Письмо Министерства экономического развития РФ от 10 февраля 2017 г. N ОГ-Д23-1484 "Относительно ранее учтенных объектов недвижимости, сведения о которых были внесены в государственный кадастр недвижимости; относительно снятия с учета земельных участков, государственный кадастровый учет которых осуществлен до 1 марта 2008 г. и права на которые не зарегистрированы в ЕГРП (ЕГРН)"
Департамент недвижимости Минэкономразвития России (далее - Департамент недвижимости) совместно с Росреестром рассмотрел обращение и, учитывая, что в обращении отсутствует информация, позволяющая идентифицировать объекты недвижимого имущества, сообщает.
В соответствии с Положением о Министерстве экономического развития Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 5 июня 2008 г. N 437 (далее - Положение), Минэкономразвития России является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим выработку государственной политики и нормативно-правовое регулирование в отнесенных к его ведению сферах деятельности. Согласно Положению Минэкономразвития России не наделено полномочиями по официальному разъяснению законодательства Российской Федерации, а также практики его применения.
Вместе с тем полагаем возможным отметить следующее.
Относительно ранее учтенных объектов недвижимости, сведения о которых были внесены в государственный кадастр недвижимости (далее - ГКН) до 1 января 2017 г. С 1 января 2017 г. вступил в силу Федеральный закон от 13 июля 2015 г. N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Закон N 218-ФЗ), в соответствии с положениями которого, Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество (далее - ЕГРН) состоит, в том числе из реестра объектов недвижимости (далее также - кадастр недвижимости) и реестра прав, ограничений прав и обременений недвижимого имущества (далее также - реестр прав на недвижимость) (часть 2 статьи 7 Закона N 218-ФЗ).
С 1 января 2017 г. сведения Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним (далее - ЕГРП) и сведения ГКН об объектах недвижимости считаются сведениями, содержащимися в ЕГРН, и не требующими дополнительного подтверждения, в том числе указанными в статье 4 Закона N 218-ФЗ участниками отношений, возникающих при осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав (часть 6 статьи 72 Закона N 218-ФЗ).
Порядок ведения ЕГРН установлен приказом Минэкономразвития России от 16 декабря 2015 г. N 943 (далее - Порядок).
В соответствии с подпунктами 16, 17 пункта 22, пунктом 173 Порядка в записи кадастра недвижимости о земельном участке указываются, в том числе сведения:
о возникших до вступления в силу Федерального закона от 21 июля 1997 г. N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - Закон о регистрации) вещных правах на земельный участок, внесенные в государственный кадастр недвижимости (далее - ГКН) до вступления в силу Закона N 218-ФЗ, если права на такой земельный участок не зарегистрированы в реестре прав на недвижимость;
об ограничениях права на земельный участок, обременениях данного объекта, если такие ограничения прав и обременения объекта недвижимости не зарегистрированы и не подлежат государственной регистрации в реестре прав на недвижимость, в том числе ограничения и обременения, внесенные в ГКН до вступления в силу Закона N 218-ФЗ.
Исходя из описываемой заявителем ситуации, с учетом изложенного, сведения о правах считаются внесенными в ГКН и, соответственно, - в ЕГРН. Таким образом, основания для снятия с учета земельного участка отсутствуют.
Относительно снятия с учета земельных участков, государственный кадастровый учет которых осуществлен до 1 марта 2008 г. и права на которые не зарегистрированы в ЕГРП (ЕГРН). Земельные участки, учтенные до 1 марта 2008 года в установленном порядке, снимаются с государственного кадастрового учета в случае отсутствия в ЕГРН сведений об их правообладателях (часть 3 статьи 70 Закона N 218-ФЗ).
Порядок действий органа кадастрового учета в отношении земельных участков, государственный кадастровый учет которых осуществлен в установленном порядке до 1 марта 2008 г., при отсутствии в кадастре недвижимости информации о правах на такие земельные участки или в реестре прав на недвижимость записей о правах (ограничениях прав) на такие земельные участки установлен пунктом 181 Порядка в зависимости от наличия в ГКН сведений об исходных земельных участках или расположенных на них объектах недвижимости и наличия в ГКН или ЕГРП сведений об их правообладателях, обеспечивающих возможность направления правообладателю уведомления по почтовому адресу или адресу электронной почты. В случае наличия указанной возможности орган регистрации прав направляет правообладателю уведомление. Если в течение 6 месяцев со дня направления уведомления в орган регистрации прав не будут представлены документы для проведения регистрации прав в отношении земельных участков, такие земельные участки будут сняты с учета.
Обзор документа
С 1 января 2017 г. вступил в силу Закон о государственной регистрации недвижимости. Единый госреестр прав на недвижимое имущество (далее - ЕГРН) состоит в том числе из реестра объектов недвижимости (кадастр недвижимости) и реестра прав, ограничений прав и обременений недвижимости.
С 1 января 2017 г. данные Единого госреестра прав на недвижимость (далее - ЕГРП) и информация ГКН считаются сведениями, содержащимися в ЕГРН, и не требуют дополнительного подтверждения.
Согласно рассматриваемой ситуации сведения о правах считаются внесенными в ГКН и, соответственно, в ЕГРН. Таким образом, основания для снятия с учета земельного участка отсутствуют.
Относительно снятия с учета участков, государственный кадастровый учет которых осуществлен до 1 марта 2008 г. и права на которые не зарегистрированы в ЕГРП (ЕГРН), разъяснено следующее.
Участки, учтенные до 1 марта 2008 г. в установленном порядке, снимаются с государственного кадастрового учета в случае отсутствия в ЕГРН сведений об их правообладателях.
Но, к сожалению, не все знакомы с таким правилом и зачастую, пропускают эти важные моменты. Хотя, отмечая изменения в , вы делаете лучше только себе – при сделках с вашим недвижимым имуществом вам не придется в срочном порядке бегать по инстанциям и приводить документы в надлежащий вид.
Сегодня мы поговорим про снятие ранее учтенного земельного участка с кадастрового учета, причины и основания этих действий, а также рассмотрим ситуации, в которых ваши документы и реестры могут быть внесены изменения.
Что такое и зачем это нужно?
Процедура снятия земельного участка с кадастрового учета нашла свое отражение во многих нормативно-правовых актах. Это и земельный кодекс (первый в иерархии законов нормативно-правовой акт, посвященный земельным правоотношениям), а также указы президента и постановления правительства Российской Федерации.
Именно в этих источниках права подробно описывается не только сама процедура снятия участка с учета, но и определение этого действия.
Теоретики права посчитали, что снятие земельного участка с кадастрового учета не что иное, как установленная законом на государственном уровне особая процедура , которая носит первостепенный характер и ее результатам становится удаление всей информации о том или ином земельном участке из общих сведений реестра, который назван общегосударственным.
Определение очень непростое и можно сказать громоздкое, но в нем одновременно собрана информация о том, как осуществляется данная процедура, в каких органах и что является ее результатам.
Людям, которые сталкивались с оформлением земельного участка и как следствие, постановкой его на кадастровый учет не будет сложно понять систему снятия участка с кадастрового учета. Но тем, кто впервые столкнулся с земельными вопросами, стоит внимательно изучить нашу статью и почерпнуть из нее все самое необходимое . При этом как производится и какие существуют , вы узнаете, нажав на выделенные фразы.
Конечно, в вопросе, касающихся субъектов, наделенными правами на снятие участка с учета сомнений возникать не должно. В первую очередь, это собственники участка, будь то один человек, или же несколько людей, являющиеся долевыми собственниками.
Также право на снятие с учета имеют граждане, которые совсем недавно вступили в права наследства.
Если у гражданина имеется доверенность, заверенная нотариусом и разрешающая ему производить действия от имени доверителя по снятию земельного участка с учета – такая ситуация тоже имеет место быть.
Возвращаясь к собственникам, делящими участок между собой, нужно отметить., что для снятия надела с учета, необходимо согласие всех собственников, иначе, кадастровая палата не сможет вам ничем помочь. Согласия лучше всего оформлять в письменном виде.
Основания для снятия
В любом случае, основанием для снятия земельного участка с кадастрового учета является заявление, поданное собственником или же собственниками в кадастровую палату. А вот обстоятельства, которые вынудили собственников прийти к такому решению являются первичными основаниями для снятия.
В кадастровой практике таких оснований насчитывается великое множество. Произошло это в связи с тем, что в каждом регионе действует в разной степени местное законодательство, особые технические условия почв и другие обстоятельства, влияющие на факт обращения.
Но общими по стране являются три основания. Рассмотрим их подробнее.
Первым и важным является невыполнение сроков . Расшифровка очень проста. С того момента как у вас появился участок законодатель дает вам определенный срок для того, чтобы зарегистрировать его надлежащим образом. Этот срок в сегодняшнем земельном кодексе равен двум годам. Невыполнение этих сроков ведет к снятию земельного участка с учета, удаление его в реестрах и аннулирование какой либо информации о нем.
Вторым основанием является наличие ошибки , которую допустили при межевании земли, составлении кадастрового паспорта, плана или же присвоении номера. Также ошибка может проявляться и в другом месте, к примеру, земельный участок находит границами сам на себя, что просто неприемлемо.
Третьим основанием являются жалобы соседей с ближайших участков на невозможность проведения межевых работ. Также основаниями могут быть факты разделения участков, дробления, соединения и другие процессы.
Процедура снятия земельного участка с кадастрового учета проходит в несколько этапов. Каждый из них является составным в процедуре и ни один из них нельзя пропускать или же оставлять на потом. От того, насколько тщательно вы будете соблюдать пошаговую инструкцию, зависят сроки проведения вами этой процедуры.
Первый шаг в процедуре по снятию земельного участка – формирования пакета документов . Далее идет написания заявления о снятии участка с учета.
Оплата единой государственной пошлины и приобщение чека к общим документам. Подача документов в кадастровую палату. Ожидание результата.
Процедура достаточно проста и чем-то напоминает постановку участка на кадастровый учет.
Но все же не стоит думать, что подобная процедура проста до невозможности. Везде существуют свои нюансы и начинаются они с первого же вашего шага, который называется сбором документов и составлением заявления.
Давайте подробнее рассмотрим все аспекты этого дела.
Как написать заявление?
Заявление в данном обращении обязательно к написанию. Составить его совсем не сложно, особенно если вы обратитесь к грамотному юристу. Но для тех, кто хочет обойтись своими силами написания заявления также не станет сложным процессом.
Первое, о чем необходимо помнить, это формат . Писать заявление можно только на листе а4. Форма написания в ряде регионов произвольная, но для большей уверенности поинтересуйтесь в своей кадастровой палате образцом написания.
Далее, приступаем к самому написанию. Хорошо, если вы напечатаете заявление на компьютере, но если такой возможности у вас нет, не отчаивайтесь, написание от руки также возможно, главное делать это разборчивым подчерком.
В шапке заявления обязательно укажите кому это заявление , а точнее адрес и наименование вашей кадастровой палаты, а также свои данные. В самом тексте заявления избегайте эмоционального изложения и строго по факту изложите основания снятия участка с кадастрового учета.
Последний шаг, это постановка даты и подписи.
Образец вы можете посмотреть .
Стоимость
Услуга снятия земельного участка с кадастрового учета также носит платный характер. Но если услуга по постановке на учет рассчитывается ввиду площади участка, то в ситуации со снятием сумма фиксирована.
В разных регионах сумма может варьироваться, но если брать стоимость, во всех отношениях среднюю по стране, то это две с половиной тысячи рублей .
Оплата услуги обязательна еще перед подачей документов и остальных процедур по снятию участка учета.
При снятии объекта недвижимости с кадастрового учета госпошлина не взимается, согласно Федеральному закону Российской Федерации от 24 июля 2007 г. N 221-ФЗ, Статья 19, пункт 2.
Больше про стоимость земельного участка сельскохозяйственного назначения читай .
К сбору документов для снятия участка с кадастрового учета нужно отнестись с большой долей внимательности. По сути, недосдача какого либо документа ведет к тому, что срок на получения результата увеличивается.
Первым и важным документом, о котором мы уже говорили, является заявление . Оно должно быть составлено грамотно и в определенной форме.
Следующий документа это документ, подтверждающий, что вы имеете право на то, чтобы требовать снятие участка с кадастрового учета. Это может свидетельство о праве собственности, завещание, в случае, если вы наследник или же доверенность от собственника которая была нотариально удостоверена.
Ксерокопия вашего паспорта также обязательна для предъявления. Помните о документе подтверждающем оплату государственной пошлины. Он также должен быть в общей папке. Эти документы передаются в кадастровую палату в подлинном или отксерокопированном виде.
Установленные сроки
Срок на получение документа о том, что участок снят с кадастрового учета в законодательстве составляет восемнадцать дней . Это может произойти и раньше, но в ряде случае, сроки могут быть продлены.
Например, в случае, если вы еще не оформили какой-либо документ или же попросту забыли его принести. В этом случае кадастровая палата предупреждает вас о продлении сроков на законных основаниях.
Если же срок продлевают незаконно, вы имеете право обратиться в суд.
Как снять земельный участок с кадастрового учета через суд?
Если ввиду каких либо фактов и оснований в кадастровой палате вам отказывают в снятии участка с учета, вы имеете полное гражданское право на обращение в суд.
Для этого вам нужно будет необходимо написать исковое заявление, заплатить новую государственную пошлину и собрать все тот же пакет документов.
Суд будет знакомиться с материалами вашего дела в течение месяца и если его все устроит – через месяц после сдачи документов будет назначено заседание, где правосудие восторжествует и возможно на вашей стороне.
Внесение изменений
Внесение изменений в кадастровый учет представляет собой процедуру, которая позволяет собственнику переоформить кадастровые документы и внести изменения, произошедшие на его земельном участке не только в документы кадастра, но и в реестр.
Происходит все достаточно просто. Вами также формируется пакте документов, пишется заявление и все это подается на рассмотрение в кадастровую палату.
Изменения необходимо вносить своевременно , это в будущем облегчит вам возможность проведения различных сделок, сделает это процесс более легким и избавит вас от беготни по инстанциям.
Процедура внесения изменений в кадастровый учет повторяет процедуру по снятию участка с кадастрового учета.
Основания и процедура внесения изменений
Основаниями являются изменения, которые произошли с участком. Таких изменений в практике насчитывается достаточно много, поэтому рассмотрим основные. Самым распространенным основанием является перенесение границ.
Также к изменению приводят новые постройки на участке. Также необходимо проходить процедуру внесения изменений если участок был раздроблен или же наоборот, к нему что то присоединили. Процедура внесения изменений также выполняется в несколько шагов:
- необходимо собрать все документы подтверждающие права собственности;
- оплатить государственную пошлину;
- составить заявление;
- провести работы по межеванию земли