Структура социальной защиты населения. Система социальной защиты населения: структура, функции и задачи

Социальная защита населения - это часть политики государства, которая направлена на поддержание адекватного материального и социального положения нуждающихся. В России она реализуется по многим направлениям и закреплена в законодательстве. защитой населения в нашей стране довольно хорошо развита.

Почему так актуальна социальная защита населения

В трудные кризисные периоды во многих слоях общества возникают проблемы с обеспечением удовлетворения элементарных потребностей. Денег может не хватать даже на еду. При наличии проблем со здоровьем человеку могут требоваться дорогие лекарства и оказание квалифицированной медицинской помощи. Такие слои можно назвать социально незащищенными. При стихийном развитии капитализма и рыночных отношений многие из тех, кто оказываются в данных категориях, остаются практически ни с чем. Задача государства состоит в том, что бы обеспечить им приемлемое существование за счет собственных средств. Развитие системы социальной защиты населения идет по многим направлениям в большинстве стран мира.

Права граждан на социальную защиту закреплены в Конституции Российской Федерации от 1993 года. Меры по социальной поддержке и защите изложены в статье 7 данного выпуска. Она создает правовое поле для работы системы государственной социальной защиты населения.

Что такое социальная защита

Наиболее часто под этим понятием подразумевают именно поддержание на приемлемом уровне доходов тех лиц, которые по разным обстоятельствам не способны сделать это самостоятельно. В основном к группам нуждающихся относят больных, инвалидов, сирот, безработных, пожилых людей, многодетные семьи и матерей.

В идеале социальная поддержка населения должна способствовать:

Улучшению здоровья и образа жизни граждан;

Удовлетворению как материальных, так и духовных потребностей людей;

Повышению материальной обеспеченности, уровня жизни населения;

Выравниванию социальных контрастов между обеспеченными и нуждающимися в поддержке людьми.

При проведении мероприятий по социальной защите населения исходят из следующих базовых принципов:

  • Оказания адресной поддержки нуждающимся.
  • Принципа гуманности.
  • Комплексного подхода.
  • Соблюдения прав граждан.

Что такое система социальной защиты населения

Эта система представляет собой совокупность мероприятий, законов и организаций помощи, которые обеспечивают реализацию программ по социальной защите населения. В нее входят такие разделы, как социальное обеспечение, социальное страхование и социальные гарантии.

В задачи организации системы социальной защиты населения включены следующие пункты:

  • Выполнение требований по обеспечению гарантированного государством уровня минимальной оплаты труда.
  • Выполнение комплекса мер по охране труда и здоровья человека.
  • Обеспечение работы систем социальных служб.
  • Выполнение требований по поддержке инвалидов, стариков, детей, многодетных семей.
  • Выплату пенсий, различных пособий, обеспечение иных гарантий по социальной поддержке.

Обслуживание системы социальной защиты населения требует значительных сил и средств.

Социальное обеспечение

Оно появилось в России в 20-е годы 20-го века и создавалось для обеспечения пожилых людей и тех, кто не способен к трудовой деятельности, за счет общественных фондов.

Социальное обеспечение включало множество направлений деятельности. Среди них такие:

  • Регулярная выплата пенсий.
  • Выплата пособий по нетрудоспособности, уходу за детьми и т. д.
  • Льготные выплаты инвалидам, их материальное обеспечение, обучение профессиям.
  • Выплата семейных пособий и другая помощь семьям.
  • Обеспечение работы интернатов, детских садов, яслей, пионерских лагерей и так далее.

Социальное страхование

Этот вид мероприятий предусматривает возмещение ущерба при различных неблагоприятных обстоятельствах (несчастные случаи, травмы, болезни, смерть супруга, безработица и т. д.). Для этого привлекаются средства внебюджетных фондов, наполняемых за счет государственных субсидий, средств работодателей, добровольных взносов.

Социальное страхование может быть государственным и добровольным. Реализуется оно через выплату различных пособий, пенсий, медицинских страховок.

Что такое социальные гарантии

К ним относят гарантированные государством выплаты денежных средств и предоставление услуг на безвозмездной основе.

В России действует несколько социальных гарантий:

  • Бесплатное и доступное образование.
  • Гарантированный государством минимальный уровень заработной платы (МРОТ).
  • Базовое медицинское обслуживание, которое по закону является бесплатным.
  • Минимальный уровень пенсии, стипендий.
  • Пособия по уходу за детьми.
  • Различные социальные пенсии, в том числе пенсии инвалидам, пожилым пенсионерам, детям-сиротам, людям без трудового стажа.
  • Пособие на погребение умершего.

Также сюда относят социальные льготы. Они являются видом гарантий, предназначенных для определенных категорий граждан: трудовым ветеранам, инвалидам, ветеранам ВОВ и т. д. С 2005 года классические льготы, действовавшие до этого, были заменены денежными выплатами. Вместе они называются социальным пакетом и представляют собой ежемесячные выплаты.

В социальный пакет включают бесплатное приобретение лекарств, проезд в городском транспорте, лечение в санаториях и дорогу туда. Согласно закону, могут сами выбирать форму льгот: в виде денежных выплат или классических ценовых послаблений.

Наибольшие выплаты (коэффициент 2) были предусмотрены инвалидам ВОВ. Выплаты для ветеранов, не являющихся инвалидами, гораздо меньше (коэффициент 1,5). Прочие льготники, среди которых и ветераны боевых действий, могут воспользоваться еще меньшими выплатами (коэффициент 1,1).

Наименьшие льготы предусмотрены для тех ветеранов, которые в период Великой Отечественной войны были задействованы в обеспечении функционирования объектов тыла. Например, в строительстве военных баз, сооружений обороны. Такая же величина льгот предусмотрена и тем, кто является членами семей инвалидов ВОВ в случае их смерти. В данном случае коэффициент выплат составляет 0,6.

Размер денежных отчислений зависит от степени инвалидности. Для первой степени (по ограничению в трудовой деятельности) ставка составляет 0,8, для второй - 1,0, а для третьей - 1,4.

При отсутствии у человека с инвалидностью ограничений на трудовую деятельность ставка выплат будет минимальна и составит 0,5.

Социальная поддержка

Этот вид помощи населению предусмотрен для самых уязвимых категорий граждан, то есть для тех, которые не могут самостоятельно обеспечить свое материальное положение. Характер этой помощи двоякий. Это и денежные выплаты, и помощь в натуральном виде: вещи, бесплатная еда.

Средства на оказание социальной поддержки поступают от налоговых сборов. Однако воспользоваться этим видом помощи непросто. Сначала необходимо пройти проверку. Главным условием является совокупный доход ниже прожиточного минимума.

Социальное обслуживание

Помощь населению может быть и психологической. Для этого созданы социальные службы, которые занимаются адаптацией человека в трудных жизненных ситуациях, в которых те оказались. Меры психологической помощи могут требоваться в связи с различными трагедиями, заболеваниями.

Такая форма поддержки называется социальным обслуживанием населения. Оно включает в себя помощь в быту, решение вопросов юридического характера, педагогическую и медицинскую помощь. Это и есть система социально правовой защиты населения.

Эта форма поддержки интенсивно развивалась в начале 2000-х. Так, например, за этот период выросло на 1/3 общее число центров социального обслуживания граждан. Количество учреждений для поддержки инвалидов и престарелых увеличивалось, начиная с 1985 года. В 2004 году их было уже в 1,5 раза больше. Также были созданы новые виды учреждений системы социальной защиты населения: кризисные центры для различных категорий граждан, в основном для женщин.

Кто является объектом для социальной работы

Профессиональная работников направлена на такие группы населения, как инвалиды, пенсионеры, люди с тяжелыми заболеваниями, дети, наркоманы, беженцы, трудные подростки, безработные и заключенные.

Кто проводит социальную работу

В ней задействована система органов и учреждений социальной защиты населения. Самой верхней является государственная власть, которая занимается разработкой законов, издает указы, которые реализуются через государственные программы. Также этим занимаются и общественные организации, а также организации, ведущие благотворительную деятельность, например, Красный Крест.

Непосредственными исполнителями социальной работы являются добровольные или задекларированные социальные работники. Профессиональных социальных служащих в России насчитывается несколько десятков тысяч человек, а всего в мире - примерно 0,5 миллиона чел. Однако значительная часть работ выполняется лицами без специального образования, согласившимися на данный вид работ по причине сложившихся обстоятельств (например, ЧС), либо по внутреннему убеждению.

Таким образом, система органов социальной защиты населения сейчас довольно многочисленна.

Что такое эффективность социальной работы

Обычно под эффективностью подразумевается отношение затраченных сил к величине полученного результата. В области социальной деятельности измерить эффективность довольно сложно. Ведь ее результат определяется по общему удовлетворению граждан работой социальных служб, а этот показатель является качественным, а не количественным. Более близки к количественному подсчету материальные показатели. Если основная часть выделенных на льготы, пенсии и пособия дошла до конечного потребителя, значит, работу социальных служб можно назвать эффективной.

Если рассматривать ситуацию в целом, то показателем эффективности социальной деятельности может быть рост рождаемости, снижение смертности, увеличение продолжительности жизни, снижение наркомании, преступности, нищеты и т. д. Эффективность системы социальной защиты населения в России зависит от конкретного региона.

Не все результаты деятельности социальных служб могут быть оценены как положительные. При чрезмерном развитии системы социальной поддержки населения у людей может возникнуть нежелание работать, выходить замуж и так далее. Такая проблема существует в США, а для России она не актуальна. Система государственных органов социальной защиты населения не всегда способна обеспечить эффективную и полноценную помощь гражданам.

Социальная поддержка населения России в 2018 году

В настоящее время основное внимание при оказании социальной помощи уделяется выплатам нуждающимся. За основу берется величина прожиточного минимума. Если доходы человека ниже данной величины, то это является основанием для оказания подобной помощи. Основные направления выплат:

  1. Субсидии.
  2. Денежные вознаграждения.
  3. Выплаты в целях компенсации.
  4. Гуманитарная помощь.

Социальные пособия выдаются безвозмездно и могут расходоваться по желанию человека. Их величина регулируется законодательно и зависит от конкретной категории граждан. В регионах возможны доплаты по решению региональных властей.

Субсидии также выплачиваются на безвозмездной основе и происходят путем перечисления денег на банковский счет получателя.

Выплаты с целью компенсации производятся уже после расходования денег на определенные цели. Они осуществляются в случаях, оговоренных в законодательстве. Для этого требуется предоставить доказательство расходования средств на определенные цели.

Гуманитарная помощь производится в натуральном виде: товарами, одеждой, продуктами. Обычно сбор средств осуществляется населением.

Что необходимо для получения помощи в 2018 году

Помощь оказывается малообеспеченным гражданам, а также тем, кто столкнулся с временными финансовыми проблемами из-за не зависящих от них причин. Для ее получения придется предоставить определенные документы. Самыми главными из них являются паспорт и заявление, но могут потребовать еще с десяток разных бумаг. Набор документов может зависеть от вида социальной поддержки.

Обращаться следует в отдел социальной защиты населения, в ПФР или в отделение Пенсионного Фонда.

Как получить социальную помощь

Для этого следует обратиться в соответствующий орган или в МФЦ и предоставить заявление и требуемые документы. Заявка рассматривается в течение 10 дней, после чего выносится решение о предоставлении помощи либо об отказе от нее. В некоторых случаях этого срока оказывается недостаточно. Тогда по прошествии десяти дней выносится предварительное заключение, а рассмотрение продлевается до 1 месяца. В период 10-30 дней проверяются документы и производится более детальное изучение заявки.

Основанием для отказа в предоставлении социальной помощи может стать сокрытие истинного дохода и/или имущества, либо предоставление ложных сведений о структуре семьи.

В случае улучшения финансового положения получателя социальные выплаты ему прекращаются. Сообщить об увеличении дохода до уровня выше прожиточного минимума необходимо в течение 14 дней.

Помощь для бедных семей

Она предоставляется семьям, чьи доходы ниже установленного минимального уровня. Она включает в себя помощь при рождении, выплаты по декрету, льготную ипотеку. Также такие семьи могут рассчитывать на бесплатные медицинские услуги, помощь в натуральном виде (продукты, топливо, лекарства), налоговые льготы, психологическую и юридическую поддержку.

Для многодетных семей предусмотрены следующие виды помощи:

  • Бесплатное пользование городским транспортом.
  • Скидки на оплату коммунальных услуг.
  • Для детей младше 6 лет - бесплатные лекарства, если их выписал врач.
  • Право на бесплатное питание детей в школе.
  • Компенсационные выплаты, связанные со школьной одеждой.
  • Прием малышей в детсад вне очереди.

Что такое материнский капитал

Это разовая выплата, которая производится в случае рождения второго и следующих детей. В 2018-20 годах она составляет 453 000 рублей. Закон о материнском капитале был принят в 2007 году.

Потратить его можно только на оговоренные в законе нужды.

Таким образом, система государственной социальной защиты населения направлена на оказание всесторонней социальной помощи гражданам. В России она достаточно хорошо развита. Большую работу в этом направлении проводят волонтеры и благотворительные организации. Учреждения системы социальной защиты населения довольно многочисленны. Их количество резко увеличилось за последние 20 лет, так как именно в этот период произошло значительное расслоение общества на основе финансовых доходов.

Введение

Система социальной защиты: этапы формирования

Социальное страхование в системе социальной защиты населения, классификация форм социального страхования

3. Организационно-правовой статус фондов обязательного социального страхования

1 Пенсионный фонд

2 Фонд социального страхования

3 Фонды обязательного медицинского страхования

Заключение


Введение

В повседневной жизни любого человека возможны такие ситуации, когда, в силу тех или иных причин, он утрачивает источник средств своего существования. Такая материальная необеспеченность может наступить либо в связи с утратой трудоспособности по старости, инвалидности, либо потери работы, по болезни и т.д. Формы и способы защиты от подобных социальных угроз в обществе используются разные: взаимопомощь работников предприятий; установленное обычаем или законом материальное обеспечение пожилых людей, инвалидов; социальное страхование, социальная помощь, благотворительность и другие. Они объединены общим названием - «социальная защита населения», которая составляет неотъемлемый элемент социально-экономических отношений общества социально-ориентированных стран.

Тема социальной защиты будет актуальна и интересна всегда, так как она касается каждого. Все мы, так или иначе, становимся участниками системы социальной защиты и включены в систему социального страхования. Это определяет актуальность выбранной темы работы. Цель работы - изучение понятия и основных характеристик системы социальной защиты.

Рассмотреть этапы формирования системы социальной защиты;

Изучить различия между социальным страхованием, социальным обеспечением, социальной помощью;

Рассмотреть организационно-правовые структуры государственных фондов обязательного социального страхования.

1. Система социальной защиты: этапы формирования

Обычно под социальной защитой понимается совокупность разнообразных мер, осуществляемых государством, обществом, корпорациями, общественными организациями по защите граждан от различного рода социальных угроз. В настоящее время сложилось понимание социальной защиты в широком и узком смысле слова.

В широком смысле - это деятельность государства и общественных организаций по реализации целей и приоритетных задач социальной политики, реализации совокупности законодательно закрепленных экономических, правовых и социальных гарантий, обеспечивающих каждому члену общества соблюдение важных социальных прав, в том числе на достойный человека уровень жизни, необходимый для нормального воспроизводства и развития личности.

В узком смысле - это комплекс целенаправленных мероприятий экономического, правового и организационного характера для поддержки, прежде всего материально, наиболее уязвимых слоев населения.

Социальная защита включает в себя систему разнообразных форм и направлений, а также совокупность различных организаций и учреждений (государственных и негосударственных), которые ее осуществляют. Комплекс мер по социальной защите населения реализуется как за счет федеральных местных фондов, так и за счет специально создаваемых фондов (ФСС, благотворительных фондов и т.п.)

Формирование системы социальной защитывключает несколько этапов.

Выделение из всего населения целевых групп - лиц, нуждающихся в социальной защите. Для этого применяются механизмы контроля и критерии определения семейных доходов.

Выбор методов, обеспечивающих целенаправленный характер помощи. С этой целью осуществляется привязка помощи к конкретным регионам страны или социальным группам населения.

Оценка уровня жизни, необходимая для правильного определения целевых групп. Для этого осуществляется обследование семейных бюджетов с учетом всех получаемых доходов в денежной и натуральной формах.

С целью определения адресности социальной помощи применяется концепция минимально необходимого уровня потребления. При этом так называемая минимальная потребительская корзина включает набор необходимых товаров и услуг с последующим его расширением. Применяются нормы потребления, соответствующие фактической структуре потребления мало обеспеченных людей.

Выбор способов предоставления пособий, дотаций, льгот. Они могут предоставляться в денежной и натуральной формах. Использование талонов на продовольствие или одежду обеспечивает целевое использование выделяемой помощи.

В странах с социально-ориентированной экономикой расходы на социальную защиту занимают одно из приоритетных направлений. Реальное представление об этом дают следующие данные. По сведениям МВФ в 2003. году доля социальных расходов расширенного правительства в ВВП составляла: в Австрии - 34,7%, в Германии - 33,7%, в Дании - 41,2%, в Швеции - 40,4%. В современной России становление социальной защиты находится на самом раннем этапе ее развития и сопровождается немалыми трудностями. Поэтому и уровень расходов в РФ на эти цели значительно отстает от западных стран. В 2003 г. они составили 17% ВВП. Несмотря нарост в России в 2004-2005 гг. социальных расходов их доля в ВВП не увеличилась, а в 2006 г. снизилась до 14,5%.

Действенным инструментом осуществления социальной защиты населения является социальная политика государства. В ней находят практическое воплощение меры по развитию социальной сферы общества, оказанию гражданам необходимой социальной поддержки, помощи и защиты с использованием для этого имеющегося финансового и иного общественного потенциала. В современных условиях Правительство РФ концентрирует основные усилия в области социальной политики на следующих главных направлениях: обеспечение роста денежных доходов населения и уменьшение дифференциации на основе увеличения заработной платы, повышения доли оплаты труда в ВВП, улучшения пенсионного обеспечения в ходе проведения пенсионной реформы, улучшение качества медицинской помощи, значительное сокращение социальной и экономической бедности, укрепление социальной безопасности граждан.

2. Социальное страхование в системе социальной защиты населения, классификация форм социального страхования

Многообразие социальных и профессиональных рисков предопределяет и разнообразные формы социальной защиты населения. На практике эта система имеетдовольно сложную структуру, каждый элемент которой имеет свою специфику и играет определенную роль в обеспечении социальной безопасности человека. К их числу относятся:

-социальное страхование;

-социальное обеспечение;

-социальная помощь.

Кроме того, наряду с этими формами, социальная безопасность индивида может быть достигнута за счет личных сбережений, частного личного страхования, некоторых других форм (благотворительность и т.п.).

Различия между социальным страхованием, социальным обеспечением, социальной помощью сгруппированы в таблице.

Таблица Основные характеристики социального страхования, социальной помощи и социального обеспечения

Социальное страхованиеСоциальная помощьСоциальное обеспечениеФинансирование обычно осуществляется за счет работодателей, работников и государства. Их участие в финансировании является обязательнымФинансирование за счет региональных и местных бюджетов, внебюджетных средств (благотворительности, меценатства и.т.п.)Финансирование за счет государственных и региональных бюджетовВыплаты производятся только застрахованным лицам на основе законодательстваВыплаты производятся только определенным категориям населения на основе законодательстваВыплаты производятся только определенным категориям населения на основе законодательстваСтраховые выплаты осуществляются независимо от имущественного положения и уровня доходов за счет страховых средствВыплаты производятся на основе критерия нуждаемости. При оценке нуждаемости учитываются доходы и размеры собственности соответствующих лицВыплаты производятся независимо от уровня доходов, за счет бюджетов всех уровнейЗа счет страховых выплат обеспечивается возмещение затрат на воспроизводство работника при наступлении страхового случаяЦель выдачи пособия - доведение уровня доходов человека до определенного законом минимума с четом таких факторов, как размер семьи, уровень дохода и т.п. Размер пособия не связан с предшествующими уровнями заработной платы или доходаДополнительное социальное обеспечение за особые заслуги перед государствомПраво человека на страховое пособие базируется на основе уплаты страховых взносов без учета нуждаемости, но с учетом размеров уплаченных взносовСоциальная помощь предоставляется на основании исследования благосостояния нуждающихся и ориентируется на его относительное повышениеСоциальное обеспечение производится в виде денежных пособий, различных льгот в соответствии и на основании особых заслуг перед государствомСистема страхования несчастных случаев на производстве обычно полностью финансируется работодателем с возможным участием государства--

Социальное страхование имеет довольно сложную и разветвленную структуру. Сложность структуры социального страхования предполагает необходимость классификации его форм. Это важно не только с теоретической, но и практической точек зрения. Такая классификация осуществляется по ряду критериев:

.Юридический статус. Различают обязательное и добровольное страхование.

.Организационно-правовое положение. Различают государственное и негосударственное страхование.

.Организационные формы. Существуют профессиональное, территориальное, корпоративное и личное страхование.

.Страхуемые риски. На основании этого критерия выделяют пенсионное страхование, страхование безработицы, медицинское страхование, страхование временной нетрудоспособности, страхование несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.

На данном этапе становления национальной системы социального страхования преимущественное развитие получили его государственные формы. В частности, были созданы четыре государственных фонда социального страхования:

-Фонд пенсионного страхования РФ (ПФР);

-Фонд обязательного медицинского образования (ФОМС) с территориальными фондами обязательного медицинского страхования (ТФОМС) в регионах;

-Фонд социального страхования (ФСС).

3. Организационно-правовой статус фондов обязательного социального страхования

социальный защита страхование пособие

Являясь основой организационной структуры обязательного социального страхования, фонды играют ключевую роль. Государственные фонды обязательного социального страхования были созданы в соответствии с нормативными актами о конкретных видах обязательного социального страхования для обеспечения прав застрахованных граждан по обязательному социальному страхованию принаступлении страховых случаев. Поскольку фонды обязательного социального страхования являются государственными организациями, то они входят в качестве составной части в структуру органов исполнительной власти, которые определяют форму и методы оперативного управлениядеятельностью.

Вместе с тем фонды обязательного социального страхования относятся к некоммерческим организациям, что делает недопустимым для фондов заниматься какой-либо деятельностью в ущерб их основной задаче - обеспечению эффективной социальной защиты населения от массовых социальных и профессиональных рисков.

Рассмотрим каждый из фондов обязательного социального страхования.

3.1 Пенсионный фонд

Пенсионный фонд обладает централизованной структурой.

Основной ответственностью Пенсионного фонда РФ является обязательное страхование материальной необеспеченности в связи с реализацией следующих рисков:

-наступление нетрудоспособности по возрасту;

-наступление нетрудоспособности по инвалидности;

-потеря кормильца.

В соответствии с действующим законодательством пенсии выплачиваются при достижении установленного законом пенсионного возраста, наступления инвалидности, потере кормильца.

Пенсионный фонд за счет аккумулированных ресурсов и количеству обслуживаемого им населения является крупнейшей организацией системы обязательного страхования.

Функции Пенсионного фонда обеспечивают:

.управление средствами бюджета ПФР и контроль за ихрасходованием в соответствии с ФЗ «Об управлении средствами государственного пенсионного обеспечения (страхования) в РФ».

.назначение (перерасчет), своевременную выплату трудовых пенсий на основе данных персонифицированного учета, а также предусмотренные законодательством РФ другие виды пенсий;

.финансовую устойчивость и сбалансированность системы обязательного пенсионного страхования, поступление обязательных платежей в объеме, предусмотренном бюджетом ПФР;

.целевое использование средств обязательного пенсионного страхования, осуществление контроля за их использованием;

.осуществление учета средств, поступающих по обязательному пенсионному страхованию;

.регистрирование страхователей;

.режим ведения специальной части индивидуального лицевого счета в соответствии с требованиями, установленными федеральным законом;

.своевременный учет в соответствующих разделах специальной части индивидуального лицевого счета поступивших страховых взносов на накопительную часть трудовой пенсии, размера назначенной пенсии и выплат за счет средств пенсионных накоплений;

В ведении ПФР находятся также вопросы разработки проекта бюджета Пенсионного фонда, контрольные функции по проверке предоставляемых документов для назначения или перерасчета пенсий, подготовки обоснования размера страховых тарифов, вопросы международного сотрудничества и др.

3.2 Фонд социального страхования

По объему располагаемых финансовых ресурсов ФСС занимает второе место после ПФР.

Фонд социального страхования РФ представляет собой централизованный фонд финансовых ресурсов, аккумулирующий, предназначенные для оказания социальной помощи и социальных услуг денежные средства, формируемый на страховой основе и распределяемый по территориальному принципу. Фонд социального страхования РФ является бюджетным учреждением, имеющим региональные отделения. Имущество фонда находится в его оперативном управлении и является федеральной собственностью. К имуществу фонда относится также имущество, закрепленное за подведомственными фонду санаторно-курортными учреждениями.

Риски страхуемые ФСС довольно многообразны. Основной ответственностью ФСС является страхование риска материальной необеспеченности в следующих случаях:

-временной нетрудоспособности в результате общего заболевания;

-профессиональных заболеваний;

-получения травмы на производстве в результате несчастного случая;

-беременности и рождения ребенка;

-родов или усыновления ребенка;

-ухода за ребенком до 1,5 лет и в период его болезни, ухода за ребенком-инвалидом;

-смерти работника или члена его семьи.

Таким образом, сфера страховой деятельности ФСС является более широкой по сравнению с другими формами страховой защиты. До последнего времени ФСС также проводил большую работу по оздоровлению детей работников в детских лагерях, осуществлял санаторно-курортное лечение работников и членов их семей. Но в отношении санаторно-курортного лечения и оздоровления получила развитие неблагоприятная тенденция - произошло резкое сокращение финансирования расходов на данный вид деятельности.

Особое место среди деятельности ФСС занимает страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний. Этот вид страхования введен в 2000 г. и его значение трудно переоценить, тем более, что уровень травматизма и профессиональных заболеваний в России очень высокий по сравнению с другими странами с социально-ориентированной рыночной экономикой. Страховые взносы на данный вид страхования вносят только работодатели. Целью и задачей обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний является:

-обеспечение социальной защиты застрахованных;

-экономическая заинтересованность участников страхования в снижении профессиональных рисков;

-возмещение вреда, причиненного жизни и здоровью путем предоставления застрахованному в полном объеме всех необходимых видов обеспечения по страхованию.

Организационная структура ФСС представляет собой сочетание централизованного и децентрализованного управления. Централизованные руководящие решения идут в региональные органы ФСС (республиканские, краевые, областные), которые, в свою очередь, руководят филиалами. Филиалы осуществляют руководство комиссиями по социальному страхованию на предприятиях.

Фонд социального страхования - единственный из фондов, деятельность которого регламентируется не Федеральным законом, а постановлением Правительства РФ. Задачи, решаемые ФСС в принципе идентичны задачам ПФР и ФОМС.

Задачи, находящиеся в зоне ответственности ФСС:

.обеспечение гарантированных государством пособий по временной нетрудоспособности в следствие различным причин;

.участие в разработке и реализации государственных программ охраны здоровья работников, мер по совершенствованию социального страхования;

.осуществление мер, обеспечивающих финансовую устойчивость фонда;

.разработка предложений о размерах тарифа страховых взносов.

Формирование финансовой базы ФСС осуществляется за счет отчислений страхователями и страховых взносов на страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний. Кроме того, государство компенсирует ФСС отдельные расходы из государственного бюджета.

3.3 Фонды обязательного медицинского страхования

Фонды обязательного медицинского страхования представляют собой централизованные источники финансовых ресурсов для целей медицинского страхования как формы социальной защиты населения. Фонды обеспечивают аккумулирование денежных средств на обязательное медицинское страхование, финансирование государственной системы обязательного медицинского страхования.

Задачи медицинского страхования - гарантировать гражданам при возникновении страхового случая получение медицинской помощи за счет накопленных средств и проводить профилактические мероприятия.

В отличие от Пенсионного фонда Фонд обязательного медицинского страхования обладает децентрализованной структурой, включающей в себя федеральный фонд и региональные фонды, работающие в каждом регионе РФ в оперативном отношении вполне независимо от федерального фонда.В отношениях федерального и регионального уровней нет никакой иерархии, поскольку региональные фонды отвечают за свою работу перед региональной администрацией и региональными парламентами. Региональные фонды медицинского страхования собирают взносы с работодателей, но лишь часть из них направляется в федеральный фонд.

Еще одной особенностью Фонда обязательного страхования является то, что за неработающее население вносит государство, т.е. федеральные и региональные органы власти.

Основными задачами ФФОМС являются:

выравнивание условий деятельности ТФОМС по обеспечению финансирования программ обязательного медицинского страхования;

проведение финансирования целевых программ в рамках обязательного медицинского страхования;

участие в разработке базовой программы обязательного медицинского страхования совместно с органами исполнительной власти, медицинскими организациями;

подготовка предложений о страховом тарифе, по совершенствованию законодательных и нормативных актов по вопросам ОМС;

участие в создании ТФОМС;

аккумуляция финансовых средств ФФОМС и осуществление финансово-кредитной деятельности для выполнения задач, предусмотренных положением о ФФОМС.

Задачи ТФОМС в целом совпадают с задачами ФФОМС.

Заключение

Основной предпосылкой социального страхования являются риски, присущие самой природе человеческого существования. Это риски на физиологическом, экономическом и социальном уровнях. В современных условиях один из главных социальных рисков - это потеря трудового дохода. В масштабах страны социальный риск проявляется в несоответствии индивидуальных параметров уровня жизни человека общественным нормам.

Социальное страхование является системой отношений по перераспределению национального дохода путем формирования из обязательных страховых работодателей и работников специальных страховых фондов для компенсации утраты трудового дохода или его поддержания вследствие действия определенныхсоциальных рисков.

Социальное страхование базируется на следующих принципах:

-обязательность для всех участников;

-распределение обязанностей по уплате страховых взносов в фонды социального страхования работниками и работодателями;

-размеры страховых взносов соответствует той степени социальной защиты, которая необходима населению исходя из установленных общественных стандартов уровня и качества жизни;

-социальные выплаты определяются степенью потребности в социальной помощи и зависят от размеров, сроков и других условий уплаты страховых взносов;

-право на получение социальных выплат определяется фактами наступления социального риска и уплатой страховых взносов без дополнительной проверки нуждаемости в доходе.

Финансовую основу социального страхования составляют обязательные (в силу закона) и равные (в одинаковой доле от фонда оплаты труда) страховые взносы.

Формы социального страхования со временем меняются по мере изменения структуры социальных рисков. В большинстве случаев сохраняются три основные отрасли социального страхования: пенсионное, медицинское, от несчастных случаев.

Современная российская система социального страхования включает четыре отрасли, управляемые тремя внебюджетными государственными фондами:

.государственное социальное страхование (ФСС);

.обязательное страхование от несчастных случае (ФСС);

.обязательное медицинское страхование (ФОМС);

.обязательное пенсионное страхование (ПФР).

Социальное страхование в России в настоящее время находится в процессе реформирования.

Список использованной литературы

1.Архипов А.П., Гомеля В.Б.Страхование. Современный курс: учебник / Под ред. Е.В. Коломина. - М.: Финансы и статистика, 2012. - 416 с.

.Бабич А.М., Павлова Л.Н.Государственные и муниципальные финансы: Учебник для вузов. - М.: ЮНИТИ, 2002. - 687 с.

.Куликов В., Роик В.Социальная политика как приоритет и приоритеты социальной политики // РЭЖ. - 2005. - №1. - с. 3-17.

.Павлюченко В.Г. Социальное страхование: Учеб. пособие. - М.: «Дашков и К», 2011. - 412 с.

.О взносах на обязательное пенсионное страхование // Экономика и жизнь. - 2006. - №10. - с.14.

.Скок Н.Инновационная деятельность учреждений социального обслуживания населения // Социальная работа. - 2007. - №5. - с. 28-29.

Социальная защита населения — это одно из важнейших направлений социальной политики государства, заключающееся в установлении и поддержании общественно необходимого материального и социального положения вАШне всех членов общества.

Иногда социальную защиту трактуют более узко: как обеспечение определенного уровня доходов для тех слоев населения, которые в силу каких-либо причин не могут самостоятельно обеспечить свое существование: безработных, инвалидов, больных, сирот, стариков, одиноких матерей, многодетных семей. Основные принципы социальной защиты:

  • гуманность;
  • адресность;
  • комплексность;
  • обеспечение прав и свобод личности.

Система социальной зашиты населения и ее структура

Система социальной защиты — это комплекс законодательных актов, мероприятий, а также организаций, обеспечивающих реализацию мер социальной защиты населения, поддержки социально уязвимых слоев населения.

Она включает в себя:

1. Социальное обеспечение — возникло в России в 20-е годы ХХ в. и означало создание государственной системы материального обеспечения и обслуживания пожилых и нетрудоспособных граждан, а также семей с детьми за счет так называемых общественных фондов потребления. Эта категория по сути идентична категории социальной защиты, однако последняя применяется по отношению к рыночной экономике.

Помимо пенсий (по старости, инвалидности и пр.) к социальному обеспечению относились пособия по временной нетрудоспособности и родам, по уходу за ребенком в возрасте до года, помощь семьям в содержании и воспитании детей (бесплатные или на льготных условиях ясли, детские сады, интернаты, пионерские лагеря и пр.), семейные пособия, содержание нетрудоспособных в специальных организациях (домах престарелых и пр.), бесплатная или на льготных условиях протезная помощь, предоставление инвалидам средств передвижения, профессиональное обучение инвалидов, различные льготы семьям инвалидов. При переходе к рынку система социального обеспечения в значительной мере перестала выполнять свои функции, однако часть ее элементов вошла в современную систему социальной защиты населения.

2. — предоставление социальных благ и услуг гражданам без учета трудового вклада и проверки нуждаемости на основе принципа распределения по потребностям имеющихся общественных ресурсов этих благ. В нашей стране к социальным гарантиям относят:

  • гарантированное бесплатное медицинское обслуживание;
  • общедоступность и бесплатность образования;
  • минимальный размер оплаты труда;
  • минимальный размер пенсии, стипендии;
  • социальные пенсии (инвалидам с детства; детям-инвалидам; инвалидам, не имеющим трудового стажа; детям, потерявшим одного или обоих родителей; лицам, старше 65 (мужчины) и 60 (женщины) лет, не имеющим трудового стажа);
  • пособия при рождении ребенка, на период по уходу за ребенком до достижения им возраста 1,5 лет, до 16 лет;
  • ритуальное пособие на погребение и некоторые другие.

С 1 января 2002 г. увеличены размеры пособий, связанных с рождением ребенка. Так, размер единовременного пособия при рождении ребенка возрос с 1,5 тыс. рублей до 4,5 тыс. рублей и в 2006 г. — до 8000 рублей, ежемесячное пособие на период отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет с 200 до 500 рублей, а в 2006 — до 700 рублей. Это пособие обеспечивало 25% прожиточного минимума трудоспособного лица. Размер ежемесячного пособия на ребенка до 16 лет не пересматривался и составляет 70 рублей. Его соотношение с величиной прожиточного минимума ребенка составляло в 2004 г. 3,0%. В Москве и некоторых других регионах это пособие в 2006 г. увеличилось до 150 руб.

Разновидностью социальных гарантий являются социальные льготы. Они представляют собой систему общественных гарантий, предоставляемых отдельным группам населения (инвалидам, участникам войны, ветеранам труда и пр.). В 2005 году произошла замена натуральных льгот этим категориям населения денежными компенсациями. С 1 января 2005 года льготная категория граждан имеет право на пользование социальным пакетом и право на получение ежемесячных денежных выплат. Стоимость социального пакета устанавливается в размере 450 рублей. В него входят проезд в пригородном транспорте, бесплатное лекарственное обеспечение, санаторно-курортное лечение и проезд к месту санаторно-курортного лечения. Закон предусматривает, что с января 2006 года льготники смогут выбирать между социальным пакетом и получением соответствующей денежной суммы.

С 1 января 2006 года ежемесячные денежные выплаты в соответствии с законом были установлены в следующих размерах: инвалиды Великой Отечественной войны — 2000 рублей; участники ВОВ — 1500 рублей; ветераны боевых действий и ряд других категорий льготников — 1100 рублей.

Лица, работавшие в период ВОВ на объектах противовоздушной обороны, строительстве оборонительных сооружений, военно-морских баз, аэродромов и других военных объектов, члены семей погибших или умерших инвалидов войны, участников ВОВ и ветеранов боевых действий, будут получают ежемесячно 600 рублей.

Инвалидам, имеющим третью степень ограничения трудовой деятельности, ежемесячно выплачивается 1400 рублей; вторую степень — 1000 рублей; первую степень — 800 рублей; детям-инвалидам будет выплачиваться 1000 рублей. Инвалиды, не имеющие степени ограничения к трудовой деятельности, за исключением детей-инвалидов, ежемесячно получают по 500 рублей.

Социальное страхование — защита экономически активного населения от социальных рисков на основе коллективной солидарности при возмещении ущерба. Основными социальными рисками, связанными с потерей трудоспособности, работы и соответственно, дохода, являются болезнь, старость, безработица, материнство, несчастный случай, производственная травма, профессиональное заболевание, смерть кормильца. Финансируется система социального страхования из специальных внебюджетных фондов, формируемых за счет взносов работодателей и работников, а также субсидий государства. Существует две формы социального страхования — обязательное (при поддержке государством его фондов) и добровольное (при отсутствии государственной помощи). Поддержка граждан осуществляется, прежде всего, путем денежных выплат (пенсий и пособий по болезни, старости, безработице, потере кормильца и пр.), а также при помощи финансирования услуг организаций здравоохранения, профессионального обучения и др., связанных с восстановлением трудоспособности.

Социальная поддержка (помощь) предоставляется социально-уязвимым группам населения, не способным в силу тех или иных причин обеспечить себе доход. Помощь осуществляется как путем денежных, так и натуральных выплат (бесплатные обеды, одежда) и финансируется за счет общих налоговых поступлений. Для получения социальной помощи обычно необходима проверка на нуждаемость. Помощь предоставляется тем людям, чьи доходы ниже минимальных жизненных стандартов, и выступает важнейшим элементом политики борьбы с бедностью, обеспечением минимального гарантированного дохода, как реализация права на жизнь.

Социальная поддержка не ограничивается только материальной помощью. Она включает также меры в виде содействия и услуг, оказываемых отдельным лицам или группам населения социальными службами для преодоления жизненных трудностей, поддержания социального статуса, адаптации в обществе.

Деятельность социальных служб по социальной поддержке, оказанию социально- бытовых, медицинских, педагогических, правовых услуг и материальной помощи, проведению социальной адаптации и реабилитации граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации сформировалась в отдельную отрасль социальной сферы — социальное обслуживание.

Система учреждений социального обслуживания в России развивается весьма быстрыми темпами. За период 1998-2004 год общее количество учреждений социального обслуживания увеличилось на треть. При этом число учреждений для престарелых и инвалидов выросло по сравнению с 1985 годом более чем в полтора раза, а по сравнению с 1998 г. на 18%. Число центров социальной помощи семье и детям за 1998-2004 гг. увеличилось в 2 раза, социально-реабилитационных центров — в 2,5 раза. Работают 25 реабилитационных центров для инвалидов молодого возраста, 17 геронтологических центров. Появились новые виды учреждений социального обслуживания: кризисные центры для женщин, пока единственный кризисный центр для мужчин, кризисные отделения для девочек.

Работа, направленная на оказание помощи, поддержки и защиты людей, и, прежде всего, социально слабых слоев общества, называется социальной работой.

Объектом социальной работы являются люди, нуждающиеся в посторонней помощи: старики, пенсионеры, инвалиды, тяжелобольные, дети; люди, попавшие в тя
желую жизненную ситуацию: безработные, наркоманы, подростки, попавшие в дурную компанию, неполные семьи, осужденные и отбывшие наказание, беженцы и переселенцы и пр.

Субъекты социальной работы — те организации и люди, которые ведут эту работу. Это государство в целом, осуществляющее социальную политику через государственные органы социальной защиты. Это общественные организации: Российская ассоциация социальных служб, Ассоциация социальных педагогов и социальных работников и др. Это благотворительные организации и общества милосердия типа Красного Креста и Красного Полумесяца.

Главным субъектом социальной работы являются люди, занимающиеся ей профессионально или на общественных началах. Профессиональных социальных работников (т. е. людей, имеющих соответствующее образование и диплом) около полумиллиона во всем мире (в России несколько десятков тысяч). Основную часть социальной работы выполняют непрофессионалы либо в результате сложившихся обстоятельств, либо в силу убеждений и чувства долга.

Общество заинтересовано в повышении эффективности социальной работы . Однако определить ее и измерить достаточно сложно. Под эффективностью понимается соотношение результатов деятельности и затрат, необходимых для достижения этого результата. Эффективность в социальной сфере — это сложная категория, которая складывается из целей, результатов, затрат и условий социальной деятельности. Результат — это конечный итог какой-либо деятельности в соотношении с ее целью. Он может быть положительным или отрицательным. В социальной работе результатом является удовлетворение потребностей ее объектов, клиентов социальных служб, и на этой основе общее улучшение социальной обстановки в обществе. Критериями эффективности социальной работы на макроуровне могут служить показатели материального положения семьи (человека), ожидаемая продолжительность жизни, уровень и структура заболеваемости, бездомности, наркомании, преступности и пр.

С критерием эффективности тесно связана проблема пределов социальной помощи гражданам. Как и при осуществлении политики доходов, необходимо учитывать возможные негативные последствия массированной социальной поддержки: появление иждивенчества, пассивности, нежелания самому принимать решения и решать свои проблемы. Могут возникнуть негативные явления в социальной сфере (например, активная поддержка одиноких матерей может иметь своим следствием снижение уровня брачности и, в конечном итоге, рождаемости).

Система мероприятий, осуществляемых гос. и общественными организациями по обеспечению гарантированных минимальных достаточных условий жизни, поддержанию жизни и деятельного существования человека. Иногда соц. защиту трактуют более узко: как обеспечение определенного уровня доходов для тех слоев населения, которые в силу каких-либо причин не могут самостоятельно обеспечить свое существование: безработных, инвалидов, больных, сирот, стариков, одиноких матерей, многодетных семей. Основные принципы соц. защиты: гуманность; адресность; комплексность; обеспечение прав и свобод личности .

Виды социальной защиты. Гос. формы: доступное здравоохранение; льготы; доступное образование; пенсия; система соц. обслуживания и предоставления соц. услуг; меры соц. поддержки. Негосударственные формы: добровольное соц. страхование; благотворительность; частные системы здравоохранения и др.

Система соц. защиты - это комплекс законодательных актов, мероприятий, а также организаций, обеспечивающих реализацию мер соц. защиты населения, поддержки социально уязвимых слоев населения.

Она включает в себя:

1. Соц. обеспечение - создание гос. системы материального обеспечения и обслуживания пожилых и нетрудоспособных граждан, а также семей с детьми за счет так называемых общественных фондов потребления. Помимо пенсий (по старости, инвалидности и пр.) к соц. обеспечению относятся пособия по временной нетрудоспособности и родам, по уходу за ребенком в возрасте до 3 лет, помощь семьям в содержании и воспитании детей, семейные пособия, содержание нетрудоспособных в специальных организациях (домах престарелых и пр.), бесплатная или на льготных условиях протезная помощь, предоставление инвалидам средств передвижения, профессиональное обучение инвалидов, различные льготы семьям инвалидов.

2. Соц. гарантии - предоставление соц. благ и услуг гражданам без учета трудового вклада и проверки нуждаемости на основе принципа распределения по потребностям имеющихся общественных ресурсов этих благ. В нашей стране к соц. гарантиям относят: гарантированное бесплатное мед. обслуживание; общедоступность и бесплатность образования; минимальный размер оплаты труда; минимальный размер пенсии, стипендии; соц. пенсии (инвалидам с детства; детям-инвалидам; инвалидам, не имеющим трудового стажа; и др.); пособия при рождении ребенка; ритуальное пособие на погребение и некоторые другие.

Разновидностью социальных гарантий являются соц. льготы. Они представляют собой систему общественных гарантий, предоставляемых отдельным группам населения (инвалидам, участникам войны, ветеранам труда и пр.).

Соц. страхование - защита экономически активного населения от соц. рисков на основе коллективной солидарности при возмещении ущерба. Основными соц. рисками, связанными с потерей трудоспособности, работы и соответственно, дохода, являются болезнь, старость, безработица, материнство, несчастный случай, производственная травма, проф. заболевание, смерть кормильца. Существует 2 формы соц. страхования - обязательное (при поддержке гос-вом его фондов) и добровольное (при отсутствии гос. помощи). Поддержка граждан осуществляется, прежде всего, путем денежных выплат (пенсий и пособий по болезни, старости, безработице, потере кормильца и пр.), а также при помощи финансирования услуг организаций здравоохранения, профессионального обучения и др., связанных с восстановлением трудоспособности.


Соц. поддержка (помощь) предоставляется социально-уязвимым группам населения, не способным в силу тех или иных причин обеспечить себе доход. Помощь осуществляется как путем денежных, так и натуральных выплат (бесплатные обеды, одежда) и финансируется за счет общих налоговых поступлений. Помощь предоставляется тем людям, чьи доходы ниже минимальных жизненных стандартов, и выступает важнейшим элементом политики борьбы с бедностью. Соц. поддержка не ограничивается только материальной помощью. Она включает также меры в виде содействия и услуг, оказываемых отдельным лицам или группам населения соц. службами для преодоления жизненных трудностей, поддержания соц. статуса, адаптации в обществе.

Деятельность соц. служб по соц. поддержке, оказанию социально-бытовых, медицинских, педагогических, правовых услуг и материальной помощи, проведению соц. адаптации и реабилитации граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации сформировалась в отдельную отрасль соц. сферы - соц. обслуживание. Работа, направленная на оказание помощи, поддержки и защиты людей, и, прежде всего, социально слабых слоев общества, называется соц. работой . Объектом соц. работы являются люди, нуждающиеся в посторонней помощи: старики, пенсионеры, инвалиды, тяжелобольные, дети; люди, попавшие в тяжелую жизненную ситуацию: безработные, наркоманы, подростки, попавшие в дурную компанию, неполные семьи, осужденные и отбывшие наказание, беженцы и переселенцы и пр. Субъекты соц. работы - те организации и люди, которые ведут эту работу. Это гос-во в целом, осуществляющее соц. политику через гос. органы соц. защиты.

Правила и положения социальной защиты населения напрямую зависят от регламентируемого закона и направления этого вида поддержки населению.

Основа государственной соцгарантии является минимализированным социальным стандартом, который определяют условия жизни людей.

Например, для матери новорожденного ребенка устанавливаются одни правила по поддержке, для пожилого человека (пенсионера) другие.

Защита населения призвана определять необходимый минимальный уровень жизни, чтобы граждане РФ не оказались за чертой бедности, устанавливать важные для определенных социальных групп льготы, позволять некоторыми бесплатно пользоваться теми или иными услугами.

Суть социальной защиты

Сама соц защита является системой распределения ресурсов между незащищенными слоями населения. Классифицируется и определяется незащищенность по некоторым принципам.

Общественные денежные фонды базируются на источнике финансирования со стороны бюджета.

Таким образом, средства, направляющиеся на соц , сформированы за счет налогообложения. Соц защита - это:

  • забота РФ о людях, которые утратили трудоспособность;
  • реализация гарантий для населения;
  • рамки, обеспечивающие поддержание минимального установленного уровня жизни.

Принципы социальной защиты

Соц защита населения создана таким образом, чтобы она могла базироваться на таких основных принципах:

  • партнерство. Государство обязуется исполнять свои обязательства перед людьми по социальной защите, однако партнерство при этом - неотъемлемая часть. Поэтому тесное сотрудничество между государством и частными организациями наблюдается повсеместно;
  • экономическая справедливость. Сама структура государства во многом основана на экономических отношениях. Без владения некоторыми ресурсами, которые добываются посредством трудоспособности, не может поддерживаться жизнедеятельность граждан. Государство должно выровнять возможности людей, определяя на основании принципа экономической справедливости приоритеты распределения средств, причем каждая из категорий граждан должна удовлетворить собственные установленные индивидуальные запросы для поддержания комфортной жизни;
  • адаптивность. Соц защита должна работать так, чтобы она постепенно самосовершенствовалась, за что отвечают разные звенья всей системы социальных взаимоотношений, функционирующих в государстве;
  • приоритет государственных начал. Основной задачей РФ в социальном направлении является необходимость помогать достигать определенного уровня жизни, который будет приемлемым, людям, которые самостоятельно по объективным причинам этого сделать не могут;
  • превентивность мер по соцзащите. Определение факторов риска, связанных с социальным направлением. Как правило, работает на региональном уровне, имеет собственные звенья управленческого приоритета, основной задачей которого считается наиболее гибкое сочетание предоставления услуг на платной или бесплатной основе для поддержания нормальных условий жизни.

Органы социальной защиты в РФ

Структура органов, отвечающих за социальный статус граждан состоит из:

  • государственных органов (обеспечивают правовую основу, стратегию и тактику социальной политики);
  • гражданские сообщества (объединения, организации, фирмы и предприятия);
  • благотворительные и добровольные.

Управление соц защитой на федеральном уровне в России занимается Министерство труда.

Руководят Пенсионные, социально-страховые и медицинские фонды страхования.

В регионах исполнительными органами соцзащиты в РФ является Департамент. По вопросам в районах Москвы можно обратиться к органам районной администрации.

Объекты социальной защиты

  • пенсионеры, в том числе одинокие;
  • инвалиды ВОВ, семьи погибших военных;
  • безработные;
  • люди-чернобыльцы;
  • инвалиды;
  • дети сироты;
  • многодетные семьи и малообеспеченные;
  • матери-одиночки;
  • граждане, не имеющие места проживания;
  • инфицированные ВИЧ.

Еще одна мера защиты соц защиты граждан - социальное страхование, однако это направление принято в государственном масштабе считать вспомогательным.

Оно охватывает лица, которые потеряли трудоспособность, а также касается тех, кто содержит нетрудоспособных граждан.

Средства социальной защиты

К средствам государства для создания соц защиты можно отнести:

  • нормативные ограничения. Они созданы, чтобы посредством использования определенных инструментов не возможно было осуществить влияние на состояние незащищенных слоев населения. Для этого устанавливаются минимальные зарплаты, уровни пособий, существует бесплатная медицина и бесплатное образование;
  • соцстимуляторы в виде субсидий, льготных форм помощи, частично оплачиваемых с бюджета услуг;
  • анализ результатов проведенных работ по поддержанию среднего уровня жизни. В рамках этих программ разрабатываются ;
  • существование негосударственных пенсионных систем, что позволяет людям вкладывать средства, направляемые в бюджет для последующего получения пенсий, вносить их в частные фонды на других условиях;
  • создание комплекса действий по обслуживанию и социальной защите нетрудоспособных граждан. Например, могут выдаваться медицинские средства или материалы для больных;
  • организация благотворительных фондов, направляющих средства для поддержания более высокого уровня жизни разных социальных групп.

Участники страхования людей от жизненных сложностей, препятствующих поддерживать минимальный уровень жизни, - это государство, страховые негосударственные фонды и коммерческие, а также благотворительные организации.

Акция! Платная консультация - БЕСПЛАТНО!



Понравилась статья? Поделиться с друзьями: