Акциз на моторные масла. Акциз на алкоголь и как он формируется. Авансовые платежи по акцизам

Тема этой статьи является очень важной и актуальной для всех жителей РФ, поскольку именно от того, насколько вырастут акцизы в 2016 году в России , поднимутся на эту же сумму и на определенные подакцизные товары, которые мы покупаем каждый день.

На днях, Госдумой был принят во 2-м чтении законопроект, касательно ставок различных акцизов на период 2016-2018 г. Данным законопроектом, предусматривается сохранение ставки акцизов, которые были утверждены еще в 2014 году, но при этом изменения коснулись ставок относительно 2018 года на 5% по отношению к ставкам 2017г.

Стоит отметить, что особенно большим акцизом в 2016 г. (а это 10500 руб. за тонну) будет облагаться бензин, который ниже 5-го класса (см. таблица). При этом со следующего года начнут устанавливаться акцизы на т.н. средние дистилляты 4150 руб/ тонну. Другие ставки акцизов на 2016 год , в т.ч и на алкогольную (сидр, медовуха, вино, пиво) и табачную продукцию (сигары, папиросы, сигареты), Вы можете найти в таблице расположенной ниже:

Что касается ставки акцизов на автомобили в 2016 году (см. ), то акцизы на легковые авто мощностью от 90 до 150-ти л.с составят 41 руб. за 1 лошадиную силу, а на автомобили свыше 150л.с, практически в десять раз больше – 402 рубля за 1 л.с.

Надеемся, что выше приведенная таблица подакцизных товаров, а также статья, ” Акцизы 2016 в России ” стала Вам не только интересной, но и полезной.

Повышение акцизов на алкоголь стало одной из самых горячо обсуждаемых тем за последний год. Эксперты высказывались и «за», и «против» такой меры, указывая на возможные последствия. Действительно, акциз на алкоголь является одним из самых «интересных» сборов, поступающих в казну государства. В этой статье мы рассмотрим, как он , какие функции выполняет и какое будущее ждёт акцизы в 2019-2021 гг.

Экономический смысл

Бытует мнение, что акцизами облагаются самые популярные товары массового потребления. То есть якобы государство руководствуется логикой «вот этот товар потребляют в большом количестве – обложим его акцизом и получим много поступлений в бюджет». Акцизные товары действительно приносят бюджету много денег, но логика здесь совершенно иная. Изначально акцизами облагаются вредные товары, которые в будущем принесут государству дополнительные проблемы и расходы.

Рассмотрим на примере алкоголя. Допустим, в государстве не будет акцизов на алкоголь и спиртные напитки станут в разы дешевле и доступнее. Это приведёт к тому, что граждане, которые воздерживались от их употребления по причине дороговизны, станут пить больше. Участятся случаи возникновения алкогольной зависимости.

Казалось бы, это личная проблема каждого. Все понимают, что алкоголизм грозит букетом болезней. Однако для государства потенциальные алкоголики – это множество расходов:

  • если человек от алкоголизма заболеет и оформит больничный, государству придётся оплачивать больничный лист (3 дня за счёт работодателя, а потом за счёт ФСС);
  • если человек потеряет работу и , государство будет выплачивать ему пособие по безработице;
  • если человек приобретёт серьёзное заболевание и утратит трудоспособность не временно, а постоянно, государство будет выплачивать ему ;
  • если человек умрёт в результате приобретённого заболевания, и у него останутся несовершеннолетние дети, то государству придётся выплачивать пенсию по потере кормильца, содержание в детдоме, пособия опекунам.

Таким образом, алкогольная зависимость граждан может обернуться для государства огромными расходами. Поэтому логично, что правительство через повышение акцизов на алкоголь пытается сделать спиртные напитки менее доступными, чтобы граждане меньше пили и не пристращались к алкоголю.

Но есть и обратная сторона монеты. Всегда существуют люди, которые уже имеют алкогольную зависимость и не в состоянии отказаться от пагубной привычки даже тогда, когда их уровень дохода не позволяет приобретать нормальный алкоголь. В таком случае они переключаются на алкоголь содержащие вещества, которые изначально не предназначены для употребления внутрь. Это оборачивается для государства ещё большими проблемами, а также вызывает широкий общественный резонанс.

Яркий тому пример – массовое отравление метанолом в Иркутске, которое случилось в декабре 2016 года. 76 человек погибли из-за того, что выпили концентрат для ванн «Боярышник», в составе которого ранее был этиловый спирт, но тут в продажу поступила партия с метанолом и антифризом в составе. Тот случай в очередной раз привлёк внимание общественности к минусам повышения акцизов на алкоголь – все больше зависимых людей начинают употреблять спиртосодержащие жидкости, не пригодные для питья.

Поэтому государство в акцизной политике должно балансировать между двумя крайностями – акцизы должны быть достаточно высокими, чтобы не допускать массового возникновения алкоголизма, но в то же время нельзя поднимать акцизы абсолютно на все, иначе люди с алкогольной зависимостью начинают переходить на подобные суррогаты.

Что происходит со ставками акцизов на алкоголь в РФ в 2019-2021

Изначально говорилось, что заморожены до конца 2019 года и расти не будут. Однако в 2018 году Минздрав внёс предложение о повышении ставок, что вызвало бурные обсуждения. Например, глава проекта «Трезвая Россия» Султан Хамзаев назвал это предложение правильной и необходимой мерой. Глава Центра исследований федерального и регионального рынков алкоголя Вадим Дробиз, напротив, посчитал, что предложение не получит поддержки, поскольку предлагаемый уровень повышения не соответствует темпам инфляции.

На практике все обернулось тем, что акцизы все-таки будут расти. Ниже в сводной таблице приведены ставки акцизов на алкоголь по нескольким ключевым позициям в период 2019-2021 годов.

Вид продукции Размер акциза
2019 г. 2020 г. 2021 г.
Спиртосодержащая продукция с содержанием этилового спирта менее 9% 418 руб./литр 435 руб./литр 452 руб./литр
Алкогольная продукция, в которой более 9% этилового спирта 523 руб./литр 544 руб./литр 566 руб./литр
Фруктовые вина 18 руб./литр 19 руб./литр 20 руб./литр
Вина с защищённым географическим указанием 5 руб./литр 5 руб./литр 6 руб./литр
Сидр, пуаре, медовуха 21 руб./литр 22 руб./литр 23 руб./литр
Игристые вина 36 руб./литр 37 руб./литр 38 руб./литр
Игристые вина с защищённым географическим указанием 14 руб./литр 14 руб./литр 15 руб./литр
Пиво с содержанием этилового спирта до 8,6% 21 руб./литр 22 руб./литр 23 руб./литр
Пиво с содержанием этилового спирта свыше 8,6% 39 руб./литр 41 руб./литр 43 руб./литр

Плавное повышение налицо. Однако когда информация представляется в таком виде, это кажется незначительным, не оказывающим существенного влияния. Поэтому далее мы рассмотрим на примере, чем светит такое повышение.

Как это отразится на производителях

Чтобы понять, насколько увеличивается акцизное бремя у производителей, рассчитаем сумму акциза, уплачиваемого неким абстрактным предприятием до и после повышения ставок.

Для расчёта акцизов существует две формулы.

А = К х С, где

А – акциз,

К – количество произведённой подакцизной продукции за налоговый период,

С – ставка акциза.

Такая формула применяется для товаров с твёрдой ставкой акциза. Но есть и другая:

А = (О х ТС) + (ОС х АС), в которой:

А – акциз;

О – суммарное количество реализованной подакцизной продукции;

ТС – твёрдая ставка;

ОС – общая сумма выручки за подакцизную продукцию;

АС – адвалорная ставка.

Однако такая ставка используется не для алкогольной продукции, а для сигарет, сигар и прочего, так что в своих расчётах мы ограничимся первой формулой.

Допустим, пивоварня «Добрый мельник» производит ежегодно 2000 литров пива крепостью до 8,6% и 3000 литров пива крепостью 8,6% и более.

В 2019 году сумма акциза будет равняться:

2000 х 21 + 3000 х 39 = 42 000 + 117 000 = 159 000 руб.

В 2020 году сумма акциза будет равняться:

2000 х 22 + 3000 х 41 = 44 000 + 123 000 = 167 000 руб.

В 2021 году сумма акциза будет равняться:

2000 х 23 + 3000 х 43 = 46 000 + 129 000 = 175 000 руб.

Таким образом, при условии, что объёмы производства будут постоянными, сумма акцизов, уплачиваемых пивоварней, будет расти на 8 тысяч рублей. Разумеется, основное бремя здесь ложится на покупателя – акциз относится к числу , включаемых в цену товара и уплачиваемых потребителем продукции. Производители тоже могут пострадать, если за счёт вынужденного роста цен у них снизятся объёмы продаж. Потребители могут перейти на более дешёвые аналоги либо вовсе отказаться от потребления такой продукции.

Таким образом, акцизы – это инструмент политики, с помощью которого государство стимулирует граждан отказываться от потребления вредных товаров. Мы рассмотрели в теории и подсчитали на практике, чем обернётся грядущее повышение акцизов, а также разобрались, почему алкогольная зависимость граждан невыгодна государству. К слову, с акцизами на табачную продукцию примерно та же история, а акцизы на бензин и автомобили являются своеобразной мерой защиты окружающей среды.

Как закон № 101 связан с «алкогольными» акцизами

Многие люди даже не подозревают о том, как сильно на их жизнь влияют законы, которые выходят из-под пера народных избранников. Закон № 101 не является исключением, поэтому каждому гражданину, который имеет какое-либо отношение к алкогольной продукции, необходимо знать основные положения этого нормативно-правового акта. Закон № 101 внёс существенные изменения в процесс сбора акцизных отчислений, среди которых:

  • Запрет на вычет по акцизам в ситуации возврата АССП.
  • Предъявление особых требований к банковской гарантии.
  • Полная регламентация действий сотрудников налоговой инспекции, которая направлена на повышение эффективности сбора данного налогового отчисления.
  • Представление налоговой инспекции одной банковской гарантии, которая позволяет освободиться от авансового платежа при осуществлении экспортных операций со спиртсодержащими напитками.
  • Значительное увеличение документооборота в электронном виде, для обеспечения большей прозрачности сделок связанных с реализацией этилового спирта.

Законодательные нововведения направлены не только на ужесточение контроля над оборотом спиртсодержащих жидкостей, но и призваны упростить процесс расчёта уплачиваемого акцизного сбора.

Как рассчитать «алкогольный» акциз, зная его ставку

Если известна ставка акциза на алкогольную продукцию определённого типа, то несложно подсчитать размер налога, который требуется внести в бюджет страны. Расчёт акциза производится по следующей формуле:

А=ОРП*СА-ВА

  • А — сумма акциза.
  • ОРП — объём реализованной продукции.
  • СА — ставка акциза по определённому виду алкогольсодержащей продукции.
  • ВА — вычет акциза.

Данная формула подходит только в том случае, когда необходимо рассчитать размер акциза для одной категории спиртосодержащей продукции. Если возникает необходимость в том, чтобы осуществить расчёт налога для нескольких видов алкогольных напитков, используется формула:

А=(ОРП*СА + ОРП1*СА1 + ОРП2*ОРП2)-ВА,

В данной формуле ОРП!*СА1 и ОРП2*ОРП2 являются значением расчёта акцизной ставки дополнительного наименования алкогольной продукции.

Таким образом, можно осуществить расчёт в одной формуле, значение акцизных отчислений для неограниченного количества различных категорий спиртосодержащей продукции.

Пример расчёта акциза на алкоголь

Если подставить в формулу известные значения, то произвести расчёт размера акцизного отчисления, не составит большого труда. Примеры расчёта:

В мае 2018 года ООО «Большая Бочка» произвело алкогольной продукции с объёмным содержанием этилового спирта 8%, в количестве 3200 литров. Данная продукция была также реализована в этом месяце. Пивные напитки, которые имеют в своём составе такой объем чистого этилового спирта до 8,6%, облагаются акцизом в размере 21 рублей на 1 литр.

Расчёт акциза, в данном случае, осуществляется следующим образом:

Таким образом сумма акциза на произведённую и реализованную продукцию составит 67200 рублей.

В октябре 2018 года ООО «Независимая Алкогольная Компания» произвела и реализовала несколько наименований спиртосодержащих напитков. Водочная продукция с объёмным содержанием спирта 40% была реализована в количестве 50 000 литров. Вина с защищённым географическим указанием было произведено в количестве 10 000 литров. Также было произведено и реализовано медовухи в объёме 200 000 литров.

Чтобы правильно подсчитать размер акцизного отчисления, которое подлежит уплате в бюджет страны, для крепких спиртных напитков необходимо высчитать количество чистого этилового спирта применяемого в . В данном случае количество чистого этанола составит:

50 000 * 0,40 = 20 000 литров.

Вычет акциза тоже в данной формуле будет применяться. Размер вычета составит 175 000 рублей

Общий расчёт стоимости производится следующим образом:

А =(20000*523+10000*5+200000*21)-175 000.

Таким образом предприятие обязано уплатить акцизов на общую сумму в размере: 14 710 000 рублей.

Применение формул для расчёта количества уплачиваемого акцизного сбора, значительно облегчает процесс подсчёта налога и экономит время. Чтобы не осуществлять данную операцию вручную можно использовать специальные компьютерные программы для автоматизации подобных действий.

Вконтакте

Государство ввело акциз на спиртное для бизнесменов, которые занимаются оборотом спиртосодержащей продукции, с целью снизить уровень излишнего распития горячительных напитков и повысить контроль над участниками алкогольного рынка.

Данная пошлина действует только для предпринимателей, которые продают алкогольную продукцию в розницу на территории России, поэтому получила название внутренний налог. Потребители алкогольных напитков приобретая товар оплачивают сумму акциза, ведь она уже включена в стоимость спиртного. Налог на реализацию алкоголя повышает риск незаконного сбыта продукции низкого качества.

Акцизным налогом облагают алкогольные напитки, которые:

  • Производители реализуют на территории РФ;
  • Реализуются после решения суда конфисковать их;
  • Производитель отправил в уставной капитал торговой точки;
  • Экспортировали в границах таможенной территории РФ.

Из выше указанного списка объектов налогообложения, можно сделать вывод, что уплачивать пошлину обязаны ИП, предприятия и продавцы, которые перевозят алкоголь через таможню.

НДС и акциз: сходство и различие

Сходство данных налогов заключается в том, что они косвенные, то есть они прибавляются к стоимости продукции.

Различие их состоит в принципе начисления, если акциз предназначен для товаров, то НДС устанавливается ещё и на услуги, которые предоставляет учасник алкоголького бизнеса.

Рентабельность предприятия в большой степени зависит от акциза, ведь НДС оказывает менее серьезную нагрузку.

Три разновидности акцизных ставок: формулы и расчёты

  1. Специфическая или твёрдая ставка - одна из самых распространенных в применении, она фиксируется в рублях как сумма за одну единицу продукции. Для подсчёта необходимо ставку акциза умножить на объём реализованой продукции;
  2. Адвалорная - это процентное соотношение к подакцизному товару, используется на всей территории страны, преимущественно в Таможенном тарифе. Данный вид ставки предоставляет внутреннему рынку в РФ тарифную поддержку, однако не избавляет реализаторов от постоянного расчета таможенной стоимости товара;
  3. Комбинированная состоит из двух ставок: твёрдой и адвалорной, применяется для подсчёта налога на табачную продукцию.

В каких случаях и кем уплачивается акциз на спиртное

Если подакцизный товар реализуют его производители, то им нужно уплачивать налог - начислять сумму акциза на алкоголь:

  • Когда сбывают продукцию и она становится собственностью покупателя, который её закупил;
  • Если зафиксировано недостачу продукции сверх нормы естественной убыли;
  • В случае предоставления товара для рекламы, то есть при сбыте алкоголя без получения оплаты в твёрдой валюте;
  • Предоставляя подакцизный товар заказчику для переработки в готовую продукцию;
  • Если продукцию переместили в пределах организации структурному подразделению;
  • Зачисляют алкоголь как взнос в уставной капитал фирмы.

Предприятия, у которых есть разрешения производить неспиртосодержащие товары, обязуются начислять налог, когда на их счёт поступает денатурированный этиловый спирт.

К пошлине на спиртную продукцию начислять авансовый платёж на акциз нужно закупщикам коньячного и этилового спирта, если они производят горячительные напитки.

Не оплачивают налог бизнесмены, которые продают неотечественный подакцизный товар, им начисляется акциз только при ввозе продукции в Россию.

Уплату акциза за спиртосодержащую продукцию предпринимателю необходимо внести до конца отчётного месяца по результатам продаж за период с 1 по 15 число. Подакцизный товар, который продавец реализовал, начиная с 16 числа уже относится к другому сроку - до 15 числа после отчётного месяца.

Нововведения в процессе уплаты пошлины в 2017 году

Согласно №101-ФЗ произошел ряд изменений во взымании «алкогольного налога», которые поспособствовали таким поправкам:

  1. Разрешается отправлять налоговой службе банковскую гарантию, что предоставляет возможность экспортёрам АССП избежать уплату авансового акциза и процесса перечисления налога во время торговли товаром, который экспортируется согласного таможенной процедуре вывоза продукции за пределы РФ;
  2. Обновления к условиям банковской гарантии - срок годности не должен превышать года;
  3. Новое применение документооборота в электроном виде при отправке реестров таможенных деклараций или товаросопроводительных документов вместо копий;
  4. При возврате АССП запрещено вычитывать акцизный налог.

Какие были ставки акцизов на спиртное до 2016

С января 2014 года по 2015 год изменена налоговая ставка на подакцизные товары, а именно алкогольную продукцию (цена указана за 1 литр):

  • продукция и алкогольные напитки с содержанием безводного этилового спирта 9% - 400 рублей;
  • алкогольные напитки в составке которых безводного этилового спирта до 9 %- 500 рублей.

«Алкогольный» акциз не нужно платить за парфюмерно-косметическую продукцию или бытовую химию в аэрозольной упаковке, если в её составе безводный этиловый спирт.

Ставки акцизов на алкогольную продукцию с содержаним этилового спирта (за 1 литр):

  • вино, винные напитки, фруктовое вино, медовуха и сидр - 8 рублей;
  • шампанское (игристое вино) - 25 рублей;
  • пиво и пивные напитки с объёмной долей спирта до 0,5 % - 0 рублей, но если продукция содержит этиловый спирт свыше нормы, то 18 рублей;
  • спиртосодержащие пивные напитки свыше 8,6 % - 31 рубль.

Акциз на алкогольную продукцию за 2016 и 2017 гг.

С 2016 год на 1 рубль возросла пошлина на винные напитки, фруктовое вино, медовуху и шампанское, а пивные напитки (от 0,5 до 8,6 % этилового спирта) обязуют производителя к акцизной ставке - 20 рублей. Если в пиве содержится 8,6 % спирта, то сумма акциза возросла до 27 рублей.

С 1 января 2017 года согласно статье 193 НК произошли очередные увеличения налоговой ставки от 4 до 5% на алкоголь по некоторым категориям подакцизных товаров:

  • 418 рублей для напитков в составке которых ниже 9 % безводного этилового спирта, но если свыше - 523 рубля;
  • На 1 рубль возросло налогообложение на вино, напитки с объёмной долей спирта от 0,5%, а также сидр, пуарэ и шампанское;
  • Пивные напитки от 8,6 % этилового спирта облагаются акцизом в 39 рублей.

Просмотрев отчёт увеличения пошлины на алкоголь с 2014 до 2017 годов прослеживаются следующие тенденции:

  1. Крепкая алкогольная продукция не перестаёт дорожать с каждым годом, то есть чем больше этилового спирта в напитке, тем он востребованей;
  2. Неизмены показатели ставок на парфюмерные товары и бытовую химию, которые содержат безводный этиловый спирт;
  3. Большинство подакцизных товаров в виде алкоголя дорожают ежегодно как минимум на 1 рубль.

Какие формулы применяются для пошлины на продакцизную продукцию

Формула и принцип рассчитывания акцизного налога определяется продукцией, которая будет реализовываться. Для алкогольных напитков применяют адвалорную (процентную) или специфическую (твёрдую) ставку пошлины.

Схема твёрдой разновидности пошлины содержит формулу - количество проданного товара в установленных единицах измерения умножить на утвержденную ставку акциза.

Например, производитель сидра и медовухи реализовал 200 000 литров товара. Стоимость 1 литра напитка с объёмной долей спирта до 6 % - 70 рублей, а налоговая ставка на 2017 год для данной продукции составляет 10 руб/л.

Вычисляем по выше указанной формуле: 200 000 л (реализованный товар) * 10 руб/л (налоговая ставка на медовуху или сидр) = 2000 000 рублей - сумма акциза для проданного товара.

Принцип расчёта таможенного акциза в отношении продукции, которая облагается по адвалорной ставке - умножить таможенную стоимость спиртосодержащей продукции в рублях на ставку таможенной пошлины в процентном соотношении к таможенной стоимости товара.

Алкогольная продукция одна из самых прибыльных и окупаемых на территории РФ, поэтому государство регулирует данный товар на соответствующем уровне с помощью ставки акциза на алкоголь, которая ежегодно обновляется - возростает. Осуществляются такие действия в профилактических целях борьбы с алкоголизмом в стране, а также для повышения эффективности государственной акцизной политики.

Основание и правовые основы

Акциз - это косвенный налог , то есть налог, который включается в цену того или иного товара (услуги), и таким образом его уплата перекладывается на конечного потребителя.

Косвенные налоги являются одним из основных источников формирования доходной части федерального бюджета, поэтому порядку их исчисления и уплаты уделяется большое внимание. К косвенным налогам относится также НДС.

Акцизом облагаются так называемые подакцизные товары - алкоголь, табак, топливо, легковые автомобили и некоторые мотоциклы.

Основы регулирования акциза установлены главой 22 Налогового кодекса РФ. Детали часто рассматриваются в Федеральных законах и постановлениях Правительства РФ, а также других подзаконных актах.

Налогоплательщики акцизов

  • Организации.
  • Индивидуальные предприниматели.
  • Лица, деятельность которых связана с перемещением товаров через таможенную границу Евразийского экономического союза

Организации и лица указанные выше признаются налогоплательщиками только если они совершают операции подлежащие налогообложению в соответствии с главой 22 НК РФ.

Обязательные условия и свидетельства о регистрации

Лица, совершающие операции с прямогонным бензином, с этиловым спиртом, средними дисстилятами, а также бензолом, параксилолом или ортоксилолом, обязаны получить и зарегистрировать в налоговых органах соответствующие свидетельства.

Срок действия этих свидетельств – до одного года.

Выдача свидетельств или уведомление об отказе в выдаче должно по закону произойти не позднее 30 календарных дней с момента представления в налоговый орган заявления и копий предусмотренных документов.

Порядок выдачи свидетельства о регистрации лица, совершающего операции с прямогонным бензином, утвержден Приказом Минфина РФ от 03.10.2006 N 122н.

Порядок выдачи свидетельства о регистрации организации, совершающей операции с денатурированным этиловым спиртом, установлен Приказом Минфина РФ от 09.10.2006 N 125н.

Порядок выдачи свидетельства о регистрации организации, совершающей операции с бензолом, параксилолом или ортоксилолом, установлен приказом ФНС России от 27.10.2015 N ММВ-7-15/475@

Порядок выдачи свидетельства о регистрации организации, совершающей операции средними дистиллятами, установлен Федеральным законом от 23.11.2015 N 323-ФЗ "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации”. Этот закон дополняет статью 333.33 Налогового кодекса подпунктом 9.2, устанавливающим госпошлину за выдачу свидетельства о регистрации лица, работающего со средними дистиллятами. Изменения вступили в силу с 23.01.2016.

Налоговые органы могут приостановить действие свидетельства на срок до 6-ти месяцев в случае неисполнения требований, изложенных в ст. 179.2, 179.3, 179.4 НК РФ.

В случае, если в установленный срок нарушения не были устранены, свидетельство аннулируется, о чем налоговый орган обязан уведомить налогоплательщика в письменной форме в 3-дневный срок со дня принятия решения.

Подакцизные товары

Подакцизными товарами признаются:

  • спирт этиловый, произведенный из пищевого или непищевого сырья, в том числе денатурированный этиловый спирт, спирт-сырец, дистилляты винный, виноградный, плодовый, коньячный, кальвадосный, висковый;
  • спиртосодержащая продукция (растворы, эмульсии, суспензии и другие виды продукции в жидком виде) с объемной долей этилового спирта более 9%, за исключением:
    • лекарственных средств (включая гомеопатические лекарственные препараты),
    • препаратов ветеринарного назначения, разлитых в емкости не более 100 мл;
    • парфюмерно-косметической продукции, разлитой в емкостях не более 100 мл с долей спирта до 80% (включительно) и с долей спирта до 90% (включительно) при наличии пульверизатора, а с объемной долей этилового спирта до 90%, разлитой в емкости до 3 мл (включительно);
    • отходов, образующихся при производстве спирта этилового из пищевого сырья, водок и ликероводочных изделий, подлежащих дальнейшей переработке и использованию для технических целей;
    • виноматериалов, виноградного сусла, иного фруктового сусла, пивного сусла;
  • алкогольная продукция (водка, ликероводочные изделия, коньяки, вино, фруктовое вино, ликерное вино, шампанское, винные напитки, сидр, пуаре, медовуха, пиво, напитки, изготавливаемые на основе пива, иные напитки с объемной долей этилового спирта более 0,5%);
  • табачная продукция;
  • автомобили легковые;
  • мотоциклы с мощностью двигателя свыше 112,5 кВт (150 л.с.);
  • автомобильный бензин;
  • дизельное топливо;
  • моторные масла для дизельных и (или) карбюраторных (инжекторных) двигателей;
  • прямогонный бензин;
  • средние дистилляты;
  • авиационный керосин;
  • природный газ (в случаях, предусмотренных международными договорами Российской Федерации);
  • бензол, параксилол, ортоксилол;
  • электронные системы доставки никотина;
  • жидкости для электронных систем доставки никотина;
  • табак (табачные изделия), предназначенный для потребления путем нагревания.

Обращаем внимание !

Последние три пункта в перечне подакцизных товаров добавлены в п. 1 статьи 181 НК РФ Федеральным законом от 30.11.2016 N 401-ФЗ. Таким образом, с 2017 года расширен список товаров, в стоимость которых включен акциз. В целях стимулирования здорового образа жизни граждан акцизом теперь облагаются электронные сигареты, жидкий никотин и табак, употребляемый путем нагревания.

Объект налогообложения

Объектом налогообложения акцизами признаются, в частности, следующие операции:

  • Реализация на территории РФ подакцизных товаров.
  • Продажа конфискованных и (или) бесхозяйных подакцизных товаров, а также подакцизных товаров, от которых произошел отказ в пользу государства.
  • Передача произведенных из давальческого сырья подакцизных товаров.
  • Ввоз подакцизных товаров на территорию РФ и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией.
  • Получение (оприходование) денатурированного этилового спирта.
  • Получение прямогонного бензина.

Полный перечень операций, облагаемых акцизом, содержится в статье 182 НК РФ.

Операции, не облагаемые акцизом

Освобождаются от налогообложения акцизами следующие операции:

  • Передача подакцизных товаров несамостоятельными структурными подразделениями друг другу для производства иных подакцизных товаров.
  • Реализация подакцизных товаров, помещенных под таможенную процедуру экспорта, за пределы территории РФ с учетом потерь в пределах норм естественной убыли или ввоз подакцизных товаров в портовую особую экономическую зону с остальной части территории РФ.
  • Передача собственнику или по его указанию другим лицам подакцизных товаров, произведенных из давальческого сырья, если данные товары реализуются за пределы территории РФ в соответствии с таможенной процедурой экспорта с учетом потерь в пределах норм естественной убыли.
  • Первичная реализация (передача) конфискованных и бесхозяйных подакцизных товаров, которые подлежат передаче на промышленную переработку под контролем таможенных и налоговых органов либо уничтожению.
  • Передача в структуре одной организации:
    • произведенного этилового спирта для дальнейшего производства спиртосодержащей парфюмерно-косметической продукции или спиртосодержащей продукции бытовой химии в металлической аэрозольной упаковке;
    • ректификованного этилового спирта, произведенного налогоплательщиком из спирта-сырца, подразделению, осуществляющему производство алкогольной и (или) подакцизной спиртосодержащей продукции;
    • произведенных дистиллятов винного, виноградного, плодового, коньячного, кальвадосного, вискового для выдержки и (или) купажирования в целях дальнейшего производства (розлива) этой же организацией алкогольной продукции.

    Обратите внимание! Вышеперечисленные операции не подлежат налогообложению только при ведении и наличии отдельного учета операций по производству и реализации (передаче) таких подакцизных товаров.

  • Ввоз на территорию РФ подакцизных товаров, от которых произошел отказ, и которые подлежат обращению в государственную или муниципальную собственность, а также в случае их размещения в портовой особой экономической зоне.

    Эти операции не облагаются акцизом только при условии фактического вывоза подакцизных товаров за пределы территории РФ в таможенной процедуре экспорта или ввоза подакцизных товаров в портовую особую экономическую зону.

    Ввоз и вывоз подтверждается представлением всех соответствующих документов в налоговый орган.

    Обращаем внимание !

    Ранее от уплаты акциза при совершении таких операций налогоплательщик освобождался только при подаче в налоговый орган банковской гарантии. Ее подают в инспекцию не позднее 25-го числа месяца, в котором у налогоплательщика возникает обязанность представления декларации по акцизам. Период ее действия должен составлять не менее 10 месяцев со дня истечения установленного срока исполнения налогоплательщиком обязанности по уплате акциза.

    Однако с 1 июля 2017 года экспортеры могут получить освобождение от уплаты акциза при предоставлении договора поручительства. Нововведние обозначено в п. 2.2 ст. 184 НК РФ - в действующей редакции Кодекса этого пункта нет, он вступит в силу с 1 июля 2017. Поручительство оформляется в соответствии с гражданским законодательством РФ договором между налоговым органом и поручителем (третьим лицом, не обязательно кредитным учреждением), по форме, утверждаемой ФНС. Срок действия такого договора должен составлять не менее десяти месяцев со дня истечения установленного срока исполнения экспортером обязанности по уплате акциза и не более одного года со дня заключения договора поручительства. Операции по выдаче поручительств налогоплательщиком, не являющимся банком, по норме нового пп. 15.3 п. 3 ст. 149 НК РФ не подлежат налогообложению.

    Новые правила применяются к договорам поручительства, обеспечивающим исполнение обязательств по налогам, срок уплаты которых наступает после 1 июля 2017 года.

    Изменения предусмотрены Федеральным законом от 30.11.2016 N 401-ФЗ.

Ставки акцизов

Ставки по различным видам подакцизных товаров указаны в ст. 193 НК РФ.

Ниже приведена таблица сравнения ставок акцизов в 2016 и 2017 году.

Виды подакцизных товаров

Налоговая ставка (в процентах и (или) рублях за единицу измерения)

Этиловый спирт, произведенный из пищевого или непищевого сырья, в том числе денатурированный этиловый спирт, спирт-сырец, дистилляты винный, виноградный, плодовый, коньячный, кальвадосный, висковый:

реализуемый организациям, осуществляющим производство спиртосодержащей парфюмерно-косметической продукции в металлической аэрозольной упаковке и (или) спиртосодержащей продукции бытовой химии в металлической аэрозольной упаковке, и организациям, уплачивающим авансовый платеж акциза (в том числе этиловый спирт, ввозимый в Российскую Федерацию с территорий государств - членов Евразийского экономического союза, являющийся товаром Евразийского экономического союза), и (или) передаваемый при совершении операций, признаваемых объектом налогообложения акцизами в соответствии с подпунктом 22 пункта 1 статьи 182 настоящего Кодекса, и (или) реализуемый (или передаваемый производителями в структуре одной организации) для производства товаров, не признаваемых подакцизными в соответствии с подпунктом 2 пункта 1 статьи 181 настоящего Кодекса

0 рублей за 1 литр безводного этилового спирта, содержащегося в подакцизном товаре

реализуемый организациям, не уплачивающим авансовый платеж акциза (в том числе этиловый спирт, ввозимый в Российскую Федерацию, не являющийся товаром Евразийского экономического союза), и (или) передаваемый в структуре одной организации при совершении налогоплательщиком операций, признаваемых объектом налогообложения акцизами, за исключением операций, предусмотренных подпунктом 22 пункта 1 статьи 182 настоящего Кодекса, а также за исключением этилового спирта, реализуемого (или передаваемого производителями в структуре одной организации) для производства товаров, не признаваемых подакцизными в соответствии с подпунктом 2 пункта 1 статьи 181 настоящего Кодекса, и этилового спирта, реализуемого организациям, осуществляющим производство спиртосодержащей парфюмерно-косметической продукции в металлической аэрозольной упаковке и (или) спиртосодержащей продукции бытовой химии в металлической аэрозольной упаковке

102 рубля за 1 литр безводного этилового спирта, содержащегося в подакцизном товаре

107 рублей за 1 литр безводного этилового спирта, содержащегося в подакцизном товаре

Спиртосодержащая парфюмерно-косметическая продукция в металлической аэрозольной упаковке

0 рублей за 1 литр безводного этилового спирта, содержащегося в подакцизном товаре

0 рублей за 1 литр безводного этилового спирта, содержащегося в подакцизном товаре

Спиртосодержащая продукция бытовой химии в металлической аэрозольной упаковке

0 рублей за 1 литр безводного этилового спирта, содержащегося в подакцизном товаре

0 рублей за 1 литр безводного этилового спирта, содержащегося в подакцизном товаре

Спиртосодержащая продукция (за исключением спиртосодержащей парфюмерно-косметической продукции в металлической аэрозольной упаковке и спиртосодержащей продукции бытовой химии в металлической аэрозольной упаковке)

Алкогольная продукция с объемной долей этилового спирта свыше 9 процентов (за исключением пива, вин, фруктовых вин, игристых вин (шампанских), винных напитков, изготавливаемых без добавления ректификованного этилового спирта, произведенного из пищевого сырья, и (или) спиртованных виноградного или иного фруктового сусла, и (или) винного дистиллята, и (или) фруктового дистиллята)

500 рублей за 1 литр безводного этилового спирта, содержащегося в подакцизном товаре

523 рубля за 1 литр безводного этилового спирта, содержащегося в подакцизном товаре

Алкогольная продукция с объемной долей этилового спирта до 9 процентов включительно (за исключением пива, напитков, изготавливаемых на основе пива, вин, фруктовых вин, игристых вин (шампанских), сидра, пуаре, медовухи, винных напитков, изготавливаемых без добавления ректификованного этилового спирта, произведенного из пищевого сырья, и (или) спиртованных виноградного или иного фруктового сусла, и (или) винного дистиллята, и (или) фруктового дистиллята)

400 рублей за 1 литр безводного этилового спирта, содержащегося в подакцизном товаре

418 рублей за 1 литр безводного этилового спирта, содержащегося в подакцизном товаре

Вина, за исключением вин с защищенным географическим указанием, с защищенным наименованием места происхождения, а также игристых вин (шампанских), фруктовые вина, винные напитки, изготавливаемые без добавления ректификованного этилового спирта, произведенного из пищевого сырья, и (или) спиртованных виноградного или иного фруктового сусла, и (или) винного дистиллята, и (или) фруктового дистиллята

9 рублей за 1 литр

10 рублей за 1 литр

Вина с защищенным географическим указанием, с защищенным наименованием места происхождения, за исключением игристых вин (шампанских)

5 рублей за 1 литр

5 рублей за 1 литр

Сидр, пуаре, медовуха

9 рублей за 1 литр

10 рублей за 1 литр

Игристые вина (шампанские), за исключением игристых вин (шампанских) с защищенным географическим указанием, с защищенным наименованием места происхождения

26 рублей за 1 литр

27 рублей за 1 литр

Игристые вина (шампанские) с защищенным географическим указанием, с защищенным наименованием места происхождения

13 рублей за 1 литр

14 рублей за 1 литр

Пиво с нормативным (стандартизированным) содержанием объемной доли этилового спирта до 0,5 процента включительно

0 рублей за 1 литр

0 рублей за 1 литр

Пиво с нормативным (стандартизированным) содержанием объемной доли этилового спирта свыше 0,5 процента и до 8,6 процента включительно, напитки, изготавливаемые на основе пива

20 рублей за 1 литр

21 рубль за 1 литр

Пиво с нормативным (стандартизированным) содержанием объемной доли этилового спирта свыше 8,6 процента

37 рублей за 1 литр

39 рублей за 1 литр

Табак трубочный, курительный, жевательный, сосательный, нюхательный, кальянный (за исключением табака, используемого в качестве сырья для производства табачной продукции)

2 000 рублей за 1 кг

2 520 рублей за 1 кг

Сигары

141 рубль за 1 штуку

171 рубль за 1 штуку

Сигариллы (сигариты), биди, кретек

2 112 рублей за 1 000 штук

2 428 рублей за 1 000 штук

Сигареты, папиросы

1 250 рублей за 1 000 штук + 11 процентов расчетной стоимости, исчисляемой исходя из максимальной розничной цены, но не менее 1 330 рублей за 1 000 штук

1 562 рубля за 1 000 штук + 14,5 процентов расчетной стоимости, исчисляемой исходя из максимальной розничной цены, но не менее 2 123 рублей за 1 000 штук

Табак (табачные изделия), предназначенный для потребления путем нагревания

4 800 рублей за 1 кг

Электронные системы доставки никотина

40 рублей за 1 штуку

Жидкости для электронных систем доставки никотина

10 рублей за 1 мл

Автомобили легковые:

с мощностью двигателя до 67,5 кВт (90 л.с.) включительно

0 рублей за 0,75 кВт (1 л.с.)

с мощностью двигателя свыше 67,5 кВт (90 л.с.) и до 112,5 кВт (150 л.с.) включительно

41 рубль за 0,75 кВт (1 л.с.)

43 рубля за 0,75 кВт (1 л.с.)

с мощностью двигателя свыше 112,5 кВт (150 л.с.)

Мотоциклы с мощностью двигателя свыше 112,5 кВт (150 л.с.)

402 рубля за 0,75 кВт (1 л.с.)

420 рублей за 0,75 кВт (1 л.с.)

Автомобильный бензин:

класса 5

7 530 рублей за 1 тонну

10 130 рублей за 1 тонну

не соответствующий классу 5

10 500 рублей за 1 тонну

13 100 рублей за 1 тонну

Дизельное топливо

4 150 рублей за 1 тонну

6 800 рублей за 1 тонну

Моторные масла для дизельных и (или) карбюраторных (инжекторных) двигателей

6 000 рублей за 1 тонну

5 400 рублей за 1 тонну

Прямогонный бензин

10 500 рублей за 1 тонну

13 100 рублей за 1 тонну

Бензол, параксилол, ортоксилол

3 000 рублей за 1 тонну

2 800 рублей за 1 тонну

Авиационный керосин

3 000 рублей за 1 тонну

2 800 рублей за 1 тонну

Средние дистилляты

4 150 рублей за 1 тонну

7 800 рублей за 1 тонну

В 2017 году новым п. 9 ст. 194 НК РФ введен также повышающий коэффициент T к специфической ставке акциза на сигареты, и (или) папиросы, и (или) сигариллы, и (или) биди, и (или) кретек. Он применяется при реализации этой продукции в сентябре - декабре в объемах, превышающих среднемесячный объем реализации за прошлый календарный год. Это сделано для равномерного поступления акцизов от продажи в течение года, поскольку обычно пик реализации такой продукции приходится на конец налогового периода.

Если в отношении подакцизных товаров установлены различные налоговые ставки, налоговая база определяется отдельно по каждой из них.

Ставки применяются в зависимости от установленного порядка:

  • твердые в абсолютной сумме (в рублях и копейках) за единицу измерения;
  • адвалорные (в процентах);
  • комбинированные, состоящие из твердой (специфической) и адвалорной.

Выручка в иностранной валюте пересчитывается в рубли по курсу ЦБ РФ на дату реализации подакцизных товаров.

Особенности, установленные для табачных изделий

Определение расчетной стоимости табачных изделий имеет свои особенности.

Налогоплательщик обязан подать в налоговый орган по месту учета (или в таможенный орган по месту оформления подакцизных товаров) уведомление, содержащее информацию о максимальных и минимальных розничных ценах по каждой марке (наименованию) табачных изделий. Предоставляется оно каждый месяц, не позднее, чем за 10 календарных дней до начала месяца, с которого будут наноситься указанные в нем максимальные цены.

Информация о максимальных розничных ценах, указанная в уведомлениях, поступающих в налоговые и таможенные органы, публикуется в электронно-цифровой форме в информационной системе общего пользования федерального органа исполнительной власти, уполномоченного по контролю и надзору в области налогов и сборов (федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области таможенного дела).

Максимальная розничная цена - это цена, выше которой пачка табачных изделий не может быть продана потребителям предприятиями розничной торговли, общественного питания, сферы услуг, а также индивидуальными предпринимателями. Эти цены должны быть нанесены на каждую пачку табачных изделий отдельно по каждой марке (наименованию). Действуют они не менее одного календарного месяца.

Если в течение одного месяца налогоплательщиком осуществляется реализация табачных изделий одной марки с разными максимальными розничными ценами, указанными на пачке, то расчетная стоимость определяется как произведение каждой максимальной розничной цены, указанной на пачке табачных изделий, и количества проданных пачек, на которых указана соответствующая максимальная розничная цена.

То же правило действует и для ввозимых на территорию Российской Федерации табачных изделий с разными максимальными розничными ценами.

Налоговый период

Календарный месяц.

Определение даты реализации или получения подакцизных товаров

Дата реализации (передачи) подакцизных товаров определяется как день отгрузки (передачи) соответствующих товаров, в т.ч. структурному подразделению, осуществляющему их розничную реализацию.

  • При передаче на территории РФ произведенных из давальческого сырья подакцизных товаров собственнику этого сырья, либо другим лицам в собственность в счет оплаты услуг по производству товаров давальческого сырья датой передачи признается дата подписания акта приема-передачи подакцизных товаров.
  • Датой получения прямогонного бензина признается день его получения организацией, имеющей свидетельство на переработку.
  • Датой получения прямогонного бензина произведенного в результате оказания ему услуг по переработке сырья (материалов) или произведенного в указанной структуре из сырья (материалов) принадлежащего указанному лицу на праве собственности, признается день его оприходования лицом, имеющим свидетельство на переработку прямогонного бензина.
  • При недостаче подакцизных товаров дата их реализации (передачи) определяется как день обнаружения недостачи (кроме естественной убыли в пределах норм).
  • Датой получения денатурированного этилового спирта признается день получения (оприходования) организацией, имеющей свидетельство на производство неспиртосодержащей продукции, денатурированного этилового спирта.
  • При приобретении бензола, параксилола, ортоксилола в собственность, датой их реализации признаётся день его получения лицом, имеющим свидетельство на совершение операций с бензолом, параксилолом или ортоксилолом.
  • При оприходование указанным лицом бензола, параксилола или ортоксилола, произведенных в результате оказания указанному лицу услуг по переработке сырья (материалов) или оприходование в структуре указанного лица бензола, параксилола или ортоксилола, произведенных в указанной структуре из сырья (материалов) принадлежащего указанному лицу на праве собственности датой оприходования признается день его оприходования лицом, имеющим свидетельство на совершение операций с бензолом, параксилолом, ортоксилолом.
  • При приобретении авиационного керосина в собственность по договору с российской организацией, датой его получения признаётся день его получения лицом, включенным в Реестр эксплуатантов гражданской авиации Российской Федерации и имеющим сертификат (свидетельство) эксплуатанта.
  • При приобретении средних дистиллятов в собственность по договору с российской организацией датой получения признается день их получения российской организацией, имеющей свидетельство, предусмотренное статьей 179.5 Налогового Кодекса.
  • Датой реализации средних дистиллятов признается последнее число месяца, в котором собран полный пакет документов, предусмотренных пунктом 23 статьи 201 НК РФ, при реализации на территории Российской Федерации российскими организациями:
    • имеющими лицензию на осуществление погрузочно-разгрузочной деятельности
    • заключившими с организациями, включенными в реестр поставщиков бункерного топлива, договоры, на основании которых используются объекты, посредством которых осуществляется бункеровка (заправка) водных судов
    • иностранным организациям средних дистиллятов, принадлежащих указанным российским организациям на праве собственности и вывезенных за пределы территории Российской Федерации в качестве припасов на водных судах в соответствии с правом Евразийского экономического союза

Формы реестров счетов-фактур, порядок их представления и проставления налоговыми органами отметок утверждены Приказом Минфина РФ от 03.10.2006 N 123н.

Сроки уплаты акциза

При реализации произведенных подакцизных товаров акциз необходимо уплатить в полном объеме не позднее 25-го числа следующего месяца.

Уплата акциза производится не позднее 25-го числа третьего месяца, следующего за истекшим налоговым периодом при реализации подакцизных товаров налогоплательщиками:

  • имеющими свидетельство о регистрации лица, совершающего операции с прямогонным бензином, - при совершении операций с прямогонным бензином;
  • имеющими свидетельство о регистрации лица, совершающего операции с бензолом, параксилолом или ортоксилолом, - при совершении операций с бензолом, параксилолом или ортоксилолом;
  • имеющими свидетельство о регистрации организации, совершающей операции со средними дистиллятами, - при совершении операций со средними дистиллятами;
  • имеющими свидетельство о регистрации организации, совершающей операции с денатурированным этиловым спиртом, - при совершении операций с денатурированным этиловым спиртом;
  • включенными в Реестр эксплуатантов гражданской авиации Российской Федерации и имеющими сертификат (свидетельство) эксплуатанта, - при совершении операций с авиационным керосином.

Уплата акциза производится не позднее 25-го числа шестого месяца, следующего за налоговым периодом, в котором совершены операции, признаваемые объектом налогообложения в соответствии с подпунктами 30 и 31 пункта 1 статьи 182 Налогового кодекса (речь идет о продаже средних дистиллятов российскими организациями иностранным организациям в некоторых случаях).

По общему правилу акциз по подакцизным товарам уплачивается по месту их производства.

Но есть и исключения:

  • при получении (оприходовании) денатурированного этилового спирта он уплачивается по месту оприходования приобретенных в собственность подакцизных товаров;
  • при получении прямогонного бензина и средних дисстилятов акциз уплачивается по месту нахождения налогоплательщика;
  • при получении организациями:
    • включенными в реестр поставщиков бункерного топлива,
    • имеющими лицензию на осуществление погрузочно-разгрузочной деятельности (применительно к опасным грузам на железнодорожном транспорте, внутреннем водном транспорте, в морских портах),
    • заключившими с организациями, включенными в реестр поставщиков бункерного топлива, договоры, на основании которых используются объекты, посредством которых осуществляется бункеровка (заправка) водных судов,
    • иностранным организациям средних дистиллятов, принадлежащих указанным российским организациям на праве собственности и вывезенных за пределы территории Российской Федерации в качестве припасов на водных судах в соответствии с правом Евразийского экономического союза,
    • включенной в реестр поставщиков бункерного топлива, средних дистиллятов, приобретенных в собственность и помещенных под таможенную процедуру экспорта,
    • иностранным организациям, выполняющим работы (оказывающим услуги), связанные с региональным геологическим изучением, геологическим изучением, разведкой и (или) добычей углеводородного сырья на континентальном шельфе Российской Федерации.

Уплата акциза производится по месту нахождения налогоплательщика либо по месту нахождения обособленных подразделений в части осуществляемых ими операций.

Сроки и порядок уплаты акциза при ввозе подакцизных товаров на территорию РФ и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией, устанавливаются с учетом положений таможенного законодательства Таможенного союза и законодательства РФ о таможенном деле.

Производители алкогольной и подакцизной спиртосодержащей продукции освобождаются от уплаты авансового платежа акциза при условии представления банковской гарантии в налоговый орган одновременно с извещением об освобождении от уплаты авансового платежа акциза.

Налоговые органы предъявляют банку-гаранту требование по погашению обеспеченной банковской гарантией денежной суммы в размере авансового платежа акциза в случае неуплаты или неполной уплаты налогоплательщиком суммы акциза.

Налоговая отчетность по акцизам

Налоговые декларации необходимо представлять в налоговые органы по месту своего нахождения (или нахождения обособленных подразделений, в которых налогоплательщики состоят на учете) за налоговый период в срок не позднее 25-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом.

Налогоплательщики, совершающие операции с прямогонным бензином, денатурированным этиловым спиртом, бензолом, параксилолом или ортоксилолом, средними дистиллятами или авиационным керосином представляют декларации не позднее 25-го числа третьего месяца, следующего за отчетным.

Налогоплательщики,

  • включенные в реестр поставщиков бункерного топлива,
  • имеющие лицензию на осуществление погрузочно-разгрузочной деятельности (применительно к опасным грузам на железнодорожном транспорте, внутреннем водном транспорте, в морских портах),
  • заключившие с организациями, включенными в реестр поставщиков бункерного топлива, договоры, на основании которых используются объекты, посредством которых осуществляется бункеровка (заправка) водных судов,
  • иностранные организациям средних дистиллятов, принадлежащих указанным российским организациям на праве собственности и вывезенных за пределы территории Российской Федерации в качестве припасов на водных судах в соответствии с правом Евразийского экономического союза,
  • включенные в реестр поставщиков бункерного топлива, средних дистиллятов, приобретенных в собственность и помещенных под таможенную процедуру экспорта,
  • иностранные организации, выполняющим работы (оказывающим услуги), связанные с региональным геологическим изучением, геологическим изучением, разведкой и (или) добычей углеводородного сырья на континентальном шельфе Российской Федерации

представляют налоговую декларацию в срок не позднее 25-го числа шестого месяца, следующего за налоговым периодом, в котором совершены соответствующие операции.

Форма налоговой декларации по акцизам на подакцизные товары, за исключением табачных изделий, утверждена Приказом ФНС России от 12.01.2016 N ММВ-7-3/1@ .

Форма налоговой декларации по акцизам на табачные изделия утверждена Приказом Минфина России от 14.11.2006 N 146н (ред. от 17.06.2011).

Авансовые платежи по акцизам

Организации, осуществляющие на территории России производство алкогольной продукции (за исключением вин, фруктовых вин, игристых вин, сидра, пуаре, медовухи, пива и напитков, изготавливаемых на основе пива) и подакцизной спиртосодержащей продукции, обязаны уплачивать авансовый платеж акциза.

Организации, осуществляющие производство спиртосодержащей парфюмерно-косметической продукции в металлической аэрозольной упаковке и (или) спиртосодержащей продукции бытовой химии в металлической аэрозольной упаковке, от обязанности по уплате авансового платежа акциза освобождаются.

Аванс - это предварительная уплата акциза по алкоголю или спиртосодержащей продукции до закупки этилового спирта.

Размер авансового платежа акциза определяется исходя из общего объема закупаемого спирта этилового, в том числе спирта-сырца (в литрах безводного спирта), и соответствующей ставки акциза.

Аванс необходимо заплатить до 15 числа каждого месяца исходя из общего объема этилового спирта, закупка или ввоз которого в Российскую Федерацию будет осуществляться в следующем месяце.

При уплате аванса нужно до 18-го числа месяца представить в налоговый орган:

  • копию платежного документа, подтверждающего перечисление аванса в бюджет;
  • копию выписки банка, подтверждающую списание аванса с расчетного счета;
  • извещение об уплате авансового платежа в четырех экземплярах, в том числе один экземпляр в электронной форме.

Эти документы должны храниться 4 года - как у налогоплательщика, так и в налоговом органе.

Если производитель алкогольной продукции освобожден от уплаты аванса, он обязан до 18 числа предоставить в налоговую банковскую гарантию и извещение об этом освобождении.

Обращаем внимание!

Налогоплательщики, среднесписочная численность работников которых за предшествующий календарный год превышает 25 человек, а также вновь созданные организации, численность работников которых превышает указанный предел, представляют налоговые декларации и расчеты только в электронной форме.

Подробнее о сдаче электронной отчетности можно посмотреть

С полным списком федеральных операторов электронного документооборота , действующих на территории определенного региона, можно ознакомиться на официальном сайте Управления ФНС России по субъекту РФ.

Распределение

Зачисляются в бюджет и распределяются акцизы в соответствии с Бюджетным кодексом РФ и Федеральным законом от 19.12.2016 N 415-ФЗ "О федеральном бюджете на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов".

Налоговые вычеты

Согласно статье 200 НК РФ плательщики акцизов вправе уменьшить сумму налога по подакцизным товарам на установленные этой нормой налоговые вычеты. По пункту 2 указанной нормы суммы акциза, уплаченные налогоплательщиком при ввозе на территорию РФ подакцизных товаров, приобретших статус товаров Таможенного союза, в дальнейшем использованных в качестве сырья для производства подакцизных товаров, подлежат вычетам.

При расчете акциза на спиртосодержащую продукцию и алкогольную продукцию (кроме натуральных вин без спирта)налоговые вычеты производятся в пределах суммы акциза, исчисленной по подакцизным товарам, использованным в качестве сырья, произведенным на территории РФ, исходя из объема использованных товаров и ставки акциза, установленной п. 1 ст. 193 НК РФ в отношении этилового и коньячного спиртов, реализуемых организациям, уплачивающим авансовый платеж акциза.

При использования в качестве сырья товаров, ввезенных на территорию РФ, налоговые вычеты производятся в пределах суммы акциза, исчисленной исходя из объема использованных товаров и ставки акциза, установленной п. 1 ст. 193 в отношении этилового и коньячного спиртов, реализуемых организациям, не уплачивающим авансовый платеж акциза.

Для использования налоговых вычетов:

  • акциз должен быть предъявлен плательщику к уплате;
  • уплачен налогоплательщиком;
  • подакцизные товары обязательно должны использоваться в качестве сырья для производства.

По пункту 3 ст 201 НК РФ вычеты производятся в части стоимости соответствующих подакцизных товаров, использованных в качестве основного сырья, фактически включенной в расходы на производство других подакцизных товаров, принимаемые к вычету при исчислении налога на прибыль организаций.

Ранее оставался не урегулированным вопрос - как определять сумму вычета, если товар использовался как сырье одновременно при производстве подакцизных и неподакцизных товаров.

В 2017 году неопределенность устранена - в пункт 2 статьи 200 НК РФ Федеральным законом от 30.11.2016 N 401-ФЗ внесены изменения. Согласно дополнению, при использовании в налоговом периоде приобретенного подакцизного товара для производства одновременно подакцизных и неподакцизных товаров порядок определения суммы вычета должен определить сам налогоплательщик и закрепить его в налоговой учетной политике.

Уточнить порядок можно:

Акцизы: что нового в 2017 году?

В 2017 году:

  • На 3 пункта расширен список подакцизных товаров - согласно изменениям, внесенным в п. 1 статьи 181 НК РФ Федеральным законом от 30.11.2016 N 401-ФЗ, акцизом с 2017 года облагаются электронные системы доставки никотина (электронные сигареты), жидкости для электронных сигарет с содержанием никотина и табак, предназначенный для употребления путем нагревания. Ставки акциза на эти товары составляют: электронные системы доставки никотина - 40 рублей за 1 штуку; жидкости для них - 10 рублей за 1 мл.; табак для потребления путем нагревания - 4 800 рублей за 1 кг.
  • С 1 июля 2017 года изменяются правила освобождения от уплаты акциза при продаже товаров за пределы РФ - появляется альтернатива банковской гарантии, а именно, договор поручительства, который может быть оформлен между налоговым органом и третьим лицом - не обязательно банком. Ранее у экспортеры могли быть освобождены от уплаты акциза только на основе банковской гарантии, а это нововведение расширяет их возможности. Изменения внесены в п. 3 ст. 184 НК РФ - новые правила (возможность использования договора поручительства вместо банковской гарантии) применяются только к налогам, срок уплаты которых наступает после 1 июля 2017 года.
  • Увеличены ставки акциза на:
    • этиловый спирт, реализуемый организациями, не уплачивающими аванс, с 102 до 107 рублей за литр содержащегося этилового спирта;
    • спиртосодержащую продукцию (кроме продукции в аэрозольной упаковке) с 400 до 418 рублей за литр содержащегося этилового спирта;
    • алкоголь с долей этилового спирта свыше 9% (кроме пива и вин) с 500 до 523 рублей за литр содержащегося этилового спирта;
    • алкоголь с долей этилового спирта до 9% (кроме пива и вин) с 400 до 418 рублей за литр содержащегося этилового спирта;
    • вина (кроме вин с защищенным географическим указанием) с 9 до 10 рублей за литр;
    • сидр, пуаре и медовуху с 9 до 10 рублей за литр;
    • игристые вина (кроме вин с защищенным географическим указанием)с 26 до 27 рублей за литр;
    • игристые вина с защищенным географическим указанием с 13 до 14 рублей за литр;
    • пиво с содержанием этилового спирта от 0,5% до 8,6% с 20 до 21 рубля за литр;
    • пиво с содержанием этилового спирта свыше 8,6% с 37 до 39 рублей за литр;
    • табак (кроме сырья для производства) с 2 000 до 2 520 рублей за кг.;
    • сигары со 141 до 171 рубля за 1 штуку;
    • сигариллы, биди, кретек со 2 112 до 2 428 рублей за 1 000 штук;
    • сигареты, папиросы с 1 250 рублей 1 000 штук + 11% от расчетной розничной максимальной цены до 1 562 рублей за 1 000 штук + 14,5% от расчетной розничной максимальной цены;
    • автомобили мощностью от 90 до 150 л.с. с 41 рубля до 43 рублей за 1 л.с.;
    • автомобили мощностью свыше 150 л.с. с 402 до 420 рублей за 1 л.с.;
    • мотоциклы мощностью свыше 150 л.с. с 402 до 420 рублей за 1 л.с.;
    • автомобильный бензин класса 5 с 7 530 до 10 130 рублей за 1 тонну;
    • автомобильный бензин, не соответствующий классу 5, с 10 500 до 13 100 рублей за 1 тонну;
    • дизельное топливо с 4 150 до 6 800 рублей за 1 тонну;
    • прямогонный бензин с 10 500 до 13 100 рублей за 1 тонну;
    • средние дистилляты с 4 150 до 7 800 рублей за 1 тонну.
  • Уменьшены ставки акциза на:
    • моторные масла для двигателей с 6 000 до 5 400 рублей за 1 тонну;
    • бензол, параксилол, ортоксилол и авиационный керосин с 3 000 до 2 800 рублей за 1 тонну.
  • В 2017 году новым п. 9 ст. 194 НК РФ введен повышающий коэффициент T к специфической ставке акциза на сигареты, и (или) папиросы, и (или) сигариллы, и (или) биди, и (или) кретек. Он применяется при реализации этой продукции в сентябре - декабре в объемах, превышающих среднемесячный объем реализации за прошлый календарный год. Это сделано для равномерного поступления акцизов от продажи в течение года, поскольку обычно пик реализации такой продукции приходится на конец налогового периода.
  • В пункт 2 статьи 200 НК РФ Федеральным законом от 30.11.2016 N 401-ФЗ внесены изменения. Согласно дополнению, при использовании в налоговом периоде приобретенного подакцизного товара для производства одновременно подакцизных и неподакцизных товаров порядок определения суммы вычета должен определить сам налогоплательщик и закрепить его в налоговой учетной политике.

    Уточнить порядок можно:

    • при изменении технологии производства;
    • с начала нового налогового периода, но не ранее чем по истечении 24 следующих подряд налоговых периодов.

Обращаем внимание !

При уплате недоимок по всем налогам с 1 октября 2017 года изменяются правила начисления пеней. При длительной просрочке предстоит уплачивать большие суммы пеней - это касается недоимок, возникших после 1 октября 2017 года. Изменения внесены в правила расчета пеней, которые установлены для организаций п. 4 ст. 75 НК РФ.

Если, начиная с указанной даты, просрочить платеж более чем на 30 дней, пени предстоит рассчитывать так:

  • исходя из 1/300 ставки рефинансирования ЦБ РФ, действующей в период с 1-го по 30-й календарные дни (включительно) такой просрочки;
  • исходя из 1/150 ставки рефинансирования ЦБ РФ, актуальной в период начиная с 31-го календарного дня просрочки.

При просрочке в 30 календарных дней и меньше юрлицо заплатит пени исходя из 1/300 ставки рефинансирования ЦБ РФ.

Изменения предусмотрены Федеральным законом от 01.05.2016 N 130-ФЗ.

При уплате недоимок до 1 октября 2017 года количество дней просрочки не имеет значения, ставка в любом случае составит 1/300 ставки рефинансирования ЦБ. Напомним, что с 2016 года ставка рефинансирования равна ключевой ставке.

По итогам 2016 года, объем акцизных сборов на алкоголь, поступающих в бюджет вырос на 56 млрд руб. по сравнению с 2015 годом, говорится в статистике Росалкогольрегулирования. Поступления в бюджет акцизов от пива за 2016 год по сравнению с 2015 годом выросли на 13,9% с 130,2 млрд руб. до 148,3 млрд руб. При этом ставка акциза на пивную продукцию в прошлом году была увеличена по сравнению с 2015 годом с 18 руб. до 20 руб. Общий объем производства пивоваренной продукции (пиво и пивных напитков) сократился на 2%. Рост собираемости акцизного налога по алкоголю, крепостью свыше 9%, также вырос, составив 28% по итогам прошлого года.

Рост собираемости налогов с акцизов при стагнирующем рынке во многом обеспечен борьбой с теневыми схемами и серым рынком, считают в правительстве. «Теневой сектор вносит существенные искажения во все сферы социально-экономической жизни. Это даже не столько вопрос увеличения объема поступлений в бюджеты, сколько обеспечения справедливых условий конкуренции, — в интервью «Газете.Ru» министр финансов . — Конкуренцию должны выигрывать наиболее эффективные игроки, а не те, кто нашел лучший способ уклониться от уплаты налогов. Только в этом случае можно ожидать динамичного роста производительности и инвестиций».

В 2016 году с внедрением системы ЕГАИС и усилением мер административного характера рост поступлений акцизов по крепкому алкоголю достиг 28,4% — при том, что существенного роста потребления крепкого алкоголя не наблюдалось, отмечал в интервью глава .

Текущая версия федерального закона о государственном регулировании производства и алкогольной и спиртосодержащей продукции предполагает обязательное подключение к единой государственной системе учета (ЕГАИС) для всех производителей и импортеров алкогольной продукции, пива и пивных напитков. При этом в отличие от крепких напитков пивная розница обязана фиксировать в ЕГАИС только приход продукции, но не факт розничной продажи конкретному покупателю.

Несмотря на очевидные послабления по сравнению с производителями крепкого алкоголя, пивовары внедрение ЕГАИС недовольны и требуют отмены системы для их бизнеса. Более того, по их мнению именно из-за ЕГАИС в прошлом году произошло снижение объемов производства. Однако эксперты объясняют снижение объемов выпуска рыночными факторами.

Тренд прошлых лет на снижение объема производства «неизбежно продолжится», чему есть две причины — демография и экономический кризис, заявил «Газете.Ru» директор Центра исследований федерального и региональных рынков алкоголя (ЦИФРРА) . «Группа потенциальных потребителей пива, то есть людей в возрасте от 18 до 55 лет, из-за демографической ямы за последние годы сократилась минимум на восемь миллионов человек. Не исключаю, что само потребление пива людьми этого возраста не изменилось, просто самих потребителей стало меньше», — говорит он.

Однако в правительстве инициативы представителей пока не находят поддержки среди профильных ведомств. Более того, в рамках рабочей группы по повышению эффективности государственного регулирования и конкуренции на алкогольном рынке под председательством заместителя министра экономического развития , уже не раз звучала мысль о том, что на производство и оборот пивоваренной продукции ЕГАИС должна распространяться также как и на любой другой алкоголь. Дело в том, что в ходе контрольных мероприятий среди производителей и продавцов пива выявляется все больше нарушений.

Согласно имеющимся данным, за третий квартал 2016 года не сдали декларации об объеме розничной продажи пива, пивных напитков, сидра, пуаре и медовухи 38,2 тыс. юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. Таким образом, около 32% (38 тыс. из 117 тыс.) продавцов пива пивных напитков, сидра, пуаре и медовухи не отчитывались о продукции.



Понравилась статья? Поделиться с друзьями: