Можно ли разделять обособленный участок. Единое землепользование — законодательная база. Единое землепользование это тоже самое что и многоконтурный участок

Единое землепользование — это составной земельный участок, имеющий один кадастровый номер, но состоящий из нескольких отдельных частей, которые не имеют общих границ. Какие действия можно производить с таким участком и какое название он получил после изменения земельного законодательства, будет рассказано в нашей статье. Вопросы правового регулирования единого землепользования и его раздела Когда создавались единые землепользования Как теперь называются составные участки Как можно преобразовать единые землепользования Подписывайтесь на нашканал в Яндекс.Дзен! Подписаться на канал Вопросы правового регулирования единого землепользования и его раздела Введение понятия «единое землепользование» относиться ко времени действия Федерального закона «О государственном земельном кадастре» № 28-ФЗ от 2 января 2000 года.

Post navigation

Если сложить площади обособленных земельных участков (К№2,К№3,К№4), то получится площадь единого землепользования – К№1. Такой порядок учета земельных участков, состоящих из 2-х и более частей, сохранялся до 1 марта 2008 года. После этой даты образовывать единое землепользование нельзя.
Но поскольку закон не имеет обратной силы, те единые землепользования, которые уже учтены в ГКН, участвуют в обороте земли наравне с другими земельными участками. Важно отметить, что обособленный участок не может быть объектом сделки – т.е. быть продан и т.п. Объектом прав может выступать только единое землепользование.


После вступления в силу Федерального закона от 24.07.2007 г. № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» — с 1 марта 2008 года для учета участков, состоящих из 2-х и более частей, было введено понятие многоконтурный земельный участок.

Единое землепользование — это

Кадастровый округ обычно совпадает с территорией субъекта РФ, район совпадает с территорией административно-территориальной единицы субъекта РФ, а кварталы совпадают с территориями небольших населенных пунктов или городских кварталов. Для удобства собственника нескольких земельных участков по его заявлению можно объединить в один составной участок. Тогда им становится проще распоряжаться, да и с точки зрения налогообложения единое землепользование удобнее для расчета суммы обязательного платежа в бюджет.
Как теперь называются составные участки ФЗ № 28-ФЗ прекратил свое действие со вступлением в силу нового федерального закона «О государственном кадастре недвижимости» № 221-ФЗ от 24 июня 2007 года. Вместе с ним в земельном законодательстве появилось и новое понятие - «многоконтурный участок», заменившее формулировку «единое землепользование».

Единое землепользование

Государственный кадастровый учет земельного учас­тка, состоящего из нескольких обособленных участков, представ­ляющих собой единое землепользование, осуществляют: — в случае его расположения на территории одного кадастрового района; — в случае расположения его на территории одного кадастрового округа. При государственном кадастровом учете сведения о едином землепользовании вносят в условный кадастровый квартал. Государственной регистрации подлежит право на составной зе­мельный участок (на единое землепользование).


На входящие зе­мельные участки право не регистрируют, так как входящие зе­мельные участки не являются самостоятельными объектами не­движимого имущества. Поэтому при государственном кадастро­вом учете в полном объеме форму Ф.1.1 заполняют только на единое землепользование.

Кадастры

Согласно этому документу, единое землепользование признается возможным источником образования новых земельных участков. Это может произойти:

  • путем объединения единого землепользования со смежным участком;
  • в ходе перераспределения между единым землепользованиями или единым землепользованием и обычным участком;
  • в результате выделения участка из единого землепользования.

При этом образуется либо многоконтурный участок, либо обычный. Например, к единому землепользованию был присоединен участок, ранее разделявший его на две части, в результате чего участок обрел один контур, получается обычный участок.
Если и после присоединения осталось несколько контуров, участок будет называться многоконтурным. При этом в любом случае после описываемых действий с момента регистрации прав на новые участки исходное единое землепользование перестает существовать.

Единые землепользования, многоконтурные земельные участки.

Каждый контур земли учитывается под индивидуальным кадастровым обозначением. Соответственно, единым наделом следует называть совокупность земельных участков, имеющих общую принадлежность и находящихся во владении у одного хозяина. Каждая часть земельной площади характеризуется отдельными геодезическими параметрами.
В отдельных случаях геодезические сведения наделов могут быть объединены. Участки с правовым статусом единого землепользования могут быть 2 разновидностей:

  • условно обособленные;
  • фактически обособленные.

Принципиальное различие условно обособленных и фактических участков заключаются в месторасположении и наличии общих границ. Зачастую подобные наделы расположены вплотную к соседним участкам, не относящимся к единому землепользованию.


Наделы, названные условными, по своей сути являются смежными. Но у смежных наделов существует разделение.

Единое землепользование — законодательная база

Инфо

В случае необходимости отделения одного или нескольких кусков от единого землепользования они регистрируются как полностью самостоятельные участки. А оставшиеся земли проходят процедуру регистрации как многоконтурный надел. Объединить несколько земельных наделов можно посредством формирования межевой схемы, которую нужно предъявить в территориальный исполнительный орган.

Данный межевой план должен быть рассмотрен и утвержден местным органом государственного управления. Находящиеся в составе единого землепользования участки характеризуются собственными границами и геодезическими параметрами. Однако есть возможность их объединения, выделения одного или нескольких участков из общей площади, уточнения границ.

Единое землепользование это

Внимание

Объединение нескольких участков осуществляется при помощи межевого плана. Его необходимо представить в орган исполнительной власти. Также межевой план должны утвердить органы государственного регулирования.


Порядок кадастрового учёта В некоторых ситуациях необходимо осуществлять уточнение единого землепользования. Данная процедура имеет много общего с уточнением конкретного земельного надела. То есть сотрудники кадастровой палаты сравнивают данные в документации с различными характеристиками конкретного земельного участка. Как правило, уточнение применяется для определения координат точек границ или для формирования новых земельных наделов. Для уточнения ЕЗ прежде всего необходимо сформировать новый межевой план. В него записываются различные данные об существующих участках. После проведения уточнения сотрудники кадастровой палаты обязаны обновить данных в документе.
Прекращение единого землепользования Для урегулирования разногласий в нормативно-правовой сфере осуществляется при помощи различных нормативных актов (приказы о делении земель, кадастровый номер и другие документы). Данное правовое регулирование осуществляется в сфере государственного учёта земельных участков. Как правило, для правового регулирования в сфере землепользования используются различные правовые инструменты.
Государственный закон № 221 является одним из правовых инструментов регулирования в сфере ЕЗ. На сегодняшний день статус ЕЗ не присваивается, так как в 2007 году вступил в силу государственный закон №221, согласно которому вводиться понятие многоконтурные участки. Сегодня данный статус является альтернативой ЕЗ. Следовательно, статус ЕЗ присваивался землям до 2007 года.
Выделение отдельного надела в основном проводится для того, чтобы в дальнейшем собственник мог проводить различные сделки с ним, в то числе продавать, дарить, менять или вписывать в завещание. Смотрим в межевой план Уточнение границы единого землепользования предполагает формирование межевого плана, куда необходимо внести данные о существующих наделах. В результате проведения процесса уточнения работниками кадастрового органа, могут быть внесены соответствующие правки и изменения в кадастровый паспорт участка. Также по итогу уточнения участки могут быть объединены, разделены или обособлены. Сотрудники вправе исправить и другие характеристики, вписанные в кадастровый паспорт участка. Часто в едином землепользовании возникает необходимость уточнения границ различными методами. На помощь в таком случае придут специально разработанные компьютерные программы.

Единое землепользование это тоже самое что и многоконтурный участок

Земельные наделы, которые подпадали под определение - Единое землепользование до 2007 года не были преобразованы. Поэтому они сегодня подпадают под этот статус. Судебная практика Многоконтурный надел формируется в том случае, если существует необходимость объединения нескольких земельных участков, которые имеют собственные замкнутые контуры. Кроме этого, участки можно классифицировать по субъектам формирования.

Всего есть две разновидности формирований - с вкраплениями и обособленными контурами. Наделы с обособленными контурами плотно прилегают друг к другу. Исходя из этого, следует вывод, что сегодня землям, которые подпадают по статус ЕЗ, присваивается статус многоконтурные участки.

При необходимости можно отделить несколько кусков земли от ЕЗ. В таком случае они будут регистрироваться как отдельные. В то же время оставшиеся земельные наделы оформляются как многоконтурные.

МИНИСТЕРСТВО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО


В дополнение к письму от 16 января 2009 года N 266-ИМ/Д23 Минэкономразвития России направляет свою позицию по вопросам особенностей подготовки документов, необходимых для осуществления государственного кадастрового учета многоконтурных земельных участков, осуществления такого учета и предоставления сведений государственного кадастра недвижимости о многоконтурных земельных участках (прилагается).

Прошу довести указанную позицию до территориальных органов и подведомственных организаций Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии.

И.Е.Манылов

Особенности подготовки документов, необходимых для осуществления государственного кадастрового учета многоконтурных земельных участков, осуществления такого учета и предоставления сведений государственного кадастра недвижимости о многоконтурных земельных участках

Общие положения

1. Согласно статье 11.1 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - Земельный кодекс) земельным участком является часть земной поверхности, границы которой определены в соответствии с федеральными законами. При этом, исходя из положений статей 130 и 131 Гражданского кодекса Российской Федерации , земельные участки являются объектами недвижимости, права на которые подлежат государственной регистрации.

В этой связи многоконтурным земельным участком является часть земной поверхности, границы которой определены в соответствии с действующим законодательством и представляют собой несколько замкнутых контуров (далее - многоконтурные земельные участки).

Часть земной поверхности в пределах отдельного контура границы многоконтурного земельного участка не является земельным участком (объектом недвижимости), либо частью многоконтурного земельного участка. Граница отдельного контура может совпадать с границей части многоконтурного земельного участка, если в пределах указанного контура установлено либо устанавливается ограничение (обременение) вещных прав на такой многоконтурный земельный участок.

2. Каждый контур границы многоконтурного земельного участка отделяется от других контуров его границы иными земельными участками или землями (т.е. контуры границы многоконтурного земельного участка не имеют общих характерных точек границ).

3. С учетом приведенных ниже особенностей осуществляется подготовка необходимых для государственного кадастрового учета документов, государственный кадастровый учет и предоставление сведений государственного кадастра недвижимости в отношении образуемых после 1 марта 2008 года (даты вступления в силу Федерального закона от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Закон о кадастре) многоконтурных земельных участков, а также в отношении ранее учтенных земельных участков, которым при осуществлении государственного кадастрового учета не было присвоено наименование "единое землепользование", но границы которых представляют собой несколько замкнутых контуров.

Ранее учтенные земельные участки, границы которых представляют собой несколько замкнутых контуров

4. Согласно части 1 статьи 45 Закона о кадастре земельные участки, государственный кадастровый учет которых осуществлен в установленном порядке до дня вступления в силу Закона о кадастре , либо государственный кадастровый учет которых не осуществлен, но права собственности на которые зарегистрированы и не прекращены и которым присвоены органом, осуществляющим государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, условные номера в порядке, установленном в соответствии с Федеральным законом от 21 июля 1997 года N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (например, лесные участки), считаются ранее учтенными земельными участками.

Сведения о ранее учтенном земельном участке могут быть включены в соответствующие разделы государственного кадастра недвижимости в соответствии с частью 7 статьи 45 Закона о кадастре при обращении заинтересованного лица в орган кадастрового учета на основании документа, устанавливающего или подтверждающего право на указанный земельный участок и представленного таким лицом.

5. Учитывая изложенное, ранее учтенными земельными участками, которым при осуществлении государственного кадастрового учета было присвоено наименование "единое землепользование" (далее - ранее учтенное единое землепользование), являются только те земельные участки, государственный кадастровый учет которых был осуществлен по правилам Федерального закона от 2 января 2000 года N 28-ФЗ "О государственном земельном кадастре" (утратил силу с 17 мая 2008 года) в соответствии с Порядком ведения государственного реестра земель кадастрового района , утвержденным приказом Росземкадастра от 15 июня 2001 года N П/119 .

6. Подготовка необходимых для государственного кадастрового учета документов, государственный кадастровый учет и предоставление сведений государственного кадастра недвижимости в отношении иных ранее учтенных земельных участков, границы которых представляют собой несколько замкнутых контуров, осуществляются с учетом настоящих особенностей.

7. При предоставлении сведений государственного кадастра недвижимости о ранее учтенных единых землепользованиях в соответствующем документе, предусмотренном частью 2 статьи 14 Закона о кадастре , приводится наименование ранее учтенного земельного участка ("единое землепользование") и его состав (количество, кадастровые номера входящих в состав ранее учтенного единого землепользования земельных участков, а также их наименования ("условные" или "обособленные" земельные участки).

8. Особенности раздела ранее учтенных единых землепользований установлены пунктом 60 Порядка ведения государственного кадастра недвижимости , утвержденного приказом Минюста России от 20 февраля 2008 года N 35 . При этом образуемым при разделе ранее учтенного единого землепользования земельным участкам в случае многоконтурности их границ наименование "единое землепользование" при осуществлении государственного кадастрового учета не присваивается.

Образование многоконтурных земельных участков и их частей

9. Образование многоконтурных земельных участков осуществляется по общим правилам образования земельных участков, установленным Главой I.1 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - Земельный кодекс), с учетом нижеперечисленных особенностей.

В отношении многоконтурных земельных участков применимы следующие способы образования земельных участков:

- образование из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности;

- образование из земельных участков в результате раздела, выдела и перераспределения.

10. Многоконтурный земельный участок не может быть образован в результате объединения обычных земельных участков (т.е. земельных участков не являющихся многоконтурными), поскольку в соответствии со статьей 11.6 Земельного кодекса объединение применяется только в отношении смежных земельных участков (земельных участков, имеющих общие границы (части границы).

В связи с чем многоконтурные земельные участки не могут быть образованы в результате объединения земельных участков, не имеющих общих границ (частей границ).

11. Между тем поставленный на государственный кадастровый учет многоконтурный земельный участок либо ранее учтенное единое землепользование могут быть источником образования новых земельных участков.

В данном случае многоконтурный земельный участок либо ранее учтенное единое землепользование могут быть объединены с другим земельным участком, в том числе многоконтурным, при условии, что такие земельные участки по одному или более контуров их границ являются смежными.

В результате указанных объединений может быть образован новый многоконтурный земельный участок либо (если в результате объединения будет утрачен признак многоконтурности границы) обычный земельный участок, а существование исходных земельных участков (включая исходный многоконтурный земельный участок либо ранее учтенное единое землепользование) прекращено с даты государственной регистрации прав на образуемые земельные участки ().

12. Перераспределение может быть осуществлено как между несколькими смежными многоконтурными земельными участками, так и между несколькими смежными многоконтурными земельными участками и обычными земельными участками. В результате такого перераспределения может быть образовано несколько других многоконтурных земельных участков и (или) обычных земельных участков, а существование исходных земельных участков прекращено с даты государственной регистрации прав на образуемые земельные участки (). Обязательным условием осуществления перераспределения является наличие у исходных земельных участков смежных границ.

13. При выделе земельного участка из многоконтурного земельного участка одновременно могут быть образованы один или несколько многоконтурных земельных участков и (или) один или несколько обычных земельных участков. При этом многоконтурный земельный участок, из которого осуществлен выдел, сохраняется в измененных границах ().

14. Порядок, установленный пунктом 4 статьи 11.4 Земельного кодекса и пунктом 18 статьи 3 Федерального закона от 25 октября 2001 года N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" (далее - Закон N 137-ФЗ), согласно которому при разделе земельного участка исходный земельный участок сохраняется в измененных границах, применяется также в отношении многоконтурных земельных участков (при соблюдении условий, указанных соответственно в пункте 4 статьи 11.4 Земельного кодекса и пункте 18 статьи 3 Закона N 137-ФЗ).

15. Образуемые многоконтурные земельные участки должны соответствовать требованиям действующего законодательства к земельным участкам, в частности, требованиям статьи 11.9 Земельного кодекса .

16. Часть многоконтурного земельного участка может быть образована:

- в пределах одного контура границы (такая часть может полностью совпадать с контуром либо может быть образована из части контура);

- в пределах нескольких контуров границы (такая часть может полностью совпадать с несколькими контурами либо может быть образована из частей контуров).

Во втором случае образуется часть многоконтурного земельного участка, граница которой представляет собой несколько контуров (многоконтурная часть многоконтурного земельного участка).

В отношении многоконтурной части многоконтурного земельного участка применяются по аналогии особенности подготовки межевого плана в отношении многоконтурного земельного участка.

Особенности подготовки межевого плана в отношении многоконтурного земельного участка

17. Межевой план в отношении многоконтурного земельного участка оформляется в соответствии с Требованиями к подготовке межевого плана , утвержденными приказом Минэкономразвития России от 24 ноября 2008 года N 412 (далее - Требования), с учетом следующих особенностей.

18. В отношении многоконтурного земельного участка оформляется один межевой план независимо от количества кадастровых кварталов, в границах которых расположен такой многоконтурный земельный участок.

19. Количество контуров границы многоконтурного земельного участка дополнительно указывается при заполнении реквизита "1" титульного листа межевого плана.

20. При заполнении межевого плана обозначение контура границы многоконтурного земельного участка приводится в виде обозначения (либо кадастрового номера) земельного участка и заключенного в скобки числа, записанного арабскими цифрами (например, 19:01:010203:123(1), 19:01:010203:124:ЗУ1(1), :ЗУ1(1). При этом число в скобках обозначает порядковый номер контура границы.

При заполнении текстовой части межевого плана обозначение земельного участка приводится в соответствии с пунктом 46 Требований , а при заполнении графической части - в соответствии с пунктом 79 Требований .

21. Для обозначения характерных точек границы многоконтурного земельного участка применяется сквозная нумерация.

22. В случае, если новые земельные участки образуются в результате перераспределения земельных участков, в том числе многоконтурного земельного участка, протокол образования земельных участков заполняется в соответствии с пунктом 31 Требований без указания в обозначении частей исходных земельных участков, включаемых в состав образуемых земельных участков, порядкового номера контура границы.

23. В случае, если межевой план оформляется в результате кадастровых работ по образованию земельных участков и при таком образовании исходный многоконтурный земельный участок сохраняется в измененных границах (является измененным земельным участком), при подготовке межевого плана контурам границы измененного многоконтурного земельного участка присваиваются новые обозначения (с учетом порядкового номера контура границы).

24. При заполнении реквизитов "1" и "2" раздела "Сведения о выполненных измерениях и расчетах" в графе "3" соответствующих таблиц при необходимости указываются обозначения контуров либо учетные номера контуров границы многоконтурного земельного участка.

25. В случае, если для расчета предельно допустимой погрешности определения площади геометрических фигур, образованных проекцией контуров границы многоконтурного земельного участка (далее также - площадь контура границы), применялись различные формулы в таблицу реквизита "4" раздела "Сведения о выполненных измерениях и расчетах" перед сведениями о многоконтурном земельном участке построчно вносятся сведения о контурах его границы, в том числе обозначение контура или учетный номер контура, его площадь и примененная формула для расчета предельной допустимой погрешности определения площади с подставленными в указанную формулу значениями.

26. Сведения о каждом контуре образуемого (уточняемого) многоконтурного земельного участка в таблицах реквизитов "1" и "2" раздела "Сведения об образуемых земельных участках и их частях" и раздела "Сведения об уточняемых земельных участках и их частях" отделяются строкой, в которую включаются обозначение контура границы или его учетный номер. При этом сведения вносятся в порядке возрастания порядкового номера контура границы.

Часть земной поверхности, ограниченная замкнутым контуром границы многоконтурного земельного участка, помимо внешней границы может иметь внутреннюю границу. При заполнении вышеуказанных таблиц в данном случае сначала приводится список характерных точек внешней границы или соответственно частей внешней границы, а затем сведения о внутренней границе. Сведения о внешней и внутренней границе отделяются в таблицах друг от друга одной незаполняемой строкой.

27. В графе "3" таблицы реквизита "4" разделов "Сведения об образуемых земельных участках и их частях" и раздела "Сведения об уточняемых земельных участках и их частях" указывается площадь многоконтурного земельного участка и величина предельной допустимой погрешности определения площади многоконтурного земельного участка (P P), а также в порядке возрастания порядковых номеров контуров границы многоконтурного земельного участка: порядковый номер контура в скобках, площадь контура границы и величина предельной допустимой погрешности определения такой площади (например, (1) 560 кв.м 30 кв.м).

28. В случае, если межевой план оформляется в результате кадастровых работ по образованию земельных участков из ранее учтенного единого землепользования и при этом новые земельные участки образованы в результате раздела земельных участков, входящих в состав единого землепользования, такие входящие в состав единого землепользования земельные участки сохраняются в измененных границах (измененные обособленные или условные земельные участки). В данном случае сведения о таких измененных обособленных или условных земельных участках включаются в реквизит "2" и "3" раздела "Сведения об измененных земельных участках и их частях". При этом вместо учетного номера части указывается кадастровый номер такого земельного участка, в качестве характеристики части указывается наименование земельного участка ("обособленный земельный участок" или "условный земельный участок").

29. Каждый контур образуемого (или измененного) многоконтурного земельного участка должен быть обеспечен доступом от земель или земельных участков общего пользования. Такой доступ может быть обеспечен посредством:

- установления зоны с особыми условиями использования территории (например, охранной зоны), если установление такой зоны предусмотрено в соответствии с действующим законодательством применительно к соответствующему земельному участку или объекту недвижимости, расположенному на таком земельном участке;

- обеспечения доступа от земель или земельных участков общего пользования (в том числе посредством установления сервитута) к каждому контуру границы многоконтурного земельного участка.

Во втором случае в графе "2" таблицы раздела "Сведения о земельных участках, посредством которых обеспечивается доступ к образуемым или измененным земельным участкам" построчно указываются кадастровый номер или обозначение многоконтурного земельного участка, а также в порядке возрастания порядковых номеров контуров границы многоконтурного земельного участка - обозначения соответствующих контуров границы или учетные номера контуров границы.

В случае, если доступ обеспечен посредством установления зоны с особыми условиями использования территории в графе "3" таблицы раздела "Сведения о земельных участках, посредством которых обеспечивается доступ к образуемым или измененным земельным участкам" указываются слова "доступ обеспечен посредством установления зоны _________ (указывается наименование зоны, ее индивидуальное обозначение (вид, тип, номер, индекс и т.п.), а также основание установления (реквизиты акта органа государственной власти, органа местного самоуправления либо, если зона установлена в силу закона - реквизиты соответствующего законодательного акта). При этом, если соответствующая зона не имеет непосредственного доступа к землям или земельным участкам общего пользования, дополнительно приводится обозначение или кадастровый номер земельного участка, обеспечивающего такой доступ.

В случае, если в государственном кадастре недвижимости отсутствуют сведения о зоне с особыми условиями использования территории, посредством которой обеспечен доступ для многоконтурного земельного участка к землям или земельным участкам общего пользования, копия документа, подтверждающего установление указанной зоны, включается в состав приложения межевого плана.

30. В раздел "Заключение кадастрового инженера" включаются дополнительные сведения о порядке образования многоконтурного земельного участка, об особенностях обеспечения доступа к землям или земельным участкам общего пользования, а также по усмотрению лица, выполняющего кадастровые работы, - дополнительное обоснование результатов кадастровых работ.

31. В разделе "Схема расположения земельных участков" (далее - Схема) отображаются все контуры границы многоконтурного земельного участка в масштабе, обеспечивающем читаемость изображения. Если при соблюдении данного условия изображение не умещается на одном листе, допускается размещать его на нескольких листах данного раздела, в том числе с применением выносок (врезок).

При образовании многоконтурного земельного участка из ранее учтенного единого землепользования на Схеме отображаются все земельные участки, входящие в состав данного единого землепользования и являющиеся источником образования многоконтурного земельного участка (обособленные или условные земельные участки).

В случае, если доступ для многоконтурного земельного участка к землям или земельным участкам общего пользования обеспечен посредством установления зоны с особыми условиями использования территории, дополнительно к сведениям, предусмотренным пунктами 75 и 76 Требований , на Схеме отображаются границы такой зоны.

Особенности осуществления государственного кадастрового учета многоконтурных земельных участков

32. Государственный кадастровый учет образуемого многоконтурного земельного участка осуществляется в кадастровом квартале, в котором указанный многоконтурный участок располагается целиком (в том числе в условном кадастровом квартале с границами, проходящими по границе кадастрового района или соответствующего кадастрового округа).

Учет образуемого многоконтурного земельного участка может быть осуществлен в условном кадастровом квартале с границами, проходящими по границе соответствующего кадастрового округа, при условии соблюдения требований о принадлежности указанного земельного участка одной категории земель и непересечении его границ с границами муниципальных образований.

33. Многоконтурному земельному участку независимо от количества контуров его границы присваивается один кадастровый номер.

Каждому контуру границы многоконтурного земельного участка при осуществлении государственного кадастрового учета присваивается учетный номер контура, состоящий из кадастрового номера земельного участка и заключенного в скобки порядкового номера контура (например, 50:01:0:12(5).

На кадастровой карте контур границы многоконтурного земельного участка обозначается в виде двоеточия, номера земельного участка в соответствующем кадастровом квартале и заключенного в скобки порядкового номера контура (например, :123(1).

34. Государственный кадастровый учет многоконтурного земельного участка осуществляется на основании представляемых в орган кадастрового учета заявления о кадастровом учете и межевого плана.

Государственный кадастровый учет многоконтурного земельного участка осуществляется в срок не более чем двадцать рабочих дней со дня получения органом кадастрового учета соответствующего заявления о кадастровом учете.

При осуществлении государственного кадастрового учета наименование многоконтурному земельному участку присваивается, если это предусмотрено действующим законодательством (например, лесной участок).

35. В соответствии с частью 8 статьи 38 Закона о кадастре площадью земельного участка является площадь геометрической фигуры, образованной проекцией границ земельного участка на горизонтальную плоскость. Площадью многоконтурного земельного участка является сумма площадей всех геометрических фигур, образованных проекцией контуров его границы на горизонтальную плоскость (площади контуров границы).

Соответственно проверка соблюдения требований, установленных в статье 11.9 Земельного кодекса к предельным минимальным или максимальным размерам земельных участков, осуществляется в отношении указанной суммы площадей.

36. Согласно пункту 3 статьи 11.9 Земельного кодекса границы земельных участков не должны пересекать границы муниципальных образований и (или) границы населенных пунктов.

Под пересечением границы многоконтурного земельного участка с границами муниципальных образований или границами населенных пунктов понимается:

- фактическое пересечение границы муниципального образования и (или) границы населенного пункта любым контуром границы многоконтурного земельного участка;

- расположение хотя бы одного из контуров границы многоконтурного земельного участка за границей соответствующего муниципального образования и (или) населенного пункта (то есть расположение какого-либо контура границы на территории другого муниципального образования и (или) населенного пункта).

Таким образом, все контуры границы многоконтурного земельного участка должны располагаться на территории одного муниципального образования (населенного пункта).

37. В соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 26 Закона о кадастре осуществление государственного кадастрового учета приостанавливается в случае, если одна из границ земельного участка, о кадастровом учете которого представлено заявление, в соответствии с кадастровыми сведениями пересекает одну из границ другого земельного участка (за исключением случая, если другой земельный участок является преобразуемым объектом недвижимости).

Под пересечением границы многоконтурного земельного участка с границами учтенных в государственном кадастре недвижимости земельных участков понимается:

- фактическое пересечение границы учтенного в государственном кадастре недвижимости земельного участка с любым контуром границы многоконтурного земельного участка;

- расположение одного из контуров границы многоконтурного земельного участка в границах учтенного земельного участка (то есть наложение контура границы многоконтурного земельного участка на часть территории учтенного земельного участка).

38. Пересечение границы многоконтурного земельного участка с границами единиц кадастрового деления не является основанием для принятия решения о приостановлении либо решения об отказе в осуществлении государственного кадастрового учета многоконтурного земельного участка.

39. Проверка обеспечения доступа (прохода или проезда от земель или земельных участков общего пользования) к образуемому или измененному многоконтурному земельному участку, установленная пунктами 3 и 4 части 3 статьи 27 Закона о кадастре , осуществляется с учетом положений пункта 29 настоящего документа.

40. Образование многоконтурных земельных участков не нарушает требований пункта 6 статьи 11.9 Земельного кодекса в части недопустимости чересполосицы при образовании земельных участков.

Особенности предоставления сведений, внесенных в государственный кадастр недвижимости о многоконтурных земельных участках

41. При оформлении кадастрового паспорта многоконтурного земельного участка или кадастровой выписки о многоконтурном земельном участке в строке "16" разделов В.1 и КВ.1 указывается общее количество контуров границы многоконтурного земельного участка, список учетных номеров контуров границы с указанием площади каждого контура границы, а также при необходимости - дополнительные сведения о контурах границы, внесенные в государственный кадастр недвижимости.

Если весь список учетных номеров контуров границы не умещается в указанном реквизите, допускается оформлять его на отдельном листе. В данном случае в строке "16" разделов В.1 и КВ.1 указываются слова: "Граница земельного участка состоит из _____ (указывается количество) контуров. Список учетных номеров контуров границы земельного участка приведен на листе N ___". На указанном листе в виде таблицы приводится список учетных номеров контуров границы многоконтурного земельного участка с указанием их площади и графы для примечаний. Данный лист удостоверяется подписью уполномоченного должностного лица органа кадастрового учета и заверяется оттиском печати указанного органа.

42. При оформлении раздела В.2 кадастрового паспорта многоконтурного земельного участка или раздела КВ.2 кадастровой выписки о многоконтурном земельном участке в поле изображения строки "4" отображается план (чертеж, схема) многоконтурного земельного участка в масштабе, обеспечивающем читаемость изображения (положение характерных точек границы). Если при соблюдении данного условия изображение не умещается на одном листе, допускается размещать его на нескольких листах данного раздела, в том числе с применением выносок (врезок).

43. Объем сведений государственного кадастра недвижимости, предоставляемых в виде кадастровой выписки о многоконтурном земельном участке может быть установлен заявителем в запросе о предоставлении сведений.

В частности, в запросе могут быть перечислены учетные номера отдельных контуров границы, сведения о которых необходимы заявителю. В данном случае в строке "16" раздела КВ.1 указываются слова: "Разделы КВ.2, КВ.5 и КВ.6 содержат сведения о контурах границы земельного участка с учетными номерами:____________ (приводится список соответствующих учетных номеров) в соответствии с запросом о предоставлении сведений N ___________ (приводится регистрационный номер запроса)".

44. Независимо от объема сведений, запрошенных заявителем, кадастровая выписка о многоконтурном земельном участке обязательно содержит разделы КВ.1 и КВ.2. При этом в случае, если запрошены сведения об отдельных контурах границы многоконтурного земельного участка на первом листе раздела КВ.2 в поле изображения строки "4" отображается схема расположения многоконтурного земельного участка в пределах соответствующего кадастрового квартала, а на последующих листах указанного раздела в виде выносок - планы соответствующих контуров границы в масштабе, обеспечивающем читаемость изображения (положение характерных точек границы).

45. Разделы КВ.3 и КВ.4 включаются в кадастровую выписку о многоконтурном земельном участке при наличии соответствующих сведений в государственном кадастре недвижимости и указании на необходимость предоставить данные сведения в запросе.

46. При оформлении кадастрового плана территории в графе "2" таблицы раздела КПТ.2 (строка "4") после кадастрового номера многоконтурного земельного участка дополнительно указывается количество контуров его границы.



Электронный текст документа
подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:
официальный сайт
Минэкономразвития России
www.economy.gov.ru
по состоянию на 10.10.2012

Единое землепользование – это термин, который используют для обозначения земельной площади, разделенной на несколько контуров общественными сооружениями или территориями, но принадлежащей одному владельцу.

Появилось такое понятие относительно недавно, но его использование ощутимо упрощает ведение учета в кадастре. Если наделу был присвоен статус единого землепользования, то кадастровый номер получает как весь надел, так и каждая отдельная его часть. При этом отдельные части не являются предметами гражданских отношений и не могут быть проданы или сданы в аренду отдельно от общей площади.

Единое землепользование может состоять как из полностью обособленных, так и из условно обособленных участков. Отличаются они исключительно расположением контуров.

Границы полностью обособленных частей примыкают к территориям, которые не являются частью единого землепользования, а условно обособленные участки являются смежными по отношению к остальным кадастровым единицам единого землепользования. Примерами могут быть как крупные сельскохозяйственные или садоводческие объединения, которые имеют много земельных участков, разделенных дорогами или другими, не принадлежащими им площадями, так и дачник, огород которого находится через дорогу от дома.


Преобразование единого землепользования

При разделе единого землепользования инициатором может выступать только официальный владелец участка. Исключение составляет разделение на основании решения суда.

После преобразования участкам земли присваивают новые кадастровые номера, а для исходного участка в измененных границах номер остается. Если после раздела в составе единого землепользования осталось два и более земельных надела, им присваивают статус многоконтурного участка. Такая формулировка обусловлена тем, что около десяти лет назад создание земель единого пользования упразднили, но так как закон не имеет обратной силы, то существующие единые землепользования все еще остаются в использовании.

Единое землепользование может быть преобразовано в многоконтурный участок не только путем раздела, а и объединением с соседними участками.

Многоконтурным земельным участкам, имеющим в своем составе два и больше наделов, в отличии от единого землепользования, дается один кадастровый номер. Исходя из особенности формирования, многоконтурные наделы могут быть с раздельными контурами или с вкраплениями.

Перед проведением любых сделок, а также для точного определения существующих границ проводится уточнение единого землепользования. Процесс проходит путем сравнения данных в кадастровой документации с фактическими характеристиками надела.

Буров Владимир А.

юрист строительной компании

История закрепления в отечественном законодательстве

Федеральный закон от 02.01.2000 № 28-ФЗ «О государственном земельном кадастре» (ст.7) впервые установил обязательность кадастрового учета всех земельных участков на территории РФ (как предоставленных, так и не предоставленных в пределах каждого кадастрового квартала – минимальной единицы кадастрового учета).

Последовательная реализация данного принципа выявила значительные трудности, вызванные причинами как технического характера (неполнота информации земельного кадастра СССР, фактически охватывавшего только наиболее продуктивные земли: сельскохозяйственные и лесные ) , так и правового (несовершенство регулирования земельных отношений), и экономического (обременительность оформления прав, особенно для правообладателей большого количества незначительных по площади участков).


Как неоднократно отмечалось в исследованиях авторитетных международных организаций, затратность регистрации прав на недвижимое имущество – существенный административный барьер для развития экономики, препятствующий развитию гражданского оборота, возникновению гарантированных прав на собственность в РФ.()

Для снятия подобных административных барьеров в европейских странах функционирует и развивается принципиально иная система учета и регистрации земельных участков и иных объектов недвижимости, основанная на их объединении в группы под единым правом и на основании единой цели использования в государственных реестрах прав.

Существенных изменений в российское законодательство для достижения этой цели вносить не требовалось, так как Гражданский Кодекс достаточно универсален. Требовалось несколько адаптировать его нормы с учетом специфики земельных отношений.

Еще в римском частном праве была закреплено понятие «составного тела» (universitates rerum cohaerentium) ( ) , именуемого в современном гражданском праве сложной вещью, в земельном праве – составным земельным участком, называемом в кадастровом плане «единым землепользованием».

Статьей 134 ГК РФ предусмотрена возможность объединения нескольких разнородных объектов, используемых по общему назначению, в сложную вещь, рассматриваемую в качестве одной вещи и одного объекта права.

Многообразие сложных вещей не позволяет дать универсальный унифицированный алгоритм квалификации сложных вещей и допускает различные толкования.

На трудности квалификации сложных вещей еще в XIX веке указывал известный немецкий цивилист Г. Дернбург, говоря о составлении совокупностей, состоящих из отдельных и самостоятельных предметов, образующих «единую телесную вещь».()

Однако, обобщая толкования, изложенные в юридической литературе() и актах судов различных уровней ( ) , можно выделить следующие признаки правового режима объектов, подлежащих объединению в сложную вещь:

1. объекты являются разнородными, то есть имеют индивидуально определяющие признаки, позволяющие идентифицировать их среди подобных объектов;

2. используются по единому назначению и образуют единое целое (важный признак сложной вещи – ее интегральность (целостность), под которой понимается возникновение у составной вещи качеств, не присущих в полной мере его компонентам, что делает ее самостоятельным объектом права);

3. имеют один адрес и кадастровый номер;

4. могут использоваться самостоятельно по тому же назначению, что и в составе сложной вещи, и при этом не выполняют применительно к ней роль принадлежности;

5. вопрос признания/непризнания объектов сложной вещью не относится к компетенции регистрирующих органов, это – компетенция органов кадастрового учета и технической инвентаризации;

6. как следствие, регистрирующий орган не вправе требовать от собственника документальных доказательств правомерности объединения разнородных объектов недвижимости в сложную вещь.

Тем не менее, проекты нормативных актов, вводившие понятие сложного земельного участка, были отклонены Министерством юстиции РФ в порядке, предусмотренном Правилами подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации (утверждены Постановлением Правительства РФ от 13.08.97 № 1009).

По мнению специалиста министерства, проводившего экспертизу проектов нормативных актов (и отстаивающего интересы регистрирующих органов), земельные участки не могут быть признаны разнородными вещами.

Данная точка зрения представляется ошибочной в силу следующего.

Под вещью в праве понимается предмет внешнего (материального) мира, находящийся в естественном состоянии в природе или созданный трудом человека, являющийся основным объектом в имущественном правоотношении.( )

Согласно ст.1 Федерального закона от 02.01.2000 № 28-ФЗ «О государственном земельном кадастре» земельный участок – часть поверхности земли (в том числе поверхностный почвенный слой), границы которой описаны и удостоверены в установленном порядке уполномоченным государственным органом, а также все, что находится над и под поверхностью земельного участка, если иное не предусмотрено федеральными законами о недрах, об использовании воздушного пространства и иными федеральными законами.

Как обоснованно отмечал О.И. Крассов (), исходя из сути земельных отношений, данное в Законе о государственном кадастровом учете определение земельного участка является более точным, чем в ст. 6 ЗК РФ, поскольку подчеркивает комплексность состава земельного участка. В состав земельного участка входит почвенный слой, обособленные водные объекты( ) , древесно-кустарниковая растительность и другие объекты, что, как отмечает П.В. Крашенинников, позволяет отнести земельный участок к сложным вещам. ( )

Аналогичная точка зрения существует в отечественной цивилистике уже более ста лет, например, проект Гражданского уложения Российской империи указывал: «к составу имений принадлежат земельные участки, застроенные и незастроенные или находящиеся под дорогами или водами, а также сокровенные в недрах земли ископаемые, стоящие на корню деревья и прочие произрастения, доколе они от земли не отделены ». При этом под имением понималась, по сути, совокупность природных ресурсов, входивших в состав участков, входивших, в свою очередь, в состав составного участка (имения), именуемого в современном законодательстве единым землепользованием.( )

Кроме того, статьей 14 Федерального закона от 02.01.2000 № 28-ФЗ «О государственном земельном кадастре» установлено, что в Едином государственном реестре земель содержатся следующие сведения, позволяющие идентифицировать участки: кадастровые номера, местоположение (адрес), площадь, категория земель и разрешенное использование, конфигурация, описание границ участков и их отдельных частей.

Таким образом, каждый земельный участок индивидуально определен в Едином государственном реестре земель и обладает уникальными характеристиками (как сложная вещь), поэтому неясно, почему такой вид недвижимого имущества как здания может являться элементом сложной вещи (по логике эксперта Министерства юстиции РФ), а земельные участки – не могут быть составляющими сложной вещи и приравнены к обезличенным заменимым однородным вещам.

Ведь еще в римском праве были определены критерии однородных вещей(genus): отсутствие их индивидуальности в обороте, как следствие, определение меновой ценности преимущественно по их числу, мере или весу (пример: килограмм сахарного песка), их изготовление из одного материала одного качества.

Однако, при определении меновой стоимости участков решающую роль играют не родовые признаки, определяемые в единицах измерения (гектарах), а индивидуальные признаки (нахождение в составе земельного участка обособленного водного объекта, плодородного почвенного слоя, древесно-кустарниковой растительности, конфигурация, местоположение). Земельный участок с определенными индивидуальными характеристиками (species) площадью в один гектар может по меновой ценности значительно превосходить другой участок площадью в 100 и более гектаров, поэтому приравнивание участка к однородным вещам наряду, например, с килограммом сахара свидетельствует о недостаточном анализе правового режима земельного участка.

В связи с необходимостью закрепления понятия сложной вещи в земельном законодательстве уже через 8 месяцев после принятия Федерального закона от 02.01.2000 № 28-ФЗ «О государственном земельном кадастре» было принято Постановление Правительства РФ от 06.09.2000 № 660.

Термин «сложный земельный участок» был заменен термином «составной земельный участок» (в кадастровом плане обозначается как «единое землепользование»).

Правовое регулирование

Правилами присвоения кадастровых номеров земельным участкам (п.5), утвержденными Постановлением Правительства РФ от 06.09.2000 N 660, впервые предусматривалась возможность по заявлению правообладателя учитывать несколько обособленных земельных участков, представляющих собой единое землепользование, в качестве одного объекта недвижимого имущества с присвоением одного кадастрового номера.

Приказом Росземкадастра от 14.05.2001 № П/89 «О кадастровом делении территории Российской Федерации» (п.7-8) для учета расположенных более чем в одном кадастровом квартале либо округе значительных по протяженности единых землепользований под линейными сооружениями территориальным органам Росземкадастра предписывалось создать специальные условные кадастровые кварталы. ( )

Для учета единых землепользований, расположенных в нескольких кадастровых округах (преимущественно под крупнейшими магистральными нефте- и газопроводами), был создан условный кадастровый округ «Общероссийский» с кадастровым номером «00», граница которого проходит по государственной границе РФ, то есть кадастровые номера таких единых землепользований начинаются с цифр «00».

Правила учета таких единых землепользований позже были уточнены Приказом Росземкадастра от 26.08.2003 № П/206 «Об организации государственного кадастрового учета земельных участков, расположенных в кадастровом округе «Общероссийский».

Правила заполнения кадастрового плана единого землепользования были установлены пунктами 6.2.5-6.2.7, 6.3 Приказа Росземкадастра от 15.06.2001 № П/119 «Об утверждении документов государственного земельного кадастра».

Пунктом 6.2.5 Приказа предусмотрено, что права на составной земельный участок (сложную вещь), состоящий из нескольких участков, подлежат государственной регистрации как на один объект недвижимого имущества (единое землепользование), что соответствует положениям статьи 134 ГК РФ.

В п. 6.2.7 Приказа единое землепользование определяется как составной земельный участок, который может состоять из:

- «условных участков» (смежных участков, разделяемых между собой границами кадастровых кварталов);

- «обособленных участков» («несмежных» участков, входящих в единое землепользование, но разделенных посторонними участками; как правило, это – участки под опорами линейных объектов).

Правилами определения размеров земельных участков для размещения воздушных линий электропередачи и опор линий связи, обслуживающих электрические сети (утверждены Постановлением Правительства РФ от 11.08.2003 № 486), установлено: обособленные земельные участки, отнесенные к одной категории земель и предназначенные для установки опор одной воздушной линии электропередачи, могут быть учтены в государственном земельном кадастре в качестве одного объекта недвижимого имущества(единого землепользования) с присвоением одного кадастрового номера (пункт 2 Правил).

Впоследствии, согласно пункту 5 Положения о Министерстве экономического развития и торговли Российской Федерации (утверждены постановлением Правительства РФ от 27.08.2004 № 443) законопроектные и нормотворческие функции в области кадастрового учета земельных участков были переданы Министерству экономического развития и торговли Российской Федерации, в связи с чем развитие земельного законодательства, в целом, и нормативного регулирования режима единого землепользования, в частности, существенно замедлилось.

В связи с этим кадастровыми и регистрирующими органами субъектов РФ в свои территориальные отделы направлялись инструктивные письма с разъяснениями относительно правового режима единого землепользования, причем в разных субъектах РФ высказывались взаимоисключающие точки зрения по данному вопросу.

Формально такие письма не являются нормативными актами, не порождают для заявителей гражданских прав и обязанностей и адресованы органам, применяющим нормы права, а не субъектам, действия которых регулируются интерпретируемыми нормами. Однако фактически такие акты распространяют свое действие и на заявителей (иное толкование административных процедур влечет за собой неблагоприятные последствия для заявителя), поэтому будет уместным привести их в качестве примеров.

Вопросы толкования и правоприменения

В 2003 году была опубликована статья заведующей кафедрой Российского института государственных регистраторов М. Пискуновой, в которой справедливо указывается, что новые объекты права не могут вводиться подзаконными актами при отсутствии их упоминания в гражданском законодательстве (однако, как указывалось выше, единое землепользование не является новым объектом права).( )

Следует отметить: отстаивая интересы регистрирующих органов, автор данной статьи и в других публикациях исключает возможность непообъектной регистрации прав, в том числе и потому что «плата за регистрацию является основным источником развития системы регистрации и финансирования деятельности учреждений юстиции».( ) Как известно, при регистрации права на сложные вещи пошлина уплачивается за одну объединенную вещь с одним номером, а не кратно числу ее составляющих.

Данная статья была воспринята многими работниками регистрирующих органов как директивная, и ее тезисы всегда указываются в отказах от регистрации права на единое землепользование, в ряде субъектов РФ зарегистрировать право на единое землепользование можно только на основании судебного решения.

Однако распространена и иная точка зрения.

В Совместном информационном письме по вопросам государственного кадастрового учета, государственной регистрации прав на земельные участки и сделок с ними Управления Роснедвижимости по Красноярскому краю и Управления ФРС по Красноярскому краю от 10.03.2005 указывается на возможность присвоения самостоятельных кадастровых номеров единым землепользованиям и регистрации единых землепользований в качестве самостоятельных объектов права.( )

Аналогичная точка зрения была высказана в информационном письме регистрирующих и кадастровых органов Псковской области, в котором рекомендуется по результатам межевания земельных массивов крупных сельскохозяйственных организаций (приватизированных колхозов и совхозов) учитывать образованные участки в качестве единого землепользования.()

При этом, обоснованно указывается, что если права на отдельные участки зарегистрированы в ЕГРП, и такие земельные участки по заявлению правообладателя впоследствии учтены в земельном кадастре в качестве единого землепользования (нового объекта права), то при проведении государственной регистрации права на новый объект, все ранее зарегистрированные объекты, входящие в единое землепользование, должны прекратить свое существование, о чем должна быть внесена соответствующая запись в ЕГРП.

После получения сведений из регистрирующих органов о зарегистрированном праве на вновь сформированный объект (единое землепользование), ранее открытые на каждый отдельный земельный участок, впоследствии вошедший в такое единое землепользование, подразделы государственного реестра земель кадастрового района подлежат закрытию.

Аналогичная точка зрения высказана в Совместном информационном письме о порядке оформления прав на земельный участок, состоящий из нескольких обособленных земельных участков (единое землепользование) от 07.07.2003 ФГУ «Земельная кадастровая палата по Приморскому краю» и Учреждения юстиции по государственной регистрации прав на недвижимое имущество с ним на территории Приморского края(с оговоркой, что учитываемые в качестве единого землепользования участки должны находиться у правообладателя на одном праве).

В пункте 4 Решения научно-методического совета Главного управления Федеральной регистрационной службы по Пермской области и Коми-Пермяцкому автономному округу от 25.02.2005 № 1 указано: законодательством не установлено ограничений для объединения смежных участков, обладающих одним правовым режимом, в том числе и при оформлении прав на них; в данном случае выделять земельные участки в качестве самостоятельных объектов права необходимости нет, и можно проводить государственную регистрацию прав на указанные участки как на один объект права.( )

Пунктом 1.10 Положения по проведению инвентаризации земель историко-культурного назначения Хант-Мансийского автономного округа(утверждено Руководителем Комитета по земельным ресурсам и землеустройству по Ханты-Мансийскому автономному округу 09.04.2003) предусматривается: несколько земельных участков, локализующихся на исторически сложившихся территориях, представляющих собой единое землепользование в составе земель историко-культурного назначения, по представлению правообладателя могут быть учтены в качестве одного объекта (ансамбля) недвижимого имущества с присвоением им одного кадастрового номера.

Потребность в учете участков в качестве единого землепользования достаточно велика, например, земельной кадастровой палатой Астраханской области (правопредшественник Управления Роснедвижимости по Астраханской области) за полгода работы к 15.08.2002 было учтено 26 единых землепользований под электросетевыми комплексами.( )

В письме Федерального агентства кадастра объектов недвижимости от 24.10.05 № ВК/1101 «О кадастровом учете и использовании кадастровых планов составных земельных участков» указывается: отказ органа, осуществляющего государственную регистрацию прав на недвижимое имущество, в регистрации прав по тем основаниям, что участки сформированы в качестве единого землепользования (составного земельного участка), неправомерен.

Представляется возможным особенно подробно упомянуть практику Московской области по рассматриваемому вопросу, как региона, где совершается наибольшее количество сделок с земельными участками.

В Письме Комитета по земельным ресурсам и землеустройству Московской области от 17 марта 2003 г. N 596-1 «О выполнении кадастровых процедур в отношении составных земельных участков» указывалось: земельный участок, состоящий из нескольких участков (обособленных или условных) должен регистрироваться как один объект недвижимости. Также были установлены основания для формирования участков в качестве единого землепользования:

1 если участки предоставлены для ведения личного подсобного хозяйства (полевой участок и приусадебный участок);

2 если единое землепользование состоит из приватизированных земельных участков сельскохозяйственного назначения, предоставлявшихся как единое целое для ведения сельскохозяйственного производства, если при их приватизации не осуществлялось распределение и выдел долей в натуре (при постановке на учет участков бывших колхозов и совхозов);

3 если составной участок состоит из обособленных земельных участков, занятых одним функционально единым объектом недвижимого имущества (производственно-технологическими комплексами электростанций и электросетевыми комплексами) - в соответствии с подпунктами 4.2, 4.3 Методических рекомендаций об особенностях постановки на государственный кадастровый учет земельных участков, занятых производственно-технологическими комплексами электростанций и электросетевыми комплексами, утвержденных Росземкадастром 08.11.2001;

4 из земельных участков, занятых объектами железнодорожного транспорта, в соответствии с подпунктами 2.7, 2.8 письма Росземкадастра от 17.12.2002 N СС/1164 «Об особенностях постановки на государственный кадастровый учет земельных участков, занятых объектами железнодорожного транспорта, и предоставления сведений о таких земельных участках»(в массовом порядке учет и регистрация участков в качестве единых землепользований производились перед их внесением в уставной капитал АО «Российские железные дороги».

На практике учет и регистрация составных участков в качестве единого землепользования в других субъектах РФ также велись и ведутся в основном по приведенным выше основаниям.

Однако, уже в Совместном информационном письме Главного управления Федеральной регистрационной службы по Московской области и Управления Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Московской области от 28.02.2006 №1 «О государственной регистрации прав на земельные участки, сформированные и описанные в государственной земельном кадастре в качестве единого землепользования» указывается: кадастровый учет участков в качестве единого землепользования возможен только после их предварительного учета в кадастре и регистрации в реестре прав на недвижимое имущество в качестве самостоятельных объектов недвижимости.

Возможность регистрации единых землепользований в данном документе отрицается в принципе: по мнению его авторов, единое землепользование не является объектом земельных отношений и объектом, права на который подлежат регистрации в соответствии с Законом о регистрации.

Однако, судебная практика, в том числе и по Московскому округу, не восприняла данную точку зрения.

Судебная практика

Сразу отметим: в правовых базах отсутствуют акты судебных инстанций, в которых поддерживается точка зрения представителей регистрационных служб.

Постановлением ФАС Поволжского округа от 01.12.2005 года, дело N А72-1556/05-2/100 признан незаконным отказ от регистрации 19 земельных участков под усилительными пунктами в качестве одного объекта права - единого землепользования.

Аналогичную позицию занял ФАС Восточно-Сибирского округа в Постановлении от 18.08.04, дело N А33-5/04-С2-Ф02-3241/04-С2 в отношении участков ООО «Саянэлектро».

ФАС Западно-Сибирского округа в постановлении от 16.08.04, дело N Ф04-5481/2004(А02-3586-34), отменяя постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 24.05.04, указал: мнение суда нижестоящей инстанции, что право собственности на единое землепользование как на один объект недвижимого имущества не могло быть зарегистрировано, не соответствует действующему законодательству.

В решении Арбитражного суда Краснодарского края от 10.05.2006, дело № А-32-7786/06-16/8 указывается на возможность выкупа сельскохозяйственной организацией 51 обособленного и условного земельного участка (с разными видами разрешенного использования участков: пашни, многолетние насаждения, прочие угодья), сформированных в качестве единого землепользования; также в решении говорится, что сформированный в качестве единого землепользования участок «является надлежащим объектом гражданских прав», то есть признается существование единого землепользования как самостоятельного объекта права.( )

Уже после указаний Управления Роснедвижимости по Московской области на невозможность регистрации единого землепользования Постановлением ФАС Московского округа от 18.04.06, дело N КГ-А40/2753-06 признан недействительным отказ в регистрации права по основанию отсутствия упоминания единого землепользования в качестве объекта права в ГК РФ и ЗК РФ.

Судом установлено: описанные в кадастровых планах земельные участки вне единого землепользования не могут рассматриваться в качестве самостоятельных объектов права.

Также в данном постановлении указывается, что в соответствии с п. 1 ст. 17 ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» обязательным приложением к документам, необходимым для регистрации прав на земельный участок является кадастровый план земельного участка, а Порядок ведения государственного реестра земель кадастрового района, утвержденный Приказом Росземкадастра от 15.06.2004 N П/119, предусматривает возможность кадастрового учета составного земельного участка.

Нормы, запрещающие использовать такой кадастровый план для регистрации, в действующем законодательстве отсутствуют, а ответственность за содержание кадастрового плана несут органы кадастрового учета.

Вопросы нормотворчества

В рекомендациях, принятых по результатам «круглого стола», проведенного 29.01.2006 Комитетом Совета Федерации Федерального собрания РФ по аграрно-продовольственной политике совместно с представителями федеральных министерств и ведомств, органов власти субъектов РФ, учеными, руководителями предприятий агропромышленного комплекса, указывается на необходимость принятия специального нормативного акта, регулирующего вопросы формирования и государственной регистрации прав на единое землепользование.

С подобной проблемой столкнулись при развитии систем кадастрового учета и другие страны.

Так по итогам Конференции «Формирование объектов недвижимого имущества», состоявшейся в Минске 20.07.2005, резюмировалось: возможность формировать и регистрировать составные участка в качестве единых землепользований отвечает требованиям комиссии ООН по земельному администрированию, упрощает и удешевляет гражданский оборот. В работе конференции принимали авторитетные специалисты по земельному праву из России, Швеции и Белоруссии.( )

В Швеции (стране с наиболее развитой кадастровой системой) проблема регистрации сложных земельных участков была решена еще в прошлом веке: в законодательстве было закреплено понятие единицы общей недвижимости (шведский аналог единого землепользования).() Были приняты специальные нормативные акты, регламентирующие формирование единиц общей недвижимости.

В программном исследовании «Руководящие принципы по единицам недвижимого имущества и их идентификаторам, а также их значение для обеспечения эффективного административного управления землей и землеустройства на государственном уровне» (ECE/HBP/135), разработанном в 2002 году Европейской экономической комиссией ООН, закреплено базовое понятие основной единицы недвижимого имущества (ОЕНИ) как самостоятельного объекта права. В качестве классического примера ОЕНИ приводится совокупность территориально разбросанных участков, предоставленных для использования одной фермой и регистрируемых в качестве одного объекта права.

Законопроект Министерства экономического развития и торговли «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования проведения землеустройства» содержит следующее понятие единого землепользования: единое землепользование – наименование земельного участка, состоящего из обособленных(условных) земельных участков, отнесенных (подлежащих отнесению) к одной категории земель, предназначенных для одновременного использования по одному виду разрешенного использования (занятых одним объектом недвижимости), находящихся в собственности у одного лица, права на которые регистрируются как на один объект недвижимости.

Внесение данных поправок в Закон о землеустройстве восполнит неопределенность в правовом режиме единого землепользования и позволит избежать ошибочного толкования со стороны регистрирующих органов.



Понравилась статья? Поделиться с друзьями: