Право и закон их понятие и соотношение. Правовые критерии соотношения права и закона. Следует говорить лишь, о большей или меньшей степени приближения, правовых систем к оптимуму правового закона. Для этого, нужно учитывать и саму зависимость его понятия.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Введение

Проблемы соотношения «права и закона» существовали и существуют всегда. С самых древнейших времен, как появилось право. Рассматривалась и рассматривается эта проблема много раз, в рамках отечественного и зарубежного права.

В России, последние самые острые и не удачные, судя по их конечным результатам, споры приходились на 60-80-е гг. Каждая, из спорящих сторон, приводила свои собственные, самые убедительные аргументы. Стремились приобрести как можно большее количество последователей. Однако, в практическом плане, все оставалось без изменений.

Актуальность проблемы соотношения права и закона, сохраняется и поныне. Она не только сохраняется, но и периодически, особенно в переходные, сопровождаемые усилением социальной напряженности в обществе периоды, значительно обостряется. Причина заключается, на мой взгляд, сугубо академическая. Проблема имеет не столько теоретическое, сколько прикладное - практическое значение.

Важность проблемы; соотношения права и закона - обусловлена постоянной необходимостью, соотносить право и закон в процессе правотворческой, правоприменительной и правоохранительной деятельности. Потому что, не все законы, создаваемые государством, имеют правовое содержание. А подчас, и прямо противоречат ему. Поэтому необходим, четкий критерий. В соответствии с которым, можно было судить, о законе как правовом или не правовом. В противном случае не будет понятно, когда закон утрачивает характеристики правового, и становится не правовым, и даже произволом.

Степень изученности: Тема соотношения права и закона рассматривается множеством научных работ, и монографий известных российских ученых: Алексеева С.С. «Проблемы теории права», Лазарева В.В. «Общая теория права и государства», Хропанюка В.Н. «Теория государства и права», Спиридонова Л.И. «Теория государства и права», Черданцева А.Ф. «Теория государства и права», Бабаева В.К. «Теория государства и права» и др.

С этого следует что, сложившаяся политико-экономическая ситуация в России, обусловливает, выдвижение проблем соотношения права и закона в ряд, наиболее значимых проблем юридической науки, требующей тщательного изучения и постоянной доработки.

Объект: понятия «право» и «закон» в Теории государства и права.

Предмет: соотношение понятий «право» и «закон».

Целью настоящей работы, является: исследование проблемы соотношения понятий «право» и «закон».

Рассмотреть понятие права и закона, их характеристики.

Провести анализ проблемы соотношения права и закона.

Определить роль и значимость соотношения права и закона.

Осветить суть проблемы и представить основные тенденции ее решения.

Гипотеза: Усиленное внимание российских правоведов, к проблеме соотношения права и закона, заключается в том, - что она имеет не столько теоретическое, сколько практическое прикладное значение. Особенно в свете идеи, построения в России правового государства.

Методы исследования:

Сравнение, анализ и синтез. Практическая значимость проблемы: Сводится к тому, что не все нормативные акты, законы - исходящие или санкционированные государством, являются правовыми законами. Некоторые из них содержат нормы, прямо или косвенно ущемляющие основные права и свободы гражданина. Что недопустимо с точки зрения общей концепции правового государства.

Представленная работа, не является поиском решения глобальной проблемы соотношения права и закона.

1 . Понятие пр ава и закона, их характеристики

1 .1 Общее понятие права

Каждое определение права - неполно, относительно. Из-за того, что не возможно охватить столько многообразных различий его черт, характеристик, связей, свойств. Короткое определение призвано, лишь показать наиболее обобщенные, главные, основные признаки, этого сложного явления.

Право - это система общеобязательных, формально-определенных юридических норм, выражающих, общественную волю. Устанавливаемых и обеспечиваемых государством, направленных, на урегулирование общественных отношений. Такое определение права, - относится к нормативному подходу право понимания. Также надо иметь в виду, что нормативное понимание права, сообразно современному уровню развития юридической науки в России. Претерпевает существенные изменения, нуждается в осмыслении новых для него моментов.

«Юристы, все еще ищут определение права» - писал Кант, около 200 лет тому назад. Обобщая, более чем двухтысячелетнюю историю постижения природы этого явления. Эти слова справедливы и сегодня. Так как, до сих пор не существует общепризнанной дефиниции права. Более того, по мнению российского ученого, Л.И. Спиридонова, - вряд ли эта задача вообще может быть разрешима, при помощи формально-логических средств. Которые, только и могут быть использованы, для разработки традиционных определений.

Между тем, в юридической науке, существуют различные трактовки права (нормативная, социологическая, этическая и др.). Каждая, имеет свои обоснования. С точки зрения интересующей нас проблемы. Прежде всего, следует остановиться на двух основных, сложившихся в истории права, тенденциях правопонимания.

Первый способ формирования идеи права, - рассматривает его как власть, принадлежащую Богу. Как внешнюю норму, которой должна подчиниться воля индивида. Божественная воля, этой концепцией, развивается в норму поведения, выраженную в законе, утвержденном властью, государством. Следовательно, в соответствии с этой теорией, - все критерии определения права и произвола происходят от Бога, власти, государства.

А, индивид (гражданское общество), сохраняет по отношению к праву пассивное положение. Право в этом случае, выступает как инструмент принуждения, к послушанию власти. И выражает лишь абсолютный государственный интерес. Власть диктует законы, - законы содержат право, власть карает за их неисполнение.

В современной теории права, изложенная выше концепция, известна под названием - позитивистской концепции государства и права.

Другая тенденция правопонимания, возникла и развивалась, на основе разработанного римлянами понятий: - справедливости, естественного образа мышления, правосудия.

На признании взаимности правомочий сторон, которые «уравновешивают» друг друга, посредством прав и обязанностей. За правом каждого стоит его интерес, который может быть удовлетворен, через обязанности другой стороны. Внешняя принудительная сила в этом случае, - не требуется.

При таком подходе, нормы права рождаются не «сверху», а в самом гражданском обществе. В процессе совместной деятельности людей, при постоянном столкновении их интересов.

При этом, вырабатываются правила сочетания этих правовых норм. Способы взаимодействия и подавления, «зона» свободы их действия. Данные правила, и есть нормы права, - права как меры свободы.

Одна из версий, гегелевского определения, - вскрывающего функциональную сущность права. Советским юристом Н.Н. Разумовичем, рассказано так: «Право - есть исторически обусловленная мера человеческой свободы. Для поддержания динамического равновесия, между личным интересом и общественной необходимостью».

1.2 Признаки права и закона

В государственном обществе, права закрепляет отношения собственности и механизма хозяйственных связей. Выступает как регулятор меры, форм распределения труда, и его продуктов между членами общества (гражданское право, трудовое право).

Регламент формирование, порядок деятельности представительных органов, органов государственного управления (конституционное право, административное право). Определяются меры борьбы с посягательствами на общественные отношения, и процедуру решения конфликтов (уголовное право, процессуальное право). Воздействует на многие формы межличностных отношений (семейное право).

Право, выполняет определяющую роль в формировании политико-правовой культуры и политико-правового сознания.

Обобщая развитие права, его отличие от иных социальных норм, нужно сформулировать признаки права. Те, главные характеристики права, из-за которых можно утверждать о его появлении и функционировании в обществе и о его отличии от иных социальных норм.

Говоря о признаках права, нужно определиться, - с какой целью их необходимо выделить. Отсюда мы увидим, что право, как и любое явление, обладает определенной совокупностью свойств, качеств, признаков, по которым можно ограничить его, - от другого.

Право, в различных юридических концепциях, наделяется и другими признаками. Но теоретически, обобщенные новые исторические данные, позволяют именно в системе указанных признаков определить право. При этом, можно выделить, что правильная характеристика новому основной регулятивной системы, раннеклассового общества, - дает только совокупность этих признаков. Только в совокупности, они определяют социальную ценность права.

Сущность и социальное значение права, раскрывается и конкретизируется в его принципах.

Принципы права - это исходные, определяющие идеи, положения, установки. Которые составляют нравственную, и организованную основу развития и функционирования права. Принципы права, есть то, на чем основаны формирование, динамика и действие права. Что, позволяет определить природу данного права. Отражаясь, прежде всего, в нормах права, принципы пронизывают всю правовую жизнь общества, и всю правовую систему страны. Принципы права, оказывают большое влияние на весь процесс, подготовки нормативных актов, их издания, установления гарантий - соблюдения правовых требований.

Принципы, лежат основным ориентиром всей правотворческой, правоприменительной, и правоохранительной деятельности государственных органов. От степени их соблюдения, в прямой зависимости, находится уровень слаженности, стабильности и эффективности правовой системы. Имея общеобязательный характер - принципы права, способствуют укреплению внутреннего единства. И взаимодействия различных его отраслей и институтов, правовых норм, правовых отношений и субъективного - объективного права.

В юридической науке, сложилось деление принципов права: - общие (общеправовые) и межотраслевые - отраслевые.

1) Правовые принципы, действуют во всех отраслях права. К ним относятся:

Справедливость - это требование соответствия, между трудом и вознаграждением, деянием и воздаянием, преступлением и наказанием. Реальная значимость различных индивидов, их социальное положение и т.п.

Гуманизм (человеческий, человечный) - это правовое признание ценности человека (как личности), его прав и свобод, утверждении блага человека. Как критерия оценки общественных отношений.

Демократизм в правотворчестве, проявляется в большом участии людей. Их различных объединений, непосредственно (референдум) и опосредованно (через избираемые ими органы государственной власти и в других формах) формировании права.

В реализации права, - проявляется в степени подконтрольности, доступности правоприменительных органов гражданам. А также в уровне юридической помощи населению.

Юридическое равенство всех граждан перед законом и судом: все граждане равны перед законом, независимо от расы, пола, языка, национальности. Происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств.

Законность - точное, строгое и неукоснительное исполнение и соблюдение всеми субъектами права. Всех действующих на территории государства нормативно-правовых актов.

Взаимной ответственности государства и личности: юридическую ответственность, должна нести не только личность за нарушение норм права. Но и государство (его органы и должностные лица), за нарушение своих обязанностей перед личностью.

2) Межотраслевые принципы, - характеризуются на более существенные черты нескольких отраслей права.

3) К ним относятся: - в гражданско-процессуальном и уголовно-процессуальном праве - гласность и состязательность судопроизводства. В уголовном, гражданском, административном праве - неотвратимость ответственности. В гражданском и семейном праве - равенство сторон.

4) Отраслевые принципы, - обслуживают одну отрасль права. Они включают в себя: - в трудовом праве - свобода труда, в гражданском праве - всеобщность защиты гражданских прав, в уголовной процессе - презумпция невиновности.

Принципы права, - участвуют в регулировании общественных отношений. Так как они, не только определяют общие направления правового воздействия. Но, могут быть, и положены в обоснования решения, по конкретному юридическому делу (например, при аналогии права).

Его основные принципы, признаки и идеи. Право и государство, принадлежат к числу, самых сложных общественных явлений. Под правом, понимают многообразие, общеобязательных правил поведения. Установленные, обеспечиваемые и санкционированные государством. Но право, понимается - нечто, принадлежащее индивиду. Где, он может свободно распоряжаться под защитой государства, без чьего-либо вмешательства.

2 . Проб лемы соотношения права и закона

2.1 Понятие правового закона, его основные компоненты

Говоря, о соотношении права и закона, необходимо решить проблему - что представляет собой сам правовой закон. Многие теоретики государства и права думают, что правовыми, следует считать законы, соответствующие правовым критериям. Только в этом случае, по их мнению, право и закон совпадают.

Во-первых, сразу напрашивается вывод, что за такие законы, которые не отвечают правовым критериям и, соответственно, с правом не совпадают. Во-вторых, возникает много вопросов, а именно: Каков же критерий правовых законов? Какие законы можно рассматривать, как совпадающие с правом, а какие - нельзя?

Однозначного ответа на эти вопросы не существует. В различные времена, учеными и философами, предлагались различные критерии (основания) разграничения права и закона, правовых законов и не правовых. Но все они не являются бесспорными.

Еще в конце XIX - начале XX веков, в отечественной и зарубежной литературе, в качестве такого критерия предлагалось, понятие «общая воля». То есть, воля всего общества, нации или народа. По логике подобных суждений, правовыми следовало считать, лишь такие законы и нормативные акты, которые адекватно отражали бы эту «общую волю». Следовательно, все прочие нормативные акты, автоматически оказывались бы в разряде не правовых.

Для этого, чтобы решить проблему соотношения права и закона, нередко используется и такая категория, как «правовой идеал». Некоторые авторы, описывают его как - «порождение индивидуального, общественного, научного сознания, о разумном устройстве общежития. На принципах добра, справедливости, гуманизма и сохранения природной среды». Ссылаясь на известное высказывание древних римлян, что «справедливость и благо - есть закон законов». Авторы, приходят к выводу, что правовой идеал как раз и составляет содержание правовых законов. Что это и есть не что иное, как «закон законов». Отсюда, все другие законы, которые не содержат в себе правового идеала, сходные с принципами добра, справедливости и иными подобными им категориями, - не являются правовыми.

Современное понятие правового государства, предполагает достаточно высокий уровень развития права и государственности. Юридическая сущность правового государства, заключается в том, что его публичная власть, исключает произвол, и действует только в соответствии с правом.

Причем юристы особо подчеркивают, что под правом, здесь нельзя понимать закон, который тоже может быть произволом. Следовательно, правовое государство - это система разного рода гарантий, защищающих социально-экономические, и политические основы общества, а также основные права и свободы личности.

Закон и государство, ценны лишь - как правовые явления. В этом ценностно-целевом определении и оценке, закон и государство значимы, лишь постольку и настолько, поскольку и насколько они причастны праву.

Выражают и осуществляют цель права, ценны в правовом смысле, являются правовыми. Поэтому, цель права, как ценностно-должного, в отношении закона и эмпирического государства, можно сформулировать в виде следующего ценностно-правового императива: - закон и государство должны быть правовыми. Правовой закон и правовое государство - следовательно, правовые цели - ценности для реального закона (позитивного права) и государства.

Эти правовые ценности, нашли свое признание и закрепление в новой, постсоветской российской Конституции. Для которой, характерен своеобразный естественно-правовой вариант юридического право понимания.

Своеобразие состоит в том, что исходное правовое начало, согласно Конституции, представлено в правах и свободах человека. Причем в конституционном право понимании, сочетаются два компонента: - юридико-аксиологический (права и свободы человека - как высшая ценность), и естественно-правовой (прирожденный характер, и не отчуждаемость основных прав и свобод человека). Оба компонента, такого гуманистического право понимания, исходят именно из индивидуальных (а не коллективных, классовых, групповых и т.д.) прав и свобод.

Принципиальная ориентация новой Конституции на права и свободы человека, как на исходное правовое начало. Это не просто прагматический учет уроков нашего прошлого, и современных международно-правовых требований в данной области, но и верная и обоснованная правовая позиция. Поскольку права человека - необходимый компонент и критерий реальности всякого права.

2.2 Правовые критерии соотношения права и закона

С юридической точки зрения ясно, что с рождением человека как естественным явлением, Конституция связывает момент принадлежности, а не происхождения прав и свобод человека.

Сформировавшийся аппарат юридической науки, во многом исходит из отождествления права и закона. Поэтому закрепленный, в Конституции РФ тип право понимания, требует наполнения новым содержанием общепризнанных терминов. В частности, связанных с понятиями «право» и «закон». Прежде всего, это относится к понятию «законность», которое нельзя более сводить лишь к соответствию того или иного явления общественной жизни. Требованиям закона, без сопоставления его с требованиями права.

Реакцией на отождествление права и закона, является и использование в теории и практике. Наряду с понятием «законность», понятий «конституционная законность» и «правовая законность». В то время, как законности разного уровня не должно быть в принципе, и все эти термины могут выражать лишь одно содержание.

Разумеется, юридическому право пониманию наиболее адекватно понятие «правовая законность». Но это не значит, что нужно немедленно менять терминологию. Этому препятствует то, что в действующем законодательстве широко употребляется понятие «законности», которую традиционно рассматривают как межотраслевой правовой принцип.

Укрепление «законности», является и одной из факультативных целей правосудия. Глубоко укоренился этот термин в массовом правосознании. В связи с этим, не целесообразно заменять его другим понятием, даже пусть оно более точно отражает сущность право понимания, закрепленного в основном законе страны. Однако существенным признаком законности, должно быть не верховенство закона, а верховенство права.

Конституционный Суд РФ, в своих постановлениях, не употребляет понятий «правовой» и «не правовой закон». Потому что, в силу специфики конституционного судопроизводства, критерием при решении вопроса о дисквалификации закона или отсутствии для этого оснований, служит Конституция РФ. На другие законы и международные нормы, в обоснование мотивов принятого решения, Конституционный Суд ссылается лишь в том случае, когда они конкретизируют конституционные положения и помогают выявить конституционно - правовой смысл проверяемого закона. В резолютивной же части решения, должен содержаться лишь вывод о конституционности или не конституционности закона. Но признание закона, противоречащим Конституции, влечет устранение его из правового пространства. Что означает отнесение закона к разряду не правовых.

И так, права и свободы человека, как определенный правовой принцип и реальное правовое содержание - явление социально-историческое, общественное, а не непосредственно природное. Это, плохо согласуется с естественно-правовым положением Конституции. Где основные права и свободы человека принадлежат каждому от рождения. Но, данное положение вовсе не отрицает социально-исторический смысл и характер прав и свобод человека, и права в целом.

Легитимный закон - не обязательно будет правовым. В этом утверждении, содержится ответ на вопрос о том; можно ли считать правовыми законы (а заодно и государство, которое их принимает), только потому, что - эти законы приняты высшим, избранным народом - органом власти. Ответ - отрицательный. Ни демократическое избрание высших органов власти, - ни принятые этой властью законы, сами по себе, не в состоянии обеспечить государству - статус правового. В результате действия права, как продукта естественноисторического развития, - юридические нормы, действующие в рамках правового государства, могут формироваться, и помимо нормотворческой деятельности органов власти.

Правовой закон - властно-регулятивный акт, не только подкрепляемый и санкционированный государством, или иными социальными институтами, но и соответствующий принципам общественного правосознания. Существующим конституционно-правовым нормам, и в силу этого, обладающий всей полнотой действия в пределах данной правовой системы.

Для современного общества, понятие и концепция правового закона, являются одним из фундаментальных принципов легитимации государственных актов. И действий государственно-политических институтов, с одной стороны, - и закрепляемым правовым способом разнообразных потребностей общества и граждан - с другой. Наиболее простая и абстрактная формула правового закона, представлена дефиницией - «Правовой закон, есть закон, созданный и функционирующий по праву». Из-за этого, для каждой социально-политической системы, существует собственная или специфическая конъюнктура определения существующих, или вновь создаваемых законов, в качестве правового закона.

Понятие «правового закона» многостороннее и гибкое. Оно становится фундаментом современной концепции правового общества и государства.

Весь комплекс перечисленных признаков правового закона, представляет собой оптимум современного правосознания. Но говорить о реальной возможности достижения для каждого законодательного акта, такого статуса не приходится, - в реальной политико-правовой жизни современных обществ.

Следует говорить лишь, о большей или меньшей степени приближения, правовых систем к оптимуму правового закона. Для этого, нужно учитывать и саму зависимость его понятия. Роли в жизни общества, от конкретной социально-исторической ситуации, - типа общественных отношений и властно-политической организации общественной жизни.

Обобщая вышесказанное, можно дать определение правового закона. Правовой закон - это адекватное отражение сущностных характеристик права. То есть, общеобязательную систему норм всеобщего равенства, свободы и справедливости. Следует подчеркнуть, что, именно, сущностное определение правового закона, не затрагивающее правовое содержание. Данное определение носит общий характер, и распространяется на все типы и системы позитивного права. Только, лишь в той мере, в какой последние соответствуют объективной природе и требованиям права. И действительно отражают право, а не произвол.

Критериев правового и не правового характера закона много: учет в нем интересов людей, применимость, реализуемость закона; отношение к нему общественного мнения, уровень общей и правовой культуры общества, научная оценка закона и др. В обществе, с разноречивыми интересами, однозначная характеристика закона, как правового или не правового.

3 . Соотношение права и закона

3.1 Моральные категории соотношения права и закона

право государство закон

Теперь, напрашивается вопрос: - какие произойдут изменения в обществе, если оно перестанет смешивать право к закон? Прежде всего: поменяется представление, господствовавшее много веков в России, и за того право, это средство проведения политики.

Известны все тезисы. Право - как орудие государства и средство проведения политики. Средствами управления - содержат только небольшую часть истины. Ведь, в командно-административном управлении, право действует орудием государства и средством проведения политики. Более того, командно-административная система, породила и обусловила служебную роль права по отношению к политике и государству.

В нашем государстве, право не изолирует от политики и деятельности государства. Но с этим, этот переход в государство означает, - что право, выполняет свою роль - не ограничиваясь ее рамками. Какая политика проводится? Какими средствами осуществляет управление? А политика демократическая и гуманистическая? А управление осуществляет в интересах народа, и самим народом?

Право, в силу демократической и справедливой основы, является средством управления и проведения политики в жизни. А если политика и управление не отвечают этим условиям? Они не могут опираться на право. Но, на законы - могут, а на право - нет. В правовом государстве, управление и политика, - это средства проведения в жизнь права - как воплощения справедливости. В этом смысл ограничения государства правом.

Другая проблема, имеет практический характер. Как отличить правовой закон и не правовой?

Ответ на вопрос, зависит корректностью идей различия «права и закона». В нормативистком или социологическом понимании права, - проблемы нет. Право - акт, должным образом принятый (закон, или решение суда), независимо от содержания акта. Ценное понимание права, не допускает такого подхода. Главным же остается содержание акта.

Здесь сталкиваемся, с не совсем однозначным отношением людей к закону и праву. Для одних масс людей закон, олицетворяет справедливость и равенство - это правовой, но для других масс - нет. Поэтому, общего и однозначного критерия, отличия правового закона и не правового - не существует. В этом, вся слабость исходной позиции. А возможно, ее истинность и адекватность современному противоречивому обществу.

Какой бы не был подход к праву, нужно признать, - что закон, надлежащим образом, это принятый нормативный акт. Независимо от его содержания, подлежит исполнению. На стадии подготовки и исполнения закона, его правовая или не правовая сила, может только предполагать. Выявляется она, в ходе реализации закона, в результате отношения к нему людей.

Закон, отвечающий интересам людей, является - правовым. Но если, закон отвечает интересам большинства людей, то он правовой для общества на данном этапе его развития. В этом смысле, правовой закон совпадает с его легитимностью. Один и тот же закон, может быть правовым и не правовым на разных этапах развития общества.

Критериев правового и не правового закона много. Учет интересов людей; применимость, реализуемость закона; отношение к нему общественного мнения; уровень общей и правовой культуры общества; научная оценка закона и др. В обществе, с разными интересами, однозначная характеристика закона, как правового и не правового, невозможна. Законы о приватизации, о налогах, о земле, идея гуманизации уголовного законодательства и др.

Таким образом, понимание права, включающее различие права и закона, не дает однозначной оценки правовой природы закона. Только определяет факторы такой оценки. Если право - средство общественного компромисса, то все встает на место. Чем больше людей удовлетворено содержанием закона, тем больше оснований считать такой закон правовым.

Оценка закона как правового, и отношение к нему в значительной степени, зависят от общей и правовой культуры общества. Каково само общество - таковы и его представления о праве и справедливости.

Таков теоретический ответ, на вопрос об отличии правового закона, от не правового. Но ведь дело не исчерпывается теорией. Если любой закон, правовой и не правовой - подлежит безусловному исполнению, пока он не отменен. А это абсолютно необходимо в правовом государстве. То, нужен ли вообще разговор о правовых и не правовых законах?

Такой разговор нужен, более того, такая постановка проблемы необходима. Практическим следствием различия, правовых и не правовых законов, должно быть, создание механизма признания законов не правовыми и их отмены. Другими словами, создание механизма контроля, за содержанием законов и их соответствием исходным человеческим ценностям.

Во многих развитых демократических стран, такой механизм существует. Он именуется конституционным контролем. Суть его состоит в том, что конституция любой страны, воплощает общепринятые в этой стране представления о правах человека; о справедливости, равенстве, свободе, о механизме управления и осуществления государственной власти. Поэтому, конституция - это правовой закон. А все другие законы, могут быть проверены на соответствие конституции или, то же самое, на соответствие праву. Если закон не соответствует конституции - то считается не правовым и отменяется.

Применительно к праву, в его совпадении с законом (т.е. к правовому закону, к позитивному праву, соответствующему принципу и объективным требованиям права), все названные определения права, имеют субстанциональное значение. Раскрывают различные моменты сущности правового закона, которые, входят в его общее (единое) понятие.

Сочетание различных определений права, в его совпадении с законом (т.е. правового закона, позитивного права, соответствующего объективным требованиям права). В одном понятии означает объединение этих определений (их совмещение, уплотнение, синтез, конкретизацию), по одному и тому же основанию. Поскольку речь идет о различных проявлениях, и определениях единой правовой сущности.

Именно, эти различные определения права (в силу их понятийного и сущностного единства) дополняют, и подразумевают друг друга. Вот это, дает логическое основание в дефиниции (краткой) общего понятия. Такое позитивное право (т.е. правового закона), ограничиваться лишь некоторыми основными определениями (характеристиками), резюмирующими в себе и одновременно подразумевающими, все остальные определения сущности права.

И даже самая краткая дефиниция, общего понятия правового закона, т.е. позитивного права, соответствующего объективным требованиям права, должна включать в себя два определения: первое, из которых содержит хоть бы одну из характеристик права, в его различии с законом, а второе - характеристику права, в его совпадении с законом.

С учетом всего, можно сформулировать ряд соответствующих дефиниций. Позитивное право - соответствующее объективным требованиям права (закон в его совпадении с правом). Можно определить (т.е. дать краткую дефиницию его общего понятия), - как общеобязательное формальное равенство, и как равную меру свободы, обладающую законной силой, - так и справедливость, имеющую силу закона.

3.2 Юридическое право понимание соотношения права и закона

В развернутом виде (всех субстанциальных характеристик права), общее понятие позитивного права (правового закона), можно определить как общеобязательную форму равенства, свободы и справедливости. И так же, юридическое понятие права, на более привычном для легизма языке можно выразить как общеобязательную (т.е. обеспеченную государственной защитой), систему норм равенства, свободы и справедливости.

В общем виде, сформулировать следующее общее определение: право - это система норм, установленных государством и выражающих требования принципа формального равенства. И кратко: право - это общеобязательная система норм, соответствующих принципу формального равенства.

Все эти дефиниции, по смыслу равноценны. Поскольку определяют одно и тоже понятие позитивного права. Соответствующего объективной природе и требованиям права. Разница этих дефиниций, зачастую, диктуемые актуальными целями и конкретным контекстом их формулирования, не затрагивают существа дела. Тем более, что одни субстанциальные определения права, подразумевают и все остальные, прямо не упомянутые.

Главное не забывать, что речь идет лишь о кратких дефинициях. А, не о полном и всестороннем выражении понятия права. На это, может претендовать лишь вся наука о праве. Так что эти дефиниции выполняют свое основное назначение. Включая в общее понятие права, субстанциальные характеристики права в его различении с законом и в его совпадении с законом.

Понимание закона, в качестве правового явления, включает в себя и соответствующую трактовку проблемы общеобязательности закона. Его обеспеченности государственной защитой, возможности применения принудительных мер к правонарушителям и т.д.

Такая специфика санкций закона, согласно либеретарному подходу, обусловлена объективной природой права, а не волей (или произволом) законодателя. Это означает, что подобная санкция правомерна и юридически обоснована, только в случае правового закона.

Нужно, чтобы объективные требования и объективная значимость права, были признаны, нормативно конкретизированы, и защищены государством. Дополнены официально-властной общеобязательностью. Демонстрируют внутреннее сущностное единство, и необходимую связь права и государства.

Государство, выступает как правовая форма организации суверенной публично-политической власти свободных людей и, как публично-правовой институт, необходимый для возведения общезначимого права. В общеобязательный закон, с надлежащей санкцией, для установления и защиты правового закона. Насилие, согласно такому подходу, правомерно, лишь в форме государственной санкции правового закона.

Право и государство, - это взаимосвязанные, всеобщие и необходимые формы. Соответственно нормативного и институционального бытия, признания, выражения и осуществления свободы людей, в их социальной жизни. Исторически, генезис свободы (появление в мире свободных индивидов), связан с процессом разложения первобытного общества. И его дифференциации на свободных и несвободных (рабов).

Право и государство, пришедшие на смену нормам и институтам власти, первобытного общества, так и представляют собой необходимую (пока что до сих пор единственно возможную), форму нормативного и институционального признания, выражения и защиты - этой свободы. В виде правосубъекности индивидов, в частных и публично-властных делах и отношениях. Последующий, всемирно-исторический прогресс свободы - одновременно, и прогресс необходимых правовых и государственных форм бытия, закрепления и осуществления этой свободы.

Юридическое правопонимание, требует от арбитражных и общих судов, сопоставлять применяемые и проверяемые акты, на предмет их соответствия праву. Которые, включает в себя Конституцию РФ, общепризнанные принципы и нормы международного права, и международные договоры РФ, другие нормативные акты, входящие в правовую систему России. Причем суды, обязаны принимать решения в соответствии с правовыми положениями, имеющими наибольшую юридическую силу и особую сложность. При этом, вызывает уяснение не буквального соответствия, нормативных актов различного уровня. Обнаружить текстуальное несовпадение в нормативных актах, регулирующих конкретную фактическую ситуацию, не так уж сложно. Сложнее сделать вывод об их соответствии, самому смыслу, содержанию и принципам права. В котором, основной закон страны, имеющий прямое действие, провозглашает абсолютный приоритет прав и свобод человека и гражданина, - определяющих смысл, содержание и применение законов.

Заключение

Мы, рассмотрели понятие «права и закона». Их основополагающие принципы, признаки и идеи. Право, как и государство, принадлежит к наиболее сложным общественным явлениям. Под правом, понимают многообразие общеобязательных правил поведения. Установленных, санкционированных и обеспечиваемых государством. Кое-когда, под правом понимают что-то, принадлежащее индивиду. Где, он может свободно распоряжаться, под защитой государства без какого-либо вмешательства.

Проанализировав понятия закона, как субъекта верховной власти. Поэтому, содержание «закона» могут быть правоотношения. Но, также и иные отношения, не имеющие юридического характера.

Если, рассмотреть все вышесказанное, можно дать определение правового закона. Правовой закон - есть адекватное отражение сущностных характеристик права. То есть, общеобязательная система норм всеобщего равенства, свободы и справедливости. Можно подчеркнуть, что, существенное определение правового закона, не затрагивает правовое содержание.

Это определение носит общий характер, и распространяется на типы и системы права. Правда, только в том, что они соответствуют объективной природе и требованиям права. Действительно отражают право, а не произвол.

Критериев правового и не правового характера «закона» очень и очень много: например: учет интересов людей; применимость, реализуемости закона; отношение общественного мнения; уровень общей и правовой культуры общества; научная оценка закона и др. В обществе, с разноречивыми интересами, однозначная характеристика закона как правового или не правового - невозможна.

Итак, соотношение права и закона - это сложный и неоднозначный процесс. Что, полностью соответствует сложности общественных отношений. Любая идея, не получившая нормативного закрепления, остается в сфере морали, как пожелание, не имеющее обязательной силы. Но, это еще не право. Если идея получает нормативное закрепление, то она становится законом. И будучи реализованной, в общественных отношениях, становится правом. Таким образом, право уже закона, не все законы справедливы. С другой стороны, право больше закона, поскольку охватывает не только нормы, но и реальные общественные отношения, нормы в жизни, в действии.

С этой точки, вопрос о проблемах соотношения «права и закона», до сих пор является открытым. Это обусловлено плюрализмом взглядов, идей и теорий, о гранях соотношения права и закона. Такая проблема всегда будет стоять перед человечеством. Будет наивно ожидать и утверждать, что когда-нибудь все законы будут правовыми. Но общественные отношения, с течением времени, претерпели и претерпевают изменения, форму и содержание. Эти неотъемлемые характеристики права - также должны изменяться. В процессе принятия новых законов, всегда неизбежны ошибки субъективного и объективного характера. При осуществлении правотворчества, законодатель должен опираться на следующие принципы:

1. научности - использование достижений приемов, науки и методов научного анализа;

2. законности - строгий учет иерархии правовых актов и норм. Соблюдение процессуальных правил, принятия нормативно-правовых актов, правомочными на то органами;

3. демократизм - учет общественного мнения. При принятии и разработки нормативно-правовых актов, отражение в нормах акта, мнений и пожеланий тех, кого коснулись нормы принимаемого акта;

4. системность - учет в процессе правотворчества, внутренней логики права (систем права, отраслей, институтов).

Итак, различие между правом и законом, выделение правовых и не правовых законов, создание механизма отмены не правовых законов имеют хорошую перспективу, при формировании правового государства.

Список использованных источников :

1. Административное право; Учебник / Под ред. Ю.М. Козлова, Л.Л. Попова. - М.: Юрист, 2004 г.

2. Баглай М.В. Конституционное право Российской Федерации; Учебник для вузов. - М.: Изд-во «НОРМА», 2004 г.

3. Жилин А.Д. Соотношение права и закона. М.: Инфра, 2008 г.

4. Марченко М.Н. Теория государства и права. - Москва, 1999 г.

5. Некрасов С.И. Федеральные округа -- новое звено в вертикали российской власти // Журнал российского права. - 2001 г.

6. Общая теория государства и права. Академический курс в 2-х т. М.: Издательство «Зерцало», 2008 г.

7. Общая теория государства и права: Учебник. / Под редакцией В.В. Лазарева. М.: Юрист, 2002 г.

8. Основы государства и права: Учебное пособие для поступающих в вузы. / Под ред. О.Е. Кутафина-2-е изд., переработанное и дополненное - М.: Юрист, 2002 г.

9. Теория права и государства: Учебник. / Под редакцией проф. В.В. Лазарева - М.: Право и Закон, 2000 г.

10. Хропанюк В.Н./ Под редакцией профессора В.Г. Стрекозова Теория государства и права. Учебник. 3-е изд., доп. и испр., - М.: Издательство «Интерстиль», ОМЕГА-Л, 2008.

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    Сущность и назначение права и закона, их характеристики. Проблемы соотношения права и закона. Определение права, его основополагающие идеи, принципы и признаки. Понятие и концепция правового закона, его основные компоненты. Соотношение права и закона.

    контрольная работа , добавлен 18.05.2016

    Понятия "право" и "закон", их основные характеристики, а также взаимодействие этих понятий и формулирование определения правового закона. Определение права, его признаки и принципы. Признаки закона и понятие правового закона, его основные компоненты.

    курсовая работа , добавлен 22.06.2010

    Основополагающие идеи, принципы и признаки права. Закон как выражение воли субъекта верховной власти, его содержание. Определение, критерии и компоненты правового закона. Соотношение права и закона как центральная проблема правоведения и правопонимания.

    курсовая работа , добавлен 09.10.2015

    Соотношение закона и права в позитивистской и естественно-правовой теории. Проблемы зависимости между данными категориями в России. Критерии, определяющие правовой или неправовой статус закона. Конституция как основополагающий носитель правового начала.

    курсовая работа , добавлен 25.04.2011

    Понятие источника (формы) права. Виды форм права, их роль в различных правовых системах с точки зрения соотношения с законом. Роль закона в правовых системах. Понятие закона, его основные признаки. Классификация законов. Современные проблемы.

    курсовая работа , добавлен 20.12.2002

    Понятие государства и его основные признаки. Правительство и его роль в политической системе общества. Двусторонний характер отношений между государством и правом. Правовая форма закона, его организационная функция. Формы верховенства закона, их сущность.

    курсовая работа , добавлен 23.05.2012

    Концепция правового государства. Понятие уголовного закона. Структура уголовного закона. Особенности техники уголовного закона. Понятие и состав законодательной техники. Проблемы терминологии уголовного закона. Проблемы уголовного законотворчества.

    курсовая работа , добавлен 03.11.2008

    Закон как источник конституционного права Российской Федерации. Классификация законов и их соотношение. Характеристика федерального конституционного закона и его отличия от федерального закона. Общая характеристика иных законов в современной России.

    реферат , добавлен 20.01.2011

    Понятие и формы источников права. Исследование видов законов. Действие закона во времени, в пространстве, по кругу лиц. Законодательная процедура. Особенности принятия федеральных конституционных законов в РФ. Лингвистическая характеристика языка закона.

    курсовая работа , добавлен 06.05.2016

    Общая характеристика источников конституционного права. Понятие, задачи и сущность закона. Понятие и основные признаки Федерального конституционного закона. Порядок принятия, внесения изменений и дополнений в Федеральные конституционные законы.

государство право закон легитимность

Для того чтобы эффективно регулировать общественные отношения, право как характеристика социальной организации должно иметь какое-то внешнее выражение, форму. В правовой доктрине эта внешняя форма выражения (объективизация) правовой нормы обозначается условным термином «источник права». Под правовой нормой в данном случае понимается система норм права, действующих в данном обществе.

В мировой практике известны различные виды источников права: правовой обычай (обычное право), нормативный правовой акт государственных органов, судебный прецедент, договор нормативного содержания, общие принципы, идеи, доктрины. Одним из основных видов источников права являются законы.

Законы как основная и главная форма выражения права играют первостепенную роль в системе права любого цивилизованного государства. В современной юридической литературе встречается множество определений понятия «закон», из которых следует, что закон (в упрощенном определении) - это нормативный правовой (юридический) акт, издаваемый государством и содержащий общие правила поведения (правовые нормы), который регулирует важнейшие общественные отношения с участием граждан, государственных и общественных организаций.

Закон - это почти всегда нормативный правовой акт, устанавливающий, излагающий или изменяющий общие предписания - нормы права. Подобная характеристика закона обусловлена двумя обстоятельствами:

во-первых, с точки зрения этимологии и смысла слово «закон» означает «правило», «предел, положенный свободе воли и действия»; это акт государства и в отличие от норм обычного права под словом «закон» всегда имеют в виду правило поведения общего значения, обязательное для всех лиц или организаций;

во-вторых, с юридической точки зрения смысл слова «закон» состоит в том, что под ним понимается «правило, постановление высшей власти».

Следовательно, закон (равно как и другие нормативные правовые акты) отражает объективные потребности регулирования общественных отношений и в силу этого приобретает форму общего и обязательного правила поведения для всех. Потребности общества неизбежно проходят через волю государства, чтобы в форме закона приобрести общеобязательную силу.

Главное в законах, кроме их всеобщности, - это то, что они рассчитаны не на один конкретный случай, а на множество случаев, то есть законы являются общеобязательным регулятором поведения людей и организаций. Закон реален, если выражает существенные, основные связи социальных факторов. В этом смысле теория закона непосредственно связана с проблемой содержания и формы права, вытекает из их соотношения.

Говоря о соотношении права и закона, прежде всего необходимо решить проблему: что представляет собой сам правовой закон. Многие теоретики государства и права полагают, что правовыми следует считать законы, соответствующие правовым критериям. Только в этом случае, по их мнению, право и закон совпадают.

Во-первых, сразу напрашивается вывод, что есть законы, которые не отвечают правовым критериям и, соответственно, с правом не совпадают. Во-вторых, возникает целая серия вопросов, а именно:

Каков же критерий правовых законов?

Какие законы можно рассматривать как совпадающие с правом, а какие - нельзя?

Исчерпывающего ответа на эти вопросы не существует. В различные времена учеными и философами предлагались различные критерии (основания) разграничения права и закона, правовых законов и неправовых, но все они не являются бесспорными.

Еще в конце XIX - начале XX веков в отечественной и зарубежной литературе в качестве такого критерия предлагалось, например, понятие «общая воля», то есть воля всего общества, нации или народа. По логике подобных суждений правовыми следовало считать лишь такие законы и нормативные акты, которые адекватно отражали бы эту «общую волю». Следовательно, все прочие нормативные акты автоматически оказывались бы в разряде неправовых.

Пытаясь провести грань между правом и законом, авторы нередко обращаются к таким категориям морали, как справедливость, добро, гуманизм, зло и т.п. Из подобной концепции следует, что государство в лице своих законодателей может превратить в право любую социальную норму, которая оценивается как справедливая с точки зрения господствующей морали.

Однако, по мнению многих правоведов, попытки определить право как справедливость не могут быть признаны удачными. Понятие «справедливость» - абстракция, и в процессе его воплощения и использования каждый вкладывает в него свое собственное понимание. Право же представляет собой общий масштаб поведения. Он одинаков для всех и в принципе не допускает неоднозначной интерпретации. Кроме того, такой подход отрицает сам факт существования правовой справедливости до ее выражения законодателем. Сказанное, однако, не означает, что справедливость вовсе отсутствует в юридических нормативах и потому не должна участвовать в определении права. Справедливость учитывается в дефиниции права постольку, поскольку оно представляет собой систему правил поведения свободных и равных субъектов.

В целях решения проблемы соотношения права и закона нередко используется и такая категория, как правовой идеал. С.А.Емельянов описывает его как «порождение индивидуального, общественного, научного сознания о разумном устройстве общежития на принципах добра, справедливости, гуманизма и сохранения природной среды». Ссылаясь на известное высказывание древних римлян о том, что «справедливость и благо есть закон законов», автор приходит к выводу, что правовой идеал как раз и составляет содержание правовых законов, что это и есть ничто иное, как «закон законов». Следовательно, все другие законы, которые не содержат в себе правового идеала, сообразующегося с принципами добра, справедливости и иными подобными им категориями, не являются правовыми.

Современное понятие правового государства предполагает достаточно высокий уровень развития права и государственности как таковой. Юридическая сущность правового государства заключается в том, что его публичная власть исключает произвол и действует только в соответствии с правом, причем юристы особо подчеркивают, что под правом здесь нельзя понимать закон, который тоже может быть произволом. Следовательно, правовое государство - это прежде всего система разного рода гарантий, защищающих социально-экономические и политические основы общества, а также основные права и свободы личности.

Легитимный закон не обязательно будет правовым. В этом утверждении, в частности, содержится ответ на вопрос о том, можно ли считать правовыми законы (а заодно и государство, которое их принимает) только потому, что эти законы приняты высшим - избранным народом - органом власти. Ответ отрицательный: ни демократическое избрание высших органов власти, ни принятые этой властью законы сами по себе не в состоянии обеспечить государству статус правового. В результате действия права как продукта естественно-исторического развития юридические нормы, действующие в рамках правового государства, могут формироваться и помимо нормотворческой деятельности органов власти.

Право - универсальный современный регулятор общественных отношений. Несмотря на то, что сегодня каждый школьник знаком с нормами права, оно существовало не всегда. Всего несколько веков назад регуляторами общественного мнения была религия и насилие, но обе эти конструкции себя не оправдали. Насилие действует только под предводительством сильного лидера, а религия распространяется только на верующих.

Правовые нормы закреплены в Конституции, а соотношение права и закона регулируется государством. Но не все учёные считают право универсальным регулятором. Сегодня попробуем разобрать, как соотносятся эти два понятия и каким образом они влияют на общество.

Право - это...

Право - это система норм, выработанных обществом для саморегулирования. В отличие от моральных, нормы права закреплены в Конституции, а их незыблемость охраняется государством. За нарушение правовых норм на гражданина налагаются санкции в виде ограничения свободы или штрафа. Это мы знаем ещё со школьной скамьи, для полного понимания необходимо копать глубже.

Общество - это взаимоотношение различных социальных групп. Нередко здесь рождаются разногласия, которые могут перейти в обширные конфликты. Чтобы такого не произошло, общество придумало понятие права для регулирования своего же поведения и государство, которое следит за его соблюдением. Таким образом, в более конкретном смысле право - это нормы поведения, устанавливающие границы свободы каждого человека, регулирующие согласование и борьбу друг с другом, защищающие интересы каждого гражданина.

Для примера, всего 200 лет назад дуэли были широко распространены как средство защиты своих интересов в высших кругах (хотя и запрещённое законом). Сегодня каждый человек понимает, что хвататься за оружие при словесном оскорблении слишком глупо, ведь существует ст. 151 ГК РФ о компенсации за моральный вред. Этот закон исключает самосуд и объективно оценивает, было ли оскорбление или истец - слишком впечатлительная личность.

Значения права

Сегодня существует несколько значений права. Чаще всего его описывают как письменно зафиксированную систему норм, находящуюся под охраной государства. В этом смысле право совпадает с законом и называется позитивным правом.

Но закон создало государство, это стоит помнить. Некоторые ученые считают, что право существовало всегда, в частности право на жизнь, труд, свободу мысли и т. д. Государство не создавало их, оно лишь поддерживает и охраняет. Такие права называют естественными.

Кроме того, возможность субъекта на какое-либо действие, закреплённое в законе, - это тоже право. Например, право быть избранным в какой-либо государственный орган, право на владение имуществом движимым и недвижимым называются субъективными.

Наконец, комбинация всех вышеперечисленных значений права - это право в широком смысле.

Формы права

Существование права на бумаге не даёт его стопроцентной интеграции в общество. Чтобы оно стало юридическим правовым законом, ему необходимо придать определённую форму.

  1. Правовой обычай. Формирование стихийное, на протяжении многих поколений. Государство только фиксирует эти нормы на бумаге. Например, "Русская правда" (XI-XII вв.).
  2. Прецедент. Судебное решение по определённому вопросу признаётся эталоном для подобных случаев. Здесь стоит отметить, что суд сам созидает нормы права. Однако прецедент распространён не во всех странах.
  3. Нормативный договор. Взаимное соглашение субъектов, определяющее права каждого. Например, договоры между государствами, предприятиями, между работником и начальником.
  4. Нормативный правовой акт. Документ, созданный компетентными в вопросе права государственными органами.

Последняя форма права как раз и показывает соотношение права и закона, собирая в себе все предыдущие случаи.

Закон и право: общее и различия

В законе и праве общее то, что первое зависит от второго. Законы принимаются на основе правовых норм и не могут их нарушать. Например, нельзя вынести закон о запрете печати каких-либо произведений, например "Записок о Шерлоке Холмсе", потому что это нарушает права граждан страны.

Но не всегда всё так просто. Если право стопроцентно незыблемо, то закон может отражать политический произвол и, теоретически, те же "Записки" могут быть запрещены, и если общество не отреагирует на произвол, то закон вступит в силу и ущемит права людей.

Структура законодательства

Официальными источниками юридических норм считаются следующие структуры:

  1. Конституция.
  2. Законы и подзаконные акты.
  3. Приказы Президента РФ.
  4. Постановления Правительства РФ.
  5. Ведомственные акты.
  6. Акты местного самоуправления.
  7. Внутриорганизационные распоряжения, приказы.

Высшей юридической силой в России обладают законы, в том числе и Конституция - основной закон.

Принципы права

Понятие права включает в себя не только объяснение его функций, но и свою иерархию, как и законодательство. Принципы права - это идеи, которые лежат в начале любого правового акта, такие как гуманность, доброта, справедливость и т. д. Эти принципы могут быть закреплены в соответствующих правовых документах, но могут и вытекать из сказанного как само собой очевидное.

  1. Общеправовые принципы основополагающие, незыблемые. Например, справедливость, демократизм, законность, юридическое равенство граждан перед законом и т. д.
  2. Отраслевые принципы - закреплённые в одном из кодексов РФ. Например, свобода труда (трудовое право), всеобщая защита гражданских прав (гражданский кодекс) и т. д.
  3. Межотраслевые принципы - закреплённые в нескольких кодексах РФ. Например, неотвратимость ответственности (уголовный, гражданский, административный кодексы), равенство сторон (гражданское и семейное право), презумпция невиновности (уголовный, гражданский, административный кодекс).

Общеправовые принципы косвенно закреплены в каждом кодексе и регулируют их законность. В ст. 6 ГК РФ говорится о праве на справедливый и добросовестный суд при наличии пробелов в законодательстве по данному вопросу. Главный принцип права: право и закон не одно и то же - закреплен в законодательстве.

Общеправовые принципы

Рассмотрим подробнее общеправовые начала, на коих основываются все законы:

  • Справедливость - при регулировании отношений упор делается на необходимости воспитания определённого поведения. Поступок оценивается с точки зрения морали большинства, а наказание соответствует характеру преступления.
  • Демократизм - возможность широких слоёв населения участвовать в политической жизни страны: избирание депутатов и президентов, обсуждение нормативных актов и т. д.
  • Гуманизм - поощряются такие отношения между государством и индивидом, кои основаны на человеколюбии и предоставлении каждому нормальных условий для самореализации, поставлен приоритет прав и свобод (ст. 21 Конституции). Гуманизм в широком смысле - это бережное отношение не только к людям, но и к животному миру.
  • Равноправие - производное от гуманизма, законодательное закрепление равных прав у всех граждан, независимо от национальности, пола, вероисповедания, должностного или социального положения.
  • Единство прав и обязанностей - перефразировать можно как "не бывает прав без обязанностей и обязанностей без прав". Принцип используется для координирования действий каждого индивида.
  • Законность - все субъекты общественных взаимодействий (гос. органы, частные компании и организации) должны соблюдать законы и подзаконные акты во время совершения каких-либо действий.

Проблема отношения общества к праву

Несмотря на всю ясность, существуют проблемы соотношения права и закона, особенно в современном мире. Известный правовед Шершеневич считал государство источником всех норм права, их создателем. Но из структуры появления законов известно, что они могут носить неправовой характер, то есть быть правом формально и отражать произвол государства. Наиболее яркие примеры из истории: репрессии по национальному признаку, ущемление свободы крестьян в Екатерининскую эпоху. Сегодня законы и права РФ освобождены от столь ярких примеров.

Современный правовед В. С. Нерсесянц считает, что за право можно принимать только правовой закон, т. е. нормы современного законодательства являются правовыми только потому, что в них нормативно выражен принцип формальной свободы индивидов и равенства.

Сегодня очевидно, что само понятие права и государства - это самостоятельные производные общественного развития в том смысле, что государство не является источником права.

Процесс правообразования не зависит от государства, а идёт в недрах общества, курируется и фиксируется им в виде устойчивых взаимоотношений и норм поведения. Задача государства - выявить эти нормы, оценить их с точки зрения справедливости и закрепить законодательно. Только так в современном мире проявляется соотношение права и закона.

И ещё одно утверждение правоведов: не может существовать права вне своей формы (закона). Только законодательно можно закрепить правовые нормы, не морально.

Суть проблемы

Наиболее точно описать соотношение права и закона можно такой фразой "общество создаёт право, государство - закон". Подведём итоги:

  • закон и право - не одно и то же;
  • закон может иметь неправовой характер;
  • не может право существовать вне закона, закон - это форма права.

Нормы права и закона

Не тождественно соотношение нормы права и нормы закона (статьи). Один и тот же правовой аспект может быть изложен в целом ряде статей, или же в одном акте (законе) могут излагаться принципы нескольких правовых аспектов.

Существует три способа соотношения закона и права:

  1. Прямой - правовая норма прямо изложена в статье закона.
  2. Отсылочный - статья нормативного акта отсылает к другой статье, не перечисляя нормы права, например, ст. 139 УК РФ "О неприкосновенности жилища" подразумевает нарушение ст. 23 Конституции "О неприкосновенности частной жизни".
  3. Бланкетный - статья отсылает к целому ряду иных нормативных актов, а не к одному, например ст. 208 УК РФ "О незаконном вооружении" отсылает к Федеральному закону "Об оружии".

Международное право

В определении закона и права есть некоторые нюансы, например возможность появления неправового закона. Дабы такие случаи не утверждались в государствах, один из органов Генеральной Ассамблеи ООН (Комиссия Международного права) проводит конференции и избирает 34 юриста с международной практикой от каждого региона (в том числе и от России) для урегулирования международных отношений.

В международной среде нет законотворческого органа, как Совет Федераций и Государственная Дума в России. Участие в законотворчестве принимают международные организации. Они готовят проекты, которые дорабатываются самой Комиссией и принимаются на межправительственных конференциях.

Чаще всего подобные проекты не носят обязательного характера, скорее, выступают в качестве рекомендаций по управлению государством. В юридической сфере такие акты называют "мягким правом".

Нормы обычного права появляются из правил поведения, признанных большинством верными. Для урегулирования международных прав используется доктрина права и Международный суд. Кодификация международного права - это важный термин, отражающий процесс создания норм международного права.

Право как система

В более узком смысле право можно охарактеризовать такими словами: единство, способность к делению, объективность, различие, материализация, согласованность.

Единство правовых норм определяется единством государственной воли в законах, правовой системы, механизма регулирования права и конечной задачи - установлением справедливости. Это более широкая форма равноправия и законности.

Объективность отражается в международной систематизации права. На уровне одного государства право всегда субъективно и отражается волей органов.

Различие выражается в конкретном содержании, сферам влияния определённого аспекта права и методах регулирования нарушений, санкциях.

Материализация или систематизация - это необходимость структурирования правовых норм в виде законов и подзаконных актов, упорядочивание права в целях удобства использования. Однако, например, в Великобритании право не систематизировано в виде законодательных актов, но это не значит, что его нет. Систематизация также показывает, из каких элементов состоит право: норма, отрасль, подотрасль, институт, субъинститут.

Вывод

Таким образом, право - это широкое понятие, которое можно рассматривать под разными углами. На деле его структурируют в форму закона или подзаконного акта, и все законы вместе описывают нормы права. Государство не создаёт нормы права, а лишь фиксирует их в законопроектах и следит за соблюдением всех аспектов. И государство, и право есть порождения общества, стремящегося к саморегулированию.

Право и закон - это взаимосвязанные, но различные понятия. В целом по­нятие «право» шире, чем понятие «закон». Отличия здесь таковы:

1. Закон не единственный вид нормативных актов, к числу которых отно­сятся и указы, и постановления, и инструкции, и корпоративные акты.

2. Помимо нормативных актов, нормы права могут содержаться в судеб­ных решениях (прецеденты), обычаях, договорах.

Взаимосвязь права и государства проявляется в том, что право, как и госу­дарство, есть продукт развития общества на определенном его этапе. Право развивается вместе с государством, с которым находится в тесной взаимосвязи.

Эта взаимосвязь проявляется в следующем:

1. Право не может развиваться и функционировать без государства, ибо государство - это тот политический механизм, который формирует право в виде общеобязательных правил поведения (юридических норм).

Право - результат правотворческой деятельности государства, соответст­вующих компетентных органов (парламента, правительства и т.д.). Нормы поведения становятся общеобязательными юридическими нормами с того времени, как они, с одобрения общества, будут установлены либо санкциони­рованы государством.

2. Государство гарантирует реализацию правовых норм, охранят право от нарушений. Именно государственная охрана, возможность государствен­ного принуждения, стоящие за правом, и отличают правовые нормы от других социальных норм, действующих в обществе, например, от норм морали.

3. Не только право нуждается в государстве, но и государство - в праве. Оно не может нормально и эффективно функционировать, не опираясь на право.

В своей правотворческой деятельности государство должно опираться на право, не допуская принятия неправовых законов. Это важное условие режи­ма законности в обществе, исключающее произвол государственных органов, основа для взаимоотношений должностных лиц и граждан.

1. Каково соотношение понятий «право» и «закон»?

2. В чем проявляется взаимосвязь права и государства?

3. Дополните следующие предложения: «В своей правотворческой дея­тельности государство должно опираться на..., не допуская принятия......................................................................................

Это важное условие режима... в обществе, исключающее... государственных органов, основа для. должностных лиц и граждан».

4. Составьте список литературы по вопросу 2.2. («Соотношение понятий «право» и «закон», взаимосвязь права и государства»), используя базу данных научно-технической библиотеки СГАУ, а также источники других библиотек, различные Интернет-ресурсы.

Еще по теме Соотношение понятий «право» и «закон», взаимосвязь права и государства:

  1. § 1. Закон - основной акт парламента. Его сущность и особенности
  2. 1. Международные отношения и мировая политика соотношение понятий
  3. ФИЛОСОФИЯ ПРАВА. ПОЛИТИКА, ИДЕОЛОГИЯ, ГОСУДАРСТВО. ГЕОПОЛИТИКА: КЛАССИЧЕСКАЯ И НЕКЛАССИЧЕСКАЯ МОДЕЛИ
  4. § 1. Понятие осуществления субъективных гражданских прав
  5. § 3. Соотношение понятий «гражданско-правовые принципы» и «принципы осуществления прав и исполнения обязанностей»

Проблема соотношения права и закона появляется еще в трудах античных философов (Эпикур, Сократ, Платон). При этом закон понимается в широком смысле, т.е. все НПА.

Право – система формально определенных общеобязательных правил поведения, гарантированных мерами гос.принуждения и регулирующих наиболее важные общественные отношения.

Существует 2 подхода к соотношению права и закона:

1) право – это творение гос.власти, следовательно, любой НПА, изданный или одобренный государством является правом. Т.е.право и закон совпадают. Любой закон является правовым. (Шершеневич).

2) источником права является не государство, а общество. Государство только издает законы, значит, закон и право не могут совпадать. (Нерсесянц)

Правовой закон закрепляет право, т.е. принят на основе интересов общества (т.е закон демократичный, способствующий развитию общества)

Неправовой закон не имеет правового содержания и выражает произвол государства (Н: обществу для экономичразвития требуется снижение налогов, а государству нужны деньги, и оно издает закон, повышающий налоги - загнивание экономики)

46. Правовые отношения: понятие и структура.

Правоотношение – это общественное отношение, урегулированное нормами права.

Признаки:

Это общественное отношение (т.е. между членами общества)

Возникает в результате воздействия норм права на поведение людей

Волевой характер (люди в них вступают по своей воле)

Связь между людьми посредством субъективных прав и юридич.обязанностей

Охраняются государством

Основания возникновения: общие, специальные. Общие: наличие не менее 2 субъектов, взаимный интерес. Специальные: наличие соответствующей нормы права; правосубъектность; юридический факт

Состав любого правоотношения (ПО) – это совокупность 3 элементов: субъекта ПО, объекта, содержания.

47.Субъект правоотношений. Правосубъектность.

Субъект – индивид или организация, которые могут быть носителями субъективных прав и юрид.обязанностей.

Способность быть участником ПО – это правосубъектность.правосубъектность

Виды: 1) индивидуальные (граждане, иностр.граждане, лица без гражданства, лица с двойным гражданством и т.д.); 2) социальные общности (народ, нация, население региона, трудовой коллектив); 3) организации: государственные (само государство, гос.органы, гос.учреждения, гос.предприятия), негосударственные (общественные объединения, хоз.организации, религиозные организации)

правосубъектность - это способность лица быть участником правоотношений. Состоит из след.элементов: правоспособности, дееспособности, деликтоспособности.

Правоспособность – предусмотренная правом способность лица иметь субъективные права и обязанности. Возникает с момента рождения и действует до смерти, для юрлиц – право – и дееспособность возникает с момента гос.регистрации, прекращается… (в гражд.праве все сделки, направленные на ограничение правоспособности ничтожны)

Дееспособность – предусмотренная правом способность лица своими действиями приобретать права и нести обязанности. Общая дееспособность зависит от способности осознавать свои действия и руководить ими. Поэтому возникновение дееспособности зависит от достижения определенного возраста и состояния психического здоровья. В гражд.праве полная дееспос-сть возникает в 18 лет; недееспособные – лица, признанные по суду и дети до 10 лет, частично дееспособные – с 10 до 14 лет, неполностью дееспособные с 14 до 18.

В определенных случаях дееспос-сть может возникать раньше: заключение брака до 18 лет, эмансипация (при достиж. 16 лет) – если работает или индивид.предприниматель

На объем деесп-ти могут повлиять пол, возраст, здоровье, образование, должность и тд. (служба в армии, беременность, н/летие, инвалиды, здоровые). Ограничение (если злоупотребляет спиртным, наркотой, этим ставит свою семью в тяжелое матер.положение; если осужден за совершение преступления – автоматически) и лишение дееспособности (наличие психич.заболевания….) возможно только по решению суда.

Деликтоспособность – это способность нести юр. ответственность за совершенное правонарушение. Это разновидность дееспособности.

Следует различать общую и специальную правосубъектность. Общей обладают лица, достигшие 18/летнего возраста и не признанные недеесп-ми или невменяемыми. Она одинакова для всех. Специальная необходима для некоторых ПО, субъекты которых должны иметь спец. знания, опред. возраст, соответствовать каким-то доп. требованиям. (Н: судьи – высш. юр. образ-е, возраст 25л., стаж 5л.)



Понравилась статья? Поделиться с друзьями: