Правила безопасной эксплуатации транспортных средств. Организация безопасной эксплуатации автотранспорта на ОЭ. Рабочее время водителей

Основные требования при эксплуатации автомобилей изложены в Ме­жотраслевых правилах по охране труда на автомобильном и городском элект­рическом транспорте, утвержденных постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь, Министерства транспорта и ком­муникаций Республики Беларусь от 04.12.2008 № 180/128 (далее - Правила).

В соответствиями с требованиями Правил должностные и иные лица транс­портных и других организаций, ответственные за техническое состояние и эксплуатацию транспортных средств, не должны допускать к участию в дорож­ном движении транспортные средства и водителей при нарушении требова­ний, установленных Правилами дорожного движения и данными Правилами.

Водители должны проходить предрейсовый медицинский осмотр со­гласно Инструкции о порядке проведения предрейсовых и иных медицин­ских обследований водителей механических транспортных средств (за ис­ключением колесных тракторов), утвержденной постановлением Министер­ства здравоохранения Республики Беларусь от 3 декабря 2002 г. № 84.

Каждый автомобиль должен быть оснащен не менее чем двумя противо­откатными упорами для подкладывания под колеса, собранной из двух слоев деревянной подкладкой под пяту домкрата, равной двух-, трехкратной пло­щади пяты, и толщиной не менее 30 - 40 мм, медицинской аптечкой; знаком аварийной остановки или мигающим красным фонарем и огнетушителем.

Автобусы и грузовые автомобили, предназначенные для перевозки людей и специально оборудованные для этих целей, должны укомплекто­вываться дополнительным огнетушителем, при этом один огнетушитель находится в кабине водителя, второй - в пассажирском салоне автобуса или кузове автомобиля.

При направлении в дальний рейс (поездка продолжительностью бо­лее 12 часов) грузовые автомобили и автобусы дополнительно должны снабжаться металлическими подставками, лопатой, буксирным приспо­соблением, в зимнее время - дополнительно цепями противоскольже­ния. Укомплектованность автомобиля данными приспособлениями долж­на подтверждаться записями в путевом листе лица, ответственного за выпуск автомобиля на линию, и водителя.

Наниматель обязан перед выездом информировать водителя об усло­виях работы на линии и особенностях перевозимого груза, а при направ­лении водителя в рейс продолжительностью более одного дня - прове­рять укомплектованность автомобиля необходимыми приспособлениями, оборудованием и инвентарем и их исправность.

Наниматель не вправе:

Требовать от водителя (водитель не имеет права) выезжать на транс­портном средстве, если его техническое состояние и дополнительное обо­рудование не соответствуют Правилам дорожного движения, данным Правилам;


Направлять водителя в рейс, если он не имел до выезда отдыха, предусмотренного законодательством о труде.

Направляя водителя в рейс продолжительностью более одного дня, нани­матель обязан записать в путевой лист маршрут следования и режим работы водителя, провести инструктаж по безопасности дорожного движения.

При направлении двух и более автомобилей для совместной работы на срок более двух дней наниматель обязан приказом назначить лицо, ответственное за соблюдение требований по охране труда. Выполнение распоряжений этого лица обязательно для всех водителей данной группы автомобилей.

Работа автомобилей на строительных площадках, территории промыш­ленных предприятий и тому подобном допускается только с разрешения соответствующих должностных лиц, ответственных за безопасность труда на указанных объектах.

Перед направлением на работу в карьер водитель должен быть допол­нительно проинструктирован по правилам безопасности при разработке месторождений полезных ископаемых открытым способом с записью в журнале регистрации инструктажа по охране труда.

Не допускается выполнение работ по обслуживанию и ремонту транс­портных средств на расстоянии ближе 5 м от зоны действия погрузочно-разгрузочных механизмов.

Буксировка неисправных транспортных средств должна осуществляться в соответствии с Правилами дорожного движения.

Наниматель перед направлением автомобилей в рейс по зимним до­рогам, льду рек, озер и других водоемов должен убедиться в их приемке и открытии для эксплуатации, информировать водителей об особенностях маршрута, мерах безопасности и местах нахождения ближайших струк­турных подразделений государственной автомобильной инспекции, орга­низаций здравоохранения, дорожно-эксплуатационных организаций и тому подобных, а также помещениях для отдыха по всему пути следования.

Перевозка опасных грузов должна осуществляться только на специ­ально оборудованных автомобилях для конкретных грузов и при наличии аварийной карточки, предоставляемых заводом-изготовителем или отпра­вителем груза водителю, сопровождающему лицу.

Ежедневно при выпуске на линию и приемке с линии газобаллонные авто­мобили должны подвергаться дополнительному осмотру с целью проверки гер­метичности и исправности газовой аппаратуры. Герметичность всех соедине­ний, газопроводов, клапанов газового редуктора проверяется с помощью специ­альных приборов или мыльной эмульсией. Обнаруженные неисправности га­зовой аппаратуры устраняются только в цехах (на постах) по ремонту и регули­ровке газовой аппаратуры или в специализированной мастерской.

Не допускается запускать двигатель и эксплуатировать автомобили с неисправной газовой аппаратурой и нарушенной герметичностью.

При ремонте транспортного средства на линии водитель обязан со­блюдать требования безопасности, установленные для ремонта и техни­ческого обслуживания транспортного средства. При отсутствии у водите­ля необходимых приспособлений и инструмента ремонт не допускается. Не допускаются к ремонту на линии посторонние лица (грузчики, сопро­вождающие, пассажиры и другие).

При эксплуатации автомобильного транспорта, тракторов, других транспортных средств необходимо руководствоваться Межотраслевыми правилами по охране труда на автомобильном транспорте, утвержденные постановлением Минтруда России от 12 Мая 2003 г. N 28, Правилами перевозки опасных грузов автомобильным транспортом, утвержденные приказом министерством.транспорта РФ от 8.08.95 №73. (с послед. ред.), ГОСТ. 12.2.019-86 "ССБТ. Тракторы и машины самоходные сельскохозяйственные. Общие требования безопасности", ГОСТ 12.2.102-89 "ССБТ. Машины и оборудование лесозаготовительные и лесосплавные, тракторы лесопромышленные" и другими действующими нормативными правовыми актами по охране труда.
Техническое состояние, оборудование и укомплектованность автомобилей всех типов, марок, назначений, прицепов, полуприцепов, а также всех механических средств, находящихся в эксплуатации, должны соответствовать Правилам технической эксплуатации подвижного состава автомобильного транспорта, Правилам дорожного движения. Транспортные средства должны быть полностью укомплектованы в соответствии с действующими техническими условиями.
К кабине (салону) автомобиля предъявляются следующие требования:
- ветровые и боковые стекла не должны иметь трещин и затемнений, затрудняющих видимость;
- боковые стекла должны плавно передвигаться от руки или стеклоподъемными механизмами;
- на сиденье и спинке сиденья не допускаются провалы, рваные места, выступающие пружины и острые углы, сиденья и спинка должны иметь исправную регулировку, обеспечивающую удобную посадку водителя;
- концентрация вредных веществ в кабине грузового автомобиля, внутри салена и кабины автобуса и кузова легкового автомобиля не должна превышать установленной санитарной нормы (в мг/м3: окись углерода - 20; акролеин - 0,2; окислы азота - 5; пары бензина - 100; бутан - 300);
- замки всех дверей, а также привод управления дверьми (на автобусах) должны быть исправными, исключающими возможность их самопроизвольного открывания во время движения;
- отопительные устройства кабины транспортного средства и пассажирского салона в холодное время года должны быть исправны. Применение отработанных газов для отопления не допускается; - пол кабины (салона) и кузова легкового автомобиля должен застилаться ковриком, не имеющим случайных отверстий и прочих повреждений.
Органы управления автомобилем должны быть с исправными уплотнениями, препятствующими проникновению отработанных газов в кабину или пассажирский салон автомобиля.
Система питания, смазки и охлаждения не должны иметь течи топлива, масла, антифриза или воды. Вентиляция картера двигателя должна работать исправно, не допуская прорыва газов в подкапотное пространство. Техническое состояние электрооборудования автомобиля должно обеспечивать пуск двигателя при помощи стартера, бесперебойное и своевременное зажигание смеси в цилиндрах двигателя, безотказную работу приборов освещения, сигнализации и электрических приборов. Аккумуляторная батарея должна быть надежно укреплена. Не допускается течи электролита из моноблока аккумуляторной батареи.
Каждое транспортное средство должно быть обеспечено специальными упорами (башмаками) не менее 2 шт. для подкладывания под колеса, широкой подкладкой под пяту домкрата, а также медицинской аптечкой, знаком аварийной остановки или мигающим красным фонарем и огнетушителем.
При направлении в дальний рейс (продолжительностью более 1 суток) грузовые автомобили и автобусы должны дополнительно снабжаться металлическими козелками, лопатой, буксирным приспособлением, предохранительной вилкой для замочного кольца колеса, а в зимнее время - дополнительно цепями противоскольжения.
Автомобили с поднимающимися кабинами должны иметь исправные защелки на упорах.
Кузов грузового бортового автомобиля, прицепа и полуприцепа не должен иметь поломанных брусьев и досок, техническое состояние бортов должно исключать возможность выпадения грузов при движении автомобиля.
Для перевозки пассажиров кузов бортового грузового автомобиля должен быть оборудован лестницей или скобами для посадки и высадки, сиденьями на удобной высоте, но не менее 15 см от верхнего края бортов; задние и продольно расположенные у боковых бортов сиденья должны иметь прочные спинки; бортовые запоры должны надежно закрепляться; число перевозимых людей не должно превышать количество оборудованных для сиденья мест.
Грузовой автомобиль, используемый для постоянной перевозки людей, должен быть специально оборудован устройствами для безопасности пассажиров.
Прицепы, полуприцепы и автомобили, предназначенные для перевозки длинномерных грузов, должны быть оборудованы исправными откидными стойками и щитами, иметь поворотные круги, снабженные приспособлениями для закрепления этих кругов при движении автомобиля без груза.
Все прицепы и полуприцепы, за исключением одноосных, должны иметь исправный стояночный тормоз, обеспечивающий удержание прицепа после его отсоединения от тягача, а также не менее двух противооткатных упоров (башмаков). Автомобили-самосвалы и прицепы-самосвалы должны иметь исправные устройства необходимой прочности, исключающие возможность самопроизвольного опускания поднятого кузова.
Весь специализированный подвижной состав должен отвечать соответствующим техническим условиям.
Все лестницы, переходные мостики и рабочие площадки на подвижном составе должны содержаться в исправном состоянии и очищаться от грязи, льда и снега.
Рабочие площадки, находящиеся на высоте более 0,7 м, должны быть оборудованы исправными ограждениями (перилами).
Тракторы должны изготовляться в соответствии с требованиями ГОСТ 12.2.003-91 "ССБТ. Оборудование производственное. Общие требования безопасности", ГОСТ 12.1.004-91-"ССБТ. Пожарная безопасность. Общие требования".
Углы поперечной статической устойчивости должны быть не менее:
35 - для тракторов тяговых классов более 0,6 (за исключением хлопководческих) при транспортной комплектации;
30 - для машин.
Уровень звука внешнего шума колесных тракторов не должен превышать 85 дБА.
Конструкция тракторов и машин должна обеспечивать безопасное проведение технического обслуживания.

Требования к техническому состоянию автотранспорта, производственному оборудованию и оснащению рабочих мест

В соответствии с разделом 6.1«Межотраслевых правил по охране труда па автомобильном транспорте. ПОТ РМ 027-2003», утвержденных постановлением Минтруда России от 12 мая 2003 г. № 28, к техническому состоянию автотранспорта (далее - AT) предъявляются следующие требования:

6.1.1. Техническое состояние, оборудование и укомплектованность AT всех типов, марок, назначений, прицепов и полуприцепов, находящихся в эксплуатации, должны соответствовать требованиям действующих нормативных актов.

6.1.2. К кабине (салону) AT предъявляются следующие
требования:
- боковые стекла должны плавно передвигаться стеклоподъемными механизмами;
- на сиденье и спинке сиденья не допускаются провалы, рваные места, выступающие пружины и острые углы;
- шум, вибрация, микроклимат и концентрация вредных веществ в кабине грузового автомобиля, внутри салона и кабины автобуса и кузова легкового автомобиля должны соответствовать значениям, указанным в действующих государственных стандартах, санитарных нормах и правилах, гигиенических нормативах;
- отопительные устройства кабины и салона в холодное время должны быть работоспособны;
- применять отработавшие газы в качестве теплоносителя для обогрева кабины и салона запрещается, они могут использоваться только для подогрева теплоносителя;
- пол кабины, салона и кузова AT должен застилаться ковриком, не имеющим отверстий и прочих повреждений.

6.1.3. Органы управления AT должны быть с исправными уплотнениями, препятствующими проникновению отработавших газов в кабину или пассажирский салон автомобиля (автобуса).

6.1.4. Диски колес должны надежно крепиться на ступицах. Замочные кольца дисков колес должны быть исправны и правильно установлены на своих местах. Запрещается наличие трещин и погнутости дисков колес.

6.1.5. Техническое состояние электрооборудования AT должно обеспечивать пуск двигателя при помощи стартера, бесперебойное и своевременное зажигание смеси в цилиндрах двигателя, безотказную работу приборов освещения, сигнализации и электрических контрольных приборов, а также исключать возможность искрообразования в проводах и зажимах. Все провода электрооборудования должны иметь надежную, неповрежденную изоляцию. Аккумуляторная батарея должна быть чистой и надежно укреплена. Запрещается утечка электролита из моноблока аккумуляторной батареи.

6.1.6. Каждое AT должно быть обеспечено специальными упорами (не менее двух штук) для подкладывания под колеса, широкой подкладкой под пяту домкрата, а также медицинской аптечкой, знаком аварийной остановки или мигающим красным фонарем и огнетушителем.

6.1.7. Автобусы и грузовые автомобили, приспособленные для перевозки людей и специально оборудованные для этих целей, должны укомплектовываться дополнительно вторым огнетушителем, при этом один огнетушитель находится в кабине водителя, второй - в пассажирском салоне автобуса или кузове автомобиля в соответствии с требованиями действующих нормативных актов.

6.1.8. При направлении в дальний рейс (продолжительностью более суток) грузовые автомобили и автобусы должны дополнительно снабжаться металлическими козелками, лопатой, буксирным приспособлением, предохранительной вилкой для замочного кольца колеса, а в зимнее время - дополнительно цепями противоскольжения.

6.1.9. Храповик коленчатого вала должен иметь несработанные прорези, а пусковая рукоятка - прямую шпильку соответствующей длины и прочности. Ручка пусковой рукоятки должна быть гладкой, без заусенцев.

6.1.10. Выпускные трубы и глушитель не должны иметь трещин и пробоев, а их соединения не должны пропускать отработавшие газы. Конец выпускной трубы не должен иметь вмятин и повреждений.

6.1.11. АТС с поднимающимися кабинами должны иметь исправные защелки на упорах кабин.

6.1.12. Двери кабин, капоты должны быть с исправными ограничителями открытия и фиксаторами открытого и закрытого положения.

В соответствии с разделом 7.1 вышеуказанных Правил к производственному оборудованию и оснащению рабочих мест предъявляются следующие требования:

7.1.1. Производственное оборудование, инструмент и приспособления должны в течение всего срока эксплуатации отвечать требованиям действующих государственных стандартов.

Основные требования при эксплуатации автомобилей изложены в Ме­жотраслевых правилах по охране труда на автомобильном и городском элект­рическом транспорте, утвержденных постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь, Министерства транспорта и ком­муникаций Республики Беларусь от 04.12.2008 № 180/128 (далее - Правила).

В соответствиями с требованиями Правил должностные и иные лица транс­портных и других организаций, ответственные за техническое состояние и эксплуатацию транспортных средств, не должны допускать к участию в дорож­ном движении транспортные средства и водителей при нарушении требова­ний, установленных Правилами дорожного движения и данными Правилами.

Водители должны проходить предрейсовый медицинский осмотр со­гласно Инструкции о порядке проведения предрейсовых и иных медицин­ских обследований водителей механических транспортных средств (за ис­ключением колесных тракторов), утвержденной постановлением Министер­ства здравоохранения Республики Беларусь от 3 декабря 2002 г. № 84.

Каждый автомобиль должен быть оснащен не менее чем двумя противо­откатными упорами для подкладывания под колеса, собранной из двух слоев деревянной подкладкой под пяту домкрата, равной двух-, трехкратной пло­щади пяты, и толщиной не менее 30 - 40 мм, медицинской аптечкой; знаком аварийной остановки или мигающим красным фонарем и огнетушителем.

Автобусы и грузовые автомобили, предназначенные для перевозки людей и специально оборудованные для этих целей, должны укомплекто­вываться дополнительным огнетушителем, при этом один огнетушитель находится в кабине водителя, второй - в пассажирском салоне автобуса или кузове автомобиля.

При направлении в дальний рейс (поездка продолжительностью бо­лее 12 часов) грузовые автомобили и автобусы дополнительно должны снабжаться металлическими подставками, лопатой, буксирным приспо­соблением, в зимнее время - дополнительно цепями противоскольже­ния. Укомплектованность автомобиля данными приспособлениями долж­на подтверждаться записями в путевом листе лица, ответственного за выпуск автомобиля на линию, и водителя.

Наниматель обязан перед выездом информировать водителя об усло­виях работы на линии и особенностях перевозимого груза, а при направ­лении водителя в рейс продолжительностью более одного дня - прове­рять укомплектованность автомобиля необходимыми приспособлениями, оборудованием и инвентарем и их исправность.

Наниматель не вправе:

Требовать от водителя (водитель не имеет права) выезжать на транс­портном средстве, если его техническое состояние и дополнительное обо­рудование не соответствуют Правилам дорожного движения, данным Правилам;

Направлять водителя в рейс, если он не имел до выезда отдыха, предусмотренного законодательством о труде.

Направляя водителя в рейс продолжительностью более одного дня, нани­матель обязан записать в путевой лист маршрут следования и режим работы водителя, провести инструктаж по безопасности дорожного движения.

При направлении двух и более автомобилей для совместной работы на срок более двух дней наниматель обязан приказом назначить лицо, ответственное за соблюдение требований по охране труда. Выполнение распоряжений этого лица обязательно для всех водителей данной группы автомобилей.

Работа автомобилей на строительных площадках, территории промыш­ленных предприятий и тому подобном допускается только с разрешения соответствующих должностных лиц, ответственных за безопасность труда на указанных объектах.

Перед направлением на работу в карьер водитель должен быть допол­нительно проинструктирован по правилам безопасности при разработке месторождений полезных ископаемых открытым способом с записью в журнале регистрации инструктажа по охране труда.

Не допускается выполнение работ по обслуживанию и ремонту транс­портных средств на расстоянии ближе 5 м от зоны действия погрузочно-разгрузочных механизмов.

Буксировка неисправных транспортных средств должна осуществляться в соответствии с Правилами дорожного движения.

Наниматель перед направлением автомобилей в рейс по зимним до­рогам, льду рек, озер и других водоемов должен убедиться в их приемке и открытии для эксплуатации, информировать водителей об особенностях маршрута, мерах безопасности и местах нахождения ближайших струк­турных подразделений государственной автомобильной инспекции, орга­низаций здравоохранения, дорожно-эксплуатационных организаций и тому подобных, а также помещениях для отдыха по всему пути следования.

Перевозка опасных грузов должна осуществляться только на специ­ально оборудованных автомобилях для конкретных грузов и при наличии аварийной карточки, предоставляемых заводом-изготовителем или отпра­вителем груза водителю, сопровождающему лицу.

Ежедневно при выпуске на линию и приемке с линии газобаллонные авто­мобили должны подвергаться дополнительному осмотру с целью проверки гер­метичности и исправности газовой аппаратуры. Герметичность всех соедине­ний, газопроводов, клапанов газового редуктора проверяется с помощью специ­альных приборов или мыльной эмульсией. Обнаруженные неисправности га­зовой аппаратуры устраняются только в цехах (на постах) по ремонту и регули­ровке газовой аппаратуры или в специализированной мастерской.

Не допускается запускать двигатель и эксплуатировать автомобили с неисправной газовой аппаратурой и нарушенной герметичностью.

При ремонте транспортного средства на линии водитель обязан со­блюдать требования безопасности, установленные для ремонта и техни­ческого обслуживания транспортного средства. При отсутствии у водите­ля необходимых приспособлений и инструмента ремонт не допускается. Не допускаются к ремонту на линии посторонние лица (грузчики, сопро­вождающие, пассажиры и другие).

108. Основные требования охраны труда при техническом обслуживании и ремонте автомобилей

Техническое обслуживание (ТО) и технический ремонт (ТР) автомоби­лей необходимо выполнять в соответствии с требованиями Межотрасле­вых правил по охране труда на автомобильном и городском электричес­ком транспорте, утвержденных постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь, Министерства транспорта и коммуникаций Республики Беларусь от 04.12.2008 № 180/128, и требова­ниями, предъявляемыми к техническому обслуживанию и текущему ре­монту подвижного состава автомобильного транспорта.

ТО и ТР транспортных средств производятся в специально отведен­ных местах (постах), оснащенных необходимыми приборами и приспо­соблениями, инвентарем, оборудованием и инструментом, в том числе специализированным, предусмотренными определенным видом работ.

На посты ТО и ТР транспортные средства должны подаваться чисты­ми и в сухом состоянии.

Постановка автомобилей на посты ТО и ТР осуществляется под руко­водством мастера или начальника участка.

Участие водителей, работников других профессий и должностей в тех­ническом обслуживании и ремонте транспортного средства допускается при соответствии их квалификации квалификационной характеристике выполняемых работ.

Автомобиль, установленный на напольный пост ТО и ТР, необходимо надежно закрепить путем установки не менее двух противооткатных упо­ров под колеса, затормозить стояночным тормозом, при этом рычаг короб­ки переключения передач должен быть установлен в нейтральное положение. На автомобилях с бензиновыми двигателями следует выключить зажи­гание, а на автомобилях с дизельными двигателями перекрыть подачу топ­лива. Во всех случаях кнопка массы автомобиля должна быть выключена.

На рулевое колесо должна быть вывешена табличка с надписью: «Дви­гатель не запускать! Работают люди!».

Перед вывешиванием автомобиля с помощью грузоподъемных машин и механизмов все другие работы на нем должны быть прекращены, а исполнители этих работ должны быть удалены на безопасное расстояние.

Перемещение автомобилей с помощью подъемников необходимо про­изводить в соответствии с требованиями руководства по эксплуатации подъемников.

При обслуживании автомобиля на подъемнике (гидравлическом, элект­ромеханическом) на пульте управления подъемником должна быть вывеше­на табличка с надписью: «Не трогать - под автомобилем работают люди!».

Рабочие, производящие обслуживание и ремонт транспортных средств, должны обеспечиваться соответствующими исправными инструментами и приспособлениями.

При необходимости выполнения работ под транспортным средством, находящимся вне осмотровой канавы, подъемника, эстакады, работники должны обеспечиваться лежаками. Работать лежа на полу или земле без лежака не допускается.

При вывешивании части автомобиля, прицепа, полуприцепа подъем­ными механизмами (домкратами, талями и тому подобным), кроме стацио­нарных, необходимо вначале подставить под неподнимаемые колеса про­тивооткатные упоры, вывесить автомобиль, подставить под вывешенную часть козелки и опустить на них автомобиль. Перед вывешиванием зад­ней оси расцепленного двухосного прицепа необходимо его поворотный круг зафиксировать стопорным устройством.

Работникам запрещается:

Выполнять какие-либо работы на автомобиле, прицепе, полуприце­пе, вывешенном только на одних подъемных механизмах, кроме специ­альных подъемников, обеспечивающих безопасность их эксплуатации без дополнительных подставок при соблюдении требований, изложенных в инструкциях по эксплуатации этих подъемников;

Подкладывать под вывешенный автомобиль, прицеп, полуприцеп вместо козелков диски колес, кирпичи и прочие случайные предметы;

Снимать и ставить рессоры на автомобилях, прицепах, полуприце­пах всех конструкций и типов без предварительной их разгрузки от мас­сы кузова путем вывешивания кузова с установкой козелков под него или раму автомобиля;

Проводить техническое обслуживание и ремонт автомобиля при работающем двигателе, за исключением отдельных видов работ, техноло­гия проведения которых требует пуска двигателя;

Поднимать или вывешивать автомобиль за буксирные приспособления, крюки путем захвата за них тросами, цепью или крюком подъемного механизма;

Находиться в осмотровой канаве, под эстакадой при перемещении по ним транспортных средств;

Оставлять инструмент и детали на краях осмотровой канавы;

Без наличия соответствующей квалификации самостоятельно про­изводить устранение неисправностей оборудования.

Не допускается пуск двигателя автомобиля на постах технического обслуживания и ремонта ремонтным рабочим, кроме водителя, бригадира или слесаря, назначаемых приказом по организации.

Ремонт, замена подъемного механизма кузова автомобиля-самосвала, са­мосвального прицепа или долив в него масла должны производиться после установки под поднятый кузов специального дополнительного упора, исклю­чающего возможность падения или самопроизвольного опускания кузова.

Не допускается:

Работать под поднятым кузовом автомобиля-самосвала, самосваль­ного прицепа без специального дополнительного упора;

Использовать случайные подставки и подкладки вместо специаль­ного дополнительного упора;

Работать с поврежденными или неправильно установленными упорами;

Пускать двигатель и перемещать автомобиль при поднятом кузове;

Производить ремонтные работы под поднятым кузовом автомобиля-самосвала, самосвального прицепа без предварительного его освобожде­ния от груза.

Автомобили-цистерны для перевозки легковоспламеняющихся, взры­воопасных, токсичных и тому подобных грузов, а также резервуары для их хранения перед ремонтом необходимо полностью очистить от остатков вышеуказанных продуктов.

Газобаллонные автомобили могут въезжать на посты ТО и ТР толь­ко после перевода их на бензин или дизельное топливо. В зоне ТО и ТР транспортных средств не допускается:

Заправлять автомобили топливом;

Мыть агрегаты, узлы и детали легковоспламеняющимися жидкостя­ми (бензином, растворителями и тому подобным);

Хранить легковоспламеняющиеся и горючие жидкости, кислоты, краски, карбид кальция и так далее;

Хранить чистые обтирочные материалы вместе с использованными;

Загромождать проходы между стеллажами и выходы из помещений (материалами, оборудованием, тарой и тому подобным);

Хранить отработанное масло, порожнюю тару из-под топлива, сма­зочных материалов и антифриза.

При ремонте и обслуживании автобусов и грузовых автомобилей ра­ботники должны быть обеспечены подмостями или лестницами-стремян­ками. Применять приставные лестницы не допускается.

В соответствие с нормативными правовыми актами Российской Федерации транспортные средства, должны соответствовать требованиям государственных стандартов по безопасности труда, а вновь приобретаемые - как правило, иметь сертификат на соответствие требованиям безопасности труда.

Запрещается эксплуатация транспортных средств без предусмотренных их конструкцией ограждающих устройств, блокировок, систем сигнализации и других средств коллективной защиты работающих.

Вновь приобретенные, арендованные или полученные после капитального ремонта транспортные средства допускаются к эксплуатации после их освидетельствования и опробования лицом, ответственным за их эксплуатацию. Перечень неисправностей, при которых запрещается их эксплуатация, определяется согласно документации завода-изготовителя.

Техническое обслуживание и ремонт транспортных средств осуществляется только после остановки и выключения двигателя (привода) при исключении возможности случайного пуска двигателя, самопроизвольного движения машины и ее частей, снятия давления в гидро- и пневмосистемах, кроме случаев, которые допускаются эксплуатационной и ремонтной документацией.

При техническом обслуживании и ремонте сборочные единицы машины, транспортного средства, имеющие возможность перемещаться под воздействием собственной массы, должны быть заблокированы механическим способом или опущены на опору с исключением возможности их самопроизвольного перемещения. При техническом обслуживании машин с электроприводом должны быть приняты меры, не допускающие случайной подачи напряжения в соответствии с межотраслевыми правилами по охране труда при эксплуатации электроустановок потребителей.

Рабочие места при техническом обслуживании и текущем ремонте транспортных средств должны быть оборудованы комплектом исправного инструмента, приспособлений, инвентаря, грузоподъемных приспособлений и средств пожаротушения. Включение, запуск и работа транспортных средств должны производиться лицом, за которым они закреплены и имеющим соответствующий документ на право управления этим средством.

При использовании транспортных средств в условиях, установленных эксплуатационной документацией, уровни шума, вибрации, запыленности, загазованности на рабочем месте водителя не должны превышать действующие нормы, а освещенность не должна быть ниже предельных значений, установленных действующими нормами.

Техническое состояние и оборудование автомобилей всех типов, марок и назначений, находящихся в эксплуатации, должны соответствовать правилам по охране труда на автомобильном транспорте. Они должны проходить технические осмотры в соответствии с правилами проведения государственного технического осмотра транспортных средств Государственной инспекцией безопасности дорожного движения МВД России,.

При размещении и эксплуатации транспортных средств должны быть приняты меры, предупреждающие их опрокидывание или самопроизвольное перемещение под действием ветра, при уклоне местности или просадке грунта. Перемещение, установка транспортного средства вблизи выемок (котлованов, траншей, канав и т.п.) с неукрепленными откосами разрешаются только за пределами призмы обрушения грунта на расстоянии, установленном организационно-технологической документацией.

Строительно-монтажные работы с применением машин в охранной зоне действующей линии электропередачи следует производить под непосредственным руководством лица, ответственного за безопасность производства работ, при наличии письменного разрешения организации - владельца линии и наряда-допуска.

При установке строительных машин и применении транспортных средств с поднимаемым кузовом в охранной зоне воздушной линии электропередачи необходимо снять напряжение с воздушной линии электропередачи. При обоснованной невозможности снятия напряжения с воздушной линии электропередачи работу строительных машин в охранной зоне линии электропередачи разрешается производить при условии выполнения следующих требований:

а) расстояние от подъемной или выдвижной части строительной машины в любом ее положении до находящейся под напряжением воздушной линии электропередачи должно быть не менее установленных нормативов;

б) корпуса машин, за исключением машин на гусеничном ходу, при их установке непосредственно на грунте, должны быть заземлены при помощи инвентарного переносного заземления.

Установка стрелового самоходного крана в охранной зоне линии электропередачи на выносные опоры и отцепление стропов перед подъемом стрелы должны осуществляться непосредственно машинистом крана без привлечения стропальщиков.

При необходимости использования машин в экстремальных условиях (срезка грунта на уклоне, расчистка завалов вблизи ЛЭП или эксплуатируемых зданий и сооружений) следует применять машины, оборудованные дополнительными средствами коллективной защиты, предупреждающими воздействие на работников и других лиц опасных производственных факторов, возникающих при работе машин в указанных условиях.

Транспортирование машин, транспортных средств через естественные препятствия или искусственные сооружения, а также через неохраняемые железнодорожные переезды допускается только после обследования состояния пути движения. При необходимости путь движения машины, транспортного средства должен быть спланирован и укреплен с учетом требований, указанных в эксплуатационной документации машины, транспортного средства.

При эксплуатации машин, имеющих подвижные рабочие органы, необходимо предупредить доступ людей в опасную зону работы, граница которой находится на расстоянии не менее 5 м. от предельного положения рабочего органа, если в инструкции завода-изготовителя отсутствуют иные повышенные требования.

Для организации движения автотранспорта на производственной территории должны быть разработаны и установлены на видных местах схемы движения транспортных средств и основные маршруты перемещения для работников.

При работе на автомобильном транспорте необходимо:

Соблюдать меры осторожного обращения с источниками огня, высоких температур;

Контролировать параметры газовоздушной среды, не допуская их до пороговых значений и др.;

Не допускать пролива и протечек топлива, открытого выделения паров топлива.

Стоянка автотранспортных средств в помещении с работающим двигателем внутреннего сгорания запрещается. Для подогрева двигателя и системы питания, устранения ледяных образований и пробок разрешается применять только горячий воздух, горячую воду или пар. Не допускается использовать открытый огонь для разогрева узлов машины, транспортного средства, а также эксплуатировать машины при наличии течи в топливных и масляных системах.

Руководитель обязан информировать водителя перед выездом на линию об условиях работы на линии и особенностях перевозимого груза.

Движение транспортных средств по льду рек и водоемов допускается только по специально обозначенным маршрутам, имеющим указатели о максимально допустимой грузоподъемности ледовой переправы. Движение должно осуществляться при открытых дверях кабины водителя. При этом в транспортном средстве не должны находиться люди (за исключением водителя). Дату открытия и прекращения движения по ледовой переправе устанавливает руководитель организации, в ведении которой находится переправа.

В местах посадки (высадки) людей в транспортные средства должны быть оборудованы специальные площадки или применяться иные устройства, обеспечивающие безопасность людей. Перед началом движения транспортного средства водитель обязан убедиться в окончании посадки, в правильности размещения людей и предупредить их о начале движения.

Подача автомобиля задним ходом в зоне, где выполняются какие-либо работы, должна производиться водителем только по команде одного из работников, занятых на этих работах.

Перевозка крупногабаритных и тяжеловесных грузов автомобильным транспортом по дорогам, открытым для общего пользования, должна выполняться с соблюдением требований инструкции по перевозке крупногабаритных и тяжеловесных грузов автомобильным транспортом и согласовываться с органами дорожного движения в установленном порядке.

При загрузке автомобиля навалочным или штучным грузом необходимо соблюдать следующие требования:

Навалочный груз должен равномерно распределяться по всей площади кузова автомобиля;

Штучные грузы, возвышающиеся над бортами кузова, должны быть закреплены;

Ящичный, бочковой и другой аналогичный штучный груз должен быть уложен в кузов автомобиля и закреплен так, чтобы при передвижении автомобиля он не мог перемещаться по полу кузова.

Прицепы, полуприцепы и платформы автомобиля, предназначенные для перевозки длинномерных грузов, должны быть оборудованы:

а) съемными или откидными стойками и щитами, устанавливаемыми между кабиной и грузом;

б) поворотными кругами.

Поворотные круги должны иметь приспособление для их закрепления при движении без груза и стопоры, предотвращающие разворот прицепа при движении назад. Прицепы должны иметь устройство, не требующее его поддержки для сцепки с тягачом.

Перевозка автотранспортом опасных грузов должна выполняться в соответствии с требованиями правил перевозки опасных грузов автомобильным транспортом.

Автомобили, в которых перевозят баллоны со сжатым газом, должны быть оборудованы специальными стеллажами с выемками по диаметру баллонов, обитыми войлоком. Баллоны при перевозке должны иметь предохранительные колпаки. В жаркое время года баллоны необходимо укрывать брезентом без жирных (масляных) пятен.

Перевозка взрывчатых, радиоактивных, ядовитых, легковоспламеняющихся и других опасных грузов, а также необезвреженной тары из-под этих грузов должна производиться в соответствии с инструкциями, согласованными в установленном порядке с органами надзора.

Емкости с кислотами, щелочами и жидкими негорючими химикатами при перевозке необходимо устанавливать в кузове автомобиля вертикально и прочно укреплять.

Перевозка бензина допускается только в специальных цистернах или в металлической таре с плотно завинчивающимися пробками. Бензовозы должны быть оборудованы заземляющими цепями, а емкости для хранения бензина - заземлены. Перевозить этилированный бензин совместно с другими грузами, а также находиться при этом людям в кузове автомобиля не разрешается.

В соответствии с требованиями иностранных компаний водители и транспортные средства подрядчика и субподрядчика, предоставленные для выполнения работ, должны соответствовать Стандарту по управлению вопросами безопасности дорожного движения компании основные требования котрого изложены ниже.

Характер строительных работ и производственной деятельности по проекту компании определяет требования к дорожно-транспортным операциям. Комбинация дорожных условий и экологической ситуации, удаленности мест работы и стандартов вождения делает весьма существенным риск, связанный с автомобильным транспортом. Угрозы, связанные с управлением транспортными средствами, представляют собой одну из 6 основных категорий опасностей, установленных в обосновании вопросов ОТОСБиСД для автомобильного транспорта.

Поэтому очень важно, чтобы весь персонал, участвующий в выполнении дорожно-транспортных операций, применял обязательные средства управления, установленные стандартом. Данный персонал, а также подрядчики обязаны предпринять адекватные меры по снижению рисков, связанных с дорожно-транспортными операциями до ПЦНУ и обеспечить охрану труда и безопасность персонала, использующего автомобильный транспорт при выполнении своих обязанностей.

Весь персонал Компании при движении по дорогам на транспортных средствах Компании или по делам Компании всегда обязан выполнять приводимые ниже «золотые правила» по безопасности дорожного движения.

Обязательно:

пользоваться ремнями безопасности -- на передних и задних сидениях в легковом, грузовом автомобиле или в автобусе,

руководствоваться Планом поездки.

Ни в коем случае:

не превышать оптимальную (для данных погодных, дорожных условий и состояния покрытия) скорость,

не употреблять спиртных напитков в дороге.

Для дорог используемых компанией:

Профессиональный инженер-строитель дорог должен официально проверить план дороги до начала производства работ по этому плану;

Официальные пуско-наладочные работы должны быть произведены и подписаны профессиональным инженером-строителем дорог и хозяином объекта до введения дороги в эксплуатацию;

Инспекции должны проводиться регулярно через промежутки времени, определяемые частотой использования дороги, местными климатическими условиями и уровнем подверженности рискам;

Предложения по текущему обслуживанию должны быть одобрены профессиональным инженером-строителем автомагистралей;

Отчеты о состоянии дороги и корректирующих действиях должны быть доступны всем водителям, чтобы они могли сообщать о достоянии дороги, покрытия и дорожных знаков.

Известные места с повышенным риском, включая общественные и принадлежащие третьей стороне дороги, должны быть отмечены на карте, чтобы быть включенными в процедуру по управлению поездками.

При использовании автомобильного транспорта в компании необходимо применять систему управления поездками. Существуют пять основных причин применения системы управления поездками:

Проверка обоснованности каждой поездки с точки зрения производственной необходимости;

Выбор наиболее приемлемого вида транспорта для каждой поездки;

Совместное использование транспорта с другими сотрудниками, совершающими поездки по тому же маршруту, для сведения к минимуму пробега транспортного средства;

Обеспечение способности водителей управлять транспортным средством в течение всего времени пребывания в пути;

Обеспечение активного мониторинга совершаемых поездок, чтобы гарантировать их безопасное завершение и оказание эффективной помощи в случае дорожно-транспортного происшествия или задержки транспортных средств.

Компания должна разработать процедуры по регулированию поездок для удовлетворения приведенным выше критериям. Подрядчики должны либо использовать процедуру Компании, либо применить свою собственную систему регулирования командировок при условии, что она соответствует и удовлетворяет вышеупомянутым критериям.

Управление транспортными средствами в темное время суток (которое определяется как период времени через 30 минут после заката солнца и за 30 минут до восхода солнца) не разрешается. Исключения составляют случаи реагирования в аварийной ситуации или явно выраженной производственной необходимости. Ответственность за разрешение на управление транспортными средствами в ночное время, которое выдается в индивидуальном порядке, несет лицо, санкционирующее поездку. Это требование не относится к перемещениям на автобусах сменных бригад.

Управление транспортными средствами Компании в условиях бездорожья разрешается только в случае явно выраженной производственной необходимости. Термин «вождение в условиях бездорожья» означает управление автомобилем на участках почвы, не подготовленных для езды, то есть не выровненных и не имеющих дорожного покрытия. В этом случае в Плане поездки должны быть предусмотрены дополнительные меры по управлению ОТОСБиСД для компенсации рисков, связанных с вождением в условиях бездорожья.

Транспортные средства должны быть оснащены бортовыми системами мониторинга (БСМ). БСМ должны использоваться для предоставления информации супервайзерам с тем, чтобы обеспечить квалифицированную помощь для водителей, постоянное улучшение ими стиля вождения, а также создать основу для идентификации водителей и системы их премирования.

Менеджеры автомобильного транспорта должны обеспечивать наличие необходимых организационных мер для выявления и реагирования на чрезвычайные ситуации, связанные с транспортными средствами. Планы управления поездками должны предусматривать, каким образом данные меры применяются для конкретных поездок:

Организация мер реагирования на чрезвычайные ситуации должна включать в себя:

Определение способа выявления потребности в реагировании (например, экстренная связь, задержка прибытия и т.д.), и возможности применения различных способов для разных видов поездок;

Организацию мер по оказанию соответствующей технической и медицинской помощи на месте аварии;

Организацию мер по нахождению потерявшегося персонала и починке/эвакуации транспортного средства;

Организацию сбора груза, выпавшего из транспортного средства во время аварии;

Организацию ликвидации всех утечек загрязняющих веществ, которые могут повлиять на окружающую среду.

Компания, ее подрядчики и субподрядчики должны сформировать группы мониторинга дорожной безопасности, ответственные за оценку соответствия стандартам и процедурам по автомобильному транспорту. Группы мониторинга дорожной безопасности будут проводить проверки на дорогах, чтобы удостовериться в соответствии автомобильного транспорта требованиям СЭИК. Сюда входят проверки пригодности транспортных средств и их технического состояния, грузов и методов их крепления, проверки водительских документов и документов на транспортные средства, скорости движения и поведения водителей.

Результаты таких проверок - положительные и отрицательные - сообщаются водителям и их работодателям.

Подрядчик обязан сообщить компании об отстранении водителя подрядчика или субподрядчика от выполения работ в рамках проекта по следующим причинам:

Отстранение от работы за вождение в состоянии алкогольного/наркотического опьянения;

Отстранение от работы за несоблюдение скоростного режима;

Явился причиной ДТП (которое, согласно матрице оценке рисков, оценивается по 3-му или более высокому уровню в отношении людей);

Лишение водительских прав органами власти при исполнении служебного задания;

Уволен, в связи с кражей корпоративного имущества.

Все транспортные средства должны быть соответствующим образом застрахованы в соответствии с законодательством Российской Федерации с учетом тех видов операций, для которых они используются.

Компенсации за травмы, полученные водителем или пассажиром, должны оговариваться в договоре между компанией ее подрядчиками. Данное обстоятельство предусматривает взаимную компенсацию за ущерб между компанией и подрядчиками, которая должна быть основным положением при нанесении повреждения или причинении ущерба людям или имуществу. По соглашению о взаимной компенсации компания несет ответственность за имущество и людей даже в случае, когда ущерб причинен в результате небрежности Подрядчика (и наоборот).

Если участником дорожно-транспортного происшествия оказался российский служащий, будь он водителем или пассажиром, то данное происшествие рассматривается как «профессиональный инцидент» и при расследовании по нему в случае травмы или смертельного исхода применяются правовые нормы в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Посторонние лица не должны находиться в транспортных средствах Компании за исключением случаев, когда перед поездкой они заполняют и сдают в Транспортный отдел форму «Освобождение и отказ от ответственности» Любые лица, не относящиеся к указанным в настоящем стандарте категориям, но желающие совершить поездку в транспортном средстве компании, должны заполнить форму «Освобождение и отказ от ответственности».



Понравилась статья? Поделиться с друзьями: