Акциз на транспортное средство. Элементы и задачи акцизного налога в россии. Особенности, установленные для табачных изделий

В 2016 году в Российской Федерации сохранятся ставки акцизов на уровне 2014 года. Повышение запланировано начать в 2018 году, на уровень инфляции, то есть приблизительно на 4,7-5%.

Какими будут акцизы в 2016 году

Нефтепродукты

Тенденция формирования ставки остается общей: сохранение уровня 2014 года. Однако некоторые перемены нас все таки ждут:

  1. Для замедления темпов насыщения рынка бензином ниже 5-го класса, ставку акциза на него приравнивают к ставкам на прямогонный бензин. За тонну такого бензина в 2016 году придется заплатить в счет уплаты акцизного сбора 7530 рублей.
  2. Начиная со следующего года, вводится акцизный сбор на средние дистилляты. Размер его составит 4150 рублей.

Неизменными останутся акцизы на:

  • За Моторные масла нужно будет уплатить – 6000 руб/тонна.
  • Авиакеросин – 3000 рублей.

Акцизный сбор с автомобилей

На легковой автомобиль мощность двигателя которого находится в промежутке 90 -150 л.с. сбор составит 41 рубль за каждую лошадиную силу. А если мощность транспортного средства составит более 150 л.с., то ставка составит 402 руб.

Табачные изделия

На табачные изделия на будущий год предусмотрены следующие ставки акциза:

  1. На табак, который предназначен для трубок, кальянов, для жевания, сосания, нюхания и курения акцизный сбор составит в 2016 году 2000 рублей/кг;
  2. За сигары придется заплатить 141 руб/шт;
  3. За сигариллы, биди и кретек – 2112 руб/1000шт;
  4. Сигареты и папиросы – 1250 руб/1000 шт. +12%.

Для поддержки отечественного производителя и принимая во внимание внешнеполитическую ситуацию, размеры акцизов на вино произведенной из винограда,который был собран на территории Российской Федерации, ставки в два раза ниже, чем на вино, которое произведено из импортного сырья.

  • Вина, которые произведены из импортированного винограда, придется заплатить 9 руб/л.
  • Вина, которые произведены из российского винограда – 5 руб/л.
  • Игристые вина из импортированного винограда – 26 рублей/литр.
  • Вины и российского сырья – 13 рублей/литр.
  • Алкоголь не крепче 9% - 400 руб/литр.
  • Если крепость алкогольного напитка больше 9%, то заплатить акцизный сбор придется в размере 500 рублей за один литр.
  • За этиловый спирт нужно будет заплатить 102 рубля, если его реализацией занимаются организации, которые не уплачивают авансовый платеж.

Причина столь быстрого принятия законопроекта на 2016 год заключается в необходимости иметь точку отсчета для расчета ставок на 2018 год. Эти данные крайне необходимы для того, чтоб сформировать проект бюджета на ближайшие 3 года. В Бюджетном кодексе закреплено положение, которое гласит, что все законодательные акты, которые влияют на доходную составляющую бюджета страны, должны быть приняты не позднее, чем за один месяц до подачи бюджета на рассмотрение в Государственную Думу. Крайняя дата подачи – 1 октября.

Выводы о последствиях таких ставок на 2016 год можно сделать по опыту первых шести месяцев прошлого года, поскольку правительство решило не вносить существенных изменений вплоть до 2018 года. Наиболее показательной стала ситуация с акцизным сбором от алкогольной продукции за период с января по июнь 2015 года. Государственная казна недополучила 22 млрд рублей в сравнении с аналогичным периодом 2014 года.

Благодаря политике государства в сфере алкогольной продукции, ее производство год за годом снижалось, но в бюджет поступали те же средства за счёт повышения ставок акцизного сбора. Министерство финансов РФ прокомментировало свое решения о замораживании ставок вплоть до 2017 года, тем, что есть необходимость приблизить стоимость алкоголя на территории России к показателям других стран Таможенного союза.

К 2015 году ситуация стала критической, разница в цене могла быть отличаться более чем в 2 раза. Это привело к потоку нелегального импорта дешевого алкоголя из Белоруссии и Казахстана. Благодаря таким решениям правительства серьезно пострадала доходная часть бюджета страны. Наибольшее сокращение поступлений произошло у импортеров алкоголя - на 42,1%.

В 2014 году предприятия, которые занимались импортом в счет уплаты акцизного сбора перечислили в бюджет страны больше 15 млрд рублей, а в 2015 цифра сократилась почти вдвое до 8,8 млрд рублей.

ФТС России предоставила следующие данные о сокращении импорта алкоголя за период с января по июнь 2015 года включительно:

  • Ввоз водки стал меньше в 3 раза;
  • Импорт вина уменьшился на 38,5%;
  • Ввоз рома, виски, джина упал а 37,3%.

Объяснить такую ситуацию достаточно просто. Курс рубля последние полтора года крайне не стабильный, еще летом 2014 года стоимость 1 доллара США составляла 35 рублей, а февраль 2015 страна встретила ростом стоимости до 70 рублей, к лету 2015 года, произошло снижение до 50 рублей за доллар, а сентябрь 2015 встретили курсом 65 рублей/1доллар США.

Заниматься импортно/экспортными операциями на фоне таких скачков сложно. Риск финансовых потерь высок. А деятельность по импорту алкоголя в страну естественно сопряжена с постоянной конвертацией одной валюты в другую. Помимо этого девальвация курса рубля привела и к снижению общей потребительской способности населения страны.

Производители алкоголя заплатили в бюджет по акцизному сбору на 11% меньше за первые шесть месяцев 2015 года, чем период с января по июнь включительно 2014 года. По категориям:

  • Крепкий алкоголь (доля спирта выше 9%) – поступление акцизного сбора уменьшилось на 11,3%;
  • Пиво – снижение на 9,3%;
  • Вино - составляет исключение. Виноделы РФ заплатили за январь - июнь 2015 года на 7,6% больше, чем за аналогичный период 2014 года. Однако это существенно не повлияло на общую картину, так как производство вина составляет всего 3% от общего объема производства алкоголя в стране.

Вокруг акцизной политики Министерства финансов РФ разгорелись настоящие баталии. Производители алкоголя заручились поддержкой такой структуры как Росалкогольрегулирование (РАР) и выступают единым фронтом против дальнейшего повышения акцизных сборов, начиная с 2018 года. Они мотивируют это тем, что высокая налоговая нагрузка «душит» отечественных производителей, а также делает продукцию неконкурентоспособной. Эти данные подтверждаются и отчетами РАР, согласно которым повышение акцизов не приведет к увеличениюдоходов бюджета, так как это вызовет к резкое снижение производства. Будут ли услышаны просьбы производителей отечественного алкоголя покажет время!

Таблица со ставками акцизов на 2017 год приведена в данном материале для бухгалтеров. Актуальные ставки на подакцизные товары необходимы для верного расчета и перечисления в бюджет необходимой суммы.

Виды ставок

Ставки акциза зависят от вида товаров и установлены на 2017 года статьей 193 Налогового кодекса РФ.
Товары, признаваемые подакцизными, перечислены в пункте 1 статьи 181 НК РФ. К подакцизным товарам относятся:

  • спирт этиловый из всех видов сырья;
  • спиртосодержащая продукция (растворы, эмульсии, суспензии и другие виды продукции в жидком виде) с объемной долей этилового спирта более 9%;
  • алкогольная продукция (спирт питьевой, водка, ликероводочные изделия, коньяки, вино, пиво, напитки, изготавливаемые на основе пива, и иные напитки с объемной долей этилового спирта более 1,5%);
  • табачная продукция;
  • легковые автомобили;
  • мотоциклы с мощностью двигателя свыше 112,5 кВт (150 л. с.);
  • автомобильный бензин;
  • дизельное топливо;
  • моторные масла для дизельных и (или) карбюраторных (инжекторных) двигателей;
  • прямогонный бензин;
  • бензол, параксилол, ортоксилол;
  • авиационный керосин;
  • природный газ.

Варианты расчета

Ставки акцизов на 2017 год для каждого вида подакцизных товаров установлены статьей 193 НК РФ. Однако варианты расчета акцизов в 2017 году могут быть различными. Это зависит от формы установления ставки. Приведем пояснения по разным вариантам расчета.

Акцизы 2017 года
Твердые ставки Комбинированные ставки
Сумма акциза по подакцизным товарам, в отношении которых установлены твердые (специфические) налоговые ставки, рассчитывается как произведение соответствующей налоговой ставки и налоговой базы, исчисленной в соответствии со статьями 187-191 НК РФ. Сумма акциза по подакцизным товарам, в отношении которых установлены комбинированные налоговые ставки (состоящие из твердой (специфической) и адвалорной (в процентах) налоговых ставок), исчисляется как сумма, полученная в результате сложения сумм акциза, исчисленных как произведение твердой (специфической) налоговой ставки и объема реализованных (переданных, ввозимых) подакцизных товаров в натуральном выражении и как соответствующая адвалорной (в процентах) налоговой ставке процентная доля максимальной розничной цены таких товаров.

Ставки акцизов для каждого вида подакцизных товаров установлены статьей 193 НК РФ. Сумма акциза по подакцизным товарам, в отношении которых установлены твердые (специфические) налоговые ставки, рассчитывается как произведение соответствующей налоговой ставки и налоговой базы, исчисленной в соответствии со статьями 187- 191 НК РФ.

Ставки акцизов на 2017 год: общая таблица

С 1 января 2017 года в пункт 1 статьи 193 НК РФ внесен ряд изменений. В частности, увеличились ставки акцизов на этиловый спирт, алкоголь и табачные изделия. Например, ставки для сидра, пуаре и медовухи увеличатся до 21 руб. за 1 литр (в 2016 году было 9 руб. за 1 литр), а ставки для сигар составят 171 руб. за 1 штуку (в 2016 году было 141 руб. за 1 шт.). Соответствующие поправки предусмотрены Федеральным законом от 30.11.16 № 401-ФЗ.

С 2017 года в перечень подакцизной продукции добавлены электронные системы доставки никотина, жидкости для электронных систем доставки никотина и табак (табачные изделия), предназначенные для потребления путем нагревания (новые подп. 15 – 17 п. 1 ст. 181 НК РФ). Таким образом, с 2017 года введен акциз на вейпинг. Подробнее об изменениях по акцизам с 2017 года см. « ».

Этиловый спирт
Виды подакцизных товаров Налоговая ставка
Этиловый спирт из пищевого или непищевого сырья, в том числе денатурированный этиловый спирт, спирт-сырец и дистилляты (винный, виноградный, плодовый, коньячный, кальвадосный, висковый) При реализации производителям:
· спиртосодержащей парфюмерно-косметической продукции в металлической аэрозольной упаковке;
· спиртосодержащей продукции бытовой химии в металлической аэрозольной упаковке
При реализации плательщикам авансового акциза (включая этиловый спирт, ввозимый в Россию с территорий государств – членов Таможенного союза, являющийся товаром Таможенного союза)
При передаче в структуре одной организации для производства алкогольной или спиртосодержащей подакцизной продукции в соответствии с подпунктом 22 пункта 1 статьи 182 Налогового кодекса РФ
При передаче производителями в структуре одной организации или при реализации для производства товаров, не признаваемых подакцизными в соответствии с подпунктом 2 пункта 1 статьи 181 Налогового кодекса РФ
При реализации организациям, которые не платят авансовый акциз (включая этиловый спирт, ввозимый в Россию, не являющийся товаром Таможенного союза) 107 руб. за 1 л безводного этилового спирта, содержащегося в подакцизном товаре
При передаче в структуре одной организации для совершения операций, признаваемых объектом налогообложения акцизами, кроме этилового спирта:
– который передается в структуре одной организации для производства алкогольной или спиртосодержащей подакцизной продукции в соответствии с подпунктом 22 пункта 1 статьи 182 Налогового кодекса РФ;
– который реализуется (передается в структуре одной организации) для производства товаров, не признаваемых подакцизными в соответствии с подпунктом 2 пункта 1 статьи 181 Налогового кодекса РФ;
– который реализуется для производства продукции бытовой химии и спиртосодержащей парфюмерно-косметической продукции в металлической аэрозольной упаковке
Спиртосодержащая продукция
Виды подакцизных товаров Налоговая ставка
Спиртосодержащая парфюмерно-косметическая продукция в металлической аэрозольной упаковке 0 руб. за 1 л безводного этилового спирта, содержащегося в подакцизном товаре
Спиртосодержащая продукция бытовой химии в металлической аэрозольной упаковке 0 руб. за 1 л безводного этилового спирта, содержащегося в подакцизном товаре
Спиртосодержащая продукция (кроме парфюмерно-косметической продукции и продукции бытовой химии в металлических аэрозольных упаковках)
Алкогольная продукция
Виды подакцизных товаров Налоговая ставка
Алкогольная продукция с объемной долей этилового спирта свыше 9 процентов (кроме пива, вин, фруктовых вин, игристых вин (шампанских), винных напитков, изготавливаемых без добавления ректификованного этилового спирта, произведенного из пищевого сырья, и (или) спиртованных виноградного или иного фруктового сусла, и (или) винного дистиллята, и (или) фруктового дистиллята) 523 руб. за 1 л безводного этилового спирта, содержащегося в подакцизном товаре
Алкогольная продукция с объемной долей этилового спирта до 9 процентов включительно (за исключением пива, напитков, изготавливаемых на основе пива, вин, фруктовых вин, игристых вин (шампанских), сидра, пуаре, медовухи, винных напитков, изготавливаемых без добавления ректификованного этилового спирта, произведенного из пищевого сырья, и (или) спиртованных виноградного или иного фруктового сусла, и (или) винного дистиллята, и (или) фруктового дистиллята) 418 руб. за 1 л безводного этилового спирта, содержащегося в подакцизном товаре
Вина, фруктовые вина (кроме вин с защищенным географическим указанием, с защищенным наименованием места происхождения, а также игристых вин (шампанских), винных напитков, изготавливаемых без добавления ректификованного этилового спирта, произведенного из пищевого сырья, и (или) спиртованных виноградного или иного фруктового сусла, и (или) винного дистиллята, и (или) фруктового дистиллята) 18 руб. за 1 л
Вина с защищенным географическим указанием, с защищенным наименованием места происхождения, кроме игристых вин (шампанских) 5 руб. за 1 л
Игристые вина (шампанские), кроме игристых вин (шампанских) с защищенным географическим указанием, с защищенным наименованием места происхождения 36 руб. за 1 л
Игристые вина (шампанские) с защищенным географическим указанием, с защищенным наименованием места происхождения 14 руб. за 1 л
Пиво с нормативным (стандартизированным) содержанием объемной доли спирта этилового до 0,5 процента включительно 0 руб. за 1 л
Пиво с нормативным (стандартизированным) содержанием объемной доли спирта этилового свыше 0,5 процента и до 8,6 процента включительно, а также напитки, изготавливаемые на основе пива, произведенные без добавления спирта этилового 21 руб. за 1 л
Пиво с нормативным (стандартизированным) содержанием объемной доли спирта этилового свыше 8,6 процента 39 руб. за 1 л
Сидр (алкогольная продукция с содержанием этилового спирта не более 6% объема готовой продукции, произведенная в результате брожения яблочного сусла и (или) восстановленного яблочного сока без добавления этилового спирта с насыщением или без насыщения двуокисью углерода) 21 руб. за 1 л
Пуаре (алкогольная продукция с содержанием этилового спирта не более 6% объема готовой продукции, произведенная в результате брожения грушевого сусла и (или) восстановленного грушевого сока без добавления этилового спирта с насыщением или без насыщения двуокисью углерода) 21 руб. за 1 л
Медовуха (алкогольная продукция с содержанием этилового спирта от 1,5 до 6% объема готовой продукции, произведенная в результате брожения медового сусла, содержащего не менее 8% меда, с использованием или без использования меда для подслащивания и иных продуктов пчеловодства, растительного сырья, с добавлением или без добавления сахаросодержащих продуктов, без добавления этилового спирта) 21 руб. за 1 л
Табак и табачная продукция
Виды подакцизных товаров Налоговая ставка
Табак трубочный, курительный, жевательный, сосательный, насвай, нюхательный, кальянный (кроме табака, используемого в качестве сырья для производства табачной продукции) 2520 руб. за 1 кг
Сигары 171 руб. за 1 шт.
Сигариллы (сигариты), биди, кретек 2428 руб. за 1000 шт.
Сигареты, папиросы 1562 руб. за 1000 шт. + 14,5% расчетной стоимости, определяемой исходя из максимальной розничной цены (но не менее 2123 руб. за 1000 шт.)
Табак (табачные изделия), предназначенные для потребления путем нагревания 4800 руб. за 1 кг
Электронные системы доставки никотина 40 руб. за 1 шт.
Жидкости для электронных систем доставки никотина 10 руб. за 1 мл
Автомобили и мотоциклы
Виды подакцизных товаров Налоговая ставка
Автомобили легковые с мощностью двигателя до 67,5 кВт (90 л. с.) включительно 0 руб. за 0,75 кВт (1 л. с.)
Автомобили легковые с мощностью двигателя свыше 67,5 кВт (90 л. с.) и до 112,5 кВт (150 л. с.) включительно 43 руб. за 0,75 кВт (1 л. с.)
Автомобили легковые с мощностью двигателя свыше 112,5 кВт (150 л. с.) 420 руб. за 0,75 кВт (1 л. с.)
Мотоциклы с мощностью двигателя свыше 112,5 кВт (150 л. с.)
Нефтепродукты
Виды подакцизных товаров Налоговая ставка
Автомобильный бензин:
не соответствующий классу 5 13 100 руб. за 1 т
класса 5 10 130 руб. за 1 т
Дизельное топливо 6800 руб. за 1 т
Моторные масла для дизельных и (или) карбюраторных (инжекторных) двигателей 5400 руб. за 1 т
Прямогонный бензин 13 100 руб. за 1 т
Бензол, параксилол, ортоксилол* 2800 руб. за 1 т
Авиационный керосин 2800 руб. за 1 т
Средние дистилляты 7800 руб. за 1 т

Тема этой статьи является очень важной и актуальной для всех жителей РФ, поскольку именно от того, насколько вырастут акцизы в 2016 году в России , поднимутся на эту же сумму и на определенные подакцизные товары, которые мы покупаем каждый день.

На днях, Госдумой был принят во 2-м чтении законопроект, касательно ставок различных акцизов на период 2016-2018 г. Данным законопроектом, предусматривается сохранение ставки акцизов, которые были утверждены еще в 2014 году, но при этом изменения коснулись ставок относительно 2018 года на 5% по отношению к ставкам 2017г.

Стоит отметить, что особенно большим акцизом в 2016 г. (а это 10500 руб. за тонну) будет облагаться бензин, который ниже 5-го класса (см. таблица). При этом со следующего года начнут устанавливаться акцизы на т.н. средние дистилляты 4150 руб/ тонну. Другие ставки акцизов на 2016 год , в т.ч и на алкогольную (сидр, медовуха, вино, пиво) и табачную продукцию (сигары, папиросы, сигареты), Вы можете найти в таблице расположенной ниже:

Что касается ставки акцизов на автомобили в 2016 году (см. ), то акцизы на легковые авто мощностью от 90 до 150-ти л.с составят 41 руб. за 1 лошадиную силу, а на автомобили свыше 150л.с, практически в десять раз больше – 402 рубля за 1 л.с.

Надеемся, что выше приведенная таблица подакцизных товаров, а также статья, ” Акцизы 2016 в России ” стала Вам не только интересной, но и полезной.

Повышение акцизов на алкоголь стало одной из самых горячо обсуждаемых тем за последний год. Эксперты высказывались и «за», и «против» такой меры, указывая на возможные последствия. Действительно, акциз на алкоголь является одним из самых «интересных» сборов, поступающих в казну государства. В этой статье мы рассмотрим, как он , какие функции выполняет и какое будущее ждёт акцизы в 2019-2021 гг.

Экономический смысл

Бытует мнение, что акцизами облагаются самые популярные товары массового потребления. То есть якобы государство руководствуется логикой «вот этот товар потребляют в большом количестве – обложим его акцизом и получим много поступлений в бюджет». Акцизные товары действительно приносят бюджету много денег, но логика здесь совершенно иная. Изначально акцизами облагаются вредные товары, которые в будущем принесут государству дополнительные проблемы и расходы.

Рассмотрим на примере алкоголя. Допустим, в государстве не будет акцизов на алкоголь и спиртные напитки станут в разы дешевле и доступнее. Это приведёт к тому, что граждане, которые воздерживались от их употребления по причине дороговизны, станут пить больше. Участятся случаи возникновения алкогольной зависимости.

Казалось бы, это личная проблема каждого. Все понимают, что алкоголизм грозит букетом болезней. Однако для государства потенциальные алкоголики – это множество расходов:

  • если человек от алкоголизма заболеет и оформит больничный, государству придётся оплачивать больничный лист (3 дня за счёт работодателя, а потом за счёт ФСС);
  • если человек потеряет работу и , государство будет выплачивать ему пособие по безработице;
  • если человек приобретёт серьёзное заболевание и утратит трудоспособность не временно, а постоянно, государство будет выплачивать ему ;
  • если человек умрёт в результате приобретённого заболевания, и у него останутся несовершеннолетние дети, то государству придётся выплачивать пенсию по потере кормильца, содержание в детдоме, пособия опекунам.

Таким образом, алкогольная зависимость граждан может обернуться для государства огромными расходами. Поэтому логично, что правительство через повышение акцизов на алкоголь пытается сделать спиртные напитки менее доступными, чтобы граждане меньше пили и не пристращались к алкоголю.

Но есть и обратная сторона монеты. Всегда существуют люди, которые уже имеют алкогольную зависимость и не в состоянии отказаться от пагубной привычки даже тогда, когда их уровень дохода не позволяет приобретать нормальный алкоголь. В таком случае они переключаются на алкоголь содержащие вещества, которые изначально не предназначены для употребления внутрь. Это оборачивается для государства ещё большими проблемами, а также вызывает широкий общественный резонанс.

Яркий тому пример – массовое отравление метанолом в Иркутске, которое случилось в декабре 2016 года. 76 человек погибли из-за того, что выпили концентрат для ванн «Боярышник», в составе которого ранее был этиловый спирт, но тут в продажу поступила партия с метанолом и антифризом в составе. Тот случай в очередной раз привлёк внимание общественности к минусам повышения акцизов на алкоголь – все больше зависимых людей начинают употреблять спиртосодержащие жидкости, не пригодные для питья.

Поэтому государство в акцизной политике должно балансировать между двумя крайностями – акцизы должны быть достаточно высокими, чтобы не допускать массового возникновения алкоголизма, но в то же время нельзя поднимать акцизы абсолютно на все, иначе люди с алкогольной зависимостью начинают переходить на подобные суррогаты.

Что происходит со ставками акцизов на алкоголь в РФ в 2019-2021

Изначально говорилось, что заморожены до конца 2019 года и расти не будут. Однако в 2018 году Минздрав внёс предложение о повышении ставок, что вызвало бурные обсуждения. Например, глава проекта «Трезвая Россия» Султан Хамзаев назвал это предложение правильной и необходимой мерой. Глава Центра исследований федерального и регионального рынков алкоголя Вадим Дробиз, напротив, посчитал, что предложение не получит поддержки, поскольку предлагаемый уровень повышения не соответствует темпам инфляции.

На практике все обернулось тем, что акцизы все-таки будут расти. Ниже в сводной таблице приведены ставки акцизов на алкоголь по нескольким ключевым позициям в период 2019-2021 годов.

Вид продукции Размер акциза
2019 г. 2020 г. 2021 г.
Спиртосодержащая продукция с содержанием этилового спирта менее 9% 418 руб./литр 435 руб./литр 452 руб./литр
Алкогольная продукция, в которой более 9% этилового спирта 523 руб./литр 544 руб./литр 566 руб./литр
Фруктовые вина 18 руб./литр 19 руб./литр 20 руб./литр
Вина с защищённым географическим указанием 5 руб./литр 5 руб./литр 6 руб./литр
Сидр, пуаре, медовуха 21 руб./литр 22 руб./литр 23 руб./литр
Игристые вина 36 руб./литр 37 руб./литр 38 руб./литр
Игристые вина с защищённым географическим указанием 14 руб./литр 14 руб./литр 15 руб./литр
Пиво с содержанием этилового спирта до 8,6% 21 руб./литр 22 руб./литр 23 руб./литр
Пиво с содержанием этилового спирта свыше 8,6% 39 руб./литр 41 руб./литр 43 руб./литр

Плавное повышение налицо. Однако когда информация представляется в таком виде, это кажется незначительным, не оказывающим существенного влияния. Поэтому далее мы рассмотрим на примере, чем светит такое повышение.

Как это отразится на производителях

Чтобы понять, насколько увеличивается акцизное бремя у производителей, рассчитаем сумму акциза, уплачиваемого неким абстрактным предприятием до и после повышения ставок.

Для расчёта акцизов существует две формулы.

А = К х С, где

А – акциз,

К – количество произведённой подакцизной продукции за налоговый период,

С – ставка акциза.

Такая формула применяется для товаров с твёрдой ставкой акциза. Но есть и другая:

А = (О х ТС) + (ОС х АС), в которой:

А – акциз;

О – суммарное количество реализованной подакцизной продукции;

ТС – твёрдая ставка;

ОС – общая сумма выручки за подакцизную продукцию;

АС – адвалорная ставка.

Однако такая ставка используется не для алкогольной продукции, а для сигарет, сигар и прочего, так что в своих расчётах мы ограничимся первой формулой.

Допустим, пивоварня «Добрый мельник» производит ежегодно 2000 литров пива крепостью до 8,6% и 3000 литров пива крепостью 8,6% и более.

В 2019 году сумма акциза будет равняться:

2000 х 21 + 3000 х 39 = 42 000 + 117 000 = 159 000 руб.

В 2020 году сумма акциза будет равняться:

2000 х 22 + 3000 х 41 = 44 000 + 123 000 = 167 000 руб.

В 2021 году сумма акциза будет равняться:

2000 х 23 + 3000 х 43 = 46 000 + 129 000 = 175 000 руб.

Таким образом, при условии, что объёмы производства будут постоянными, сумма акцизов, уплачиваемых пивоварней, будет расти на 8 тысяч рублей. Разумеется, основное бремя здесь ложится на покупателя – акциз относится к числу , включаемых в цену товара и уплачиваемых потребителем продукции. Производители тоже могут пострадать, если за счёт вынужденного роста цен у них снизятся объёмы продаж. Потребители могут перейти на более дешёвые аналоги либо вовсе отказаться от потребления такой продукции.

Таким образом, акцизы – это инструмент политики, с помощью которого государство стимулирует граждан отказываться от потребления вредных товаров. Мы рассмотрели в теории и подсчитали на практике, чем обернётся грядущее повышение акцизов, а также разобрались, почему алкогольная зависимость граждан невыгодна государству. К слову, с акцизами на табачную продукцию примерно та же история, а акцизы на бензин и автомобили являются своеобразной мерой защиты окружающей среды.

Как закон № 101 связан с «алкогольными» акцизами

Многие люди даже не подозревают о том, как сильно на их жизнь влияют законы, которые выходят из-под пера народных избранников. Закон № 101 не является исключением, поэтому каждому гражданину, который имеет какое-либо отношение к алкогольной продукции, необходимо знать основные положения этого нормативно-правового акта. Закон № 101 внёс существенные изменения в процесс сбора акцизных отчислений, среди которых:

  • Запрет на вычет по акцизам в ситуации возврата АССП.
  • Предъявление особых требований к банковской гарантии.
  • Полная регламентация действий сотрудников налоговой инспекции, которая направлена на повышение эффективности сбора данного налогового отчисления.
  • Представление налоговой инспекции одной банковской гарантии, которая позволяет освободиться от авансового платежа при осуществлении экспортных операций со спиртсодержащими напитками.
  • Значительное увеличение документооборота в электронном виде, для обеспечения большей прозрачности сделок связанных с реализацией этилового спирта.

Законодательные нововведения направлены не только на ужесточение контроля над оборотом спиртсодержащих жидкостей, но и призваны упростить процесс расчёта уплачиваемого акцизного сбора.

Как рассчитать «алкогольный» акциз, зная его ставку

Если известна ставка акциза на алкогольную продукцию определённого типа, то несложно подсчитать размер налога, который требуется внести в бюджет страны. Расчёт акциза производится по следующей формуле:

А=ОРП*СА-ВА

  • А — сумма акциза.
  • ОРП — объём реализованной продукции.
  • СА — ставка акциза по определённому виду алкогольсодержащей продукции.
  • ВА — вычет акциза.

Данная формула подходит только в том случае, когда необходимо рассчитать размер акциза для одной категории спиртосодержащей продукции. Если возникает необходимость в том, чтобы осуществить расчёт налога для нескольких видов алкогольных напитков, используется формула:

А=(ОРП*СА + ОРП1*СА1 + ОРП2*ОРП2)-ВА,

В данной формуле ОРП!*СА1 и ОРП2*ОРП2 являются значением расчёта акцизной ставки дополнительного наименования алкогольной продукции.

Таким образом, можно осуществить расчёт в одной формуле, значение акцизных отчислений для неограниченного количества различных категорий спиртосодержащей продукции.

Пример расчёта акциза на алкоголь

Если подставить в формулу известные значения, то произвести расчёт размера акцизного отчисления, не составит большого труда. Примеры расчёта:

В мае 2018 года ООО «Большая Бочка» произвело алкогольной продукции с объёмным содержанием этилового спирта 8%, в количестве 3200 литров. Данная продукция была также реализована в этом месяце. Пивные напитки, которые имеют в своём составе такой объем чистого этилового спирта до 8,6%, облагаются акцизом в размере 21 рублей на 1 литр.

Расчёт акциза, в данном случае, осуществляется следующим образом:

Таким образом сумма акциза на произведённую и реализованную продукцию составит 67200 рублей.

В октябре 2018 года ООО «Независимая Алкогольная Компания» произвела и реализовала несколько наименований спиртосодержащих напитков. Водочная продукция с объёмным содержанием спирта 40% была реализована в количестве 50 000 литров. Вина с защищённым географическим указанием было произведено в количестве 10 000 литров. Также было произведено и реализовано медовухи в объёме 200 000 литров.

Чтобы правильно подсчитать размер акцизного отчисления, которое подлежит уплате в бюджет страны, для крепких спиртных напитков необходимо высчитать количество чистого этилового спирта применяемого в . В данном случае количество чистого этанола составит:

50 000 * 0,40 = 20 000 литров.

Вычет акциза тоже в данной формуле будет применяться. Размер вычета составит 175 000 рублей

Общий расчёт стоимости производится следующим образом:

А =(20000*523+10000*5+200000*21)-175 000.

Таким образом предприятие обязано уплатить акцизов на общую сумму в размере: 14 710 000 рублей.

Применение формул для расчёта количества уплачиваемого акцизного сбора, значительно облегчает процесс подсчёта налога и экономит время. Чтобы не осуществлять данную операцию вручную можно использовать специальные компьютерные программы для автоматизации подобных действий.

Вконтакте

Ставка акциза на алкоголь в 2016-2017 годах превышает все ранее установленные значения и продолжает неуклонно расти и дальше. О действующих размерах «алкогольных» акцизов и их потенциальных значениях расскажет наш материал.

Что происходит со ставками акцизов на алкоголь в РФ: повышение или снижение?

Изменение ставок акцизов на алкоголь является одним из элементов государственного регулирования, осуществляемого не только в целях пополнения бюджета, но и в рамках сохранения здоровья граждан от пагубного употребления алкоголя.

За последние годы ставки акцизов на алкоголь неуклонно растут - также не происходило (см. схему ниже).

Из представленной схемы можно сделать следующие выводы:

  • величина «алкогольного» акциза тем выше, чем крепче алкогольная продукция (выше содержание в ней спирта);
  • акцизы на спиртосодержащую парфюмерную продукцию и товары бытовой химии имеют нулевое значение и на протяжении рассматриваемого периода оставались в неизменном виде;
  • акциз на этиловый спирт в 2013–2015 годах был нулевым (при продаже его организациям, производящим спиртосодержащую продукцию в металлической упаковке) и постоянно повышался (при продаже компаниям, не уплачивающим авансовый платеж акциза);
  • акцизы на остальную подакцизную алкогольную продукцию имеют тенденцию к неуклонному повышению (от 8 до 58% роста по отдельным группам товаров за рассматриваемый временной отрезок).

Принятие решений, связанных с повышением или снижением ставок акцизов на алкоголь, проводится с учетом Концепции государственной политики по снижению масштабов злоупотребления алкоголем и профилактике алкоголизма среди населения Российской Федерации на период до 2020 года. При этом в Госдуме и задействованных в «алкогольном» регулировании ведомствах отсутствует единое мнение в отношении направления вектора «алкогольных» акцизов. Например:

  • Минэкономразвития предлагает снизить акциз на крепкий алкоголь в 2017 году с 500 до 360 руб. за 1 литр чистого спирта, а минимальную стоимость ½ литра водки - со 190 до 136 руб.;
  • Минфин против снижения «алкогольных» акцизов, мотивируя свою позицию наличием структурного дефицита федерального бюджета;
  • Минпромторг также выступает за снижение цен на алкоголь при одновременной реализации мер организационного характера в «алкогольной» сфере - таких как отказ от «избыточных и неоправданных ограничений» (к примеру, в отношении интернет-торговли алкоголем), а также удешевление лицензирования розничной торговли горячительными напитками.

Таким образом, прослеживается тенденция неуклонного роста «алкогольных» акцизов при непрерывно продолжающемся нормативно-организационном процессе, связанном с необходимостью достижения сбалансированности государственной акцизной политики.

Государственную политику в бюджетно-налоговой сфере изучайте с помощью подготовленных специалистами нашего сайта материалов:

  • ;
  • .

Что будет происходить с «алкогольными акцизами» в 2017 году – см. в следующем разделе.

Ставки акцизов на алкогольную продукцию в 2016–2017 годах

Ставки акцизов на алкогольную продукцию указаны в ст. 193 НК РФ. Акцизы на алкогольную продукцию 2016 –2017 установлены с учетом индексации, предусмотренной п. 6.2.1 Основных направлений налоговой политики на 2015 год и плановый период 2016 и 2017 годов, одобренных Правительством РФ 01.07.2014.

С другими документами нормативного характера, принимаемыми Правительством РФ в налоговой сфере, вас познакомят размещенные на нашем портале сообщения:

  • ;

При установлении размеров ставок акцизов на 2016–2017 годы учитывалась необходимость замедления темпов индексации ставок на алкогольную и спиртосодержащую продукцию (АССП) с учетом проводившейся в предыдущие годы индексации ставок на АССП темпами, опережающими инфляцию.

Ставки «алкогольных» акцизов на 2016–2017 годы вы можете увидеть на расположенной ниже схеме.

С еще одним нормативным документом, связанным с «алкогольными» акцизами, ознакомьтесь в следующем разделе.

Как закон № 101 связан с «алкогольными» акцизами

Закон от 05.04.2016 № 101-ФЗ внес в главу 22 «Акцизы» существенные дополнения и поправки, способствующие совершенствованию процесса взимания акцизов. Не обошли эти изменения и «алкогольные» акцизы.

Среди основных посвященных «алкогольным» акцизам вопросов можно назвать:

  • установление возможности представления налоговикам одной банковской гарантии, позволяющей освободиться экспортерам АССП одновременно от авансового акциза и процедуры перечисления акциза при продаже вывозимой за пределы РФ АССП (в соответствии с таможенной процедурой экспорта);
  • определение особых требований к такой объединенной банковской гарантии (к ее сроку и др.);
  • регламентация действий налоговиков в процессе контроля за исполнением обязательств, обеспечиваемых банковской гарантией;
  • расширение возможностей электронного документооборота при передаче налоговикам реестров документов (таможенных деклараций, товаросопроводительных и иных документов) вместо их копий;
  • запрет на вычет по акцизам в ситуации возврата АССП.

С разнообразными законодательными нововведениями знакомьтесь с помощью размещенных на нашем сайте материалов:

  • ;
  • ;
  • .

Как рассчитать «алкогольный» акциз, зная его ставку

Если коммерсант производит только один вид подакцизной АССП, при расчете «алкогольного» акциза ему достаточно воспользоваться формулой следующего вида:

А = ОРП × СА – ВА,

А - сумма акциза на АССП к уплате;

ОРП - объем реализованной АССП;

СА - ставка акциза по конкретному виду АССП;

ВА - вычет акциза.

Если производится несколько видов АССП и применяются разные ставки акцизов, вышеуказанная формула для расчета «алкогольного» акциза усложняется:

А = (ОРП 1 × СА 1 + ОРП 2 × СА 2 + ОРП 3 × СА 3 + …) – ВА,

Расчет акциза на алкоголь (пример)

Применим описанные в предыдущем разделе формулы на примерах.

Пример 1

В декабре 2016 года ООО «Спиртпром» изготовило и продало алкогольную продукцию (доля этилового спирта в конечном продукте - 40%) в объеме 640 л. Ставка акциза для данной продукции составляет 500 руб. за 1 л безводного этилового спирта. Сумма акциза по использованному при изготовлении продукции приобретенному ранее этиловому спирту - 2 240 руб.

Рассчитаем сумму «алкогольного» акциза к уплате по следующему алгоритму:

  • расчет налогооблагаемой базы (в пересчете на безводный спирт): 640 л × 40% = 256 л;
  • расчет акциза по реализованной алкогольной продукции: 256 л × 500 руб./л = 128 000 руб.;
  • акциз к уплате: 128 000 руб. – 2 240 руб. = 125 760 руб.

Пример 2

ООО «Пиво+» производит несколько разновидностей пива. В январе 2017 года оно изготовило и реализовало 896 бутылок пива емкостью 0,5 л, из которых:

  • 512 бутылок пива с объемной долей спирта 0,2% (цена за литр 96 руб., СА 1 = 0 руб./л);
  • 216 бутылок пива с объемной долей спирта 8% (цена за литр 114 руб., СА 2 = 21 руб./л);
  • 168 бутылок пива с объемной долей спирта 9% (цена за литр 121 руб. СА 3 = 29 руб./л).

Начисленный акциз составил: 553 308 руб. (512 бут. × 0,5 л × 96 руб. × 0 + 216 бут. × 0,5 л × 114 руб. × 21 руб./л + 168 бут. × 0,5 л × 121 руб. × 29 руб./л).

Вычеты в данном примере не рассматриваются.

Итоги

Акцизы на алкогольную продукцию ежегодно повышаются. В 2016–2017 годах акцизы вновь проиндексированы по сравнению с предыдущим периодом в рамках проводимой государством акцизной политики, направленной на пополнение бюджета, и с учетом необходимости сохранения здоровья граждан от пагубного употребления алкоголя.



Понравилась статья? Поделиться с друзьями: