Метод «Логическая цепочка. Разработка урока внеурочной деятельности "логические цепочки"

МКОУ «Листвянская СОШ»

Доклад по теме:

учителя начальных классов

Романенко Н.А.

Листвянка 2015

«Приемы развития умений у обучающихся построения логической цепочки рассуждений»

Прием "Логическая цепочка": примеры использования на уроках

Прием "Логическая цепочка" известен в методике давно. Он помогает запомнить и осмыслить большой объем информации, выявить закономерность каких-либо событий, явлений. Прием работает на развитие критического мышления, развитие памяти и умение логически мыслить. Метод "Логические цепочки" можно использовать на уроках по всем предметам и на любой стадии урока. Все зависит от целей, которые ставит учитель.

Стратегия приема состоит в построении цепочки из фактов, предложений, слов, дат, правил, цитат в логическом или хронологическом порядке.

Построение логической цепочки может проводиться совместно с учителем, в группах/парах на уроке, может предлагаться в качестве самостоятельной работы или задания на дом.

Примеры использования приема логическая цепочка

Для запоминания информации большого объема

Например, на уроках литературы изучается биография писателя, и запомнить все ключевые даты и события сложно. Предложите ученикам составить логическую цепочку, зафиксировав все важные моменты.

Биография А. С. Пушкина: Москва - Царскосельский лицей - "Старик Державин нас заметил…" - Петербург - Село Михайловское - Ссылка на юг…и т.д.

После составления цепочки важно, чтобы ученики могли "расшифровать" каждое звено: привести даты или названия основных произведений, созданных в этот период.

Для облегчения каждое звено можно дополнить этими фактами.

Для закрепления материала

Например, после изучения на уроке биологии деревьев, можно попросить учеников составить логическую цепочку, которая покажет стадии развития дерева: семя - росток - саженец - взрослое дерево . Вместо словесных звеньев можно использовать картинки.

Или на уроке истории после изучения событий определенного периода попросить составить логическую цепочку, содержащую ключевые события в хронологической последовательности.

Для закрепления материала и развития наблюдательности

    Прием "перепутанные логические цепочки". Учитель предлагает ряд понятий, терминов, в котором нарушена логическая последовательность. Задача учеников: выявить ошибку и исправить ее, аргументируя свой выбор.

    Логическая цепочка в форме игры помогает развивать воображение, при этом выстраивая последовательность событий аргументировано. Игра проходит в устной форме. Ученикам предлагается первое звено цепочки, которое начинается со слова "Чтобы…": Чтобы съесть яблоко, нужно сорвать его с дерева. Задача учеников: продолжить ряд, совершив своеобразное "путешествие в прошлое": Чтобы сорвать яблоко с дерева, нужно это дерево вырастить. Чтобы вырастить дерево, нужно его посадить. И т.д.

Для контроля знаний

Варианты:

    Можно использовать логические цепочки, построенные по принципу соотнесения. То есть, требуется соотнести понятия, термины из первого столбика с понятиями, толкованиями во втором столбике.

    Каждый ученик получает карточку, на которой указан 1 предмет, явление и т.д. Задача учащихся: составить логические цепочки по определенной теме, посмотрев, что написано у одноклассников. Работу удобнее проводить в группах или по рядам (1 группа - 1 логическая цепочка).

Это лишь несколько вариантов использования приема. Каждый учитель с легкостью может адаптировать стратегию "Логической цепочки" для своего урока, ориентируясь на цели и планируемые УУД.

Прием синквейн на уроке.

Что это такое и как писать синквейны?

Синквейн - это методический прием, который представляет собой составление стихотворения, состоящего из 5 строк. При этом написание каждой из них подчинено определенным принципам, правилам. Таким образом, происходит краткое резюмирование, подведение итогов по изученному учебному материалу. Синквейн является одной из технологий критического мышления, которая активирует умственную деятельность школьников, через чтение и письмо. Написание синквейна - это свободное творчество, которое требует от учащегося найти и выделить в изучаемой теме наиболее существенные элементы, проанализировать их, сделать выводы и коротко сформулировать, основываясь на основных принципах написания стихотворения.

Считается, что синквейн возник, основываясь на принципах создания восточных поэтических форм. Изначально большое значение придавалось количеству слогов в каждой строчке, расстановке ударений. Но в педагогической практике всему этому не уделяется много внимания. Основной акцент делается на содержание и на принципы построения каждой из строк.

Правила построения синквейна

    Первая строчка стихотворения - это его тема. Представлена она всего одним словом и обязательно существительным.

    Вторая строка состоит из двух слов, раскрывающих основную тему, описывающих ее. Это должны быть прилагательные. Допускается использование причастий.

    В третьей строчке , посредством использования глаголов или деепричастий, описываются действия, относящиеся к слову, являющемуся темой синквейна. В третьей строке три слова.

    Четвертая строка - это уже не набор слов, а целая фраза, при помощи которой составляющий высказывает свое отношение к теме. В данном случае это может быть как предложение, составленное учеником самостоятельно, так и крылатое выражение, пословица, поговорка, цитата, афоризм, обязательно в контексте раскрываемой темы.

    Пятая строчка - всего одно слово, которое представляет собой некий итог, резюме. Чаще всего это просто синоним к теме стихотворения.

При написании синквейна в дидактической практике допускаются незначительные отклонения от основных правил его написания. Так, например, может варьироваться количество слов в одной или нескольких строчках и замена заданных частей речи на другие.

В качестве примера приведем стихотворение, составленное детьми про сам данный метод обучения:

Синквейн
Образный, точный
Обобщает, развивает, обучает
«Сила речи состоит в умении выразить многое в немногих словах»
Творчество.

Как использовать синквейны на уроке?

Тема, выбранная для составления синквейна должна быть близкой и интересной учащимся. Лучших результатов можно достигнуть, если есть простор для эмоциональности, чувственности.

Не всегда дети сразу включаются в работу. Затруднения могут быть связаны с необходимостью анализа, осмысления темы, недостаточностью словарного запаса, непониманием определенных терминов, страхом ошибиться. Чтобы помочь ребятам, возникает необходимость задавать наводящие вопросы, расширять кругозор, поощрять любое стремление учеников, отвечать на возникающие у них вопросы.

Основной задачей учителя, применяющего метод синквейна на уроке, является необходимость продумать четкую систему логически взаимосвязанных элементов, воплощение которых в образы позволит учащимся осмыслить и запомнить материал предмета.

Как научить детей писать синквейн?

В первую очередь, необходимо рассказать, что синквейн - это стремление уместить в короткой форме свои знания, мысли, чувства, эмоции, ассоциации, это возможность выразить свое мнение, касающееся любого вопроса, предмета, события, явления, которое и будет являться основной темой произведения. Затем нужно объяснить основные правила написания пятистишия, для наглядности привести несколько примеров. И только после этого учитель объявляет тему, оговаривая время, отведенное на данную работу.

После завершения творческого процесса, дети, по желанию, зачитывают свои стихотворения. Если работа проходила, например, в качестве домашнего задания, учитель может зачитать (или попросить сделать это автора произведения) наиболее интересные варианты. В качестве примера можно попробовать составить один общий синквейн, записав его на доске. Допускается работа в парах или группах. Но наиболее эффективной считается индивидуальная работа, так как она позволяет учителю понять глубину понимания материала каждым из учеников.

Области применения

Синквейн как метод обучения универсален. Его можно применять к темам любого предмета школьной программы. Он позволяет заинтересовать учащихся, помогает лучше понять и осмыслить изучаемый материал. Составлять пятистишие достаточно просто, поэтому использовать его допустимо в работе с детьми любого возраста.

Синквейн - это особое стихотворение, которое является результатом анализа и синтеза уже имеющихся или только что полученных данных. Его можно использовать на стадии вызова, когда дети, еще до ознакомления с новой темой, составляют стихотворение, исходя из той информации, которая им известна на данный момент. Это позволяет учителю понять, что уже знают ребята по данному вопросу и даст возможность подкорректировать ту информацию, которую необходимо донести до детей для правильного усвоения ими материала.

На стадии осмысления написание синквейна позволяет учителю оценить, как учащиеся понимают изучаемую тему, разнообразит учебный процесс, делает его более интересным, ведь синквейн - это и игровая деятельность. В данном случае методика является сменой деятельности, способствующей некоторой эмоциональной разгрузке школьников.

А можно использовать на стадии рефлексии. Мысль, переведенная в образ, позволяет учителю оценить уровень понимания изученного материала учащимися. Синквейн относят к быстрому, но очень мощному инструменту рефлексии.

Составление синквейна - это творческая деятельность и чаще применяется при изучении гуманитарных предметов –- литературы, истории. Но для того, чтобы разнообразить учебный процесс, сделать его более интересным, можно использовать данный прием и на уроках, физики, например. После ознакомления с темой «Свет», учитель предлагает детям составить синквейн.

Ответьте, используя прилагательные, какой он? Яркий, теплый

Расскажите, используя глаголы, что он делает? Горит, озаряет, мерцает.

Составьте предложение или словосочетание, которое выражает отношение к теме, и является своеобразным выводом. Необходим людям.

Подведите итог, выразив его одним словом. Сияние.

На природоведении можно предложить детям составить стихи про времена года.

Лето
Жаркое, веселое
Гулять, играть, отдыхать.
Ждем с нетерпением.
Каникулы!

Весна
Теплая, яркая
Расцветает, зеленеет, радует.
Природа просыпается.
Здорово!

Варианты работы с синквейном

Помимо традиционного составления синквейна, возможны и другие виды работы с пятистишиями на уроке.

Составить рассказ, основой которого послужит уже готовое стихотворение. Желательно, при его составлении, использовать слова и фразы, использованные в заданном синквейне.

Отредактировать готовый синквейн, с целью усовершенствовать его.

Дописать синквейн. Для этого нужно проанализировать заданное стихотворение, определить недостающую часть и заполнить ее. Например, можно предложить стихотворение, в котором не указана тема. Применяя слова, ее характеризующие и раскрывающие, учащиеся должны понять, о чем идет речь:

Мимолетное, замирающее
Бежит, останавливается, лечит
Потрясающее явление
Жизнь.

Дети должны определить, что тема данного синквейна - «Время».

Прием корзина идей. Что это такое и как его использовать на уроке?

Алгоритм работы с приемом "Корзина идей"

По своему содержанию "Корзина идей" похожа на такие известные приемы, как «Мозговая атака» и "Кластер". В каждом случае предполагаются разные формы работы - и индивидуальная, и групповая, и каждый из приемов позволяет высказывать любые суждения - без их оценивания и анализа. Но, к примеру, кластер помогает лучше увидеть логические цепочки, в то время как "Корзина идей" всего лишь определяет "поле интересов". Если хотите, это "облако тегов", которые будут обсуждаться и анализироваться в процессе урока.

Итак, алгоритм работы с "Корзиной идей":

    Объявляется тема урока.

    Индивидуальная работа. Каждый ученик тезисно записывает в тетради все, что ему известно по теме. Этот этап длится недолго - 2-3 минуты.

    Работа в парах или в группах. Учащиеся обмениваются информацией, выясняя, в чем совпали их мнения, а в чем возникли разногласия. Время проведения - 3 минуты.

    Работа с классом. На этом этапе каждая группа высказывает свое мнение по теме, приводит свои знания или высказывает идеи по данному вопросу. Причем ответы не должны повторятся. Все высказывания учитель кратко записывает на доске.

В "корзину" скидывается все, что имеет отношение к теме урока: идеи, имена, даты, факты, предположения, термины и т.д.

Важно! Предложения, предположения и идеи не критикуются и не оцениваются. На данном этапе идет просто сбор информации.

Обычно учителям трудно выступать нейтральным слушателем: мы привыкли поправлять, исправлять, указывать на ошибки. Отход от этого давления авторитета и есть одно из наиболее трудновыполнимых требований технологии критического мышления.

    Все идеи и предложения осмысливаются и анализируются в дальнейшем ходе урока. Постепенно из "корзины" должны исчезнуть все неправильные или некорректные утверждения, а остаться "выжимка" из верных.

    На этапе рефлексии можно снова обратиться к "Корзине идей", чтобы подвести итог урока.

Нюансы использования приема "Корзина идей"

    Прием ТРКМЧП "Корзина идей" можно использовать как для подготовки к восприятию большой по объему новой информации, так и для разрешения актуальных проблем, возникающих по ходу урока.

    Во время высказывания учащимися их идей и предположений, старайтесь требовать полных ответов. Таким образом, прием будет работать и для развития устной речи и навыков логического изложения.

    На этапе записи учителем идеи и мнений, записываются все, даже ошибочные и неверные. Никакой критики и анализа! Ваша цель: в ходе урока подвести учащихся к анализу своих ошибок.

    Если тема урока совершенно не известна, то можно попросить учащихся высказать свои предположения и домыслы - что они представляют и что они предполагают сегодня узнать.

Прием "Дерево предсказаний" на уроках в школе: варианты применения

Прием "дерево предсказаний" был разработан американским ученым Дж. Беллансом для работы с художественным текстом. В адаптированном варианте этот прием впервые стал применяться на уроках по развитию критического мышления через чтение и письмо. Стратегия метода помогает развивать образное мышление, соотносить аргументы и факты, развивать фантазию и умение мыслить перспективно. Прием может использоваться на уроке любого типа по любому предмету. В примерах рассмотрим, на какой стадии урока может быть использовано "Дерево предсказаний".

Алгоритм работы с приемом

На доске рисуется силуэт дерева:

Ствол дерева - это выбранная тема, ключевой вопрос темы, смоделированная или реальная ситуация, которые предполагают множественность решений.

Ветви дерева - это варианты предположений, которые начинаются со слов: "Возможно,…", "Вероятно,…". Количество ветвей не ограничено.

Листья дерева - обоснование, аргументы, которые доказывают правоту высказанного предположения (указанного на ветви).

На уроках, построенных по методу РКМ, прием "Дерево предсказаний" применяется на стадии вызова и анализируется на стадии размышления, или рефлексии.

Пример дерева предсказаний на уроке обществознания

Примеры работы с приемом Дерево предсказаний При изучении текста на уроках литературы (географии, истории)

Текст произведения читается не до конца. Строится дерево предположений, у которого ветви будут содержать варианты возможных концовок. В качестве аргументов важно предоставить факты, взятые из самого текста произведения (Какие ситуации предполагают такое развитие события? Какие качества героя могут повлиять на ситуацию?).

При изучении новой темы

Прием "дерево предсказаний" может помочь актуализировать знания и составить прогнозы по поводу новой темы.

Например, на уроке математике вы собираетесь изучать теорему Пифагора. На дереве предсказаний в качестве ветвей появятся предположения учеников о том, какие аксиомы, возможно, будут использованы.

На этапе закрепления материала и контроля знаний

Для этого этапа урока прием "дерево предсказаний" используется как способ проверить, насколько ученики освоили тему и умеют аргументировано отстаивать свою точку зрения. При этом предсказания могут быть самыми фантастическими, важно - умение доказать, привести правильные аргументы и предпосылки такого развития событий.

Например, на уроке обществознания вы закончили тему о политическом режиме в Российской Федерации. Теперь строите вместе с учениками "дерево предсказаний", у которого в качестве "ствола" (темы) будет предложен вопрос: Политическая ситуация в РФ через 20/50 лет. Для "ветвей" ученики приводят свои прогнозы: "усиление/ослабление демократических основ", "усиление централизации власти", "возврат к однопартийной структуре" и т.д. Важно, чтобы заполнялись "листья" дерева, где будут указаны аргументы и предпосылки такой вероятности.

Для рефлексии

В облегченном варианте прием используют для рефлексии. В начале урока учащиеся высказывают ожидания от урока (оформляются в виде "листочков"). Ожидания могут касаться темы урока, эмоций, намерений учеников. В конце урока, при подведении итогов, анализируются высказанные предположения и на дереве остаются только те, которые подтвердились.

Это лишь несколько вариантов использования приема "Дерево предсказаний". Наверняка, каждый учитель сможет адаптировать его для своих целей.

  • II. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ВЫПОЛНЕНИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ
  • III. УЧЕБНО – МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ПО КУРСУ «ИСТОРИЯ ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ К. XIX – НАЧ. XX В.»
  • Задачи реализации метода

    Развитие учащихся (в частности, развитие логического мыш­ления) через организацию интенсивной коммуникации, рефлек­сивной деятельности, смыслотворчества.

    Рамочные условия реализации метода

    1. Оптимальное количество участников - до 30 человек.

    2. Необходимое оборудование: карточки-звенья (компоненты)
    логической цепочки; заранее разработанное содержание (звенья и
    логика их расположения) 2-3 логических цепочек, которые будут
    предложены для построения группе участников.

    3. Время реализации метода -10-15 минут.
    Алгоритм реализации метода

    1. Педагог знакомит учащихся с условиями реализации метода:
    каждому предлагается на выбор одна из карточек, на которой на­
    писано либо слово, либо словосочетание. Эта карточка и ее обла­
    датель являются одним из звеньев логической цепочки, которую
    необходимо выстроить, организовав взаимодействие с другими
    участниками. Карточки (звенья) необходимо выстроить в опреде­
    ленной логике, обосновав эту логику. На первой карточке (звене),
    с которой начинается логическая цепочка, должно быть обобщаю­
    щее слово или словосочетание, дающее название всей логической
    цепочке; необходимо выстроить 2-3 логические цепочки.

    2. Участникам предлагается взять на выбор по одной карточке.
    Все карточки - звенья 2-3 логических цепочек перемешаны и пере­
    вернуты так, чтобы участники не видели, что на них написано, и
    располагаются на папке, которую педагог проносит по аудитории.

    3. После того как карточки розданы участникам, педагог пред­
    лагает им организовать коммуникацию между собой, в результате
    которой необходимо построить 2-3 логические цепочки - одну сле-


    iu, другую справа в аудитории; напоминает, что нужно объяснить логику построения «цепочки», расположения ее звеньев.

    4. Участники осуществляют взаимодействие между собой, выс-
    праивая логические цепочки (определяют, кто в какой цепочке дол-
    жсн быть и в какой последовательности, объясняя ее логику).

    5. Когда логические цепочки построены, участники (начинают
    Те, кто первым выстроил логическую цепочку) поочередно объяв­
    ляют название цепочки, перечисляют в логической последователь­
    ности все звенья цепочки, а затем объясняют), это может сделать
    л ибо один, либо несколько участников) логику расположения зве­
    ньев цепочки.

    6. После представления участниками построенных логических
    цепочек педагог либо соглашается с предложенными вариантами,
    л ибо перестраивает логические цепочки по своему сценарию, объяс­
    няя логику их построения.

    7. Организуется рефлексия состоявшегося взаимодействия.
    Комментарий

    В ходе взаимодействия участников по построению логических цепочек педагог корректирует и стимулирует это взаимодействие, стремясь к меньшим затратам времени и конструктивности взаи­модействия.

    Примеры логических цепочек

    Вариант 1. Логическая цепочка «Шкаф».

    Компоненты (звенья) логической цепочки (состав и логика рас­положения): шкаф, полка, шляпа, галстук, вешалка, брюки, ру­башка, костюм, плащ, пальто, моль, полынь.

    логическая цепочка называет­ся «Шкаф»: в шкафу есть полка, на которой могут лежать шляпа и галстук; на вешалку мы сначала повесим брюки, затем рубашку, пиджак, плащ и пальто; в шкафу иногда заводится моль, средством против моли является полынь.

    Вариант 2. Логическая цепочка «Лес».

    Компоненты (звенья) логической цепочки (состав и логика рас­положения): лес, сосна, ель, береза, дуб, лещина, боярышник, мож­жевельник, черника, лютик, ромашка, груздь.

    Объяснение построения цепочки: логическая цепочка называет­ся «Лес». В основе ее построения лежит принцип ярусности леса:



    52 _______________________________________________

    Как вам известно, мозг человека состоит из двух полушарий, отвечающих за разные мыслительные процессы. Во всяком случае, так утверждают ученые, и на этом принципе строится вся педагогика.

    Особенности мышления

    Правое полушарие ответственно за логическое мышление, а левое – за творческое. Задача родителей и педагогов – совершенствовать оба типа мышления. Однако если с творческим мышлением в отношении дошкольников более-менее понятно (дети любят придумывать, фантазировать, нужно только дать им тему), то с логическим мышлением дела обстоят сложнее. В три-пять лет малыш еще не может анализировать и обобщать в силу своего раннего возраста. Способность к обобщению, а значит, к нахождению логических связей между явлениями формируется значительно позже. Но это не значит, что можно пустить этот процесс «плыть по течению» и спокойно дожидаться школы, где «научат всему». Игра «Логические цепочки» легко решает данную проблему в отношении детей дошкольного возраста. Здесь следует дать объяснение, что такое игра под названием «Логическая цепочка», так как иногда не все взрослые имеют о ней понятие. Эта игра встречается нам на каждом шагу. Самый простой пример – кроссворды, ребусы. Многие из нас любят разгадывать их на досуге. Более сложный вариант - матрицы, где ставится задача найти закономерность и восстановить логическую цепочку. Простые ребусы и матрицы можно предложить детям.

    Как работать с материалами?

    На нашем сайте вы найдете примеры таких заданий. Распечатайте несколько наиболее понравившихся, и принимайтесь за дело. Например, в некоторых из них малыша попросят заполнить логическую цепочку, установив закономерность в порядке расположения предметов в клетках. Для этого в пустые клетки дорисовываем или вклеиваем картинки какого-либо предмета согласно последовательности его расположения в таблице. Другой похожий способ – дать ребенку образец и предложить продолжить логическую цепочку. Эта игра более простая, поскольку делается по заданному образцу и не требует дополнительного анализа. Его можно использовать для дошкольников, только начинающих изучать логические связи. Однако в этом случае пример должны быть более объемным, иначе ребенок не сможет выявить закономерность, задание покажется ему скучным и неинтересным, и вы рискуете выработать у малыша с детства неприятие подобного рода заданий. В целом, возраст, когда можно применять данную методику, - от 3 лет (в зависимости от общей развитости ребенка). Малыш уже готов анализировать, знает простые числа, умеет обобщать предметы в группы. Следующий шаг – учить его логически мыслить.

    Чтобы заинтересовать дошкольника, распечатайте цветные картинки. Игра должна привлечь внимание ребенка. Начните с простого, даже если малыш уже взрослый. Покажите ему самый простой пример. Постепенно увеличивайте сложность. Вы увидите, как ребенок сам будет заинтересован в решении подобных задачек. Сначала создателями цепочек будут родители, воспитатели, но затем малыш сможет строить их сам, чередуя картинки.

    Итак, игра под названием «Логическая цепочка» – универсальный способ развития логического мышления, без которого современный человек не способен выжить в обществе, даже при наличии хороших творческих задатков. Любой порыв фантазии нужно подчинить законам природы и общественной организации, чтобы он обрел полезную и действенную для других людей форму. Способность творить должна ложиться на твердую логическую основу, тогда вы получите действительно всесторонне развитую личность, готовую делать великие открытия в этом мире.

    Материалы для игр

    Здесь Вы можете бесплатно скачать материалы на развитие логического мышления у ребенка.

    Логическая цепочка из осенних листиков:

    Логическая цепочка с животными и насекомыми:

    Животные:

    Прием «Перепутанные логические цепочки».

    Вариант «а»: Модификация приема «Ключевые термины». Дополнительным моментом является расположение на доске ключевых слов в специально «перепутанной» логической последовательности. После знакомства с текстом, на стадии «рефлексии» студентам предлагается восстановить нарушенную последовательность.

    Вариант «б»: На отдельные листы выписываются 5-6 событий из текста (как правило, историко-хронологического или естественно-научного). Демонстрируются перед студентами в заведомо нарушенной последовательности. Студентам предлагается восстановить правильный порядок хронологической или причинно-следственной цепи. После заслушивания различных мнений и придя к более или менее единому решению, преподаватель предлагает студентам познакомиться с исходным текстом и определить: верны ли были их предположения. Форма способствует развитию внимания и логического мышления. Более применима при изучении информативно-содержательных текстов.

    Эффективным приемом, развивающим комплекс интеллектуальных умений критического мышления студентов, является «Написание аннотаций и рецензий». Это два жанра публицистического стиля речи, близкие по целям (заинтересовать, увлечь читателя, предоставить возможность выразить свое мнение, выявить достоинства и недостатки книги, статьи и т.д.), хорошо знакомы студентам. Аннотация − это краткая характеристика произведения, излагающая его содержание в вопросительно-повествовательной форме, дающая ему оценку и указывающая на адресата-читателя. Рецензия − это письменный разбор, содержащий критический анализ и оценку предложенного для исследования материала.

    Суть приема «Чтение с остановками» − текст разбивается на отдельные части, которые читаются студентами поочередно. После каждой части задаются вопросы, связанные с содержанием и средствами художественной выразительности, с прогнозами студентов относительно дальнейшего развития событий, на которые студенты отвечают письменно. По завершении чтения идет обсуждение каждого вопроса (все студенты зачитывают свои ответы). Прием «Чтение с остановками» помогает прорабатывать материал детально. Кроме того, студенты имеют возможность пофантазировать, оценить факт или событие критически, высказать свое мнение. Здесь происходит обучение как критическому мышлению, так сказать рефлексивному, на стадии осмысления материала, так и творческому, на стадии прогнозирования событий. Эффективность такого занятия зависит от выбора литературного произведения для чтения: это должно быть произведение не знакомое студентам, с неожиданным развитием сюжета. Формулировка вопросов к тексту также требует серьезной проработки. Они должны дать студентам возможность самостоятельно сделать выводы о формирующем влияние характеристик текста на особенности его восприятия и зависимости восприятия от индивидуальных читательских качеств.

    Типы вопросов, стимулирующих развитие критического мышления:

    - «перевод» и интерпретация (перевод информации в новые формы и определение взаимосвязи между событиями, фактами, идеями, ценностями);

    Память (формальный уровень) – узнавание и вызов полученной информации;

    Оценка – субъективно-личностный взгляд на полученную информацию с последующим формированием суждений и мнений;

    Синтез – логическое обобщение полученной информации, целостное восприятие причинно-следственных связей;

    Анализ – фрагментарное рассмотрение явления, выделение «частного» в контексте «общего»;

    Применение – использование информации как средства для решения проблем в сюжетном контексте или же вне его.

    Прием «Верите ли вы…» можно использовать при знакомстве с биографией, например, выдающегосяу ченого. Сначала педагог демонстрирует фотографии или портреты, а затем предлагает утверждения. Желание студентов убедиться в своей правоте, узнать истину заставляет их с большей осмысленностью и заинтересованностью отнестись к лекции.

    Прием «Оживи картину». Суть приема заключается в том, что студентам предъявляется какая – либо картина и предлагается ответить на серию вопросов о мыслях и чувствах, вызванных картиной. При этом точка зрения может отражать не только мнение автора или зрителя, но и ощущения объектов, изображенных на данной картине. Фантазия при работе над «оживлением» картины столь безгранична, что можно смело говорить о развитии творческого мышления студентов.

    Прием «Корзина» идей, понятий, имен − это прием организации индивидуальной и групповой работы студентов на начальной стадии занятии, когда идет актуализация имеющегося у них опыта и знаний. Он позволяет выяснить все, что знают или думают студенты по обсуждаемой теме занятия. На доске можно нарисовать значок корзины, в которой условно будет собрано все то, что все студенты вместе знают об изучаемой теме. Обмен информацией проводится по следующей процедуре:

    1. Задается прямой вопрос о том, что известно студентам по той или иной проблеме.

    2. Сначала каждый студент вспоминает и записывает в тетради все, что знает по той или иной проблеме (строго индивидуальная работа, продолжительность 1-2 минуты).

    3. Затем происходит обмен информацией в парах или группах. Студенты делятся друг с другом известным знанием (групповая работа). Время на обсуждение − не более 3 минут. Это обсуждение должно быть организованным, например, студенты должны выяснить, в чем совпали имеющиеся представления, по поводу чего возникли разногласия.

    5. Все сведения кратко в виде тезисов записываются педагогом в «корзинке» идей (без комментариев), даже если они ошибочны. В корзину идей можно «сбрасывать» факты, мнения, имена, проблемы, понятия, имеющие отношение к теме занятия. Далее в ходе занятия эти разрозненные в сознании студента факты или мнения, проблемы или понятия могут быть связаны в логические цепи.

    На стадии осмысления (реализации смысла) происходит непосредственный контакт с новой информацией через лекцию, текст, фильм, материал учебника, работа ведется индивидуально или в парах. Студенты читают, слушают, смотрят, делают опыты, при этом используют предлагаемые педагогом активные методы чтения, делают пометки на полях или ведут записи по мере осмысления новой информации. Преподаватель поддерживает интерес, активность студентов и создает условия для активного восприятия новой информации.

    Стратегия «Бортовой журнал». Бортовые журналы - обобщающее название различных приемов обучающего письма, согласно которым студенты во время изучения темы записывают свои мысли. Встретив в тексте ключевые моменты, студенты заносят их в свой бортовой журнал. При чтении, во время пауз и остановок, студенты заполняют графы бортового журнала, связывая изучаемую тему со своим видением мира, со своим личным опытом.

    Возможная схема использования стратегии «Бортовой журнал»:

    Преподаватель объясняет, каким образом необходимо работать с «бортовым журналом»;

    В течение 10-15 минут преподаватель читает лекцию для всей аудитории;

    Студенты в течение 5 минут заполняют свои «бортовые журналы» (ключевые слова, рисунки, связь с опытом т.д.);

    Студенты в парах, а затем − в группе обсуждают содержание своих журналов, отвечают на вопросы друг друга, а в некоторых случаях − обращаются за консультацией к преподавателю (5-8мин.)

    Бланк «Бортовой журнал»

    ИМЯ_____________________________ТЕМА_________________________

    ДАТА____________________________ВРЕМЯ РАБОТЫ_______________

    КЛЮЧЕВЫЕ ПОНЯТИЯ СООБЩЕНИЯ

    РИСУНОК (СХЕМА)

    Связи, которые я могу установить

    Прием «Инсерт» позволяет студенту отслеживать свое понимание прочитанного текста. Технически он достаточно прост. Студентов необходимо познакомить с рядом маркировочных знаков и предложить им по мере чтения ставить их карандашом на полях специально подобранного и распечатанного текста. Помечать следует отдельные абзацы или предложения в тексте. Значки: «Ö»− это я знал; «+» − новая информация; «-» − противоречит моим представлениям; «?» − информация непонятна или недостаточна.

    Данный прием требует от студента не привычного пассивного чтения, а активного и внимательного. Он обязывает не просто читать, а вчитываться в текст, отслеживать собственное понимание в процессе чтения текста или восприятия любой иной информации. На практике студенты просто пропускают то, что не поняли. И в данном случае маркировочный знак «вопрос» обязывает их быть внимательным и отмечать непонятное. Использование маркировочных знаков позволяет соотносить новую информацию с имеющимися представлениями.

    Прием «Маркировочная таблица».

    После прочтения текста обучающийся составляет маркировочную таблицу, в каждый столбик которой вписываются предложения с соответствующими пометками:

    + - Ö ?

    Материал обсуждается в парах, один от пары сообщает информацию, которая фиксируется преподавателем на доске. Обсуждение информации способствует ее систематизации и дает возможность ответить на возникшие вопросы.

    Прием «Зигзаг». Студенты самостоятельно работают с текстом и затем обучают друг друга по изученному вопросу. Во время объяснения материала ведутся такие дневники, состоящие из двух частей: в первой части − конспект излагаемого материала, очень важно во время объяснения не перебивать докладчика, поэтому возникающие вопросы или неясные моменты фиксируются во второй части и затем к ним возвращаются. Работать с такими дневниками можно и во время лекции, читаемой преподавателем. Особенно полезно использовать двойные дневники, когда студенты получают задание самостоятельно изучить какой-то большой текст дома. В этом случае возможно оговорить заранее, сколько записей (как минимум) должен сделать студент при чтении.

    ПОМЕТКИ ВОПРОСЫ

    Двойные дневники дают возможность обучающимся тесно увязать содержание текста со своим личным опытом, удовлетворить свою природную любознательность.

    Таким образом, использование различных видов работы в течение занятия позволяет поддерживать внимание студентов на высоком уровне, снижает утомляемость и перенапряжение. Нестандартная форма проведения занятия дает возможность для самовыражения и творчества студентов и преподавателя.

    На стадии размышления (рефлексии) происходит творческая переработка, анализ, интерпретация, оценка изученной информации. Работа ведется на аудиторию, в группах, в парах, индивидуально. Педагог возвращается к предыдущим представлениям и ведет активную перестройку представлений с включением новых понятий, внесением дополнений и изменений, проводит закрепление полученных знаний и формирует долговременные знания. Студенты соотносят «старую» информацию с «новой»; стараются выражать мысли своими словами (присваивают информацию); свободно аргументируют, обмениваются идеями друг с другом (знакомятся с различными представлениями), анализируют собственные мыслительные операции.

    На стадии размышления (рефлексии) рекомендуется заполнять кластеры, таблицы. Устанавливать причинно-следственные связи между блоками информации; возвращаться к ключевым словам, логическим цепочкам, верным и неверным утверждениям; получать ответы на поставленные вопросы; проводить организацию устных и письменных круглых столов и дискуссий; писать творческие работы синквейны, эссе; проводить исследования по отдельным вопросам темы и т.д.

    Прием «Написание синквейна». В переводе с французского слово «синквейн» означает стихотворение, состоящее из пяти строк, которое пишется по определенным правилам. Используется как способ синтеза материала. Лаконичность формы развивает способность резюмировать информацию, излагать мысль в нескольких значимых словах, емких и кратких выражениях. В чем смысл этого методического приема? Составление синквейна требует от студента в кратких выражениях резюмировать учебный материал, информацию, что позволяет рефлексировать по какому-либо поводу. Это форма свободного творчества, но по определенным правилам. Правила написания синквейна таковы. На первой строчке записывается одно слово − существительное. Это и есть тема синквейна. На второй строчке надо написать два прилагательных, раскрывающих тему синквейна. На третьей строчке записываются три глагола, описывающих действия, относящиеся к теме синквейна. На четвертой строчке размещается целая фраза, предложение, состоящее из нескольких слов, с помощью которого ученик высказывает свое отношение к теме. Это может быть крылатое выражение, цитата или составленная учеником фраза в контексте с темы. Последняя строчка − это слово-резюме, которое дает новую интерпретацию темы, позволяет выразить к ней личное отношение. Понятно, что тема синквейна должна быть по-возможности, эмоциональной. В итоге получаются правила написания синквейна:

    1. Первая строка – тема стихотворения, выраженная ОДНИМ словом, обычно именем существительным;

    2. Вторая строка – описание темы в ДВУХ словах, как правило, именами прилагательными;

    3. Третья строка – описание действия в рамках этой темы ТРЕМЯ словами, обычно глаголами;

    4. Четвертая строка – фраза из ЧЕТЫРЕХ слов, выражающая отношение автора к данной теме;

    5. Пятая строка – ОДНО слово – синоним к первому, на эмоционально-образном или философско-обобщенном уровне повторяющее суть темы.

    Как показывает опыт, синквейны могут быть полезны в качестве:

    1) инструмента для синтезирования сложной информации;

    2) способа оценки понятийного багажа студентов;

    3) средства развития творческой выразительности.

    Прием «Написание синквейна» позволяет не только активизировать лексические единицы в речи студентов, но и употребить их в связном высказывании, добавив недостающие члены предложения.

    Прием «Диамант» (или двойной синквейн) - это стихотворение, состоящее из семи строк, в каждой из которых (как и в синквейне) заранее определены количество слов и даже возможные части речи:

    1. Первый герой стихотворения - одно существительное;

    2. Описание первого героя - два прилагательных;

    3. Действия первого героя - три глагола (причастия, деепричастия);

    4. Фраза, связующая двух героев стихотворения, устанавливающая их отношения (4 слова, но не обязательно) - любые части речи;

    5. Действия второго героя - три глагола (причастия, деепричастия);

    6. Описание первого героя - два прилагательных;

    7. Второй герой стихотворения - одно существительное антоним/антипод первому герою или его метаморфоза/перевоплощение.

    Союзы, предлоги, междометия и частицы можно использовать свободно в любой строке. В диаманте может быть либо одна рифма на все семь строк, либо две или три (тогда возникают варианты рифмовки), но нерифмующихся строк быть не должно.

    Прием «Текст на одну букву». Студентам предлагается составить предложение, характеризующие какой-либо предмет, явление, но все слова в тексте должны начинаться с одной и той же буквы. Необходимо стремиться включать в предложение как можно больше слов, не менее трех. Студенты выполняют работу в группах, затем читают написанное и анализируют.

    Прием «Написание эссе». Эссе − письменные размышления на заданную тему. Этот вид работы особенно эффективен, если студенты пишут его «по горячим следам», не продумывая тщательно план или структуру. Это позволяет заинтересовать, увлечь обучающихся, предоставить им возможность выразить свое мнение. Этот вид письменного задания применяется, для подведения итога по изучаемой теме. Студенты отвечают на два вопроса:

    Что они узнали по изучаемой теме?

    Что хотели бы узнать? (или задать вопрос, на который они не получили ответа).

    Прием «Мозговая атака». Не путать с психологическим приемом стимулирования творчества «мозговой штурм». При этом оба эти словосочетания являются вариантами русского перевода английского термина «brainstorming», однако используются в разных сферах и выполняют разные функции. Как методический прием мозговая атака используется в технологии критического мышления с целью активизации имеющихся знаний на стадии «вызова» при работе с фактологическим материалом.

    1 этап: Студентам предлагается подумать и записать все, что они знают или думают, что знают, по данной теме;

    Жесткий лимит времени на 1-м этапе 5-7 минут;

    При обсуждении идеи не критикуются, но разногласия фиксируются;

    Оперативная запись высказанных предложений.

    Возможна индивидуальная, парная и групповая формы работы. Как правило, их проводят последовательно одну за другой, хотя каждая может быть отдельным самостоятельным способом организации деятельности. Примечание: парная мозговая атака очень помогает студентам, для которых сложно высказать свое мнение перед большой аудиторией. Обменявшись мнением с товарищем, такой студент легче выходит на контакт со всей группой. Разумеется, работа в парах позволяет высказаться гораздо большему числу студентов.

    Уважение к различным точкам зрения ее участников;

    Совместный поиск конструктивного решения возникших разногласий.

    Групповая дискуссия может использоваться как на стадии вызова, так и на стадии рефлексии. При этом в первом случае ее задача: обмен первичной информацией, выявление противоречий, а во втором – это возможность переосмысления полученных сведений, сравнение собственного видения проблемы с другими взглядами и позициями. Форма групповой дискуссии способствует развитию диалогичности общения, становлению самостоятельности мышления.

    Прием «Продвинутая лекция». Суть предлагаемой формы состоит в особой организации лекции с применением активной учебной модели «вызов – осмысление – рефлексия». Педагог видоизменяет традиционную форму лекции, чтобы стимулировать студентов к активному слушанию и критическому мышлению.

    Алгоритм действий (возможны варианты):

    1. Вызов. Подготовительная деятельность. Представление темы. Проблемный вопрос по содержанию лекции. (Работа в парах: обсуждение и запись имеющихся соображений для ответа, информационный прогноз, выступления от пар, фиксирование на доске высказанных идей).

    3. Осмысление. Педагог зачитывает первую часть лекции.

    4. Рефлексия. Предварительное подведение итогов. (Индивидуальное задание: выделение главного – письменный ответ. Работа в парах: обсуждение прогноза с услышанным материалом, обсуждение в паре, формулировка общего ответа, выступления от пар).

    5. Повторный вызов. Анонс содержания второй части лекции. Проблемный вопрос. (Работа в парах: обсуждение и запись имеющихся соображений для ответа, информационный прогноз, выступления от пар, фиксирование на доске высказанных идей). Задание для студентов (аналогичное пункту − 2).

    6. Осмысление. Педагог зачитывает вторую часть лекции.

    7. Рефлексия. Подведение итогов. (Работа в парах: обсуждение прогноза с услышанным материалом, выступления от пар).

    8. Итоговая рефлексия. Задание группе: индивидуальная самостоятельная работа – письменный ответ на общий глобальный вопрос по материалу лекции. Форма – 10-минутное эссе.

    9. Работы сдаются педагогу. Используются как показатель усвоения студентами содержания лекции, а также как материал для подготовки следующего занятия.

    Предметная область лекций не ограничена. Задания и способы организации индивидуальной и коллективной деятельности могут варьироваться .

    Прием «Таблица «З-Х-У» («Знаю – Хочу знать – Узнал»). Один из способов графической организации и логико-смыслового структурирования материала. Форма удобна, так как предусматривает комплексный подход к содержанию темы.

    1 шаг: До знакомства с текстом обучающиеся самостоятельно или в группе заполняют первый и второй столбики «Знаю», «Хочу узнать».

    2 шаг: По ходу знакомства с текстом или же в процессе обсуждения прочитанного, обучающиеся заполняют графу «Узнали».

    3 шаг: Подведение итогов, сопоставление содержания граф.

    Дополнительно можно предложить студентам еще 2 графы – «Источники информации», «Что осталось не раскрыто».

    Прием «Взаимоопрос». Один из способов работы в парах. Используется на стадии «осмысления». Технология применения: два студента читают текст, останавливаясь после каждого абзаца, и задают друг другу вопросы разного уровня по содержанию прочитанного. Данная форма способствует развитию коммуникативных навыков.

    Прием «Выглядит, как…», «Звучит, как…». Этот прием направлен на «присвоение» понятий, терминов. На стадии вызова студентам предлагается записать в соответствующие графы зрительные и слуховые ассоциации, которые возникают в связи с данным словом или понятием.

    Прием «Таблица тонких и толстых вопросов». Таблица «тонких» и «толстых» вопросов может быть использована на любой из трех стадий занятия. Если мы пользуемся этим приемом на стадии вызова, то это будут вопросы, на которые студенты хотели бы получить ответы при изучении темы. На стадии осмысления содержания прием служит для активной фиксации вопросов по ходу чтении, слушания. При рефлексии – для демонстрации понимания пройденного.

    Форма таблицы «тонких» и «толстых» вопросов



    Понравилась статья? Поделиться с друзьями: