Обеспечение охраны общественного порядка и общественной безопасности во время проведения массовых мероприятий. Охрана общественного порядка и обеспечение общественной безопасности в условиях массовых беспорядков Основные направления правоохранительной дея

Чаще всего особые условия деятельности ОВД возникают во время проведения массовых мероприятий. В условиях дальнейшего развития демократии все более повышается политическая активность граждан и общественных организаций. Миллионы граждан Российской Федерации принимают участие в различных общественно-политических, культурных, спортивных, религиозных и других массовых мероприятиях. Все чаще улицы, площади, парки и скверы используются для проведения различного рода собраний, митингов, уличных шествий и демонстраций. В этих условиях органам внутренних дел приходится принимать дополнительные меры для поддержания на должном уровне обеспечения охраны общественного порядка и общественной безопасности.

Конституцией РФ (ст. 31) гражданам предоставлено право собираться мирно и без оружия, проводить митинги, уличные шествия, демонстрации и пикетирования при условии предварительного уведомления органов власти. На полицию Законом РСФСР «О полиции» от 18 апреля 1991 г. возложена задача по охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности, в том числе и при проведении массовых мероприятий.

Прежде всего, сотруднику органов внутренних дел необходимо иметь четкое представление, что такое массовое мероприятие, его характер, масштабность и особенности.

Массовое мероприятие – это совокупность действий или явлений социальной жизни с участием большого количества граждан, совершающихся с целью удовлетворения политических, духовных, физических и других потребностей граждан, являющихся формой реализации их прав и свобод, а также формой социального общения между людьми и способом выработки единства установок личности, коллектива и общества в целом.

Таким образом, исходя из определения понятия «массовое мероприятие» можно выделить три основных признака:

Большое количество людей;

Организованность действий;

Наличие цели.

Все это отличает массовые мероприятия от других случаев большого скопления людей, например на рынках, вокзалах, пляжах и т. п.

Условно все массовые мероприятия можно разделить по следующим признакам: по содержанию и направленности, значимости, периодичности проведения, способу возникновения, возможности участия.

- общественно-политические (демонстрации, митинги, уличные шествия, манифестации, выборы Президента и депутатов, высших и местных органов власти, встречи и проводы правительственных делегаций, съезды, конференции и др.);

- культурно-зрелищные (народные гулянья, карнавалы, фестивали, профессиональные праздники, концерты, ярмарки и др.);

- спортивные (олимпиады, спартакиады, соревнования по различным видам спорта и др.);

Другие (религиозные праздники, похоронные процессы и др.).

По значимости – международные, общероссийские, республиканские (краевые, областные) и местного значения (городские, районные и т. п.).

По периодичности проведения – разовые (открытие памятников, мемориальных комплексов и т. п.), повторяющиеся (выборы, съезды и т. п.).

По способу возникновения – организованные, спонтанные.

По возможности участия – общедоступные, ограниченные количеством участников.

К особенностям проведения массовых мероприятий и факторам, влияющим на охрану общественного порядка и обеспечения безопасности, можно отнести значительное количество субъектов, принимающих участие в их подготовке и проведении. Это организаторы массовых мероприятий – общественные организации, государственные органы, администрации спортивных, культурных зданий и сооружений, граждане, а также органы и организации, непосредственно обеспечивающие охрану общественного порядка и общественной безопасности (органы внутренних дел, государственной безопасности, подразделения ВВ МВД РФ, Армии и Флота, общественные формирования).

Проведение массовых мероприятий создает особую обстановку на данной территории, которая отличается следующими особенностями:

Нарушается обычный ритм жизни населения (ограничение дорожного движения, изменения распорядка работы предприятий торговли, общественного питания, бытового обслуживания и т. п.);

Наличие большого скопления людей на ограниченной территории, что создает повышенную опасность возникновения конфликтных ситуаций, групповых нарушений общественного порядка, а также угрозу жизни и здоровью граждан;

Возможность скоротечного осложнения оперативной обстановки, связанной со стихийным формированием неформальных группировок, отрицательно влияющих на состояние общественного порядка и безопасности.

К особенностям проведения крупномасштабных массовых мероприятий следует отнести и структурную перестройку работы служб и подразделений ОВД (создание специальных органов управления – оперативных штабов, пунктов управления, различных групп, необходимость решения дополнительных задач, возникающих в ходе подготовки и проведения массовых мероприятий). Для обеспечения общественного порядка и безопасности в этих случаях дополнительно привлекаются силы и средства, в т. ч. и других подразделений, нарушается режим работы личного состава и т. п.

На органы внутренних дел при проведении массовых мероприятий возлагаются следующие задачи:

Обеспечение личной безопасности граждан;

Предупреждение и пресечение преступлений, нарушений общественного порядка и безопасности;

Оказание помощи и содействие соответствующим должностным лицам и организаторам в пределах, установленных Законом, в обеспечении строгого соблюдения участниками и зрителями установленных правил поведения;

Оказание содействия другим государственным органам в обеспечении мер общественной безопасности;

Обеспечение охраны общественного порядка на территории, где мероприятия непосредственно не проводятся.

Органы внутренних дел вправе приостановить или прекратить мероприятия в случае возникновения опасности для жизни и здоровья граждан, а также в других предусмотренных законом случаях.

Организация охраны общественного порядка и общественной безопасности при проведении массовых мероприятий – это комплексная задача, решение которой зависит от хорошо продуманных, скоординированных действий государственных органов, общественных организаций, трудовых коллективов, организаторов публичных мероприятий, которые в пределах своей компетенции несут ответственность за создание соответствующих условий для успешного проведения массового мероприятия.

Подготовкой проектов планов мероприятий по обеспечению общественного порядка и безопасности при проведении массовых мероприятий, как правило, занимаются службы охраны общественного порядка, ГИБДД, штабные подразделения и др.

В процессе подготовки плана мероприятий по обеспечению общественного порядка и безопасности необходимо получить следующие данные:

Место и время проведения мероприятия;

Предполагаемое количество участников;

Маршруты движения;

Места наибольшего сосредоточения участников;

Организаторы и ответственные лица за проведение мероприятия;

Размещение медпунктов, торговых точек, автостоянок, остановок транспорта;

Погодные условия;

Противопожарное состояние объекта;

Техническое состояние объекта;

Другие данные, необходимые для выработки правильного решения и успешного проведения массового мероприятия.

Особое внимание при подготовке к проведению массового мероприятия следует обратить на вопросы установления деловых контактов и взаимодействия с инициаторами осуществления мероприятия, администрацией мест, где они проводятся, с другими правоохранительными органами, заинтересованными организациями и ведомствами.

При подготовке к проведению массового мероприятия существует определенная особенность расчетов сил и средств, необходимых для обеспечения общественного порядка и безопасности. Определенного норматива здесь не существует, поэтому следует исходить из реальной обстановки. Расчеты должны быть обоснованными и должны способствовать надежной охране общественного порядка и безопасности. Достигнуть этого можно лишь путем рекогносцировки местности, учета всех особенностей оперативной обстановки и глубокого анализа ранее проведенных мероприятий, что прямо предусмотрено главой 8 Устава патрульно-постовой службы полиции общественной безопасности РФ.

В процессе рекогносцировки изучаются особенности территории, маршрутов движения транспорта и пешеходов, определяются пункты сбора, порядок следования и размещения людей, места стоянок транспорта, необходимость изменений в организации движения транспорта и пешеходов, а также границы зон, секторов, участков, необходимое количество сил и средств, место размещения оперативного штаба, резервов.

Управленческое решение об охране общественного порядка и безопасности при проведении массового мероприятия оформляется в виде плана действий по охране общественного порядка и общественной безопасности, который при необходимости согласовывается с органами власти, командованием частей и подразделений ВВ МВД РФ, органами государственной безопасности и утверждается старшим оперативным начальником.

План может быть оформлен на карте или схеме с необходимыми пояснениями, расчетами и обоснованиями. Одним из самых важных требований, предъявляемых к плану, является правовое обеспечение. Каждое планируемое мероприятие должно соответствовать правовым нормам, чтобы не допустить нарушения законности и ущемления, законных прав и интересов граждан. Содержание и реализация плана должны соответствовать компетенции органа внутренних дел. В последнее время получило распространение составление типовых планов организационных и тактических мероприятий по обеспечению охраны общественного порядка и безопасности при проведении массовых мероприятий различных типов. Созданы и постоянно действующие оперативные штабы, что значительно облегчает подготовку и проведение подобного рода мероприятий.

В состав оперативного штаба входят:

Министр внутренних дел РФ, республики в составе РФ, начальник ГУВД, УВД края (области), горрайлиноргана внутренних дел – руководитель оперативного штаба;

Заместитель министра внутренних дел РФ, республики в составе РФ, начальника ГУВД, УВД края (области), горрайлиноргана внутренних дел – заместитель руководителя оперативного штаба;

Командир соединения, части ВВ МВД РФ – заместитель руководителя оперативного штаба;

Руководители управлений (отделов, отделений) – члены штаба.

В оперативный штаб по согласованию могут быть включены и представители других правоохранительных органов.

Основными задачами оперативного штаба являются:

Разработка и корректировка планов обеспечения охраны общественного порядка и безопасности при проведении массовых мероприятий, профилактике возможных правонарушений со стороны их организаторов и участников;

Организация и осуществление контроля за поддержанием готовности привлекаемых сил и средств, совершенствование системы оповещения и сбора личного состава по тревоге;

Обучение личного состава действиям по охране общественного порядка во время проведения массовых мероприятий, а также при осложнении оперативной обстановки;

Управление силами и средствами при проведении массовых мероприятий;

Сбор, обобщение и анализ информации об оперативной обстановке, количестве задействованных сил и средств; разработка предложений о наиболее целесообразных формах их использования; подготовка решений; ведение оперативной карты, журнала действий ОВД;

Обеспечение бесперебойной связи со всеми подразделениями и нарядами;

Доведение до исполнителей, а также контроль за своевременным исполнением ими всех приказов и распоряжений начальников;

Постоянное информирование руководства штаба об оперативной обстановке и всех ее изменениях и др.

Исключительная важность охраны общественного порядка и безопасности при проведении массовых мероприятий требует четкости и ясности каждого пункта плана, единообразного его понимания. После разработки и утверждения плана необходимо довести мероприятия до исполнителей. Обычно это происходит на инструктивных совещаниях, где разъясняются программа массового мероприятия, указываются зоны и участники охраны общественного порядка, границы секторов, маршруты движения участников шествий, манифестаций, размещение пунктов управления и связи, резерва, а также особенности, на которые следует обратить внимание при несении службы. При необходимости конкретным исполнителям направляются выписки из плана с указанием мероприятий и сроков их исполнения. Для уяснения задач, практической отработки приемов и навыков несения службы по охране общественного порядка и безопасности при проведении массовых мероприятий проводятся репетиции и тренировки служебных нарядов, в ходе которых проверяется правильность принятых решений, вносятся корректировки в расстановку сил и средств, уточняется готовность и надежность системы связи и управления, определяются места расположения резерва и оперативного штаба, проверяется организация взаимодействия нарядов полиции, войск и других привлекаемых сил на случай возникновения чрезвычайных обстоятельств.

Личному составу, занятому в нарядах по обеспечению общественного порядка и безопасности при проведении массовых мероприятий, огнестрельное оружие не выдается. Резерв может быть вооружен.

При проведении массовых мероприятий применяются следующие виды нарядов: цепочки, группы сопровождения, посты наблюдения, резерв, группы патрулирования, ограничения движения транспорта, разъяснения законов, обеспечения связи, оцепления (блокирования), фиксации правонарушений и другие.

Каждую группу возглавляет старший, назначаемый заблаговременно командиром специального сводного отряда.

Цепочка – выставляется для оцепления территории, на которой проводится массовое мероприятие, с целью недопущения посторонних лиц, а также для построения направляющих коридоров, обеспечивающих организованное продвижение участников мероприятий, зрителей или разграничительных квадратов (прямоугольников) в местах размещения участников мероприятий и зрителей.

В состав цепочек могут входить работники полиции, военнослужащие, представители общественности.

Цепочки подразделяются на редкие, когда личный состав располагается с интервалом более 2 м, нормальные – при интервале 1 – 2 м, усиленные – при интервале менее 1 м, многорядные – в два и более рядов.

С целью усиления цепочек на наиболее опасных направлениях устанавливаются заграждения из специальных барьеров, автомобилей и войсковой техники.

Группа сопровождения – обеспечивает общественный порядок при построении колонн, их сопровождение и размещение в отведенных для них местах.

Пост наблюдения – обеспечивает своевременную информацию о ходе проведения массового мероприятия и изменениях обстановки. Он устанавливается в пункте, обеспечивающем хороший обзор территории, и оснащается необходимыми техническими средствами.

Резерв – предназначается для решения задач охраны общественного порядка в случаях осложнений обстановки во время проведения массовых мероприятий. Резерв должен располагаться в местах, откуда он может быстро ввестись в действие.

В состав резерва, находящегося в распоряжении начальника оперативного штаба, может выделяться до 20 % всех привлекаемых к охране общественного порядка сил и средств.

Резервы, находящиеся в распоряжении начальников секторов, участков или направлений, составляют 10 – 15 % сил и средств, используемых на службе в данном секторе, участке или направлении. Задействованные резервы немедленно восполняются за счет высвобождения сил и средств с менее важных участков и направлений.

Группа патрулирования – формируется из личного состава органов внутренних дел, а также внутренних войск и учебных заведений МВД России (в случае их привлечения) для осуществления охраны общественного порядка на прилегающей к району проведения массовых мероприятий граждан территории.

Группа ограничения движения транспорта – формируется из работников дорожно-патрульной службы ГИБДД и организует движение транспорта, пешеходов в обход зоны блокирования, а также обеспечивает беспрепятственный проезд к месту проведения специальных мероприятий автотранспорта органов внутренних дел и внутренних войск, аварийно-спасательных служб.

Группа разъяснения законов – формируется из числа наиболее подготовленных сотрудников органов внутренних дел, учебных заведений МВД России. Основной задачей этой группы является проведение разъяснительной работы среди участников массовых мероприятий.

Группа обеспечения связи – формируется из сотрудников подразделений связи и специальной техники, а также личного состава, имеющего навыки работы со средствами связи. Она призвана обеспечить надежное управление силами и средствами. Порядок использования связи и режим работы радиосредств определяются руководителем оперативного штаба.

Группа оцепления (блокирования) – формируется из личного состава подразделений патрульно-постовой службы, участковых уполномоченных полиции, учебных заведений, а также частей и подразделений внутренних войск (в случае их привлечения). Группа осуществляет оцепление (блокирование) соответствующего района местности с целью ограничения доступа граждан, направления на фильтрационный пункт лиц, активно пытающихся проникнуть в район оцепления (блокирования), задержания правонарушителей, прекращения проезда в район мероприятия постороннего транспорта. В необходимых местах создаются КПП для организованного пропуска граждан, транспорта, выявления (задержания) организаторов и активных участников противоправных действий.

Группа фиксации правонарушений – формируется из сотрудников подразделений криминальной полиции, оснащается средствами визуального наблюдения, фотографирования, видео- и звуковой записи. Обеспечивает документирование противоправных действий на месте происшествия, проверку доставленных правонарушителей.

Для обеспечения общественного порядка и безопасности во время проведения массового мероприятия должно привлекаться лишь реально необходимое количество сил и средств. Наряды вводятся в действие по мере развертывания проводимого мероприятия, а по миновании надобности немедленно снимаются и переводятся в резерв.

В день проведения массового мероприятия руководителями служб и подразделений проводится проверка личного состава и его экипировки, рабочий инструктаж старших самостоятельных групп, сообщается о возможных изменениях, о времени начала и порядке проведения планируемого мероприятия и других изменениях в оперативной обстановке, обеспечивается расстановка имеющихся сил и средств, устанавливается взаимодействие с организаторами мероприятия.

Во время проведения массового мероприятия наряды обязаны:

Знать и умело выполнять поставленную задачу;

Проявлять особую осмотрительность и выдержку при несении службы, в любых условиях действовать спокойно и уверенно, особенно при пресечении нарушений общественного порядка, предупреждая тем самым возникновение паники и групповых нарушений правопорядка;

Находиться в указанном месте и без специального разрешения не оставлять порученный участок службы;

Удалять с места проведения массового мероприятия лиц, находящихся в состоянии опьянения, и других нарушителей общественного порядка;

В случае обнаружения обстоятельств, осложняющих проведение мероприятия, обеспечение общественного порядка и безопасности зрителей и участников, немедленно доложить ответственному за охрану порядка на объекте.

Граждане, проживающие или работающие в зоне оцепления, пропускаются к месту жительства по предъявлении паспорта или иного подтверждающего это документа, а к месту работы – специальным пропускам. По решению начальника оперативного штаба может быть установлен иной порядок пропуска.

По миновании надобности, вводимые на период проведения массового мероприятия ограничения отменяются по решению начальника органа внутренних дел (руководителя штаба).

После окончания массового мероприятия осуществляется отвод сил и средств, принимавших участие в охране общественного порядка, возобновление нормальной жизнедеятельности предприятий, организаций, учреждений, движения транспорта. Проводится проверка наличия личного состава, средств индивидуальной защиты и других технических средств, подводятся итоги несения службы, дается оценка действий сотрудников основных и приданных служб и подразделений.

Рассмотрим некоторые тактические действия нарядов по обеспечению охраны общественного порядка и безопасности при проведении массовых мероприятий.

При проведении собраний, митингов, уличных шествий и демонстраций ответственные за охрану общественного порядка или, как именуется в законе, представители органа внутренних дел и наряды полиции осуществляют надзор за соблюдением его участниками общественного порядка, безопасности и требований действующего законодательства, контролируют соответствие целей проводимого мероприятия указанным в уведомлении, а также место и сроки их проведения. Особое внимание уделяется выявлению у участников и организаторов оружия и других предметов, могущих использоваться против жизни и здоровья людей, причинения ущерба государственным и иным организациям, учреждениям и гражданам.

В случае нарушения участниками и организаторами установленного порядка проведения мероприятия органы внутренних дел в соответствии с законом вправе приостанавливать или запрещать дальнейшее ее проведение и при необходимости применить силу и специальные средства.

При этом не следует формально подходить к решению возникающих проблем. Руководитель органа внутренних дел должен помнить, что основная задача полиции – охрана общественного порядка и безопасности.

При групповых нарушениях общественного порядка во время проведения массовых мероприятий.

Из опыта известно, что действенными мерами при пресечении противоправного поведения участников конфликта в толпе являются своевременное и решительное реагирование нарядов полиции на складывающуюся ситуацию, захват инициативы и наступательность действий, активное проведение разъяснительной работы, задержание и удаление зачинщиков и активных участников беспорядков, ведение видео- и фотосъемки событий, оттеснение и рассеивание любопытных.

Если групповые нарушения общественного порядка грозят перейти в массовые беспорядки, полицией последовательно осуществляется ряд мероприятий. Прежде всего, в условленном месте сосредотачиваются личный состав и техника. Затем нарядами патрульно-постовой службы полиции, ОМОН, другими подразделениями органов внутренних дел и внутренних войск блокируется и локализуется место конфликта.

Специальными группами выявляются зачинщики, подстрекатели и активные участники групповых нарушений и хулиганских действий, документируется их противоправная деятельность.

Совместно с представителями государственных органов власти и других правоохранительных органов проводится разъяснительно-профилактическая работа, предъявляются требования о прекращении нарушений общественного порядка.

Если разъяснительная работа возымела положительное воздействие и толпа начинается расходиться, наряды полиции не препятствуют этому, а лишь принимают меры к задержанию организаторов, подстрекателей и активных участников группового нарушения общественного порядка. При этом, если обстоятельства не позволяют задержать этих лиц в настоящий момент, необходимо ограничиться установлением их личности и задержать их в более удобной обстановке.

Если нарушители отказываются прекратить противоправные действий после неоднократного к ним обращения о противозаконности подобного поведения и силами правопорядка принимается решение по пресечению бесчинств. После принятия решения о пресечении группового нарушения общественного порядка наряды полиции и приданные к ним силы должны действовать решительно и без колебаний применять в пределах, предусмотренных законодательством, силу и специальные средства.

Основными тактическими приемами нарядов полиции в подобных случаях являются оцепление места группового нарушения общественного порядка, введение нарядов в зону оцепления и выполнение ими функций по рассечению толпы и задержанию зачинщиков и активных участников, документированию их противоправной деятельности, применению специальных средств.

Наряды, вводимые в очаги групповых нарушений общественного порядка, формируются за пределами их границ, экипируются защитными шлемами, бронежилетами, резиновыми палками, щитами, специальными средствами. Действия их по рассредоточению толпы, задержанию правонарушителей должны быть решительными и быстрыми, чтобы не дать возможности спровоцировать других участников массового мероприятия на противодействие полиции. Задержанные под усиленной охраной доставляются в специально отведенные места для разбирательства.

При принятии решений о применении силового воздействия к правонарушителям во время массовых мероприятий следует иметь в виду, что наряду со строгим соблюдением законности нарядам полиции необходимо проявлять гибкость. Если обстановка складывается не в пользу полиции, то лучше повременить с применением силы. Из опыта известно, что нередко прямолинейные действия полиции приводят к возникновению кризисных ситуаций. Нужно уметь находить контакт с публикой и применять лишь те меры, реакция на которые с ее стороны будет положительной. Чаще всего полиция вмешивается в конфликт когда обстановка обостряется и становится трудно управляемой. Поэтому принимать меры к предупреждению конфликта лучше всего на ранних стадиях его развития. Это потребует меньше эмоциональных и физических затрат и позволит свести к минимуму неблагоприятные последствия конфликта.

Обеспечение общественной безопасности имеет многоуровневый характер. В соответствии с п. "б" ст. 72 Конституции Российской Федерации обеспечение законности, правопорядка, общественной безопасности относится к предмету совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов. В статье 132 Конституции Российской Федерации говорится, что осуществление охраны общественного порядка относится также и к ведению местного самоуправления.

Правовое регулирование общественных отношений в сфере обеспечения безопасности определено Федеральным законом № 390-ФЗ «О безопасности». Государственная политика в области обеспечения безопасности является частью внутренней и внешней политики и представляет собой совокупность скоординированных и объединенных единым замыслом политических, организационных, социально-экономических, военных, правовых, информационных, специальных и иных мер, реализуется государственными и муниципальными органами власти на основе Стратегии национальной безопасности Российской Федерации, иных документов, разрабатываемых Советом Безопасности и утверждаемых Президентом. Наряду с этим в ее реализации участвуют также граждане и общественные объединения.

Деятельность по обеспечению безопасности включает в себя:

Прогнозирование, выявление, анализ и оценку угроз безопасности;
- определение основных направлений государственной политики и стратегическое планирование;
- правовое регулирование;
- разработку и применение комплекса оперативных и долговременных мер по выявлению, предупреждению и устранению угроз безопасности, локализации и нейтрализации последствий их проявления;
- применение специальных экономических мер;
- разработку, производство и внедрение современных видов вооружения и спецтехники;
- организацию научной деятельности;
- координацию деятельности федеральных, региональных и муниципальных органов;
- международное сотрудничество, а также осуществление других мероприятий в соответствии с законодательством РФ.

Согласно Стратегии национальной безопасности Российской Федерации, утвержденной Указом Президента Российской Федерации № 537, главными направлениями государственной политики в сфере обеспечения общественной безопасности на долгосрочную перспективу являются в том числе совершенствование нормативно-правового регулирования предупреждения и борьбы с преступностью, коррупцией, терроризмом и экстремизмом, расширение международного сотрудничества в правоохранительной сфере, а также создание единой системы профилактики преступности и иных правонарушений, включая мониторинг и оценку эффективности правоприменительной практики, разработку и использование специальных мер, направленных на снижение уровня коррумпированности и криминализации общественных отношений.

Президентом России утверждена Концепция общественной безопасности в Российской Федерации, которая представляет собой систему взглядов на обеспечение общественной безопасности как части национальной безопасности страны, является основополагающим документом стратегического планирования, определяющим государственную политику в сфере обеспечения общественной безопасности.

Понятие общественной безопасности определено как состояние защищенности человека и гражданина, материальных и духовных ценностей общества от преступных и иных противоправных посягательств, социальных и межнациональных конфликтов, а также от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

Среди основных угроз общественной безопасности в Концепции названы терроризм, экстремистская деятельность националистических, религиозных, этнических и иных организаций и структур, направленная на нарушение единства и территориальной целостности России, преступления, связанные с незаконным оборотом наркотиков, увеличение количества преступлений, совершенных под влиянием указанных веществ и алкогольных напитков, коррупция, незаконная миграция, ухудшение технического состояния объектов транспортной инфраструктуры, транспортных средств, гидротехнических сооружений, вероятность возникновения чрезвычайных ситуаций на ядерно и радиационно опасных объектах и опасных производственных объектах и ряд других.

Общественный порядок и общественная безопасность взаимосвязаны и взаимообусловлены, поскольку укрепление общественного порядка способствует повышению общественной безопасности.

Общественный порядок - это нормальное функционирование социальных отношений, отсутствие рисков и угроз, которые могут нарушить нормальную жизнедеятельность людей и их прогрессивное социальное и профессиональное развитие, создающие обстановку спокойствия и защиты личности и собственности физических и юридических лиц. Общественный порядок создает все необходимые условия для обеспечения общественной безопасности, делая зависимым соответствующие правовые категории.

В развитие ст. 132 Конституции РФ Федеральный закон № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» предусмотрел два вопроса местного значения, касающихся общественного порядка:

1) п. 8 ч. 1 ст. 15 и п. 9 ч. 1 ст. 16 - организация охраны общественного порядка на территории муниципального района и городского округа муниципальной полицией;
2) п. 33 ч. 1 ст. 14 и п. 37 ч. 1 ст. 16 - создание условий для деятельности добровольных формирований населения по охране общественного порядка (в поселениях и городских округах).

Следовательно, законодатель закрепил для муниципальных образований два способа охраны общественного порядка на своей территории: профессиональными органами и силами общественности.

Однако, если Закон «О полиции» предусматривал существование муниципальных органов охраны общественного порядка (ч. 2 ст. 3), то пришедший ему на смену Закон «О полиции», реформировавший систему органов внутренних дел, не предусматривает создание в той или иной форме органов муниципальной полиции, а исходит из того, что полиция является составной частью единой централизованной системы федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, правовую и финансовую основу деятельности которой составляют исключительно федеральные источники.

Охрана общественного порядка силами общественности осуществляется в соответствии с Федеральным законом № 44-ФЗ «Об участии граждан в охране общественного порядка», который устанавливает принципы и основные формы участия граждан в охране общественного порядка, участия граждан в поиске лиц, пропавших без вести, особенности создания и деятельности общественных объединений правоохранительной направленности, целью которых является участие в охране общественного порядка, порядок и особенности создания и деятельности народных дружин, а также правовой статус народных дружинников.

Участие граждан в охране общественного порядка осуществляется в соответствии со следующими принципами:

1) добровольности;
2) законности;
3) приоритетности защиты прав и свобод человека и гражданина;
4) права каждого на самозащиту от противоправных посягательств всеми способами, не запрещенными законом;
5) взаимодействия с органами внутренних дел (полицией), иными правоохранительными органами, органами государственной власти и органами местного самоуправления;
6) недопустимости подмены полномочий органов внутренних дел (полиции), иных правоохранительных органов, органов государственной власти и органов местного самоуправления.

Граждане, участвующие в охране общественного порядка, не вправе выдавать себя за сотрудников органов внутренних дел (полиции) или иных правоохранительных органов, а также осуществлять деятельность, отнесенную законодательством Российской Федерации к исключительной компетенции этих органов.

Участие граждан в мероприятиях по охране общественного порядка, заведомо предполагающих угрозу их жизни и здоровью, не допускается.

Законом определены следующие формы участия граждан в охране общественного порядка:

1. Содействие органам внутренних дел (полиции) и иным правоохранительным органам;
2. Участие граждан в поиске лиц, пропавших без вести;
3. Внештатное сотрудничество с полицией;
4. Участие граждан в деятельности общественных объединений правоохранительной направленности.

Особое внимание в законе уделено порядку создания и деятельности народных дружин.

Народная дружина - основанное на членстве общественное объединение, участвующее в охране общественного порядка во взаимодействии с органами внутренних дел (полицией) и иными правоохранительными органами, органами государственной власти и органами местного самоуправления.

Народные дружины создаются по инициативе граждан Российской Федерации, изъявивших желание участвовать в охране общественного порядка, в форме общественной организации с уведомлением органов местного самоуправления соответствующего муниципального образования, территориального органа федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел.

Народные дружины могут участвовать в охране общественного порядка только после внесения их в региональный реестр. Порядок формирования и ведения регионального реестра народных дружин и общественных объединений правоохранительной направленности утвержден приказом МВД России № 599, в соответствии с которым региональный реестр ведется территориальными органами МВД России на региональном уровне и формируется на основе информации, предоставляемой территориальными органами МВД России на районном уровне. Решение о внесении народной дружины или общественного объединения правоохранительной направленности в региональный реестр принимается должностным лицом территориального органа МВД России на региональном уровне, уполномоченным приказом руководителя (начальника) территориального органа МВД России на региональном уровне, в течение месяца с момента регистрации заявления в книге учета.

Народной дружине или общественному объединению правоохранительной направленности в течение 14 дней после внесения в региональный реестр выдается свидетельство.

Народные дружины решают стоящие перед ними задачи во взаимодействии с органами государственной власти субъекта Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами внутренних дел (полицией) и иными правоохранительными органами.

Основными направлениями деятельности народных дружин являются:

1) содействие органам внутренних дел (полиции) и иным правоохранительным органам в охране общественного порядка;
2) участие в предупреждении и пресечении правонарушений на территории по месту создания народной дружины;
3) участие в охране общественного порядка в случаях возникновения чрезвычайных ситуаций;
4) распространение правовых знаний, разъяснение норм поведения в общественных местах.

Порядок создания, реорганизации и (или) ликвидации народных дружин определяется Федеральным законом № 82-ФЗ «Об общественных объединениях» с учетом положений настоящего Федерального закона.

В народные дружины принимаются на добровольной основе граждане Российской Федерации, достигшие возраста восемнадцати лет, способные по своим деловым и личным качествам исполнять обязанности народных дружинников.

В народные дружины не могут быть приняты граждане:

1) имеющие неснятую или непогашенную судимость;
2) в отношении которых осуществляется уголовное преследование;
3) ранее осужденные за умышленные преступления;
4) включенные в перечень организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму, в соответствии с Федеральным законом № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма»;
5) в отношении которых вступившим в законную силу решением суда установлено, что в их действиях содержатся признаки экстремистской деятельности;
6) страдающие психическими расстройствами, больные наркоманией или алкоголизмом;
7) признанные недееспособными или ограниченно дееспособными по решению суда, вступившему в законную силу;
8) подвергнутые неоднократно в течение года, предшествовавшего дню принятия в народную дружину, в судебном порядке административному наказанию за совершенные административные правонарушения;
9) имеющие гражданство (подданство) иностранного государства.

Народные дружинники проходят подготовку по основным направлениям деятельности народных дружин, к действиям в условиях, связанных с применением физической силы, по оказанию первой помощи в порядке, утвержденном федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел. Порядок утвержден приказом МВД России № 696 «Вопросы подготовки народных дружинников к действиям в условиях, связанных с применением физической силы, и по оказанию первой помощи»

Народные дружинники при участии в охране общественного порядка должны иметь при себе удостоверение народного дружинника, а также носить форменную одежду и (или) использовать отличительную символику народного дружинника. Образец и порядок выдачи удостоверения, образцы форменной одежды и (или) отличительной символики народного дружинника устанавливаются законом субъекта Российской Федерации.

Народные дружинники при участии в охране общественного порядка имеют право:

1) требовать от граждан и должностных лиц прекратить противоправные деяния;
2) принимать меры по охране места происшествия, а также по обеспечению сохранности вещественных доказательств совершения правонарушения с последующей передачей их сотрудникам полиции;
3) оказывать содействие полиции при выполнении возложенных на нее Федеральным законом № 3-ФЗ «О полиции» обязанностей в сфере охраны общественного порядка;
4) применять физическую силу в случаях и порядке, предусмотренных настоящим Федеральным законом;
5) осуществлять иные права, предусмотренные настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами.

Народные дружинники вправе отказаться от исполнения возложенных на них обязанностей в случае, если имеются достаточные основания полагать, что их жизнь и здоровье могут подвергнуться опасности.

Народные дружинники при участии в охране общественного порядка обязаны:

1) знать и соблюдать требования законодательных и иных нормативных правовых актов в сфере охраны общественного порядка;
2) при объявлении сбора народной дружины прибывать к месту сбора в установленном порядке;
3) соблюдать права и законные интересы граждан, общественных объединений, религиозных и иных организаций;
4) принимать меры по предотвращению и пресечению правонарушений;
5) выполнять требования уполномоченных сотрудников органов внутренних дел (полиции) и иных правоохранительных органов, не противоречащие законодательству Российской Федерации;
6) оказывать первую помощь гражданам при несчастных случаях, травмах, отравлениях и других состояниях и заболеваниях, угрожающих их жизни и здоровью, при наличии соответствующей подготовки и (или) навыков;
7) иметь при себе и предъявлять гражданам, к которым обращено требование о прекращении противоправного деяния, удостоверение установленного образца.

Народные дружинники могут привлекаться к участию в охране общественного порядка в их рабочее или учебное время с согласия руководителя организации по месту их работы или учебы.

Материально-техническое обеспечение деятельности народных дружин осуществляется за счет добровольных пожертвований, а также иных средств, не запрещенных законодательством Российской Федерации.

Органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления могут выделять средства на финансирование материально-технического обеспечения деятельности народных дружин, предоставлять народным дружинам помещения, технические и иные материальные средства, необходимые для осуществления их деятельности.

Путём применения юридических мер воздействия в строгом соответствии с законом и при неуклонном соблюдении установленного им порядка.

Согласно законодательству России в ходе осуществления правоохранительной деятельности правоохранительные органы, в целях пресечения правонарушений , могут ограничивать права и свободы правоохраняемых субъектов в установленных законом масштабах.

Признаки правоохранительной деятельности

  • правоохранительная деятельность осуществляется только специально-уполномоченными государственными органами, в отношении которых законодательством установлен жесткий порядок комплектования, организации и функционирования;
  • направлена на защиту права, личности, общества и государства от преступных и иных посягательств;
  • правоохранительная деятельность осуществляется строго в порядке, установленном законом. При принятии решения о применении или неприменении каких-либо правоохранительных мер компетентный орган (должностное лицо) обязан соблюдать определенные правила, предусмотренные для соответствующего случая законом, правила уголовного или гражданского судопроизводства, правила ведения дознания и предварительного расследования и т. п.;
  • правоохранительная деятельность осуществляется только посредством применения мер государственного принуждения или наложения взысканий, применения мер юридического воздействия;
  • применение мер юридического воздействия должно строго соответствовать закону, который определяет как основания применения указанных мер. так и конкретные меры, которые могут быть применены в конкретном случае.

Задачи правоохранительной деятельности

  • охрана личности, ее прав и свобод;
  • охрана общества и его социальных институтов;
  • охрана материальных и духовных ценностей;
  • охрана государства, его конституционного строя, суверенитета и государственной целостности.

Основные направления правоохранительной деятельности

  • выявление и расследование преступлений как деятельность, направленная на раскрытие преступлений, изобличение виновных лиц и привлечение их к уголовной ответственности;
  • отправление правосудия, то есть разбирательство в суде уголовных и гражданских дел и вынесение по ним законных и обоснованных решений;
  • организационное обеспечение деятельности судов, направленное на обеспечение нормального функционирования судебных органов;
  • прокурорский надзор как деятельность прокуратуры по предотвращению и пресечению нарушений закона с помощью специальных мер прокурорского реагирования;
  • конституционный контроль, основной задачей которого является обеспечение соответствия Конституции РФ нормативно-правовых актов высших органов законодательной и исполнительной власти РФ;
  • оказание юридической помощи лицам, привлекаемым к уголовной ответственности, а также в иных случаях.

Органы, составляющие систему правоохранительных органов

  • федеральные суды общей юрисдикции и федеральные арбитражные суды, мировые суды;
  • Конституционный Суд Российской Федерации и конституционные суды субъектов Российской Федерации;
  • органы, осуществляющие организационное обеспечение деятельности судов: Служба судебных приставов Министерства юстиции РФ, иные службы Министерства юстиции РФ, Судебный департамент при Верховном Суде РФ и т. п.;
  • прокуратура;
  • органы дознания и предварительного следствия (милиция, следователи органов внутренних дел и т. п.);
  • органы, оказывающие юридическую помощь (адвокатура, нотариат).

Примечания

Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Охрана правопорядка" в других словарях:

    ОХРАНА ПРАВОПОРЯДКА - совокупность мер по достижению целей режима законности (см.: Законность), его конечного результата упорядоченности общественных отношений (правопорядка) в соответствии с существующими правовыми предписаниями. Охрана правопорядка понятие более… … Энциклопедический словарь конституционного права

    Охранник Кнессета Мишмар ха Кнессет (ивр. מישמר הכנסת‎ Охрана Кнессета) подразделение специального назначения по охране высшего законодательного органа Израиля. Мишмар ха Кнессет сформировано в январе 1959 года … Википедия

    У этого термина существуют и другие значения, см. Береговая Охрана. Береговая охрана США United States Coast Guard (USCG) Эмблема Береговой охраны США … Википедия

    ОСТ 51.81-82: Система стандартов безопасности труда. Охрана труда в газовой промышленности. Основные термины и определения - Терминология ОСТ 51.81 82: Система стандартов безопасности труда. Охрана труда в газовой промышленности. Основные термины и определения: 14. Безопасное расстояние Наименьшее допустимое расстояние от источника опасного и вредного производственного … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации

    Немецкие полицейские вооружённые пистолетами пулемётами HK MP5 (Гамбург) Основной целью полиции в ФРГ является обеспечение общественной безопасности и общественного порядка внутри Федеративной Республики Германия, путём предотвращения совершений… … Википедия

    Немецкие полицейские, вооружённые пистолетами пулемётами HK MP5 (Гамбург) Основной целью полиции Германии является обеспечение общественной безопасности и общественного порядка внутри Федеративной Республики Германия, путём предотвращения … Википедия

    У этого термина существуют и другие значения, см. Государство (значения). Титульный лист сочинения Томаса Гоббса Левиафан (1651 год), посвящённого проблемам государства … Википедия

    Государственный бюджет Украины – план формирования и использования финансовых ресурсов для обеспечения заданий и функций, которые осуществляются органами государственной власти Украины, органами власти Автономной Республики Крым и органами… … Википедия

Под охраной общественного порядка понимается осуществление государственными органами во взаимодействии с общественными формированиями различных мер по обеспечению охраны жизни и здоровья людей, их чести и достоинства, защите прав, свобод и законных интересов граждан, защите интересов предприятий, учреждений и организаций, по созданию спокойствия в населенных пунктах, благоприятствующего труду и отдыху людей, нормальной работе государственных органов, общественных объединений, трудовых коллективов.

Охрана общественного порядка как важная часть (вид) административной деятельности органов внутренних дел -- понятие сложное, включающее в себя формы и методы по ее организации, защиту от преступных и иных противоправных посягательств (тактику) Арестова Е.Н. К вопросу о понятии и системе органов внутренних дел // Российский следователь. - 2007. - № 24. - С. 49.. Сущность управления в этой сфере сводится к организации деятельности административных служб (аппаратов), в процессе которой достигаются цели, решаются задачи, выполняются функции органов внутренних дел, их служб и подразделений. В результате развития служб, совершенствования их структуры и управленческой деятельности, внедрения передового опыта, а также достижений науки и техники укрепляется взаимосвязь между организацией и тактикой деятельности административных служб и подразделений, приобретающая при этом все более многогранный и динамичный характер взаимозависимости.

Рассматриваемая деятельность, кроме того, определяется свойствами общественного порядка как объекта правовой охраны. В качестве объектов охранительного воздействия выступают люди, совокупность действий которых образует конкретные акты и процессы поведения. Общественный порядок в местах массового скопления людей складывается преимущественно в условиях так называемого внеколлективного поведения, когда (в отличие от поведения в трудовом коллективе) каждый индивид вступает в общение друг с другом, руководствуясь лишь собственными стремлениями, интересами и мотивами, связанными с удовлетворением личных материальных и духовных потребностей. Устанавливающиеся при этом взаимоотношения носят, как правило, временный, неустойчивый, характер, в результате чего появляется большая вероятность несогласованности действий (поступков), возникновения конфликтных ситуаций. Все это приводит к необходимости своевременного предупреждения и пресечения антиобщественного поведения.

Обеспечение общественной безопасности имеет целью предупреждение, предотвращение и устранение явлений и опасных ситуаций, угрожающих жизни и здоровью людей, имуществу граждан, предприятий, учреждений и организаций, и их последствий.

Важные меры по укреплению общественного порядка и общественной безопасности в нашем государстве предусмотрены многими законами, например, к ним относятся: Федеральный закон от 07.02.2011 № 3-ФЗ (ред. от 06.12.2011) "О полиции" Российская газета. - 08.02.2011; 10.02.2011; 08.12.2011. (далее - Закон о полиции), Федеральный конституционный закон от 30.05.2001 № 3-ФКЗ (ред. от 07.03.2005) "О чрезвычайном положении" Российская газета. - 02.06.2001; 11.03.2005., Федеральный закон от 28.12.2010 № 390-ФЗ "О безопасности" Российская газета. - 29.12.2010., Федеральный закон от 12.08.1995 № 144-ФЗ (ред. от 08.12.2011) "Об оперативно-розыскной деятельности" Российская газета. - 18.08.1995; 30.12.2011. и другие законодательные акты.

Осуществление мер по охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности выражается в деятельности по предупреждению и пресечению правонарушений и иных антиобщественных действий, в привлечении виновных к ответственности; в содействии компетентным органам и организациям в создании нормальных безопасных условий для общения людей в процессе производственной, трудовой деятельности и в удовлетворении ими материальных и духовных потребностей; в обеспечении гарантий для осуществления субъективных прав и выполнения обязанностей гражданами; в действиях, направленных на ликвидацию вредных последствий, вызванных нарушением правил и норм общественной безопасности, стихийными бедствиями и др.

Вопросы укрепления общественного порядка должны быть предметом постоянной заботы государства, общества. Государство должно придавать большое значение воспитанию высокой гражданственности личности, уважения к законам и правилам морали, непримиримости к нарушениям законности, готовности активно участвовать в охране общественного порядка. Большое внимание следует уделять искоренению пьянства и хулиганства и других противоправных антиобщественных явлений.

Особое внимание нужно уделить правовой защите личности, упрочению гарантий осуществления политических, экономических, социальных прав и свобод граждан. Одновременно следует повысить ответственность каждого гражданина перед обществом в целом. Последовательно должны осуществлять меры законодательного, организационного и воспитательного характера, направленные на упрочение правовой основы государственной и общественной жизни, дисциплины, на усиление борьбы с правонарушениями.

Сложный, комплексный характер сферы общественного порядка и сферы общественной безопасности обусловливает необходимость существования различных способов их oxpaны.

Административно-правовая охрана общественного порядка и обеспечения общественной безопасности осуществляется посредством применения мер нормотворческого и организационного характера, мер административного воздействия по предупреждению и пресечению правонарушений в указанных сферах и применения к нарушителям административных взысканий. Административная деятельность органов внутренних дел составляет одно из важнейших направлений обеспечения общественного порядка и безопасности, обстановки спокойствия в общественных местах, охраны личности, ее прав и свобод, защиты законных интересов граждан, предприятий, учреждений и организаций, предупреждения и пресечения противоправных действий, применения к нарушителям мер административно-процессуального обеспечения и административных взысканий.

Содержание деятельности, направленной на охрану общественного порядка и обеспечение общественной безопасности, составляют "административно-правовые отношения, складывающиеся и развивающиеся, во-первых, внутри органов в процессе организации практического решения задач обеспечения общественного порядка и безопасности; во-вторых, в ходе повседневной непосредственной охраны общественного порядка и обеспечения общественной безопасности силами и средствами государственных органов и общественности" Прокопов Ю.В. Понятия "общественный порядок", "правопорядок" и "общественная безопасность" и их соотношение в теории государства и права и в российском законодательстве // Мир юридической науки. - 2009. - № 3. - С. 9..

В первом случае речь идет об определении штатов, о подборе, расстановке и обучении кадров, выработке решений по охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности и об организации практического выполнения этих решений, осуществлении функций контроля и т.п., т.е. о внутриорганизационных отношениях (внутриорганизационная деятельность органов внутренних дел).

Во втором случае имеются в виду отношения, складывающиеся в связи с охраной общественного порядка и обеспечением общественной безопасности, скажем, отношения, возникающие в связи с совершением гражданином административного правонарушения, посягающего на общественный порядок и общественную безопасность; отношения, возникающие в связи с обращением в органы внутренних дел предприятия, организации за разрешением на открытие оружейно-ремонтной мастерской и т.д. Субъектами возникающих при этом отношений с участием органов внутренних дел могут быть граждане, органы, предприятия, учреждения, организации и их должностные лица, не подчиненные органам внутренних дел в служебном отношении. Рассматриваемые отношения присущи внешней административной деятельности органов внутренних дел, которая выражается в непосредственном обеспечении соблюдения гражданами, должностными лицами требований законодательства в сфере внутренних дел, в осуществлении мер, направленных на предупреждение, пресечение и привлечение к ответственности правонарушителей. При этом внутриорганизационная и внешняя деятельность органов внутренних дел взаимосвязаны и имеют главной задачей создание наиболее благоприятных условий для граждан и должностных лиц в сфере их труда, отдыха, удовлетворения различных потребностей, реализации прав и законных интересов.

Оперативно-розыскная охрана общественного порядка и общественной безопасности осуществляется в соответствии с законодательством с помощью оперативно-розыскных мероприятий и средств для предотвращения и раскрытия преступлений, совершаемых в рассматриваемых сферах, а также розыска и задержания лиц, скрывающихся от суда и следствия, преступников См. подробнее: Панов С., Клюев С., Малыхин Е. Розыск лиц, скрывшихся от органов дознания, следствия и суда // Законность. - 2008. - № 10. - С. 31-34..

Уголовно-правовая охрана общественного порядка и общественной безопасности осуществляется с использованием уголовно-правовых средств, применением наказания к виновным лицам в порядке, установленном уголовным и уголовно-процессуальным законодательством Куделич А.В. Уголовно-правовая охрана общественного порядка в современной России: Автореф. дисс. ... докт. юрид. наук. - М.: БЕК, 2000. - С. 10-14..

Гражданско-правовая охрана общественного порядка и общественной безопасности заключается в применении гражданско-правовых средств, направленных на охрану прав и законных интересов граждан, предприятий, учреждений и организаций от правонарушений, связанных с причинением морального или материального ущерба.

Наличие разных способов охраны общественного порядка и обеспечения общественной безопасности обусловливает существование ряда организационно-правовых видов (направлений) деятельности, осуществляемых государственными органами во взаимодействии с общественными формированиями в этих сферах. Они имеют специфическое назначение и особенности. К основным общепризнанным направлениям деятельности органов внутренних дел относятся: административная, оперативно-розыскная, уголовно-процессуальная деятельность, а также уголовно-исполнительная деятельность.

В соответствии с Указом Президента РФ от 01.03.2011 № 250 "Вопросы организации полиции" Российская газета. - 02.03.2011. в состав полиции входят подразделения, организации и службы, на которые возлагаются: а) прием, регистрация и проверка заявлений и сообщений о преступлениях, об административных правонарушениях и о происшествиях; б) выявление, предупреждение, пресечение и раскрытие преступлений, розыск лиц, совершивших преступления, а также иных лиц в соответствии с федеральными законами; в) выявление и устранение причин преступлений и административных правонарушений и условий, способствующих их совершению, участие в профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних; г) обеспечение безопасности граждан и общественного порядка, в том числе в местах проведения публичных и массовых мероприятий, а также при чрезвычайных ситуациях и осложнениях оперативной обстановки; д) обеспечение безопасности дорожного движения; е) производство дознания, отдельных процессуальных действий по уголовным делам, а также производство по делам об административных правонарушениях, отнесенных законодательством РФ к подведомственности полиции; ж) осуществление оперативно-розыскной деятельности, оперативно-поисковых и специальных технических мероприятий; з) противодействие коррупции, терроризму и экстремистской деятельности; и) обеспечение собственной безопасности; к) осуществление лицензионно-разрешительной работы; л) осуществление экспертно-криминалистической деятельности; м) государственная охрана объектов, а также охрана имущества граждан и организаций; н) государственная защита потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства, судей, прокуроров, следователей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов, а также иных защищаемых лиц; о) сбор, анализ и хранение оперативно-розыскной информации; п) содержание, охрана и конвоирование задержанных, подвергнутых административному аресту и (или) заключенных под стражу лиц, находящихся в изоляторах временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел РФ; р) контроль за лицами, освобожденными из мест лишения свободы, а также за поведением осужденных, которым назначено наказание, не связанное с лишением свободы; с) подготовка, переподготовка и повышение квалификации сотрудников полиции; т) обеспечение взаимодействия с правоохранительными органами иностранных государств - членов Международной организации уголовной полиции - Интерпола и с Генеральным секретариатом Интерпола.

Можно выделить следующие обязанности полиции в части охраны общественного порядка и обеспечения общественной безопасности (ст. 12 Закона о полиции):

Прибывать незамедлительно на место совершения преступления, административного правонарушения, место происшествия, пресекать противоправные деяния, устранять угрозы безопасности граждан и общественной безопасности, документировать обстоятельства совершения преступления, административного правонарушения, обстоятельства происшествия, обеспечивать сохранность следов преступления, административного правонарушения, происшествия;

Обеспечивать безопасность граждан и общественный порядок на улицах, площадях, стадионах, в скверах, парках, на транспортных магистралях, вокзалах, в аэропортах, морских и речных портах и других общественных местах;

Обеспечивать совместно с представителями органов исполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления и организаторами собраний, митингов, демонстраций, шествий и других публичных мероприятий безопасность граждан и общественный порядок, оказывать в соответствии с законодательством РФ содействие организаторам спортивных, зрелищных и иных массовых мероприятий в обеспечении безопасности граждан и общественного порядка в местах проведения этих мероприятий;

Принимать при чрезвычайных ситуациях неотложные меры по спасению граждан, охране имущества, оставшегося без присмотра, содействовать в этих условиях бесперебойной работе спасательных служб; обеспечивать общественный порядок при проведении карантинных мероприятий во время эпидемий и эпизоотий;

В порядке, определяемом федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел и федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере исполнения уголовных наказаний, оказывать содействие учреждениям и органам уголовно-исполнительной системы в обеспечении безопасности граждан и общественного порядка при введении режима особых условий в исправительном учреждении в соответствии с уголовно-исполнительным законодательством РФ;

В период избирательных компаний участвовать в обеспечении безопасности граждан и общественного порядка в помещениях для голосования и на территориях вокруг них.

Полиции для выполнения возложенных на нее обязанностей предоставляются значительные права, предусмотренные ст. 13 Закона о полиции, в частности, патрулировать населенные пункты и общественные места, оборудовать при необходимости контрольные и контрольно-пропускные пункты, выставлять посты, в том числе стационарные, и заслоны, использовать другие формы охраны общественного порядка; требовать от граждан (групп граждан) покинуть место совершения преступления, административного правонарушения, место происшествия, если это необходимо для проведения следственных действий, оперативно-розыскных мероприятий, документирования обстоятельств совершения преступления, административного правонарушения, обстоятельств происшествия, для сохранения следов преступления, административного правонарушения, происшествия, для обеспечения безопасности граждан; в целях защиты жизни, здоровья и имущества граждан не допускать их на отдельные участки местности и объекты либо обязывать оставаться на соответствующих участках местности и объектах или покинуть их; обращаться к группам граждан, нахождение которых в общественных местах не связано с проводимыми на законных основаниях публичными и массовыми мероприятиями, с требованием разойтись или перейти в другое место, если возникшее скопление граждан создает угрозу их жизни и здоровью, жизни и здоровью других граждан, объектам собственности, нарушает работу организаций, препятствует движению транспорта и пешеходов; составлять протоколы об административных правонарушениях, собирать доказательства, применять меры обеспечения производства по делам об административных правонарушениях, применять иные меры, предусмотренные законодательством об административных правонарушениях; и др.

Итак, систему мер по охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности составляют правовое регулирование отношений в указанных сферах, т.е. принятие компетентными органами законодательных и иных нормативных актов, регулирующих поведение людей в этих сферах жизнедеятельности; реализация, т.е. претворение в жизнь государственными органами и общественными формированиями правил этих актов.

Для охраны общественного порядка и обеспечения общественной безопасности во время проведения массовых мероприятий и при чрезвычайных ситуациях могут привлекаться личный состав служб и подразделений органов внутренних дел, внутренние войска МВД Республики Беларусь.

При необходимости для более эффектного управления силами и средствами, привлекаемыми на охрану общественного порядка и обеспечение общественной безопасности, создается оперативный штаб. Численность и состав штаба определяются характером и масштабом массовых мероприятий, чрезвычайных обстоятельств, а также складывающейся оперативной обстановкой .

Управление силами и средствами в период проведения массовых мероприятий осуществляется со специально организуемых пунктов, на которых оборудуются рабочие места для членов оперативного штаба, групп управления и организации связи. Пункты управления создаются, как правило, в районе проведения массового мероприятия и размещаются в местах, пригодных для оперативного руководства находящимися в подчинении силами и средствами. Пункты управления могут быть стационарными (в зданиях, сооружениях) или передвижными (в автобусах). Они оборудуются средствами связи, а при необходимости кино-, фото-, видеоаппаратурой.

После получения задачи на обеспечение охраны общественного порядка и общественной безопасности при проведении массового мероприятия должна проводиться подготовительная работа, которая включает в себя:

  • - уточнение программы, места, времени и порядка его проведения, возможное количество и состав участников, а также наличие или отсутствие факторов, требующих запрещения на проведение массовой акции;
  • - осуществление совместно с организаторами и представителями заинтересованных ведомств комиссионного обследования места проведения массового мероприятия, определяется его пригодность к организации надлежащей охраны общественного порядка и принимаются меры к устранению недостатков;
  • - проведение рекогносцировки местности, в процессе которой изучаются особенности территории, маршрутов движения транспорта и пешеходов, определяются пункты сбора, порядок следования и размещения людей, места стоянки транспорта, необходимость изменений в организации движения транспорта и пешеходов, а также границы зон, секторов, участков, необходимое количество сил и средств, место размещения оперативного штаба, резервов.

На основе всех необходимых данных и расчетов разрабатывается план охраны общественного порядка и общественной безопасности при проведении массового мероприятия, в котором предусматривается :

  • - содержание и программа мероприятия, место, время его проведения, ожидаемое количество участников и зрителей;
  • - границы оцепляемой территории зоны, сектора, участка;
  • - состав и количество привлекаемых сил и средств, места их размещения, виды и задачи нарядов, ответственные за организацию их службы в зонах, секторах и на участках, схема управления и связи;
  • - порядок взаимодействия с соседними горрайлинорганами и органами внутренних дел на транспорте, органами безопасности, войсками;
  • - организация обеспечения общественного порядка в местах формирования колонн, сбора зрителей на подступах к месту проведения мероприятия, а также на остановках городского транспорта и контрольных пунктах;
  • - маршруты следования участников и зрителей, пути отвода транспортных и пешеходных потоков, порядок регулирования их движения до начала и после окончания мероприятия, места стоянки транспортных средств;
  • - порядок организованного выхода участников после окончания мероприятия, а также порядок их эвакуации в случае необходимости;
  • - меры по обеспечению пожарной безопасности;
  • - организация медицинского и материально-технического обеспечения.

План оформляется на карте (схеме) с приложением расчетов, таблиц, пояснений и утверждается начальником органа внутренних дел.

В необходимых случаях через средства массовой информации заблаговременно делается сообщение о временных изменениях маршрутов движения транспорта, ограничении доступа граждан в район проведения массовых мероприятий.

В период подготовки к обеспечению общественного порядка и общественной безопасности во время собраний, митингов, уличных шествий, демонстраций и иных массовых мероприятий должны проводиться инструктажи и тренировки с личным составом по изучению нормативных актов, регламентирующих права и обязанности милиции, мер ответственности организаторов и участников массовых акций за нарушение правопорядка, а также отработке тактических приемов несения службы в условиях осложнения обстановки .

На инструктажах с использованием схемы территории разъясняется программа проведения массового мероприятия, уточняются участки и сектора охраны общественного порядка, направления, маршруты движения людей и стоянки транспорта, размещение пунктов управления, резервов, медицинских пунктов, торговых точек, санитарных узлов, а также проводится ознакомление нарядов с образцами пропусков (билетов и иных документов), дающих право прохода (проезда) в зону оцепления. Тренировки осуществляются накануне массового мероприятия непосредственно на месте его проведения. При этом уточняются задачи, расстановка нарядов, проверяется реальность установленных сроков развертывания сил; отрабатываются вопросы взаимодействия нарядов милиции, войск и других привлекаемых сил на случай возникновения чрезвычайных обстоятельств.

Личному составу, занятому в нарядах по обеспечению общественного порядка и безопасности при проведении массового мероприятия, огнестрельное оружие не выдается. Резерв может быть вооруженным.

При проведении массовых мероприятий применяются цепочки (Ц), группы сопровождения (ГС), посты наблюдения (ПН), резерв (Р), заграждения (З), группы патрулирования, ограничения движения транспорта, разъяснения законов, обеспечения связи, оцепления (блокирования), фиксации правонарушений и другие.

Каждую группу возглавляет старший, назначаемый заблаговременно командиром специального сводного отряда.

Цепочка - выставляется для оцепления территории, на которой проводится массовое мероприятие, с целью недопущения посторонних лиц, а также для построения направляющих коридоров, обеспечивающих организованное продвижение участников мероприятий, зрителей или разграничительных квадратов (прямоугольников) в местах размещения участников мероприятий и зрителей. В состав цепочек могут входить работники милиции, военнослужащие, представители общественности. Цепочки подразделяются на редкие, когда личный состав располагается с интервалом более 2 м, нормальные - при интервале 1-2 м, усиленные - при интервале менее 1 м, многорядные - в два и более рядов. С целью усиления цепочек на наиболее опасных направлениях устанавливаются заграждения из специальных барьеров, автомобилей и войсковой техники.

Группа сопровождения - обеспечивает общественный порядок при построении колонн, их сопровождение и размещение в отведенных для них местах.

Пост наблюдения - обеспечивает своевременную информацию в ходе проведения массового мероприятия и изменениях обстановки. Он устанавливается в пункте, обеспечивающем хороший обзор территории, и оснащается необходимыми техническими средствами.

Резерв - предназначается для решения задач охраны общественного порядка в случаях осложнений обстановки во время проведения массовых мероприятий. Резерв должен располагаться в местах, откуда он может быстро ввестись в действие.

В состав резерва, находящегося в распоряжении начальника оперативного штаба, может выделяться до 20% всех привлекаемых к охране общественного порядка сил и средств. Резервы, находящиеся в распоряжении начальников секторов, участков или направлений, составляют 10-15% сил и средств, используемых на службе в данном секторе, участке или направлении. Задействованные резервы немедленно восполняются за счет высвобождения сил и средств с менее важных участков и направлений .

Группа патрулирования - формируется из личного состава органов внутренних дел, а также внутренних войск и учебных заведений МВД России (в случае их привлечения) для осуществления охраны общественного порядка на прилегающей к району проведения массовых мероприятий граждан территории.

Группа ограничения движения транспорта - формируется из работников дорожно-патрульной службы ГАИ и организует движение транспорта, пешеходов в обход зоны блокирования, а также обеспечивает беспрепятственный проезд к месту проведения специальных мероприятий автотранспорта органов внутренних дел и внутренних войск, аварийно-спасательных служб.

Группа разъяснения законов - формируется из числа наиболее подготовленных сотрудников органов внутренних дел, учебных заведений МВД Республики Беларусь. Основной задачей этой группы является проведение разъяснительной работы среди участников массовых мероприятий.

Группа обеспечения связи - формируется из сотрудников подразделений связи и специальной техники, а также личного состава, имеющего навыки работы со средствами связи. Она призвана обеспечить надежное управление силами и средствами. Порядок использования связи и режим работы радиосредств определяются руководителем оперативного штаба.

Группа оцепления (блокирования) - формируется из личного состава подразделений патрульно-постовой службы, участковых инспекторов милиции, учебных заведений, а также частей и подразделений внутренних войск (в случае их привлечения).

Группа осуществляет оцепление (блокирование) соответствующего района местности с целью ограничения доступа граждан, направления на фильтрационный пункт лиц, активно пытающихся проникнуть в район оцепления (блокирования), задержания правонарушителей, прекращения проезда в район мероприятия постороннего транспорта. В необходимых местах создаются КПП для организованного пропуска граждан, транспорта, выявления (задержания) организаторов и активных участников противоправных действий.

Группа фиксации правонарушений - формируется из сотрудников подразделений криминальной милиции, оснащается средствами визуального наблюдения, фотографирования, видео- и звуковой записи. Обеспечивает документирование противоправных действий на месте происшествия, проверку доставленных правонарушителей.

Для обеспечения общественного порядка и безопасности во время проведения массового мероприятия должно привлекаться лишь реально необходимое количество сил и средств. Наряды вводятся в действие по мере развертывания проводимого мероприятия, а по миновании надобности немедленно снимаются и переводятся в резерв.

В день проведения массового мероприятия руководителями служб и подразделений проводится проверка личного состава и его экипировки, рабочий инструктаж старших самостоятельных групп, сообщается о возможных изменениях во времени начала и порядке проведения планируемого мероприятия и других изменениях в оперативной обстановке, обеспечивается расстановка имеющихся сил и средств, устанавливается взаимодействие с организаторами мероприятия.

Во время проведения массового мероприятия наряды обязаны:

  • - знать и умело выполнять поставленную задачу;
  • - проявлять особую осмотрительность и выдержку при несении службы, в любых условиях действовать спокойно и уверенно, особенно при пресечении нарушений общественного порядка, предупреждая тем самым возникновение паники и групповых нарушений правопорядка;
  • - находиться в указанном месте и без специального разрешения не оставлять порученный участок службы;
  • - удалять с места проведения массового мероприятия лиц, находящихся в состоянии опьянения, и других нарушителей общественного порядка;
  • - в случае обнаружения обстоятельств, осложняющих проведение мероприятия, обеспечение общественного порядка и безопасности зрителей и участников, немедленно доложить ответственному за охрану порядка на объекте.

Граждане, проживающие или работающие в зоне оцепления, пропускаются к месту жительства по предъявлении паспорта или иного подтверждающего это документа, а к месту работы по специальным пропускам. По решению начальника оперативного штаба может быть установлен иной порядок пропуска.

По миновании надобности, вводимые на период проведения массового мероприятия ограничения отменяются, по решению начальника органа внутренних дел (руководителя штаба). После окончания массового мероприятия осуществляется отвод сил и средств, принимавших участие в охране общественного порядка, возобновления нормальной жизнедеятельности предприятий, организаций, учреждений, движения транспорта, а также проводится проверка наличия личного состава, средств индивидуальной защиты и других технических средств, подводятся итоги несения службы, дается оценка действий сотрудников основных и приданных служб и подразделений.

При возникновении массовых беспорядков и групповых нарушений общественного порядка руководители и личный состав органов и подразделений внутренних дел и внутренних войск руководствуются действующим законодательством Российской Федерации и соответствующими нормативными актами МВД Республики Беларусь .

Особенности несения службы при чрезвычайных ситуациях

При возникновении массовых беспорядков и групповых нарушений общественного порядка руководители и личный состав органов и подразделений внутренних дел и внутренних войск руководствуются действующим законодательством Республики Беларусь и соответствующими нормативными актами МВД Республики Беларусь.

Чрезвычайные ситуации наступают при возникновении массовых беспорядков, стихийных бедствий, пожаров, крупных производственных аварий, катастроф, эпидемий, эпизоотий, ставящих под угрозу жизнь и здоровье населения и требующих введения аварийно-спасательных и восстановительных работ.

В этих условиях органы внутренних дел и внутренние войска МВД Республики Беларусь во взаимодействии с органами безопасности организуют и осуществляют следующие специальные мероприятия:

  • - восстановление и поддержание установленного общественного порядка и безопасности дорожного движения, предупреждение и своевременное пресечение преступлений и иных противоправных действий;
  • - защиту населения, учет потерь, спасение людей и оказание необходимой помощи пострадавшим;
  • - охрану собственности, оставшейся без присмотра;
  • - оказание содействия в проведении аварийно-спасательных и восстановительных работ.

С целью обеспечения постоянной готовности личного состава к действиям при чрезвычайных ситуациях разрабатываются оперативные планы, которые утверждаются руководителем органа внутренних дел и согласовываются с соответствующими органами Государственного комитета Республики Беларусьпо делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий. В планах предусматриваются:

  • - характеристика возможной обстановки на обслуживаемой территории в период возникновения чрезвычайных ситуаций;
  • - порядок приведения сил и средств органов внутренних дел, в том числе и приданных, в готовность к выполнению поставленных оперативно-служебных задач;
  • - перечень и последовательность неотложных действий начальника и дежурного органа внутренних дел при чрезвычайных ситуациях;
  • - расчет сил и средств, привлекаемых для осуществления мероприятий при чрезвычайных ситуациях, и их расстановку, виды служебных нарядов, специальных групп, их задачи и особые обязанности, состав резерва и порядок его использования;
  • - особые условия несения службы на территории (участке), где не обходимо сосредоточить усилия по охране общественного порядка и борьбе с преступностью, предупреждению хищений собственности;
  • - охрана важных объектов, перечень которых заранее согласовывается с местными органами государственной власти и управления;
  • - меры по обеспечению безопасности личного состава, несущего службу, эвакуации и спасения граждан, имущества, а также учета потерь населения;
  • - порядок оцепления опасных зон, развертывания заградительных постов и заслонов, контрольно-пропускных пунктов и патрульных групп для обеспечения установленного пропускного режима, безопасности дорожного движения;
  • - эвакуация из опасных зон задержанных и осужденных, оружия, боеприпасов, специальных средств, ценного имущества и служебных документов;
  • - взаимодействие с соседними органами внутренних дел, ГКЧС, органами федеральной безопасности, частями и соединениями Вооруженных Сил;
  • - порядок организации управления и связи;
  • - меры по пресечению ложных слухов и паники среди населения.

К плану прилагаются :

  • - карта, на которую наносятся: границы обслуживаемой территории, пункты дислокации органов внутренних дел, исправительно-трудовых учреждений, в том числе дислокация соединений и воинских частей внутренних войск и учебных заведений МВД Республики Беларусь, пункты управления, АЭС, важные объекты народного хозяйства, районы возможных затоплений и аварий, дислокация сборных эвакопунктов, основные и запасные маршруты эвакуации;
  • - схема оповещения личного состава, расчет сил и средств, в том числе приданных, а также варианты их расстановки в раз личных ситуациях;
  • - схемы, планы, карты, графики, картотеки неотложных действий, образцы пропусков для транспорта и граждан, привлекаемых для ведения аварийно-спасательных и восстановительных работ.

При необходимости решением руководителя органа внутренних дел могут разрабатываться и другие документы исходя из местных условий и особенностей.

Начальник органа внутренних дел, получив информацию о возникновении или реальной угрозе возникновения чрезвычайных ситуаций, обязан:

  • - провести оповещение и сбор личного состава по соответствующим планам и расчетам;
  • - оценить поступившие сведения о времени, месте, характере чрезвычайных ситуаций, масштабах наступивших последствий, наличии жертв и количестве пострадавших, осложнении оперативной обстановки, степени угрозы населению, органу внутренних дел и на этой основе принять соответствующее решение о введении в действие оперативного плана, отдать необходимые распоряжения дежурному, руководителям служб и подразделений, направить на место чрезвычайных обстоятельств оперативные группы;
  • - при необходимости выехать лично для проведения рекогносцировки и уточнения ситуации;
  • - проинформировать вышестоящий орган внутренних дел, соответствующие органы государственной власти и управления, органы федеральной безопасности, прокуратуры;
  • - организовать получение постоянной информации от метеорологической, гидрологической, сейсмической, медицинской, санитарно-эпидемиологической и других служб с целью прогнозирования изменений в обстановке и своевременного принятия решений по использованию сил и средств защиты личного состава и населения, при необходимости проводить разведку в районе чрезвычайного обстоятельства;
  • - установить время и порядок следования сил и средств в районы осложнения обстановки, осуществления связи, обмена информацией;
  • - организовать работу оперативного штаба, пунктов управления, определить численность и состав оперативного резерва;
  • - проверить готовность личного состава, технических и специальных средств к действиям в условиях чрезвычайных обстоятельств, организовать проведение инструктажей личного состава но выполнению поставленных задач;
  • - постоянно контролировать работу оперативного штаба, заслушивать руководителей служб и подразделений, специальных групп, ставить задачи на последующий период;
  • - осуществлять взаимодействие с соседними горрайлинорганами, органами государственной власти и управления, органами федеральной безопасности, воинскими частями внутренних войск и Вооруженных Сил;
  • - принимать решения по реагированию на изменение оперативной обстановки.

Начальник органа внутренних дел по мере нормализации обстановки должен:

  • - осуществить отвод сил и средств в места их постоянной дислокации, организовать постепенный перевод личного состава на повседневный режим несения службы;
  • - обеспечить правопорядок и организовать оказание содействия в возвращении эвакуированных граждан на постоянное место жительства;
  • - подвести итоги действий личного состава и приданных сил в условиях чрезвычайных обстоятельств, при необходимости откорректировать оперативные планы с учетом опыта и выявленных недостатков;
  • - направить в вышестоящий орган внутренних дел донесение о завершении операции по ликвидации последствий чрезвычайных обстоятельств.

В случае пресечения массовых беспорядков и групповых нарушений общественного порядка либо действий, направленных на повреждение и (или) уничтожение имущества сотрудник органов внутренних дел имеет право применить наручники, резиновые палки, средства связывания, специальные химические вещества, светозвуковые устройства отвлекающего воздействия, устройства для вскрытия помещений, устройства для принудительной остановки транспортных средств и другие специальные средства, в том числе служебных животных .

Вид специального средства и интенсивность его применения определяются правилами применения специальных средств с учетом складывающейся обстановки, характера преступления, административного правонарушения и личности правонарушителя.

Специальные средства запрещается применять в отношении женщин с видимыми признаками беременности, лиц с явными признаками инвалидности, несовершеннолетних, когда их возраст очевиден или известен, за исключением случаев совершения указанными лицами вооруженного либо группового нападения или иных действий, угрожающих жизни или здоровью граждан.

Организаторы массовых мероприятий, сотрудники органов внутренних дел и представители общественности, выполняющие обязанности по охране общественного порядка, имеют право :

ограждать территории мест проведения массовых мероприятий инженерными и техническими средствами, производить фотосъемку, аудио- и видеозапись участников мероприятий, осуществлять пропускной режим;

требовать от граждан покинуть место проведения массового мероприятия, если они нарушают общественный порядок и установленные настоящим Законом требования;

прекращать допуск граждан в место проведения массового мероприятия с учетом вместимости указанного места.

Сотрудники органов внутренних дел, выполняющие обязанности по охране общественного порядка, вправе проводить личный досмотр граждан и досмотр находящихся при них вещей, в том числе с помощью технических и специальных средств. Личный досмотр граждан производится лицом одного пола с досматриваемым. В случае отказа гражданина от личного досмотра либо от досмотра находящихся при нем вещей он не допускается в место проведения массового мероприятия. Порядок организации взаимодействия правоохранительных органов, организаторов массовых мероприятий и представителей общественности, выполняющих обязанности по охране общественного порядка, по вопросам охраны общественного порядка и обеспечения общественной безопасности при проведении массовых мероприятий определяется Советом Министров Республики Беларусь.



Понравилась статья? Поделиться с друзьями: