Закрытие представительства иностранной компании. Безналоговая ликвидация иностранных компаний: сроки ограничены Как закрыть представительства иностранной компании

Управляющий партнер, адвокат

01.07.2016

С начала 2015 года в России вступили в силу изменения в Налоговый кодекс РФ (далее – НК РФ), известные как «закон о деофшоризации». Данный закон создает механизм налогообложения иностранных компаний, контролируемых российскими налоговыми резидентами, возлагая на налогоплательщиков ряд новых обязанностей и предусматривая меры ответственности за их неисполнение.

Указанный закон касается всех резидентов РФ, использующих в своём бизнесе иностранные (в первую очередь – офшорные) компании или иностранные структуры без образования юридического лица (далее – ИСБОЮЛ), причём независимо от того, являются ли они участниками таких компаний или осуществляют контроль над ними иным образом. Поэтому в новых условиях налогоплательщикам следует оценить последствия деофшоризации для своего бизнеса и для себя лично и определить стратегию действий по обеспечению соблюдения действующего законодательства.

Сохранение существующих иностранных компаний и структур влечет обязанности по представлению в налоговые органы РФ уведомлений об участии в них и/или контроле над ними, последующему декларированию их прибыли в составе своей налоговой базы в России (по НДФЛ для физических лиц либо по налогу на прибыль для организаций) и уплате налога.

В этой связи налогоплательщики могут прибегнуть к определенным изменениям в корпоративной структуре, в том числе, к ликвидации ее отдельных звеньев. В некоторых случаях именно ликвидация офшорной компании может стать оптимальным решением в связи с процессом деофшоризации.

Однако, и в случае ликвидации иностранной компании необходимо учитывать налоговые последствия для ее участников и контролирующих лиц. Если активы ликвидированной иностранной компании (например, земельные участки, дома, автомобили, водные и воздушные суда, деньги, ценные бумаги, а также имущественные права, например, доли в российских ООО, права требования и пр.) переходят к её учредителям (участникам), у последних, если это физические лица, возникает налоговая база по НДФЛ.

В этой связи российское законодательство позволяет, при определённых условиях, перевести активы ликвидируемой иностранной компании на физическое лицо без налоговых последствий для последнего. Очевидно, это одна из мер, призванных стимулировать отказ налогоплательщиков от использования подконтрольных иностранных компаний, или, по крайней мере, смягчить последствия для них такого отказа.

Освобождение от налога

НК РФ предусматривает освобождение от НДФЛ доходов контролирующего лица (кроме денежных средств) в виде стоимости имущества, полученного в результате ликвидации контролируемой иностранной компании.

Согласно п. 60 ст. 217 НК РФ (в ред. Федерального закона от 15.02.2016 № 32-ФЗ) не подлежат налогообложению (освобождаются от налогообложения) доходы (за исключением денежных средств) в виде стоимости имущества (имущественных прав), полученного при ликвидации иностранной организации (прекращении (ликвидации) ИСБОЮЛ), налогоплательщиком - акционером (участником, пайщиком, учредителем, контролирующим лицом иностранной организации или контролирующим лицом ИСБОЮЛ), имеющим право на получение таких доходов, а также в виде материальной выгоды, полученной от приобретения ценных бумаг у такой иностранной организации (ИСБОЮЛ) налогоплательщиком, указанным в настоящем абзаце, при одновременном соблюдении следующих условий:

  • налогоплательщик представил в налоговый орган одновременно с налоговой декларацией составленное в произвольной форме заявление об освобождении таких доходов от налогообложения с указанием характеристик полученного имущества (имущественных прав) и ликвидируемой (прекращаемой) иностранной организации (ИСБОЮЛ) и приложением документов, содержащих сведения о стоимости имущества (имущественных прав) по данным учета ликвидируемой иностранной организации (ИСБОЮЛ) на дату получения имущества (имущественных прав) от такой иностранной организации;
  • процедура ликвидации (прекращения) иностранной организации (ИСБОЮЛ) завершена до 1 января 2018 года.

Кроме того, п. 60 ст. 217 НК РФ предусматривает следующие «уважительные причины», позволяющие воспользоваться освобождением даже в случае, если ликвидация иностранной компании завершится после 1 января 2018 года.

В случае, если решение акционеров (учредителей) или иных уполномоченных лиц о ликвидации иностранной организации принято до 1 января 2017 года , но процедура ликвидации не может быть завершена до 1 января 2018 года в связи с ограничениями, установленными личным законом этой организации, либо ее участием в судебном разбирательстве, условие, установленное абзацем третьим п. 60 ст. 217 НК РФ (о крайнем сроке завершения ликвидации), признается выполненным, если ликвидация завершена до окончания действия таких ограничений и (или) судебных разбирательств.

В случае, если личным законом иностранной организации установлено условие в виде минимального периода владения налогоплательщиком акциями (долями, паями) этой организации и (или) в ее дочерних организациях и (или) ИСБОЮЛ, при несоблюдении которого у такого налогоплательщика возникает обязанность уплатить соответствующую сумму иностранного налога, и при этом начало такого периода пришлось на дату до 1 января 2015 года, а окончание такого периода приходится на дату после 1 января 2018 года, условие, установленное абзацем третьим п. 60 ст. 217 НК РФ (о крайнем сроке завершения ликвидации), признается выполненным, если ликвидация такой иностранной организации завершена в течение 365 последовательных календарных дней, считая с даты окончания такого минимального периода владения.

Таким образом, до 1 января 2018 года налогоплательщики (налоговые резиденты РФ) могут воспользоваться возможностью безналоговой ликвидации иностранных организаций или структур. Возможность использовать данную льготу не зависит от резидентства или страны регистрации компании или иной структуры.

Важно отметить, что указанная налоговая льгота может применяться, только если полученные налогоплательщиком «ликвидационные» активы не являются денежными средствами. Деньги, распределённые в пользу контролирующего лица в результате ликвидации иностранной компании (структуры), подлежат налогообложению НДФЛ в обычном порядке.

Процедура ликвидации иностранной компании

Ликвидация иностранной компании осуществляется по законодательству страны её регистрации. Она может включать, в частности, такие стадии, как назначение ликвидатора (ликвидационной комиссии), публикация сообщения о ликвидации в местных СМИ, урегулирование вопросов с кредиторами (при наличии) и др. Особые правила, касающиеся ликвидации, могут содержаться также в уставе компании. Соответственно, в каждом случае сроки ликвидации будут зависеть от требований законодательства соответствующей юрисдикции, правильного и своевременного оформления и подачи в местные органы необходимых для ликвидации документов.

При этом под «ликвидацией» иностранной компании следует понимать официальную добровольную ликвидацию компании, предусмотренную законом страны ее инкорпорации. Простое «бросание» компании или процедура административного «вычеркивания» из реестра (strike-off) для данных целей не приемлемы.

Надлежащее проведение и документальное оформление ликвидации зависят от самой иностранной компании и её контролирующих лиц, и обычно осуществляется во взаимодействии с регистрационным агентом компании или местными юристами.

Какими документами можно подтвердить стоимость полученного имущества?

Как было указано выше, к заявлению налогоплательщика об освобождении указанных доходов от налогообложения, должны прилагаться документы, содержащие сведения о стоимости имущества по данным учета ликвидируемой иностранной организации на дату получения имущества от такой иностранной организации.

НК РФ не раскрывает, какие именно документы должны подтверждать стоимость имущества, от кого они должны исходить, и каким требованиям отвечать. Необходимо учитывать, что российские налоговые органы не наделены компетенцией по установлению соответствия документов, оформляющих ликвидацию и отражающих стоимость имущества, иностранному законодательству.

Предполагается, что документами, подтверждающими стоимость имущества, могут быть балансовые документы компании, составляемые в рамках процедуры ликвидации (финансовая отчетность, ликвидационный баланс) и иные документы, содержащие стоимостную оценку имеющегося у компании имущества на дату перехода данного имущества к её акционеру/контролирующему лицу. Документы, составленные на иностранном языке, должны сопровождаться переводом на русский язык.

В письме от 30 июня 2016 г. № 03-04-05/38363 Минфин России для выяснения конкретных документов, требуемых для представления в налоговые органы в целях освобождения от налогообложения, рекомендует обращаться в налоговый орган по месту жительства.

Налоговый вычет при последующей продаже имущества

В случае последующей продажи налогоплательщиком имущества, полученного от ликвидированной КИК, НК РФ предоставляет возможность уменьшить свой доход для целей исчисления НДФЛ (применив имущественный налоговый вычет) на сумму, равную стоимости имущества ликвидированной организации по данным её учёта на дату ликвидации, но не выше рыночной стоимости такого имущества.

Согласно ст. 220 НК РФ, при определении размера налоговой базы по НДФЛ налогоплательщик имеет право на получение имущественного налогового вычета при продаже имущества (имущественных прав), полученного при ликвидации иностранной организации (прекращении (ликвидации) ИСБОЮЛ) налогоплательщиком - акционером (участником, пайщиком, учредителем, контролирующим лицом иностранной организации или контролирующим лицом ИСБОЮЛ), доходы которого в виде такого имущества (имущественных прав) освобождались от налогообложения в соответствии с пунктом 60 статьи 217 НК РФ, такой налогоплательщик вправе уменьшить сумму своих облагаемых налогом доходов от продажи такого имущества (имущественных прав) на сумму, равную стоимости имущества (имущественных прав) по данным учета ликвидированной организации на дату получения имущества (имущественных прав) от такой организации , указанную в документах, прилагаемых к заявлению налогоплательщика, представляемому в соответствии с абзацем вторым п. 60 ст. 217 НК РФ, но не выше рыночной стоимости такого имущества (имущественных прав), определяемой с учетом статьи 105.3 НК РФ.

Таким образом, для применения вычета согласно пп. 2.1 п. 2 ст. 220 НК РФ, необходимо, чтобы:

  • налогоплательщик воспользовался освобождением от НДФЛ дохода в виде стоимости имущества, полученного от ликвидированной КИК;
  • имеется надлежащее документальное подтверждение стоимости имущества (которое прилагалось к заявлению о вышеуказанном освобождении);
  • размер заявляемого вычета не превышает рыночной стоимости имущества на момент его отчуждения.

Реализация ценных бумаг, полученных при ликвидации КИК

В отношении ценных бумаг, полученных от ликвидированной КИК и затем реализованных налогоплательщиком, НК РФ предусматривает отдельное правило, также позволяющее уменьшить налоговую базу, с учётом специфики определения налоговой базы по операциям с ценными бумагами (которая заключается в том, что налоговой базой признаётся положительный финансовый результат (доходы за вычетом расходов) по совокупности операций, исчисленный за налоговый период).

Согласно п. 13.2 ст. 214.1 НК РФ, при реализации ценных бумаг, полученных при ликвидации иностранной организации (прекращении (ликвидации) ИСБОЮЛ) налогоплательщиком - акционером (участником, пайщиком, учредителем, контролирующим лицом иностранной организации или контролирующим лицом ИСБОЮЛ), доходы которого в виде стоимости таких ценных бумаг освобождались от налогообложения в соответствии с п. 60 ст. 217 НК РФ, в качестве фактически произведенных расходов учитывается сумма, равная стоимости таких ценных бумаг по данным учета ликвидированной иностранной организации (прекращенной (ликвидированной) ИСБОЮЛ) на дату получения ценных бумаг от такой иностранной организации, указанной в документах, прилагаемых к заявлению налогоплательщика, представляемому в соответствии с абзацем вторым п. 60 ст. 217 НК РФ, но не выше рыночной стоимости таких ценных бумаг, определяемой с учетом ст. 105.3 НК РФ.

В заключение, ещё раз обозначим срок, до которого должна быть полностью ликвидирована иностранная компания, чтобы ее владелец смог воспользоваться освобождением полученного им дохода от НДФЛ: это 1 января 2018 года (с некоторыми исключениями, которые могут быть обусловлены законами страны регистрации компании).

Также важно обратить внимание, что всё вышесказанное касается освобождения от налога на доходы физических лиц именно в России, в случае распределения в их пользу имущества ликвидированной контролируемой иностранной компании. Это не означает, что у самой компании в стране, где она была зарегистрирована, отсутствует налоговая обязанность. Процедуре добровольной ликвидации компании как правило предшествует требование не только расчетов с кредиторами, но и уплаты всех причитающихся налогов и обязательных платежей в соответствующей стране.

Процедура закрытия Представительства или Филиала осложняется требованиями к большому пакету документов для каждого отдельного государственного органа, т.е. процесс закрытия состоит из нескольких этапов и занимает достаточно длительное время.

Закрытие Филиала/Представительства иностранного юридического лица возможно по следующим основаниям:

  • прекращение деятельности Филиала/Представительства на территории Российской Федерации на основании решения головной компании;
  • прекращение деятельности головной компании в стране регистрации,
  • прекращение деятельности Филиала/Представительства по решению уполномоченного гос. органа.

Процедуру закрытия Филиала/Представительства иностранного юридического лица можно разделить на несколько этапов:

  1. Регистрация прекращения действия аккредитации в Межрайонной инспекции №47 по г. Москве (данная процедура применима для Филиалов/Представительств, внесенных в Реестр филиалов и представительств иностранных юридических лиц, в иных случаях, процедура осуществляется с этапа №2).

    В состав процедуры входит: подача пакета документов в МИФНС № 47, включая Заявление установленной формы.

    Результат процедуры: МИФНС № 47 выдает Информационный лист с записью о прекращении действия филиала/представительства.

  2. Снятие иностранной компании с налогового учета в МИФНС47.

    В состав данной процедуры входит: получение справки по налогам, штрафам, пеням, сборам; закрытие всех текущих договоров; увольнение сотрудников и закрытие расчетного счета в банке; сдача всей необходимой отчетности и проведение сверок по всем налоговым платежам.

    По результатам проведения процедуры снятия с учета в налоговом органе МИФНС № 47 выдается следующий документ - Уведомление о снятии с налогового учета.

  3. Снятие иностранной компании с учета в Пенсионном фонде РФ.

    В состав процедуры входит: сверка отчетностей и выплат с ПФР; погашение недоимок, пени (при наличии).

    По результату ПФ РФ выдает документ - Уведомление о снятии с учета в территориальном органе ПФ РФ.

  4. Снятие иностранной компании с учета в Фонде социального страхования РФ.

    В состав процедуры входит: сверка отчетностей и выплат с ФСС.

    Результат: ФСС России выдает документ - Решение о снятии с учета в ФСС РФ.

Услуга «Закрытие Филиала/Представительства иностранного юридического лица» включает:

  • устное консультирование по процедуре закрытия Филиала/Представительства иностранного юридического лица;
  • разработка необходимых документов;
  • осуществление сопровождения процедуры закрытия Филиала/Представительства иностранного юридического лица в налоговых органах и государственных внебюджетных фондах;

Дополнительно Вы можете заказать:

  • бухгалтерское сопровождение процедуры закрытия Филиала/Представительства иностранного юридического лица (составление и сдача отчетности);
  • осуществление взаимодействия с территориальной ИФНС (по месту налогового учета организации) и внебюджетными фондами по вопросам проведения сверок расчетов, а также сопровождение иных процедур, связанных с закрытием Филиала/Представительства иностранного юридического лица (участие в проведении камеральной и/или выездной проверке);
  • иные услуги, необходимые для успешного осуществления закрытия Филиала/Представительства иностранного юридического лица;

Перечень необходимых документов:

  • уведомления о регистрации в качестве страхователя в ПФР и ФСС.
  • свидетельство о внесении записи в государственный реестр аккредитованных филиалов, представительств иностранных юридических лиц с присвоенным номером НЗА;
  • свидетельство о постановке на учет иностранной организации в налоговом органе с присвоенным номером ИНН;
  • информационный лист о внесении записи в государственный реестр аккредитованных филиалов, представительств иностранных юридических лиц;
  • информационное письмо Росстата;

Обжаловать отказы в государственной регистрации по смене адреса необходимо!

Общество с ограниченной ответственностью заключило договор аренды с собственником по новому адресу и разместило там свой офис. После переезда Общество представило копию договора аренды в территориальную ИФНС. Затем были поданы документы на государственную регистрацию изменений смены адреса в пределах одного места нахождения. Однако через 5 рабочих дней ИФНС №46 по г. Москве выдала отказ с основанием, что поданные документы содержат недостоверные сведения об адресе, и информация подтверждена территориальной ФНС, к которой относится адрес.

Юристы компании «Клифф» подали жалобу в УФНС по г. Москве на полученный отказ, указав, что регистрирующий орган вправе выносить решения об отказе при наличии только подтвержденной информации о недостоверности представленных сведений об адресе юридического лица, то есть о том, что такой адрес был указан без намерения использовать его для осуществления связи с юридическим лицом, а также, что в отказе должны быть указаны конкретные обстоятельства, которые, по мнению регистрирующего органа, свидетельствуют о недостоверности сведений об адресе юридического лица. Подтвержденной информации у регистрирующего органа о недостоверности представленных сведений не имелось, на основании этого в отказе не были указаны конкретные обстоятельства, свидетельствующие о недостоверности адреса.

Помимо вышеуказанного, юридическое лицо действительно находилось по указанному адресу и осуществляло свою деятельность, о чем была уведомлена территориальная налоговая, но в ходе проведения регистрационных действий никаких проверок ею не проводилось, с собственником помещения и с генеральным директором Общества никто не связывался.

На основании изложенных доводов, УФНС по г. Москве отменило решение об отказе в государственной регистрации и вынесла решение о государственной регистрации изменений в связи со сменой адреса.

Открытие представительства иностранной компании со сложной организационной структурой

Специалисты компании «Клифф» осуществили сопровождение процедуры открытия представительства в РФ компании, инкорпорированной в Великобритании, при этом имеющей управление и контроль на территории республики Кипр со статусом ее налогового резидента. Благодаря тщательной аналитике документов специалисты компании «Клифф» смогли разобраться в ситуации и собрали правильный и полный пакет документов, удовлетворяющий требованиям российского регистрирующего органа.

Выход на российский рынок состоялся

С помощью специалистов компании «Клифф» удалось осуществить выход на российский рынок субъекта предпринимательской деятельности, имеющего сложную правоспособность, - коммандитного товарищества с участием юридических лиц Германии и Польши. Юристы компании «Клифф» внимательно проанализировали документы, приняли грамотные решения о порядке оформления документов, в том числе порядка принятия решения об открытии представительства, и обосновали право на открытие представительства.

7 ошибок, которые обанкротят Ваш бизнес, если у Вас работают иностранцы

У Вас иностранные работники? Оформляете разрешение на работу? #иностранцы Начиная с 11 марта 2019 г. МВД начнет применять чек-листы для проверок компаний и учреждений по вопросам миграции (Приказ МВД РФ от 29.01.2019 г. №42,далее по тексту - Приказ). Какие вопросы содержатся в чек-листах? Компании, самостоятельно оценив соблюдения обязательных требований, могут заранее предсказать результаты проверок. Несколько слов о том, кто вправе проверять работодателей на соблюдение норм миграционного законодательства. С 5 апреля 2016 года ФМС РФ упразднена, а все ее полномочия переданы МВД РФ, в котором создано Главное управление по вопросам миграции. С 1 июня 2016 года функции ФМС РФ окончательно переданы МВД РФ (Указ Президента РФ от 05.04.2016 г. №156). Ответы на какие вопросы могут свидетельствовать о нарушении миграционного законодательства? Вопросы №1 и №2 - получено ли разрешение на привлечение и использование иностранцев и заключены ли трудовые договоры либо договоры ГПХ с иностранцами? Вопросы №3 и №4 – есть ли действительные разрешения на работу либо патенты на осуществление трудовой деятельности и поданы ли работодателем уведомления в территориальный орган МВД о заключении (расторжении) трудовых договоров, либо договоров ГПХ с иностранцами? Вопросы №5 и №6 - осуществляют ли иностранцы трудовую деятельность в пределах субъекта РФ, указанного в разрешении на работу или патенте, по профессии (специальности, должности, виду трудовой деятельности), указанной в разрешении на работу или патенте? Вопросы №7 и №8– подает ли работодатель уведомления по выплате заработной платы (вознаграждения) ВКС и о предоставлении отпусков без сохранения заработной платы более одного календарного месяца в течение года иностранцам, обучающимся в РФ? Вопрос №9 - прекращаются ли трудовые договоры или договоры ГПХ, заключенные с иностранцем, в случае аннулирования разрешения на работу или истечения срока? Вопрос №10 - является ли работник, привлеченный к трудовой деятельности без оформления разрешительных документов работодателем, гражданином государства - члена ЕАЭС? (п.1 ст.97 Договора о ЕАЭС, подписанного в г. Астане от 29.05.2014 г.)? Смотрите об этом материал, подготовленный Управляющим партнером компании "РосКо - Консалтинг и аудит" Алена Талаш. Читайте: https://сайт/kadry/razreshenie-na-rabotu/ Все самое интересное о налогах, праве и бухгалтерском учете от ведущей консалтинговой компании в России "РосКо". Будь в курсе последних новостей, смотри и читай нас там, где тебе удобно: Канал на YouTube - https://www.youtube.com/c/RosCoConsultingaudit/ Facebook - https://www.facebook.com/roscoaudit/ ВКонтакте - https://vk.com/roscoaudit Twitter - https://twitter.com/RosCo_audit Instagram - https://www.instagram.com/rosco.

Формы ведения бизнеса иностранных компаний в России

Ведение деятельности в пределах РФ - это один из наиболее удачных способов инвестирования для компании из-за рубежа. В РФ можно выделить три основные варианта существования иностранных предприятий, которые осуществляют коммерческую деятельность: - дочерняя компания (ООО, АО); - представительство; - филиал/ Эксперты «РосКо» возьмут на себя эту процедуру, избавив клиента от необходимости приезжать в Россию на этапе подачи бумаг. https://сайт/registracionnye-uslugi/registracija-kompanii/inostrannaya-kompaniya/ Все самое интересное о налогах, праве и бухгалтерском учете от ведущей консалтинговой компании в России "РосКо". Будь в курсе последних новостей, смотри и читай нас там, где тебе удобно: Канал на YouTube - https://www.youtube.com/c/RosCoConsultingaudit/ Facebook - https://www.facebook.com/roscoaudit/ ВКонтакте - https://vk.com/roscoaudit Twitter - https://twitter.com/RosCo_audit Instagram - https://www.instagram.com/rosco.

Иностранные фирмы обычно функционируют в РФ в форме представительства. В своей работе они должны руководствоваться законами страны. Однако ликвидация подобных представительств отличается от закрытия обычных фирм. Рассмотрим все нюансы процедуры.

Основания для ликвидации

Представительства ликвидируются по разным причинам. Рассмотрим самые распространенные основания:

  • Срок действия документов, на основании которых представительство осуществляло работу в РФ, завершился.
  • Ликвидация головного офиса фирмы, которой принадлежало представительство, на территории другой страны.
  • Зарубежными учредителями фирмы было принято единогласное решение о закрытии. Причина может быть любой.
  • Представительство закрывается государственными структурами в том случае, если оно нарушило процедуру аккредитации.
  • Филиал нарушает своей деятельностью законодательство РФ.
  • Завершились сроки действия учредительного соглашения. Однако это не касается тех случаев, когда на договор действовала пролонгация.

От причин ликвидации зависит порядок процедуры. Если это решение государственных органов, то они и будут заниматься закрытием.

Процедура ликвидации представительства

Первый шаг при ликвидации – составление официального уведомления. Направляется оно в государственные структуры. Если учредитель принял решение о закрытии филиала до истечения срока действия соглашения, то и аккредитора он должен уведомить о ликвидации досрочно.

Документы

Для закрытия иностранного представительства нужны эти документы:

  • Официальное решение о закрытии (к примеру, это может быть протокол собрания).
  • Разрешение на работу, которое было получено при открытии субъекта.
  • Свидетельство о том, что ЮЛ внесен в реестр.
  • Документы, подтверждающие аккредитацию.
  • Бумага о назначении руководителя филиала.
  • Печати и штампы представительства.

Желательно предоставлять именно оригиналы документов. Если это будут копии, они заверяются посредством консульских печатей. Удостоверяются у нотариуса и зарубежные подписи.

Требования к документам

Документация должна соответствовать этим требованиям:

  • Текст на русском языке.
  • Если документ составлен на иностранном языке, потребуется перевод, заверенный у нотариуса.
  • Форму №15 ПФП не нужно заверять у нотариуса. Достаточно подписи руководителя иностранного субъекта. Также документ требуется прошить.
  • Решение зарубежного субъекта о ликвидации должно быть узаконено через Консульство.

Если бумаги не будут соответствовать требованиям, они отклоняются.

Основные шаги

Рассмотрим главные шаги по ликвидации:

  1. Снятие с учета в Минюсте. Учредителю нужно направить в регистрационную палату бумаги, касающиеся разрешения на работу, лицензии. Составляется соответствующее заявление. Решение по снятию с учета принимается на протяжении 3 недель.
  2. Снятие с налогового учета. Уведомление направляется в течение 3 дней. Снятие представительства с налогового учета – это довольно ответственное мероприятие, а потому рассмотрим его детально ниже.
  3. Снятие фирмы с учета в ФСС и ПФ. Эти структуры нужно оповестить о ликвидации. Для этого направляется уведомление, к которому прилагается решение о закрытии. Сделать это желательно в течение 5-10 дней.

Процедура оканчивается в регистрационной палате. Здесь сотрудники уничтожают печать и штампы.

ВАЖНО! Если рассматриваемый порядок не будет соблюдаться, компании отказывают в ликвидации до устранения всех недочетов.

Ликвидация через налоговый орган

Фирма должна не позже 3 суток с даты принятия решения о ликвидации направить уведомление об этом налоговый орган. Уведомление направляется в орган по адресу постановки на учет. Снятие с учета осуществляется по заявлению плательщика в течение 2 недель. Соответствующее положение содержится в абзаце 9 пункта 1 статьи 84 НК РФ.

Для снятия с налогового учета нужны эти бумаги:

  • Заявление.
  • Копия решения о ликвидации.
  • Декларация о доходах.
  • Расчеты по налоговым платежам на период закрытия филиала.
  • Письмо из банковского учреждения о том, что счета представительства закрыты.
  • Свидетельство о постановке филиала на учет.

Если отсутствует хотя бы одна бумага из перечисленных, плательщику отказывают в снятии с учета. Однако налоговая не имеет права требовать дополнительные документы. Существует решение арбитражного суда по делу №А40-14078/02-33-152 от 7 июня 2002 года. В нем изложены эти обстоятельства: налоговая отказалась снять фирму с учета, запросив дополнительные документы. В дальнейшем она бездействовала, не снимая субъект с учета. Это бездействие было признано отказом. То есть налоговая нарушила права плательщика. Суд вынес решение о том, что налоговая должна немедленно снять филиал с учета. Это решение было поддержано апелляционными и кассационными инстанциями.

Есть только одно основание для снятия субъекта с учета – это наличие соответствующего решения учредителя, отраженное в заявлении. Снять с учета не могут при наличии этих обстоятельств:

  • Отсутствие работников в штате.
  • Отсутствие банковских счетов.
  • Плательщик неверно указал свой адрес.

Данные положения подтверждают суды. То есть при неправомерном закрытии филиала суд, скорее всего, встанет на сторону плательщика.

Снятие с учета во внебюджетных фондах (ВФ)

Для того чтобы снять представительство с учета в ВФ, нужно направить туда заявление. Отправляется оно или в письменном, или в электронном виде. В документе нужно указать причину закрытия. Сроки направления оповещений:

  • ПФР – не позднее 10 суток с даты получения уведомления.
  • ФСС – не позднее 5 суток.

Оповещения во все фонды направляются по стандартному порядку. Желательно проконтролировать процедуру снятия с учета. В обратном случае может возникнуть ситуация, когда представительство остается числиться на учете.

Дополнительные особенности

Закрытие филиала предполагает сокращение персонала. Сокращать сотрудников нужно грамотно. В обратном случае могут возникнуть проблемы с трудовой инспекцией. Работники уведомляются о сокращении за 2 месяца до предположительной даты ликвидации. При увольнении им выплачиваются компенсации.

Если у закрываемого представительства есть непокрытые задолженности/кредиты, учредители должны уведомить о ликвидации кредиторов. Последние имеют право на взыскание долга в течение 2 месяцев с получения уведомления.

Существует определенный перечень документов, который нужен при ликвидации. Он является исчерпывающим. То есть органы не имеют права запросить дополнительные бумаги.

Сроки ликвидации

Сроки ликвидации зависят от следующих обстоятельств:

  • Наличие сотрудников, которых нужно сокращать.
  • Прохождение налоговой проверки.
  • Наличие всех требуемых бумаг.
  • Своевременность обращения в государственные органы.
  • Наличие сотрудниц, которые находятся в декретном отпуске.

Если фирма не нуждается в налоговой проверке, а весь ее персонал переводится в другой филиал, срок закрытия сокращается до 1 месяца. Если же присутствуют усложняющие обстоятельства, срок может быть увеличен до 3 месяцев. Иногда процедура затягивается на полгода.

Ликвидация филиала юридического лица это процедура, правовой целью которой является прекращение деятельности филиала организации, и, как итог, снятие его с налогового учета. Подробное руководство по взаимодействию с налоговой инспекцией с целью закрытия филиала читайте в нашей статье.

Как закрыть филиал предприятия: начало процедуры?

Отправной точкой ликвидации филиала юридического лица выступает принятие соответствующего решения собственниками компании. В ООО уполномоченным субъектом на принятие решения о создании филиалов выступает собрание участников или единственный учредитель, что следует из п. 1 ст. 5 закона «Об ООО» от 08.02.1998 № 14-ФЗ. Соответственно, принимать решение об их закрытии уполномочен тот же субъект (если уставом не предусмотрено иное).

Решение, как правило, содержит информацию:

  • о сроках ликвидации;
  • внесении изменений в устав компании (если информация о филиалах содержалась в нем);
  • лицах, ответственных за подачу в налоговый орган заявления о снятии филиала с учета.

При установлении сроков важно учесть время на проведение кадровых мероприятий, на фактическое окончание деятельности и т. д.

Филиал не является самостоятельным юрлицом, поэтому на него не распространяются правила ликвидации организаций в целом. Однако некоторые моменты из указанной процедуры могут быть заимствованы, например, создание ликвидационной комиссии для урегулирования вопросов о:

  • судьбе имущества, находящегося в пользовании филиала;
  • порядке расчетов с кредиторами и дебиторами по договорам, заключенным в интересах филиала;
  • сроках и порядке закрытия банковских счетов филиала и т. д.

ВАЖНО! О принятом решении в 3-дневный срок (в расчет берутся рабочие дни) должна быть оповещена ИФНС, в которой состоит на учете головная организация (п. 3.1 ч. 2 ст. 23 НК РФ). Бланк уведомления утвержден приказом ФНС «Об утверждении форм и форматов сообщений…» от 09.06.2011 № ММВ-7-6/362@. Такое сообщение носит информационный характер и само по себе не влечет никаких юридически значимых последствий.

Когда нужно обращаться в налоговый орган?

Информация о филиалах организаций подлежит включению в ЕГРЮЛ в обязательном порядке (п. 3 ст. 55 ГК РФ). Любой филиал будет считаться снятым с учета с момента удаления сведений о нем из этого реестра (п. 5 ст. 84 НК РФ).

Компании обязаны в срок не более 3 рабочих дней от даты фактического закрытия филиала известить об этом налоговую инспекцию (п. 5 ст. 5 закона «О государственной регистрации юридических лиц…» от 08.08.2001 № 129-ФЗ). В отличие от сообщения, которое направлялось в налоговую в начале процедуры ликвидации и носило информационный характер, теперь уведомление выступает основанием для внесения изменений в ЕГРЮЛ. Поэтому подавать его нужно только после того, как в действительности прекратилась деятельность филиала.

Налоговая инспекция уведомляется о ликвидации филиала путем подачи заявления, форма которого зависит от того, указаны ли сведения о филиале в уставе. Напомним, что с 01.09.2014 редакция ст. 55 ГК РФ изменилась: теперь организации не должны указывать информацию о филиалах и других подразделениях в своих уставах. Однако при желании они могут это сделать.

Подаем документы для ликвидации филиала - пошаговая инструкция

Организации, чей устав содержит информацию о филиале, должны подавать заявление по форме № Р13001. К нему прикладываются следующие документы (п. 1 ст. 17 закона № 129-ФЗ):

Не знаете свои права?

  • решение собственников организации, которым зафиксировано внесение изменений;
  • текст изменений в устав (2 экземпляра, кроме случаев направления документов в электронной форме);
  • документ, подтверждающий уплату пошлины.

Согласно подп. 3 п. 1 ст. 333.33 НК РФ размер пошлины составляет 800 рублей.

Если же устав не включал в себя сведения о филиале, то заявление должно подаваться по форме № Р14001. Прилагать к нему какие-либо документы не требуется, пошлиной оно не облагается. На практике, однако, использовать эту форму не представляется возможным. Она до сих пор не приведена в соответствие с измененным законодательством — в листе «О» формы отсутствует такая причина внесения изменений, как ликвидация филиала. ФНС в своем письме «О предоставлении документов…» от 06.03.2015 № СА-4-14/3666@ разъяснила, что пока следует использовать форму № Р13001.

Обе формы заявлений, а также требования к их заполнению утверждены приказом ФНС от 25.01.2012 № ММВ-7-6/25@.

В настоящее время налоговые органы принимают заявления:

  1. Поданные лично непосредственно в налоговом органе либо через многофункциональный центр (МФЦ).
  2. Поданные удаленно. Данный способ предусматривает 2 варианта: направление документов по почте (с описью и уведомлением) либо использование электронного сервиса на сайте ФНС (для этого потребуется электронная подпись).

Получаем подтверждение снятия филиала с учета

Налоговый орган в срок не более 5 рабочих дней обязан принять решение о регистрации изменений (ст. 8 закона № 129-ФЗ) и на основании своего решения внести необходимые записи в ЕГРЮЛ. В момент внесения соответствующей записи филиал будет снят с учета.

ВАЖНО! Есть одно исключение — если налоговая находится в процессе проведения выездной проверки головной организации, то до ее окончания филиал с учета не снимут (п. 5 ст. 84 НК РФ).

В течение 1 рабочего дня с момента регистрации изменений заявителю направляется документ, подтверждающий их. Если вносились изменения в устав, то им выступает свидетельство, в остальных случаях таким документом будет лист записи ЕГРЮЛ.

Документы можно получить как лично, так и по почте, в зависимости от того, какой способ получения документов был указан при подаче заявления. Если конкретный способ не был указан, то документы будут направлены почтой на адрес, указанный в заявлении. Если заявление подавалось через МФЦ, документы, подтверждающие снятие филиала с учета, следует получать там же (п. 3 ст. 11 закона № 129-ФЗ).

Как закрыть филиал ООО в другом городе?

Каких-либо особенностей процедура ликвидации филиала ООО (равно как и другой организации), расположенного в другом городе, не имеет. Во всех случаях ликвидации обособленных подразделений компании о ней уведомляется налоговый орган не по месту нахождения таковых, а по месту расположения головной организации. Юридическому лицу не нужно совершать никаких действий в налоговой в месте нахождения филиала.

Особенности имеются при разрешении кадрового вопроса при закрытии иногородних филиалов. Такого основания увольнения, как закрытие филиала, ТК РФ не содержит. Поэтому по общему правилу работодатель, ликвидируя филиал, должен перевести его сотрудников в головную организацию или в другое подразделение (в том же населенном пункте) либо, при отсутствии рабочих мест, проводить сокращение.

Однако при наличии следующих условий допускается увольнение по п. 1 ч. 1 ст. 81 ТК РФ (то есть в связи с закрытием организации в целом):

  • ликвидируемый филиал находится в другом, нежели головная организация, населенном пункте (ч. 4 ст. 81 ТК РФ);
  • в той же местности нет других филиалов или иных структурных подразделений (определение Конституционного суда РФ от 21.04.2005 № 144-О).

Данный вариант достаточно выгоден для работодателя, так как у него отсутствует обязанность трудоустраивать увольняемых сотрудников. Кроме того, по такому основанию можно уволить всех работников, даже беременных женщин.

Юридически закрытие филиала (снятие его с учета) — не очень сложный процесс. Важно лишь соблюдать установленные законом сроки и требования законодательства к пакету регистрационных документов. При этом следует учитывать, что временно отсутствует возможность воспользоваться формой заявления № Р14001.



Понравилась статья? Поделиться с друзьями: