Особенности развития младшего школьника. Особенности развития ребенка в младшем школьном возрасте

Лекция 1

Особенности развития детей младшего школьного возраста

Младший школьный возраст – это особый период в жизни ребёнка, который выделился исторически сравнительно недавно. Его не было у детей, которые вообще не ходили в школу, его не было у тех, для которых начальная школа была первой и последней ступенью образования. Появление этого возраста связано сведением системы всеобщего и обязательного неполного и полного среднего образования.

К концу дошкольного периода формируется ряд новых психических образований

Стремление к общественно значимой деятельности;

Способность управлять своим поведением;

Уметь делать простые обобщения;

Практическое овладение речью;

Умение налаживать взаимосвязи и сотрудничество с другими людьми.

С этими новообразованиями ребёнок переходит в следующий возрастной период.

Младший школьный возраст (с 6-7 до 10-11 лет) определяется важным внешним обстоятельством в жизни ребёнка – поступлением в школу. К 6-7 годам ребёнок в основном уже готов к систематическому обучению в школе. О нём нужно говорить уже как о личности, так как он уже осознаёт своё поведение, может сравнивать себя с другими. Будущий школьник уже отдаёт себе отчёт в том, какое место он занимает среди людей и какое место ему предстоит занять в ближайшем будущем (он пойдёт учиться в школу). Таким образом, он открывает для себя новое место в социальном пространстве человеческих отношений.

Переход в школьный возраст связан с решительными изменениями в его деятельности, общении, отношениях с другими людьми. Ведущей деятельностью становится учение, изменяется уклад жизни, появляются новые обязанности, новыми становятся отношения ребёнка с окружающими.

Новая социальная ситуация вводит ребёнка в строго нормированный мир отношений и требует от него строгой организованной произвольности, ответственной за дисциплину, за развитие исполнительских действий, связанных с обретением навыков учебной деятельности, а так же за умственное развитие. Таким образом новая социальная ситуация развития ужесточает условия жизни ребёнка и выступает для него как стрессогенная.

Таким образом, появляется кризис 7 лет. Как считает Л.И. Божович, кризис 7 лет это период рождения социального «Я» ребёнка.

Переход ребенка в 6 – 7 лет связан с решительными изменениями в его деятельности, общении, отношениях с людьми. Ведущей деятельностью становится учение, изменяются уклад жизни, обязанности, отношения с окружающим миром.

В младшем школьном возрасте, по сравнению с дошкольном, замедляется рост, увеличивается рост, скелет подвергается окостенению. Идет интенсивное развитие мышечной системы. Появляется способность мелких движений, что способствует овладению навыками быстрого письма.

В младшем школьном возрасте совершенствуется нервная система, увеличивается аналитическая и синтетическая функция мозга. Быстро развивается психика ребенка. Процессы возбуждения и торможения меняют свои соотношения, хотя процесс торможения становится более сильным, но по-прежнему преобладает процесс возбуждения.

Развитие познавательных процессов

В младшем школьном возрасте происходит интенсивное развитие психических функций: развитие произвольности процессов, развитие мышления. Особенность здоровой психики ребенка - познавательная активность.

Восприятие младших школьников отличается неустойчивостью. Восприятие недостаточно дифференцированно – из-за этого ребенок путает похожие буквы и цифры (например, 9 и 6). Для того, чтобы дети не допускали таких ошибок необходимо сравнивать сходные предметы, находить различия между ними.

Восприятие развивается благодаря всем видам деятельности, которыми ребенок занимается. Восприятие постепенно начинает носить характер целенаправленного произвольного наблюдения, то есть восприятие становится произвольным.

Первоначально ученики выполняют задания под руководством учителя: осматривают, прослушивают, записывают, затем сами самостоятельно планируют работу, отделяют главное от второстепенного, устанавливают иерархию воспринимаемых признаков, дифференцируя их по общим качествам. Такое восприятие носит характер целенаправленного произвольного наблюдения. Дети овладевают техникой восприятия.

Если для дошкольников было характерно анализирующее восприятие, то к концу младшего школьного возраста, при соответствующем обучении, появляется синтезирующее восприятие. Все больше значение приобретают субъективные причины восприятия: интересы, прошлый опыт ребенка.

Бине А., В. Штерн выделили следующие стали развития восприятия:

2-5 лет - стадия перечисления (ребенок перечисляет элементы рисунка),

6-9 лет- стадия описания (ребенок может составить рассказ по картинке),

после 9-10 лет – стадия интерпретации (ребенок дополняет описание логическими объяснениями.

Восприятие времени для ребенка представляет значительные трудности и зависит от того, чем заполнены временные промежутки времени, то есть тем, чем занимается ребенок и на сколько ему это интересно. Систематическое выполнении е учебной работы, соблюдение режима дня способствует формированию чувства времени. дети лучше воспринимают небольшие промежутки времени, с которыми они имеют дело в жизни: час, сутки, неделя, месяц. Знания о больших промежутках времени весьма неточны. Личный опыт и уровень умственного развития не позволяют еще создать правильный образ таких промежутков времени как век, эпоха, эра. Учителю необходимо использовать все возможности наглядно-чувственного восприятия (посещение музеев, памятников и т.д.)

Внимание – непроизвольное внимание преобладает над произвольным.

Без достаточной сформированности этой психической функции процесс обучения невозможен. Познавательная активность ребенка, направленная на обследование окружающего мира, организует его внимание на исследуемых объектах довольно долго, пока не иссякнет интерес. Если 6-7-ми-летний ребенок занят важной для него игрой, то он, не отвлекаясь, может играть два, а то и три часа.

Так же долго он может быть сосредоточен и на продуктивной деятельности (рисовании, конструировании, изготовлении значимых для него поделок).

Однако такие результаты сосредоточения внимания - следствие интереса к тому, чем занят ребенок. Он же будет томиться, отвлекаться и чувствовать себя совершенно несчастным, если надо быть внимательным в той деятельности, которая ему безразлична или совсем не нравится. Учащиеся не могут сосредоточить свое внимание на неясном, непонятном.

По сравнению с дошкольниками младшие школьники более внимательны. На протяжении младшего школьного возраста непроизвольное внимание продолжает развиваться. Ребенок быстро реагирует на то, что связано с его потребностями, интересами. Поэтому важно воспитывать познавательные интересы и потребности.

Исследования Божович Л.И., Леонтьева А.Н. показывают, что если в младшем школьном возрасте строить работу на развитии произвольного внимания, то в первые годы обучения он может проходить быстро и интенсивно.

Добрынин Н.Ф. установил, что внимание школьников бывает достаточно сосредоточенным и устойчивым тогда, когда учащиеся полностью заняты работой, которой требует от них максимум умственной и двигательной активности.

Внимание зависит от доступности материала, тесно связано с эмоциями и чувствами детей, интересами и потребностями детей. Дети могут часами заниматься деятельностью, с которой связаны глубокие положительные переживания.

Взрослый может организовать внимание ребенка при помощи словесных указаний. Ему напоминают о необходимости выполнять заданное действие, указывая при этом способы действия («Дети, откроем альбомы. Возьмем красный карандаш и в верхнем левом углу - вот здесь - нарисуем кружок...» и т.д.).

Таким образом, в формировании произвольного внимания большее значение имеет организация действий ребенка. Развитию произвольного внимания способствуют смена видов деятельности на уроке и в течение дня (использование физминуток с целью профилактики переутомления, использование разнообразных приемов и средств, но не перегружая урок). Важно учить детей распределять внимание между разными видами деятельности.

Внимание недостаточно устойчиво, ограничено по объему. Весь учебный процесс в начальной школе подчинен воспитанию культуры внимания, где важную роль занимает мотивация учения и ответственность за успешное обучение.

Для развития произвольного внимания учителю необходимо разнообразить виды учебной работы, сменяющие друг друга на уроке. Важно использовать на уроках, чередование умственных занятий с составлением графических схем и рисунков.

Важно для расширения объема внимания учить детей распределять его между разными видами действий. Учителю необходимо ставить задачи так, чтобы ребенок, выполняя свои действия, мог следить за работой своих товарищей.

И все-таки, хотя дети в начальных классах могут произвольно регулировать свое поведение, непроизвольное внимание преобладает. Детям трудно сосредоточиться на однообразной и малопривлекательной для них деятельности или на деятельности интересной, но требующей умственного напряжения.

Отключение внимания спасает от переутомления. Эта особенность внимания является одним из оснований для включения в занятия элементов игры и достаточно частой смены форм деятельности.

Дети младшего школьного возраста, безусловно, способны удерживать внимание на интеллектуальных задачах, но это требует колоссальных усилий воли и организации высокой мотивации.

Младший школьник в известной степени может и сам планировать свою деятельность. При этом он словесно проговаривает то, что он должен и в какой последовательности будет исполнять ту или иную работу. Планирование, безусловно, организует внимание ребенка.

Первоначально следуя указаниям учителя, работая по его постоянным контроле, он постепенно приобретает умение выполнять задания самостоятельно – сам ставит цель и контролирует его действия. Контроль за процессом своей деятельности и есть, собственно, произвольное внимание ученика.

Разные дети внимательны по-разному: раз внимание обладает разными свойствами, эти свойства развиваются в неодинаковой степени, создавая индивидуальные варианты. Одни ученики имеют устойчивое, но плохо переключаемое внимание, они долго и старательно решают одну задачу, но перейти к другой им трудно. Другие легко переключаются в процессе учебной работы, но так же легко отвлекаются на посторонние моменты. У третьих хорошая организованность внимания сочетается с его малым объемом.

Встречаются невнимательные ученики, концентрирующие внимание не на учебных занятиях, а на чем-то другом – на своих мыслях, рисовании на парте и т.д. Внимание этих детей достаточно развито, но из-за отсутствия нужной направленности они производят впечатление рассеянных. Для большинства младших школьников характерны сильная отвлекаемость, плохая концентрация, неустойчивость внимания.

Страхов И.В. установил следующие состояния внимательности:

Действительная внимательность выражается в готовности ученика к учебной деятельности уже в начале урока, к умственной активности; признаками является деловая, рабочая поза, мимическая сосредоточенность.

Кажущаяся невнимательность выражается в готовности к учебной деятельности, но внешние признаки выражаются слабо,

Кажущаяся внимательность выражается в отсутствии готовности при внешней форме внимательности,

Действительная невнимательность выражается в отсутствии готовности в уроку, они постоянно отвлекаются, мимика и поза постоянно свидетельствуют об их невнимательности.

Память – в младшем школьном возрасте идет интенсивное формирование приемов запоминания: повторение, пересказ, осмысление и запоминание, группировка предметов, заучивание и т.д.

Развивается словесно-логическая память, произвольная память.

Память развивается в двух направлениях – произвольности и осмысленности. Дети непроизвольно запоминают учебный материал, вызывающий у них интерес, преподнесенной в игровой форме, связанный с яркими наглядными пособиями и т.д. Но, в отличие от дошкольников они способны целенаправленно, произвольно запоминать материал, им не интересный.

Младшие школьники, как и дошкольники, обладают хорошей механической памятью. Многие из них на протяжении всего обучения в начальной школе механически заучивают учебные тексты, что приводи к значительным трудностям в средних классах, когда материал становится сложнее и больше по объему. Они склонны дословно воспроизводить то, что запомнили. Когда ребенок осмысливает учебный материал, понимает его, он его и запоминает. Таким образом, интеллектуальная работа является в то же время мнемоничексой деятельностью, мышление и смысловая память оказываются неразрывно связанными. Учителю следует контролировать процесс запоминания.

Первое время у младших школьников недостаточно развит самоконтроль. Ученик проверяют себя с внешней стороны – повторил ли он столько раз, сколько сказал учитель. Самоконтроль осуществляется на основе узнавания, когда ученик читает и испытывает чувство знакомства. Мысленное воспроизведение, то есть рассказ самому себе у младших школьников (1 класс) отсутствует.

Смирнов выделил ряд ступеней запоминания текста:

1. многократное чтение текста,

2. проявляется разнообразие при чтении, ученик не осознает, что каждый раз читает текст по-разному,

3. каждый ученик ставит задачу и сознательно использует чтение для ее решения (возвращение к прочитанному, мысленное припоминание прочитанного),

В младшем школьном возрасте воспроизведение представляет собой большие трудности в связи с тем, что оно требует умения ставить цель, активизировать мышление.

Воспроизведением младшие школьники начинают пользоваться при заучивании наизусть. К припоминанию прибегают редко, так как он связано с напряжением.

Процесс забывания зависит от того, как дети запоминают, какие приемы используют. Большое значение имеет постановка задачи учителем: запомнить дословно или запомнить, чтобы передать мысль своими словами.

Учителю необходимо научить детей использовать приемы осмысленного запоминания:

Расчленение материала,

Сопоставление,

Озаглавливание текстов,

Составление вопросов,

Конспектирование,

Выделение главного,

Сравнение и обобщение,

Составление классификаций и т.д.

Хорошо использовать в учебном процессе графики, планы, таблицы, схемы, рисунки и т.д.

Мышление.

Чем активнее в умственном отношении ребенок, тем больше он задает вопросов и тем разнообразнее эти вопросы. Ребенок может интересоваться всем: какой… Ребенок стремится к знаниям, а само усвоение знаний происходит через… Образное мышление - основной вид мышления в младшем школьном возрасте. Конечно, младший школьник может мыслить…

Отклонения, проявляющиеся в младшем школьном возрасте

По исследованиям среди неуспевающих учащихся есть школьники с педагогической запущенностью и трудновоспитуемостью. Трудновоспитуемость указывает на… При отсутствии полноценной и своевременной коррекционной педагогической работы… Педагогически запущенный – это такой ребенок, уровень невоспитуемости которого выражается в несформированности важных…

Новообразования младшего школьного возраста

- формирование словесно-логического мышления, внутреннего плана действий, рефлексии (личностной и интеллектуальной) - регуляция поведения произвольная, - утрата непосредственности,

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным для Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Переход ребенка в школьный возраст связан с решительными изменениями в его деятельности, общении, отношениях с дру­гими людьми.

Ведущей деятельностью становится учение, изменяется уклад жизни, появляются новые обязанности.

Физиологические особенности младшего школьника:

û замедляется рост, заметно увеличивается вес;

û скелет подвергается окостенению;

û интенсивно развивается мышечная система;

û появляется способность выполнять тонкие движения;

û все ткани находятся в состоянии роста.

В младшем школьном возрасте совершенствуется нервная сис­тема, интенсивно развиваются функции больших полушарий головного мозга, усиливается аналитическая и синтетическая функции коры.

Быстро развивается психика ребенка. Изменяется взаимоотно­шение процессов возбуждения и торможения: процесс торможе­ния становится более сильным, но по-прежнему преобладает процесс возбуждения, и младшие школьники в высокой степе­ни возбудимы.

Повышается точность работы органов чувств.

Восприятие младших школьников отличается неустойчивостью и неорганизованностью, но в то же время остротой и свежестью, «созерцательной любознательностью. Малая дифференцированность восприятия, слабость анализа при восприятии отчасти компенсируются ярко выраженной эмоциональностью восприятия. Опираясь на нее, опытные учи­теля постепенно приучают школьников целенаправленно слу­шать и смотреть, развивают наблюдательность. Первую ступень школы ребенок завершает тем, что восприятие, будучи особой целенаправленной деятельностью, усложняется и углубляется, становится более анализирующим, дифференци­рующим, принимает организованный характер.

Внимание младших школьников непроизвольно, недостаточно устойчиво, ограничено по объему. Поэтому весь процесс обучения и воспитания ребенка начальной школы подчинен воспитанию культуры внимания.

Школьная жизнь требует от ребенка постоянных упражнений в произвольном внимании, волевых усилий для сосредоточения. Произвольное внимание развивается вместе с другими функ­циями и, прежде всего с мотивацией учения, чувством ответст­венности за успех учебной деятельности.

Мышление у детей начальной школы развивается от эмо­ционально-образного к абстрактно-логическому. Задача школы первой ступени - поднять мышление ребенка на качественно новый этап, развить интеллект до уровня по­нимания причинно-следственных связей. Исследования пока­зали, что при различной организации учебно-воспитательного процесса, при изменении содержания и методов обучения, ме­тодики организации познавательной деятельности можно по­лучить совершенно разные характеристики мышления детей младшего школьного возраста.


Мышление детей развивается во взаимосвязи с их речью. Сло­варный запас нынешних четвероклассников насчитывает при­мерно 3500-4000 слов. Влияние школьного обучения проявляется не только в том, что значительно обогащается словарный запас ребенка, но прежде всего, в приобретении исключительно важ­ного умения устно и письменно излагать свои мысли. Большое значение в познавательной деятельности школьника имеет память.

Естественные возможности школьника первой ступени очень велики; его мозг обладает такой пластичностью, которая по­зволяет ему легко справляться с задачами дословного запоми­нания.

Однако ученики начальной школы не умеют распорядиться своей памятью и подчинить ее задачам обучения. Немалых усилий стоит учителям выработка умений самокон­троля при заучивании, навыков самопроверки, знаний рацио­нальной организации учебного труда.

Младший школьный возраст определяется моментом поступления ребенка в школу. Начало школьного обучения совпадает с периодом второго физиологического кризиса. В организме семилетнего ребенка происходит резкий эндокринный сдвиг, сопровождаемый бурным ростом тела, увеличением внутренних органов, вегетативной перестройкой. Таким образом, кардинальные изменения в системе социальных отношений и деятельности ребенка совпадает с периодом перестройки всех систем и функций организма.

На протяжении младшего школьного возраста происходят значительные изменения и в психическом развитии ребенка. Качественные изменения заключаются в том, что преобразуется познавательная сфера, формируется личность, складывается сложная система отношений со взрослыми и сверстниками. Центральными новообразованиями младшего школьного возраста являются:

· качественно новый уровень развития произвольной регуляции поведения и деятельности;

· рефлексия, анализ, внутренний план действия;

· развитие нового познавательного отношения к действительности;

· ориентация на группу сверстников.

Учебная деятельность является ведущей для младшего школьника. Д. Б. Эльконин подчеркивает, что через нее осуществляются основные отношения ребенка с обществом; в ней осуществляется формирование как основных качеств личности ребенка, так и отдельных психических процессов. Отношение к себе, к другим людям, к миру, к обществу формируется в учебной деятельности младшего школьника, но и, что самое главное, эти отношения реализуются в основном через нее как отношение к содержанию, методам обучения, учителю, классу, школе и т.д.

Становление полноценной учебной деятельности, формирование у школьника умения учиться являются самостоятельными задачами школьного обучения. Овладение учебной деятельностью происходит особенно интенсивно в младшем школьном возрасте. Учебная деятельность, являясь сложной и по содержанию, и по структуре, и по форме осуществления, складывается у ребенка не сразу. Для полноценного формирования учебной деятельности младшего школьника требуется овладение всеми ее компонентами:

· учебной мотивацией;

· выделением и решением учебных задач;

· учебными действиями;

· контролем;

· оценкой.

Критерием овладения компонентами учебной деятельности младшим школьником может служить возникновение позиции учащегося . Это новый тип отношения младшего школьника к учению, который делает его субъектом учебной деятельности. Становлению младшего школьника как субъекта учебной деятельности способствует овладение им новыми способами анализа, синтеза, обобщения, классификации в процессе учебной деятельности. Младший школьник сам развивается и формируется в ней как субъект.

Еще одно условие становления младшего школьника как субъекта учебной деятельности выделяет Г. А. Цукерман. Она пишет, что проект нормального развития младшего школьника может быть выражен словами: «Умею и хочу учиться». Это произойдет, если учебная деятельность будет не только строиться на взаимодействии со взрослым (учителем), сверстниками, но и с самим собой. Для этого необходимо, по мнению Г. А. Цукерман, придерживаться двух принципов:

† обучение детей предельно дифференцированной самооценке;

† предоставление ребенку возможно большего количества равно достойных выборов аспекта оценок.

Главный выбор, который должен научиться делать субъект учебной деятельности – это выбор собственной содержательной точки зрения.

Начальная школа должна включать своих воспитанников в ра­зумно организованный, посильный для них производительный труд, значение которого в формировании социальных качеств личности ни с чем не сравнимо.

Работа, которую выполняют дети, имеет характер самообслу­живания, помощи взрослым или старшим школьникам. Хорошие результаты дает сочетание труда с игрой, в которых макси­мально проявляются инициативность, самодеятельность, со­ревновательность самих ребят.

Стремление младшего школьника к яркому, необычному, же­лание познать прекрасный мир чудес и испытания, двига­тельную активность - все это должно удовлетворяться в ра­зумной, приносящей пользу и удовольствие игре, развивающей у детей трудолюбие, культуру движений, навыки коллективных действий и разностороннюю активность.

В детском развитии проявляется общее и особенное:

общее свойственно всем детям определенного возраста;

особенное отличает отдельного ребенка. Особенное еще назы­вают индивидуальным , а ребенка с ярко выраженным особен­ным − индивидуальностью .

Индивидуальность характеризуется совокупностью интеллекту­альных, волевых, моральных, социальных и других черт, кото­рые заметно отличают данного ребенка от других детей.

Индивидуальность выражается в конкретных особенностях (от­личиях). Возникновение их связано с тем, что каждый ребенок проходит свой собственный путь развития, приобретая на нем различные типологические особенности высшей нервной дея­тельности. Последние влияют на своеобразие возникающих качеств.

К индивидуальным особенностям относятся:

ü ощущения,

ü восприятие,

ü мышление,

ü память,

ü воображение,

ü интересы,

ü склонности,

ü способности,

ü темперамент,

ü характер.

Индивидуальные особенности влияют на развитие личности. Ими в значительной мере обусловлено формирование всех ка­честв.

В процессе воспитания необходимо учитывать индивидуальные особенности детей для достижения воспитательных целей.

Индивидуальный подход − принцип отечественной педагогики, согласно которому в учебно-воспитательной работе достигает­ся педагогическое взаимодействие с каждым ребенком, осно­ванное на знании его черт личности и условий жизни.

В результате систематического и регулярного изучения своих воспитанников педагог:

Создает себе ясное представление о характере каждого из уча­щихся, его интересах и способностях, о влиянии на него семьи и ближайшего окружения;

Получает возможность не только объяснить поступки ребенка, отношение к тем или иным предметам и к учению в целом, но и поставить собственные педагогические задачи, направленные на преодоление негативных и развитие позитивных качеств личности. В индивидуальном подходе особенно нуждаются дети

«трудные»,

Малоспособные,

С задержкой развития,

Высокоодаренные,

Вундеркинды.

Индивидуальный подход является одним из принципов гума­нистической педагогики.

Вопросы и задания

1. Назовите физиологические особенности ребенка младшего школьного возраста.

2. Охарактеризуйте основные психические процессы младшего школьника.

3. Какими компонентами учебной деятельности необходимо овладеть младшему школьнику?

Понятие психологической готовности ребенка к обучению в школе. Для того чтобы ребенок смог обучаться в школе у него должна быть сформирована психологическая готовность. Составными компонентами психологической готовности к школе являются:

  1. Интеллектуальная готовность: способность к дифференцированному различию; способность к концентрации внимания; развитие моторики; способность к целенаправленному запоминанию; способность оперировать понятиями.
  2. Личностная готовность: способность к контролю эмоций; способность сдерживать речевые, двигательные импульсы; способность подчинять свое поведение инструкции; наличие положительного отношения к школе.
  3. Социальная готовность: наличие потребности в общении со сверстниками; умение строить отношение в группе.
  4. Физическая готовность: здоровье.

Также среди компонентов психологической готовности к обучению в школе можно выделить: адекватную самооценку, кооперативно-соревновательный тип взаимоотношений со сверстниками и произвольность в общении со взрослыми. Для развития психологической готовности к школе необходимо, чтобы были развиты следующие виды игровой деятельности: сюжетно-ролевая игра, игры с правилами и режиссерская игра. Психологические особенности начального периода школьной жизни. С поступлением ребенка в школу меняется его социальное положение. Все перестраивается:

  1. В детском саду дети весь день заняты игрой и день их четко расписан, а в школе ребенок занят учением и вторая половина дня у него свободна и день его не регламентирован (если не ходит в продленку).
  2. В детском саду отношения ребенка со взрослыми как с родителями, а в школе устанавливается деловая зависимость.
  3. В детском саду дети легко общаются друг с другом и характер общения определяется личностными характеристиками, а в школе общение ограничено уроками (сведено к минимуму) и общение опосредовано отношением учителя.
  4. В детском саду дети дошкольники самые старшие, а в школе самые младшие.
  5. В младшем школьном возрасте продолжают проявляться те потребности, которые были в дошкольном детстве: потребность в игре и в движении. Но в этом возрасте также появляются новые потребности: потребность выполнять требования учителя и потребность приобретать новые навыки.

Проблема адаптации ребенка к условиям обучения и критерии ее успешности.

К основным психолого-педагогическим условиям эффективности социальной адаптации младших школьников можно отнести:

  1. Преобразование традиционной классно-урочной системы в систему организации личностно ориентированного учебно-воспитательного процесса;
  2. Достижение педагогом соответствия характера педагогического воздействия и внутренних (субъективных) особенностей развития личности младшего школьника;
  3. Опора учебно-воспитательного воздействия педагога на «зону ближайшего развития» ребенка при формировании мотивации достижения успеха;
  4. Формирование направленной мотивации различного рода отношений и деятельности в процессе физического воспитания;
  5. Положительное воздействие педагога на эмоциональную сферу школьников;
  6. Формирование адекватного самоанализа и самооценки школьников;
  7. Наличие психолого-педагогической компетентности в деятельности педагога.

Адаптация ребенка к школе довольно длительный процесс, связанный со значительным напряжением во всех системах организма. Большинство исследователей выделяют три фазы адаптации:

  1. Генерализованная реакция, когда в ответ на новое воздействие практически все системы организма ребенка отвечают бурной реакцией и значительным напряжениям (2-3 недели);
  2. Неустойчивое приспособление, когда организм ищет и находит какие-то оптимальные (или близкие к оптимальным) варианты реакций на непривычное воздействие;
  3. Относительно устойчивое приспособление, когда организм находит наиболее подходящие, адекватные новым нагрузкам, варианты реагирования, т.е. собственно адаптация.

Критерии адаптации: эффективность учебной деятельности; успешность, контактность, поведение, распорядок дня.

В среднем адаптация к школе занимает 2-3 месяца. А у некоторых в течение года. Общая характеристика развития в младшем школьном возрасте. В анатомо-физиологическом отношении младший школьный возраст спокойнее, по сравнению с дошкольным возрастом и подростковым возрастом. У 7-ми летнего ребенка размеры поверхности большинства корковых зон составляют чуть больше 80 % от аналогичных поверхностей у взрослых. Исключение составляют лобные доли коры. На протяжении всего младшего школьного возраста происходит созревание коры и соответственно возрастает тормозящее влияние коры на подкорку. Чем больше кора развита, тем совершеннее психические процессы, без чего по сути невозможно успешное обучение и воспитание.

За время обучения в начальной школе возникают 4 новообразования:

  1. Способность видеть себя со стороны (закрепляется рефлексия);
  2. Произвольность всех психических процессов;
  3. Самоконтроль;
  4. Внутренний план действий.

Ведущая деятельность – учебная. Особенности учебной деятельности младшего школьника. При переходе к школьному обучению предметом усвоения становятся научные понятия, теоретические знания, что в первую очередь и определяет развивающий характер учебной деятельности. Л.С. Выготский указывал, что основные изменения школьного возраста - осознание и овладение психическими процессами - обязаны своим происхождением именно обучению: «осознание приходит через ворота научных понятий». Учебная деятельность специфична не только по содержанию (овладение системой научных понятий), но и по своему результату. Эту ее важнейшую особенность специально подчеркивал Д.Б. Эльконин . Отличие результата учебной деятельности от других деятельностей наиболее ярко обнаруживается при ее сравнении с деятельностью продуктивной, или трудовой. Иначе построена учебная деятельность. В ней ребенок под руководством учителя усваивает научные понятия. Однако никаких изменений в саму систему научных понятий ребенок не вносит: ничего в науке и ее понятийном аппарате не изменится от того, будет ли действовать ученик с научными понятиями или нет и насколько успешны будут его действия. «Результат учебной деятельности, в которой происходит усвоение научных понятий, прежде всего изменения самого ученика, его развитие. Это изменение есть приобретение ребенком новых способностей, т.е. новых способов действий с научными понятиями».

Таким образом, учебная деятельность - это деятельность по самоизменению, самосовершенствованию, а ее продукт - те изменения, которые произошли при ее выполнении в самом субъекте, т.е. ученике. Становление полноценной учебной деятельности, формирование у школьников умения учиться являются самостоятельными задачами школьного обучения, не менее важными и ответственными, чем приобретение детьми конкретных знаний и умений. Овладение учебной деятельностью происходит особенно интенсивно в первые годы школьной жизни. Именно в этот период закладываются основы умения учиться. По существу, в младшем школьном возрасте человек учится, как приобретать знания. И это умение остается с ним на всю жизнь. Учебная деятельность, являясь сложной и по содержанию, и по структуре, и по форме осуществления, складывается у ребенка не сразу. Требуется немало времени и усилий, чтобы в ходе систематической работы под руководством учителя маленький школьник постепенно приобрел умение учиться. 0 сложности этого процесса свидетельствует тот факт, что даже в условиях целенаправленного, специально организованного формирования учебной деятельности она складывается не у всех детей. Более того, специальные исследования показывают, что к концу младшего школьного возраста собственно индивидуальная учебная деятельность обычно еще не сформирована, ее полноценное осуществление возможно для ребенка только совместно с другими детьми. Учебная деятельность имеет определенную структуру:

  1. мотивы учения;
  2. учебные задачи;
  3. учебные действия;
  4. контроль;
  5. оценка.

Для полноценного формирования учебной деятельности требуется овладение всеми ее компонентами в равной мере. Их недостаточное освоение может служить источником школьных трудностей. Поэтому при диагностике возможных причин неуспеваемости или других затруднений школьников в учении необходимо проанализировать уровень сформированности разных компонентов учебной деятельности. Развитие познавательных процессов младшего школьника. Восприятие характеризуется высокой степенью впечатлительности, остроты и эмоциональности. Оно характеризуется такими возрастными особенностями как:

  1. Малая дифференцированность (дети плохо воспринимают сходные предметы, например, буквы ш и щ и др.).
  2. Вместе с тем дети способны замечать малейшие детали, но углубленный анализ предметов восприятия характеризуется слабостью.

Очень своеобразно восприятие детьми контурных рисунков (так называемое опредмечивание). Очень своеобразно у детей восприятие времени и пространства. Все, что выходит за рамки непосредственного опыта воспринимается как это было очень давно или очень далеко. В младшем школьном возрасте усиливается роль смысловой памяти . Появляется возможность управлять своей памятью. Развивать память любого вида помогает заинтересованность материалом. К младшему школьному возрасту мышление проходит путь от наглядно-действенного к образно-схематическому и дальнейшая динамика – это к словесно-логическому или рассуждающему мышлению. Внимание характеризуется слабостью всех его свойств: оно узкое по объему; почти не распределяется; концентрация достаточно велика; но устойчивость внимания не значительна.

К концу 3-го класса свойства внимания набирают силу: объем расширяется, способность к распределению усиливается и устойчивость увеличивается. Поскольку лобная доля коры еще не достаточно зрелая, произвольное внимание у младших школьников затруднено. Формирование личности и особенности межличностного взаимодействия младших школьников. Важнейшее условие формирования личности – ее участие в деятельности. В ней складываются мотивы поведения, черты характера. Ведущим видом деятельности становится учение. Круг общения школьников сужается, большую значимость приобретает общение с учителем. Учитель – это авторитет, общение с ним опосредует другие общения ребенка. Учитель является личностью референтной, и оказывает большое влияние на ребенка.

К 3 классу авторитет учителя становится менее значимым, начинают появляться группировка. Младшим школьникам указывают весьма широкий свод норм и правил поведения, которыми они должны руководствоваться во взаимоотношениях с учителем и взрослыми в разных ситуациях, при общении с товарищами на уроках и переменах, во время пребывания в общественных местах и на улице.

Дети семи-восьми лет психологически подготовлены к ясному пониманию смысла этих норм и правил и к их повседневному выполнению. Усвоение новых норм и правил поведения существенно меняет особенности эмоций младших школьников. Как правило, у многих это происходит без отрицательных переживаний и положительно воспринимается самими детьми. На протяжении младшего школьного возраста наблюдается усиление сдержанности и осознанности в проявлениях эмоций, повышение устойчивости эмоциональных состояний. Также формирование личности младшего школьника связано новообразованиями данного возраста (см. выше). Факторы, связанные с обучением и оказывающие влияние на психическое здоровье детей. Факторы, влияющие на состояние психического здоровья школьников: генетические; гигиенические; экономические; социальные; эмоциональные. Ситуации, предрасполагающие к возникновению пограничных расстройств у школьников:

  1. Неспособность справиться с учебной нагрузкой.
  2. Враждебное отношение педагога.
  3. Смена школьного коллектива.
  4. Неприятие детским коллективом.
  5. Чрезмерная умственная нагрузка (длительно травмирующая ситуация).

Провоцирующий фактор - истощение нервной системы, связанное с учебной перегрузкой. Неврогенные факторы: 1. Несправедливо заниженная оценка. 2. Отсутствие уважения со стороны педагога, унижение достоинства ребенка.

Неврозы у младших школьников. Неврозы - пограничные нервно–психические расстройства, которые не обусловлены психотическими состояниями.

Невроз – это болезнь личности, это психогенное заболевание, в основе которого лежит внутриличностный конфликт, который сопровождается болезненно тягостными переживаниями. Предпосылки: условия семейных отношений и др. 3 вида неврозов: истерический невроз; неврастения (нервная слабость); абсессивно-фобический или невроз страха (психастения). Невротические нарушения в детском возрасте:

  1. Невротические нарушения сна. Трудности засыпания, частые просыпания. Просыпается от ночного кошмара. Раннее пробуждение без чувства отдыха, днем сонливость. На фоне нарушения сна может возникать энурез. В этом случае нужно искать причину и ее устранять.
  2. Невротические нарушения аппетита. Прием пищи сопровождается комплексом негативных переживаний (в детстве может торопливо кормили, могли обжечь пищей и др.). Нервная анарексия в более старшем возрасте. Устранять причину.
  3. Невротические тики. Непроизвольное, периодически повторяемое подергивание отдельных мышечных групп, усиливающихся при волнении. Иногда возникают случайно + реакция матери.
  4. Невротические страхи. Усиление обычных страхов. Могут быть: неожиданные пугающие обстоятельства; реакция на реакцию взрослых.
  5. Невротические нарушения речи. Вследствие остро действующих психотравмирующих обстоятельств может быть утрата речи. Избирательный или элективный мутизм (в определенной ситуации). Тотальный мутизм (полное пропадание речи – логоневроз). Потом может восстановиться с заиканием. Может быть страх речи (может заикаться). В основе психотравма; переживание наличия дефекта и др. Должен быть щадящий режим. От логоневроза следует отличать неврозоподобный речевой синдром (основа – неряшливость речи; нет переживаний; необходима требовательность).
  6. Графоспазм – нарушение письма. Либо болевой вариант, либо судорожный, либо паралитический, либо дрожательный.

У детей есть ряд факторов, связанных с обучением: график обучения - чрезмерность нагрузок (нагрузки должны быть дозированы); чрезмерность конфликтов с учителями, со сверстниками; начало обучения; переход из класса в класс; дополнительные нагрузки. Патологические личностные реакции и реакция дезадаптации. В ситуациях грубого ущемления интересов ребенка, оскорбления или обмана его, нередко возникают патохарактерологические реакции – это краткосрочные временные состояния дезадаптивного поведения, продолжающееся от нескольких часов до нескольких дней. Они проявляются в неадекватном поведении, не достигающем, впрочем невротического уровня реагирования.

1. Реакция оппозиции. Это протестная реакция, направленная против лиц или обстоятельств, в которых ущемляется личность ребенка.

2. Реакция нигилизма. Реакция данного типа на психотравму проявляется в уходе от любых форм контактов и в отказе от принятия самых желанных и любимых ребенком вещей и способов времяпровождения, то есть происходит как бы генерализация негативного реагирования за пределы психотравмирующей ситуации.

3. Реакция гиперкомпенсации. В ответ на унижение, оскорбление «Я» ребенка, начинает вести себя агрессивно, жестко пытаясь таким образом завоевать авторитет и уважение (среди детей).

4. Реакция имитации. Подражая в поведении какому- либо лицу, значимому для ребенка, он может перенимать стиль не только позитивного, но и негативного поведения. Психосоматические расстройства в младшем школьном возрасте. Первичной основой психосоматического заболевания является – психическая травма. Если не устранить психогенный фактор, то заболевание приобретает затяжной характер. Наиболее часто встречаются психосоматические заболевания:

  1. Псевдоневрологические заболевания: головокружение, расстройство сна.
  2. Кожные проявления: крапивница, зуд.
  3. Урологические проявления: энурез.
  4. Расстройство аппетита, тошнота, запоры.

"Каждый возраст представляет собой качественно особый этап психического развития и характеризуется множеством изменений, составляющих в совокупности своеобразные структуры личности ребёнка на данном этапе его развития".

Возраст младшего школьника, по Д.Б. Эльконину и Ж. Пиаже 6-7 лет, т.е. начинается с кризиса 7 лет и продолжается до начала подросткового возраста (10-11 лет по Ж. Пиаже, и 11-12 по Д.Б. Эльконину).

К 7 годам ребёнок меняется психически. Главное же изменение происходит в поведении. Ребёнок начинает беспричинно кривляться, капризничать; меняет голос и походку. Всё поведение становится "искусственным". Это главный симптом кризиса 7 лет. Главная причина этого явления - утрата детской непосредственности, недостаточная дифференциация внешней и внутренней жизни. Ребёнок внешне такой же, как и внутри, поэтому по внешнему виду можно догадаться о его чувствах и переживаниях. В 7 лет между переживанием и поступком начинает вклиниваться интеллектуальный компонент. Поэтому ребёнок хочет показать что-то своим поведением, изобразить то, чего реально нет. Он начинает оценивать какой он, как выглядит в глазах других людей. Осложняются отношения с взрослыми. Все сложности группируются вокруг обычных бытовых правил. Ребёнок начинает видеть свою жизнь со стороны. Прошлый детский образ обесценивается, отвергается. Пытается взять на себя новые обязанности и занять позицию взрослого. Потеря непосредственности - это важное завоевание в ходе личностного развития. Таким образом, у ребёнка проявляется произвольность и опосредованность психической жизни. В 6-7 лет способность опосредовать своё поведение выходит за пределы игры и распространяется на все сферы жизнедеятельности.

Кроме того, ребёнок начинает понимать и осознавать собственные переживания. Он начинает осмысленно ориентироваться в собственных эмоциях и переживаниях. Вследствие этого у него возникает требовательность по отношению к себе, самолюбие, активно формируется самооценка.

Активно расширяется жизненный мир ребёнка. Формируются новые, более сложные интересы и стремление найти своё место в жизни. Расширяется среда социального контакта ребёнка. Главная особенность - подчиненность определённым нормам и правилам, осознанность того, с кем и как себя нужно весть. Главный смысл жизни 7-летнего ребёнка-вхождение в новую, более широкую социальную общность. Появляется заинтересованность в своём будущем и желание занять в нём своё место (кем-то стать). С взрослением у ребёнка возникает новая потребность. Это потребность в общественно значимой деятельности. В современных условиях эта потребность наиболее естественно реализуется в позициях ученика.

Благодаря внутренней позиции школьника возникает уникальная социальная ситуация развития. У дошкольников все сферы отношений "ребёнок-родитель", "ребёнок-ребёнок", "ребёнок-воспитатель", существуют независимо друг от друга. В младшем школьном возрасте социальные ситуации развития впервые приобретают иерархическую структуру. Появляется новая система отношений, которая определяет собой все остальные. Эта система - "ребёнок-учитель". Она же определяет отношение детей друг с другом и отношения в системе "ребёнок-родитель". В плане общения с учителем ребёнок должен понимать особую функцию взрослого учителя: учитель является носителем знаний, примером, "эталоном для ученика.

Оптимальной для поступившего в школу ребёнка является внешнеситуативно личностная форма общения с взрослыми. Доминирует проблема взаимопонимания с взрослыми, изменяются отношения со сверстниками. Сверстники начинают восприниматься не только как партнёры по играм, но и как сотрудники в ситуации решения совместной задачи. Оптимальным является кооперативно-соревновательный уровень общения (по классификации Кравцова). Данная ситуация развития требует особой ведущей деятельности. Ей становится учебная деятельность.

При любом обучении дети, заканчивающие начальную школу, существенно отличаются от поступивших в первый класс.

Младший школьник как субъект учебной деятельности сам развивается и формируется в ней, осваивая новые способы анализа (синтеза), обобщения, классификации. В условиях целенаправленного развивающего обучения, по В.В. Давыдову, это формирование осуществляется быстрее и эффективнее за счёт системности и обобщённости знаний.

Говоря о психической готовности ребёнка к учебной деятельности, прежде всего, необходимо рассмотреть мотивационно - потребностный аспект. Важно знать, есть ли у ребёнка потребность в новой деятельности, хочет ли он заниматься ею, заинтересован ли он в получении знаний, которые и составляют цель учения.

Ребёнок не всегда осознаёт мотивы, побуждающие его стремиться к школьной жизни.

Фактически эти мотивы можно разделить на 2 группы:

  • 1. Желание занять новую позицию;
  • 2. Мотивы, связанные с внешней атрибутикой: ранец, учебники и т.д.

Для того чтобы сохранить положительное отношение детей к учебной деятельности, надо выполнять условия: включать учащихся в решение познавательных задач и соблюдать стиль поведения учителя с детьми. Только в таком случае сохранятся, и будут развиваться познавательные потребности, без которых истинная деятельность учения просто невозможна.

"Учебная деятельность является ведущей в школьном возрасте потому, что, во-первых, через неё осуществляются основные отношения ребёнка с обществом; во-вторых, в ней осуществляется формирование как основных качеств личности ребёнка школьного возраста, так и отдельных психических процессов",- подчёркивает Д.Б. Эльконин.

Требования учебной деятельности неизбежно ведут учеников к формированию произвольности как характеристики всех их психических процессов. Произвольность формируется в результате того, что ребёнок ежедневно делает то, что требует его позиция ученика: слушает объяснения, решает задачи и т.д. Постепенно он научается делать то, что надо, а не то, что ему хотелось бы. Таким образом, учащиеся научаются управлять своим поведением.

Второе важное новообразование - рефлексия. Умение осознавать то, что он делает, и аргументировать, обосновывать свою деятельность и называют рефлексией.

В начальный период обучения учащимся 1-го класса требуется опора на внешние предметы, модели, рисунки. Постепенно они научаются заменять предметы словами, удерживать в голове образы предметов. К окончанию начальной школы учащиеся могут выполнять действия про себя. Это означает, что их интеллектуальное развитие поднялось на новую ступеньку, у них сформировался внутренний план действий (ВПД).

В процессе учения дети научаются целенаправленному восприятию предметов. Формируется произвольное, целенаправленное наблюдение - один из важных видов познавательной деятельности.

В учебной деятельности младшего школьника формируются такие частные виды деятельности, как письмо, чтение, работа на компьютере и т.д. Выделяя характерные особенности детей данного возраста, нужно отметить, что дети разные. Обучаемые отличаются друг от друга не только разным уровнем подготовленности к усвоению знаний, но и индивидуальными особенностями, например, с разными типами нервной системы. Индивидуальные различия касаются и познавательной сферы детей: разное сенсорное развитие (умение дифференцировать цвета, видеть форму, размер предмета и др., что необходимо постоянно формировать, учить наблюдать и сравнивать); память (ребёнок быстро запоминает то, что его привлекает, в учебной деятельности младшему школьнику необходима произвольная память); мышление и речь (мышление наглядно-действенное, но может быть и наглядно-образным, речь достаточно хорошо развита), воображение (у младшего школьника в основном, используется активно), внимание (непроизвольное и произвольное). Учебная деятельность младшего школьника не может обойтись без произвольного внимания.

Как образно сказал К.Д. Ушинский, внимание есть единственная дверь нашей души, через которую непременно проходят все, из внешнего мира, что только входит в сознание.

Младший школьный возраст называют вершиной детства. В современной периодизации психического развития охватывает период от 6-7 до 9-11 лет.
В этом возрасте происходит смена образа и стиля жизни: новые требования, новая социальная роль ученика, принципиально новый вид деятельности – учебная деятельность. В школе он приобретает не только новые знания и умения, но и определенный социальный статус. Меняется восприятие своего места в системе отношений. Меняются интересы, ценности ребенка, весь его уклад жизни.
Ребенок оказывается на границе нового возрастного периода.
С физиологической точки зрения – это время физического роста, когда дети быстро тянутся вверх, наблюдается дисгармония в физическом развитии, оно опережает нервно-психическое развитие ребенка, что сказывается на временном ослаблении нервной системы. Проявляются повышенная утомляемость, беспокойство, повышенная потребность в движениях.
Социльная ситуация в младшем школьном возрасте:
1. Учебная деятельность становится ведущей деятельностью.
2. Завершается переход от наглядно-образного к словесно-логическому мышлению.
3. Отчетливо виден социальный смысл учения (отношение маленьких школьников к отметкам).
4. Мотивация достижения становится доминирующей.
5. Происходит смена референтной группы.
6. Происходит смена распорядка дня.
7. Укрепляется новая внутренняя позиция.
8. Изменяется система взаимоотношений ребенка с окружающими людьми.

Ведущий вид деятельности
Ведущая деятельность в младшем школьном возрасте – учебная деятельность. Ее характеристики: результативность, обязательность, произвольность.
Основы учебной деятельности закладываюся именно в первые годы обучения. Учебная деятельность должна, с одной стороны, строиться с учетом возрастных возможностей, а с другой – должна обеспечить их необходимой для последующего развития суммой знаний.
Компоненты учебной деятельности (по Д.Б.Эльконину):
1. Мотивация.
2. Учебная задача.
3. Учебные операции.
4. Контроль и оценка.

Мотивы учения:
познавательные (направленные на овладение знаниями, способами получения знаний, приемами самостоятельной работы, приобретение дополнительных знаний, программы самосовершенствования);
социальные (ответственность, понимание социальной значимости учения, стремление занять определенную позицию в отношениях с окружающими, получить их одобрение);
узколичные – получить хорошую отметку, заслужить похвалу (по Е.Е.Сапоговой).
Школьное обучение отличается не только особой социальной значимостью деятельности ребенка, но и опосредованностью отношений со взрослыми образцами и оценками, следованием правил, общих для всех, приобретением научных понятий.
В результате учебной деятельности возникают психические новообразования: произвольность психических процессов, рефлексия (личностная, интеллектуальная), внутренний план действий (планирование в уме, умение анализировать).
РЕЧЬ
Увеличивается словарный запас до 7 тыс. слов. Проявляет собственную активную позицию к языку. При научении легко овладевает звуковым анализом слов. Ребенок прислушивается к звучанию слова. Потребность в общении младших школьников определяет развитие речи. Контекстная речь – показатель уровня развития ребенка.
В письменной речи различают правильность орфографическую (правильное написание слов), грамматическую (построение предложений, образования морфологических форм) и пунктуационную (расстановка знаков препинания).
МЫШЛЕНИЕ
Мышление в младшем школьном возрасте становится доминирующей функцией, завершается наметившийся в дошкольном возрасте переход от наглядно-образного к словесно-логическому мышлению.
К концу младшего школьного возраста проявляются индивидуальные различия в мышлении (теоретики, мыслители, художники).
В процессе обучения формируются научные понятия (основы теоретического мышления).
ПАМЯТЬ
Память развивается в двух направлениях – произвольности и осмысленности.
В учебной деятельности развиваются все виды памяти: долговременная, кратковременная и оперативная.
Развитие памяти связано с необходимостью заучивать учебный материал. Активно формируется произвольное запоминание.
ВНИМАНИЕ
Дети способны концентрировать внимание, но у них еще преобладает непроизвольное внимание.
Произвольность познавательных процессов возникает на пике волевого усилия (специального организует себя под воздействием требований). Внимание активизируется, но еще не стабильно. Удержание внимания возможно благодаря волевым усилиям и высокой мотивации.
ВОСПРИЯТИЕ
Восприятие также характеризуется непроизвольностью, хотя элементы произвольного восприятия встречаются уже в дошкольном возрасте.
Восприятие отличается слабой дифференцированностью (путают предметы, их свойства).
В младшем школьном возрасте нарастает ориентация на сенсорные эталоны формы, цвета, времени.
ВООБРАЖЕНИЕ
Воображение в своем развитии проходит две стадии: на первой – воссоздающее (репродуктивное), на второй – продуктивное. В первом классе воображение опирается на конкретные предметы, но с возрастом на первое место выступает слово, дающее простор фантазии.
7-8 лет – сензитивный период для усвоения моральных норм (ребенок психологически готов к пониманию смысла норм и правил, к их повседневному выполнению).
САМОСОЗНАНИЕ
Интенсивно развивается самосознание. Становление самооценки младшего школьника зависит от успеваемости и особенностей общения учителя с классом. Большое значение имеет стиль семейного воспитания, принятые в семье ценности. У отличников и некоторых хорошо успевающих детей складывается завышенная самооценка. У неуспевающих и крайне слабых учеников систематические неудачи и низкие отметки снижают уверенность в себе, в своих возможностях. У них возникает компенсаторная мотивация. Дети начинают утверждаться в другой области – в занятиях спортом, музыкой.
Ценностные ориентации на имя становятся нормой жизни. Важно, чтобы ребенок принимал и другой тип обращения к нему – по фамилии. Это обеспечивает ребенку чувство собственного достоинства, уверенность в себе.



Понравилась статья? Поделиться с друзьями: