Политико-правовые воззрения Г.В. Плеханова

Центральное место в философских произведениях Плеханова занимают вопросы исторического материа­лизма.

Плеханов о законах развития общества о роли народных масс и личности в истории

Вслед за Марксом и Энгельсом, Плеханов показывает в своих сочинениях, что изменения в производительных силах и вызванные ими изменения в производственных отношениях людей влекут за собой перемены в «состоянии умов», в идеях, чувствах, верованиях людей. Но что же заставляет раз­виваться производительные силы и изменяет их уро­вень? Отвечая на этот вопрос, Плеханов в основном верно решал вопрос о роли географической среды, счи­тая ее одним из условий развития производительных сил, хотя иногда допускал неточные формулировки, со­гласно которым географическая среда рассматривалась как первооснова общественной жизни, от которой за­висит, удастся ли человеку употребить в дело свою «способность изобретать». В общем же Плеханов пра­вильно считает, что причины развития производитель­ных сил заключаются в том способе материального производства, который господствует в данную историческую эпоху.

Общественные отношения, в основе которых лежит способ материального производства, и законы, по ко­торым они развиваются, объективны, независимы от знания и воли людей. Материальные, производ­ные отношения, существующие вне сознания людей, социальных групп и классов в обществе. «...Обществен­ные отношения людей,- писал Плеханов,- не пред­ ставляют собой плода их сознательной деятельности. Люди сознательно преследуют свои частные, личные цели. Каждый из них сознательно стремится, поло­жим, к округлению своего состояния, а из совокупно­сти их отдельных действий выходят известные общест­венные результаты, которых они, может быть, совсем не желали и, наверное, не предвидели» (Г. В. Плеханов. Избранные философские произведения в томах, т. I, стр. 594.). Речь шла у Плеханова о досоциалистических, антагонистических формациях.

В произведении «К вопросу о роли личности в ис­тории» Плеханов раскрыл диалектику общего, особен­ного и единичного в закономерном развитии общест­венной жизни. Считая всеобщей, конечной причиной исторического движения человечества развитие произ­водительных сил, вызывающее последовательные изме­нения в общественных отношениях людей, Плеханов требовал, чтобы в социологических исследованиях вы­яснялись также особенные причины исторического движения различных народов, т. е. та специфическая историческая обстановка, при которой совершается раз­витие производительных сил у данного народа. Вместе с тем необходимо учитывать единичные проявления этих причин, т. е. специфические особенности действую­щих в истории лиц и различные исторические случай­ности, «благодаря которым события получают, наконец, свою индивидуальную физиономию» (Г . В. Плеханов. Избранные философские произведения в пяти томах, т. II, стр. 332).

Творцами истории общества Плеханов считал народ­ные массы; он доказывал, что ни один великий шаг в историческом движении человечества не может совер­шаться без участия великого множества людей, т. е. масс. «Кто разрушил Бастилию?- спрашивал Плеха­нов.- Кто сражался на баррикадах в июле 1830 и в феврале 1848 г.? Чье оружие поразило абсолютизм в Берлине? Кто сверг Меттерниха в Вене? Народ, народ, народ, т. е. бедный трудящийся класс, т. е. преимущественно рабочие... Никакими софизмами нельзя вычеркнуть из истории тот факт, что решающая роль в борьбе за­падноевропейских стран за свое политическое освобож­дение принадлежала народу и только народу» (В. Плеханов. Соч., т. Ш. М. – Пг., 1923, стр. 402).

Критикуя субъективно-идеалистические теории об «инертной толпе» и «всесильном герое», Плеханов дока­зывал, что выдающиеся личности благодаря особенно­стям своего ума и характера могут изменить лишь ин­дивидуальную физиономию событий инекоторые част­ные их последствия, но они не могут изменить их общее направление, которое определяется в последнем счете развитием производительных сил общества. Роль под­линно великих людей, по Плеханову, состоит в том, что они раньше всех осознают новые общественные потреб­ности и хотят сильнее других изменений общественных отношений. «Великий человек является... начинателем, потому что он видит дальше других и хочет сильнее дру­гих. Он решает научные задачи, поставленные на очередь предыдущим ходом умственного развития общества; он указывает новые общественные нужды, созданные пре­дыдущим развитием общественных отношений; он берет на себя почин удовлетворения этих нужд» (Г.В.Плеханов. Избранные философские произведения в пяти томах, т. II , С.333 ). Передовые общественные деятели раньше и лучше других предвидят те перемены, которые должны совершиться в обще­ственных отношениях. Сознание безусловной необходимости данного явления, утверждает Плеханов, усиливает энергию человека и делает его одной из сил, способствующих наступлению этого явления.

Один из основателей российского социал-демократического движения. На раннем этапе творчества испытывал влияние французского материализма и революционного демократизма Н. Чернышевского, позже стал первым последовательным теоретиком-марксистом в России. Плеханов поставил задачу систематизации философского наследия марксизма, вписывания его в контекст движения европейской философской мысли. Основные труды: «Очерки по истории материализма», «К вопросу о развитии монистического взгляда на историю», «О материалистическом понимании истории», «К вопросу о роли личности в истории», «Письма без адреса», «Искусство и общественная жизнь». Плеханов не ограничился систематизацией наследия марксизма - он ввел в марксистскую теорию ряд новых тем: обратился к проблеме географической среды и характеру ее воздействия на общество, уделил значительное внимание общественной психологии, изучал структуру религии как особой формы освоения действительности, впервые дал систематическое изложение принципов марксистской эстетики.

Материалистический тезис «бытие определяет сознание» является исходным принципом всех теоретических построений Плеханова. Первоосновой общественной жизни, по его мнению, является географическая среда. Непосредственная причина развития общества - способ производства, господствующий в данную историческую эпоху. Говоря о диалектике производительных сил и производственных отношений , вызывающей изменения в «состоянии умов», в идеях, чувства, верованиях, Плеханов считает, что развитие общества обусловлено его внутренними противоречиями. Не менее важным законом, определяющим общественное развитие, является обязательный переход количественных изменений в качественные путем скачка. Исторический процесс протекает «не мирно, эволюционной, но революционно, что находит свое лучшее подтверждение в борьбе классов, «забывая о которой ничего нельзя понять в жизни классового общества».

В целях «строго научного» объяснения состояния общественной жизни Плеханов, стремится раскрыть ее структуру. Он выдвигает так называемую «пятичленную формулу», выражающую, по его мнению, связь между различными «членами ряда»: «данная степень развития производительных сил; взаимоотношения людей в процессе общественного производства, определяемые этой степенью развития; форма общества, выражающая эти отношения людей: определенное состояние духа и нравов, соответствующее этой форме общества; религия, философия, литература и искусство, соответствующие способностям, порождаемым этим состоянием...». В качестве посредствующего звена между различными материальными проявлениями общественного бытия и деятельностью по созданию духовных ценностей Плеханов вводит категорию общественной психологии.

Конкретизируя причины исторических изменений, Плеханов говорит о решающей роли народных масс в истории. Развенчивая концепции героев - «делателей истории», он подчеркивает: роль великих личностей в том, что они раньше других осознают общественные потребности и благодаря данным особенностям своего характера могут влиять на судьбу общества. Иногда их влияние бывает даже очень значительно, но как самая возможность подобного влияния, так и размеры его определяются организацией общества, соотношением его сил. Характер личности является «фактором общественного развития лишь там, лишь тогда и постольку, где, когда и поскольку ей позволяют это общественные отношения». Такое решение вопроса о роли масс и личности было одной из причин его размежевания с В. И. Лениным, у которого за внешним объективизмом, по словам Плеханова, таился «субъективизм нового издания теории героя и толпы».

П. считал, что Февральская революция должна положить начало длительному процессу развития капитализма в России и всякое привнесение извне в массы «самого передового сознания» с целью подготовки социалистической революции будет «нарушением всех исторических законов».

Занимаясь вопросами эстетики, Плеханов впервые в марксистской литературе подверг критике так называемую «биологическую» концепцию происхождения искусства и на большом историко-художественном материале доказывал его происхождение из трудовой деятельности. В целом искусство для Плеханова - выражение общественной психологии, а сам художник - выразитель тенденций, вкусов, идеалов своего класса, группы. Идея обусловленности творчества художника «средой» открывала возможность интерпретации художественного творчества в духе вульгарного социологизма, что и произошло не без влияния однозначно понятых идей Плеханова в эстетике советского периода 20-х годов. Однако сам Плеханов, уточняя свою мысль, писал о последовательно связанных «двух актах критики» произведения. Первый заключается в определении социологического эквивалента художественного явления («перевести идею данного художественного произведения с языка искусства на язык социологии»). Второй акт критики предполагает, что за оценкой идеи художественного произведения должен следовать анализ его художественно-эстетических достоинств. Эти оценки могут не совпадать. Идейно-нужное, социально-полезное произведение может быть малохудожественным (такова оценка Плехановым романа Горького «Мать»), а произведение содержательно оторванное от общественных интересов, задач классовой борьбы - эстетически совершенным. Пытаясь разрешить противоречие между утилитарной и эстетической точкой зрения, Плеханов пишет: «Польза познаётся рассудком, красота - созерцательной способностью. Область первой - расчет-область второй - инстинкт... Но именно потому, что мы имеем в виду не отдельное лицо, а общество (племя, народ-класс), у нас остается место и для кантовского взгляда на этот же вопрос: суждение вкуса несомненно предполагает отсутствие всяких утилитарных соображений у индивидуума, его высказывающего». Марксистские убеждения Плеханова и его знакомство с мировой философией позволили ему с особой остротой сформулировать антиномию социально-классового и эстетического критериев оценки, но они же и не позволили ему найти ее решение.

Кириленко Г.Г., Шевцов Е.В. Краткий философский словарь. М. 2010, с. 282-284.

ГеоргийВалентинович (1856-1918) - философ, политический деятель, социолог,историк. Главные философскиепроизведения: «К вопросу о развитиимонистического взгляда на историю» (1895), «Очерк по историиматериализма» (1896), «К вопросу о роли личности в истории» (1898), «Materialism militans» (1908-1910), «История русской отечественной мысли» (1914). Плеханов -теоретик марксизма, его популяризатор, основатель и активный участниксоциал-демократического движения в России. Считал, что марксистское учение основывается нафилософии высшего типа: подлиннонаучной, в которой теоретическая часть необходимым образомпереходит в практическую.Философия марксизма включает в себя диалектику (методологию игносеологию), философию природы и философию общества(исторический материализм). Согласно Плеханову, фундаментальным принципом марксизма какнаучной философии являетсяматериалистический монизм,последовательно выдержанный во всех ее разделах. Марксистскаяфилософия стала закономерным итогом развития мировой мысли,важнейшими достижениями которой были учения Спинозы,французских материалистов, Гегеля и Фейербаха, а также Канта.Субстанция одна - материя, ееосновные атрибуты -протяженность (объект) и мышление(субъект). Материя существует каксовокупность «вещей в себе»,которые, воздействуя на органы чувств, вызывают ощущения - источник познания и основанной на нем деятельности. Этиощущения - не копии вещей, а скорее обозначения, «иероглифы»,соответствующие объективнымформам и отношениям. Мирразвивается поступательно, по законам диалектики. Общественныйпрогресс определяется расширением власти людей над природой -развитием производительных сил, существенным условием которого является географическая среда. То, каким образом экономический«базис» формирует соответствующую «надстройку», Плехановпредставлял, выделяя в качестве отдельного звена общественную психологию, в так называемой пятичленке: «1)состояние производительных сил; 2) обусловленные имэкономические отношения; 3)социально-политический строй, выросший на данной экономической «основе»; 4) определяемая частьюнепосредственно экономикой, а частью всем выросшем на нейсоциально-политическим строем психикаобщественного человека; 5) различные идеологии, отражающие в себе свойства этой психики». Помимоотношений собственностисуществуют и технологические(неклассовые) производственные отношения, а также другие такого же родаобщественные образования,нуждающиеся в централизованномрегулировании. Государство выполняет этузадачу, будучи по своему главномуназначению органом управления, а не «аппаратом подавления».Потребности общественного развитиявыражаются в интересах масс, в их стремлениях и настроениях,побуждающих к действию. Объективная историческая закономерностьосуществляется через более или менее сознательную деятельность людей, в первую очередь массовую: «народ, вся нация должна быть героемистории». Сила передовыхвыдающихся личностей и ихобъединений (особенно - политических партий) состоит в том, что они выражают и отстаиваютинтересы народа, пробуждают в немгероическое самосознание. С этих позиций Плеханов критиковалтеорию героев и толпы,субъективизм народников, усматривал его рецидив в идеях Ленина овнесении сознания в революционное движение извне и перехода ксоциализму, минуя этап зрелогокапитализма. Плеханов доказывал, что исторический материализм далек от крайностей фатализма и волюнтаризма. Свобода -познанная и освоеннаянеобходимость. «Царство свободы»наступит тогда, когда «человекподчинит своей воле производственные отношения». Мораль - социальное,исторически обусловленное явление, критерий нравственности -общественная полезность, которая, по сути, содействуетутверждению ценности личности.Пролетарская революционнаянравственность находится на самомвысоком из достигнутых уровней. Мораль не производна отрелигии. Последняя характеризуетнизшую стадию развития культуры. В отношении религии следует придерживаться принципасвободы совести. В эстетике Плеханов отстаивал идеи реализма, социальной обусловленности искусства. Рассматривая искусство какхудожественный способ освоениядействительности, указывал наобщественно полезные свойства предмета как на источник эстетическогоотношения к ним. Развивал трудовуюконцепцию происхождения искусства.

План

  1. Политико-правовое учение К. Маркса и Ф. Энгельса
  2. Идеи марксизма в России. Научные основы социализма Г. В. Плеханова
  3. Политико-правовая идеология большевизма. В. И. Ленин. И. В. Сталин

1. Политико-правовое учение К. Маркса и Ф. Энгельса

Марксизм возник в середине XIX в. на базе критической переработки достижений немецкой классической философии (Г. Гегель, Л. Фейербах), английской политэкономии (А. Смит, Д. Рикардо и др.) и французского утопического социализма (А. Сен-Симон, Ш. Фурье), того, что позднее В. И. Ленин назвал теоретическими источниками марксизма. Идеи о буржуазной сущности государства, о неизбежности социальной революции, о диктатуре пролетариата, об отмирании государства - эти положения лежат в основе доктрины марксизма.

Марксизм - созданное К. Марксом и Ф. Энгельсом философское и социально-политическое учение, включающее: философский материализм и диалектику; материалистическое понимание истории (теорию общественных формаций); обоснование экономических законов движения капиталистического общества (теорию прибавочной стоимости и др.); теорию классовой борьбы; теорию пролетарской революции.

Карл Маркс (1818-1883 гг.) родился в Трире (Германия) в семье адвоката, окончил гимназию, затем юридический факультет Берлинского университета, интересовался историей, философией. После окончания университета переселился в Бонн, рассчитывая стать профессором, но отказывается от карьеры ученого. Сотрудничал с «Рейнской газетой», затем в 1842 г. стал ее редактором. После ее закрытия властями в 1843 г. переехал в Париж, чтобы издавать здесь радикальный журнал. В 1844 г. знакомится с Ф. Энгельсом. В 1845 г. Маркс по настоянию прусского правительства выслан из Парижа, и переехал в Брюссель. В 1848 был выслан из Бельгии. Переехал сначала в Париж, затем в Кельн. Во время революции в Германии был отдан под суд и выслан из Германии. Отправился сначала в Париж, но был выслан и оттуда, и в 1849 г. переехал в Лондон, где и жил до последних дней жизни, занимаясь наукой.

Фридрих Энгельс (1820-1895 гг.) родился в Бремене (Германия) в семье фабриканта, учился в гимназии, которую не окончил, так как отец настоял, чтобы он работал в его фирме. В 1841 г. поступил в гвардейский артиллерийский полк, проходя службу, он посещал лекции в Берлинском университете. В 1842 -1844 гг. жил в Англии и работал в конторе текстильной фабрики, совладельцем которой был его отец. В 1844 г. проездом из Англии в Германию познакомился с Марксом. В 1848 г. переезжает в Германию, участвовал в вооруженной борьбе на стороне революционных сил. После поражения революции эмигрировал в Швейцарию, а затем в Великобританию. Также как и Маркс, остался без средств, бедствовал, но не стал обременять эмигрантскую кассу, и вынужден был вернуться к работе на фирме «Эрмен и Энгельс», что позволило ему оказывать материальную помощь Марксу и его семье. В 1864 г., после смерти отца, становится пайщиком фабрики, выходит из фирмы со своей долей капитала и в 1870 г. переселяется в Лондон, где и скончался в 1895.

Энгельс изучал военную историю и науку, антропологию и физиологию, турецкую историю, арабскую культуру. Владел практически всеми европейскими языками, знал персидский и немного русский язык.

Основные произведения К. Маркса и Ф. Энгельса : «Нищета философии», «Манифест коммунистической партии», «Происхождение семьи, частной собственности и государства», «Капитал», «Классовая борьба во Франции», «Критика Готской программы», «Анти-Дюринг» и др.

Базовыми моментами в теории марксизма является: учение о базисе и надстройке и теория исторического материализма.

Учение о базисе и надстройке. Базис (от гр. basis - основание) - совокупность исторически определенных производственных отношений, лежащих в основе надстройки. Надстройка - совокупность идеологических отношений и взглядов - политики, права, морали, религии, философии, искусства и соответствующих им организаций и учреждений (государство, партии, церковь и т.д.). Государство и право - часть надстройки и всегда выражают интересы экономически господствующего класса.

Теория исторического материализма . К. Маркс считал, что история подчиняется определенным законам общественного развития. Человечество, развиваясь от первобытного строя к коммунистическому обществу, проходит ряд этапов, и переход от одного этапа к другому принимает форму классовой борьбы между имущими и неимущими, эксплуататорами и эксплуатируемыми. Исторический процесс представляет собой последовательную прогрессивную смену общественно-экономических формаций, которая происходит, когда производительные силы приходят в противоречие с производственными отношениями. Этот социальный конфликт разрешается путем революции, после которого все надстроечные структуры приходят в соответствие с новым базисом общества.

Государство.

Происхождение государства. В книге «Происхождение семьи, частной собственности и государства» Ф.Энгельс изложил версию возникновения государства , согласно которой государство возникло, как результат естественного развития первобытного общества. В этой концепции автор выделяет два возможных фактора: первый - решающую роль в возникновении государства играет возникновение классов, т.е. государство возникает как продукт непримиримости классовых противоречий, как орудие подавления господствующим классом других. Второй фактор заключается в том, что в результате экономического развития усложняется само общество, совершенствуется управление, что и приводит к возникновению государства. Таким образом, государство возникло не только в целях поддержки господства одного класса, но также в целях обеспечения существования и функционирования общества как целостного организма.

Признаки государства : разделение подданных по территориальным делениям; публичная власть; налоги, необходимые для содержания публичной власти.

Государство есть продукт общества на известной ступени его развития, государство есть признание, что это общество запуталось в неразрешимых противоречиях с самим собой и раскололось на непримиримые противоположности, избавиться от которых оно бессильно. Поэтому, чтобы противоположности (классы) не «пожрали» друг друга и само общество в бесплодной борьбе, стала необходимой сила, которая усмиряла бы столкновения. Этой силой стало государство, машина для подавления угнетенного, эксплуатируемого класса.

Классовая сущность государства. Основоположники марксизма выделяли три основных исторических типа государства: рабовладельческий, феодальный и капиталистический . Согласно марксистской схеме конечная цель исторического развития человечества - построение коммунистического общества. Механизмом перехода от капитализма к коммунизму является пролетарская революция. Само коммунистическое общество имеет две фазы: социализм, главная цель которого ликвидировать основы классового господства и элементы капиталистической формации, основанной на частной собственности при сохранении государства, и коммунизм, когда окончательно исчезнут классовые различия, и отомрет государство. Однако это не означает, что воцарится произвол: управление останется, оно лишь утратит классовый характер, поскольку не будет классовых конфликтов, которые пришлось бы урегулировать с помощью силы. Коммунизм , как полагали К.Маркс и Ф.Энгельс, явит собой высокоорганизованный, гармоничный и планомерно развивающийся «союз свободных людей», который не будет нуждаться ни в правовом государстве, ни в разделении властей и контроле за правящей бюрократией, ни в идеологическом плюрализме.

Право. Для марксизма характерно рассмотрение права как части надстройки (совместно с государством, которое не только формирует, но и поддерживает право в процессе его реализации). Будучи обусловлено материальными условиями жизни (базисом), государство оказывает на право определяющее воздействие. Главное в праве - его классовая сущность. В «Манифесте коммунистической партии», обращаясь к буржуазии, Маркс и Энгельс писали: «Ваше право есть лишь возведенная в закон воля вашего класса, воля, содержание которой определяется материальными условиями жизни вашего класса», т.е. право есть возведенная в закон воля экономически господствующего класса. При этом, говоря о законе, они имели в виду общеобязательное веление государственной власти, и не сводили понятие закона к нормативному акту высшего органа государственной власти, принятому в определенном порядке.

В своих исследованиях права Маркс и Энгельс часто упоминали понятие «права человека», понимая под ним присущие человеку социальные притязания на долю таких элементарных благ как: право на труд, свободу, пищу, жилье, право народа на революцию и т.д. Эти права потенциально существуют в конкретных социально-экономических условиях и не зависят от признания их в законе со стороны государства. Однако с развитием общественной жизни указанные права все чаще будут закрепляться в законе.

Марксизм стал самым влиятельным учением конца XIX - начала XX вв. Учение К. Маркса и Ф. Энгельса получило развитие в трудах К. Каутского, П. Лафарга, Г. Плеханова, В. Ленина, И. Сталина и др.

2. Идеи марксизма в России.

Научные основы социализма Г. В. Плеханова

Новым направлением общественной мысли в России 1880-нач. 1890-х гг. стал марксизм. Условно его подразделяют на два течения - легальный (критический) марксизм и нелегальный (революционный).

Легальный марксизм . В начале 1890-х гг. в среде интеллигенции зародился так называемый легальный («критический») марксизм , как идейно-политическое течение, выступающее против догматизации основных положений марксизма. Среди его представителей - П. Б. Струве, Н. А. Бердяев, С. Н. Булгаков и др. Они выступали в легальной прессе (отсюда произошло название течения) за возможность разрешения противоречий капитализма в ходе эволюции буржуазного общества, за введение демократических прав и свобод, подвергали критике народников и философские основы марксизма, народного представительства и конституционного правления.

Нелегальный марксизм. В 1883 г. в Женеве Г. В. Плеханов, П. Б. Аксельрод, В. И. Засулич и др. создали группу «Освобождение труда» - первую социал-демократическую организацию, явившуюся родоначальницей революционного марксизма в России. Целью организации было распространения марксизма в России и создание в перспективе рабочей партии. Печатные издания группы нелегально переправлялись в Россию и использовались членами марксистских пропагандистских кружков. В российском политическом движении появляются социал-демократические организации революционной направленности: в 1895 г. в Петербурге возник «Союз за освобождение рабочего класса» во главе с В.И.Лениным, в 1898 г. основана Российская социал-демократическая рабочая партия (РСДРП). Ее программа минимум включала требования свержения самодержавия, установления демократической республики, а конечной целью являлось совершение пролетарской революции и установление диктатуры пролетариата для построения социализма.

Плеханов Георгий Валентинович (1856-1918 гг.) происходил из небогатой дворянской семьи. Окончив Воронежскую военную гимназию, в 1873 поступил в юнкерское училище в Петербурге, но уже через год перешел в Петербургский горный институт. Завершить образование Плеханов не успел, т.к. увлекся народническими идеями и с 1875 г. начал вести активную революционную деятельность: писал прокламации, руководил стачками, работал в журналах, был членом организации «Земля и воля», а после ее раскола возглавил «Черный передел». В 1880 г., опасаясь ареста, эмигрировал и пробыл за границей 37 лет: занимался в Сорбонском и Женевском университетах, основал первую русскую марксистскую группу «Освобождение труда», стал одним из лидеров II Интернационала. В 1900-1903 участвовал в организации издания газеты «Искра», был делегатом II съезда РСДРП (1903), где произошло размежевание партии на меньшевиков и большевиков. Во время первой русской революции 1905-1907 не имел возможности приехать в Россию. После Февральской революции 1917 г. Плеханов возвратился в Россию. Поддерживал политику Временного правительства в вопросе продолжения войны против Германии, Октябрьскую революцию он не принял, считая ее преждевременной. Осенью 1917 г. здоровье его сильно ухудшилось, уже будучи тяжелобольным, Плеханов был помещен в санаторий в Финляндии, где и скончался в мае 1918.

Основные произведения: «Социализм и политическая борьба», «К вопросу о развитии монистического взгляда на историю», «К вопросу о роли личности в истории», «Анархизм и социализм» и др.

Критика народничества. Одна из главных теоретических заслуг Плеханова - критика народничества. В трудах «Социализм и политическая борьба», «Наши разногласия» и др. он подверг критике все течения народничества, теорию «самобытности» исторического развития России. Рассуждая о захвате власти угнетенными массами, он пришел к выводу, что освобождение трудящихся - путь длительный (а не дело двух-трех лет, как считали народники), что крестьянская община порождает не социалистические, а капиталистические отношения. Отверг Плеханов и главный тезис народовольческой теории революции - возможность ее осуществления силами «революционного штаба без армии», показав, что основной силой русской революции должен стать пролетариат и т.д.

Основные положения политико-правовых взглядов Г.В.Плеханова:

  1. Плеханов рассматривал марксизм как исчерпывающее и всеобъемлющее мировоззрение, первым среди русских социалистов показал применимость марксизма к условиям России.
  2. Предложил разделить будущую русскую революцию на два последовательных этапа: либерально-буржуазная революция (первый этап), которая свергла бы самодержавие, поставила у власти либеральную буржуазию, создала политические либеральные институты и в дальнейшем (второй этап) - пролетарская социалистическая революция, образование социалистического правительства с целью построения социализма.
  3. Преждевременность социалистической революции в России он обосновывал неготовностью рабочего класса, отсутствием союзника в лице крестьянства, необходимостью союза с либералами, т.к. предстоящая революция должна быть буржуазной, и в дальнейшем предполагался длительный капиталистический путь развития страны, становление конституционализма и парламентского правления. В этом тезисе он опирался на Маркса, считавшего, что социализм является необходимым результатом экономического развития. Россия же того времени - страна экономически отсталая.
  4. Позиция Плеханова о роли пролетариата в предстоящей социалистической революции была противоречивой: в 80-е годы он писал об авангардной роли пролетариата в предстоящей революции, затем в начале ХХ в. пришел к выводу о его неготовности к этой роли.
  5. Социализм, по мнению Плеханова, есть, прежде всего, диктатура пролетариата. Но диктатура пролетариата станет возможной только тогда, когда наемные рабочие будут составлять большинство населения страны. Диктатура пролетариата не должна иметь ничего общего с диктатурой группы революционеров (партии).
  6. Диктатура пролетариата нужна не столько для разрушения политического господства эксплуататорского класса, сколько для «сознательной организации всех функций социально-политической жизни».

3. Политико-правовая идеология большевизма.

В. И. Ленин. И. В. Сталин

Большевизм - радикальное направление в российском революционном движении, основанное на марксистской идеологии, но испытавшее влияние и взглядов русских революционеров 2-й половины XIX в. (Н. Г. Чернышевского, П. Н. Ткачева, С. Г. Нечаева), а также вобравшее в себя опыт революционного движения во Франции, в основном периода якобинской диктатуры.

Термин появился в 1903 г., когда на II съезде российской социал-демократической партии (РСДРП) произошел раскол между сторонниками В. И. Ленина, отстаивающими идею рабочей партии нового типа, основанной на жесткой организации и безусловном подчинении всех низовых ячеек партии руководящему центру (большевики), и сторонниками Л. Мартова и Г. Плеханова, выступавшими за построение массовой партии по европейскому образцу (меньшевики).

Взгляды большевиков с 1903 до октября 1917 гг. претерпевали трансформацию: во время первой мировой войны большевики выступили за поражение царского правительства и превращение империалистической войны в войну гражданскую, поражение в войне использовать для осуществления буржуазно-демократической, а затем социалистической революции. Придя к власти, большевики осуществили радикальные преобразования в общественной и экономической сферах, исходя из идеи диктатуры пролетариата, чтов реальности означало монополизм большевистской партии.

В. И. Ленин - главный идеолог и лидер большевизма. Его учение, развившее в новых исторических условиях (эпохи империализма) теорию марксизма получила название ленинизм. Термин «ленинизм» впервые был введен Л. Мартовым в 1904 г. для обозначения «якобинских взглядов и методов» в теории и практике революции. В советское время ленинизм определялся как творчески развитый марксизм применительно к эпохе империализма.

Ленинизм - политическое учение В. И. Ленина, развившего теорию марксизма: материалистическую диалектику, теорию классовой борьбы и диктатуры пролетариата, учение о государстве и революции, о решающей роли революционной партии в социальных преобразованиях и др.

Ленин (Ульянов) Владимир Ильич (1870-1924 гг.) родился в Симбирске в семье инспектора народных училищ. Брат Александр казнен в 1887 г. за участие в подготовке покушения на царя. После окончания гимназии, в 1887 г. поступил на юридический факультет Казанского университета, но в декабре того же года за активное участие в студенческих беспорядках арестован, исключен из университета и выслан из Казани. В 1891 экстерном сдал экзамены по программе юридического факультета в Петербургском университете. Работал помощником присяжного поверенного, но его больше привлекала политическая деятельность. В 1895 основал Петербургский «Союз борьбы за освобождение рабочего класса». Был арестован, в 1897 г. выслан на три года в Сибирь. С 1900. почти постоянно находился в эмиграции, жил в Германии, Швейцарии, Франции и др. странах. В апреле 1917 г. вернулся из эмиграции в Петроград. В июле Временное правительство отдало приказ об аресте Ленина, и он перешел на нелегальное положение. Был одним из руководителей Октябрьского восстания. После взятия власти большевиками стал главой правительства - Совета народных комиссаров. После переезда Советского правительства в Москву жил и работал здесь же. 30 августа 1918 г. тяжело ранен эсеркой Ф. Каплан. После выздоровления вернулся к работе, но в конце 1922 г. здоровье Ленина резко ухудшилось, и в январе 1924 г. он скончался в подмосковных Горках.

Основные произведения : «Государство и революция», «Материализм и эмпириокритицизм», «О праве наций на самоопределение», «Пролетарская революция и ренегат Каутский», «Апрельские тезисы» и др.

Основные положения большевизма (ленинизма):

1. Классовость государства - как врожденная, неотъемлемая и всеопределяющая черта государства. Она присуща ему всегда. Характерные черты: комплектование аппарата государства из среды господствующего класса; осуществление политики, в интересах господствующего класса (идея государства как орудия диктатуры господствующего класса).

2. Диктатура класса - господство определенного класса над всеми остальными; ориентация власти на насилие, осуществляемое в самых разных формах. Непременным признаком диктатуры класса является несвязанность какими-либо законами.

3. Пролетарская (социалистическая) революция. Задача пролетарской революции закачается в насильственном уничтожении буржуазного государства, а целью - завоевание рабочими массами власти и установление диктатуры пролетариата.

4. Диктатура пролетариата. В случае победы социалистической революции появляется новое государство - государство диктатуры пролетариата.

Это - централизованная организация силы, организация насилия для подавления сопротивления эксплуататоров и для руководства населением страны в деле «налаживания» социалистического хозяйства. Государство диктатуры пролетариата - необходимая переходная форма к будущему безгосударственному устройству. Диктатура пролетариата по мысли В. И. Ленина несовместима с принципами демократии - это система власти, не ограниченная формальным законом, опирающаяся на силу победившего класса - пролетариата.

5. Решающая роль революционной партии в социальных преобразованиях. Ленин выдвинул идею пролетарской партии (партии нового типа), как главного средства подготовки и осуществления революции. Эта партия, вооруженная революционной теорией, должна обладать планом действий и способностью повести за собой пролетариат. Эта партия - авангард рабочего класса, который и осуществляет диктатуру. Более того волю (диктатуру) одного класса «иногда осуществляет диктатор», «который иногда один более сделает и часто более необходим». Необходимость единоличной диктаторской власти объяснялась следующим образом: как всякая крупная машинная индустрия требует безусловного и строжайшего единства воли, направляющей совместную работу сотен тысяч людей, так и революционные социалистические преобразования требуют беспрекословного повиновения масс единой воле руководителей.

6. Советское государство - государственная форма диктатуры пролетариата, построенной на принципах демократического централизма , что предполагает выборность всех органов власти снизу доверху, подотчетность депутатов, обязательность решений вышестоящих органов для нижестоящих и т.д. В апреле 1917 г. Ленин заявил о том, что Советы «есть единственная возможная форма революционного правительства». Признаки Республики Советов: сочетание законодательной и исполнительной власти, устранение полиции, чиновничества, выборность и сменяемость всех должностных лиц, отказ от всеобщего и равного избирательного права и пр.

7. Возможность пролетарской революции и построения социализма в отдельно взятой стране с неразвитыми капиталистическими отношениями.

Государство.

Происхождение государства. До возникновения государства существовала патриархальная (клановая) семья, основанная на «господстве обычаев, авторитета, уважения», где не было особого аппарата управления. Ленин, полностью соглашаясь с теорией марксизма происхождения государства, обращает внимание на то, что государство появляется там и тогда, где и когда появляется деление общества на классы, когда появляются эксплуататоры и эксплуатируемые, когда появляется особая группа людей, которая «только тем и занята, чтобы управлять, и которая для управления нуждается в особом аппарате принуждения». Государство - это машина для поддержания господства одного класса над другим.

Форма государства. Ленин полностью разделял предложенную Марксом классификацию типов государства в зависимости от господствующих в них производственных отношений: рабовладельческое, феодальное и буржуазное. Рассматривая отдельные формы государства: монархия, республика, аристократия, демократия, он указывал, что при всем многообразии государственных форм все эти государства объединяет одно: по своей сути они являются диктатурой господствующего класса.

Право. Право неразрывно связано с государством. Государство либо непосредственно устанавливает правила поведения, либо санкционирует их. В любом случае за этими правом стоит государственное принуждение. Право «есть ничто без аппарата, способного принуждать к соблюдению норм права». Именно неразрывная связь с государством - один из специфических признаков права. На формирование и развитие права существенное воздействие оказывают религия, господствующая идеология, исторические особенности и национальные традиции страны (идея Ш.Монтескьё).

Право (буржуазное) в понимании В.И. Ленина, есть совокупность правовых норм, правил поведения, выражающих волю буржуазии, как господствующего класса капиталистического общества и обусловленную, в конечном счете, материальными условиями существования этого класса.

Развитию основных положении ленинского учения о диктатуре пролетариата и ее роли в построении социализма были посвящены труды И.В. Сталина.

Иосифа Виссарионовича Сталина (Джугашвили) (1879-1953 гг.) родился в Гори Тифлисской губернии Российской империи. Был Народным комиссаром по делам национальностей РСФСР (1917-1923), Народным комиссаром государственного контроля РСФСР (1919-1920), Народным комиссаром Рабоче-крестьянской инспекции РСФСР (1920-1922); Генеральным секретарем ЦК РКП(б) (1922-1925), Генеральным секретарем ЦК ВКП(б) (1925-1934), Секретарем ЦК ВКП(б) (1934-1952),Секретарем ЦК КПСС (1952-1953); Председателем Совета Народных Комиссаров СССР (1941-1946), Председателем Совета Министров СССР (1946-1953); Верховным главнокомандующим Вооруженными силами СССР (1941-1947), Председателем Государственного Комитета Обороны (1941-1945), Народным комиссаром обороны СССР (1941-1946), Народным комиссаром Вооружённых Сил СССР (1946-1947). Маршал Советского Союза (с 1943), Генералиссимус Советского Союза (с 1945). Член Исполнительного комитета Коминтерна (1925-1943). Почётный член Академии наук СССР (с 1939). Герой Социалистического Труда (с 1939), Герой Советского Союза (с 1945).

Основные произведения: «Об основах ленинизма», «Октябрьская революция и тактика русских коммунистов», «Вопросы ленинизма» и др.

Положение о характерных чертах пролетарской революции . На основе обобщения опыта социалистических революции и исходя из ленинских указаний он сформулировал положение о характерных чертах пролетарской революции, определяющих сущность, цели, задачи и основные стороны диктатуры пролетариата. Он выделил и рассмотрел следующие три основные стороны диктатуры пролетариата:

  • использование власти пролетариата для подавления эксплуататоров, для обороны страны, для упрочения связей с пролетариями других стран, для развития и победы революции во всех странах;
  • использование власти пролетариата для отрыва трудящихся и эксплуатируемых масс от буржуазии, для упрочения союза пролетариата с этими массами, для вовлечения этих масс в дело социалистического строительства, для государственного руководства этими массами со стороны пролетариата;
  • использование власти пролетариата для организации социализма, для уничтожения классов, для перехода в общество без классов, в социалистическое общество.

Только все эти стороны, взятые вместе, указывает он, дают полное и законченное понятие диктатуры пролетариата.

В работе «Вопросы ленинизма» И.В. Сталин показал, что эпоха перехода от капитализма к социализму в условиях отдельно взятой страны в свою очередь состоит из отдельных специфических периодов, характеризующихся особыми формами и методами работы органов диктатуры пролетариата. Эти положения являются основой для разработанных им в дальнейшем выводов о двух главных фазах развития, основных задачах, функциях и формах Советского государства и его роли в построении социализма и коммунизма в СССР.

Учебно-методическая литература

  1. Антология мировой политической мысли. - М., 1997. Т. 1-5.
  2. Антология мировой правовой мысли. - М., 1999. Т. 1-5.
  3. История государственно-правовых учений. Учебник. Отв. ред. В. В. Лазарев. - М., 2006.
  4. История политических и правовых учений. Под ред. В. С. Нерсесянца. - М., 2003 (любое издание).
  5. История политических и правовых учений. Под ред. О. В. Мартышина. - М., 2004 (любое издание).
  6. История политических и правовых учений. Под ред. О. Э. Лейста. - М., 1999 (любое издание).
  7. История политических и правовых учений: Хрестоматия. - М., 1996.
  8. История политико-правовых учений. Под ред. А. Н. Хорошилова. - М., 2002.
  9. История политических и правовых учений. Под ред. В. П. Малахова, Н. В. Михайловой. - М., 2007.
  10. Исаев И. А., Золотухина Н. М. История политических и правовых учений в России 11-20 вв. - М., 1995.
  11. Рассолов М. М. История политических и правовых учений. - М., 2010.
  12. Чичерин Б. Н. История политических учений. - М., 1887-1889, Т.1-5.
  1. Адоратский В. В. О теории и практике ленинизма (революционного марксизма). - М.-Л., 1924.
  2. Алексеев Н . Русский народ и государство. - М., 1998.
  3. Ленин В. И . Две тактики социал-демократии в демократической революции (любое издание).
  4. Ленин В. И . Империализм, как высшая стадия капитализма (любое издание).
  5. Ленин В. И . Государство и революция (любое издание).
  6. Ленин В. И . О диктатуре пролетариата (любое издание).
  7. Ленин В. И. О Троцком и троцкизме (любое издание)
  8. Маркс К. К критике гегелевской философии права. Введение. //К.Маркс и Ф. Энгельс (любое издание).
  9. Маркс К. Гражданская война во Франции (любое издание)
  10. Маркс К. и Энгельс Ф . Манифест коммунистической партии (любое издание)
  11. Ойзерман Т. И . Формирование философии марксизма. - М., 1986.
  12. Основные задачи науки советского социалистического права. - М., 1938.
  13. Пашуканис Е. Б. Общая теория права и марксизм. - М., 1926.
  14. Плеханов Г. В . Наши разногласия. Избранные философские произведения. - М., 1956. Т.1.
  15. Энгельс Ф. Развитие социализма от утопии к науке (любое издание)
  16. Энгельс Ф . Анти-Дюринг (любое издание)
  17. Энгельс Ф . Происхождение семьи, частной собственности и государства (любое издание).

Вопросы для самоконтроля и подготовки к тестированию:

  1. Что стало причинами возникновения государства по Ф. Энгельсу?
  2. Как марксизм определяет право?
  3. Что такое «нелегальный марксизм»?
  4. В чем различие позиций Г. В. Плеханова и В. И. Ленина о роли пролетариата в предстоящей социалистической революции?
  5. Что такое «советское государство» по В.И.Ленину?
  6. Какие три основные стороны диктатуры пролетариата выделил и рассмотрел И. В. Сталин?

При написании книги Ф.Энгельс использовал исследование Луиса Г.Моргана «Древнее общество» (1877), в котором на основе многочисленных данных прослеживался процесс становления цивилизации.

К.Маркс выдвинул концепцию азиатского способа производства, который он поместил на нижнюю ступень схемы формаций, после чего уже шли античной, феодальный и капиталистический способы производства. Особенностью этого способа производства он считал отсутствие института частной собственности.

  • 7.Эмпедокл о четырех элементах бытия.
  • 8.Проблема истинного «я» в раннем и позднем буддизме.
  • 9.Основные понятия «Наукоучения» Фихте.
  • 10.«Гомеомерии» Анаксагора и «атомы» Демокрита как элементы бытия.
  • 11.Главные этапы развития философских идей в Украине.
  • 12.Диалектические идеи гегелевской философии. Триада как форма развития.
  • 13.Софисты. Проблема множества бытия в ранней софистике.
  • 14.Сократ и сократовские школы. Проблема «блага» в философии Сократа и сократовских школах.
  • 15.Определения философии, распространенные в Киевской Руси.
  • 16.Антропологический материализм л. Фейербаха.
  • 17.Теория идей Платона и ее критика Аристотелем. Аристотель о видах бытия.
  • 18.Философия в Киево-могилянской академии.
  • 19.Априоризм философии и.Канта. Трактовка Кантом пространства и времени как чистых форм созерцания.
  • Трактовка Кантом пространства и времени как чистых форм созерцания.
  • 20.Проблема «блага» в философии Платона и проблема «счастья» в философии Аристотеля.
  • 21.Учение Платона и Аристотеля об обществе и государстве.
  • ? 22.Немецкий идеализм и философская мысль в Украине.
  • 23.Понятия трансцендентного и трансцендентального. Сущность трансцендентального метода и понимания его Кантом.
  • 24.Аристотель как основатель силлогистики. Законы и формы логического мышления. Учение о душе.
  • 25.Философское наследие м.П. Драгоманова.
  • 26.Система трансцендентального идеализма Шеллинга. Философия тождества.
  • 27.Епикур и епикурийцы. Лукреций Кар.
  • 28.Социокультурные предпосылки возникновения философии Древней Индии.
  • 29.Основные категории логики Гегеля. Малая и большая логика.
  • 30.Практическая философия скептиков, стоиков и эпикурейцев.
  • 31.Общая характеристика и основные идеи славянофильства (о.Хомяков, и.Киреевский).
  • 32.Философские учения ф.Бекона и т.Гоббса. «Новый органон» ф.Бекона и его критика силлогистики Аристотеля.
  • 33.Проблема реальности в буддизме и веданте.
  • 34.Т.Гоббс. Его философия и теория государства. Томас Гоббс (1588-1679), английский философ-материалист.
  • 35.Неоплатонизм как завершение истории античной философии.
  • 36.Философия русского марксизма (в.Г.Плеханов, в.И.Ленин).
  • 37.Философия последователей и критиков Декарта. (а.Гейлинкс, н.Мальбранш, б.Паскаль, п.Гассенди).
  • 38.Соотношение веры и знания в христианской философии. Греческая патристика Средневековья, ее представители. Дионисий Ареопагит и Иоанн Дамаскин.
  • 39.Проблема освобождения в индийской философии.
  • 40.Философия г. Лейбница: монадология, учение о предустановленной гармонии, логических идеях.
  • 41.Общая характеристика догматики раннего Средневековья. (Тертуллиан. Александрийская и каппадокийская школы).
  • Каппадокийские "отцы церкви"
  • 42.Введение христианства в Киевской Руси и его влияние на смену мировоззренческих парадигм.
  • 43.Философия р.Декарта как основателя современного рационализма, принцип сомнения, (cogito ergo sum) дуализм, метод.
  • 44.Гностицизм и манихейство. Место и роль этих учений в истории философии.
  • 45.Роль Острожского культурно-образовательного центра в становлении и развитии реформационных и гуманистических идей.
  • 47.Августин Аврелий (Блаженный), его философское учение. Соотношение августинизма и аристотелизма.
  • 48.Философия г.Сковороди: учения о трех мирах (макрокосм, микрокосм, символическая реальность), и их двойственной «натуре», учение о «родстве» и «сродном труде».
  • 49.Философия Дж.Локка: эмпирическая теория познания, рождении идеи, сознание как tabula rasa, учение о «первичных» и «вторичных» качествах, учение о государстве.
  • 50.Общая характеристика схоластики. Боэций, Эриугена, Ансельм Кентерберийский.
  • 51.Субъективний идеализм Джорджа Беркли: принципы бытия вещей, отрицания существования «первичных» качеств, могут ли «идеи» быть копиями вещей?
  • 52.Соотношение реалий и универсалий. Номинализм и реализм. Учение Пьера Абеляра.
  • 53.Скептицизм д.Юма и философия «здравого смысла» Шотландской школы.
  • 54.Значение арабской и еврейской философии. Содержание учений Авицены, Авероеса и Моисея Маймонида.
  • 55.Раннее итальянское и Северное Возрождение (ф.Петрарка, Бокачио, Лоренцо Валла; Эразм Роттердамский, т.Мор).
  • 56.Английский деизм 18 в. (е.Шефтсбери, б.Мандевиль, ф.Хатчесон; Дж.Толанд, е.Коллинз, д.Гартли и Дж.Пристли).
  • 57.Расцвет схоластики. Взгляды ф.Аквинского.
  • 58.Неоплатонизм и перипатетизм эпохи Возрождения. Николай Кузанский.
  • 59.Философия французского Просвещения (ф.Вольтер, ж-ж. Руссо, ш.Л.Монтескье).
  • 60.Р.Бэкон, идея позитивного научного знания в его трудах.
  • 61.Натурфилософия позднего Возрождения (Дж. Бруно и другие).
  • 62.Французский материализм 18 в. (ж.О.Ламетри, д.Дидро, п.А. Гольбах, к.А.Гельвецый).
  • 63.Вильям Оккам, ж.Буридан и конец схоластики.
  • 64.Проблема человека и социально-политические учения эпохи Возрождения (Дж.Пико делла Мирандола, н.Макиавелли, т.Кампанелла).
  • 65.Ранняя американская философия: с.Джонсон, Дж. Эдвардс. «Век просвещения»: т.Джефферсон, б.Франклин, т.Пейн.
  • 36.Философия русского марксизма (в.Г.Плеханов, в.И.Ленин).

    Марксизм - философское, экономическое и политическое учение, основоположники которого - К. Маркс и Ф. Энгельс. Опираясь на изучение немецкой классической философии (Гегель, Фейербах и др.), английской политэкономии (Смит, Рикардо и др.), французского утопического социализма (Сен-Симон, Фурье и др.), Маркс и Энгельс разработали диалектический материализм, теорию прибавочной стоимости и учение о коммунизме. Общество в марксизме рассматривается как организм, в структуре которого производительные силы определяют производственные отношения, формы собственности, которые в свою очередь обусловливают классовую структуру общества, политику, государство, право, мораль, философию, религию, искусство. Единство и взаимодействие этих сфер образуют определенную общественно-экономическую формацию; их развитие и смена составляют процесс поступательного движения общества. Борьба господствующих и угнетенных классов - движущая сила истории, а ее высшее выражение - социальная революция. Капитализм - последняя эксплуататорская формация, которая создает мощные стимулы развития общества, но постепенно превращается в препятствие его прогресса. В условиях капитализма созревает пролетариат, свергающий господство буржуазии и устанавливающий свою власть, с помощью которой осуществляется переход к коммунизм у (уничтожение частной и утверждение общественной собственности, создание бесклассового общества и условий свободного развития личности). До появления марксистских групп революционную работу в России вели народники, являвшиеся противниками марксизма.

    Первая русская марксистская группа появилась в 1883 году. Это была группа "Освобождение труда", организованная Г . В . Плехановым в Женеве, куда он вынужден был уехать от преследований царского правительства за революционную деятельность.

    Будучи до этого времени народником, Плеханов порывает с ним познакомившись в эмиграции с марксизмом и становится его выдающимся пропагандистом.

    Группа "Освобождение труда" проделала большую работу по распространению марксизма в России. Она перевела на русский язык работы Маркса и Энгельса: "Манифест коммунистической партии", "Наемный труд и капитал", "Развитие социализма от утопии к науке" и другие, напечатала их за границей и стала тайно распространять в России. Г. В. Плеханов, Засулич, Аксельрод и другие участники этой группы написали также ряд произведений, в которых они разъясняли учение Маркса и Энгельса, разъясняли идеи научного социализма.

    После разгрома царским правительством, народнические взгляды долго еще держались среди революционно настроенной интеллигенции. Остатки народников упорно сопротивлялись распространению марксизма в России, мешали организации рабочего класса.

    Поэтому марксизм в России мог вырасти и окрепнуть лишь в борьбе с народничеством.

    Группа "Освобождение труда" развернула борьбу против ошибочных взглядов народников, показывала, какой вред приносит рабочему движению учение народников и их способы борьбы.

    В своих работах, направленных против народников, Плеханов показал, что взгляды народников ничего общего не имеют с научным социализмом.

    Плеханов первый дал марксистскую критику ошибочных взглядов народников. Нанося меткие удары народническим взглядам, Плеханов одновременно развернул блестящую защиту марксистских взглядов.

    Философия Плеханова Г.В.

    Георгий Валентинович Плеханов (1856-1918) - теоретик и пропагандист марксизма, философ, видный деятель российского и международного социалистического движения. Входил в число основателей РСДРП, газеты «Искра».

    Плеханов первым в философской литературе определил создание Марксом и Энгельсом диалектического и исторического материализма как величайший революционный переворот в философии. Он доказал, что рождение и становление марксизма является неизбежным и закономерным результатом всей истории развития мировой общественной мысли, что марксизм воспринял и критически переработал все наиболее ценное из немецкой философии, английской политэкономии и французского утопического социализма.

    Плеханов утверждал, что диалектический и исторический материализм является философски-теоретическим фундаментом научного социализма, философией рабочего класса, которая призывает к действию, борьбе, к преобразующей деятельности. "Диалектический материализм есть философия действия" - подчеркивал Плеханов, марксизм - величайшее оружие в руках пролетариата в его борьбе с эксплуататорами. Плеханов, называя марксизм, материалистическую диалектику алгеброй революции, подчеркивает огромную роль революционной теории, роль прогрессивных идей в преобразовании общества. "Ведь без революционной теории нет революционного движения, в истинном смысле этого слова" - писал Плеханов.

    При изучении воззрений Плеханова обращает на себя внимание как раз его настойчивое стремление соединить философский и исторический материализм. В ближайшей связи с этими положениями диалектического материализма у Плеханова стоят его этические воззрения. Будучи человеком всесторонне образованным, жившим всеми интересами современной культуры, Плеханов был благородным человеком. Хотя по своим теоретическим взглядам он защищал классовую мораль, но, например, в книге «О войне» Плеханов становится на точку зрения Канта (в учении о личности, как самоцели), – и борьба за «освобождение рабочих от ига капитала», третирующего личность, как «средство», а не как самоцель, получает у него чисто моральный смысл (в духе этического идеализма). Не менее типичны высказывания Плеханова по религиозному вопросу. Он отрицает врожденность религиозных запросов, вместе с Контом считает религиозное мышление «низшей» стадией в развитии культуры, решительно отделяет моральную сферу от религии.

    Философские взгляды Ленина В.И.

    Владимир Ильич Ленин (Ульянов) (1870-1924) учился в Казанском университете, но после казни его старшего брата («народовольца») был исключен из университета. В 1891 г. он сдал экзамен в университете (по юридическому факультету). К 1894 г. относится первая полемическая работа Ленина – против народников («Что такое "друзья народа"«), в которой Ленин уже является защитником марксизма и материалистического понимания истории и с нескрываемым презрением относится ко всякой метафизике. Учение Маркса о «надстройках» уже усвоено в это время Лениным. Здесь же Ленин высказывает и основные для всей последующей «советской философии» идеи о том, что «идея исторической необходимости ничуть не подрывает роли личности в истории».

    Книга Ленина «Материализм и эмпириокритицизм », содержания которой мы коснемся дальше, есть, собственно, единственное его философское произведение. Отдельные статьи, близкие к вопросам философии, появлялись и позже, напр., в 1913 г. Ленин написал статью «Три источника и три составные части марксизма». Уже будучи во главе советского правительства, Ленин не бросал занятий по философии. Наконец, с очень большими оговорками, можно говорить о ценности т. наз. «Философских тетрадей» Ленина (где собраны сделанные им выписки – преимущественно из Гегеля – и некоторые собственные замечания Ленина).

    Переходя к систематическому изложению построений Ленина, подчеркнем, прежде всего, то, что философские интересы Ленина сосредоточивались почти исключительно на вопросах философии истории – все остальное его интересовало лишь в той мере, в какой те или иные учения и теории могли влиять на философию истории . Но и в философии истории Ленин раз и на всю жизнь принял построения Маркса – и уже ничто вне их его не интересовало. Эта Внутренняя узость, присущая изначально Ленину, превращает его философские писания в своеобразную схоластику (в дурном смысле слова). Все, что «соответствует» позиции диалектического материализма, укрепляет ее, – приемлется без оговорок; все, что не соответствует, отбрасывается только по этому признаку. Подобно пушкинскому «бедному рыцарю», который имел «одно виденье, непостижное уму», и ничего вне его не видел и не замечал, и Ленин имел один лишь интерес, видел всюду только одно – близость или, наоборот, несоединимость с системой марксизма или, точнее говоря, неомарксизма. Мы называем «неомарксизмом» ту именно редакцию марксизма, какую он получил в большевизме, отступившем от классического детерминизма, столь сильно выраженного у Маркса. То «видение», которое пронзило сознание Ленина, относилось не к диалектике «самодвижения» производственных отношений, а к «скачку» в «диктатуру пролетариата».

    Историософская тема была не только центральной для Ленина, но она, собственно, была единственной у него. Что же касается историософии у Ленина, то оригинальность его не идет дальше настойчивого акцента на теории «скачков» – «прямого революционного действия».



    Понравилась статья? Поделиться с друзьями: