Устройство контактной сети. Основные элементы. Высота подвески в искусственных сооружениях - машинисту о контактной сети На какой расстоянии от контактной

Габариты и нормы расположения проводов и опор контактной сети

На электрифицированных железных дорогах постоянного и переменного тока расположение проводов контактной сети по отношению УГР и оси пути должно удовлетворять требованиям стандарта и Правил технической эксплуатации (ПТЭ) железных дорог Российской Федерации.

Минимальная высота подвески смонтированного контактно­го провода над УГР должна быть на перегонах и железнодорож­ных станциях 5,75 м, а на переездах 6,0 м. В исключительных слу­чаях это расстояние в пределах искусственных сооружений, расположенных на путях железнодорожных станций, на которых не предусматривается стоянка подвижного состава, а также на перегонах, с разрешения ОАО «РЖД», может быть уменьшено до 5,675 м при переменном и до 5,55 м при постоянном токе. Мак­симальная высота подвески контактного провода не должна пре­вышать 6,8 м.

При новом строительстве, обновлении и реконструкции высо­та подвески контактного провода должна быть на перегонах и же­лезнодорожных станциях 6,5 м, а на участках скоростного движе­ния поездов (161-200 км/ч) - 6 или 6,25 м (определяется проектом). Уклон контактного провода при переходе от одной высоты подвески к другой не должен превышать значений, при­веденных в табл. 6.1.

Таблица 6.1

Уклон контактного провода

Примечание. Уклон означает снижение или подъем контактного про­вода на длине 10 м: 0,01 - на 100 мм; 0,006 - на 60; 0,004 - на 40; 0,002 - на 20; 0,001 - на 10; 0,0005 - на 5 мм.

Переходные уклоны должны предусматриваться с обеих сторон каждого участка с основным уклоном на протяжении не менее од­ного пролета.

На участках со скоростью движения поездов от 161 до 200 км/ч высота подвески контактного провода не менее чем в двух проле­тах, примыкающих к искусственному сооружению, должна быть такой же, как в искусственном сооружении.

Расстояние от нижней точки проводов питающих, усиливающих, отсасывающих, обратного тока, ДПР, ВЛ и других при наиболь­шей стреле провеса до поверхности земли и сооружений, а также расстояние между проводами линий при их взаимном пересечении или сближении, должны быть не менее приведенных в табл. 6.2.

Энергия, потребляемая железнодорожным транспортом, расходуется на обеспечение тяги поездов и питания нетяговых потребителей: станций, депо, мастерских, устройств регулирования движения поездов.

В систему электроснабжения электрифицированных железных дорог входят электростанции, районные трансформаторные подстанции, сети и линии электропередач, которые называют внешним электроснабжением. К внутреннему или тяговому электроснабжению относят тяговые подстанции и электротяговую сеть.

На электростанциях вырабатывается трехфазный переменный ток напряжением 6…21 кВ частотой 50 ГЦ. На трансформаторных подстанциях напряжение тока повышают до 750 кВ, в зависимости от дальности передачи электрической энергии потребителям. Вблизи мест потребления электроэнергии напряжение понижают до 110…220 кВ и подают в районные сети, к которым подключены тяговые подстанции электрифицированных железных дорог и трансформаторные подстанции дорог с тепловозной тягой.

Тяговая сеть состоит из контактных и рельсовых проводов, которые представляют соответственно питающую и отсасывающую линии. Участки контактной сети подсоединяют к соседним тяговым подстанциям.

На железных дорогах используют системы постоянного тока номинальным напряжением 3000 В и однофазного переменного тока номинальным напряжением 25 кВ частотой 50 Гц.

Основными параметрами, характеризующими систему электроснабжения электрифицированных железных дорог, являются мощность тяговых подстанций, расстояние между ними и площадь контактной подвески.

Тяговые подстанции постоянного тока выполняют две функции: понижают напряжение подводимого трехфазного тока и преобразуют его в постоянный. Уровень напряжения на токоприемнике электроподвижного состава при постоянном токе на любом блок-участке должен быть не более 4 кВ и не менее 2,7 кВ, а на отдельных участках допускается не менее 2,4 В. С учетом этих требований тяговые подстанции постоянного тока размещают недалеко друг от друга (10…20 км) при максимально допустимом сечении контактного провода.



Тяговые подстанции переменного тока служат только для понижения напряжения переменного тока (до 27, 5 кВ), получаемого от энергетических систем. На направлениях, электрифицированных на переменном токе с номинальным напряжением 25 кВ, расстояние между тяговыми подстанциями составляет 40…60 км. Площадь сечения проводов контактной сети в системе однофазного переменного тока примерно в два раза меньше, чем при постоянном токе. Однако конструкция локомотивов и электропоездов при переменном токе сложнее, а их стоимость выше.

Стыкование контактных сетей линий электрифицированных на разных системах тока осуществляется на специальных железнодорожных станциях.

Контактная сеть – это совокупность проводов, конструкций и оборудования, обеспечивающих передачу электрической энергии от тяговых подстанций к токоприемникам электрического подвижного состава.

Контактная сеть состоит из консолей, изоляторов, несущего троса, контактного провода, фиксаторов и струн и монтируется на металлических или железобетонных опорах (рис. 22.1).

Применяются простые (на второстепенных станционных и деповских путях) и цепные воздушные контактные сети. Простая контактная подвеска представляет собой свободно висящий провод, который закреплен на опорах. В цепной подвеске (рис. 22.1) контактный провод подвешен между опорами не свободно, а прикреплен к несущему тросу с помощью проволочных струн. Благодаря этому расстояние меду поверхностью головки и контактным проводом остается практически постоянным. Расстояние между опорами при цепной подвеске составляет 70…75 м.

Высота контактного провода над поверхностью головки рельса на перегонах и станциях должна составлять не менее 5750 мм, а на переездах – 6000…6800 мм.

Контактный провод изготавливают из твердотянутой электролитической меди специального профиля (рис. 22.2). Он может иметь площадь сечения 85, 100 или 150 мм2.

Опоры контактной сети применяют железобетонные (высотой до 15,6 м) и металлические (15 м и более). Расстояние от оси крайнего пути до внутреннего края опор на перегонах и станциях должно составлять не менее 3100 мм. На существующих электрифицированных линиях и в трудных условиях допускается сокращение указанного расстояния до 2450 мм – на станциях и до 2750 мм – на перегонах.

Для защиты контактной сети от повреждений ее секционируют (разделяют на отдельные участки – секции) с помощью воздушных промежутков (изолирующих сопряжений), нейтральных вставок, секционных и врезных изоляторов.

Воздушные промежутки устраивают для электрической изоляции смежных участков друг от друга. Воздушный промежуток выполняют таким образом, чтобы при проходе токоприемника электроподвижного состава сопрягаемые участки электрически соединялись. На границах воздушных промежутков устанавливают опоры контактной сети, имеющие отличительную окраску.

Нейтральной вставкой называется участок контактной сети, в котором постоянно отсутствует ток. Нейтральная вставка представляет собой несколько последовательно включенных воздушных промежутков и при прохождении электроподвижного состава обеспечивает электрическую изоляцию сопрягаемых участков.

Перегоны, промежуточные станции, группы путей в станционных парках выделяют в отдельные секции. Соединение или разъединение секций осуществляется посредством секционных разъединителей, размещаемых на опорах контактной сети или с помощью постов секционирования. Посты секционирования оборудуют защитной аппаратурой – автоматическими выключателями от коротких замыканий.

Для обеспечения безопасности обслуживающего персонала и других лиц все металлические конструкции (мосты, путепроводы, светофоры, гидроколонки и др.), непосредственно взаимодействующие с элементами контактной сети или находящиеся в радиусе 5 м от них, заземляют или оборудуют устройствами отключения. Также в зоне влияния контактной сети все подземные металлические сооружения изолируют от земли для предохранения их от повреждения блуждающими токами.

Устройство контактной сети: 1 – опора; 2 – тяга; 3 – консоль; 4, 9 – изоляторы; 5 – несущий трос: 6 – контактный провод; 7 – струна; 8 – фиксатор

Страница 16 из 24

Высота подвески контактного провода над уровнем головок рельсов в искусственных сооружениях, как и в любом другом месте, не должна быть меньше 5750 мм при расположении его на перегонах и 6250 мм - на станциях. В исключительных случаях с разрешения МПС в пределах искусственных сооружений, расположенных на путях станций, на которых не предусматривается стоянка подвижного состава, а также на перегонах, эта высота может быть уменьшена до 5550 мм на линиях постоянного тока и до 5675 мм на линиях переменного тока.
На подходах к низким искусственным сооружениям важно обеспечить определенный характер снижения контактного провода, т. е. располагать его с некоторым уклоном. На участках с наибольшими скоростями движения 160 км/ч допускается уклон 0,002, т. е изменение высоты подвески провода на длине 100 м не должно быть больше 200 мм Для улучшения качества токосъема принято также между каждым участком с горизонтальным расположением контактного провода и участком, где провод расположен с допустимым (основным) уклоном, устраивать переходные участки длиной не менее одного пролета с уклоном в 2 раза меньше основного.
Контактный провод на мостах и под путепроводами фиксируется с помощью фиксаторов, устанавливаемых на кронштейнах, прикрепляемых крюковыми болтами к фермам или балкам.

Рис. 55. Схема расположения контактной подвески в тоннеле на прямом участке пути

Особенно сложно выполнение контактной сети в тоннелях, где для нее выделяется весьма малое пространство. В более свободных тоннелях удается разместить цепную полукомпенсированную контактную подвеску, сблизив точки подвеса несущего троса до 20-30 м, уменьшив конструктивную высоту до 400-500 мм и применив скользящие струны.
Одна из возможных схем контактной подвески для прямого участка тоннеля приведена на рис. 55. Определенное взаимное расположение двух контактных проводов в плане - поочередное сближение и удаление в смежных пролетах, достигаемое установкой между ними коротких и длинных распорок, позволяет, с одной стороны, обойтись здесь без фиксаторов, а с другой -обеспечить равномерный износ контактных элементов полоза токоприемника по их длине.
Крепление цепной подвески к своду тоннеля может быть различным. На линиях постоянного тока оно выполняется посредством вертикально расположенного подвесного изолятора.


Рис 56. Крепление контактной подвески на линии переменного тока к своду тоннеля

На линиях переменного тока крепление может быть выполнено с помощью гибких поперечных связей, составленных из стержневых изоляторов, по два с каждой стороны несущего троса (рис. 56). Аналогичную конструкцию применяют и на линиях постоянного тока, но там с каждой стороны устанавливают по одному стержневому изолятору.
Фиксаторы на кривых участках тоннеля приходится или устанавливать на тех же кронштейнах, которые поддерживают несущий трос (если имеются такие кронштейны), или располагать на отдельных конструкциях, углубляемых в специальные ниши в сводах тоннеля, или изготовлять стержни фиксаторов из изоляционного материала, чтобы не применять изоляторы.
В особо стесненных тоннелях применяют простую контактную подвеску (без несущего троса) с частым подвешиванием контактного провода на струнах к изоляторам, установленным в своде. Для исключения большого наклона струн вблизи тоннеля располагают среднюю анкеровку.
С целью повышения ветроустойчивости контактной подвески на мостах через реки всегда применяют два контактных провода, если даже в этом ног необходимости по условиям съема тока. В тоннелях иногда число контактных проводов увеличивают до трех-четырех, с тем чтобы улучшить качество токосъема и повысить общую площадь сечения подвески.

Проверяют высоту подвески контактного провода от уровня головки рельса под фиксатором и в середине пролета. Регулируют ее изменением длины струн. Конструктивную высоту контактной подвески измеряют в местах крепления несущего троса к поддерживающим конструкциям. Она должна быть 1,8 м (не более 2,4 м и не менее 1,5 м).

Вертикальную регулировку в промежуточных и переходных пролетах выполняют при помощи изменения длины струн (рис. 4.25; 4.26), используя данные табл. 4.9 и 4.10 к рис. 4.26,а; табл. 4.11 к рис. 4.26,б; табл. 4.12 к рис. 4.26,в). Допускаются отклонения от размеров, указанных в табл. 4.9 – 4.12:

– стрелы провеса контактных проводов +– 10 мм;

– длины рессорной струны +– 0,1 м;

– расстояния между струнами +– 0,1 м;

– расстояния Б между несущим тросом и рессорной струной +– 50 мм;

– стрелы провеса несущих тросов +– 50 мм.

Таблица 4.9

Таблица 4.10

Таблица 4.11

Длина пролета L , м Размер b , см Стрела провеса f, см
промежуточных переходных промежуточных переходных
–20…–10 –4 –4 –4 –5 –3 –3 –3 –3
–9…0 –3 –3 –3 –3 –2 –2 –2 –1
+1…+10 –3 –2 –1 –2
+11…+20 –2 –1
+21…+30 –1

Таблица 4.12

Температура при регулировке, 0 о С Длина проле–та L , м Размер b , см Стрела провеса f, см
На перегонах до 160 км/ч в пролетах На перегонах до 90 км/ч и станциях в пролетах
промежу– точных переход– ных промежу– точных Переходных
–20…–10 –4 –5 –6 –7 –1 –1 –3 –4 –5 –5
–9…0 –4 –4 –4 –5 –3 –3 –3 –3
+1…+10 –3 –3 –3 –2 –2 –2
+11…+20 –3 –2 –1 –2
+21…+30 –2 –1

Рис. 4.25 Геометрические параметры контактных подвесок: а – полукомпенсированной; б – компенсированной; 1 – несущий трос; 2 – контактный провод; З – уровень головки рельса (УГР); 4 – ось пути; 5 – уровень беспровесного положения контактного провода; б – фиксатор

(консоль); 7 – опора; 8 – консоль; F – стрела провеса несущего троса; Fmах– максимальная и минимальная стрела провеса; L – длина пролета; l

– длина рессорной струны; h – конструктивная высота; Δh– стрела провеса контактного провода под опорой (поддерживающей конструкцией);

Н – высота подвешивания контактного провода над уровнем верха головки репьса (УГР); в – зигзаг контактного провода; с – расстояние между звеньевыми струнами; f – стрела провеса контактного провода (+f положительная стрела провеса, –f–отрицательная стрела провеса)


Рис. 4.26. Схема стрел провеса контактного провода компенсированной подвески в промежуточном пролете с одним контактным проводом

1 – стрела провеса контактного провода

(определяется по табл. 4.9 при одном контактном проводе (а);

Схема стрел провеса контактного провода полукомпенсированной подвески в промежуточном пролете с одним контактным проводом (б);

Схема стрел провеса контактного провода полукомпенсированной подвески в переходном пролете с одним контактным проводом (в)

4.11. Проверка и регулировка контактной сети в искусственных сооружениях

Проверяют состояние контактной подвески и определяют высоту сечения провода. Измеряют высоту контактного провода подвески от уровня головки рельса. Она должна быть на перегонах и станциях не менее 5750 мм и не более 6800 мм. С разрешения ОАО «РЖД» допускается снижение высоты до 5675 мм на участках переменного тока (рис. 4,27). Проверяют расстояние по вертикали между контактным проводом и искусственным сооружением. Оно должно быть при одном контактном проводе – не менее 650 мм (рис. 4.28 и табл. 4.13). При несоблюдении этих условий должны быть применены изолированные отбойники контактного провода. Расстояние между отбойником и контактным проводом должно быть от 50 до 150 мм в зависимости от числа контактных проводов и установленной скорости движения поездов (рис. 4.29 и табл. 4.14).

Таблица 4.13

Таблица 4.14

Скорость движения поездов, км/ч Допустимые расстояния Б, мм
При одном контактном проводе При двойном контактном проводе
До 50
От 51 до 120
От 121 до 200

Проверяют уклон контактного провода при подходе к искусственному сооружению. Основной уклон контактного провода должен быть в пределах от 0,01 до 0,006 и дополнительный уклон – в пределах от 0,001 до 0,0005 в зависимости от установленных скоростей движения поездов. Например, при уклоне 0,01 на длине 10 м снижение или подъем контактного провода составляет 100 мм (рис. 4.30; табл. 4.15 и 4.16).

Таблица 4.15

Таблица 4.16

Примечание: Уклон – снижение или подъем контактного провода при переходе от одной высоты подвески контактного провода к другой. Уклон не должен превышать значений, приведенных в табл. 4.15 и 4.16.

Проверяют состояние несущего троса , обводного провода, усиливающего фидера, электрических соединителей. Изоляторы очищают от грязи. Расстояние от заземленных конструкций до изолирующей детали изолятора, находящегося со стороны заземленных частей, должно быть не менее 100 мм, а со стороны токонесущих частей – не менее 300 мм на участках переменного тока. Расстояние между токонесущими частями контактной подвески и заземленными частями искусственного сооружения должно быть не менее 350 мм на участках переменного тока.

Проверяют узлы крепления опорных и поддерживающих конструкций, анкеровки несущего троса, нейтральные вставки и узлы подключения заземления. Металлоконструкции окрашивают, резьбовые части покрывают антикоррозионной смазкой. На искусственном сооружении проверяют состояние изоляции, в т. ч. при наличии полимерных разъемных профилей, установленных для усиления изоляции и закрепление предохранительных щитов, наличие плакатов безопасности. Предохранительный щит должен быть расположен так, чтобы от токонесущих частей до края щита по горизонтали было не менее 1 м. Обращают внимание на расстояние по горизонтали от токонесущих частей до схода с искусственного сооружения. При отсутствии предохранительного щита это расстояние должно быть не менее 2 м.

При наличии нейтральной вставки в несущем тросе контактной подвески измеряют сопротивление изоляции между искусственным сооружением и нейтральной вставкой при отключенных искровых промежутках. Оно должно быть не менее 10 кОм. Исправность искровых промежутков проверяют прибором ПК–1 или ПК–2 или вольтметром. Отклонение стрелки прибора происходит при исправном искровом промежутке.

Под мостами проверяют изоляторы и поддерживающие конструкции, чтобы исключить возможность протечки и попадания на них загрязненных стоков воды при дожде. В тоннелях проверяют защитные зонтики из полимерных материалов или другие устройства, предотвращающие перекрытия изоляторов.

Проверяют площадь сечения контактной подвески, она должна соответствовать площади сечения проводов на прилегающих участках. Обвод должен проходить вне зоны прохода токоприемника. Обращают внимание на типы изоляторов. На искусственных сооружениях, подверженных вибрации, не должны применяться стержневые фарфоровые изоляторы. С обеих сторон искусственных сооружений, где пропуск поездов осуществляют с опущенными токоприемниками, должны быть нейтральные вставки с применением секционных изоляторов.

Допустимые расстояния между токонесущими и заземленными частями в искусственных сооружениях приведены в табл. 4.17 и на рис. 4.31.

Таблица 4.17.


Рис. 4.27 Схема прохода контактных подвесок на мостах с ездой понизу:

а – при низкорасположенных верхних ветровых связях моста; б – при более

высоких верхних ветровых связях; 1 – отб ойник контактного провода;

2 – П–образный кронштейн; З – фиксатор; 4– кронштейн

Рис. 4.28 Схема расположения (прохода) проводов контактной подвески в искусственных сооружениях: а – с несущим тросом; б – без несущего троса; 1 – несущий трос; 2 – искусственное сооружение; З – предохранительный щит; 4 – обвод несущего троса; 5 – контактный провод; А – расстояние от несущего троса или от контактного провода до искусственного сооружения

Рис. 4.29 Схема расположения (прохода) проводов контактной подвески в искусственных сооружениях: а, б – при наличии отбойника для контактного провода; в – при наличии отбойника для несущего троса; 1 – несущий трос; 2 – искусственное сооружение; З – предохранительный щит; 4– обвод несущего троса; 5 – отбойник; б – контактный провод; Б – расстояние от отбойника до контактного провода или до несущего троса

Рис. 4.30 Уклон контактного провода: 1 – искусственное сооружение; 2 – контактный провод; Н – высота контактного провода от уровня головки рельса (УГР); h – изменение высоты подвеса контактного провода; L – длина пролета

Рис. 4.31. допустимые зазоры (расстояния) в искусственных сооружениях:

1– искусственное сооружение; 2 – токоприемник ЭПС; 3 – контактный

провод; 4 – несущий трос; 5 – подвижной состав; А1, А2, А3 – зазоры

ГОСТ 32679-2014

МЕЖГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ

КОНТАКТНАЯ СЕТЬ ЖЕЛЕЗНОЙ ДОРОГИ

Технические требования и методы контроля

Contact line for railway. Technical requirements and control methods


МКС 29.280
ОКП 31 8533

Дата введения 2015-09-01

Предисловие

Цели, основные принципы и основной порядок проведения работ по межгосударственной стандартизации установлены ГОСТ 1.0-92 "Межгосударственная система стандартизации. Основные положения" и ГОСТ 1.2-2009 "Межгосударственная система стандартизации. Стандарты межгосударственные, правила и рекомендации по межгосударственной стандартизации. Правила разработки, принятия, применения, обновления и отмены"

Сведения о стандарте

1 РАЗРАБОТАН Открытым акционерным обществом "Научно-исследовательский институт железнодорожного транспорта" (ОАО "ВНИИЖТ")

2 ВНЕСЕН Межгосударственным техническим комитетом по стандартизации МТК 524 "Железнодорожный транспорт"

3 ПРИНЯТ Межгосударственным советом по стандартизации, метрологии и сертификации (протокол от 25 июня 2014 г. N 45-2014)

За принятие проголосовали:

Краткое наименование страны по МК (ИСО 3166) 004-97

Сокращенное наименование национального органа по стандартизации

Минэкономики Республики Армения

Беларусь

Госстандарт Республики Беларусь

Киргизия

Кыргызстандарт

Росстандарт

Таджикистан

Таджикстандарт

Минэкономразвития Украины

Настоящий стандарт может быть применен на добровольной основе для соблюдения требований технических регламентов "О безопасности инфраструктуры железнодорожного транспорта" и "О безопасности высокоскоростного железнодорожного транспорта"

4 Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 09 октября 2014 г. N 1285-ст межгосударственный стандарт ГОСТ 32679-2014 введен в действие в качестве национального стандарта Российской Федерации с 1 сентября 2015 г.

5 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ


Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в ежегодном информационном указателе "Национальные стандарты", а текст изменений и поправок - в ежемесячном информационном указателе "Национальные стандарты". В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего стандарта соответствующее уведомление будет опубликовано в ежемесячном информационном указателе "Национальные стандарты". Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет

1 Область применения

1 Область применения

Настоящий стандарт распространяется на железнодорожную контактную сеть (далее - контактная сеть) и устанавливает технические требования и методы контроля к контактной сети постоянного тока напряжением 3 кВ и переменного тока напряжением 25 кВ, предназначенной для передачи электроэнергии к железнодорожному электроподвижному составу, движущемуся со скоростями до 250 км/ч.

2 Нормативные ссылки

В настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие стандарты:

ГОСТ 8.207-76 Государственная система обеспечения единства измерений. Прямые измерения с многократными наблюдениями. Методы обработки результатов наблюдений. Основные положения

ГОСТ 427-75 Линейки измерительные металлические. Технические условия

ГОСТ 2584-86 Провода контактные из меди и ее сплавов. Технические условия

ГОСТ 7502-98 Рулетки измерительные металлические. Технические условия

ГОСТ 9238-2013 Габариты железнодорожного подвижного состава и приближения строений

ГОСТ 12393-2013 Арматура контактной сети железной дороги линейная. Общие технические условия

ГОСТ 12670-99 Изоляторы фарфоровые тарельчатые для контактной сети электрифицированных железных дорог. Общие технические условия

ГОСТ 13276-79 Арматура линейная. Общие технические условия

ГОСТ 13837-79 Динамометры общего назначения. Технические условия

ГОСТ 16350-80 Климат СССР. Районирование и статистические параметры климатических факторов для технических целей

ГОСТ 17703-72 Аппараты электрические коммутационные. Основные понятия. Термины и определения

ГОСТ 18311-80 Изделия электротехнические. Термины и определения основных понятий

ГОСТ 23875-88 Качество электрической энергии. Термины и определения

ГОСТ 24291-90 Электрическая часть электростанции и электрической сети. Термины и определения

ГОСТ 27744-88 Изоляторы. Термины и определения

ГОСТ 30284-97* Изоляторы полимерные стержневые для контактных сетей электрифицированных железных дорог. Общие технические условия
________________
* Доступ к международным и зарубежным документам, упомянутым здесь и далее по тексту, можно получить, перейдя по ссылке на сайт http://shop.cntd.ru . - Примечание изготовителя базы данных.

ГОСТ 32623-2014 Компенсаторы контактной подвески железной дороги. Технические условия

ГОСТ 32697-2014 Тросы контактной сети железной дороги несущие. Технические условия

ГОСТ 32895-2014 Электрификация и электроснабжение железных дорог. Термины и определения

Примечание - При пользовании настоящим стандартом целесообразно проверить действие ссылочных стандартов в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет или по ежегодному информационному указателю "Национальные стандарты", который опубликован по состоянию на 1 января текущего года, и по выпускам ежемесячного информационного указателя "Национальные стандарты" за текущий год. Если ссылочный стандарт заменен (изменен), то при пользовании настоящим стандартом следует руководствоваться заменяющим (измененным) стандартом. Если ссылочный стандарт отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, применяется в части, не затрагивающей эту ссылку.

3 Термины и определения

В настоящем стандарте применены термины по ГОСТ 17703 , ГОСТ 18311 , ГОСТ 23875 , ГОСТ 24291 , ГОСТ 27744 , ГОСТ 32895 , а также следующие термины с соответствующими определениями:
_______________
В Российской Федерации вместо указанного стандарта действует ГОСТ Р 54130-2010 "Качество электрической энергии. Термины и определения".

3.1 переходной пролет (железнодорожной контактной подвески): Пролет контактной подвески, на смежных опорах которого расположены контактные провода двух смежных анкерных участков.

3.2 расчетная длина переходного пролета: Длина пролета, полученная в результате расчета при проектировании.

4 Технические требования

4.1 Общие положения

4.1.1 Части контактной сети, за исключением контактной подвески и фиксирующих ее элементов, должны быть расположены за пределами габарита приближения строений по ГОСТ 9238 :

С - для линий со скоростью движения до 160 км/ч;

С - " " " " " свыше 160 до 250 км/ч.

4.1.2 Несущая способность конструкций контактной сети должна соответствовать расчетным значениям, приведенным в национальных нормах проектирования.
_______________
СТН ЦЭ 141-99 "Нормы проектирования контактной сети", утвержденные МПС России от 26.04.2001.

4.1.3 Климатический район для определения технических требований и климатического исполнения устройств контактной сети должен быть выбран по ГОСТ 16350 .

4.2 Конструктивные требования

4.2.1 Высота подвеса контактного провода должна быть ограничена габаритом железнодорожного подвижного состава при сложенном и опущенном токоприемнике и габаритом приближения строений.

Высота подвеса контактного провода вне искусственных сооружений должна быть не менее:

- на перегонах и железнодорожных станциях - 5750 мм;

- на железнодорожных переездах - 6000 мм.

Высота подвеса контактного провода в пределах искусственных сооружений должна быть, мм, не менее:

- 5550 - для контактной сети постоянного тока напряжением 3 кВ;

- 5570 - для контактной сети переменного тока напряжением 25 кВ.

Высота подвеса контактного провода должна быть не более 6800 мм.

верхнее очертание габарита приближения строений;

контур, соответствующий положениям токоприемника при его смещениях по высоте и в стороны;

положение контактного провода;

верхнее очертание габарита подвижного состава.

Рисунок 1 - Расстояния между сооружениями, устройствами контактной сети, токоприемниками и подвижным составом

4.2.2 Расстояние А от частей токоприемника и контактной сети, находящихся под напряжением, до заземленных частей сооружений и железнодорожного подвижного состава (см. рисунок 1) должно быть не менее:

- 200 мм - для контактной сети при напряжении 3 кВ;

- 270 мм - " " " " " 25 кВ.

4.2.3 Расстояние от оси любого железнодорожного пути на перегонах до ближайшей точки поверхности опоры контактной сети на прямых участках пути и на кривых с радиусом более 3000 м должно быть не менее:

- 3,1 м - для участков железнодорожных линий со скоростью до 120 км/ч;

- 2,75 м - " " " " " в особо трудных условиях со скоростью до 120 км/ч;

- 3,3 м - для участков железнодорожных линий со скоростью свыше 120 до 250 км/ч;

- 5,7 м - в выемках в климатических районах со снежным покровом более 14 дней в году по ГОСТ 16350 и на выходах из них на длине 100 м для всех железнодорожных линий.

Отклонения при установке опор контактной сети допускаются только в сторону увеличения габарита, но не более чем 150 мм от проектного положения.

В выемках опоры контактной сети следует устанавливать за пределами кюветов с полевой стороны.

На кривых участках железнодорожного пути радиусом до 3000 м указанные расстояния должны быть увеличены на уширение горизонтального расстояния между осями путей в соответствии с ГОСТ 9238 (таблица Ж.5).

4.2.4 Расстояние от оси любого железнодорожного пути на железнодорожных станциях до ближайшей точки поверхности опоры контактной сети должно быть не менее 2,45 м.

4.2.5 Параметры и конструкцию контактной подвески выбирают по нормативному документу.

4.3 Требования к зигзагу контактного провода

4.3.1 Контактные провода на прямом участке железнодорожного пути и участке с радиусом кривой более 3000 м следует располагать зигзагообразно относительно оси пути с чередованием расположения зигзага относительно оси пути у смежных опор. Зигзаг должен составлять (300±100) мм, за исключением ромбовидной контактной подвески, где зигзаг должен быть в пределах 300-400 мм.

На кривых участках железнодорожного пути радиусом до 3000 м зигзаг контактного провода должен быть не более 450 мм, таким образом, чтобы проекция контактного провода на плоскость пути в середине пролета располагалась не далее чем 400 мм от оси пути.

Зигзаг контактных проводов ромбовидной контактной подвески должен быть в пределах 300-400 мм.

4.3.2 Зигзаг контактного провода при двойном контактном проводе относится к наружному от оси токоприемника проводу. Контактные провода при этом в точках фиксации должны быть расположены на расстоянии от 40 до 60 мм друг от друга.

4.3.3 Зигзаги контактного провода должны быть устроены таким образом, чтобы любые три смежные точки фиксации не находились на прямой линии.

4.4 Требования к длине пролета контактной сети

4.4.1 Длина пролета должна быть определена как наименьшая полученная из двух расчетных режимов:

- наибольшей ветровой нагрузки;

- наибольшей гололедной нагрузки при одновременной ветровой нагрузке.

4.4.2 Длину пролета со средней анкеровкой необходимо сокращать при компенсированной подвеске на 5%, при полукомпенсированной - на 10% относительно допустимой длины пролета.

4.4.3 Длины двух смежных пролетов не должны отличаться более чем:

- на 25% - для участков железнодорожных линий со скоростью до 120 км/ч;

- на 15% - " " " " " свыше 120 км/ч до 250 км/ч.

4.5 Требования к фиксаторам

Конструкция фиксатора должна обеспечивать:

- отжатие контактного(ых) провода(ов) не менее 250 мм;

- продольное перемещение контактного(ых) провода(ов) не менее 500 мм в обе стороны от среднего положения фиксатора.

4.6 Требования к анкерным участкам и компенсаторам контактной подвески

4.6.1 Длина анкерного участка должна быть, м, не более:

-1600 - для участков со скоростью движения поездов до 120 км/ч;

-1400 - " " " " " более 120 км/ч.

При длине анкерного участка менее 700 м компенсатор контактной подвески, как правило, должен быть установлен с одной стороны, среднюю анкеровку при этом не применяют.

4.6.2 Отклонение значения натяжения контактного провода и несущего троса от проектного значения по всей длине анкерного участка должно быть не более ±5%.

4.6.3 Компенсаторы контактной сети должны соответствовать требованиям ГОСТ 32623 .

4.7 Требования к сопряжениям анкерных участков контактной сети

4.7.1 Сопряжения анкерных участков контактной сети должны обеспечивать взаимное продольное перемещение образующих эти сопряжения проводов, а также плавный переход полозов токоприемников с контактного провода одного анкерного участка на контактный провод другого.

4.7.2 Сопряжения анкерных участков контактной сети должны быть выполнены по одному из следующих вариантов:

- с одним переходным пролетом;

- с двумя переходными пролетами;

- с тремя переходными пролетами.

4.7.3 Длину переходного пролета контактной сети выбирают в соответствии с 4.4.1.

Длина переходных пролетов контактной сети менее 30 м не допускается.

4.7.4 Сопряжения анкерных участков контактной сети рекомендуется принимать:

- с одним переходным пролетом при длине пролета более 45 м;

- с двумя и тремя переходными пролетами при длине пролета менее 45 м.

4.7.5 На неизолирующих сопряжениях анкерных участков контактной сети расстояние в горизонтальной плоскости между внутренними сторонами контактных проводов, взаимодействующих с токоприемником, в переходных пролетах должно быть не менее 100 мм.

Возвышение отходящего на анкеровку контактного провода над рабочим проводом в месте, где проекция нерабочей ветви контактного провода, идущего на анкеровку, пересекается с внутренней стороной головки рельса, должно быть не менее 300 мм.

4.7.6 На изолирующих сопряжениях анкерных участков контактной сети с нормально включенными продольными разъединителями расстояние в горизонтальной плоскости между внутренними сторонами контактных проводов, взаимодействующих с токоприемником, в переходных пролетах должно быть, мм, не менее:

- 500 - для контактной сети переменного тока напряжением 25 кВ;

- 400 - " " " " " 3 кВ.

На изолирующих сопряжениях анкерных участков контактной сети с нормально отключенными продольными разъединителями это расстояние должно составлять не менее 550 мм независимо от рода тока.

4.7.7 Изолирующие сопряжения анкерных участков контактной сети с нормально отключенными продольными разъединителями, а также образующие нейтральные вставки должны быть оборудованы защитными устройствами от пережогов проводов контактной подвески электрической дугой. На железнодорожных путях с двусторонним движением защитные устройства должны быть установлены в обоих направлениях.

4.8 Требования к воздушным стрелкам контактной сети

4.8.1 Воздушная стрелка контактной сети должна обеспечивать беспрепятственное перемещение проводов контактной подвески при их температурном удлинении.

4.8.2 Конструкция воздушной стрелки контактной сети должна быть выполнена:

- с/без пересечением(ия) контактных проводов, если стрелочный железнодорожный перевод с маркой крестовины до 1/22;

- без пересечения контактных проводов при более пологом железнодорожном стрелочном переводе (марка крестовины не менее 1/22).

4.8.3 Вертикальная проекция точки пересечения контактных проводов на воздушной стрелке контактной сети на уровне головки рельсов обыкновенного стрелочного перевода должна быть расположена в пределах заштрихованной области на указанном расстоянии от осей путей (см. рисунок 2).

Рисунок 2 - Расположение на плоскости пути обыкновенного стрелочного перевода проекции точки пересечения контактных проводов воздушной стрелки

4.8.4 Вертикальная проекция точки пересечения контактных проводов на воздушной стрелке контактной сети на уровне головки рельсов при перекрестном и глухом стрелочном переводах должна быть расположена в пределах заштрихованной области на указанном расстоянии от осей путей (см. рисунок 3).

Рисунок 3 - Расположение на плоскости пути при перекрестном и глухом стрелочном переводах проекции точки пересечения контактных проводов воздушной стрелки

4.8.5 Контактные провода контактной сети главных железнодорожных путей или железнодорожных путей преимущественного направления движения поездов на воздушных стрелках с пересечением должны быть расположены снизу.

4.9 Требования к электрическим соединениям контактной сети

4.9.1 Для электрического соединения проводов контактной сети необходимо применять линейную арматуру контактной сети, соответствующую требованиям ГОСТ 12393 , и линейную арматуру, соответствующую требованиям ГОСТ 13276 .

4.9.2 Поперечные электрические соединители контактной сети устанавливают:

- между проводами контактной сети в местах подключения шлейфов разъединителей;

- с обеих сторон воздушной стрелки контактной сети за пределами зоны подхвата;

- с обеих сторон секционного изолятора контактной сети на расстоянии не более одного пролета;

- между проводами подвесок контактной сети на неизолирующих сопряжениях;

- между контактными подвесками контактной сети станционных железнодорожных путей, объединенных в одну секцию;

- в промежуточных пролетах контактной сети между несущим тросом и контактным проводом, за пределами рессорного троса или опорной струны, где это необходимо по тепловым расчетам;

- между проводами контактной подвески и усиливающими проводами контактной сети в местах их подключения к питающей линии контактной сети.

4.9.3 Электрические соединители контактной сети должны быть выполнены из провода марки М95 или М120 по ГОСТ 32697 .

4.10 Требования к опорам и анкерам контактной сети

В контактной сети следует применять стойки опор, фундаменты опор, анкеры соответствующие требованиям национальных стандартов государств, приведенных в предисловии.
_______________
В Российской Федерации применяют ГОСТ Р 54270-2010 "Стойки для опор контактной сети железных дорог. Технические условия", ГОСТ Р 54272-2010 "Фундаменты для опор контактной сети железных дорог. Технические условия" и ГОСТ Р 54271-2010 "Анкеры для контактной сети железных дорог. Технические условия".

4.11 Требования к изоляторам контактной сети

В контактной сети следует применять изоляторы, соответствующие требованиям ГОСТ 12670 , ГОСТ 30284, а также изоляторы контактной сети и секционные изоляторы, соответствующие требованиям национальных стандартов.
_______________
В Российской Федерации применяют ГОСТ Р 55648-2013 "Изоляторы для контактной сети железных дорог. Общие технические условия" и ГОСТ Р 55649-2013 "Изоляторы секционные для контактной сети железных дорог. Общие технические условия".

4.12 Требования к проводам контактной сети

В контактной сети следует применять провода, соответствующие требованиям ГОСТ 2584 и ГОСТ 32697 .
_______________
В Российской Федерации применяют ГОСТ Р 55647-2013 "Провода контактные из меди и ее сплавов для электрифицированных железных дорог. Технические условия".

5 Методы контроля

5.1 Общие требования

Контроль параметров осуществляют методами, указанными в таблице 1.

Таблица 1 - Методы контроля параметров

Подраздел или пункт требования

Наименование контролируемого параметра

Раздел, метод контроля

Высота подвеса контактного провода

Расстояние от частей токоприемника и контактной сети, находящихся под напряжением, до заземленных частей сооружений и железнодорожного подвижного состава

Расстояние от оси железнодорожного пути на перегонах до ближайшей точки поверхности опоры контактной сети

Зигзаг контактного провода контактной сети

Длина пролета контактной сети

Отжатие контактного провода в точке фиксации

Продольное перемещение контактного провода в точке его фиксации

Длина анкерного участка контактной сети

Отклонение натяжения контактного провода и несущего троса контактной сети

Взаимное продольное перемещение проводов сопряжений анкерных участков контактной сети и плавный переход полозов токоприемников с контактного провода одного на контактный провод другого анкерного участка контактной сети

Органолеп-
тический

Расстояние в горизонтальной плоскости между внутренними сторонами контактных проводов, взаимодействующих с токоприемником, в переходных пролетах анкерных участков контактной сети (на неизолирующих сопряжения)

Расстояние в горизонтальной плоскости между внутренними сторонами контактных проводов, взаимодействующих с токоприемником, в переходных пролетах анкерных участков контактной сети (на изолирующих сопряжения)

Наличие защитных устройств от пережогов проводов контактной сети электрической дугой на изолирующем сопряжении с нормально отключенными продольными разъединителями и нейтральных вставках контактной сети

Визуальный контроль

Беспрепятственное перемещение проводов контактной подвески контактной сети при их температурном удлинении на воздушной стрелке

Визуальный контроль

Конструкция воздушной стрелки контактной сети

Визуальный контроль

Вертикальная проекция точки пересечения контактных проводов воздушной стрелки контактной сети на уровне головки рельсов

Расположение контактных проводов на воздушных стрелках контактной сети с пересечением главных железнодорожных путей или железнодорожных путей преимущественного направления движения поездов

Визуальный контроль

Расположение поперечных электрических соединителей контактной сети

Визуальный контроль

Материал и сечение проводов электрических соединителей контактной сети

Визуальный контроль

5.2 Измерения на соответствие требованиям 4.2.1, 4.3, 4.7.5, 4.7.6 должны быть проведены с помощью мобильного измерительно-вычислительного комплекса для измерения параметров контактной сети или рулеткой и линейкой при температуре окружающего воздуха от минус 50°С до плюс 45°С. Требования к погрешности измерения приведены в таблице 2.

Таблица 2

Проверяемый параметр

Значение измеряемой величины

Класс точности

Абсолютная погрешность

Линейный размер, мм

От 0 до 1000

От 0 до 7000

Температура °С

От минус 20 до плюс 40

Измерения проводят при скорости движения до 70 км/ч один раз в одном направлении. Результаты измерения должны быть записаны на электронный носитель.

Результаты измерений обрабатывают в соответствии с требованиями ГОСТ 8.207 и выбирают наименьшие и наибольшие значения в каждом пролете и сопряжении анкерных участков контактной сети.
_______________
В Российской Федерации действует ГОСТ Р 8.736-2011 "Государственная система обеспечения единства измерений. Измерения прямые многократные. Методы обработки результатов измерений. Основные положения".

5.3 Измерение на соответствие требованиям 4.4, 4.6.1, 4.7.3 должно быть проведено при температуре окружающего воздуха от минус 50°С до плюс 45°С.

Измерения должны быть проведены с помощью измерительной рулетки по ГОСТ 7502 с диапазоном измерений 0-100 м и классом точности 3.

Измерения проводят в каждом пролете анкерного участка контактной сети. Измерение нужно проводить между поверхностями соседних опор одного пролета, расположенных с одной географической стороны опор в горизонтальной плоскости верхнего уровня головки ближайшего рельса.

Длину анкерного участка контактной сети измеряют путем нескольких последовательных измерений между крайними опорами анкерного участка вдоль рельса железнодорожного пути и арифметического сложения результатов измерений.

5.4 Измерение отжатия контактного провода в точке фиксации должно быть проведено при температуре окружающего воздуха от минус 15°С до плюс 30°С.

Измерения проводят с помощью:

- линейки по ГОСТ 427 с диапазоном измерения 0-300 мм и классом точности 1;

- динамометра по ГОСТ 13837 классом точности 2.

Для измерений выбирают случайным способом четыре фиксатора на анкерном участке.

В вертикальной плоскости рядом с фиксатором закрепляют линейку и отмечают на линейке положение фиксатора. Затем к точке фиксации прикладывают вертикальную нагрузку, направленную вверх. Нагрузки измеряют с помощью динамометра. Нагрузку увеличивают до тех пор, пока перемещение контактного провода от отмеченного на линейке места не достигнет 250 мм. При этом нагрузка должна быть не более 650 Н. После снятия нагрузки провод должен вернуться в исходное положение. Измерение отжатия должно быть проведено не менее трех раз.

5.5 Измерение продольного перемещения контактных проводов в точке фиксации должно быть проведено при температуре окружающего воздуха от минус 15°С до плюс 30°С.

Измерения проводят с помощью линейки по ГОСТ 427 с диапазоном измерения 0-1000 мм и классом точности 1.

Для измерения на анкерном участке выбирают случайным образом четыре фиксатора, за исключением фиксаторов, расположенных на переходных опорах.

В горизонтальной плоскости рядом с фиксатором закрепляют линейку и отмечают на линейке положение фиксатора. Отсоединяют фиксатор от контактного провода и устанавливают его в среднее положение. С помощью приложения нагрузки к фиксатору вдоль оси железнодорожного пути перемещают фиксатор в одну и другую стороны, при этом фиксируют его крайние положения на горизонтально закрепленной линейке.

5.6 Измерение расстояния от частей токоприемника и контактной сети, находящихся под напряжением, до заземленных частей сооружений и подвижного состава должно быть проведено при температуре окружающего воздуха от минус 20°С до минус 5°С.

Измерение проводят с помощью лазерного габаритомера с диапазоном измерения не менее чем от 0 до 7300 мм и классом точности 1 и измерительного токоприемника.

С помощью габаритомера проводят сканирование поперечного сечения внутренней поверхности искусственного сооружения с диапазоном сканирования вдоль пути 5 мм.

На полученный поперечный профиль накладывают профиль поперечного сечения измерительного токоприемника и определяют расстояние между поверхностью токоприемника до поверхности заземленных частей искусственного сооружения.

5.7 Измерение расстояния от оси железнодорожного пути на перегонах до ближайшей точки поверхности опоры контактной сети должно быть проведено при температуре окружающего воздуха от минус 15°С до плюс 30°С.

Измерение проводят с помощью рулетки по ГОСТ 7502 с диапазоном измерений 0-10 м и классом точности 2 и контрольного стержня, длина которого составляет (2000±5) мм, и поперечной жесткостью не менее 0,1 Н/мм.

На ближайший железнодорожный путь от опоры контактной сети прикладывают контрольный стержень напротив опор и отмечают ось железнодорожного пути на стержне. Затем измеряют расстояние с помощью измерительной рулетки между осью железнодорожного пути и ближайшей точки поверхности стойки опоры контактной сети.

5.8 Измерение натяжения контактного провода и несущего троса должно быть проведено при температуре окружающего воздуха от минус 15°С до плюс 30°С.

Измерение проводят с помощью динамометра по ГОСТ 7502 с пределом измерений до 30000 Н и классом точности 2.

Для измерения на анкерном участке выбирают четыре пролета. Два пролета должны быть смежными с пролетом, где расположена средняя анкеровка контактной сети, другие два пролета - рядом с переходными пролетами.

С помощью динамометра проводят измерение натяжения контактного провода и несущего троса в середине выбранных пролетов.

5.9 Расстояния от вертикальной проекции точки пересечения контактных проводов на воздушной стрелке контактной сети на уровне головки рельсов до точки пересечения осей железнодорожного пути измеряют с помощью линейки по ГОСТ 427 с диапазоном измерения 0-2000 мм и классом точности 1. К возможным крайним точкам пересечения контактных проводов прикрепляют отвес и измеряют расстояние между осями железнодорожных путей и отвесом на уровне головки рельсов.

5.10 Результаты измерений оформляют в виде таблицы. Форма таблицы приведена на рисунке 4.


Наименование измеряемого параметра

Значение параметра

Соответствие

Рисунок 4 - Форма таблицы результатов измерений

УДК 621.332:006.354 МКС 29.280 ОКП 31 8533

Ключевые слова: контактная сеть, технические требования, методы контроля
__________________________________________________________________________

Электронный текст документа
подготовлен АО "Кодекс" и сверен по:
официальное издание

М.: Стандартинформ, 2015



Понравилась статья? Поделиться с друзьями: