Оценка эффективности средств индивидуальной защиты. Методика снижения класса условий труда при применении работниками эффективных сиз Положительные результаты обучения правилам применения сиз

  • 1.9. Гарантии работников на труд в условиях, соответствующих требованиям охраны труда
  • 1.10. Обязанности работодателя по обеспечению безопасных условий и охраны труда
  • 1.11. Обязанности работника в области охраны труда
  • 1.12. Охрана труда женщин
  • 1.13. Охрана труда молодежи
  • 1.14. Компенсации за тяжелую работу и работу с вредными и (или) опасными условиями труда
  • 1.15. Нормы и условия бесплатной выдачи молока и других равноценных пищевых продуктов
  • 1.16. Нормы выдачи работникам смывающих и обезвреживающих средств
  • 1.17. Ответственность работодателя и должностных лиц за нарушение требований охраны труда
  • 2. Государственное регулирование охраны труда
  • 2.1. Основные направления государственной политики в области охраны труда
  • 2.2. Государственная система управления охраной труда
  • 2.3. Государственный надзор и контроль в области охраны труда
  • 2.4. Социальное партнерство. Общественный контроль за охраной труда
  • 2.5. Экономические аспекты охраны труда
  • 2.6. Информационные аспекты охраны труда
  • 3. Управление охраной труда в организации
  • 3.1. Система управления охраной труда и основные направления в работе
  • 3.2. Служба охраны труда и нормативы численности
  • 3.3. Должностные обязанности по охране труда руководителей и специалистов
  • 3.4. Комитеты (комиссии) по охране труда
  • Создание комитетов (комиссий) по охране труда
  • 3.5. Организация работы уполномоченных лиц по охране труда
  • 3.6. Организация административно-общественного трехступенчатого контроля по охране труда
  • Примерная форма журнала I и II ступеней контроля состояния охраны труда
  • Акт проверки результатов проведения "Дня охраны труда"
  • 3.7. Планирование работы по охране труда
  • 3.8. Санитарно-бытовое обеспечение работников
  • 3.9. Медицинские осмотры (обследования) работников
  • 3.10. Создание и оборудование кабинетов (уголков) по охране труда
  • 3.11. Организация обучения и проверки знаний по охране труда руководителей, специалистов и работников
  • 3.12. Инструктажи работников по охране труда, порядок проведения и оформления
  • 3.13. Разработка инструкций по охране труда
  • Инструкции по охране труда проверяются и пересматриваются в следующем порядке.
  • 3.14. Документация, делопроизводство и отчетность по охране труда
  • 3.15. Информационное обеспечение и пропаганда охраны труда
  • 4. Вредные и опасные производственные факторы
  • 4.1. Классификация вредных и опасных производственных факторов. Гигиенические критерии оценки условий труда
  • 4.2. Классификация условий труда
  • 4.3. Воздух рабочей зоны: классы опасности и предельно допустимые концентрации вредных веществ
  • 4.4. Микроклимат в помещениях: требования, нормирование
  • 4.5. Шум и вибрация: требования, нормирование, защита
  • 4.6. Естественное и искусственное освещение: требования, нормирование
  • 4.7. Излучения: виды, требования, нормирование, защита
  • 4.8. Факторы тяжести и напряженности труда
  • 4.9. Стресс на рабочем месте и борьба с ним
  • 4.10. Травмоопасные факторы
  • 4.11. Профессиональный риск
  • 5. Аттестация рабочих мест по условиям труда и сертификация работ по охране труда
  • 5.1. Основные понятия и задачи аттестации рабочих мест
  • По условиям труда
  • 5.2. Мероприятия по аттестации рабочих мест по условиям труда
  • Мероприятия по подготовке и проведению аттестации рабочих мест по условиям труда
  • 5.3. Оценка условий труда по гигиеническим критериям
  • 5.4. Оценка травмобезопасности рабочих мест
  • 5.5. Оценка обеспеченности работников средствами индивидуальной защиты
  • 5.6. Карта аттестации рабочих мест по условиям труда
  • 5.7. Планирование мероприятий по улучшению и оздоровлению условий труда
  • План мероприятий по улучшению и оздоровлению условий труда
  • 5.8. Основные понятия сертификации организации работ по охране труда
  • 5.9. Система сертификации организации работ по охране труда в организациях
  • 5.10. Правила сертификации работ по охране труда в организациях
  • 5.11. Инспекционный контроль за сертифицированными работами по охране труда
  • Требования безопасности работ
  • 6.1. Требования охраны труда в проектной документации
  • 6.2. Требования безопасности при эксплуатации, организации надзора за состоянием и планово-предупредительного ремонта зданий и сооружений
  • 6.3. Общие требования безопасности к оборудованию
  • 6.4. Требования безопасной эксплуатации электроустановок
  • 6.5. Организация безопасной эксплуатации персональных компьютеров и множительно-копировальной техники
  • 6.6. Организация рабочего места и эргономические требования
  • 6.7. Требования безопасности при эксплуатации ручных электрических и пневматических машин, инструмента и приспособлений
  • 6.8. Требования безопасности при эксплуатации автомобилей и других мобильных машин
  • 6.9. Организация безопасного производства работ с повышенной опасностью
  • 7. Пожарная безопасность
  • 7.2. Классификация производств, помещений, зданий по категориям пожарной и взрывопожарной опасности
  • 7.3. Правила пожарной безопасности при осуществлении производственной деятельности
  • 7.4. Разработка инструкций о мерах пожарной безопасности
  • 7.5. Обучение и проведение инструктажей по пожарной безопасности
  • 7.6. Первичные средства пожаротушения
  • 7.7. Автоматические средства обнаружения и тушения пожара
  • 7.8. Организация пожарной безопасности
  • 8. Средства индивудуальной и коллективной защиты
  • 8.1. Средства защиты работающих. Классификация
  • 8.2. Вентиляция и кондиционирование воздуха
  • 8.3. Средства индивидуальной защиты ног, рук, глаз, органов слуха, дыхания
  • 8.4. Цвета сигнальные, знаки безопасности и разметка сигнальная
  • 8.5. Порядок и нормы обеспечения работников специальной одеждой, специальной обувью и другими средствами индивидуальной защиты
  • Несчастные случаи на производстве, профессиональные заболевания
  • 9.1. Статистика несчастных случаев на производстве
  • 9.2. Понятия несчастного случая на производстве и профессионального заболевания
  • 9.4. Порядок расследования, оформления и учета групповых, тяжелых и несчастных случаев на производстве со смертельным исходом
  • 9.5. Порядок расследования, оформления и учета профессиональных заболеваний
  • 9.6. Медицинская, социальная и профессиональная реабилитация пострадавших на производстве
  • 9.7. Действия работников при возникновении несчастных случаев, пожаров и других происшествий
  • 10. Обязательное социальное страхование от
  • 10.2. Задачи, принципы и виды страхования
  • 10.3. Гарантии и компенсации при несчастном случае на производстве и профессиональном заболевании
  • 10.4. Обязанности работодателя по страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний
  • 10.5. Порядок возмещения вреда пострадавшим на производстве
  • 10.6. Правила отнесения видов экономической деятельности и страхователей к классу профессионального риска
  • 10.7. Правила установления скидок и надбавок к страховому тарифу
  • 10.8. Финансирование предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональной заболеваемости работников
  • 11. Первая медицинская помощь пострадавшим при несчастных случаях на производстве
  • 11.1. Организация первой помощи пострадавшим на производстве
  • Содержимое медицинской аптечки:
  • 11.2. Общие требования по оказанию первой помощи
  • Заключение
  • 5.5. Оценка обеспеченности работников средствами индивидуальной защиты

    По каждому рабочему месту определяется обеспеченность работников средствами индивидуальной защиты, а также эффективность этих средств.

    Оценка обеспеченности работников средствами индивидуальной защиты осуществляется посредством сопоставления фактически выданных средств с и другими нормативными документами (ГОСТ, ТУ и т. п.).

    При оценке обеспеченности работников средствами индивидуальной защиты одновременно производится оценка соответствия выданных средств индивидуальной защиты фактическому состоянию условий труда на рабочем месте, а также производится контроль их качества.

    Эффективность средств индивидуальной защиты должна подтверждаться сертификатами соответствия.

    Оценка обеспечения работников средствами индивидуальной защиты оформляется в виде протокола, котором указываются:

    перечень средств индивидуальной защиты, которые должны быть выданы работнику в соответствии с Типовыми отраслевыми нормами бесплатной выдачи рабочим и служащим специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты , утвержденными постановлениями Министерства труда и социального развития Российской Федерации в 1997- 1998 годах ;

    перечень фактически выданных работнику средств индивидуальной защиты (по личной карточке работника);

    данные по травмам и профессиональным заболеваниям по причине неприменения или отсутствия СИЗ за последние 5 лет по отчетным данным.

    5.6. Карта аттестации рабочих мест по условиям труда

    Карта аттестации рабочих (его) мест (а) по условиям труда (далее - Карта) является документом, содержащим сведения о фактических условиях труда на рабочем месте, применяемых льготах, компенсациях, доплатах работникам и соответствии их действующему законодательству, нормах выдачи спецодежды и защитных средств, а также рекомендации по улучшению условий труда на данном рабочем месте или группе аналогичных рабочих мест и, в случае необходимости, предложения об отмене льгот и компенсаций или введении новых.

    Карта предназначена для:

    Комплексной оценки существующих условий и содержания труда на рабочем месте или группы аналогичных (типовых) рабочих мест;

    Оценки травмобезопасности;

    Выявления рабочих мест, не соответствующих нормам, правилам и стандартам безопасности труда;

    Обоснования предоставления льгот и компенсаций за неблагоприятные условия труда (доплаты к тарифным ставкам, дополнительный отпуск, сокращенная рабочая неделя, пенсии на льготных условиях);

    Разработки мероприятий, направленных на улучшение условий труда и сохранение здоровья работников;

    Ознакомления работников при приеме на работу с условиями труда, их влиянием на здоровье и необходимых средствах индивидуальной защиты.

    Карта составляется на каждое рабочее место (или группу аналогичных по характеру выполняемых работ и по условиям труда рабочих мест).

    Контроль за заполнением Карт осуществляется ответственным работником организации.

    Для заполнения Карт используются планировки рабочих мест, порядок расстановки рабочих в производственных бригадах, техническая и технологическая документация, результаты хронометражных, гигиенических и психофизиологических исследований, проводимых на рабочих местах, критерии оценки вредности и опасности условий труда, нормы выдачи спецодежды и защитных средств, законодательство для определения льгот и другие документы.

    При анализе материалов по состоянию условий труда для автоматизи­рованной обработки результатов аттестации в Карте предусмотрена система кодирования.

    В соответствующих строках проставляются номер карты, наименование профессии и должности работников. Коды профессий и должностей работников заполняются в соответствии с «Общероссийским классификатором профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов» ОК 0 16-94, утвержденным и введенным в действие постановлением Госстандарта России от 26 декабря 1994 г. 367 (с дополнениями 2000 г.).

    В соответствующих разделах Карты указываются "Общие сведения о рабочих местах ", «Фактическое состояние условий труда на рабочих местах и его количественная оценка», «Общая оценка условий труда класс и степень вредности», «Оценка травмобезопасности рабочего места и класс опасности», «Фактическое наличие спецодежды, спецобуви, средств индивидуальной защиты».

    В карте аттестации на основании общей оценки условий труда на данном рабочем месте указываются компенсации за неблагоприятные условия труда.

    Соответствующий размер доплаты (% к тарифной ставке, окладу) определяется согласно Типовому положению об оценке условий труда на рабочих местах и порядке применения отраслевых перечней работ, на которых могут устанавливаться доплаты рабочим за условия труда, утвержденным постановлением Государственного комитета СССР по труду и социальным вопросам и Секретариата ВЦСПС от 3 октября 1986 г. № 387/22-78.

    Для определения размера доплат (в процентах) используются данные инструментальных замеров уровней вредных производственных факторов. Сравнивая результаты полученных измерений с предельно допустимыми уровнями физических параметров и предельно допустимыми концентрациями вредных веществ, установленных санитарными нормами и правилами, применяя бальную систему, рекомендуемую указанным выше Типовым положением с учетом продолжительности воздействия каждого вредного производственного фактора, выводится процент доплат.

    Трудности в заполнении строки "Доплаты к тарифной ставке" вызваны нестыковкой, связанной с определением доплат (в процентах) в зависимости от класса условий труда. "Гигиенические критерии" устанавливают четыре степени вредности по третьему классу, а по вышеуказанному Типовому положению доплаты проводятся по бальной системе.

    По классификации "Гигиенических критериев":

    класс 3.1 оценивается в 1 балл;

    класс 3.2 - 2 балла;

    класс 3.3 - 3 балла;

    класс 3.4 - 4 балла.

    Баллы, установленные по степени вредности (3.1; 3.2; 3.3; 3.4) с учетом фактора времени, определяют по формуле:

    Б i = Бст. x Т i ,

    где: Б i - балл соответствующий i-фактору;

    Бст .- балл, соответствующий вредности фактора (1, 2, 3 или 4 балла);

    Т i - относительное время воздействия данного фактора в течение рабочей смены, определяемое в результате аттестации рабочих мест.

    Т = 1 при действии опасных и вредных производственных факторов (ОВПФ) в течение полной смены.

    Продолжительность воздействия ОВПФ определяется путем хронометражных наблюдений в процессе аттестации рабочих мест.

    Совокупность воздействия ОВПФ на рабочем месте определяется суммарно количеством баллов (Б).

    По суммарному количеству баллов Б = Б i = (Б 1 + Б 2 + Б 3 + ... + Б n ) определяются размеры доплат в зависимости от фактического состояния условий труда по шкале:

    Сведения о фактическом обеспечении работника молоком указываются в

    соответствии с Постановлением Министерства труда и социального развития Российской Федерации от 31 марта 2003 г. № 13 «Об утверждении норм и условий бесплатной выдачи молока или других равноценных пищевых продуктов работникам, занятым на работах с вредными условиями труда», лечебно-профилактическим питанием - в соответствии с постановлением Минтруда России от 31 марта 2003 г. № 14 «Об утверждении перечня производств, профессий и должностей, работа в которых дает право на бесплатное получение лечебно-профилактического питания в связи с особо вредными условиями труда, рационов лечебно-профилактического питания, норм бесплатной выдачи витаминных препаратов и правил бесплатной выдачи лечебно-профилактического питания».

    Дополнительный отпуск и сокращенный рабочий день указываются в соответствии со Списком производств, цехов, профессий и должностей с вредными условиями труда, работа в которых дает право на дополнительный отпуск и сокращенный рабочий день, утвержденным Постановлением Госкомтруда и Президиума ВЦСПС от 25 октября 1974 г. № 298/П-22, с последующими изменениями и дополнениями (дополнительные отпуска присоединяются к основному отпуску в 28 календарных дней согласно ТК РФ).

    Сведения польготному пенсионному обеспе­чению (досрочной профессиональной пенсии) приводятся в соответствии со Списками производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение, утвержденными Постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 года № 10, введенных в действие на территории Российской Федерации с 1 января 1992 г. Постановлением Совета Министров РСФСР от 2 октября 1991 г. № 517.

    Сведения по медицинским осмотрам заполняются на основании согласованного с центрами госсанэпиднадзора списка должностей и профессий, подлежащих обяза­тельным предварительным и периодическим медосмотрам.

    Заполнение содержания Карты в части обеспечения СИЗ, предоставления компенсаций, рекомендуемых мероприятий по улучшению условий труда производится руководителями соответствующих служб и подразделений организации на основании утвержденных норм, положе­ний и действующего законодательства.

    В Карте дается заключение комиссии по аттестации о соответствии установленных льгот и компенсаций фактическим условиям труда, рекомендации по отмене действующих льгот и компенсаций или установлении дополнительных (в порядке, определенном действующим законодательством). Вносится перечень мероприятий, разработанных комиссией по аттестации и направленных на улучшение и оздоровление условий труда

    В соответствии с постановлением Минтруда России от 14 марта 1997 г. № 12 «О проведении аттестации рабочих мест по условиям труда» заключение аттестационной комиссии по результатам аттестации данного рабочего места приводится в следующем виде: «Рабочее место аттестовано» (при 1 и 2 классах условий труда); «Рабочее место условно аттестовано» (3 класс условий труда); «Рабочее место не аттестовано» (4 класс условий труда).

    Карта подписывается председателем и членами аттестационной комиссии, а также работниками, чьи рабочие места подлежали аттестации.

    06.01.2017 9:41:00

    Приказом Минтруда России от 5 декабря 2014 года № 976н утверждена Методика снижения класса (подкласса) условий труда при применении работниками, занятыми на рабочих местах с вредными условиями труда, эффективных средств индивидуальной защиты, прошедших обязательную сертификацию в порядке, установленном соответствующим техническим регламентом...

    Приказом Минтруда России от 5 декабря 2014 года № 976н утверждена Методика снижения класса (подкласса) условий труда при применении работниками, занятыми на рабочих местах с вредными условиями труда, эффективных средств индивидуальной защиты, прошедших обязательную сертификацию в порядке, установленном соответствующим техническим регламентом.

    КАК ОЦЕНИТЬ ЭФФЕКТИВНОСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ СИЗ


    Методика снижения класса (подкласса) условий труда при применении работниками, занятыми на рабочих местах с вредными условиями труда, определяет требования к процедурам оценки эффективности применяемых работниками средств индивидуальной защиты (далее — СИЗ), прошедших обязательную сертификацию в порядке, установленном техническим регламентом Таможенного союза «О безопасности средств индивидуальной защиты» ТР ТС 019/2011, утвержденным Решением Комиссии Таможенного союза от 9 декабря 2011 года № 878, и предоставляет возможность снижения класса (подкласса) условий труда при применении отдельных видов эффективных СИЗ.



    Технический регламент Таможенного союза распространяется на средства индивидуальной защиты, независимо от страны происхождения, ранее не находившиеся в эксплуатации (новые) и выпускаемые в обращение на единой таможенной территории Таможенного союза.


    Как известно, Методика направлена на решение проблемы отсутствия экономического стимула работодателей к обеспечению своих работников высокоэффективными СИЗ, что снижает эффективность практической реализации Федерального закона «О специальной оценке условий труда» от 28 декабря 2013 года № 426-ФЗ и не способствует повышению степени защищенности здоровья работников.

    Действие методики не распространяется на случаи:



    Оценка эффективности СИЗ проводится экспертом организации по решению работодателя в ходе СОУТ. Она представляет собой оценку действующих у работодателя бизнес-процессов, направленных на использование СИЗ с целью уменьшения воздействия вредных факторов производства, и включает в себя :

    • оценку соответствия наименования СИЗ и норм их выдачи наименованиям СИЗ и нормам их выдачи, предусмотренным Типовыми нормами бесплатной выдачи работникам сертифицированных специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты, утвержденными Приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ «Об утверждении Типовых норм бесплатной выдачи сертифицированных специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты работникам сквозных профессий и должностей всех отраслей экономики, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением» от 1 октября 2008 года № 541н;
    • оценку наличия документов, подтверждающих соответствие СИЗ требованиям технического регламента;
    • оценку наличия эксплуатационной документации и маркировки СИЗ, соответствующих требованиям технического регламента и комплектности СИЗ;
    • оценку эффективности выбора и применения СИЗ.



    Оцениваемые СИЗ должны иметь сертификат соответствия, подтверждающий их соответствие требованиям, установленным техническим регламентом. Средства индивидуальной защиты также должны иметь маркировку и эксплуатационную документацию, которые позволяют выявить основные параметры этих средств, обеспечивающие снижение воздействия на работников вредных производственных факторов. Кроме того, комплектность СИЗ должна соответствовать сопроводительным документам и эксплуатационной документации.

    Оценка эффективности применения СИЗ включает оценку выбора и оценку использования СИЗ. Правильность выбора средств для конкретного рабочего места предполагается оценивать на основе следующих показателей :

    • соответствие выданных СИЗ перечню вредных факторов производственной среды, идентифицированных на рабочем месте по результатам СОУТ;
    • соответствие защитных свойств СИЗ классу (подклассу) условий труда, установленному в отношении вредных факторов производственной среды на рабочем месте по результатам СОУТ;
    • соответствие СИЗ потребительским свойствам, удобству применения и индивидуальным размерам работника.



    Комплексная оценка эффективности СИЗ проводится на основе балльной оценки каждого из показателей эффективности выбора и применения СИЗ (Вф, Вк, Ву, Во и Пв, Пи, Пнз, По, Ппз). В частности Вф — это показатель соответствия СИЗ, выданных работнику, перечню вредных производственных факторов на рабочем месте, а Пв — показатель соответствия времени использования СИЗ сроку гарантированного сохранения защитных свойств СИЗ при соответствующем хранение и уходе.

    При оценке использования СИЗ предполагается учитывать следующие показатели :

    По результатам оценки эффективности СИЗ эксперт оформляет протокол оценки эффективности применяемых работниками, занятыми на рабочих местах с вредными условиями труда, средств индивидуальной защиты, прошедших обязательную сертификацию в порядке, установленном техническим регламентом, для целей снижения класса (подкласса) условий труда.


    СНИЖЕНИЕ КЛАССА УСЛОВИЙ ТРУДА НА КОНКРЕТНЫХ ПРИМЕРАХ


    Процедура снижения класса (подкласса) условий труда при применении работниками, занятыми на рабочих местах с вредными условиями труда, эффективных СИЗ довольно трудоемкая и сложная.

    Приведем два примера из практики, когда возникали попытки по снижению класса условий труда за счет применения СИЗ, однако в обоих случаях было выдано заключение о невозможности снижения класса.

    В первом случае оценка эффективности СИЗ проводилась в нефтяной компании. Заключение о невозможности снижения класса было составлено на основании показателя Вф. Во втором случае заключение было составлено для энергетической компании на основании показателя Пв.

    Однако если применяемые работниками СИЗ будут признаны эффективными и теоретически это считается возможным, то класс (подкласс) условий труда может быть снижен на одну степень, и работодатель получит прямую выгоду, к примеру за счет снижения страховых выплат по обязательному социальному страхованию.


    ПРИМЕР 1

    Эксперт оценочной организации присваивает чистильщику металла, отливок, изделий и деталей (занят на очистке дробью, колотой дробью металла и металлических деталей и изделий) подкласс вредности 3.3. После оценки СИЗ класс вредности может быть понижен до подкласса 3.2. В этом случаи размер дополнительного тарифа по страховым взносам в ПФР в соответствии с Федеральным законом «Об обязательном пенсионном страховании в РФ» от 15 декабря 2001 года № 167-ФЗ уменьшится с 6% до 4% (таблица 1).

    Таблица 1

    Класс условий труда Дополнительный
    тариф

    Опасный
    4 8,0
    Вредный 3.4 7,0
    3.3 6,0
    3.2 4,0
    3.1 2,0

    Допустимый
    2 0,0

    Оптимальный
    1 0,0

    Снижение класса (подкласса) условий труда осуществляется в отношении вредного производственного фактора, для защиты от которого применяется оцениваемый СИЗ, и допускается на одну степень в случае если:

    • условия труда на рабочем месте в ходе проведения СОУТ отнесены к вредным условиям труда 2-4 степени;
    • полностью реализованы процедуры (этапы 1-3);
    • значение комплексной оценки эффективности СИЗ больше или равно 0,9 балла;
    • для защиты от воздействия вредного производственного фактора, в отношении которого осуществляется снижение класса (подкласса) условий труда, работником используется не более чем один вид СИЗ, прошедший обязательную сертификацию в порядке, установленном техническим регламентом;
    • на соответствующих рабочих местах применяются исправные средства коллективной защиты работников.



    ПРИМЕР 2

    Эксперт оценочной организации присваивает технику-бурильщику (занятый на бурение скважин) подкласс вредности 3. После оценки СИЗ класс вредности может быть понижен до подкласса 3.1. В этом случае льготы в виде сокращенной недели согласно Трудовому кодексу РФ не назначаются (таблица 2).

    Таблица 2

    Класс условий труда Доплата 4 % Дополнительный отпуск
    (от 7 дней)
    Сокращенная 36-я
    рабочая неделя
    Опасный 4 да да да
    Вредный 3.4 да да да
    3.3 да да да
    3.2 да да нет
    3.1 да нет нет
    Допустимый 2 нет нет нет
    Оптимальный 1 нет нет нет

    4. Для защиты от воздействия вредного производственного фактора, в отношении которого осуществляется снижение класса (подкласса) условий труда, работником используется не более чем один вид СИЗ, прошедший обязательную сертификацию в порядке, установленном техническим регламентом.

    5. На соответствующих рабочих местах применяются исправные средства коллективной защиты работников.

    6. Имеется согласование территориального органа федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по организации и осуществлению федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора. А если изначально на рабочем месте уровень вредности относился к подклассу 3.1, то возможен переход в класс 2. Это значит, что дополнительный тариф платить вообще не придется.

    Не допускается снижение класса (подкласса) условий труда ниже подкласса 3.1 вредных условий труда.


    Подводя итог, можно прийти к выводу, что снижение класса (подкласса) условий труда — трудоемкая и сложная процедура. Необходимо потратить немало времени на этапе подготовки и при проведении процедуры оценки эффективности использования СИЗ работников. Несмотря на то что на практике случаи снижения класса условий труда за счет использования эффективных СИЗ широкого распространения не получили, применение добросовестным работодателем рассмотренной нами Методики, помимо улучшения условий труда работников, может принести значительный экономический эффект, связанный с соответствующим снижением уровня доплат и компенсаций работникам за работу во вредных и опасных условиях труда.

    Использование средств индивидуальной защиты – это последний, а зачастую единственно возможный барьер между потенциальной опасностью и несчастным случаем. Этот барьер должен быть максимально эффективным.

    Известно, что работа во вредных и опасных условиях труда сопряжена с профессиональным риском для жизни и здоровья работников. Одной из мер его снижения с целью обеспечения безопасных условий труда является использование средств индивидуальной защиты (СИЗ). Они нужны в случаях, когда воздействия на работников уровней вредных и (или) опасных производственных факторов невозможно избежать или ограничить путем применения других мер, в том числе средств коллективной защиты.

    Принимая во внимание зависимость уровня травматизма и профессиональной заболеваемости работников от правильного обеспечения и использования СИЗ, неэффективное их использование можно рассматривать как источник опасностей на рабочих местах и включить в число идентифицируемых опасностей при оценке профессиональных рисков. Поэтому и возникает необходимость в разработке методики по экспертной оценке эффективности использования СИЗ на рабочих местах как элемента оценки профессионального риска. Специалистами Клинского института охраны и условий труда была создана такая методика. В ее разработке и апробации принимали участие эксперты ОАО «Сибирская угольная энергетическая компания», ОАО «МХК “ЕвроХим”», саморегулируемой организации «Ассоциация разработчиков, изготовителей и поставщиков средств индивидуальной защиты» и НИИ медицины труда РАМН.

    Под оценкой эффективности использования СИЗ на рабочем месте в данном случае будем понимать экспертную оценку действующих в организации процессов и мер, направленных на использование сертифицированных СИЗ для предотвращения и (или) уменьшения уровней воздействия на работников вредных и (или) опасных производственных факторов.

    Эффективность использования СИЗ на рабочих местах во многом зависит от их правильного выбора и применения. Так, например, действующие в Российской Федерации межотраслевые «Правила обеспечения работников специальной одеждой, специальной обувью и другими средствами индивидуальной защиты» основаны на принципе нормирования. Такой принцип не гарантирует работнику безопасность его труда, поскольку в Типовых нормах бесплатной выдачи сертифицированных СИЗ отсутствует классификация по защитным свойствам СИЗ. В этой связи в некоторых организациях наблюдается несоответствие или неполное соответствие выдаваемых СИЗ фактическим условиям труда, что обусловлено в том числе отсутствием методологии оценки эффективности использования СИЗ на рабочем месте в зависимости от условий труда (по защитным свойствам, по правильности выбора СИЗ и т. д.).

    Типовые нормы бесплатной выдачи СИЗ зачастую не могут охватить специфику каждого производства. Поэтому требуется учет всех факторов, имеющихся на данном рабочем месте. В полном жизненном цикле СИЗ выделяется несколько этапов: производство; использование; обслуживание.

    Использование СИЗ – это самый важный этап для потребителей СИЗ. В предлагаемой методике эффективности использования СИЗ вводятся две группы показателей, которые позволяют проводить оценку экспертно, при проведении аттестации рабочих мест. Первая группа показателей отражает процедуру выбора СИЗ, вторая – характеризует их применение на рабочем месте.

    К показателям, характеризующим правильность выбора СИЗ, можно отнести:

    а) соответствие выданных СИЗ перечню вредных и (или) опасных производственных факторов, имеющихся на рабочем месте;

    б) соответствие защитных свойств СИЗ классам условий труда на рабочем месте, установленным для производственных факторов.

    При аттестации рабочих мест по условиям труда определяется превышение фактических показателей факторов над гигиеническими нормативами. Соответственно, если имеется превышение, то и СИЗ должны иметь повышенную эффективность;

    в) соответствие защитных свойств СИЗ условиям труда отраслевой специфике технологических процессов;

    г) потребительские свойства СИЗ, удобство применения и соответствие индивидуальным размерам работника.

    Кроме того, правильность выбора СИЗ характеризуют показатели, которые оценивают:

    а) проведение обучения работников правилам применения СИЗ на рабочих местах с учетом особенностей технологического процесса, простейшим способам проверки их работоспособности, исправности, а также выполнение тренировок по применению СИЗ;

    б) зависимость возникновения травматизма в случаях неприменения СИЗ.

    В классификаторе причин производственного травматизма есть пункт: травматизм, связанный с неприменением СИЗ. По статистической информации можно оценить последствия неприменения СИЗ – и по данной профессии, и на конкретном производстве, и в отрасли;

    в) соответствие времени носки СИЗ сроку, в течение которого производитель гарантирует сохранение защитных свойств СИЗ (с учетом времени хранения и ухода). Очевидно, что чем выше срок гарантии, тем качественнее СИЗ;

    г) наличие своевременного проведения проверки исправности СИЗ (отметка, клеймо, штамп, протокол и т. п.), устанавливаемых нормативными документами, а также рекомендациями производителей СИЗ;

    д) наличие жалоб со стороны работников на потребительские свойства выданных СИЗ, в том числе комфортность и удобство применения.

    Перечисленные показатели устанавливаются в соответствии с действующими нормативными правовыми актами, которые содержат требования к СИЗ. По каждому из них разработаны карты оценки, включающие показатель, выполняемую проверку при аттестации рабочих мест, результат проверки и результат оценки показателя.

    Особо стоит обратить внимание на показатель, оценивающий защитные свойства СИЗ на соответствие классам условий труда. Чем больше степень вредности условий труда, тем больше вредный фактор превышает гигиенические нормативы и тем выше должны быть защитные свойства СИЗ. Нужно, чтобы производитель в паспорте указывал не только абсолютные значения снижения уровня воздействия на работника вредного и (или) опасного фактора, но и определенную категорийность. А специалист, выбирающий СИЗ для организации, по техническим характеристикам, приведенным в паспорте СИЗ, знал, при каком классе условий труда (по указанному фактору) данный СИЗ обеспечивает защиту, то есть обеспечивает снижение фактического уровня фактора до гигиенических норм.

    Очень важен показатель, оценивающий соответствие времени носки СИЗ работником времени гарантированного производителем сохранения защитных свойств СИЗ при той концентрации, которая заявлена в паспорте СИЗ. Особенно это касается защиты органов дыхания. В ЕС существует «Директива в сфере профессиональной безопасности и охраны здоровья работников 89.656.ЕЕС», согласно которой период носки СИЗ должен определяться, исходя из серьезности риска, частоты подверженности риску, особенностей рабочего места каждого работника. В целом предлагается следующее правило оценки эффективности использования СИЗ на рабочем месте в зависимости от полученных оценок показателей:

    а) удовлетворительная – если все показатели имеют положительные оценки;

    б) неудовлетворительная – если одна из оценок отрицательная.

    Применение рассмотренной методики поможет специалистам службы охраны труда правильно определиться с выбором и закупкой СИЗ. Она может быть полезна и для специалистов Роспотребнадзора при принятии решений о снижении степени вредности условий труда на данном рабочем месте на основании оценки эффективности использования СИЗ.

    В соответствии с п. 5.11.6 Руководства Р 2.2.2006-05 по согласованию с территориальными управлениями Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека условия труда могут быть оценены как менее вредные (на одну ступень, но не ниже класса 3.1) в следующих случаях:

    а) при сокращении времени контакта с вредными факторами (защита временем);

    б) при использовании эффективных (имеющих сертификат соответствия)

    средств индивидуальной защиты. В Руководстве Р 2.2.2006-05 верно указано, что СИЗ должны не просто соответствовать нормативам, а быть эффективными. Но «эффективность» в данном документе расшифровывается как наличие у СИЗ сертификата. А в соответствии со ст. 212, 221 ТК РФ (197-ФЗ) СИЗ должны иметь сертификат. Если следовать букве Руководства Р 2.2.2006-05, получается, что все организации, которые выполнили требования, обеспечившие выдачу работникам сертифицированных СИЗ согласно типовым нормативам, автоматически получают право понизить класс условий труда на одну ступень. Естественно, понижение класса условий труда согласно требованиям ст.92, 117, 147 ТК РФ ведет к изменениям компенсаций работникам.

    Утверждать, что данное СИЗ эффективно только потому, что оно имеет сертификат (декларацию) соответствия, – неправильно. Если работнику выданы сертифицированные СИЗ согласно нормативу, это еще не означает, что обеспечена эффективная защита. Сертификат – документ, подтверждающий только, что СИЗ обладает теми свойствами, которые заявлены в паспорте.В настоящее время в рамках дальнейшей модернизации трудоохранного законодательства разрабатывается порядок оценки профессиональных рисков и аттестации рабочих мест. Предполагается, что для понижения класса условий труда организациям (работодателям) недостаточно будет (как сейчас) только обеспечить работников сертифицированными СИЗ согласно нормативам – потребуется оценить эффективность использования этих СИЗ, проведя соответствующую процедуру оценки сертифицированной независимой (аттестующей) организацией.

    Так же, в соответствии с новым Порядком проведения аттестации рабочих мест по условиям труда, утвержденным приказом Минздравсоцразвития РФ № 342н от 26 апреля 2011 года, дополнительно может быть проведена оценка эффективности выданных работнику СИЗ. При этом эффективность СИЗ подтверждается выполнением требований стандартов безопасности труда, определяющих комплекс мероприятий по обеспечению эффективного использования СИЗ на рабочих местах.

    По материалам O-JOURNAL.

    Выбор правильных средств индивидуальной защиты - непростая задача. При решении ее необходимо учитывать множество фактов. на эту тему мы поговорили с экспертом компании "Алватекс ЗТМ" Александром Бурковым:

    Необходимость использования СИЗ при работе на производстве

    Если говорить в целом, то конечно, на производстве необходимо применять СИЗ, ведь и главной целью его применения является снижение опасного воздействия на работников. Конечно,. если рассматривать идеальный вариант для сотрудника, то лучше создавать изначально безопасные рабочие места с техническими средствами контроля и безопасности. Но, к сожалению. такие условия обеспечить зачастую невозможно, да и существует вероятность получения травмы не на рабочем месте, а при перемещении по производству, следовании к рабочему месту или на обед. В Российской Федерации для определения условий труда необходимо руководствоваться федеральным законом N 426-ФЗ от 28.12.2013 "О специальной оценке условий труда", по проведению которой устанавливаются классы(подклассы) условий труда на рабочих местах и определяется необходимость в применении СИЗ.

    Порядок оценки эффективности СИЗ

    Вопрос с одной стороны кажется достаточно простым, и очень хочется эффективными считать СИЗ, которые защищают работника от вредного фактора, но, конечно, это не совсем так. Вопрос эффективности очень непростой, т.к. эффективность СИЗ обязательно нужно рассматривать в рамках конкретных условий на определённом рабочем месте и на протяжении времени. В приказе № 976н от 5 декабря 2014 г. определена методика, которая устанавливает требования к процедуре оценки эффективности средств индивидуальной защиты. Результатом комплексной оценки эффективности СИЗ является значение, полученное путём сложения итоговых балльных оценок по показателям эффективности выбора и применения СИЗ.

    Видео "Как обеспечить сотрудника специальным СИЗ, которого нет в нормах"

    Снижение подкласса условий труда

    Данный вопрос у нас в стране подробно расписан в приказе, который уже был мной озвучен - № 976н от 5 декабря 2014 г. «Об утверждении методики снижения класса (подкласса) условий труда при применении работниками, занятыми на рабочих местах с вредными условиями труда, эффективных средств индивидуальной защиты, прошедших обязательную сертификацию в порядке, установленном соответствующим техническим регламентом».

    Снижение класса (подкласса) условий труда при применении эффективных СИЗ осуществляется в ходе проведения в установленном порядке специальной оценки условий труда путем последовательной реализации следующих процедур:
    1) оценка соответствия наименования СИЗ и нормы их выдачи наименованиям СИЗ и нормам их выдачи, предусмотренным типовыми нормами бесплатной выдачи работникам сертифицированных специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты;
    2) оценка наличия документов, подтверждающих соответствие СИЗ требованиям технического регламента;
    3) оценка наличия эксплуатационной документации и маркировки СИЗ, соответствующих требованиям технического регламента, комплектности СИЗ;
    4) оценка эффективности выбора СИЗ;
    5) оценка эффективности применения СИЗ.

    Необходимо помнить, что снижение касается только вредных условий труда, отнесённых к 3 классу, где условия труда, при которых уровни воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов превышают уровни, установленные нормативами (гигиеническими нормативами) условий труда, в том числе подкласс 3.1; 3.2; 3.3; 3.4. Для оптимальных (1 класс), допустимых (2 класс) и опасных (4 класс) условий труда возможности снижения класса (подкласса) нет.
    Также каждый работодатель должен понимать, что для трудящихся, у которых в рабочей обстановке присвоен 3 класс, положено производить доплату в соответствии со степенью тяжести влияния от вредных факторов. На каждом предприятии эти суммы разные и располагаются примерно в пределах от 4 до 24 % тарифной ставки.
    Т.е. снижение подкласса условий труда напрямую ведёт к снижению доплат, что может вызывать ряд негативных настроений у работников и профсоюзов.

    Современные СИЗ

    Когда слышишь от специалистов служб ОТ и ПБ рассказы о современных СИЗ, то большинство начинают рисовать себе лёгкие, удобные, надёжные, комфортные средства защиты, в которые с удовольствием одевается работник перед началом смены. Но думаю, такое мнение ошибочно, и в моём понимании современные СИЗ – это средства, которые не только защищают, но обеспечивают разной информацией работника, руководителя, работодателя. Причём эта информация может быть совершенно разная: от мониторинга мест надевания и снятия СИЗ до передачи фото и видео с места выполнения работ на пульт оператора.

    Как обеспечить сотрудников СИЗ, которых нет в нормах?

    Действительно, иногда сталкиваются работодатели с такой проблемой. Обратимся к приказу № 290н об утверждении межотраслевых правил обеспечения работников специальной одеждой, специальной обувью и другими средствами индивидуальной защиты от 1 июня 2009 г.
    В П 5. данного приказа чётко прописано: «предоставление работникам СИЗ осуществляется в соответствии с типовыми нормами бесплатной выдачи и на основании результатов проведения специальной оценки условий труда», т.е. должно выполняться 2 условия нормы и оценка условий.

    Идём дальше. П 6. этого же приказа позволяет работодателю с учетом мнения выборного органа работников и своего финансово-экономического положения устанавливать нормы бесплатной выдачи работникам улучшающие по сравнению с типовыми нормами защиту работников.

    Получается, что после собрания профсоюза можно заменить один СИЗ на другой, более современный. Причём п.6 дана возможность устанавливать нормы бесплатной выдачи. т.е. СИЗ, одежда, обувь, которые необходимо выдавать с определённой периодичностью, можно заменить на улучшенные и установить к выдаче на более долгий срок.
    Есть второй путь и он на мой взгляд более простой. Тот же приказ № 290н от 01.06.2009. Пунктом 19. определено, что в тех случаях, когда СИЗ не указаны в соответствующих типовых нормах, они могут быть выданы работникам со сроком носки "до износа" на основании результатов проведения специальной оценки условий труда и квалифицируются как дежурные СИЗ. А пунктом 20. определено, что дежурные СИЗ общего пользования выдаются работникам только на время выполнения работ. Получается необходима специальная оценка труда, которой будет определена выдача дежурного СИЗ на время проведения работ.
    Оба варианта имеют место и не противоречат законодательству. Вопрос лишь в том насколько работодатель заинтересован в безопасности своих сотрудников и готов провести.

    Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 5 декабря 2014 г. N 976н "Об утверждении методики снижения класса (подкласса) условий труда при применении работниками, занятыми на рабочих местах с вредными условиями труда, эффективных средств индивидуальной защиты, прошедших обязательную сертификацию в порядке, установленном соответствующим техническим регламентом" (с изменениями и дополнениями)

    Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 5 декабря 2014 г. N 976н
    "Об утверждении методики снижения класса (подкласса) условий труда при применении работниками, занятыми на рабочих местах с вредными условиями труда, эффективных средств индивидуальной защиты, прошедших обязательную сертификацию в порядке, установленном соответствующим техническим регламентом"

    С изменениями и дополнениями от:

    2. Настоящий приказ вступает в силу по истечении трех месяцев со дня его официального опубликования.

    Регистрационный N 36128

    Если занятые на рабочих местах с вредными условиями труда сотрудники применяют эффективные средства индивидуальной защиты (СИЗ), прошедшие обязательную сертификацию в установленном Техрегламентом о безопасности СИЗ порядке, класс (подкласс) условий труда может быть снижен на одну степень.

    Утверждена методика такого снижения. Она устанавливает требования к оценке эффективности указанных СИЗ и снижению класса (подкласса) условий труда при их использовании.

    Методика не применяется в отношении ряда СИЗ. В частности, СИЗ сотрудников, занятых на рабочих местах, условия труда на которых отнесены к опасным, оптимальным или допустимым; СИЗ для защиты от общих производственных загрязнений; СИЗ, подлежащих декларированию, и др.

    Класс (подкласс) условий труда снижается в ходе их спецоценки путем проведения последовательных процедур. Это оценка соответствия наименования СИЗ и нормы их выдачи предусмотренным типовыми нормами; оценка наличия документов, которые подтверждают соответствие СИЗ требованиям техрегламента; оценка наличия эксплуатационной документации, маркировки, комплектности СИЗ; оценка эффективности выбора и применения СИЗ.

    Перечисленные процедуры проводятся в отношении каждого работника. На рабочих местах, признанных аналогичными, они реализуются по каждому сотруднику, занятому на каждом аналогичном рабочем месте.

    Приказ вступает в силу по истечении 3 месяцев со дня его официального опубликования.

    Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 5 декабря 2014 г. N 976н "Об утверждении методики снижения класса (подкласса) условий труда при применении работниками, занятыми на рабочих местах с вредными условиями труда, эффективных средств индивидуальной защиты, прошедших обязательную сертификацию в порядке, установленном соответствующим техническим регламентом"


    Регистрационный N 36128


    Настоящий приказ вступает в силу по истечении трех месяцев со дня его официального опубликования





    Понравилась статья? Поделиться с друзьями: