Готовимся к олимпиаде по обществознанию консультация по обществознанию на тему. Готовимся к олимпиаде по обществознанию консультация по обществознанию на тему Прочитай образные определения общества данные мыслителями

⁠Вопрос 1. Найди определения слов «личность» и «общество» в двух-трёх словарях. Сравни их. Если есть различия в определении одного и того же слова, попробуй их объяснить.

Личность - это человек как общественное и природное существо, наделенное сознанием, речью, творческими возможностями.

Личность – это человек как субъект социальных отношений и сознательной деятельности.

Общество – Совокупность людей, объединённых способом производства материальных благ на определённой ступени исторического развития, определёнными производственными отношениями.

Общество – Круг людей, объединённых общностью положения, происхождения, интересов и т. п.

Вопрос 3. Прочитай образные определения общества, данные мыслителями разных времён и народов: «Общество - не что иное, как результат механического равновесия грубых сил», «Общество - свод из камней, который обрушился бы, если бы один не поддерживал другого», «Общество - это коромысло весов, которое не может приподнимать одних, не понижая других». Какое из этих определений ближе всего к характеристике общества, изложенной в данной главе? Свой выбор аргументируй.

«Общество - свод из камней, который обрушился бы, если бы один не поддерживал другого». Потому что общество в широком смысле - форма объединения людей, обладающих общими интересами, ценностями и целями.

Вопрос 4. Составьте по возможности полный список различных человеческих качеств (таблицу из двух колонок: «Положительные качества», «Отрицательные качества»). Обсудите его в классе.

ПОЛОЖИТЕЛЬНЫЕ:

  1. скромный
  2. умный
  3. честный
  4. откровенный
  5. искренний
  6. уверенный в себе
  7. решительный
  8. целеустремлённый
  9. собранный
  10. смелый, храбрый
  11. уравновешенный
  12. спокойный, хладнокровный
  13. добрый
  14. отходчивый
  15. щедрый, великодушный
  16. находчивый, сообразительный
  17. благоразумный, рассудительный
  18. здравый, здравомыслящий
  19. уступчивый, сговорчивый
  20. трудолюбивый
  21. кроткий, мягкий
  22. заботливый, внимательный к другим
  23. сочувствующий
  24. вежливый
  25. бескорыстный
  26. милосердный, сострадательный
  27. остроумный
  28. весёлый
  29. жизнерадостный, бодрый
  30. серьёзный

ОТРИЦАТЕЛЬНЫЕ:

  1. самодовольный, тщеславный
  2. глупый
  3. нечестный
  4. лживый, подлый
  5. хитрый, коварный
  6. неискренний
  7. неуверенный в себе,
  8. нерешительный
  9. рассеянный
  10. трусливый, малодушный
  11. вспыльчивый
  12. неуравновешенный
  13. злобный, жестокий
  14. злопамятный
  15. жадный
  16. скупой
  17. несообразительный, тупой
  18. неблагоразумный, безрассудный
  19. упрямый
  20. ленивый
  21. жесткий
  22. жестокий
  23. эгоистичный
  24. равнодушный, безучастный
  25. грубый, невежливый
  26. корыстолюбивый
  27. безжалостный, беспощадный
  28. cкучный, мрачный, угрюмый, хмурый

Вопрос 5. Л. Н. Толстой писал: «В безнравственном обществе все изобретения, увеличивающие власть человека над природою, - не только не блага, но несомненное и очевидное зло».

Как ты понимаешь слова «безнравственное общество»? Если учесть, что приведённая мысль была высказана более 100 лет тому назад, подтвердилась ли она в развитии общества за прошедший век? Свой ответ аргументируй, привлекая конкретные примеры.

Безнравственность – качество личности, игнорирующей нравственные законы в своей жизнедеятельности. Это качество, которое характеризуется склонностью к выполнению правил и норм отношений, обратных, прямо противоположных принятым человечеством, человеком в вере, в конкретном обществе. Безнравственность – это зло, обман, воровство, безделье, тунеядство, разврат, сквернословие, распутство, пьянство, бессовестность, своеволие и др. Безнравственность – это состояние прежде всего душевного разврата, а затем и физического, это всегда бездуховность. Малейшие проявления безнравственности у детей должны вызывать потребность у взрослых улучшить среду воспитания и воспитательную работу с ними. Безнравственность взрослого человека чревата последствиями для всего общества.

Примеры различных типов заданий, предлагаемых для применения на школьном и муниципальном этапах олимпиады

Задания с рядами

1. По какому принципу образованы ряды? Назовите понятие, общее для приведенных ниже терминов, объединяющее их.

1. Обычай, прецедент, закон.

2. Эпос, былины, предания, сказки.

3. Осуждение, бойкот, похвальная грамота, почетное звание.

Ответ: 1. Источники права. 2. Формы народной культуры. 3. Социальные санкции.

Заполните пропуск в ряду.

1. Производство, ………, распределение, потребление.

2. Буржуазия, класс; кшатрии, каста; дворянство, ……

3. Преступления небольшой тяжести, до двух лет лишения свободы, преступления средней тяжести, …………, тяжкие преступления, не более 10 лет, особо тяжкие, более 10 лет.

Ответ: 1. Обмен. 2. Сословие. 3. Не более пяти лет.

3. Что является лишним в ряду? Лишнее слово подчеркните и объясните, почему вы так решили.

1. Республика, монархия, федерация.

2. Христианство, индуизм, ислам, буддизм.

3. Административное право, гражданское право, семейное право.

Ответ:

1. Федерация, так как остальное – формы правления. 2. Индуизм, так как остальные термины – мировые религии. 3. Административное право, так как все остальное – отрасли частного права.

Заполните пропуск в ряду.

1. А.Смит, «Исследование о природе и причинах богатства народов»; К.Маркс,

«Капитал»; ……………………….., «Общая теория занятости, процента и денег».

2. Н.Макиавелли, «Государь», ………………………………………, «Два трактата о

государственном правлении», Ж.Ж.Руссо, «Об общественном договоре».

3. Законодательная инициатива, принятие закона Государственной думой РФ, ……...

………………………………………………………………………….……. , подписание

4. Математика – ……………………….. – физика – химия – биология – социология.

5. Прямой умысел, косвенный умысел, ……………………………………. .

Ответ: 1. Дж.М.Кейнс. 2. Д. Локк. 3. Одобрение Советом Федерации РФ. 4. Астрономия. 5. Неосторожность.

Выбор из перечня

Найдите в приведенном перечне категории населения, которые включаются в численность рабочей силы и обведите цифры, под которыми они указаны, в кружок.

1. Домохозяйки

2.Частично занятые на производстве.

3. Не имеющие работы, но активно ее ищущие.

4. Отбывающие срок заключения в тюрьмах.

5. Работающие по гибкому графику.

6. Работающие по вахтовому методу.

7. Студенты дневного обучения.

Ответ: 2, 3, 5, 6.

Прочитайте определения известных вам из курса обществознания понятий, принадлежащие мыслителям, ученым, политикам, и запишите эти понятия.

1. «Наставница всех добродетелей», «высшее утешение измученных душ», «провозвестница истинного света» (Боэций).

2. «Не столько способ правления, сколько способ ограничить правительство» (Р.Рейган).

3. «Институт или механизм, который сводит вместе покупателей и продавцов конкретного товара или услуги» (К.Макконнелл, С.Брю).

Ответ: 1. Философия. 2. Демократия. 3. Рынок.

Определение правильности или ошибочности утверждений

«Да» или «нет»? Если вы согласны с утверждением, напишите «Да», если не согласны – «Нет».

2. Поскольку средства массовой коммуникации ориентируются на запросы и уровень аудитории, они не участвуют в формировании массовых потребностей и стереотипов.

3. Характерная черта демократического режима – конституционное закрепление какой-либо идеологии в качестве государственной.

4. Образ своего «я» формируется у человека в процессе социального взаимодействия.

5. Акционеры, не отвечая по обязательствам акционерного общества, не несут никаких убытков, связанных с его деятельностью.

6. Государство не является единственным носителем политической власти.

7. Вопросы приобретения гражданства регулируются нормами гражданского права РФ.

8. Демократия возможна только при республиканской форме правления; в этом проявляется целостность политической системы.

9. К социальным нормам относятся лишь те предписания, которые закреплены в законах, что обеспечивает общеобязательность их предписаний.

10. Членораздельная речь предшествовала появлению у человека сознания и стала его предпосылкой.

Ответ:

1. Нет. 2. Нет. 3. Нет. 4. Да. 5. Нет. 6. Нет. 7. Нет. 8. Нет. 9. Нет. 10. Нет.

Соответствие имени ученого и высказанных им идей

В понятиях, категориях, идеях, существующих в науках об обществе и человеке, немало таких, которые прочно связаны с именем мыслителя или ученого, их обосновавших или предложивших. Приведите в соответствие понятия, категории, идеи и имена мыслителей, ученых. Обратите внимание: имен мыслителей больше, чем понятий.

Ответ:

Г А В Д

Практические задания на знания содержательных модулей курса

Проанализируйте с точки зрения трудового законодательства данную ситуацию .

Продавец Иванов перешел из государственного магазина на работу в частное торговое предприятие. Через 11 месяцев летом Иванов попросил предоставить ему очередной отпуск, на что владелец магазина сказал: «Сейчас самая горячая работа. Так что в отпуск пойдешь осенью». На попытку Иванова сослаться на трудовое право ответил: «Это в государственном магазине ты мог «качать права», а здесь я хозяин, и для тебя мое решение – закон»

……………………………………………………………………………………………………

Ответ: Позиция владельца магазина противоречит нормам трудового права, которые регулируют трудовые правоотношения работников предприятий, учреждений и организаций независимо от их организационно-правовой формы собственности.

Работа со схемами

1. Составьте схему, используя все предложенные понятия и термины. В схеме отразите их соотношение. В схему запишите только порядковые номера понятий и терминов .

1. Виновность. 2. Деяние. 3. Противоправность. 4. Умысел. 5. Бездействие. 6. Правонарушение. 7. Неосторожность. 8. Действие. 9. Признаки. 10 Общественная опасность.

Ответ:


2. Нарисуйте схему, которая отражает принципы взаимодействия государства, права и личности в демократическом правовом государстве. Используйте три термина: «государство», «право», «личность».

Ответ:

Задания с иллюстративным рядом

Перед вами портреты (в данных материалах не представлены) мыслителей и ученых, внесших вклад в развитие наук об обществе и человеке. Они объединены в две группы.

1. Подпишите иллюстрации, указав, кто изображен на них.

2. Объясните, какой критерий, значимый с точки зрения истории науки, положен в основу группировки в каждом случае.

Вариант № 598891

При выполнении заданий с кратким ответом впишите в поле для ответа цифру, которая соответствует номеру правильного ответа, или число, слово, последовательность букв (слов) или цифр. Ответ следует записывать без пробелов и каких-либо дополнительных символов. Дробную часть отделяйте от целой десятичной запятой. Единицы измерений писать не нужно. Ответами к заданиям 1-20 являются цифра, или последовательность цифр, или слово (словосочетание). Записывайте ответы без пробелов, запятых и других дополнительных символов. Выполняя задание 29, вы можете проявить свои знания и умения на том содержании, которое для вас более привлекательно. С этой целью выберите только одно из предложенных высказываний (29.1-29.5).


Если вариант задан учителем, вы можете вписать или загрузить в систему ответы к заданиям с развернутым ответом. Учитель увидит результаты выполнения заданий с кратким ответом и сможет оценить загруженные ответы к заданиям с развернутым ответом. Выставленные учителем баллы отобразятся в вашей статистике.


Версия для печати и копирования в MS Word

Ха-рак-тер-ной чер­той на­уч­но­го ми­ро­воз­зре­ния яв-ля-ет-ся

1) пер­со­ни­фи­ка­ция при­род­ных яв-ле-ний

2) при­ня­тие важ­ней­ших истин на веру

3) кри­ти­че­ское вос­при­я­тие яв­ле­ний дей-стви-тель-но-сти

4) опора на по­все­днев­ный опыт

Ответ:

Суб-куль-ту-рой при­ня­то на-зы-вать

1) тра­ди­ци­он­ные куль­тур­ные цен-но-сти

2) от­ри­ца­ние важ­ней­ших куль­тур­ных цен-но-стей

3) куль­ту­ру какой-либо со­ци­аль­ной или де­мо­гра­фи­че­ской груп-пы

4) но­ва­тор­ство в об­ла­сти ху­до­же­ствен­но­го твор-че-ства

Ответ:

За по­след­ние не­сколь­ко лет Бол­га­рия столк­ну­лась с рез­ким со­кра­ще­ни­ем чис­лен­но­сти граж­дан тру­до­спо­соб­но­го воз-рас-та, обу­слов­лен­ным ста­ре­ни­ем на-се-ле-ния. Про­яв­ле­ни­ем какой гло­баль­ной про­бле­мы яв­ля­ет­ся дан­ный факт?

1) эко-ло-ги-че-ской

2) про-до-воль-ствен-ной

3) де-мо-гра-фи-че-ской

4) про­бле­мы Север - Юг

Ответ:

Верны ли сле­ду­ю­щие суж­де­ния об об­ще­ствен­ном про-грес-се?

А. Со­дер­жа­ни­ем об­ще­ствен­но­го про­грес­са яв­ля­ет­ся не­об­хо­ди­мость удо­вле­тво­ре­ния че­ло­ве­че­ством воз­рас­та­ю­щих по-треб-но-стей.

Б. Про­гресс в одних сфе­рах жизни об­ще­ства все­гда со­про­вож­да­ет­ся ре­грес­сив­ны­ми из­ме­не­ни­я­ми в дру-гих.

1) верно толь­ко А

2) верно толь­ко Б

3) верны оба суж-де-ния

4) оба суж­де­ния не-вер-ны

Ответ:

Что из пе­ре­чис­лен­но­го от­но­сит­ся к ин­тен­сив­ным фак­то­рам эко­но­ми­че­ско­го роста?

1) уве­ли­че­ние объёма ис­поль­зу­е­мых ре-сур-сов

2) уве­ли­че­ние про­дол­жи­тель­но­сти ра­бо­че­го дня

3) рас­ши­ре­ние по­сев­ных пло-ща-дей

4) при­ме­не­ние энер­го­сбе­ре­га­ю­щих тех-но-ло-гий

Ответ:

Что из пе­ре­чис­лен­но­го от­но­сит­ся к по­сто­ян­ным за­тра­там фирмы?

1) за­тра­ты на сырьё

2) опла­та по-треблённой элек-тро-энер-гии

3) амор­ти­за­ци­он­ные от-чис-ле-ния

4) опла­та труда ра-бо-чих

Ответ:

К внут­рен­ним ис­точ­ни­кам фи­нан­си­ро­ва­ния биз­не­са от­но­сит­ся (-ятся)

1) при­быль фирмы

2) бан­ков­ские кре-ди-ты

3) го­су­дар­ствен­ные фонды

4) раз­ме­ще­ние цен­ных бумаг фирмы на фон­до­вом рынке

Ответ:

Верны ли сле­ду­ю­щие суж­де­ния о струк­тур­ной без-ра-бо-ти-це?

А. На­ли­чие в стра­не струк­тур­ной без­ра­бо­ти­цы сви­де­тель­ству­ет о вступ­ле­нии на­ци­о­наль­ной эко­но­ми­ки в ста­дию ре-цес-сии.

Б. Струк­тур­ная без­ра­бо­ти­ца обу­слав­ли­ва­ет­ся лик­ви­да­ци­ей уста­рев­ших от­рас­лей и про-фес-сий.

1) верно толь­ко А

2) верно толь­ко Б

3) верны оба суж-де-ния

4) оба суж­де­ния не-вер-ны

Ответ:

Как мо-раль-ные, так и пра­во­вые нормы

1) под­дер­жи­ва­ют­ся си­ла­ми об­ще­ствен­но­го мне-ния

2) носят фор­маль­но опре-делённый ха-рак-тер

3) со­зда­ют­ся в ходе об-ще-ствен-но-ис-то-ри-че-ско-го раз-ви-тия

4) носят обя­за­тель­ный ха­рак­тер для всех без ис­клю­че­ния чле­нов об-ще-ства

Ответ:

В стра­не Z про­во­ди­лось со­цио­ло­ги­че­ское ис-сле-до-ва-ние, в ходе ко­то­ро­го ре-спон-ден-там, про­жи­ва­ю­щим в населённых пунк­тах раз­но­го типа, за­да­вал­ся во-прос: «Как часто за по­след­ние 10 лет вы ме­ня­ли место жи-тель-ства»?

Ре-зуль-та-ты опро­са пред­став­ле­ны в таб­ли­це в про­цен­том со­от­но­ше­нии от числа от-ве-чав-ших.

Ко-ли-че-ство

жи-те-лей

Ни разу 1 раз 2 раза и более
менее 10 тысяч 90 9 1
10–100 тысяч 84 12 4
100–500 тысяч 75 21 6
более 500 тысяч 67 22 11

Какой вывод можно сде­лать на ос­но­ве дан­ных этой таб-ли-цы?

1) Менее по­ло­ви­ны жи­те­лей населённых пунк­тов с чис­лен­но­стью более 10 тысяч че­ло­век за по­след­ние 10 лет не ме­ня­ло место про-жи-ва-ния.

2) Около трети жи­те­лей населённых пунк­тов с чис­лен­но­стью более 500 тысяч че­ло­век за по­след­ние 10 лет ме­ня­ли место про-жи-ва-ния.

3) Более трети жи­те­лей населённых пунк­тов с чис­лен­но­стью 10–100 тысяч че­ло­век ме­ня­ли место жи­тель­ства хотя бы 1 раз за по­след­ние 10 лет.

4) Пятая часть жи­те­лей населённых пунк­тов с чис­лен­но­стью 100–500 че­ло­век ме­ня­ла за после 10 лет место жи­тель­ства 2 и более раз.

Ответ:

Верны ли сле­ду­ю­щие суж­де­ния о се­мьях де­мо­кра­ти­че­ско­го типа?

А. Среди семей де­мо­кра­ти­че­ско­го типа пре­об­ла­да­ют мно­го­по­ко­лен­ные семьи.

Б. В семье де­мо­кра­ти­че­ско­го типа вос­пи­та­ни­ем детей за­ни­ма­ют­ся оба су-пру-га.

1) верно толь­ко А

2) верно толь­ко Б

3) верны оба суж-де-ния

4) оба суж­де­ния не-вер-ны

Ответ:

В сов­мест­ном ве­де­нии фе­де­раль­но­го цен­тра и субъ­ек­та РФ на-хо-дит-ся

1) при-ро-до-поль-зо-ва-ние; охра­на окру­жа­ю­щей среды

2) ме­тео­ро­ло­ги­че­ская служ-ба, стан-дар-ты, эта-ло-ны, мет­ри­че­ская си­сте­ма и ис­чис­ле­ние вре-ме-ни

3) внеш­няя по­ли­ти­ка и меж­ду­на­род­ные от-но-ше-ния

4) ре­гу­ли­ро­ва­ние и за­щи­та прав и сво­бод че­ло­ве­ка и граж-да-ни-на

Ответ:

По идео­ло­ги­че­ско­му прин­ци­пу при­ня­то вы­де­лять пар-тии

1) ре-во-лю-ци-он-ные, ре-фор-мист-ские

2) со-ци-а-ли-сти-че-ские, ли-бе-раль-ные

3) пра-вя-щие, оп-по-зи-ци-он-ные

4) кад-ро-вые, мас-со-вые

Ответ:

В стра­не Z про­изо­шли рез­кие по­ли­ти­че­ские из-ме-не-ния. Какая до­пол­ни­тель­ная ин­фор­ма­ция поз­во­лит су-дить, что в стра­не Z про­ис­хо­дит пе­ре­ход к де­мо­кра­ти­че­ско­му по­ли­ти­че­ско­му ре-жи-му?

1) Про­ис­хо­дит сра­щи­ва­ние ис­пол­ни­тель­ной и су­деб­ной вла-сти.

2) При­ня­та новая Кон-сти-ту-ция.

3) Cнижен пен­си­он­ный воз-раст.

4) Вве­де­на про­це­ду­ра от­че­та пра­ви­тель­ства перед пар-ла-мен-том.

Ответ:

Верны ли сле­ду­ю­щие суж­де­ния о по­ли­ти­че­ских пар-ти-ях?

А. За­ре­ги­стри­ро­ван­ные по­ли­ти­че­ские пар­тии по­лу­ча­ют фи­нан­си­ро­ва­ние из го­су­дар­ствен­но­го бюд-же-та.

Б. По­ли­ти­че­ские пар­тии вы­пол­ня­ют функ­цию по­ли­ти­че­ской со­ци­а­ли­за­ции граж-дан.

1) верно толь­ко А

2) верно толь­ко Б

3) верны оба суж-де-ния

4) оба суж­де­ния не-вер-ны

Ответ:

К пол­но­мо­чи­ям Ге­не­раль­ной про­ку­ра­ту­ры Рос­сий­ской Фе­де­ра­ции от-но-сят-ся

1) на­зна­че­ние ре-фе-рен-ду-ма

2) над­зор за со­блю­де­ни­ем Кон­сти­ту­ции Рос­сий­ской Фе-де-ра-ции

3) управ­ле­ние фе­де­раль­ной соб-ствен-но-стью

4) от­прав­ле­ние пра-во-су-дия

Ответ:

К внеш­ним функ­ци­ям го­су­дар­ства от-но-сит-ся

1) ре­гу­ли­ро­ва­ние об­ще­ствен­ных от-но-ше-ний

2) борь­ба с не­га­тив­ны­ми внеш­ни­ми эф­фек­та­ми эко­но­ми­че­ской де-я-тель-но-сти

3) под­дер­жа­ние об­ще­ствен­но­го по-ряд-ка

4) охра­на го­су­дар­ствен­ных гра-ниц

Ответ:

С 1 ян­ва­ря 2013 года в стра­не Z всту­пил в силу закон о по­ли­ти­че­ских пар-ти-ях. Какую под­си­сте­му по­ли­ти­че­ской си­сте­мы ха­рак­те­ри­зу­ет дан­ный факт?

1) нор-ма-тив-ную

2) куль-тур-но-идео-ло-ги-че-скую

3) ком-му-ни-ка-тив-ную

4) функ-ци-о-наль-ную

Ответ:

Верны ли сле­ду­ю­щие суж­де­ния о граж­дан­ском об-ще-стве?

А. В усло­ви­ях граж­дан­ско­го об­ще­ства дей­ству­ет боль­шое ко­ли­че­ство са­мо­де­я­тель­ных ор-га-ни-за-ций, за­щи­ща­ю­щих част­ные ин­те­ре­сы людей.

Б. На­ли­чие граж­дан­ско­го об­ще­ства яв­ля­ет­ся зна­чи­мым усло­ви­ем функ­ци­о­ни­ро­ва­ния де­мо­кра­ти­че­ско­го по­ли­ти­че­ско­го ре-жи-ма.

1) верно толь­ко А

2) верно толь­ко Б

3) верны оба суж-де-ния

4) оба суж­де­ния не-вер-ны

Ответ:

За-пи-ши-те слово, про­пу­щен­ное в схеме.

Ответ:

Ниже при-ведён ряд тер-ми-нов. Все они, за ис­клю­че­ни­ем двух, ха­рак­те­ри­зу­ют со­ци­аль­ную стра-ти-фи-ка-цию.

Най-ди-те два тер-ми-на, «вы-па-да-ю-щих» из об­ще­го ряда, и за­пи­ши­те в таб­ли­цу цифры, под ко­то­ры­ми они ука-за-ны.

Ответ:

Уста-но-ви-те со­от­вет­ствие между ти­па­ми из­би­ра­тель­ных си­стем и их ха-рак-те-ри-сти-ка-ми: к каж­дой по-зи-ции, дан­ной в пер­вом столб-це, под­бе­ри­те со­от­вет­ству­ю­щую по­зи­цию из вто­ро­го столб-ца.

За-пи-ши-те в таб­ли­цу вы­бран­ные цифры под со­от­вет­ству­ю­щи­ми бук-ва-ми.

За-пи-ши-те в ответ цифры, рас­по­ло­жив их в по-ряд-ке, со­от­вет­ству­ю­щем бук-вам:

А Б В Г Д

Ответ:

Най-ди-те в при-ведённом ниже спис­ке при-ме-ры, ил­лю­стри­ру­ю­щие ин­сти­ту­ци­о­наль­ную под­си­сте­му по­ли­ти­че­ской си­сте­мы об-ще-ства. За­пи­ши­те цифры, под ко­то­ры­ми они ука-за-ны.

1) по­ли­ти­че­ские права и сво-бо-ды

2) по­ли­ти­че­ские пар-тии

3) по­ли­ти­че­ская идео-ло-гия

4) сред­ства мас­со­вой ин-фор-ма-ции

5) го-су-дар-ство

6) по­ли­ти­че­ские нормы и тра-ди-ции

Ответ:

Про-чи-тай-те при-ведённый ниже текст, каж­дое по­ло­же­ние ко­то­ро­го обо­зна­че­но опре-делённой бук-вой.

(А) В стра­не Z в про­из­вод­ство внед­ря­ют­ся наукоёмкие тех-но-ло-гии. (Б) Это не­опро­вер­жи­мо сви­де­тель­ству­ет о фор­ми­ро­ва­нии ин­фор­ма­ци­он­но­го об­ще­ства в стра­не Z. (В) Учёные счи-та-ют, что в ин­фор­ма­ци­он­ном об­ще­стве про­цесс ком­пью­те­ри­за­ции даст людям до­ступ к ин­фор­ма­ци­он­ным тех-но-ло-ги-ям, обес­пе­чит ав­то­ма­ти­за­цию об­ра­бот­ки ин­фор­ма­ции в про­из­вод­ствен­ной и со­ци­аль­ной сфе-рах. (Г) Ин­фор­ма­ци­он­ная тех-но-ло-гия - про-цесс, ис­поль­зу­ю­щий со­во­куп­ность средств и ме­то­дов сбора, об­ра­бот­ки и пе­ре­да­чи дан­ных для по­лу­че­ния ин­фор­ма­ции но­во­го ка­че­ства о со­сто­я­нии объ-ек-та, про­цес­са или яв-ле-ния. (Д) Это поз­во­лит в бу­ду­щем из­ба­вить людей от ру­тин­ной ра-бо-ты, осво­бо­дить им время для удо­вле­тво­ре­ния ду­хов­ных по-треб-но-стей.

Опре-де-ли-те, какие по­ло­же­ния тек­ста имеют

1) фак­ти­че­ский ха-рак-тер

2) ха­рак­тер оце­ноч­ных суж-де-ний

3) ха­рак­тер тео­ре­ти­че­ских утвер-жде-ний

За-пи-ши-те в таб­ли­цу под бук-вой, обо­зна­ча­ю­щей по-ло-же-ние, цифру, вы­ра­жа­ю­щую его ха-рак-тер.

A Б В Г Д

Ответ:

Про-чи-тай-те при-ведённый ниже текст, в ко­то­ром про­пу­щен ряд слов. Вы­бе­ри­те из пред­ла­га­е­мо­го спис­ка слова, ко­то­рые не­об­хо­ди­мо вста­вить на место про-пус-ков.

«В ин­ду­стри­аль­ном об­ще­стве семья пе­ре­ста­ла вы­пол­нять _______ (А) функ-цию. В ре­зуль­та­те от­па­ла не­об­хо­ди­мость жёстко-го _______ (Б) се­мей­ных от-но-ше-ний. Мно­гие тра­ди­ции и обы-чаи, под­дер­жи­ва­ю­щие жёсткую се­мей­ную кон­струк­цию и име­ю­щие _______ (В) обос-но-ва-ние, пе­ре­ста­ли быть не-об-хо-ди-мы.

По-лу-чи-ла рас-про-стра-не-ние_______ (Г) семья, т.е. семья, со­сто­я­щая толь­ко из су­пру­гов и их детей. Сле­ду­ет от-ме-тить, что пе­ре­ход к такой семье мно­ги­ми вос­при­ни­мал­ся как ка-та-стро-фа, как отход от _______ (Д) и па­де­ние нра-вов. В дей­стви­тель­но­сти се­мей­ные нравы как раз улуч-ши-лись: к при-ме-ру, фи­зи­че­ское воз­дей­ствие на жён и детей, счи­тав­ше­е­ся нор­маль­ным в тра­ди­ци­он­ной семье, стало ухо­дить в про-шлое.

В _______ (Е) об­ще­стве дети были нужны пре­жде всего как ра­бо­чие руки в хо-зяй-стве. В ин­ду­стри­аль­ном об-ще-стве, на-про-тив, дети не толь­ко не спо­соб­ство­ва­ли уве­ли­че­нию се­мей­но­го до-хо-да, но стали тре­бо­вать до­пол­ни­тель­ных средств на дли­тель­ное обу-че-ние.»

Слова в спис­ке даны в име­ни­тель­ном па-де-же. Каж­дое слово (сло-во-со-че-та-ние) может быть ис­поль­зо­ва­но толь­ко один раз. Вы­би­рай­те по­сле­до­ва­тель­но одно слово за дру-гим, мыс­лен­но за­пол­няя каж­дый про-пуск. Об­ра­ти­те вни­ма­ние на то, что в спис­ке слов боль-ше, чем вам по­тре­бу­ет­ся для за­пол­не­ния про-пус-ков.

Спи-сок тер-ми-нов:

В дан­ной ниже таб­ли­це при­ве­де­ны буквы, обо­зна­ча­ю­щие про­пу­щен­ные слова. За­пи­ши­те в таб­ли­цу под каж­дой бук­вой номер вы­бран­но­го Вами слова.

A Б В Г Д Е

Ответ:

Ху-до-же-ствен-ное про­из­ве­де­ние ав­то­ра N стало пред­ме­том раз­бо­ра в ли­те­ра­тур­ном жур-на-ле. Вы­бе­ри­те из при-ведённого ниже спис­ка ха-рак-те-ри-сти-ки, сви­де­тель­ству­ю­щие о том, что это ху­до­же­ствен­ное про­из­ве­де­ние от­но­сит­ся к эли­тар­ной куль-ту-ре, и за­пи­ши­те цифры, под ко­то­ры­ми они ука-за-ны.

1) Про­из­ве­де­ние слож­но по сво­е­му со-дер-жа-нию.

2) Про­из­ве­де­ние со­зда­но из­вест­ным пи-са-те-лем.

3) Про­из­ве­де­ние тре­бу­ет зна­ком­ства с со­вре­мен­ны­ми фи­ло­соф­ски­ми кон-цеп-ци-я-ми.

4) Ху­до­же­ствен­ные приёмы, ис­поль­зу­е­мые ав-то-ром, вы­зы­ва­ют не­по­ни­ма­ние мно­гих чи-та-те-лей.

5) Среди чи­та­те­лей про­из­ве­де­ния люди раз­ных воз­рас­тов и уров­ней об-ра-зо-ва-ния.

6) Про­из­ве­де­ние со­зда­ва­лось с расчётом на ком­мер­че­ский успех.

Ответ:

Най-ди-те по-ня-тие, ко­то­рое яв­ля­ет­ся обоб­ща­ю­щим для всех осталь­ных по­ня­тий пред­став­лен­но­го ниже ряда, и за­пи­ши­те цифру, под ко­то­рой оно ука-за-но.

Ответ:

При-ве-ди-те три со­дер­жа­щих­ся в тек­сте опре­де­ле­ния по­ня­тия «об-ще-ство» в узком смыс­ле и три опре­де­ле­ния по­ня­тия «об-ще-ство» в ши­ро­ком смыс-ле.


(по В.В. Миронову )

На ос­но­ва­нии тек­ста рас­крой­те ав­тор­ское по­ни­ма­ние про­блем со­ци­аль­ной фи­ло­со­фии как науки. При­ве­ди­те три по-ло-же-ния.


Прочитайте текст и выполните задания 21-24.

В современной лексике обществами могут называть и национально-государственные образования, существующие на политической карте мира, и добровольные объединения людей по профессиям и интересам (Общество филателистов, Общество спасения на водах и т. д.). Об обществе говорят тогда, когда имеют в виду социальное окружение человека, круг его общения (предостерегая от попадания в «дурное общество»).

Что же именуют обществом учёные, стремящиеся понять сущность общественной жизни, условия и механизмы её существования?

Каждому из нас приходилось сталкиваться с антитезой «общество - природа», которая служит средством классификации явлений по их принадлежности к различным формам существования, уровням организации окружающего и охватывающего нас мира. Мы знаем, к примеру, что планетарная система или сила тяготения принадлежат к миру природных реалий, в то время как гидростанции, симфоническая музыка или совесть принадлежат обществу, представляют собой общественные явления, отсутствующие в царстве природы. В таком наиболее широком понимании термин «общество» представляет собой системную совокупность свойств и признаков, присущих явлениям и коллективной, и индивидуальной жизни людей, благодаря которым они включаются в особый мир, выделенный из природы и от природы отличный.

В таком своём значении термин «общество» совпадает с понятиями «надорганический мир», «социокультурная реальность», «социальная форма движения материи», «социум» и пр., с помощью которых разные научные школы передают специфику неприродных реалий нашего мира.

Соответственно большинство философов и социологов критически относятся к попыткам учёных-естественников - прежде всего биологов - универсализировать понятие «общество», распространить его на природу, рассматривая общество как «коллективность вообще» и называя им пчелиные ульи, муравейники или волчьи стаи. Напротив, общество рассматривается как сугубо специфичный по своим законам мир людей и созданных ими культурных артефактов - порождений человека, которых нет в нерукотворной природе.

И так, в самом широком из своих смыслов термин «общество» обозначает социальность вообще, выступающую как антитеза природы и природного.

(по В.В. Миронову )

Решения заданий с развернутым ответом не проверяются автоматически.
На следующей странице вам будет предложено проверить их самостоятельно.

Ис-поль-зу-ют ли, по мне­нию ав-то-ра, учёные-об-ще-ство-ве-ды по­ня­тие «об-ще-ство» для опи­са­ния при­род­ных ре-а-лий? При­ве­ди­те фразу из тек-ста, ко­то­рая по­мо­га­ет от­ве­тить на дан­ный во-прос. На­зо­ви­те один при­мер со­ци­аль­ных ре­а­лий из числа со­дер­жа­щих­ся в тек­сте и при­ве­ди­те два соб­ствен­ных при­ме­ра об­ще­ствен­ных ре-а-лий.


Прочитайте текст и выполните задания 21-24.

В современной лексике обществами могут называть и национально-государственные образования, существующие на политической карте мира, и добровольные объединения людей по профессиям и интересам (Общество филателистов, Общество спасения на водах и т. д.). Об обществе говорят тогда, когда имеют в виду социальное окружение человека, круг его общения (предостерегая от попадания в «дурное общество»).

Что же именуют обществом учёные, стремящиеся понять сущность общественной жизни, условия и механизмы её существования?

Каждому из нас приходилось сталкиваться с антитезой «общество - природа», которая служит средством классификации явлений по их принадлежности к различным формам существования, уровням организации окружающего и охватывающего нас мира. Мы знаем, к примеру, что планетарная система или сила тяготения принадлежат к миру природных реалий, в то время как гидростанции, симфоническая музыка или совесть принадлежат обществу, представляют собой общественные явления, отсутствующие в царстве природы. В таком наиболее широком понимании термин «общество» представляет собой системную совокупность свойств и признаков, присущих явлениям и коллективной, и индивидуальной жизни людей, благодаря которым они включаются в особый мир, выделенный из природы и от природы отличный.

В таком своём значении термин «общество» совпадает с понятиями «надорганический мир», «социокультурная реальность», «социальная форма движения материи», «социум» и пр., с помощью которых разные научные школы передают специфику неприродных реалий нашего мира.

Соответственно большинство философов и социологов критически относятся к попыткам учёных-естественников - прежде всего биологов - универсализировать понятие «общество», распространить его на природу, рассматривая общество как «коллективность вообще» и называя им пчелиные ульи, муравейники или волчьи стаи. Напротив, общество рассматривается как сугубо специфичный по своим законам мир людей и созданных ими культурных артефактов - порождений человека, которых нет в нерукотворной природе.

Прочитайте текст и выполните задания 21-24.

В современной лексике обществами могут называть и национально-государственные образования, существующие на политической карте мира, и добровольные объединения людей по профессиям и интересам (Общество филателистов, Общество спасения на водах и т. д.). Об обществе говорят тогда, когда имеют в виду социальное окружение человека, круг его общения (предостерегая от попадания в «дурное общество»).

Что же именуют обществом учёные, стремящиеся понять сущность общественной жизни, условия и механизмы её существования?

Каждому из нас приходилось сталкиваться с антитезой «общество - природа», которая служит средством классификации явлений по их принадлежности к различным формам существования, уровням организации окружающего и охватывающего нас мира. Мы знаем, к примеру, что планетарная система или сила тяготения принадлежат к миру природных реалий, в то время как гидростанции, симфоническая музыка или совесть принадлежат обществу, представляют собой общественные явления, отсутствующие в царстве природы. В таком наиболее широком понимании термин «общество» представляет собой системную совокупность свойств и признаков, присущих явлениям и коллективной, и индивидуальной жизни людей, благодаря которым они включаются в особый мир, выделенный из природы и от природы отличный.

В таком своём значении термин «общество» совпадает с понятиями «надорганический мир», «социокультурная реальность», «социальная форма движения материи», «социум» и пр., с помощью которых разные научные школы передают специфику неприродных реалий нашего мира.

Соответственно большинство философов и социологов критически относятся к попыткам учёных-естественников - прежде всего биологов - универсализировать понятие «общество», распространить его на природу, рассматривая общество как «коллективность вообще» и называя им пчелиные ульи, муравейники или волчьи стаи. Напротив, общество рассматривается как сугубо специфичный по своим законам мир людей и созданных ими культурных артефактов - порождений человека, которых нет в нерукотворной природе.

И так, в самом широком из своих смыслов термин «общество» обозначает социальность вообще, выступающую как антитеза природы и природного.

На следующей странице вам будет предложено проверить их самостоятельно.

Вы-бе-ри-те одно из пред-ло-жен-ных ниже вы-ска-зы-ва-ний, рас-крой-те его смысл, обо-зна-чив при не-об-хо-ди-мо-сти раз-ные ас-пек-ты по-став-лен-ной ав-то-ром про-бле-мы (за-тро-ну-той темы).

При из-ло-же-нии своих мыс-лей по по-во-ду под-ня-той про-бле-мы (обо-зна-чен-ной темы), при ар-гу-мен-та-ции своей точки зре-ния ис-поль-зуй-те зна-ния , по-лу-чен-ные при изу-че-нии курса об-ще-ст-во-зна-ния, со-от-вет-ству-ю-щие по-ня-тия , а также факты об-ще-ствен-ной жизни и соб-ствен-ный жиз-нен-ный опыт Вы-бе-ри-те одно из пред-ло-жен-ных ниже вы-ска-зы-ва-ний и на его ос-но-ве на-пи-ши-те мини-со-чи-не-ние.

Сфор-му-ли-руй-те по сво-е-му усмот-ре-нию одну или не-сколь-ко ос-нов-ных идей за-тро-ну-той ав-то-ром темы и рас-крой-те её (их) с опо-рой на об-ще-ство-вед-че-ские зна-ния.

Для рас-кры-тия сфор-му-ли-ро-ван-ной(-ых) Вами ос-нов-ной(-ых) идеи(-й) при-ве-ди-те рас-суж-де-ния и вы-во-ды, ис-поль-зуя об-ще-ство-вед-че-ские зна-ния (со-от-вет-ству-ю-щие по-ня-тия, тео-ре-ти-че-ские по-ло-же-ния).

Для ил-лю-стра-ции сфор-му-ли-ро-ван-ных Вами ос-нов-ной(-ых) идеи(-й), тео-ре-ти-че-ских по-ло-же-ний, рас-суж-де-ний и вы-во-дов при-ве-ди-те не менее двух со-ци-аль-ных фак-тов/при-ме-ров из раз-лич-ных ис-точ-ни-ков (об-ще-ствен-ной жизни (в том числе по со-об-ще-ни-ям СМИ), лич-но-го со-ци-аль-но-го опыта (вклю-чая в том числе про-чи-тан-ные книги, про-смот-рен-ные ки-но-филь-мы), из раз-лич-ных учеб-ных пред-ме-тов.

Каж-дый при-во-ди-мый факт/при-мер дол-жен быть сфор-му-ли-ро-ван развёрнуто и под-твер-ждать обо-зна-чен-ную ос-нов-ную идею, тео-ре-ти-че-ское по-ло-же-ние, рас-суж-де-ние или вывод/ быть с ними явно свя-зан. По сво-е-му со-дер-жа-нию при-ме-ры не долж-ны быть од-но-тип-ны-ми (не долж-ны дуб-ли-ро-вать друг друга).

29.1 Фи-ло-со-фия: «Лич-ность - это че-ло-век как но-си-тель со-зна-ния» (К.К. Пла-то-нов).

29.2 Эко-но-ми-ка: «На-ло-ги - это день-ги, взи-ма-е-мые вла-стью с части об-ще-ства в ин-те-ре-сах це-ло-го» (С. Джон-сон).

Термин «общество» очень многозначен. Он употребляется в научном (категориальном) и обыденном смыслах. В обыденном смысле его используют для обозначения добровольных объединений людей по интересам, например, общество «рыболов-спортсмен» и т.п. В научном (категориальном) значении термин «общество» также употребляется в различных смыслах. В философской и исторической литературе можно насчитать по крайней мере пять основных значений. Во-первых отдельное конкретное общество, являющееся самостоятельной единицей истории, целостным самодостаточным социальным организмов (например, российское, французское, японское и др. общества). Во-вторых, это совокупность социальных организмов региона (ближневосточное, западноевропейское и т.д.). В-третьих, все человечество в целом. В-четвертых, общество определенного типа (античное, феодальное, буржуазное). В-пятых, под обществом понимается безотно­сительно к его конкретным формам некая социальность, противоположная природе: идеальный тип, носитель существенных свойств и признаков всех социальных организмов. Пятое значение в наиболь­шей степени отражает философское понимание общества. Оно позво­ляет соотнести общество с другими видами бытия.

Общество - это обособившаяся от природы часть бытия, характе­ризующаяся своими способами самоорганизации, социальными нор­мами, отношениями и институтами, исторически развивающейся жизнедеятельностью людей. В этом определении заключена сущность общества. Его содержание раскрывается элементным составом. Бо­лее конкретно сущность общества выражается в родовых и видовых признаках.

Основной родовой признак общества состоит в том, что оно есть материальная субстанция, имеющая генетически общие характерис­тики с природой, космосом. К видовым (специфическим) признакам общества можно отнести: наличие индивидов, обладающих сознани­ем и связанных с ним способностями; особую организацию и управ­ление, нормы и принципы жизнедеятельности, отношения общения, поведения и деятельности и др. Видовые признаки общества опреде­ляют особые способ и содержание жизни людей, отличающие их от жизни растений и животных. Обобщенно такой способ и содержание жизни сообществ людей на Земле получил название культуры.

В широком значении общество, как социальная форма движения бытия, противоположная, противостоящая природе и природному, именуется «социумом». Понятие «социум» в научный оборот ввел К.Х. Момджян. По его мнению, социум - это организационная форма совместной деятельности людей, одна из подсистем мира, занимающая специфическое место в нем (Момджян К.Х. Введение в социальную философию. М., 1997. С. 83-84). Социум, как подсистема мира, есть форма совместной жизнедеятельности людей, которая является с одной стороны, носителем общих свойств и связей мира, как целостной системы, а с другой, составляет основу специфических социальных отношений. Общество, как носитель своих специфических социальных связей конкретизируется по различным основаниям и признакам. Если понятие «общество» в широком плане фиксирует общие сущностные черты коллективной формы жизнедеятельности индивидов, то понятие «общество» в узком смысле раскрывает факт существования конкретного сообщества людей.


Общество- это также коллектив людей или совокупность взаимодействующих индивидов. Данное утверждение верно, но оно содер­жит лишь ту очевидную истину, что о человеческом обществе можно говорить лишь тогда, когда налицо совместная жизнедеятельность нолей. Общество как раз является результатом, продуктом человечес­кой деятельности. В этом состоит одно из главных отличий общества от других видов бытия.

Линией отсчета осмысления феномена общества является антич­ная философия. Уже Платон и Аристотель выделяли проблемы обще­ственной жизни. Ключом к анализу общества у них было государство. С позиций государства рассматривались человек и его жизнь, нрав­ственность, искусство. Если же связь с государством некоторых об­щественных явлений не просматривалась, они не принимались в рас­чет или объяснялись по-другому.

В теориях античных мыслителей общество растворялось в государ­стве как одном из своих проявлений. Такое поглощение общества го­сударством объясняется определяющей ролью политических инсти­тутов и специфическим городом-полисом, городом-государством как механизмом самоорганизации общества на ранних классовых ступе­нях. Позиция отождествления общества и государства (хотя и непол­ного) просматривалась вплоть до Нового времени. Лишь в XVII веке Т.Гоббс, не отказываясь от признания определяющей роли государства в обществе, показал, что истоки государства коренятся не в нем самом, а в «естественных и общественных состояниях» людей. В XVIII веке классик английской экономической теории А. Смит (1723-1790) увидел границу между обществом и государством. Общество он представлял трудовым и меновым союзом людей, связанных между собой разделением труда. Оно является единственным способом удовлетворения многообразных потребностей людей. Государство же решает вопросы власти и управления в обществе.

Виднейший немецкий мыслитель Г. Гегель (1770-1831) разграничи­вал государство и гражданское общество. Последнее он определял как систему зависимостей людей с целью их материального обеспечения. Иначе говоря, гражданское общество - это система экономических отношений. Французский мыслитель О. Конт (1798-1857),

разработав основы «позитивной» философии и социологии, раскрыл общество как сложный организм, имеющий качественную определенность. Он считал общество целостной системой, социальным организмом взаимодействующих индивидов. По его мнению, социальная философия должна изучать законы существования, функционирования и динамики социальной системы.

Приведенные примеры взглядов на общество показывают, что с XVII в. акцент в исследованиях общественной жизни переносится с государства на экономику, на хозяйственную жизнь. Для исследова­телей становится очевидной заглавная роль экономики в закономер­ном развитии общества. К такому выводу приходит не только О. Конт но и К. Маркс.

К. Маркс, сформулировав принципы материалистического пони­мания истории, пришел к выводу, что общество не просто состоит из индивидов, а выражает сумму тех связей и отношений, в которых ин­дивиды находятся друг к другу. Иными словами, общество - это сис­тема общественных отношений, носителями и сторонами которых выступают социальные субъекты: человек, социальные группы, соци­альные институты (государство, политические партии, религиозные, культурные и другие объединения).

Английский историк А. Тойнби (1889-1975), считавший себя про­тивником К. Маркса, тем не менее также квалифицировал общество как систему отношений. Он писал: «Человеческое общество само по себе представляет собой отношение, вернее, особый вид отношений между людьми, как явлениями частными, индивидуальными, но в то же время социальными, в том смысле, что они не могут существовать вне общественных связей» (Тойнби А. Постижение истории. М., 1991. С. 252). Общественные отношения между людьми, рассуждал А. Той­нби, имеют надличностный характер и поддерживаются с помощью специальных механизмов, именуемых социальными институтами. Без них общество не могло бы существовать. Как видно из приведенного положения, историк выделял три элемента общества: люди - живые человеческие индивиды; отношения между людьми двух видов (надличностные широкого социального плана и отношения общения); специально созданные социальные институты.

Если общество - это исторически изменяющаяся форма жизнедеятельности людей, производящая и воспроизводящая социальные процессы и самого человека как личность, то деятельность человека, отношения, в рамках которых осуществляется деятельность, социальные институты, поддерживающие отношения - главные, хотя и не единственные, его элементы.

Понятие общества следует отличать от других близких понятий: «государство», «народ», «нация». Государство - это основанная на праве и законе форма организации жизни народов и наций как сообществ. Государство - главный аппарат управления страной (обществом) и сама страна. Народ - преимущественно социальная форма общности лю­дей, связанных языком, культурой, происхождением. Нация - этносоциальная форма общности людей, связанная с государственностью, экономическими, политическими, духовными отношениями. Эти по­нятия пересекаются: нет государства вне общества, без народа нет на­ции, нация невозможна вне государства. Всеохватывающим поняти­ем является понятие общества.

Специфика общества связана с признаком самодостаточности. Самодостаточной называют систему, способную своей собственной деятельностью (функционированием) создавать и воссоздавать необ­ходимые условия для сохранения целостности и самостоятельности. Применительно к системе общества это означает способность произ­водить все необходимое для совместной жизни людей. Такими необ­ходимыми условиями выступают экономические, политико-правовые, нравственные и духовные процессы. Необходимые условия для своей жизни люди создают в ходе совместной деятельности, являющейся основой, субстанцией, способом существования людей в мире.

Исторический процесс не существует вне и помимо сознательной деятельности людей. Она выступает главным способом существова­ния и развития исторической действительности. «История, - подчер­кивали К. Маркс и Ф. Энгельс - не делает ничего, она «не обладает никаким необъятным богатством», она «не сражается» ни в каких битвах! Не «история», а именно человек, действительный живой чело­век - вот кто делает все это, всем обладает и за все борется... История – не что иное, как деятельность преследующего свои цели человека». (Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. Т. 2. С. 102).

Термин «деятельность» широко используется в обыденном языке – (вулканическая деятельность, деятельность рек, работа как деятельность, занятие чем-либо и др.). В науке деятельность рассматривается, прежде всего, как понятие. Деятельность - это любое проявление социальной активности субъекта, его упорядоченные, организованные, осознанные поступки по созданию, производству чего-либо. Деятельность как жизнедеятельность присуща биологической системе. В этом значении она состоит в поддержании равновесия биологической системы через приспособление к внешней среде и продолжение рода. В ней отсутствует социальное, то есть общественное содержание. Деятельность социальной общности, а также отдельного человека, приобретает свойство адаптивно-адаптирующей системы, то есть приспособительно – приспосабливающей, целенаправленной, целесообразной конструктивно-творческой, планируемой и управляемой активности. Она заключается в создании внутренних необходимых условий и мотивов общественной жизни, в превращении внешней природы во «вторую природу», в практическом преобразовании внешнего мира с целью сохранения динамического равновесия системы общества.

Деятельность, будучи сложной, многоплановой системой, дифференцируется по разным основаниям. В качестве первого всеобъемлющего основания выделяется характер отношения человека к окружающему миру. На основе этого критерия деятельность подразделяется на практическую и духовную. Практическая деятельность направлена на изменение природной и социальной действительности, а духовная разворачивается в сфере сознания и мировоззрения. Практическая дея­тельность выражается в воспроизводстве человека как индивида, в материальном производстве и процессах функционирования обще­ственных отношений (социальная революция и эволюция, реформа, проведение выборов, референдумов; принятие законов; экологичес­кие мероприятия и т.п.). Духовная деятельность осуществляется в вос­производстве сознания и мировоззрения субъектов общества, в худо­жественном творчестве, развитии научных знаний, нравственной и религиозной активности, в процессах воспитания, образования и т.д.

В научной литературе существуют и другие основания класси­фикации деятельности. В зависимости от субъектов деятельности ее подразделяют на индивидуальную, этническую, государственную, классовую, партийную и т.п.; в зависимости от объектов - на эко­номическую, экологическую, политическую и др.; в зависимости от социальной направленности - прогрессивную и регрессивную. Дея­тельность может быть позитивной и негативной, творческой (продук­тивной) и нетворческой (репродуктивной), созидающей (конструктив­ной) и разрушающей (деструктивной) и т.д.

Деятельность всегда осуществляется в форме общественных отно­шений. Общественные отношения представляют собой особый класс социальных связей. Социальные связи возникают, во-первых, между субъектами - субъект-субъектные; во-вторых, между человеком и предметом - субъект-объектные; в-третьих, между социальными пред­метами - объект-объектные. Общественные отношения - это всегда связи между субъектами по поводу объектов. Однако в качестве объек­тов могут выступать и сами субъекты. Атрибутивными признаками субъекта являются: познание, целенаправленность, целесообразность, творчество, планирование, управление, социальная (осознанная) активность и другие. Воплощая подобные признаки, социальный субъект осуществляет отношения общения (межличностные, личность – группа), отношения поведения и отношения собственно деятельности. В качестве субъектов деятельности и всех других форм отношений выступают социальные общности, группы, слои и прослойки, отдель­ный человек..

Совокупность общественных отношений подразделяется на ма­териальные и идеологические. Материальные отношения включают связи воспроизводства самого человека как физического существа и производственные (финансово-хозяйственные) отношения. Они в совокупности образуют первый уровень жизни общества - материаль­ную жизнь.

Производство материальных благ составляет основу существования и развития общества. Поэтому материальные производственные от­ношения, будучи, естественно, первичными, обладают способностью существовать вне и независимо от сознания людей. Духовно-идеоло­гические отношения являются вторичными в соотношении с мате­риально-производственными. Но они играют определяющую роль в формировании социальности и собственно духовности субъектов, выступают формой внеэкономической деятельности людей. Идеоло­гический характер духовных отношений связан прежде всего с тем, что в основе их лежит идея - способность человека осознавать и вы­ражать существенные связи и закономерности общественной жиз­ни, осознанно управлять социальными процессами. Они составляют «торой уровень жизни общества - духовную жизнь. Содержание ду­ховно-идеологических отношений составляют связи, направленные на развитие сознания и духовного мира субъектов, а также нравствен­ные, эстетические, информационные отношения, отношения свободы совести и др.

Социальные связи как общественные отношения имеют ту особен­ность, что их невозможно зафиксировать эмпирически, они невидимы, неосязаемы, как бы идеальны. Но эти связи даны для изучения человеку косвенно: в материальных и духовных благах, в поступках людей, в языке, в способах организации и социальных институтах, без которых люди не могут жить.

Анализ общества предполагает его рассмотрение как целостной, саморазвивающейся системы. Деятельность и в целом общественные отношения выступают системообразующими факторами. В общем плане система, как известно, - это упорядоченное, организованное множество элементов, образующих определенную целостность, свойства которой не сводимы к свойствам составляющих ее элементов. Общество обладает признаками системы: целостностью, структурностью, иерархичностью элементов и связей, субстанциональностью, субстратностью, функциональностью, самодостаточностью, динамизмом. Общество - сложноорганизованная, иерархическая, многоуровневая система, каждый элемент которой может быть рассмотрен в качестве подсистемы или самостоятельной системы.

Систему общества целесообразно рассматривать в трех аспектах: структурном, функциональном, динамическом. Структурный аспект ис­следования общества связан с установлением элементного состава и субстратности, с выделением относительно самостоятельных автоном­ных образований, каковыми в социальной системе являются, напри­мер, сферы жизни общества, уровни жизни. Задача функционального анализа состоит в установлении механизмов, поддерживающих целос­тность социального организма, создаваемую взаимодействием подси­стем общества. Динамический аспект раскрывает источники и по­стоянно действующие факторы его развития и совершенствования, выделяет явления, дающие импульс к изменению социальной органи­зации. Структурный анализ исследует подсистемы в отдельности, как самостоятельные единицы; функциональный - изучает взаимодей­ствие элементов; динамический - исследует способы разрешения про­тиворечий в обществе, которое ведет к превращению системы в новое образование или поднятие ее на новый уровень.

Поддержание целостности общественной системы, воссоздание ее элементов осуществляется в процессе общественного производства. Общественное производство, то есть производство общества в целом, включает: воспроизводство материальных условий жизни; производ­ство идей и духовных ценностей, символов и знаков; производство со­циальных связей и отношений; производство самих людей как общественных индивидов. Результатом общественного воспроизводства выступают прежде всего два главных элемента общественной жизни: субъекты и объекты, то есть люди и блага (ценности) людей. Первым необходимым элементом функционирования социальной системы являются ее субъекты, без физической и умственной энергии которых нет ни деятельности, ни общества. Вторым необходимым элементов выступают объекты - социальные предметы, создаваемые или используемые людьми для своей жизнедеятельности. Социальные предметы делятся на два класса, различающиеся социальными функциями и назначением.

Первый класс составляют вещи (или орудия). Это предметы, с помощью которых люди оказывают прямое воздействие на реальный мир, в котором живут, физически изменяя его в своих интересах. Именно с помощью вещей реализуется особый адаптивный характер деятельности человека, а именно - приспособление к среде путем ее вещественно-энергетической переработки, целенаправленного изменения. С помощью вещей люди оказывают непосредственное воздействие, во-первых, на природу. Эти вещи или средства производства включают предметы труда, орудия труда, инфраструктуру хозяйства, кибернети­ческие средства, хранящие, перерабатывающие и передающие технологическую и иную информацию. Во-вторых, с помощью вещей чело­век изменяет социальную среду: «техносферу» и «антропосферу». Например, пища, медицинские инструменты, спортивные снаряды, военное оружие - все это принадлежит миру вещей, физически изме­няющих внешнюю реальность (в том числе биологическую организа­цию человека). В-третьих, к вещам относятся особые предметы, необ­ходимые для физического воздействия на реальность в сфере духовного производства: например, ручка, карандаш, бумага, художественная кисть, краски, холст и т.п., которыми пользуются художники для воп­лощения своих идей.

Второй класс социальных предметов, воспроизводимых обществен­ным производством, называют символами или знаками. Символы не­сут в себе определенным образом закодированную информацию, слу­жат средством ее накопления, хранения и передачи. Назначение символов - согласовать цели коллективной деятельности, поведения и общения путем воздействия на сознание, мировоззрение, стремле­ния и желания людей. Символы воздействуют на внутренний мир че­ловека, изменяя (или формируя) его представления о бытии. Идеи, образы, теории, чувства могут повлиять на поведение и сознание людей лишь воплотившись в материальные предметы: печатный текст, дорожные знаки, картины и т.п. Эти предметы-знаки являются, своего рода, проводниками информации и культуры.

Разница между вещами (орудиями) и символами состоит только в их назначении, неодинаковой многофункциональности, но не связана с материалом, из которых они изготовлены. Если вещи (орудия) являются средством адаптации человека к природе, то символы - средством адаптации людей к культуре.

Таким образом, общество как объект философского анализа, изучается с точки зрения определения понятия «общество», его признаков, содержания, структуры, особенностей. Важной философской проблемой выступает системность общества, характер взаимосвязи его элементов и подсистем в историческом процессе, в динамике изменения содержания, направленности и перспектив конкретных обществ.



Понравилась статья? Поделиться с друзьями: