Дайте краткое описание маршрута экспедиции магеллана. Фернан магеллан и первое кругосветное путешествие

Фернан Магеллан (1470-1521) - португальский мореплаватель. Первым совершил кругосветное плавание и пересек океан, названный им Тихим. Доказал наличие единого Мирового океана и предоставил практическое свидетельство того, что Земля имеет форму шара. Родился в Португалии в дворянской семье.

Была организована экспедиция из пяти судов («Тринидад», «Сан-Антонио», «Сантьяго», «Консепсион» и «Виктория») под руководством Магеллана, которая вышла в море по направлению к Рио-де-Жанейро. Продвигаясь к югу материка, он открыл все атлантическое побережье Южной Америки. Двигались только днем, чтобы не пропустить пролив. В марте экспедиции пришлось встать на зимовку в удобной бухте. В ту же ночь на кораблях начался бунт во главе с командирами кораблей: трудности и лишения, выпавшие на их долю, очень озлобили людей. Бунт был жестоко подавлен самим Магелланом, и в начале октября флот направился к югу. В октябре того же года, к югу от Ла-Платы, обогнули материк и вошли в залив, названный в честь Святого Юлиана. Примерно месяц он обследовал его, но прохода в Южное море не обнаружил. На берегу пролива экспедиция однажды увидела огни костров и Магеллан назвал место Огненной Землей. Вскоре экспедиция подошла к восточному устью пролива, которое носит теперь его имя.

Первый переход через Тихий океан начался 28 ноября. На оставшихся трех кораблях Магеллан вышел в неизвестный океан, обогнул Америку с юга по открытому им проливу. Так как погода в это время была очень хорошей, он назвал океан Тихим. Почти 4 месяца продолжалось плавание, за время которого людям приходилось питаться сухарной пылью, смешанной с червями, пить гнилую воду, есть воловьи кожи, древесные опилки и корабельных крыс. Вскоре начались голод и цинга, многие умирали. Пересекая океан, он прошел не менее 17 тыс. км, но открыл лишь два островка - один в архипелаге Туамоту, другой - в группе Лайн. 6 марта 1521 г. Магеллан открыл остров Гуам.

На трех судах осталось всего 115 человек - людей не хватало, и судно «Консепсион» пришлось сжечь. Несколько месяцев корабли блуждали в поисках островов пряностей. У острова Тидоре испанцы дешево купили много гвоздики, мускатного ореха и т. д. и разделились: «Виктория» с капитаном Хуаном Элькано двинулась на запад вокруг Африки, а «Тринидад», нуждавшийся в ремонте, остался. Капитан Элькано, боясь встречи с португальцами, держался значительно южнее обычных путей. Он первым прошел по центральной части Индийского океана и, открыв лишь остров Амстердам, доказал, что «южный» материк не достиг этой широты. 6 сентября 1522 г. «Виктория» завершила кругосветное путешествие и возвратилась домой, чуть позже вернулся «Тринидад». Но на нем привезли столько пряностей, что их продажа компенсировала потерю остальных кораблей.

Путешествие Магеллана считается одним из величайших событий XVI в.: отправившиеся на запад экспедиции, вернулись обратно с востока и доказали таким образом, что Земля имеет форму шара; впервые европейцы пересекли самый большой из океанов - Тихий, открыв проход из Атлантики. Кроме того, экспедиция выяснила, что значительно большую часть поверхности земли занимает не суша, как думали Колумб и его современники, а океаны. Именем Магеллана названы два звездных скопления (Большие и Малые Магеллановы облака) и пролив. Все путешествия Магеллана описал историограф и участник экспедиции Антонио Пифачетта.

21. Итоги ВГО .

В результате ВГО была подтверждена шарообразность земли и единство мирового океана. Были открыты континенты и страны, уточнились ландшафтные параметры и эконмические возможности ранее известных восточных стран, прежде всего Китая и Индии. Появилась новая информация о ресурсах, возможностях двух Америк и островных территорий.

Дата публикования: 2015-02-03; Прочитано: 596 | Нарушение авторского права страницы

04.12.2017 23:32

Наука и открытия

Преодолев опасные проливы под Южной Америкой, португальский штурман Фердинанд Магеллан вышел в Тихий океан с тремя кораблями, став первым европейским исследователем, который достиг Тихого океана из Атлантики.

20 сентября 1519 года Магеллан отправился из Испании, пытаясь найти западный морской путь к Островам пряностей Индонезии.

Под его командованием находилось пять кораблей с общей численностью команды в 270 мужчин. Первой точкой маршрута оказался порт в западной Африке, затем мореплаватель посетил Бразилию, где исследовалюжноамериканское побережье с целью поиска пролива в Тихий океан.

21 октября Магеллан, наконец, обнаружил пролив, который так упорно искал. Магелланов (тогда он, конечно, так не назывался) пролив, располагался недалеко от южной континентальной границы Южной Америки, отделяя Огненную Землю и континентальную часть материка.

Пролив преодолело только три судна из пяти. Команде понадобилось 38 дней, чтобы проплыть весь коварный пролив.

Флот Магеллана пересек океан в западном направлении за 99 дней. За весь период экспедиции океан был достаточно спокойным, чтобы его назвали «Тихим», от латинского слова «pacificus», что означает «спокойный».
К завершению экспедиции команда испытывала катастрофическую нехватку еды.

6 марта 1521 года экспедиция высадилась на острове Гуам. Десять дней спустя они бросили якорь на Филиппинском острове Себу — корабли находились всего в 400 милях от Островов пряностей.

После смерти Магеллана, оставшаяся часть команды отправилась на двух кораблях к Молуккским островам.

6 сентября 1522 года только один корабль экспедиции прибыл обратно в испанский порт Санлукар-де-Баррамеда. На обратном пути команда пересекла на корабле Индийский океан и обогнула мыс Доброй Надежды, тем самым став первой, совершившей кругосветное плавание. 1739 год: русские корабли достигают Японии

22.06.2018 20:09

Наука и открытия

Русская императрица Анна Иоанновна издала указ, согласно которому имперская экспедиция должна была исследовать побережья и острова

Дальнего Востока, а также по возможности вступить в контакт с жителями Японского архипелага.

Издан такой указ был по итогам первой Камчатской экспедиции, прошедшей под началом Мартына Шпанберга, русского мореплавателя. Первая экспедиция имела целью изучение возможностей постройки судов на Камчатке, а также исследование водных путей для доставки грузов. Шпанберг в качестве отчёта предоставил императрице записку, в которой указывал на возможность изучения потенциальных морских путей до берегов Северной Америки и Японии.

Было решено отправить вторую экспедицию, подготовка к которой началась в 1737 году.

Строительство новых судов проходило под тщательным наблюдением Адмиралтейств-коллегии и лично Шпанберга. Позже его определили на самостоятельное судно с индивидуальным заданием, суть которого заключалась в изучении западного побережья Камчатского полуострова.

Экспедиция выдвинулась летом 1738 года и за время плавания было обнаружено свыше тридцати новых островов, включая Итуруп, Шикотан и Зелёный.

Фернан Магеллан

Экспедицию прервала зима.
Переждав её, Шпанберг отправился изучать морские пути снова и уже 22 мая достиг берегов Японии.

По прибытии команда Шпанберга вступила в контакт с местным населением, уточняя информацию об экономике, политике и обычаях страны, попутно обмениваясь товарами. Тем не менее, по причине распространяющихся среди команды болезней, экспедицию было решено остановить, а больных доставить в родной порт.

Португальский путешественник Фердинанд Магеллан (1480-1521 гг.) был первым европейцем, совершившим экспедицию вокруг света. Он путешествовал через Атлантический океан, через южную оконечность Южной Америки, через каналы и окруженные горами заливы, а затем через Тихий океан.

И в конце концов вернулся в Испанию, совершив первое кругосветное путешествие в мире.

Магеллан родился в знатной португальской семье, и в молодом возрасте, был королевским придворным.

Когда ему было 25 лет, он поступил на службу в португальский флот и провел следующие шесть лет, участвуя в военных сражениях. В 1513 году, во время битвы с маврами в Марокко, Магеллан получил серьезную рану копьем в левое колено, которая привела его к пожизненной хромоте.

А вернувшись в Португалию в 1514 году, он узнал, что был обвинен в незаконной торговле скотом с маврами. Король Португалии уволил Магеллана из военно-морского флота, и Магеллан в сердцах объявил о завершении своей верности Португалии.

В 1517 году он предложил свои услуги главному конкуренту Португалии, испанскому королю Карл I, и начал новый этап своей карьеры, как испанский исследователь.

20 сентября 1519 года 39-летний Магеллан и около 270 человек отплыли из Испании, на пяти кораблях: Тринидад, Сан-Антонио, Консепсьон, Виктория, и Сантьяго. Их целью было добраться до Молуккских островов, по западному маршруту — который избегал контролируемого португальцами мыса Доброй Надежды.

Суда шли юго-западным курсом, пересекая Атлантику и оказались в Южной Америке, в Рио-де-Жанейро, три месяца спустя. Они по-прежнему шли на юг вдоль побережья, исследуя все заливы и устья рек на территории нынешних Уругвая и Аргентины, пытаясь найти пролив в Тихий океан. 31 марта уставший и недовольный экипаж на борту трех судов поднял мятеж против своих командиров.

Магеллан быстро восстановил контроль над своей командой, в результате чего один из капитанов был убит в ближнем бою, а бунтовщики высажены в одиночестве на берег.

Кругосветное путешествие Фернана Магеллана

Наконец, в октябре 1520 года был найден проход — ныне известный как Магелланов пролив — это действительно привело к Тихому океану.

Вторая половина путешествия проходила так же трудно, как и первая.

Только три корабля осталась после того, как один утонул, а второй дезертировал; провианта было очень мало и люди умирали от цинги. Достигнув острова Гуам в 1521 году, Магеллан занимался грабежами деревень в отместку туземцам за кражу. В том же году, на Филиппинских островах, Магеллан был убит в стычке с туземцами на острове Мактан. Два из его кораблей продолжали путешествие, достигнув Молуккские острова специй в ноябре 1521 года. 8 сентября 1522 года, только один корабль, Виктория, капитаном которой был испанец Хуан Себастьян де Элькано, добрался до Испании, с 17 оставшимися членами экипажа.

Колумб (слева) и Магеллан (справа) (1480 — 1521)

Настоящим открытием Тихого океана стало кругосветное плавание Фернана Магеллана.

Магеллан (Fernando Magalhaens) — известный португальский мореплаватель (1480 — 1521).

Фернан Магеллан вошёл в историю как первый человек на Земле, совершивший кругосветное путешествие, то есть обогнувший земной шар. Родился 20 ноября 1480 года в Португалии. Принадлежал к дворянству, в детстве служил пажом в свите португальской королевы, получил образование, изучал космографию, навигацию и астрономию. Затем поступил в военно-морской флот.

С 20-ти лет отправился в первое плавание в Индию, где принес португальцам большую пользу подавлением восстания туземцев на полуострове Малакке.

В 1505 году служил в Восточной Африке, участвовал в войне с Индией.

По возвращении в Португалию, он потерял доверие короля, вследствие чего удалился в Испанию и принял испанское подданство. Ф. Магеллан, как и Колумб, хотел найти короткий путь в Индию. Он обратился с предложением об экспедиции к португальскому королю Мануэлю, но того проект не заинтересовал.

Ф.Магеллана это не остановило, и мореплаватель вместе со своим другом, астрономом Рюи Фальера, убедил Карла V в существовании к Югу от Южной Америки прохода из Атлантического в Тихий океан, открытие которого должно было доставить большие выгоды Испании.

Карл V проект одобрил.

Но Магеллану пришлось преодолеть еще немало трудностей, прежде чем он снарядил экспедицию и пустился в море. Осуществлению его замысла всячески препятствовал португальский посол при испанском дворе Алвару да Кошта. Он старался через своих клевретов внушить Магеллану, что его проект неосуществим, что его ждут неисчислимые страдания, что испанское правительство не доверяет ему как иностранцу и королевские чиновники, назначенные в экспедицию, будут чинить препятствия и следить за каждым его шагом, что король Мануэл просит его вернуться в Португалию и готов предоставить ему выгодную должность и т.

д. Уговоры не подействовали, португальский посол подослал к Магеллану наемных убийц. А когда покушение не удалось, Альвару да Кошта и его подручные делали все возможное, чтобы сорвать подготовку экспедиции. Магеллан получал плохое снаряжение, негодные товары, испорченные продукты, на каждом шагу сталкивался с непредвиденными затруднениями. Карл V назначил Магеллана адмиралом и руководителем экспедиции в составе 265 человек и пяти кораблей — «Тринидад», «Сан Антонио», «Консепсьон», «Виктория» и «Сантьяго».

Наконец сборы были закончены.

Присягнув в верности кастильской короне и заставив, в свою очередь, присягнуть офицеров и матросов, Магеллан 20 сентября 1519 года вышел в далекое плавание из гавани Санлукар-де Баррамеда и направился на запад.

Флотилия Магеллана состояла из пяти кораблей: «Тринидад» («Троица») водоизмещением в 110 тонн, на котором развевался флаг адмирала; «Сан-Антонио» водоизмещением в 120 тонн, под начальством инспектора флота Хуана де Картахены; «Кон-сепсион» («Зачатие») водоизмещением в 90 тонн, под начальством Гаспара де Кесады; «Виктория» («Победа») водоизмещением в 85 тонн, под начальством казначея флота Луиса де Мендосы, и «Сант-Яго» водоизмещением в 75 тонн, под начальством «кормчего его высочества» Жуана Серрана.

Относительно благополучное плавание Магеллана длилось всего несколько дней, до Канарских островов.

Главный капитан флота отказался от рекомендации португальских лоций и, дойдя до широты Гвинейского залива, его каравеллы повернули на юго-запад. Решение флагмана вызвало недовольство Хуана де Картахены, родственника короля, капитана «Сан-Антоньо», назначенного Карлом V инспектором экспедиции. Как только флотилия пересекла экватор, инспектор заявил, что Фернан Магеллан нарушает королевские инструкции. Горячий спор закончился приказом об аресте инспектора.

Картахена затаил обиду.

От экватора Магеллан повернул к «Земле Святого Креста» (Бразилия), и 13 декабря 1519 года флот бросил якорь в великолепной гавани Санта-Люсия, известной теперь под именем Рио-де-Жанейро. Впрочем, Магеллан был не первым европейцем, посетившим эту бухту, как долго полагали историки. С 1507 по 1510 год в букте Санта-Люсия жил один из спутников Магеллана, Жуан Лопиш Карвалью. На корабле «Консепсион» плыл вместе с ним в качестве юнги его десятилетний сын, рожденный женщиной бразильского племени тамажу.

Бывали в этой бухте и другие португальские моряки.

10 января каравеллы вошли в устье Ла-Платы. На карту местности впервые наносится наименование «Монтвиди» (ныне здесь расположена столица Уругвая — Монтевидео).

Великий первооткрыватель Магеллан лихорадочно ищет пролив в Южное море. Но ни Ла-Плата, ни залив Сан-Матиас не оправдали надежд экспедиции. Когда тщательные поиски пролива в этом месте не увенчались успехом, Магеллан повел свои корабли еще дальше к югу. По пути моряки заходили во все бухты, надеясь найти этот пролив, и охотились на пингвинов, несмотря на то, что мясо этих пернатых жестко и малопитательно.

Капитан решил укрыться на зимовку в гавани Сан-Хулиан.

Ирония судьбы: мореплаватели находились буквально рядом с проливом, который искали.

Предвидя продолжительность зимовки и не надеясь пополнить съестные припасы в этой суровой стране, Магеллан приказал экономить провизию и установить для людей строгий рацион. Необходимо было дотянуть до весны, не подвергая экипаж большим лишениям, чтобы потом добраться до более плодородных мест. Но эта мера усилила недовольство матросов, и несколько офицеров, стоявших на стороне Хуана де Картахены, решили вызвать возмущение.

В бухте Сан-Хулиан оказалось мало пресной воды.

Матросов угнетала эта унылая, безжизненная местность. Поэтому в середине мая, несмотря на дурную погоду, Магеллан послал к югу на разведку корабль «Сант-Яго» во главе с капитаном Серраном. Через несколько дней испанцы открыли под 50° южной широты реку Санта-Крус. 22 мая поднялась сильная буря, и корабль разбило о прибрежные скалы. Весь экипаж уцелел, за исключением одного матроса.

‘ + content_h1 + ‘

Потерпевшие крушение с величайшим трудом добрались до бухты Сан-Хулиан, после чего Серран был назначен капитаном на «Консепсион».

После этой неудачной попытки Магеллан решил ждать улучшения погоды. Только 24 августа флотилия покинула бухту Сан-Хулиан. Достигнув реки Санта-Крус, корабли простояли здесь около двух месяцев. Испанцы отдохнули, запаслись дровами и пополнили, насколько это было возможно, съестные припасы. С наступлением весны Магеллан повел корабли еще дальше к югу.

Следуя вдоль береговой полосы, он тщательно исследовал все излучины в поисках вожделенного пролива.

Однако дальнейшее путешествие складывалось уже не так удачно. Корабли Магеллана попали в полосу антарктических штормов. Команда уже готова была свергнуть капитана, который завёл их на «край света», но благодаря силе и хитрости Ф.Магеллану удалось подавить мятеж и восстановить порядок.

Надо было обладать волевыми качествами, чтобы продолжать плавание с людьми, готовыми ради собственной выгоды на любые предательства.

В пролив вошли только три судна: одно погибло, другое изменнически оставило Магеллана и возвратилось в Испанию. Пролив был пройден в полтора месяца и 16-го ноября суда Магеллана уже плыли по Тихому океану.

Именно настойчивость капитана флотилии привела к открытию прохода из Атлантики в Южное море.

На 52 южной параллели открылась широкая выемка, разведка, состоявшая из двух судов, подтвердила, что это не река — везде была соленая вода.

Отныне новый морской путь на восток был проложен, и надежды Магеллана сбылись. Однако эпопея на этом не закончилась. Самые большие трудности и трагические события были еще впереди.

В необъятном океане капитан ни разу не встретился со штормом. Океан был удивительно тихим и спокойным.

Его назвали «Пасифико»- «Тихий», «Мирный». В XVII веке это имя окончательно утвердилось вместо названия «Южное море».

Жестокий голод и болезни преследовали путешественников. Запасы провизии подходили к концу, большая часть команды была больна цингой. Девятнадцать человек умерло, около тридцати надолго выбыли из строя, измученные страшной болезнью.

Все считали себя обреченными на смерть. За три месяца и двадцать дней корабли прошли четыре тысячи лиг, но кругом расстилалась все та же беспредельная водная пустыня. За это время лишь однажды мореплаватели натолкнулись на скалистые, бесплодные островки, получившие название Несчастных островов, так как там не нашлось ничего, что могло бы поддержать силы голодных людей.

Многие уже не надеялись живыми увидеть землю.

Больше трёх месяцев корабли провели в Тихом океане, прежде чем 4 марта 1521 г. на горизонте показалась земля. Это были острова ранее не известного Филиппинского архипелага. Здесь команде удалось пополнить свои запасы. Испанцы были здесь хорошо встречены туземцами, один из вождей которых, Зебу, принял христианство и подданство испанского короля.

Магеллан принял участие в войне этого вождя против других и 27 апреля 1521года пал в битве, с 56 испанцами. Так погиб великий мореплаватель Магеллан.

После этого Зебу изменил испанцам и часть их изменнически умертвил. Остальные подняли якорь и, сжегши один из кораблей, отплыли в море.Из пяти кораблей, отправившихся в плавание, только два судна закончили миссию Фернана Магеллана — они увидели Острова Пряностей, находившиеся на Молуккском архипелаге.

Нагруженные пряностями корабли отправились в обратный путь. «Тринидад» пошел к берегам Панамы через Тихий океан, «Виктория» — через Индийский и Атлантический океан в Испанию. Шесть месяцев скитался корабль «Тринидад» в водах Тихого океана и вынужден был вернуться к Молуккским островам. Матросов захватили в плен, где они умерли в тюрьмах и на плантациях.

Каравелла «Виктория» же, выдержав жестокую бурю у мыса Доброй Надежды, вошла в Атлантический океан.

И только 6 сентября 1522 года в аванпорту Севильи, жители Санлукар-де-Баррамеда увидели одинокую каравеллу. Причалив, на берег сошло 18 изможденных человек – это были остатки экспедиции Фернана Магеллана.

Путешествие Фернана Магеллана считается одним из величайших событий XVI века. Эта экспедиция окончательно доказала, что планета действительно имеет форму шара, а моряки стали первыми людьми, которые смогли совершить кругосветное путешествие.

Впервые европейцы пересекли самый большой из океанов — Тихий, открыв проход из Атлантики.

Открыты все побережье Южной Америкк к югу от Ла-Платы, Магелланов пролив, Патагонская Кордильера, остров Гуам и Филиппинские острова.Кроме того, экспедиция выяснила, что большую часть поверхности земли занимает не суша, как думал Колумб и другие, а океаны. Именем Магеллана названы два звездных скопления Большие и Малые Магеллановы облака и пролив (Рисунок ниже).

Кругосветное путешествие Магеллана (более качественный рисунок маршрута Магелланасмотри тут).

Все морские путешествия Фернана Магеллана описал историограф и участник экспедиции Антонио Пифачетта, участвовавшим в качестве волонтера в экспедиции Магеллана; издание было переведено на французский язык (3 издания) и итальянский; на английском есть издание "First voyage round the World by Magellan" (1874).
См.

так же: Первые мореплаватели и путешественники

Фернан Магеллан (1470-1521) - португальский мореплаватель. Первым совершил кругосветное плавание и пересек океан, названный им Тихим. Доказал наличие единого Мирового океана и предоставил практическое свидетельство того, что Земля имеет форму шара.

Родился в Португалии в дворянской семье.

В 1517 г. он переехал в Испанию и принял испанское подданство. Еще папа Александр VI, разделив Землю меридианом, повелел все земли (и известные, и еще не открытые) к западу от Канарских островов считать собственностью Испании. Это обстоятельство и стало важным поводом для продвижения на запад.

Была организована экспедиция из пяти судов («Тринидад», «Сан-Антонио», «Сантьяго», «Консепсион» и «Виктория») под руководством Магеллана, которая вышла в море по направлению к Рио-де-Жанейро.

Продвигаясь к югу материка, он открыл все атлантическое побережье Южной Америки. Двигались только днем, чтобы не пропустить пролив.

В марте экспедиции пришлось встать на зимовку в удобной бухте. В ту же ночь на кораблях начался бунт во главе с командирами кораблей: трудности и лишения, выпавшие на их долю, очень озлобили людей.

Первое кругосветное путешествие Фернана Магеллана

Бунт был жестоко подавлен самим Магелланом, и в начале октября флот направился к югу. В октябре того же года, к югу от Ла-Платы, обогнули материк и вошли в залив, названный в честь Святого Юлиана. Примерно месяц он обследовал его, но прохода в Южное море не обнаружил. На берегу пролива экспедиция однажды увидела огни костров и Магеллан назвал место Огненной Землей.

Вскоре экспедиция подошла к восточному устью пролива, которое носит теперь его имя.

Но в пролив вошли только три судна: один корабль погиб, команда судна «Сан-Антонио» дезертировала, вернувшись в Испанию. Командир корабля оклеветал Магеллана, рассказав королю о якобы его измене. Через полтора месяца экспедиция вышла в Тихий океан.

При пересечении Атлантики мореплаватель использовал впервые свою систему сигнализации, и корабли его флотилии ни разу не потеряли друг друга из виду.

На оставшихся трех кораблях Магеллан вышел в неизвестный океан, обогнул Америку с юга по открытому им проливу. Так как погода в это время была очень хорошей, он назвал океан Тихим. Почти 4 месяца продолжалось плавание, за время которого людям приходилось питаться сухарной пылью, смешанной с червями, пить гнилую воду, есть воловьи кожи, древесные опилки и корабельных крыс. Вскоре начались голод и цинга, многие умирали. Пересекая океан, он прошел не менее 17 тыс. км, но открыл лишь два островка - один в архипелаге Туамоту, другой - в группе Лайн.

Десять дней спустя экспедиция Магеллана достигла Филиппинских островов (1521). Отряд был хорошо встречен населением, а один из местных вождей - Зебу - даже принял христианство и испанское подданство. После этого Магеллан вмешался в распри местных племен и погиб в одной из стычек с туземцами. Зебу же, изменив испанцам, умертвил часть из них. Оставшиеся в живых члены экипажа сбежали на свои корабли и вышли в море.

На трех судах осталось всего 115 человек - людей не хватало, и судно «Консепсион» пришлось сжечь.

Несколько месяцев корабли блуждали в поисках островов пряностей. У острова Тидоре испанцы дешево купили много гвоздики, мускатного ореха и т. д. и разделились: «Виктория» с капитаном Хуаном Элькано двинулась на запад вокруг Африки, а «Тринидад», нуждавшийся в ремонте, остался.

Капитан Элькано, боясь встречи с португальцами, держался значительно южнее обычных путей. Он первым прошел по центральной части Индийского океана и, открыв лишь остров Амстердам, доказал, что «южный» материк не достиг этой широты. 6 сентября 1522 г. «Виктория» завершила кругосветное путешествие и возвратилась домой, чуть позже вернулся «Тринидад». Но на нем привезли столько пряностей, что их продажа компенсировала потерю остальных кораблей.

Путешествие Магеллана считается одним из величайших событий XVI в.: отправившиеся на запад экспедиции, вернулись обратно с востока и доказали таким образом, что Земля имеет форму шара; впервые европейцы пересекли самый большой из океанов - Тихий, открыв проход из Атлантики.

Кроме того, экспедиция выяснила, что значительно большую часть поверхности земли занимает не суша, как думали Колумб и его современники, а океаны. Именем Магеллана названы два звездных скопления (Большие и Малые Магеллановы облака) и пролив.

Все путешествия Магеллана описал историограф и участник экспедиции Антонио Пифачетта.

21. Итоги ВГО .

В результате ВГО была подтверждена шарообразность земли и единство мирового океана.

Были открыты континенты и страны, уточнились ландшафтные параметры и эконмические возможности ранее известных восточных стран, прежде всего Китая и Индии.

Появилась новая информация о ресурсах, возможностях двух Америк и островных территорий.

ВГО ускорили процесс первоначального накопления капиталов, а также положили начало колониальной торговли и политики. В колониях одним из источников первоначального накопления капитала стало внеэкономическое принуждение – рабство.

Христофор Колумб в самом начале эпохи создал систему энкомьендо (Рабовладельческие плантации):

— Рабство получило широкое распространение на золотых и серебряных рудниках.

— Революция цен, которая дополнительно углубила разницу в темпах развития капитализма в разных странах Западной Европы.

Дата публикования: 2015-02-03; Прочитано: 595 | Нарушение авторского права страницы

studopedia.org — Студопедия.Орг — 2014-2018 год.(0.001 с)…

Поражают открытия русских путешественников. Приведём в хронологическом порядке краткие описания семи наиболее значимых кругосветных путешествий наших соотечественников.

Первое русское кругосветное путешествие — Кругосветная экспедиция Крузенштерна и Лисянского

Иван Федорович Крузенштерн и Юрий Федорович Лисянский были боевыми русскими моряками: оба в 1788–1790 гг. участвовали в четырех сражениях против шведов. Плавание Крузенштерна и Лисянского - это начало новой эры в истории русского мореплавания.

Экспедиция стартовала из Кронштадта 26 июля (7 августа) 1803 года под руководством Ивана Федоровича Крузенштерна, которому было 32 года. В составе экспедиции были:

  • Трёхмачтовый шлюп «Надежда». Общая численность команды 65 человек. Командир — Иван Федорович Крузенштерн.
  • Трёхмачтовый шлюп «Нева». Общая численность команды корабля – 54 человека. Командир — Лисянский Юрий Федорович.

Матросы все до одного были русские – таково было условие Крузенштерна

В июле 1806 года с разницей в две недели «Нева» и «Надежда» вернулись на Кронштадтский рейд, совершив всё путешествие в 3 года 12 дней . Оба этих парусника, как и их капитаны, стали знамениты на весь мир. Первая русская кругосветная экспедиция имела огромное научное значение мирового масштаба.
По итогам экспедиции было выпущено множество книг, именами знаменитых капитанов названы около двух десятков географических пунктов.


Слева — Иван Фёдорович Крузенштерн. Справа -Юрий Фёдорович Лисянский

Описание экспедиции было напечатано под заглавием «Путешествие вокруг света в 1803, 1804, 1805 и 1806 годах на кораблях «Надежда» и «Нева», под начальством капитан-лейтенанта Крузенштерна», в 3 томах, с атласом из 104 карт и гравированных картин, и было переведено на английский, французский, немецкий, голландский, шведский, итальянский и датский языки.

И теперь, отвечая на вопрос: «Кто из русских первым совершил кругосветное путешествие?» , Вы без труда ответите.

Открытие антарктиды — кругосветная экспедиция Фаддея Беллинсгаузена и Михаила Лазарева


Работа Айвазовского «Ледяные горы в Антарктиде», написана на основе воспоминаний адмирала Лазарева

В 1819 г. после длительной и очень тщательной подготовки из Кронштадта отправилась в дальнее плавание южная полярная экспедиция в составе двух военных шлюпов - «Восток» и «Мирный». Первым командовал Фаддей Фаддеевич Беллинсгаузен, вторым - Михаил Петрович Лазарев. Экипаж судов состоял из опытных, бывалых моряков. Предстоял долгий путь в неведомые страны. Перед экспедицией поставили задачу как полно дальше проникнуть на юг, чтобы окончательно разрешить вопрос о существовании Южного материка.
Участники экспедиции пробыли в плавании 751 день, прошли более 92 тысяч километров. Были открыты 29 островов и один коралловый риф. Собранные ею научные материалы дали возможность составить первое представление об Антарктиде.
Русские моряки не только открыли огромный материк, расположенный вокруг Южного полюса, но и провели важнейшие исследования в области океанографии. Эта отрасль пауки в то время только зарождалась. Ф. Ф. Беллинсгаузен впервые правильно объяснил причины, вызывающие морские течения (например, Канарское), происхождение водорослей Саргассова моря, а также коралловых островов в тропических областях.
Открытия экспедиции оказались крупным достижением русской и мировой географической науки того времени.
И так 16 (28) января 1820 года считается — днём открытия Антарктиды . Беллинсгаузен и Лазарев, несмотря на плотные льды и туманы, прошли вокруг Антарктиды на широтах от 60° до 70° и неопровержимо доказали существование земли в районе южного полюса.
Поразительно, доказательство существования Антарктиды сразу было признано как выдающееся географическое открытие. Однако потом ученые еще более ста лет спорили, что же было открыто. Был ли это материк, или всего лишь группа островов, покрытая общей шапкой льда? Сам Беллинсгаузен ни разу не говорил об открытии материка. Окончательно подтвердить материковый характер Антарктиды удалось только в середине XX века в результате длительных исследований с использованием сложных технических средств.

Кругосветное путешествие на велосипеде

1913 года 10 августа произошёл в Харбине финиш кругосветки на велосипеде, которую проехал русский спортсмен 25-ти лет Онисим Петрович Панкратов.

Это путешествие продолжалось 2 года 18 дней. Панкратовым был выбран довольно сложный маршрут. Страны почти всей Европы входили в него. Покинув Харбин в июле месяце 1911 года, мужественный велосипедист в конце осени прибыл в Петербург. Затем его путь пролегал по Кенигсбергу, Швейцарии, Италии, Сербии, Турции, Греции и опять по Турции, Италии, Франции, Южной Испании, Португалии, Северной Испании и снова по Франции.
Власти Швейцарии посчитали Панкратова сумасшедшим. Никто бы не решился проделать путь на велосипеде по засыпанным снегом скалистым перевалам, которые доступны только опытным альпинистам. Преодоление гор велосипедисту стоило не малых усилий. Он и Италию пересёк, проехал и Австрию, и Сербию, и Грецию и Турцию. Спать ему приходилось просто под звёздным небом, из еды у него нередко была только вода и хлеб, но он всё равно не прекращал путешествие.

Переплыв судном Па-де-Кале, спортсмен на велосипеде пересёк Англию. Потом, так же на судне попав в Америку, опять сел на велосипед и проехал весь американский материк придерживаясь маршрута Нью-Йорк ─ Чикаго ─ Сан-Франциско. А оттуда судном в Японию. Затем пересёк на велосипеде Японию и Китай, после чего Панкратов добрался до первоначального пункта грандиозного своего маршрута ─ Харбина.

На велосипеде было пройдено расстояние больше 50 тысяч километров.Проделать такое путешествие вокруг земли Онисиму предложил его отец

Кругосветное путешествие Панкратова современниками было названо великим. Велосипед «Грицнер» помог ему совершить кругосветку, за время путешествия Онисиму пришлось поменять 11 цепей, 2 руля, 53 покрышки, 750 спиц и др.

Вокруг Земли — первый космический полёт


В 9 час. 7 мин. по московскому времени с космодрома Байконур в Казахстане поднялся космический корабль-спутник «Восток». Совершив полет вокруг земного шара, он через 108 минут благополучно вернулся на Землю. На борту корабля находился летчик-космонавт майор .
Вес космического корабля-спутника 4725 килограммов (без учета последней ступени ракеты-носителя), общая мощность двигателей ракеты 20 миллионов лошадиных сил.

Первый полёт проходил в автоматическом режиме, при котором космонавт был как бы пассажиром корабля. Тем не менее, в любой момент он мог переключить корабль на ручное управление. На протяжении всего полета с космонавтом поддерживалась двухсторонняя радиосвязь.


На орбите Гагарин провёл простейшие эксперименты: пил, ел, делал записи карандашом. «Положив» карандаш рядом с собой, он случайно обнаружил, что тот моментально начал уплывать. Из этого Гагарин сделал вывод, что карандаши и прочие предметы в космосе лучше привязывать. Все свои ощущения и наблюдения он записывал на бортовой магнитофон.
После успешного проведения намеченных исследований и выполнения программы полета в 10 час. 55 мин. по московскому времени корабль-спутник «Восток» совершил благополучную посадку в заданном районе Советского Союза — близ деревня Смеловка Терновского района Саратовской области.

Первыми людьми, которые встретили космонавта после полёта, оказались жена местного лесника Анна (Анихайят) Тахтарова и её шестилетняя внучка Рита. Вскоре к месту событий прибыли военные из дивизиона и местные колхозники. Одна группа военных взяла под охрану спускаемый аппарат, а другая повезла Гагарина в расположение части. Оттуда Гагарин по телефону отрапортовал командиру дивизии ПВО:

Прошу передать главкому ВВС: задачу выполнил, приземлился в заданном районе, чувствую себя хорошо, ушибов и поломок нет. Гагарин

Обгоревший спускаемый модуль «Востока-1» сразу же после приземления Гагарина прикрыли тканью и увезли в подмосковные Подлипки на режимную территорию королевского ОКБ-1. Позже он стал главным экспонатом в музее выросшей из ОКБ-1 ракетно-космической корпорации «Энергия». Музей долгое время был закрытым (попасть в него было можно, но достаточно сложно - только в составе группы, по предварительному письму), в мае 2016 гагаринский корабль стал общедоступен, в составе выставки.

Первое кругосветное плавание подводной лодки без всплытия

12 февраля 1966 года - стартовал успешный кругосветный поход двух атомных подводных лодок Северного флота. При этом весь путь, протяженность которого превысила длину экватора, наши лодки прошли в подводном положении, не всплывая даже в малоизученных районах Южного полушария. Героизм и мужество советских подводников имели выдающееся общегосударственное значение и стали продолжением боевых традиций подводников Великой Отечественной войны.

Было пройдено 25 тысяч миль и проявлена при этом высшая степень скрытности, длительность плавания заняла 1,5 месяца

Для участия в походе были выделены две подводные лодки серийного производства без каких-либо доработок. Ракетная лодка К-116 проекта 675 и вторая лодка К-133 проекта 627А, имеющая торпедное вооружение.

Помимо огромного политического значения, это была впечатляющая демонстрация научно-технических достижений и военной мощи государства. Поход показал, что весь Мировой океан стал глобальной стартовой площадкой для наших атомных подводных лодок, вооруженных как крылатыми, так и баллистическими ракетами. Одновременно он открывал новые возможности для маневра силами между Северным и Тихоокеанским флотами. В более широком плане можно сказать, что в разгар «холодной войны» историческая роль нашего флота заключалась в том, чтобы изменить стратегическую обстановку в Мировом океане, и первыми это сделали советские подводники.

Первое и единственное в истории одиночных кругосветок плавание, совершённое на прогулочном швертботе длиной 5,5 метра


7 июля 1992 года Евгений Александрович Гвоздёв на яхте «Лена» (класс «микро», длина всего 5,5 метров) из Махачкалы отправился в своё первое одиночное кругосветное плавание. 19 июля 1996 года путешествие было благополучно окончено (составило 4 года и две недели). Этим был установлен мировой рекорд - первое и единственное в истории одиночных кругосветок плавание, совершённое на обычном прогулочном швертботе. Евгений Гвоздев отправился в долгожданное кругосветное путешествие когда ему было 58 лет.

Удивительно то, что на судне не было вспомогательного двигателя, рации, автопилота и плиты. Зато был заветный «паспорт моряка», который новые российские власти выдали яхтсмену после года борьбы. Этот документ не только помог Евгению Гвоздеву пересечь границу в нужную ему сторону: в дальнейшем Гвоздев путешествовал без денег и без виз.
В своём путешествии наш герой пережил сильнейший психологический шок после столкновения с вероломными сомалийскими «партизанами», которые на мысе Рас-Хафун ограбили его подчистую и едва-едва не расстреляли.

Все его первое кругосветное путешествие можно охарактеризовать одним словом: «вопреки». Слишком уж мизерным был сам шанс выжить. Сам же Евгений Гвоздев видит мир по иному: это мир, похожий на единое братство добрых людей, мир полного бескорыстия, мир без препон для глобального обращения…

На воздушном шаре вокруг Земли — Фёдор Конюхов

Фёдор Конюхов первым в мире облетел Землю на воздушном шаре (с первой попытки). Всего было сделано 29 попыток, и только три из них оказались успешными. Во время путешествия Федор Конюхов установил несколько мировых рекордов, главный из которых – длительность перелета. Путешественнику удалось облететь вокруг Земли примерно за 11 дней, 5 часов и 31 минуту.
Шар представлял собой двухуровневую конструкцию, сочетающую использование гелия и солнечной энергии. Его высота – 60 метров. Внизу была прикреплена гондола, оснащённая лучшими техническими приборами, откуда Конюхов и пилотировал судно.

Подумал, что столько грехов совершил, что сгорю не в аду, а здесь

Путешествие проходило при экстремальных условиях: температура опускалась до –40 градусов, аэростат попадал в зону сильной турбулентности с нулевой видимостью, а также проходил циклон с градом и сильным ветром. Из-за сложных погодных условий несколько раз выходила из строя техника и Федору приходилось вручную устранять неполадки.

За 11 суток полёта Фёдор почти не спал. По его словам, даже минутная расслабленность могла привести к необратимым последствиям. В минуты, когда бороться со сном было уже невозможно, он брал разводной ключ и садился над железной тарелкой. Как только глаза закрывались, рука отпускала ключ, тот падал на тарелку, производя шум, отчего воздухоплаватель мгновенно просыпался. Под конец пути эту процедуру он проделывал регулярно. Он чуть не взорвался на огромной высоте, когда по ошибке начал мешать различные виды газа. Хорошо, что успел отрезать воспламенённый баллон.
По ходу всего маршрута авиадиспетчеры различных аэропортов всего мира как могли помогали Конюхову, очищая для него воздушное пространство. Так он пролетел Тихий океан за 92 часа, переправился через Чили и Аргентину, обогнул грозовой фронт над Атлантикой, прошёл мыс Доброй надежды и благополучно вернулся в Австралию, откуда и начал своё путешествие.

Фёдор Конюхов:

Я облетел Землю за 11 дней, она очень маленькая, её надо беречь. У нас об этом нет и мысли, мы, люди, только воюем. Мир настолько красив – исследуй его, познавай

Фернaн Магеллaн (Фернан де Магальянш) - португальский (испанский) мореплаватель обогнувший на своем коробле "Виктория" вокруг Земли, причем как говорит официальная история сделал это первым. В честь него даже назвали один пролив.
Итак Фернaн Магеллaн человек, командовал первой экспедицией, которая совершила первое кругосветное путешествие вокруг Земли. Нужно понимать одно, что только официальные версии и источники дошедшие до нас, возможно были еще экспедиции и раньше. Но исторически подтвержденное кругосветное путешествие только Фернaна Магеллaна.
Кругосветная экспедиция готовилась несколько лет и 20 сентября 1519 года эскадра состоящая из 5 кораблей и 256 человек во главе с Магелланом вышла из порта Санлукар-де-Баррамеда (устье реки Гвадалквивир) и двинулась в направлении Южной Америки и 29 ноября эскадра достигла берегов Бразилии.
6 марта 1521 года эскадра увидела остров Гуам самый большой остров из архипелага Марианских островов, который сейчас принадлежит США, именно рядом с ним и находится самое глубокое место на Земле - Марианская впадина . На то момент остров уже был населен. О подробностях нахождения Магеллана на острове писать нет смысла, говорят, большая часть это рассказа вымысел.
Далее были сегодняшние Филиппины, где 7 апреля 1521 года флотилия вошла в порт острова Себу, Филиппины.
27 апреля на острове Мактан на Филиппинах Магелан погиб, от рук восставших филиппинцев.
Далее были Молуккские острова и возможная покупка пряностей.
Обратно добрался только корабль "Виктория" под руководством Хуана Себастьяна Элькано, который с трудом обогнула мыс Доброй Надежды и потом два месяца пряммы ходом пошла на северо-запад вдоль Африканского побережья к Испании.
И 6 сентября 1522 года «Виктория» добралась все-таки до Испании прибыв в Севилью. На единственном оставшемся корабле было восемнадцать выживших членов экипажа. Позже, в 1525 году, ещё четверо из 55 членов команды корабля Тринидад были доставлены в Испанию. Потом были выкуплены и вернулись члены команды корабля «Виктории», которые были схвачены португальцами во время вынужденной стоянки в июле на островах Зелёного Мыса в Португалии.

А цель путешествия Магеллана по рассказам историков была банальна и проста он не хотел быть первооткрыватель или первым человеком отправившимся в кругосветной путешествие, он просто поехал за пряностями: перец, корица и другие растущие на Молуккских островах в Тихом океане.
Но есть более здравое рассуждение по этому поводу в то время имело ценность бронза, а ее в свою очередь нельзя получить без олова, вот именно за ловом и поехал Фернан Магеллан. Поплыл он не только Молуккским островам, а также в Малайзию, где на побережье в пляжных песках и было олово. Также оловянная руда была в Йемене, Сингапуре. Поэтому по другой версии историков этот причина путешествия была более рациональна, чем например пряности.

Карта кругосветного путешествия Фернана Магеллана 1519 -1522

Современная копия корабля "Виктория" Фернана Магеллана

Документальный фильм BBC в лучших традициях о путешествии Фернана Магеллана

Он навсегда положил конец спорам о форме нашей планеты, предоставив практическое свидетельство ее шарообразности. Благодаря ему ученые, наконец, получили возможность определить истинные размеры Земли не умозрительно, а на основании неопровержимых данных.

В марте 1518 г. в Севилью в Совет Индии явились Фернан Магеллан и Руй Фалейру, португальский астроном, и заявили, что Молукки - важнейший источник португальского богатства - должны принадлежать Испании, так как находятся в западном, испанском полушарии (по договору 1494 г.), но проникнуть к этим «Островам пряностей» нужно западным путем, чтобы не возбудить подозрений португальцев, через Южное море, открытое и присоединенное Бальбоа к испанским владениям. И Магеллан убедительно доказывал, что между и Южным морем должен быть пролив к югу от Бразилии. Магеллан и Фалейру потребовали сначала тех же прав и преимуществ, какие были обещаны Колумбу. После долгого торга с королевскими советниками, выговорившими себе солидную долю ожидаемых доходов и уступок со стороны португальцев, с ними был заключен договор: Карл 1 обязался снарядить пять кораблей и снабдить экспедицию припасами на два года. Перед отплытием Фалейру отказался от предприятия, и Магеллан стал единоличным начальником экспедиции. Он поднял адмиральский флаг на «Тринидаде». Капитанами остальных судов были назначены испанцы: Хуан Картахена - «Сан-Антонио»; Гаспар Кесада - «Консепсьон»; Луис Мендоса - «Виктория» и Хуан Серрано - «Сантьяго». Штатный состав этой флотилии исчислялся в 293 человека, на борту находились еще 26 внештатных членов экипажа, среди них молодой итальянец Антонио Пигафетга, историк экспедиции. Поскольку он не был ни моряком, ни географом, очень важным первоисточником служат записи в судовых журналах, которые Франсиско Альбо, помощник штурмана, вел на «Тринидаде». В первое кругосветное плавание отправился интернациональный коллектив: кроме португальцев и испанцев в его состав вошли представители более 10 национальностей из разных стран Западной Европы.

Флотилия вышла из порта Сан-Лукар в устье Гвадалквивира 20 сентября 1519г. При переходе через океан Магеллан выработал хорошую систему сигнализации, и разнотипные корабли его флотилии ни разу не разлучались.

26 сентября флотилия подошла к Канарским островам, 29 ноября достигла побережья Бразилии, 13 декабря - бухты Гуанабара, а 26 декабря - Ла-Платы. Штурманы экспедиции были лучшими в то время: они определяли широты, вносили коррективы в карту уже известной части материка. Так, мыс Кабу-Фриу, по их определению, находится не у 25° ю. ш., а у 23°. Магеллан около месяца обследовал оба низменных берега Ла-Платы; продолжив открытие равнинной территории Пампы, начатое Жуаном Лижбоа и Хуаном Солисом, главным пилотом Кастилии, он послал «Сантьяго» вверх по Паране и, конечно, не нашел прохода в Южное море. Далее простиралась неведомая, малонаселенная земля. И Магеллан, боясь пропустить вход в неуловимый пролив, 2 февраля 1520 г. распорядился сняться с якоря и двигаться как можно ближе к побережью только днем, а к вечеру останавливаться. На стоянке 13 февраля в обнаруженном им большом заливе Баия-Бланка флотилия выдержала ужасающую грозу, во время которой на мачтах судов появились огни Святого Эльма - электрические разряды в атмосфере, имеющие форму светящихся кистей. 24 февраля Магеллан открыл другой крупный залив - Сан-Матиас, обогнул выявленный им полуостров Вальдес и укрылся на ночь в небольшой гавани, которую назвал Пуэрто-Сан-Матиас (залив Гольфо-Нуэво на наших картах). Южнее, в районе устья реки Чубут, 27 февраля флотилия наткнулась на огромное скопление пингвинов и южных морских слонов. Для пополнения запасов пищи Магеллан направил к берегу лодку, но неожиданно налетевший шквал отбросил суда в открытое море. Оставшиеся на берегу матросы, чтобы не погибнуть от холода, укрылись телами убитых животных. Забрав «заготовителей», Магеллан двинулся к югу, преследуемый штормами, обследовал еще один залив, Сан-Хорхе, и провел шесть штормовых дней в узкой бухте. 31 марта он решил зимовать в бухте Сан-Хулиан. Четыре корабля вошли в бухту, а «Тринидад» стал на якоре у входа в нее. Офицеры-испанцы хотели заставить Магеллана «выполнить королевские инструкции»: повернуть к мысу Доброй Надежды и восточным путем пройти к Молуккам. В ту же ночь начался бунт. Магеллан обошелся с капитанами-бунтовщиками круто: он приказал отрубить голову Кесаде, четвертовать труп Мендосы, высалить на пустынный берег Картахену вместе с заговорщиком-священником, а остальных бунтовщиков пощадил.

В начале мая адмирал послал «Сантьяго» на юг на разведку, но корабль разбился о скалы у реки Санта-Крус и команде его с трудом удалось спастись. 24 августа флотилия вышла из бухты Сан-Хулиан и достигла устья Санта-Крус, где пробыла до середины октября. 18 октября флотилия двинулась на юг вдоль патагонского берега, который образует на этом участке широкий залив Баия-Гранде. Перед выходом в море Магеллан заявил капитанам, что будет искать проход в Южное море и повернет на восток, если не найдет пролива до 75° ю. ш., т. е. он сам сомневался в существовании «Патагонского пролива» (так называл его Магеллан), но хотел продолжать предприятие до последней возможности. Залив или пролив, ведущий на запад, был найден 21 октября 1520 г. после того, как Магеллан открыл неизвестное ранее Атлантическое побережье Южной Америки на протяжении около 3,5 тыс. км. Обогнув мыс Дев (Кабо-Вирхенес), адмирал выслал вперед два корабля, чтобы выяснить, существует ли на западе выход в открытое море. Ночью поднялся шторм, который длился два дня. Посланным кораблям грозила гибель, но в самый тяжелый момент они заметили узкий пролив, устремились туда и оказались в сравнительно широкой бухте; по ней они продолжили путь и увидели другой пролив, за которым открылась новая, более широкая бухта. Тогда капитаны обоих кораблей - Мишкита и Серрано - решили вернуться и доложить Магеллану, что, видимо, нашли проход, ведущий в Южное море. Однако до выхода в Южное море было еще далеко: Магеллан послал на разведку «Сан-Антонио» и «Консепсьон». Моряки вернулись «через три дня с известием, что видели мыс и открытое море». Адмирал прослезился от радости и назвал этот мыс «Желанный».

«Тринидад» и «Виктория» вошли в юго-западный канал, простояли там на якоре четыре дня и вернулись назад для соединения с двумя другими кораблями, но там был только «Консепсьон»: на юго-востоке он зашел в тупик - в залив Баия-Инутиль - и повернул обратно. «Сан-Антонио» на обрат ном пути попал в другой тупик. Офицеры, не застав на месте флотилию, ранили и заковали в кандалы Мишкиту и в конце марта 1521 г. вернулись в Испанию. Чтобы оправдать себя, дезертиры обвинили Магеллана в измене, и им поверили: Мишкита был арестован, семья Магеллана лишена казенного пособия. Адмирал не знал, при каких обстоятельствах исчез «Сан-Антонио». Он полагал, что корабль погиб, так как Мишкита был его испытанным другом. Следуя вдоль северного берега сильно сузившегося «Патагонского пролива», он обогнул самую южную точку южноамериканского континента - мыс Фроуард (на полуострове Брансуик, 53с54′ ю. ш.) и еще пять дней (23 - 28 ноября) вел три корабля на северо-запад будто по дну горного ущелья. Высокие горы (южное окончание Патагонской Кордильеры) и голые берега, казалось, были безлюдны, но на юге днем виднелись дымки, а по ночам - огни костров. И Магеллан назвал эту южную землю, размеров которой он не знал, «Земля Огня» (Тьерра-дель-Фуэго). На наших картах она именуется Огненной Землей. Через 38 дней, после того как Магеллан нашел атлантический вход в пролив, действительно соединяющий два океана, он прошел мыс «Желанный» (теперь Пилар) у тихоокеанского выхода из Магелланова пролива (около 550 км).

28 ноября 1520 г. Магеллан вышел из пролива в открытый океан и повел оставшиеся три корабля сначала на север, стараясь поскорее покинуть высокие широты и держась примерно в 100 км от скалистого побережья. I декабря он прошел близ полуострова Тайтао, а затем суда удалились от материка - 5 декабря максимальное расстояние составило 300 км. 12 - 15 декабря Магеллан вновь довольно близко подошел к берегу и не менее чем в трех точках видел высокие горы - Патагонскую Кордильеру и южную часть Главной Кордильеры. От острова Моча суда повернули на северо-запад, а 21 декабря - на запад-северо-запад. Нельзя, конечно, говорить, что во время своего 15-дневного плавания на север от пролива Магеллан открыл побережье Южной Америки на протяжении 1500 км, но он по крайней мере доказал, что западный берег материка до широты острова Моча имеет почти меридиональное направлением.

Пересекая , флотилия Магеллана прошла не менее 17 тыс. км, из них большую часть в водах Южной Полинезии и Микронезии, где разбросано бесчисленное множество небольших островов. Поразительно, что при этом моряки встретили за все время лишь «два пустынных островка, на которых нашли одних только птиц да деревья». Историки недоумевают, почему Магеллан пересек экватор и зашел за 10° с. ш., - он же знал, что Молукки находятся у экватора. И именно там лежит Южное море, уже известное испанцам. Возможно, Магеллан хотел убедиться, действительно ли оно является частью новооткрытого океана. 6 марта 1521 г. на западе, наконец, появились два обитаемых острова (Гуам и Рота, самые южные из группы Марианских).

15 марта 1521 г., пройдя на запад еще около 2 тыс. км, моряки увидели встающие из моря горы - это был остров Самар восточно-азиатской группы островов, позднее названных Филиппинами. Магеллан тщетно искал место для якорной стоянки - берег острова был скалистый, и суда продвинулись немного на юг, к островку Сиаргао, близ южной оконечности острова Самар, и там провели ночь. Длина пути, пройденного Магелланом от Южной Америки до Филиппин, оказалась во много раз больше расстояния, которое показывали на картах того времени между Новым Светом и Японией. На деле Магеллан доказал, что между Америкой и тропической Азией лежит гигантское водное пространство, гораздо шире Атлантического океана. Открытие прохода из Атлантического океана в Южное море и плавание Магеллана через это море произвели настоящую революцию в географии. Оказалось, что большая часть поверхности земного шара занята не сушей, а океаном, и доказано было наличие единого Мирового океана.

Из осторожности Магеллан 17 марта перешел от Сиаргао к необитаемому острову Хомонхон, лежащему к югу от большого острова Самар, чтобы запастись водой и дать отдохнуть людям. Жители соседнего островка доставляли испанцам фрукты, кокосовые орехи и пальмовое вино. Они сообщили, что «в этом краю много островов». Магеллан назвал архипелаг Сан-Ласаро. У местного старейшины испанцы видели золотые серьги и браслеты, хлопчатобумажные ткани, вышитые шелком, холодное оружие, украшенное золотом. Через неделю флотилия двинулась на юго-запад и остановилась у островка Лимасава. К «Тринидаду» подошла лодка. И когда малаец Энрике, раб Магеллана, окликнул гребцов на своем родном языке, они его сразу поняли. Через пару часов прибыли две большие лодки с людьми и с местным правителем, и Энрике свободно объяснялся с ними. Магеллану стало ясно, что он находится в той части Старого Света, где распространен малайский язык, т. е. недалеко от «Островов пряностей». Таким образом, Магеллан завершил первое в истории кругосветное плавание. В роли покровителя новых христиан Магеллан вмешался в междоусобную войну правителей островка Мактан, расположенного напротив города Себу, в результате чего погибли восемь испанцев, четверо союзных островитян и сам Магеллан. Подтвердилось старое изречение: «Господь бог дал португальцам очень маленькую страну для жизни, но весь мир для смерти».

После гибели Магеллана «Виктория» и «Тринидад», выйдя из пролива, прошли мимо острова, «где люди черного цвета, как в Эфиопии» (первое указание на филиппинских негритосов); испанцы назвали этот остров Негрос. На Минданао они впервые услышали о расположенном к северо-западу большом острове Лусон. Случайные лоцманы вели корабли через море Суду к Палавану, самому западному острову Филиппинской группы. От острова Палаван испанцы прибыли - первые из европейцев - к гигантскому острову Калимантан и стали на якорь у города Бруней, по имени которого весь остров они, а затем и другие европейцы стали называть Борнео. Испанцы заключали союзы с местными раджами, покупали продукты и местные товары, иногда грабили встречные суда, но все еще не могли узнать дорогу к «Островам пряностей». 7 сентября испанцы отправились в плавание вдоль северо-западного берега Калимантана и, дойдя до его северной оконечности, простояли почти полтора месяца у небольшого острова, запасаясь продуктами и дровами. Им удалось захватить джонку с малайским моряком, знавшим путь к Молуккам, который 8 ноября привел суда к рынку пряностей на остров Тидор у западного берега Хальмахеры, самого большого из Молуккских островов. Здесь испанцы дешево закупили пряности - корицу, мускатный орех, гвоздику. «Тринидад» нуждался в ремонте, и было решено, что по его завершении Эспиноса пойдет на восток, к Панамскому заливу, а Элькано поведет на родину «Викторию» западным путем - вокруг мыса Доброй Надежды.

Из пяти кораблей Магеллана лишь один обогнул земной шар, а из его экипажа вернулись на родину только 18 человек (на борту были три малайца). Но «Виктория» привезла столько пряностей, что продажа их с лихвой покрыла затраты на экспедицию, а Испания получила «право первого открытия» на Марианские и Филиппинские острова и предъявила претензии на Молукки.

24.05.2017 23894

История о первой кругосветной экспедиции И.Ф. Крузенштерна и Ю.Ф. Лисянского. О том, как два капитана обогнули земной шар впервые под флагом российского военного флота вопреки жестоким обстоятельствам, которые препятствовали их мечте.

Предпосылки и цель экспедиции

Прошения капитана Ивана Крузенштерна пылились в столах чиновников Адмиралтейства. Столоначальники считали Россию сухопутной державой и не понимали, зачем во­обще нужно ехать на край света - составлять гербарии и карты?! Отчаявшись, Крузенштерн сдается. Теперь его выбор - же­нитьба и тихая жизнь… И проект капитана Крузенштерна наверняка затерялся бы в дальних ящиках чиновников Адмиралтейства, если бы не частный капитал - Российско-Американская компания. Основной ее бизнес – торговля с Аляской. В ту пору - бизнес сверхприбыльный: купленную на Аляске за рубль шкурку соболя в Петербурге можно было продать за 600. Но вот беда: путь из столицы на Аляску и обратно занимал… 5 лет. Какая уж тут торговля!

29 июля 1802 года компания обратилась к императору Александру I, - тоже, кстати, ее акционеру, - с просьбой разрешить кругосветную экспедицию по проекту Крузенштерна. Цели - доставить на Аляску необходимые припасы, забрать товар, а заодно установить торговлю с Китаем и Японией. Подавал прошение член правления компании Николай Резанов.

7 августа 1802 года, всего через неделю после подачи прошения, проект был утвержден. Решено было также отправить с экспедицией посольство в Японию, возглавить которое предстояло Николаю Резанову. Начальником экспедиции был назначен капитан-лейтенант Крузенштерн.


Слева - Иван Федорович Крузенштерн, справа - Юрий Федорович Лисянский


Состав экспедиции, подготовка к плаванию

Летом 1803 года из гавани Кронштадта вышли два парусных шлюпа – «Надежда» и «Нева». Капитаном Надежды был Иван Крузенштерн, капитаном Невы – его друг и однокашник Юрий Лисянский. Шлюпы «Надежда» и «Нева» - трехмачтовые корабли Крузенштерна и Лисянского, способные нести до 24х пушек. Были куплены в Англии за 230 000 рублей, первоначально назывались «Леандр» и «Темза». Длина «Надежды» - 117 футов, т.е. около 35 метров при ширине 8.5 метров, водоизмещение 450 тонн. Длина «Невы» - 108 футов, водоизмещение 370 тонн.



На борту «Надежды» находились:

    мичманы Фаддей Беллинсгаузен и Отто Коцебу, впоследствии прославившие русский флот своими экспедициями

    посол Резанов Николай Петрович (для установления дипотношений с Японией) и его свита

    ученые Горнер, Тилезиус и Лангсдорф, художник Курлянцев

    загадочным образом в экспедицию попал и известный скандалист и дуэлянт граф Федор Толстой, вошедший в историю как Толстой-Американец

Иван Крузенштерн. 32 года. Потомок обрусевшего немецкого дворянского рода. Выпущен из Морского корпуса досрочно в связи с русско-шведской войной. Неоднократно участвовал в морских сражениях. Кавалер ордена Святого Георгия IV степени. Служил волонтером на судах английского флота, посетил берега Северной Америки, Южной Африки, Ост-Индии и Китая.

Ермолай Левенштерн. 26 лет. Лейтенант «Надежды». Отличался слабым здоровьем, но службу нес исполнительно и аккуратно. В своем дневнике подробно описал все происшествия экспедиции, включая курьезные и малопристойные. Давал нелестные характеристики всем своим товарищам, - за исключением Крузенштерна, которому был искренне предан.

Макар Ратманов. 31 год. Первый лейтенант шлюпа «Надежда». Одноклассник Крузенштерна по Морскому корпусу. Самый старший из офицеров экспедиции. участвовал в русско-шведской войне, затем, в составе эскадры Федора Ушакова, во взятии крепости Корфу и Ионических островов. Отличался редкой храбростью, а также прямотой в высказываниях.

Николай Резанов. 38 лет. Из обедневшей дворянской семьи. Служил в Измайловском лейб-гвардии полку, затем секретарем различных канцелярий. Вызвав ревность фаворита императрицы Платона Зубова, был отправлен в Иркутск инспектировать деятельность предпринимателя Григория Шелихова. Женился на дочери Шелихова и стал совладельцем огромного капитала. Добился у императора Павла разрешения на основание Российско-Американской компании и стал одним из ее руководителей.

Граф Федор Толстой, 21 год. Гвардии поручик, член свиты Резанова. Прославился в Петербурге как интриган, авантюрист и шулер. В экспедицию попал случайно: вызвал на дуэль своего командира полка, и во избежание неприятностей по решению семьи оказался в плавании вместо двоюродного брата.

Вильгельм-Теофиль Тилезиус фон Тиленау. 35 лет. Немецкий врач, ботаник, зоолог и, натуралист. Великолепный рисовальщик, составивший рисованную хронику экспедиции. Впоследствии сделает себе имя в науке. Бытует версия, что многие его рисунки скопированы с работ его коллеги и соперника Лангсдорфа.

Барон Георг-Генрих фон Лангсдорф, 29 лет. Доктор медицины. Работал врачом в Португалии, в свободное время проводил естественнонаучные исследования, собирал коллекции. Действительный член Физического общества Геттингенского Университета. Санкт-Петербургской Академии наук.

Иоганн-Каспар Горнер, 31 год. Швейцарский астроном. Вызван из Цюриха для участия в экспедиции в качестве штатного астронома. Отличался редким спокойствием и выдержкой.



Шлюп "Надежда"

Шлюп «Нева»: Командир - Лисянский Юрий Федорович.

Общая численность команды корабля – 54 человека.

Юрий Лисянский. 29 лет. С детства мечтал о море. В возрасте 13 лет досрочно выпущен из Петербургского морского корпуса в связи с Русско-Шведской войной. Участвовал в нескольких сражениях. В 16 лет произведен в мичманы. Кавалер ордена Святого Георгия 4-й степени. Отличался исключительной требовательностью к себе и подчиненным.


Подготовка к экспедиции

В начале 19 века на картах Атлантического и, главное, Тихого океанов белели пятна. Пересекать Великий океан русским морякам предстояло почти вслепую. Корабли должны были идти через Копенгаген и Фалмут на Канары, затем в Бразилию, далее - остров Пасхи, Маркизские острова, Гонолулу и Камчатка, где корабли разделятся: «Нева» отправится к берегам Аляски, а «Надежда» - в Японию. В Кантоне (Китай) корабли должны встретиться и вместе вернуться в Кронштадт. Суда шли по регламенту русского военного флота. Дважды в день - утром и ближе к вечеру - проводились учения: постановка и уборка парусов, а также тревоги на случай пожара или пробоины. Для обеда команды в кубриках опускались подвесные столы, прикрепленные к потолку. За обедом и ужином давали одно блюдо – щи с мясом или солониной или кашу с маслом. Перед едой команда получала чарку водки или рома, а тем, кто не пил, ежемесячно уплачивалось по девять копеек за каждую не выпитую чарку. По окончании работ раздавалось: «Команде петь и веселиться»!



Шлюпы «Нева» и «Надежда» во время кругосветного плавания. Художник С.В.Пен.


Маршрут экспедиции Крузенштерна и Лисянского

Экспедиция вышла из Кронштадта 26 июля по старому стилю (7 августа по новому стилю), взяв курс на Копенгаген. Далее маршрут следовал по схеме Фалмут (Великобритания) - Санта-Крус-де-Тенерифе (Канарские острова) - Флорианополис (Бразилия) - Остров Пасхи - Нукухива (Маркизские острова) - Гонолулу (Гавайские острова) - Петропавловск-Камчатский - Нагасаки (Япония) - остров Хоккайдо (Япония) - Южно-Сахалинск - Ситка (Аляска) - Кадьяк (Аляска) - Гуанчжоу (Китай) - Макао (Португалия) - остров Святой Елены - острова Корву и Флориш (Азорские острова) - Портсмут (Великобритания). 5 (17) августа 1806 года экспедиция вернулась в Кронштадт, совершив все путешествие за 3 года и 12 дней.


Описание плавания

Экватор

26 ноября 1803 года корабли под российским флагом «Надежда» и «Нева» впервые пересекли экватор и попали в Южное полушарие. По морской традиции был устроен праздник Нептуна.

Мыс Горн и Нука-Хива

В Тихий океан Нева и Надежда вышли порознь, но капитаны предусмотрели этот вариант и заранее договорились о месте встречи – Маркизский архипелаг, остров Нукухива. Но Лисянский решил по дороге зайти еще и на остров Пасхи – проверить, не занесло ли сюда «Надежду». «Надежда» же благополучно обогнула мыс Горн и 3 марта 1804 вышла в Тихий океан, а ранним утром пасхального воскресенья 24 апреля 1804 года, на 235-й день плавания, в солнечном мареве показалась земля. Нука-Хива сегодня – маленький сонный остров. Всего две дороги и три деревушки, одна из которых – столица под названием Таиохае. На весь остров – 2770 душ, которые неспешно занимаются производством копры и подсобным хояйством. Вечерами, когда спадает жара, сидят у домов или играют в петанг, привезенную французами забаву для взрослых… Центр жизни – крохотный причал, единственное место, где можно увидеть сразу несколько человек сразу, да и то ранним утром в субботу, когда рыбаки привозят на продажу свежую рыбу. На 4й день стоянки у Нуку-Хива к капитану прибыл гонец от короля со срочной вестью: на рассвете с горы увидели далеко в море большой корабль. Это была долгожданная «Нева».

Экватор

Аляска

Русской Америкой с 1799 по 1867 год назывались владения Российской империи в Северной Америке, - полуостров Аляска, Алеутские острова, Александровский архипелаг и некоторые поселения на побережье Тихого Океана. «Нева» благополучно достигла цели и подобралась к берегам Аляски 10-го июля 1804 года. Пункт назначения - Павловская бухта на острове Кодьяк, столицы Русской Америки. После мыса Горн и острова каннибалов это часть плавания представлялась морякам тихой и скучной… Но они ошибались. В 1804 году экипаж «Невы» оказался здесь в самом центре боевых действий. Воинственное племя тлинкитов восстало против русских, перебив небольшой гарнизон форта.

Российско-Американская торговая компания была основана в 1799 году «русским Колумбом» - купцом Шелиховым, тестем Николая Резанова. Компания торговала добытыми мехами, моржовыми клыками, китовым усом, ворванью. Но ее главной задачей было укрепление далеких колоний... Управляющим компании был Александр Баранов. Погода на Аляске даже летом переменчива – то дождь, то солнце… Оно и понятно: север. Уютный городок Ситка живет сегодня рыбной ловлей и туризмом. Здесь тоже многое напоминает о временах русской Америки. Сюда, на подмогу Баранову, и спешил Лисянский. Отряд под командой Баранова, который отправился на Ситку, насчитывал 120 промысловиков и около 800 алеутов и эскимосов. Им противостояло несколько сотен индейцев, укрепившихся в деревянной крепости… В те жестокие времена тактика противников повсеместно была одна и та же: в живых не оставляли никого. После нескольких попыток переговоров Баранов и Лисянский решают штурмовать крепость. На берег высаживается десант - 150 человек - русских и алеутов с пятью пушками.

Потери русских после штурма составили 8 человек убитых, (в том числе - трое матросов с «Невы») и 20 раненых, включая начальника Аляски - Баранова. Подсчитывали потери и алеуты… Еще несколько дней осажденные в крепости индейцы самоуверенно стреляли в русские баркасы и даже в «Неву». А потом вдруг прислали гонца с просьбой о мире.


Шлюп "Нева" у берегов Аляски

Нагасаки

Русское посольство Николая Резанова и Ивана Крузенштерна ожидало ответа сегуна у берегов Японии. Только спустя два с половиной месяца «Надежде» позволили войти в порт и приблизиться к берегу, и в гавань Нагасаки корабль Крузенштерна с послом Резановым вошел 8 октября 1804 года. Японцы заявили, что дней через 30 из столицы приедет «большой человек» и объявит волю императора. Но неделя проходила за неделей, а «большого человека» все не было... Спустя полтора месяца переговоров японцы выделили, наконец, посланнику и его свите небольшой дом. А затем отгородили возле дома садик для моционов – 40 на 10 метров.

Послу объявили: принять его при дворе нет никакой возможности. Также сёгун не может принять подарки, потому что он должен будет ответить тем же, а Япония не располагает большими кораблями, чтобы послать их царю… Японское правительство не может заключить с Россией соглашение о торговле, потому что закон запрещает сношения с другими нациями... И по этой же причине всем российским кораблям впредь запрещалось входить в японские гавани… Однако император распорядился снабдить моряков провизией. И выдал 2000 мешков соли, 2000 шелковых ковриков и 100 мешков пшена. Дипломатическая миссия Резанова была провалена. Для экипажа «Надежды» это означало: после многих месяцев на рейде Нагасаки они могут, наконец, продолжить плавание.

Сахалин

«Надежда» обошла всю северную оконечность Сахалина. По дороге Крузенштерн называл открытые мысы именами своих офицеров. Теперь на Сахалине есть мыс Ратманова, мыс Левенштерна, гора Эспенберга, мыс Головачева… Один из заливов был назван именем корабля – залив Надежда. Только спустя 44 года капитан-лейтенант Геннадий Невельской сумеет доказать, что Сахалин – остров, проведя корабль по узкому проливу, который получит его имя. Но и без этого открытия - исследования Крузенштерна на Сахалине были весьма значительны. Он впервые нанес на карту тысячу километров сахалинских берегов.

В Макао

Следующим местом встречи «Невы» и «Надежды» был определен расположенный неподалеку порт Макао. Крузенштерн прибыл в Макао 20 ноября 1805 года. Военный корабль не мог долго находиться в Макао даже с грузом мехов на борту. Тогда Крузенштерн заявил, что намеревается купить столько товаров, что они не поместятся на его судне, и ему необходимо подождать прибытия второго корабля. Но неделя шла за неделей, а «Невы» все не было. В начале декабря, когда «Надежда» уже собиралась выходить в море, появилась, наконец, «Нева». Ее трюмы были забиты пушниной: 160 тысяч шкурок морского бобра и котика. Такое количество «мягкого золота» было вполне способно обрушить меховой рынок Кантона. 9 февраля 1806 года «Надежда» и «Нева» покинули китайский берег и взяли курс на родину. «Нева» и «Надежда» довольно долго шли вместе, но 3 апреля, у мыса Доброй Надежды, при пасмурной погоде потеряли друг друга. Местом встречи на такой случай Крузенштерн назначил остров Святой Елены, куда и прибыл 21 апреля.

В обход Ла-Манша

Крузенштерн, чтобы избежать встречи с французскими каперами, выбрал обходной путь: вокруг северной оконечности Шотландии в Северное море и далее через Кильский пролив – в Балтийское. Лисянский в районе Азорских островов узнал о начале войны, но все равно пошел через Ла-Манш, рискуя встретить французов. И стал первым капитаном в мировой истории, который совершил безостановочный переход из Китая в Англию за 142 дня.


Что открыли Иван Крузенштерн и Юрий Лисянский

На карту мира были нанесены новые острова, проливы, рифы, бухты и мысы

Исправлены неточности карт Тихого океана

Русские моряки составили описание побережья Японии, Сахалина, Курильской гряды и многих других районов
Крузенштерн и Лисянский провели всесторонние исследования океанических вод Русским мореплавателям удалось изучить различные течения и открыть Межпассатные противотечения в Атлантическом и Тихом океанах

Экспедиция собрала богатые сведения о прозрачности, удельном весе, плотности и температуре морской воды на различных глубинах

Экспедиция собрала богатые сведения о климате, давлении атмосферы, приливах и отливах в различных районах океанов и другие данные, которые положили начало новой морской науке - океанографии, изучающей явления в Мировом океане и его частях

Значение экспедиции для развития географии и других наук

Первая русская кругосветная экспедиция внесла огромный вклад в географическую науку: она стерла с карты мира несуществующие острова и уточнила координаты островов настоящих. Иван Крузенштерн описал часть Курильских островов, островов Японии и побережья Сахалина. Появилась новая наука - океанология: никто до Крузенштерна не проводил исследования морских глубин. А еще участники экспедиции собрали ценные коллекции: ботанические, зоологические, этнографические. За последующие 30 лет было совершено еще 36 русских кругосветных плаваний. В том числе, при непосредственном участии офицеров «Невы» и «Надежды».

Рекорды и Награды

Ивана Крузенштерна наградили орденом Святой Анны II степени

Император Александр I по-царски наградил И.Ф. Крузенштерна и всех участников экспедиции. Все офицеры получили следующие чины:

    командиры ордена св. Владимира 3 степени и по 3000 руб.

    лейтенанты по 1000

    мичманы по 800 рублей пожизненного пенсиона

    нижние чины, по желанию, уволены в отставку и награждены пенсионом от 50 до 75 рублей.

    По высочайшему повелению была выбита особая медаль для всех участников этого первого кругосветного путешествия

Юрий Лисянский стал первым капитаном в мировой истории, который совершил безостановочный переход из Китая в Англию за 142 дня.

Короткая справка о жизни участников экспедиции по ее завершении

Участие в этом походе изменило судьбу Лангсдорфа. В 1812 году он будет назначен русским консулом в Рио-де-Жанейро и организует экспе­дицию во внутренние районы Бразилии. Собранные им гербарии, описания языков и традиций индейцев до сих пор считаются уни­кальным, непревзойденным собранием.


Первое пересечение экватора русскими моряками

Из офицеров, совершивших кругосветное плавание, многие с честью служили в русском флоте. Кадет Отто Коцебу стал командиром корабля и сам позже совершил в этом качестве кругосветное путешествие. Фаддей Беллинсгаузен позднее возглавил кругосветную экспедицию на шлюпах «Восток» и «Мирный» и открыл Антарктиду.

За участие в кругосветном путешествии Юрий Лисянский был произведен в капитаны второго ранга, получил от императора пожизненную пенсию в 3000 рублей и единовременную награду от Российско-Американской компании в 10 000 рублей. После возвращения из экспедиции Лисянский продолжил службу в Военно-Морском флоте. В 1807 году возглавлял эскадру из девяти кораблей на Балтике и ходил к Готланду и Борнгольму для наблюдения за английскими военными судами. В 1808 году был назначен командиром корабля "Эмгейтен".

А я бы с радостью писал вам письма,

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: