Республиканская форма собственности. Объекты права государственной собственности. Занятость населения по формам собственности

Экономика республики предполагает многообразные организационно-правовые формы предприятий, которые отличаются многими признаками: формой собственности, количеством и составом собственников, порядком формирования уставного фонда, степенью ответственности, правами и обязанностями собственников и др. Однако важнейшим признаком является форма собственности .

Собственность в Республике Беларусь может существовать в следующих формах:

  • частная собственность;
  • государственная собственность;
  • общая (долевая) собственность.

Характеристика частной собственности

Частной собственностью является имущество, принадлежащее человеку, физическому лицу. Частная собственность создается и приумножается за счет предпринимательской, трудовой деятельности, ведения собственного хозяйства, вкладов в кредитные учреждения, акции и другие ценные бумаги, приобретения имущества по наследству.

В частной собственности могут находиться: жилые дома, дачи, транспортные средства, денежные средства, акции, предметы личного потребления, средства производства для ведения хозяйственной деятельности, организации торговли и обслуживания, объекты культуры, произведенная продукция и полученные доходы.

Характеристика государственной собственности

К государственной собственности относятся республиканская собственность и коммунальная собственность. Субъектами права государственной собственности являются Республика Беларусь и административно-территориальные единицы.

В собственности Республики Беларусь находятся земля, ее недра, воздушное пространство, внутренние водоемы, леса и другие природные ресурсы страны. Также — имущество республиканских органов власти и управления, средства республиканского бюджета, предприятия и другие объекты, обеспечивающие суверенитет и хозяйственную самостоятельность республики.

Распоряжение имуществом республиканской собственности осуществляет Совет Министров Республики Беларусь или уполномоченные им органы.

Коммунальная государственная собственность принадлежит административно-территориальным образованиям: области, городу, району.

  • В коммунальной собственности могут находиться имущество местных органов власти и управления, средства местного бюджета, жилищный фонд, предприятия и другие объекты, необходимые для экономического и социального развития соответствующей территории.

Распоряжение имуществом коммунальной собственности осуществляют местные Советы депутатов или уполномоченные ими органы.

Характеристика долевой собственности

Если имущество передается в собственность двух или нескольких лиц, возникает общая (долевая) собственность.

В общей стоимости имущества определена доля каждого из участников. Собственники могут иметь права на управление коллективной собственностью, часть имущества и доходов, накопленных в результате хозяйственной деятельности.

При ликвидации юридического лица, уставный фонд которого сформирован за счет вкладов, имущество, оставшееся после расчетов с бюджетом, кредиторами, наемными работниками, распределяется между собственниками в соответствии с их вкладами в общую собственность.

Итак, кратко, предприятие может быть основано на различных формах собственности.

Государственная собственность выступает в виде республиканской и коммунальной собственности.

Республиканская собственность состоит из государственной казны и имущества, закрепленного за государственными республиканскими юридическими лицами в соответствии с законодательными актами.

Средства республиканского бюджета, золотовалютный запас и алмазный фонд, объекты государственной собственности, перечисленные в статье 193 ГК РК, и иное государственное имущество, не закрепленное за государственными юридическими лицами, составляют государственную казну Республики Казахстан.

Коммунальная собственность состоит из местной казны и имущества, закрепленного за коммунальными юридическими лицами в соответствии с законодательными актами.

Средства местного бюджета и иное коммунальное имущество, не закрепленное за государственными юридическими лицами, составляют местную казну.

Имущество, находящееся в государственной собственности, может закрепляться за государственными юридическими лицами на праве хозяйственного ведения или оперативного управления.

Особенности правового режима государственного имущества, находящегося в ведении отдельных государственных учреждений, определяются законодательными актами.

Передача государственного имущества из одного вида государственной собственности в другой осуществляется в порядке, определяемом Правительством Республики Казахстан. [ ГК РК ст.192 ]

Добровольная и безвозмездная передача имущества из частной собственности в государственную осуществляется в порядке, определяемом Правительством Республики Казахстан.

Возможно, особое положение государственной собственности обусловлено самой ее природой, обеспечивающей существование государства. Средства, необходимые для государственных расходов, могут быть приобретаемы различным, но юридически одинаково дозволительным путем. Две главные системы суть следующие: выделение из всего народного достояния особых государственных имуществ, доходами с которых и покрываются государственные издержки; требование непосредственно от граждан выделения известной части из их имущества в пользу государства. Государственные имущества могут состоять из различных родов доходной собственности, именно из поземельной собственности, промышленных заведений и капиталов; первые два рода собственности могут состоять из собственности, приобретаемой по общим правилам гражданского права, или из исключительной собственности, право на которую принадлежит только государству, т. е. из монополий и регалий.

В законодательстве чётко определяется государственная собственность, принадлежащая Республике Казахстан, и собственность, находящаяся в ведении субъектов Республики Казахстан.

К объектам, относящимся исключительно к государственной собственности относятся:

· объекты, составляющие основу национального богатства страны;

· объекты, для обеспечения функционирования органов власти и управления и решения общеказахстанских задач;

· объекты оборонного производства;

· объекты отраслей, обеспечивающих жизнедеятельность народного хозяйства Казахстана в целом и развитие других отраслей народного хозяйства;

· прочие объекты: предприятия фармацевтической промышленности, промышленности медико-биологических препаратов; предприятия и организации по производству спиртовой и ликероводочной продукции.

Кроме того, существуют объекты, относящиеся к государственной собственности, которые могут передаваться в государственную собственность субъектов Республики Казахстан. Это, например:

· крупнейшие предприятия народного хозяйства;

· предприятия атомного и энергетического машиностроения;

· учреждения здравоохранения и народного образования;

· научно-исследовательские организации;

· предприятия телевидения и радиовещания и другие.

О каком бы виде объекта государственной собственности ни велась речь, в гражданско-правовом смысле это будет имущество. По ГК РК понятия “вещи” и “имущество” применяются как синонимы. При этом для определения термина “имущество” используется формула: имущество -- это все материальное, что имеет стоимость, а также все нематериальное, что, будучи материализовано, приобретает стоимость"". Понятие имущества включает акции и имущественные права. Объектом права собственности может быть именно имущество, причем имеющее некую экономическую ценность. Часть объектов человеческой деятельности может регулироваться при помощи норм права собственности, но с особым правовым режимом, так как допускают не “полное хозяйственное господство”, а лишь ограниченные возможности использования. Кроме того, есть категории, вообще не способные выступать в роли объектов права собственности по своей природе.

Между тем объект гражданского права и объект права собственности далеко не одно и то же. Не всякое имущество может быть объектом права собственности, а лишь материальные вещи, ограниченные в пространстве. Ни права, ни ценные бумаги, ни тем более объекты интеллектуальной собственности, не являются объектами права собственности. Исключением из этого правила, является предприятие как имущественный комплекс, да и здесь в обособленном виде обязательственные требования и другие права на объекты, не имеющие вещественного характера, никак не могут входить в число объектов права собственности. Поэтому следует достаточно четко различать имущество как родовую категорию и объекты права собственности как одну из ее разновидностей. Кроме того, понятия государственной собственности и государственного имущества употребляются как синонимы и в нормативных актах Казахстана.

Необходимость классификации всего многообразия объектов собственности очевидна. Крупное деление объектов государственной собственности может проводиться в зависимости от их правового режима. Известно, что еще в древнем Риме существовало разделение на общее достояние и публичное имущество. Общее достояние -- то, что по естественному праву принадлежит всем (воздух, проточная вода, море), а публичное и казенное имущество принадлежит римскому народу (реки и гавани). “Римские юристы ясно различают публичное имущество народов... от общих вещей”". Публичное имущество имеет совершенно особенный режим, ибо для его отчуждения необходимо согласие народа.

Среди объектов права государственной собственности особого внимания заслуживает регулирование права на землю.

Как упоминалось выше, право государственной собственности означает принадлежность правомочий владения, пользования, распоряжения государству. Государство как субъект права государственной собственности представлено не одним ведомством, а целым рядом различных органов государственной власти, между которыми распределяются правомочия собственности.

Предусматривается, что право государственной собственности существует в виде:

· государственной собственности и

· собственности субъектов РК (субъектной).

На каждом уровне правомочия владения, пользования и распоряжения распределены между законодательными органами, соответствующими министерствами и ведомствами, а также местными органами самоуправления, и реализуются через систему государственных полномочий и функций управления.

Объектом права государственной собственности выступают индивидуально обособленные земельные участки, не находящиеся в собственности граждан, юридических лиц. Государственной земельной собственности принадлежит ведущее место. Государственные земли -- наиболее обширны по площади, имеют наиболее существенную экономическую и экологическую значимость. На государственных землях размещается большинство промышленных предприятий, подавляющее большинство земель природоохранного назначения находятся в государственной собственности.

С развитием права государственной собственности связывается сложная проблема ее разграничения на право государственной и право субъектной собственности. Проблема вызвана недостаточно ясно выраженной позицией государства относительно того, каким образом осуществить разграничение. Используются два юридически несогласованных подхода. С одной стороны, предусматривается проведение жесткого разграничения права государственной собственности физически, по объектам, и юридически. С другой, разграничение права государственной собственности одновременно предусматривается путем разграничения предметов ведения и полномочий по управлению земельными правоотношениями между государственными и субъектными органами государственной власти без физического разграничения самих земель и соответствующего закрепления самостоятельных прав собственности РК и субъектов РК.

Земли, находящиеся в государственной собственности, можно приватизировать с учетом запретов и ограничений, устанавливаемых для отдельных категории земель. Государственные земли могут передаваться физически юридическим лицам в пользование на праве срочного и бессрочного пользования, пожизненного наследуемого владения, аренды.

Землепользователи несут обязанности по рациональному использованию земель, недопущению их деградации. Землепользование является платным.

В Конституции Республики Беларусь закреплены две формы собственности – частная собственность и государственная собственность.

Государственная собственность существует в двух видах:

Первый вид - собственность Республики Беларусь (республиканская собственность), которая выступает как исключительное право государства на объекты собственности. Особенностью государственной формы собственности является неделимость ее на доли, то есть унитарность.

В собственности Республики Беларусь находятся земля, ее недра, воздушное пространство, внутренние водоемы, леса и другие природные ресурсы, имущество органов власти и управления, культурные и исторические ценности народов, средства бюджета, банки, страховые и резервные фонды.

А также предприятия и хозяйственные комплексы, учебные заведения, объекты социально-культурной сферы, научно-исследовательские и проектные институты и иное имущество, обеспечивающее суверенитет и хозяйственную самостоятельность республики, ее экономическое и социальное развитие.

Второй вид – собственность административно-территориальных образований (коммунальная, или муниципальная, собственность).

В собственности административно-территориальных образований могут находиться имущество органов власти и управления, средства местного бюджета, жилищный фонд и жилищно-коммунальное хозяйство местных органов власти.

А также сельского хозяйства, торговли, бытового обслуживания, транспорт, промышленные предприятия, учреждения народного образования, культуры, здравоохранения и иное имущество, необходимое для экономического и социального развития соответствующей территории.

Частная собственность в Республике Беларусь делится на частную собственность физических лиц и негосударственных юридических лиц.

Частная собственность означает, что объект собственности находится в распоряжении физического лица или группы юридических лиц и подразделяется на индивидуальную собственность и общую (коллективную) собственность, представленную партнерскими и корпоративными (акционерными) формами собственности.



Индивидуальная собственность – это форма собственности, когда право собственника на имущество принадлежит одному лицу. Субъектом индивидуальной собственности может быть физическое и юридическое лицо.

Частная собственность на потребительские блага, которые не могут выступать как факторы производства и используются домашними хозяйствами, называются личной собственностью граждан.

Общая (коллективная) собственность означает, что имущество, находящееся в собственности двух или более лиц, принадлежит им на праве общей собственности. Общая собственность разделяется на общую долевую и совместную собственность.

Общая совместная собственность означает, что имущество двух или более лиц находится в общей собственности без определения доли каждого собственника.

Общая долевая собственность предполагает, что имущество находится в общей собственности определением доли каждого собственника. Распоряжение имуществом осуществляется по согласованию его участников. Доход распределяется между участниками пропорционально долям в собственности. Каждый участник имеет право передать, подарить, отдать в залог, завещать свою долю по своему усмотрению.

Партнерская, или групповая, собственность возникает, когда право собственности принадлежит двум или более лицам, ведущим совместную деятельность на основе полной или частичной материальной ответственности. Она образуется на основе добровольных взносов (денег, факторов производства) участников партнерства.

Корпоративная (акционерная) форма собственности образуется в результате объединения собственности двух видов – производственной, обособленной в собственный капитал предприятия, и акционерной, созданной за счет привлечения средств инвесторов путем выпуска и реализации акций.

При рассмотрении форм собственности в Республике Беларусь необходимо подчеркнуть, что происходит возникновение смешанных форм, образующихся на основе взаимодействия:

частной и государственной форм собственности;

национальной и иностранной собственности в виде совместных предприятий.

Иностранная собственность в Республике Беларусь представлена в виде объектов собственности иностранных граждан, организаций и предприятий. Образование иностранной собственности на территории нашей страны происходит в результате активного включения Беларуси в систему международных экономических отношений.

Вопрос 4. Способы координации хозяйственной жизни. Классификация

Экономических систем

Основными проблемами экономической координации общества являются проблемы: что производить, как производить, для кого производить. Их решение зависит от способа координации экономической жизни.

Существуют два способа координации экономической жизни общества – рынок и иерархия.

Рыночная координация осуществляется в процессе взаимодействия производителей и потребителей при установлении цен товаров. При этом между экономическими субъектами происходит обмен товарами, факторами производства, ценными бумагами.

Иерархия – это способ координации, основанный на управлении менеджерами экономическими процессами путем разработки инструкций и директив.

По критерию координации выделяют четыре модели современных экономических систем:

– чистый капитализм эпохи свободной конкуренции;

– командная экономика, или административно-командная экономика;

– смешанная экономика;

– традиционная экономика.

Чистый капитализм эпохи свободной конкуренции характеризуется частной собственностью на ресурсы и использованием системы рынков и цен.

В условиях рыночного механизма каждый производитель и потребитель товара руководствуется эгоистическими интересами личной выгоды. Регулирование экономики осуществляется путем установления цен на товары на рынке в результате взаимодействия спроса и предложения. Роль государства ограничивается защитой частной собственности.

Командная экономика, или административно-командная экономика. Эту систему характеризует общественная собственность на все ресурсы и коллективное принятие решений путем центрального экономического планирования.

Предприятия являются собственностью государства и производят продукцию на основе государственных директив. Ресурсы распределяются по регионам по плану. Соотношение между средствами производства и предметами потребления в национальном доходе устанавливается централизованно.

Смешанная экономика характеризуется сочетанием частного предпринимательства и государственного регулирования производства. Смешанные системы характеризуются наличием в экономике различных форм собственности на средства производства и продукты труда.

Экономика США ближе к чистому капитализму, но сочетает элементы свободы предпринимательства и государственного регулирования экономики, причем экономическая роль государства неуклонно возрастает.

Экономика Советского Союза была ближе к модели командной экономики, но с сохранением товарно-денежных отношений и элементов частной собственности на средства производства.

Однако следует подчеркнуть, что здесь могут быть и другие случаи.

Фашизм гитлеровской нацистской Германии был назван авторитарным капитализмом, так как вся экономика в условиях подготовки к войне была поставлена под жесткий контроль государства.

В югославской экономике рыночного социализма существовала общественная собственность на ресурсы и одновременно возросла роль свободных рынков.

В экономике Швеции 90% хозяйственной деятельности сосредоточено в частных фирмах, но правительство активно участвует в регулировании производства и распределения доходов.

В японской экономике весьма активно развито планирование и координация экономической деятельности правительства и частного сектора.

Традиционная экономика. Во многих слаборазвитых странах существуют традиционные, или основанные на обычаях, экономические системы.

Здесь экономическую деятельность определяют наследственность и касты. Внедрение достижений технического прогресса резко ограничено, так как применение достижений науки и техники приводит к развитию крупной промышленности, возрастанию роли крупного капитала. Это противоречит традициям и угрожает стабильности и существованию общественного строя в странах, где значительное место занимают докапиталистические экономические отношения. Поэтому главную роль в этих обществах играют религия и культурные традиции, ярко выражен социально-экономический застой.

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ К ТЕОРЕТИЧЕСКОМУ МАТЕРИАЛУ ТЕМЫ

Вопросы к теоретическому материалу

1. Что понимается под экономической системой общества?

2. В чем состоит сущность собственности как экономической категории?

3. Что выражает экономическое отношение присвоения?

4. В чем проявляется сущность собственности как юридической категории?

5. Что означает спецификация прав собственности?

6. Каковы типы и формы собственности в рыночной экономике Республике Беларусь?

7. Какие экономические системы характерны для современного этапа развития общества?

Задания к теоретическому материалу

1. Раскройте сущность экономической системы общества как экономической категории.

2. Проанализируйте теоретическое положение: «Определяющим фактором экономической системы является совокупность отношений собственности по поводу экономических ресурсов и созданного продукта в обществе».

3. Как Вы понимаете сущность экономических отношений присвоения? Выскажите Ваше мнение.

4. Дайте ответ на вопрос: «Почему экономическое отношение собственности выражается в юридической форме права собственности?»

5. Охарактеризуйте теорию прав собственности как «пучок частичных правомочий» собственника.

6. Раскройте типы и формы собственности в Республике Беларусь.

7. Дайте характеристику современных экономических систем.

МАТЕРИАЛЫ К СЕМИНАРСКОМУ ЗАНЯТИЮ

Проблемы, выносимые на семинарское занятие

1. Понятие экономической системы общества. Критерии экономических систем.

2. Понятие собственности.

3. Типы и формы собственности в Республике Беларусь.

4.Современные экономические системы: чистый капитализм, командная экономика, смешанная экономика, традиционная экономика.

Правовой статус государственной собственности регламентируется статьёй 214 ГК РФ. Она указывает на то, что в государственная собственность подразделяется на федеральную и относящуюся к субъектам Российской Федерации. При этом закон указывает, что земля и другие природные ресурсы, которые не принадлежат частным лицам или муниципальным образованиям, автоматически попадают в разряд госсобственности. Бюджетные средства, которые не являются закреплёнными за предприятиями или учреждениями, относятся к государственной казне. Муниципальное имущество и нематериальные активы к государственной собственности не относятся и являются автономным видом собственности, что закреплено в статье 130 Конституции РФ.

Детализация государственной собственности

Всё то, что относится к государственной собственности можно разделить на несколько основных видов — это:

  • природные ресурсы и объекты исторического и культурного наследия;
  • объекты, необходимые для осуществления функционирования государственных органов власти. К ним относится казна, гражданские предприятия, научные учреждения, военная техника, предприятия оборонного производства;
  • отраслевые объекты, необходимые для поддержания хозяйственной деятельности;
  • транспортные артерии федерального значения.

Для того чтобы какие-то объекты перешли из государственной собственности в частную необходимо провести их приватизацию, а для обратного процесса, связанного с переходом частной собственности в государственную, необходимо провести национализацию. В России этот процесс регламентируется статьёй 235 Гражданского кодекса, которая указывает на федеральный закон от 31.12.2014 № 499-ФЗ, детализирующий этот процесс. Однако государство имеет право расширить свою собственность посредством обычного выкупа, что не относится к национализации и проводится на базе договоров купли-продажи.

Важные аспекты государственной собственности

В России законодательным образом закреплено равенство всех участников гражданских отношений. Для государства в этом плане никаких исключений не делается. Об этом говорит статья 2 ГК РФ. При этом рассматриваются лишь экономические вопросы, а политическая составляющая исключается. Государственная собственность обосабливает имущество от частного владения и делает его принадлежащим всему народу. Однако процесс реформирования и разделения прав и обязанностей различных субъектов продолжается.

Характерно, что государственные предприятия отвечают только по своим кредитным обязательствам. Их активы не могут рассматриваться в качестве способа покрытия общего государственного долга.

Управление государственной собственностью

Наличие государственной собственности непременно порождает проблему эффективного управления. В настоящий период основным инструментом его осуществления является государственная корпорация. Деятельность части таких организаций регулируется законом «О некоммерческих организациях», однако его применение невозможно по отношению к ряду корпораций, к примеру, госкорпорация «Росатом» действует на основании отдельного закона, призванного осуществлять нормативно-правового регулирование использования атомной энергии.

При этом вопрос о том, к какой области права относится создание, и деятельность государственных корпораций остаётся дискуссионным. Кто-то считает их юридическими лицами публичного права, а кто-то заявляет об уникальности правого статуса таких структур.

Процессы регулирования вопросов управления госсобственностью и инвестирования в различные проекты, имеющие федеральное значение, постоянно меняются. Общий дефицит бюджета, образовавшийся в последние годы, приводит к тому, что от ряда начинаний, особенно связанных с долгосрочными вложениями, приходится отказываться. Однако основные правовые нормы, определяющие понятие государственной собственности и казны в последние десять лет не имели каких-то серьёзных изменений.



Понравилась статья? Поделиться с друзьями: