Фссп готовит реформу: чьи долги перейдут коллекторам. Фссп готовит реформу: чьи долги перейдут коллекторам Что ждет приставов в году


Для всех представителей ФССП предстоящий 2017 год сулит серьёзные перемены. Министерство юстиции хочет ввести для отмеченной категории работников новые и более жёсткие квалификационные требования. Согласно с рамками Минюста РФ, уже через несколько месяцев начнутся массовые увольнения и понижения в должностях тех служащих, кто не имеет при себе диплома о высшем образовании в сфере юрисдикции или экономики. По официальным сведениям ФССП, в эту категории уже сейчас попадает около 5,5 тыс. работников или 25% от общего количества всех представителей заявленного ведомства.

Подсчёты по отдельным регионам России показали ещё более угнетающую статистику – в некоторых федеральных субъектах после проведения нормы останется не более 300 приставов. В свете такого «будущего» представители ФССП уже сейчас выражают опасение, что оставшиеся «у руля» сотрудники попросту не смогут справиться с увеличившейся нагрузкой. В итоге ничего, кроме ухудшения качества работы получить не удастся. Так стоит ли законопроект о судебных приставах 2017 года того, чтобы его действительно утверждали, как норму?

Суть реформы о судебных приставах
Изначально стоит напомнить, что за разработку законопроекта в сфере исполнительного производства наполнил депутатам сам президент РФ. В итоге подготовленный перечень норм должен заменить собой нынешний закон, производящий регулировку всей отрасли ещё с 1997 года. Главным новшеством законопроекта редакции 2016 года стало решение отнести всех судебных приставов к отдельной специальной категории госслужащих.

Естественно, для работы уже обновлённого ведомства, придётся предоставить всем его сотрудникам новые звания, доплаты, социальные гарантии и другие стимулы. Помимо всего прочего работников ФССП разделят на несколько основных категорий:

Приставы, занимающиеся обеспечением нормального функционирования деятельности судов;
приставы-исполнители – совершенно новая категория обычных дознавателей.
Вот только разнообразные привилегии будут предоставляться той категории представителей приставов, у которых есть высшее юридическое или экономическое образование. Остальные сотрудники, не отвечающие заявленным требования норм 2017 года, должны быть уволены со своих должностей. Кстати, в качестве альтернативы им могут предложить переход на должность помощника, или же выполнять чисто техническую работу по подготовке документов.

По мнению работников министерства юстиций РФ, подготовленная реформа ФССП обеспечит приток «свежей крови» – студентов с ещё не устаревшими знаниями, которые в перспективе могут рассчитывать на получение должности пристава-исполнителя.

Целью же всего этого «переворота» является возможность сделать профессию судебного пристава более престижной. По словам представителей Минюста, отмеченная мера повысит статус судебного пристава, сократив кадровую текучку и сделав должность государственного исполнителя более привлекательной среди молодых специалистов. Ещё благодаря подобному решению правительству удастся трудоустроить сокращённых из-за реформы юристов.

Очередной новацией 2017 года станет снижение количества региональных представителей ведомства ФССП. Все мелкие подразделение придётся объединить в межрегиональный орган управления, благодаря чему существенно снизятся бюджетные растраты.

Что думают о реформе опытные специалисты?
По словам первого заместителя председателя Госдумы относительно вопросов Конституционного законодательства Лысакова Вячеслава, оглашённая чиновниками политика на 2017 год может привести к крайне нежелательным последствиям. На фоне других силовых ведомств, сейчас у судебных секретарей самая низкая оплата труда. На фоне нового законодательства начнётся грандиозная кадровая текучка, затронувшая не менее 80% сотрудников. Заработная плата самих приставов также давно перестала отвечать их условиям работы, поэтому перед тем, как вводить в действие политику реорганизации, стоит изначально подумать далеко не о массовых увольнениях. В первую очередь лучше поднять престиж оговариваемой должности путём повышения зарплат, после чего создать по-настоящему достойные условия работы.

Такого же мнения придерживается и Дмитрий Гороцов – заместитель председателя Государственной думы относительно вопросов антикоррупционного противодействия и безопасности. С его слов следует, что пока президент России не давал никакого указа, согласно которого можно было бы начинать сокращение представителей МВД или ФССП. Пока на законодательном уровне оговаривался лишь вопрос относительно сокращения неэффективных расходов бюджета. Ведомства же, как оказалось, решили пойти по более лёгкому пути, и решить проблему просто уволив «лишних» людей.

Кстати, скорее всего к правительству слова Лысакова всё же были донесены – с начала января 2017 года судебные приставы в России смогут получить право на долю взысканных ими средств. А точнее, именно об этом шла речь в опубликованном ранее законопроекте. За счёт проведения взыскания денежных перечислений предлагается сформировать специальные фонды, чтобы поощрить работу судебных исполнителей, у которых показатели намного превышают предписанные нормы. Уже сейчас этот проект вынесен на общественное суждение.

Дальнейшее расширение полномочий судебных приставов
Не так давно приставы получили возможность распоряжаться по усмотрению правами на управление транспортом. Проще говоря, теперь приставы имеют полное право забирать у злостных должников их права. При этом для проведения подобной процедуры представителям исполнительной службы не нужно иметь официальное решение суда. Главное, чтобы во время личной беседы о подобном исходе дел был предупреждён сам водитель. Затем сведения относительно совершённого процесса попадают в ГИБДД, в котором приостанавливается срок действия лицензии транспорта до момента полного погашения должником всех своих обязательств. Пока отмеченная инновация будет касаться лишь тех, кто не выплатит согласно долгу сумму от 10 тыс. рублей.

Налогоплательщиков продолжают пугать расширением полномочий представителей ФССП в дальнейшей перспективе. Возможно, в 2017 году сотрудники оглашённого ведомства смогут ограничивать доступ должникам к некоторым государственным услугам. Прежде всего это правило коснётся отказа от регистрации товарных знаков и автотранспорта, а также запрета сдавать экзамены на права.

В Министерстве юстиции еще несколько лет назад заявили, что Федеральная служба судебных приставов (ФССП) должна взять курс на реформирование, поскольку ее работа не отвечает требованиям современных реалий. Поэтому последние годы для приставов прошли под знаком важных изменений и в будущем службу ожидают очередные новации.

Так, в Минюсте анонсировали, что с 2017 года все служащие ФССП должны будут пройти проверку на подтверждение высокого уровня квалификации. При этом главным условием отбора станет наличие у кандидата юридического или экономического образования.

Тех приставов, которые не будут соответствовать требованиям, понизят в должности или вовсе лишат ее. Такое изменение должно повысить уровень профессионализма ФССП и отсеять тех служащих, которые плохо выполняют свои обязанности.

Но это еще не все – новации коснутся также полномочий приставов, количества сотрудников службы и оплаты их труда. Принесет свои плоды реформа ФССП в 2018 году, когда все новации заработают в полную силу.

Суть реформы

Изменения, которые планирует Минюст, затронут практически все аспекты работы ФССП, в результате чего своих должностей могут лишиться почти 5600 человек – именно у такого количества приставов, по предварительным оценкам, нет профильного образования.

Руководство службы опасается, что после такой «оптимизации» нагрузка на оставшихся служащих в разы вырастет, и они не будут справляться со своими обязанностями.

Но в правительстве уверяют, что реформа принесет только положительные результаты и поможет сделать ФССП более современной и привлекательной для специалистов.

Так, главные изменения коснутся:

  • Категорий служащих – Минюст предложил разделить приставов на исполнителей и тех, которые работают в судах. Таким образом, обязанности будут четко распределены, и выполнять работу будет проще, как и нести ответственность за ее итоги. Кроме того, ведомство создаст новую должность – пристав-дознаватель.

  • Зарплат – сотрудники ФССП, которые пройдут все проверки на уровень квалификации, смогут получить специальную категорию, которая предполагает повышенный оклад, а также социальные гарантии и различные поощрения.
  • Числа служащих – персонал в региональных представительствах ощутимо сократят. Чтобы оптимизировать бюджет службы, все небольшие отделения объединят в межрегиональные.
  • Возможностей ФССП – приставов уже наделили полномочиями регулятора коллекторского рынка, а в будущем возможности службы будут увеличиваться. Служба будет вести реестр организаций по взысканию долгов, разрабатывать требования к их работе и наказания за нарушения законодательства.

В Минюсте уверены, что новации сделают службу более привлекательной для молодых специалистов, которые не желают работать в ФССП из-за низкой зарплаты.

В результате реформы, зарплаты обещают поднять сначала на 50 % а затем на 100 %, а также предоставить сотрудникам ФССП оздоровляться в санаториях, получать медицинскую помощь по страховке и даже ездить на курорты за счет службы. Также реформа поможет службе стать более современной и эффективной.

Недостатки реформы

Несмотря на оптимистические заявления правительства, в ФССП относятся к грядущим изменениям с сомнением. Так, особенные опасения вызывает сокращение штата вместе с расширением полномочий приставов.

В службе заявляют, что только для того, чтобы организовать регуляторную деятельность понадобиться около 1,6 млрд рублей, еще близко 147,5 млн рублей потребуется для покупки необходимого оборудования и обустройства офисов, плюс 10 млн рублей ежемесячно для выплаты зарплат.

Также приставы не верят в на обещанные 50-100 % в нынешних условиях. Эксперты считают, что в лучшем случае оклады увеличат на 5-6 %. Большее повышение вряд ли возможно, учитывая, что только начальная реализация реформы потребует около 9,9 млрд рублей.

Сомнения вызывают и повышенные требования к квалификации служащих. Такая мера только усилит «текучку» кадров, которая является острой проблемой ФССП. Уволив «неподходящих» сотрудников, не увеличив зарплаты и не обеспечив социальные гарантии, правительство парализует работу ФССП. По мнению экспертов, реформирование следует начать с повышения престижности службы, а не с сокращения персонала.

Кроме того, компетентные источники заявляют, что премии, возможно, приставы будут получать c фонда, формируемого из взысканных с должников средств. Такое решение побудит приставов действовать более жестко и, возможно, даже превышать свои полномочия.

Учитывая эти нюансы, к реформе относятся настороженно, ведь если новации будут недостаточно продуманными, то они принесут только сложности и проблемы, вместо пользы.

Но в правительстве уверяют, что реформировать ФССП просто необходимо и анонсированные изменения помогут в этом. Любые недоработки будут исправлены при изучении экспертами и в ходе внедрения новаций, поскольку многие проблемы можно узнать только на практике.

Пока сложно сказать, как именно будет работать ФССП в , поскольку об итогах реформирования можно будет говорить только через некоторое время после их внедрения. Но, несмотря на все сомнения, приставы ожидают правильных решений правительства и улучшения условий работы.

ФССП (Федеральная служба судебных приставов) - является органом, который находится в подчинении у Минюста РФ. Собственно, никаких претензий к работе службы у их кураторов не было – работники ФСПП прекрасно справлялись со своими профессиональными обязанностями, но прочему то на протяжении всего прошедшего года, слухи о грядущем реформировании структуры появлялись с завидной регулярностью. Речь шла о штатном сокращении, в результате которого более пяти тысяч сотрудников этого ведомства, в скором времени вынуждены будут искать себе другую работу. По мнению инициаторов этой реформы, именно такое число ныне находящихся при исполнении своих служебных обязанностей, штатных сотрудников ФССП, не имеют специальной подготовки и образования для того, чтобы занимать свою должность. Итак, последние новости из Госдумы о реформе ФССП в 2018 году говорят о том, что перемены все-таки в этой госструктуре возможны.

Какие изменения ожидают ФССП

Речь идет об изменении самой структуры ведомства и об уровне полномочий его сотрудников. Предоставляемые приставам полномочия планируется значительно расширить. На данный момент ФССП уже занимается регулированием рынка коллекторских услуг, а после принятия внесенных поправок, ведомство получит возможность ведения реестра долговых взысканий, а также применять меры по наказанию лиц и организаций, нарушивших законодательство в этой сфере.

Планируемым нововведениям, по замыслу авторов закона, будет предшествовать подъем уровня заработной платы сотрудникам ведомства на 50%, с последующим ее увеличением в два раза. По мнению Минюста, такие изменения направлены на популяризацию этой профессии среди молодых специалистов, которые в отношении нее собираются сделать свой профессиональный выбор.

Какие структурные изменения могут ожидать ФССП в этом году

Минюст РФ в конце прошлого года представил на рассмотрение Госдумы проект структурных изменений в подведомственной ему службе. Этим документом предусматривалось введение должности еще одного замдиректора ведомства и открытие новой управленческой структуры.

Отметим, что пять замов у главы этой службы на данный момент есть. Обязанности шестого заместителя, по замыслу авторов проекта, должны включать в себя координацию мероприятий, связанных с защитой физических лиц. Помимо этого, на плечи нового чиновника должны лечь кураторские функции в отношении региональных представительств этой службы.

Новое подразделение, о создании которого говорится в проекте – уже пятнадцатое по счету – должно будет осуществлять внутриведомственный финансово-аудиторский контроль.

Особый акцент в поданном на рассмотрение документе, делается на то, что все эти изменения не потребуют дополнительного финансирования из бюджета и увеличения количества сотрудников – введение новой должности и организацию новой структуры управления планируется сделать за счет внутренних резервов. Внутри ведомства будут приняты меры по перераспределению полномочий уже существующего штата сотрудников.

Реформа ФССП в 2018 году: последние новости из Госдумы по поводу новых полномочий сотрудников ведомства

ФССП является ведомством, которое функционирует в довольно напряженном и активном режиме. В связи с этим, регулярные изменения в его работу вносятся как самой службой, так и курирующим их Минюстом. То же самое касается и полномочий их сотрудников.

Одной из последних инициатив, было предоставление судебным приставам полномочий, связанных с розыском имущества, подлежащего по решению суда конфискации. Такие дополнения в ныне действующий закон, на практике ничего не изменят, поскольку такие права у них существуют на сегодняшний день и какое-либо их подтверждение в форме законодательных изменений, вовсе не требуется.

Представляет интерес другая поправка. В ней идет речь о совершенно новых возможностях погашения взыскиваемых через суд долгов. Поправка допускает взыскание задолженности с третьих лиц, которые, в свою очередь, имеют финансовую задолженность перед организацией, которая оказалась под судебными санкциями.

Выглядит это следующим образом. Предположим, у организации, в адрес которой пришел исполнительный лист, нет финансовой возможности оплатить долг. Однако есть сторонние организации, имеющие задолженность перед нею. С принятием этой законодательной поправки, приставы на вполне легальных основаниях, будут иметь право оформить погашение долга интересующей их коммерческой структуры, за счет перерасчета суммы долговых обязательств перед нею со стороны других юридических лиц.

Такой же порядок сможет применяться и в отношении физлиц. В таком случае, наличие долговых обязательств со стороны лица, готового погасить долги своего родственника или просто хорошего знакомого, вовсе не обязательно. На практике, вернуть долг государству вместо человека, попавшего в эту неприятную историю, теперь сможет любой желающий.

Судебные приставы - должностные лица, в ведении которых находятся принудительное исполнение постановлений и обеспечение установленного порядка проведения заседаний. Их деятельность регулируется федеральным законом № 118, который был принят еще в 1997 г. По мнению многих чиновников, в том числе руководства самого ФССП, он давно нуждается в изменении.

О новых разработанных законопроектах, призванных коренным образом поменять положение судебных приставов и сменить действующий ФЗ № 118, Минюст рапортует ежегодно, начиная с 2007 г. Текст документов, как и результат, не меняется. Так будет или нет проведена реформа ФССП в 2016–2019 гг.?

ФЗ № 118 о судебных приставах

Федеральный закон № 118 от 21.07.1997 содержит положения:

  • о территориальной и кадровой структуре ФССП;
  • о требованиях к кандидатам в приставы и процедуре занятия должности;
  • о полномочиях руководящих должностных лиц ФССП;
  • о правах, обязанностях, задачах приставов разных категорий;
  • о социальном, финансовом и материальном обеспечении работы ФССП.

Помимо закона, деятельность судебных приставов регулирует ФЗ № 229 от 02.10.2007. Он содержит процедуры исполнительского производства, сроки, порядок ареста и реализации имущества и т. д. Общие положения о Федеральной службе, ее задачах, территориальной и кадровой структуре описаны в Указе Президента № 1316 от 13.10.2004 г.

Основной ФЗ № 118 был принят еще в 1997 г. Последняя редакция относится к июню 2019 г. Все планы по поводу замены этого ФЗ более новым, который кардинальным образом изменит статус ведомства с гражданского на правоохранительный, а также введет новую систему мотивации, остались на уровне разговоров. В феврале 2019 г. была принята последняя на сегодняшний момент попытка внести на рассмотрение Госдумы, законопроект «О ФССП». Далее обсуждения на одном заседании Правительства он не прошел. Таким образом, в конце 2019 г. действующей остается редакция ФЗ № 118 от 03.07.2016 г.

Федеральный закон критикуется с 2007 г. Существующая система позволяет добиваться исполнения только 50 % постановлений о взыскании, из них половина - это внесудебные решения. Причина невыполнения планов - плохая мотивация приставов, большая текучка кадров на фоне постоянного увеличения нагрузки. Каким образом государство планирует исправить это положение?

ФССП сегодня

ФССП - подведомственная Минюсту РФ государственная гражданская структура. Возглавляется директором. В каждом субъекте РФ (Архангельская область и Ненецкий АО «объединены» в один) действует территориальный орган (аппарат управления), который контролирует работу подразделений на местах.

ФССП выполняет следующие задачи:

  • обеспечивает деятельность судов (доставляет ответчиков, охраняет залы заседаний, арбитров, свидетелей и присяжных, помогает в розыске и дознании и т. д.);
  • принудительно приводит в исполнение судебные и иные акты (взыскивает долги по налогам, алиментам, штрафам, возмещениям);
  • исполняет в пределах своей компетенции решения судов по уголовным делам.

Сотрудники Федеральной службы имеют право входить в помещения, в том числе жилые (а при необходимости и вскрывать их), проверять документы у подозреваемых, проводить личный досмотр. Приставы-исполнители вправе также запрашивать и получать сведения о должнике от работодателя, задерживать и арестовывать имущество, оценивать, учитывать и реализовывать его. При розыске гражданина информация о нем ищется через другие госведомства (налоговую, миграционную службу) и по иным каналам, в том числе с помощью социальных сетей и родственников.

Все требования ФССП должны беспрекословно выполняться; в противном случае уклонистам грозит административная ответственность. Если действия приставов кажутся гражданину или организации незаконными, они вправе оспорить их у вышестоящих сотрудников службы или в суде.

В приставы берут граждан России от 21 года, обладающих достаточной квалификацией, личными и деловыми качествами, физическим и психологическим здоровьем. Перед приемом на работу кандидаты проходят тестирование на предмет алкогольной и наркотической зависимости. Каждый судебный пристав, вступивший в ряды ФССП, приносит присягу верности.

Сотрудники ФССП - должностные лица на гражданской службе. В соответствии с этим, они получают классные чины (юрист или советник юстиции, если требование к должности - высшее юридической образование, которое скоро станет обязательным для исполнителей).

Приставы, обеспечивающие функционирование судов, после прохождения специальной подготовки вправе носить оружие на службе. Исполнители, если необходима защита при изъятии вещей, привлекают к работе сотрудников МВД.

Необходимость перемен

Изменения, которые планирует провести Министерство юстиции, касаются разных сторон деятельности ФССП:

  • кадрового состава;
  • вознаграждения за работу;
  • расширения полномочий судебных приставов;
  • перевода ФССП с гражданской структуры в правоохранительную.

Все эти реформы описаны в законопроекте, который Минюст уже несколько лет пытается провести через Госдуму. Так, сейчас зарплата и соцпакет рядовых работников Федеральной службы сравнимы с тем, что получает за свою работу охранник в супермаркете (15–20 тыс. руб. оклада в зависимости от региона), при этом нагрузка на приставов возрастает из-за текучки кадров и увеличения количества исполнительных дел. После изменений сотрудникам ведомства будут даны дополнительные отпуска и надбавки к зарплате за выслугу лет (от 10 % к окладу), за допуск к гостайне (до 65 %), за выполнение плана (до 100 %).

Процент от взысканного пойдет также на формирование Фонда развития ФССП. Средства из него будут идти на социальные льготы приставов: расширенную медстраховку, санаторно-курортное лечение, образование.

Законопроект предусматривает обязательное требование к кандидатам в ФССП - диплом юриста или экономиста. Сотрудники, которые не имеют высшего образования, будут уволены или переведены на низшие должности помощников (секретарей). Кроме того, всех соискателей планируют проверять на детекторе лжи. Уклонистам от армии по неуважительным причинам в приставы хода не будет.

Планируется также изменить статус службы с гражданской на правоохранительную с введением новых званий и разрешением использовать оружие и физическое давление гораздо чаще, чем сейчас. Прежде всего это касается приставов, которые обеспечивают функционирование судов.

Согласно законопроекту, планируется ввести новую должность - пристав-дознаватель. В его компетенции будет проведение досудебного расследования по делам, отнесенным УПК РФ к преступлениям малой или средней тяжести.

Законопроект предусматривает изменение механизма исполнения постановлений. Например, предлагается забирать имущество лиц, которые аффилированы с должником (то есть взаимосвязаны: супруг, дети, родители), понижать социальный статус уклониста и привлекать к поиску и взысканию негосударственные организации. Речь идет не о коллекторах, а о частных детективах и адвокатах (аналог «охотников за головами» в США).

Часть из этих планов была принята в 2019 г. (требование высшего образование для судебных приставов-исполнителей), часть - предположительно будет в 2019 и 2019 гг.

Реформирование ФССП: перспективы

О необходимости преобразования ФССП, как и других государственных гражданских служб, говорится и в Указе Президента РФ от 11.08.2016 г. № 403. В качестве основных направлений реформирования в документе установлены:

  • повышение зарплаты и престижа госслужбы;
  • упрощение исполнительской деятельности за счет введения электронного документооборота, что позволит приставам проделывать большую часть работы, не выходя из кабинета;
  • совершенствование процедур набора персонала, повышения его квалификации и профессионального роста.

На проведение мероприятий дается срок до 2019 г.

Крупномасштабные перемены, по самым скромным подсчетам, обойдутся государству в 9,5 млрд руб. Началу реформ мешает недостаточность бюджета. Минфин пока не готов платить за такие реорганизации, поэтому законопроект второй год не переходит из Правительства на обсуждение в Госдуму.

Перевод службы в разряд правоохранительных структур повлечет расширение ее полномочий на оперативно-розыскную деятельность, доставление подсудимых, применение физической силы и оружия (в настоящее время для осуществления таких методов воздействия судебные приставы-исполнители вызывают сотрудников полиции). У Министерства юстиции появится своя силовая структура.

Это неизбежно повлечет за собой необходимость расширения штата. Но в 2019 г., когда вступит в силу закон об обязательном образовании для приставов, каждый четвертый сотрудник ФССП покинет службу как несоответствующий требованиям. Таким образом, в ходе проведения реформ неизбежно случится кадровый кризис, выраженный в уменьшении количества специалистов при увеличении нагрузки на них.

Частично рост зарплаты предполагается обеспечивать процентами от исполнительского сбора. Половина этой суммы будет идти на премии особо отличившихся приставов. Это улучшит условия труда работников ФССП, замедлит текучку кадров. По оценкам, зарплата сотрудников вырастет в 2,6–3 раза. Законопроект, как и остальные, не прошел дальше обсуждения в Правительстве, и на рассмотрение в Госдуму даже не вносился. Некоторые боятся, что зависящая от размера взысканного система мотивации превратит судебных приставов в новых коллекторов, которые «выбивают» долги не всегда правовыми методами.

Планы, которые ранее рассчитывали привести в жизнь к началу 2019 г., продлены до 2020 г. Сейчас реформирование Федеральной службы входит в госпрограмму «Юстиция». Она предполагает, кроме прочего, улучшение социальных и материальных гарантий для приставов хотя бы до уровня МВД, ФСБ и других правоохранительных структур. Поэтапные финансирование и реализация имеют гораздо больший шанс на успех, чем резкое и кардинальное изменение существующего ФЗ № 118.

Нововведения 2019 г.

В 2019 г. была реорганизована территориальная структура ФССП. Так как в некоторых подразделениях службы осталось менее 300 человек, финансирование руководящих отделов в отдельных районах и городах признано нерациональным. Теперь местные отделения в субъекте РФ действуют под началом единого регионального аппарата управления, расположенного в административном центре. Соответственные изменения в ФЗ № 118 были приняты 30 декабря 2015 г.

В феврале 2019 г. начала действовать норма, по которой пристав может ограничить должника в специальном праве, в том числе в праве управлять машиной. Это не означает изъятие водительского удостоверения, лишь приостановление его действия. Такую меру не применяют к тем, для кого авто - единственный источник существования или обеспечения жизнедеятельности его и его семьи, инвалидам и гражданам, чей долг не превышает 10 тыс. руб. О возможном ограничении должник узнает из заказного письма-уведомления. Однако вручать копию постановления положено лично, под подпись или в присутствии двух понятых. Наказание за езду в этот временного отстранения - арест или реальное лишение прав на срок до года.

В работу приставов-исполнителей был внедрен электронный документооборот. Граждане, должники и взыскатели, смогут подавать заявления через личный кабинет, а также следить за исполнением постановлений. Онлайн-сервис на сайте ФССН интегрирован с порталом госуслуг.

Исполнительное производство по делам теперь требует гораздо меньше времени: раньше оно тратилось на коммуникации между ведомствами (пересылку писем) и заполнение бумаг (ходатайств, жалоб, отводов) вручную. Кроме того, уменьшились служебные расходы (в 2015 г. только на почтовые марки было потрачено 1,25 млн руб. В 2019 г. эта цифра, по подсчетам, сократится вдвое). Большую часть работы приставы-исполнители делают, не выходя из кабинета. Соответствующие поправки об электронном документообороте вносились в ФЗ № 118 с 2014 г., но только два года спустя работа над созданием единого информационного пространства между Федеральной службой и судами была завершена.

Планы на 2017–2019 гг.

В 2019 г. будут приняты поправки к ФЗ № 118 об обязанности судебных приставов вести реестр коллекторских агентств и о надзоре за их деятельностью. В ведомстве планируется создать новое структурное подразделение - управление по контролю. Из «выбивателей» долгов на законных основаниях продолжат работу лишь те, кто занимался этим раньше профессионально и «непринудительно». По оценкам, из более чем полумиллиона таких организаций останется лишь 10 тысяч. На практике это означает, что между выкупом долга у банков и МФО до суда над должником будет проходить гораздо меньше времени, чем сейчас, однако, действия коллекторов будут контролироваться и оставаться в рамках закона.

Реформы обойдутся ведомству в 1,6 млрд руб., в том числе на зарплаты новым работникам. Планируется увеличить штат Федеральной службы на 1 тыс. человек. Поправки в закон о судебных приставах, скорее всего, будут приняты в январе 2019 г.

Требование о высшем юридическом или экономическом образовании для кандидатов в приставы-исполнители, которое было введено в ст. 3 ФЗ № 118 еще в 2014 г., приостановлено до 2019 г. Связано это с тем, что такая перемена повлечет за собой кадровые перестановки и увольнения, чего в настоящее время ФССП себе позволить не может. На фоне ограничения бюджета и увеличения трат на надзор за коллекторами неизвестно, будет ли реформирована система вознаграждения сотрудников в ближайшие два года.

Необходимость перемен в Федеральной службе понимают его руководители и на себе ощущают рядовые приставы. Однако, из-за дефицита средств радикальных изменений ни в 2019 г., ни в следующем году не произойдет. По мнению экспертов, реальное улучшение может дать только реализация программы «Юстиция», которая предполагает плавные и поэтапные реформы вплоть до 2020 г.

В 2019 году грядет очередная реформа: на этот раз изменения должны коснуться Федеральной службы судебных приставов. Однако конкретная дата, когда часть функционала ФССП может быть передана частным коллекторам пока не называется.

Текущая ситуация

Глава ФССП поднял вопрос о возможности дальнейшего взаимодействия систем исполнительной власти на разных уровнях в рамках частно-государственного партнерства. По мнению Дмитрия Аристова, нагрузка на ведомство растет в геометрической прогрессии, и для оптимизации работы службы, потребуется обратиться за помощью к частным организациям. Сегодня в стране насчитывается порядка 710 компаний, так или иначе связанных с коллекторской деятельностью – 210 головных офисов и 500 представительств. И за работой каждого подобного учреждения необходимо следить судебным приставам, попутно разбираясь с проблемой «серого» коллекторства.

Вопрос о возможном реформировании сферы поднимался неоднократно. Дело в том, что законодательный акт, регулирующий работу судебных приставов, – ФЗ № 188 от 21 июля 1997 г. – не претерпевал изменений с момента принятия. За последние 20 лет в стране произошло немало социально-экономических преобразований, и логично предположить, что реформы ФССП в 2019 и 2020 годах, вероятнее всего, произойдут. Если обратиться к последним новостям, то пока правительство РФ не дает четкой информации по поводу сроков грядущих корректировок. Но можно проследить логическую цепочку предпосылок, которые позволяют судить о возможности скорых перемен:

  • В 2016 г. служащие СП были отнесены к особой категории госслужащих, что согласно ФЗ №397 от 22 ноября 2016 г. сопровождается применением специальных званий, наград и премий.
  • Чтобы служить в данном учреждении, необходимо наличие диплома высшего учебного заведения. Квалификационные требования установлены ст. 12 ФЗ № 79 от 27 июля 2004 г. Исходя из положений данного документа, занимать должность специалиста или руководителя могут только граждане с высшим юридическим или экономическим образованием. Лица без соответствующего диплома могут претендовать лишь на роль технического специалиста. По подсчетам экспертов, сегодня в ведомстве работает порядка ¼ кадров, не имеющих профильного образования. Это означает, что в случае реформирования порядка 5,5 тыс. сотрудников рискуют остаться без занимаемой должности.
  • Идет работа по оптимизации службы. Так, на сегодня появилось 3 категории служащих: дознаватели, судебные приставы по ОУПДС и приставы-исполнители. Все это говорит о сужении полномочий с целью повышения эффективности деятельности ведомства. Кроме того, речь идет о снижении численности кадрового состава региональных отделений ФССП с целью экономии бюджетных денежных средств. Благодаря созданию крупных территориальных департаментов, численность кадров может сократиться более чем в 2 раза в расчете 300 сотрудников на 1 регион РФ.
  • В 2019-2020 гг. идет речь о пересмотре функционала служащих, которые смогут самостоятельно распоряжаться водительскими правами должников. Для приостановки действия водительского удостоверения достаточно будет направить уведомление об этом собственнику ТС. Сумма задолженности при этом должна быть выше 10 тыс. руб. В будущем полномочия ведомства только расширятся в данном направлении: в итоге должники не смогут сдавать экзамены в ГИБДД, ставить на учет приобретенные автомобили и регистрировать номерные знаки.
  • Для привлечения специалистов в службу судебных приставов выделяются средства для формирования соцпакета, в который включаются санаторно-курортное лечение, страхование жизни и здоровья и прочие «бонусы».

Чего ожидать в 2019 году

Приятной новостью для служащих ФССП является возможное повышение заработной платы к 2020 году. По предварительным данным, средний оклад сотрудников ведомства может увеличиться в 1,5-2 раза. Если на сегодня уровень заработной платы составляет 27-32 тыс. руб. для госслужащих СП, то в 2020 г. приставы будут получать порядка 50 тыс. руб. с учетом рангов, званий и доплат.

Рост ФОТ планируется достичь за счет взыскания сумм долгов и увеличения % от исполнительского сбора, по сообщению Совета Федерации. Несмотря на возможный рост зарплат, эксперты прогнозируют отток кадров за счет увеличения нагрузки на госслужащих, а также ужесточения квалификационных требований к специалистам ФССП.

Планируется продолжить внедрение новых технологий для автоматизации работы исполнительного производства. Уже с 1 апреля 2018 г. в Москве с Мосгорсудом обмен документации производится в электронном виде, что позволяет сделать систему более прозрачной. Осталось решить вопрос автоматизации в регионах, но это процесс долгий и весьма затратный.

Трудности реформирования

Основными проблемами в 2019 г. остаются:

  • Нехватка финансирования – на реформу потребуется выделить порядка 9,5 млрд. руб., что говорит о необходимости привлечения частных инвестиций.
  • Сложности в проведении аттестации кадров согласно новым требованиям.
  • Оптимизация кадрового состава, которая может привести к тому, что тысячи людей останутся без работы.
  • Возможность злоупотребления обязанностями сотрудниками ведомства из-за непонятной ситуации с распределением бонусов, которые планируется выплачивать служащим за счет увеличения взысканий с должников.


Понравилась статья? Поделиться с друзьями: