Что такое авторские права на музыкальную композицию. Методы Перепроверки прав на Ютубе

Я слышал, что возможно каким-то образом просто юридически подтвердить, что я уже располагал музыкой (например, ее нотной записью) на какой-то момент. То есть "совершить вложение" на сохранение нотариусу или юристу и т.п. - достаточно ли этого для защиты авторских прав?

Расскажите, пожалуйста, об этой операции, где регистрируют авторские права и сколько такая регистрация стоит.

Юридическая консультация

Данная юридическая консультация актуальна для любых объектов авторского права (сайтов, музыки, статей, фотографий , сценариев, фильмов и др.) .

В России не существует официальной процедуры регистрации авторских прав на произведения (объекты авторских прав), кроме регистрации авторских прав на программы для ЭВМ в уполномоченном государственном органе. Как правило, под регистрацией авторских прав имеется в виду депонирование произведения у той или иной организации (например, в Российском авторском обществе). Однако такое депонирование не является государственной регистрацией авторских прав (хотя и является одним из способов защиты авторских прав) и также не гарантирует признание за вами авторства, а по сути просто фиксирует время предъявления, т.е. ваше авторство все равно смогут оспорить в случае предъявления соответствующих доказательств, а документ о депонировании суд будет рассматривать как одно из доказательств, наравне с иными. В связи с чем, мы, как правило, рекомендуем воспользоваться , что, на наш взгляд, является более "солидным" доказательством, т.к. осуществляется не организацией, а лицами, которые получили государственную лицензию, и часто стоит дешевле, чем депонирование в РАО. Пожалуй, единственное практическое преимущество депонирования в РАО перед нотариальным способом заключается в том, что ряд компаний предпочитает иметь дело с авторами при наличии у них свидетельства РАО о регистрации произведения (например, некоторые радиостанции, концертные площадки и т.д.).

  • сохранить доказательства творческой деятельности (рабочие материалы, включая "отбракованные" версии объекта авторского права, исходные материалы, информацию, собранную в целях создания вашего произведения, и т.п.);
  • закрепить временной приоритет по обладанию конкретным объектом авторского права в конкретное время.

Существует достаточное количество способов закрепить приоритет на текст, композицию и иное произведение, тем самым обеспечить себя доказательствами авторства и авторских прав .

Помните, предпринимать меры по защите ваших авторских прав имеет смысл ДО начала использования произведения (до передачи третьим лицам, до его опубликования и т.д.).

Основные способы защиты авторских прав

Это основные способы предварительной защиты авторских прав путем обеспечения себя доказательствами существования у вас определенных объектов авторских прав в конкретную дату. Их должно быть достаточно. Конечно, самое надежное – обратиться к юристу, чтобы он разработал для вас оптимальную и надежную схему обеспечения доказательствами авторства в зависимости от вашей конкретной ситуации и от объекта, подлежащего защите.

Если вы не автор, но для вас создали произведение, и вы хотите защитить получаемые от автора авторские права , то прежде всего вы должны заключить с таким автором грамотный договор, в противном случае все иные способы защиты авторских прав могут оказаться бесполезными.

Рекомендуем также ознакомиться с информацией о том, как вам может помочь в защите авторских прав на сайт и иные объекты авторских прав оповещение на сайте об авторском праве и ответственности за его нарушение , в том числе размещение подобной кнопки-баннера :

Нотариальная защита авторских прав

Защищать авторские права с помощью нотариуса лучше всего на произведения, выраженные в печатной форме (текстовые произведения, фотографии, распечатанные дизайн-проекты, музыка в виде нотной записи и т.п.), т.е. на листе бумаге. Защитить произведения на диске можно, но сложнее; для этого рекомендуется обратиться за платной консультацией. Ниже рассматривается защита авторских прав на произведения, выраженные в печатной форме.

Для того, чтобы воспользоваться нотариальной защитой авторских прав, вам вовсе необязательно обращаться к юристам или посредникам, вы вполне можете справиться сами, главное – найти нотариуса. Стоимость соответствующего нотариального действия – ок. 400-700 рублей за одно заявление.

Кроме того, одновременно с защитой авторских прав на произведение вы также сможете получить хорошее доказательство использования вами творческого псевдонима на соответствующую дату, что впоследствии может вам помочь защитить свои права на псевдоним .

Порядок действий:

  • Подготовьте заявление (вы можете обсудить его содержание с нотариусом или приобрести у нас шаблон заявления за 500 рублей).
  • Распечатайте свои произведения (можно несколько за раз). Желательно, чтобы заявления и приложения были пронумерованы (сквозная нумерация лучше, но уточните у конкретного нотариуса его предпочтения). Скреплять листы не нужно (нотариус сам их прошьет). Сделайте так, чтобы на последней странице приложений осталось свободное место на 1/3-1/4 листа (там будет нотариальный штамп). Подписывать заявление и приложения не надо.
  • Обзвоните ближайших к вам нотариусов и поинтересуйтесь, сколько будет стоить свидетельствование подлинности подписи на документе. Можете вместо этого попросить удостоверить время предъявления документа, отличия: нотариус, как правило, просит предоставить документ в двух экземплярах и один сохраняет себе, стоит чуть дороже.
    Так вы узнаете, будет ли нотариус готов осуществить такие действия; объясните, что вам это надо для предъявления заявления и приложений в организацию (что вас так попросили сделать), не надо пугать нотариусов фразами "хочу защитить авторские права, удостоверить авторство" или еще хуже – "зарегистрировать авторское право", скорее всего нотариус скажет, что "таким" не занимается.
  • Идете на прием и через минут 10-45 получаете свои документы со штампом нотариуса.

Если какие-то вопросы по защите авторских прав остались для вас не раскрытыми, если бы вы хотели разработать оптимальный набор средств защиты авторских прав именно на ваши произведения , если вы планируете использовать свои произведения за границей, рекомендуется воспользоваться нашими платными услугами по авторским правам .

Если же вы хотите защитить приобретенные авторские права (т.е. права на произведения, автором которых не являетесь, но которое создавалось по вашему заказу, в том числе штатным сотрудником), настоятельно рекомендуется воспользоваться юридической услугой по проверке или составлению авторского договора (договора отчуждения исключительного права, лицензионного договора) и получить индивидуальную консультацию по оптимальной защите авторских прав именно на ваши произведения.

* Актуальность ответа проверена на соответствие законодательству, действовавшему на 26.06.2013.

Авторские права. Авторские права на музыкальное произведение с текстом, песня (музыка) как объект авторских прав и смежных прав

Вопрос юристу

Данная юридическая консультация по авторским и смежным правам на музыку (песни) объединяет в себе множество вопросов по авторским правам, из которых становится ясно, что необходим общий ответ, какие и у кого вообще есть права на музыку и текст к музыке, т.к. у многих отсутствует четкое представление.

В настоящей юридической консультации будет рассмотрен следующий случай: есть записанная исполненная музыкальная композиция (музыкальное произведение с текстом), необходимо определить, кто обладает авторскими правами и смежными правами и на что конкретно .

  • использовать музыкальное произведение с текстом путем включения в другое произведение (использование в составе другого объекта авторских прав - например, в кино или рекламе),
  • переработать музыкальное произведение (например, сделать ремикс на музыку),
  • использовать музыку (песню) иными способами.

Нижеследующая информация поможет Вам понять "кто есть кто", кто какими правами обладает, т.е. обладателей авторских и смежных прав на соответствующее музыкальное произведение.

Также данная юридическая консультация поможет Вам понять, с кем и какие договоры необходимо заключить, и избежать ситуации, когда Вы заключили договор только с одним из авторов (правообладателей), не понимая, что кто-то еще также обладает исключительным правом на "часть" музыкального произведения (на объект авторского права и/или объект смежных прав).

Юридическая консультация

Для правомерного использования музыкального произведения, каким бы ни было использование (переработка, включая ремикс или аранжировку, включение в состав другого произведения, сообщение произведения, его распространение, размещение в Интернете и т.д.), необходимо заключить договор со всеми правообладателями прав (авторских и смежных прав) на соответствующее музыкальное произведение.

Ниже я приведу список всех возможных обладателей авторских и смежных прав на музыкальное произведение с текстом . Как правило, у многих песен есть все нижеуказанные авторы (правообладатели), однако вполне возможно, что их круг будет уже в силу того, что, например, у песни нет слов или одно лицо является создателем (автором) большей "части" песни и т.п.

Речь идет о полностью готовой песне: т.е. создана музыка и текст (слова), музыка и текст исполнены, исполнение музыки и текста записано, запись сведена и на выходе получена полноценная, готовая к использованию песня.

Авторские права на песню

  • авторские права на музыку (музыка в оригинале) - композитор,
  • авторские права на текст (слова) - поэт, автор стихов,
  • авторские права на переработку, как правило, аранжировку (уже "украшенная" музыка, т.е. перед нами не то, что написал композитор, а аранжированное произведение) - переработчик (аранжировщик).

Смежные права на песню

  • смежные права на исполнение музыки - музыкант,
  • смежные права на исполнение текста (слов) - певец,
  • смежные права на фонограмму - изготовитель фонограммы (лицо, взявшее на себя инициативу и ответственность за первую запись звуков исполнения или других звуков либо отображений этих звуков).

В указанном списке не освещены проблемные вопросы соавторства и соисполнительства, а также более сложные схемы создания песни, которые также влияют на порядок и условия заключения договоров с авторами и исполнителями.

Авторские и смежные права: моменты, о которых стоит помнить

Если лицо, которое осуществляет запись исполнения песни и сведение, также осуществляет творческую доработку (например, добавляет к записи сэмплы и другие звуки), то, во-первых, он должен быть либо автором (и исполнителем) таких сэмплов, либо иметь права на их использование (если такие звуки являются результатом творческой деятельности, т.е. являются объектом автроских и/или смежных прав - что, как правило, и имеет место быть) - иначе Вы рискуете получить претензию от настоящих авторов сэмплов и иных добавленных в песню звуков; во-вторых, такое лицо будет являться переработчиком, т.е. автором переработки (даже если автор самих сэмплов не он, т.к. именно он выбрал, какие звуки использовать, как и куда добавить). Также если такое лицо использовало уже записанные звуки, а не исполнило их само, то и здесь появляется изготовитель фонограммы (обладатель смежных прав).

Все договоры с указанными выше обладателями авторских и смежных прав должны быть заключены в письменной форме . Согласно ГК права на песню можно получить, заключив с правообладателем договор об отчуждении авторских и/или смежных прав (полная и безвозвратная передача авторских и/или смежных прав) или лицензионный договор (предоставление авторских и/или смежных прав на срок и с ограничениями). Несоблюдение письменной формы указанных договоров влечет их недействительность (п. 2 ст. 1234 и п. 2 ст. 1235 Гражданского кодекса)!

Российским авторским законодательством не предусмотрена возможность передачи неимущественных прав и не предусмотрена возможность отказа от авторских прав (в том числе имущественных). "Отказ от прав" должен быть оформлен в виде договора, в противном случае, если в таком "отказе" будут отсутствовать существенные условия договора об отчуждении исключительного права или лицензионного договора, такой документ не будет иметь юридической силы.

Практически не существует (по крайней мере, когда я с "такими" сталкивался, оказывалось, что не допускается их коммерческое использование) бесплатных и "свободных" библиотек сэмплов и иных звуков, фонотек , которые правообладатели разрешают использовать в чужих музыкальных произведениях. С учетом же вышесказанного очень желательно иметь письменные документы, дающие право на их использование в Вашей песне.

Даже если в Вашей песне использована непродолжительная "вставка", на которую у Вас нет прав, автор такой "вставки" может полностью блокировать использование записанной песни, а Вам придется записывать новое исполнение песни.

Не в качестве рекламы юридических услуг, но в качестве рекомендации: если Вы планируете, что создаваемая Вами песня будет успешной, или если Вы планируете использовать музыкальное произведение в серьезном проекте, то лучше не заключать договоров без юриста по авторским правам , именно юриста, специализирующегося в области авторских прав.

* Актуальность ответа проверена на соответствие законодательству, действовавшему на 21.12.2013.

Прочтений: 120584.

Ссылка на страницу: Авторские права на музыкальное произведение с текстом, песня (музыка) как объект авторских прав и смежных прав (автор Вадим Колосов)

Группа The Beatles записала большое количество разнообразных хитов, группы нет, но вот творческое ее наследие живо и стоит дорого во всех отношениях. Несмотря на строгость американских законов относительно авторских прав и прав наследования (выкупа доли наследования), с притязанием на хиты группы «Битлз» все весьма неоднозначно.

The Beatles была основана в 1960 году, просуществовала ливерпульская четверка только 10 лет, в 1970 году они распались, успев выпустить 211 песен-хитов.

Майкл Джексон и компания Sony

Известным фактом является то, что в середине 80-х годов на были выставлены права на легендарной группы The Beatles. В то время их правообладателем стал Майкл Джексон. Он приобрел их за 50 миллионов долларов. Исходя из этого, он получал право на владение пятидесятью процентами от всей прибыли за общие продажи. Остальная часть прибыли поступала на счет авторов музыкальных композиций. В 1995 году Майкл Джексон решил продать половину своих прав всем известной компании Sony. Таким образом, к моменту смерти он являлся обладателем лишь четверти от всего дохода за продажи.

Сроки давности

Стало известно, что 2012 году истекло правообладание на дебютный хит группы, который известен всем меломанам под названием Love me do. Он был написан в 1962 году.

Три года назад комиссия Евросоюза, которая занимается вопросами по правам на музыкальные произведения, решила продлить прав участников группы на 20 лет. Исковое заявление на продление срока действия прав было подано международной федерацией индустрии звукозаписи. Исходя из него, срок должен был быть продлен на 45 лет. Однако Евросоюз решил иначе.

Пол Маккартни

В прошлом году стало известно, что у легендарного участника группы The Beatles Пола Маккартни имеются все шансы для получения прав на песни, которые сейчас являются собственностью покойного Майкла Джексона. В законе Америки об авторских сказано, что авторы музыкальных произведений, написанными до 1976 году, могут стать правообладателями снова через 56 лет. Таким образом, Пол Маккартни может вновь получить права на издание песен 1962 года в 2018.

Объектом авторского права может являться любой результат творческой мысли человека, воплощенный в материальной форме. То есть, потенциально любая музыкальная композиция может быть защищена авторским правом. Это зависит лишь от самого автора или же лейбла, с которым он сотрудничает.

Часто на понравившейся композиции нет каких-либо отметок о наличии авторского права. Но это вовсе не означает, что за ее использование нельзя подвергнуться санкциям со стороны правообладателя. Чтобы быть уверенным, стоит заранее проверять музыку на предмет авторских прав.

Пустой канал

Создается новый канал, на который загружается нужная музыка с накладкой на видеодорожку. После этого следует ждать предупреждения. Если его не последовало – музыку можно использовать.

Аудиотека YouTube

Перейти к аудиотеке можно через разделы «Творческая студия» или же «Менеджер видео». После выбора вкладки «Создать», пользователь переходит в фонотеку.

Если при запросе по имени исполнителя будет найдена хотя бы одна композиция, то и остальные его треки будут защищены.

Этот способ проверки наиболее надежен. Но и он не дает стопроцентной гарантии. Дело в том, что фонотека постоянно обновляется и однажды туда может попасть трек, ранее доступный к использованию. Однако сейчас «отпечатки» треков многих отечественных или низкопробных исполнителей просто отсутствуют в базе данных, что позволяет свободно использовать их музыку.

Еще одна полезная функция фонотеки – наличие обширного каталога музыки, разрешенной к использованию. Указав жанр, длительность, настроение, инструмент и автора можно найти фоновую музыку практически на любой вкус, а что самое главное – без всяких авторских прав.

Если фонотеки YouTube все же оказалось недостаточно, можно взять музыку у каналов, предоставляющих музыку без АП. Одним из таких является NoCopyrightSounds . Как правило, такие ресурсы предъявляют свои условия к использованию их треков.

Для некоторых треков, на которые АП не действует, распространяется особый тип лицензии, согласно которому нужно предоставить доказательства того, что трек приобретен на одном из музыкальных сайтов.

Не стоит брать треки из всевозможных групп в социальных сетях. Указывая, что композиция незащищена АП, редакторы этих сообществ часто даже не проверяют информацию.

Законные варианты обхода

И хотя YouTube и сторонние ресурсы предоставляют достаточно широкий выбор музыки, зачастую в ролик необходимо добавить конкретный трек. И если он защищен правообладателем, то единственным выходом является обход авторского права.

Существует достаточно способов для обхода АП. Но стоит помнить, что даже если была произведена уникализация, абсолютно любой пользователь может заподозрить нарушение и отправить жалобу. Кроме того, если была использована программа для обхода Content ID, но нарушение все равно было зафиксировано, то санкции будут еще более жесткими. Велика вероятность того, что канал будет просто удален.

Новый канал

Данный способ имеет достаточно минусов , главный из которых заключается в том, что он подходит лишь для только что созданных каналов. Алгоритм действий таков:

  1. Регистрируемся и создаем канал.
  2. Не подтверждаем регистрацию с помощью СМС.
  3. Загружаем несколько копий видео длительностью свыше 15 минут.
  4. После загрузки подтверждаем канал с помощью СМС.
  5. Активируем ролики через вкладку «Менеджер видео».

К достоинствам такого способа следует отнести то, что видео не будут повторно проверяться Content ID. Таким образом, блокировка может произойти лишь при наличии жалобы от физического лица.

Произвести такую операцию можно один раз при регистрации канала. После этого аккаунт уже будет являться подтвержденным.

Уникализация

Наиболее часто используемый способ. В случае с музыкальными треками необходимо будет воспользоваться программой, позволяющей редактировать звуковые дорожки. Это можно сделать как в программе для монтажа видео (например, Sony Vegas), так и в любом другом редакторе. Идеально подойдет программа Audacity .

После размещения нужной музыки на звуковой дорожке в программе, необходимо произвести ряд довольно простых манипуляций.

Достаточно будет изменить высоту тона, сделать басы глубже, а также чуть замедлить или, наоборот, ускорить трек. Разница на слух должна быть минимальной, но этот простой способ позволяет в 60-70% случаев «обмануть» YouTube. Но никто не отменял человеческий фактор, а потому нельзя быть абсолютно уверенным, что ролик не будет заблокирован, если правообладатель сам заметит такой обман и подаст жалобу.

Короткие фрагменты

Суть в том, что если музыкальная композиция звучит в видео меньше 30 секунд, то ее использование полностью легально. По сути, необходимость в обходе АП отпадает, ведь никакие правила не нарушаются.

Особенности проверки представлены в данном видео.



Понравилась статья? Поделиться с друзьями: