Закономерности управления различными системами. Принципы менеджмента. Законы и принципы управления

8. Закономерности управления различными системами. Принципы менеджмента

В основе менеджмента лежит система экономических законов, закономерностей и принципов управления в условиях рыночных отношений. Законы и закономерности носят объективный характер, т.е. не зависят от воли людей, а, напротив определяют их волю, сознание и намерения. Осознанное использование экономических законов, осуществляясь через управление, позволяет привести деятельность людей в соответствие с объективными условиями развития. Именно менеджер выбирает оптимальный вариант управленческого решения.

Все закономерности управления можно разделить на две группы. К первой относятся закономерности, присущие управлению вообще как целенаправленному воздействию, ко второй закономерности менеджмента.

Процессы управления и производства объективны. Они проявляются в деятельности людей, и от того, насколько полно и глубоко люди осознают закономерности развития производства и управления и учитывают их в своей деятельности, зависит и состояние этих сфер деятельности людей.

В отечественной теории управления выделяют следующие закономерности:

1. Единство системы управления производством:

o единство принципов управления всех звеньев;

o единство организационных форм системы управления, проявляющееся в типизации структурных характеристик;

o единство функций управления;

o единство методов управления;

o единство процесса управления в его ритмичности, согласованности всех операций;

o единые требования к кадрам.

2. Пропорциональность производства и управления.

3. Централизация и децентрализация.

4. Соотносительность и адекватность управляющей и управляемой систем.

Принципы менеджмента - это общие закономерности, в рамках которых реализуются связи (отношения) между различными структурами (элементами) управленческой системы, отражаются при постановке практических и хозяйственных задач управления. Отсюда основным принципом менеджмента является принцип оптимального сочетания централизации и децентрализации в управлении.

Принципы менеджмента

1) Принцип научности - понимается как причины несовпадения целей и результатов, видение противоречий между теорией и практикой, знание теории управленческих систем, определенных методов трудовой деятельности.

2) Принцип системности и комплексности - определение наиболее значимых комплексов взаимосвязанных и взаимообусловленных систем, подсистем, входящих в организацию. (Система кадров, подсистема - подготовка на рабочем месте)

3) Принцип единачалия и коллегиальности выработки решений - когда за реализацию коллективно принятого решения ответственность несет руководитель организации.

4) Принцип демократического центризма - необходимость разумного рационального сочетания централизованного и децентрализованного начала в управлении соотношения прав и ответственности между руководством и коллективом.

5) Принцип баланса власти - главное: уровень влияния руководителя на подчиненных равен степени зависимости подчиненных от руководителя. Это закон.

6) Принцип оптимального сочетания отраслевых (интересов организации) и территориальных (экология, занятость населения, социальные, культурно-этнические и экономические проблемы регионов) интересов.

7) Принцип приоритетности (очередности) действий с учетом значимости этапов работ.

8) Принцип оптимального сочетания социально-психологических аспектов - это постоянный учет психологических, возрастных, половых и культурно-этнических особенностей работников и их мотивацию

9) Структура системы менеджмента

структура системы менеджмента – это совокупность научных подходов, принципов и методов, а также целевой, обеспечивающей, управляемой и управляющей подсистем.

структура системы менеджмента:

1.1 – повышение качества выпускаемых товаров и выполняемых услуг;

1.2 – ресурсосбережение;

1.3 – расширение рынка сбыта и повышение качества сервиса товара на конкретном рынке;

1.4 – организационно-техническое развитие производства;

1.5 – социальное развитие коллектива и охрана окружающей среды;

2.1 – методическое обеспечение;

2.2 – ресурсное обеспечение;

2.3 – информационное обеспечение;

2.4 – правовое обеспечение;

3.1 – стратегический маркетинг;

3.2 – НИОКР;

3.3 – организационно-технологическая подготовка производства;

3.4 – производство;

3.5 – тактический маркетинг;

3.6 – сервис выпущенных товаров;

4.1 – управление персоналом;

4.2 – разработка управленческого решения;

4.3 – оперативное управление реализацией решения.

Система менеджмента - это система управления людьми и техническими средствами, как объектами управления, для достижения предопределённых целей данными объектами управления. Современные системы менеджмента в организациях состоят из наборов систем управления по определённому признаку, например по типу управляемой системы. Разделение системы менеджмента организации на несколько составных систем управления производится с целью уменьшения комплексности общего управления и повышения управляемости образовавшихся подсистем. Качество управления всей организацией нередко зависит от степени взаимодействия данных (раздельных) систем управления при достижении общих целей.

Система управления (система менеджмента) целой организации разрабатывается с учётом специфики организации. Ключевыми аспектами при разработке систем управления являются следующие:

1. Миссия и виденье организации

2. Оперативные, тактические и стратегические цели (задачи) организации (системы управления)

3. Правильный выбор ключевых показателей эффективности (KPI) для мониторинга и анализа процесса достижения поставленных стратегических задач

4. Структура процессов производства продукции или услуги

5. Организационная структура сотрудников и подразделений (дивизионов...)

6. Наличие и качество систем информационного обеспечения

7. Знания соответственных методов теории принятия решений и исследования операций

8. Учёт специфики управления персоналом

9. Соблюдение финансового равновесия организации (

Современные системы менеджмента не мыслимы без ЭВМ, сопутствующей сетевой архитектуры и необходимого программного обеспечения. Системы менеджмента могут служить помощью в принятии решений управленцам и могут быть "принимающими решения" и таким образом "прописывающими" действия управленцев, при стандартном исполнении. Последнее делается с целью понижения ошибок менеджмента при обработке большого объёма информации или при решении комплексных задач

10.Природа и состав функций менеджмента

Менеджмент - это достижение организационных целей эффективным и экономичным способом; посредством выполнения четырех основных функций: планирования, организации, лидерства и контроля над организационными ресурсами.

В целом область деятельности, называемая менеджментом фирмы, может быть разделена на отдельные функции, которые сосредоточены в трех основных группах:

Общее управление (установление нормативных требований и политики управления, политики инноваций, планирование, организация работы, мотивация, координация, контроль, ответственность);

Управление структурой предприятия (его создание, предмет деятельности, правовые формы, связи с другими предприятиями, территориальные вопросы, организация, реконструкция, ликвидация);

Конкретные области управления (маркетинг, НИОКР, производство, кадры, финансы, основные фонды).

Если структурные стороны деятельности предприятия определены, то все функции управления разделены на общие и конкретные.

Функция управления - вид деятельности, основанный на разделении и кооперации менеджмента и характеризующийся определенной однородностью, сложностью и стабильностью воздействий на объект со стороны субъекта управления.

Функции управления и установление объема работ по каждой функции являются основой для формирования структуры управляющей системы и взаимодействия ее компонентов.

Чтобы выполнить свои функции, менеджеры используют разнообразные навыки, которые могут быть объединены в три ключевые группы навыков, - концептуальные, гуманитарные и технические. Хотя некоторые теоретику менеджмента определяют еще некоторые дополнительные функции (подбор персонала, налаживание коммуникации, координация, принятие решений), однако все они включаются в четыре основные функции.

1. Планирование.

Выбор целей и путей их достижения (планирование основывается на знании внешней среды организации, в том числе глобальной, понимании социальной ответственности организации и ее социальной сущности, понимании сущности и специфики самой организации или управляемого объекта, его природы, включает организационное планирование и постановку целей, принятие управленческих решений).

2. Контроль.

Мониторинг и корректировка деятельности.

3. Организация деятельности.

Установление ответственности за выполнение задания (это разработка структуры, осуществление и изменений и развития, управление человеческими ресурсами, управление разнообразием персонала).

4. Лидерство.

Использование влияния, чтобы стимулировать сотрудников (по Дафту это означает понимание и реализацию природы и основ организационного поведения, лидерства, мотивации, коммуникаций и командной работы).

Менеджмент использует для достижения целей организации следующие виды ресурсов.

Человеческие.

Финансовые.

Сырьевые.

Технологические.

Информационные.

Результат деятельности менеджера в общем случае выражается в следующем.

Достижение целей.

Продукты.

Эффективное использование ресурсов (экономичность).

Эффективность.

11.Цели и функции менеджмента. Миссия организации

Функция - широко распространенное понятие, применяемое в философии, биологии, математике и др. науках.

Функцией в менеджменте называют особый вид управленческой деятельности, с помощью которой субъект управления воздействует на управляемый объект.

Функция менеджмента отражает содержание процесса управления, вид управленческой деятельности, совокупность обязанностей управляющей подсистемы (субъекта управления). Конечным результатом управления является выработка управленческого воздействия, команды, приказа, направленных на достижение поставленной цели. Один работник может выполнять несколько функций, несколько работников могу выполнять одну функцию. Каждая функция менеджмента представляет собой сферу действия определенного процесса управления, а система управления конкретным объектом или видом деятельности - это совокупность функций, связанных единым управленческим циклом.

Все функции менеджмента можно разделить по двум признакам: по содержанию процесса управления (основные функции) и по направлению воздействия на объекты управления (специфические или конкретные функции).

Основные функции являются основополагающими всего процесса менеджмента, а специфические функции отражают особенности конкретной управленческой деятельности работников. Они изучаются специальными дисциплинами:

Товароведение, организация коммерческой деятельности, бухгалтерский

учет, планирование, правоведение и др.

Наиболее полное содержание менеджмента как процесса отражают основные функции. Они являются общим условием управления социальными и социально - экономическими процессами.

Основными функциями менеджмента являются:

Предвидение - прогнозирование, целеполагание, стратегическое планирование.

Прогнозирование - это предвидение результатов деятельности предприятия.

Целеполагание- это постановка и формирование целей в соответствии с потребностью общества в производимой предприятием продукции (услугах), в обеспечении ресурсообеспеченности целей и реализуемости.

Цели - это конкретные желаемые результаты, которых стремится достичь коллектив в процессе своей деятельности.

Цели могут быть различные: экономические, социальные, маркетинговые и др.

Социально-экономические и в особенности производственно-хозяйственные системы являются многоцелевыми.

Основная задача менеджеров - добиться реальных конечных результатов деятельности. Менеджеры должны правильно определить, уяснить свои цели, поставить цели персоналу с тем, чтобы определить и уточнить исходные данные, выяснить сильные и слабые стороны системы и эффективно их использовать.

Менеджер должен постоянно контролировать цели и результаты их достижения. В процессе управления осуществляется постоянный процесс согласования и определение взаимного соответствия целей и результатов.

Планирование, организация, мотивация и контроль являются взаимосвязанными функциями процесса управления.

Важным этапом при планировании является выбор целей.

Цели организации - результаты, которых стремится достичь организация, и на достижение которых направлена ее деятельность.

Выделяют главную целевую функцию, или миссию организации, определяющую основные направления деятельности фирмы.

Миссия - основная главная цель организации, ради которой она и создана.

При определении миссии организации необходимо учитывать:

Формулировку задачи организации с точки зрения производства ею товаров или услуг, а также основных рынков и ключевых технологий, используемых в организации;

Положение фирмы по отношению к внешней среде;

Культуру организации: какой рабочий климат существует в данной организации; какой тип работников привлекает данный климат; каковы основы взаимоотношений руководителей фирмы с рядовыми сотрудниками;

Кто является клиентами (потребители), какие потребности клиентов (потребителей) фирма может успешно удовлетворить.

Миссия организации является основой при формулировке ее целей. Цели представляют собой отправную точку при планировании.

Цели различают:

1. По масштабу деятельности: глобальные или общие; локальные или частные.

2. По актуальности: актуальные (первоочередные) и неактуальные.

3. По рангу: главные и второстепенные.

4. По временному фактору: стратегические и тактические.

5. По функциям управления: цели организации, планирования, контроля и координирования.

6. По подсистемам организации: экономические, технические, технологические, социальные, производственные, коммерческие и т.д.

7. По субъектам: личные и групповые.

8. По осознанности: действительные и мнимые.

9. По достижимости: реальные и фантастические.

10. По иерархии: высшие, промежуточные, низшие.

11. По взаимоотношениям: взаимодействующие, индифферентные (нейтральные) и конкурирующие.

12. По объекту взаимодействия: внешние и внутренние.

12. ОСНОВНЫЕ ФУНКЦИИ МЕНЕДЖМЕНТА

Функции управления – относительно самостоятельные участки управленческой деятельности.

Основные функции управления – те функции, которые выполняет любой менеджер независимо от уровня управления и сферы деятельности организации.

Планирование - функция управления, связанная с определением целей будущей работы организации и задач и ресурсов, необходимых для достижения этих целей

Понятие “планирование” обычно имеет два значения: планирование означает определение целей организации и определение путей их достижения.

Таким образом, планирование имеет три взаимосвязанных компонента:

· определение целей - Чего мы хотим?

· оценка состояния - Где мы сейчас?

· описание действий - Как этого достичь?

Организация - функция управления, связанная с постановкой и группированием задач для подразделений и выделением ресурсов для этих подразделений.

Заметим, что слово "организация" приобретает два значения. Организация как группа людей и организация, как функция управления. В некоторых источниках функцию управления определяют как "организовывание".

Данная функция создает реальные условия для достижения запланированных целей. Организовывание включает в себя создание структуры организации, то есть разделение и распределение работы в организации, установление взаимосвязи между различными работами, а также распределение полномочий и ответственности за выполнение работы. Другая задача этой функции – создание условий для формирования организационной культуры организации.

Мотивирование- это руководящая функция, связанная с использованием влияния для побуждения (мотивации) работников к достижению целей деятельности организации.

Действия по мотивации включают экономическое и моральное стимулирование, обогащение содержания труда и создание условий для проявления творческого потенциала работников.

Контроль - функция управления, связанная с наблюдением за деятельностью работников, обеспечением сохранения направления движения организации к поставленной цели и, если необходимо, внесением необходимых корректив.

В общем процессе управления контроль выступает как элемент обратной связи.

Процесс управления – это сумма всех взаимосвязанных между собой функций управления.

(управленческий цикл)

У всех основных функций есть две общие характеристики: все они требуют принятия решений и для всех необходима коммуникация, т.е. эти две характеристики связывают все четыре основные функции, обеспечивая их взаимозависимость, поэтому их называют связующими процессами.

Отраслей (гостиниц, транспортных предприятий, торговли), на сферу деятельности туристского региона, – туристские организации и их структуру, виды туристских организаций и туристические предприятия. При изучении темы № 4: «Экскурсионный менеджмент». Студенты должны обратить особое внимание на роль и особенности менеджмента в сфере экскурсионной деятельности, – деятельность менеджера и его задачи...





3. Разработайте производственный план организации. 4. Сформулируйте сильные и слабые стороны развития. Занятие № 4. Принятие управленческого решения как основная управленческая функция стратегического менеджмента Вопросы для обсуждения: 1. Системный подход как основа разработки стратегии. 2. В чем значение системного анализа. Какую роль играет при...

Принципы управления.

Отражают особенности производства и требования к системе управления. Они должны быть объективными и соответствовать закономерностям развития социальной структуры общества. В настоящее время управленческая деятельность базируется на следующих основных принципах:

1. Научный подход к управлению;

2. Государственное регулирование важнейших отраслей промышленности, их развитие;

3. Соблюдение установленных государством требования к экологии и охране труда;

4. Оптимальное сочетание много укладности экономических форм хозяйствования;

5. Соответствие управляемой и управляющей подсистем;

6. Самоуправляемость подсистем;

7. Правильный подход и расстановка кадров;

8. Централизация управления;

9. Единоначалие;

10. Корпоративный дух и единство командования;

11. Стимулирование трудовой деятельности;

12. Свобода для предпринимательской деятельности.

Основные принципы уточняются путем использования в управлении ряда частных принципов:

1. Выделение главного звена в достижении цели;

2. Четкое разделение прав, обязанностей и ответственности за достижение результата;

3. Объективность и конкретность руководства;

4. Оперативность во всех действиях;

5. Обязательность обратной связи;

6. Оперативный надежный и полный учет результатов деятельности;

7. Экономическая эффективность деятельности предприятия;

8. Преемственность положительного опыта, постоянное повышение квалификации и авторитета в коллективе.

Эфективность управленческих решений.

Под качеством управленческих решений следует понимать степень его соответствия характеру разрешаемых задач функционирования и развития производственных систем.

К числу этих факторов следует отнести :

2.четкую формулировку цели – для чего принимается УР, какие реальные результаты могут быть достигнуты

3.объём и ценность располагаемой информации – для успешного принятия УР главным является не объём информации, а ценность, определяемая уровнем профессионализма,

4.время разработки УР – как правило, управленческое решение всегда принимается в условиях дефицита времени и чрезвычайных обстоятельств (дефицита ресурсов, активности конкурентов, рыночной конъюнктуры, непоследовательного поведения политиков);

5.организационные структуры управления;

6.формы и методы осуществления управленческой деятельности ;

7.методы и методики разработки и реализации УР (например, если фирма лидирует – методика одна, если следует за другими – иная);

9.состояние управляющей и управляемой систем (психологический климат, авторитет руководителя, профессионально-квалификационный состав кадров и т.д.);

10.систему экспертных оценок уровня качества и эффективности УР.

Управленческие решения должны опираться на объективные законы и закономерности общественного развития. С другой стороны, УР существенным образом зависят от множества субъективных факторов – логики разработки решений, качества оценки ситуации, структуризации задач и проблем, определённого уровня культуры управления, механизма реализации решений, исполнительской дисциплины и т. п. При этом необходимо всегда помнить, что даже тщательно продуманные решения могут оказаться неэффективными, если они не смогут предвосхитить возможных изменений в ситуации, состоянии производственной системы.

Решения должны быть своевременными. Четкая направленность обеспечивается принятием решений в пределах прав соответствующего руководителя. Каждое решение должно иметь четкий адрес, быть понятным для исполнителей и не допускать разночтений.

Методы управления.

Различают:

1. По продолжительности цикла управления; 2. По способу передачи информации;

3. По способу принятия решений.

По продолжительности различают методы управления:

1) Стратегические планы (от 10 до 15 лет); 2) Годовые планы работы предприятия (1 год);

3) Оперативные планы работы (квартал, месяц);

4) На краткосрочный период (недельно-суточные графики работы предприятия).

По способу передачи информации различают:

1) Личные связи; 2) Телефонные разговоры; 3) Общение по видео и интернет.

По способу принятия решений:

1) Альтернативные – принимаются единолично руководителем;

2) Коллегиальные – решения правления и советы коллектива.

Для активации трудовой деятельности необходимы стимулы. Для стимулирования используют организационные, распорядительные и экономические методы руководства трудовыми коллективами.

К организационным методам руководства относят разработку положений, определяющих состав организационно подготовительных мероприятий и способов их реализации. Организационные методы выступают в виде структуропреобразований, нормирования и регламентирования.

Структуры преобразования включают разработку и периодический пересмотр структуры строительных организаций и структур вышестоящих органов управления.

В сферу этих методов входит установлений объемов полномочий руководителей всех рангов и правового положения и соотношений между линейными и функциональными звеньями в аппарате управления. В результате нормирования устанавливаются нормы времени, нормы выработки, нормативы численности и соотношений категорий разных видов работников. А так же размеры рабочего дня, отпуска.

Истинность организационного нормирования зависит от его сочетания с материальным и моральным стимулированием, а так же с применением соответствующих санкций за нарушение норм.

Регламентирование – это воздействие на деятельность трудовых коллективов и отдельных работников с помощью организационных положений, постановлений, инструкций и правил. С помощью регламентирования уточняются границы деятельности различных организаций, налаживаются взаимоотношения между ними, устанавливаются правила, регламентирующие деятельность коллективов и отдельных должностных лиц.

Распорядительные методы предназначены для конкретизации всех форм воздействия в процессе управления. Исходными положениями для применения распорядительных методов должны быть организационные регламенты и планы работы. Распоряжения могут содержать только задания либо задания и инструкцию по исполнению. В любом случае распоряжения должны быть четко сформулированы, чтобы не было никаких разночтений. Наиболее категоричной формой распоряжения является приказ.

Экономические методы руководства представляют собой способы воздействия, в основе которых лежат объективные экономические законы. Экономические методы реализуются по средствам хозрасчета, главными особенностями которого является достижение производственных результатах при наименьших затратах (труда рабочих, материально-технических, финансовых) при условии выполнения обязательств по договору в установленных срок с получением определенного хозяйственного дохода.

Основу деятельности строительных организаций при экономических методов руководства составляют финансирование и окупаемость затрат за счет хозяйственного дохода. Хозяйственный доход является основным источником оплаты труда и материального поощрения фонда развития производства и социального развития предприятия.

Хозяйственный доход – это разница между договорной ценой строительной продукции и затратами на ее производство. Повышение хозяйственного дохода возможно при повышении производительности труда, сокращении сроков строительства и повышения качества строительной продукции.

Образовавшиеся после уплаты налогов и процентов за кредит остаточная прибыль поступает в распоряжение трудового коллектива. Кредиты позволяют развивать материально-техническую базу, выполнять расширение действующего производства, его реконструкцию и перевооружение.

Таким образом, экономические методы руководства приводят к усилению организованности в работе и к нововведениям.

Социально-психологические методы руководства осуществляются через условия труда или воздействия непосредственно на психику работающих. Социальные методы включают изучение условий труда и их влияние на производственную деятельность предприятия. Эффективность социальных методов зависит от умения руководителя воздействовать на социальную среду с помощью моральных, социальных либо материальных стимулов.

Закономерность – это часть закона, отражающая общие тенденции изменения каких-либо явлений. Например, связь качества преподавания и качества обучения, показана на рис.3.

1,2,3 – закономерности закона

В настоящее время в работе Э.М.Короткова представлены основные закономерности управления.

Рассмотрим их кратко.

1. Закономерность интеграции.

Это первая из управленческих закономерностей, отмечающая закономерность интеграции деятельности людей в процессах управления. Осуществляется интеграция посредством реализации на практике таких категорий, как субъект и объект управления, функции и обязанности, объединяющие людей в процессе управления. Право принимать решения и воздействовать закрепляется полномочиями.

2. Закономерность иерархии управления.

Любое управление имеет иерархическое строение. Вершина иерархии – это должность, или лидер, или собрание акционеров, или совет директоров и т.д. Иерархия формируется на основе распределения полномочий, поэтому без полномочий нет управления. Развитие управления на современном этапе не уничтожает иерархию управления, а усложняет ее матричными и сетевыми структурами.

3. Закономерности необходимой централизации.

Условия управления меняются непрерывно, что приводит к перераспределению полномочий. Изменение последних приводит к изменению централизации управления. Практика показала, что это объективный процесс. Степень же централизации управления зависит от уровня развития организации, а именно от таких показателей, как масштаб организации, кадровое обеспечение, структура ресурсов и т.д.

4. Закономерность человеческого фактора управления.

Если признать, что организация это есть социально-экономическая система, то значит, управление в ней должно опираться не только на экономические законы, но и потребности, интересы, ценности, установки человека. В этом и состоит закономерность учета влияния человеческого фактора.

5. Закономерность реализации управленческих решений.

Если рассматривать организацию как процесс, состоящий из этапов целеполагания, оценки ситуации, установления проблемы и ее разрешения путем принятия управленческого решения, то закономерность может быть сформулирована следующим образом: «Всякое управление осуществляется как процесс реализации управленческого решения, разрабатываемого на основе цели и определяющего последовательное движение к ее достижению».

Закономерность управляемости организации.

Управляемость – реакция управляемой подсистемы на воздействие управляющей. Низкая или высокая управляемость зависит от типа реакции на управленческие воздействия. Чем выше уровень управления и оно ближе по стилю к демократическому, по содержанию к стратегическому, инновационному и профессиональному, тем выше управляемость. Закономерность: управляемость характеризует соответствие управления условиям его функционирования.

7.Закономерность ресурсообеспечения управления.

Если объем деятельности по управлению зависит от масштабов и сложности управляемой системы, то это определяет необходимость иметь определенные ресурсы, чтобы сделать управление эффективным. Значит, закономерностью является необходимость регулирования затрат ресурсов на эффективное управление.

8. Закономерности соответствия целей субъекта и объекта управления.

Если цели системы не совпадают с теми целями, которые ставит перед собой управление – организация разрушится. Закономерность: цель устойчивого управления должна быть тождественная цели развития системы (организации) в целом.

9. Закономерность информационного обеспечения управления.

Так как информация определяет возможность управления, то значит, и качество управления зависит от качества информационного обеспечения. Закономерность: чем выше уровень информационного обеспечения, тем выше уровень управления.

Таким образом, мы рассмотрели основные закономерности управления. Взаимодействие закономерностей управления отражает его суть. Способы учета закономерностей различны: формулировка рекомендаций, ограничений и т.д., при этом необходимо понимать и учитывать принципы управления.

Теоретические положения, обладающие определенным уровнем абстракции и обобщения, чаще всего формулируются в виде законов, закономерностей и принципов, отражающих объективные связи явлений,составляющих предмет науки.

Менеджмент является не только областью деятельности, но и областью знаний, которые накапливает практика, обобщением которых занимается теория менеджмента. Развитие теории, углубляющей понимание менеджмента, способствует совершенствованию практики. Наивысший уровень понимания сущности явления отражаютобъективные законы и закономерности, устанавливающие связи их свойств и характеристик. Учет этих связей и способствует совершенствованию практики менеджмента.

Функционирование и развитие менеджмента, имея свои особенности и тенденции, подчиняются действию определенных закономерностей, которые не исключают понимания законов менеджмента.

Основными закономерностями менеджмента являются:

1. Закономерность дифференциации и интеграции деятельности в процессах менеджмента. Возрастающий объем управленческой деятельности требует ее дифференциации, которая в свою очередь может быть реализована при последующей интеграции деятельности. Связь дифференциации и интеграции объективна и разнообразна. Дифференциация проявляется в первую очередь в распределении функций и полномочий. Так формируются звенья управления, отражающие дифференциацию и одновременно интеграцию той или иной управленческой деятельности персонала. Увеличивающийся объем работы менеджмента и потребность его эффективности требуют дифференциации управленческой деятельности в виде специализации ее функций и полномочий и соответствующей ей интеграции. Менеджмент осуществляется посредством воздействия, опирающегося на интересы человека и разделяющего группу совместной деятельности на субъект и объект менеджмента, функции и обязанности.

2. Оптимальное сочетание централизации и децентрализации управления. Важно определить, какие функции регулируются государством в рыночной экономике, а какие – рынком. Внутри предприятия на основе этой закономерности должна быть построена система четкого разделения обязанностей, прав и ответственности, служащая основой формирования комплексной системы менеджмента.



3. Диверсификация менеджмента, отражающая совмещение разнообразия форм, подходов, целей объектов управления, функций и пр. Эти тенденции вызваны потребностями практики. Главной из них является диверсификация производства. Но и внутренние потребности самого менеджмента заставляют его диверсифицироваться. Это потребность рационального использования потенциала управления, организационных форм, соответствующих динамике развития, сочетанию стратегии и тактики, гибкости и адаптивности, ориентации на качество и эффективность менеджмента.

Менеджмент разнообразен. И многообразие увеличивается по мере развития общества, человека, производства. Успешно управлять – это, помимо всего прочего, удачно и обоснованно выбирать тот тип менеджмента (или комбинацию типов), который будет наиболее подходящим или эффективным в конкретных условиях. Для этого надо знать возможные типы менеджмента и владеть методиками их выбора. В этом и проявляется суть диверсификации менеджмента.

Диверсификация менеджмента вызвана потребностью совмещения и сочетания его различных типов в целях повышения эффективности и достижения необходимого качества.

4. Иерархическое строение системы менеджмента, которое определяет возможность воздействия, объединенного общей целью и осуществляемого на основе полномочий на принятие управленческих решений. Формы иерархий различаются, но они закономерно отражают саму сущность менеджмента. Иерархия определяет ступенчатое распределение полномочий. Без иерархии нет полномочий. Без полномочий, формальных или неформальных, нет менеджмента. Развитие менеджмента не уничтожает иерархического строения системы, но при этом усложняет его матричными и сетевыми структурами.

5. Делегирование полномочий. Для осуществления воздействия необходимы полномочия, определяющие саму возможность воздействия, ими наделяются в системе менеджмента принимающие решения звенья. Полномочия различаются по сфере и масштабам управления, проблематике решений, трудоемкости, уровням в иерархической системе менеджмента. В зависимости от концентрации полномочий на верхних или нижних уровнях определяется степень централизации/децентрализации. В конкретных условиях функционирования и развития организации существует потребность в определенной степени централизации, изменение условий требует изменения и степени централизации менеджмента. Существует объективная зависимость степени централизации менеджмента от различных параметров организации (масштаб и территориальная удаленность деятельности, трудоемкость полномочий, профессионализм, информационное обеспечение, уровень развития организации, потребности экономии времени).

6. Усиление роли человеческого фактора. Менеджмент опирается на потребности, интересы, ценности, установки, опасения человека. В этом проявляется человеческий фактор менеджмента, определяющий и его суть и специфику. Характеристики человека по мере его развития изменяются, а также изменяются и характеристики и особенности механизма менеджмента. Если проанализировать историю менеджмента, нетрудно увидеть тенденции смещения акцентов и приоритетов в менеджменте по мере развития производства в области технологий, организации, технической вооруженности. Повышается роль человеческого фактора – интересов, образования, ценностей, компетенций человека. Эти процессы можно наблюдать в развитии каждой организации. Они показывают объ­ективную зависимость менеджмента от учета человеческого фактора, потребности трансформации менеджмента в направлении управления знаниями, человеческим капиталом, креативными способностями.

7. Закономерность зависимости процессов управления
функционированием и процессов развития организации. Менеджмент осуществляется как процесс реализации управленческого решения, разрабатываемого на основе цели и определяющего последовательное движение к ее достижению. В процессе менеджмента происходит и функционирование его системы, и ее развитие. Эти процессы взаимосвязаны. Процессы развития должны соответствовать процессам устойчивого функционирования.

8. Повышение управляемости менеджмента. Управляемость отражает соответствие внешним и внутренним условиям функционирования социально-экономической системы. Низкий уровень управляемости затрудняет процесс менеджмента и снижает его эффективность, угрожает разрушением системы. В свою очередь, усложнение системы менеджмента отрицательно влияет на управляемость.

9. Соотносительность субъекта и объекта менеджмента. Объем деятельности по управлению зависит от масштабов, сложности, проблематики, целей функционирования социально-экономической системы (организации). Эта зависимость выражается в соотносительности управляющей и управляемой систем и позволяет регулировать затраты ресурсов на эффек­тивное управление. По мере развития экономики и общества соотносительность субъекта и объекта управления изменяется в пользу первого. Затраты на субъект менеджмента растут более высокими темпами. Это определяется усложнением технологии менеджмента, потребностями его технической вооруженности, необходимостью профессионализации менеджмента и многими другими факторами. Экономия ресурсов менеджмента не должна противоречить потребностям его развития. Но и непомерное увеличение аппарата ведет к торможению процессов, бюрократизации, увеличению других ресурсов (технические, информационные, экономические). Это можно рассматривать как закономерность ресурсного равно­весия менеджмента.

10. Закономерность соответствия цели менеджмента целям организации. В современном менеджменте цель играет роль интегратора действий, критерия оценки ситуаций при разработке управленческих решений, мотивационного фактора для персонала. Цель является необходимым элементом процесса менеджмента, она объективно присутствует в его операциях. Но закономерность существования цели включает и закономерность ее дифференциации в системе менеджмента. Именно дифференциация цели по звеньям и частям системы менеджмента определяет и реальность цели, и ее роль в функционировании и развитии менеджмента.

Общая цель менеджмента должна быть тождественна обобщенной цели социально-экономической системы (организации) в целом. Целевые установки всех частей системы должны исходить из общей цели и соответствовать ей. Это объективное требование, определяющее не только эффективность менеджмента, но саму жизнеспособность организации. Целевое рассогласование системы менеджмента ведет к разрушению организации. Согласование деятельности – главная задача менеджмента.

Взаимодействие закономерностей отражает суть менеджмента, возможности и сложности их использования в практической деятельности. Принципы менеджмента являются средством практического использования закономерностей. Принципы, как основные правила, формулируемые на основе объективных закономерностей, способствуют оценке ситуаций, пониманию проблем.

К принципам менеджмента, отражающим требования его объективных закономерностей, можно отнести:

1. Принцип организационного оформления функционального и полномочного разделения управленческой деятельности. Такое разделение может произойти неформально. Но для стабильности управления оно требует организационного закрепления регламентами, нормативами, ответствен­ностью. Это предохраняет от бессистемной и хаотической флуктуации функций и полномочий, повышает ответственность и создает условия ее реализации.

2. Принцип сочетания формального и неформального управления призван ограничивать тенденции излишней формализации управления, создающей опасность его бюрократизации, а также учитывать факторы лидерства, благопри­ятную социально-психологическую атмосферу.

3. Принцип делегирования полномочий способствует созданию наилучших условий профессионального решения проблем, разгрузке линейных менед­жеров, развитию инициативы, повышению ответственности. Это принцип поиска эффективной централизации управления.

4. Принцип интеграции процессов управления заключается в регулировании меры участия, выравнивании нагрузки, оптимизации связей, эффективном использовании ресурсов, достижении синергетического эффекта совместной деятельности.

5. Принцип мотивации деятельности. Управление может быть устойчиво успешным только в том случае, если оно опирается на позитивные мотивы деятельности человека (интересы, ценности, установки и пр.). Опасения, страх, неприязнь, манипулирование сознанием, обольщение обещанием, искажение ситуации не дают действительного и устойчивого эффекта управления.

6. Принцип участия в управлении создает атмосферу демократизма, доверия, позволяет использовать коллективный разум, понять интересы, точнее и объективнее оценить ситуацию. Использование этого принципа повыша­ет управляемость, инициативность персонала, самостоятельность и поиск средств улучшения работы.

7. Принцип развития. Управление всегда должно быть ориентировано на развитие, которое определяет стратегический характер управления, его це­леустремленность и перспективность. Развитие – это стремление к новому качеству.

8. Принцип научности и искусства управления требует разработки и реализа­ции практической концепции управления, построенной на основе исследо­ваний, использования научного инструментария. Научный подход должен дополняться искусством управления, которое требует соответствующих условий.

9. Принцип динамичности и адаптивности системы управления. Эти качества определяются как организацией управления, так и характеристиками персонала. Это принцип своевременной модернизации управления по потребностям функционирования и развития социально-экономической системы

10. Принцип экономии времени в процессах управления. Время является невосполнимым ресурсом. От его умелого использования зависят рациональность управления, ритмичность работы и качество решений.

Методы менеджмента

Методы менеджмента в значительной степени определяют его успех.Метод менеджмента – способ, связанный со спецификой воздействия на управляемый объект для достижения поставлен­ной цели. Особенности этого воздействия отличают методы менеджмента друг от друга. В процессе управления выделяются административные (административно-правовые), экономические и социально-психологические методы. В современных условиях происходит переход от преимуще­ственно административно-правовых к экономическим методам менеджмента.

Все методы менеджмента действуют не изолированно, а взаимосвязанно, дополняя друг друга. Все они используются в процессе организации менеджмента и в том или ином сочетании представляют собой механизм повышения эффективности и результативности менеджмента.

При выборе метода менеджмента необходимо учитывать: скорость достижения цели; вероятность достижения цели; отношения подчинения; личность управляемого; личность управляющего; экономическую самостоятельность; климат в коллективе.

Административные методы базируются на власти, дисциплине и взысканиях. Экономические основываются на правильном использовании экономических законов, а социально-психологические - на способах мотивации и морального воздействия на людей.

Административно-правовые методы менеджмента – сово­купность средств правового и административного воздействия на отношения людей в процессе производства.

В условиях рыночных отношений эти методы играют вспо­могательную роль.

Административные методы управления являются мощным рычагом достижения результатов поставленных целей в случаях, когда нужно подчинить коллектив и направить его на решение конкретных задач управления. Идеальное условие их эффективности - высокий уровень регламентации управления и трудовой дисциплины, когда управленческие воздействия без значительных искажений реализуются нижестоящими звеньями управления.

Административно-правовые методы опираются на систему законодательных актов страны и региона; систему нормативно-директивных и методических доку­ментов предприятия и вышестоящей организации, обязатель­ных к применению; систему планов, программ, заданий предприятия и систему оперативного руководства (распоряжения, делегирование полномочий, участие в управлении сотрудников).

Осуществляются административные методы управления в форме организационного и распорядительного воздействия.

Организационное воздействие направлено на организацию процесса производства и управления и включает организационное регламентирование, организационное нормирование и организационно-методическое инструктирование.

Действенность организационного воздействия зависит от четкости составления должностных инструкций, правильности установленных норм и нормативов.

Распорядительное воздействие выражается в форме приказов, распоряжений или указаний, которые издаются в целях обеспечения соблюдения, исполнения и применения действующего законодательства и других нормативных актов, а также придания юридической силы управленческим решениям.

Действенность распорядительного воздействия зависит от степени полноты и своевременности информации об объекте управления.

Экономические методы менеджмента соответствуют социально-экономи­ческой природе предприятия и являются средством развития производства и обмена на рыночной основе.

Приоритет экономических методов в рыночных условиях объясняется тем, что отношения управления определяются в первую очередь экономическими отношениями.

Отличительная черта современного этапа развития эко­номических методов менеджмента – их направленность на поощрение деятельности предприятия в зависимости от его эффективности, экономии ресурсов.

К экономическим методам менеджмента относятся коммерческий расчет (синтезирует в себе как функции ме­неджмента, так и экономические рычаги, инструменты, и на­правлен на соизмерение затрат и результатов, обеспечение прибыльности производства), ценообразование, страхование, планирование, технико-экономический анализ, технико-экономическое обоснование, кредитование, финансирование, налогообложение, материальное стимулирование и др.

Социально-психологические методы менеджмента – способы осуществления управленческих воздействий на объект управления, базирующиеся на использовании закономерностей социологии и психологии.

По масштабу и способам воздействия их можно разделить на две основные группы: социологические методы, направленные на группы людей и их взаимодействия в процессе производства, и психологические методы, которые направленно воздействуют на личность конкретного человека. Хотя такое разделение достаточно условно.

В основе использования социально-психологических мето­дов менеджмента лежат социальные отношения, возникающие в процессе производства и влияющие на конечный результат деятельности предприятия.

Из социологических исследований известно, что произ­водственные коллективы успешно решают свои задачи, если имеется благоприятный «социальный климат» между членами коллектива, между руководителями и коллективом.

Опыт зарубежных стран показывает, что отношения парт­нерства более эффективны, чем отношения, основанные на административном принуждении. Имущественное неравенство может быть любым, но на работе все сотрудники должны чув­ствовать себя партнерами.

Отношения управления выступают как психологические взаимоотношения людей. Управление психологическими про­цессами предполагает учет психологии коллектива, менеджера, управления, взаимоотношений людей.

Социально-психологические методы направлены на реше­ние следующих задач: повышение производственной и творческой активности членов трудового коллектива; формирование благоприятного социально-психологиче­ского климата; эффективное использование различных форм морального поощрения; воздействие на групповое самосознание коллектива.

К социально-психологическим методам управления относятся социальный анализ коллективов, социальное планирование, социальное развитие коллектива, моральное стимулирование, методы социального нормирования, методы социального регулирования, тестирование, анкетирование, интервью, методы гуманизации труда, методы психологического воздействия на работников (формирование групп и нормального психологического климата) и др.

Контрольные вопросы

1. Что общего и отличного в понятиях «менеджмент» и «управление»?

2. Перечислите подходы к определению понятия «менеджмент».

3. Расскажите о сущности и содержании менеджмента.

4. Что представляют собой основные цели и задачи менеджмента?

5. Раскройте содержание основных закономерностей менеджмента.

6. Охарактеризуйте современные принципы менеджмента и оцените их роль в практической деятельности менеджера.

7. Какие существуют подходы к классификации функций менеджмента?

8. Охарактеризуйте основные, специфические и вспомогательные функции менеджмента.

9. Приведите примеры осуществления функций при предварительном, оперативном и заключительном управлении.

10. Охарактеризуйте состав основных методов управления и раскройте их содержание.


ЭВОЛЮЦИЯ МЕНЕДЖМЕНТА

единство системы управления – о дна из важнейших характеристик, отражает такие связи между элементами, которые сохраняют ее целостность в течении длительных периодов.

Нарушение единства системы управления может проявляться в потере объективно необходимой самостоятельности какого-либо производственного звена и наоборот, в излишнем его обособлении. Поддержание его единства очень важно для совершенствования управления.

Формы проявления закономерности «Единство системы управления производством»

Принципы управления – это закономерности, в рамках которых реализуются связи между различными структурами управленческой системы, проявляющиеся при постановке практических задач. Иными словами, это правила, положения, нормы поведения, которыми руководствуются управленцы в практической деятельности.


Экономичность и эффективность


Важное значение в управлении производством занимают общи законы и принципы,присущие процессам управления в сложных динамических системах любой природы,открытые кибернетикой, то есть наилучшее приспособление системы к условиям окружающей среды,законы единства управления и информации.Работники управления должны знать эти закономерности и учитывать их в своей деятельности.Законы,изучаемые наукой управления,есть законы развития отношений управления, Категория «закономерность» относится к той же группе категорий,что и закон. Эти понятия выражают явления одного порядка,но в их употреблении есть определенные различия.Закон выражает конкретную необходимую связь между явлениями,закономерность же указывает на правильность,последовательность явлений,что данное явление не случайно,оно характеризует необходимый обусловленный определенными причинами процесс,в котором может действовать совокупность законов.

Все закономерности,как и законы,можно разделить на две группы:1 общие,характеризующие весь процесс управления в целом,и 2 менее общие, проявляющиеся в отдельных функциях.

Общие закономерности :

1 Единство системы управления производством является важнейшей чертой социально – экономической системы,вытекающей из общественного характера собственности на средства производства,Единство системы управления проявляется в единстве организационных форм на разных уровнях,разделении управленческого труда,в единстве основных функций и их тесной взаимосвязи,методов управления и их согласованном применении.

2 Пропорциональность и оптимальная соотносительность управляемой и управляющей систем состоит в том,что управляющая система должна обеспечивать сопряженность развития всех частей системы производства В соответствии с этой закономерностью управляющая система должна строиться в соответствии с объемом и содержанием работ.

3 Соотносительность . Под соотносительностью следует понимать соответствие управляющей системы особенностями и тенденциями развития управляемого объекта

4 Ритмичность движения производственных фондов их непрерывность в кругообороте .Согласованное функционирование всех подразделений предприятия,контроль за соблюдением оптимальной соотносительности в работе отдельных подразделений,обеспечение ритмичности производственного процесса в целом и составляют основную задачу оперативного управления производством.

5 Единство принципов управления на всех уровнях народного хозяйства . Независимо от уровня органы управления руководствуются в своей деятельности общими для всей системы управления принципами,на основе которых осуществляется построение системы управления,её функционирование.

6 Оптимальное сочетание централизации и децентрализации управления .

Управлению свойственны закономерности,присущи отдельным его подсистемам, К ним относятся:1 закономерность изменения функций управления,означающие убывание одних или возрастание других по мере повышения или понижения уровня управления;сокращение числа отраслей;2 Распространенность контроля; 3 Концентрация и специализация функций.

Под принципом управления понимают основные руководящие начала,правила,положения,вытекающие из отношения управления и их закономерностей,которыми руководствуются органы и работники управления в процессе своей деятельности

К основным принципам можно отнести:

1 научность в сочетании с элементами искусства . Научный подход необходим,поскольку сложным современным хозяйством практически невозможно управлять без глубоких знаний. При поиске всесторонне обоснованных решений приходится импровизировать нетрадиционные подходы.Таким образом,фактор неопределенности социальной системы превращает управление в искусство.

2 Целенаправленность , Менеджеры действуют не просто так а с ориентацией на решение конкретных проблем.

3 Специализация в сочетании с универсальностью . для успеха управления необходим индивидуальный подход к каждому объекту с учетом его особенностей

4 Последовательность , Все действия менеджера осуществляются в строго определенном порядке как в пространстве так и во времени.

5 Непрерывность, Она обусловлена соответствующим характером производственных и хозяйствующих процессов.

6 Оптимальное сочетание централизованного регулирования и самоуправления . Менеджеры на местах должны иметь возможность общи указания руководства с конкретно складывающейся ситуацией,а в определенных рамках действовать самостоятельно.

7Учет индивидуальных особенностей и психологии особенностей и психологии работников

8. Обеспечение единства прав и ответственности в каждом звене управления

9 Состязательность участников управления на основе личной заинтересованности с помощью материального поощрения.

10 Максимально широкое вовлечение исполнителей в процесс подготовки решения на самых ранних его стадиях.



Понравилась статья? Поделиться с друзьями: