный предприниматель), с которым заключен договор на проведение медосмотров, должно иметь лицензию на этот вид деятельности ( , п. , утвержденного постановлением Правительства РФ от 16 апреля 2012 г. № 291). Для допуска к проведению процедуры медперсонал должен пройти специализированный курс обучения и получить сертификат или диплом.

Цены могут кардинально отличаться от региона к региону. В Новосибирской области цены начинаются от 50 руб. за один осмотр одного водителя. В Москве же начальная цена – от 100 руб. Многие медучреждения предоставляют услугу выезда к работодателю, что снимает проблему доставки водителей. Однако цена при этом увеличивается.

Договор на предрейсовый медицинский осмотр водителей должны составлять юристы компании. Здесь мы проводим пример этого документа.

Оформление результатов предрейсового медосмотра

Медицинский работник по итогам проверки состояния здоровья дает свое заключение. Пункт 14 Порядка № 835н подразумевает внесение заключения в журнал.

В нем указывается следующая информация:

  • время проведения осмотра;
  • данные работника (ФИО, пол, дата рождения);
  • результаты исследования;
  • заключение медработника;
  • подписи водителя и медработника.

Печать "Медосмотр пройден" проставляется на путевом листе только в том случае, если состояние здоровья водителя не вызывает сомнения у врача. Такая печать должна содержать данные о времени проведения освидетельствования, а также подпись и расшифровку ФИО медработника.

Без штампа путевой лист будет не действительным. Об итогах проверки сообщают руководителю. При отклонении в состоянии сотрудника ему выдается справка о состоянии, он и направляется в медучреждение для оказания помощи.

Чем чреваты нарушения при проведении предрейсового медосмотра водителей

Нарушение установленных норм влечет за собой наложение ответственности на должностное лицо или организацию. Так, ч. 3 ст. 5.27.1 КоАП РФ предполагает ответственность в виде административного штрафа за отсутствие медосмотра в размере:

  • от 15 до 25 тыс. руб. для должностных лиц и ИП;
  • от 110 до 130 тыс. руб. для ЮЛ.

Повторное нарушение приведет к увеличению административной ответственности:

  • для должностных лиц и ИП – до 40 тыс. руб. или дисквалификация на период до 3 лет;
  • для ЮЛ – до 200 тыс. руб. или приостановка действия организации до 90 суток (ч. 5 ).

Нарушение порядка также грозит штрафом, однако в меньшем размере ():

  • должностные лица – 20-30 тыс.руб.;
  • организации и ИП – 30-50 тыс.руб.

Регистрационный N 36866

Установлен порядок проведения пред-, послесменных и пред-, послерейсовых медосмотров.

Указанные медосмотры проводятся в отношении сотрудников, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также тех, которые связаны с движением транспорта. Кроме того, такие медосмотры проходят работники организаций пищевой промышленности, общепита и торговли, водопроводных сооружений, медицинских и детских учреждений и некоторые другие.

Цель осмотров - выявить признаки воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов, а также алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения.

Медосмотры оплачивает работодатель.

Осмотры проводит медорганизация, имеющая необходимую лицензию.

По результатам осмотра выносится соответствующее заключение.

Результаты осмотров вносятся в специальный журнал регистрации. Он может вестись на бумажном носителе или в электронном виде.

Если в ходе осмотра у работника выявлены вышеназванные признаки, ему выдается справка для предъявления в медорганизацию. Последняя обеспечивает учет всех выданных справок.

В условиях ежедневно увеличивающегося количества автомобилей и как следствие, повышения аварийной опасности на дорогах, особое внимание уделяется состоянию здоровья водителей. Нахождение за рулем ТС водителя в алкогольном опьянении – одна из частых причин дорожно-транспортных происшествий. Проведение медицинского осмотра водителей – одна из самых эффективных предупредительных мер по предотвращению ДТП. Как организовывается процедура проведения осмотра, кто может осуществлять проверку водителей, кому необходимо проходить такой осмотр?

Периодичность и особенности проведения медицинских осмотров

Предрейсовый осмотр каждого водителя обязаны проводить все индивидуальные предприниматели и юридические организации, в штате у которых есть водители (или если они сами являются ими). Предрейсовые медицинские осмотры следует осуществлять до начала рабочей смены водителей в течение всего периода их работы.

Послерейсовые осмотры проводятся также на протяжении всего времени трудовой деятельности водителей, если они занимаются перевозками опасных грузов или пассажирскими перевозками. В обоих случаях время осмотра включается в рабочее время водителя .

Результаты медицинского осмотра требуется заносить в специально оформленный журнал. Рекомендуемая Миндзравом форма учета медосмотров не является обязательной, поэтому работодатель вправе на своей организации утвердить собственную форму документа.

Подтверждение прохождения водителем медосмотра служат отметки в путевом листе , содержащем данные о водителе – ф.и.о. и дата и время осмотра. Путевые листы регистрируются в журнале, и в течение пяти лет эти данные хранятся в организации.

Требования к месту проведения послерейсового и предрейсового медицинского осмотра

Для проведения медицинского осмотра организации необходимо выделить помещение, состоящее как минимум из двух комнат и оснастить их специальным оборудованием. Первая комната нужна для проведения самого осмотра, вторая для исследования биологических сред.

В помещении должны быть:

  • чемоданчик врача для оказания неотложной медицинской помощи;
  • кушетка медицинская;
  • стулья (минимум 2), письменный стол, шкаф для одежды, лампа настольная, сейф;
  • алкотестер, экспресс-тесты на наркотическое и алкогольное опьянение;
  • термометр, устройство для измерения давления;
  • шпатели медицинские;
  • стол для медицинских приборов.

Исправность систем водоснабжения, отопления, освещение – также обязательное условие.

Процедура прохождения медицинского осмотра

В процессе осмотра водителя медицинский работник выясняет его общее самочувствие.

Действия медработника:

  • оценивает реакцию зрачков на свет;
  • обращает внимание на походку;
  • осматривает состояние кожи на наличие следов от инъекций, расчесов;
  • измеряет давление и пульс;
  • обращает внимание на преобладающий фон настроения (апатия, тревога, раздражительность) и в случае значительной выраженности того или иного состояния указывает это в журнале;
  • наблюдает за характером речи водителя.

Во время осмотра имеют значение такие факторы, как возраст водителя, принадлежность к одной из групп риска, условия и характер работы, стаж.

Если в ходе осмотра у специалиста появилось подозрение на наличие алкоголя в крови водителя , он обязан провести тест на трезвость одним из разрешенных способов и в обязательном порядке составить протокол обследования.

Полученные данные служат основание для вынесения одного из следующих заключений:

  • трезв (признаков употребления не выявлено);
  • состояние одурманивания (имеются отклонения в состоянии водителя при отсутствии или сомнительности лабораторного подтверждения);
  • алкогольное опьянение (лабораторное подтверждение);
  • факт употребления алкоголя (запах перегара или алкоголя изо рта водителя, положительный результат теста).

В случае подтверждения подозрений медицинского работника и выявления признаков воздействия лекарственных веществ или иных препаратов, отрицательно сказывающихся на работоспособности, признаков временной нетрудоспособности, проба на наркотики, алкоголь или психотропные вещества дала положительный результат, то водитель не допускается управлению транспортным средством .

При отсутствии признаков заболеваний, жалоб, нарушений режима отдыха и труда, доказательств употребления алкогольных, наркотических или психотропных веществ, водитель имеет право отправляться в рейс. О прохождении медосмотра ставится отметка в путевом листе, указывается точное время и дата, данные и подпись медицинского работника.

Основания для отстранения от работы водителя

Отклонения в состоянии здоровья водителя, являющиеся причинами для отстранения от работы:

  • алкогольное или наркотическое опьянение;
  • нехарактерное для осматриваемого водителя изменение давления;
  • наличие симптомов острого заболевания;
  • уменьшение или повышение частоты сердечных сокращений;
  • обострение хронического заболевания;
  • нахождение под действием психотропных препаратов.

Кто может проводить медицинский осмотр водителей?

Контроль организации медицинского осмотра, осуществляет руководство компании на основе методического руководство территориального лечебно-профилактического учреждения.

ИП или юридические лица могут принять на работу медицинского работника. Проводить подобные осмотры может не каждый врач, а лишь тот, кто получил специальное удостоверение и прошел необходимое обучение. Кроме этого, потребуется организовать медпункт и оборудовать его согласно требованиям.

Если нет возможности взять в штат специалиста, необходимо заключить договор с медицинским учреждением, имеющим лицензию, разрешающую заниматься такой деятельностью. В этом случае медицинский работник сам будет выезжать в определенное время к месту работы водителей либо водители должны будут проходить осмотр на территории медицинского учреждения.

Дисциплинарную ответственность за качество проведенного медицинского осмотра и выдачу заключения о допуске к управлению ТС несет медицинский работник.

Правила прохождения медицинских осмотров для водителей установлены Федеральным законом N 196 – ФЗ «О безопасности дорожного движения».

Кто должен проходить периодический медосмотр?

Предрейсовый осмотр обязаны проходить лица, работающими водителями также ИП, управляющие самостоятельно транспортным средством, на котором организовываются перевозки. Под данное требование не попадают водители экстренных служб, выезжающие по вызовам.

Ответственность за неисполнение требований по обязательному медосмотру водителей

Поскольку предрейсовый осмотр – не просто формальность – это важная и необходимая процедура, обеспечивающая безопасность на дороге, за уклонение от проведения предусмотрены серьезные наказания вплоть до привлечения к уголовной ответственности .

Штрафы за нарушение:

  • юридические лица обязуются заплатить до ста тысяч рублей;
  • должностные лица, ответственные за состояние ТС – от двадцати тысяч рублей.

Если в результате серьезной аварии был нанесен вред жизни или здоровью людей, а в ходе проверки выяснится, что водитель не прошел предрейсовый осмотр, тогда виновные лица будут привлечены к уголовной ответственности.

Предрейсовые и послерейсовые осмотры водителей обеспечивают безопасность движения на дороге и относятся к мероприятиям по охране труда. Обязанность в проведении подобных процедур возложена на работодателя. Для медосмотра организация должна оборудовать специальный кабинет либо обратиться к помощи учреждений, имеющих лицензию, разрешающую заниматься подобной деятельностью. В случае игнорирования подобных требований, администрация организации будет привлечена к уголовной ответственности.

Предрейсовый медицинский осмотр водителей - обязательное требование для перевозчиков. Задача такого осмотра - подтвердить нормальное состояние водителя перед рейсом, исключить физическое переутомление, наркотическое или алкогольное опьянение.

Предсменный или предрейсовый медицинский осмотр водителей является обязательным в силу Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» для всех организаций и индивидуальных предпринимателей, которые осуществляют деятельность, связанную с эксплуатацией транспортных средств.

Работодатель обязан организовать его перед началом рабочего дня своих водителей (смены или рейса). Такой медицинский осмотр необходим для выявления признаков воздействия на организм работника вредных и (или) опасных производственных факторов, а также состояний, препятствующих выполнению трудовых обязанностей. К таким состояниям законодатели относят алкогольное, наркотическое или иное токсическое опьянение, а также остаточные явления такого опьянения. Это значит, что даже после вчерашней выпивки садиться за руль нельзя. Кроме того, недопустимо управление автомобилем в состоянии болезни: от банальной простуды или повышения артериального давления до обострения хронических заболеваний. Выявить их признаки может человек, имеющий медицинское образование.

Обязанность проводить медицинские осмотры распространяется на любую организацию или ИП, эксплуатирующие транспортные средства, и не зависит от осуществляемого вида деятельности и количества штатных работников. Если в штате есть даже один «офисный» водитель или ИП работает на грузоперевозках самостоятельно, все равно необходимо позаботиться о проведении медосмотров перед выездом (речь идет о коммерческих грузоперевозках, если ИП везет сам себя или для себя, медосмотр не нужен).

Как организовать предрейсовый медицинский осмотр водителей

Кроме Федерального закона N 196-ФЗ существует три подзаконных акта, регулирующих предрейсовые медосмотры водителей в 2019 году:

  • более старый, еще советский приказ Минздрава СССР от 29.09.1989 № 555, содержит рекомендуемую форму журнала регистрации предрейсового медицинского осмотра водителей
  • письмо Минздрава от 21.08.2003 № 2510/9468-03-32 , в котором приведено требование о том, что каждый работодатель до начала проведения предрейсовых медосмотров водителей должен утвердить внутренний локальный правовой акт: положение об организации соответствующих осмотров. Эта типовая форма содержится в приложении № 2 к указанному письму Минздрава.

Новое! Минтранс России выпустил Письмо от 08.04.2019 г. № Д3-531-ПГ, в котором уточнил порядок прохождения медосмотров водителями, определенный приказом 835н. В частности, напоминает о необходимости ставить штамп о прохождении осмотра в путевом листе, с указанием даты и времени, подписи и ФИО медицинского работника.

Таким образом, работодатели должны соблюдать требования приказа № 835н и учитывать их при составлении положения о медосмотрах в организации.

Новое в законодательстве

С 21 декабря 2018 года вступил в силу Приказ Минтранса России от 08.08.2018 N 296. Рассмотрим нововведения 2019 года. Согласно новому приказу предрейсовый контроль нужно будет проводить до начала рейса в следующих случаях:

  • за одну смену (рабочий день) выполняется только один рейс;
  • длительность рейса превышает продолжительность смены (рабочего дня) водителя.

Предсменный контроль нужно будет проводить до начала смены, если водитель за смену (рабочий день) совершает несколько рейсов.

Оба вида контроля необходимо проводить до выезда ТС со стоянки. Если на одном транспорте посменно работают несколько водителей, время для контроля — до начала рейса или смены (рабочего дня) того из них, кто первый выезжает со стоянки.

Водители должны проходить не только предрейсовые, но и предсменные, послерейсовые и послесменные осмотры у медработника. При этом предрейсовые медосмотры обязательны для всех работников за рулем. Исключение составляют шоферы машин экстренных служб (пожарная, скорая, аварийная газа или водоканала). Такие сотрудники должны в обязательном порядке показаться врачу только перед началом смены, ведь выезд в рейс у них происходит незапланировано. А вот после возвращения из рейса врач обязательно должен осмотреть водителя, который осуществлял перевозку пассажиров или опасных грузов. Все остальные шоферы могут после завершения работы врачу не показываться.

Оформление документации

Первая страница типового положения выглядит так:

В этом документе работодатель должен регламентировать организацию предрейсовых медосмотров своих работников, в частности:

  • указать содержание медосмотров;
  • определить проведение отдельных процедур в рамках медосмотра;
  • определить условия проведения процедуры;
  • установить критерии допуска водителей к работе после прохождения медосмотра;
  • определить обязанности медучреждений, с которыми заключен договор или установить необходимость найма штатного медработника.

Обратите внимание! Водители обязаны иметь при себе путевые листы. И согласно пп. 2 п. 7 Приказа Минтранса России от 18.09.2008 N 152 (ред. от 07.11.2017) «Об утверждении обязательных реквизитов и порядка заполнения путевых листов» отметка о дате и точном времени предрейсового и послерейсового осмотров является обязательным реквизитом такого листа.

Кто имеет право проводить медосмотры?

Обратим внимание на пункт 1.6 страницы Положения, показанной выше. Там сказано, что проведение медицинских осмотров — прерогатива медицинских работников. Это следует из пункта 8 Порядка, утвержденного приказом N 835н. Итак, доверить проведение этой процедуры можно только:

  • медработникам, имеющим высшее и (или) среднее профессиональное образование (в том числе работникам, состоящим в штате работодателя);
  • медицинской организации или иной организации, осуществляющей медицинскую деятельность.

Кроме того, если речь идет о штатном медработнике, то на основании статьи 12 организации придется получить лицензию на осуществление медицинской деятельности. Это оправданно только в случае большого штата шоферов. Чаще всего организации и ИП просто заключают договор на оказание таких услуг с теми организациями, у которых уже есть лицензия. Этот момент необходимо тщательно проверить перед заключением договора. Кстати, все расходы на эти мероприятия несет исключительно работодатель, как это предусмотрено статьей 212 ТК РФ и статьей 213 ТК РФ .

Журнал медосмотров

В пункте 14 Порядка, утвержденного приказом N 835н, сказано, что организация или ИП должны занести все результаты осмотров в специальный журнал регистрации предрейсовых медицинских осмотров. О каждом из водителей должна быть указана такая информация:

  • дата и время проведения осмотра;
  • фамилия, имя, отчество;
  • пол, дата рождения;
  • результаты обследования;
  • заключение о результатах;
  • подпись медработника с расшифровкой;
  • подпись сотрудника, который прошел контроль.

Вести такой журнал можно на бумажном носителе. Существует типовой бланк, рекомендованный к применению. Он содержится в приложении к приказу Минздрава СССР от 29.09.1989 № 555.Также работодатель может разработать его самостоятельно. В любом случае страницы журнала о медосмотре должны быть прошнурованы, пронумерованы и сзади скреплены печатью организации. Кроме того, журнал можно вести в электронном виде. В этом случае должна быть предусмотрена возможность распечатки отдельных страниц, а внесенные в журнал сведения должны быть заверены усиленной квалифицированной электронной подписью уполномоченного медработника или организации. Пункт 15 Порядка, которым определена возможность ведения электронного журнала, не предусматривает в этом случае проставления в нем подписи шоферов.

На бумажном бланке образец журнала предрейсового медицинского осмотра водителей - 2019 будет выглядеть так:

На основании данных этого документа уполномоченный работник раз в месяц должен подводить итоги контроля и анализировать причины отстранения шоферов от работы. Результаты такого анализа должны быть доведены до сведения директора. При этом особое внимание как сам медработник, так и руководитель должны обратить на случаи отстранения от работы в связи с употреблением алкоголя и наркотиков.

Как проводится контроль трезвости и медосмотр водителя

Контроль состояния здоровья работников проводят непосредственно перед началом рабочей смены или выезда в рейс. Происходит предрейсовый медосмотр следующим образом.

  1. Визуальный осмотр сотрудника: походка, внешний вид, поведение.
  2. Опрос о состоянии здоровья.
  3. Медосмотр видимых слизистых и кожных покровов (наличие расчесов, следов от инъекций на руках, бледность или покраснение кожных покровов, состояние зрачков (сужены или расширены)).
  4. Измерение артериального давления и пульса (если выявлено отклонение от нормы, нужно провести повторное исследование не менее чем через 20 минут).
  5. Выявление признаков опьянения (алкогольного, наркотического или иного токсического) или остаточных явлений опьянения.

Для последнего этапа медосмотра могут проводиться лабораторные и инструментальные исследования. Например, определение содержания алкоголя в выдыхаемом воздухе или анализ мочи.

По результатам всех этих исследований уполномоченный медработник делает заключение о возможности выхода в рейс. Если допуск получен, то на путевом листе должен быть поставлен штамп «Прошел предрейсовый медицинский осмотр» или запись от руки, заверенные подписью лица, которое проводило контроль. Если шофер контроль не прошел, об этом составляется протокол.

В каких случаях запрещен допуск к работе и каковы последствия этого

Если в ходе предрейсового медосмотра были выявлены состояния и заболевания, которые препятствуют работе, например, признаки опьянения или похмелья, повышенное давление или температура, такому сотруднику должна быть выдана справка для предъявления в поликлинику по месту жительства. В рейс такой сотрудник не идет. В справке должны быть указаны:

  • ее порядковый номер;
  • дата (число, месяц, год) и время (часы, минуты) проведения контроля;
  • цель направления в поликлинику;
  • предварительный диагноз;
  • объем помощи, оказанной на месте;
  • подпись медицинского работника, выдавшего справку, с расшифровкой подписи.

Такие справки подлежат обязательному учету. Работодатель, получив информацию о недопуске шофера в результате предрейсового медосмотра, должен отстранить его от работы в силу статьи 76 ТК РФ . Это делается путем издания приказа в произвольной форме. Указанный в приказе сотрудник должен быть ознакомлен с ним под подпись. При отказе от подписи составляется соответствующий акт. До установления обстоятельств, которые стали причиной состояния шофера (в случае его виновного повидения), заработная плата ему не начисляется.

Сам водитель должен явиться в поликлинику и предъявить справку. Врач обследует его, может выдать больничный лист и освободить от работы на время болезни или сделать отметку о том, что оснований для оформления больничного нет. В этом случае сотрудник должен приступить к работе на следующий день. Если в действительности необходимости в отстранении не было, то день, который сотрудник пропустит из-за посещения врача, включается в рабочее время, но оплачивается при отстутствии больничного как простой в соответствии со ст. ст. 157 ТК РФ .

Ответственность работодателя за выпуск водителя на линию без медосмотра

Допуск водителей к работе без проведения предрейсового или предсменного медосмотра является административным правонарушением. Ответственность за такое деяние предусмотрена частью 3 статьи 5.27.1 КоАП РФ . Размер штрафа составляет:

  • на должностных лиц и индивидуальных предпринимателей — от 15 000 до 25 000 рублей;
  • на юридических лиц — от 110 000 до 130 000 рублей.

За повторное нарушение должностное лицо или ИП заплатит штраф до 40 000 рублей, кроме того, может грозить дисквалификация на срок от года до трех. Организацию оштрафуют в размере до 200 000 рублей или приостановят ее деятельность на срок до 90 суток. Об этом сказано в части 5 вышеупомянутой статьи.

Также можно получить штраф за нарушение порядка проведения обязательного освидетельствования водителей перед рейсом по статье 11.32 КоАП РФ . Размер штрафов составляет:

  • на должностных лиц — от 2000 до 3000 рублей;
  • на юридических лиц — от 30 000 до 50 000 рублей.

Индивидуальные предприниматели в этой статье приравниваются к юридическим лицам с соответствующим размером штрафа. Кроме того, должностные лица, которые допустили выезд транспортного средства с нетрезвым шофером за рулем, могут быть также оштрафованы по статье 12.32 КоАП РФ . Размер штрафа составит до 20 000 рублей. Аналогично наказание могут понести организация и ИП. Их оштрафуют на 100 000 рублей.



Понравилась статья? Поделиться с друзьями: