Развитие культуры в новое время кратко. Культура нового времени: проблемы периодизации, характеристика, отличительные черты

В культуре Нового времени XIX века занимает особое место. Это век классической буржуазной цивилизации, когда она достигла своей зрелости, а затем в начале XX века вступила в стадию кризиса, важнейшим проявлением, которого стала мировая война, начавшаяся в 1914 году.

Буржуазная цивилизация окончательно утвердилась в результате трех революций: 1) промышленного переворота в Англии, в результате чего была создана адекватная капитализму материально-техническая база в виде крупного индустриального производства; промышленный переворот в большинстве стран Европы происходил со второй половины XVIII до первой половины XIX веков; 2) философской революции в Германии, когда сложилась классическая немецкая философия, оказавшая огромное влияние на мировоззрение эпохи; 3)

политической революции во Франции, ставшей классическим образцом в истории Нового времени. Великая французская буржуазная революция, идейно подготовленная Просвещением, проявила все достижения и пороки буржуазной цивилизации.

В своей основе культура XIX века развивала то же мировоззрение, что и культура Нового времени в целом, хотя новизна исторической ситуации привнесла существенную специфику. Важнейшими чертами зрелой Новоевропейской культуры являются: 1) рационализм (развиваются его крайние проявления - техницизм и сциентизм: вера во всемогущество науки и техники); 2) новативность: новые результаты ценятся гораздо выше уже существующих достижений, общество четко ориентируется на новизну, на будущее; 3) вера в прогресс; 4) антропоцентризм и индивидуализм; 5) светский характер; 6)

либерализм в экономике, политике, идеологии; 7) демократизм и плюрализм; 8) европоцентризм, считавший идеалом общественного развития Европу, а весь остальной мир - культурной периферией; 9) стандартизация; 10) развитие массовой культуры, оказывающей растущее влияние на общество.

Необходимо подчеркнуть, что действительность XIX века перечеркнула идеалы Просвещения. Мир оказался не таков, каким его ожидали увидеть. Возникла проблема соотношения идеала и действительности, цели и результата, которая стала одной из важнейших в общественном сознании, послужив движущим мотивом социокультурного развития в XIX века.

В XIX веке бурное развитие переживали наука и техника. Наука этого периода открыла перед человечеством бесчисленные возможности для прогресса. В конце XIX века началась революция в естествознании, перешедшая в научно-техническую революцию середины XX

века. Создавались новые отрасли науки и объединялись усилия отдельных наук для познания сложных явлений.

Изменилась структура научных учреждений и их роль в обществе. Наряду с университетами научный поиск сосредотачивался в научно-исследовательских институтах. Появились научные школы, имевшие мировое значение: Кембриджская школа атомной физики, Копенгагенская школа теоретической физики, Геттингенская математическая школа и другие. Большое значение приобрели научные журналы, интенсивно развивались международные научные связи. Усиливалось влияние науки на производство. Выросла роль ученых в обществе, усилилось внимание к общественной значимости научных работ. Возрастало влияние науки на общественное сознание. К концу XIX века в мире насчитывалось до 50 тыс. ученых.

В общественных науках складываются такие течения, как позитивизм, неокантианство, философия жизни, марксизм; ускоренно развиваются различные направления социологии, экономики и другие науки.

В естественно-математических науках наблюдается настоящий бум. Резко вырос интерес к математике и соответственно количество ученых. По данным Берлинской «Книги успехов математики за год», в 1868 году учтено 900 работ 650 авторов, а в 1911 году - работы 2400 авторов. Появляются неэвклидова геометрия (Лобачевский, Ри- ман); новая алгебра; основы теории групп (Галуа); теория множеств (Кантор), обосновывающая матанализ; математическая логика. О проблемах математики Б. Рассел сказал: «Чистая математика - это такой предмет, где мы не знаем, о чем говорим, и не знаем, истинно ли то, что мы говорим».

Самые драматические события в науке оказались связаны с физикой. В конце XIX веке начался кризис классической физики и революция в естествознании, связанная с именами Больцмана, Максвелла, Планка, Кюри, Резерфорда, Бора, Эйнштейна.

Суть новых идей в физике: 1) неисчерпаемость структурного строения природы; 2) дополнительность, взаимонеобходимость противопоставляемых классической физикой вещественной и энергетической картины мира; 3) активная роль познающего субъекта в процессе формирования научного знания и в связи с этим необходимость тщательного философского исследования проблемы объективности знания.

В химии появились: периодическая таблица Менделеева, анилиновые красители, синтетическая химия, биохимия, - в результате чего возникли новые химические науки, тесно связанные с промышленностью.

В науках о Земле развились геохимия, океанография, метеорология.

В биологии и медицине возникли: эволюционная теория Дарвина, исследования по закономерности наследования Менделя, микробиология, связанная с именами Пастера и Коха.

В технике также происходили поистине революционные сдвиги. В 1870 году в мире добыто 213 млн тонн каменного угля, в 1913 году -

1942 млн тонн; чугуна выплавлено в 1800 году 0,5 млн тонн, в 1850 году - 4,5 млн тонн, в 1900 году - 40,7 млн тонн; в 1900 году выплавлено в 200 раз больше стали, чем в 1800 году; появились двигатель внутреннего сгорания, электродвигатели; создаются пароходы, телеграф, телефон, фонограф, фотография, кинематограф; в 1875 году протяженность железных дорог в мире составляла 294 тыс. км, а в 1917 - 1146 тыс. км; в военной технике созданы пулеметы, броненосцы, авиация и так далее.

Фигура инженера стала духовной производительной силой в материальном производстве, резко выросла роль интеллигенции.

Активно развивалась урбанизация. К началу XX века население 13 городов мира превышала численность в 1 млн человек. Меняется социальная структура населения: в развитых странах Европы рабочий класс составил 30 %, а в Англии, Германии, Бельгии, Голландии он превысил к началу XX века 50 %.

Произошли существенные сдвиги в общественном сознании, для которого стали характерными представления об огромных возможностях новой техники, привычка к постоянным переменам, ощущение текучести, изменяемости мира, динамизма всей окружающего человека действительности: техники, общественных отношений, политических институтов.

Основой культурного прогресса становилось развитие образования. Через систему образования, главным образом, происходило проникновение научных теорий и художественных ценностей в широкое общественное сознание. Грамотность населения составляла: в России среди мужчин в 1800 году 4 - 8 %, в 1889 году - 31 %, в 1913 году - 54 %; в Великобритании соответственно - 68 %, 91 %, 99 %; в США - 70 %, 88 %, 93 %; во Франции - 47 %, 89 %, 95 %; в Австрии - в 1889 году - 60 %, в 1913 году - 75 %.

Формируется новая картина мира. На голову «человека с улицы» обрушилось такое множество философских и социологических, этических и эстетических теорий, такое разнообразие художественных школ и направлений, что уже самим этим плюрализмом подрывался конформизм мышления и стимулировалось стремление сопоставлять, оценивать убедительность аргументов, выбирать эстетическую программу. Дезинтеграция идеологических течений, ярко проявившаяся на рубеже XIX - XX веков, была одним из проявлений кризиса буржуазной культуры.

К середине XIX века в странах развитого капитализма завершилось размежевание буржуазной и демократической культур. За полтора века буржуазная культура прошла путь от относительного единства с демократической культурой в рамках Просвещения, противостоящего феодально-клерикальной культуре, до прямого конфликта с демократической культурой. Демократическая культура, для которой в XVIII веке характерна, прежде всего, антифеодальная и антиоли- гархическая направленность, выступала в XIX веке как антибуржуазная система ценностей. Изменения в двух субкультурах проходили эволюционно и неравномерно.

В развитии художественных стилей XIX века можно выделить несколько основных: классицизм, сентиментализм, романтизм, реализм, критический реализм, натурализм, модернизм.

Классицизм рубежа XVIII - XIX веков - сложное явление с преобладанием антифеодальных идей. Связанный с Просвещением, он выражал буржуазно-революционные устремления общества. Стиль классицизма основан на идеях рационализма, он стремился выразить возвышенные, героические, нравственные идеалы, создавая ясные и органичные образы. В классицизме имелись черты утопизма, идеализации, отвлеченности, академизма. Рационализм Просвещения приводил к тому, что художественное творчество и эстетическое восприятие либо вообще не признавались полноценными проявлениями человеческого духа, либо измерялись чужеродной для них мерой разума, науки, и потому искусство могло расцениваться всего лишь как «смутное познание», а вкус - как «рациональная интуиция». Собственно буржуазная художественная культура, а тем более демократическая, развивались наиболее эффективно за пределами классицизма и в борьбе с ним.

Буржуазная художественная культура нашла более полное и специфическое выражение в сентиментализме. Сентиментализм стремился к гармонии личности, обладающей не только разумом, но и чувствами, ему свойственна поэтизация частной жизни в ущерб общественным интересам, поэтизация быта, особенно сельского. Отразили это направление в литературе романы в письмах, а в живописи художники Ж. Грез (1725 - 1805) и Т. Гейнсборо (1727 - 1788).

В 20-е годы XIX века складывается романтизм (от франц. - роман). Он был вызван острым неприятием наступившей буржуазной действительности, далекой от провозглашавшихся идеалов, протестом против национального порабощения, наступившей после наполеоновских войн политической реакции. Он отражал разочарование в учении Просветителей. Важно отметить, что романтизм - это не просто стиль, а общекультурное движение, культурно-исторический тип. Романтизм - это целая культура, подобная Ренессансу и Просвещению, выходящая за рамки художественного стиля и художественной культуры. Он охватывает самые разнообразные явления: философию, политическую экономию, эстетику, историческую науку, искусство, литературу, моду. Для романтизма основным родовым качеством является конфликт с действительностью, отвергавшейся с позиций высшего идеала. Романтизм стремился к свободе, выражал жажду совершенства и обновления, провозглашал пафос личной и гражданской независимости, проявлял большой интерес к национальному прошлому, фольклору, стремился создать универсальную картину мира.

Романтизм, в отличие от классицизма с культом разума, провозгласил приоритет чувства, переживания, иррациональности, алогизма, вдохновения, фантазии. Романтизм был победой над просвещенческим рационализмом в искусстве. Некоторые романтики звали назад, к идеализированному прошлому, но были и революционные романтики (Гойя, Бетховен, Байрон, Гюго, Шуман, Шопен), их главным героем был бунтарь.

Романтизм переориентировал общественную психологию от интереса к внешней жизни к проблемам внутренней, духовной, эмоциональной жизни личности. Романтизм в общественной психологии выступил в виде определенного умонастроения в обществе.

Зародившись в Германии и получив там свое первое художественно-практическое, философское и эстетико-теоретическое выражение, романтизм стремительно распространился по всей Европе, а затем в США и Латинской Америке, отсюда национальная специфика этого течения.

В основе творческого метода романтизма был принцип свободы. Суть романтического стиля - признание острого, драматического, неразрешимого конфликта между уродливой действительностью и высоким идеалом, несовместимым с ней, а подчас и вообще нереализуемым. Стилистика романтизма строилась на противопоставлении иронично, гротескно-сатирическом изображении действительности (отсюда в дальнейшем вырос критический реализм) и идеализированным человеком (родство с классическим искусством).

Расцвет романтизма приходится на 20 - 30 годы XIX века Романтизм был последним целостным крупным образованием, он предпринял героическую, но безуспешную попытку преодоления разорванности культуры через динамический синтез искусств. В целом культура романтизма оставила человечеству богатейшее насле-

дие. В дальнейшем развитие художественной культуры идет «децентрализовано», искусства развиваются асинхронно, при разнообразии стилей и борьбе противоположных направлений.

Во второй половине XIX века на смену романтизму пришли другие направления: критический реализм, натурализм, символизм.

В 40-е годы XIX века как самостоятельное течение складывается реализм. Социально-исторический или критический реализм XIX века был наследником лучших традиций предшествующих этапов развития реалистического искусства: реализма Возрождения и реализма Просвещения, он связан также с революционным романтизмом. Однако в отличие от романтизма, бегущего от действительности, реализм стремится к глубинному проникновению в действительность, к раскрытию сущности социальных катаклизмов, он раскрывает связь личных судеб людей, их характеров, чувств, мыслей с конкретными историческими условиями. Для реализма характерен историзм в изображении людей и общества в целом. Реализм стремится изобразить типические характеры в типических обстоятельствах. Поэтому не случайно на первый план выдвигается социальный роман (О. Бальзак, Ч. Диккенс). В живописи творили такие реалисты как Т. Руссо, О. Домье, Ж.-Ф. Милле, Г. Курбе, в конце XIX века крупнейшими писателями-реалистами были Г. де Мопассан (1850 - 1893), А. Франс (1844 - 1924), Р. Роллан (1868 - 1944), Г. Ибсен (1828 - 1906), Г. Манн (1871 - 1950), Т. Манн (1895 - 1955), Д. Голсуорси (1867 - 1933), Б. Шоу (1856 - 1950), М. Твен (1835 - 1910) и другие.

В 80-е годы XIX века на базе реализма возникает натурализм (братья Гонкуры, Э. Золя, А. Доде), связанный в своих основах с позитивизмом (Г. Спенсер) и эволюционизмом (Ч. Дарвин). Возникновение натурализма вызвано стремлением писателей внести в литературу методы строго научного исследования действительности, основывающиеся на эксперименте, точности описания, документальности. Натуралисты стремились окончательно развенчать романтические иллюзии. Книги могли напоминать стенографический отчет, а не художественное произведение. В отличие от реализма, проникнутого духом социальности, натурализм сводил человеческую сущность и смысл существования лишь к биологическим мотивам, объяснял формирование характера и судеб одной лишь средой бытования. Творчество натуралистов утверждало неотвратимость грубой реальности, подавленность человека будничным потоком жизни, в то же время возводило в абсолют роль подсознательного в человеке. Все это приводило к фатализму и пессимизму, оправданию социальной апатии. В то же время, стремление к правде, к факту приводило к злободневности и демонстрации социально острой «изнанки жизни». Натуралисты стоят у истоков документального искусства, литературы факта, получивших большое развитие в XX веке.

Во второй половине XIX века все более отчетливо наблюдались признаки кризиса буржуазной культуры, проявившиеся в декадансе (от франц. упадок). Полномасштабный кризис буржуазной культуры -

явление XX века, но его первые симптомы ощутимы в конце XIX века, они охватили, в основном, сферу искусства, тогда как в культуре в целом господствовали убеждения в незыблемости движения по пути единения и процветания, вера в прогресс. Главной причиной негативных тенденций в культуре являлся разрыв между опережающими темпами технического прогресса и отставанием социальнокультурной сферы. Устами Ф. Ницше было заявлено о гибели всей системы традиционных ценностей, об исчезновении веры в прогресс, как автоматической устремленности мира вперед, о надвигающейся катастрофе, распаде в связи с потерей всех жизненных оснований, утраты всех смыслов. Упадок закономерен, так как он связан с преобладанием посредственности в обществе, с рабской психологией, давлением массы, отсюда господство рабской культуры, обусловливающей регресс, декаданс истории. По Ницше, «героизм времен упадка» заключается в том, чтобы, заняв позицию «по ту сторону добра и зла», противостоять действительности, толпе и усталому от жизни декадентству.

По внешним признакам последняя треть XIX века - это наиболее мирное и стабильное время за всю историю капитализма, но это благополучие оказалось обманчивым, оно взорвалось в августе 1914 году с началом мировой войны, открыв новую эпоху великих потрясений и действительно грандиозной переоценки всех человеческих ценностей.

Декаданс отмечен настроениями безнадежности, пессимизма, упадочничества. Эти черты проявились у символистов, а в дальнейшем - у модернистов.

Символизм сформировался во Франции в 80-е годы XIX века. В своем манифесте 18 сентября 1886 года символисты объявили себя певцами «заката», «упадка», «гибели», художниками безнадежности и разочарования. Внешний образ мира, «видимость» символисты противопоставили внутренней сущности и говорили, что свою задачу они видят в познании и художественном воспроизведении этой сущности, которая открывается только поэтической интуиции, но не логике. Не принимая действительность с ее торгашеством, вульгарностью, бездуховностью, символисты отказались от познания и изображения реального мира - «театра теней». В реальности символисты искали знаки, символы этой таинственной сущности, идеальную сущность мира. Они высказывали недоверие к вековым культурным и духовным ценностям как объединяющему началу всех людей. Xудо- жественные образы у символистов лишены конкретности, они многозначны, воздействуют не на разум, а на чувства и подсознание, заряжены скрытым, зашифрованным смыслом. Отсюда отказ от романтического пафоса и от реалистической конкретности изображения. Поэзия полна намеков, иносказаний, отличается причудливой гаммой настроений, тончайшими нюансами звука и смысла. Высшие достижения символизма связаны с лирической поэзией и музыкой, а также с условной драмой, но не с жанром романа, требовавшим точности социальных и психологических мотивировок. В творчестве символистов ощутимо влияние позитивизма О. Конта, пессимизма и иррационализма А. Шопенгауэра, социального дарвинизма Г. Спенсера, философии «сверхчеловека» Ф. Ницше, интуитивизма А. Бергсона, психологизма З. Фрейда.

Главой французских символистов стал поэт С. Малларме (1842 - 1898), а вершинами символизма явилось творчество П. Верлена (1844 -

1896) и А. Рембо (1854 - 1891). В Австрии выделялось творчество Р.М. Рильке (1875 - 1926), в Англии - О. Уайльда (1854 - 1900), в Бельгии - М. Метерлинка (1862 - 1949).

В музыке символизм обратился к неразработанному фольклору Испании, Дальнего Востока, Скандинавии, освежающему музыку оригинальной ритмикой, необычайной тембровой окраской (К. Дебюсси, М. Равель, Г. Малер).

Проявлениями кризиса реализма в искусстве явились импрессионизм и постимпрессионизм.

Импрессионизм (от франц. - впечатление) заявил о себе на выставке в 1874 году. Импрессионисты (К. Моне, Э. Мане, Э. Дега,

О. Ренуар и другие) ставили перед собой задачу передачи действительности в ее разнообразных проявлениях и изменчивости, искали новые формы, но не стремились к проникновению вглубь явления, социальным обобщениям.

С XVII до начала XX века -- оформление западноевропейской культуры.¦ Формирование нового, индустриального типа общества.

¦ Ослабление влияния религии на все сферы жизни, культура становится светской.¦ Повышение авторитета философии¦ Признание ценности образования.¦ Научная революция XVII--XVIII века -- формирование основ современной науки. XIX век -- век классической науки ¦ Многонационалыюсть и многоязычность европейской культуры, взаимодействие национальных культур.¦ Развитие машинной индустрии, ускорение темпов научно-технического прогресса.

Название «Новое время» в истории культуры Европы обычно употребляется по отношению к трем векам - XVII, XVIII и XIX. Эти века наполнены событиями политическими, экономическими, философскими, художественными. Не все просто и с временными границами этой эпохи. Оказывается, что ее начало неразрывно связано с Возрождением и Реформацией, и провести между ними какую-то четкую границу невозможно. Закончилось ли Новое время тоже не совсем понятно

XVII век

XVII век в этот век начинается сведение основ новоевропейской культуры, развивающееся на основе процессов, происходивших в Возрождение. Но в это время европейская культура еще не осознает себя в качестве новой культурной системы. В это время человек стал ощущать себя царем природы, он надеется в первую очередь на собственные силы. Общеизвестны примеры деятельности титанов Возрождения - Леонардо, Микеланджело. впервые появляется светская «реалистическая» живопись: впервые художники доверились своему глазу, впервые картина, видимая именно человеческим зрением, стала считаться истинной. Картины на религиозные сюжеты становятся именно картинами и перестают быть иконами. наука рванулась вперед. Были сделаны величайшие открытия в естественнонаучной области. Появляется экспериментальная наука, Главным критерием истины становится разум. Его основателем, а следовательно, “отцом науки и философии” Нового времени является французский философ, математик, физик Рене Декарт. Создавая “рационалистический метод”, Декарт стремился к тому, чтобы дать человеческому разуму точные критерии истины. В средневековье лишь Бог владел прерогативой на истину. Если говорить об искусстве XVII века , то здесь мы увидим формирование двух крупных общеевропейских стилей: классицизма и барокко. Первый явился эстетическим выражением идей абсолютизма и основное развитие получил во Франции. Среди представителей выделим скульптора Лоренцо Бернини и художника Питера Пауля Рубенса. Существовало и так называемое реалистическое направление, развивавшееся прежде всего в Голландии, первой бюргерской стране. Здесь мы видим интимную, камерную живопись на бытовые сюжеты, нашедшие выражение в творчестве “малых голландцев”.

Основные черты культуры Нового времени

Тема 17. Европейская культура Нового времени

1. Основные черты культуры Нового времени

2. Культура эпохи Просвещения

3. Западноевропейская культура XIX века

Термин ʼʼНовое времяʼʼ чаще всœего употребляют для обозначения периода развития Европы XVII, XVIII и XIX веков. Но при этом каждое столетие обладает отличительными особенностями.

· XVII век не имеет общепризнанного названия. Но именно он закладывает основы новоевропейской культуры, развивающиеся на базе процессов, происходивших в Возрождение и Реформации.

· XVIII век – век Просвещения. Он ощущает себя разрушителœем старых стереотипов и строителœем новой свободной культуры.

· XIX век – буржуазный. Он углублял тенденции и противоречия в социокультурном развитии, обозначившиеся в эпоху Просвещения.

Новое время выступает своего рода эпицентром европейской цивилизации и культуры: здесь переосмысляются традиции античности и средневековья, отсюда лежит путь к культурным катастрофам и свершениям XX столетия.

Специфические особенности рассматриваемого периода в развитии Европы и ее культуры следующие:

1. Становление буржуазных общественных отношений, техногенной цивилизации.

2. Научная революция, коренное изменение картины мира.

3. Формирование рационалистического мышления.

1. В XVII веке расцветает мануфактурное производство, появился наемный труд, формируются первые крупные капиталы. Οʜᴎ часто наживались колониального порабощения новых территорий мира. Новые процессы поставили страны Европы в неравное положение: одни имели колонии, другие – нет, в одних установился буржуазный строй (Англия, Голландия), в других – еще более укрепились феодальные отношения (Испания, Германия). В случае если одним из героев ренессансной культуры был меценат, но в Новое время возникает и новый герой– ʼʼкапиталист ʼʼ – банкир, крупный торговец, владелœец мануфактуры (позднее – фабрики). Хотя еще долгое время нетрадиционно хозяйствующий субъект, ʼʼделœецʼʼ считается авантюристом, обманщиком, игроком.

2. В Новое время происходит научная революция . Стоит сказать, что для науки Новое время начинается драматически – в 1600 году в Риме на Площади цветов был сожжен великий мыслитель эпохи Возрождения Джордано Бруно . Но вскоре заявят о себе великие открытия Галилея, Кеплера, Ньютона, Лейбница, Гюйгенса в математике, астрономии и различных областях физики. Ньютон и Лейбниц независимо друг от друга изобретут дифференциальное исчислении, ĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ станет орудием почти всœей высшей математики. Галилей и Кеплер подтвердят гелиоцентрическую систему Коперника. Исаак Ньютон откроет закон всœемирного тяготения и напишет фундаментальный труд ʼʼМатематические начала натуральной философииʼʼ, а Карл Линней систематизирует биологию ʼʼСистеме природыʼʼ.

На базе достижений естественных наук сформируется механистическая картина мира, которая представитВселœенную в роли огромного механизма, машины, части которой жестко детерминированы, а всœе процессы сведены к механическим. Огромную роль в формировании механической картины мира сыграли работы Лейбница и Исаака Ньютона, создателя классической физики, законы которой считались непререкаемыми почти вплоть до начала XX столетия.

Формирование механистической картины мира было также результатом переосмысления роли религии . Новая эпоха не стала безрелигиозной, атеистической (от гр.
Размещено на реф.рф
a – отриц. частица + theos – бог), но в ней христианство уже не было основным средством понимания и описания мира. В Новое время возникает иная форма веры – деизм (от лат. деиз – бог). Она признавала, что хотя Бог и существует в мире как его первопричина, однако после сотворения мира движение мироздания совершается без его участия. Бог превратился в силу, которая лишь внесла определœенный порядок в извечно существовавшую материю. Бог мыслится не как Спаситель, но как Великий Механик , который создал мир подобно тому, как часовщик создаёт механизм. Закон сохранения энергии, абсолютность пространства и времени гарантированы словом Бога. При этом, сотворив мир, Бог почил от своих трудов и никак не вмешивается в дела Вселœенной. Такому Богу бесполезно молиться – у него можно только учиться. По этой причине место пророков и священников заняли учёные-естествоиспытатели.

Научные теории теперь выглядели убедительнее религиозного мифа. Рассказывают, что когда знаменитый французский астроном Пьер Лаплас изложил Наполеону свою гипотезу о происхождении Солнечной системы, последовало замечание императора о том, что в ней нет упоминания о Боге. ʼʼЯ не нуждаюсь в этой гипотезе, Ваше величествоʼʼ, – таков был, вполне в духе времени, ответ ученого.

Результатами научной революции Нового времени стали:

· формирование классической науки , в которой на первый план вышло естествознание . Физика стала царицей наук, а законы ньютоновской механики считались универсальными

· появление нового типа исследователя – ученого-экспериментатора , эксперименты которого становятся всœе более строгими, благодаря новым измерительным приборам и совершенствованию математического аппарата познания

· превращение науки в общественный институт , сообщество ученых мира, совместно формирующих систематические, проверяемые и доказуемые знания, имеющие всœеобщий смысл. Повсюду в европейских столицах учреждаются Академии Наук и научные общества.

3. Развитие науки шло параллельно с утверждением нового стиля мышления – рационалистического. Разумное начало, или Разум считалось основанием единства мира, объединившим живую и неживую природу, человека и мир.
Размещено на реф.рф
ʼʼПрирода разумна, разум естествененʼʼ – таков символ веры эпохи Нового времени.

В Новое время происходит создание всœеобъемлющих философских систем. Накопленное к этому времени знание потребовало ответа на главные вопросы: что такое знание, какой путь оно должно пройти, чтобы превратиться в теорию. И на этом направлении поиска образовались две системы ответов: эмпиризм и рационализм. Эмпирики (Ф.Бэкон, Т.Гоббс, Дж. Локк) отводили главную роль опыту, чувственному познанию. Рационалисты (Декарт, Спиноза, Лейбниц )полагали, что знания возникают на базе правильного метода рассуждений.

Развитие науки и рационалистического мышления сформировало новый тип человека. В пространстве культуры Нового времени, где деятельность познания приобрела небывалую значимость героем культуры становится ʼʼчеловек познающий ʼʼ. Причем образ человека познающего стал примером трезвого и практичного отношения к жизни для людей любого рода занятий. Каждый, кто действует по собственному почину, на свой страх и риск, нуждается в том, чтобы знать истину, т. е. действительное положение дел, в которые он внедряется. Герой этой культуры – в первую очередь самодеятельный индивид , осознающий свой долг и действующий ради установления разумного, значит, наилучшего, порядка жизни.

Основные черты культуры Нового времени - понятие и виды. Классификация и особенности категории "Основные черты культуры Нового времени" 2017, 2018.

Европейская культура Нового времени охватывает XVII-XIX вв. Она базируется на буржуазном способе производства, имеет единый духовный ориентир - развитие личности, общие черты, такие как гуманизм, антропоцентризм, европоцентризм, сциентизм и рационализм.

Вместе с тем каждый век имеет свое историческое лицо, свою специфику:

XVII в . - век «революционной критики» феодализма в Нидерландах и Англии и рационалистической критики - схоластики - во Франции и других странах.

XIX в. - «полнота времен», эпоха расцвета буржуазной культуры и вместе с тем начала ее кризиса через обнаружение тупиков рационализма в его крайнем выражении - техницизме.

Каждое время решает свои вопросы, но есть коренные мировоззренческие вопросы, решением которых человечество озабочено всегда Ответы на них составляют суть, смысловое ядро любой культуры. Нововременная культурная парадигма такова: мир существует как природа, как личность-субъект и как культура. Место человека в мире является центральным.

Подобно тому как в средневековой культуре утверждалось величие Бога и его отличие от сотворенного им мира, теперь провозглашается величие человека и его отличие от всей остальной природы. В культуре Нового времени человек - познающий субъект - противопоставлен природе как объекту. Предназначением человека стало повелевать природой, извлекать из нее пользу. Польза - идол Нового времени.

XVII в. не без основания называют «веком гениев», что указывает на необыкновенный взлет научной и философской мысли, и вследствие этого колоссальные изменения в обществе. XVII в. - начальный период в становлении буржуазного способа производства. Это крайне сложная и противоречивая эпоха в жизни европейских государств.

Начало Нового времени связывают с буржуазными революциями и периодом становления буржуазных отношений в европейских странах - XVI-XVII вв., что в свою очередь обусловило развитие науки и появление новой мировоззренческой ориентации. Ранние буржуазные революции произошли в Нидерландах - 1566-1609 гг., в Англии - 1640-1688 гг. Во Франции наблюдается расцвет абсолютистской монархии . Это время научной революции и завершающий этап контрреформации; эпоха грандиозного, экспрессивного барокко и сухого, рассудочного классицизма.

В XVII в. в Европе развивается промышленность, появляются мануфактуры. Это были более крупные в сравнении с ремесленными мастерскими и более производительные предприятия. Совершенствовались технические изобретения: в книгопечатании и изготовлении монет, например, стал применяться винтовой пресс. Развивалось горнорудное производство, военная техника, возрастала роль механизмов.


Начиная с XVI в. бурно стало развиваться естествознание. Потребности мореходства определяют развитие астрономии; развиваются математика и механика. Новая наука опирается, прежде всего, на практику материального производства: изобретение машин в текстильной промышленности, совершенствование орудий производства в угольной и Металлургической промышленности.

Вместе с тем, система колониальных грабежей приобрела такие масштабы, что стала предметом соперничества государств и привела к торговым войнам XVII-XVIII вв. Начавшийся в эпоху Возрождения процесс разложения феодального общества в XVII в. расширяется и углубляется. Но главное было сделано: к власти впервые пришел новый класс - буржуазия.

Развитие нового буржуазного общества порождает изменения не только в экономике, политике, социальных отношениях, оно меняет сознание людей. С XVII в. начинается организационное становление науки как самостоятельного института, наука приобретает современные черты и формы. В период Нового времени в самостоятельные отрасли выделяются обществоведческие дисциплины - экономика социология, политология. Законы, открытые естественными науками переносятся и на исследование общества.

Для этого периода характерны такие черты, как механицизм - абсолютизация законов механики перенесение их на все виды движения, в том числе и на развитие общества. Эти представления легли в основу новой физической картины мира, важнейшими предпосылками которой стали астрономические открытия Г. Галилея и И. Кеплера ,а также открытые И. Ньютоном законы классической механики.

Следует признать, что роль религии в мировоззрении нововременной эпохи неуклонно падает. С одной стороны, постоянные религиозные войны, раскол западного христианства в результате Реформации, преследования инакомыслящих - свидетельствовали о неспособности церкви обеспечить общественный мир. С другой - христианская церковь была органично включена в общественно-политические феодальные структуры с их идейно-смысловым центром «Бог - Папа Римский - Король».

Но прогресс науки, опытного знания постепенно и неуклонно убеждал в истинности научной картины мироздания. Развитие буржуазного способа производства порождало острую потребность в прикладных науках. Уже начиная с эпохи Возрождения ведущее место в естествознании заняла механика, которая, опираясь на математические разработки, добилась крупнейших успехов.

В борьбе против религиозных догматов, авторитета и давления церкви возникает учение о всемогуществе разума и безграничных возможностях научного исследования. Для мировоззрения Нового времени характерна сильная материалистическая тенденция, вытекающая, прежде всего, из опыта естествознания. Крупными мыслителями Европы XVII в. являются: Ф. Бэкон, Т. Гоббс, Дж. Локк - Англия; Р. Декарт - Франция; Б. Спиноза - Голландия; Г. Лейбниц, Б. Паскаль - Германия.

Социальные и научные изменения в обществе находят свое отражение в искусстве. Стиль барокко (от итал. barocco - грубый, неуклюжий, фальшивый) - в XVIII в. термин приобретает значение отрицательной эстетической оценки. Барочным обозначалось все неестественное, произвольное, преувеличенное. в искусстве с особой остротой выражает кризис гуманизма, ощущение дисгармоничности жизни, бесцельных порывов к неведомому. Центром развития искусства барокко на рубеже XVI-XVII вв. был Рим.

Искусство барокко стало художественным отражением противоречий раннебуржуазного периода европейской культуры. Подчеркивая сложную атмосферу времени, барокко соединило в себе, казалось бы, несоединимые элементы. Основные черты барокко отразили его дуализм. Черты мистики, фантастичности, повышенной экспрессии, декоративность удивительно уживаются в нем с трезвостью и рассудочностью, с истинно бюргерской деловитостью.

Стиль барокко легко узнается в очертаниях архитектурных сооружений, в изысканной вычурности линий в скульптуре и живописи, в пышности, декоративности, аллегоричности фасадов и интерьеров зданий, в напыщенности языка прозы и поэзии. Совмещая иллюзорное и реальное, барокко является в целом стилем, который отражал преимущественно систему ценностей, идеалов и вкусов дворянства, в первую очередь той его части, которая сохраняла еще известные прогрессивные тенденции. Поэтому этот стиль развивался прежде всего в тех странах, где сохраняли свои позиции феодальные отношения и католическая церковь.

Церковное искусство, собственно и было типичным "барокко" в узком смысле этого термина. Зародившись на рубеже XVI-XVII вв. в Италии барокко распространяется затем в Испании, Португалии, Фландрии, а позднее в Австрии, Англии, Германии, Скандинавии, Новом Свете и России.

Динамизм барочной скульптуры , противостоящей спокойствию и мощи скульптуры Ренессанса, вызывает чувство восхищения своей легкостью. Для искусства барокко важно было не столько тело как таковое, сколько его движение. Если у скульпторов классической Греции и у художников Возрождения боги, пусть идеализированные, изображались как люди, то у мастеров барокко боги оставались богами ("Аполлон и Дафна", "Экстаз св. Терезы" Л.Бернини).

В архитектуре барокко сохранялась масштабность и гармоничность сооружений, характерных для искусства Возрождения, но в то же время мастера барокко порывают со многими художественными традициями Ренессанса, с его гармоничностью и уравновешенными объемами. Более пышным становится архитектурный декор, усиливается пластическая выразительность.

В парадных интерьерах архитектура сливается с многоцветной скульптурой, лепкой, резьбой; зеркала и росписи иллюзорно расширяют пространство, а плафонная живопись создает иллюзию разверзшихся сводов. Фасады зданий приобретают роскошную, причудливую пластику. Барокко тяготеет к ансамблю, к организации пространства: городские площади, дворцы, лестницы, фонтаны, парковые террасы, бассейны, городские и загородные резиденции строятся на принципе синтеза архитектуры и скульптуры, подчиняясь общему декоративному оформлению и архитектурному замыслу, придавая им пышный, парадный и изысканный вид. Таковы ансамбли Верхний Бельведер в Вене, лестницы на пл. Испании в Риме.

В живописи преобладают виртуозные, декоративные композиции на религиозные, мифологические или аллегорические сюжеты и парадные портреты. Натюрморт и пейзаж, как самостоятельные жанры, равно как и жанр анималистический, дополняют картину развития изобразительных искусств эпохи. Барокко предпочитает живописное пятно, массу, светотеневые контрасты, с помощью которых и создается форма. Барочный стиль нарушает принципы линейной перспективы, разработке которого отдали столько сил и энергии художники раннего Возрождения, чтобы усилить глубинность, иллюзию ухода в бесконечность.

Идеализация образов, безудержные гиперболы сочетаются в живописи барокко с бурной динамикой, оптическими эффектами, реальность - с фантазией, религиозная страсть - с подчеркнутой чувственностью. В Италии творили братья Карраччи, Л. Бернини, А. Маньяско, Дж. Б. Тьеполо, М. Караваджо , в Испании расцвет живописи барокко связан с именами Эль Греко и Б. Мурильо , некоторые черты барокко проступали в реалистической живописи X. де Риберы и Ф. Сурбарана . Во Фландрии рожденное революцией миропонимание внесло реалистические начала в творчество П.П. Рубенса, А. Ван Дейка, Я. Йорданса . В Голландии реализм проступал сквозь барокко в творчестве Ф. Хальса, Рембрандта Х. ван Рейна.

В литературе искусство барокко вдохновлялось идеей разума, продолжая в этом направлении ренессансные традиции, но оно уже не верило в силу, в закономерность прогресса. Человек - песчинка в вихре истории, его жизнь полна трагических случайностей. Такова ведущая нить, в частности испанской барочной литературы, нашедшая выражение в лирике Л. Гонгоры , пьесах П. Кальдерона , итальянца Дж. Марино . Барочная литература построена на контрасте. Появляются реалистические произведения, описывающие новый "мир денег" ("Буржуазный роман" А.Фюретьера). Получает развитие жанр литературной сказки (Ш. Перро) . Возрождается басня (Ж.де Лафонтен).

В музыке барокко гораздо рельефнее и непосредственнее, чем в других видах искусства, сказывалось переплетение различных по своим истокам идейно-художественных принципов. Этот стиль в музыке отличается, с одной стороны, стремлением к глубокому отображению внутреннего мира человека, к драматизму и синтезу искусств (опера, оратория, кантата), с другой - к освобождению от союза со словом (развитие инструментальных жанров). В русле барокко зародился оперный жанр. Как и в литературе, барочный стиль в музыке отличается своей манерностью, "капризностью", витиеватостью (А. Вивальди) . Он особенно ярко проявился в итальянской музыке (Дж. Габриели, М.А. Чести, Дж. Фрескобальди).

Время барокко - время взаимодействия различных видов искусства, когда "поэзия понималась как говорящая живопись, а живопись как немая поэзия". Это было время театрализованных церемоний, высокопарных од, витиеватых речей, аллегорий и гипербол, эмблем и метафор. Во всем жило иносказание. Осознание несовершенства действительности, стремление противопоставить ей идеальный образ мира, соответствующий современным представлениям о разумном мироустройстве, вызвали к жизни рождение второй стилевой системы - классицизма.

Другой влиятельнейший стиль характеризуемой эпохи - классицизм (от лат. classicus - образцовый) - художественный стиль и эстетическое направление в европейском искусстве Художественное произведение, с точки зрения классицизма, должно строиться на основании строгих канонов, тем самым обнаруживая стройность и логичность самого мироздания. Претендующее на «разумность» государство стремилось к тому, чтобы в нем видели уравновешивающее, объединяющее, героически возвышенное начало.

В противовес барокко классицизм выражал стремление к разумному гармоничному строю жизни, а эти стремления были присущи не только монархам, но и народному сознанию с его идеалами мира, покоя, сплочения страны. Помимо того привлекательной стороной классицизма выступал его нравственный пафос, гражданская направленность. Классицизм получил широкое распространение в абсолютистской Франции, а также в ряде других стран (Италия, Германия, Англия).

Классицизм был сложным и неоднозначным по своему социальному и политическому содержанию явлением. Возникший в ХVII в., в период становления абсолютизма (абсолютизм - форма феодалъного государства, при котором монарху принадлежит неограниченная верховная власть. При абсолютизме государство достигает наивысшей степени централизации), классицизм пережил глубокие перемены и наполнился в XVIII в. новым содержанием, хотя и сохранил некоторые свои стилистические особенности.

Даже самый "классический" французский классицизм ХУ11 в. предстает перед нами сложным и противоречивым творческим методом, в котором переплелись идейно-художественные принципы, соответствовавшие переходной эпохе, когда утверждавшийся абсолютизм искал опору не только в среде дворянства, но и в широких народных массах. Писателей и художников вдохновляли идеал совершенного общественного устройства, основанного на законах разума, образ гармоничного человека, идеал которого они искали в античности, античном классическом искусстве (отсюда - термин "классицизм"). Классицизм - новое "возрождение" античности, но внутренне он от нее весьма далек, еще более далек чем Возрождение .

Если гуманисты Возрождения видели высшую ценность свободно проявляющей себя естественной природе человека, то основоположникам классицизма страсти представлялись силой разрушительной, анархической, порожденной эгоизмом. Продолжая некоторые традиции Возрождения: преклонения перед древними, веру в разум, идеал гармонии и меры - классицизм складывался и развивался в борьбе с идейно-художественной системой барокко. В определенном смысле классицизм был антиподом барокко.

Официальная эстетика классицизма получила в определенной степени законченное выражение в философии Р. Декарта , в драматургии П. Корнеля, Ж. Расина, Мольера, поэтике Н. Буало. Классическая доктрина культивировала возвышенное и героическое, понимаемое как торжество чувства долга над остальными человеческими чувствами. Она определяла взгляд на художественное произведение как на создание искусственное - сознательно сотворенное, разумно организованное, логически построенное по незыблемым правилам, почерпнутым из античности.

Идея долга в классицизме не случайно соседствует с понятиями "правильности" и "разумности". Стремясь контролировать художественно-эстетическую жизнь общества, абсолютизм создает, начиная с 1634 г., академии литературы, живописи и скульптуры архитектуры, а в 1666 г. учреждает Академию наук. В них господствовал классицизм как официальный стиль абсолютистского государства, признававшийся властями как единственно "правильный".

Эстетика классицизма устанавливает строгую иерархию жанров, которые делятся на ведущие ("высокие") и второстепенные ("низкие"). Каждый жанр имеет строгие границы и четкие формальные признаки. Не допускается никакого смешения возвышенного и низменного, трагического и комического, героического и обыденного. К ведущим жанрам в литературе относились трагедия, эпопея, ода; в живописи - исторические, мифологические, библейские сюжеты.

Героями этих жанров были монархи, полководцы, мифологические персонажи, религиозные подвижники. Второстепенными жанрами в литературе считались комедия, сатира, басня; в живописи - пейзаж, портрет, натюрморт, бытовой жанр. Однако реалии не укладывались в эти правила. Такие большие художники слова, как П. Корнель, Ж. Расин, Мольер, Ж. де Лафонтен, мастера живописи и скульптуры, как Н. Пуссен, К. Лоррен, Э. Фальконе, Б. Гудон, Ж.Жирардон и другие наполняли дыханием жизни строгую схему этого метода.

В архитектуре классицизм внес в творчество создателей крупных ансамблей не столько конкретные "правила", сколько принцип рациональности в расположении отдельных сооружений, логической обоснованности художественных решений, гармоничной соразмерности деталей. Версальский дворец с парком и множеством входящих в ансамбль сооружений стал классическим образцом классицистской архитектуры, не избежав при этом влияния барокко в пышности, помпезности отделки внутренних интерьеров.

Версаль стал символом новой дворянской культуры, здесь во второй половине XVII в. "королем-солнцем" Людовиком XIV вершились судьбы Франции. Двор Людовика XIV с его театрализованным бытом, строжайшим этикетом, тягой к блеску и великолепию стал привлекать к себе выдающихся писателей и художников. Это время было названо Вольтером "великим" - за пышность церемониала. Дух строгой регламентации, дисциплины становились руководящими принципами эстетики классицизма.

Конец XVII - начало XVIII в. ознаменованы кризисом абсолютизма, длительное время определявшего жизнь и культуру европейских стран. Новая эпоха формирует новую культуру. Это эпоха интенсивной духовной жизни Европы, когда во Франции творили Вольтер, Ж.Ж. Руссо, Д. Дидро; в Англии - Г. Кавендиш, Дж. Уатт, Г. Филдинг; в России - М. В. Ломоносов, А. Н. Радищев; в Германии - Г.Э. Лессинг, Г. Гете, Ф. Шиллер и И. Кант.

XVIII в. в Европе - завершающий этап длительного перехода от феодализма к капитализму. Происходит гигантская ломка всех общественных устоев, идет борьба за освобождение от религиозно-феодального миросозерцания. Эта эпоха получает название Просвещение. Разум и просвещение превратились в основные лозунги эпохи. Просветители были убеждены в том, что развитие разума и, прежде всего прогресс науки и просвещение народа могут изменить общественную жизнь в соответствии с законами природы.

Эпоха Просвещения занимает исключительное место в истории культуры. Хронологические рамки данной эпохи определены немецким ученым В. Виндельбандом как столетие между Славной революцией в Англии (1689) и Великой французской революцией (1789). Необходимо отметить приоритет Англии в формировании идеологии и культуры европейского Просвещения, причем не следует забывать о специфике воплощения идей Просвещения в культуре разных государств.

Европейское Просвещение - вполне конкретный комплекс идей, породивший определенную систему культуры. Здесь уже можно говорить об изменениях в сознании огромной массы людей, которые, по словам И. Канта, вышли "из состояния своего несовершеннолетия" и были захвачены потоком новых идей, что и привело к рождению нового типа культуры.

Культура Просвещения имеет ряд специфических черт:

Для нее характерен деизм (религиозно-философская доктрина, которая признаёт бога как творца природы, но отрицает дальнейшее вмешательство бога в самодвижение природы и не допускает иных путей познания бога, кроме разума). Деизм давал возможность выступать против религиозного фанатизма, за свободу совести и освобождение науки и философии от церковной опеки. Представители деизма (Вольтер и Руссо во Франции, Дж. Локк в Англии и др.) противопоставляли вере разум. В эпоху Просвещения христианская идея теряет свою силу, проявляется стремление освободить религию от слепой веры, вывести ее из естественного знания.

Поклонение просветителей природе привело к космополитизму , что выражалось в осуждении всякого национализма и признании равных возможностей всех наций. Вместе с тем распространение космополитизма привело к падению чувства патриотизма, что наиболее ярко видно на примере Франции. "С самого начала французская революция отличалась космополитизмом, ее трудно назвать собственно французской... тогда идеалом считался скорее абстрактный "человек", но отнюдь не Родина" (Э. Фагэ). Всё чаще высказывается мысль о единстве человечества и культуры.

На протяжении XVIII в. в Европе в целом необычайно возрастает интерес к жизни, обычаям и культуре стран Востока. Так, во Франции еще в конце XVII в. появилось многотомное издание "Восточная библиотека". В начале XVIII в. появляются переводы с арабского, персидского и других восточных языков. Особый успех имеет издание "Сказок тысячи и одной ночи", вызвавшее множество подражаний.

Однако еще более важное значение имели попытки теоретически осмыслить культуру разных народов, исходя из идеи единства человеческой природы и универсальности разума. Итальянский просветитель Вико говорил: "В природе существует один умственный язык, общий для всех народов". Немецкий учёный И.Г. Гердер внимательно изучал фольклор разных стран и опубликовал сборник "Голоса народов в их песнях". Разумеется, охватить все богатство культуры мира было невозможно. Но он мечтал об этом, восторженно восклицая: "Какой бы это был труд о роде людском, о человеческом духе, мировой культуре!".

Культуре эпохи Просвещения присуща "научность". К началу XVIII в,
естествознание переживало истинное возрождение. Ученые середины
XVIII в. стремились объяснять все явления природы исключительно
естественными причинами. "Это вовсе не были эмпирики с философской точки зрения, это были служители науки, - подчеркивает В.И. Вернадский , - окончательно вошедшей в жизнь человечества на равноправном положении с философией и религией".

То, что раньше было уделом немногих, теперь стало общим достоянием, примером чего служит знаменитая французская Энциклопедия. На историческую арену впервые выступило самостоятельное и цельное научное мировоззрение. В эпоху Просвещения завершилось формирование современной науки с ее идеалами и нормами, определившими последующее развитие техногенной цивилизации.

Идеологи Просвещения верили, что именно с помощью разума будет найдена истина о человеке и окружающей природе. Недаром Просвещение называют веком разума. Разум трактовался как источник и двигатель познания, этики и политики: человек может и должен действовать разумно; общество может и должно быть устроено рационально. Культ разума в XVIII в. стал главной доктриной культуре Вольтер называл свой век веком разума, распространившимся по Европе - от Петербурга до Кадиса.

Определяющей чертой культуры эпохи Просвещения является идея прогресса , которая тесно переплетается с идеей разумности. Именно в эпоху Просвещения была сформулирована концепция "вера в прогресс через разум", определившая надолго развитие европейской цивилизации и принесшая целый ряд разрушительных последствий.

Для культуры просветителей характерна абсолютизация значения образования в формировании нового человека. Деятелям эпохи казалось, что достаточно создать условия для воспитания детей - и в течение одного-двух поколений все несчастья будут искоренены. Была сделана ставка на нового человека, свободного от наследия той или иной философской, религиозной или литературной традиции. Декарт разработал рационалистический метод познания и выдвинул концепцию о "врожденных идеях". В противовес ему Локк утверждал, что не существует "врожденных идей", а поэтому нет и людей "голубой крови", претендующих на особые права и преимущества.

"Опыт о человеческом разуме" - философский трактат Джона Локка - стал своего рода манифестом эпохи Просвещения. Содержащиеся в нём идеи о воспитании человеческой личности и роли социальной среды в этом процессе легли в основу теорий большинства просветителей. Все были почти единодушны в том, что если человека формирует опыт, то это должен быть разумный опыт, ибо разум - главный критерий истины и справедливости.

Французское Просвещение, направленное в целом против феодализма и абсолютизма, состояло из различных по политической и философской радикальности учений. Представители старшего поколения - Ш.Л. Монтескье и Вольтер - тяготели больше к постепенному реформированию феодального общества" по образцу Англии, где установилась конституционная монархия - форма государственного устройства, при которой власть монарха ограничивается рамками конституции и сильного парламента. Они рассчитывали на "разумное сочетание" интересов буржуа и аристократов.

Д. Дидро, Ж.О. Ламетри, К.А. Гельвеций, П.А. Гольбах в принципе отрицали феодальную собственность и феодальные привилегии, отвергали монархическую власть, выступая при этом за "просвещённую монархию", воплощение идеалистической веры в возможность улучшить монархическую власть через активное просвещение монархов в духе новых идей времени как компромиссный промежуточный вариант.

Издание "Великой Энциклопедии" собрало все разрозненные знания и стремления просветителей в одно целое. Энциклопедия сплотила вокруг себя умнейших людей Франции. В Париже образовался кружок философов-энциклопедистов, который заявил о себе в начале 50-х годов как об общественной партии. Энциклопедисты -французские просветители, принявшие участие во главе с Дени Дидро в создании 35-томной "Энциклопедии, или Толкового словаря наук, искусств и ремесел" - провозгласили целью многотомного издания -подвести итоги познаний человечества в различных отраслях. Энциклопедия стала кодексом французского Просвещения.

Искусство XVIII в. становится преимущественно светским, «обмирщение» происходит и в живописи, и в скульптуре. Складываются два основных направления. Одно выражает идеалы и настроения придворных кругов. Это культура рококо. Другое направление формируется исподволь, вызревает в ту же эпоху, достигая зрелости к 40-м гг. XVIII в., но отстаивает смысложизненные ценности третьего сословия. Это линия буржуазного просветительства.

Она достигает вершинных проявлений в философских и литературных трудах энциклопедистов и художников, разделявших их принципы. Нетрудно увидеть, что разрешение духовного кризиса в эпоху рококо (от франц. rococo) - стиль в искусстве и архитектуре, зародившийся во Франции в начале XVIII в. и распространившийся по всей Европе. Отличался грациозностью, легкостью, интимно-кокетливым характером) было чисто внешним: за праздниками, маскарадами, разгулом скрывались все те же опустошенность и безразличие.

Европейский мир как бы изживал в культуре эпохи рококо свои последние сословно-патриархальные иллюзии.

Культура XVIII в. унаследовала основные черты культуры предшествующего столетия, такие как антропоцентризм, рационализм, сциентизм и др. Вместе с тем она привносит ряд новых моментов, иначе расставляет акценты в решении основных мировоззренческих проблем. В культуре Просвещения над декартовским миром количества и протяженности берут верх качественные характеристики. Понимание природы первопричины и первотворца все чаще наделяется высшим ценностным смыслом.

«Естественный человек», «естественный разум», «естественное состояние», «естественные законы», «естественное право» - выступают как синонимы истинного, добродетельного и прекрасного. От лица Природы ведется критика изживших себя общественных отношений и нравов. В целом можно говорить об изменении образа мира - в общественном сознании образ мира-механизма вытесняется образом мира-организма.

Признание природы первичной реальностью повлекло за собой вывод об отсутствии каких бы то ни было оснований для сословных привилегий, социального неравенства: ведь все люди «скроены» из одного природного материала. Человек объявлен частью природы, продуктом природы. Человек осознал себя господином своей судьбы, присвоил себе функции творца и, в конечном счете, убедился в ненужности Бога. Важнейшим результатом собственно человеческого творчества уступает мир культуры.

В нем важное место принадлежит государству и системам законов, воспитания и морали. И хотя порой плоды человеческого творчества оцениваются негативно (Руссо), в целом в культуре XVIII столетия доминирует нравственно-оптимистический настрой. Просветители непоколебимо верят в общественный прогресс. Моментом, объединяющим мыслителей различных направлений, была апелляция к Разуму и Природе. В ходе последующих буржуазных революций эти идеалы получили практическую проверку.

Система мировоззрения просветителей включала в себя не только социальные, но и материалистические, и атеистические идеи. Последующее развитие показало, что некоторые положения материалистического мировоззрения просветителей (отрицание бытия Бога, сведение разума к чувствам) являются такими же принимаемыми на веру догматами, как и отвергавшиеся ими положения христианства.

Значение эпохи Просвещения выражается в следующем:

Проповедуются идеалы гуманности, равенство всех людей перед законом;

Идеи Просвещения содействуют развитию рационализма и выступают против метафизики;

Происходит развитие естествознания, достижения которого часто используются для доказательства научной правомерности взглядов и веры в прогресс.

Идеология Просвещения легла в основу общественных преобразований, свершившихся в ходе буржуазных революций XVIII-XIX вв. Однако уже в конце XVIII в. Фихте указал на отрицательные стороны Просвещения, а в конце XIX в. возвращение к метафизике привело к частичному отходу от философии Просвещения.

Новым временем называется период развития европейских государств с 17-го по 18-й век. Иногда учёные относят сюда и эпоху Возрождения, кроме того, некоторые включают и 19-е столетие. Двадцатый век всегда рассматривается отдельно, и определяется как «современность».

Периодизация

Эпоха Нового времени базируется на буржуазии и духовных ориентирах, составляя из них единое целое. Так как к данному периоду относятся целых три века, каждый из них имеет своё историческое «лицо» и культурные особенности. Это:

  • XVII век - век эпохи зарождения и становления рационализма;
  • XVIII век - век Просвещения и «третьего сословия»;
  • XIX век - век классики, расцвета буржуазии и одновременно её кризиса.

Новое время охватывает два этапа. В 17-м веке прогрессировало господство Франции и Испании, нескончаемые революции буржуазии в Англии. Это - начало формирования современной картины мира и философии.

Завершилась стадия становления мануфактур, сформировалась свободная экономика и либеральная политическая система. Кроме того, люди стали стремиться к свободе и праву выбора идеологии. Всё это способствовало развитию идеологии Просвещения.

Характерные черты

Эпоха Нового времени - это период противоречий, так как людям было необходимо сменить старый уклад на более актуальный, переосмыслить ценности, принять технологический прогресс и стать его частью. Для него характерны следующие особенности:

  • Главную роль стала играть отдельная личность. Всё внимание было направлено на духовность человека, пробуждалось чувство обострённости собственного «я», что способствовало открытию самосознания как другой реальности.
  • Личность стала тянуться к элитарному гуманизму, который воспевал свободу творчества. Главной его особенностью была универсальность, то есть каждый человек получал право на свободу, жизнь, богатство и т. д.
  • Стало формироваться сознание людей, которое направлялось на развитие технического прогресса, на изменение повседневного уклада жизни и на становление экономического порядка.
  • Борьба церкви и государства стала более напряжённой, но завершилась тем, что власть не смогла подчинить религию.

С одной стороны, человек, благодаря постоянному давлению материального состояния, превращался в экономическое орудие. Но с другой - вступал в противоборство с тотальной техногенной и экономической зависимостью.

Периодизация Нового времени крайне интересна и своеобразна, нельзя это не отметить. Ведь в ней совмещаются и развиваются сразу две эпохи - Новая и Просвещения. Во второй главенствует равенство и справедливость конца 17-го - 18-го века.

В это время появилось больше стилистических жанров искусства, чем в любые другие. В конце 19-го века появился и стал развиваться кинематограф. А ещё в период 17-19-го столетий впервые построили метро и подземные туннели.

Социальный аспект

Если говорить про культуру Нового времени, то нельзя не отметить, что это был период, когда общество проснулось и решило сменить свою не слишком приятную среду обитания, дабы увидеть самих себя и окружающий мир свежим взглядом.

Учёные окрестили этот период истории «Новым» потому, что он действительно стал таковым. Тем более если сравнивать со Средневековьем. Впервые самой значимой фигурой стал отдельный человек и его личность, начало складываться правовое общежитие. Кроме того, исчезло давление в области культуры и науки.

Были созданы условия для обеспечения свободы и освобождения от рабства. В результате всего вышесказанного у человека развилось понятие и осознание собственного «я».

Благодаря этому произошла смена консервативных общественных отношений на быстрое и стремительное буржуазное общежитие, в котором устанавливались суровые рыночные отношения в условиях огромной конкуренции.

Пока буржуазия пыталась наладить экономику, сознание человека начало стремиться понять природу и духовность человека. В это время очень резко повысился интерес к философии, естествознанию.

Так как протестантство распространилось в северной и центральной частях Европы, резко повысился уровень образования. Этому способствовало знакомство с Библией. Но также её чтение повлияло на развитие религиозного фанатизма. Можно сказать, что произошло переосмысление и переоценка роли человека, люди пришли к пониманию, что длительное время были ограничены в образовании, то есть они лишались и культурного, творческого, научного просвещения. Эпоха стала предзнаменованием счастья, люди начали понимать, что можно делать, а что нет.

В Новое время произошло становление буржуазии и индустриального общества. Но также оно принесло и множество революций: Нидерландскую (1566-1609), Английскую (1640-1688), Великую Французскую (1789-1794). В перечисленные события были вовлечены широкие массы населения, всё это усугублялось культурой и открытиями.

Научный прогресс

Из-за развития производства возникла острая необходимость в исследованиях. Лидером стала механика и её открытия в сфере движения тел. Научная культура Нового времени развивалась стремительно. Огромную роль сыграли математические достижения. Вселенную стали рассматривать уже не как живое существо, а как безликий феномен, управляющий естественными законами, которые можно изучить и понять. А религия начала рассматриваться, как второстепенный или даже несуществующий фактор.

Основные черты культуры

Возвращаясь к периодизации Нового времени, нужно отметить, что доминация науки началась с научной революции, которая связывается с гелиоцентрической теорией Коперника. Она вызвала протест в религиозной среде. Фанатики связали её с теорией Джордано Бруно, который был осуждён инквизицией. Только в 20-м веке католики признали их правоту. А Кеплер доказал, что движение планет происходит по непрерывному эллипсу.

Галилео Галилей изобрёл телескоп и с его помощью смог доказать, что планеты однородны. После этих открытий в науке сформировалось разделение естественных и гуманитарных наук.

В новое время Бог стал восприниматься как архитектор и математик, который однажды запустил механизм движения планеты, но в её существование не вмешивается. Это значимый момент в истории культуры Нового времени, ведь именно так произошло формирование философии - деизм. Рационализм стал основным инструментом для изучения Вселенной.

Философия практически всегда опережает науку в развитии, и иногда превращается в механизм её движения. Проблема становления науки заключалась в том, что общество разделилось на два противоположных лагеря. Одни были за рациональность, другие - сенсуалисты. Вторые утверждали, что чувственный и эмпирический путь познания самый достоверный. Первые же считали, что у человека недостаточно чувств для познания. Единственное, чем можно понять окружающий мир - это разум.

Во времена формирования культуры Нового времени возрос интерес к половым различиям, появился и развился культ тела женщины. А в 19-м веке дамы стали бороться за свободу слова и социальное освобождение. Буржуазия начала считать дом крепостью. А любовь стала первостепенной причиной заключения брака. Возраст в его вступление для мужчин составил 30 лет, а для девушек - 25. Дети стали воспитываться с учётом их поведения и стремлений. Образование распространилось на всё общество, а мальчиков и девочек стали учить раздельно.

Искусство

Это неотделимая часть культуры Нового времени. В искусстве одним из основных стилей стал барокко, характеризующийся динамикой и экспрессией. Он возник в Италии, и в эту эпоху стал называться «новым искусством». Если перевести название стиля на русский, то оно примет значение "причудливый".

Барокко стал проявляться во всех сферах жизни, как в одежде, так и в архитектуре. Женские платья в этом стиле вытеснили все зауженные кружевные французские одежды. Архитектура пыталась уравновесить формы, то есть лёгкие и воздушные сочетать с массивными элементами. Больше всего заметно влияние этого стиля в убранстве французских строений. В Англии стиль стал более консервативным и приобрёл черты классицизма.

Но позже барокко во Франции стал сменять классицизм. Его главной особенностью является преобладание античных форм. В нем сочетается строгость и лаконичность. Стиль основан на рационализме, он несёт в себе символику личностных интересов, центральной власти и объединение под ней.

Музыка в классицизме проявилась в творчестве Моцарта, Бетховена, Глюка, Сальери.

В Новую эпоху сформировался ещё один стиль - рокко. Некоторые принимают его за разновидность барокко, и его возникновение обычно связывают со стремлением человека уйти из привычного мира и окунуться в мир иллюзий и фантазий. Стиль рокко ориентирован то, чтобы создать что-то новое, изящное и воздушное. В нем можно увидеть этнические элементы Востока, особенно в художественной культуре. В литературе появилось направление "сентиментализм".

Великие деятели

Их тоже следует отметить вниманием, рассказывая про особенности культуры Нового времени. В эту эпоху наука развивалась очень активно. Именно в данный период были заложены основные принципы естествознания. Все сведения, которые были приобретены врачами, целителями, алхимиками, приобрели структурированную форму. Благодаря этому образовались новые нормы и идеалы строения науки. Они связывались с математикой и экспериментальной проверкой не только естественных процессов, но и религиозных догматов.

Главным отличием Новой эпохи стало резкое падение авторитета церкви и возвышение науки. Галилей начал изучать методологию науки, а Ньютон осваивал механику и её принципы. Благодаря стараниям Бэкона, Гоббса, Спинозы философия была освобождена от схоластики. И её основой стала не вера, а разум. Общество все больше приобретало независимость от религии.

Это век рождения людей с новыми поступками и мыслями. Наука формировалась не от знания одной определённой личности, а основываясь на фактах и проверке.

Открытия

Эпоха Нового времени символизируется не только большими переменами в искусстве и науке, но и географическими открытиями. Нельзя не отметить прогресс в области математики, медицины, философии, астрономии.

Это период реформации, когда полностью поменялось отношение к религии и вере как таковой. В ней произошёл просто огромный переворот в культуре.

Новое время было основано на принципе гуманизма и человеческого творчества и развития. Образ человека, который создал себя сам, стал идеалом эпохи.

В конце 16-го - начале 17-го века были сделаны большие географические открытия, и совершены путешествия, которые раньше были невозможны. Деятели культуры Нового времени дали толчок невероятному прогрессу. В большей мере это произошло из-за нужды капиталистов в расширении своего благосостояния. И они решили, что пора найти мифическую страну - Индию. Две самые могущественные на тот момент морские державы (Испания и Португалия) отправились на поиски.

В 1492 г. испанский мореплаватель Х. Колумб отчалил от родных берегов, и по истечении ровно 33 дней он уткнулся в Колумбийские берега, приняв их за Индию. Он погиб, так и не узнав, что была открыта Америка. Но позднее А. Веспуччи было доказано открытие новой стороны света.

Путь в Индию был открыт в 1498 г. другим мореплавателем - Васко да Гамой. Это открытие предоставляло новые торговые возможности со странами побережья Индийского океана.

Магелланом было совершено первое кругосветное путешествие, длившееся 1081 день. Но, к сожалению, из всей команды выжило только 18 человек, поэтому люди долго не решались повторить его подвиг.

Культура и наука Нового времени развивались очень стремительно, были переосмыслены все взгляды на эти сферы в принципе. Коперник изучал не только астрономию и математику, но и большое внимание уделял медицине и правовому образованию.

Революционером стал Д. Бруно, но ему пришлось проститься с жизнью, доказывая, что в мире существует множество планет. А ещё что Солнце - это звезда, и, кроме неё, их ещё миллионы. Но Г. Галилей, сделав телескоп, доказал теорию Бруно и Коперника.

И. Гутенберг изобрёл книгопечатанье, что поспособствовало росту образованности. А эталоном стал считаться интеллектуально развитый человек, ставший в дальнейшем образцом культуры Нового времени.

Однако это не всё. Если говорить про литературно-художественную культуру, то поэт Ф. Петрарка читаем почти семь сотен лет, а итальянец Д. Боккаччо написал сборник, в котором говорилось, что человек имеет право на радость. М. де Сервантесом был написан известный роман «Дон Кихот», им были высказаны идеи, которые актуальны и на сегодняшний день. Вершиной литературы стала драматургия У. Шекспира.

Особенности

Ещё немного стоит поговорить про черты культуры Нового времени. Вот чем она отличается:

  • идеалами гуманности и равенством людей перед законом, независимо от сословия и рода;
  • развитием рационального мышления и отказом от метафизики;
  • развитием естествознания, используемого для развития и прогресса.

Эта идеология стала основой преобразования, которые произошли в процессе революций.

Становление русской культуры

Об этом напоследок. 17-й век стал переломным не только в Европе, но и в России. Петербург становится столицей, и в результате реформ начинается формирование бюрократического государства. Происходит расширение территории, страна получает выход к Балтийскому и Чёрному морям, это способствует налаживанию связей с Европой.

Пётр I активно взялся за развитие и становление государства и отход от средневековья. Как следствие стало происходить становление русской национальной культуры Нового времени.

Экономика и социальная жизнь начали динамично развиваться. Это сказывается и на культуре. Религия вновь оказывается под политической властью, а при попытке дать оценку действием Петра быстро искореняется.

Интенсивно возводятся новые города с довольно развитой инфраструктурой, а образование выносится на первый план.

В середине 18-го века монархия расцветает, в это время растёт общественное мышление и самосознание. Его центром становится свобода, которая способствует образованию нового слоя общества - интеллигенции.

Вторая половина века самая значимая в развитии искусства. Происходит освоение всех возможных жанров и видов, а процесс творчества ничем не ограничивается. Вперёд выходит красота и благородство, а также патриотизм.



Понравилась статья? Поделиться с друзьями: