Субъекты социальной работы. Объект социальной работы


Введение

1 Объекты социальной работы: история и реальность

2 Субъекты социальной работы: степень включенности различных субъектов в практику социальной работы

3 Характер субъектно-объектных отношений в социальной работе

Заключение

Список использованных источников

Введение

Актуальность проблемы . Будучи деятельностью по оказанию помощи людям в решении их проблем, социальная работа имеет определенную структуру, которая включает в себя такие элементы, как объект и субъект. Социальная работа представляет собой многообъектную и многосубъектную деятельность.

Под объектом социальной работы подразумеваются те, кто нуждается в помощи. Объект социальной работы сложен и специфичен. Объектами социальной работы выступают индивид, малая группа, население определенной локализованной территории (полностью или частично). Это общество в единстве и взаимодействии его социальных, экономических, политических и духовных элементов. Это человек во всем богатстве его жизненных проявлений – высшая ценность, конечный критерий и цель общественного развития. Это совокупность отдельных слоев населения и категорий граждан, которые в силу многообразных причин нуждаются в адресной социальной поддержке, социальной защите, социальной диагностике и коррекции, а также в социальной адаптации и реабилитации.

Субъектом называют познающее и действующее существо, противостоящее внешнему миру как объекту познания или преобразования. В качестве субъекта социальной работы рассматривают, как правило, отдельных работников социальных служб, с некоторой долей условности – социальные государственные и негосударственные (конфессиональные, общественных организаций, коммерческие) учреждения: институты, учреждения и органы федеральной власти, а также многочисленных субъектов Российской Федерации, учреждения и органы муниципального управления и местного самоуправления, а также профессиональные органы, должностные лица и работники трудовых коллективов российского общества. Их права, полномочия и функциональные обязанности в области социальной работы официально регламентированы государством, законодательством, распоряжениями и постановлениями исполнительной власти.

Степень разработанности . В настоящее время проблеме объекта и субъекта социальной работы посвящено значительное количество работ. Основу нашего исследования составляют работы В. Афанасьева , Н. Ф. Басова , Л. Г. Гусляковой , И. П. Зайнышева , К. В. Кузьмина И. Курбатова , В. П. Мельника , П. И. Нищеретнего , П. Д. Павленка , А. Н. Панова , М. В. Ромм , Т. А. Ромм , Б. А. Сутырина , С. В. Тетерского , Л. В. Топчего , М. В. Фирсова , Е. И. Холостовой , П. Я. Циткилова и мн. др.

Объект курсовой работы – социальная работа.

Предмет работы – объект и субъект социальной работы.

Цель – анализ специфики объектов и субъектов социальной работы.

Задачи исследования сводятся к следующему:

1. Описать объекты социальной работы: история и реальность.

2. Рассмотреть основные субъекты социальной работы и степень их включенности в практику социальной работы.

3. Выявить характер субъектно-объектных отношений в социальной работе.

Методами нашей работы являются метод анализа научной литературы, журнальных публикаций, документов; метод исторической реконструкции, метод статистического анализа.

Научно-практическая значимость данной курсовой работы состоит в том, что предложенные в ней разработки можно использовать в практической деятельности социального работника.

1. Объекты социальной работы: история и реальность

Отличительной чертой объектов социальной работы является наличие трудной жизненной ситуации:

– инвалидность (нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности);

– неспособность к самообслуживанию в связи с преклонным возрастом, болезнью (ограничение возможностей передвижения, невозможность выполнять бытовые и гигиенические процедуры);

– сиротство (утрата лицами в возрасте до 18 лет, родителей вследствие смерти);

– безнадзорность (неисполнение родителями своих функций надзора и воспитания ребенка и угроза полного разрыва ребенка и семьи);

– малообеспеченностъ (недостаточность материального ресурса как средства удовлетворения витальных и социальных потребностей);

– безработица (проблема трудоспособных граждан, по тем или иным причинам не участвующих в производственной деятельности, не имеющих работы и заработка (дохода), готовых приступить к работе);

– отсутствие определенного места жительства (фактические отсутствие социально приемлемого жилья, недостаточность материальных возможностей, нарушением человеческого «микромира», что проявляется в скитаниях, бродяжничестве, отсутствии определенных занятий);

– конфликты и жестокое обращение в семье (столкновение супругов, детей и родителей, вызванные трудно разрешимыми противоречиями, связанные с противоборством и острыми эмоциональными переживаниями;

– физическое, психическое (эмоциональное) и сексуальное (половое) насилие;

– одиночество (субъективное состояние показывающее раскол сети отношений и связей внутреннего мира личности) и пр. .

Еще в ветхозаветные времена возникла традиция особого отношения к вдовам и сиротам, притеснение которых со стороны других людей рассматривалось как действие, нарушающее волю Бога и подлежащее, в силу этого, суровому наказанию. Вдовы и сироты были тогда олицетворением беззащитности перед лицом тех трудностей, с которыми сталкивались люди в своей жизни. Традиции особого отношения к ним поддерживалась христианством, которое не только принимало соответствующие решения на своих Вселенских соборах (например, в Халкидоне в 437 г.), но и предпринимало практические действия, направленные на улучшение их положения, т. е. занималось благотворительной деятельностью .

Кроме вдов и сирот, объектами такой деятельности стали считать нищих (особое отношение к которым в России получило название нищелюбия), инвалидов, стариков и другие группы нуждающихся. Общей чертой представителей всех этих групп, которые в настоящее время принято называть социально незащищенными, является то, что – по сравнению с другими людьми – они находятся в наиболее тяжелом положении и не в состоянии сами (т. е. без посторонней помощи) улучшить его .

С. М. Соловьев в отмечал, что в отличие от германцев и литовцев, избавлявшихся от «лишних, слабых и увечных» сородичей, славяне были милостивы к старым и детям. У восточных славян были приняты семейные обычаи поддержки людей пожилого возраста – «старцев». Из преданий известно об опеке над сиротами («приймаки», «мирские дети», «годованцы») и вдовами. До сих пор существует многовековые традиции социальной помощи, например, «помочь» («толока») – обычай согласно которому соседи приглашаются на большую спешную работу, затем работников обильно угощают. Такого рода помощь оказывается вдовам и немощным .

Устав князя Владимира I от 996 г. определил впервые основные категории призреваемых: вдовы, убогие, странники и нищие. Но главным в Уставе князя Владимира I являлось «нищелюбие»: накормить голодного, напоить страждущего и т. п. .

Согласно Стоглавому собору, основными объектами призрения выступали: прокаженные и престарелые; здоровые нищие, которые не могут тем не менее работать (дети-сироты); здоровые взрослые нищие и бродячие .

В период правления Петра I происходит пересмотр основных категорий призреваемых, все изменения имели целью борьбу с профессиональным нищенством. Основными объектами государственной системы призрения выступали: старые и увечные (нетрудоспособные нищие); убогие и юродивые; сироты, незаконнорожденные дети, безнадзорные дети .

В XVIII веке в России была сформирована система государственной социальной помощи в отношении нищих, сирот и убогих. Со второй половины XIX века в качестве объекта призрения стали рассматривать и тех, кто, не являясь «дряхлыми и убогими», в числе которых отдельные лица и семьи, нуждающихся в помощи «от бедности» были отнесены: переселенцы, рабочие, уходивших на отхожие промысли и на поиски сторонних заработков; безработные и неподготовленные к труду, недоимщики по государственным податям, а также крестьяне, не имевшие права на получение кредита в банке .

В начале XX в. появляются новые категории: пострадавшие во время войн (Русско-японская война 1904-1905 г.г., Первая мировая война); малолетние преступники; рабочие и служащие (в 1903 г. был издан Закон «О вознаграждении потерпевших вследствие несчастных случаев рабочих и служащих, а равно членов их семейств, в предприятиях фабрично-заводской, горно-заводской промышленности», согласно которому при увечье или временной потере работоспособности из-за производственной травмы, назначались пенсии и единовременные пособия) .

На рубеже XIX -XX вв. основным объектом государственного и общественного призрения становятся дети, в числе которых: сироты, инвалиды, учащиеся. К началу XX века в России складывается более или менее четкая система объектов социальной работы: сироты, больные дети (слепые, глухонемые, увечные), вдовы, бедные, бездомные, учащиеся, военные, раненые и больные .

Тем самым, в дореволюционный период в России, в числе основных объектов системы социальной работы выступали различные группы населения, прежде всего наиболее бедные его слои.

После революции, одной из основных категорий социального обеспечения стали инвалиды ВОВ, трудящиеся, пенсионеры, инвалиды труда, безнадзорные и беспризорные дети. Конституция СССР, принятая в 1936 г., закрепляла в числе важнейших прав граждан право на материальное обеспечение в старости, а также в случае болезни и потери трудоспособности.

Таким образом, практически всегда в России оказывали адресную помощь особо нуждающимся и только в советский период – всем нуждающимся.

В настоящее время объектом социальной работы являются люди, которые ставят перед собой определенные цели, но не в состоянии сами их реализовать, испытывая в силу этого чувство неудовлетворенности жизнью. За каждой человеческой проблемой кроется множество личных, т. е. неудовлетворенных потребностей целой группы людей. Какими бы специфическими ни были, например, личные проблемы тех или иных безработных, различающихся по полу, возрасту, семейному положению, уровню образования или специальности, каждая из них является проявлением социальной проблемы, называемой безработицей. Поэтому можно сказать, что объектами социальной работы являются различные группы людей, испытывающих трудности при решении проблем, которые возникают в их жизни .объектов и субъектов социальной политики РФ Схематично объект и субъекты социальной ...

  • Социальная работа с различными категориями осужденных в пенитенциарной системе

    Дипломная работа >> Социология

    ... социальной работы 1.2 Принципы и задачи пенитенциарной социальной работы 1.3 Объект и субъект социальной работы в уголовно-исполнительной системе 2 Система социальной работы в пенитенциарных учреждениях 2.1 Система социальной работы ...

  • Социальная работа и психология (1)

    Дипломная работа >> Психология

    ... объекта и предмета теории социальной работы с понятием "социальное взаимодействие". Объект и предмет социальной работы , с одной стороны, обусловлены целями практической социальной работы ...

  • Социальная политика и социальная работа : место и роль социальной политики в теории социальной работе

    Курсовая работа >> Социология

    И социальных изменений, касающиеся многоуровневых субъектов и объектов социальной работы ; коммуникативные проблемы, касающиеся взаимодействий субъектов социальной работы ; проблемы социальной стратификации и неравенства в социально ...

  • Стратегия социальной работы заключается в изучении человека, его целостности, мира, индивидуальности и универсальности. На практике же большинство моделей социальной работы сосредоточено на технологических аспектах оказания помощи. Эффективность социальной работы зависит от осмысления сущности жизнедеятельности человека, ее изменений под воздействием экономических, социально-психологических факторов. Формирование мира человека - сложный процесс познания, закрепления, творческого освоения мировоззренческих, идеологических, нравственных установок общества, процесс усвоения социальных качеств, знаний и умений, созданных обществом, на основе чего вырабатывается свое видение и оценка вещей.
    Активная, творческая природа человека по-разному интерпретируется и учитывается в различных моделях теории и практической организации социальной работы. Особенно важным для понимания человека как целостной личности стало развитие гуманистической психологии (К. Роджерс, А. Маслоу, В. Франкл и др.). Все способы познания должны быть использованы при систематическом целостном разностороннем изучении социокультурных феноменов, и прежде всего человека - как неотъемлемой части той культурной среды, социокультурной традиции, что обусловливает его развитие и характерные для него проблемы.
    Объект, и предмет - основополагающие категории развития теории социальной работы. Для данной теории характерно разнообразие методологических подходов к их выделению. Так, в словаре-справочнике по социальной работе отмечено: «Объектом исследования социальной работы является процесс связей, взаимодействий, способов и средств регуляции поведения социальных групп и личностей в обществе. Предметом социальной работы как самостоятельной науки являются закономерности, обусловливающие характер и направленность развития социальных процессов в обществе».
    Границы объекта и предмета теории социальной работы связываются с понятиями «социальное взаимодействие», «социальные и межличностные отношения» «социальные изменения», «социальная динамика» и «социальная структура». Предметная сущность социальной работы, несмотря на многообразие теоретических подходов, характеризуется таким общим понятием, как «социальность», которое выражает многообразные способы и формы сосуществования и взаимодействия в обществе как системе целостных социальных субъектов.
    Социальное сосуществование и взаимодействие должно строиться на началах социального равенства и партнерства, справедливого распределения материальных благ, надежных гарантий для творческого самоутверждения всех субъектов общества. Такое понимание социальности является важнейшим критерием осуществления социальной работы.
    Объект и предмет социальной работы, с одной стороны, обусловлены целями и задачами практической социальной работы, а с другой - определяют границы и содержание теории и практики социальной работы. Существует множество определений объекта и предмета социальной работы. Они во многом сходны в том, что в современных условиях социальная работа выходит за границы практической социальной помощи и все более становится фундаментальным теоретическим знанием о человеке в системе социальных отношений и взаимодействий, о способах улучшения его социального бытия и социального самочувствия.
    Субъект и объект социальной работы - важнейшие компоненты системы теории и практики социальной работы. Объект социальной работы - это прежде всего человек в системе социальных связей и отношений, на которого направлено социальное действие. Это клиент социальной помощи, социальной адаптации и реабилитации, социальной диагностики и профилактики, социальной экспертизы и социальной терапии.
    Объект социальной работы - клиент - человек, нуждающийся в социальной защите. Исторически сначала в понятие клиента включались люди, имевшие предрасположенность к нарушению общепринятых стандартов (нищие) или затруднения в адаптации (мигранты). Со временем меняются не только категории клиентов, но и группы проблем, формирующие клиентов социальной работы. Впоследствии категория клиентов была распространена на людей, которые под воздействием общества и ненормальных условий жизни, которые это общество создает, теряют возможность нормального функционирования. В этой трактовке к клиентам социальной работы относили маргиналов, безработных людей, имеющих те или иные проблемы в семейных отношениях. В настоящее время клиентом социальной работы определяется побои человек, группа или община, которые нуждаются в помощи социального работника и с которым достигнуто соглашение о совместной работе.

    В таком широком контексте клиентом социальной работы может быть любой человек с любой проблемой. В теории социальной работы существуют различные типологии клиентов современной социальной работы. Например, по направленности и характеру взаимодействия: индивид;
    группа; сообщество; или по специфике запроса: агрессоры, вежливые, немые и т. п.
    Субъект социальной работы - это тот, кто осуществляет социальную помощь. Это могут быть государственные организации (органы социального страхования, социальной защиты), общественные организации (различные благотворительные союзы, организации, фонды и т. д.) и частные лица - специалисты в сфере социальной работы различных квалификаций (социальный терапевт, социальный геронтолог, социальный эколог и т. п.) или добровольные помощники - волонтеры. Социальная работа имеет двусторонний характер. В основе оказываемой социальной помощи лежит система взаимодействий социального работника с клиентом, равно как и со значимым социальным окружением клиента.

    В данной теме объект и предмет будут рассмотрены по отношению к социальной работе как виду профессиональной деятельности.

    Объект – важная категория теории познания и деятельности. Этот термин применяется при анализе конкретной двусторонней связи, описывающей процесс познания и деятельности. Сторона, осуществляющая познание или деятельность будет субъектом, а сторона, на которую направлено познание или деятельность, называется объектом. О субъекте будем говорить более подробно при изучении другой темы, но отметим, что субъект – объектные отношения очень подвижны и относительны. Субъект сам может стать объектом, а объект – субъектом. Некоторые виды деятельности могут иметь субъект - объектный характер отношений, например, коммуникативная деятельность, да и сама социальная работа.

    При анализе объектов социальной работы встает вопрос, как их именовать при таком огромном многообразии. Как известие, в медицине это пациент, в юриспруденции – истец.

    В социальной работе утверждалось мнение, что лицо, получаемое помощь должно называться клиентом, независимо от того является ли оно индивидом, или семьей, или группой и т.д. В этом смысле объектом социальной работы являются индивиды, семьи, группы, общности людей, находящихся в трудной жизненной ситуации. Трудная жизненная ситуация – это такая ситуация, которая нарушает или грозит нарушением возможности нормального социального функционирования клиентов.

    Объект социальной работы чрезмерно многообразен – это не только инвалиды и старики, но и дети, и семьи, и представители групп риска, и женщины, и молодежь и т.д. и т.п. Более того, в России лишь небольшой процент людей может считаться социально благополучным. Многие категории граждан, составляющие основу «среднего класса» на Западе, у нас живут довольно бедно. Это и врачи, и учителя, и офицеры, и вузовские преподаватели, и многие другие. И даже, если они работают и получают заработную плату, то ее не хватает на создание нормальных социокультурных условий жизнедеятельности. Таким образом, можно сделать вывод, что в современной России подавляющее большинство населения нуждается в помощи и поддержке со стороны социальных служб и социальных работников.

    Социальная работа первоначально была ориентирована на индивида. Однако позднее стало очевидно, что попытка помочь клиенту изменить ситуацию и поведение мало эффективна, если не воздействовать на его социальное окружение. Это привело к возникновению семейной и групповой социальной работы. Воздействие на семью или группу невозможно без воздействия на каждого их члена. Изменения в поведении отдельных членов семьи или групп влекут за собой изменения и в самой семье и группе. Влияние непосредственного окружения на отдельного индивида трудно переоценить, особенно, если речь идет о людях конформных – молодежи, подростках, с неустойчивым характером, и т.д. Работа с группой требует решения проблем еще более широкого окружения – всего того места, где проживают данные индивиды, группы, семьи. Возникает необходимость в общинной или коммунальной социальной работе. Термин «община» и «коммуна» относятся к совокупности жителей определенного населенного пункта или района, обладающих определенной степенью самоуправляемости и имеющих целый рад общих интересов, связанных с совместной жизнедеятельностью в одних и тех же природно-климатических социально-экономических и культурных условиях.

    В России местное самоуправление существовало всегда в той или иной форме, и хотя часто было деформировано, разрушалось, но играло положительную роль. Без местного самоуправления в принципе невозможно наладить социальную жизнь в широком смысле слова. Дальнейшее развитие местного самоуправления потребует соответствующей социальной работы (общинной или коммунальной). В свою очередь, общинная социальная работа невозможна без учета влияния условий всего общества в целом. Поэтому можно говорить об общесоциальном уровне социальной работы. Как, впрочем, и о международном, глобальном ее состоянии.

    Социальные проблемы клиентов зависят от их принадлежности к определенной социально-демографической группы. Специфические проблемы встречают людей в пожилом и старческом возрасте, имеются они и у женщин, детей. В последнее время особым объектом влияния, в том числе и социальных работников, становятся мужчины.

    Есть клиенты с особыми проблемами, например, инвалиды, безработные, участники боевых действий, многодетные семьи и т.п. Все категории граждан нуждаются в социальных видах помощи. Для этого нужны социальные работники различных специализаций.

    Можно сделать вывод, что социальная работа ведется на уровне индивида, семьи, групп, общности людей, объединенных по тому или иному признаку или в пределах общества в целом.

    Какие же цели ставит перед собой социальная работа, чего хочет добиться социальный работник, каков идеальный результат его работы?

    Следует признать вполне ограниченные возможности всего этого социального института и конкретных социальных работников. Нельзя, например, полностью устранить причины инвалидности или восполнить целиком те дефекты, которые приводят человека к ограничению жизнедеятельности. Социальный работник в подобных ситуациях может только помочь индивиду достигнуть определенного уровня интеграции в общество, возможного при его реальных жизненных обстоятельствах. Социальный работник не может устранить бедность, он лишь может действовать с целью устранения наиболее тяжелых последствий бедности: оказать содействие в обеспечении питания, гарантировать медицинскую помощь. Существует огромное множество социальных проблем, которые средствами социальной работы никогда не решить целиком и полностью, но они должны решаться каждодневно.

    Оказывая социальную помощь клиенту, социальный работник имеет дело с его социальной ситуацией. Социальная ситуация - конкретное состояние проблем клиента социальной работы, индивидуального или группового во всем богатстве своих связей и опосредований, имеющих отношение к разрешению данной проблемы. Социальная ситуация клиента и является предметом социальной работы, тем непосредственным полем, где прилагает усилия социальный работник. Цель его деятельности – улучшение социальной ситуации клиента, не допущения ее ухудшения или, по крайней мере, фасилитация, облегчение субъективного переживания клиентом своего положения.

    Понятие социальной ситуации служит методологическим инструментом, позволяющим вычленить те связи и взаимодействия, которые непосредственно связаны с социальной проблемой данного клиента и воздействие на которые может повлиять на ее разрешение.

    Введение

    1 Объекты социальной работы: история и реальность

    2 Субъекты социальной работы: степень включенности различных субъектов в практику социальной работы

    3 Характер субъектно-объектных отношений в социальной работе

    Заключение

    Список использованных источников

    Введение

    Актуальность проблемы . Будучи деятельностью по оказанию помощи людям в решении их проблем, социальная работа имеет определенную структуру, которая включает в себя такие элементы, как объект и субъект. Социальная работа представляет собой многообъектную и многосубъектную деятельность.

    Под объектом социальной работы подразумеваются те, кто нуждается в помощи. Объект социальной работы сложен и специфичен. Объектами социальной работы выступают индивид, малая группа, население определенной локализованной территории (полностью или частично). Это общество в единстве и взаимодействии его социальных, экономических, политических и духовных элементов. Это человек во всем богатстве его жизненных проявлений – высшая ценность, конечный критерий и цель общественного развития. Это совокупность отдельных слоев населения и категорий граждан, которые в силу многообразных причин нуждаются в адресной социальной поддержке, социальной защите, социальной диагностике и коррекции, а также в социальной адаптации и реабилитации.

    Субъектом называют познающее и действующее существо, противостоящее внешнему миру как объекту познания или преобразования. В качестве субъекта социальной работы рассматривают, как правило, отдельных работников социальных служб, с некоторой долей условности – социальные государственные и негосударственные (конфессиональные, общественных организаций, коммерческие) учреждения: институты, учреждения и органы федеральной власти, а также многочисленных субъектов Российской Федерации, учреждения и органы муниципального управления и местного самоуправления, а также профессиональные органы, должностные лица и работники трудовых коллективов российского общества. Их права, полномочия и функциональные обязанности в области социальной работы официально регламентированы государством, законодательством, распоряжениями и постановлениями исполнительной власти.

    Степень разработанности . В настоящее время проблеме объекта и субъекта социальной работы посвящено значительное количество работ. Основу нашего исследования составляют работы В. Афанасьева , Н. Ф. Басова , Л. Г. Гусляковой , И. П. Зайнышева , К. В. Кузьмина И. Курбатова , В. П. Мельника , П. И. Нищеретнего , П. Д. Павленка , А. Н. Панова , М. В. Ромм , Т. А. Ромм , Б. А. Сутырина , С. В. Тетерского , Л. В. Топчего , М. В. Фирсова , Е. И. Холостовой , П. Я. Циткилова и мн. др.

    Объект курсовой работы – социальная работа.

    Предмет работы – объект и субъект социальной работы.

    Цель – анализ специфики объектов и субъектов социальной работы.

    Задачи исследования сводятся к следующему:

    1. Описать объекты социальной работы: история и реальность.

    2. Рассмотреть основные субъекты социальной работы и степень их включенности в практику социальной работы.

    3. Выявить характер субъектно-объектных отношений в социальной работе.

    Методами нашей работы являются метод анализа научной литературы, журнальных публикаций, документов; метод исторической реконструкции, метод статистического анализа.

    Научно-практическая значимость данной курсовой работы состоит в том, что предложенные в ней разработки можно использовать в практической деятельности социального работника.

    1. Объекты социальной работы: история и реальность

    Отличительной чертой объектов социальной работы является наличие трудной жизненной ситуации:

    – инвалидность (нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности);

    – неспособность к самообслуживанию в связи с преклонным возрастом, болезнью (ограничение возможностей передвижения, невозможность выполнять бытовые и гигиенические процедуры);

    – сиротство (утрата лицами в возрасте до 18 лет, родителей вследствие смерти);

    – безнадзорность (неисполнение родителями своих функций надзора и воспитания ребенка и угроза полного разрыва ребенка и семьи);

    – малообеспеченностъ (недостаточность материального ресурса как средства удовлетворения витальных и социальных потребностей);

    – безработица (проблема трудоспособных граждан, по тем или иным причинам не участвующих в производственной деятельности, не имеющих работы и заработка (дохода), готовых приступить к работе);

    – отсутствие определенного места жительства (фактические отсутствие социально приемлемого жилья, недостаточность материальных возможностей, нарушением человеческого «микромира», что проявляется в скитаниях, бродяжничестве, отсутствии определенных занятий);

    – конфликты и жестокое обращение в семье (столкновение супругов, детей и родителей, вызванные трудно разрешимыми противоречиями, связанные с противоборством и острыми эмоциональными переживаниями;

    – физическое, психическое (эмоциональное) и сексуальное (половое) насилие;

    – одиночество (субъективное состояние показывающее раскол сети отношений и связей внутреннего мира личности) и пр. .

    Еще в ветхозаветные времена возникла традиция особого отношения к вдовам и сиротам, притеснение которых со стороны других людей рассматривалось как действие, нарушающее волю Бога и подлежащее, в силу этого, суровому наказанию. Вдовы и сироты были тогда олицетворением беззащитности перед лицом тех трудностей, с которыми сталкивались люди в своей жизни. Традиции особого отношения к ним поддерживалась христианством, которое не только принимало соответствующие решения на своих Вселенских соборах (например, в Халкидоне в 437 г.), но и предпринимало практические действия, направленные на улучшение их положения, т. е. занималось благотворительной деятельностью .

    Кроме вдов и сирот, объектами такой деятельности стали считать нищих (особое отношение к которым в России получило название нищелюбия), инвалидов, стариков и другие группы нуждающихся. Общей чертой представителей всех этих групп, которые в настоящее время принято называть социально незащищенными, является то, что – по сравнению с другими людьми – они находятся в наиболее тяжелом положении и не в состоянии сами (т. е. без посторонней помощи) улучшить его .

    С. М. Соловьев в отмечал, что в отличие от германцев и литовцев, избавлявшихся от «лишних, слабых и увечных» сородичей, славяне были милостивы к старым и детям. У восточных славян были приняты семейные обычаи поддержки людей пожилого возраста – «старцев». Из преданий известно об опеке над сиротами («приймаки», «мирские дети», «годованцы») и вдовами. До сих пор существует многовековые традиции социальной помощи, например, «помочь» («толока») – обычай согласно которому соседи приглашаются на большую спешную работу, затем работников обильно угощают. Такого рода помощь оказывается вдовам и немощным .

    Устав князя Владимира I от 996 г. определил впервые основные категории призреваемых: вдовы, убогие, странники и нищие. Но главным в Уставе князя Владимира I являлось «нищелюбие»: накормить голодного, напоить страждущего и т. п. .

    Согласно Стоглавому собору, основными объектами призрения выступали: прокаженные и престарелые; здоровые нищие, которые не могут тем не менее работать (дети-сироты); здоровые взрослые нищие и бродячие .

    В период правления Петра I происходит пересмотр основных категорий призреваемых, все изменения имели целью борьбу с профессиональным нищенством. Основными объектами государственной системы призрения выступали: старые и увечные (нетрудоспособные нищие); убогие и юродивые; сироты, незаконнорожденные дети, безнадзорные дети .

    В XVIII веке в России была сформирована система государственной социальной помощи в отношении нищих, сирот и убогих. Со второй половины XIX века в качестве объекта призрения стали рассматривать и тех, кто, не являясь «дряхлыми и убогими», в числе которых отдельные лица и семьи, нуждающихся в помощи «от бедности» были отнесены: переселенцы, рабочие, уходивших на отхожие промысли и на поиски сторонних заработков; безработные и неподготовленные к труду, недоимщики по государственным податям, а также крестьяне, не имевшие права на получение кредита в банке .

    В начале XX в. появляются новые категории: пострадавшие во время войн (Русско-японская война 1904-1905 г.г., Первая мировая война); малолетние преступники; рабочие и служащие (в 1903 г. был издан Закон «О вознаграждении потерпевших вследствие несчастных случаев рабочих и служащих, а равно членов их семейств, в предприятиях фабрично-заводской, горно-заводской промышленности», согласно которому при увечье или временной потере работоспособности из-за производственной травмы, назначались пенсии и единовременные пособия) .

    На рубеже XIX-XX вв. основным объектом государственного и общественного призрения становятся дети, в числе которых: сироты, инвалиды, учащиеся. К началу XX века в России складывается более или менее четкая система объектов социальной работы: сироты, больные дети (слепые, глухонемые, увечные), вдовы, бедные, бездомные, учащиеся, военные, раненые и больные .

    Тем самым, в дореволюционный период в России, в числе основных объектов системы социальной работы выступали различные группы населения, прежде всего наиболее бедные его слои.

    После революции, одной из основных категорий социального обеспечения стали инвалиды ВОВ, трудящиеся, пенсионеры, инвалиды труда, безнадзорные и беспризорные дети. Конституция СССР, принятая в 1936 г., закрепляла в числе важнейших прав граждан право на материальное обеспечение в старости, а также в случае болезни и потери трудоспособности.

    В качестве объекта социальной работы в ее широкой трактовке выступают все люди, все население. Это объясняется тем, что жизнедеятельность людей, всех слоев и групп населения зависит от тех условий, которые в значительной мере предопределяются уровнем развития общества, состоянием социальной сферы, содержанием социальной политики, возможностями ее реализации.
    Вместе с тем население структурировано по различным основаниям. И в нем выделяют таких людей, такие группы и слои, которые оказались в сложно жизненной ситуации, когда они либо вовсе мне могут, либо лишь частично могут разрешить возникшие перед ними социальные и другие проблемы.
    Поэтому при рассмотрении данного вопроса надо расширить толкование объекта.
    1. Первая группа объектов социальной работы – это группы населения, которые оказались в сложной жизненной ситуации. Когда говорят о практической социальной работе, то в первую очередь имеют в виду оказание помощи, поддержки, социальную защищенность (здоровье, девиантное поведение, пожилой возраст, неблагополучное положение семей и отв. категорий граждан, бездомность, сиротство и др)
    2. Второй важнейшей группой объектов социально работы являются различные сферы жизнедеятельности людей.
    Сфера производства, производственной и социальной инфраструктуры (среда, обстановка, процесс создания материальных благ; отрасли, которые обслуживают данную сферу; население и т.д.).
    Городские, сельские, а также промежуточные формы расселения. Важно учитывать размеры поселений, концентрацию в них населения, уровень развития производственных сил, виды производства, насыщенность объектами культурно-бытового назначения, благоустройство, развитие транспорта, средств связи и т.д.
    Сфера здравоохранения - система, государственных и частных учреждений, проводимые мероприятия по охране здоровья и др.
    Сфера образования, включающая все виды и формы обучения, подготовке и переподготовке кадров, соответствующая инфраструктура.
    Сфера науки (НИИ и лаборатории, учреждения, коллективы, ученые).
    Культурно-досуговая сфера – часть нерабочего времени, используемая на отдых и развлечения.
    Силовые структуры (подразделения осуществляющие защиту государства от внешних враждебных сил и оппозиции внутри страны).
    Пенитенциарная система – это исправительно-трудовые учреждения.
    Социально-этническая среда.
    Сфера бытового обслуживания.
    Таким образом, объектом социальной работы выступают специфические сферы жизнедеятельности людей, все люди (при широкой трактовке), отдельные личности и группы, нуждающиеся в постоянной помощи (в узкой трактовке), попавшие в трудную жизненную ситуацию.
    Субъекты.
    Все функции по оказанию помощи нуждающимся выполняет субъект социальной работы. К субъекту относятся все те люди и организации, которые ведут социальную работу и управляют ею. Это и государство в целом, осуществляющее социальную политику. Это и благотворительные организации, общества милосердия типа Общества Красного Креста и Красного Полумесяца. Это и общественные организации: Детский фонд им. В. И. Ленина, Российская ассоциация социальных служб. Ассоциация социальных педагогов и социальных работников. Союз офицеров и др.
    Но главным субъектом социальной работы являются, разумеется, не организации, не объединения, а люди, занимающиеся социальной работой профессионально или на общественных началах.

    15. Социальная работа как область научного знания.

    Критерии, определяющие научный статус теории социальной работы.

    Социальная работа как наука представляет собой сферу челове­ческой деятельности, функция которой состоит в выработке и тео­ретической систематизации объективных знаний об определенной действительности − социальной сфере и специфической социаль­ной деятельности. Социальную деятельность можно определить как про­фессиональную и общественную деятельность различных организаций (государственных, об­щественных и частных), специалистов и активистов, направленную на решение проблем социальных субъектов (индивидов, семей, групп и слоев). Анализ существующих форм и методов социальной работы, разработка оптимальных методов и техноло­гий разрешения социальных проблем указанных объектов − одна из важнейших задач социальной работы как научной дисциплины.

    Как наука социальная работа в нашей стране находится еще в стадии становления. В последние годы от­крыты соответствующие кафедры в десятках вузов страны, функ­ционирует Всероссийский научно-исследовательский институт со­циальной работы, с 1995 г. издается «Российский журнал социальной работы», подготовлено и издано немало учебников и учебных пособий по те­ории и методике социальной работы.

    Каждая наука представляет собой сплав теоретических и эмпи­рических знаний, теории, методов и методики (техники). Особен­ность же социальной работы как научной дисциплины состоит в единстве знаний и умений. Это ее основополагающий принцип. Без такого единства нет науки, без такого единства не может состояться социальный работник как специалист в этой важнейшей для жизни людей области.

    Неотъемлемыми компонентами каждой науки являются законо­мерности, принципы и методы. В специальной литературе закономерности социальной работы предлагается разделить на две группы: 1) закономерности функци­онирования и развития субъекта социальной работы; 2) закономерности, отражающие существен­ные связи между субъектом и объектом социальной деятельности.

    В качестве принципов теории социальной работы можно назвать:

    Общефилософские принципы: детерминизм, отражение, развитие.

    Общие принципы социальных наук: историзм, социальная обусловленность, социальная значи­мость.

    Специфические принципы социальной рабо­ты (соблю­дения конфиденциальности в работе; преемственности всех видов и форм социального обслуживания; адресности; приоритета содей­ствия гражданам, находящимся в ситуации, угрожающей их здоро­вью или жизни; профилактической направленности; содействия со­циальной реабилитации и адаптации и др.).

    Психолого-педагогические принципы – мо­дальность, эмпатия (сочувствование), аттракция (привлекатель­ность), доверие.

    Методические принципы – дифференцирован­ный подход, преемственность, последовательность, непрерывность, компетентность.

    Организационные принципы – всеобщность, ком­плексность, посредничество, солидарность, субсидарность (вспомо­жение).

    Методы – это способы, совокупность приемов и операций в социальной работе; способы достижения какой-либо цели, решения конкретной задачи.

    Многие методы, используемые в социальной работе, являются междисциплинарными, что предопределяется универсальным характером социальной работы как вида деятельно­сти. Поэтому, характеризуя методы социальной работы, их делят на экономические, правовые, политические, социально-психологичес­кие, медико-социальные, административно-управленческие и др.

    Необходимо отметить, что методы социальной работы нередко включаются в более общее понятие «социальные технологии», ин­терпретируемые как способы применения теоретических выводов науки в решении тех или иных задач или как совокупность приемов и воздействий, применяемых для достижения поставленных целей в социальной сфере.

    Основные закономерности, присущие социальной работе как научной дисциплине.

    Развитие новой для нашего общества специальности и профессиональной деятельности - социальной работы - при­дает особую актуальность ее теоретическому осмыслению. Как раз­новидность профессиональной деятельности социальная работа за более чем вековую историю накопила огромный эмпирический материал, теоретическое осмысление, обобщение и систематиза­ция которого открывают новые перспективы перед практикой с точки зрения повышения ее эффективности и результативности.
    Совокупность представлений, идей, объясняющих сущность, содержание, наличие существенных связей и зависимостей в соци­альной работе, позволяют утверждать, что формируется целостная система научных знаний, теория социальной работы. Отечественный и зарубежный опыт социальной работы, бога­тейший эмпирический материал являются важнейшим основанием для ана­лиза теоретических обобщений и выводов, выявления и научного объяснения тенденций и закономерностей развития социальных явлений, фактов, событий, процессов.
    Каждая наука вычленяет из окружающей нас реальности определенную область, процессы и явления которой могут быть исследованы инструментарием данной науки. Такие процессы и явления и составляют объект науки. В зависимости от объекта всю совокупность наук условно можно подразделить на 3 большие группы: естественные науки; общественные науки; технические науки.
    Социальная работа как наука исследует социальные явления и процессы, а следовательно в своей основе является социальной (общественной наукой). Вместе с тем она связана и с техническими,и, особенно с естественными науками (физиологией, психологией, экологией), что подчеркивает ее интегративный характер. Проводимые в рамках теории социальной работы исследования зачастую имеют междисциплинарный характер с точки зрения взаимосвязи их с социальными и естественными науками.
    Таким образом можно утверждать, что теория социальной работы является социально-гуманитарной наукой по содержанию, междисциплинарной и интегративной по характеру.
    В основе теории социальной работы как науки выделяют три основных компонента:
    1.Философские идеи и принципы.
    2.Идеалы и нормативы, которые выражают ценностные и целевые установки науки.
    3.Общая научная картина социальной работы, которая складывается в результате синтеза знаний, получаемых в различных науках и проявляющихся системно в социальной работе, в присущих ей явлениях и процессах.
    Социальная работа является относительно новой для нашей страны областью научно- практической деятельности, и многие ее аспекты в теоретическом плане остаются дискуссионными. Это касается, в частности, определения научного статуса социальной работы.
    Большинство исследователей отмечают, что социальная работа имеет преимущественно прикладной характер. Вместе с тем она разрабатывает и серьезные теоретические проблемы.
    Именно прикладной характер теории социальной работы, орга­ническое включение в нее фактов и данных конкретного практи­ческого опыта отличают ее от фундаментальных наук, но не проти­вопоставляют им. Если задачей фундаментальных наук является по­знание законов, действующих в природе, обществе, мышлении, безотносительно к их возможному практическому использованию, то задача прикладных наук - применение результатов фундаментальных наук для решения познавательных и социально-практи­ческих проблем. Тесная связь с жизнью, кон­кретными условиями жизнедеятельности различных групп и слоев населения - непременное условие повышения прикладной значи­мости научных исследований в области социальной работы.

    Основные принципы теории социальной работы (общефилософские, специфические, содержательные, методические, организационные).

    Принципы социальной работы являются важнейшими структурными элементами логических форм научной теории и основополагающими правилами эмпирической деятельности. Именно через применение принципов осуществляется непосредственное соотнесение теоретических положений, воплощенных в категориях и закономерностях, с практикой социальной работы. Выделяются следующие группы принципов теории социальной работы.

    Общефилософские принципы, лежащие в основе всех наук об обществе, человеке и механизмах их взаимодействия. К ним относятся: принцип детерминизма, принцип отражения, принцип развития, принцип единства сознания и деятельности, принцип историзма, принцип неразрывной взаимосвязи индивида и его социальной среды.

    Более узкими по содержанию, но также охватывающими различные стороны социальной работы, являются принципы социально-политические, организационно-деятельностные, психолого-педагогические и др. Сложность и многообразие взаимодействующих факторов, проявление различных субординационных, координационных и корреляционных связей и отношений отражается во взаимоироникновении элементов системы принципов, регулирующих деятельность по оказанию социальной помощи населению.

    Социально-политические принципы выражают требования, обусловленные зависимостью содержания и направленности социальной работы от социальной политики государства. Эта зависимость определяет концептуальные подходы к выбору приоритетов в социальной защите населения, к сочетанию индивидуальных и общественных интересов в социальной работе. К основным принципам этой группы можно отнести: единство государственного подхода в сочетании с региональными особенностями социальной работы, демократизм ее содержания и методов, учет конкретных условий жизнедеятельности личности или социальной группы при выборе содержания, форм и методов социальной работы с ними, законность и справедливость деятельности социального работника.

    Среди организационных принципов следует особо выделить такие, как социально-технологическая компетентность кадров, принцип контроля и проверки исполнения, принцип функциональной определенности, принцип единства прав и обязанностей, полномочий и ответственности.

    Большое место в структуре логических форм научной теории занимают психолого-педагогические принципы. Они выражают требования к выбору средств психолого-педагогического воздействия на клиентов социальных служб, необходимость учета индивидных характеристик при осуществлении любых социально-технологических процедур. К основным принципам этой группы следует отнести: комплексный анализ оценки условий жизнедеятельности клиентов и выбора форм и методов работы с ними; индивидуальный подход; целенаправленность и адресность социальной работы.

    Наконец, специфические принципы социальной работы определяют основные правила деятельности в сфере оказания социальных услуг населению.

    Принцип универсальности требует исключить дискриминацию при оказании социальной помощи по любым признакам идеологического, политического, религиозного, национального, расового, возрастного характера. Содействие должно оказываться каждому клиенту по единственной причине - его потребности в помощи.

    Принцип охраны социальных прав гласит, что оказание помощи клиенту не может быть обусловлено требованием к нему отказаться от своих социальных прав или от части их. Например, в соответствии с действующим законодательством нельзя связывать помощь, оказываемую многодетной семье, с требованием к ней ограничить свою детородную активность.

    Принцип социального реагирования подразумевает осознание необходимости принимать меры по выявленным социальным проблемам, действовать в соответствии с конкретными обстоятельствами социальной ситуации индивидуального клиента, а не ограничиваться только стандартным набором мероприятий, ориентированных на «среднего» потребителя социальных услуг.

    Принцип профилактической направленности предполагает предпринимать усилия по превенции возникновения социальных проблем и жизненных затруднений клиентов или по предупреждению отягощения уже возникших проблем. Практика показывает, что предупредить социальное бедствие всегда легче, чем впоследствии прилагать усилия для ликвидации его многообразных последствий. Скажем, сохранение семейных и школьных связей детей, оказавшихся в состоянии дезадаптации, для них самих, для их близких и для общества в целом несравненно благоприятнее и прагматичнее, чем впоследствии борьба с детским бродяжничеством, преступностью и т.п.

    Принцип клиентоцентризма означает признание приоритета прав клиента во всех случаях, кроме тех, где это противоречит правам и интересам других людей. Традиции тоталитарного общества заставляют нас во многих случаях выдвигать на первый план интересы государства и общества. Например, при анализе социальной дезинтеграции семьи принято говорить, что снижение рождаемости отрицательно скажется на трудовых ресурсах, которыми общество будет располагать в следующих поколениях, на контингенте призывников для Вооруженных Сил, который через десять лет окажется совершенно недостаточным для нужд государства. Следует помнить, что все эти, безусловно, важные приоритеты не могут стоять на первом плане для социального работника: важнейшая цель его деятельности - обеспечение способности его клиента к социальному функционированию, создание благоприятных условий для его социального самочувствия и развития его личности. Потребности государства и общества удовлетворяются в результате его деятельности лишь опосредованно.

    В рамках данного принципа можно рассматривать суверенность и автономность клиента, которой вправе принимать или не принимать помощь социальных работников, вправе выбирать тот или иной вид помощи или сценарий разрешения своих жизненных проблем, должен получать полную информацию относительно работы с ним, а также имеет право оградить свою личную жизнь от постороннего вмешательства в той мере, в какой это не наносит ущерба правам и интересам других лиц.

    Принцип опоры на собственные силы подчеркивает субъектную роль клиента, его активную позицию в разрешении своих проблем. Вряд ли кто-либо может вместо самого человека разрешить его жизненные затруднения, устранить конфликтную ситуацию, наладить отношения с близкими людьми. Социальный работник должен консультировать клиента в выборе стратегии выхода из кризиса, оказывать ему психологическую помощь, побуждать к самопомощи, содействовать объединению людей со сходными проблемами для совместного преодоления трудностей. Разумеется, в этом случае речь идет о клиентах, достаточно дееспособных с точки зрения своих интеллектуальных, психических и физических ресурсов. Люди с ограниченными возможностями, дети, престарелые, не имеющие потенциала самопомощи, разумеется, имеют право получать помощь, не проявляя при этом собственной активности.

    Принцип максимизации социальных ресурсов исходит из того, что каждая социальная система с неизбежностью выделяет минимум средств на оказание социальной помощи своему населению. Правда, реальная величина этих средств зависит прежде всего от социально-экономических возможностей государства и от представлений общества о том, что входит в необходимый социальный минимум для индивида. Поэтому социальные ресурсы Германии или Швеции, например, с их устойчивой экономикой и традиционно высоким уровнем жизни отличаются от уровня обеспеченности социальной помощи в нашей стране с ее трудностями в экономике и предельно аскетическими привычками населения. Однако действие принципа проявляется повсюду: социальные работники должны прилагать усилия для привлечения дополнительных возможностей оказания помощи клиенту помимо гарантированного минимума путем обращения в неправительственные, добровольческие, благотворительные учреждения, организации самопомощи и взаимопомощи клиентов, использовать другие не запрещенные законом способы.

    Принцип конфиденциальности связан с тем, что в процессе деятельности социальному работнику становится доступной информация о клиенте, которая, будучи разглашена, может принести вред ему или его близким, дискредитировать и опорочить их. Это сведения о болезнях, негативных привычках, психических заболеваниях, семейных конфликтах, криминальном прошлом или настоящем. Такая информация может использоваться только в профессиональных целях; она не должна разглашаться, кроме случаев, предусмотренных законом и связанных с возможностью насилия, нанесения ущерба какому-либо лицу, прежде всего детям.

    Принцип толерантности обусловлен тем, что социальная работа ведется с самыми различными категориями клиентов, в том числе с личностями, которые могут не внушать симпатии специалисту. Политические, религиозные и национальные особенности индивидов, нуждающихся в помощи, их поведенческие стереотипы и сама их внешность может оказаться непривычной для лиц, занимающихся социальной работой. Определенные элементы ксенофобии, т.е. неприязни и страха перед проявлениями чуждых традиций, распространены в нашем обществе. Социальные работники не свободны от иллюзии считать свою точку зрения, свой стереотип поведения, свои представления о хорошем и плохом единственно верными и нормативными. Между тем разнообразие человеческих типов, национально-культурных традиций, обычаев поведения является залогом жизнеспособности развития всего человечества. Никто не должен выносить осуждение деятельности другого человека до тех пор, пока она не представляет опасности и не наносит ущерб окружающим. Социальный работник не может сортировать клиентов на «хороших» и «плохих», «удобных» и «неудобных». Каждый, кто нуждается в помощи, должен получить ее. Профессиональная толерантность специалиста по социальной работе означает признание закономерности разнообразия клиентов и терпимость к проявлениям этого разнообразия.

    Знание об окружающей нас социальной действительности - это важнейшее орудие практического воздействия на нее. Существенными компонентами системы элементов научной теории являются вытекающие из закономерностей и принципов следствия, запечатленные в методах, технологических алгоритмах и приемах. Они дают ключ к решению проблемных ситуаций и практических задач. Система категорий, закономерностей и принципов социальной работы сочетает в себе логическую непротиворечивость, верифицируемость и практическую направленность.

    Взаимосвязь социальной работы с другими научными дисциплинами.

    Соотношение теории социальной работы с другими науками опирается на традиционные методы системного подхода. Так зафиксированы устойчивые связи социальной работы и социологии, социальной работы и психологии, социальной работы и медицины, социальной работы и экологии.

    Например, социология изучает общества, поведение и убеждения специфических групп: семьи, трудовых коллективов, детей, молодежи, пенсионеров, представителей различных профессий. Знания в области социологии позволяют социальному работнику исследовать социальные проблемы и овладевать навыками анкетирования и интервьюирования. Это предполагает знание того, как разговаривать с человеком, столкнувшимся с той или иной проблемой, с целью помочь ему раскрыться, довериться, чтобы он почувствовал внимание и заботу. Только на основе сбора соответствующей информации и анализа ее социальный работник сможет наметить реальный план своих действий по помощи клиенту.

    Также тесно связана с социальной работой психология, изучающая психическое состояние клиентов с целью понять их внутренние побудительные мотивы тех или иных действий, выдать соответствующие рекомендации.

    Таким образом, социальный работник использует знания социологии и психологии для того, чтобы оценить проблему клиента и осуществить необходимое вмешательство или рекомендации. Но при этом социальный работник не должен сосредотачиваться только на индивидууме, как это делает психолог, или только на социальном окружении клиента, как социолог. Он должен изучить различные аспекты того или иного круга проблем, чтобы выработать конструктивное решение.

    Следует помнить, что социальный работник в любой из сфер своей деятельности связан с человеком, с взаимоотношениями между личностью и коллективом, социальной группой, государственными структурами. Вся его деятельность направляется на совершенствование человеческих отношений, на то, что мы называем проведением в жизнь идей гуманизма.

    Кроме философии – науки о методах научного познания, о наиболее общих законах развития природы и общества – важное значение для социальной работы имеют знания логики, эстетики, этики.

    Логика – наука о законах и формах мышления. Этика с ее основными категориями – добро и зло, благо, долг, ответственность – позволяет описывать отношения, складывающиеся в группе или обществе в целом, отношение человека к другим людям.

    Рассмотрим взаимосвязи социальной работы с другими науками более подробно. И, прежде всего, обратим внимание на то, что значительная часть теории социальной работы выросла из социологических концепций. И специалист в области организации социальной работы, управления этой деятельностью опирается на сопряженность основных исследовательских подходов в социологии и теории социальной работы. Он должен быть достаточно полно знаком с теорией организации и социального управления. Данные социологических исследований необходимы организатору социальной помощи индивидам, семье, группам, оказавшимся в экстремальной ситуации.

    Современная психология – как наука о внутреннем мире человека – помогает ему сделать жизнь осмысленнее, полнее реализовать индивидуальные способности, помогать окружающим целенаправленно. В практике расстановки кадров, профориентации, прогнозирования социального поведения используется психодиагностика – постановка психологического диагноза.

    В середине XIX в. немецкий педагог Дистервег предложил термин «социальная педагогика», понимая под ним «процесс педагогического влияния на социальное действие человека в течение всех возрастных периодов жизни в различных сферах микроструктуры». Социальная педагогика ныне является одной из учебных дисциплин курса подготовки социальных работников.

    В разработке теории социальной работы, т.е. социальной работы как науки, принимали участие многие исследователи в различных странах. Важное влияние на ее развитие на Западе оказали концепции Фрейда, Скиннера, Пиаже.

    Зигмунд Фрейд (1856-1939 гг.) – родоначальник теории психоанализа, которая выходит за рамки медико-биологических концепций явлений психики человека. Он дал анализ механизма функционирования социальных институтов, основных стимулов человеческой деятельности, сформулировал психоаналитическую концепцию личности.

    Бурхус Фредерик Скиннер (1904-1990 гг.) исследовал проблемы управления поведением людей. Он считал, что при этом следует учитывать три фактора:

     событие, которое вызывает определенную реакцию человека;

     саму эту реакцию – ее характер и форму;

     последствия.

    Техника т.н. «обусловливания», разработанная Скиннером, получила распространение в социальной работе.

    Жан Пиаже (1896-1960 г.) разработал концепцию связи социализации ребенка с индивидуальным развитием личности.

    Значительный вклад в развитие теории и практики социальной работы внесли четыре видных исследователя-женщины.

    Джозефина Шо Лоулл (1843-1905 гг.), видный деятель благотворительной организации в Нью-Йорке, провела исследования характера бедных людей, стала организатором движения бедных женщин.

    Мери Ричмонд (1861-1928 гг.) приобрела большой опыт социальной работы в качестве помощника руководителя большой благотворительной организации в Балтиморе (США). Знания теории и личный опыт позволили ей в 1917 г. опубликовать книгу «Что такое социальная терапия», быстро завоевавшую популярность.

    Джейн Адамс (1860-1935 гг.) вложила много сил в организацию движения «Новая современная женщина» и, будучи свободной от многих предрассудков, призывала воспитывать у людей внимание к чужим бедам, готовность прийдти на помощь нуждающимся. В 1932 г. ее большой вклад в развитие теории и практики социальной работы был удостоен Нобелевской премии.

    Берта Рейнолдс (1883-1978 гг.) свою практику социальной работы начала в детском приюте в Бостоне (США), стремилась совместить воспитание белых и цветных детей. Работа в приюте убедила ее, что надо менять не личность, а американское общество, его экономическую структуру и характер межнациональных отношений. Интересен ее взгляд на то, что социальный работник должен выполнять функцию своего рода общественного контролера того, как реализуется социальная политика и насколько она соответствует реальным потребностям общества.

    Значительный вклад в разработку теории социальной работы и практики ее реализации в современной России внесли профессора Московского государственного социального университета В.И.Жуков, И.Г.Зайнышев, П.Д.Павленок, М.В.Фирсов, Е.И.Холостова. Их труды стали учебными пособиями по подготовке социальных работников в вузах страны.

    Подводя итог, можно говорить о том, что социальная работа как наука представляет собой сферу человеческой деятельности по выработке и теоретической систематизации объективных знаний о социальной сфере и специфики социальной деятельности. Одна из важнейших задач социальной работы как науки – анализ форм и методов социальной работы, разработка оптимальных технологий и методов разрешения социальных проблем общества. Социальная работа как наука соединяет в себе теоретическую (эмпирическую) и прикладную систему знаний. Причем прикладная часть в ней преобладает, что отличает ее от других научных дисциплин.

    19. Социальные технологии.

    Сущность, принципы и основные понятия технологии социальной работы.

    Техно (греч) мастерство искусства работы
    Технологии совокупность систем знаний способов, средствах обработки и преобразования материалов.
    1977 Никола Стефано – болгарский ученый «общественные науки и соц технологии»
    Техн: Соц технология – это способ управления, урегулирования, планирования соц процессов
    Фил: соц технологии – конечный продукт соц проектов необход для обеспеч процессов воспроизводства и совершенствования деятельности
    Соц технологии: совокупность приемов, методов и воздействий примен для достиж поставленных целей.
    Соц технологии – соц категория обеспеч и характер способ целенаправ решения общественной проблемы в виде определ набора процедур и операций и как средство практического достижения поставленных целей.
    Соц технологии – система знаний об оптимал способах преобразования и регулирования соц отнош в жизнедеят людей а так же сама практика алгоритмического применения, оптимал способов преобразования и регул соц отношен и процессов.
    Технология соц раб – одна из отраслей соц раб ориентрованных на помощ, поддержку, соу обслуж граждан наход в трудной жизненной ситуации.
    Соц обслуж – это предоставление услуг госвом людям попавшим в трудную жизнен ситуацию.
    Место соц раб в системе соц технологий
    1. спец ориентированная область знания о способах и процедурах оптимизации жизнедеятельности человека
    2. способ осуществления деятельности на основе ее рационального расчленения на процедуры, операции с последующей их координацией и выбора оптимальных средств, методов их выполнения
    3. метод управления соц процессами, обеспечивающих систему воспроизводства в определенных параметрах: качестве, объеме, целостности деятельности
    1Значение и соновные задачи соц технологической подготовки для соц раб
    1. вооружить знаниями технолог основ технологий и методик организации соц раб с различными группами населения.
    2. развив творческое мышление, умение анализировать и оценивать конфликтные ситуации, грамотно определять пути и сособы оптим решений соц проблем.
    3. формир у спецов навыки и умения орг деятельности, методов управленческого воздействия и т.д.

    Классификация социальных технологий.

    Социальные технологии различают в тесной зависимости от сфер общественной деятельности, в которых используются. Социальные технологии могут быть:

    · собственно социальными (достижение социальной справедливости («кто не работает, тот не ест»; защита незащищённых слоёв населения);

    · экономическими (оценка способностей человека; интеллектуальная оптимизация труда работника; «рядовой выходит в управленцы», иными словами, персонал получает власть и ответственность);

    · управленческими (развитие управленческих систем и порядка коллективной деятельности организаций; выделение личной стратегии);

    o политической (гарантии дальновидности и взвешенности политических решений);

    · духовной сфере (культурные запросы и интересы людей; реагирование на тенденции, связанные с общественной и культурной жизнью; наличие экономических предпосылок для решения существующих проблем).

    Социальные технологии, которым все более уделяется внимание на государственном уровне, в свою очередь, могут быть связаны с работой с обществом в целом, с семьёй, подрастающим поколением, женщинами, пенсионерами, с технологиями социального предвидения, адаптации, творческого развития, профилактического значения и экономической поддержке людей, а также социально-педагогические, социально-психологические, социально-медицинские.

    Специфика социальных технологий в различных сферах жизнедеятельности человека и с различными группами людей.

    Отмеченные особенности и взаимосвязи двух групп методов характерны и для технологий. В то же время надо учитывать структурное содержание технологий как совокупности методов, способов, приемов решения тех или иных задач.

    Технологии в целом, и социальные технологии в частности, нужно трактовать двояко: во-первых, как способы применения теоретических выводов той или иной науки в решении практических задач; во-вторых, как совокупность приемов, методов и воздействий, которые применяются для достижения поставленных целей в процессе социального развития, решения тех или иных социальных проблем.

    С точки зрения социальной работы как науки важным является толкование технологий как теоретических выводов, ориентированных на практику.

    В литературе чаще всего рассматриваются «практические» технологии социальной работы, т. е. технологии, применяемые к практике социальной работы. Это касается в том числе учебной деятельности и технологий учебного процесса. Однако надо иметь в виду, что эти технологии (практические и учебные) основываются на накопленном опыте, систематизации знаний в этой области.

    В соответствии с таким подходом можно классифицировать технологии, применяемые в социальной работе. При этом имеются в виду три аспекта социальной работы, в которых технологии выступают преимущественно в форме знаний (наука), знаний и умений (обучение), а также знаний, умений, опыта и практики (практическая деятельность).

    Технологии социальной работы можно разделить на три большие группы (что нашло свое отражение в соответствующей Примерной программе и стандартах):

    1) общие и частные технологии (нередко называемые в литературе функциями, направлениями социальной работы). Это социальный диагноз, социальная терапия, социальная реабилитация, социальная профилактика, социальный контроль, социальное страхование, социальное обслуживание в сфере быта, социальное посредничество, социальное попечительство. Каждая из них включает как научный (теория), так и практический и учебный компоненты. Нас здесь интересуют в первую очередь интерпретация и операционализация указанных технологий как системы знаний (более подробно они изложены с учетом практической и учебной деятельности в отдельных главах);

    2) технологии социальной работы с разными группами, слоями, общностями, а также с отдельной личностью. Теоретическое их содержание сводится к выявлению особенностей применения технологий первой группы с учетом знания специфики данной группы объектов социальной работы;

    3) технологии социальной работы в различных сферах жизнедеятельности, которые представляют собой систему знаний применения общих и частных технологий с учетом особенностей каждой сферы жизнедеятельности социальной направленности (образования, здравоохранения и др.) и структуры этих сфер.

    Существует классификация технологий с учетом уровней социальной работы: индивидуально-личностный, социально-групповой и социетальный (местный, региональный, федеральный, а также континентальный и мировой). Несомненно, что теоретическая компонента в каждой из них различна.

    По-разному определяются технологии социальной работы в профессиональной и непрофессиональной деятельности. Интересующий нас компонент – теория – здесь представлен, естественно, прежде всего в профессиональной работе. В непрофессиональной деятельности (хотя здесь и имеются определенные теоретические знания) преобладают умения, традиции, обычаи, обыденное знание.

    Технологии социальной работы (с учетом всех трех ее компонентов) классифицируются в зависимости от преобладания тех или иных сторон. Так, в социально-экономических, социально-правовых, социально-педагогических, социально-психологических, социально-медицинских технологиях имеет место сочетание теоретических знаний социальной работы в целом и знаний в области экономики, права, педагогики, психологии и медицины.

    В заключение отметим, что технологии социальной работы и ее теоретический компонент самым органическим способом связаны с социальными технологиями в целом: глобальными (знание глобальных проблем современности и «выход» технологий за рамки национально-государственных образований); инновационными и рутинными (знание новых и старых методов решения проблем); историческими (знание решения социальных проблем на разных этапах истории своей страны и других стран) и др. Теоретический компонент технологий в социальной работе особенно наглядно представлен и выражен в информационных социальных технологиях. Это объясняется значимостью информации в современном обществе, получившем название информационного.

    20. Основные сферы деятельности и профессиональные качества социального работника. Квалификационная характеристика специалиста по социальной работе.

    В круг обязанностей специалиста входит организация и координация социальной работы с отдельными лицами и группами с особыми нуждами, с ограниченными возможностями.

    Специалист в области социальной работы участвует в организационно-управленческой и административной работе социальных служб, организаций и учреждений, а так же содействует интеграции деятельности различных государственных и общественных организаций по оказанию необходимой социальной защиты и помощи населению.

    В обязанности специалиста по социальной работе входит ведение воспитательной деятельности в социальных службах, средних специальных учебных заведениях (при условии получения дополнительного образования в этой области).

    Необходимые знания и умения. Специалист по социальной работе должен быть достаточно широко образован в различных областях. Кроме знания общих гуманитарных и социально-экономических дисциплин (истории, философии, культурологии, политологии и др.), он должен знать основные этапы и тенденции становления социальной работы как социального института в России и за рубежом, знать понятия и категории, принципы и закономерности, формы и уровни социальной работы, специфику познания, прогнозирования и проектирования социальной работы.

    Специалист по социальной работе должен знать сущность, содержание, инструментарий, методы и виды технологий социальной работы в различных сферах жизнедеятельности и с различными лицами и группами населения.

    В круг его обязанностей входит знание основ психологии, педагогики, социальной медицины, правового обеспечения социальной работы.

    Специалист по социальной работе должен иметь представление об организации и управлении в социальных учреждениях и службах, уметь получать и обрабатывать информацию, необходимую в профессиональной деятельности, проводить анализ и мониторинг состояния и развития объектов социальной работы.

    В обязанности специалиста входит организация и проведение психосоциальной, социально-педагогической и социально-медицинской работы.

    Требования к личности специалиста. Деятельность специалиста по социальной работе отличается, прежде всего, общением с особым контингентом населения. Как правило, люди, обращающиеся за помощью, по ряду причин эмоционально неуравновешенные, легкоранимые и нуждаются в особом подходе.

    Для того чтобы успешно работать в организациях системы социальной защиты населения, необходимо обладать терпением и коммуникабельностью. Профессионально важными качествами специалиста являются доброжелательность, порядочность, бескорыстность, честность, развитое чувство интуиции, наблюдательность и трудолюбие, эмоционально-волевая устойчивость.

    Специалисту в области социальной работы необходимо иметь развитые интеллектуальные качества: аналитический склад ума, умение работать с большим объемом информации.

    Трудоустройство . Сферами профессиональной деятельности выпускников являются государственные и негосударственные социальные службы и учреждения системы социальной защиты населения, образования, здравоохранения, армии, правоохранительных органов, МЧС, консалтинговые фирмы, различные структуры бизнеса и предпринимательства.

    Социальный работник должен владеть немалым арсеналом профессиональных умений, навыков, обладать глубокими знаниями в области наук о человеке: психологии, акмеологии, социологии, педагогики, права, чтобы выступать достойным реализатором целей социальной работы. Знания и умения социального работника в сочетании с соответствующими личностными качествами подлежат оценке при помощи соответствующих методов, что способствует более эффективному выполнению профессиональной деятельности.

    Квалификационная характеристика выпускника – специалиста социальной работы – предусматривает следующее:

    Специалист социальной работы ведет профессиональную практическую работу (посредничество, консультирование, специализируемая помощь) в социальных службах, организациях и учреждениях;

    Оказывает социальную помощь и услуги семьям и отдельным лицам и т.д. группам населения;

    Организует и координирует социальную работу с отдельными лицами и группами с особыми нуждами, с ограниченными возможностями здоровья и т.д.;

    Проводит исследовательско-аналитическую деятельность (анализ и прогнозирование, разработку социальных проектов, технологий) по проблемам социального положения населения в курируемом районе, с целью разработки проектов и программ социальной работы;

    Участвует в организационно-управленческой и административной работе социальных служб, организаций и учреждений;

    Содействует интеграции деятельности различных государственных и общественных организаций и учреждений по оказанию необходимой социальной защиты и помощи населению;

    Ведет воспитательную деятельность в социальных службах, средних специальных учебных заведениях.



    Понравилась статья? Поделиться с друзьями: