Виды привлечения к административной ответственности. Виды административных проступков

Административная ответственность представляет собой применение административных взысканий за совершение административного правонарушения.

Статья 2.4 КоАП РФ

(извлечение)

Примечание. Под должностным лицом в настоящем Кодексе следует понимать лицо, постоянно, временно или в соответствии со специальными полномочиями осуществляющее функции представителя власти, т.е. наделенное в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся в служебной зависимости от него, а равно лицо, выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных организациях, а также в Вооруженных Сидах Российской Федерации, других войсках и воинских формированиях Российской Федерации.

Административная ответственность выражается в применении государственными органами и их должностными лицами мер административного воздействия к гражданам, а в соответствующих случаях и к организациям за нарушение законности.

Административная ответственность имеет специфические особенности .

  • 1. Устанавливать административную ответственность могут органы законодательной власти, а в пределах своей компетенции – и органы исполнительной власти.
  • 2. Если при дисциплинарной ответственности между начальником, применяющим меры воздействия, и лицом, привлекаемым к ответственности, существуют отношения служебной подчиненности, то при административной ответственности такая подчиненность исключается. Наложение административных взысканий осуществляется специальными органами исполнительной власти и в некоторых случаях судами (судьями).
  • 3. Большинство составов административных проступков можно назвать формальными: административная ответственность наступает, как правило, независимо от того, есть ли непосредственные отрицательные последствия от данного правонарушения или нет, – достаточно самого факта нарушения правил, охраняемых нормами административноправовых актов.
  • 4. Основанием административной ответственности является совершение административного проступка. Таким проступком признается посягающее на государственный или общественный порядок, собственность, права и свободы граждан, на установленный порядок управления противоправное, виновное деяние, за которое предусмотрена административная ответственность.

Правонарушитель должен претерпеть нежелательные последствия морального (предупреждение), материального (штраф) и физического (административный арест) характера.

Цель административной ответственности состоит в воспитании нарушителя в духе уважения к закону, предупреждении совершения в дальнейшем административных правонарушений. В результате привлечения к административной ответственности на правонарушителя оказывается воздействие в виде государственного осуждения, осуществляемого уполномоченным органом, возлагающим взыскание.

Административной ответственности присущ всеобщий характер, который проявляется в следующем: 1) установленные правила обязательны для всех граждан, их несоблюдение влечет административную ответственность; 2) ответственность возникает перед государством, которое устанавливает полномочия органов (должностных лиц) но рассмотрению дел об этих правонарушениях и наложению взысканий.

Административную ответственность характеризует множественность органов, полномочных ее устанавливать: это федеральные органы, органы государственной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления.

Органами, применяющими административную ответственность, являются административные комиссии; комиссии по делам несовершеннолетних; главы органов местного самоуправления; органы внутренних дел, государственного пожарного надзора, железнодорожного, морского, речного, воздушного транспорта и иные органы исполнительной власти.

Административная ответственность не влечет судимости.

КоАП РФ содержит общие правила наложения наказаний за административные правонарушения. Наказания налагаются с учетом характера правонарушения, личности правонарушителя, его имущественного положения, обстоятельств, отягчающих либо смягчающих административную ответственность.

Статья 4.1 КоАП РФ

  • 1. Административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с настоящим Кодексом.
  • 2. При назначении административного наказания физическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, личность виновного, его имущественное положение, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.
  • 3. При назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность...

Наказание может быть наложено не позднее двух месяцев после совершения административного правонарушения, а при длящемся правонарушении – двух месяцев со дня его обнаружения.

Лицо, которому назначено административное наказание за совершение административного правонарушения, считается подвергнутым данному наказанию в течение одного года со дня окончания исполнения постановления о назначении административного наказания.

Субъектом административной ответственности может быть лицо, достигшее к моменту совершения правонарушения возраста 16 лет.

С учетом конкретных обстоятельств и личности правонарушителя комиссией по делам несовершеннолетних лицо в возрасте от 16 до 18 лет может быть освобождено от административной ответственности с применением к нему меры воздействия, предусмотренной федеральным законодательством о защите прав несовершеннолетних. Например, Федеральным законом "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних" в числе разнообразных мер воздействия установлена индивидуальная профилактическая работа.

Административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.

Существуют особенности административной ответственности некоторых субъектов: военнослужащих и граждан, призванных на военные сборы, иностранных граждан, лиц без гражданства и иностранных юридических лиц. Виновным в совершении административного проступка может быть признано и юридическое лицо.

Принципы административной ответственности

Административная ответственность основывается на определенных принципах. Достижение ее целей может быть осуществлено лишь при условии строгого соблюдения принципов ответственности. Ими должны руководствоваться все органы и лица при решении вопросов о привлечении к административной ответственности. Под принципами административной ответственности понимаются установленные и закрепленные в КоАП определенные требования, правила, которые находятся в основе административной ответственности. Принципы -- это признанные и доказанные истины. Они отражают основные особенности, закономерности и требования административной ответственности, ее объективную сущность .

Принципы административной ответственности являются правовыми, так как закреплены в нормах права, а следовательно, имеют обязательный к исполнению характер при привлечении виновных лиц к ответственности.

В КоАП 2003г. принципы административной ответственности впервые получили компактное закрепление в статье 4.2. Подобным образом решен этот вопрос и в Уголовном кодексе Республики Беларусь (далее УК). В КоАП Российской Федерации рассматриваемые принципы четко не обозначены. В статьях 1.4-1.6 КоАП РФ установлены три принципа законодательства об административных правонарушениях. Ими являются: равенство перед законом, презумпция невиновности и обеспечение законности при применении мер административного принуждения в связи с административным правонарушением. Их вполне можно положить в основу и административной ответственности.

КоАП Республики Беларусь (ст. 4.2) к принципам административной ответственности относит:

1) законность;

равенство перед законом;

неотвратимость ответственности;

виновная ответственность;

справедливость;

гуманизм.

В научной литературе названы и некоторые другие принципы:

личная ответственность;

целесообразность ответственности;

гласность;

оперативность ответственности. .

Названные принципы имеют непосредственное отношение, как к законодателю, так и к правоприменителям. Законодатель должен руководствоваться ими при формулировании и установлении правил административной ответственности. Такие правила не могут противоречить этим принципам.

Правоприменитель во всех конкретных случаях обязан не только не нарушать указанные принципы, но и руководствоваться ими в разрешении дела об административном правонарушении.

Принцип законности -- всеобъемлющий и важнейший принцип как в целом административного права, административно-деликтного права, так и административной ответственности. Сущность этого принципа выражается в неукоснительном соблюдении норм административно-деликтного права. Во-первых, административная ответственность должна применяться за совершенное административное правонарушение; во-вторых, применение ее допустимо только к виновному лицу; в-третьих, меры воздействия могут быть применены только в размерах и видах, предусмотренных санкцией соответствующей нарушенной административно-деликтной нормы. Выход за пределы, предусмотренные санкцией, недопустим; в-четвертых, должны быть соблюдены сроки, установленные для привлечения к административной ответственности; в-пятых, необходимым является соблюдение других принципов ответственности; в-шестых, требуется соблюдение условий административной ответственности; в-седьмых, должны быть полностью учтены правила наложения административного взыскания.

Принцип равенства перед законом развивает положения статьи 22 Конституции Республики Беларусь и означает, что все лица, совершившие административные правонарушения, равны перед законом. Физические лица подлежат административной ответственности независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. Юридические лица, привлекаемые к административной ответственности, также равны перед законом и подлежат административной ответственности независимо от формы собственности, места нахождения, организационно-правовой формы и подчиненности, а также других обстоятельств.

Подобному равенству перед законом не противоречит то, что при наложении административного взыскания следует учитывать обстоятельства, характеризующие как совершенное правонарушение, так и личность лица, совершившего это правонарушение, смягчающие и отягчающие административную ответственность обстоятельства (ч. 2 ст. 7.1, ст.ст. 7.2, 7.3 КоАП). При наложении административного взыскания на юридическое лицо учитывается, кроме того, его финансово-экономическое положение.

Не в полной мере подпадают под принцип равенства перед законом лица, совершившие административные правонарушения в возрасте от 14 до 18 лет, военнослужащие, проходящие военную службу в Вооруженных Силах Республики Беларусь, других войсках и воинских формированиях, военнообязанные во время прохождения сборов, лица начальствующего и рядового состава органов внутренних дел, органов финансовых расследований, органов и подразделений по чрезвычайным ситуациям, а также лица, пользующиеся иммунитетом от административной ответственности, поскольку у них иной статус по сравнению с остальными субъектами административной ответственности.

Принцип неотвратимости ответственности предполагает, что:

ни одно правонарушение не останется без определенной реакции уполномоченных органов (должностных лиц), не останется ими незамеченным;

по результатам правонарушения могут быть приняты предусмотренные санкции.

Принцип неотвратимости ответственности присутствует не только тогда, когда правонарушитель наказан и наказание исполнено, как полагает Д.А. Гавриленко, но и при применении к нему иных мер воздействия, например, в связи с освобождением от ответственности .

Реализация этого принципа в немалой мере зависит от налаженности работы правообеспечительных органов, от подготовленности, компетентности и добросовестности их работников, наделенных полномочиями по борьбе с административными правонарушениями. Непринятие соответствующих мер в связи с совершением административного правонарушения, безнаказанность правонарушителей не только поощряет их к совершению новых правонарушений, но и отрицательно воздействует на других лиц. Поэтому одной из важных задач названных органов, их работников является выявление нарушений, проявление при этом беспристрастности и осуществление вследствие этого иных действий, предписанных нормами права. Отсутствие надлежащего контроля или создание его видимости может приносить только вред государственным и общественным интересам так же, как и бездействие правообеспечительных органов, их работников, проявляющих попустительство совершению административных правонарушений.

Принцип виновной ответственности -- это принцип субъективного вменения, он означает, что административное взыскание может быть наложено только на лицо, виновное в совершении административного правонарушения. На это особо обращается внимание в части 5 статьи 4.2. В ней записано, что привлечение к административной ответственности физического лица возможно в том случае, если оно признано виновным в совершении административного правонарушения, а юридического лица -- если вина его по отношению к совершенному правонарушению установлена. Признак вины указывается в ряде диспозиций статей Особенной части КоАП. Он находит выражение в понятиях административного правонарушения и таких институтах, как покушение, соучастие. Мнение В. Круглова и М. Телятицкой о том, что юридическое лицо может быть привлечено к ответственности без своей вины в совершенном правонарушении, а лишь за виновное правонарушение конкретных физических лиц, работающих в данной организации, противоречит рассматриваемому принципу и части 5 статьи 4.2 КоАП .

Принцип справедливости административной ответственности состоит в ее разумности, привлечении к ответственности без всякой предвзятости, с учетом всех обстоятельств дела, в соответствии с установленными правилами, неотступности от них. Он наиболее очевидно выражен в статье 7.1 КоАП. В ней установлено, что административное взыскание следует налагать не только в пределах, установленных нормой права, но и с учетом характера совершенного административного правонарушения, обстоятельств его совершения и личности физического лица, совершившего административное правонарушение, степени вины, характера и размера причиненного вреда, имущественного положения, а также обстоятельств, смягчающих или отягчающих административную ответственность .

Гуманизм ответственности проявляется в самих мерах ответственности, являющихся не столь суровыми, жестокими, соразмерными характеру административного правонарушения и возможностям правонарушителя претерпеть их. Этот принцип предоставляет возможность смягчить или даже отказаться от применения меры ответственности, если ее цели могут быть достигнуты иным путем, с помощью иных средств. Он заложен в статьях 4.6, 4.7, 6.2, 6.6-6.8, 7.1, 7.2, главе 8 КоАП. По части 6 статьи 6.5 предоставлена возможность налагать штраф в размере нижнего предела, предусмотренного в санкции статьи Особенной части КоАП, но не ниже 0,5 базовой величины, если физическое лицо признало себя виновным в совершении административного правонарушения и выразило согласие на уплату штрафа и возмещение причиненного им вреда в порядке, предусмотренном ПИКоАП.

Принцип индивидуальной ответственности предполагает ответственность конкретного лица лишь за совершенное им конкретное правонарушение. Это персональная, а не коллективная ответственность. Она не должна затрагивать интересы других лиц, вины которых в совершенном правонарушении нет. Например, в совершении одного правонарушения могут участвовать несколько лиц в качестве исполнителей, организаторов, пособников (соучастие), при этом ответственность наступает для каждого в отдельности, т.е. ответственность индивидуальная (ст. 2.4 КоАП).

Принцип целесообразности ответственности выражается в ее целях, разумности и практической необходимости (полезности) привлечения к административной ответственности. При решении вопроса об ответственности лица должно быть избрано взыскание, необходимое и достаточное для достижения указанных целей. При этом следует подчеркнуть, что наложение взыскания не преследует унижения человеческого достоинства физического лица или причинения ему физических страданий, причинения вреда деловой репутации. Если цели административной ответственности могут быть достигнуты иным путем, с помощью иных средств, способов, или имеются основания для признания правонарушения малозначительным, то с учетом характера совершенного правонарушения и личности правонарушителя административное взыскание можно не налагать и освободить от административной ответственности, ограничившись иными мерами воздействия (гл. 8 КоАП). В таком случае принцип целесообразности переходит в принцип гуманности.

Оперативность административной ответственности сводится к быстрому, «по горячим следам» привлечению к ответственности и исполнению наложенного взыскания. Этот принцип получил закрепление в ряде статей КоАП. Разрешается привлечение к ответственности в виде предупреждения и штрафа на месте совершения правонарушения. Подобного нет в сфере уголовной и дисциплинарной ответственности.

Оперативность при соблюдении других принципов в наибольшей мере способствует достижению ее целей. Этот принцип нашел закрепление в статье 7.6 КоАП и в ряде статей ПИКоАП, в частности, в статьях 10.3, 11.2, 12.3, 12.5, 12.9, 13.5.

Гласность ответственности -- один из важнейших ее принципов. Суть его состоит не только в открытости административного процесса, осуществлении уполномоченными органами и лицами действий по привлечению лиц к административной ответственности открыто, доступно для общественного восприятия и ознакомления, как полагают многие ученые. В этом проявляется гласность не столько ответственности, сколько административного процесса. Не может быть сомнений в том, что подобное положительно влияет на достижение целей и административной ответственности. Между тем, гласность административной ответственности проявляется во многих других формах. Например, в информировании людей посредством телевидения, радио, периодической печати в пределах республики, области, города, сельского, поселкового Советов депутатов и даже отдельного сельского населенного пункта о количестве и видах совершенных административных правонарушений и мерах воздействия, которые применены к виновным, информация может быть ежедневной, еженедельной, ежемесячной и годовой. Все это имеет место и достигает положительных результатов. Вместе с тем, можно было бы достичь гораздо большего, если бы в подобной гласности была система и постоянство.

Таким образом, подводя итоги первой главе проекта, отметим следующее.

Административная ответственность - это вид юридической ответственности, которая выражается в применении административного взыскания к физическому лицу, совершившему административное правонарушение, а также к юридическому лицу, признанному виновным и подлежащему административной ответственности Административная ответственность обладает признаками, свойственными юридической ответственности вообще. В то же время в законодательстве общие признаки юридической ответственности специфически преломляются применительно к административной ответственности, а также закрепляются признаки, характерные именно для данного вида ответственности. В целом основные черты административной ответственности сводятся к следующему.

Административным правонарушением признается противоправное виновное, а также характеризующееся иными признаками, предусмотренными настоящим Кодексом, деяние (действие или бездействие), за которое установлена административная ответственность. 2. Административным правонарушением может быть деяние в виде: 1) оконченного административного правонарушения; 2) покушения на административное правонарушение.

Административное взыскание является мерой административной ответственности. Административное взыскание, налагаемое на физическое лицо, применяется в целях воспитания физического лица, совершившего административное правонарушение, а также предупреждения совершения новых правонарушений как самим физическим лицом, совершившим такое правонарушение, так и другими физическими лицами. Административное взыскание, налагаемое на юридическое лицо, применяется в целях предупреждения совершения новых административных правонарушений. Применение административного взыскания призвано способствовать восстановлению справедливости, и является основанием для взыскания с физического или юридического лица возмещения вреда в порядке, предусмотренном законодательством Республики Беларусь. Административное взыскание - реакция на совершение административного правонарушения.

Административная ответственность основывается на определенных принципах. Достижение ее целей может быть осуществлено лишь при условии строгого соблюдения принципов ответственности. Ими должны руководствоваться все органы и лица при решении вопросов о привлечении к административной ответственности. Под принципами административной ответственности понимаются установленные и закрепленные в КоАП определенные требования, правила, которые находятся в основе административной ответственности. Принципы -- это признанные и доказанные истины. Они отражают основные особенности, закономерности и требования административной ответственности, ее объективную сущность. Принципы административной ответственности являются правовыми, так как закреплены в нормах права, а следовательно, имеют обязательный к исполнению характер при привлечении виновных лиц к ответственности.

Например частью 3 статьи 4.6 предоставляется право налагать административное взыскание на несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет в виде предупреждения независимо от того, предусмотрено ли оно в санкции статьи Особенной части КоАП. Правильным было бы подобное положение распространить на всех субъектов ответственности с учетом положений частей 2 и 3 статьи 7.1 КоАП. Принцип индивидуальной ответственности присущ в первую очередь ответственности физических лиц и не сообразуется с ответственностью юридических лиц как коллективных субъектов. Поэтому он не получил закрепления в статье 4.2, а отражается в статьях, в которых речь идет об ответственности физических лиц (ст.ст. 2.4, 4.1, 4.6, 4.7, 7.4 и соответствующих статей Особенной части КоАП). Следовательно, принцип индивидуальной ответственности существует, но применение его ограничено лишь ответственностью физических лиц. Гласность административной ответственности выражается и в информированности населения об административно-деликтных нормах, и в доступности их восприятия.

Позитивная административная ответственность это требование к будущей активной, инициативной деятельности субъектов административного права.

Традиционная (ретроспективная) административная ответственность – это вид юридической ответственности, выражающейся в применении уполномоченными органами и должностными лицами административного взыскания к лицу, совершившему правонарушение.

Особенности

1) является разновидностью мер как юридической ответственности, так и административного принуждения;

2) регулируется нормами административного права, которые в совокупности образуют институт административного права;

3) нормативные основания административной ответственности закрепляются исключительно в законах;

4) фактическим основанием административной ответственности является административное правонарушение;

5) субъектами административной ответственности могут быть как физические, так и юридические лица (коллективные субъекты);

6) реализуется посредством применения мер административных наказаний;

7) к реализации административной ответственности привлекается широкий круг уполномоченных субъектов (суд, органы исполнительной власти и их должностные лица);

8) привлечение к административной ответственности не влечет судимости и увольнения с работы (службы);

9) к административной ответственности чаще привлекают во внесудебном (административном) порядке;

10) меры административной ответственности реализуются в определенном процессуальном порядке (производство по делам об административных правонарушениях).

Административная ответственность может быть возложена в судебном порядке и в административном (внесудебном) порядке, судебными или исполнительными органами.

В зависимости от наступивших последствий могут применяться материальные, психологические или организационные лишения.

17.2. Принципы, цели, функции и основания административной ответственности

Принципы административной ответственности следующие: принцип законности (лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом. Применение уполномоченными на то органом или должностным лицом административного наказания и мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении в связи с административным правонарушением осуществляется в пределах компетенции указанных органа или должностного лица в соответствии с законом);

Индивидуализация ответственности (в процессе привлечения к административной ответственности необходимо исследовать весь комплекс факторов, определенных законодательством, избегая шаблонов и стереотипов);

Ответственность субъекта права лишь за свои проступки (к административной ответственности привлекается субъект, совершивший административное правонарушение);

Ответственность только за виновные деяния (субъект подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, по которым будет доказана его вина, ответственность без вины недопустима);

Принцип справедливости (состоит в том, что наказание должно быть соразмерно содеянному);

Принцип целесообразности (предполагает соответствие избираемой меры административно-правового воздействия целям административной ответственности);

Принцип гуманизма (применение мер ответственности не должно унижать человеческое достоинство, честь и другие естественные права и свободы граждан);

Принцип презумпции невиновности (лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, считается невиновным, пока его вина не будет доказана в порядке, предусмотренном КоАП, и установлена вступившим в законную силу постановлением судьи, органа, должностного лица, рассмотревших дело. Лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица;

Принцип своевременности (состоит в том, что ответственность за административное правонарушение должна наступать максимально быстро).

Цели административной ответственности:

1) защита правопорядка;

2) воспитание граждан в духе уважения к закону;

3) восстановление социальной справедливости;

4) предупреждение совершения новых правонарушений. Функции административной ответственности:

1) штрафная (карательная) – состоит в том, что административная ответственность, с одной стороны, является средством кары правонарушителя, а с другой – средством предупреждения совершения новых правонарушений как самим правонарушителем (частная превенция), так и иными субъектами права (общая превенция);

2) воспитательная – состоит в целенаправленном воздействии на сознание субъектов права для формирования положительного отношения к праву;

3) компенсационная – состоит в восстановлении имущественного положения субъектов права, нарушенного в результате совершенного правонарушения.

Нормативное основание административной ответственности – система юридических норм, определяющих основания и порядок реализации административной ответственности.

Фактическое основание административной ответственности – совершение лицом деяния, содержащего признаки состава административного правонарушения.

Процессуальное основание административной ответственности – вынесение в установленном порядке уполномоченным субъектом постановления (решения) о привлечении к административной ответственности.

17.3. Законодательство об административной ответственности

Законодательство об административной ответственности система норм права, закрепленных в КоАП и законах субъектов РФ об административных правонарушениях, устанавливающих принципы и основания административной ответственности, условия и порядок привлечения лица, совершившего административное правонарушение, к административной ответственности.

Система законодательства об административных правонарушениях.

2) законы субъектов РФ об административных правонарушениях. Задачи законодательства об административных правонарушениях:

Защита личности;

Охрана прав и свобод человека и гражданина;

Охрана здоровья граждан;

Охрана санитарно-эпидемиологического благополучия населения;

Защита общественной нравственности;

Охрана окружающей среды;

Охрана установленного порядка осуществления государственной власти;

Защита общественного порядка и общественной безопасности;

Защита собственности;

Защита законных экономических интересов физических и юридических лиц;

Защита общества и государства;

Предупреждение административных правонарушений.

Действие законодательства об административной ответственности различается:

1) во времени;

2) в пространстве;

3) по кругу лиц.

во времени:

1) лицо, совершившее административное правонарушение, подлежит ответственности на основании закона, действовавшего во времени совершения административного правонарушения;

2) закон, смягчающий или отменяющий административную ответственность за административное правонарушение либо иным образом улучшающий положение лица, совершившего административное правонарушение, имеет обратную силу, т. е. распространяется и на лицо, которое совершило административное правонарушение до вступления такого закона в силу и в отношении которого постановление о назначении административного наказания не исполнено;

3) закон, устанавливающий или отягчающий административную ответственность за административное правонарушение либо иным образом ухудшающий положение лица, обратной силы не имеет.

Действие законодательства об административной ответственности в пространстве: лицо, совершившее административное правонарушение, подлежит административной ответственности на основании закона, действующего по месту совершения административного правонарушения.

Действие законодательства об административной ответственности по кругу лиц может быть:

1) общего действия (распространяется на все субъекты);

2) специального действия. Виды специальных субъектов:

Несовершеннолетние;

Должностные лица;

Военнослужащие и иные лица, на которых распространяется действие дисциплинарных уставов;

Иностранные граждане и лица без гражданства;

Юридические лица Российской Федерации;

Иные лица, в отношении которых предусмотрены какие-либо статутные особенности (родители, лица их замещающие, ранее привлеченные к административной ответственности).

17.4. Освобождение от административной ответственности и ее исключение по действующему российскому законодательству

Обстоятельства, исключающие административную ответственность, – установленные законодательством юридические факты, схожие с административными правонарушениями, но при которых отношения ответственности не возникают: недостижение возраста административной ответственности (для физических лиц), крайняя необходимость, невменяемость (для физических лиц).

Возраст, по достижении которого наступает административная ответственность, – 16 лет на момент совершения административного правонарушения.

Крайняя необходимость – противоправное деяние, совершенное для устранения опасности, непосредственно угрожающей личности и правам данного лица или других лиц, а также охраняемым законом интересам общества или государства, если эта опасность не могла быть устранена иными средствами и если причиненный вред является менее значительным, чем предотвращенный вред.

Невменяемость – состояние, при котором лицо не могло сознавать фактический характер и противоправность своих действий (бездействия) либо руководить ими вследствие хронического расстройства, слабоумия или иного болезненного состояния психики.

Обстоятельства освобождения от административной ответственности – установленные законодательством обстоятельства, при наличии которых отношения административной ответственности возникают, но меры административного наказания не применяются: малозначительность административного правонарушения, издание акта амнистии, если такой акт устраняет применение административного наказания, отмена закона, устанавливающего административную ответственность, истечение сроков давности привлечения к административной ответственности, смерть физического лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении.

Административная ответственность выражается в виде различных мер взыскания. Каждая их этих мер имеет свое назначение и применяется в особом установленном законом порядке.

Меры взыскания всегда связаны с правонарушением. Они выражаются в определенной мере наказания лица, совершившего правонарушение.

Меры взыскания применяются в следующих целях:

  • 1) наказание виновных;
  • 2) предупреждение правонарушений со стороны правонарушителя;
  • 3) воспитание правонарушителя и окружающих его лиц в духе уважения закона.

Административные взыскания являются карательными санкциями. Они состоят либо в ограничении субъективных прав гражданина, либо в возложении на него дополнительных обязанностей.

Административные взыскания выражаются, как правило, либо в моральном, либо материальном воздействии на правонарушителя. Некоторые административные взыскания сочетают в себе одновременно и моральное осуждение, и материальное воздействие, и временное ограничение прав правонарушителя (например, административный арест, лишение специальных прав, исправительные работы и другие) .

Все административные взыскания делятся на три группы:

  • 1. Взыскания морального характера:
    • - предупреждение.
  • 2. Денежные и имущественные взыскания:
    • - штраф;
    • - конфискация;
    • - возмездное изъятие.
  • 3. Взыскания, обращенные на личность правонарушителя:
    • - исправительные работы;
    • - административный арест;
    • - временное лишение специальных прав.

Несмотря на различия, все административные взыскания имеют общие признаки:

  • 1) они носят наказательный характер, в отличие от предупредительных мер и мер пресечения;
  • 2) они устанавливаются широким кругом органов;
  • 3) применение административного взыскания влечет юридические последствия, т.е. у лица появляется состояние наказанности. Это обстоятельство приобретает особое значение, при решении вопроса о привлечении лица к уголовной ответственности.

Система мер административного взыскания включает в себя различные по своему характеру и тяжести санкции. Это позволяет при назначении наказания учесть личность правонарушителя, его имущественное положение, степень общественной опасности совершенного проступка, обстоятельства, смягчающие и отягчающие ответственность.

Административные взыскания налагаются путем издания специальных индивидуальных актов.

Административные взыскания делятся на:

  • 1. Единовременные;
  • 2. Длящиеся.

К единовременным относятся:

  • - штраф;
  • - предупреждение;
  • - конфискация;
  • - возмездное изъятие.

К длящимся относятся:

  • - административный арест;
  • - лишение специальных прав;
  • - исправительные работы.

Кроме того, административные взыскания делятся на:

  • 1. Основные;
  • 2. Дополнительные.

Предупреждение, штраф, лишение специального права, исправительные работы и административный арест относятся к основным.

Конфискация и возмездное изъятие могут быть основными и дополнительными.

За конкретное административное правонарушение может быть назначено только одно основное или одно основное и одно дополнительное взыскание.

Административная ответственность выступает как разновидность юридической ответственности и административного принуждения.

Административная ответственность - это вид юридической ответственности, которая определяет обязанности лица претерпевать определенные лишения государственно-властного характера за совершенное административное правонарушение.

Законодательство Российской Федерации об административной ответственности состоит из Кодекса РФ об административных правонарушениях и принимаемых в соответствии с ним законов субъектов РФ об административных правонарушениях. Кодекс РФ об административных правонарушениях принят 30 декабря 2001 г. и введен в действие Федеральным законом №196-Ф32 с 1 июля 2002 г.

В Общей части Кодекса установлены задачи и принципы законодательства об административных правонарушениях, определены субъекты административной ответственности, предусмотрены условия привлечения к административной ответственности, виды административных наказаний и правила их назначения и т. д. Особенная часть Кодекса содержит конкретные составы административных правонарушений применительно к объектам посягательства и к сферам деятельности государства. Статьями Особенной части определены санкции за каждый из составов правонарушений, установлен перечень органов и должностных лиц, уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях, урегулировано производство по делам об административных правонарушениях.

Наряду с общими признаками юридической ответственности административная ответственность характеризуется следующими особенностями:

Основанием административной ответственности является административное правонарушение] исключением является в определенных случаях совершение преступления - в случае отказа в возбуждении уголовного дела либо его прекращения, но при наличии в действиях нарушителя признаков административного правонарушения последний подвергается административным наказаниям (ст. 4.5, п. 4 КоАП РФ);

Субъектами административной ответственности могут быть физические лица и юридические лица;

Административные наказания являются мерой административной ответственности и применяются за совершение административных правонарушений;

Административные наказания применяются широким кругом полномочных органов и должностных лиц (гл. 23 КоАП РФ);

Административные наказания применяются полномочными субъектами к неподчиненным им правонарушителям;

Применение административного наказания не влечет судимости и увольнения с работы;

Меры административной ответственности применяются в соответствии с законодательством, регламентирующим производство по делам об административных правонарушениях.

Таким образом, юридическая ответственность предполагает, что нарушитель претерпевает неблагоприятные для себя последствия, т. е. происходит осуждение его поведения со стороны государства. Это относится и к административной ответственности, наиболее характерными особенностями которой являются:

Основание - административное правонарушение;

Мера - административное наказание.

Предыдущая


Понравилась статья? Поделиться с друзьями: