Психоанализ. Защитная реакция психики. Механизмы психологической защиты

Защитные механизмы по Фрейду представляют собой некую реакцию мозга на внешние раздражители, которые возникают неосознанно. Искажая реальность и фальсифицируя ее восприятие, они помогают снизить угрозу стресса.

Определение понятия

Защитные механизмы - это одно из важнейших понятий психоанализа, которое представляет собой способы самозащиты (а именно, защиты своего "Я"), регулирования негативных импульсов, которые исходят из сознания человека. Это происходит под воздействием общественных правил и норм, которые, так или иначе, оказывают давление на индивида. Защитный механизм призван оградить человека от возможных переживаний и тревог, которые вызваны несоответствием социальных воззрений и личных взглядов человека. Данный термин впервые был озвучен в 1894 году известным психологом Зигмундом Фрейдом.

Виды защитных механизмов

В силу индивидуальных особенностей люди по-разному реагируют на раздражители, стрессы и внутренние импульсы. В связи с этим можно выделить следующие виды защитных механизмов:

  • вытеснение;
  • проекция;
  • замещение;
  • рационализация;
  • реактивное образование;
  • регрессия;
  • сублимация;
  • отрицание.

Основные свойства защитных механизмов

Рядом особенностей обладают защитные механизмы по Фрейду. С примерами из реальной жизни стоит ознакомиться для того, чтобы уяснить природу данного явления. Так, защитные механизмы обладают такими свойствами:

  • являются своего рода самообманом, так как проявляются на бессознательном уровне;
  • искажают восприятие реальности, что может быть еще более опасным для человека, чем реально существующая угроза;
  • представляют собой эмоциональную сторону реакции на окружающие события;
  • могут возникать на основе боязни того, что негативные импульсы перейдут в разряд осознанных.

Вытеснение

Рассматривая защитные механизмы по Фрейду, в первую очередь стоит отметить вытеснение. Это своего рода основа, при помощи которой впоследствии могут формироваться более сложные механизмы. Вытеснение представляет собой "забывание" или "удаление" из сознания тех чувств и мыслей, которые причиняют психологический дискомфорт. При этом из памяти могут исчезнуть события, которые предшествовали травме.

При этом стоит отметить, что вытеснение не является абсолютным. Всегда есть риск, что воспоминания о неприятных событиях вырвутся наружу, а потому приходится затрачивать огромное количество энергии на их подавление. Это может негативно сказаться на личностном развитии человека. При этом даже если механизм вытеснения сработал, раздражитель может снова появляться во сне или проскакивать в оговорках.

Защитные механизмы по Фрейду находят свое отражение в реальной жизни. Так, например, порядочный супруг, в силу своих моральных принципов, не допускает возможности измены своей жене. Он всячески вытесняет подобные мысли и фантазии. Тем не менее не исключено, что во сне он принимает участие в утехах с посторонней женщиной.

Проекция

В стрессовых ситуациях практически всегда срабатывают защитные механизмы. По Фрейду на втором месте стоит проекция. Ее смысл состоит в том, что индивид старается перенести свои мысли, чувства и жизненные обстоятельства на других людей. Таким образом, он снимает с себя всякую вину и ответственность за собственные неудачи и неприятности.

В качестве примера можно привести ученика или студента, который не подготовился к экзамену. Свою плохую оценку он пытается оправдать со стороны преподавателя. Если говорить о спортсменах, то в своем поражении они нередко обвиняют низкое качество спортивного снаряжения, игровое поле или нечестное судейство.

Замещение

Рассматривая примеры психологических защит, нельзя обойти стороной замещение. Его механизм состоит в том, чтобы переадресовать внимание с угрожающего на другой объект. Самый яркий пример действия данного механизма - это ребенок, наказанный родителями за шалость. Будучи не в силах ответить им, он вымещает свою злость на младшем брате или сестре, пиная его или ломая игрушки.

Присуща не только детям, но и многим взрослым. Так, например, нередко сотрудники подвергаются нападкам и критике со стороны руководства. Страх потерять работу останавливает их перед тем, чтобы ответить начальству. Тем не менее, приходя домой, они могут выместить агрессию на членах своей семьи.

Стоит отметить, что некоторые индивиды весьма своеобразно реализуют механизм замещения. Будучи слабыми по своей природе, они не могут выместить свою агрессию на постороннем человеке, а потому начинают подавлять сами себя. Как результат, человек себя подавляет эмоционально, занимаясь самокритикой и самобичеванием.

Рационализация

Как способ преодоления стресса может проявляться в форме рационализации. Это намеренное искажение реальности с целью сохранить высокий уровень самооценки. Имеет место сложная система аргументации, которая призвана оправдать иррациональное поведение. Одним из самых ярких примеров такого механизма можно найти еще в баснях Эзопа. Он описывает лису, которая никак не может дотянуться до ветки с виноградом. Чтобы оправдать свою неудачу, она заявляет, что плоды еще неспелые.

Аналогичные примеры можно найти и в повседневной жизни. Так, например, не всегда женщина отвечает взаимностью на внимание и ухаживание мужчины. Не желая принимать данный факт, мужчина может убедить себя в ее непривлекательности или же распространить порочащие слухи. Еще одна ситуация связана со студенческой жизнью. Так, например, если абитуриенту не удалось поступить на определенный факультет, он начинает убеждать себя и окружающих, что данная профессия ему вовсе не интересна.

Реактивное образование

Глубинная психология Фрейда выделяет еще и такой механизм, как Оно реализуется на двух уровнях:

  • происходит подавление негативного или неприемлемого импульса;
  • на уровне подсознания формируются побуждения противоположного содержания.

Чаще всего подобные механизмы имеют место в общественной жизни. Так, крайне неприличным в социуме считается выраженное половое влечение. Таким образом женщина, имеющая подобную особенность, старается всячески подавить ее в себе. Чтобы заслужить положительный имидж в обществе, она даже может выступать ярым борцом за мораль и нравственность. То же касается и мужчин, которые резко выступают против гомосексуальных отношений, а сами втайне имеют подобные наклонности.

Регрессия

Регрессия - это еще один защитный механизм. Психология описывает его как возврат к детским моделям поведения с целью оградить себя от потрясений и стресса. Это связано с тем, что именно данный возраст является наиболее комфортным и безопасным с точки зрения мировосприятия. Так, самой элементарной формой регрессии можно считать плач.

Сублимация

Психологические защитные механизмы по Фрейду включают в себя также сублимацию. Этот механизм позволяет человеку изменить свои импульсы и взгляды так, чтобы они могли быть выражены в форме, которая приемлема в социуме. В психологии сублимация рассматривается, как самый здоровый и правильный механизм защиты. Это связано с тем, что человек не сдерживается в проявлении своих импульсов, а лишь меняет форму их подачи.

Фрейду, учитывая специфику его теории, было свойственно обращать особое внимание на сублимацию сексуального влечения. Именно с этим явлением он увязывает невероятный подъем культуры и науки, который произошел в Западной Европе. Если же спроектировать данный механизм на современную реальность, можно привести в пример подростков, которые свои нереализованные сексуальные потребности могут сублимировать в спортивные достижения.

Несмотря на то что многие это скрывают, достаточно часто можно встретить людей с садистскими наклонностями. Так, индивиды с подобной девиацией вполне могут стать успешными хирургами. Также подобные фантазии могут быть сублимированы в написание детективных романов.

Отрицание

Защитные механизмы личности по Фрейду включают в себя такой элемент, как отрицание. Оно заключается в том, что человек категорически отказывается признавать факт происшествия негативного события. Наиболее ярким примером можно считать реакцию ребенка на смерть любимого домашнего питомца. Он отказывается признавать эту потерю, считая, что животное до сих пор находится где-то рядом. Аналогичный пример можно привести в связи с потерей близкого человека. Отказ принимать очевидное может перерасти в религиозное убеждение, что родственник теперь живет на небе или его дух до сих пор присутствует в доме.

Нередко механизм отрицания срабатывает в том случае, если речь идет о здоровье. Так, чувствуя симптомы того или иного заболевания, человек может их попросту игнорировать, внушив себе, что с ним подобного произойти не может. Аналогичная реакция может наблюдаться на уже подтвержденный диагноз.

которые стоит прочитать

Рано или поздно любого человека начинают интересовать те или иные механизмы работы сознания и подсознания. Лучший способ познакомиться с работами такого психолога, как Зигмунд Фрейд. Книги, психология человека в которых лучше всего представлена, это:

  • "Ведение в психоанализ" - это одна из самых известных книг, более того, эту работу считают наиболее значительной во всей деятельности Фрейда. Здесь изложены основные положения, которые оказали решающие влияние на дальнейшее развитие не только психологии и медицины, но также и художественной литературы.
  • "Толкование сновидений" - это монументальный труд, который стал одним из самых ярких в ХХ веке. Здесь представлен результат исследования Фрейдом бессознательной части сознания, которая управляет инстинктами человека, но труднодоступна для изучения. Здесь рассмотрен символизм сновидений, что помогает разобраться в проблемах, желаниях и страхах индивида.
  • - это второе по счету монументальное исследование Фрейда. Книга актуальна и по сей день, а потому является ключевой в изучении психологии. Основное внимание уделено бессознательным мотивам, которые не только могут выступать в качестве стимулов, но и нередко становятся причиной психологических расстройств.
  • "Я и Оно" - это своего рода сборник работ психолога, которые можно считать кульминацией его деятельности. Здесь не просто описаны но также представлены их источники и обоснования.
  • "Тотем и табу" - это работа, в которой Фрейд, опираясь на свои собственные исследования и теории, пытается раскрыть проблематику генезиса. Таким образом, автор обращается к проблеме культуры, религии, морали, права и прочим аспектам жизни общества.
  • "Психология масс и анализ человеческого "Я" - представляет собой труд, в котором Фрейд провел фундаментальную работу по изучению поведения толпы. Поясняется также потребность масс в руководителе.
  • "Очерки по психологии сексуальности" - это сборник, в котором психолог поднимает наиболее деликатные темы. Отсюда можно узнать о природе и причинах интимных отклонений, склонности к извращениям, а также садизму, гомосексуализму и т. п.

Стоит отметить, что это далеко не все книги по психологии, которые стоит прочитать. Важно также изучить работы других специалистов, которые имели несколько иной взгляд на вещи, чем Фрейд.

Выводы

Защитные механизмы по Фрейду представляют собой, своего рода, неосознанную реакцию, которая срабатывает в стрессовой ситуации или перед лицом угрозы. Независимо от того, какой именно вид барьера срабатывает, в любом случае, идет речь о значительных затратах энергии, что подавляющим образом воздействует на эго. Кроме того, чем более действенным оказывается тот или иной механизм, тем больших энергетических затрат он требует, и тем сильнее искажает объективную реальность.

Учитывая бессознательную природу защитных реакций, не каждый человек может ими управлять. Тем не менее, заметив эффективность того или иного барьера, индивид может уже сознательно прибегать к нему в стрессовой ситуации. Чрезмерно полагаться на такую методику не стоит, ведь она может стать весьма благотворной почвой для возникновения психологических проблем.

Как и все остальное в нашей жизни, самые продуманные планы не всегда гладко осуществляются на практике. Однако если вы применяете модель разрешения проблемы, которая предоставляет вам четкий план, у вас повышаются шансы достичь взаимовыгодного решения. Этот план помогает направить встречу в нужное русло и прийти, в конце концов, к позитивному исходу дела.
Тем не менее защитные реакции психики все равно иногда возникают, и вы должны уметь конструктивно к ним подходить в случае их появления. Если вас смутят такие реакции, вы можете нарушить план, и никакое решение в результате не будет принято. Помните, что нельзя расслабляться до того момента, пока не достигнуто соглашение, которое поддерживают обе стороны.

В статье описана возможная защитная реакция психики , которая может возникнуть в ходе разрешения конфликта. Я дам вам полезные советы, как преодолеть такие испытания, чтобы достичь соглашения, к которому вы стремитесь.

Справляемся с оборонительными выпадами

Когда люди в процессе общения занимают оборонительную позицию, вам непросто становится донести до них свою точку зрения. Громкий голос, нервный язык тела, стремления перебить собеседника, вербальные ответные выпады говорят о том, что ваш собеседник начал обороняться. Во время обсуждения путей разрешения конфликта такие действия часто начинаются сразу после того, как вы затронули проблему.

Во-первых, вот как следует реагировать на такие препятствия, которые стремится создать для вас обороняющийся собеседник.

Уклоняйтесь от препирательств. Чем больше вы будете пытаться переспорить другого человека, тем чаще ваше взаимодействие будет враждебным - стратегия, не выгодная ни вам. ни вашему собеседнику.

Не спешите покинуть корабль. Это неубедительный подход к трудностям. Если вы завершите разговор в тот момент, когда ваш собеседник начал обороняться, вы еще более усилите негативный эффект и сделаете общение еще менее продуктивным. Если вашему собеседнику, когда ему не нравится что-то в ваших действиях, однажды удалось вас вербально запугать, он будет делать это снова и снова.

Поэтому, я думаю, следующие советы могут оказаться полезными в случае возникновения защитных реакций психики.

Сначала переключитесь и проявите понимание. Используя этот инструмент активного слушания, вы даете возможность собеседнику высказаться. Чтобы получить подробные объяснения, применяйте метод уточнения. Чем больше вы пытаетесь прервать собеседника и поспорить с ним, тем не продуктивнее проходит ваша встреча. После того как вы выслушали сообщение, используйте парафраз или отражающий парафраз, чтобы проверить, насколько хорошо вы поняли собеседника. Высказывайте свое мнение в заинтересованной манере, чтобы поощрить ответные подтверждения или разъяснения.

Помните, что необязательно соглашаться с тем, что вы слышите, нужно только прилагать усилия, чтобы понять суть сообщения с точки зрения собеседника. Показывая, что услышали сообщение другого человека, вы снижаете то напряжение, которое было характерно для вашего взаимодействия.

Говорите для того, чтобы разъяснить, а не парировать. После того (а не до того), как вы применили парафраз или отражающий парафраз, говорите лишь с целью разъяснить что-либо, предоставьте дополнительную полезную информацию или выскажите свое мнение по той проблеме, о которой упомянул ваш собеседник. Вначале можете высказать следующие замечания:

“Позвольте мне кое-что вам объяснить”.
“Пожалуйста, дайте мне возможность добавить кое-что, что поможет разъяснить мою точку зрения”.
“Я бы хотел коротко высказать свое мнение по той проблеме, которую вы подняли”.
Не говорите ничего, если этим вы лишний раз покажете, что не согласны или считаете, что собеседник не прав, - подобные действия лишь еще больше заставят другого человека обороняться.

Попросите собеседника проверить понимание вашего сообщения. В сущности вы просите собеседника перефразировать то, что вы сказали. Это лучше всего сделать после того, как вы сами проявили понимание сообщения другого человека. Только не просите об этом посредством закрытого вопроса, например: “Вы поняли, о чем я хотел вам сказать?” На этот вопрос можно ответить либо положительно, либо отрицательно, но ни “да”, ни “нет” вам ничего не дадут. Вместо этого задайте примерно такой закрытый вопрос:

“Как вы думаете, что я вам сказал?”
“Не могли бы вы объяснить мне, как вы поняли мои слова?”

Поступая таким образом, вы можете обнаружить, что собеседник вообще не уловил сути вашего сообщения или понял его неточно. Когда люди начинают обороняться, они часто не прислушиваются к тому, что им хотят сказать. Если вы на практике примените этот совет, то заставите другого человека слушать вас так же, как делаете это вы. Когда вы показываете, что в состоянии слушать, и просите собеседника о том же, вы поощряете развитие диалога, а не спора, и снимаете напряжение. Если оба собеседника действительно слушают, чтобы понять друг друга, тогда не остается места оборонительным действиям.

Если ваш собеседник не может правильно проявить понимание того, что вы имеете в виду, коротко разъясните ему свою точку зрения, но не останавливайтесь на ней слишком долго.
Постарайтесь напомнить о своем позитивном намерении.

Когда вы в своем вступлении излагаете позитивное намерение, то способствуете установлению позитивного тона в диалоге. Напоминая о своем позитивном намерении в тот момент, когда высказывается нетерпимая реакция, вы снижаете напряжение и направляете внимание - и свое, и собеседника - на определенные позитивные действия вместо того, чтобы зациклиться на проблеме. Напоминание о добрых намерениях помогает вам быть терпеливым и сдержанным, что в свою очередь не позволит вашему собеседнику занять оборонительную позицию. Вы не предпринимаете ничего такого, что могло бы вызвать у него желание обороняться. Сами знаете - если прекратить приток кислорода, огонь затухает сам по себе.

Продвигайтесь вперед к этапу принятия решений. Помните, все ваши действия направлены на разработку путей разрешения конфликта. После того как вы выслушали собеседника, продвигайтесь вперед, чтобы как можно быстрее приняться за обсуждение возможных решений. Целью встречи является стремление улучшить сложившуюся ситуацию, а не обсуждение того, кто и что сделал не так. Прилагайте свои усилия в этом направлении, и ваш собеседник не станет отвлекаться от того, что вы обсуждаете.

Copyright © 2013 Бянкин Алексей

Психоанализ. Защитная реакция психики

По мнению А. Фрейд психологические способы защиты мотивированы тремя основными типами тревоги, которой подвержено Эго - инстинктивной тревогой, объективной тревогой и тревогой сознания.

1. Тревожность Супер-Эго в неврозах взрослых.

Основу невроза у взрослых формирует защитная ситуация, которая заключается в том, что некоторые инстинктивные желания стремятся проникнуть в сознание и при помощи Эго достичь удовлетворения. "Эго не противостоит этому, но Супер-Эго протестует. Эго подчиняется высшему образованию и послушно вступает в борьбу против инстинктивного импульса со всеми последствиями, которые влечет за собой такая борьба. Характерным для этого процесса является то, что само Эго не рассматривает импульс, с которым оно борется, как опасный.

Мотив, побуждающий защиту, исходно не является его собственным. Инстинкт рассматривается как враждебный, потому что "Супер-Эго запрещает его удовлетворение, и если он достигнет своей цели, то, несомненно, вызовет затруднения в отношениях между Эго и Супер-Эго".

Следовательно, Эго взрослого невротика боится инстинкта потому, что оно боится Супер-Эго. Его защита мотивирована тревогой Супер-Эго.

2. Объективная тревога в детском неврозе.

Исследование защиты в детском неврозе говорит нам о том, что супер-эго вовсе не является необходимым фактом в формировании невроза. Маленькие дети точно так же обходятся со своими инстинктивными импульсами, чтобы не нарушать запретов своих родителей. "Эго видит в инстинктах опасность, потому что те, кто воспитывает ребенка, запретили их удовлетворение, и вторжение инстинкта влечет за собой ограничения и наказание или угрозу наказания. Детского Эго боится инстинктов потому, что оно боится внешнего мира. Его защита от них мотивирована страхом перед внешним миром, то есть объективной тревогой".

3. Инстинктивная тревога (страх перед силой инстинктов).

"Под этим я имею в виду, что Эго дружественно по отношению к инстинктам, лишь пока оно мало отдифференцированно от Ид. Когда Эго переходит от первичных ко вторичным процессам, от принципа удовольствия к принципу реальности, оно становится, как я уже показала, враждебной для инстинктов территорией. Его недоверие к их требованиям сохраняется всегда, но в нормальных условиях оно едва заметно. Эго обращает свой взгляд на гораздо более ожесточенную борьбу, которую ведут на его территории Супер-Эго и внешний мир против импульсов Ид. Однако если Эго чувствует, что высшие защитные силы его покинули, или если требования инстинктивных импульсов становятся чрезмерными, его молчаливая враждебность по отношению к инстинктам возрастает до состояния тревоги". Роберт Вельдер описывает это как опасность того, что целостная организация Эго может быть разрушена. Защитные механизмы приводятся в действие против инстинктов со всеми уже знакомыми результатами в формировании неврозов и невротических характеристик.

Итак, продолжим описание защитных механизмов.

Регрессия - это снижение к более примитивным способам реагирования (поведенческим, эмоциональным). У человека происходит регрессия к той личности или тем психологическим структурам, которые были у него в более раннем возрасте, когда жизнь, предположительно, была более удовлетворяющей. В основном это проявляется в стрессовой ситуации. Чаще всего этот тип защиты свойственен инфантильным людям невротического типа, которые склонны к регрессии на оральную фазу психосексуального развития, т.е. на получение успокоения от еды, питья, курения, сосания чего-либо и т.д. Они стремятся вовлечь близких, окружающих людей в решение своих проблем, перекладывая ответственность за это на них как более старших.

Реактивные образования - поведение, противопоставляемое желанию. Появление реактивного образования инициируется конфликтом между желанием и запретом на его удовлетворение со стороны Супер-Эго. Цензура запрещает даже думать об этом желании, вся работа направлена на вытеснение предмета удовлетворения желания. Таким образом, появляется явная или неосознанная инверсия желания, поведение сменяется на противоположное, с обратным знаком. Примером этого является проявление "нежности" к девочкам подростками. С одной стороны такое поведение подвергается насмешкам, в то же время подростковый период - время первой любви. Именно поэтому по механизму реактивного образования любовь и нежность подростка трансформируется в поведение, внешне противоположное влюбленности, типа дергания за косички.

Изоляция - это отделение психотравмирующей ситуации от связанных с ней душевных переживании. Замена ситуации происходит как бы неосознанно, по крайней мере не связывается с собственными переживаниями. Все происходит как будто с кем-то другим. Изоляция ситуации от собственного Эго особенно ярко проявляется у детей. Взяв куклу или игрушечную зверюшку, ребенок в игре может разрешить ей делать и говорить все, что ему самому запрещается: быть безрассудной, саркастичной, жестокой, ругаться, высмеивать других и т. п.

Сублимация - это наиболее распространенный защитный механизм, посредством которого либидо и агрессивная энергия трансформируются в различные виды деятельности, приемлемые для индивида и общества. Разновидностью сублимации может быть спорт, интеллектуальный труд, творчество. Сублимированная энергия, по мнению Фрейда, создает цивилизацию.

Интроекция - это процесс, в результате которого идущее извне ошибочно воспринимается как происходящее внутри. Так, маленькие дети вбирают в себя всевозможные позиции, аффекты и формы поведения значимых в их жизни людей, выдавая в последующем это за свое мнение.

Как мы видим, «механизмы защиты - это способ, с помощью которых Эго защищает себя от внутренних и внешних напряжений». Эти механизмы, в понимании Фрейда, играют значительную роль в патогенезе неврозов. Невротический синдром есть следствие неудавшегося защитного процесса. Психоневроз - проявление защиты сознательной части душевной жизни от неприемлемых переживаний и стремлений. С механизмами вытеснения, в частности, Фрейд связывает некоторые симптомы истерии, импотенцию, фригидность, психосоматические заболевания (бронхиальная астма, язва желудка). Для невроза навязчивых состояний характерными являются механизмы изоляции и реактивного образования.

Экология жизни.Психологическая защита действует помимо воли человека, когда нечто угрожает его душевному равновесию, его психической безопасности, представлениям о себе.Рассмотрим подробнее защитные механизмы нашей психики.

Психологическая защита действует помимо воли человека, когда нечто угрожает его душевному равновесию, его психической безопасности, представлениям о себе.
Рассмотрим подробнее защитные механизмы нашей психики.

1. Вытеснение.

Первым был открыт механизм вытеснения. С помощью вытеснения из сознания удаляются и удерживаются в бессознательном неприемлемые, травмирующие для человека переживания, обстоятельства или сведения. С вытеснением связаны многие случаи забывания, позволяющего не вспоминать нечто, что могло бы поколебать представление о себе.

Пример действия механизма вытеснения можно представить следующим образом: если я испытываю чувство стыда за поступок, совершенный мною по отношению к другому человеку, но это переживание быстро «испаряется» из моей памяти, то я начинаю оценивать себя без учета данного недостойного поступка. Но другой человек, которого мое поведение задело, будет хорошо помнить о том, что я «уже забыла». И моя самооценка без учета мнения другого обо мне окажется неполной. Следовательно, тревожащие, не очень ясные переживания желательно осознать и проанализировать, чтобы по ним откорректировать свою самооценку.

2. Рационализация.

Когда необдуманный шаг приводит к неприятным последствиям, человек стремится оправдать свой поступок. Делается это не умышленно, а подсознательно, для сохранения самоуважения на должном уровне. Например, если один человек без всяких видимых причин нагрубил другому и его за это призвали к ответу, то он старается затем найти причины своей несдержанности, для того чтобы его поведение выглядело как вполне нормальное и единственно приемлемое в данной ситуации. Такая самозащита без достаточных оснований противостоит объективной оценке своего поведения. И такое поведение в психологии называется рационализацией мотива.
Рационализация - это механизм психологической защиты, похожий на сладкую оболочку горького лекарства . Объяснения, описания так «обволакивают» травмирующий факт, что он начинает восприниматься как малозначимый или как свидетельствующий о сильных сторонах личности, ценный и справедливый.
Механизм рационализации хорошо описан в известной басне А. Крылова «Лиса и виноград». Механизм обесценивания недоступного, но сильно желаемого предмета, явления описан там очень точно, но если рационализация станет правилом для человека, то противоречия между самоуважением и реальным поведением будут нарастать, что неминуемо приведет к серьезным конфликтам. Поэтому любое событие, к которому вы имеете прямое или косвенное отношение, необходимо оценивать без рационализации мотивов, чтобы ваше участие в событии не умалялось и не преувеличивалось. Это может быть болезненно для самолюбия, но полезно для самопознания.

3. Проекция.

Этот защитный механизм психики обеспечивает человеку сохранение удовлетворяющего представления о себе, о своей психологической целостности посредством приписывания собственных неприемлемых по тем или иным причинам чувств, желаний, идей другим.
В каждом человеке есть положительные и отрицательные черты характера. Если мы знаем о своих качествах и принимаем их в себе, то мы лояльно будем относиться к другим людям, имеющим похожие черты. Например, если человек признает, что временами он бывает вспыльчив, то простит такую же вспыльчивость другому. Познать самого себя человеку мешает то обстоятельство, что, обладая какими-то «отрицательными» качествами, особенностями личности, которые ему не нравятся в себе, он не готов их полностью принять. Тогда в его сознании эти качества проецируются на других людей и он обращает свой гнев и неприятие на них. Такое обманчивое ощущение позволяет сохранить самоуважение, а потому не отвергается.

4. Замещение.

Это действие, направленное на какой-либо объект, на самом деле спровоцированное не им и не ему предназначенное, а вызванное другим, недоступным объектом. Когда человек сильно возбужден, например вследствие неприятного разговора с коллегой, но сам не может выразить все свои чувства в его адрес, он часто «спускает пар» на другого, ничего не подозревающего человека. Взрыв настроения, сильное возбуждение, связанные с неудачей, обидой или какой-либо иной неприятностью, резко сужают сознание человека, то есть делают его глупее, чем он есть на самом деле. В таком состоянии мало кто способен оценивать свои поступки, регулировать поведение с учетом требований самоуважения.

5. Отрицание.

Если человек не хочет замечать реально травмирующих событий, не хочет слышать беспокоящей его информации, то у него действует другая мощная психологическая защита, которая называется отрицание (исключение реальности).

Она направлена на то, чтобы не принимать в качестве реальности события, которые беспокоят сознание. Отрицание может находить отражение в бегстве в фантазии, в воображаемый мир, где осуществляются все наши желания, где мы умны, сильны, красивы и удачливы. Некоторые остаются в мире мечты наедине с собой, другие фантазируют вслух, публично рассказывая о своих «знаменитых» знакомых и т. п. При этом главной целью использования такой «положительной самопрезентации» является повышение ценности человека в глазах окружающих.

6. Реактивное образование.

Если мальчик доставляет девочке немало неприятностей (дергает за косички, отвлекает от уроков и т. д.), то, скорее всего, он неравнодушен к ней. Почему мальчик ведет себя именно так?

Ребенка начинает тревожить чувство симпатии - чувство, суть которого он еще не понимает. Но он сам чувствует, что это «что-то нехорошее», за что его не похвалят. Отсюда и возникает совершенно противоречащее чувству поведение, противоположная реакция. Точно так же ученик, который постоянно срывает уроки (выкрикивает на них, отвлекает других учеников), на самом деле хочет привлечь к себе внимание, которого ему явно не хватает.
Подобное случается не только с детьми. Данный вид психологической защиты представлен и у взрослых, которые тоже иногда демонстрируют противоположные реакции.

Механизм изоляции представляет собой отделение вызывающей тревожность части ситуации от остальной сферы души. Происходит как бы разделение реальности, при котором травмирующие события почти не вызывают эмоциональной реакции. Например, ребенок чувствует себя в семье хорошо, но его сильно наказывают за «плохое» поведение. В результате ребенок «изолирует» события, унижающие его чувство собственного достоинства, продолжает положительно относиться к родителям: может перед ними вести себя «хорошо», но демонстрирует запрещенное поведение перед игрушками: бьет и крушит их.

Все вышеперечисленные психологические защиты не способствуют личностному развитию человека. Только одну психологическую защиту можно назвать успешной. Это сублимация.

7. Сублимация.

Это психологическая защита, которая заключается в направлении энергии сексуально-агрессивного характера к другим целям: творчество, наука, искусство, развитие интеллекта, спорт, профессиональная деятельность, коллекционирование. Эта защита считается конструктивной, так как имеет положительные результаты и дает человеку чувство удовлетворенности. опубликовано

Присоединяйтесь к нам в

Душевная жизнь человека постоянно подвергается конфликтам, но человеческая психика выработала целый ряд механизмов, которые не только позволяют успешно справляться с конфликтами, но и не допускать их в сознание.

Вытеснение

В теории психоанализа вытеснение это важнейший защитный механизм психики человека. От его работы зависит насколько успешно индивид сможет преодолеть внутренний конфликт. Способ действия вытеснения прост: из сознания удаляются непереносимые, иногда опасные для человека мысли и запретные желания, а затем удерживаются в бессознательном определенными психическими силами, называемыми сопротивлением.

Основатель психоанализа Зигмунд Фрейд наглядно иллюстрировал механизм вытеснения следующим примером. В аудитории находится человек, который своим поведением мешает и лектору, и слушателям. Несколько сильных мужчин берут на себя функцию обеспечения порядка и выдворяют возмутителя спокойствия за дверь. Чтобы воспрепятствовать возвращению нарушителя в аудиторию возле двери выставляется охрана.

Аудиторию Фрейд сравнивал с сознанием, помещение за дверью – с бессознательным, нарушитель порядка иллюстрировал патогенные переживания, а охрана это ничто иное как сопротивление.

Невротики, по мнению Фрейда, это пример сбоя в работе механизма вытеснения, когда не до конца выведенный из сознания конфликт превращается в невротический симптом. А вот отсутствие вытеснения, согласно теории психоанализа, может привести к более серьезным патологиям, вплоть до разного рода извращений.

Расщепление

Механизм расщепления психики многим известен как раздвоение сознания. Окружающий мир для людей, использующих расщепление существует словно в черно-белом цвете – он оказывается расколот на противоположные составляющие, выражающиеся в позитивных и негативных оценках.

Взрослый человек, который не может обобщить свой внутренний опыт начинает использовать однозначные характеристики людей или явлений, зачастую меняя свои оценки. Так, сегодня он восхваляет начальника за прибавку жалования, а завтра, получив от руководителя выговор, заклеймит его последними словами.

Британский психоаналитик Мелани Кляйн отмечала, что расщепление появляется в первые месяцы жизни ребенка, когда он воспринимает материнскую грудь то как «хорошую» – удовлетворяющую, то как «плохую» – фрустрирующую. По мнению аналитика, расщепление выполняет важнейшую функцию – оно способствует формированию в ребенке способности к различению объектов и их свойств.

Шотландский психотерапевт Рональд Лэйнг обращал внимание на расщепление собственного «Я». По его мнению, есть «воплощенное» и «невоплощенное» «Я»: одно жизнеспособное и реальное, второе – отстраненное, превращающееся в стороннего наблюдателя. Именно дистанцирование от переживаний реального «Я» помогает человеку справиться с тревогой. Однако в конечном итоге инфантильный механизм расщепления должен быть преодолен путем интеграции разъединенных частей личности, а также дифференциации явлений.

Проекция

Иногда у человека нет другой возможности избавиться от неприемлемых желаний, черт характера или наклонностей, как эвакуировать их – то есть, спроецировать на другого человека. Проективный механизм хорошо заметен со стороны, но редко признается самим человеком. Его лучше всего отражает библейское высказывание «в чужом глазу соринку видим в своем бревна не замечаем».

По мнению американского психоаналитика Карен Хорни присваивание собственных плохих черт другим людям это не только способ обеспечить себе душевный комфорт, но также средство переложить ответственность на окружающих. В ряде случаев, по мнению Хорни, проекция позволяет человеку отреагировать на свои агрессивные наклонности, не сталкиваясь с ними лицом к лицу.

До поры до времени такой способ защиты помогает человеку сохранить удовлетворяющее представление о самом себе, однако он может перерасти и в серьезное психическое расстройство, например, в «бред ревности» или «бред преследования».

Отрицание

Когда человек не хочет слышать о себе негативных оценок или не замечать травмирующих событий его психика включает еще более мощный механизм – отрицание. Исключая реальность, человек тем самым избавляется от исходящих из нее беспокоящих факторов.

Очень часто при помощи отрицания субъект пытается игнорировать новую информацию, которая несовместима с положительным представлением о себе. В большей степени отрицание присуще детям – так, закрыв голову одеялом они изолируют себя от несущего угрозу окружающего мира.

В некоторых случаях отрицание является незаменимым механизмом и для взрослых, особенно после трагических событий в жизни человека, не допуская дальнейшей травматизации психики. Однако длительная психическая фиксация на механизме отрицания реальности может привести к стойкому погружению человека в фантазийный, иллюзорный мир, что ставит под угрозу его психическое здоровье.

Реактивное образование

Мы точно знаем: если мальчик дергает девочку за косички – он неравнодушен к ней. Но почему дети избегают более естественного выражения симпатии? По мнению психологов, симпатия это чувство, которое ребенку еще мало знакомо и он боится его открытого проявления, заменяя на противоположное. Так действует механизм реактивного образования.

Фрейд обращал внимание на то, что реактивное образование приходит на смену неприемлемого влечения или агрессивного чувства, которые были вытеснены. Так брат ревностно относящийся к чрезмерному, по его мнению, вниманию со стороны родителей к младшей сестре может напротив проявлять к ней мужской интерес.

Иногда, по мнению Фрейда, реактивное образование демонстрирует преувеличение нормальных черт характера. Реактивное образование очень избирательный механизм и проявляется лишь в отношении того человека, к которому возникают неприемлемые на взгляд субъекта мысли и чувства, способные разрушить любимый объект.



Понравилась статья? Поделиться с друзьями: