Нормативные правовые акты в трудовом праве. Распределение полномочий. Подзаконные нормативные правовые акты как источники трудового права Нормативные правовые акты трудового законодательства

Ст 5 ТК РФ с комментариями и изменениями 2018-2019 года.

Регулирование трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами осуществляется:

  • трудовым законодательством (включая законодательство об охране труда), состоящим из настоящего Кодекса, иных федеральных законов и законов субъектов Российской Федерации, содержащих нормы трудового права;
  • иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права:
  • указами Президента Российской Федерации;
  • постановлениями Правительства Российской Федерации и нормативными правовыми актами федеральных органов исполнительной власти;
  • нормативными правовыми актами органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации;
  • нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

Трудовые отношения и иные непосредственно связанные с ними отношения регулируются также коллективными договорами, соглашениями и локальными нормативными актами, содержащими нормы трудового права.

Нормы трудового права, содержащиеся в иных федеральных законах, должны соответствовать настоящему Кодексу.

В случае противоречий между настоящим Кодексом и иным федеральным законом, содержащим нормы трудового права, применяется настоящий Кодекс.

Если вновь принятый федеральный закон, содержащий нормы трудового права, противоречит настоящему Кодексу, то этот федеральный закон применяется при условии внесения соответствующих изменений в настоящий Кодекс.

Указы Президента Российской Федерации, содержащие нормы трудового права, не должны противоречить настоящему Кодексу и иным федеральным законам.

Постановления Правительства Российской Федерации, содержащие нормы трудового права, не должны противоречить настоящему Кодексу, иным федеральным законам и указам Президента Российской Федерации.

Нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти, содержащие нормы трудового права, не должны противоречить настоящему Кодексу, иным федеральным законам, указам Президента Российской Федерации и постановлениям Правительства Российской Федерации.

Законы субъектов Российской Федерации, содержащие нормы трудового права, не должны противоречить настоящему Кодексу и иным федеральным законам. Нормативные правовые акты органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации не должны противоречить настоящему Кодексу, иным федеральным законам, указам Президента Российской Федерации, постановлениям Правительства Российской Федерации и нормативным правовым актам федеральных органов исполнительной власти.

Органы местного самоуправления имеют право принимать нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, в пределах своей компетенции в соответствии с настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

Комментарий к статье 5 ТК РФ:

1. Статья 5 ТК РФ посвящена источникам трудового права. Прежде всего эта статья подчеркивает, что трудовые и непосредственно связанные с ними отношения регулируются трудовым законодательством, т.е. Трудовым кодексом, иными федеральными законами, законами субъектов РФ.

Таким образом, Трудовой Кодекс определяет понятие трудового законодательства. Оно состоит только из законов, причем как федеральных, так и субъектов РФ. Регулирование трудовых и непосредственно связанных с ними отношений законами, содержащими нормы трудового права, означает, что такие акты по отраслевой принадлежности могут быть актами трудового права, а могут не относиться к трудовому праву, но содержать правовые нормы о труде. Так, к источникам трудового права относится Закон о железнодорожном транспорте, который хотя не является в целом законом о труде, содержит ст. 25 и ст. 26, регулирующие трудовые отношения работников железнодорожного транспорта.

Понятие трудового законодательства в новой редакции ст. 5 соответствует отсылочным статьям Трудового кодекса, которые содержат указание не на законодательство, состоящее из всех нормативных правовых актов, а на закон, если тот или иной вопрос решается на данном уровне, или на закон и иные нормативные правовые акты по регулируемому ими вопросу. Этим обеспечивается точный адресат будущего нормативного правового акта.

2. Как следует из ст 5 ТК РФ с комментариями, регулирование трудовых и непосредственно связанных с ними отношений осуществляется в соответствии с Конституцией РФ, которая содержит принципиальные положения, определяющие основные начала Трудового кодекса и всех иных нормативных правовых актов о труде. Трудовые и непосредственно связанные с ними отношения регулируются (во многих случаях) законами и иными нормативными правовыми актами о труде, конкретизирующими положения ст. 37 Конституции РФ. Эта статья провозглашает свободу труда, запрещает принудительный труд, предусматривает право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждение за труд, право на защиту от безработицы, а также признает право на индивидуальные и коллективные трудовые споры, закрепляет право на отдых.

3. Содержание норм трудового законодательства определяется и федеральными конституционными законами. Одним из них является Закон о чрезвычайном положении. В нем содержатся нормы трудового права, предусматривающие изъятия из законов и иных нормативных правовых актов, определяющих правовой режим государственных органов, органов местного самоуправления и организаций, а также устанавливающих права и свободы граждан. Так, этот Закон предусматривает - на период действия чрезвычайного положения - возможность запрещения забастовок и иных способов приостановления или прекращения деятельности организаций, отстранения от работы руководителей государственных организаций в связи с ненадлежащим исполнением своих обязанностей и назначения других лиц временно исполняющими обязанности указанных руководителей.

4. Ст 5 ТК РФ гласит, что среди федеральных законов о труде основополагающим является Трудовой кодекс от 30 декабря 2001 г. с последующими изменениями и дополнениями. Последние изменения были внесены Федеральным законом от 30 декабря 2008 г. N 313-ФЗ (СЗ РФ. 2009. N 1. Ст. 21).

Трудовой кодекс закрепляет исходные принципиальные положения правового регулирования труда и в то же время достаточно подробно решает вопросы, возникающие в сфере труда между работниками и работодателями. Он имеет приоритет перед иными федеральными законами, содержащими нормы трудового права. Все эти законы должны соответствовать Трудовому кодексу. Такое соответствие обеспечивает единство законов, регулирующих трудовые и непосредственно связанные с ними отношения, а также играет важную роль в устранении законодательных противоречий, отрицательно отражающихся на правоприменительной практике.

Кодекс впервые устанавливает механизм, гарантирующий приоритет Трудового кодекса. В комментируемой статье указано, что в случае противоречий между Трудовым кодексом и иными федеральными законами, содержащими нормы трудового права, применяется Трудовой кодекс. Кроме того, предусмотрены последствия принятия нового федерального закона, противоречащего Трудовому кодексу. Такой закон применяется, если соответствующие изменения и дополнения внесены в Трудовой кодекс.

5. К источникам трудового права относятся указы Президента РФ. Указы Президента РФ, регулирующие трудовые отношения, не должны противоречить Трудовому кодексу и иным федеральным законам. Это требование подчеркивает подзаконность правотворческой деятельности Президента РФ. Указы Президента РФ позволяют своевременно решать вопросы регулирования трудовых отношений, определять особенности правового статуса некоторых категорий работников. Так, указами Президента РФ регулируется порядок подготовки и проведения аттестации государственных служащих, утвержден перечень должностей федеральной государственной службы, установлен размер денежного содержания федеральных государственных служащих (см., например: Положение о проведении аттестации государственных гражданских служащих Российской Федерации, утв. Указом Президента РФ от 1 февраля 2005 г. N 110 // СЗ РФ. 2005. N 6. Ст. 437).

6. Комментируемая статья гласит, что в систему нормативных правовых актов, регулирующих трудовые отношения, входят также постановления Правительства РФ. Эти постановления не должны противоречить Трудовому кодексу, федеральным законам и указам Президента РФ. Постановления Правительства РФ, содержащие нормы трудового права, издаются для решения вопросов, отнесенных к компетенции исполнительной власти Российской Федерации. Во многих случаях принимаются постановления Правительства РФ для реализации положений, предусмотренных Трудовым кодексом. Так, ст. 139 ТК устанавливает, что особенности порядка исчисления средней заработной платы определяются Правительством РФ с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений. В соответствии с этой статьей Постановлением Правительства РФ от 24 декабря 2007 г. N 922 утверждено Положение об особенностях порядка исчисления средней заработной платы (СЗ РФ. 2007. N 53. Ст. 6618).

7. Статья 5 ТК РФ говорит нам о том, что регулирование трудовых отношений осуществляется также подзаконными нормативными правовыми актами министерств и иных федеральных органов исполнительной власти. Эти акты не должны противоречить Трудовому кодексу, федеральным законам, а также указам Президента РФ и постановлениям Правительства РФ. Особое значение для регулирования трудовых отношений среди актов министерств и ведомств имеют постановления и разъяснения Минздравсоцразвития России, которому переданы функции бывшего Минтруда России. Постановления, принимаемые этим Министерством, а также разъяснения по применению нормативных актов в области труда и социальным вопросам обязательны для исполнения всеми министерствами, государственными комитетами и другими федеральными органами исполнительной власти, органами самоуправления и организациями. С помощью постановлений Минздравсоцразвития России обеспечивается единообразное решение вопросов, не имеющих региональных особенностей, предусматриваются условия применения постановлений Правительства РФ. Минздравсоцразвития России издает также постановления по вопросам компетенции Правительства РФ, которые по его прямому поручению переданы на разрешение Министерству. До реорганизации системы и структуры федеральных органов исполнительной власти такие постановления издавались Минтрудом России.

8. Положения комментируемой статьи основаны на п. "к" ч. 1 ст. 72 Конституции РФ, в соответствии с которым трудовое законодательство относится к совместному ведению Российской Федерации и ее субъектов. Это означает, что трудовые и тесно связанные с ними отношения регулируются актами как федерального, так и регионального уровня. Регулирование в сфере труда осуществляется с учетом предусмотренного Кодексом разграничения полномочий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов РФ. Круг вопросов, отнесенных к полномочиям федеральных органов государственной власти, определен ст. 6 ТК (см. коммент. к этой статье). В случае принятия федерального закона или иного нормативного правового акта Российской Федерации по вопросу, урегулированному ранее законом или иным нормативным правовым актом субъекта Федерации, региональное законодательство приводится в соответствие с актами федерального уровня.

Трудовой кодекс содержит и иное важное положение, относящееся к иерархии законов и иных нормативных правовых актов субъектов РФ. Эти законы не должны противоречить Трудовому кодексу и иным федеральным законам. Нормативные правовые акты органов исполнительной власти субъектов РФ не должны противоречить Трудовому кодексу, иным федеральным законам, указам Президента РФ, постановлениям Правительства РФ и нормативным правовым актам федеральных органов исполнительной власти.

9. Из комментария к статье 5 ТК РФ следует, что в системе нормативных правовых актов о труде имеются также акты органов местного самоуправления и локальные нормативные акты о труде. Первые определяют режим работы организаций, находящихся на территории соответствующего муниципального образования, регулируют иные вопросы в сфере труда: трудоустройство граждан, занятость населения, дополнительную социальную защиту многодетных семей и др.

Трудовой кодекс устанавливает иерархию актов органов местного самоуправления. Они не должны противоречить ТК, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, законам и иным нормативным правовым актам субъектов РФ.

Локальные нормативные акты о труде издаются руководителем организации в пределах своих полномочий и действуют только в рамках этой организации. Они могут быть приняты также работодателями - физическими лицами, являющимися индивидуальными предпринимателями.

10. Настоящий Трудовой кодекс с комментариями выделяет в качестве источников трудового права нормативные соглашения: коллективные договоры и соглашения. Их отличие от иных источников права заключается в том, что нормативные положения коллективных договоров и соглашений устанавливаются в договорном порядке, т.е. по соглашению работников и работодателей. Действие коллективного договора локализовано конкретной организацией, а также правомочием работодателя - физического лица, являющегося индивидуальным предпринимателем. Соглашения могут быть генеральными, региональными, территориальными, отраслевыми (межотраслевыми). При этом отраслевые (межотраслевые) соглашения заключаются на федеральном, региональном и территориальном уровнях.

11. Из комментария к ст 5 ТК РФ следует, что конституционные положения, касающиеся трудовых прав и свобод граждан, незыблемы. Любое умаление или отмена трудовых прав и свобод, закрепленных Конституцией РФ, является недействительным и не подлежит применению.

Конституционной Суд РФ и Верховный Суд РФ неоднократно признавали недействующими законы и иные нормативные правовые акты по причине их несоответствия Конституции РФ, устанавливающей трудовые права и свободы граждан.

Так, Конституционный Суд РФ в Постановлении от 15 марта 2005 г. N 3-П признал ст. 279 ТК (в ред. до принятия Федерального закона от 30 июня 2006 г. N 90-ФЗ), согласно которой в случае расторжения трудового договора с руководителем организации по решению уполномоченного органа юридического лица либо собственника имущества организации, либо уполномоченного собственником лица (органа) ему выплачивается компенсация в размере, определяемом трудовым договором, не соответствующей Конституции РФ в той мере, в какой она, не устанавливая гарантированный минимальный размер компенсации, полагающейся руководителю организации в указанном случае, допускает расторжение с ним трудового договора без выплаты справедливой компенсации.

Выплата компенсации, как указал Конституционный Суд РФ, - необходимое условие прекращения трудового договора с руководителем организации по п. 2 ст. 278 ТК.

В статье 5 ТК РФ указано, что верховный Суд РФ, основываясь на конституционных положениях, также признает недействительными некоторые нормативные правовые акты. Так, Верховный Суд РФ, учитывая, что запрет на занятие двух руководящих должностей на любых предприятиях, в учреждениях, организациях ограничивает конституционные права граждан на свободный труд, на свободное распоряжение своими способностями к труду, на выбор рода деятельности и профессии, своим решением от 14 декабря 2000 г. признал недействительным (незаконным) абз. 3 п. 1 Постановления Совмина СССР от 22 сентября 1988 г. N 1111 "О работе по совместительству", который предусматривал, что занятие двух руководящих должностей при работе по совместительству не допускается.

12. Постановление Пленума ВС РФ от 17 марта 2004 г. N 2 подчеркивает, что суд обязан разрешать трудовые споры на основании Конституции РФ, Трудового кодекса, других федеральных законов, иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, а также на основании общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров Российской Федерации, являющихся составной частью ее правовой системы. Если суд при разрешении трудового спора установит, что нормативный правовой акт, подлежащий применению, не соответствует нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, суд принимает решение в соответствии с нормативным правовым актом, имеющим большую юридическую силу. При этом необходимо иметь в виду, что если международным договором Российской Федерации, регулирующим трудовые отношения, установлены иные правила, чем предусмотренные законами или другими нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, то суд применяет правила международного договора.

Трудовое законодательство помогает решать вопросы, которые возникают между работником и работодателем по поводу трудовых отношений, которые имеются между ними. Есть несколько важных законов и нормативных актов, без которых нельзя обойтись в своей трудовой деятельности.

Главным документом по трудовому праву является Трудовой кодекс. Он регулирует общие основы трудовых отношений, без конкретики и специфики. Например, в одной из его статей сказано, что работодатель обязан оплачивать своему работнику ежегодный отпуск, а размеры и порядок оплаты регулируется другим законом.
Этот закон состоит из 424 статей, которые объединены в 62 главы. Каждая глава кодекса имеет важное значение при решении трудовых вопросов.
Трудовой кодекс важен и для работника, и для работодателя.

Гражданский кодекс

Если речь идёт о гражданско-правовых отношениях, то нормы ТК РФ применять нельзя. Для регулирования таких отношений необходимо ориентироваться на положения Гражданского кодекса, а в частности:

  • На главу 37 «Подряд»;
  • На главу 38 «Выполнение научно-исследовательских работ, опытно-конструкторских и технологических работ»;
  • На главу 39 «Возмездное оказание услуг»

Конституция РФ

К трудовой деятельности прямое отношение имеет Конституция нашей страны. В п. 2 ст. 7 сказано, что «труд охраняется государством», посредством установления минимального размера оплаты труда.
Также в ст. 37 сказано, что каждый гражданин нашей страны имеет право выбирать себе профессию и трудовую деятельность по своему усмотрению.
В Конституции говорится о преступности трудовой дискриминации по какому-либо признаку.

Административный кодекс

В ст. 37 Конституции сказано, что каждый гражданин имеет право на получение вознаграждения за свой труд. Если работодатель, который и должен выплачивать вознаграждение (то есть заработную плату и другие выплаты) не соблюдает своих обязанностей, то он подвергается административной ответственности по ст. 5. 27 и 5. 31 КоАП РФ за административное правонарушение.

Уголовный кодекс

В случаях регулярного нарушения трудового законодательства работодателем, то работодатель может быть подвергнут и уголовному наказанию в соответствии со ст. 145. 1 УК РФ.

Налоговый кодекс

Это федеральный закон связан с трудовым законодательством главой 23, в части исчисления и выплат подоходного налога с каждого работника, который работает по трудовому договору.
Положениями этой главы чаще пользуются бухгалтеры, чем работники. Однако последним нужно знать положения ст. 218 НК РФ о предоставлении стандартных налоговых вычетов лицам, имеющим детей.

В Законе РФ от 19. 04. 1991 года № 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации" даётся определение занятого и безработного гражданина, подходящей и неподходящей работы.
Этот закон регулирует предоставление гарантий со стороны государства занятым и безработным гражданам нашей страны.

Закон Об охране труда

Федеральный закон от 17. 07. 1999 года № 181-ФЗ "Об основах охраны труда в Российской Федерации" говорит о том, что каждый работник имеет право на труд в приемлемых и безопасных условиях.
Если одна из сторон трудовых отношений нарушает условия по охране труда, то она подвергается гражданской ответственности в соответствии с положениями главы 59 ГК РФ.

Закон О профсоюзах

Профсоюзы и подобные организации начали возрождаться на предприятиях после 2008 года. Но руководствоваться в своей деятельности они по-прежнему должны Федеральный закон от 12 января 1996 г. N 10-ФЗ "О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности".
Это закон рассказывает о правах профсоюзных организаций, гарантиях, которые они предоставляют работникам, о защите их прав и ответственности.

Существует такой Федеральный Закон от 07.03.2018 года «О персональных данных». Всего в этом законе 25 статей, и они объединены в 6 глав.
Каждый работодатель, принимая работника на работу, получает доступ к его персональным данным – ФИО, паспортные данные, номера и серии дипломов и другие сведения. Работодатель не имеет права разглашать эти сведения. Об этом должны знать обе стороны трудовых отношений.

Закон О коммерческой тайне

Работодатель имеет право отнести некую информацию, касающуюся деятельности его предприятия к коммерческой тайне. Делать это нужно в соответствии с Федеральным Законом от 24. 07. 2004 года № 98-ФЗ «О коммерческой тайне».
Работник же в свою очередь не имеет права разглашать сведения, которые составляют коммерческую тайну у работодателя, если он имеет к ней доступ, в силу исполнения своих трудовых обязанностей.
Такой работник может быть подвергнут дисциплинарной ответственности со стороны работодателя. Однако и работодатель должен ознакомить каждого работника с положение о такой тайне.

О переносе выходных дней

Каждый год Правительство нашей страны разрабатывает новое Постановление о переносе выходных дней. В 2015 году действует Постановление Правительства РФ от 27. 08. 2014 года № 860 «О переносе выходных дней».
С этим Постановлением необходимо ознакомиться и работникам, и работодателю, с целью эффективного использования имеющегося рабочего времени.

О средней заработной плате

Каждый работник должен знать, что выплаты по больничному листу, за отпуск и другие выплаты, рассчитываются, исходя из средней заработной платы этого сотрудника.
Но не все знают, как эта средняя величина рассчитывается. Для этого существует Постановление Правительства РФ от 24. 12. 2007 года № 922 «Об особенностях порядка исчисления средней заработной платы».
Этим Постановлением руководствуются бухгалтеры, но и работнику нужно с ним ознакомиться.

О пособиях по беременности и родам, а также по уходу за ребёнком

Нет таких организаций, где бы не работали женщины. Для расчёта среднего заработка для выплаты пособий женщинам, уходящим в декретный отпуск или уже имеющим детей в возрасте до 1,5 лет, существует Положение об исчислении среднего заработка (дохода, денежного довольствия) при назначении пособия по беременности и родам и ежемесячного пособия по уходу за ребенком отдельным категориям граждан, утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2009 г. N 1100.
Это Положение играет важное значение, как для работника – женщины, так и для работодателя.

Законы, регулирующие отношения с определёнными категориями работников

Кроме вышеперечисленных нормативных актов и законов, существует ещё множество, которые регулируют специфические трудовые отношения. Например, Федеральный закон № 125-ФЗ от 22. 10. 2004 года «Об архивном деле в Российской Федерации» или Положение «Об особенностях направления работников в служебные командировки», утвержденное Постановлением Правительства РФ от 13. 10. 2008 года № 749.

Об условиях работы

К законам, которые регулируют специфические условия работы можно отнести Закон РФ от 19. 02. 1993 года № 4520 - I "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях". В этом законе говорится о спецификации начисления заработной платы тем лицам, которые работают в тяжёлых климатических условиях, с учётом районных коэффициентов и северных надбавок.

О выполняемых трудовых функциях

К законам, которые регулируют выполнение отдельных трудовых функций можно отнести Закон РФ от 11. 03. 1992 года № 2487 - I"О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации" и Закон РФ от 26. 06. 1992 года № 3131- I "О статусе судей в Российской Федерации".

Региональное законодательство

Власти регионов имеют право выпускать свои нормативные акты, которые не могут противоречить федеральному законодательству. Например, Закон г. Москвы от 22. 10. 1997 года № 41 "Об ответственности за нарушение порядка привлечения и использования в Москве иностранной рабочей силы" с последними изменениями и дополнениями.

Виды НПА в трудовом законодательстве

Социально-трудовые отношения регулируются целым рядом нормативно-правовых актов.

К нормативным правовым актам, которые регулируют трудовые правоотношения, относятся следующие:

  • трудовое законодательство (ТК РФ, иные федеральные законы и законы субъектов РФ, которые содержат трудовые нормы);
  • иные НПА, которые содержат нормы трудового права;
  • указы Президента;
  • постановления Правительства и НПА, которые издают федеральные органы исполнительной власти;
  • НПА органов исполнительной власти субъектов РФ;
  • НПА, изданные органами местного самоуправления.

Замечание 1

При этом нормы трудового права любого вида НПА не должны вступать в противоречие с ТК РФ, Конституцией, ратифицированными международными актами. Как правило, существует запрет на ухудшение положения работников при помощи актов стоящих ниже органов в иерархии государственной власти. Так, региональные законы не могут противоречить федеральным и подлежат отмене в случае коллизии норм.

Трудовой кодекс как важнейшая норма трудового законодательства

ТК РФ является кодифицированным законодательным актом, определяющим трудовые отношения между субъектами (работники и работодатели).

К основным задам ТК РФ относятся следующие:

  • создание требуемых текущей действительностью правовых условий для достижения согласования интересов сторонами трудовых правоотношений;
  • осуществление правового регулирования отношений в трудовой сфере;
  • регулирование отношений по вопросам организации труда, трудоустройства, профессиональной подготовки и переподготовки и повышения квалификации трудящихся;
  • надзор и контроль в части соблюдением установленных трудовым законодательством норм;
  • разрешение трудовых споров.

Стоит отметить, что определенная роль отводится и судебной практике:

  • Обобщение судебной практики на уровне Верховного Суда РФ способствует совершенствованию действующего трудового законодательства , т.к. выявляют их недостатки, сказывающиеся на результатах правоприменения. Выявляются пробелы, неполнота, двусмысленность, синонимия, коллизия правовых норм.
  • Постановления Пленума ВС РФ являются обязательными для судебных органов.
  • Требования ВС РФ косвенно определяют поведение работодателя в решении трудового спора, который возник между ним и работником.

Замечание 2

Тем не менее, ТК РФ не относит судебную практику к системе НПА, которые содержат нормы трудового права. В РФ отсутствует признание прецедента, например, как в США, где прецедент формирует законодательство.

В свою очередь, постановления Конституционного Суда играют большую роль в формировании правовой системы. Так, если определенная норма будет признана неконституционной, она утрачивает свою юридическую силу, вносятся соответствующие изменения в законодательство.

Специфика норм трудового законодательства

НПА, регулирующим трудовые правоотношения, присуща определенная специфика:

  • В процессе разработки, принятия и применения НПА в трудовой сфере локального уровня участвуют профессиональные союзы.
  • Трудовому праву характерно принятие НПА государственными специализированными функциональными органами управления, которые занимаются вопросами труда.
  • Существенное место в трудовом законодательств отводится локальным нормативным правовым актам, принимающимся и действующим в отдельных организациях.
  • НПА, которые содержат нормы трудового права, делятся на общие (для всех) и специальные (например, это относится к женщинам; несовершеннолетним; инвалидам; работникам отдельных сфер.

На протяжении всего времени существования журнала "Справочник кадровика" редакция старается постоянно совершенствовать свое издание. Не так давно появилась новая рубрика "Юридический всеобуч". Ее цель - познакомить кадровиков с рядом юридических моментов, в которых им необходимо ориентироваться. В 11-м номере 2006 г. была опубликована статья В. В. Федина "Действие во времени актов, содержащих нормы трудового права" В средствах массовой информации очень активно обсуждаются все стадии разработки и принятия различного рода законов. Однако с какого момента начинает действовать новый закон или новая редакция закона, а когда прекращают свое действие положения существующего закона - практически не объясняется. Данная статья освещала вопросы вступления в силу законов разного уровня. В статье Г. В. Хныкина "Локальные нормативные акты: что нужно знать кадровику" (1-й номер 2007 г.) рассказывалось о важности локальных нормативных актов в трудовых отношениях работодателя и работника. Ведь по сути дела именно локальные нормативные акты являются основой реализации законодательства РФ. А в 4-м номере 2007 г. посредством статьи В. В. Федина "Нормативные правовые акты в трудовом праве" читатели познакомились с систематизацией и классификацией нормативных актов в целом и тех, которые регулируют трудовые отношения. Очередная статья рубрики "Юридический всеобуч" продолжает знакомить читателей с нормативным правовым актом - как основным источником права РФ. Сегодня речь пойдет о распределении полномочий в правотворческой сфере между органами власти различных уровней.

Статья 6 ТК РФ четко разграничивает полномочия между органами государственной власти Российской Федерации и ее субъектов на основе принципа раздельного правотворчества в сфере трудовых и непосредственно связанных с ними отношений. Тем самым внесена необходимая ясность в картину правового регулирования трудовых и непосредственно связанных с ними отношений и устранена существовавшая конкуренция между федеральными и региональными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.

В части 1 ст. 6 ТК РФ установлен исчерпывающий перечень полномочий РФ в области правотворчества в сфере трудовых и непосредственно связанных с ними отношений, которые в совокупности образуют исключительную компетенцию Федерации. Исключительная компетенция в данном случае означает, что по приведенным вопросам могут приниматься только нормативные правовые акты федерального уровня. Конкретные полномочия, составляющие приведенный в ч. 1 ст. 6 ТК РФ перечень, были сформулированы в зависимости от степени их важности и специфики предмета правового регулирования. Естественно, что в трудовом праве и, соответственно, в трудовом законодательстве имеют место вопросы, требующие единого подхода и единого правового регулирования на всей территории России.

компетенция федеральных органов власти

Итак, к ведению федеральных органов государственной власти в сфере трудовых и непосредственно связанных с ними отношений относится принятие обязательных для применения на всей территории РФ федеральных законов и иных нормативных правовых актов по следующим вопросам;

1. Основные направления государственной политики в сфере трудовых и иных непосредственно связанных с ними отношений.

Одним из важнейших направлений являются федеральные целевые программы, определяющие основные сферы решения задач по улучшению содействия занятости населения, условий труда, социальной защиты граждан. Государственные органы и общественные объединения, призваны выполнять поставленные задачи, объемы и источники финансирования данных программ.

Примером является Программа социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу (2006-2008 годы) и плана действий Правительства РФ по реализации в 2006 году положений Программы социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу (2006-2008 годы), утв. распоряжением Правительства РФ от 19.01.06 № 38-р. основная задача - обеспечение занятости, резкое снижение уровня безработицы путем предоставления временных и сезонных работ, создание рабочих мест, развитие трудовых ресурсов. на финансирование Программы выделяются средства из федерального бюджета.

2. Основы правового регулирования трудовых и иных непосредственно связанных с ними отношений, включая определение правил, процедур, критериев и нормативов, направленных на сохранение жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности.

Основы правового регулирования трудовых и непосредственно связанных с ними отношений - это базовые понятия, концептуальные положения трудового законодательства, определяющие принципы трудового права, сферу действия норм трудового права, стороны трудовых отношений. Данные положения конкретизируются в нормах различных правовых институтов.

3. Обеспечиваемый государством уровень трудовых прав, свобод и гарантий работникам, включая дополнительные гарантии отдельным категориям работников.

Указанный уровень отражается в федеральных законах и иных нормативных правовых актах и является важнейшим средством социальной защиты работников. К таким гарантиям относятся, в частности, минимальный размер оплаты труда, минимальная продолжительность ежегодного основного оплачиваемого отпуска, различные выплаты при осуществлении трудовых обязанностей в условиях, отклоняющихся от нормальных (оплата при работе в выходные и нерабочие праздничные дни, за сверхурочную работу и др.).

Например, с 1 мая 2006 г. минимальный размер оплаты труда установлен в сумме 1100 руб. в месяц на основании Федерального закона от 29.12.04 № 198-ФЗ "О внесении изменений в статью 1 Федерального закона "О минимальном размере оплаты труда"". Любой работник, отработавший полностью месячную норму рабочего времени, не может получать меньше минимального размера оплаты труда.

4. Порядок заключения, изменения и расторжения трудовых договоров.

Только нормативными правовыми актами федерального уровня могут определяться процедуры заключения, изменения и расторжения трудовых договоров. Существование единого порядка необходимо прежде всего в целях надлежащей реализации прав и законных интересов работников и работодателей. Заключение трудового договора связывается с осуществлением права на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены. Изменение трудового договора основывается на принципе договорного установления его содержания, которое не может трактоваться поразному в зависимости от того, на территории какого субъекта РФ возникло трудовое правоотношение. Расторжение трудового договора представляет собой акт взаимного согласия или решение одной из сторон, осуществляемые в соответствии с законом.

Решением Верховного Суда РФ от 14.12.00 № ГкПи 2000-1293 абзац 1 пункта 1 постановления Совета Министров СССР от 22.09.88 № 1111 "О работе по совместительству" (в ред. от 17.09.90 № 939), в соответствии с которым занятие двух руководящих должностей не допускалось, был признан недействительным (незаконным). данная правовая норма не соответствовала конституции РФ и федеральному законодательству.

Это решение было учтено в ст. 276 Трудового кодекса РФ, согласно которой руководитель организации может занимать оплачиваемые должности в других организациях, но только с разрешения уполномоченного органа юридического лица либо собственника имущества организации, либо уполномоченного собственником лица (органа).

5. Основы социального партнерства, порядок ведения коллективных переговоров, заключения и изменения коллективных договоров и соглашений.

К основам социального партнерства относятся основные принципы социального партнерства, стороны социального партнерства и их уполномоченные представители, система и формы социального партнерства, органы социального партнерства (главы 3-5 ТК РФ).

Порядок ведения коллективных переговоров, заключения и изменения коллективных договоров и соглашений регламентируется главами 6 и 7 ТК РФ.

6. Порядок разрешения индивидуальных и коллективных трудовых споров.

Порядок разрешения индивидуальных и коллективных трудовых споров предусмотрен главами 60 и 61 ТК РФ. Индивидуальные трудовые споры рассматриваются комиссиями по трудовым спорам и судами. Коллективные трудовые споры рассматриваются примирительной комиссией, посредником, трудовым арбитражем.

7. Принципы и порядок осуществления государственного надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, а также система и полномочия федеральных органов государственной власти, осуществляющих указанный надзор и контроль.

Органами государственного надзора и контроля являются Государственная инспекция труда и иные специализированные органы (Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору, Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека и др.). Полномочия этих органов и возложенные на них обязанности определяются главой 57 ТК РФ и положениями о соответствующих органах, утверждаемыми Правительством РФ.

Примерами таких документов являются:

Положение о Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору, утв. постановлением Правительства РФ от 30.07.04 № 401;

Положение о Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, утв. постановлением Правительства РФ от 30.06.04 № 322.

8. Порядок расследования несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.

Федеральные органы государственной власти устанавливают единый для всех без исключения работодателей порядок расследования несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний. В настоящее время эти вопросы регулируются ст. 227-231 ТК РФ и Положением о расследовании и учете профессиональных заболеваний, утв. постановлением Правительства РФ от 15.12.00 № 967.

9. Система и порядок проведения аттестации рабочих мест по условиям труда, государственной экспертизы условий труда, подтверждения соответствия организации работ по охране труда государственным нормативным требованиям охраны труда.

Порядок проведения аттестации рабочих мест по условиям труда прописан в соответствующем Положении, утв. постановлением Министерства труда и социального развития РФ от 14.03.97 № 12.

Условия труда должны соответствовать требованиям по охране труда, которые обязательны для исполнения всеми юридическими и физическими лицами при осуществлении ими любых видов деятельности. Нормативные правовые акты, содержащие эти требования, принимаются федеральными органами государственной власти. Перечень нормативных правовых актов, содержащих государственные нормативные требования по охране труда в РФ, утвержден постановлением Правительства РФ от 23.05.00 № 399.

10. Порядок и условия материальной ответственности сторон трудового договора, в т. ч. порядок возмещения вреда жизни и здоровью работника, причиненного ему в связи с исполнением им трудовых обязанностей. Материальная ответственность сторон трудового договора - юридическая обязанность работника или работодателя возместить в пределах и в порядке, установленных соответствующим законодательством, ущерб,причиненный виновным противоправным поведением другой стороне, с которой он состоит (или состоял) в трудовых правоотношениях.

Материальная ответственность работодателя установлена главой 38 ТК РФ, материальная ответственность работника - главой 39 ТК РФ.

11. Виды дисциплинарных взысканий и порядок их применения.

Полномочия федеральных органов государственной власти в сфере трудовых и непосредственно связанных с ними отношений включают также установление видов дисциплинарных взысканий и порядка их применения. Они предусмотрены ТК РФ (ст. 192-195), федеральными законами, уставами и положениями о дисциплине. Перечень таких взысканий носит исчерпывающий характер. Все иные нормативные правовые акты содержат дисциплинарные взыскания, применяемые к отдельным категориям работников.

Например, Положение о дисциплине работников железнодорожного транспорта Российской Федерации, утв. постановлением Правительства РФ от 25.08.92 № 621, применяется к определенной категории работников.

12. Система государственной статистической отчетности по вопросам труда и охраны труда.

Для формирования бюджета по показателям, относящимся к сфере труда и охраны труда, установления прожиточного минимума трудоспособного населения и пенсионеров, принятия иных законов социальной направленности применяются статистические данные по вопросам труда и охраны труда. ТК РФ относит установление таких данных к полномочиям федерального органа государственной власти. Таким органом в настоящее время является Министерство экономического развития и торговли РФ (в соответствии с п. 15 Указа Президента РФ от 09.03.04 № 314 "О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти"). Оно утверждает также формы учета, имеющие важнейшее значение для организации труда и управления трудом (ранее этим занимался Государственный комитет РФ по статистике).

Например, постановлением Госкомстата России от 05.01.04 № 1 были утверждены унифицированные формы первичной учетной документации по учету труда и его оплаты. Они включают в себя документы по учету кадров, документы по учету использования рабочего времени и по учету расчетов с персоналом по оплате труда.

13. Особенности правового регулирования труда отдельных категорий работников.

Особенности регулирования труда отдельных категорий работников устанавливаются также только федеральными органами государственной власти. Это полномочие отражает такой важный способ правового регулирования трудовых и непосредственно связанных с ними отношений, как единство и дифференциация правового регулирования труда. Особенности правового регулирования труда отдельных категорий работников предусматриваются как ТК РФ (раздел XII), так и специальными нормативными правовыми актами.

Например, постановлением Правительства РФ от 16.03.00 № 234 "О порядке заключения трудовых договоров и аттестации руководителей федеральных государственных унитарных предприятий" предусмотрены особенности правого регулирования труда определенной категории работников.

вопросы за пределами полномочий федеральных органов

Согласно ч. 2 ст. 6 ТК РФ органы государственной власти субъектов РФ вправе принимать нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, по вопросам, не отнесенным к полномочиям федеральных органов государственной власти.

Таким примером может служить Закон г. Москвы от 22.12.04 № 90 "О квотировании рабочих мест".

Таким образом, компетенция субъектов РФ в сфере правового регулирования трудовых и непосредственно связанных с ними отношений строится по остаточному принципу. Иными словами, они могут осуществлять свое правотворчество только в той области, которая находится за пределами действия правотворческих полномочий федеральных органов.

Кроме того, все региональные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, не могут ухудшать положение субъектов трудовых и непосредственно связанных с ними отношений по сравнению с установленными федеральными актами или иным образом противоречить им. Данные акты вправе устанавливать более высокий уровень трудовых прав и гарантий работникам региона только за счет бюджета соответствующего субъекта РФ.

В соответствии с ч. 3 ст. 6 ТК РФ органы государственной власти субъектов РФ также вправе предварять правотворчество федеральных органов государственной власти по вопросам, не урегулированным нормативными правовыми актами РФ. Однако после принятия соответствующего нормативного правового акта федеральным органом государственной власти региональный нормативный акт должен быть приведен в соответствие с ним.

роль муниципальных актов в системе нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права

В настоящее время органы местного самоуправления и их должностные лица принимают или издают правовые акты, содержащие нормы трудового права. В частности, эти нормы касаются введения за счет местных бюджетов дополнительных мер социальной защиты и гарантий трудоустройства для представителей наиболее уязвимых слоев местного населения (инвалидов, многодетных родителей, выпускников общеобразовательных школ и др.), а также установления режима работы организаций, деятельность которых связана с различного рода обслуживанием местного населения.



Понравилась статья? Поделиться с друзьями: