Понятие общественного порядка и общественной безопасности. Обеспечение охраны общественного правопорядка как вид правоохранительной деятельности Полиция, ее структура и полномочия

Понятие обеспечения охраны правопорядка . Общая характеристика правопорядка в Российской Федерации. Правовые основы обеспечения охраны прав и свобод человека и гражданина, охраняемых законом интересов общества и государства. Система обеспечения охраны правопорядка. Принципы обеспечения охраны правопорядка. Силы и средства обеспечения охраны правопорядка.

Органы внутренних дел Российской Федерации. Задачи, функции, система и структура, правовые основы организации и деятельности органов внутренних дел РФ, их полномочия и компетенция. Федеральные законы “О милиции”, “Об оперативно-розыскной деятельности”; УК РФ; УПК РФ; КоАП РФ; положения о Министерстве внутренних дел Российской Федерации, о милиции общественной безопасности РФ, об органах предварительного следствия в системе Министерства внутренних дел Российской Федерации, постановления Правительства РФ о структуре милиции общественной безопасности и о структуре криминальной милиции. Основные направления и формы деятельности органов внутренних дел.

Система органов внутренних дел РФ: МВД Российской Федерации; Главные управления МВД России по федеральным округам; МВД республик, ГУВД или УВД краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов; УВД на железнодорожном, воздушном, водном (речном и морском) транспорте (УВДТ); УВД на закрытых территориях и режимных объектах.

Службы Министерства внутренних дел РФ и его основных структурных звеньев: милиция общественной безопасности; криминальная милиция; следственный аппарат; экспертно-криминалистическая служба; федеральная миграционная служба; внутренние войска; информационно-аналитическая служба; служба тыла; образовательные и научно-исследовательские учреждения; другие службы, подразделения, предприятия, учреждения и организации.

Структурные подразделения Министерства внутренних дел РФ (департа-менты, следственный комитет, бюро, центры и др.).

Полномочия Министра внутренних дел РФ и первых руководлителей структурных звеньев системы органов внутренних дел РФ. Коллегии и оперативные совещания в системе органов внутренних дел РФ.

Милиция в системе органов внутренних дел Российской Федерации, ее задачи, функции, система, правовые основы организации и деятельности. Федеральный закон “О милиции”. Криминальная милиция и милиция общественной безопасности, их структура, полномочия и формы деятельности.

Структурные подразделения криминальной милиции, осуществляющие борьбу с экономическими и налоговыми преступлениями, с организованной преступностью, с другими видами преступлений, их задачи, функции, полномочия, правовые основы организации и деятельности.


Структурные подразделения милиции общественной безопасности, их задачи, функции, полномочия, правовые основы организации и деятельности.

Экспертно-криминалистическая служба органов внутренних дел, ее правовая основа, задачи, функции, система, компетенция, полномочия и формы деятельности.

Федеральная миграционная служба, ее задачи, функции, полномочия, система, правовые основы организации и деятельности.

Внутренние войска Министерства внутренних дел Российской Федерации, их правовая основа, задачи, функции, система, компетенция, полномочия и формы деятельности.

Службы тыла и кадрового обеспечения органов внутренних дел, образовательные и научно-исследовательские учреждения в системе МВД России.

Кадры органов внутренних дел и внутренних войск, их правовая защита, материальные и социальные гарантии.

Международная организация уголовной полиции (Интерпол): правовая основа, задачи, функции, структура и органы; советники; бюджет и ресурсы; отношения с другими организациями. Национальное центральное бюро (НЦБ) Интерпол при МВД Российской Федерации: правовая основа, задачи, функции, основные формы деятельности. Юридические результаты деятельности Интерпол и НЦБ Интерпол при МВД Российской Федерации

Органы по контролю за оборотом наркотических средствт и психотропных веществ, их задачи, функции, система и структура, правовые основы организации и деятельности. Федеральный закон “Об оперативно-розыскной деятельности”; УК РФ; УПК РФ; КоАП РФ; Указы Президента РФ: “О совершенствовании государственного управления в области противодействия незаконному обороту наркотических средств и психотропных чвеществ”; РФ “Вопросы совершенст-вования государственного управления в Российской Федерации”; “О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти”. Положение об органах по контролю за оборотом наркотитческих средств и психотропных веществ; ведомственные нормативные правовые акты об организации и деятельности органов по наркоконтролю. Основные структурные звенья системы: Федеральная служба Российской Федерации по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ; главные управления по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ по федеральным округам; региональные управления и управления РФ по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ по субъектам Российской Федерации.

Полномочия органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ. Полномочия Директора Федеральной службы РФ по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и первых руководлителей структурных звеньев системы по наркононтрлю. Коллегии и оперативные совещания в системе наркоконтроля.

Кадры органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, их правовая защита, материальные и социальные гарантии.

Под охраной общественного порядка понимается осуществление государственными органами во взаимодействии с общественными формированиями различных мер по обеспечению охраны жизни и здоровья людей, их чести и достоинства, защите прав, свобод и законных интересов граждан, защите интересов предприятий, учреждений и организаций, по созданию спокойствия в населенных пунктах, благоприятствующего труду и отдыху людей, нормальной работе государственных органов, общественных объединений, трудовых коллективов.

Обеспечение общественной безопасности имеет целью предупреждение, предотвращение и устранение явлений и опасных ситуаций, угрожающих жизни и здоровью людей, имуществу граждан, предприятий, учреждений и организаций, и их последствий.

Систему мер по охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности составляют правовое регулирование отношений в указанных сферах, т.е. принятие компетентными органами законодательных и иных нормативных актов, регулирующих поведение людей в этих сферах жизнедеятельности; реализация, т.е. претворение в жизнь государственными органами и общественными формированиями правил этих актов.

Осуществление мер по охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности выражается в деятельности по предупреждению и пресечению правонарушений и иных антиобщественных действий, в привлечении виновных к ответственности; в содействии компетентным органам и организациям в создании нормальных безопасных условий для общения людей в процессе производственной, трудовой деятельности и в удовлетворении ими материальных и духовных потребностей; в обеспечении гарантий для осуществления субъективных прав и выполнения обязанностей гражданами; в действиях, направленных на ликвидацию вредных последствий, вызванных нарушением правил и норм общественной безопасности, стихийными бедствиями и др.

Сложный, комплексный характер сферы общественного порядка и сферы общественной безопасности обусловливает необходимость существования различных способов их охраны. В зависимости от специфики правового регулирования общественных отношений в рассматриваемых сферах и Логвинов А.М. Справочник участкового инспектора милиции. М., Юрид. лит., 1990.

7. Черепанов В.В. ""Организация деятельности участкового уполномоченного милиции"", -М. 2002 г.характера мер, посредством которых охраняется общественный порядок и обеспечивается общественная безопасность, различаются следующие способы охраны: административно-правовой, оперативно-розыскной, уголовно-правовой и гражданско-правовой.

Административно-правовая охрана общественного порядка и обеспечения общественной безопасности осуществляется посредством применения мер нормотворческого и организационного характера, мер административного воздействия по предупреждению и пресечению правонарушений в указанных сферах и применения к нарушителям административных взысканий.

Оперативно-розыскная охрана общественного порядка и общественной безопасности осуществляется в соответствии с законодательством с помощью оперативно-розыскных мероприятий и средств для предотвращения и раскрытия преступлений, совершаемых в рассматриваемых сферах, а также розыска и задержания лиц, скрывающихся от суда и следствия, преступников.

Уголовно-правовая охрана общественного порядка и общественной безопасности осуществляется с использованием уголовно-правовых средств, применением наказания к виновным лицам в порядке, установленном уголовным и уголовно-процессуальным законодательством.

Гражданско-правовая охрана общественного порядка и общественной безопасности заключается в применении гражданско-правовых средств, направленных на охрану прав и законных интересов граждан, предприятий, учреждений и организаций от правонарушений, связанных с причинением морального или материального ущерба.

Наличие разных способов охраны общественного порядка и обеспечения общественной безопасности обусловливает существование ряда организационно-правовых видов (направлении) деятельности, осуществляемых государственными органами во взаимодействии с общественными формированиями в этих сферах. Они имеют специфическое назначение и особенности. К основным общепризнанным направлениям деятельности органов внутренних дел относятся: административная.

В числе административно-правовых методов были упомянуты и средства индивидуального характера, используя которые исполнительные органы обеспе­чивают необходимое упорядочивающее воздействие на регулирование обще­ственных отношений. В своей совокупности меры принудительного обеспечения должного поведения управляемых составляют институт административного при­нуждения. Естественно, что в первую очередь имеются в виду административно-правовые нормы, регулирующие применение такого рода средств.

Являясь разновидностью государственного принуждения, администра­тивное принуждение используется главным образом как крайнее средство обес­печения и охраны правопорядка в сфере государственного управления, т. е. вы­полняет карательную функцию. Однако его значение не исчерпывается только этим. Одновременно в целях правоохраны административно-принудительные ме­ры выполняют и иного рода функции т. е. применяются не только в качестве на­казания за правонарушения, но и для их предупреждения. Это означает, что их следует понимать значительно шире, чем реализация санкций административно-правовых норм. В таком понимании они обеспечивают общественный порядок и общественную безопасность. 8

Для административного принуждения характерно следующее:

а) как правило, внесудебное применение предусмотренных законом или подзаконными актами правовых мер властью уполномоченных на то исполнительных органов;

б) применение принудительных мер не всеми без исключения исполнитель­ными органами, а лишь теми, которые наделены специальными полномочиями по осуществлению административной власти;

в) меры административного принуждения применяются в целях обеспече­ния соблюдения не всех административно-правовых норм, а только тех, которые формируют обязательные правила поведения в сфере государственного управле­ния, не имеющие ведомственных границ.

г) как правило, меры административного принуждения применяются ис­полнительными органами, уполномоченными на осуществление правоохрани­тельных функций в сфере государственного управления. 9

Особое место отводится мерам дисциплинарного принуждения, реализуе­мым в рамках государственно-служебных отношений. Оно заключается в том, чтобы обеспечить надлежащее и своевременное выполнение каждым нижестоя­щим органом управления, его структурным подразделением или отдельным слу­жащим распоряжений вышестоящих органов, подразделений и должностных лиц. Речь идет об обеспечении требований необходимой дисциплины там, где они не соблюдаются добровольно. В качестве мер дисциплинарного принуждения при­меняются, с одной стороны, психическое, волевое принуждение, направленное на то, чтобы потребовать, заставить выполнить соответствующее распоряжение, а с другой - дисциплинарная ответственность. Однако непосредственными мерами административного принуждения они не являются, так как не каждый руководи­тель наделен полномочиями административной власти.

Меры административного принуждения разнообразны. По целевому назна­чению они могут быть подразделены на три группы:

Административно-предупредительные меры;

Административно-пресекательные меры;

Меры административной ответственности.

Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП) 10 выделяет также меры процессуального обеспечения производства по делам об административных правонарушениях. Однако они самостоятельного юридического значения не имеют, так как поглощаются тремя названными вида­ми мер административного принуждения.

Административно-предупредительные меры принудительного характера, применяются, как это вытекает из их наименования, с целью предупреждения возможных правонарушений в сфере государственного управления, предотвра­щения иных, вредных для режима общественной безопасности явлений.

Несмотря на ярко выраженный профилактический характер, меры подоб­ного рода осуществляются в принудительном порядке, т. е. в процессе односто­ронней реализации юридически-властных полномочий компетентных исполни­тельных органов.

Административно-предупредительные меры не связаны с совершением правонарушений. Они их предотвращают и, в этом смысле, предшествуют при­менению других мер принуждения, направленных против виновных в совершении административных правонарушений. 11

Меры такого рода многообразны, применяются в различных областях об­щественной жизни и различными субъектами с компетенцией контрольно-надзорного характера. В основном они носят отраслевой профиль, но могут осу­ществляться и органами с общей управленческой компетенцией.

Наиболее типичными являются следующие административно-предупредительные меры:

а) контроль и надзорные проверки;

б) досмотр вещей и личный досмотр (таможенный, милицейский);

в) проверка документов, удостоверяющих личность;

г) введение карантина (при эпидемиях, эпизоотиях);

д) прекращение движения транспорта и пешеходов при возникновении уг­розы общественной безопасности;

е) освидетельствование медицинского состояния лиц и санитарного со­стояния предприятий общественного питания;

ж) реквизиция имущества;

з) закрытие участков государственной границы и т. п. Применение этих и других мер строго регламентировано. Например, Зако­ном Российской Федерации от 07.02.2011 года "О полиции" 12 предусмотрено, что органы (должностные лица) полиция вправе осуществлять административный надзор за лицами, освобожденными их мест лишения свободы; входить беспрепят­ственно в жилые помещения граждан, причем о всех случаях проникновения в жи­лище против воли проживающих в них граждан уведомляется в течение 24-х часов прокурор; освидетельствовать лиц для определения наличия в организме алкоголя или наркотических средств; доставлять этих лиц для освидетельствования в меди­цинские учреждения; оцеплять (блокировать) участки местности для ликвидации последствий стихийных бедствий, аварий катастроф; проводить карантинные ме­роприятия при эпидемиях и эпизоотиях; осматривать места хранения и использо­вания оружия и боеприпасов и т. п.

Административно-пресекателъные меры своим назначением имеют пре­кращение противоправных действий и предотвращение их вредных последствий. Сами по себе они не являются мерами административной ответственности, но обеспечивают возможность применения таких мер и обычно предшествуют им.

К их числу относятся:

а) требование прекратить противоправные действия (например, милиция вправе требовать от граждан и должностных лиц прекращения администра­тивных правонарушений, а также действий, препятствующих осуществлению полномочий милиции);

б) непосредственное физическое воздействие;

в) применение специальных средств (резиновые палки, слезоточивый газ, наручники, водометы и т. п.) для пресечения массовых беспорядков и групповых действий, нарушающих работу транспорта, связи, предприятий и учреждений;

г) административное задержание лица для составления протокола об ад­министративном правонарушении (по общему правилу, задержание не может превышать трех часов, но в отдельных случаях закон допускает более длительные сроки задержания);

д) применение оружия (например, для остановки транспортного средства, если водитель создает реальную опасность здоровью и жизни людей);

е) принудительное лечение лиц, страдающих заболеваниями, опасными для окружающих (может применяться в отношении лиц, больных венерическими бо­лезнями, СПИДом, психически больных, совершивших опасные деяния, а также хронических алкоголиков и наркоманов, если они уклоняются от обычного лече­ния);

ж) временное отстранение от работы инфекционных больных;

з) запрещение эксплуатации транспортных средств, техническое состояние которых не отвечает установленным требованиям;

и) запрещение или ограничение ремонтно-строительных работ на дорогах и улицах, если не соблюдаются требования по обеспечению общественной без­опасности и т. п.

Меры административной ответственности представляют собой вид юри­дической ответственности, которая именуется административной. Они применя­ются за совершение административных правонарушений.

Административная ответственность применяется в целях:

а) воспитания лица, совершившего административное правонарушение, в духе соблюдения законов и уважения к правопорядку;

б) предупреждения совершения им новых правонарушений;

в) предупреждения совершения правонарушений другими лицами. Административные взыскания выражаются, как правило, либо в мораль­ном, либо в материальном воздействии на правонарушителя. Некоторые админи­стративные взыскания сочетают в себе одновременно и моральное осуждение, и материальное воздействие, и временное ограничение прав нарушителя. Основными видами административных взысканий являются:

Предупреждение;

Возмездное изъятие предмета, являвшегося орудием совершения админи­стративного правонарушения или непосредственным объектом администра­тивного правонарушения;

Лишение специального права, предоставленного данному лицу;

Исправительные работы;

Административный арест;

Выдворение за пределы Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства.

По иной трактовке административного принуждения и его видов юридиче­ская наука занимается принуждением к соблюдению государственно-властных предписаний, изучает правовое принуждение, которое применяется на основе юридических норм и в связи с их нарушением.

Оно осуществляется в связи с неправомерным, вредным для общества дея­нием как реакция на вредоносное поведение. Если же нет неправомерных дей­ствий, нет и принудительных акций.

Правовое принуждение применяется только к конкретным субъектам пра­ва (лицам и организациям), которые нарушили юридические нормы. Цели прину­дительной деятельности достигаются путем воздействия на моральную, имуще­ственную, организационную, физическую сферу конкретного субъекта права.

Правовое принуждение осуществляется посредством юрисдикционных, правоприменительных актов.

Принуждение применяется строго на основании закона. Юридические нормы регулируют, какие нормы, при каких условиях, в каком порядке и какими органами могут применяться.

Только государство в праве издавать юридические нормы и применять установленные санкции, и обладая специальным аппаратом принуждения, вправе применять принудительные меры к гражданам.

Таким образом, принуждение, как способ обеспечения правопорядка, должно применяться строго на правовой основе, как правило, специально упол­номоченными государством органами, только к конкретным субъектам права в связи с их неправомерными действиями, путем принятия актов применения права.

Поскольку меры правового принуждения разнообразны и обладают мно­гочисленными признаками, возможна различная классификация их в зависимости от избранного критерия.

Так, по субъекту можно различать:

Государственно-правовое принуждение, которое в свою очередь делится на судебное и внесудебное ",

Общественно-правовое принуждение.

Основная задача принудительных актов - защита правопорядка. По спосо­бу его охраны, по функциональному назначению следует различать:

Пресечение;

Восстановление;

Наказание (взыскание).

Административно-правовое принуждение - один из видов государственно-правового принуждения. Поэтому ему присущи все признаки последнего.

В то же время оно обладает рядом особенностей, которые предопределяют его качественное своеобразие.

Особенности административно-правового принуждения:

Меры административно-правового принуждения применяют в связи с ад­министративными правонарушениями.

Оно осуществляется в рамках внеслужебного подчинения.

Множественность субъектов, осуществляющих административную юрис­дикцию.

Оно всесторонне регулируется административно-правовыми нормами Принуждение осуществляется с целью охраны правопорядка. Эта цель до­стигается различными способами: путем пресечения правонарушений, восста­новления вреда, причиненного проступком, наказания. Поэтому в зависимости от той непосредственной цели, ради которой используются средства принуждения, можно различать меры пресечения, восстановительные меры, взыскания.

Поводом является то, что по мнению коллектива авторов (А.П Алёхина, Ю.М. Козлова) мерами предупреждения являются разнообразные средства, на­правляемые на предотвращение правонарушений и других последствий. При на­личии чрезвычайных обстоятельств органы вынуждены устанавливать дополни­тельные обязанности, которые распространяются на многих граждан, большин­ство из них выполняет данные обязанности. Однако по мнению Д.Н. Бахраха принудительные меры применяются к тем, кто не выполняет обязанности, нару­шает запреты, т.е. совершает правонарушения. Отмечая большое значение при­нудительных мер, следует признать, что они не являются принудительными средствами. А вот восстановительные санкции (снос самовольно возведённых строений, изъятие незаконно полученного и др.)- это особый вид администра­тивного принуждения.

По мнению Д.Н. Бахраха в принудительной деятельности исполнительной власти главное- пресечение. Цель пресечения - прекратить противоправные дей­ствия и не допустить возникновения новых. 13

Исходя, из цели воздействия, меры пресечения могут быть:

Специальные и процессуальные. К общим относятся:

Превентивное задержание;

Принудительное лечение;

Административный надзор за лицами, прибывшими из мест лишения сво­боды;

Предписание;

Запрещение эксплуатации транспортных средств;

Приостановление работ и др.

Некоторые из них применяются только к гражданам, другие- только к кол­лективным субъектам.

Специальные меры пресечения применяются только к гражданам, очи нару­шают их физическую неприкосновенность для того, чтобы прекратить противо­правное поведение.

Специальные меры пресечения:

Средства простого физического воздействия (приёмы боевой борьбы, ис­пользование служебных собак);

Воздействие с помощью технических средств (дубинок, наручников и т.п).

Использование огнестрельного оружия.

Процессуальные меры пресечения применяются с целью обеспечения нор­мального хода производства по делам об административных правонарушениях. К ним относятся:

Доставление;

Задержание;

Личный досмотр вещей;

Изъятие вещей и документов;

Отстранение от управления транспортными средствами. Одной из основных мер пресечения является административное задержа­ние.

Говоря об административном задержании в деятельности органов ФСБ необходимо отметить, что в КоАП 14 органы ФСБ не указаны в качестве органов осуществляющих административное задержание, однако в Федеральном законе "Об органах Федеральной службы безопасности в Российской Федерации" от 3 апреля 1995 г. в ст. 30 п. "к" сказано, что органы Федеральной службы без­опасности имеют право: осуществлять административное задержание лиц, со­вершивших правонарушения, связанные с попытками проникновения и проникновени­ем на специально охраняемые территории оборонительных объектов, закрытых административно-территориальных образований и иных охраняемых объектов, а также проверять у этих лиц документы, удостоверяющие их личность, получать от них объяснения, осуществлять их личный досмотр и изъятие вещей.

Однако, если данное административное нарушение не входит в компетен­цию органов ФСБ, то рассмотрение этих дел передается в соответствующие орга­ны (МВД и т.д.). 15

Любое государство для реализации своих функций создаёт множество органов государственной власти. Для организации деятельности в сфере охраны правопорядка и безопасности государство призывает исполнительные органы власти, которые и призваны реализовывать функции государства в данной сфере.

Под органами обеспечения правопорядка и безопасности в РФ понимают специально созданные государственные органы, основной задачей которых является охрана законности и правопорядка, защита прав и законных интересов человека и гражданина, борьба с правонарушениями и их предупреждение. 6

Для всех органов обеспечения правопорядка и безопасности в РФ характерными чертами являются :

    Общее руководство органами обеспечения безопасности и правопорядка осуществляет Президент РФ. Непосредственное руководство и контроль выполнения мероприятий по обеспечению правопорядка и безопасности возложены на Правительство РФ;

    Каждый государственный орган в сфере обеспечения безопасности и правопорядка наделен всевозможными полномочиями в той или иной сфере деятельности;

Основной задачей всех органов обеспечения правопорядка и безопасности является борьба с преступностью и другими правонарушениями, которые создают угрозу безопасности личности, обществу и государству.

Деятельность любого органа, обеспечивающего правопорядок и безопасность в государстве, определена нормативно правовыми актами .

Систему безопасности образуют органы законодательной, исполнительной и судебной властей, государственные, общественные и иные организации и объединения, граждане, принимающие участие в обеспечении безопасности в соответствии с законом, а также законодательство, регламентирующее отношения в сфере безопасности. 7

Все органы, осуществляющие обеспечение правопорядка и безопасности в РФ, представляют собой следующую систему:

Совет безопасности РФ;

Органы внутренних дел и внутренние войска МВД РФ;

Органы Федеральной службы безопасности РФ;

Органы Службы внешней разведки РФ;

Органы Федеральной службы по контролю за оборотом наркотиков;

Органы Федеральной службы охраны;

Таможенные органы Федеральной таможенной службы Министерства экономического развития и торговли РФ;

Министерство юстиции РФ.

Выше перечисленные органы наделены государством соответствующими полномочиями для осуществления правоохранительной деятельности, которую они выполняют от имени государства.

Создание органов обеспечения безопасности, не установленных законом Российской Федерации, не допускается.

Итак, правоохранительные органы Российской Федерации осуществляют охрану общественного порядка, обеспечение общественной безопасности, укрепление законности, защиту прав и свобод человека, охрану законных интересов государственных и негосударственных предприятий, организаций различных форм собственности и трудовых коллективов, а так же борьбу с преступностью и иными правонарушениями.

Все органы обеспечения правопорядка и безопасности подчинены действию одних нормативно-правовых актов, наделены государством особыми полномочиями и правоохранительную деятельность осуществляют от имени государства.



Понравилась статья? Поделиться с друзьями: