Причинение среднего вреда здоровью при дтп ответственность. Причинение легкого вреда здоровью в результате дтп. Тяжкие телесные повреждения при ДТП — наказание

Очень часто дорожные происшествия заканчиваются весьма плачевно не только для автомобилей, а и для водителей. При столкновении есть высокая вероятность получить травмы и повреждения. О том, что делать, если в вашем случае имело место причинение вреда здоровью средней тяжести при ДТП, рассказывается далее.

В первую очередь необходимо заметить, что дорожные происшествия бывают разные, и соответственно ответственность за случившееся для виновника аварийной обстановки будет разной. В настоящее время выделяют следующие типы ответственности:

  • уголовная;
  • административная;
  • гражданская.

Стоит отметить, что гражданская и административная ответственность между собой имеют ряд определенных схожих характеристик. Их главное отличие от уголовного преследования состоит в том, что при наступлении ситуация подобного характера, на виновника дорожного происшествия будет возложена материальная ответственность. Это означает, что он будет вынужден компенсировать все расходы и возместить ущерб, который своими действиями причинил пострадавшему.

Что касается уголовной ответственности, то тут все куда сложнее. Ее применяют в качестве наказания водителям за дорожные аварии повышенной опасности. Помимо компенсации ущерба пострадавшему, виновник ДТП также будет обязан уплатить штраф в государственную казну, и в некоторых случаях может как лишиться водительского удостоверения на определенный срок, так и сесть в тюрьму, если авария унесла жизни людей.

Важно! Как показывает практика, чаще всего виновник аварийной обстановки несет сразу несколько типов ответственности.

Административная ответственность при ДТП

Этот тип ответственности считается наиболее щадящим, и применяется лишь в тех случаях, когда в результате аварийной обстановки потерпевший получает травмы легкой и средней степени тяжести. В некоторых случаях, если имело место нарушение установленных ПДД, то водитель также может понести ответственность в соответствии с административным законодательством. Во всех остальных случаях данная норма не действует.

Говоря о нанесении легкого вреда здоровью стоит обратить внимание, что принципы ответственности изложены в ч.1 ст.12.24 КоАП РФ. В соответствии с данным нормативом, водитель, который на официальном уровне был признан виновником произошедшего аварийного события на дороге, будет обязан выплатить штраф в размере 2,5-5 тыс. рублей. В качестве наказания он также может лишиться прав вождения ТС на срок от года до 1,5 лет.

В случае с диагностированием травм средней степени тяжести, наказание будет определено в соответствии с ч.2 ст.12.24 КоАП РФ. Здесь ответственность будет уже более серьезной. В частности, сумма денежного штрафа возрастет до пределов 10-25 тыс. рублей, а срок лишения прав может составить от 1,5 до 2 лет.
На этом административная ответственность заканчивается, и все последующие ситуации будут нести уже уголовную ответственность. Однако довольно сложно определить, чем же отличаются легкий и средний вред здоровью. И какие между ними имеются отличия. Помощь в поисках ответа также может оказать КоАП РФ, где указано, что:

  • легкий вред здоровью — это кратковременное повреждение обычного состояния здоровья человека, которое привело к тому, что общая трудоспособность была частично нарушена;
  • средний вред здоровью — это долгосрочное расстройство здоровья, в результате которого в течении некоторого времени трудоспособность потерпевшего нарушается более чем на треть.

Исходя из всего вышесказанного можно сделать вывод, что легкий и средний тип травм отличаются между собой исключительно в сроках лечения больного и характере его повреждений. Стоит отметить, что все причиненные травмы должны быть подтверждены документально.

В сферу легкого вреда здоровью могут попасть ушибы, гематомы и царапины. Кроме того, если человек не сможет выполнять свои профессиональные обязанности в течении 1-20 дней, то это также является показателем легкого причинения ущерба. Если же срок потери трудоспособности превышает 21 день, то ситуация меняется, и тут будет иметь место повреждения средней степени тяжести.

Причинение вреда здоровью средней тяжести судебная практика

Как известно, в результате неблагоприятной дорожной обстановки могут возникать опасные ситуации, которые повлекут за собой определенные потери. Они могут быть как имущественными (то есть повреждение машины и прочего имущества владельца ТС), так и физическими (то есть получение потерпевшей стороной в результате столкновения травм и вреда здоровью и жизни). Кроме того, не стоит сбрасывать со счетов нравственную сторону ущерба. При попадании в аварию человек испытывает сильные эмоциональные потрясения, которые неблагожелательно сказываются на общем состоянии его здоровья. Следовательно — он имеет полное право требовать компенсации за моральные страдания.

В соответствии с текущими законодательными нормативами, все автовладельцы обязаны иметь страховой полис ОСАГО. Чтобы оформить страховку, необходимо обратиться в любую страховую компанию и заключить с ней соответствующее соглашение. По его условиям, страховщик будет при наступлении страховых случаев нести материальную ответственность за компенсацию причиненного ущерба. Вполне естественно, что это не бесплатно, и страхователь будет обязан уплатить страховщику определенную денежную сумму, предусмотренную договоренностями.

Обязанность заключения страхового договора предусмотрена п.1 ст.4 ФЗ № 40 «Об ОСАГО». Здесь указывается, что в сложившихся условиях на дорогах, все владельцы ТС обязуются страховать свою гражданскую ответственность. Это даст им возможность избежать излишне больших трат при попадании в аварийное происшествие, и снизит общие риски, если в результате столкновения были нанесены повреждения транспорту, а также здоровью окружающих.

Приобретение полиса ОСАГО дает право получения выплат страхового возмещения в определенных размерах, которые официально установлены действующей законодательной базой. Так, если имеет место имущественный ущерб одному пользователю, то предельная сумма компенсации оценивается в 120 тыс. рублей. Если же вред нанесен нескольким пользователям, то граничный размер компенсации увеличивается до 160 тыс. рублей. Кроме того, если в результате неблагоприятной дорожной обстановки имеют место получение травм и повреждения здоровья пользователей, то устанавливается страховая ответственность на уровне в 160 тыс. рублей.

Получить все причитающиеся компенсационные платежи пользователь может после обращения в свою страховую компанию и уведомления страховщиков о произошедшем ДТП, в результате которого ему был причинен ущерб. Но это еще не означает, что на этом все заканчивается. Выплачивая пострадавшему все причитающиеся ему платежи, его страховщики получают право суброгации. Это означает, что они могут подать судебный иск против страховой компании виновника аварии с требованием о возмещении ущерба.
При этом стоит отметить, что данное право возникает лишь в тех случаях, когда официально установлен виновник произошедшей аварии. Кстати, иск по суброгации может быть подан как на страховую компанию виновника ДТП, так и лично на него.

Помимо полиса ОСАГО, являющегося обязательным для всех владельцев автомобилей, имеется также возможность приобретения полиса КАСКО. Данная страховка не является обязательной, и может быть приобретена исключительно по решению владельца ТС. КАСКО дает возможность автолюбителю получить компенсации за страховые случаи в более больших объемах, нежели это предусмотрено в соответствии с правилами обязательного страхования ОСАГО.

Если же размер причиненного ущерба значительно превышает установленные законодательно пределы страхового возмещения, то в таком случае необходимо будет подавать дополнительный иск в суд на виновника ДТП, который будет обязан погасить разницу в выплатах. Если имело место причинение вреда здоровью средней тяжести при ДТВ по вине пешехода, то виновник будет обязан выплатить всю сумму компенсации, которая не покрывается страховкой, или же превышает ее размеры.

В ч.1 ст. 1079 ГК РФ указано, что на всех граждан и юридических лиц, чья деятельность связана с повышенной опасностью для окружающих возлагается ответственность за компенсацию вреда, который был причинен средством повышенной опасности (строительная техника, электричество высокого напряжения и т.д.). Однако все это возможно лишь при наступлении таких ситуаций, в которых нет никаких обстоятельств для признания, произошедшего случайностью из-за действия неопределенных сил или же самого пострадавшего.

Как показывает практика, зачастую все дела относительно страхового возмещения находят свое продолжение в суде. Мирным путем урегулировать ситуацию удается лишь изредка, абсолютное большинство проблем находят свое решение в зале суда. Сразу же стоит обратить внимание на то, что каждая сумма компенсации должна быть подтверждена документально. В противном случае суд может посчитать, что предъявленные требования являются попыткой неправомерного обогащения, и откажет в удовлетворении иска.

Направляя исковое заявление в суд, к нему необходимо прикрепить всю документацию, которая тем или иным образом имеет отношение к произошедшей аварии. В частности, истец обязан прикрепить к заявлению результаты осмотра машины экспертной комиссией, квитанции с СТО об оплате ремонтных работ, калькуляцию ремонта и многое другое. При наличии повреждения здоровью, должны быть представлены данные медицинского осмотра, а также все квитанции на покупку лекарственных средств и оплату услуг врачей.

Если ответчик согласится со всеми вашими требованиями, и признает их целесообразными, то суд вынесет решение в вашу пользу, и в течении определенного времени вы получите все страховые компенсации. Если же ответчик не соглашается с предъявленными ему требованиями, он имеет право ходатайствовать перед судом о назначении новой экспертизы и установлении всех обстоятельств происшествия. В подобной ситуации суд примет во внимание просьбы ответчика и назначит дополнительные мероприятия для установления истины. По итогам данных мероприятий и будет внесен окончательный вердикт.

Ч.1 ст.1085 ГК РФ также предусматривает, что при причинении вреда здоровью потерпевшего, виновник ДТП также обязуется выплатить компенсацию за потерянный доход, который пострадавший мог бы получить за то время, которое он находится на лечении. Помимо этого, возмещению также подлежат все дополнительные расходы, которые сопровождают процесс лечения. Это покупка лекарств, проведение дорогостоящих анализов и осмотров, оплата услуг медицинских работников. Если в суде будет доведено, что пострадавший нуждается в санаторном лечении и уходе со стороны, то данные расходы также будут возложены на виновника происшествия.

Однако тут имеется небольшой нюанс. В соответствии с действующим законодательством, если пострадавший отказывается от лечения в рамках обязательного медицинского страхования, предусмотренного государством, и проводит лечение за свой собственный счет, то возместить расходы на медицинские услуги будет практически невозможно.

Для примера можно взять следующую ситуацию. В результате ДТП потерпевшему нанесен физический ущерб в виде перелома ноги. В рамках системы ОМС ему будет предложено пройти стационарное лечение и проведение операционного вмешательства. Человек соглашается на операцию, оплачивает все сопутствующие расходы (лекарства, уход и т.д.), однако вмешательство хирурга не дает результата. В такой ситуации ему будет предложена еще одна операция в рамках ОМС. Кроме того, потерпевший может отказаться, и обратиться в специализированную клинику для лечения. Естественно, что данное решение будет сопровождаться дополнительными финансовыми затратами. После проведения комплекса восстановительных работ, лечение дает положительный результат, и потерпевший полностью восстанавливается. При подаче иска в суд, он будет уведомлен о том, что компенсации будут подлежать только те его расходы, которые были затрачены в рамках процедуры ОМС. А вот все остальные расходы (обращение в спецклинику) возмещению подлежать не будут.

В случае прохождения лечения суд также потребует предоставления от пострадавшего всех квитанций и чеков, которые послужат доказательством того, что человек действительно проходил лечение в рамках ОМС, и соблюдал все предписания врача. Если квитанции отсутствуют, то суд откажет в возмещении ущерба. Такое же решение будет и в отношении лекарственных средств, которые были приобретены вне рамок системы обязательного медстрахования.

Что касается компенсации потерянного дохода, то пострадавшему необходимо будет доказать свое официальное трудоустройство. То есть, суду можно предоставить копию трудового договора и записи в трудовой книжке. При отсутствии данной документации требования о возмещении будут отклонены.
Стоит также обратить внимание на то, что в некоторых ситуациях потерпевший теряет возможность осуществлять свою профессиональную деятельность. Если подобное имеет место быть, то после установления истины в суде, на виновника аварии также будет возложена материальная ответственность за переобучение пострадавшего.

Причинение вреда здоровью средней тяжести при ДТП: моральный вред

Сфера морального возмещения вреда в нашей законодательной базе является одним из наиболее спорных моментов. До сих пор никаких четко установленных границ выплат и регламентированных механизмов осуществления платежей не предусмотрено. Как показывает практика, именно это приводит к тому, что между сторонами иска возникают дополнительные противоречия и трения.

В соответствии с законом, нервное потрясения и повышенный эмоциональный фон, вызванные столкновением на дороге, могут нанести потерпевшему серьезный вред, и спровоцировать у него физические и нравственные переживания. А это отражается на работоспособности человека, его общем самочувствии и состоянии нервных клеток и организма в целом.

Моральный вред включает в себя следующие характеристики:

  • страдания от потери близких;
  • стрессовое состояние организма и физическая боль от полученных повреждений;
  • временная потеря возможности вести нормальную жизнь и трудовую деятельность;
  • утрата рабочего места из-за аварии и как следствие лишение стабильного и постоянного дохода;
  • повреждение транспортного средства, если оно было единственным источником заработка;
  • ущерб для репутации потерпевшего, если будут разглашены какие-либо сведения, порочащие его.

Важно! Не стоит путать понятия морального вреда и имущественного. Зачастую пользователи отождествляют эти понятия, а это крайне неверный подход.

В ст. 1099 ГК РФ указано, что возмещение моральных страданий осуществляются в независимости от компенсации имущественного ущерба. При этом, в соответствии с законодательством, возмещение будет взыскиваться непосредственно с виновника аварийной обстановки на дороге. К страховым компаниям данный тип компенсации отношения иметь не будет.

Со страховщика требовать моральный ущерб можно лишь в тех случаях, когда идет речь о переживаниях и нервном потрясении, вызванных действиями страховщиков не в рамках правового поля (например, отказ от выплат или же задержка платежей).

Обратите внимание на тот факт, что суд не обязан возлагать моральную ответственность на виновника произошедшего. В ст.115 и 1101 ГК указано, что для того, чтобы суд принял решении о назначении компенсации по моральному ущербу, его необходимо доказать. В противном случае суд имеет полное право отклонить требования истца.

Размер моральной компенсации устанавливается истцом самостоятельно. Тем не менее, суд имеет право изменить сумму требований, если сочтет, что предъявленная к уплате сумма не является целесообразной и не соответствует критериям разумности.

В настоящее время наша законодательная база никак не определяет конкретные суммы моральной компенсации. Но тем не менее, исходя из судебной практики по данному вопросу, установились определенные пределы. Впрочем, окончательный размер выплат может быть откорректирован исходя из специфики региональной политики.

На данный момент сумма морального ущерба приблизительно находится в следующих значениях:

  • травмы легкого характера — от 3 до 20 тыс. рублей;
  • повреждения средней степени — 20-50 тыс. рублей;
  • ущерб тяжелого характера — от 50 до 100 тыс. рублей.

Начнём с того, что ответственность при ДТП бывает самая разная - рассматривать мы будем только законодательную, и она бывает двух типов:

  1. Гражданская ответственность
  2. Административная или уголовная ответственность

Главное отличие этих двух типов заключается в том, что гражданская - это возмещение нанесённого при ДТП ущерба и вреда, а административная или уголовная ответственность предусмотрена для того, "чтобы не повадно было" - ну и для пополнения казны государства, конечно же. Давайте рассмотрим оба этих типа ответственности при ДТП подробнее и по-отдельности. Отметим также, что почти всегда водитель, попадая в ДТП и будучи его виновником, несёт оба этих типа ответственности (гражданскую совокупно с административной или уголовной (и никогда одновременно уголовную и административную).

Административная ответственность при ДТП

Это, пожалуй, самый "щадящий" вид ответственности и потому применяется он по состоянию на 2019 год только в двух случаях: когда виновником ДТП нанесён вред здоровью лёгкой степени или средней тяжести. Больше ни в каких случаях ответственность непосредственно за ДТП не предусмотрена - только за нарушение какого-либо пункта ПДД, которое и привело к ДТП.

Если нанесён лёгкий вред здоровью - наказание в виде штрафа в размере от 2,5 до 5 тысяч рублей или лишение прав на срок от 1 до 1,5 лет. Такое наказание предусматривает часть 1 статьи 12.24 КоАП РФ:

Нарушение Правил дорожного движения или правил эксплуатации транспортного средства, повлёкшее причинение лёгкого вреда здоровью потерпевшего, влечёт наложение административного штрафа в размере от двух тысяч пятисот до пяти тысяч рублей или лишение права управления транспортными средствами на срок от одного года до полутора лет .

Если нанесён вред здоровью средней степени тяжести - наказание в виде штрафа в размере от 10 до 25(!) тысяч рублей или лишение прав на срок от 1,5 до 2 лет. Основание для такого наказания - уже часть 2 той же статьи 12.24:

2. Нарушение Правил дорожного движения или правил эксплуатации транспортного средства, повлёкшее причинение средней тяжести вреда здоровью потерпевшего, влечёт наложение административного штрафа в размере от десяти тысяч до двадцати пяти тысяч рублей или лишение права управления транспортными средствами на срок от полутора до двух лет .

На этом административная ответственность заканчивается и далее начинается уже уголовная. Но остаётся непонятным одно - где грани лёгкой и средней степеней тяжести нанесённого здоровью вреда? Ответ на этот вопрос также лежит в КоАПе:

  1. Под причинением лёгкого вреда здоровью следует понимать кратковременное расстройство здоровья или незначительную стойкую утрату общей трудоспособности .
  2. Под причинением средней тяжести вреда здоровью следует понимать неопасное для жизни длительное расстройство здоровья или значительную стойкую утрату общей трудоспособности менее чем на одну треть .

Как видим, основное отличие лёгкой средней тяжести вреда здоровью заключается в сроке (задокументированном на практике) лечения больного и характере его ранений и вреда здоровью. Так, под лёгкий вред попадают ушибы, гематомы, лёгкие сотрясения при условии, что по больничному листу нетрудоспособности потерпевший утратил такую трудоспособность в результате ДТП хотя бы на один день и до 20 дней. А вот, начиная со срока нетрудоспособности в 21 день и более, тяжесть уже переквалифицируется в среднюю с соответствующей ответственностью по второй части статьи 12.24. К таким видам причинённого вреда здоровью можно отнести среднее сотрясение головного мозга.

Кроме того, следует иметь в виду, что степень вреда здоровью устанавливает судебно-медицинская экспертиза и ничто иное, поэтому запугивания потерпевшего и попытки шантажа на основе голых данных о вреде здоровью можно считать никак не обоснованными.

Также не стоит забывать, что когда ответственность виновника ДТП застрахована по ОСАГО , то страховая обязана возместить ущерб в том числе и здоровью потерпевшего - причём, если полис ОСАГО приобретён после октября 2014 года и по текущий 2019 год, то максимальный размер выплаты за вред здоровью составляет 500 тысяч рублей (всё, что выше, взыскивается потерпевшим уже с виновника).


Уголовная ответственность при ДТП

А вот если в результате ДТП нанесён тяжкий вред или даже смерть, то к виновнику применяется уже уголовная ответственность, которая гораздо жёстче административной.

Если нанесён тяжкий вред здоровью - наказание в виде ограничения свободы до 3 лет или принудительными работами до двух лет с лишением прав до 3 лет или без лишения; либо арест до полугода; либо лишением свободы до 2 лет с лишением прав до 3 лет. Такая ответственность предусмотрена статьёй 264 УК РФ, частью 1:

1. Нарушение лицом, управляющим автомобилем, трамваем либо другим механическим транспортным средством, правил дорожного движения или эксплуатации транспортных средств, повлёкшее по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью человека, наказывается ограничением свободы на срок до трёх лет , либо принудительными работами на срок до двух лет с лишением права управлять транспортным средством на срок до трёх лет или без такового, либо арестом на срок до шести месяцев , либо лишением свободы на срок до двух лет с лишением права управлять транспортным средством на срок до трёх лет или без такового.

Если нанесён тяжкий вред здоровью в пьяном виде - наказание в виде принудительных работа до 3 лет с лишением прав до 3 лет либо лишением свободы до 4 лет с лишением прав до 3 лет:

2. Деяние, предусмотренное частью первой настоящей статьи, совершенное лицом, находящимся в состоянии опьянения, повлёкшее по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью человека, наказывается принудительными работами на срок до трёх лет с лишением права управлять транспортным средством на срок до трёх лет либо лишением свободы на срок до четырёх лет с лишением права управлять транспортным средством на срок до трёх лет .

Если ДТП повлекло смерть человека - наказание в виде принудительных работ до 4 лет с лишением прав до 3 лет либо лишением свободы до 5 лет с лишением прав до 3 лет:

3. Деяние, предусмотренное частью первой настоящей статьи, повлёкшее по неосторожности смерть человека, наказывается принудительными работами на срок до четырёх лет с лишением права управлять транспортным средством на срок до трёх лет либо лишением свободы на срок до пяти лет с лишением права управлять транспортным средством на срок до трёх лет .

Если ДТП повлекло смерть человека и виновник был пьяным - наказание в виде лишения свободы до 7 лет с лишением прав до 3 лет:

4. Деяние, предусмотренное частью первой настоящей статьи, совершённое лицом, находящимся в состоянии опьянения, повлёкшее по неосторожности смерть человека, наказывается .

Если ДТП повлекло смерть двух и более человек - наказание в виде принудительных работ до 5 лет с лишением прав до 3 лет либо лишения свободы до 7 лет с лишением прав до 3 лет:

5. Деяние, предусмотренное частью первой настоящей статьи, повлёкшее по неосторожности смерть двух или более лиц, наказывается либо лишением свободы на срок до семи лет с лишением права управлять транспортным средством на срок до трёх лет .

Если ДТП повлекло смерть двух и более человек и виновник был пьяным - наказание в виде принудительных работ до 7 лет с лишением прав до 3 лет либо лишения свободы до 9 лет с лишением прав до 3 лет.

6. Деяние, предусмотренное частью первой настоящей статьи, совершённое лицом, находящимся в состоянии опьянения, повлёкшее по неосторожности смерть двух или более лиц, наказывается принудительными работами на срок до пяти лет с лишением права управлять транспортным средством на срок до трёх лет либо лишением свободы на срок до девяти лет с лишением права управлять транспортным средством на срок до трёх лет .

Гражданская ответственность при ДТП

Помимо административной или уголовной ответственности, которые нацелены, в первую очередь, на отсутствие рецидива или же изоляцию от общества виновника ДТП, ему придётся также возместить причинённый вред всем потерпевшим, начиная с собственника транспортного средства и заканчивая пострадавшими людьми и животными, а также владельцами иного имущества, которому нанесён ущерб (например, государство - когда виновник врезался в столб, принадлежащий дорожным службам, владелец забора, который пострадал от действий виновника ДТП.

Между тем, следует иметь в виду что нанесённый вред должен быть обоснован документально - только тогда может появиться обязанность его возместить. В случае с имуществом обоснованность подтверждается оценкой или экспертизой - независимой или судебной, а в случае со здоровьем - чеками из аптек или клиник и иными документами, подтверждающими такой вред или нетрудоспособность. Поэтому пострадавший в ДТП должен озаботиться полным документальным подтверждением такого вреда.

Кроме того, в случае, если вопрос о возмещении вреда решается через суд и нанесён вред здоровью или ДТП повлекло смерть, то для потерпевшего (родственников потерпевшего) становится возможным взыскать также и моральный вред. А вот в случае, если вред причинён только имуществу, возмещение морального вреда на практике почти никогда невозможно.

Без вины виноватый

Тем не менее, существует одно обстоятельство, когда водитель становится обязанным возместить вред здоровью виновнику, даже будучи невиновным в ДТП, а просто его участником или потерпевшим. Такую обязанность предусматривает статья 1079 Гражданского кодекса РФ, которая вводит понятие "средство повышенной опасности ", причисляет к таким средствам транспортные средства и устанавливает, что лицо, эксплуатирующее средство повышенной опасности, вне зависимости от своей виновности в ДТП, обязано возместить ущерб здоровью лицам, которым это средство причинило ущерб.


Но что интересно, если, к примеру, столкнулись два автомобиля, где в одном из них пострадал человек (водитель или пассажир, не имеет значения), то по вышеупомянутой статье возмещать вред нет обязанности, так как оба водителя были в автомобилях. Однако, такая обязанность появляется, если в ДТП участвовали автомобиль и велосипед или автомобиль и пешеход (помните, даже если автомобилист невиновен в таком ДТП), а также такая обязанность появляется у велосипедиста, если он участвовал в ДТП с пешеходом.

При всём при этом важно, что обязанность возмещать ущерб по 1079 ГК исчезает, если будет доказано, что такой ущерб нанесён вследствие умысла потерпевшего.

Не все водители, даже самые опытные, могут избежать столкновения на дороге. У кого-то в результате ДТП только царапины и легкий испуг, а некоторые граждане получают серьезные увечья, и жизнь их делится на «до» и «после» аварийной ситуации.

У многих владельцев автомобилей нет осознания и понимания степени тяжести вреда, который был нанесен здоровью при аварии. В этой статье мы рассмотрим в деталях и подробностях данную процедуру.

Благодаря судебно-медицинской экспертизе участников дорожной аварии, есть возможность определить, какой вред был причинен жизни и здоровью каждому из пострадавших.

Можно проводить экспертизу только в судебно-медицинских учреждениях государственной формы собственности.

Данный вид экспертизы проводят строго по выданному письменному постановлению, и занимаются этими вопросами органы дознания, суд, либо же полиция и прокуратура.

Каждый доктор может провести экспертизу, достаточно иметь соответствующую квалификацию и входить в штат сотрудников судебно-медицинского учреждения.

Проводится медицинская экспертиза в присутствии комиссии, которая формируется заранее. В нее входят врачи узкой специальности, а также судмедэксперты.

Все члены комиссии равны в своих правах, несут одинаковую ответственность и обязанности. Комиссия формируется при участии доктора акушера-гинеколога, если в ДТП пострадала беременная женщина и в результате она потеряла малыша.

Экспертное заключение комиссии включает в себя выяснение и подтверждение связи между этими событиями. Если у потерпевшего наблюдается ряд психических отклонений, тогда постановление обязывает собрать комиссию, где обязательно должен присутствовать врач-психиатр.

Пострадавший может находиться под воздействием токсических или наркотических веществ, тогда в состав комиссии обязательно входит врач-токсиколог либо нарколог.

Понятие «вред здоровью» включает в себя нарушенную целостность тканей, органов и систем организма человека. Любые функциональные изменения в работе его конечностей либо же какие-то психические расстройства и заболевания токсикоманией и наркоманией в результате произошедшей аварии.

Классификация степени тяжести вреда здоровью при аварийных ситуациях:

  • легкая;
  • средняя;
  • тяжкая.

В зависимости от того, какую степень вреда здоровью потерпевшего причинил виновник дорожно-транспортного происшествия, такую ответственность он и понесет.

Причинение тяжкого вреда жизни либо здоровью влечет за собой уголовную ответственность. Водителя могут лишить прав или лишить свободы на срок от 3 и до 9 лет. Есть также мера наказания в виде временного лишения водительского удостоверения сроком на три года.

Причиненный легкий и средний вред здоровью человека влечет за собой административную ответственность. Может быть определена средняя тяжесть вреда, в таких ситуациях, виновник должен оплатить выписанный штраф в размере от 10 000 и до 20 000 рублей, либо его лишат водительских прав сроком до двух лет.

Если был причинен легкий вред, тогда предусматривается за это штраф от 2500 и до 5000 рублей либо временное лишение водителя прав на срок от одного и до полутора лет.

Как выглядит процедура определения тяжести причиненного вреда здоровью?

Сама по себе процедура проведения судебно-медицинской экспертизы участников, которые выступают потерпевшими в аварии на дороге, регулируется «Правилами определения степени тяжести вреда, который был причинен здоровью человека», это утверждено специальным постановлением Правительства РФ от 17.08.2007 г. № 522.

Благодаря своевременной работе судмедэкспертов производится оформление заключения экспертизы, и осуществляется это на основании ст. 25 Федерального закона «О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации» от 31.05.2001 г. № 73-ФЗ.

Специалисты должны провести специальную экспертизу, действуя поэтапно:

  • изучаются все медицинские бумаги по делу, в том числе и медицинские карты из больницы, записи врачей скорой помощи, находившихся на месте ДТП после их вызова, фотографии с непосредственного места столкновения, а также протокол об административном правонарушении;
  • проводится осмотр, а также опрос потерпевшего от ДТП;
  • обнаружение каких-либо внутренних повреждений станет причиной проведения ультразвукового исследования. Возможно проведение и ряда других исследований;
  • со своей стороны эксперт имеет полное право требовать дополнительные медицинские документы, к примеру, карту из поликлиники, чтобы выяснить, имелись ли травмы у потерпевшего до аварии;
  • результаты экспертизы оформляются в виде экспертного заключения.

Заключение специалиста включает ряд выводов судмедэксперта о степени вреда, который был причинен здоровью потерпевшего в результате ДТП.

Такой документ судмедэксперт заверяет своей подписью, а в особых случаях, процедура экспертизы может проводиться только по медицинской документации.

Чтобы сделать вывод о степени вреда здоровью, судебно-медицинский эксперт должен ответить на такие вопросы:

  • можно ли назвать повреждения, полученные в результате аварии, опасными для жизни человека, и могут ли они стать причиной летального исхода;
  • какие последствия могут вызвать эти травмы;
  • какая продолжительность временной утраты трудоспособности в результате аварии на дороге предполагается;
  • можно ли вычислить процент стойкой утраты трудоспособности, и как это сделать;
  • какая степень тяжести вреда здоровью человека была причинена в результате аварии на дороге.

Согласно правилам определения степени тяжести, причиненный вред здоровью можно смело определить на основании нескольких признаков, которые ранее были изложены в пункте 4 этих правил, а также Медицинских критериев.

Согласно приказу от 24.04.2008 г. №194н, ряд медицинских критериев утверждается согласно действующему Приказу Министерства здравоохранения и социального развития.

Приказ содержит специальную сноску с приложением, в котором есть «Таблица процентов стойкой утраты общей трудоспособности в результате различных травм, отравлений и других последствий воздействия внешних причин».

Эта таблица используется специалистами для определения так называемой стойкой утраты трудоспособности участника, который выступил потерпевшим. Процент всегда должен быть кратным пяти.

Что же под собой подразумевает длительность расстройства здоровья?

Обычно длительность расстройства — это особый период нетрудоспособности человека. Его следует разделить на две ключевые стадии: стойкую и временную.

У эксперта есть полномочия определить временную нетрудоспособность, и для этого он изучает тщательно медицинскую документацию.

В общем перечне указывается тяжесть и характер повреждений, которые были получены, а также продолжительность восстановления и лечения, позволяющие потерпевшему вернуться в прежнюю форму.

Судмедэксперт должен учитывать лишь объективные сведения и критически относиться к данным, записанным в медкарте, т.к. продолжительность лечения человека не всегда обосновывается характером полученных повреждений и травм.

Учитывается ряд факторов:

  • самочувствие человека и состояние его здоровья;
  • уровень иммунитета;
  • возрастная категория;
  • образ жизни.

Возможна ситуация, когда в силу личных и семейных обстоятельств, потерпевший со своей стороны в добровольном порядке может отказаться от выданного листка нетрудоспособности и выйти раньше на работу.

Состояние участника после ДТП может быть вызвано тем, что медицинская помощь была предоставлена некачественно, и этот факт устанавливает экспертная комиссия.

Обязательно должна быть прописана в заключении причина, по которой ухудшилось состояние потерпевшего либо произошли какие-либо осложнения.

Может быть также сделан срочный вывод о том, из-за чего были получены повреждения во время аварии. Судмедэксперт может выявить дефекты оказания первой медицинской помощи и в таких ситуациях должна быть установлена степень тяжести нанесенного вреда и сделан вывод о связи этой причины с характером полученного при ДТП повреждения или дефектом лечения. Если судмедэксперт выявит дефект оказания медпомощи, тогда первоначально установленная степень тяжести вреда не увеличивается.

Если до происшествия у пострадавшего были какие-либо травмы, при проведении судебно-медицинской экспертной оценки они не должны быть учтены.

Со своей стороны, специалист обязан оценить последствия, которые были получены при аварии на дороге. Для того чтобы определить, как именно полученные в процессе аварии повреждения могут повлиять на хронические заболевания, либо же на травмы, которые были получены ранее, необходимо собрать экспертную комиссию, в состав которой войдут врачи узкой специализации.

Утрата общей трудоспособности

Можно выделить несколько вариантов:

  • при тяжелом вреде обычно наблюдается стойкая утрата работоспособности человека и любое длительное расстройство здоровья, которое требует лечения, с продолжительностью не более чем 120 дней, либо же общая утрата трудоспособности потерпевшего в результате получения тяжелых травм. Стойкую утрату общей работоспособности обычно оценивают по таблице больше 30%;
  • средняя тяжесть характеризуется значительной утратой трудоспособности, то есть человек не может работать больше 21 дня. Этот критерий оценивается в диапазоне от 10% и до 30%;
  • легкая степень тяжести считается временной неспособностью работать, и продолжительность ее — не более 21 дня. Незначительная стойкая утрата общей трудоспособности оценивается по таблице менее 10%.

Синяки, царапины, ссадины, которые были получены участником в результате аварийной ситуации и не стали причиной кратковременного расстройства, то есть не мешают ему работать, должны быть оценены командой судмедэкспертов как ряд повреждений, не причинивших здоровью человека особого вреда.

Медицинские критерии определения тяжести вреда здоровью

Медицинскими критериями называют медицинскую характеристику квалифицирующих признаков нанесенного вреда здоровью человека.

То есть в число медицинских критериев входят признаки, позволяющие определить степень тяжести вреда, который был причинен здоровью участника аварийной ситуации.

В п.6 «Медицинских критериев определения степени тяжести вреда, причиненного здоровью человека» указан ряд медицинских критериев, которые позволяют комиссии экспертов квалифицировать вред, причиненный участнику аварии.

В число медицинских критериев входит ряд повреждений, которые могут привести к тяжелому вреду здоровья человека, независимо от степени оперативности оказания медицинской помощи, а также скорого лечения.

В этот перечень входят:

  • переломы разных отделов хребта;
  • травмы спинного мозга;
  • переломы черепа и разнообразные внутричерепные травмы, поломанные кости;
  • потеря какого-либо органа;
  • ухудшение зрения либо полная слепота;
  • глухота на оба уха или возможность слышать разговорную речь только на очень близком расстоянии;
  • прерванная беременность независимо от срока, которая была вызвана гибелью ребенка, выкидышем или преждевременными родами;
  • психические расстройства, которые появились в результате душевных переживаний по поводу ДТП;
  • после аварии появилась токсическая или наркотическая зависимость;
  • обезображенное лицо (такие повреждения лица сами по себе исчезнуть не могут без оперативного вмешательства квалифицированных специалистов).

Согласно медицинским критериям, при обезображении лица, если нет возможности установить любые последствия повреждений, необходимо обратиться в суд, который установит степень тяжести.

В проведении судебной экспертизы могут участвовать пластические хирурги, а также врачи, которые применяют консервативное лечение повреждений лица.

Любые критерии, которые классифицирую нанесенную среднюю степень тяжести здоровью участника ДТП, прописаны в 7 и 8 пунктах Медицинских критериев, утвержденных Минздравсоцразвития.

Со своей стороны, судебно-медицинский эксперт вправе осуществить проведение экспертизы, чтобы выявить степень тяжести нанесенного вреда здоровью в результате аварии на дорожном полотне.

Для этого используют только один медицинский критерий, если можно выделить несколько медицинских критериев, тогда у специалиста есть право выбрать какой-то один из них, соответствующий максимальной характеристике степени тяжести.

Участник аварии в результате столкновения мог получить множество повреждений и травм, которые поставили под угрозу его жизнь и здоровье. Тогда судмедэксперт должен в обязательном порядке определить, вред какой степени тяжести был причинен, и вывод необходимо сделать, рассмотрев совокупность всех многочисленных повреждений.

Эксперт не принимает во внимание предотвращение летального исхода в результате оказания квалифицированной медпомощи, при установлении степени тяжести вреда, причиненного здоровью.

Он объективно рассматривает медицинские критерии полученных при ДТП повреждений и травм, потерпевшим участником столкновения.

Дорожно-транспортные происшествия, к большому сожалению, стали неотъемлемой чертой городов. Они создают настоящую угрозу для жизни и здоровья как водителей, так и пешеходов.

Автомобиль определяют, как источник повышенной опасности , поэтому ответственность за возникновение аварий несет водитель. Прежде чем сесть за руль, ему стоит проверить исправность всех систем.

Ведь за причинение вреда здоровью при ДТП законодательство предусматривает ответственность вплоть до уголовной.

Как определяют степень тяжести

Причинение вреда здоровью, произошедшего в результате ДТП , влечет неприятности для пострадавших лиц и водителя, который находился за рулем машины.

На дороге могут возникнуть различные ситуации и не всегда только от водителя зависит возможность избежать аварии. Существует много факторов, которые приводят к аварии :

  • опьянение;
  • отсутствие прав;
  • неисправность авто;
  • состояние здоровья водителя;
  • нарушение правил дорожного движения;
  • невнимательность и прочее.

Каждый раз водитель, находясь за рулем, рискует неумышленно причинить вред здоровью другого человека. Он в любом случае будет виноват в возникновении ДТП.

Однако строгость наказания будет минимальной, если он никак не мог избежать аварии . Обо всем по порядку.

Всего 3 вида травм могут получить участники происшествия на дороге:

  1. Легкие.
  2. Средней тяжести.
  3. Тяжкие.

Отдельно стоят случаи, когда есть летальный исход. Тяжесть причиненных травм определяет судебно-медицинская экспертиза.

Судмедэксперт осматривает пострадавшего, фиксирует анатомические и физические повреждения, дает оценку психическому состоянию.

Есть определенные критерии, которые помогают установить характер травм :

  • влияние увечий на дальнейшую жизнь;
  • длительность плохого состояния здоровья;
  • воздействие повреждений на трудоспособность;
  • потеря какого-либо органа, прекращение функционирования органов слуха, зрения, речи;
  • невозможность продолжать профессиональную деятельность.

Каждый из этих критериев образует определенную степень тяжести вреда, причиненного здоровью. Полный перечень содержится в приказе Минздрава РФ от 24. 10. 2008 №194 .

Виды степеней

Определение тяжести вреда помогает наказать виновника и помочь пострадавшему. Виновный может привлекаться как к административной, так и уголовной ответственности.

Причинение легкого вреда здоровью при ДТП регулируется ст. 12.24 КоАП РФ . Согласно данной статье под легким вредом понимается недолгое нарушение здоровья и кратковременная потеря трудоспособности.

К признакам легкого вреда относятся :

  • небольшое сотрясение мозга;
  • потеря трудоспособности от 1 до 20 суток;
  • нарушение работы систем организма и органов продолжительностью до 3 недель.

Причинение вреда здоровью средней тяжести при ДТП регулируется той же статьей КоАП. Признаками этого вида повреждений являются:

  • продолжительное, но не опасное нарушение здоровья (более 21 дня);
  • устойчивая потеря трудоспособности на одну треть;
  • среднее сотрясение головного мозга.

Намного серьезнее обстоят дела с причинением тяжкого вреда или летальным исходом одного и более лиц. Происходит возбуждение производства и начинается расследование.

Если судмедэксперт установит, что тяжелые повреждения были причинены по неосторожности, то к обвиняемому применят статью 264 УК РФ .

В случае доказательства умысла приговор выносится по ст. 111 УК РФ .

Причинение тяжкого вреда здоровью при ДТП характеризуется следующими травмами:

Виды ответственности за причиненный вред здоровью при ДТП

Важно отметить, что в этом вопросе существует возможность не применять наказание к водителю . Необходимо различать такие понятия, как «водитель» и «владелец авто».

К примеру, за рулем была супруга автовладельца, управлявший машиной по доверенности, она становится виновником ДТП. В этом случае ущерб возмещает не она, а ее супруг как законный владелец машины.

Владелец полностью освобождается от ответственности, если дорожное происшествие было совершено в результате угона автомобиля, действия непреодолимой силы природного и другого происхождения, предварительного умысла пострадавшего.

Например, был совершен наезд на пешехода по его же вине. Если ДТП возникло из-за неисправности авто, ответственность за это несет организация, производившая технической осмотр.

За причинение какого-либо вреда здоровью в ДТП предусмотрены административная и уголовная ответственности.

Легкий вред здоровью по КоАП наказывается :

  1. Штрафом от 2500 до 5000 рублей.
  2. Лишением прав от 1-го до 1,6 лет.

Средний вред предусматривает ответственность в виде :

  1. Штрафа от 10 000 до 25 000 рублей.
  2. Лишения прав от 1,6 до 2-х лет.
  1. В нетрезвом состоянии, по неосторожности — лишение свободы до 4 лет, принудительные работы до 3 лет без права заниматься профессиональной деятельностью.
  2. ДТП, повлекшее смерть людей – лишение свободы до 9 лет без возможности занимать определенные должности или заниматься профессиональной деятельностью в течение 3-х лет.
  3. Если был умысел, то максимальное наказание составит 15 лет лишения свободы.

Компенсация потерпевшей стороне

Для подтверждения причинения вреда здоровью пострадавшие должны собрать документы, в том числе и справку о ДТП .

Если был нанесен вред имуществу , то потребуются документы, доказывающие право собственности на него, размере причиненного вреда и расходах на его устранение.

При причинении вреда здоровью рассматриваются следующие факторы, которые предусматривают компенсацию:

  • полное возмещение потерянного дохода, учитывая все виды прибыли пострадавшего (включая предпринимательскую деятельность, работу по гражданским и трудовым договорам и др.);
  • возмещение реальных расходов на лечение и дополнительных затрат (уход, лекарства, санаторное восстановление и др.).

Потерпевшие для получения компенсации должны предоставить :

  1. Документы о размере потерянного заработка из-за причиненного вреда. Выдаются с работы или соответствующего учреждения.
  2. Документы, которые подтверждают затраты на услуги врачей и лекарства (квитанции, чеки, документы на оплату медицинских услуг, выписка из истории болезни).
  3. Заключения экспертов и медучреждений о степени утраты трудоспособности.
  4. Документы, указывающие на связанные с погребением расходы, если был летальный исход.

Кроме того, должен возмещаться и моральный ущерб за причинение вреда здоровью. Моральный вред — это нравственные и физические страдания потерпевшего, усугубляющие его состояние.

Факт морального ущерба учитывают параллельно. Компенсация за него зависит от уровня причиненного вреда и последствий для пострадавшего.

Моральный ущерб так же необходимо доказать с помощью свидетельских показаний, заключений докторов.

Процедура возмещения ущерба

Действия пострадавшего зависят от того, есть ли у владельца авто полис ОСАГО или нет .

Если страховка присутствует, потерпевший может обратиться в страховую компанию или к лицу, который ответственен за вред, за выплатами.

Виновный водитель обязан сообщить потерпевшему данные договора страхования . Далее последний должен предоставить страховщикам документы о ДТП, размере вреда здоровью и страховой выплате.

Страховая компания должна рассмотреть заявление в течение 30 суток , и принять решение о выплате или отказе. За просрочку предусматривается пеня.

Выплаты по ОСАГО за причинение вреда здоровью зависят от вида ущерба. Кстати, если полис ОСАГО куплен после октября 2014 и по 2019 год, то самый большой размер выплаты составит не более 500 000 рублей.

Если же ответственность владельца машины перед третьими лицами не застрахована или он сам неизвестен, то потерпевшие могут обратиться в Российский союз автостраховщиков, чтобы получить компенсацию.

Также пострадавший имеет право обратиться в суд с иском о возмещении вреда , который был причинен здоровью.

Как составить иск о возмещении вреда

Если виновник отказывается выплатить компенсацию за причиненный вред здоровью при ДТП, то можно подать в суд. Исковое заявление пишется в произвольной форме .

К нему надо приложить следующий пакет документов :

Аварии случаются каждый день. Поэтому водитель всегда должен быть внимателен на дорогах.

За причинение легкого, среднего и тяжкого ущерба здоровью закон предусматривает ответственность вплоть до лишения свободы.

Кроме того, необходимо компенсировать пострадавшему все его расходы на лечение, утраченные доходы и моральный вред. Будьте аккуратны за рулем!

Итак, существует 3 вида ответственности для водителя, ставшего виновником дорожно-транспортного происшествия. Ответственность зависит от тяжести наступивших последствий.

  • Гражданско-правовая ответственность наступает при ДТП с повреждением автомобилей и заключается в имущественном, денежном возмещении ущерба, причиненного виновником.
  • Административная ответственность наступает как при ДТП с повреждением автомобилей, так и с причинением вреда здоровью людей (а именно причинение легкого и среднего вреда здоровью), заключается в денежном возмещении перед ГИБДД (штраф, лишение права управления транспортным средством).
  • Уголовная ответственность наступает при ДТП с причинением вреда здоровью людей (причинение тяжкого вреда здоровью либо смерть), заключается в виде лишения свободы.

Вид уголовной или административной ответственности при ДТП с причинением вреда здоровью зависит от продолжительности лечения пострадавших.

Легкий вред здоровью

Наказание: штраф в размере от 2 500 до 5 000 рублей или лишение права управления транспортным средством на срок от 1 года до 1,5 лет

Основание: ч.1 ст.12.24 КоАП РФ

Что такое «легкий вред»? Это кратковременное расстройство здоровья и трудоспособности. Лечение должно длиться при этом не более 21 дня. Стационарное или амбулаторное было лечение, значения не имеет – главное, чтобы были подтверждающие медицинские документы, история болезни и амбулаторная карта.

Средний вред здоровью

Наказание: штраф в размере от 10 000 до 25 000 рублей или лишение права управления транспортными средствами на срок от 1,5 до 2 лет

Основание: ч.2 ст.12.24 КоАП РФ

Что такое «средний вред»? Это неопасное для жизни длительное расстройство здоровья или значительная стойкая утрата общей трудоспособности менее чем на одну треть. То есть, если потерпевший пролечился более 3 недель (более 21 дня).

Тяжкий вред здоровью

Наказание: лишение свободы до 2 лет с лишением права управления транспортным средством на срок до 3 лет, если водитель был трезвый. Лишение прав, лишение свободы до 4 лет, если водитель был пьян.

Основание: ч.1 и ч.2 ст.264 УК РФ

Что такое «тяжкий вред»? Опасный для жизни вред здоровью, а при отсутствии этого признака – последствия причинения вреда здоровью: потеря зрения, речи, слуха, какого-либо органа либо утрата органом его функций, неизгладимое обезображивание лица, расстройство здоровья, соединенное со стойкой утратой общей трудоспособности не менее чем на одну треть, полная утрата профессиональной трудоспособности, прерывание беременности, психическое расстройство, заболевание наркоманией или токсикоманией.

Смерть по неосторожности

Наказание: если погибший один – до 5 лет лишения свободы, то же преступление в пьяном виде – до 7 лет и лишение прав на 3 года. Если погибших два и более, то до 7 лет в трезвом виде и до 9 лет в пьяном, плюс опять-таки лишение прав на 3 года.

Основание: ч.3 – ч.6 ст.264 УК РФ

Оплата вреда здоровью

Ущерб здоровью определяется в денежном эквиваленте и состоит из следующих компонентов:

  • стоимость стационарного лечения;
  • стоимость амбулаторного и восстановительного лечения: физиопроцедуры, инъекции, сбор анализов, лечебный массаж, наложение гипса, пользование костылями, УЗИ, рентген, снимки, лекарственные препараты и т.д.;
  • наем автомобиля (такси) для поездок в поликлинику (больницу);
  • стоимость косметических операций: при травмах головы и лица на первом этапе лечения восстанавливают костную структуру черепа, последующие этапы кожной (косметической) пластики платные и очень дорогостоящие;
  • стоимость услуг сиделки: при переломах костей таза, позвоночника, ног пострадавшего, который не в состоянии самостоятельно передвигаться и нуждается в дополнительном уходе.

В случае, если дело дошло до суда, то пострадавший вправе потребовать от виновника аварии возмещения потерянного заработка и морального вреда. При этом под моральным вредом понимаются все физические и нравственные страдания больного человека и его родственников, связанные с получением травмы.

И помните: если уголовная и административная ответственность наступает только при наличии вины водителя, то гражданско-правовая ответственность по восстановлению здоровья пострадавшего применяется и к невиновным в ДТП водителям. Так как транспортное средство является источником повышенной опасности, то если вам под колеса попал неосторожный пешеход, а вашей вины нет, закон все равно обяжет вас оплатить его лечение. Об этом говорит статья 1079 Гражданского Кодекса РФ.

Так что усвойте простое правило: наезда на пешехода нужно избегать всеми способами, если только это не выезд на встречную или на перекресток под красный сигнал, где вы можете убить уже другого водителя и себя заодно. А вот зацепить припаркованное авто или заехать на газон, поломав свою подвеску и пробив колеса – лучший выход, чем оплата лечения тяжелых травм.



Понравилась статья? Поделиться с друзьями: