Лукаво забытое старое: Геннадий Онищенко — о реформе надзорных органов. Соссп заявил о прессинге надзорных органов. реформа госконтроля тонет в невыполнимых требованиях О ходе реализации приоритетной программы «Реформа контрольной и надзорной деятельности

12 февраля 2020 , Принято решение о признании утратившими силу или недействующими на территории России правовых актов СССР Постановление от 3 февраля 2020 года №80

13 января 2020 , Система государственного контроля и надзора Об отмене устаревших правительственных актов РСФСР и Российской Федерации Сообщение Константина Чуйченко на совещании с вице-премьерами.

13 января 2020 , Система государственного контроля и надзора Принято решение о признании утратившими силу или недействующими на территории России некоторых правовых актов РСФСР и Российской Федерации Постановление от 13 января 2020 года №7. С 1 февраля 2020 года признаются утратившими силу принятые в период с 1917 года по 2002 год 1259 актов РСФСР и Российской Федерации и их отдельных положений, содержащих устаревшее регулирование или имеющих статус «действующие», но не применяющихся на практике.

6 января 2020 , Система государственного контроля и надзора Установлен порядок государственной регистрации аттракционов Постановление от 30 декабря 2019 года №1939. Утверждены Правила государственной регистрации аттракционов, включающие в том числе правила возобновления регистрации, временной регистрации по месту пребывания ранее зарегистрированного аттракциона, приостановления, прекращения регистрации, выдачи дубликата свидетельства о государственной регистрации аттракциона, выдачи государственного регистрационного знака на аттракцион взамен утраченного или пришедшего в негодность, выдачи справки о совершённых регистрационных действиях в отношении аттракциона.

27 декабря 2019 , Система государственного контроля и надзора Установлены требования к техническому состоянию и эксплуатации аттракционов Постановление от 20 декабря 2019 года №1732. Утверждены требования к техническому состоянию и эксплуатации аттракционов, изготовленных и введённых в действие до вступления в силу Технического регламента Евразийского экономического союза «О безопасности аттракционов». Это будет способствовать повышению их безопасной эксплуатации.

3 декабря 2019 , Охрана природы. Заповедники, национальные парки Установлен порядок государственного надзора в области обращения с животными Постановление от 30 ноября 2019 года №1560. Правилами организации и осуществления государственного надзора в области обращения с животными определены задачи и предмет государственного надзора, разграничены вопросы, отнесённые к компетенции Росприроднадзора и Россельхознадзора. К задачам государственного надзора в этой области отнесены предупреждение, выявление и пресечение нарушений установленных требований.

2 декабря 2019 , Система государственного контроля и надзора Правительство внесло в Госдуму законопроект о совершенствовании механизма государственного и муниципального контроля Распоряжение от 30 ноября 2019 года №2861-р. Принятие законопроекта позволит создать системное процессуальное регулирование контрольно-надзорной деятельности, нацеленное на минимизацию административного давления на субъекты предпринимательской деятельности.

2 декабря 2019 , Система государственного контроля и надзора Правительство внесло в Госдуму законопроект об обязательных требованиях, соблюдение которых подлежит проверке в рамках контрольно-надзорной деятельности Распоряжение от 30 ноября 2019 года №2860-р. Принятие законопроекта позволит законодательно закрепить основы установления, оценки применения обязательных требований, содержащихся в нормативных правовых актах, и будет способствовать снижению административного давления на субъекты предпринимательской деятельности.

23 октября 2019 , Система государственного контроля и надзора Доклад руководителя Ростехнадзора Алексея Алёшина на совещании о внедрении систем дистанционного контроля в рамках реализации реформы контрольно-надзорной деятельности О цифровой трансформации надзорной деятельности на основе механизмов дистанционного контроля.

23 октября 2019 , Система государственного контроля и надзора Совещание

23 сентября 2019 , Система государственного контроля и надзора Уточнён порядок подготовки и принятия правовых актов, разрабатываемых в рамках реализации механизма «регуляторной гильотины» Постановление от 14 сентября 2019 года №1200.

23 августа 2019 , Трудовые отношения. Социальное партнёрство в сфере труда Обсуждались актуальные вопросы в сфере регулирования рынка труда, в частности, возможность введения четырёхдневной рабочей недели, а также участие бизнес-сообщества в процессе реформирования системы государственного контроля и надзора.

16 августа 2019 , Система государственного контроля и надзора Правительство внесло в Госдуму законопроект об изменениях в правовом регулировании деятельности антимонопольных органов Распоряжение от 15 августа 2019 года №1816-р. Законопроектом предлагается установить, что в случае принятия заявления об обжаловании предписания антимонопольного органа к производству арбитражного суда исполнение предписания, выданного органу государственной власти или органу местного самоуправления, не должно приостанавливаться, если другое не предусмотрено судебным актом. Кроме того, в целях обеспечения дополнительных гарантий защиты прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении внеплановой проверки предлагается ввести обязанность антимонопольного органа уведомлять орган прокуратуры о начале проведения внеплановой проверки на предмет соблюдения требований антимонопольного законодательства о запрете заключения антиконкурентных соглашений. Предлагаемые изменения будут способствовать минимизации негативного влияния антиконкурентных решений органов власти на товарные рынки, повышению законности при проведении проверок антимонопольным органом.

1

Впервые реформа, затрагивающая сокращение контрольно-надзорных органов, увидела свет в 2008 году. Правительство России приняло решение уменьшить количество проверяющих лиц и надзорных органов, желая, прежде всего, облегчить давление на предпринимателей и организации, которые в последнее время жаловались, что проверки стали слишком частыми.

Чиновники позволили себе провести небольшой эксперимент и избавить предприниматели от тотального контроля, как говорили некоторые депутаты, Россия – уже не СССР, поэтому нужно отходить от строгого руководства, чтобы наладить нормальные взаимоотношения между государственными учреждениями и фирмами, дать последним возможность свободно и самостоятельно развиваться.

По плану административная реформа включает в себя сразу несколько важных этапов:

  • объединение отдельных государственных надзорных органов в зависимости от сферы деятельности;
  • уточнение функций каждого госучреждения;
  • объединение с целью исключить дублирование одной и той же деятельности.

Негласно было принято решение, что при надобности возможно сокращение в России квалифицированных кадров надзорных органов, а именно уменьшение заведений с 21 до 15, закрытие 11 федеральных агентств, вместо которых создаются более функциональные, 9 федеральных ведомств по надзору.

Итак, по итогу 2008 года общее количество админпроверок ИП, которые инициируются сотрудниками Роспотребнадзора, уменьшилось практически в 4 раза. По состоянию на 2015 год, эта цифра изменилась еще на 30%, и именно тогда правительство России признало неудачной попытку реформировать надзорные органы.

Что не понравилось Кремлю

Заседание по обсуждению программы проходило за закрытыми дверями, однако кое-какая информация все же просочилась к журналистам. Чиновники пошли на попятную и перестали обсуждать сокращение российских надзорных органов, в основном на заседании проговаривались принципы создания 6 федеральных ведомств надзора. Правительство заинтересовала идея слияния сразу нескольких крупных организаций:

  1. Экономический надзор предполагает объединение ФАС и ФСТ.
  2. Для улучшения экологической ситуации и контроля за экологической обстановкой нужно совместить между собой Росгидромет и Росприроднадзор.
  3. Финансовый учет будет проводить новое ведомство, созданное на основе Росфиннадзора, Росалкогольрегулирования и Счетной палаты.
  4. Что касается технического надзора, на рассмотрение 2015 года было взято предложение упразднить Ростехнадзор, Росаккредитацию, Роскомнадзор, Ространснадзор и Росстандарт. Вместо всех этих учреждений будет создано одно-единственное объединение, которое возьмет на себя анализ и контроль безопасности пищевых продуктов и медицинских препаратов.
  5. Социальный контроль, безусловно, тоже остается – на основе Рособрнадзора и Росструда.

Безусловно, новоявленные предприятия – не резиновые, разместить и трудоустроить всех, кто работал в ликвидирующихся организациях, невозможно. Поэтому хотя сокращение контрольно-надзорных органов открыто не обсуждалось, все осознают, что часть работников останется за бортом, аналитики называют цифру 30% от общего количества госслужащих.

Однако и здесь чиновники видят свои преимущества:

  1. Как раз в тяжелые времена, когда приходится уйти с «насиженного» рабочего места, многие начинают собственное дело и становятся индивидуальными предпринимателями, что благотворно сказывается на благосостоянии граждан России и их семей и, конечно, страны, которая получает нового налогоплательщика.

Стать предпринимателем может не каждый, но самые активные и действенные учетчики и ревизоры, знающие, что такое ответственность и как правильно вести финансы, обязательно проявят себя и свои профессиональные качества. Как показывает практика, в условиях экономического кризиса и при отсутствии стабильности, некоторые даже меняют направление деятельности, обучаются новым профессиям и открывают в себе таланты, на которых можно хорошо заработать.

  1. Хотя целью административной реформы изначально не являлось сокращение контрольно-надзорных органов с целью уменьшения выплат из госбюджета, чиновники уже подсчитали сумму, которую удастся сэкономить, внедрив изменения в жизнь.

Это ни много ни мало – 1 триллион рублей. Весомый вклад в этот показатель составляет снижение количества проверок для предпринимателей, ведь на каждую проверку оформляется масса документов, оплачивается бензин на транспорт при выезде комиссии на место и многие другие издержки, больно бьющие по бюджету страны.

Как дела обстоят в 2019 году

Сотрудники пока еще действующего Роспотребнадзора выделяют несколько важных принципов, которыми руководствуются учетчики в 2019 году, проводя проверки на предприятиях:

  1. Сначала эксперты проводят анализ финансово-хозяйственной деятельности существующих организаций и выделяют те, которые более всего подвержены риску совершить ошибку в отчетности. Чаще ревизии затрагивают крупные фирмы.
  2. Начиная с 2008 года, по указанию правительства существенно уменьшился перечень продукции, которую нужно регистрировать. Если раньше в список входило 30 наименований, то в 2016 году осталось только 7 видов товаров, подлежащих государственной регистрации.
  3. Период рассмотрения и изучения отчетности, а значит, и время проводимой ревизии в каждой из организаций сократилось втрое.

Вступившие в силу изменения чиновники не пускают на самотек. В конце 2015 года было инициировано и выиграно сразу несколько дел, где шла речь о превышении полномочий сотрудников Роспотрбнадзора, создающих необоснованные административные преграды в предпринимательской деятельности.

Сокращение проверок до сих пор не коснулось, пожалуй, единственной сферы деятельности – торговли. Эксперт, который является уполномоченным лицом при президенте по защите прав и интересов предпринимателей в России, Роман Терехин просит набраться российских граждан, занимающихся предпринимательской деятельности, терпения. Программа осваивается постепенно, для этого нужно как минимум несколько лет. А пока уже в 2017 году по официальным данным уменьшение проверок экспериментируют:

  1. Роспотребнадзор, где численность ревизий уменьшилась на 30%.
  2. Ростехнадзор, пересмотревший количество проверок в сторону уменьшения на 48% от обычного числа.

Что такое «дорожная карта»

Среди последних новостей 2017 года – введение «дорожной карты», которая в рамках админреформы позволит контролировать в сжатые сроки деятельность не только малого бизнеса, но и более крупного.

В конце мая 2016 года чиновники представили собственное видение госконтроля, оформленное в соответствующем документе. В июне начали разрабатываться принципы концепции, которая описывает сокращение российских надзорных органов и окончательное соединение оставшихся в зависимости от сфер деятельности.

Такое основательное переформатирование одобряют руководители крупных предприятий, отчисляющих в госказну большой объем налоговых взносов. Особенно радует, что их поддержало правительство, пообещав со своей стороны для достижения общей цели объединить усилия законодательной и исполнительной власти.

Таким образом, итоговый показатель считается отдельно для каждого вида предприятий в зависимости от их размера, а затем результаты по малым, средним и крупным компаниям суммируются. Из-за такого подхода у крупного бизнеса, например, показатель нагрузки почти в восемь раз выше, чем у малых предприятий. Такая разница может быть связана и с действием моратория на проверки малого бизнеса, полагает замглавы Аналитического центра при правительстве Михаил Прядильников.

Методика еще будет дорабатываться, утвердить ее планируется к февралю, говорит Абызов: пока она не учитывает структуру поднадзорных компаний и «не характеризует уровень экономических затрат бизнеса по сопровождению госконтроля».

Отставание МВД

Самой тяжелой для бизнеса практикой при работе с проверяющими оказалось дистанционное взаимодействие с инспекторами надзорных ведомств: ее негативно оценили 72% опрошенных (всего аналитики выделяют девять практик взаимодействия). «Процедуры дистанционного контроля не отработаны в достаточной мере, что связано в том числе с информационной закрытостью большинства организаций. Это уже вопрос информационной культуры и открытости как со стороны самого бизнеса, так и со стороны проверяющих органов», — указывает научный сотрудник Центра технологий госуправления РАНХиГС Алексей Ефремов.

Сложности у бизнеса также возникают с актуальностью и правомерностью требований (62% негативных оценок) и с профилактикой нарушений (57%). Реформа КНД пока не завершена, и сейчас сама ее идеология «ориентирована на выявление нарушений и применение санкций», подчеркивает Ефремов. Лучше всего, по данным Аналитического центра, предприниматели оценивают ситуацию с информированностью о требованиях ведомств (59% позитивных мнений).

Фото: Александр Щербак / ТАСС

Респондентам также предлагалось оценить практику взаимодействия с надзорными ведомствами по профессионализму его сотрудников. Министерство внутренних дел стало единственным органом КНД, у которого профессионализм его инспекторов отрицательно оценили предприниматели. Разница между негативными и позитивными мнениями (именно по этому критерию эксперты подвели итоги ответов респондентов) о работе сотрудников контрольно-надзорного блока МВД составила 3,6 п.п. с перевесом негатива, говорится в исследовании Аналитического центра. Лучшими по этому критерию стали МЧС (положительные оценки преобладают над отрицательными сразу на 33,1 п.п.), Ространснадзор и Ростехнадзор. Впрочем, «лучшие» и «худшие» надзорные органы по результатам опроса выделить нельзя, он нужен для выявления «болезненных» вопросов в реформе КНД, указывает Прядильников.

Инспекция из МВД — «самая нервная для предпринимателей, самая стрессовая проверка», категорична вице-президент «Опоры России» Марина Блудян. Ведомство может подвести любую деятельность предпринимателя «под мошенническую статью», свою роль играет и статья по предоставлению услуг и продаже товаров с нарушением обязательных требований, указывает Блудян: «К вам может прийти милиционер, если у вас неправильно заполнена этикетка». В деятельности предпринимателей «может быть что-то не так», но не стоит это воспринимать именно как мошенничество, заключает она.

В то же время негативные оценки профессионализма инспекторов из МВД не помешали этому ведомству войти в тройку лидеров по практике взаимодействия с бизнесом в целом. На первом месте по итоговому результату оказалась ФАС, на втором — Роструд. Отстающими по работе с предпринимателями (по крайней мере с точки зрения самих предпринимателей) стали Росздравнадзор, Ростехнадзор и Ространснадзор (число положительных оценок их работы, впрочем, все равно превышает число негативных).

Год в борьбе с контролем

За год реформы госконтроля, которая в рамках приоритетного проекта по контролю и надзору, число плановых проверок снизилось на 44%, говорится в материалах «открытого правительства» к конференции, а 60% подконтрольных субъектов не будут включены в план проверок в дальнейшем. Но сейчас на 450 тыс. плановых проверок приходится 1 млн внеплановых, оценивает Абызов. Впрочем, если в их число не включать поручения президента и правительства и проверки из-за высоких рисков для жизни, внеплановых окажется вдвое меньше.

Президент Владимир Путин в августе поручил сократить число внеплановых инспекций до 30% от плановых; это может привести к последующему росту плановых проверок, считает Абызов, но это положительный знак, так как они реализуются с учетом риск-ориентированного подхода (то есть затронут в основном высокорисковые объекты). Законопроект по переходу от «палочной системы» к системе оценки рисков ранее внесло в Госдуму правительство, но, как РБК, он не будет распространяться на оперативно-разыскные мероприятия, надзор за исполнением уголовных наказаний, при производстве по делам об административных правонарушениях, работе полиции по обеспечению соблюдения ПДД, налоговый, валютный и таможенный контроль и т.д.

За год реформы бизнес внес более 400 предложений по пересмотру требований надзорных ведомств, говорится в материалах «открытого правительства». Пока правительство и надзорные ведомства согласились на пересмотр 110 требований, по остальным пока требуются дополнительные заключения, уточняет Абызов.

«Реформирование контрольно-надзорной деятельности пока не стало элементом системной регуляторной политики, то есть у нас совершенствование нормотворчества и правоприменения идут отдельно, это процессы идут параллельно, администрируются разными органами, и, соответственно, из-за этого возникают проблемы», — считает Ефремов.

Взгляд с другой стороны

Оценить восприятие контроля и надзора со стороны не бизнеса, а самих инспекторов в рамках своего исследования к конференции КНД попробовала Высшая школа экономики. Большинство из них (всего опрошено было 25 тыс. проверяющих) считают, что у их органов достаточно инструментов для воздействия на бизнес (имеется в виду арсенал наказаний, предупреждений и т.д.). Однако тех, кто настаивает на дополнительных возможностях по наложению более жестких санкций, больше (23,4 против 14,4% тех, кто настаивает на смягчении). Чаще всего ужесточения хотят сотрудники ФНС и МВД. А единственное ведомство, чьи инспекторы хотели бы относиться к предпринимателям мягче, — Ростехнадзор.

Вчера, 6 февраля, в рамках Недели российского бизнеса в Москве состоялся форум «Контрольно-надзорная и разрешительная деятельность: интересы бизнеса и государства».

С докладом выступил куратор реформы госконтроля, министр РФ по вопросам Открытого правительства Михаил Абызов. В наступившем году российские работодатели уже не так обеспокоены вопросами контрольно-надзорной деятельности. На первый план вышли проблемы, связанные с тарифами, высокими налогами и недостатком квалифицированных кадров. Впрочем, более половины из них всё же ожидают необходимых преобразований в этой сфере и снижение административной нагрузки, связанной с госконтролем. Основными направлениями контрольно-надзорной реформы в 2018 году станут устранение избыточных и устаревших требований, пересмотр Кодекса об административных правонарушениях, внедрение информационных технологий, а также доработка проверочных листов для предприятий и профилактика нарушений у работодателей. Модернизация системы государственного и муниципального контроля и надзора зафиксирована законопроектом, который сейчас находится на рассмотрении в Госдуме.

«Избыточное давление со стороны надзорных органов испытывают почти 40 % бизнесменов» - утверждает глава Российского союза промышленников и предпринимателей (РСПП) Александр Шохин. Эти данные получены в ходе опроса бизнес-сообщества. Уточним, что в 2017 году плановые проверки проходили в 87 % компаний-респондентов, а внеплановые - в 47 %. За 3 года плановых проверок стало меньше. Однако ситуация с внеплановыми проверками практически не изменилась, подчеркнул Александр Шохин.

«Михаил Анатольевич (Абызов) активно подталкивает бизнес к тому, чтобы он своевременно реагировал на инициативы правительства и федеральных органов власти в области контрольно-надзорной деятельности. Это наиболее продуктивный диалог в рамках всех программных комитетов, мы его пытаемся использовать и по другим приоритетным государственным программам», - сообщил глава РСПП.

Предприниматели ведут активную работу по продвижению контрольно-надзорной реформы. На сегодняшний день подготовлено более 400 предложений по актуализации предъявляемых к предпринимателям требований, которые преобразованы в так называемые «дорожные карты». Правда, реакция властей на поступившие предложений пока не оперативна. Для снижения нагрузки на предприятия предлагается ограничить проверку обязательных требований, которые установлены до введения процедуры оценки регулирующего воздействия (в 2014 году). Также предложены инициативы по внедрению принципа one in - two out (каждое новое требование вводится после отмены двух других), пересмотру КоАП и совершенствованию проверочных листов.

Михаил Абызов согласен с тем, что темпы реализации «дорожных карт» по пересмотру требований действительно пока невелики. Однако, в 2018 году планируется рассмотреть их в полном объеме. В отношении пересмотра КоАП министр настроен решителен - «Сегодня его структура не учитывает соразмерность штрафов объёмам бизнеса. В результате штрафы, которые предъявляются бизнесу, зачастую приводят к его закрытию». Что касается доработки проверочных листов – планируется выделить требования, являющиеся основополагающими для осуществления государственного контроля. Лишние требования, по-видимому, уберут.

Насчёт соотношения плановых и внеплановых проверок Михаил Абызов сообщил следующие важные статистические данные: «За 2017 год количество плановых проверок на федеральном уровне было сокращено в сравнении с 2016 годом на 30%. Сокращение в 2016 году по сравнению с 2015 годом составило 15%. Таким образом, за два года количество плановых проверок с более миллиона единиц сокращено до 450 тысяч. И в 2018 году в заявке, которую мы согласовали с органами прокуратуры, по плановым проверкам также есть снижение на 8%. В итоге в 2018 году мы сократили объём плановых проверок в два с половиной раза от уровня 2015 года. Это значительное снижение административной нагрузки. Не так успешно обстоят дела с внеплановыми проверками, их число в 2017 году по предварительным данным чуть сократилось. Количество внеплановых проверок всё ещё остаётся на уровне более миллиона, и это означает, что нам необходимо в приоритетном порядке в 2018 году с нашими государственными контрольными органами сконцентрироваться на реформе института внеплановых проверок».

Усовершенствованные механизмы проведения внеплановых проверок отражены в новом законе о госконтроле , который находится сейчас в Госдуме. Контрольно-надзорный орган, согласно документу, сможет, не инициируя внеплановую проверку, запросить информацию у предпринимателя либо использовать иные инструменты реагирования на целостный сигнал об опасности и угрозе, пояснил Михаил Абызов. Он заявил, что каждая из сторон заинтересована в более скором принятии закона о госконтроле. Законопроект уже собрал заключения от 47 субъектов, из них 46 положительны. Председатель комитета нижней палаты парламента по контролю и регламенту Ольга Савастьянова отмечает: «Мы понимаем, что та практика, которая на сегодняшний день существует в контрольно-надзорной деятельности, очень затратна по ресурсам, неэффективна по своим результатам и ущербна для бизнеса и экономики, должна уйти в прошлое. Оценивая тот законопроект, который поступил в Госдуму, можно сказать, что тут противоречий нет. Основные цели закона ориентированы на то, чтобы повысить безопасность граждан, качество продукции и услуг, радикально снизить административную нагрузку на бизнес. Он создаёт развёрнутую систему гарантий прав граждан и предпринимателей».

Еще одним инструментом реформирования системы контрольно-надзорной деятельности в 2018 году станет развитие современных информационных технологий и дистанционного взаимодействия между предпринимателями и надзорными органами. Вся отчётность будет переведена в электронный вид, а общение с инспекторами будет осуществляться через личные кабинеты. Заместитель главы Минэкономразвития Савва Шипов объявил о разработке программы «Цифровая экономика», позволяющей выполнить намеченные планы. «Мы предполагаем, что необходимо уйти от миллиардов сведений, которые предоставляет бизнес, к чёткой, понятной, прозрачной системе. Для этого необходимо создать реестр всех форм и требований по отчётности, которые существуют, и перейти к системе "одного окна". Это означает, что все данные, которые собираются с бизнеса, должны предоставляться один раз в понятной и прозрачной форме. Дальше все органы власти, которым требуются эти данные, должны получать их из одного места», - уточнил замглавы Минэкономразвития Савва Шипов.

Своя роль в оптимизации контрольно-надзорной деятельности и у Генеральной прокуратуры. В ведомстве подготовили законопроект, который расширяет перечень проверок, требующих согласования с прокуратурой. Данная мера снизит необоснованное давление на предприятия. Генеральный прокурор РФ Александр Буксман сообщает, что В 2017 году прокурорами выявлено около 170 тысяч нарушений закона в области контрольно-надзорной деятельности, внесено 33 тысяч представлений, к дисциплинарной ответственности привлечено 24 тысяч должностных лиц, а к административной - более 4 тысяч. На рассмотрение в суд направлено 2200 исков в защиту предпринимателей. «В психологии прокуроров произошли серьёзные изменения. Прежде их представляли как дубину, которая крушит всех налево и направо. Сегодня это совершенно другое ведомство, можно сказать, с человеческим лицом», - заявил Александр Буксман.

Министр Михаил Абызов поддерживает уход от «палочной» системы: «В 2017 году было принято революционное решение - перейти на новую систему оценки результативности и эффективности. Теперь мы проверяем эффективность работы территориальных органов по тому, как они смогли своей работой предотвратить ущерб и улучшить статистику по нанесённому вреду. Здесь крайне важно развитие элементов и институтов профилактики. По нашим данным, профилактикой можно охватить в 20 раз больше поднадзорных субъектов, чем контрольными мероприятиями».

Уже в феврале ожидается принятие обновлённого стандарта по профилактике нарушений, и, вместе с тем, увеличение охвата предприятий профилактическими мероприятиями.

Риск-ориентированный подход в системе контроля качества фармацевтической помощи с прошлого года стал повседневной практикой. Как это отразилось на работе аптек? На какие моменты своей работы фармацевтам следует обратить особое внимание?

На эти и другие вопросы отвечает ассистент кафедры управления и экономики фармации и фармацевтической технологии ПиМУ (Нижний Новгород) Дмитрий Баранов.

Контроль становится партнёрством

Дмитрий Евгеньевич, как отразилось на проверках аптек внедрение нового подхода в работе надзорных органов?

Напомню, что цели внедрения риск-ориентированного подхода заключались в следующем:

  • достижение партнёрства между контрольными органами и субъектами медицинской и фармацевтической деятельности;
  • снижение административного давления на бизнес;
  • повышение качества медицинской и фармацевтической помощи;
  • улучшение показателей здоровья населения.

Реформирование контрольных органов ещё не завершено, однако определённых результатов удалось достичь. Существенно повысилась открытость деятельности надзорных служб, сформированы исчерпывающие реестры подконтрольных объектов, установлены категории риска и их критерии. Утверждены перечни нормативных актов, устанавливающих обязательные требования к аптечным учреждениям.

Каковы преимущества риск-ориентированной модели контроля?

Прежде всего риск-ориентированная модель работы надзорных органов позволяет сконцентрировать внимание на тех объектах, которые наиболее в этом нуждаются. Контроль направлен туда, где больше рисков возникновения неблагополучной ситуации. Это касается не только потенциальных опасностей, но и фактических обстоятельств, связанных с человеческим фактором. Например, если в аптечном пункте, где изначально степень риска невысокая, будут обнаружены нарушения, то этот пункт попадает в другую категорию объектов, и его будут проверять чаще. При этом для объектов низкого риска плановые проверки проводиться не будут. Такой подход позволяет снизить административные издержки и убрать необоснованную нагрузку на аптечный бизнес.

В чём проявляется повышение открытости надзорных органов?

Важно понимать, что надзорные органы решают те же задачи, что и медицинские и фармацевтические организации. Они находятся не по другую сторону барьера, а работают для повышения качества медицинской и фармацевтической помощи, для повышения качества жизни в целом.

Росздравнадзор предоставляет полную информацию и о проверках, и о возникающих при этом вопросах. Проводятся публичные слушания, где любой желающий может лично пообщаться с представителями контрольных органов и получить ответы. Это другой уровень взаимодействия - уже не столько надзор, сколько партнёрство.

Меньше нарушений - меньше проверок

Как отразится введение новой модели контроля на общем числе проверок в аптечных организациях?

Риск-ориентированный подход в сфере обращения лекарственных средств принят для федерального государственного надзора. Помимо этого существуют проверки в сфере лицензионного законодательства, а также выборочный контроль качества лекарственных средств. Если мы говорим о сегменте применения риск-ориентированной модели, то число плановых проверок в сфере обращения лекарственных средств будет закономерно снижаться.

То есть лицензионная проверка будет проводиться вне зависимости от того, к какому классу рисков относится та или иная аптека?

Риск-ориентированный подход не распространяется на лицензионный контроль. Важно подчеркнуть, что в малом бизнесе в настоящее время действуют «надзорные каникулы» в сфере лицензионного контроля. То есть в текущем году плановых лицензионных проверок в аптечных организациях, относящихся к субъектам малого предпринимательства, производиться не будет.

Допустим, мы возьмём среднестатистическую аптеку в городе. Как часто она будет подвергаться плановой проверке в рамках риск-ориентированного подхода?

Если мы берём пример со среднестатистической аптекой готовых лекарственных форм, то значение показателя риска у неё будет соответствовать умеренному уровню. Это означает, что плановые проверки в отношении этой аптеки будут проводиться не чаще одного раза в шесть лет. А при соблюдении определённых условий можно перейти в категорию низкого риска, которая вообще не предполагает плановых проверок.

Каким образом это сделать?

Риск-ориентированная модель контроля даёт возможность проявлять гибкость в оценке деятельности каждого конкретного учреждения. Если в течение двух лет при проведении других проверок не было выявлено серьёзных нарушений, учреждение переходит в разряд более низкого риска. Если же при проверках были нарушения, повлекшие наложение штрафов, то градация рисков повышается. Таким образом стимулируется соблюдение законодательства сразу по нескольким направлениям.

Проверь себя сам

На что важно обратить особое внимание аптекам при подготовке к плановой проверке, которая проводится по риск-ориентированной модели?

Наибольшее количество вопросов связано с хранением лекарственных средств. Аптекам готовых лекарственных форм важно обратить внимание на этот аспект работы. И если есть какие-то нестыковки в стандартных операционных процедурах (СОП), нужно привести их в соответствие с требованиями законодательства. Другие часто возникающие вопросы связаны с транспортировкой, отпуском и унич¬тожением лекарственных препаратов.

Особо отмечу, что для аптечных организаций проверочные листы - большое подспорье. Если уделить внимание предварительной работе с заполнением листов и соответственно коррекции СОП, то проверка пройдёт максимально эффективно. Риск-ориентированная модель работы надзорных органов реально позволяет создать оптимальные условия и для проверяющих, и для проверяемых.



Понравилась статья? Поделиться с друзьями: