Совет федерации федерального собрания российской федерации. III. Совет Федерации - общая характеристика Порядок работы СФ РФ

Как-то так сложилось, что в России за все недостатки или недоработки власти ругают первое лицо. Однако система достаточно сложна и многогранна. Функции в ней распределены. Часть из них выполняет правительство, некоторыми вопросами органы на местах занимаются, другие, наиболее важные, решает Совет Федерации. Это все закреплено в основном законе - Конституции. Чтобы не путаться, необходимо иметь минимум знаний по данной теме. Давайте разберемся.

Что это такое?

Мы нечасто слышим о том, какие решения принимает Совет Федерации. Это, в принципе, достаточно хорошо.

Вы и сами это поймете, когда ознакомитесь с перечнем его функций. Многие ошибочно считают, что Совет Федерации - это Государственная дума. Но это большая ошибка. Они являются различными представительскими органами, с обособленными функциями. Совет Федерации - это Он состоит из представителей всех территориальных единиц России. Он решает вопросы, касающиеся в целом жизнедеятельности государства, затрагивающие интересы всех граждан, каждого субъекта Российской Федерации. Когда заходят разговоры на тему суверенитета, войны и мира, участия в глобальных процессах, то необходимо смотреть, что по этому поводу думает данный орган. Внутренними политическими вопросами занимается Госдума. Орган рассматривает и принимает законы, обязательные для всех субъектов. Такую же силу имеют решения, которые вырабатывает Совет Федерации. Это не может быть оспорено или не выполнено. Теперь подробнее о его компетенции, закрепленной конституционно.

Исключительные полномочия

Открываем Конституцию. Статья 102 данного документа говорит о том, какие исключительные полномочия осуществляет Совет Федерации РФ. К ним отнесены вопросы регулирования границ между субъектами, входящими в состав страны. Все спорные моменты не могут решиться без акта данной палаты парламента. Применение вооруженных сил России тоже невозможно без ее вердикта. Данный представительский орган вправе дать (забрать) главнокомандующему разрешение на ведение боевых действий за пределами страны. Такое происходило в 2008 и 2014 годах, когда у возникали критические ситуации. Совет Федерации РФ принимал решение о применении ВС РФ за границей по приказу главнокомандующего.

Кадровые исключительные полномочия

В любом государстве есть должности, влияющие на вопросы его выживания или процветания. Кандидатов нужно подбирать взвешенно, всеобъемлюще разбирая их качества, продуманно. А главное - процесс необходимо закрепить законодательно, выработав защитные механизмы. Совет Федерации решает, когда РФ. Кроме того, в его ведении находятся кадровые дела руководителей судов: Конституционного, Высшего Арбитражного и Верховного. Генеральный прокурор также назначается Советом Федерации. То есть людей, занимающих высшие государственные должности, невозможно уволить или назначить без одобрения данного органа.

Экономические вопросы

Статья сто шестая основного закона перечисляет темы, которые обязательно рассматривает Совет Федерации. К примеру, бюджет государства должен быть утвержден органом. Еще он рассматривает вопросы, связанные с федеральными налогами, валютным, кредитным, финансовым, таможенным регулированием. Денежная эмиссия находится в его ведении. Когда страна заключает договоры с другими государствами, то их необходимо ратифицировать (одобрить). Этим занимается СФ РФ. Только после принятия им соответствующего решения все иные органы имеют право использовать положения договора в своей деятельности. Одним из самых важных вопросов для государства является его отношения с иными странами. В Конституции он называется «состояние войны и мира». Этот вопрос также находится в ведении СФ РФ.

Самоорганизация

Следующая группа вопросов - работа самого органа. Структура его предусмотрена в Конституции, как и порядок функционирования. В основном законе изложены лишь общие моменты. Там невозможно предусмотреть все тонкости, имеющие принципиальное значение при принятии важнейших решений. Их вырабатывает и утверждает сам Совет. Он составляет регламент, в котором детально и конкретно прописаны процедуры его деятельности. К примеру, возьмем вопрос ратификации договоров. Конституция говорит, что им занимается СФ. Однако имеет значение, как пройдет эта процедура. Ведь у решения будут те или иные последствия. За них нужно отвечать. Кроме того, для правильного решения необходимо учитывать мнения разнообразных специалистов, экспертов. Каждая справка должна не просто стать важным документом, но и быть доведена до сведения ответственных лиц. То есть члены Совета Федерации обязаны составить всеобъемлющее мнение о вопросе, решением которого занимаются. Как именно проходит процесс экспертизы, ознакомления, движения информации и документов, прописано в регламенте. Там предусмотрено все, вплоть до подписей и дат.

Структура органа

Понятно, что при таком уровне решаемых проблем СФ РФ не может быть маленькой организацией. Для его нормальной деятельности необходимо достаточно большое количество специалистов. Они должны охватывать весь спектр многосторонней государственной политики. Да и просто «статисты» и исполнители необходимы. Члены Совета Федерации не выполняют технических работ. В их обязанности входит выработка и одобрение решений. Все остальное готовит аппарат. Руководит органом председатель Совета Федерации (ныне Матвиенко В. И.). Интересно, что всего два человека занимали эту должность. С 2001 года - Миронов С. И. Он проработал десять лет. А в 2011 году на должность была избрана Матвиенко В. И. Она представляла в данном органе Санкт-Петербург. У председателя есть три заместителя. Кроме того, для работы создаются комитеты и комиссии. Некоторые из них осуществляют деятельность на постоянной основе, другие - носят временный характер. Технической деятельностью занимается аппарат.

Порядок работы СФ РФ

Законодательно закреплены принципы деятельности данной палаты парламента. К ним относятся открытость, коллективность, публичность. Заседания СФ могут проводиться в присутствии представителей общественности и прессы. На многие из них приглашаются иные специалисты. Все обсуждения проводятся открыто и свободно. Каждый присутствующий имеет право высказать свое мнение, опираясь на законодательство, руководствуясь интересами граждан и государства. Есть и обязательные нормы, нарушать которые нельзя. К примеру, в заседании обязано принять участие не менее двух третей его состава. В ином случае решение не будет иметь законодательной силы. Решение принимается в основном открытым голосованием. При этом применяется электронная система. «За» должно высказаться не менее половины членов, присутствующих в зале.

Две палаты парламента не могут не пересекаться в своей деятельности. Их взаимоотношения также регулируются основным законом. Дума и Совет Федерации для совместной работы могут осуществлять ряд мероприятий. К ним относятся совместные заседания. То есть обе палаты собираются в одном «сессионном зале» и принимают решение по вопросам, которые необходимо рассмотреть в таком формате. Кроме того, они могут создавать совместные специальные органы. В их состав включаются представители обеих палат. Еще они ведут постоянное сотрудничество в сфере законотворчества.

Совет Федерации – это верхняя палата парламента – Федерального Собрания. В его составе присутствует по два представителя от каждого региона страны. Общее количество членов СФ – 170. Полномочия Совета Федерации Федерального Собрания установлены ст. 102 Основного закона.

Состав

Как выше было сказано, в СФ присутствует по два представителя от каждого региона: от его законодательного и исполнительного органов. Кроме этого, в Совет Федерации включаются лица, назначаемые президентом страны. Их количество составляет не более 10% от региональных представителей. Число членов СФ изменялось с 1993 г. ввиду образования новых и объединения существовавших субъектов.

Специфика

Совет Федерации считается "Палатой регионов". Она представляет интересы субъектов на государственном уровне. СФ отражает федеративное устройство страны. Выступая в качестве института консолидации интеграции регионов, эта палата обеспечивает сбалансированность общегосударственных и территориальных интересов в процессе принятия решений, ориентированных на достижение стратегических целей и задач развития страны.

Деятельность

Формирование СФ осуществляется по непартийному принципу. Члены палаты не образуют фракций и объединений. Функции и полномочия Совета Федерации реализуются на заседаниях. Они созываются по мере необходимости, однако должны проводиться не реже 2 раз в течение месяца. Заседания – основная форма работы СФ. Прекращение полномочий Совета Федерации законодательством не предусмотрено. Члены палаты исполняют свои обязанности на постоянной основе. В отличие от Госдумы, СФ не может быть распущен президентом.

Государственные гарантии

Члены СФ обладают неприкосновенностью. Она распространяется на весь срок полномочий. Члены верхней палаты не могут быть арестованы, задержаны, подвергнуты досмотру и обыску, кроме случаев, когда это предусматривается ФЗ для обеспечения безопасности иных граждан.

Верхняя палата осуществляет утверждение изменения пределов регионов страны. В полномочия Совета Федерации Федерального Собрания РФ входит решение вопроса, касающегося использования ВС за пределами государства. СФ утверждает указ президента о введении в стране чрезвычайного положения. По представлению главы государства на заседаниях палаты осуществляется назначение судей КС и ВС России. В полномочия Совета Федерации входит также отрешение в порядке импичмента от должности президента после выдвижения Госдумой соответствующего обвинения. Для принятия такого решения необходимо большинство в 2/3 состава СФ. В полномочия Совет Федерации также входит назначение и освобождение от поста:

  1. Генпрокурора и его заместителей.
  2. Зампредседателя Счетной палаты и половины ее аудиторов.

По вопросам, которые включены в полномочия Совета Федерации, палата принимает постановления. Они утверждаются большинством от общего количества членов, если другой порядок не определяется в Основном законе.

Нормотворчество

В сфере законотворчества СФ по отношению в Госдуме занимает подчиненное положение. Любые проекты нормативных актов сначала вносятся в нижнюю палату, а затем, после одобрения, направляются в Совет Федерации. Весь СФ, равно как и отдельные его члены, обладают правом на законодательную инициативу. Но при этом законы, предусматривающие поправки в Конституции, могут вноситься всем Советом как коллегиальным органом либо группой его членов, численность которой не должна быть меньше 1/5 состава палаты.

Одобрение и отклонение законопроектов

В полномочия Совета Федерации входит рассмотрение нормативных актов, принятых Госдумой, без права внесения в них поправок. Верхняя палата может либо отклонить, либо одобрить в целом весь закон. Принятие решения осуществляется голосованием. Закон будет считаться утвержденным, если за него отдали голоса больше половины членов от общего их количества. Нормативный акт может быть принят и без голосования, автоматически, если СФ не рассмотрел его в течение 14 дней после принятия Госдумой. При отклонении законопроекта Советом Федерации может быть сформирована согласительная комиссия. Ее работа направлена на преодоление разногласий, возникших по документу при его обсуждении. После этого закон должен быть повторно рассмотрен в Госдуме. Если нижняя палата не согласна с решением СФ, нормативный акт будет принят, если второй раз за него проголосует не меньше 2/3 от общего количества депутатов. Для утверждения конституционного федерального закона необходимо большинство в 3/4 членов СФ. Если документ будет отклонен, вето верхней палаты для Госдумы не преодолимо. Член СФ должен осуществлять лично свое право на голосование.

Порядок посещения заседаний

Каждый член СФ обязан присутствовать на собраниях палаты. Сенатор до начала заседания палаты, ее комитета, членом которого он выступает, информирует в письменной форме председателя (соответствующего органа) о невозможности быть по уважительной причине. Ею признается отправка в командировку, регистрация брака, болезнь, рождение ребенка, гибель близкого родственника/члена семьи, чрезвычайная ситуация в регионе. Допускается отсутствие сенатора по другой причине на основании письменного его обращения и с согласия председателя СФ или его комитета.

Формирование СФ в 2002-2012 гг.

Стоит сказать, что структура Совета Федерации несколько раз изменялась. Последняя реформа была предложена президентом Путиным. Ее цель состояла в замене глав представительной власти и губернаторов назначенными представителями. Они должны присутствовать в Совете Федерации на профессиональной и постоянной основе. Одного из представителей должен назначить губернатор, а второго, соответственно, законодательный институт субъекта России. Таким образом, главы региональных исполнительных органов лишились возможности самостоятельно осуществлять лоббирование собственных интересов в столице, а также принимать участие в политической и партийной деятельности на государственном уровне. Для них в качестве определенного рода "компенсации" был сформирован так называемый "консультативный орган". Он стал именоваться Государственным советом. Этот орган периодически созывает заседания в Москве. На них, с участием президента, рассматриваются наиболее актуальные вопросы, касающиеся жизни государства. Однако этот орган не наделен конституционным статусом. К 1 января 2002 г. был сформирован окончательный третий состав Совета Федерации. Его деятельность имеет бессрочный характер. С 16 января указанного года верхняя палата заседает в обновленном составе. Структура и регламент Совета Федерации были переформированы 30 января 2002 г.

Заключение

Совет Федерации уполномочен решать важные государственные вопросы от назначения и снятия президента с должности до разрешения использовать Вооруженные силы за рубежом. Он является органом, представляющим интересы законодательной и исполнительной власти регионов на государственном уровне. На Совете Федерации лежит огромная ответственность при принятии решений. Орган является постояннодействующим.

Почти во всех странах, где есть парламент, он разделен на две палаты. Такая конфигурация - удобный способ создания системы сдержек и противовесов. Если одна палата склоняется к радикализму, другая должна блокировать ее решения или менять законопроекты, делая их более приемлемыми и эффективными. Подобное устройство зародилось на Западе и было перенято в современной России. Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации - это верхняя палата парламента (нижней является Государственная дума).

Место в парламенте

Верхняя палата появилась в российском парламенте в 1990 году. Однако тот прообраз Совета Федерации имел с ним мало общего и был порождением советской государственности. Все изменилось в 1993 году, когда в стране начала действовать новая конституция. Согласно ей и был учрежден Совет Федерации Структура парламента закреплена в статье 95 основного закона РФ.

Между двумя палатами Федерального Собрания есть принципиальные отличия в их порядке формирования и компетенции. Совет был наделен значительными полномочиями, что закрепило за ним статус фундаментальной основы государства. В последнее время этот орган все чаще называют сенатом, а его членов - сенаторами. Эта тенденция прослеживается как в неофициальной публицистике, так и в выступлениях официальных государственных лиц и важнейших чиновников страны.

Полномочия

Широкие РФ полностью описаны в российской конституции. Верхняя палата может отклонить или одобрить любой закон, до этого принятый в Государственной думе.

Подобные документы делятся на несколько типов. В первую очередь это федеральные законы. Полномочия Совета Федерации РФ таковы, что они отклоняются обычным математическим большинством голосов или пассивным нерассмотрением в течение 14 дней. В то же время статус некоторых законов может априори делать их обязательными для попадания к сенаторам. В таком случае механизм с игнорированием документа не применяется.

Законотворчество

Обязательны для рассмотрения в Совете Федерации законы, затрагивающие федеральный бюджет, федеральные сборы и налоги, финансовое, кредитное, валютное и таможенное регулирование. Также к этой группе относятся вопросы войны и мира, защиты и статуса государственной границы, денонсации и ратификации международных договоров и, наконец, денежной эмиссии.

Если Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации одобряет закон, бумага попадает на подпись президенту. 112 голосов (две трети сенаторов) преодолевают вето главы государства, а 126 голосов (три четверти сенаторов) одобряют законы о конституционных поправках и федеральные конституционные законы.

Назначения

Две трети голосов Совфеда могут отрешить президента от его должности. Сенаторы назначают судей Верховного Суда, Конституционного суда, Высшего арбитражного суда и членов в Президиуме Верховного Суда. Помимо всего прочего, Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации решает, кто займет должность Генерального прокурора и его заместителей. назначает два представителя в Национальный банковский совет. Она определяет аудиторов Счетной палаты и заместителя ее председателя.

Органы Совета Федерации РФ назначают треть членов ЦИК - Центральной избирательной комиссии, регулирующей процесс выборов в стране. Также они определяют кто будет одним из участников Коллегии Федеральной комиссии, следящей за рынком ценных бумаг. Представители сената входят в Совет по вопросам государственной службы при российском президенте.

Другие функции

Есть полномочия и не связанные с назначениями, которыми обладает Совет Федерации. Конституция гласит, что именно он утверждает новые границы между субъектами РФ, а также о введении в стране чрезвычайного или военного положения. Верхняя палата определяет дату выборов главы государства.

Совфед (председатель Совета Федерации РФ и сенаторы) имеет право вести работу в режиме собственных заседаний. Они проходят по 1-2 раза в месяц в период с октября по июль. Заседания могут быть внеочередными, если поступает такое предложение президента, премьер-министра, правительства, пятой части членов Совфеда или региона России. Для кворума необходимо присутствие половины членов верхней палаты парламента. Если 50% не набирается, то заседание признается неправомочным. Как правило, Совет Федерации работает в открытом режиме, однако если это предусматривает регламент, режим может быть и закрытым.

Приоритетность в работе

У задач сената есть определенная приоритетность. В первую очередь рассматривается послание президента Федеральному Собранию и его обращения. Далее идут поправки к Конституции, проекты конституционных и федеральных законов. Некоторые из них могут иметь статус подлежащих обязательному рассмотрению. Третьими в этой очередности являются направления запросов и предложения в Конституционный суд. Последними рассматриваются принятые Государственной думой федеральные законы, касающиеся вопросов денонсации и ратификации международных договоров.

Заседания Совета Федерации проходят согласно регламенту. У сенаторов есть возможность выступить с содокладом, докладом, заключительным словом. Также они вправе участвовать в прениях, делать заявления и обращения.

Порядок формирования

Как гласит закон о Совете Федерации, в него попадают по два представителя от субъекта РФ. Один представляет местный парламент, другой - исполнительную власть. Срок полномочия сенатора - два года. Состав Совфеда меняется постепенно вместе со сменой власти в субъектах.

Согласно регламенту члены верхней палаты парламента обладают неприкосновенностью. Они не могут привлекаться к уголовной и административной ответственности за выражение своей позиции и мнения при голосовании. Совет Федерации структурируется и формируется по принципу беспартийности. Его члены не создают объединений или фракций, как это принято в Государственной думе.

Срок полномочий Совета Федерации в целом ничем не ограничен. В отличие от этого органа подвергается «мягкой ротации». Это значит, что срок полномочий каждого его членов определяется региональным органом власти. Конституция предусматривает только три возможности, при которых Государственная дума и Совет Федерации России собираются вместе. Это заслушивание посланий Конституционного суда, посланий президента и выступлений иностранных глав государств. В целом каждая палата придерживается принципа невмешательства в дела другой.

Состав

В Совете Федерации 170 членов. Они разделены на комитеты (по вопросам обороны и безопасности, по судебно-правовым вопросам и конституционному законодательству, по налоговой политике, бюджету, финансовому регулированию и т. д.). Одно из подразделений отвечает за социальную политику. Другое регулирует имущественные отношение и экономические реформы. Наконец, есть комитеты по делам СНГ и международным делам. Часть сенаторов задействована в подразделениях по культуре, науке, образованию и аграрной политике.

Каждый комитет подготавливает заключения по вопросам, которые относятся к его ведению. Также он разрабатывает и рассматривает законопроекты, предлагаемые на внесение в Государственную думу. Комитеты могут инициировать В такие подразделения входят все члены Совета Федерации кроме председателя и нескольких его заместителей. Каждый сенатор может входить только в один комитет, в составе которого должно быть не меньше 10 человек. Распределение по «секторам» должно быть утверждено общим голосованием (необходимо большинство голосов).

Председатель

Совет Федерации возглавляется председателем. С 2011 года и по сей день эту должность занимает Валентина Матвиенко. У председателя много организационных и представительских полномочий. Он ведет заседания определяет внутренний распорядок палаты, подписывает ее постановления, распределяет функции между своими заместителями.

Председатель направляет в комитеты законопроекты, принятые Госдумой, а также законопроекты, которые в Госдуму предлагается внести. Избирается он тайным голосованием. Кандидатура утверждается половиной и одним голосом.

Ход работы и взаимоотношения с президентом

Правительство РФ, Совет Федерации и другие федеральные государственные органы должны работать в унисон, поэтому в Совфеде всегда есть определенная повестка дня. Она формируется председателем и основывается на предложениях комитетов и комиссий верхней палаты. Самостоятельно вопрос на повестку дня может выдвинуть группа сенаторов из как минимум 10 человек, а также двое сенаторов, представляющих один субъект РФ. Свои правки в распорядок может вносить специальный представитель президента в Совете Федерации.

Глава государства взаимодействует с верхней палатой парламента и другими способами. Традиционно важным остается ежегодное послание президента Федеральному Собранию. В нем первое лицо формулирует основные проблемы и задачи, которые встали перед государством и которые нужно решать в первую очередь. К примеру, это может быть вызов, связанный с необходимостью реформы налогообложения или банковской системы. В таком случае и Госдума, и Совфед должны рассмотреть предложенные инициативы президента.

История формирований

Первый Совет Федерации работал в 1994-1996 гг. Он был переходным и поэтому в качестве исключения был избран непосредственно населением, а не органами власти субъектов РФ. Его предстателем стал Владимир Шумейко.

Второй Совет Федерации также запомнился как «губернаторско-спикерский». Он заседал в 1996-2001 гг. Его председателем был Отличительная черта того Совета Федерации - он состоял из губернаторов и председателей местных законодательных собраний. Сенаторы работали не нерегулярной основе, время от времени встречаясь в Москве.

Третий период формирования Совета Федерации пришелся на 2002-2012 гг. Именно тогда он окончательно избавился от своих переходных черт и принял устойчивую форму. Председателем того Совфеда был Сергей Миронов, а с 2011-го - Валентина Матвиенко. Четвертая верхняя палата парламента была образована в конце 2012 года. Она действует и сегодня. Переформатирование было связано с принятием нового федерального закона о Совете Федерации.

В Совет Федерации ФС РФ входят по 2 представителя от каждого субъекта РФ, поэтому общее число членов Совета Федерации должно быть 178, но это число законодательно не закреплено.

Совет Федерации ФС РФ формируется по принципу паритетного представительства субъектов РФ, согласно которому представительство в Совете Федерации является правом каждого субъекта РФ, ниодин из которых не может быть лишен этого права.

В Совет Федерации входят по одному представителю от законодательного (представительного) и исполнительного органов государственной власти субъекта РФ.

Представителем от законодательного(представительного) органа государственной власти субъекта РФ в нем может быть избранный соответствующим органом государственной власти субъекта РФ на срок полномочий этого органа, а в случае, если законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта РФ двухпалатный, то избранный поочередно от каждой палаты на половину срока полномочий соответствующей палаты.

Решение законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта РФ об избрании представителя в Совет Федерации принимается тайным голосованием и оформляется постановлением соответствующего органа. Оно вступает в силу немедленно.

Представителем от исполнительного органа государственной власти субъекта РФ является лицо, назначенное высшим должностным лицом субъекта РФ (руководителем высшего органа исполнительной власти субъекта РФ) на срок его полномочий.

Решение высшего должностного лица субъекта РФ о назначении представителя от исполнительного органа государственной власти субъекта РФ оформляется указом (постановлением) высшего должностного лица субъекта РФ, который должен быть направлен в течение 3 дней в законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта РФ.

Указ высшего должностного лица субъекта РФ о назначении представителя в Совете Федерации от исполнительного органа государственной власти субъекта РФ вступает в силу после одобрения законодательным (представительным) органом государственной власти соответствующего субъекта РФ, если на его заседании по вопросу рассмотрения этого указа не проголосовало против его одобрения 2/3 и более от общего числа депутатов.

Членом Совета Федерации может быть избран (назначен) гражданин РФ не моложе 30 лет, обладающий в соответствии с Конституцией РФ правом избирать и быть избранным в органы государственной власти, т. е. не могут быть членами Совета Федерации лица, признанные недееспособными, занимающиеся какой-либо иной деятельностью, кроме службы в органе власти, отбывающие уголовное наказание в виде лишения свободы (ст. 1 ФЗ от 5 августа 2000 г. № 113-ФЗ «О порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации»).


Постановление законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта РФ об избрании и Указ высшего должностного лица субъекта РФ (руководителя высшего исполнительного органа власти субъекта РФ) о назначении представителей субъекта РФ в Совете Федерации направляются в Совет Федерации принявшими их органами не позднее 5 дней после вступления в силу указанных решений.

СТРУКТУРА И КОМПЕТЕНЦИЯ СОВЕТА ФЕДЕРАЦИИ РФ

Структура Совета Федерации включает в себя по 2 представителя от каждого субъекта РФ: по одному от представительного и исполнительного органов государственной власти (ст. 95 Конституции РФ).

Срок полномочий представителей субъектов РФ в Федеральном Собрании законодательно не установлен, они постоянно переназначаются высшими должностными лицами соответствующих субъектов РФ, поэтому этот срок, как правило, равен сроку полномочий главы представляемого субъекта РФ.

Так как Совет Федерации не имеет четко установленного числа членов, то состав Совета Федерации подвижен и постоянно назначаются новые представители органов власти субъектов РФ.

Структура Совета Федерации: 1) Председатель Совета Федерации и его заместители (они избираются членами палаты и не могут представлять один и тот же субъект РФ); 2) комитеты Совета Федерации по отдельным вопросам деятельности Совета Федерации (их численность не может быть менее 10 человек, причем все члены палаты обязательно должны входить в один из комитетов); 3) постоянные (по регламенту и парламентским процедурам) и временные (по какому-либо особо значимому вопросу или событию) комиссии. Председатель Совета Федерации ведет заседания палаты Федерального Собрания и управляет внутренним распорядком деятельности, а также направляет законопроекты в Государственную Думу и осуществляет представительские функции палаты во взаимоотношениях с иными органами власти РФ и иностранных государств.

Компетенция – это установленный Конституцией РФ и федеральными законами объем полномочий государственных органов и должностных лиц.

Компетенция Совета Федерации РФ – это установленный Конституцией РФ объем полномочий и обязанностей.

Совет Федерации – это верхняя палата Федерального Собрания РФ, поэтому его главной функцией является одобрение (неодобрение) принятых Государственной Думой федеральных законов.

Иные полномочия Совета Федерации ФС РФ: 1) назначение на должность и освобождение от нее вышестоящих должностных лиц государства: судей Конституционного Суда РФ, Верховного Суда РФ, Высшего Арбитражного Суда РФ, Генерального прокурора РФ, а также Председателя Счетной палаты и др.; 2) решение вопроса о возможности использования Вооруженных Сил РФ за ее пределами; 3) утверждение Указов Президента РФ о введении чрезвычайного и военного положения на территории РФ; 4) утверждение изменения границ субъектов РФ; 5) внесение законопроектов или поправок к законам в Государственную Думу РФ; 6) назначение выборов Президента РФ; 7) отрешение Президента РФ от должности.

Согласно ст. 106 Конституции РФ Совет Федерации обязательно рассматривает и выносит решение об одобрении (неодобрении) вновь принятых федеральных законов по вопросам: 1) федерального бюджета; 2) федеральных налогов и сборов; 3) финансового, валютного, кредитного, таможенного регулирования, денежной эмиссии; 4) ратификации и денонсации международных договоров РФ; 5) статуса и защиты государственной границы РФ; 6) войны и мира.

Все решения по вопросам, относящимся к компетенции Совета Федерации, принимаются на заседаниях палаты и в рамках ее рабочих комитетов и групп.

ПОРЯДОК РАБОТЫ СОВЕТА ФЕДЕРАЦИИ ФС РФ

Совет Федерации в настоящее время является постоянно действующим органом власти, тогда как ранее он собирался периодически для решения своих непосредственных задач. Поэтому в Совет Федерации сегодня входят не собственно высшие должностные лица субъектов РФ, а их уполномоченные представители.

Непосредственная работа верхней палаты Федерального Собрания РФ ведется в периоды сессий (с 1 октября по 31 июля каждого года) с перерывами на парламентские каникулы.

В работе Совета Федерации имеются еще перерывы заседаний палаты, которые представляют собой процессуальные перерывы в работе в связи с необходимостью отдыха парламентариев либо устранением препятствий в работе (недостатков, неясностей в поставленных на заседании вопросах). В этом случае работа палаты Федерального Собрания считается продолжающейся и непрерывной.

Порядок деятельности Совета Федерации, его органов и должностных лиц определяется Конституцией РФ, федеральными законами, его Регламентом и решениями.

Заседания Совета Федерации всегда открытые, за исключением случаев, предусмотренных Регламентом палаты, когда могут проводиться закрытые заседания.

Они всегда проходят отдельно от нижней палаты Федерального Собрания, за исключением случаев заслушивания посланий Президента РФ и Конституционного Суда РФ, а также выступлений руководителей иностранных государств. В этих случаях работа палат Федерального Собрания РФ осуществляется в рамках совместного заседания.

Заседания Совета Федерации правомочны, если на них присутствуют более половины членов палаты от общего числа членов палаты.

Совет Федерации принимает решения на общем заседании палаты путем прямого тайного или открытого голосования по каждому вынесенному на обсуждение вопросу. Однако основная работа по подготовке вопросов к обсуждению в Совете Федерации осуществляется специальными комитетами, например по рассмотрению вновь принятого Государственной Думой федерального закона.

Вся непосредственная работа Совета Федерации РФ осуществляется в рамках заседаний палаты и работы специально формируемых в ее составе рабочих групп.

Особый порядок предусмотрен для такой деятельности, как одобрение федеральных законов, принятых Государственной Думой.

Совет Федерации должен выразить свое одобрение специальным постановлением в течение 14 дней со дня поступления в Совет федерального закона либо в течение этого же срока выразить свое неодобрение. Если такое неодобрение не выражено в течение 14-дневного срока, то считается, что Совет Федерации выразил молчаливое согласие.

К обсуждению ответственный комитет Совета Федерации должен подготовить и представить сопроводительные документы в течение 14 дней со дня поступления в Совет Федерации федерального закона. Если ответственный комитет не подготовил соответствующие документы, то Совет Федерации сразу направляет федеральный закон на подписание Президенту РФ, таким образом обеспечивается скорейшее принятие федерального закона. Для тех же целей установлен срок направления постановления Совета Федерации в Государственную Думу об отклонении поступившего федерального закона или о его одобрении – 5 дней.

С т а т ь я 35. Место проведения заседаний Совета Федерации

Заседания Совета Федерации проводятся в городе Москве. По решению Совета Федерации место проведения заседания может быть изменено.

С т а т ь я 36. Государственные символы Российской Федерации в Зале заседаний Совета Федерации

1. В Зале заседаний Совета Федерации помещаются Государственный флаг Российской Федерации и Государственный герб Российской Федерации.

2. При открытии и закрытии каждого заседания Совета Федерации исполняется Государственный гимн Российской Федерации.

С т а т ь я 37. Размещение в Зале заседаний Совета Федерации членов Совета Федерации и других лиц, участвующих в заседании палаты

1. Каждому члену Совета Федерации отводится в Зале заседаний Совета Федерации постоянное место, оборудованное необходимыми для работы электронными и техническими средствами (в ред. 152-СФ; от 9 июля 2014 года № 356-СФ) .

2. Для Председателя Совета Федерации, первого заместителя Председателя Совета Федерации и заместителей Председателя Совета Федерации в Зале заседаний Совета Федерации отводятся специальные места, оборудованные средствами для ведения заседания палаты .

3. В Зале заседаний Совета Федерации отводятся места для Президента Российской Федерации, Председателя Правительства Российской Федерации, депутатов Государственной Думы, членов Правительства Российской Федерации, Председателя Конституционного Суда Российской Федерации, Председателя Верховного Суда Российской Федерации, Председателя Счетной палаты Российской Федерации, заместителя Председателя Счетной палаты Российской Федерации, аудиторов Счетной палаты Российской Федерации, Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации, Генерального прокурора Российской Федерации, Председателя Центральной избирательной комиссии Российской Федерации, полномочного представителя Президента Российской Федерации в Совете Федерации, полномочного представителя Правительства Российской Федерации в Совете Федерации, Уполномоченного при Президенте Российской Федерации по правам ребенка, почетного Председателя Совета Федерации, Председателя Совета Федерации первого созыва, Руководителя Аппарата Совета Федерации (в ред. постановлений Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации от 15 декабря 2010 года № 556-СФ; ) .

С т а т ь я 38. Открытые и закрытые заседания Совета Федерации

1. Заседания Совета Федерации проводятся открыто, на гласной основе и освещаются средствами массовой информации.

2. Совет Федерации может принять решение о проведении закрытого заседания, если предложение об этом внесено Президентом Российской Федерации, Председателем Правительства Российской Федерации, председательствующим на заседании палаты, комитетом Совета Федерации или группой членов Совета Федерации численностью не менее 25 человек

3. Решение о проведении закрытого заседания палаты принимается большинством голосов от числа членов Совета Федерации, принявших участие в голосовании, но не менее чем одной четвертью голосов от общего числа членов Совета Федерации. Содержание закрытого заседания Совета Федерации, сведения, составляющие государственную или иную охраняемую законом тайну, могут быть использованы членами Совета Федерации только для их деятельности в Совете Федерации .

4. В случае принятия решения о проведении закрытого заседания палаты председательствующий объявляет дополнительный перерыв на 30 минут.

5. В открытом и закрытом заседаниях Совета Федерации вправе принимать участие Президент Российской Федерации, Председатель Правительства Российской Федерации, Председатель Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации (далее - Председатель Государственной Думы), члены Правительства Российской Федерации, Председатель Конституционного Суда Российской Федерации, Председатель Верховного Суда Российской Федерации, Председатель Счетной палаты Российской Федерации, заместитель Председателя Счетной палаты Российской Федерации, Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации, Генеральный прокурор Российской Федерации, Председатель Центральной избирательной комиссии Российской Федерации, полномочный представитель Президента Российской Федерации в Совете Федерации, полномочный представитель Правительства Российской Федерации в Совете Федерации, полномочный представитель Государственной Думы в Совете Федерации, Уполномоченный при Президенте Российской Федерации по правам ребенка (в ред. постановлений Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации от 26 марта 2003 года № 79-СФ; от 15 декабря 2010 года № 556-СФ; от 16 апреля 2014 года № 127-СФ ) .

6. На открытом и закрытом заседаниях Совета Федерации вправе присутствовать депутаты Государственной Думы, судьи Конституционного Суда Российской Федерации, судьи Верховного Суда Российской Федерации, аудиторы Счетной палаты Российской Федерации, Председатель Следственного комитета Российской Федерации, заместители Председателя Следственного комитета Российской Федерации и по их поручению другие сотрудники Следственного комитета Российской Федерации, руководители органов государственной власти субъектов Российской Федерации.

(Часть 6 введена в соответствии с Федерального Собрания Российской Федерации от 26 марта 2003 года № 79-СФ; в ред. постановлений Совета Федерации от 27 декабря 2011 года № 568-СФ; от 22 февраля 2012 года № 38-СФ ; от 16 апреля 2014 года № 127-СФ. )

6 1 . На заседании Совета Федерации вправе присутствовать секретарь Общественной палаты Российской Федерации, заместитель секретаря Общественной палаты Российской Федерации, а также члены Общественной палаты Российской Федерации, уполномоченные советом Общественной палаты Российской Федерации, при соблюдении требований, предусмотренных законодательством Российской Федерации о государственной тайне.

(Часть 6 1 введена в соответствии с постановлением Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации от 24 марта 2006 года № 85-СФ; в ред. постановления Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации от 22 февраля 2012 года № 38-СФ.)

7. По решению Совета Федерации на заседания палаты приглашаются представители государственных органов, органов местного самоуправления, общественных объединений, научных учреждений, независимые эксперты, ученые и другие специалисты для предоставления необходимых сведений и заключений по рассматриваемым Советом Федерации вопросам.

8. Представители средств массовой информации могут присутствовать на открытых заседаниях палаты при условии их аккредитации в Совете Федерации.

9. Другие лица, не являющиеся членами Совета Федерации, могут присутствовать на заседаниях палаты только по специальному приглашению, выдаваемому за подписью Руководителя Аппарата Совета Федерации (в ред. постановления Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации от 29 апреля 2009 года № 149-СФ) .

10. На заседаниях Совета Федерации запрещается использование средств телефонной связи и радиосвязи, за исключением их использования для обеспечения проведения заседаний (в ред.постановления Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации от 16 апреля 2014 года № 127-СФ) .

11. На закрытом заседании палаты запрещается использование фото-, кино- и видеотехники, средств телефонной связи и радиосвязи, а также средств звукозаписи и обработки информации.

12. На закрытом заседании Совета Федерации вправе присутствовать работники Аппарата Совета Федерации в соответствии со списком, утверждаемым Руководителем Аппарата Совета Федерации.

(Часть 12 введена в соответствии с постановлением Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации от 12 февраля 2003 года № 25-СФ; в ред. постановления Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации от 29 апреля 2009 года № 149-СФ.)

13. Председательствующий на закрытом заседании палаты информирует членов Совета Федерации и других присутствующих на заседании лиц о правилах проведения закрытого заседания и запрете распространения сведений, составляющих государственную или иную охраняемую законом тайну.

14. Порядок обеспечения проведения открытых и закрытых заседаний Совета Федерации утверждается Председателем Совета Федерации.

(Часть 14 введена в соответствии с постановлением Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации от 24 марта 2006 года № 85-СФ.)

С т а т ь я 39. Порядок участия в заседании Совета Федерации лиц, не являющихся членами Совета Федерации

1. Лица, не являющиеся членами Совета Федерации и принимающие участие в заседании Совета Федерации, имеют право участвовать в прениях, делать замечания, вносить предложения и поправки по существу обсуждаемых вопросов, задавать вопросы, давать справки в соответствии со статьей 52 настоящего Регламента.

2. Лицам, присутствующим на заседании Совета Федерации, по решению Совета Федерации может быть предоставлено слово для выступления.

С т а т ь я 40. Протокол и стенограмма заседания Совета Федерации

1. На заседании Совета Федерации ведутся протокол и стенограмма. Протокол заседания Совета Федерации подписывается председательствующим на заседании

2. Стенограмма открытого заседания Совета Федерации подлежит опубликованию в Бюллетене заседания Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации и Стенографическом отчете заседания Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации .

3. Член Совета Федерации вправе ознакомиться со стенограммой своего выступления до ее опубликования.

4. Стенограмма закрытого заседания палаты хранится в соответствующем структурном подразделении Аппарата Совета Федерации на правах секретного документа.

С т а т ь я 41. Сессии Совета Федерации. Сроки и время проведения заседаний Совета Федерации

1. Совет Федерации собирается на сессии, как правило:

2. Во время сессии Совета Федерации проводятся заседания палаты, заседания Совета палаты, заседания комитетов Совета Федерации, парламентские слушания, Дни Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации в субъектах Российской Федерации, ведется работа членов Совета Федерации в субъектах Российской Федерации (в ред. постановления Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации от 27 декабря 2011 года № 568-СФ).

3. Заседания Совета Федерации проводятся по мере необходимости, но не реже двух раз в месяц.

4. Заседание Совета Федерации проводится в один день или в течение нескольких дней подряд. Каждый день заседания Совета Федерации состоит из утреннего и вечернего заседаний. Утреннее заседание проводится с 10 до 14 часов с перерывом на 30 минут, вечернее - с 16 до 18 часов.

5. По решению Совета Федерации время проведения заседания может быть изменено.

6. (Часть 6 исключена в соответствии с постановлением Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации от 1 марта 2017 года № 47-СФ.)

С т а т ь я 42. Порядок подготовки проекта повестки дня очередного заседания Совета Федерации

1. Проект повестки дня очередного заседания Совета Федерации представляет собой перечень вопросов, которые предполагается рассмотреть на заседании палаты, с указанием очередности их рассмотрения, органа Совета Федерации, должностного лица, ответственного за рассмотрение каждого вопроса, докладчиков (содокладчиков) по каждому вопросу, а также иных сведений, устанавливаемых Советом палаты.

В проекте повестки дня очередного заседания Совета Федерации может указываться фиксированное время для рассмотрения вопроса на заседании Совета Федерации.

(Часть 1 в ред. постановлений Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации от 27 декабря 2011 года № 568-СФ; от 30 октября 2013 года № 421-СФ. )

2. Проект повестки дня очередного заседания Совета Федерации формируется Председателем Совета Федерации.

3. В первую очередь в проект повестки дня очередного заседания Совета Федерации вносятся вопросы, подлежащие включению в повестку дня заседания Совета Федерации без обсуждения и голосования:

а) об обсуждении посланий и обращений Президента Российской Федерации;

б) относящиеся к ведению Совета Федерации в соответствии с частью 1 статьи 102 Конституции Российской Федерации (в ред. постановления Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации от 26 марта 2003 года № 79-СФ) ;

в) об обращении в Конституционный Суд Российской Федерации с запросом о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения Президента Российской Федерации в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления;

г) об освобождении от должности Председателя Совета Федерации, первого заместителя Председателя Совета Федерации, заместителя Председателя Совета Федерации (в ред. постановлений Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации от 26 мая 2004 года № 152-СФ; от 29 апреля 2009 года № 149-СФ) ;

д) о проектах законов Российской Федерации о поправках к Конституции Российской Федерации, одобренных Государственной Думой;

е) об одобренных Государственной Думой федеральных конституционных законах;

ж) о принятых Государственной Думой федеральных законах, подлежащих обязательному рассмотрению в Совете Федерации в соответствии со статьей 106 Конституции Российской Федерации (;

з) о повторном рассмотрении в соответствии с частью 3 статьи 107 Конституции Российской Федерации федеральных законов, отклоненных Президентом Российской Федерации и одобренных Государственной Думой при повторном рассмотрении в ранее принятой редакции;

и) о результатах рассмотрения законов Российской Федерации о поправках к Конституции Российской Федерации законодательными (представительными) органами государственной власти субъектов Российской Федерации;

к) об ответах членов Правительства Российской Федерации и иных должностных лиц на вопросы членов Совета Федерации (»правительственный час»).

4. Кроме вопросов, указанных в части 3 настоящей статьи, обязательному включению в проект повестки дня очередного заседания Совета Федерации подлежат вопросы:

(пункт «а» исключен, пункты «б» - «л» считаются соответственно пунктами «а» - «к» в соответствии с постановлением Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации от 26 марта 2003 года № 79-СФ;)

а) о предложениях о пересмотре положений глав 1, 2 и 9 Конституции Российской Федерации;

а 1) о принятых Государственной Думой федеральных законах, не подлежащих обязательному рассмотрению Советом Федерации, если не истек установленный Конституцией Российской Федерации четырнадцатидневный срок (пункт «а1» введен в соответствии с постановлением Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации от 27 июня 2012 года № 194-СФ)

б) о направлении обращений в Конституционный Суд Российской Федерации, за исключением обращения, указанного в пункте «в» части 3 настоящей статьи;

в) о законодательной инициативе Совета Федерации;

г) о поручениях Счетной палате Российской Федерации;

д) о приглашении членов Правительства Российской Федерации и иных должностных лиц на заседание палаты для ответов на вопросы членов Совета Федерации;

е) о внесении в настоящий Регламент изменений и дополнений, относящихся к порядку рассмотрения вопросов, указанных в части 3 настоящей статьи;

ж) об образовании комитетов Совета Федерации, о создании временных комиссий Совета Федерации и об изменении их составов (в ред. постановления Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации от 27 декабря 2011 года № 568-СФ) ;

з) подготовленные в соответствии с поручениями Совета Федерации, Совета палаты (в ред. постановления Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации от 27 июня 2012 года № 194-СФ);

и) включенные в повестку дня предшествующего заседания Совета Федерации, рассмотрение которых не было начато или завершено на предшествующем заседании;

к) иные вопросы, предусмотренные настоящим Регламентом.

5. В проект повестки дня очередного заседания Совета Федерации могут быть включены вопросы организации внутренней деятельности палаты, а также вопросы, предлагаемые к рассмотрению по инициативе членов Совета Федерации и не относящиеся к указанным в частях 3 и 4 настоящей статьи.

6. Указанные в настоящей статье вопросы включаются в проект повестки дня очередного заседания Совета Федерации при представлении проекта акта, предлагаемого для принятия Советом Федерации в соответствии с настоящим Регламентом.

7. Предложения для включения в проект повестки дня очередного заседания Совета Федерации должны быть представлены Председателю Совета Федерации, как правило, не позднее чем за 24 часа до начала заседания Совета палаты, за исключением вопросов, для которых Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами и федеральными законами установлен иной срок внесения на рассмотрение Совета Федерации.

8. Сформированный Председателем Совета Федерации проект повестки дня очередного заседания палаты направляется членам Совета Федерации. После этого проект повестки дня очередного заседания Совета Федерации вносится Председателем Совета Федерации на рассмотрение Совета палаты.

9. Председатель Совета Федерации вправе включить дополнительные вопросы в рассмотренный Советом палаты проект повестки дня заседания Совета Федерации.

С т а т ь я 42 1 . «Время эксперта»

1. Совет Федерации вправе пригласить на заседание палаты для выступления по актуальным вопросам известных государственных, политических, общественных деятелей, деятелей науки, культуры, искусства (»время эксперта»). Длительность выступления не должна превышать 30 минут.

2. Кандидатуры выступающих и темы их выступлений предлагаются Председателю Совета Федерации органами Совета Федерации и рассматриваются Советом палаты.

3. Совет палаты утверждает график проведения «времени эксперта» на весеннюю (осеннюю) сессию и определяет комитет, ответственный за его подготовку и проведение на заседании Совета Федерации.

(Статья 42 1 введена в соответствии с постановлением Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации от 24 июня 2015 года № 279-СФ; в ред. постановления Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации от 21 октября 2015 года № 389-СФ.)

С т а т ь я 43. Внеочередное заседание Совета Федерации

1. Внеочередное заседание Совета Федерации может созываться по предложению Президента Российской Федерации, Председателя Совета Федерации, Совета палаты, комитета Совета Федерации по вопросам, отнесенным к его ведению, либо по предложению не менее одной трети от общего числа членов Совета Федерации. Предложение комитета Совета Федерации должно быть поддержано не менее одной пятой от общего числа членов Совета Федерации.

(Часть 1 в ред. постановления Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации от 27 декабря 2011 года № 568-СФ.)

2. Инициаторы предложения о созыве внеочередного заседания Совета Федерации должны представить в Совет Федерации следующие материалы:

обоснование необходимости созыва внеочередного заседания палаты;

проект повестки дня внеочередного заседания палаты;

проекты актов Совета Федерации, указанных в статье 68 настоящего Регламента;

пояснительные записки к проектам актов Совета Федерации;

списки предполагаемых докладчиков и приглашенных лиц.

3. Материалы, представленные инициаторами предложения о созыве внеочередного заседания Совета Федерации, направляются Председателем Совета Федерации для подготовки заключения в соответствующие комитеты Совета Федерации. Комитеты Совета Федерации обязаны дать заключения по представленным материалам не позднее чем за 24 часа до начала внеочередного заседания Совета Федерации. Отсутствие заключения соответствующего комитета Совета Федерации не является препятствием для проведения внеочередного заседания палаты.

(Часть 3 в ред. постановления Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации от 27 декабря 2011 года № 568-СФ.)

4. Дата и порядок проведения внеочередного заседания палаты Председателем Совета Федерации согласовываются с Советом палаты.

С т а т ь я 44. Регистрация членов Совета Федерации на заседании палаты. Правомочность заседания Совета Федерации

1. Заседание Совета Федерации начинается с поименной регистрации членов Совета Федерации.

2. Регистрация членов Совета Федерации, присутствующих на заседании палаты, проводится перед началом каждого утреннего и вечернего заседания, а также перед началом закрытого заседания палаты. Перед голосованием по решению Совета Федерации может быть проведена дополнительная регистрация (в ред. постановления Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации от 12 февраля 2003 года № 25-СФ).

3. Заседание Совета Федерации считается правомочным, если на нем присутствует более половины от общего числа членов Совета Федерации.

С т а т ь я 45. Предоставление членам Совета Федерации материалов по вопросам, вносимым на рассмотрение палаты

1. Члены Совета Федерации своевременно извещаются о вопросах, вносимых на рассмотрение палаты.

2. Проекты актов Совета Федерации и другие материалы по вопросам, перечисленным в частях 3 и 4 статьи 42 настоящего Регламента, предоставляются членам Совета Федерации не позднее чем за 24 часа до начала заседания Совета Федерации.

3. Проекты актов Совета Федерации и другие материалы по вопросу утверждения указа Президента Российской Федерации о введении военного положения или о введении чрезвычайного положения, по решению вопроса о возможности использования Вооруженных Сил Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации предоставляются членам Совета Федерации до начала заседания Совета Федерации.

4. Проекты актов Совета Федерации по иным вопросам повестки дня заседания палаты предоставляются членам Совета Федерации, как правило, не позднее чем за 24 часа до начала заседания Совета Федерации.

5. Порядок представления членам Совета Федерации проектов актов Совета Федерации и других материалов по вопросам, вносимым на рассмотрение палаты, определяется инструкцией по делопроизводству в Совете Федерации.

(Часть 5 введена в соответствии с постановлением Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации от 6 июля 2007 года № 260-СФ.)

С т а т ь я 46. Вопросы, подлежащие первоочередному рассмотрению на заседании Совета Федерации

Установленные настоящей статьей вопросы подлежат первоочередному рассмотрению на заседании Совета Федерации в следующем порядке:

а) послания и обращения Президента Российской Федерации;

б) проекты актов Совета Федерации по вопросам, относящимся к ведению Совета Федерации в соответствии с частью 1 статьи 102 Конституции Российской Федерации;

в) проекты законов Российской Федерации о поправках к Конституции Российской Федерации, одобренные Государственной Думой; федеральные конституционные законы, одобренные Государственной Думой; федеральные законы, принятые Государственной Думой и подлежащие обязательному рассмотрению в Совете Федерации в соответствии со статьей 106 Конституции Российской Федерации;

г) предложения о пересмотре положений глав 1, 2 и 9 Конституции Российской Федерации;

д) предложения о направлении запросов Совета Федерации в Конституционный Суд Российской Федерации.

С т а т ь я 47. Председательствующий на заседании Совета Федерации

1. Заседание Совета Федерации ведет председательствующий, которым может быть Председатель Совета Федерации, первый заместитель Председателя Совета Федерации, один из заместителей Председателя Совета Федерации или старейший по возрасту член Совета Федерации из числа членов Совета Федерации, присутствующих на заседании.

2. Председательствующий на заседании Совета Федерации:

а) объявляет об открытии и о закрытии заседания;

а 1) вправе объявить минуту молчания (пункт «а 1 » введен в соответствии с постановлением Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации от 24 июня 2015 года № 279-СФ) ;

б) ведет заседание палаты;

в) обеспечивает соблюдение положений настоящего Регламента;

г) предоставляет слово для выступления в порядке очередности поступления зарегистрированных заявок в соответствии с повесткой дня заседания Совета Федерации, положениями настоящего Регламента либо в ином порядке, устанавливаемом решениями Совета Федерации;

д) вправе предупредить выступающего в случае его отклонения от темы рассматриваемого вопроса, а при повторном нарушении лишить его слова;

е) предоставляет слово по порядку ведения заседания;

з) оглашает предложения членов Совета Федерации по рассматриваемым на заседании вопросам и объявляет последовательность постановки их на голосование;

к) отвечает на вопросы, поступившие в его адрес, дает справки;

л) обеспечивает порядок в Зале заседаний Совета Федерации, может удалить из Зала заседаний Совета Федерации приглашенных лиц, мешающих работе Совета Федерации;

м) обеспечивает исполнение организационных решений Совета Федерации;

н) подписывает протокол заседания;

о) вправе предупредить члена Совета Федерации о нарушении положений настоящего Регламента, а также исправлять фактические ошибки, допущенные в выступлениях.

3. Если председательствующий посчитал необходимым принять участие в обсуждении какого‑либо вопроса, он, получив слово, передает функции председательствующего до принятия решения по обсуждаемому вопросу другому председательствующему.

4. Председательствующий может взять слово вне очереди для поздравления членов Совета Федерации, вручения им почетных грамот Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, вручения почетной символики Совета Федерации, осуществления иных торжественных действий. При этом вносить изменения в повестку дня заседания палаты не требуется.

5. При нарушении председательствующим положений частей 2–4 настоящей статьи, подтвержденном соответствующим решением палаты, Совет Федерации вправе передать функции председательствующего до завершения рассмотрения обсуждаемого вопроса другому председательствующему, приняв соответствующее решение большинством голосов от числа членов Совета Федерации, принявших участие в голосовании, но не менее чем одной четвертью голосов от общего числа членов Совета Федерации. Требование члена Совета Федерации о подтверждении палатой факта нарушения председательствующим положений частей 2–4 настоящей статьи ставится на голосование без обсуждения немедленно по поступлении.

(Статья 47 в ред. Федерального Собрания Российской Федерации от 29 октября 2014 года № 502-СФ.)

С т а т ь я 48. Язык заседания Совета Федерации

Заседание Совета Федерации ведется на русском языке. Член Совета Федерации, желающий выступить на ином языке народов Российской Федерации, не менее чем за сутки уведомляет об этом Председателя Совета Федерации. Такое выступление обеспечивается переводом на русский язык.

С т а т ь я 48 1 . Выступления на заседании Совета Федерации членов Совета Федерации по актуальным социально-экономическим, политическим и иным вопросам

После открытия заседания Совета Федерации членам Совета Федерации предоставляется слово для выступления по актуальным социально-экономическим, политическим и иным вопросам продолжительностью до трех минут. Общая продолжительность выступлений не может превышать 30 минут.

(Статья 48 1 введена постановлением Совета Федерации .

С т а т ь я 49. Представление председательствующим проекта повестки дня заседания Совета Федерации

Председательствующий на заседании Совета Федерации представляет Совету Федерации рассмотренный Советом палаты проект повестки дня заседания палаты и ставит его на голосование для принятия за основу.

С т а т ь я 50. Внесение изменений и дополнений в проект повестки дня заседания Совета Федерации

1. На заседании Совета Федерации в принятый за основу проект повестки дня могут вноситься изменения и дополнения. Изменения и дополнения могут быть внесены и в порядок рассмотрения вопросов повестки дня.

2. В первую очередь изменения и дополнения вносятся в перечень вопросов, подлежащих рассмотрению на заседании Совета Федерации (далее – перечень вопросов). Вопрос о федеральном законе, не подлежащем обязательному рассмотрению в Совете Федерации, может быть исключен из проекта повестки дня по предложению комитета Совета Федерации, ответственного за его рассмотрение, если ни один из присутствующих на заседании членов Совета Федерации не настаивает на необходимости его рассмотрения. После внесения изменений и дополнений в перечень вопросов председательствующий ставит на голосование вопрос о его утверждении. В утвержденный Советом Федерации перечень вопросов не могут быть внесены изменения и дополнения, за исключением случаев, установленных настоящим Регламентом. После утверждения перечня вопросов изменения и дополнения могут быть внесены в порядок (очередность) рассмотрения вопросов повестки дня заседания Совета Федерации.

(Часть 2 в ред. постановления Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации от 27 декабря 2011 года № 568-СФ.)

3. Предложения о внесении изменений и дополнений в принятый за основу проект повестки дня заседания Совета Федерации вносятся комитетом Совета Федерации, членом Совета Федерации в том случае, если инициатором предложения представлен проект акта Совета Федерации по вопросу, предлагаемому для включения в повестку дня заседания Совета Федерации (в ред. постановления Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации от 27 декабря 2011 года № 568-СФ).

4. Совет Федерации по инициативе председательствующего вправе принять решение о прекращении прений по вопросу повестки дня заседания Совета Федерации.

5. Из проекта повестки дня заседания Совета Федерации не могут быть исключены вопросы, подлежащие в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, настоящим Регламентом обязательному рассмотрению в Совете Федерации (в ред. постановления Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации от 27 декабря 2011 года № 568-СФ).

6. Предложения комитета Совета Федерации, члена Совета Федерации о внесении изменений и дополнений в проект повестки дня заседания Совета Федерации ставятся председательствующим на голосование в порядке очередности их поступления. Если по одному и тому же вопросу проекта повестки дня заседания Совета Федерации внесено несколько предложений, то по решению палаты вначале могут обсуждаться и голосоваться те из них, принятие или отклонение которых позволит решить вопрос о других предложениях. Перед голосованием инициатору предложения предоставляется возможность выступить с его обоснованием (время для выступления - три минуты).

(Часть 6 в ред. постановления Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации от 27 декабря 2011 года № 568-СФ.)

7. Решения о внесении изменений и дополнений в проект повестки дня заседания Совета Федерации принимаются большинством голосов от общего числа членов Совета Федерации.

С т а т ь я 51. Принятие повестки дня заседания Совета Федерации в целом

1. Проект повестки дня после принятия решений о внесении в него изменений и дополнений ставится председательствующим на голосование для принятия повестки дня заседания Совета Федерации в целом.

2. Решение о принятии повестки дня заседания Совета Федерации в целом принимается большинством голосов от общего числа членов Совета Федерации и оформляется выпиской из протокола заседания Совета Федерации (в ред. постановления Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации от 12 февраля 2003 года № 25-СФ) .

3. В принятую в целом повестку дня заседания Совета Федерации не могут быть внесены изменения и дополнения, за исключением вопросов, касающихся утверждения указа Президента Российской Федерации о введении военного положения или о введении чрезвычайного положения и решения вопроса о возможности использования Вооруженных Сил Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации, вопросов о принятых Государственной Думой федеральных законах, а также вопросов, инициированных Председателем Совета Федерации (в ред. постановлений Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации от 29 мая 2002 года № 254-СФ; от 27 июня 2012 года № 194-СФ; от 24 июня 2015 года № 279-СФ).

4. Обсуждение вопросов, не включенных в повестку дня заседания палаты, не допускается.

5. Вопросы, за исключением указанных в части 5 статьи 50 настоящего Регламента, снимаются с рассмотрения Советом Федерации по заявлению органа, лица (лиц), внесших эти вопросы на рассмотрение Совета Федерации.

С т а т ь я 52. Основные виды и продолжительность выступлений на заседании Совета Федерации

1. На заседаниях Совета Федерации предусматриваются следующие основные виды выступлений: доклад; содоклад; заключительное слово по обсуждаемому вопросу; выступление кандидата на выборную (назначаемую) должность; выступление в прениях; выступление по обсуждаемой кандидатуре; выступление по мотивам голосования; выступление по порядку ведения заседания; предложение; справка; информация; заявление; обращение.

2. Продолжительность доклада, содоклада, заключительного слова и выступления кандидата на выборную (назначаемую) должность устанавливается председательствующим на заседании Совета Федерации по согласованию с докладчиком, содокладчиком, кандидатом на выборную (назначаемую) должность, но не должна превышать: 15 минут - для доклада, 10 минут - для содоклада, 5 минут - для заключительного слова и выступления кандидата на выборную (назначаемую) должность.

Для выступления в прениях предоставляется до пяти минут, для выступления по вопросам, указанным в статье 48 1 , по обсуждаемой кандидатуре, по порядку ведения заседания, для предложения, справки, информации, заявления, обращения - до трех минут, для выступления по мотивам голосования, вопроса к докладчику и содокладчику (содокладчикам) - до одной минуты (в ред. постановлений Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации от 26 мая 2004 года № 152-СФ; от 27 марта 2013 года № 95-СФ).

Настоящим Регламентом может устанавливаться иная продолжительность выступлений на заседании Совета Федерации (в ред. постановления Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации от 10 февраля 2016 года № 52-СФ) .

3. По предложению председательствующего, принимаемому большинством голосов членов Совета Федерации, принявших участие в голосовании, но не менее чем одной четвертью голосов от общего числа членов Совета Федерации, устанавливаются общее время обсуждения вопроса повестки дня, общее время для вопросов и ответов, а также может быть продлено время для выступления (в ред. постановления Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации от 2 марта 2007 года № 73-СФ) .

4. По истечении установленного времени микрофон выступающего отключается без предупреждения. Председательствующий вправе продлить время для выступления по просьбе выступающего, но не более чем на одну минуту.

С т а т ь я 53. Порядок выступлений на заседании Совета Федерации

1. Доклад, содоклад (содоклады), заключительное слово докладчика и заключительное слово содокладчика (содокладчиков) осуществляются с трибуны, если палатой не принято иное решение. Остальные выступления осуществляются с трибуны, рабочих мест или от микрофонов в зале.

(Часть 1 в ред. 502-СФ.)

2. Никто не вправе выступать на заседании Совета Федерации без разрешения председательствующего. Нарушившего это правило председательствующий лишает слова без предупреждения.

3. Выступающий на заседании Совета Федерации не вправе употреблять в своей речи грубые, оскорбительные выражения, наносящие ущерб чести и достоинству граждан и должностных лиц, призывать к незаконным действиям, допускать выражения, разжигающие национальную и социальную рознь, использовать заведомо недостоверную информацию, допускать необоснованные обвинения в чей‑либо адрес.

В своих выступлениях на заседании Совета Федерации член Совета Федерации, депутат Государственной Думы и государственный гражданский служащий стоимостные показатели указывают в рублях, за исключением случаев, установленных законодательством Российской Федерации.

В случае нарушения этих правил выступающий может быть лишен слова без предупреждения.

(Часть 3 в ред. постановления Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации от 6 июля 2007 года № 260-СФ.)

3 1 . Член Комитета Совета Федерации по Регламенту и организации парламентской деятельности может поставить вопрос о злоупотреблении выступающим правом участвовать в обсуждении вопросов повестки дня заседания Совета Федерации, после чего председательствующий вправе предупредить об этом выступающего.

Каждый член Совета Федерации может поставить вопрос о повторном злоупотреблении выступающим правом участвовать в обсуждении вопросов повестки дня заседания Совета Федерации. В этом случае председательствующий ставит данный вопрос на голосование. Если повторное злоупотребление правом участвовать в обсуждении вопросов повестки дня заседания Совета Федерации подтверждено решением палаты, принимаемым большинством голосов от общего числа членов Совета Федерации, выступающий лишается права участвовать в обсуждении вопросов повестки дня в течение всего заседания.

(Часть 3 1 введена в соответствии с постановлением Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации от 25 декабря 2015 года № 607-СФ.)

4. Переуступка права на выступление в пользу другого лица допускается с согласия председательствующего на заседании Совета Федерации (в ред. постановления Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации от 29 октября 2014 года № 502-СФ) .

5. Право внеочередного выступления на заседании Совета Федерации предоставляется Президенту Российской Федерации, Председателю Правительства Российской Федерации, Председателю Совета Федерации, Председателю Государственной Думы, членам Правительства Российской Федерации, Председателю Счетной палаты Российской Федерации, Председателю Конституционного Суда Российской Федерации, Председателю Верховного Суда Российской Федерации, Уполномоченному по правам человека в Российской Федерации, Генеральному прокурору Российской Федерации, полномочному представителю Президента Российской Федерации в Совете Федерации, полномочному представителю Правительства Российской Федерации в Совете Федерации (в ред. постановлений Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации от 12 февраля 2003 года № 25-СФ; от 26 мая 2004 года № 152-СФ; от 16 апреля 2014 года № 127-СФ ) .

6. (Часть 6 исключена в соответствии с постановлением Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации от 12 февраля 2003 года № 25-СФ.)

С т а т ь я 54. Порядок рассмотрения на заседании Совета Федерации вопросов повестки дня

Вопросы повестки дня заседания Совета Федерации, за исключением тех, для которых настоящим Регламентом установлен иной порядок рассмотрения, рассматриваются Советом Федерации в следующем порядке:

  • доклад;
  • содоклад (содоклады);
  • вопросы к докладчику и содокладчику (содокладчикам);
  • выступления в прениях;
  • заключительное слово докладчика;
  • заключительное слово содокладчика (содокладчиков);
  • выступления по мотивам голосования по принятию проекта акта Совета Федерации за основу;
  • голосование по принятию проекта акта Совета Федерации за основу;
  • обсуждение поправок к проекту акта Совета Федерации и голосование по ним в порядке, установленном статьей 69 настоящего Регламента;
  • голосование по принятию акта Совета Федерации в целом.

С т а т ь я 55. Прекращение прений

1. По предложению председательствующего на заседании Совета Федерации прения по рассматриваемому вопросу могут быть прекращены по истечении времени, предусмотренного настоящим Регламентом, либо по решению Совета Федерации.

2. После принятия решения о прекращении прений председательствующий на заседании Совета Федерации выясняет, кто из записавшихся, но не выступивших настаивает на выступлении, и с согласия палаты предоставляет ему слово.

3. Члены Совета Федерации, не выступившие в связи с прекращением прений, вправе приобщить подписанные ими тексты своих выступлений к стенограмме заседания.

4. Докладчики, содокладчики и кандидаты на выборные (назначаемые) должности имеют право на заключительное слово.

С т а т ь я 56. Выступления по порядку ведения заседания Совета Федерации

1. Председательствующий обязан предоставить слово члену Совета Федерации, если тот заявляет о желании выступить по порядку ведения заседания.

Если член Совета Федерации выступает не по порядку ведения заседания Совета Федерации, председательствующий вправе предупредить его об этом, а в случае повторного нарушения лишить его слова (абзац второй введен постановлением Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации от 29 октября 2014 года № 502-СФ) .

2. Допускается не более двух выступлений членов Совета Федерации по порядку ведения заседания в течение 30 минут. Если в течение этого срока поступает третье заявление о выступлении по порядку ведения заседания, председательствующий вправе предоставить слово для выступления по истечении этих 30 минут либо поставить на голосование вопрос об открытии прений по порядку ведения заседания.

Решение об открытии прений по порядку ведения заседания считается принятым, если за него проголосовало большинство членов Совета Федерации, принявших участие в голосовании, но не менее одной четверти от общего числа членов Совета Федерации (в ред. постановления Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации от 2 марта 2007 года № 73-СФ).

3. Прения по порядку ведения заседания продолжаются не более 30 минут. На каждое выступление отводится не более трех минут.

4. По истечении 30 минут с момента открытия прений по порядку ведения заседания председательствующий может поставить на голосование вопрос о продолжении прений. Решение о продолжении прений по порядку ведения заседания считается принятым, если за него проголосовало большинство членов Совета Федерации, принявших участие в голосовании, но не менее одной четверти от общего числа членов Совета Федерации (в ред. постановления Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации от 2 марта 2007 года № 73-СФ) .

5. Следующее выступление по порядку ведения заседания допускается не ранее чем через 30 минут после прекращения предыдущих прений по порядку ведения заседания.

6. В случае нарушения положений настоящего Регламента на заседании Совета Федерации уполномоченный представитель Комитета Совета Федерации по Регламенту и организации парламентской деятельности обязан проинформировать об этом Совет Федерации и предложить председательствующему устранить допущенное нарушение (в ред. постановления Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации от 27 декабря 2011 года № 568-СФ).

С т а т ь я 57. Поручение Совета Федерации

1. Совет Федерации в ходе заседания по предложению председательствующего, члена Совета Федерации может дать поручение органу Совета Федерации, должностному лицу Совета Федерации, Аппарату Совета Федерации.

2. Текст поручения, как правило, предварительно согласовывается с органом Совета Федерации, должностным лицом Совета Федерации, которым предлагается дать поручение, и представляется в письменной форме либо оглашается председательствующим или членом Совета Федерации – инициатором предложения.

3. Поручение оформляется выпиской из протокола заседания Совета Федерации.

4. Информация о результатах исполнения поручения Совета Федерации представляется органом Совета Федерации, должностным лицом Совета Федерации, Руководителем Аппарата Совета Федерации Комитету Совета Федерации по Регламенту и организации парламентской деятельности. (в ред. постановления Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации от 17 января 2018 года № 3-СФ)

(Статья 57 в ред. постановления Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации от 16 апреля 2014 года № 127-СФ.)

С т а т ь я 58. Время для информирования и дачи справок

В конце каждого заседания палаты выделяется не более 15 минут для информирования и дачи справок. На каждое выступление выделяется не более трех минут.

(Статья 58 в ред. постановления Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации от 27 марта 2013 года № 95-СФ) .

С т а т ь я 59. Распространение документов и материалов в Зале заседаний Совета Федерации

Члены Совета Федерации вправе распространять в Зале заседаний Совета Федерации документы и материалы, относящиеся к вопросам, включенным в повестку дня. Любые документы и материалы должны быть подписаны инициатором (инициаторами) их распространения и завизированы Председателем Совета Федерации либо по его поручению первым заместителем Председателя Совета Федерации, заместителем Председателя Совета Федерации или Руководителем Аппарата Совета Федерации (в ред. постановлений Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации от 26 мая 2004 года № 152-СФ; от 29 апреля 2009 года № 149-СФ; от 16 апреля 2014 года № 127-СФ) .



Понравилась статья? Поделиться с друзьями: