Когда и для кого проводится на предприятии проверка знаний по охране труда – периодичность, проведения и документы. Организуем Комплексные Проверки По Охране Труда в Организации! Контроль за соблюдением работниками правил охраны труда

31 декабря 2017 г. был подписан Федеральный закон № 520-ФЗ, который вступил в действие в январе 2018г. Согласно новым изменениям трудовая инспекция теперь может осуществлять внеплановые проверки, опираясь на заявление любого человека, организации или публикацию в средствах массовой информации. Достаточно им лишь узнать, что возможно кто-то не заключил трудовой договор или заменил его договором на оказание услуг, или вообще принуждает сотрудников к открытию ИП.

В таком случае работодателя ждет внезапная внеплановая проверка, и при подтверждении подозрений – . Это значительно повышает защищённость работников в области трудового права. И ставить под большие риски организации работающие без заключения трудовых договоров с сотрудниками.

До сих пор работодателю грозила проверка только либо в случае обращения оформленного работника с заявлением. С жалобой теперь может обратиться , что может негативно отразиться на бизнесе.

Безусловно плановые и внеплановые проверки трудовой инспекцией существовали и раньше.

Подробнее о внеплановых проверках можно узнать в статье 360 ТК РФ.

Но не каждая жалоба могла стать причиной проверки без предупреждения. Согласно стандартной процедуре работодатель должен быть предупрежден за сутки даже в случае внеплановой проверки. Помимо этого, необходимо согласовать такую проверку в прокуратуре, получив соответствующее разрешение. При отсутствии достаточных оснований прокуратура могла и не разрешить подобную проверку.

Достаточным поводом для внеплановой проверки являлись:

  • Угроза жизни и здоровью работника;
  • Невыплата либо задержка выплаты заработной платы;
  • Обращение работника о защите прав.

К примеру, внезапно проверить организацию можно было в случае нарушений правил охраны труда вплоть до угрозы здоровью сотрудника.

Не выдаете спецодежду работникам, не проводите инструктаж – ждите внеплановую проверку.

Или вдруг в газете написали, что уже несколько месяцев на заводе задерживают зарплату, а работники запуганы и не обращаются сами. Трудовая инспекция должна сразу проверить эту информацию внезапным визитом.

Что изменилось?

С 2018 года трудовой инспекции достаточно обращения любого гражданина с жалобой, чтобы провести внеплановую проверку работодателя. При этом уже нет необходимости согласовывать эту проверку с прокуратурой или предупреждать работодателя за сутки.

Одними из самых распространенных нарушений трудового законодательства являются:

  • Принуждение к оформлению ИП – когда хозяин магазина, например, просит своих продавцов открыть ИП, а затем заключает с ними договор на оказание услуг. В результате продавцы, работая в этом же магазине, самостоятельно оплачивают взносы и налоги за себя . При этом они не защищены от давления со стороны владельца магазина, который может их уволить, не давать отпуск, не оплачивать больничный и т.п. В свете новых законов, такой работник может пожаловаться в трудовую инспекцию, и тогда будет произведена внеплановая проверка.
  • Заключение гражданско — правового договора – зачастую принято оформлять сотрудников по гражданско-правовым договорам, как физических лиц, оказывающих услуги. Фирма сама оплачивает страховые взносы за этих сотрудников и удерживает НДФЛ. Такой подход в рамках закона, но, тем не менее, данные сотрудники фактически являются штатными, а работодатель пытается экономить на взносах в соцстрах и не соблюдать трудовые права. В результате такой работник не защищен. Например, он получил травму во время работы (перелом ноги при поездке на переговоры), но больничные и компенсация ему не положены, т.к. нет трудового договора. Или сотрудница захочет оформить отпуск или декрет, а работодатель против и может уволить её, оставив без выплат. При гражданско-правовом договоре директор может просто расторгнуть договор и заключить его с другим работником.

Раньше за время оформления жалобы, согласования с прокуратурой, организация могла подготовиться к визиту трудовой инспекции. Да и прокуратура могла отказать во внеплановой проверке, т.к. принимала во внимание и интересы бизнеса.

Теперь наступили другие времена, когда любая жалоба должна быть рассмотрена, и проведена проверка. И не важно, оформлен ли этот сотрудник, или он действует по гражданско-правовому договору или как ИП, а может вообще жалоба поступила от сочувствующего стороннего наблюдателя и борца за справедливость.

Разве проверка не должна быть по графику?

Определенный график проверок существует только . Внеплановые же проверки могут выполняться в любое время, таким образом, изменения законодательства коснулись именно внеплановых визитов трудовой инспекции.

Неужели о проверке не предупредят? Должны ведь по закону.

О любой плановой проверке трудовая инспекция обязана предупредить заранее. Что касается внеплановых выездов, то согласно трудовому кодексу, запрещено предупреждать о такой проверке работодателя. В случае любого подозрения о нарушении трудового законодательства проверка начнется незамедлительно , без графиков и предупреждений. Инспекторы могут прийти в любой офис и начать выполнять действия, которые они должны произвести в соответствии с законом.

Возможно, вы, начитавшись правил поведения в такой ситуации, уверены в своей готовности во всеоружии встретить комиссию , найти в её документах ошибки, не пустить их на порог и дождаться адвоката. Но обычно все происходит по другому сценарию: документы трудового инспектора оказываются в порядке, работодатель теряется, и все идет не по плану. Поэтому если вы действительно допускали нарушения в своей деятельности, то лучше подписать акт, признавая свою вину, и исправить ситуацию.

Для дополнительной страховки конечно можно заранее подыскать себе грамотного специалиста и держать его телефон поблизости.

Что будет за незаключение трудовых договоров?

За подобное нарушение накладывается штраф в размере до десяти тысяч рублей для ИП и до 100 тыс. рублей для организации. При этом такой штраф накладывается за каждый незаключённый договор, т.е. если вы не заключили 3 договора, то будет наложено 3 штрафа. Руководитель организации также будет наказан согласно ст. 5 27 КоАП.


Если у работника будут еще проблемы с гражданством, то штраф может достигать 500 000 рублей.

Помимо наложения штрафа будут вынесены предписания о необходимости заключения трудовых договоров. При этом сроком начала действия договора будет признана дата начала работы сотрудника , а не день проведения проверки. За весь этот период организация должна будет произвести все обязательные отчисления в пенсионный фонд и налоговую инспекцию.

Таким образом за трёх работников доначисления налогов и взносов за год составит около 150 000 рублей.

Как доказать, что договор не трудовой? Теперь нельзя работать с ИП или физлицами? Всех нужно оформлять по ТК?

Такие изменения трудового законодательства совсем не значат, что надо сразу со всеми заключать трудовой договор. Такой договор заключается только с теми, с кем действительно состоят в трудовых отношениях. При этом любая организация может работать и с ИП, и с физическими лицами по гражданско-правовым договорам, заключая соответствующий договор. И ни одна инспекция не найдет в этом нарушений, если все оформлять грамотно.

Важно четко понимать те признаки, из которых следует, что необходимо заключать именно трудовой договор.

  • Работник занимает конкретную должность;
  • Оплата осуществляется за процесс труда, а не за результат;
  • Выплачивается оклад, премии и надбавки;
  • Есть гарантированные условия труда;
  • Установлены льготы компенсации;
  • Определены правила внутреннего трудового распорядка.

Наличие одного признака не является доказательством наличия трудовых отношений. Указанные признаки будут изучаться инспекцией в совокупности, анализу будут подвергнуты как , так и реальные отношения. При этом важно учесть наличие приоритета трудового договора в области трудового законодательства, т.е. любые сомнения будут толковаться в пользу работника.

Поэтому если вы понимаете, что ваши взаимоотношения с сотрудниками действительно лежат в рамках трудовых отношений, то лучше оформить все соответствующим образом, чтобы избежать внеплановых проверок и последующих штрафов.

Кто нас проверит

Общий надзор и контроль за тем, как работодатели соблюдают требования трудового законодательства, поручен трудовой инспекции (ч. первая ст. 353 ТК РФ). Однако в отдельных сферах деятельности проверять могут и другие государственные структуры (ч. вторая ст. 353 ТК РФ). К ним относятся Ростехнадзор, Роспотребнадзор. Особняком среди проверяющих стоит прокуратура.

Каждая контролирующая структура имеет свой круг полномочий. Например, изучая, как работодатели соблюдают правила охраны труда, трудовая инспекция может:

  • посещать беспрепятственно в любое время суток организации всех организационно-правовых форм и форм собственности, работодателей – физических лиц;
  • запрашивать у работодателей и их представителей и безвозмездно получать от них необходимые документы, объяснения, информацию;
  • изымать для анализа образцы используемых или обрабатываемых материалов и веществ;
  • расследовать несчастные случаи на производстве;
  • предъявлять работодателям и их представителям предписания об устранении нарушений трудового законодательства;
  • направлять в суды требования о ликвидации предприятий или прекращении деятельности их структурных подразделений;
  • выдавать предписания об отстранении от работы сотрудников, не прошедших обучение безопасным методам и приемам выполнения работ, инструктаж по охране труда, стажировку на рабочих местах и проверку знания требований охраны труда;
  • запрещать использование средств индивидуальной и коллективной защиты работников, если такие средства не соответствуют обязательным техническим требованиям и требованиям охраны труда;
    составлять протоколы и рассматривать дела об административных правонарушениях.

Ростехнадзору дано право проверять, как соблюдаются требования:

  • ядерной, радиационной, технической и пожарной безопасности (на объектах использования атомной энергии);
  • промышленной безопасности при проектировании, строительстве, эксплуатации, консервации и ликвидации опасных производственных объектов, изготовлении, монтаже, наладке, обслуживании и ремонте технических устройств, которые применяются на опасных производственных объектах, транспортировании опасных веществ на опасных производственных объектах;
  • безопасности в электроэнергетике;
  • безопасного ведения работ, связанных с пользованием недрами;
  • пожарной безопасности на подземных объектах и при ведении взрывных работ;
  • собственниками гидротехнических сооружений и эксплуатирующими организациями норм и правил безопасности гидротехнических сооружений (за исключением судоходных гидротехнических сооружений, а также гидротехнических сооружений, полномочия по осуществлению надзора за которыми переданы органам местного самоуправления);
  • технических регламентов в установленной сфере деятельности.

Роспотребнадзор вправе проверять, как выполняются требования законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения, а также технических регламентов.

Прокурор надзирает за исполнением законов, в том числе и по охране труда. Он может:

  • предъявив служебное удостоверение, беспрепятственно входить на территории и в помещения проверяемых организаций и предприятий, иметь доступ к их документам и материалам, проверять исполнение законов в связи с поступившей информацией о фактах нарушения;
  • требовать от руководителей и других должностных лиц представления необходимых документов, материалов, статистических и других сведений;
  • требовать проведения проверок по поступившим в прокуратуру материалам и обращениям граждан;
  • вызывать должностных лиц и граждан для объяснений по поводу нарушений законов;
  • выносить представления с требованием устранить нарушения;
  • возбудить административное дело;
  • обратиться в суд в защиту прав работников или с требованием принудить к выполнению закона;
  • требовать проведения проверки другими контролирующими структурами, которые обязаны выполнить требование немедленно.

Несмотря на размытость формулировок закона, в реальности прокуратура обладает самыми большими полномочиями. Однако она не подменяет собой другие контролирующие структуры.

Профсоюзные инспекторы труда – это уполномоченные (доверенные) лица по охране труда профсоюзов. Они также наделены правом контролировать, как работодатели соблюдают трудовое законодательство. Однако объём их широких полномочий ограничен возможностью проверки только тех работодателей, у которых работают члены данного профсоюза (ст. 370 ТК РФ).

Виды и периодичность проверок

Плановые проверки

Плановые мероприятия проводятся не чаще одного раза в три года. Если проверка комплексная, в ходе контроля вместе с вопросами охраны труда проверяют правильность ведения кадровой документации, локальные нормативные акты и пр. Если тематическая – занимаются только охраной труда.

Документарная проверка проводится в инспекции или другом контрольном ведомстве. Проверяющие присылают работодателю запрос, в котором содержится перечень интересующих их документов. Она не может длиться более 20 дней, на малых предприятиях – 50-ти часов, а на микропредприятиях – 15 часов в год . Если требование в установленные сроки не выполнить, документарная проверка может превратиться в выездную.

Выездная проверка проводится на территории работодателя.

Внеплановые проверки

Они периодичности не имеют. Внеплановое мероприятие назначается, когда нужно проверить, выполнено ли предписание трудовой инспекции (контрольная проверка), или когда поступила жалоба от работника (целевая). Основанием может служить также сообщение в СМИ или сведения из других источников о том, что в организации не все благополучно с правилами охраны труда и т. д.

Жалоба или сообщение признается основанием для контроля, если она содержит сведения:

  • о нарушении работодателем трудовых прав работников;
  • о возникновении угрозы причинения вреда здоровью и(или) жизни работников, окружающей среде, а также угрозы чрезвычайных ситуаций техногенного характера;
  • о причинении вреда здоровью и(или) жизни работников, окружающей среде, а также возникновение аварийных и чрезвычайных ситуаций техногенного характера.

Внеплановая проверка может проводиться в документарной и(или) выездной форме (п. 4 статьи 10 ФЗ №294).

Как проходит проверка

Как проходит плановая проверка

Плановой выездной проверке предшествует уведомление от контролирующей структуры. Оно должно прийти на предприятие не менее чем за три рабочих дня до появления инспекторов.

Когда проверяющие появятся на пороге вашей организации, они обязаны предъявить свои служебные удостоверения и распоряжение на проверку. В нем должны быть указаны:

  • дата оформления распоряжения (приказа);
  • данные проверяющего (должность, ФИО);
  • место проведения проверки (название и адрес организации);
  • цели и задачи проверки (перечень вопросов, которые интересуют контролеров);
  • основание для проверки;
  • состав экспертов (если привлекаются);
  • срок проверки;
  • печать руководителя проверяющей организации и его подпись

Если инспекторам потребуется, они могут привлечь для проведения проверки экспертов в какой-либо узкой области знаний. Поэтому не удивляйтесь, если к вам придет целая группа инспектирующих.

Как проходит внеплановая проверка

Внеплановая проверка начинается иначе. Контролеры не всегда обязаны уведомлять о своем появлении. Так, уведомление не менее чем за сутки должно быть направлено работодателю, если мероприятие проводится:

  • по материалам, поступившим из прокуратуры;
  • с целью проверить, как исполнено ранее выданное предписание.

О своем появлении инспекторы не предупреждают, если основанием является жалоба работника о нарушении его прав или сообщение о нарушении требований охраны труда, которое угрожает жизни и здоровью работников. Тем не менее распоряжение руководителя контролирующего ведомства должно быть на руках у инспекторов. Его отсутствие является грубым нарушением правил проведения проверок.

Процедура документарной проверки

Документарная проверка начинается с того, что на предприятие приходит уведомление из Рострудинспекции о начале контрольного мероприятия. Вместе с ним инспекторы присылают копию распоряжения своего руководителя и мотивированный запрос, в котором указан перечень документов, которые требуются проверяющим. Их перечень определяется исходя из объема контрольного мероприятия.

Трудовая инспекция не вправе требовать документы, которые не относятся к предмету проверки. Работодатель должен в течение 10 рабочих дней отправить в инспекцию копии документов, заверенные печатью организации. Если запрос поступил индивидуальному предпринимателю, и у него нет печати, допустимо отправить копии без ее оттиска.

Если работодатель не уложится в отведенный законом срок, его ждет штраф в размере от 100 до 300 рублей для граждан, от 300 до 500 рублей для должностных лиц, и от 3000 до 5000 рублей для организаций (ст. 19.7 КоАП РФ).

В течение 20 рабочих дней инспекторы рассматривают поступившие документы. Если они обнаружат противоречия, ошибки или предоставленных сведений окажется недостаточно, то потребуют от работодателя письменных объяснений. На ответ работодателю дается еще 10 рабочих дней. Если же и пояснения их не устроят, руководитель территориального отдела Рострудинспекции издаст соответствующее распоряжение, и документарная проверка превратится в выездную.

Процедура выездной проверки

Придя на предприятие, инспекторы потребуют предоставить перечень документов, который указан у них в распоряжении на проверку. Как правило, проверяющие запрашивают:

  • свидетельство о государственной регистрации юридического лица или индивидуального предпринимателя;
  • свидетельство о постановке на налоговый учет;
  • устав;
  • договор аренды или свидетельство на собственность;
  • трудовые договоры с работниками;
  • правила внутреннего трудового распорядка;
  • коллективный договор;
  • инструкции по охране труда;
  • журналы инструктажей по охране труда;
  • положение о службе охраны труда;
  • должностные обязанности руководителя по охране труда;
  • приказ о назначении ответственного по охране труда;
  • карты аттестации рабочих мест;
  • план организационно-технических мероприятий по улучшению условий и охраны труда;
  • карточки выдачи СИЗ работникам;
  • журналы учета выдачи СИЗ;
  • приказы о предоставлении дополнительных отпусков (если есть вредные и опасные факторы производства).

Получив требуемые документы, проверяющие внимательно их изучат. Не стоит надеяться, что они упустят из виду мелкие огрехи. Затем инспекторы обязательно пройдут по территории предприятия, посмотрят, как в реальности выполняются правила охраны труда, используются ли средства индивидуальной защиты, имеются ли необходимые информационные таблички и плакаты. Если в мероприятии участвует эксперт, могут быть взяты пробы воздуха в рабочих зонах, проведены замеры освещенности, шума и т.д. Самые въедливые контролеры опросят рабочих, проводятся ли с ними инструктажи, обучение по охране труда, поговорят о реальных условиях работы и т.п.

Все выявленные недочеты будут учтены и отражены в акте проверки.

После того как акт составлен, его копия вручена представителю работодателя, инспектор делает запись в журнале учета проверок юридического лица или индивидуального предпринимателя. На этом процедура проверки заканчивается.

Запомните главное

  1. Проверить, как выполняются правила охраны труда, может не только трудовая инспекция и прокуратура. Инспектировать эти вопросы может Ростехнадзор, Роспортебнадзор и профсоюзы.
  2. Плановые проверки трудовая инспекция всегда согласовывает с прокуратурой. О контрольных мероприятиях на предстоящий год всегда можно узнать на сайте Роструда. Информация на нем должна появиться не позднее 10 декабря текущего года.
  3. Если вы не предоставите по запросу контролеров необходимый перечень документов, документарная проверка может превратиться в выездную.
  4. Распоряжение (приказ) руководства контролирующего ведомства является обязательным атрибутом любой проверки. Без него действия инспекторов незаконны.

С этим также читают:


Если в вашу компанию пожаловал инспектор труда, то проверить он может не только кадровую документацию, но и документы по охране труда. Практика показывает, что около 50 % штрафов инспектор труда выписывает именно за нарушения требований охраны труда. Даже если организация не занимается производством и в ней работают только офисные работники, без охраны труда не обойтись. Давайте посмотрим, что именно инспектор проверит в любом случае.

СПЕЦИАЛИСТ ПО ОХРАНЕ ТРУДА

Если в организации числится более 50 человек, работодатель должен создать службу охраны труда или закрепить в штатном расписании должность специалиста по охране труда. Если такой штатной единицы нет, ее необходимо ввести приказом по организации, после чего принять на нее работника.

При создании службы охраны труда нужно учесть Межотраслевые нормативы численности работников службы охраны труда в организациях (утверждены Постановлением Минтруда России от 22.01.2001 № 10, в ред. от 12.02.2014).

При приеме на работу специалиста по охране труда с ним заключается трудовой договор. Перед этим его нужно ознакомить с локальными нормативными актами, в том числе с его должностной инструкцией (разумеется, для этого ее нужно сначала разработать). Затем издается приказ о приеме на работу, заполняются трудовая книжка и личная карточка (унифицированная форма № Т-2).

Заметим, что в организациях с небольшой численностью можно предусмотреть неполную ставку специалиста по охране труда, а также принять его по совместительству.

Если в организации нет указанных структурных единиц, за охрану труда, согласно ст. 217 ТК РФ, отвечают:

Руководитель организации;

Другой уполномоченный работодателем работник;

Организация (подлежит обязательной аккредитации) или специалист, оказывающие услуги в области охраны труда по гражданско-правовому договору.

Ответственный за организацию охраны труда назначается приказом работодателя, который оформляется в произвольной форме (ч. 2 ст. 217 ТК РФ) .

Для ответственного по охране труда нужно разработать должностные обязанности, которые необходимо включить в его должностную инструкцию.

При разработке должностных обязанностей специалиста по охране труда или ответственного по охране труда можно использовать профессиональный стандарт «Специалист в области охраны труда» (утвержден Приказом Минтруда России от 04.08.2014 № 524н, в ред. от 12.12.2016).

Если работодатель не обеспечивает и не контролирует соблюдение требований охраны труда, ему грозит штраф от 50 000 до 80 000 руб. Для должностного лица — от 2000 до 5000 руб. (ч. 1 ст. 5.27.1 КоАП РФ).

ОБУЧЕНИЕ РАБОТНИКОВ ПО ОХРАНЕ ТРУДА

На основании ст. 212 ТК РФ работодатель обязан в течение месяца с даты приема на работу обучить безопасным методам и приемам выполнения работ всех работников, включая руководителя.

Если работника принимают на работу во вредных или опасных условиях труда, ему к тому же нужно пройти стажировку на рабочем месте. Обучение по охране труда завершается проверкой знаний по охране труда.

Если в организации не проводится обучение и проверка знаний требований охраны труда, ч. 3 ст. 5.27.1 КоАП РФ предусматривает штраф для должностных лиц в размере от 15 000 до 25 000 руб., для юридических лиц — от 110 000 до 130 000 руб.

Порядок обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда работников организаций (далее — Порядок обучения) утвержден Постановлением Минтруда России, Минобразования России от 13.01.2003 № 1/29.

Инспектор по охране труда непременно захочет увидеть документы по обучению работников.

Обучение руководящих работников

Руководители организаций, лица, ответственные за охрану труда, и лица, осуществляющие организацию, руководство и проведение работ на рабочих местах, обучаются в специализированном учебном центре (п. 2.3.2 Порядка обучения) .

У работодателя должны быть следующие документы:

Договор с обучающей организацией;

Документы обучающей организации (она подлежит аккредитации);

Протокол заседания комиссии проверки знаний;

Удостоверения о прохождении работниками обучения по охране труда (у работодателя обычно хранятся копии удостоверений, а оригиналы передаются работникам).

Обучение обычных работников

Обучение других работников работодатель может организовать собственными силами внутри организации. Для этого нужно руководствоваться требованиями Порядка обучения и ГОСТ 12.0.004-2015 «Межгосударственный стандарт. Система стандартов безопасности труда. Организация обучения безопасности труда. Общие положения» (далее — ГОСТ 12.0.004-2015).

Порядок обучения устанавливает общие требования к организации и проведению обучения, а в ГОСТ 12.0.004-2015 можно найти более подробный рекомендуемый порядок, а также формы необходимых документов.

Чтобы обучение было признано законным, работодателю нужно оформить следующие документы:

Приказ о создании комиссии по обучению и проверке знаний по охране труда в объеме не менее 24 ч. В составе комиссии должно быть не менее трех человек;

Программу обучения по охране труда, включая программу обучения приемам оказания первой помощи. Последнюю можно оформить отдельно. Программы должен утвердить работодатель;

Протоколы проверки знаний по охране труда, которые оформляются по результатам экзамена после каждого проведенного обучения. Экзамен можно проводить как по билетам, так и в форме тестирования;

Удостоверения о прохождении обучения по охране труда, которые нужно оформлять и выдавать работникам по результатам обучения.

Стажировка работников

Для проведения стажировки работников также нужно руководствоваться требованиями Порядка обучения и ГОСТ 12.0.004-2015.

Для проведения стажировки необходимо разработать программы стажировки с учетом специфики деятельности работодателя. Чтобы направить работника на стажировку, нужно издать соответствующий приказ (распоряжение) работодателя.

После успешного окончания стажировки оформляется допуск к работе.

ИНСТРУКТАЖИ ПО ОХРАНЕ ТРУДА

Если работодатель не проводит инструктажи, это может повлечь ответственность по ч. 3 ст. 5.27.1 КоАП РФ в виде штрафа: для должностных лиц — от 15 000 до 25 000 руб., для юридических лиц — от 110 000 до 130 000 руб.

Чтобы избежать наказания, нужно не только провести необходимые инструктажи, но и оформить соответствующие журналы (Порядок обучения, ГОСТ 12.0.004-2015).

Для проведения каждого вида инструктажа необходимо разработать программы с учетом специфики деятельности работодателя. Типовые образцы программ инструктажей можно найти в ГОСТ 12.0.004-2015. Работодатель должен также руководствоваться межотраслевыми, отраслевыми или специальными требованиями охраны труда.

Кроме программ вводного и первичного (повторного), а также внепланового инструктажей необходимо вести журналы регистрации соответствующих инструктажей.

Журналы должны быть надлежащим образом оформлены, а записи в них должны вноситься в хронологическом порядке и заверяться подписями инструктирующего и инструктируемого.

Инструктирующим может быть работник, который был назначен ответственным за проведение инструктажей. Обычно это специалист по охране труда или ответственный по охране труда (п. 2.1.3 Порядка обучения).

От первичного инструктажа на рабочем месте могут быть освобождены работники, не связанные с эксплуатацией оборудования, а это большинство работников офиса.

Если такие работники есть, то работодателю необходимо утвердить приказом либо отразить в локальном нормативном акте перечень должностей, освобожденных от первичного инструктажа на рабочем месте.

Таким образом, инспектор может запросить следующие документы по инструктажам:

Программы вводного и первичного (на рабочем месте) инструктажа, утвержденные приказом руководителя организации;

Перечень должностей, освобожденных от проведения первичного инструктажа на рабочем месте, также утвержденный приказом;

Журнал регистрации вводного инструктажа;

Журнал регистрации инструктажа на рабочем месте;

Инструкция по оказанию первой помощи.

СПЕЦИАЛЬНАЯ ОЦЕНКА УСЛОВИЙ ТРУДА

Спецоценке подлежат все рабочие места в организации (за исключением дистанционных и надомных).

Если специальная оценка условий труда не проведена, работодателю может грозить ответственность по ч. 2 ст. 5.27.1 КоАП РФ в виде предупреждения или штрафа для должностных лиц от 5000 до 10 000 руб., для юридических лиц — от 60 000 до 80 000 руб.

Специальная оценка проводится на основании Федерального закона от 28.12.2013 № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» (в ред. от 01.05.2016).

Если по результатам спецоценки не выявлено вредных или опасных условий труда, работодатель должен подать в территориальную трудовую инспекцию декларацию о соответствии условий труда государственным требованиям (ч. 1 ст. 11 данного Федерального закона № 426-ФЗ). Рекомендуем хранить доказательства того, что трудовая инспекция получила такую декларацию.

Доказать проведение спецоценки можно с помощью отчета о ее проведении. Он направляется работодателю для подписания и утверждения членами комиссии, создаваемой работодателем.

Также необходимо помнить, что работодатель должен:

1) уведомить организацию, проводившую спецоценку, об утверждении отчета в течение трех рабочих дней с момента его утверждения;

Сроки проведения спецоценки

Если спецоценка еще не проводилась, то ее нужно провести для всех рабочих мест поэтапно до 31 декабря 2018 г., а в организации должны быть в наличии следующие документы:

Приказ о поэтапном проведении специальной оценки условий труда;

Перечень рабочих мест, подлежащих спецоценке;

Внеплановая специальная оценка должна проводиться в течение 12 месяцев в следующих случаях:

Ввод в эксплуатацию вновь организованных рабочих мест;

Изменение технологического процесса, замена производственного оборудования;

В случае получения предписания инспектора труда о проведении спецоценки, изменения состава применяемых материалов или сырья, изменения применяемых средств защиты, спецоценку нужно провести в течение шести месяцев. В этот же срок необходимо провести спецоценку, если по результатам расследования несчастного случая выявилось воздействие на работника вредных или опасных факторов, а также по мотивированному предложению профсоюза.

Внеплановую спецоценку можно не проводить, если:

Юридическое лицо (работодатель) было реорганизовано;

Необходимые документы к проверке по охране труда. Какие документы нужно приготовить к проверке по охране труда. Федеральный государственный надзор за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, осуществляется федеральной инспекцией труда в «порядке», установленном Правительством Российской Федерации.

Государственный контроль (надзор) за соблюдением требований по безопасному ведению работ в отдельных сферах деятельности осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации уполномоченными федеральными органами исполнительной власти.

Ведомственный контроль за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, в подведомственных организациях осуществляется федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления в порядке и на условиях, определяемых законами Российской Федерации и законами субъектов Российской Федерации.

Федеральная инспекция труда — единая централизованная система, состоящая из федерального «органа» исполнительной власти, уполномоченного на проведение федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, и его территориальных органов (государственных инспекций труда).

Руководство деятельностью федеральной инспекции труда осуществляет руководитель федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на проведение федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, — главный государственный инспектор труда Российской Федерации, назначаемый на должность и освобождаемый от должности Правительством Российской Федерации.

Комплект документов по охране труда, которые должны быть на каждом предприятии (обязательный минимум).
Проверку проводит государственный инспектор по труду (Федеральная инспекция труда – Роструд)

Приказ о возложении обязанностей: назначение ответственного по охране труда за проведение инструктажей (ст.217 ТК (за электрохозяйство – п.1.2.3, 1.2.7 ПТЭЭП, по пожарной безопасности – ППБ 01-03 п.8, за Грузопод. мех., за леса)
Материалы аттестации рабочих мест + протоколы замеров ВПФ (шум, климат…) (ст.212 ТК РФ)
Обучение по охране трудадля руководителей и специалистов (удостоверения) (ст.225 ТК РФ)
Программа вводного инструктажа /текст-инструкция/ проведения (п.2.1.2. ГОСТ 12.0.004-90; ст.212; 225 ТК РФ)
Перечень инструкций по ОТ (все действующие инструкции, даты, номера) (п.5.9 Пост. Минтруда №80; ст.211, 212 ТК)
Инструкции по охране труда по профессиям и видам работ (подлинники) (ст.21 ТК РФ).
Инструкция проведения инструктажа персонала на 1 гр по электробезопасности (Текст п.1.4.4. ПТЭЭП)
Перечень законодательных и правовых актов по ОТ /литература/: Законы, ТК, Правила, стандарты.
Перечень производств и профессий, при работе в которых обязательно прохождение первичных /периодичных мед.осмотров /вредные условия труда (если есть) (Приказ Мин. здравоохранения №90 от 10.13.2003, ст.13 ТК РФ)
Перечень видов работ и профессий повышенной опасности (если есть)
Перечень бесплатно выдаваемой спец. одежды, обуви и СИЗ, которые должны быть (ст.131 ТК РФ)
Личная карточка учёта специальной одежды, обуви и СИЗ + их наличие
Журналрегистрации вводного инструктажа (ст.212 и 225 ТК РФ. Пункт 2.1.2 ГОСТ 12.0.004-90)
Журнал регистрации инструктажа на рабочем месте: первичного, повторного, внепланового, целевого (п.7.9 и 7.2.2. ГОСТ 12.0.004-90, ст.225 ТК РФ
Журнал регистрации несчастных случаев + материалы по НС: акт по НС (если были) и др.
Журнал учета мероприятий по улучшению условий и охране труда с суммами затрат (ст.226 ТК РФ)
Журнал учёта выдачи СИЗ (средств индивидуальной защиты), специальной одежды, обуви (бесплатно, согласно действующих норм /если они положены/) (Пост. Минтруда России от 18.12.1998г. №51; ст.131)
Журнал учёта выдачи инструкций по охране труда для работников /+приказы по ОТ/.
Журнал учёта и содержания защитных средств (если есть)
Журнал учёта присвоения групп по электробезопасности (п.1.4.4. ПТЭЭП)
Журнал регистрации наряд-допусков на работы с повышенной опасностью (если есть)
Журнал учёта проверяющих (проверок) с недостатками (если были)
Приказ о назначении ответственных лиц за производство работ повышенной опасности
Протоколы измерения величины сопротивлений. Журнал ведёт служба энергетика (если есть)

Список документов, которые инспектор по труду может проверить, может быть увеличен:

Кадровые документы:

Штатное расписание организации (по классификатору ОК-016-94) (Пост. Госкомстата №1 от 05.01.2004)
Правила внутреннего распорядка (ст. 91, 100, 108, 189, 190 ТК РФ)
Приказ о предоставлении отпусков и график отпусков (ст. 213 ТК РФ, Пост. Госкомстата №1 от 05.01.04)
Трудовые книжки (ст. 84-1 ТК РФ; Постановление Правительства РФ от 16.04.03 «О трудовых книжках»)
Трудовые контракты (договора) (ст.57 ТК РФ)
Должностные инструкции рабочих и служащих по штатному расписанию
Личные карточки работников. (Пост. Госкомстата №1 от 05.01.2004)
Выдача заработной платы 2 раза в месяц. Расчётные листки по зар.плате (ст.136 ТК РФ)

Документы по электробезопасности:

Журнал учёта проверки знаний норм и правил работы в электроустановках (п.1.4.3, 1.4.4. ПТЭЭП)
Перечень профессий, рабочих мест и должностей ИТР, которые должны иметь группу по электробезопасности (1-ую группу или выше для работ под напряжением) (п.1.4.4. ПТЭЭП)

Документы по пожарной безопасности:

Журнал регистрации противопожарного инструктажа (вводного) (ППБ 110-03)
Программа противопожарного инструктажа (вводного) текст (ППБ 110-03)
Инструкция по пожарной безопасности. Места обесточивания предприятия. Порядок закрытия помещения после окончания работы. Места для курения. Пожарно-техническая комиссия. Автоматическая система пожарной сигнализации. Два выхода (выходы не загромождать!). Решётки на первом д.б. раскрываемыми. (ППБ 110-03)
Обучение пожарно-техническому минимуму руководителей, специалистов (удостоверения)
План-схема эвакуации
Приказ о назначении лица, отвечающего за средства пожаротушения (огнетушители с номерами, дата проверки)


Контроль является одной из основных составляющих системы управления безопасностью груда и от того, насколько полно он осуществляется, насколько эффективны и действенны решения, принимаемые по материалам контроля, во многом зависит состояние охраны труда в подразделении, на предприятии.
Контроль бывает двух видов:
1. Технический, если его объектами являются предметы труда (продукция, техническая документация и др.), средства труда (оборудование, инструмент), трудовые процессы.
2. Социальный, если его объектом является деятельность человека.
Контроль представляет собой систему проверки соответствия процесса функционирования объекта принятым управленческим решениям-законам, планам, нормам, стандартам, правилам, приказам, выявление результант воздействия субъекта на объект и отклонений от принятых управленческих решений.
Контроль является настолько важным средством обеспечения безопасности труда на производстве, что о необходимости этого вида деятельности говорится практически во всех нормативных актах по охране труда.
В любой деятельности важны принципы, па основе которых она строится. При осуществлении контроля такими принципами являются следующие.
Контроль должен быть эффективным. Этот принцип заключается в том, что контроль осуществляется не ради самого контроля, а для устранения обнаруженных недостач кон. Нет ничего хуже, как непринятие руководителем мер по выявленным недостаткам. Поэтому успех контроля определяется принятыми мерами.
Контроль должен быть полным, всесторонним и объективным. В этом принципе находит отражение одно из важнейших положений марксистско-ленинской диалектики, которая требует в любой отрасли знания всестороннего изучения предмета, познания всех сторон действительности, всех его связей и опосредствовании. Оно требует изучать факты и явления объективной деятельности не оторванно, не изолированно друг от друга. Выводы из результатов контроля будут объективны только в том случае, если они строятся не на единичных фактах, вырванных из общей связи причин и следствий и носящих случайный характер, а на фактах, отражающих существенные стороны явления.
Контроль должен быть непрерывным и регулярным, т. е. носить систематический характер, а не осуществляться от случая к случаю. И чем ниже ранг руководителя, тем выше должна быть систематичность. В отдельных случаях необходимо постоянное и непосредственное наблюдение за выполнением работ. Особые случаи, требующие с точки зрения обеспечения безопасности такого контроля, указаны в соответствующих правилах и инструкциях по технике безопасности.
Контроль должен быть своевременным. Этот принцип требует, чтобы контроль осуществлялся тогда, когда еще есть время для выполнения мероприятий по устранению препятствий, ошибок, недостатков. Этот принцип особенно важен при контроле планов, где фактор времени играет существенную роль.
Одной из эффективных форм контроля администрации и комитета профсоюза предприятия за состоянием условий и охраны труда на рабочих местах, производственных участках, в цехах, а также за соблюдением всеми службами, должностными лицами и работающими законодательных и нормативно-технических актов по охране труда является трехступенчатый контроль.
Этот вид контроля не исключает проведение администрацией контроля в соответствии с должностными обязанностями руководителей и инженерно-технических работников предприятий, а также общественного контроля профсоюзных органов. В зависимости от специфики производства, структуры и масштабов предприятия трехступенчатый контроль за состоянием охраны труда проводится на первой ступени — на участке цеха, карьера, шахты; на второй ступени — в цехе, карьере, шахте; на третьей ступени — на предприятии в целом.
Первая ступень контроля осуществляется руководителем соответствующего участка (мастером, начальником участка, начальником смены) и общественным инспектором по охране труда ежедневно в начале рабочего дня (смены), а при необходимости (работы с повышенной опасностью) — ив течение рабочего дня (смены).
По выявленным при проверке нарушениям и недостаткам намечаются мероприятия, определяются сроки и лица, ответственные за исполнение.

Если недостатки не могут быть устранены силами участка, то его руководитель обязан доложить об этом вышестоящему начальнику для принятия соответствующих мер.
Вторая ступень контроля осуществляется комиссией, возглавляемой начальником цеха и старшим общественным инспектором по охране труда цеха, не реже двух раз в месяц. В состав комиссии входят руководители (представители) технических служб цеха, инженер по технике безопасности предприятия и медицинский работник, закрепленный за цехом.
Комиссия намечает мероприятия но устранению недостатков, а начальник цеха назначает исполнителей и сроки исполнения. Кроме того, начальник цеха (подразделения) должен организовать выполнение предложенных комиссией мероприятий по устранению выявленных недостатков.
Третья ступень контроля осуществляется комиссией, возглавляемой руководителем или главным инженером предприятия и председателем комитета профсоюза, не реже одного раза в квартал, а на практике, как правило, ежемесячно. В состав комиссии входят заместитель главного инженера по технике безопасности или руководитель службы охраны труда предприятия, председатель комиссии охраны труда комитета профсоюза, руководители технических служб, начальники газоспасательной службы, пожарной охраны, руководитель медицинской службы предприятия. Проверку проводят в присутствии руководителя и старшего общественного инспектора по охране труда, проверяемого подразделения.
Результаты проверки оформляются актом, в недельный срок они должны быть обсуждены на совещании у руководителя предприятия с участием профсоюзного актива. На совещании должны присутствовать руководители всех участков и цехов предприятий. Здесь заслушиваются руководители тех участков (цехов), где выявлены неудовлетворительные условия труда, допущены нарушения правил безопасности и норм производственной санитарии. Проведение совещания рекомендуется оформлять протоколом с указанием принятых решений и мероприятий по устранению выявленных недостатков и нарушений, сроков исполнения и ответственных лиц. В необходимых случаях руководитель предприятия издает соответствующий приказ.
На некоторых предприятиях организована и применяется еще одна, довольно эффективная форма контроля — целевые проверки состояния условий и охраны труда в подразделениях предприятия.
Целевые проверки осуществляет руководитель подразделения совместно со старшим общественным инспектором. В целевых проверках участвуют соответствующие руководители технических служб подразделения. Суть целевой проверки заключается в том, что по специальному графику в определенный день месяца проверяется состояние только одного какого-то объекта, хозяйства и пр. Например, в первую неделю января и июля проверяются состояние пожаро-и взрывоопасных помещений, газового хозяйства, кислоро-допроводов, сосудов, работающих под давлением, паро- и воздухопроводов, противопожарных средств.
Для этой целевой проверки начальник цеха привлекает помощника начальника цеха по оборудованию, энергетика цеха, механика; приглашает инженера бюро по надзору за объектами котлонадзора, инженера ОГЭ.
На основании материалов целевой проверки разрабатываются мероприятия с указанием сроков их исполнения и ответственных лиц, издается распоряжение по цеху.
В первую неделю марта и сентября организуется проверка состояния грузоподъемных машин, механизмов, подкрановых путей, грузозахватных устройств и приспособлений и т. д.
Разумеется приведенные выше примеры являются рекомендательными, их можно принять как типовые, они дают возможность понять суть целевых проверок. На предприятиях разрабатывают и вводят графики целевых проверок с учетом специфики производства и конкретного состояния охраны труда на данном предприятии.
Кроме перечисленных, существует еще много форм и методов контроля за состоянием условий и охраны труда, соблюдением нормативных документов.



Понравилась статья? Поделиться с друзьями: