Методические рекомендации по повышению эффективности работы абз и цбз. Методические рекомендации по расчету эффектов от реализации мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности Уплотнение грунтов в зимнее время

На основании анализа теоретической литературы, а также результатов исследования, проведенного в предыдущей главе курсовой работы, был разработан ряд методических рекомендаций по повышению эффективности применения инновационных форм организации обучения в ОГАОУ СПО "Ракитянский агротехнологический техникум".

1. Инновационные формы на занятии осуществляются при обязательном участии всех студентов группы, а также реализуются с непременным использованием средств слуховой и зрительной наглядности (компьютерной и видео техники, выставки, буклеты, стенды). При этом на занятиях, предусматривающих групповую работу целесообразно формирование подгрупп таким образом, чтобы в ней находились и слабые и сильные студенты и организовывать их работу так, чтобы каждый студент в подгруппе выполнял определенную функцию. Это облегчит поддержание дисциплины и порядка. Также необходимо обеспечить условия, при которых каждый студент мог бы высказать свою точку зрения;

2. Выбор формы инновационного занятия педагогу необходимо учитывать множество факторов. В системе среднего профессионального образования сложились определенные подходы к выбору форм организации обучения в зависимости от конкретных обстоятельств. Выбор форм организации обучения определяется:

Общими целями обучения, воспитания и развития студента;

Особенностями методики преподавания конкретной учебной дисциплины и спецификой ее требований к отбору дидактических методов;

Целями, задачами и содержанием материала конкретного занятия;

Временем, отведенным на изучение того или иного материала;

Уровнем образования и практического опыта обучаемого;

Уровнем материальной оснащенности, наличием оборудования, наглядных пособий, технических средств;

Уровнем квалификации и личных качеств преподавателя.

С учетом комплекса названных обстоятельств и условий преподаватель принимает решение о выборе конкретной формы организации обучения;

3. При планировании занятия с применением игровых форм организации обучения необходимо особенно четко обозначить временные рамки каждого этапа учебного занятия, а при реализации занятия - строго следить за выполнением студентами заданных временных норм. Организационные вопросы - такие как распределение ролей, выбор жюри и экспертной группы, формирование игровых групп, ознакомление с обязанностями, знакомство с темой, проблемой, ознакомление с инструкциями, заданиями, сбор материала и анализ материала целесообразно решать заранее, чтобы сохранить время для решения конкретных задач.

4. Применение инновационных форм организации обучения наиболее эффективно, как правило, на занятиях после изучения какой-либо темы или нескольких тем, они выполняют функции обучающего контроля и оценки знаний студентов. Подобная смена привычной обстановки целесообразна, поскольку атмосфера на таких занятиях более непринужденная и способствует снятию психологического барьера, возникающего в традиционных условиях из-за боязни совершить ошибку;

5. При реализации занятия с применением инновационных форм организации обучения должна быть создана одновременно и рабочая атмосфера, а также присутствовать дух творчества и доверия;

6. Необходимо разработать определенные критерии оценки проявленных знаний и умений в процессе учебного занятия с применением инновационных форм организации обучения. Среди них необходимо обязательно выделять такие как: знание теоретического материала занятия; способность применить теоретические знания на практике; креативность мышления и умение находить нестандартные способы решения проблем; умение обобщать, систематизировать материал и делать собственные выводы, выражать и отстаивать свое мнение; а также степень самостоятельности при решении проблем, задач, заданий.

7. На занятиях с применением инновационных форм организации обучения целесообразно обозначить практическую значимость получаемых знаний, умений, навыков для студентов. Это позволит заинтересовать их в выполнении предложенной преподавателем работе;

8. Поддержание дисциплины на занятиях с применением инновационных форм организации обучения облегчится, если за нарушение дисциплины и порядка студент вместе с его подгруппой будут наделяться штрафными баллами и дополнительными заданиями повышенной сложности;

Таким образом, мы полагаем, что соблюдение вышеперечисленных методических рекомендаций по планированию и реализации занятий с применением инновационных форм организации обучения будет способствовать повышению эффективности учебного процесса.

Перед направлением электронного обращения в Минстрой России, пожалуйста, ознакомьтесь с изложенными ниже правилами работы данного интерактивного сервиса.

1. К рассмотрению принимаются электронные обращения в сфере компетенции Минстроя России, заполненные в соответствии с прилагаемой формой.

2. В электронном обращении может содержаться заявление, жалоба, предложение или запрос.

3. Электронные обращения, направленные через официальный Интернет-портал Минстроя России, поступают на рассмотрение в отдел по работе с обращениями граждан. Министерство обеспечивает объективное, всестороннее и своевременное рассмотрение обращений. Рассмотрение электронных обращений осуществляется бесплатно.

4. В соответствии с Федеральным законом от 02.05.2006 г. N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" электронные обращения регистрируются в течение трёх дней и направляются в зависимости от содержания в структурные подразделения Министерства. Обращение рассматривается в течение 30 дней со дня регистрации. Электронное обращение, содержащее вопросы, решение которых не входит в компетенцию Минстроя России, направляется в течение семи дней со дня регистрации в соответствующий орган или соответствующему должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов, с уведомлением об этом гражданина, направившего обращение.

5. Электронное обращение не рассматривается при:
- отсутствии фамилии и имени заявителя;
- указании неполного или недостоверного почтового адреса;
- наличии в тексте нецензурных или оскорбительных выражений;
- наличии в тексте угрозы жизни, здоровью и имуществу должностного лица, а также членов его семьи;
- использовании при наборе текста некириллической раскладки клавиатуры или только заглавных букв;
- отсутствии в тексте знаков препинания, наличии непонятных сокращений;
- наличии в тексте вопроса, на который заявителю уже давался письменный ответ по существу в связи с ранее направленными обращениями.

6. Ответ заявителю обращения направляется по почтовому адресу, указанному при заполнении формы.

7. При рассмотрении обращения не допускается разглашение сведений, содержащихся в обращении, а также сведений, касающихся частной жизни гражданина, без его согласия. Информация о персональных данных заявителей хранится и обрабатывается с соблюдением требований российского законодательства о персональных данных.

8. Обращения, поступившие через сайт, обобщаются и представляются руководству Министерства для информации. На наиболее часто задаваемые вопросы периодически публикуются ответы в разделах «для жителей» и «для специалистов»


стр. 1



стр. 2



стр. 3



стр. 4



стр. 5



стр. 6



стр. 7



стр. 8



стр. 9



стр. 10



стр. 11



стр. 12



стр. 13



стр. 14



стр. 15



стр. 16



стр. 17



стр. 18



стр. 19



стр. 20



стр. 21

МИНИСТЕРСТВО ТРАНСПОРТНОГО СТРОИТЕЛЬСТВА СССР

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ВСЕСОЮЗНЫЙ ДОРОЖНЫЙ НАУЧНО - ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ИНСТИТУТ (СОЮЗДОРНИИ)

ПО ПОВЫШЕНИЮ ЭФФЕКТИВНОСТИ РАБОТЫ АЬЗ И ЦЬЗ

Москва- 1972

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ВСЕСОЮЗНЫЙ ДОРОЖНЫЙ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ИНСТИТУТ

ПО ПОВЫШЕНИЮ ЭФФЕКТИВНОСТИ РАБОТЫ АБЗ И ЦБЗ

Одобрены научно-техническим советом Мянтрансстроя СССР

Москва-1972

6. Загруженность предприятий зависит от характеристики объектов строительства. Установлено, что количество обслуживаемых стационарным предприятием объектов строительства с течением времени уменьшается, а дальность возки увеличивается и достигает 100 км для битумоминеральных и 65 км для цементобетонных смесей. При этом резко возрастает стоимость строительства и ухудшается качество смесей. Увеличение дальности возки приводит также к недостатку специализированных автомобилей.

Экономическим расчетом выявлено, что при недогрузке предприятия целесообразно работать с его полной загрузкой на cpoK f необходимый для выполнения требуемого объема работ с последующей постановкой оборудова -ния АБЗ или ПБЗ в запас. При недогрузках рационально применять организацию с чередующейся работой соседних предприятий строительного управления.

7. В тресте "Дондорстрой* Главдорстроя на АБЗ внедрены накопительные бункеры для битумоминеральных смесей, передвижные смесительные установки на базе серийных агрегатов. В тресте "Севкавдорстрой" приме -няют смесительные установки непрерывного действия собственной конструкции для приготовления битумоминеральных смесей; имеется опыт снабжения АБЗ битумом с помощью битумовозов. Отдельные улучшения проведены и на ЦБЗ.

Установлено, что применение накопительных бункеров для готовой смеси увеличивает стабильность работы АБЗ и повышает его выработку в условиях недостатка автомобилей на объектах. Подсчет показал, что в сред -нем по Главдорстрою повышение загрузки АБЗ при использовании машин ЗИЛ-585 составит 7,5%. Срок окупаемости накопительного бункера около 6 мес. Приме -нение накопительных бункеров позволяет также повы -сить стабильность качества получаемых смесей.

8. Выбор рационального типа склада зависит от объема и количества фракций хранимых материалов, срока

работы на одном месте и применяемых средств механи -зации. В настоящее время наиболее широко используют следующие типы складов: для каменных материалов - конвейерно-веерные, а для цемента и минерального порош -ка - полубункерные и бункерные. Такие склады могут быть экономически выгодными при длительной работе на одном месте, характерной в настоящее время для строительных организаций. Полубункерные и бункерные скла -ды для пылевидных материалов в настоящее время постепенно заменяют более совершенными силосными скла да ми.

Технико-экономическое сравнение различных типов расходных складов каменных материалов (штабельно-траншейный склад с приямками, с применением фрон -тальных погрузчиков, со скреперной установкой), используемых в составе передвижного завода, показало, что, несмотря на высокую стоимость погрузчиков, этот тип склада имеет лучшие технико-экономические пока -затели в сравнении с остальными. По сравнению с традиционным складом траншейного типа склад с приямка -ми имеет лучшие технико-экономические показатели за счет сокращения объема строительно-монтажных работ на его обустройство.

Увеличение объемов и темпов строительства асфальтобетонных и цементобетонных покрытий за счет применения передвижных АБЗ и 11БЗ предопределяет и новый подход к организации прирельсовых базисных складов мобильного типа с ограниченным сроком эксплуатации на одном месте. При этом склады щебня и песка с погрузчиками и инвентарные силосные склады цемента и минерального порошка при их ежегодной передислокации также имеют лучшие технико-экономические показатели в сравнении с типовыми складами, широко распространенными в практике дорожного строительства. Это объяс -няется тем, что склады цемента бункерного типа и конвейерно-веерные склады щебня и песка имеют относительно низкую степень инвентарности (порядка 30%)

из-за однократного использования деревянных конструкций и большого объема бросовых работ. Складами такого типа целесообразно пользоваться только при органи -зации стационарных заводов или баз с долгосрочной (не менее 3 лет) работой на одном месте. Однако, учиты -вая необходимость улучшения условий труда, которые достигаются при использовании силосных складов цемента и минерального порошка, рекомендуется силосный тип склада для цемента и минерального порошка и в условиях долгосрочной работы на одном месте.

9. Порошкообразные материалы можно транспортировать механическими и пневматическими методами. При хранении больших объемов материалов на стационарных заводах общая дальность транспортирования может достигать десятков метров. В этих условиях экономически выгодно применение пневматических методов транспор -тированяя.

Существенными недостатками пневматического транспорта, ограничивающими его широкое применение, является большой расход сжатого воздуха и повышенная энергоемкость, связанная с необходимостью применения компрессорных станций» а также быстрый износ питаю -щих и броневых вкладышей корпусов; необходимость установки над емкостями мощных фильтров и др. Меньше недостатков имеют пневматические подъемники цемента (эрлифты), но они пригодны только для вертикального транспортирования.

Способом, исключающим основные недостатки пневмотранспорта цемента и минерального порошка может служить система подачи минерального порошка по трубам, использованная трестом "Дондорстрой* Главдорстроя. Особенностью транспортирования порошкообразных материалов таким способом ("монжусной" установкой) является повышение концентрации порошка ь аэросмесж и соответственно уменьшение объема потребляемого ежа -того воздуха, упрощение системы выгрузки и конструкции фильтров. Монжусная установка создает ус -

лобия для увеличения производительности трубопровод -ного пневмотранспорта и снижения расхода энергии в 1,5-2 раза. Меньшая скорость движения порошка в этой установке снижает износ труб.

Расчет подтверждает экономическую эффективность монжусной системы пневмотранспорта цемента (мине -рального порошка) на стационарных предприятиях. Силосные банки небольшой емкости и высоты, входящие в состав притрассовых заводов, экономичнее загружать ав -топе ме нто воза ми.

Организация АЬЗ И ЦБЗ на объектах дорожного строительства

10. При строительстве автомобильных дорог целесообразно применять стационарные АБЗ и ЦБЗ только в условиях, когда дорожно-строительные объекты находятся в пределах радиуса транспортирования смесей, опре -деляемых ВСН 93-71 и ВСН 139-68.

Для условий линейного дорожного строительства на - иболее перспективны передвижные притрассовые АБЗ и ЦБЗ;

11. Применение передвижных АБЗ и ЦБЗ:

Гарантирует лучшее качество покрытия при пе -ревозке смесей в обычных автомобилях-самосвалах на небольшие расстояния;

Снижает потребное количество транспорта для перевозки смесей;

Обеспечивает более эффективное использование большегрузного автомобильного транспорта в течение всего года;

Повышает эффективность использования машин и оборудования для устройства покрытий.

12. При поступлении дорожно-строительных материалов по железной дороге из пунктов, расположенных на значительном расстоянии от района строительства, при-

менение передвижных АБЗ и ЦБЗ не исключает наличия прирельсовых базисных складов для приема, хранения и при необходимости внутрискладской переработки компо -нентов асфальтобетонных или цементобетонных смесей.

13. Целесообразность применения передвижных притрассовых АБЗ и ЦБЗ по сравнению со стационарными заводами необходимо в каждом случае рассматривать с учетом вариантов передислокации стационарных и пере -движных предприятий. Критерием выбора варианта является минимум приведенных затрат на приготовление, транспортирование и укладку смесей.

14. Экономическая эффективность применения стационарного или передвижного заводов или того и другого совместно в каждом конкретном случае должна определяться путем сопоставления приведенных суммарных затрат на единицу продукции, которые могут быть определены уравнениями:

а) при использовании только стационарных предприятий. 3

3 > * т,

к,-с,*11,*-- К >

б) при использовании только передвижных предприятий З у

К г ‘С г + ЕН г * ;

С,+с/£(к/^у


в) при комбинированном использовании тех и других предприятий на одном объекте

где С, С. - себестоимость приготовления единицы продукции соответственно на стационарном и передвижном ЦБЗ;

C> - себестоимость переработки компонентов бетонной смеси на инвентарной базе, отнесенная к единице продукции;

£ *0,12 - нормативный коэффициент эффективности (в строительстве;;

удельные капиталовложения в технологи -ческое оборудование соответственно типу предприятия;

J з 2 з - стоимость ликвидной части инвентарных п 7 J железобетонных и металлических конст -рукций (25% от общей стоимости для железобетонных конструкций и 10% для металлических) соответственно типу предприятия;

С?ь 3* 3 6 - затраты на строительство соответствую- 7 " щих типов предприятий*повторяющиеся при

каждом перебазировании (строительные работы, монтаж-демонтаж и транспорт строительных конструкций);

Я/ JJ; - годовая производительность соответствен-" " ‘ но стационарных и передвижных предприятий (т.м 3);

Затраты на доставку компонентов бетоа-" 7 ной смеси и готовой продукции С COOT -

ветствующего типа предприятий;

7 .Тг.Т? - время использования предприятия на од- 7 ном месте с учетом перэбазирования.

Общий годовой экономический эффект от применения передвижных ЦБЗ определяется как разница приведенных годовых сопоставимых затрат:

э = 4(*, -* г); з=4 (к,-4) t

где Л? - годовая производительность передвижных

ЦБЗ (т.м 4).

УДК 668.904.3.002.5+666.972.58.002.5

Рассмотрены основные факторы, влияющие на эффективность работы АБЗ н ЦБЗ.

Предложены методики определения экономическое эффективности использования передвижных предприятий и рассматриваются варианты последовательной работы двух стационарных заводов.

Рассмотрено использование накопительного бун -кера для готовых битумоминеральных смесей в условиях недостатка автомобильного транспорта и обоснован выбор типа склада для дорожно-строительных материалов при разном числе передислокаций предприятии.

Изложены основные пути повышения эффективно -стя работы АБЗ и ЦБЗ, одобренные Минтраясстроем к использованию их трестами и управлениями до> рож но го строительства.

Предисловие

В соответствии с программой развития сети автомобильных дорог, в том числе автомобильных магистралей, одной из важнейших задач организации дорожного стро -ительства является эффективное использование и загрузка асфальтобетонных (АБЗ) и цементобетонных (ЦБЗ)заводов.

В связи с этим Союздорнии проводил в течение ряда лет обследование и анализ деятельности АБЗ и ЦБЗ строительных организаций Главдорстроя Минтрансстроя СССР и материалов по эксплуатации объектов треста "Росдорстрой" Минавтодора РСФСР (преимуществен -но АБЗ) t а также анализ проектных данных Союздор -проекта.

Проведенные исследования показали, что АБЗ и ЦБЗ используются недостаточно эффективно: средняя их загрузка, например, по Главдорстрою, не превышает соответственно 72 и 40%, что отрицательно влияет на себе -стоимость приготовления смесей.

В результате выполненного в Союздорнии анализа составлены "Методические рекомендации по повышению эффективности работ АБЗ и ЦБЗ"; они предназначены для использования трестами и управлениями дорожного строительства при организации и эксплуатация производст -венных предприятий для приготовления битумоминеральных и цементобетонных смесей.

В "Методических рекомендациях" предусматривается возможность реализации предлагаемых мероприятий уже в настоящее время непосредственно силами трестов и управлений строительства, а также намечаются мероприятия, требующие проведения подготовительных работ в течение более длительного периода.

наук А.Ю.Гольдштейн и инж. В.В.Силкин под руководст вом канд.техн.наук М.Й.Вейцмана.

Замечания и пожелания по данной работе просьба на правлять по адресу: 143900, Московская обл., г. Бала шиха-6, Союздорнии,

ЗАМДИРЕКТОРА СОЮЗДОРНИИ кандидат технических наук

Ю.Л.Мотылев

Общие положения ^

1. Современные АБЗ и ЦБЗ являются сложными технологическими комплексами; стоимость стационарных АБЗ и 11БЗ велика в связи со значительными объемами работ по их обустройству, с большой номенклатурой применяемого оборудования и широким использованием ав - томатики; например, стоимость АБЗ с двумя смесителями (общей производительностью до 50 т/час) составляет более 150 тыс.руб.

2. На эффективность работы асфальтобетонных и цементобетонных заводов влияют в основном две группы факторов:

1) внешние, в значительной степени не зависящие от данного предприятия; к ним относятся: наличие плана работ, обеспечивающего номинальную загрузку АБЗ или ЦБЗ; обеспеченность материалами (щебнем, битумом и др.), автомобильным транспортом и электроэнергией; структура предприятия (треста) и т.п. Эти факторы определяют эффективную работу предприятия;

2) внутренние, в значительной степени зависящие от работников данного предприятия и касающиеся организации и технологии производства; к ним относятся; смен -ность работы, квалификация и расстановка обслуживаю -щего персонала, тип и количество выбранного техноло -гического оборудования и др.

За последние годы выпуск смесей в основном рос за счет увеличения количества стационарных предприятий и установок на них без повышения их эффективности.

3. Стоимость приготовления смесей и себестоимость единицы продукции зависят от загрузки предприятия (рис. 1).

С уменьшением загрузки стоимость резко увеличи -вается, причем стоимость приготовления смеси возрас -тает интенсивней, чем ее приведенная стоимость. При 1

загрузке, например, АБЗ в размере 71,8% (средняя за 1970 г.) приведенные сопоставимые затраты на 20 - 30%

выше, чем при пол-


ной загрузке, а стоимость приготовления увеличивается почти на 40%.

Вне зависимости от марки или количества имеющихся на АБЗ смеситель -ных установок наибольшее количество объектов (26 -35%) имеют годовую программу около 15тыс.т, 18-26% объектов имеют программу 25тысл; соответ ствующую производител ьности серийной установки Д-597, 4-7% имеют программу 50тыс.т (рис.2). Количество объектов с большей годовой программой не превышает 10%. Объекты с программой, соответствующей производительности серийно выпускаемых установок для АБЗ, весьма редки. Почти в 70% случаев требуемый объем битумоминеральных смесей но соответствует производительности серийно выпускаемых установок и может быть выполнен при значительной недогрузке оборудования. Средняя величина колебаний загрузки составляет +, 28%, а максимальная +38%. Себестоимость смесей, приготовленных на недогружен -ном АБЗ, увеличивается.

Максимальные отклонения +40%, средние от-

клоненкя +£ЗЧГ


На ЦБЗ так же,как и на АБЗ, наибольшее количество объектов (22-36%) (рис.З) имеет объем 15 тыс.т в год, а по производительности средняя загрузка установок С-780 или С-543 ниже, чем оборудования АБЗ, и составляет примерно 43%. Только 2-3% ЦБЗ, работающих с двумя смесительными установками, имеют полную загрузку.

Стационарно установленные ЦБЗ работают с большим недогрузом. Максимальные отклонения загрузки от средней величины составляют ±40%, а величина средних ко -лебаний ±33%. Величины колебаний загрузки оборудова -ния ЦБЗ превышают соответствующие показатели рабо -ты АБЗ.

Колебания загрузки предприятий неизбежно приводят к их недогрузке в следующем сезоне.

Такое положение объясняется прежде всего тем, что для приготовления смесей в условиях линейного дорож -ного строительства используют стационарные заводы, эффективное применение которых возможно лишь при строительстве покрытий на сосредоточенных или линейных объектах в зоне действия завода при небольших дальностях транспортирования приготовляемых смесей.

4. Основой совершенствования организации строитель ства капитальных типов покрытий и повышения эффек -тивности использования АБЗ и ЦБЗ в дорожном строи -тельстве может служить организация работ с примене -нием притрассовых передвижных заводов. Передвижные заводы представляют комплексы техноло -гического оборудования, переброска и монтаж которых возможны за несколько смен. Применение передвижного завода исключает увеличение дальности возки смеси и тем самым в значительной степени гарантирует ее более высокое качество.

Кроме того, приближение завода к линейным объек -там и сокращение дальности возки позволяет уменьшить потребное количество специализированного автомобиль -ного транспорта и дает возможность маневрировать им

и более эффективно использовать в течение года.

Сторонний транспорт большой грузоподъемности может быть успешно использован для перевозки щебня и песка к месту работы передвижного завода в течение всего года. Специализированные автомобили, потребность в которых при этом значительно уменьшится, целесооб -разны только для перевозки смесей к месту укладки в строительный сезон. Дополнительное снижение транспорт* ных затрат может быть получено за счет использования местных карьеров, из которых материал можно подавать непосредственно к передвижным заводам, минуя базис ~ ный склад материалов.

5. Дорожно- строи тельные материалы, как правило, поступают в течение всего года по железной дороге и их запасы значительно превышают нормируемые. Поэтому необходимо наличие прирельсовых базисных складов большой емкости.

Исходя из этих условий расчет экономической эффективности передвижных АБЗ и ЦБЗ, снабжаемых с базио-ных складов, в сравнении с вариантами организации приготовления смеси только на стационарных заводах, тре -бует учета затрат на их передислокацию. Это означает, что на весь период строительства автомобильной дороги или отдельных ее участков необходимо, наряду с опти -мальным решением о размещении стационарных предприятий, определить заранее пункты перебазирования пере ~ движных заводов с тем, чтобы сумма затрат на произ -водетво и транспортирование продукции к местам укладки была минимальной.

По-видимому, одним из путей достижения эффектив -ной работы предприятий на дорожном строительстве является сочетание передвижных АБЗ и ЦБЗ и стационарных баз для хранения дорожно-строительных материалов с определением оптимального количества их передисло -каций в зависимости от объемов и темпов работ, даль -ности возки, марки применяемых автомобилей.

В работе принимали участие инженеры Р.В.Овсянников, Е.Г.Янбых и Л.С.Мишунина.

размер шрифта

ПИСЬМО Минздрава СССР от 08-04-74 02-1419 (ВМЕСТЕ С МЕТОДИЧЕСКИМИ РЕКОМЕНДАЦИЯМИ ПО ПОВЫШЕНИЮ ЭФФЕКТИВНОСТИ И АНАЛИЗУ... Актуально в 2018 году

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПОВЫШЕНИЮ ЭФФЕКТИВНОСТИ И АНАЛИЗУ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ КОЕЧНОГО ФОНДА СТАЦИОНАРОВ ЛЕЧЕБНО-ПРОФИЛАКТИЧЕСКИХ УЧРЕЖДЕНИЙ

Методические рекомендации по повышению эффективности и анализу использования коечного фонда стационаров лечебно-профилактических учреждений разработаны на основании материалов специального изучения, проведенного Отделением экономических исследований (руководитель т. Ройтман М.П.) Всесоюзного научно-исследовательского института социальной гигиены и организации здравоохранения им. Н.А.Семашко (директор т. Богатырев И.Д.) совместно с Планово-финансовым управлением (т.т. Головтеев В.В. и Демьянова В.А.). В работе принимали участие специалисты Главного лечебно-профилактического управления и Отдела медицинской статистики Министерства здравоохранения СССР.

Директивы XXIV съезда КПСС, наметившие широкую программу дальнейшего развития народного хозяйства СССР и подъема материального благосостояния населения нашей страны, требуют принятия мер по более экономному использованию имеющихся ресурсов.

К концу IX пятилетки сеть учреждений здравоохранения в нашей стране будет располагать 3 млн. больничных коек, а обеспеченность стационарной помощью достигнет 11,7 коек на 1000 жителей. В связи с этим все большую актуальность приобретают мероприятия, направленные на повышение эффективности использования существующего коечного фонда. В то же время, при наличии отказов в госпитализации, использование коечного фонда как в целом по СССР, так и, особенно, в ряде республик (Армянская, Грузинская, Азербайджанская, Туркменская и др.) систематически остается недостаточным.

Министерством здравоохранения СССР была установлена расчетная норма средней занятости койки для городских стационаров на уровне 330-340 дней и для сельских больниц - 310 дней в году. Однако, как показывают статистические данные, использование коек в городских учреждениях (без психиатрических коек) в среднем по СССР в течение последних лет не превышает 315-319 дней, а в сельских - меньше 300 дней. Только за счет улучшения использования существующего коечного фонда можно было бы дополнительно госпитализировать 1708,5 тыс. человек, в том числе в городские больницы - свыше 1114 тыс. человек.

Имеющийся простой коек в больницах не только ухудшает и сокращает объем стационарной медицинской помощи населению, но и приводит к значительным экономическим потерям, т.к. затраты на содержание больничных коек (за исключением расходов на питание больных и приобретение для них медикаментов) производятся и в тех случаях, когда они не функционируют.

Расчеты экономистов показывают, что пустующая койка требует на содержание всего лишь на 25% меньше средств, чем койка, на которой лежит и получает необходимую медицинскую помощь больной. Иначе говоря, содержание "пустой" койки составляет 75% стоимости койки, занятой больным.

Москва 1987

Утверждены замдиректора Союздорнии канд. техн. наук Б.С. Марышевым Одобрены Главдорстроем и Главзапсибдорстроем (письмо № 6204/26-811 от 3.12.84г.) Изложены принципы уплотнения грунтов вибрационным способом и выбора параметров и типов прицепных и самоходных шарнирно-сочлененных виброкатков с гладкими и кулачковыми вальцами. Приводятся рациональная технология, режимы работы и особенности использования виброкатков при сооружении земляного полотна из песков, в том числе одноразмерных, скальных, крупнообломочных, моренных, суглинистых и других грунтов и дорожных материалов в различном состоянии в разных условиях, включая жаркий климат (маловлажные пески) и зимнее время. Даны рекомендации по учету ряда особенностей эксплуатации, расширению области использования и модернизации прицепных виброкатков. Показаны пути дальнейшего совершенствования и повышения эффективности их работы.

1. Общие положения 2. Основные параметры виброкатков и их влияние на качество и интенсивность уплотнения фунтов 3. Технология уплотнения несвязных грунтов 4. Особенности уплотнения одноразмерных песков 5. Особенности уплотнения связных грунтов 6. Уплотнение грунтов в зимнее время 7. Расширение области использования внброкатков 8. Некоторые особенности эксплуатации и модернизации виброкатков. Контроль качества уплотнения грунта Приложение 1 Техническая характеристика прицепных, шарнирно сочлененных и комбинированных виброкатков, применяемых в СССР для уплотнения земляного полотна и оснований Приложение 2 Основные технические параметры гусеничных и колесных тягачей для прицепных виброкатков Приложение 3 Показатели экономической эффективности технологии уплотнения различных грунтов прицепными виброкатками А-8 и А-12 (ГДР)

Предисловие

В дорожном строительстве нашей страны, и прежде всего при сооружении земляного полотна, повсеместно стали использоваться прицепные и самоходные шарнирно-сочлененные вибрационные катки отечественного и зарубежного производства. Их доля в общем парке грунтоуплотняющей техники в последние годы быстро возросла и достигла в настоящее время 25-30 %. Они относятся к уплотняющим средствам динамического типа, обладающим определенными достоинствами, возможностями и имеющим обширную практику применения в гидротехнической, транспортной и промышленной областях строительства многих стран мира. В целом ряде случаев виброкатки способны заменить традиционные машины статического типа, а в некоторых случаях, как, например, при уплотнении одноразмерных и барханных песков, скальных, крупнообломочных грунтов, они являются практически единственным эффективным уплотняющим средством. Особенно высокоэффективными оказались мощные и тяжелые модели виброкатков. С ростом массы изменились их функциональные возможности, что обусловило некоторые прогрессивные изменения в технологии отсыпки и уплотнения грунтов, заметное повышение производительности катков, качества уплотнения, а также снижение себестоимости и трудоемкости этой операции. Однако в отечественном дорожном строительстве еще не все возможности и достоинства виброкатков выявлены, а известные не всегда используются должным образом. Проведенные Ленинградским и Казахским филиалами Союздорнии анкетный опрос и обследования дорожно-строительных подразделений Главдорстроя, Главзапсибдорстроя и некоторых республиканских министерств показали, что дорожниками пока еще не накоплен надлежащий практический опыт рационального и эффективного применения виброкатков, не везде и не всегда технологические режимы и приемы работы виброкатков соответствуют оптимальным, иногда возникают затруднения в их правильной эксплуатации при изменении грунтовых и погодно-климатических условий, в которых ведется строительство. Цель настоящих Методических рекомендаций дать достаточно полное и реальное представление о технических возможностях, способностях виброкатков и об особенностях их применения с учетом технологических, грунтовых и погодно-климатических условий строительства земляного полотна и некоторых дорожных оснований и тем самым способствовать повышению эффективности их использования. Методические рекомендации разработаны на основе обобщения отечественного и зарубежного опыта применения виброкатков и многочисленных полевых экспериментов в Западной Сибири, Коми АССР, Казахстане, Ленинградской обл., Прибалтике, Белоруссии и Молдавииз выполненных Ленинградским и Казахским филиалами Союздорнии с использованием прицепных и шарнирно-сочлененных моделей виброкатков, изготовленных в СССР, ГДР и Швеции. Настоящие Методические рекомендации предназначены развить и дополнить соответствующие разделы и положения СНиП 3.06.03-85 "Автомобильные дороги. Правила производства и приемки работ" и "Руководства по сооружению земляного полотна автомобильных дорог" (М.: Транспорт, 1982). Методические рекомендации составили кандидаты технических наук М.П. Костельов, Н.В. Питерина, инж. Ю.Л. Куканов (Ленинградский филиал Союздорнии) при участии канд. техн. наук А.М. Каменева и инж. Р.Г. Абулханова (Казахский филиал Союздорнии).

1. Общие положения

1.1. Настоящими Методическими рекомендациями следует руководствоваться при использовании прицепных и самоходных шарнирно-сочлененных вибрационных катков в дорожном строительстве, и прежде всего при сооружении земляного полотна. Они развивают и дополняют соответствующие положения СНиП 3.06.03-85 и "Руководства по сооружению земляного полотна автомобильных дорог". 1.2. Вибрационные катки являются прогрессивным грунтоуплотняющим средством динамического типа. Большинство современных виброкатков работает с некоторым отрывом от укатываемой поверхности, т.е. в виброударном режиме, и поэтому уплотнение грунта происходит под воздействием двух факторов: вибрации, вызывающей снижение или разрушение внутренних сил трения и сцепления между частицам и грунта и создающей благоприятные условия для эффективного перемещения и плотной упаковки этих частиц; динамического давления и сдвигающего усилия, создаваемых в грунте за счет частоударного нагружения. В уплотнении несвязных грунтов превалирующая роль принадлежит первому фактору, второй является лишь дополнением к нему. С повышением же связности материала роль второго фактора возрастает, а первого снижается. 1.3. С повышением массы виброкатка при неизменных параметрах вибрации (амплитуде, частоте) динамическое воздействие катка на грунт возрастает. Например, при изменении массы с 8 до 12 т ударные напряжения в грунте увеличиваются с 6-8 кгс/см 2 (0,6-0,8 МПа) до 16-18 кгс/см 2 (1,6-1,8 МПа). Поэтому тяжелые виброкатки способны успешно уплотнять также некоторые разновидности связных грунтов. 1.4. Вибрационные катки в большинстве своем оборудуются вальцами двух типов: гладким, используемым на всех типах грунтов и материалов, и кулачковым, предназначенным для уплотнения в основном связных пластичных грунтов. В дорожном строительстве СССР, где связные грунты составляют 52-55 %, скальные, крупнообломочные - около 21-22 % и песчаные - примерно 24-26 %, целесообразно использовать виброкатки как с гладкими, так и с кулачковыми вальцами. 1.5. Эффективность виброкатков (степень уплотнения, толщина прорабатываемого до требуемой плотности слоя, производительность) зависит от конструкции и параметров вибрации катка, типа и состояния грунта и технологических приемов выполнения работ.

2. Основные параметры виброкатков и их влияние на качество и интенсивность уплотнения фунтов

2.1. Виброкатки для уплотнения грунтов могут быть прицепными, буксируемыми гусеничными или пневмоколесными тягачами, и самоходными, у которых вибрационный валец шарнирно сочленен с одноосным двухколесным или многоколесным тягачом. Самоходные шарнирно-сочлененные катки более маневренны, чем прицепные, однако их проходимость и устойчивость на плохо спланированных поверхностях, рыхлых и маловлажных песках или переувлажненных грунтах недостаточны. Поэтому применять их целесообразнее для укатки верхней части земляного полотна или оснований. Масса вибрационного вальца и его пригруза у самоходного шарнирно-сочлененного катка составляет в среднем 45-55 % его общей массы, поэтому его уплотняющую способность можно приравнять к способности прицепного виброкатка с массой, соответствующей этим 45-55 %. Например, комбинированный каток ДУ-52 по воздействию его вибровальца на грунт аналогичен прицепному виброкатку массой около 6-7 т, а ДУ-57 -катку массой около 11-13 т (прил.1). 2.2. Основными конструктивными параметрами виброкатка являются его общая масса, масса колеблющегося вальца, масса его пригруза, амплитуда и частота колебаний, диаметр и ширина вальца. Этими параметрами и определяется динамическое воздействие катка на грунт. В зависимости от общей массы прицепные виброкатки подразделяются на легкие (3-4 т), средние (6-8 т) и тяжелые (10-12 т и более). Большинство из них уплотняют грунты при амплитуде колебаний вальца 1-2 мм и частоте 20-30 Гц. Технические данные виброкатков, применяемых в дорожном строительстве СССР, приведены в прил.1, гусеничных и колесных тягачей для прицепных виброкатков - в прил.2. 2.3. Основными показателями технологии выполнения операции уплотнения являются толщина уплотняемого слоя грунта, рабочая скорость перемещения и количество проходов виброкатка по одному следу. Экспериментами и испытаниями виброкатков установлено, что максимальная толщина уплотняемого слоя (глубина уплотнения) приблизительно пропорциональна массе катка. Для большинства реальных случаев эту толщину можно выбирать по табл.1, данные которой получены практическим путем при оптимальных значениях рабочей скорости (2-3 км/ч) и количества проходов виброкатка. Эти показатели в каждом конкретном случае следует уточнять пробным уплотнением грунта. 2.4. На степень уплотнения и толщину прорабатываемого виброкатком слоя грунта большое влияние оказывает режим укатки, т.е. рабочая скорость и количество проходов катка. Таблица 1

Разновидность грунта, его состояние

Степень уплотнения

Максимальная толщина уплотняемого слоя, см, прицепным виброкатком общей массой, т

Количество проходов катка

Скальный и крупнообломочный с несвязным заполнителем, валунно-галечньй Моренный несвязный и малосвязный Песок обычный, в том числе пылеватый, песчано-гравийная смесь Песок одноразмерный с влажностью, %: 4-5 6-7 Супесь, в том числе пылеватая, с оптимальной влажностью Суглинок с относительной влажностью, доли оптимальной: 0,95-1,05 0,85-0,90
Согласно экспериментальным и практическим данным, чем ниже рабочая скорость катка, тем выше плотность и глубина уплотнения. Однако с уменьшением скорости довольно быстро падает производительность катка. Поэтому опытным путем была найдена скорость (1,5-2,5 км/ч), при которой плотность, толщина слоя и производительность оказались наиболее оптимальными. При работе на такой скорости в основном за 4-8 проходов по одному следу виброкаток реализует практически все свои возможности по достижению наибольшей толщины уплотняемого слоя и высокой плотности грунта. Уплотнение можно вести и на больших скоростях (5-6 км/ч). Но в этом случае большая скорость должна компенсироваться увеличением количества проходов катка с таким расчетом, чтобы общее время вибрирования грунта на разных скоростях было приблизительно постоянным. Однако на скоростях выше 2,5 км/ч, например в 2 раза, не только уменьшается время вибрирования грунта, но и снижается амплитуда колебаний в приповерхностных слоях насыпи в 2 раза, а в нижних - в 3-4 раза (рис. 1). Поэтому такой режим работы виброкатка требует более чем пропорционального увеличения количества его проходов и затрудняет достижение высокой плотности грунта, т.е. он целесообразен и выгоден только в случае потребности уплотнить грунт до меньших значений плотности. Толщины слоев, приведенные в табл. 2, получены при оптимальных рабочих скоростях (не более 2-2,5 км/ч) и указанном числе проходов виброкатков, причем меньшие значения количества проходов относятся к тяжелым, а большие - к легким и средним типам катков. 2.5. Эксплуатационную производительность виброкатка П э (м 3 /ч) можно определить по формуле:

,

Где 0,75 - коэффициент, учитывающий различные эксплуатационные потери времени (развороты катка, отдых машиниста, непредвиденные остановки и т.п.) и перекрытие соседних полос уплотнения; V - рабочая скорость, м/ч; B - ширина уплотнения, м; h y - толщина уплотняемого слоя, м; n - число проходов катка по одному следу.

Рис. 1 Затухание по глубине грунта амплитуды колебаний при различных скоростях виброкатка:
1-1,5 км/ч; 2-2,5 км/ч; 3-5 км/ч; R в - радиус вальца.

В табл.2 приведена расчетная производительность виброкатков на рабочей скорости 2,5 км/ч при различных сочетаниях толщины уплотняемого слоя и количества проходов, соответствующих данным табл.1. Таблица 2

Ширина вальца катка, м

Количество проходов катка

Эксплуатационная производительность виброкатка м 3 /ч,
при толщине слоя, см,

Примечание: Наибольшую толщину слоя следует выбирать по табл.1.

3. Технология уплотнения несвязных грунтов

3.1. . Несвязные грунты и материалы (скальные, крупнообломочные, валунно-галечные, моренные, песчано-гравийные, песчаные) в неуплотненном состоянии обладают заметной чувствительностью к различного рода сотрясениям, ударам и вибрациям, т.е. значительной деформативной реакцией на динамические воздействия. Поэтому вибрационные катки следует отнести к наиболее эффективным и целесообразным средствам уплотнения таких грунтов и материалов. 3.2. При уплотнении скальных, крупнообломочных и валунно-галечных грунтов максимальный размер отдельных включений не должен превышать 2/3 толщины отсыпаемого слоя. При использовании виброкатков среднего типа (массой 6-8 т) в насыпь не должны допускаться включения крупнее 300-400 мм, тяжелого типа (10-15 т и более) - крупнее 500-600 мм. 3.3. При работе виброкатка на скальных, крупнообломочных, валунно-галечных и моренных грунтах поверхность насыпи необходимо хорошо планировать и не допускать прямого контакта крупных включений с вальцом катка, так как это может привести к быстрым и серьезным поломкам последнего. Негабаритные и крупные обломки следует втапливать в толщу уплотняемого слоя или удалять. При необходимости в верхней части уплотняемо г о слоя можно предусмотреть отсыпку грунта с мелкими фракциями слоем 20-30 см, что позволит обеспечить необходимую ровность укатываемой поверхности. 3.4. Так как вибрация в глубь грунта передается в точках соприкосновения частиц и кусков (обломков), то затухающий эффект будет значительнее в мелкозернистых скальных, крупнообломочных грунтах, чем в крупнозернистых. Поэтому крупнозернистые скальные, крупнообломочные грунты можно уплотнять более толстыми слоями, достигающими 120-150 см, в случае использования тяжелых виброкатков массой 12-15 т и более. 3.5. Скальные, валунно-галечные и несвязные крупнообломочные грунты обычно уплотняются виброкатками без дополнительного увлажнения или высушивания. При содержании в крупнообломочных грунтах связного мелкозема до 30 % его уплотнение можно вести при влажности выше оптимальной (до 1,3 W o), более 30 %-в пределах оптимальной (от 0,9 W o до 1,1 W o) и при уменьшении толщины отсыпаемого слоя на треть половину. 3.6. Требуемая степень уплотнения скальных, валунно-галечных и крупнообломочных грунтов достигается за 8-12 проходов виброкатка. Осадка слоя при этом может достигать 8-12 % его толщины, поэтому следует предусматривать соответствующий запас толщины насыпи. 3.7. Песчаный грунт и песчано-гравийная смесь, не имеющие в своем составе пылеватых и глинистых частиц, лучше всего уплотняются виброкатками в водонасыщенном состоянии, когда беспрепятственная фильтрация воды в любом направлении способствует лучшей передаче вибрационных воздействий в глубь грунтового массива. Мелкие пески в таком состоянии проявляют худшую склонность к уплотнению виброкатками из-за взвешенности их частиц в воде. Поэтому их влажность должка быть снижена до значений, близких к оптимальным. Хорошее уплотнение непылеватых песков при вибрационной укатке можно получить в их воздушно-сухом состоянии. Однако степень уплотнения и глубина передачи вибровоздействий у сухого песка меньше, чем у влажного. Таким образом, предпочтение следует отдавать уплотнению песка во влажном состоянии. 3.8. Из-за низкой сдвиговой прочности песка и песчано-гравийной смеси, особенно в сухом состоянии, очень трудно получить высокую плотность в приповерхностном слое (10-20 см). Практически он всегда находится в разуплотненном состоянии и тем самым ухудшает передачу вибровоздействий катка нижележащим слоям насыпи, так как действует подобно гасителю колебаний и в силу этого снижает качество уплотнения. Поэтому рекомендуется, во-первых, доувлажнять хотя бы приповерхностный слой песка до влажности не ниже 6-8 % и, во-вторых, включать его для доуплотнения в толщину последующего отсыпаемого слоя, т.е. толщину последнего уменьшать на 10-20 см. 3.9. Когда необходимая степень плотности не превышает 0,95, виброуплотнение непылеватого песка и песчано-гравийной смеси рекомендуется производить на повышенной рабочей скорости катка (5-6 км/ч) с числом проходов по одному следу, равным примерно 10 для ДУ-14 и А-4, восьми - для ДУ-52 и шести – для А-8, А-12 и ДУ-57. При таком режиме производительность катков повышается в 1,5-2 раза. Причем толщина отсыпаемого слоя не должна превышать 40-50 см для ДУ-14 и А-4, 60-70 см - для ДУ-52, 80-90 см - для А-8, 100-120 см - для ДУ-57 и А-12. 3.10. При требуемой степени уплотнения 0,98-1,0 непылеватые пески рекомендуется уплотнять только на малых рабочих скоростях (не выше 2,0-2,5 км/ч) с количеством проходов катка и слоями отсыпки, указанными в табл.1. 3.11. У пылеватых песков и супесей дренирующие свойства существенно ниже, чем у чистых песков. При большом содержании воды они становятся пластичными и упругими и поэтому труднее поддаются уплотнению вибрацией. Очень сложно уплотнить такие грунты вибрационными средствами при их низком влагосодержании. Пылеватые супеси при влажности (0,5÷0,7) W o практически невозможно уплотнить до степени 0,95 даже тяжелым виброкатком массой 12-13 т. Эти грунты рекомендуется уплотнять такими средствами при влажности, равной (0,9÷1,1) W o . Если же она ниже и составляет (0,75÷0,85) W o то следует уменьшать толщину отсыпаемого слоя в 1,5-2 раза и увеличивать количество проходов виброкатка по одному следу до 12-14.

4. Особенности уплотнения одноразмерных песков

4.1. Одноразмерные пески имеют ряд характерных свойств и признаков, существенным образом влияющих на их уплотняемость и проходимость по ним колесных машин. Это прежде всего: преимущественное содержание в их зерновом составе одной или двух соседних фракций частиц размером 0,5-0,1 или 0,25-0,10 мм - не менее 60-70 %, хотя встречаются пески с преобладающей фракцией 0,10-0,05 мм в количестве до 85-90 % (табл.3); коэффициент неоднородности в пределах 1,5-2,8; отсутствие или незначительное количество (до 5-7 %) в их составе пылеватых, илистых и глинистых частиц; высокий коэффициент фильтрации, достигающий 1-5 с/сут. и выше; низкая естественная влажность в буртах, насыпях и "сухоройных" карьерах, не превышающая 3-5 %; уплотнение в сухом состоянии, при влажности до 1-1,5 % (при уплотнении в сухом состоянии в приборе стандартного уплотнения или на вибростенде достигается плотность, превышающая максимальную стандартную при оптимальной влажности на 0,06-0,09 г/см 3); низкие прочностные показатели, и прежде всего при сдвиге, в маловлажном или сухом состоянии; высокая чувствительность к динамическим нагрузкам, что свойственно большинству несвязных материалов, и вследствие этого более хорошая уплотняемость, чем при воздействии статических нагрузок. 4.2. На результаты уплотнения виброкатками одноразмерного песка большое влияние оказывают те показатели его свойств и состояний, которые ведут к изменению его прочности при сжатии и сдвиге, внутреннего трения и сцепления. К таким показателям относятся, в частности, наличие пылевато-глинистых частиц и влажность. Увеличение содержания в песке пылевато-глинистых частиц ведет к повышению качества его уплотнения и лучшей проходимости по нему катков и автомобилей. Одноразмерные пески удовлетворительно уплотняются в насыпи виброкатками при влажности 6 - 7 % и выше, При меньшей влажности результаты уплотнения заметно ухудшаются. Поэтому сухие и маловлажные одноразмерные пески во время их уплотнения рекомендуется обильно поливать из расчета повышения их влажности не менее чем до 6 - 7 %. Увлажнению можно подвергать только поверхностный слой насыпи толщиной 25-30 см, а начинать уплотнение виброкатком необходимо следом за поливочной машиной, так как из-за высокой фильтрационной способности песок быстро обезвоживается. 4.3. Уплотнение сухого или маловлажного (влажность не более 4 – 5 %) одноразмерного песка виброкатками сопровождается разрыхлением (разуплотнением) верхней зоны насыпи за счет сдвиговых деформаций. Чем больше масса катка и чем больше количество его проходов, тем сильнее и глубже разрыхление. Толщина разрыхленного слоя может достигать 20-30 см, что в существенной мере затрудняет передачу нижележащим слоям песка вибрационных воздействий.

Место отбора проб песка

песчаных (2-0,05мм)

илистых и пылеватых (0,05-0,005 мм)

глинистых (<0,005 мм)

Тюменская обл.:

п. Ямбург

Нижневартовский район

г. Сургут Яун-Лор Сургутский п. Радужный г. Ноябрьск

Коми АССР:

г. Сыктывкар г. Сыктывкар, ВПП аэродрома

Ленинградская обл.

г. Горький;

Волгоградская обл.,

г. Волжский

БССР, г. Барановичи

Латвийская ССР:

Рижский морской порт г. Талсы Казахская ССР (барханный песок)
Таблица 3

Преобладающая фракция частиц

Коэффициент неоднородности

Стандартное уплотнение

Размер, мм

Максимальная плотность, г/см 5

Оптимальная влажность, %

катка, так как рыхлый слой подобен гасителю колебаний. В силу этого толщина прорабатываемого слоя песка и степень его уплотнения виброкатком снижаются (см. табл.1). При работе на сухом или маловлажном одноразмерном песке рекомендуется количество проходов виброкатка по одному следу ограничивать 3-4. При большем числе проходов наблюдается сильное разрыхление насыпи и Снижение качества уплотнения на глубине. На влажном песке или песке с примесью пылевато-глинистых частиц не менее 5-6% количество проходов виброкатка следует увеличивать до 6-8, что ведет к росту толщины уплотняемого слоя и повышенно степени уплотнения (см. табл.1). На таком песке слой разрыхления уменьшается до 10-15 см. 4.4. Если требуемая степень уплотнения одноразмерного песка не превышает 0,95, рекомендуется использовать высокопроизводительный скоростной режим его виброукатки (см. п. 3.9). 4.5 Для высококачественного уплотнения насыпи из одноразмерного песка (со степенью не, менее 0,98 в том числе разрыхляемого виброкатком приповерхностного слоя, могут быть рекомендованы два технологических приема: толщину отсыпаемого слоя назначают в соответствии с состоянием песка и возможностями виброкатка, уплотнение ведут с обильным увлажнением песка и на оптимальных режимах укатки (скорость 2,0-2,5 км/ч, число проходов - 6-8) и, наконец, толщину следующего отсыпаемого слоя уменьшают на величину зафиксированного разрыхления поверхности (15-20 см); используют комбинированное уплотнение отсыпаемой и хорошо увлажняемой насыпи. Суть его сводится к применению сначала виброкатка на соответствующих оптимальных режимах работы, а затем решетчатого или пневмоколесного катка для доуплотнения приповерхно тного слоя. Решетчатый каток наиболее пригоден для этой работы, так как имеет прерывистую поверхность вальца и поэтому вызывает меньшие сдвиги поверхности песка. В случае применения пневмоколесного катка давление воздуха в его шинах должно быть снижено до 2,0-2,5 атм, а его балластная пригрузка - до минимума. Для доуплотнения приповерхностного слоя необходимо 4-8 проходов решетчатого или пневмоколесного катка на рабочей скорости не более 3-4 км/ч. 4.6. Для улучшения условий уплотнения насыпи или отдельных ее слоев из одноразмерного песка и повышения проходимости построечного автотранспорта и других колесных машин рекомендуется устраивать так называемую "замыкающую" прослойку толщиной до 10-15см из связного грунта, высевок щебня (0-10 мм), гравийно-песчаной смеси оптимального состава, разноразмерных крупнозернистых песков, шлаков и т.п. "Замыкающие" прослойки можно устраивать методом обработки верхнего песчаного слоя (6-8 см) вяжущими материалами типа цемента, извести, золы уноса и битумной эмульсии.

5. Особенности уплотнения связных грунтов

5.1. Прочностные и деформативные свойства связного грунта определяются количественным содержанием в нем глинистых частиц и воды. Поэтому для его уплотнения даже при оптимальной влажности требуется значительное статическое и динамическое усилие. Тех виброударных воздействий, которые развивают современные виброкатки среднего и тяжелого типов, достаточно только для уплотнения связного грунта более тонкими слоями, чем несвязного (см. табл.1). Легкие виброкатки на связных грунтах использовать не рекомендуется. 5.2. Вибрационные катки очень чувствительный изменению влажности связного грунта. Пылеватый суглинок с влажностью ниже (0,80÷0,85) W 0 , так же как и пылеватую супесь с влажностью ниже (0,70÷0,75) W 0 (см. п.3.11), невозможно уплотнить до степени 0,95 даже тяжелым виброкатком. Поэтому уплотнять суглинки виброкатками среднего и тяжелого типов рекомендуется при влажности не менее (0,85÷0,90) W 0 причем слоями не более 20-30см, за 10-12 проходов катка по одному следу. При оптимальной влажности толщину слоя суглинка можно увеличить в 1,5-2 раза. 5.3. Для уплотнения связных пластичных, в том числе переувлажненных, грунтов рекомендуется использовать виброкатки с кулачковыми вальцами, эффективность которых на таких грунтах выше, чем гладковальцовых вибрационных и кулачковых статических катков. В частности, толщина уплотняемого слоя возрастает из 5-10 см. 5.4. Вальцы прицепных и самоходных виброкатков могут быть оснащены кулачками шиповыми (длина 180-250 мм, опорная поверхность в виде круга или квадрата площадью 30-70 см 2) или сегментными (длина 70-130 мм, опорная поверхность в виде прямоугольника площадью 100-150 см 2). Применение катков с шиповыми кулачками наиболее рационально на комковатых суглинках и глинах нормальной или пониженной влажности, На переувлажненных связных грунтах их использование нецелесообразно из-за быстрого залипания вальца. Виброкатки с сегментными кулачками способны качественно уплотнять более широкий диапазон разновидностей грунтов - от низкой до высокой связности (табл. 4), в том числе комковатых и переувлажненных, т.е. они более универсальны и эффективны, чем катки с шиповыми кулачками. Таблица 4

Тип и общая масса виброкатка с сегментными кулачками

Толщина уплотняемого слоя, см, грунта

песчаного гравийного

пылеватого, непластичного

глинистого связности

Прицепной: 6-8 т 10-12 т 15-16 т Самоходный: 10-11(6-7)т 15-16(10)т 20-21(13)т
5.5. В дорожном строительстве при возведении земляного полотна из связных грунтов рекомендуется применять самоходный статический кулачковый каток, оснащенный отвалом или ножом и выполняющий разравнивание и предварительное уплотнение грунта, в сочетании с 12-20-тонным самоходным прицепным виброкатком с сегментными кулачками, осуществляющим основное уплотнение. Хорошие результаты могут быть получены и в случае замены кулачкового виброкатка гладковальцовым.

6. Уплотнение грунтов в зимнее время

6.1. Вибрационные катки следует отнести к наиболее подходящим и эффективным грунтоуплотняющим средствам для работы в зимних условиях, так как они способны уплотнять грунт толстыми слоями и с высокой производительностью, что отвечает основным требованиям и правилам сооружения земляного полотна) при отрицательных температурах. 6.2. Технологические режимы работы виброкатков зимой такие же, как и летом, с той только разницей, что в зимнее время накладываются дополнительные ограничения, обусловленные быстрой смерзаемостью грунта, на время выполнения виброкатком операции уплотнения и количество мерзлых комьев в талом грунте. 6.3. Максимально допустимое время выполнения виброкатком операции уплотнения грунта до начала его смерзания и рациональная длина рабочей захватки зависят от температуры наружного воздуха. Их значения рекомендуется принимать по табл. 5. 6.4. При уплотнении грунтов виброкатками в зимнее время количество мерзлых комьев в талом грунте должно составлять не более 10-15 %, а их размер не должен превышать 10-15 см. Таблица 5 Не следует допускать работу виброкатка с включенным вибратором на смерзшейся поверхности грунта, поскольку это может привести к его поломкам.

7. Расширение области использования внброкатков

7.1. Вибрационные катки, обладающие способностью прорабатывать несвязные грунты слоями большой толщины, рекомендуется использовать для доуплотнения земляного полотна, недостаточно или вообще не уплотненного по различным причинам в момент его сооружения. Такая потребность иногда возникает после отсыпки насыпей зимой в стесненных условиях, например на выторфовываемых болотах, при ремонте земляного полотна и сборного покрытия, при оперативной подготовке верхней части насыпи под скоростное строительство основания и цементобетонного покрытия безрельсовым комплектом машин. 7.2. Большая глубина проработки и значительная зона грунта, подвергаемого вибрационным воздействиям позволяют рекомендовать виброкатки для ускорения консолидации слабого основания земляного полотна, например торфяного, и для посадки насыпей на минеральное дно болот. Строительная практика и исследования показали, что эта работа может быть успешной даже при толщине насыпи 3-4 м, но при условии выполнения ее виброкатками тяжелого типа за 12-16 проходов по одному следу. Катки среднего типа пригодны для насыпей высотой не более 2,0-2,5 м. 7.3. Уплотнение дорожного основания из щебня группы А (прочный, легкоуплотняемый, из карбонатных пород) и группы Б (прочный, трудноуплотняемый, из магматических пород) рекомендуется производить одним виброкатком среднего или тяжелого типа взамен либо в дополнение к самоходным гладковальцовым каткам статического типа. В случае использования одного виброкатка требуемые плотность (остаточная пористость) и жесткость щебеночного основания достигаются за 30-35 проходов со скоростью не более 3 км/ч.

8. Некоторые особенности эксплуатации и модернизации виброкатков. Контроль качества уплотнения грунта

8.1. В целях сохранения работоспособности и целостности резинометаллических амортизаторов, установленных между вибрирующими вальцами и рамой катка, не рекомендуется включать вибратор при движении катка по твердой и жесткой поверхности (мерзлый грунт, асфальто- и цементобетонное покрытие и т.п.), само -ходом транспортировать каток на большие расстояния, резко дергать его тягачом или грузоподъемным устройством. 8.2. В нормальном работоспособном состоянии резинометаллические амортизаторы гасят или снижают на 85-95 % амплитуду колебаний, передаваемых от вальца на раму, и тем самым предохраняют двигатель, муфту, аккумуляторы и другие узлы и детали от чрезмерной вибрации и выхода их из строя. Поэтому рекомендуется строго следить за состоянием амортизаторов, при их поломке немедленно прекратить эксплуатацию виброкатка и осуществить их замену. 8.3. Колебания вальца виброкатка передаются на большие расстояния и могут ощущаться за 40-50 м от него и более. Эти колебания могут вызвать повреждения и даже разрушение зданий, трубопроводов, мостов и других наземных и подземных сооружений вследствие доуплотнения грунтового основания и осадок фундаментов. В связи с этим при уплотнении грунтов рекомендуется устанавливать безопасные для подобных сооружений расстояния от работающего виброкатка. Основными критериями опасного воздействия вибрации следует считать скорость (V ,мм/с) и ускорение (W , мм/с 2) колебаний фундамента и грунта основания. Их можно определить по формулам:

Где f - частота колебаний, Гц; A - амплитуда колебаний фундамента или грунта, мм. Затухание амплитуды, а следовательно, скорости и ускорения колебаний с удалением от источника вибрации в глубь или по поверхности грунта подчиняется закономерности (см. рис.1):

Где А 0 и А z - амплитуда колебаний грунта соответственно у вальца (можно принимать равной амплитуде колебаний вальца) и на расстоянии Z , мм; β - коэффициент затухания колебаний (для сухих и влажных грунтов β = 0,06÷0,10 м -1 , для водонасыщенных - β =0,03÷0,04 м -1). Считается, что риск повреждения зданий и сооружений будет исключен, если скорость колебаний не превышает 2-40 мм/с (в среднем принимают 10 мм/с), а доуплотнения сухого или влажного песка не произойдет, если ускорение его колебаний будет ниже (1,2÷2,0) g , где g - ускорение свободного падения. На основе этих критериев рекомендуется устанавливать безопасные для сооружения расстояния при работе виброкатков. Например, фирма "Динапак" (Швеция) принимает:

Где l без .- безопасное расстояние от сооружения до виброкатка, м; Q - масса виброкатка, т. Это значит, что виброкаток, например, массой 8 т не следует приближать к ответственным сооружениям на расстояние ближе 8-12 м (в среднем 10 м). 8.4. В зимнее время прицепной виброкаток А-4, А-8 или А-12 можно нормально эксплуатировать при температуре воздуха не ниже минус 10 - минус 12°С, так как в противном случае возникают трудности с запуском и эксплуатацией дизельного двигателя. Для устранения этого ограничения, а также в целях экономии горюче-смазочных материалов и аккумуляторов иногда практикуется замена дизельного привода вибратора катка на гидравлический, питаемый от гидронасоса на тягаче. Такая модернизация целесообразна в случае постоянного использования в качестве тягача общедоступного и энергонасыщенного, т.е. имеющего свободную мощность, трактора. Для катков А-4 и А-8 рекомендуется колесный тягач Т-150 (Т-158), а для А-12 - тягач "Кировец" К-700А (К-701). Вместо демонтированного на катке дизельного двигателя устанавливают и соединяю/ по месту с карданным валом имеющейся трансмиссии гидромотор требуемой мощности: на А-4 - 210.20, на А-8 - 210.25 и на А-12 - 210.32. Питание гидромотора рекомендуется осуществлять от гидронасоса такого же типоразмера и модели, что и гидромотор. Гидронасос соединяется с валом отбора мощности трактора и устанавливается на последнем по месту. Параметры (условный проход, давление, производительность, вместимость) соединительных рукавов, трубопроводов, гидрораспределителей, бака для масла и других элементов гидропривода, монтируемого на тягаче, должны соответствовать требуемым. Гидромоторы и гидронасосы 210.20 и 210.25 по мощности и частоте вращения хорошо вписываются в параметры виброкатков А-4 и А-8 и тягача Т-150 (Т-158). Гидромотор-гидронасос 210.32 по мощности подходит для виброкатка А-12 и тягача К-700А (К-701), а номинальную частоту вращения имеет меньшую (960-1120 об/мин), чем вал отбора мощности тягача (1700 об/мин у К-700А и 1900 об/мин у К-701) и чем требуется для вращения вала вибратора катка (1500 об/мин). В силу этого гидронасос 210.32 рекомендуется подключать к валу отбора мощности (ВОМ) тягача "Кировец" через карданный вал, муфту сцепления ВОМ, управляемую из кабины тягача и предназначенную для включения или выключения всей гидравлической системы привода вибратора катка (рис. 2) от дизельного двигателя, и односкоростной понижающий редуктор (до 1000 об/мин). Эта муфта с карданным валом, редуктором и подшипниковыми опорами разработана на ленинградском Кировском заводе и поставляется по отдельному заказу с Тихвинских производств этого завода. При установке гидромотора 210.32 на каток А-12 вместо дизельного двигателя рекомендуется между гидромотором и карданным валом имеющейся трансмиссии устанавливать промежуточную клиноременную или иную повышающую (в 1,5-1,6 раза) передачу. Электропитание электромагнитной многодисковой муфты сцепления виброкатка рекомендуется подключать к электросистеме тягача, а освободившиеся на катке аккумуляторы использовать на других дорожных машинах. Для уравновешивания рамы и обеспечения заданного пригруза на валец виброкатка рекомендуется вместо снятых дизельного двигателя и аккумуляторов размещать дополнительный балласт (бетон, металлические балки и т.п.) на раме катка: А-8 массой 850 кг - спереди 100 кг, сзади 750 кг; А-12 массой 1200 кг - спереди 200 кг, сзади 1000 кг. 8.5. После уплотнения несвязного грунта виброкатком плотность по толщине слоя распределяется неравномерно. Наибольшее значение коэффициента уплотнения, достигающее 1,0-1,02, наблюдается на глубине около 40-50 см. Слои насыпи до глубины 15-20 см, как правило, разуплотнены, особенно значительно в одноразмерных маловлажных песках. Вследствие этого отбор проб песка при контроле качества его уплотнения виброкатками рекомендуется производить с глубины не менее 20-25 см. При этом вместо кольцевого метода отбора проб из-за высокой чувствительности песка к ударам и сотрясениям (кольца забиваются в грунт) рекомендуется применять баллонный плотномер, обеспечивающий более высокую точность измерения.

Рис. 2. Гидравлическая схема привода вибратора модернизированного катка А-12:
l - насос 210.32; , 2 - гидромотор; 3 - гидрораспределитель; 4 - дроссель; 5 - фильтр; 6 - бак

8.6. Оценку качества уплотнения виброкатками скальных, крупнообломочных грунтов можно производить по величине осадки поверхности отсыпанного слоя. Степень уплотнения 0,95 будет достигнута в том случае, если накопленная в результате воздействия виброкатка осадка слоя составит не менее 8-10 % его первоначальной толщины, и 0,98 - при осадке не менее 10-12 %.

Приложение 1
Техническая характеристика прицепных, шарнирно сочлененных и комбинированных виброкатков, применяемых в СССР для уплотнения земляного полотна и оснований

Параметр

Марка или модель виброкатка, страна-производитель

ДУ-52, СССР

ДУ-57, СССР

ДУ-14 (Д-480), СССР

СА-15, Швеция

СА-25, Швеция

СА-51 S, Швеция

Тип катка Масса общая, т Масса вибрирующих частей, т Диаметр вальца, мм Ширина вальца, мм Расчетная амплитуда колебаний вальца, мм Частота колебаний. Гц Максимальная возмущающая сила, тс (кН) Наибольшая толщина уплотняемого слоя грунта, см: песчаного суглинистого Рабочая скорость, км/ч Габаритные размеры катка, м: длина ширина высота Мощность двигателя катка, л.с. 1кВт) Класс тягача, тс, не менее
Примечание. Тип катка: пр. - прицепной, шс. - самоходный шарнирно-сочлененный, к. - самоходный комбинированный.

Приложение 2
Основные технические параметры гусеничных и колесных тягачей для прицепных виброкатков

Параметр

Гусеничные

Колесные

Тяговый класс, тс (кН) Мощность двигателя номинальная (эксплуатационная), 1 кВт Частота вращения коленчатого вала, об/мин Скорость перемещения вперед, км/ч Тяговое усилие, кН Габаритные размеры, мм: длина ширина высота Обозначение шин передних и задних колес (ГОСТ 7463-80) Масса эксплуатационная, кг

Приложение 3
Показатели экономической эффективности технологии уплотнения различных грунтов прицепными виброкатками А-8 и А-12 (ГДР)

Показатель

Значение показателя при уплотнении

одноразмерных песков до К у = 0,98 вместо пневмоколесного катка ДУ-16В виброкатками

связного грунта до К у = 0,95 виброкатком А-12 вместе пневмоколесного ДУ-39В

Скоростном - обычных песков до К у = 0,95 вместо обычной технологии виброкатками

Экономия от снижения себестоимости на 1000 м 3 грунта, руб. Изменение удельных капитальных затрат, руб. Снижение приведенных затрат на 1000 м 3 грунта, руб. Годовой объем внедрения, тыс.м 3 Экономия от снижения себестоимости на годовой объем внедрения, руб.
Изменение величины капитальных вложений на годовой объем внедрения, руб,
Годовой экономический эффект, руб. Предпроизводственные затраты, руб. Годовой экономический эффект с учетом предпроизводственных затрат руб. Условное количество высвобожденных работающих на годовой объём внедрения, чел. Экономия материальных ресурсов в натуральном выражении на 1000 м 3 грунта, т: дизельное топливо смазочное масло Экономия материальных ресурсов в натуральном выражении на годовой объем внедрения, т: дизельное топливо смазочное масло


Понравилась статья? Поделиться с друзьями: