Нет столкновения – нет выплаты? Будет ли суд в дтп с пешеходом если потерпевший не имеет претензий Когда можно избежать наказания за оставление места происшествия

К кому обращаться и кто должен компенсировать ущерб за пострадавшую в аварии машину, если столкновения не было?

Так называемые бесконтактные аварии происходят довольно часто. Один водитель не уступил другому дорогу или проехал на красный свет, разворачивался в неположенном месте. Другой, чтобы избежать столкновения, поворачивает, но улетает с дороги. Авария есть, контакта нет. При этом у пострадавших в таких ситуациях водителей возникает масса проблем. Сначала им нужно доказать, что авария произошла по вине другого участника, а потом найти способ взыскать с него ущерб. С кого требовать возмещение ущерба, разъяснил в своем решении Верховный суд.

Итак, некто Сызранов ехал по дороге, как вдруг перед ним начала разворот машина, которой управляла некая Ермоленко. Чтобы избежать столкновения, Сызранов резко крутанул руль, но не справился с управлением, слетел с дороги, перевернулся и врезался в дерево.

ГИБДД установила, что в аварии виновата Ермоленко. Тогда Сызранов обратился в свою страховую компанию за выплатой по прямому возмещению ущерба. Однако страховщик ему в этой выплате отказал, сославшись именно на то, что столкновения двух машин не было.

Сызранов подал в суд на компанию и выиграл его. Суд постановил взыскать со страховщика 370 тысяч рублей в качестве возмещения ущерба и 100 тысяч рублей в качестве штрафа.

Однако страховщик с таким решением не согласился и обратился в апелляционную инстанцию. Но апелляционный суд также встал на сторону пострадавшего и подтвердил решение нижестоящего суда.

Верховный суд разъяснил, кто платит пострадавшему за аварию машины, если столкновения не было

Тогда страховщик обратился в Верховный суд. И тот установил, что нижестоящие суды заблуждались в своих решениях.

Согласно пункту 3 статьи 1079 Гражданского кодекса, под взаимодействием источников повышенной опасности понимается не только столкновение транспортных средств, но и иные виды взаимодействия. Даже если не было непосредственного контакта (столкновения) в ДТП, ответственность за причинение вреда все равно лежит на виновнике аварии. То есть решение об отказе в выплате страхового возмещения нельзя признать законным. Именно на это ссылались суды нижних инстанций.

Однако согласно пункту 1 статьи 14 закона об ОСАГО потерпевший предъявляет требование о возмещении вреда своему страховщику только в строго установленных случаях. А именно, когда в результате ДТП вред причинен только транспортным средствам. При этом авария произошла в результате взаимодействия (столкновения) двух транспортных средств, гражданская ответственность владельцев которых застрахована по ОСАГО.

В данной ситуации страховщик действительно не должен был оплачивать ущерб в соответсвтии с законом об ОСАГО. В этой ситуации Сызранов должен был предъявить требования к страховщику причинителя вреда - виновника ДТП.

Пострадавший при таком бесконтактном ДТП водитель, когда вина другого водителя доказана, без возмещения ущерба не останется. Но за выплатой он должен обращаться не к своему страховщику, а к страховщику виновника аварии.

Компетентно

Лев Воропаев, юрист

Верховный суд трактует именно понятие взаимодействие (столкновение), приведенное в статье 14.1 закона об ОСАГО, как непосредственное взаимодействие двух транспортных средств (хотя нижестоящие суды со ссылкой на 1079-ю статью ГК РФ высказывали иную позицию). А раз не было непосредственного соприкосновения двух транспортных средств при ДТП, значит, как указывает ВС, не выполняется одно из требований по прямому возмещению убытков (ПВУ) по ОСАГО (ст. 14.1). А поэтому, как опять же заметил ВС, в силу статьи 12 закона об ОСАГО необходимо обратиться в страховую компанию виновника.

Один из повсеместно распространённых случаев отказа в выплате страховой суммы по полису ОСАГО – отсутствие касания двух транспортных средств . Страховщики объясняют отклонение претензий на компенсацию ущерба сложностью в доказательстве причинно-следственной связи между самим ущербом и действиями одной из сторон. Можно ли получить деньги от страховой компании или придётся восстанавливать автомобиль за свой счёт? Приведём примеры типичных ситуаций:

  • Впереди идущий по вашей полосе автомобиль неожиданно начинает резко тормозить.
  • Вас подрезают.
  • Автомобиль с полосы встречного движения перестраивается на вашу.

Вы во избежание столкновения совершаете манёвр (на соседнюю полосу или полосу встречного движения или в кювет), и автомобиль получает повреждения об отбойник, канаву, бордюр и т. д.

Вы не успели разглядеть или записать номер автомобиля, ставшего препятствием на пути движения. Второй водитель с места происшествия скрылся или же категорически отрицает собственную вину.

Совет : ищите свидетелей. Настаивайте на наличии претензий к виновнику происшествия, даже если его личность не будет установлена.

Опасность №2: не дают справку

Сотрудники ГИБДД, прибывшие на место происшествия, отказывают в оформлении справки, ссылаясь на отсутствие касания между двумя движущимися ТС.

Совет : настаивайте на оформлении справки. Без неё к страховщику обращаться бессмысленно.

Что гласит закон?

Обратимся к ряду законодательных актов, которыми руководствуются как сотрудники ГИБДД, так и страховщики:

В ПДД записано (п. 10.1): «При возникновении опасности для движения, которую водитель в состоянии обнаружить, он должен принять возможные меры к снижению скорости вплоть до остановки транспортного средства» .

Понимать это следует прямолинейно: манёвры по соседним полосам и кюветам не предусмотрены (так трактуют страховщики), но и не запрещены. Однако если при маневрировании вы задеваете третье транспортное средство, то сами становитесь виновником ДТП.

Там же дано определение ДТП (п. 1.2): это событие, возникающее с участием ТС в процессе его движения, в результате которого наблюдается какой-либо материальный ущерб или получают травмы люди (вплоть до несовместимых с жизнью). Как видим, про прямое столкновение ТС нет ни слова. В законе об ОСАГО так же нет указания на необходимость столкновения.

В Правилах страхования говорится об обязанности страхователя позаботиться об уменьшении ущерба. То есть, если водитель имел возможность минимизировать убытки, но не сделал этого, то это – нарушение Правил. Рассматриваемое нами маневрирование есть не что иное, как разумный шаг по минимизации потерь. Само собой разумеется, что при этом вы не должны мешать движению других автомобилей. Кстати, понятие «создание аварийной ситуации» в современных ПДД отсутствует.

Обратимся к Гражданскому Кодексу РФ. В статьях 15 и 1064 сказано, что вред, причинённый имуществу и/или здоровью человека, должен быть компенсирован в полном объёме непосредственным виновником.

Страховщик отказал в выплате по ОСАГО: что делать?

При ДТП без столкновения крайне сложно самостоятельно урегулировать вопрос возмещения ущерба по полису ОСАГО напрямую со страховщиком. За помощью лучше всего обратиться к страховому юристу, который поможет оформить бумаги так, чтобы можно было рассчитывать на компенсацию. Как уже говорилось, основная сложность заключается в доказательстве наличия причинно-следственной связи между наличествующим ущербом и действиями второй стороны. Для этого необходима автотехническая экспертиза – настаивайте на её проведении. Результатом данной оценки должен стать вердикт о неизбежности столкновения и получения не меньших потерь. Кроме того, эта же экспертиза докажет, что не сам страхователь самостоятельно причинил ущерб своему автомобилю.

Для определения противоправности действий второй стороны необходимо обратиться к ПДД и определить те нормы, которые были нарушены. Зафиксированные в Постановлении об административном правонарушении, они станут достаточным доказательством вины участника дорожного движения. Ущерб вследствие ДТП без столкновения может быть компенсирован по ОСАГО даже в случае отрицания вторым участником своей вины.

Привет, это Игорь. При маневрировании на парковке коснулись чужой машины, уехали не заметив, а теперь вас хотят из-за маленькой царапины на бампере, с которой, возможно, «потерпевший» ездит уже не один год?

Да, за это предусмотрено строгое, но не всегда оправданное наказание за оставление места ДТП как избежать ответственности за такое правонарушение я расскажу в этой статье. Поехали!

Публикуя эту статью, я полагаюсь на честность моих читателей, и, надеюсь, что советы будут использованы только тогда, когда наказание действительно несоразмерно с вредом, нанесённым окружающим людям. Я не несу никакой ответственности, за возможные последствия применения советов, изложенных в этой статье, в реальной жизни.

Так как статья посвящена ответственности за незаконное оставление места ДТП, я не буду рассматривать аварии, за которые положено наказание независимо от покидания места случившегося. А это любое происшествие, в котором причинён .

Более того, эти советы из данной статьи неприменимы к авариям с пострадавшими, так как срок давности по ним составляет от 1 года до 6 лет, и ищут виновников с гораздо большей тщательностью, чем при авариях, где повреждено только «железо».

Почему не стоит скрываться с места происшествия

Всё тайное становится явным. А в последнее время, со всё большим распространением как стационарных камер, так и , найти виновника становится всё легче. И, кроме , ему придётся понести наказание за оставление места происшествия. Поэтому его лучше никогда самовольно не покидать.

Имейте в виду, что за оставление места происшествия одинаково наказываются как виновник, так и потерпевший. Но когда с отсутствующим участником, велика вероятность признания именно его в ДТП.

Какое наказание положено за оставление места ДТП

Покидание места аварии - классифицируется как серьёзное правонарушение, наказание за которое предусмотрено ч. 2, ст. 12.27 КоАП РФ: 1 — 1,5 года или до 15 суток ареста. Также подобное нарушение будет считаться серьезным отягчающим обстоятельством при назначении наказания за последствия аварии, в которой пострадали люди, особенно если имел место .

Помимо этого, покидание места аварии является основанием для предъявления от страховой компании, возместившей ущерб потерпевшему. То есть выплаченные пострадавшему деньги страховая совершенно законно стребует с вас.

Когда покидание места аварии не будет считаться сокрытием

В некоторых случаях, предусмотренных законодательством, можно уезжать после аварии, не сообщая о ней в правоохранительные органы. Основные условия:

  • Отсутствие раненых и погибших.
  • Согласие между участниками по обстоятельствам ДТП, в т. ч. о том, кто его виновник.

Кроме того, многие считают оставлением аварии действия, которые на самом деле не являются правонарушением. Незаконное оставление места происшествия – это когда документы оформлялись сотрудниками ГИБДД, а одного из участников не было при этом. Все остальные случаи, в том числе уехал, а потом вернулся, передвижение транспортного средства (ТС) и т. д. не могут быть наказаны как скрытие.

Естественно, нельзя уехать с места того, чего не было. Так что, если повреждений имущества и здоровья людей не было, из чего следует отсутствие факта наступления ДТП, можно смело разъезжаться.

Когда можно избежать наказания за оставление места происшествия

Конечно же, я ни в коем случае не одобряю сокрытие с места ДТП. И виновник должен отвечать за свои действия, тем более если пострадали люди.

Но бывают такие ситуации, когда нанесённый другим вред явно не стоит того, чтобы остаться без возможности водить автомашину как минимум на год. Более того, иногда лишение водительского удостоверения за оставление места аварии грозит и невиновному водителю из-за нечестных действий второго участника происшествия.

Например, когда видевший, что вы подъезжали близко к его машине издалека, хозяин авто, решит, что потёртость на его бампере сделана вами, хотя она была уже давно, и вызовет ГИБДД в ваше отсутствие. Всё, можете прощаться с правами. Впрочем, здесь доказать свою невиновность может помочь .

Или вначале вроде бы не имеющий претензий оппонент впоследствии замечает какую-нибудь царапинку, иногда даже не сам, а по указанию знакомых, и тоже оформляет аварию в ваше отсутствие. Результат, опять же, для вас может быть печальный.

Таких примеров немало и все их объединяет то, что из-за мелких, иногда убирающихся полировкой за 10 минут повреждений, можно на год, а то и на полтора превратиться в пешехода. Именно для попавших в подобные ситуации я и хочу дать сегодня советы.

Что нужно делать, чтобы избежать ответственности за покидание места аварии

Если вы действительно виноваты в ДТП, самым правильным действием будет встретиться с потерпевшим и возместить ущерб в частном порядке. Нужно всегда стремиться поступать так, как вы хотите, чтобы поступали с вами.

А потом, материальные потери всё равно придётся понести, так как в случае вашей виновности в ДТП страховая компания взыщет с вас по регрессу свои затраты на возмещение потерпевшему. Кроме того, договорившись с потерпевшим, можно проще и надёжней избежать ответственности за сокрытие.

Способ 1 – тянуть срок

Срок давности за сокрытие с места аварии – 3 месяца. То есть по прошествии этого времени вынести судебное постановление уже невозможно. Следовательно, если в течение этого периода не попадаться стражам порядка, то наказания может не быть.

Однако подобное возможно лишь при ненадлежащем уведомлении, а также каких-то внутриведомственных причин и ошибок, вероятность чего небольшая. Более всего шансов избежать наказания в случае отсутствия у правоохранителей реквизитов нарушителя, но способов их установления тоже немало (камеры наблюдения, и т. п. – достаточно одного госномера).

Иногда, владельцы пострадавших авто сами проводят розыскные работы зачастую более эффективно чем работники ДПС просто потому, что они реально ищут.

В иных случаях, уповать на истечения срока давности не стоит – составленная процессуальная документация идет в дело и судебное решение о наказании может быть принято даже без участия или фактического ведома (фактического, а не юридического) виновной стороны. Также течение срока давности во многих случаях может быть перезапущено, о чем нарушитель как правило не знает.

Внимание! В течение 3 лет после аварии потерпевший вправе требовать с вас компенсацию ущерба, как и страховая компания может в продолжение этого же срока предъявить к вам регресс за сокрытие с места ДТП.

Если вы получили повестку в суд

Если вы попались инспекторам, то шансов избежать наказания немного, но они есть т. к. судом могут быть учтены разные факты и обстоятельства дела, которые не всегда могут выступать против вас.

Мнение эксперта

Ершов Сергей Викторович

В любом случае до судебного разбирательства целесообразно ознакомиться с материалами административного дела, сделать фотоснимки каждого документа. Затем, желательно с юристом, провести анализ на предмет правильности оформления документов и наличие неопределенностей и пробелов в них.

Ведь все сомнения толкуются в пользу лица привлекаемого к административной ответственности. Зачастую неправильное оформление схемы дтп или протоколов является основанием для прекращения производства по административному делу.


Например, могут найти уважительную причину, по которой вы не могли оставаться на месте ДТП ввиду соматических состояний или форс-мажорных обстоятельств, когда ваше присутствие было необходимо в другом месте.

Если же ваша вина очевидна, то упор целесообразно делать на минимизации наказания, чему могут способствовать смягчающие обстоятельства.

Мнение эксперта

Ершов Сергей Викторович

Адвокат. В сфере оказания юридической помощи работает с 2001 года. Регистрационный № 78/5563 в реестре адвокатов Санкт-Петербурга

Часто виновники дтп привлекают своих знакомых для дачи заведомо ложных показаний, предоставляют подложные документы, однако необходимо помнить, что такие действия можно квалифицировать как уголовно наказуемые деяния со всеми вытекающими последствиями.

Лучше сконцентрироваться на действия сотрудников ДПС и исключить некоторые документы из числа надлежащих доказательств.

Внимание! В экстремальных обстоятельствах оставление места ДТП может являться необходимостью и не считаться правонарушением. Более того, при наличии раненных, которым нужна срочная медпомощь, а доставка в медучреждение возможна лишь на транспорте участника ДТП, то отказ от такой поездки может быть расценен как оставление пострадавшего в опасности, неоказание помощи, что может повлечь уголовное преследование.

Способ 2 – убедить суд, что покинул место аварии неумышленно

Сразу скажу, что это достаточно сложно и применять это способ возможно только тогда, когда вы действительно действовали неумышленно. Есть решения суда, по которым покинувшего место ДТП водителя не привлекали к ответственности, так как отсутствовали доказательства, что он сделал это умышленно.

А согласно презумпции невиновности, если виновность лица подлежит сомнению, оно признаётся невиновным. В качестве аргументов судьёй указывалась незначительность повреждения в совокупности с большими габаритами ТС (в рассматриваемых делах фигурировали автобус и фургон) и интенсивностью движения.

При подобных условиях водитель действительно мог не заметить касания, интерпретированного как ДТП. Кроме этого, судом может учитываться то, что потерпевший сразу после аварии не пытался обратить внимание виновника на факт происшествия, особенно если доказана намеренность такого поведения.

Способ 3 – прекращение дела за незначительностью

Также есть реальные судебные решения, когда административный процесс прекращался по незначительности нанесенного виновником ущерба.

Когда повреждения небольшие, а тем более если их возникновение в конкретном ДТП подлежит сомнению, и потерпевший не имеет претензий к виновнику, суд может прийти к выводу что строгое наказание не требуется и прекращает дело.

Вообще, в подобных делах, да и во многих других, выигрыш в суде зависит от активности сторон, от более правильной и убедительной аргументации своего мнения. Поэтому если вы не уверены в своих юридических знаниях, большую пользу принесёт помощь грамотных специалистов.

Способ 4 – договориться с потерпевшим

Это один из наиболее безопасных и простых способов. Главное условие, для его выполнения – чтобы потерпевший пошёл вам навстречу. А как этого добиться – решайте сами. Здесь многое зависит от личных качеств вашего оппонента.

Действовать по данному варианту нужно до участия в разбирательстве ГИБДД – по крайней мере до составления ими соответствующих процессуальных документов с указанием реквизитов виновника или сведений, которые могут их точно установить.

Если же процессуальные документы были составлены, то порядок же действий может быть таким:

  • Встреча с потерпевшим и договоренность с ним , чтобы он не опознал вас в ГИБДД. Естественно, понадобится возмещение ущерба.
  • Явка на опознание в ГИБДД в назначенный день.
  • Потерпевший объявляет, что он не узнаёт вас , как и ваше транспортное средство и пишет заявление о прекращении административного дела.
  • Дело закрывают , ваш автомобиль снимается с розыска.

Потерпевшему участнику ДТП во многих случаях выгодно сразу получить деньги. Конечно, всегда есть шанс нарваться на вредную обидчивую личность, которая эмоционально заинтересована в наказании нарушителя.

Кстати, это единственный вариант, при котором не придётся оплачивать страховой компании регрессные требования, если вы скрывшийся виновник аварии. Но тут возможен и лицемерный умысел со стороны потерпевшего.

То есть он, получив от вас деньги, захочет получить выплату и от СК, которую она взыщет с вас. Чтобы такого не произошло, возьмите с потерпевшего об отсутствии претензий.

Как можно смягчить наказание

«Смягчить» сказано достаточно условно, ведь вариантов наказания предусмотрено только два:

  • Лишение прав;
  • Административный арест.

Так вот, иногда возможно назначение ареста. Тут критично то, что более всего страшит нарушителя – несколько суток в кутузке или 1-1.5 года в статусе пешехода. Но какое именно наказание вам назначить, решает суд, и тут уже зависит от конкретного судьи, к которому вы попадёте.

Некоторые судьи сами предлагают выбор, а некоторые категоричны в своих решениях. А в некоторых случаях можно получить оба взыскания. Поэтому здесь как повезёт, но лучше вообще не покидать места ДТП, чтобы не пришлось выбирать из двух зол меньшее.

Внимание! Неявка в суд может автоматически заблокировать такую меру наказания, как административный арест, что вытекает из положений ч. 3 (абз. 2), ст. 25.1 КоАП РФ. Но тут следует учитывать, что у суда, правоохранителей ОВД и даже у инспекторов ДПС имеются полномочия по принудительной доставке в суд лица укрывающегося от административного наказания с места его обнаружения.

Если вас хотят привлечь за алкогольное опьянение

Верховный Суд постановил, что признать человека находящимся в нетрезвом виде можно только по результатам соответствующих обследований. Показания свидетелей не являются доказательством пребывания подшофе.

Поэтому если скрывшегося находят через продолжительное время после аварии, доказать, что он был пьяным очень сложно. Однако если сильное опьянение нарушителя с выраженными признаками заснято на видео, то суд может учесть это как серьезное отягчающее обстоятельство.

Дополнительные нюансы по рассмотренному вопросу можно почерпнуть из видео:

Подведем итоги

  • Покидание места ДТП – это серьёзное нарушение, за которое предусмотрено лишение прав или административный арест.
  • За оставление места происшествия может быть наказан как его виновник, так и потерпевший.
  • Покидание места аварии является основанием для предъявления регрессных требований от страховой компании.
  • Место ДТП можно покинуть , если у его участников отсутствует вред здоровью, они не имеют претензий друг к другу и процессуальные документы инспектором ДПС не составлялись.
  • Истечение срока давности может помочь лишь изредка.
  • Неявка на разбирательство дела не останавливает его ход.
  • Если у ГИБДД нет реквизитов нарушителя или сведений, по которым они будут найдены, то наказания удастся избежать.
  • Юристы в некоторых случаях могут убедить суд не применять наказание ввиду обстоятельств неодолимой силы, экстремального характера, форс-мажоров.
  • Суд может прекратить дело на основании незначительности , если в нем имеются сомнительные обстоятельства (объективные подозрения в умысле пострадавшего и т. п.).
  • Суд может прекратить дело на основании неумышленности , если обстоятельства указывают на невозможность заметить момент ДТП водителем.
  • Если вина очевидна , то упор целесообразно делать на минимизации наказания.
  • Нарушителю может быть предложен выбор между арестом и лишением прав.
  • При частной договоренности в некоторых случаях потерпевший может помочь прекратить дело.

Заключение

Старайтесь не попадать в ситуации, в которых пришлось бы воспользоваться советами из данной статьи. А если уж случилось так, что попали, действуйте по совести и не бойтесь ответить за свои реальные проступки.

На этом я заканчиваю статью. Удачи всем на дорогах и до скорых встреч!

Участники дорожного движения обязаны соблюдать единые правила поведения вне зависимости от места столкновения: на трассе, на улицах населенного пункта, на парковке или во дворе собственного дома. Если случай не позволяет им составить европротокол, то следует дождаться сотрудников ГИБДД и оформить все необходимые документы.

Если кто-либо из них уедет до приезда полиции, то его действия можно будет расценивать как правонарушение, которое влечет за собой ответственность в административном порядке. К водителю применяется одно из двух наказаний: лишение права управления автомобилем или административный арест.

Многих интересует будут ли приняты во внимание причины, которые побудили участника ДТП на совершение этих действий? Будет ли он наказан, если место происшествия оставлено им по веским причинам?

Говорить о противоправном оставлении места аварии лицом можно не во всех случаях. Например, если в результате ДТП были причинены тяжкие телесные повреждения людям или наступила смерть кого-либо, то никаких оправданий для виновника аварии быть не может. Суд может признать его поведение неумышленным, если в аварии пострадали только транспортные средства участников ДТП и им причинен незначительный ущерб.

Немаловажное значение при оценке поведения виновника аварии придается мнению потерпевшей стороны. Поэтому первым делом примите меры к урегулированию отношений с пострадавшей в ДТП стороной: возместите причиненный ущерб. Отсутствие материальных претензий со стороны потерпевших расценивается как смягчающее ответственность обстоятельство и принимается во внимание судом при определении меры наказания.

Большое значение также имеют следующие факты:

  • чистосердечное раскаяние виновника аварии;
  • полное признание им своей вины.

В то же время объясните причины, которые привели к аварии. Например, подтвердите, что в день аварии были плохие погодные условия и видимость на дороге была плохой. Для этого заручитесь справкой органов местной метеослужбы.

Обратите внимание на сроки исковой давности. Если они истекли, то вопрос об административной ответственности снимается. Для дел такой категории он равен трем месяцам.

Рассмотрим несколько примеров из судебной практики по делам об оставлении водителями места происшествия.

Пример 1. На одной из улиц Санкт-Петербурга произошло незначительное столкновение двух автомобилей. Виновник аварии не заметил момента столкновения и продолжил дальнейшее движение. Пострадавший автовладелец вызвал сотрудников ГИБДД. В результате проведенных мероприятий виновное лицо было установлено и лишено права на управление автомобилем в течение одного года.

Будучи несогласным с данным решением, виновник аварии обжаловал его. При повторном рассмотрении дела он признал свою вину. К этому моменту им также был возмещен ущерб пострадавшей стороне в полном объеме. Пострадавший в суде не настаивал на наказании виновника аварии и не возражал против освобождения его от ответственности.

С учетом всех этих обстоятельств городской суд ограничился вынесением виновнику аварии устного предупреждения. Данный пример подчеркивает важность нахождения общего языка с пострадавшей в ДТП стороной.

Пример 2. В Новосибирске произошло ДТП с участием автобуса и легкового автомобиля. Водитель автобуса уехал с места ДТП, так как не заметил случившегося. Водитель легкового автомобиля был вынужден вызвать сотрудников ГИБДД. В отношении водителя автобуса было возбуждено административное производство. Потерпевший написал заявление о рассмотрении дела без его участия.

В суде виновнику аварии удалось доказать, что он не заметил аварии, так как потерпевший не подавал никаких сигналов, чтобы привлечь его внимание. Это обстоятельство было подтверждено и показаниями свидетелей. В суде виновник аварии подтвердил свое желание и наличие возможностей погасить полностью причиненный им ущерб.

Судья прекратил производство по делу, посчитав, что в действиях виновника ДТП не было состава административного правонарушения. Данный пример свидетельствует о возможности доказать отсутствие умысла в оставлении места аварии.

Обзор судебной практики показывает, что возможность избежать ответственности или смягчить наказание можно только тогда, когда речь идет о незначительном ущербе, причиненном имуществу участников аварии. В авариях со смертельным исходом или при наличии повреждений, причиненных здоровью участников дорожного движения, оставление места ДТП безнаказанным не остается.

Практика судебных решений по оставлению места ДТП

Важным при рассмотрении в судах дел является установление следующего обстоятельства: умышленно покинул виновник аварии место происшествия или сделано им это было не специально.

Пример 1. При определенных обстоятельствах лицо, покинувшее место аварии, будет отвечать не только по статье Административного кодекса РФ. В его действиях могут содержаться признаки такого уголовного преступления как оставление потерпевшего в опасности.

Водитель автомобиля наехал ночью на пешехода, переходившего дорогу. Испугавшись, он скрылся с места аварии, оставив пострадавшего в бессознательном состоянии. ДТП произошло на трассе, где в это время суток движение было ограничено. Поэтому пострадавший был доставлен в больницу только спустя несколько часов обнаружившим его водителем грузовика. Несмотря на оказанную помощь, пострадавший скончался.

Актом судебно-медицинской экспертизы было установлено, что вовремя оказанная медицинская помощь спасла бы ему жизнь. Виновнику аварии было предъявлено обвинение сразу по двум статьям УК РФ: по ст. 264 УК РФ за нарушение правил дорожного движения и по ст. 125 УК РФ оставление пострадавшего без помощи. Приговором суда он был осужден к лишению свободы на значительный срок.

Пример 2. Иначе завершаются уголовные дела, в которых доказан факт оставления виновником аварии места происшествия по причине его невнимательности. Он после незначительного столкновения продолжает движение по дороге, не замечая, что задел едущую рядом машину. По одному из таких дел водитель был осужден по ст. 12.27 КоАП РФ.

Осужденный обратился за помощью к адвокату. Судебной экспертизой был сделан вывод о том, что не исключен контакт между двумя автомобилями. Достоверно, что транспортные средства столкнулись, не утверждалось. Адвокат считал, что между машинами пострадавшего и лица, признанного виновным, столкновения быть не могло.

Независимая экспертиза подтвердила, что при имевшихся повреждениях на автомобиле пострадавшего можно говорить, что столкновение произошло с другим автомобилем: место нахождения крюков манипулятора автомобиля виновника аварии не соответствовало месту расположения повреждений автомобиля пострадавшего.

Свидетели показали, что сами не были очевидцами столкновения. Но предположили о том, что оно произошло только после включения сигнализации от некоего звука. В суде было установлено, что в это время на месте аварии проводились строительные работы и сигнализация могла сработать от шума используемых рабочими инструментов. Водитель был признан невиновным.

Доказательства невиновности оставления места ДТП для суда

Лицо, покинувшее место происшествия, имеет возможность доказать в суде, что его вины в этом не усматривается.

Имеются определенные случаи, когда виновник аварии покидает место происшествия, но при этом к административной либо уголовной ответственности он не привлекается:

  • если ДТП произошло на середине дороге, стороны могут зафиксировать произошедшее видео или фотосъемкой, после чего съезжают на обочину. Тем самым они устраняют препятствия дорожному движению и их действия по оставлению места ДТП признаются оправданными;
  • если виновник аварии уехал с места столкновения, чтобы доставить пострадавшего в больницу для оказания ему медицинской помощи;
  • если по дороге в больницу он совершает ДТП, то суд может оправдать его, так как нарушение было обусловлено необходимостью скорейшей доставки пострадавшего в медицинское учреждение;
  • если произошло небольшое столкновение, которое могло остаться для его виновника незамеченным. Такое происходит довольно часто. При таких обстоятельствах лучшим способом разрешения ситуации является наличие договоренности между виновником аварии и потерпевшим о мирном урегулировании всех вопросов, в том числе и имущественных.

Мнение пострадавшего имеет большое значение для суда при принятии им окончательного постановления по делу. Если виновник покинул место ДТП по указанным выше причинам, то ему стоит впоследствии незамедлительно явиться в органы ГИБДД, письменно написать заявление и указать причины, по которым пришлось покинуть место аварии.

Судом будут учитываться все обстоятельства ДТП: погодные условия, тяжесть причиненных повреждений, поведение виновника аварии, признание им вины и наличие раскаяния в содеянном.

Закон предусматривает возможность обойтись без сотрудников ГИБДД при участии в ДТП не более двух автомобилей, отсутствии телесных повреждений у его участников и незначительном материальном ущербе. В таком случае можно ограничиться составлением европротокола.



Понравилась статья? Поделиться с друзьями: