Как называется законодательная власть. Особенности законодательной власти

Понятие и сущность законодательной власти

В системе разделения властей законодательная власть занимает особую нишу, поскольку именно эта ветвь власти устанавливает правила поведения, по которым и во исполнение которых работают другие ветви государственной власти, обеспечивается конституционная законность и устанавливается правопорядок. Считается, что законодательная власть – это первичная власть и одной из ее целей деятельности является формирование идеализированного правопорядка. Органы законодательной власти своей целью имеют реализацию правотворческой функции, путем принятия общеобязательныз правил поведения, ориентироваться на которые в своей деятельности должны все граждане, общественные объединения, а также все органы государтвенной власти. На первый взгляд, законодательная власть представляет собой реальное выражение воли социума. Однако далеко не всегда законодательные решения могут отвечать одновременно всем потребностям социума, который состоит из разных слоев и социальных групп, которые в свою очередь преследуют различные цели и ориентиры. В связи с этим можно говорить о том, что одной из основных целей законодательной власти при принятии решений является консолидация интересов различных представителей социума для того, чтобы найти компромиссное решение, правильно определяя приоритеты при его принятии.

Рисунок 1.

Признаки законодательной власти

  1. Системность
  2. Набор фукнций и полномочий, которые зависят от реализации принципов демократизма и разделения властей
  3. Коллегиальность
  4. Представительство интересов, выборность

Особенности законодательной власти

Принцип разделения властей наделил каждую ветвь власти своей ролью, и, соответственно, своими целями, задачами и функциями. Можно выделить несколько особенностей , присущих законодательной ветви власти:

  • законодательная власть призвана формулировать и претворять в жизнь правила поведения;
  • по отношению к исполнительной и судебной ветвям власти, законодательная власть выполняет роль ориентира для них, предоставляя возможность продуктивно и качественно функционировать и взаимодействовать друг с другом;
  • кроме ориентирующей функции, законодательная власть реализует еще и контрольную, которая нацелена на то, чтобы, используя парламентский контроль, оценивать и проверять качество и своевременность реализации законов.

Функции законодательной власти

1) законодательная функция. Сущность данной функции состоит в том, что законодательный орган имеет право издавать нормативные акты, которые наделены высшей юридической силой после конституций. Данное право имеет исключительный и вместе с тем универсальный характер. Законодательная функция рождает нормативный акт, который содержит в себе правило поведения, регулирующее ту или иную сферу общественных отношений в пределах полномочий государства или его субъекта.

2) представительская функция. Связана с обеспечением партийного, территориального, корпоративного, этнического представительства;

3) учредительная функция. Состоит в утверждении и назначении различных лиц на государственные посты, создание организационных структур, специальных комиссий и т.п.;

4) функция контроля и ответственности. Парламентский контроль призван не дать исполнительной власти занять главенствующую позицию и не дать институтам демократии стать более авторитарными. Контрольная функция может рассматриваться в широком и узком смыслах.Чаще всего данный вид контроля предполагает проверку деятельности государственных органов и возможность применения санкций. В более широком понимании в парламентский контроль входит право законодательного органа участвовать в формировании различных высших органов власти, что перекликается с учредительной функцией законодательной власти.

Замечание 1

Контрольная функция проявляется в разных формах, например контроль парламентских органов, и контроль должностных лиц, не входящих в структуру парламента.

Структура федеральных органов законодательной власти в Российской Федерации

    Федеральное собрание.

    Государственная Дума. Вторая (нижняя) палата Федерального Собрания Российской Федерации. Она состоит из 450 депутатов. Полномочия Государственной Думы определяются Конституцией Российской Федерации Государственная Дума также может назначать и освобождать от должности ряд других высших чиновников в государстве (Центральный банк России, Счетная палата, Уполномоченный по правам человека). Дума вправе выдвигать обвинения против Президента (импичмент) и объявлять амнистию. Основная задача Государственной Думы – принятие федеральных законов большинством голосов от общего числа депутатов. Так, Государственная Дума дает согласие Президенту на назначение Председателя Правительства. Председатель Правительства ежегодно отчитывается перед Госдумой о своей деятельности и отвечает на ее запросы, при этом, в случае неудовлетворительной работы, она может выдвинуть ему вотум недоверия.

    Совет Федерации. Верхняя палата Федерального Собрания. Каждый субъект федерации отправляет туда двух своих представителей. Один – от исполнительного органа власти (правительства области или республики), а другой от местного представительного органа власти (например, от областной Думы). СФ утверждает указы Президента о военном и чрезвычайном положении, назначает выборы Президента Российской Федерации, участвует в изменении основного закона страны – Конституции, процедуре импичмента Президента, утверждает Председателя Счетной палаты. По представлению Президента Совет Федерации назначает судей высших судебных органов власти, утверждает изменение границ между субъектами Российской Федерации.

Законодательная власть - это ветвь государственной власти, которая занимается разработкой и принятием законов и др. нормативных актов, регулирующих общественную жизнь, принимает и контролирует бюджет страны.

Важнейшим органом законодательной власти в современных обществах является парламент. Латинское слово parliamentum означало послеобеденную беседу монахов. В Англии слово parliament появилось вначале для обозначения любого обсуждения. Французское слово parlement используется для названия «Великого совета Англии». Дословным переводом этого термина является «говорить, разговаривать».

Первый парламент в Западной Европе - это Кортесы Кастилии, а в российской истории - Земский собор князя Всеволода III Большое гнездо (1211 г.). Многие исследователи утверждают, что первый парламент в современном понимании этой дефиниции появился в Англии в 1265 г. Следует отметить, что законодательные структуры того времени были сословными органами. По настоящему представительными они стали только после буржуазных революций, когда в основу государственного устройства был положен принцип разделения властей. Это был главный инструмент борьбы против абсолютизма, средневековой реакции за национальную независимость и торжество справедливости и демократии.

Парламент - высший представительный и законодательный орган государства. Представительный - это означает, что в составе парламента работают избираемые народом или частично назначаемые его представители, которые получили право представлять интересы людей и от их имени принимать законы и политические решения. Законодательный, что основная задача парламента - разработка и принятие законопроектов. Именно от работы парламента, сто эффективности и целенаправленной деятельности во многом зависит, какие в стране будут приниматься политические решения и законодательные акты, торжествовать идеи, ценности, идеалы, взгляды, принципы, нормы, убеждения, модели поведения. Законодательная власть создает объективные условия для реализации важнейших задач, стоящих перед государством.

Современный парламент - это государственный представительный орган, главная функция которого в системе разделения властей состоит в осуществлении законодательной власти, разработке и принятии законов. Создание свободно избранного органа народного представительства относится к наиболее существенным элементам демократического механизма власти.

На процессы формирования парламента оказывают огромное влияние многие факторы:

  • соотношение политических и социальных сил в обществе,
  • уровень правовой культуры,
  • традиции,
  • зарубежный опыт,
  • различные субъективные факторы.

Каждая страна самостоятельно определяет роль парламента и его особенности в любой период времени. Представительный и законодательный орган Республики Беларусь называется Парламентом - Национальным собранием Республики Беларусь. Он имеет свои четко очерченные задачи и функции, самостоятельно и эффективно решает многочисленные проблемы современного белорусского общества.

Структура парламента

Одним из важнейших вопросов государственного устройства является вопрос о структуре представительных органов власти. Традиционно парламенты были либо двухпалатными, либо однопалатными. Однако могут быть и исключения. Так, в Южно-Африканской Республике парламент был трехпалатным. Палаты в нем формировались по расовому принципу - палата собрания из белых, палата представителей из «цветных» и палата делегатов из аборигенов. В 1970-х гг. в союзной скупщине Югославии число палат доходило до шести.

Структура парламента, как правило, зависит от формы государственного устройства, численности населения и исторических традиций, сложившихся в той или иной стране. Первоначально традиционной системой создания парламентов была двухпалатность. Как показывает история, вторая или верхняя, палата была введена, во-первых, для представительства аристократии, во-вторых, была противовесом нижней палате, в которой была представлена буржуазия и другие, более демократично настроенные слои общества.

Как правило, государства с федеративной формой государственного устройства или численностью населения более десяти миллионов человек создают парламенты на двухпалатной системе (США, Канада, ФРГ, Австралия, Австрия, Бельгия, Италия и др.), где нижняя палата парламента избирается непосредственно населением, а верхняя палата формируется путем прямых или непрямых выборов либо формируется по наследственному признаку.

В унитарных государствах (Греция, Дания, Люксембург, Финляндия, Непал, Новая Зеландия, Турция, Израиль, Швеция и др.) чаще всего существует однопалатная система, но и могут быть отступления от правил.

Место, роль и полномочия парламента зависят от формы государственного правления. В парламентских республиках он формирует и контролирует правительство, издает законы, утверждает государственный бюджет и т. д. В президентских республиках полномочия парламентов значительно меньше.

Основными элементами внутренней организации парламентов являются:

Руководит работой парламента председатель (в англоязычных странах - спикер), избирающийся на весь срок полномочий парламента, который, как правило, является первым среди равных и координируют деятельность парламента. Председатель палаты может быть как беспартийным (Великобритания), так и членом партии (от фракционного большинства). В руководящие органы многих парламентов, кроме председателей, входят их заместители, секретари и квесторы (наблюдатели).

Парламентские комиссии (комитеты) образуются из депутатов и подразделяются на два основных вида: временные и постоянные. Постоянные комиссии (комитеты) создаются на весь срок деятельности парламента. Их основная задача - оценка и разработка законопроектов, контроль за реализацией законов. Временные комиссии (комитеты) образуются для рассмотрения какого-либо вопроса, решения ка - ких-либо проблем. После достижения своих целей временные парламентские структуры прекращают свою деятельность.

Выборы (назначение) председателя комиссии (комитета) могут осуществляться: самими членами комиссии (комитета), исходя из принципа старшинства, председателем палаты.

Члены парламента (парламентарии) называются они в разных странах по-разному. Например, в Великобритании членами парламента называются только члены Палаты общин. В США конгрессменами называются только члены Палаты представителей. Во многих странах депутатами называются только члены низших палат. Членов верхних палат чаще называют сенаторами.

Правовой статус парламентариев большинства стран мира определяется конституциями государств и специальными законами, регламентом парламента и правовыми обычаями. Важнейшая обязанность каждого парламентария - представлять в главном представительном и законодательном органе интересы своих избирателей, встречаться с ними, выслушивать их наказы, содействовать их реализации.

Срок полномочий депутата засчитывается в общий и непрерывный стаж работы по его прежней специальности. Депутату по окончании срока его полномочий предоставляется прежняя должность, а при ее отсутствии - другая равноценная должность. Довольно распространенной является практика, когда депутаты после выхода на заслуженный отдых получают повышенную пенсию. Срок полномочий депутата определяется Конституцией.

Депутаты всех парламентов имеют ряд прав:

  • право решающего голоса по всем вопросам, которые рассматриваются на заседаниях парламента и ее органов, в состав которых они входят;
  • выбирать и быть избранным в парламентские органы,
  • предлагать вопросы для их рассмотрения, вносить проекты законов, постановлений, других актов, поправки к ним;
  • обращаться с запросами, участвовать в дебатах, ставить вопрос докладчикам,
  • выступать с обоснованием своих предложений и по мотивам голосования, давать справки и т. д.

Каждый депутат практически всех современных парламентов имеет две важнейшие привилегии:

1. Депутатский иммунитет или парламентская неприкосновенность - запрещение ареста или привлечение к судебной ответственности. Депутат пользуется неприкосновенностью только во время действия депутатского мандата. Он может быть лишен неприкосновенности только парламентом, членом которого является. Исключение, как правило, делается в том случае, если депутат был арестован на месте преступления.

2. Депутатский индемнитет - запрещение преследования депутатов за все действия, совершенные ими при исполнении депутатских обязанностей. Никто не имеет права привлечь депутата к ответственности за эти действия даже после истечения депутатских полномочий.

Депутат парламента имеет определенные обязанности:

  • участвовать в законотворческом процессе;
  • выражать и защищать законные интересы государства, общества и избирателей;
  • присутствовать и принимать участие в заседаниях парламента и его органов, выполнять их поручения;
  • соблюдать Регламент парламента и иные нормативные акты, которые определяют порядок его деятельности.

В большинстве развитых стран парламентарии работают на профессиональной основе. Одно и то же лицо не может одновременно являться членом двух палат Парламента. Депутат Палаты представителей не может быть депутатом местного Совета депутатов. Члены парламента не могут быть одновременно членом правительства. Не допускается совмещение обязанностей депутата с одновременным занятием должности Президента либо судьи.

Срок полномочий депутата Палаты представителей, члена Совета Республики - четыре года. Срок исполнения полномочий депутатом Палаты представителей, членом Совета Республики начинается со дня первого заседания вновь избранных Палаты представителей, Совета Республики и закапчивается в день открытия первого заседания Палаты представителей, Совета Республики нового созыва. Их срок полномочий может быть продлен только в случае войны. Депутаты могут быть отозваны по основаниям, предусмотренным законодательством.

Порядок формирования парламента во многом зависит от его структуры. Если главный представительный и законодательный орган страны - однопалатный, то он избирается, как правило, прямым и тайным голосованием всего населения государства. Если парламент двухпалатный, то одна его палата, чаще всего - нижняя - также избирается всем населением. Верхние палаты могут избираться всеми гражданами страны. Но чаще всего непрямыми многоступенчатыми или косвенными выборами.

Порядок роспуска парламентов определяется Конституцией и представляет собой прекращение полномочий депутатского корпуса парламента или одной из его палат до истечения срока, на который были избраны депутаты. Конституции государств обычно четко определяют перечень случаев и условий, при которых и каким органом возможен роспуск парламента. Основные случаи, предусмотренные законами многих государств: невозможность формирования правительства или избрания президента страны, выражения парламентом вотума недоверия правительству, не утверждение программы правительства, непринятие в установленный срок предложенного правительством государственного бюджета и др.

Функции парламента

Парламент не может быть распущен в период чрезвычайного или военного положения, в последние шесть месяцев полномочий Президента, в период решения палатами вопроса о досрочном освобождении или смещении Президента с должности. Не допускается роспуск палат в течение года со дня их первых заседаний.

Для более глубокого осмысления роли депутатов в сфере своей деятельности важно рассмотреть основные функции, которые выполняют парламенты в жизни современных обществ:

Правотворческая, законодательная функция - это основная функция парламента. Депутаты разрабатывают, обсуждают и принимают законы и другие нормативно-правовые акты, направленные на решение проблем, стоящих перед обществом. Законы, принимаемые парламентом, направлены на защиту интересов государства, реализацию потребностей основных классов, социальных слоев и групп, отдельных личностей. Главная задача законодательной функции парламента обеспечение благосостояния людей, счастья и процветания граждан страны, государства в целом, решение проблем, стоящих перед обществом;

Представительная функция означает, что парламент является выразителем интересов и воли народа, то есть всей совокупности граждан данного государства. Эта функция неразрывно связана с понятием демократии. Задача представительной власти - выражение мнения и интересов избравшего ее народа. Парламент - это единственный официальный орган народного представительства. Его представительная функция фиксирует связь с народом;

Идеологическая функция - идеологическое информирование населения, целенаправленное воздействие на общественное мнение производится в каждом конкретном случае, когда необходимо производить существенные социально-политические изменения и закреплять их при помощи законов или подзаконных актов;

Властная функция - принятие конкретных политических и управленческих решений, осуществление выбора альтернатив общественно-экономического и политического развития общества в целом и его основных подсистем;

Функция участия в формировании органов государственной власти. Концепция разделения властей предполагает определенное участие парламентов в формировании исполнительной и судебной ветвей власти. Причем в зависимости от формы правления, политического режима, других политических условий размер полномочий органов законодательной власти в осуществлении данной функции существенно меняется;

Финансово-бюджетная функция парламента - парламент принимает бюджет, утверждает статьи доходов и расходов государства. Рассмотрение и принятие бюджета является важным направлением всей парламентской деятельности. От него зависят практически вес стороны жизни современного государства;

Функция контроля за деятельностью исполнительной власти осуществляется при помощи постоянного контроля за исполнением бюджета, отчетов членов правительства депутатскому корпусу, дачей разрешения на назначения тех или иных руководящих лиц.

Выражение недоверия правительству, проверка исполнения законов, парламентские расследования служат важными рычагами обеспечения действенного парламентского контроля,

Кроме того, парламенты наделены в одних случаях исключительным (привлечение к ответу президента страны), в других - особыми (выражение недоверия правительству), в третьих - специальными (лишение депутата права на неприкосновенность, отстранение от обязанностей и т. д.) полномочиями.

Функция политической гласности. Современный парламент - важный форум политической гласности, где представители различных слоев общества, политических партий, правительство, депутаты открыто заявляют о своих задачах и намерениях, профессионально и политически аргументируют их. Если этого не происходит, то принятие любого законопроекта оказывается под угрозой. Он требует открытой политической дискуссии;

Функция легитимации. Парламент выступает как важнейший институт легитимации политической власти. Современный парламент как организация и система институтов осуществляет свою функцию благодаря комплексу избирательных норм и законов, благодаря которым он сформирован и функционирует;

Вынесение импичмента президенту и некоторым должностным лицам. Согласно Конституции, Парламенту или одной из его палат предоставлено право выдвигать против президента обвинение в совершении государственной измены или иного тяжкого преступления. После проведения соответствующего расследования и при наличии оснований Парламент двумя третями голосов от его полного состава может принять решение о смещении президента с должности.

Законодательная деятельность парламента следует рассматривать через стадии законодательного процесса, который можно представить следующим образом:

  • законодательная инициатива,
  • обсуждение законопроекта,
  • принятие законопроекта,
  • промульгация - утверждение и опубликование закона.

Законодательная инициатива - это право внесения законопроектов.

в законодательные органы, влекущее за собой обязанность законодательных органов обсудить законопроект и принять по нему определенное решение.

Право законодательной инициативы может принадлежать Президенту, депутатам, Правительству, а также гражданам, обладающим избирательным правом, в количестве определенным Конституцией. Право законодательной инициативы может быть реализовано несколькими субъектами одновременно. Инициатива должна быть оформлена в виде законопроекта.

Прежде чем быть окончательно принятым, законопроект может пройти несколько стадий обсуждения, каждая из которых именуется чтением. После его принятия нижней палатой, он поступает в верхнюю. Законопроект в первом чтении принимается, если за него проголосовало большинство от полного состава депутатов. После принятия законопроекта в первом чтении он передается на доработку и устанавливаются сроки для представления проекта ко второму чтению. Между первым и вторым чтением законопроект может быть вынесен на народное обсуждение.

При рассмотрении проекта закона во втором чтении голосование может проводиться по статьям, главам, разделам или по иным структурным частям законопроекта. Если по нему не имеется замечаний и предложений, то он может быть принят в целом и отправлен на обсуждение в верхнюю палату.

В случае его принятия обеими палатами законопроект поступает на подпись главе государства. Если Президент его не возвращает на протяжении двух недель, закон считается подписанным. Наступает стадия промульгации.

Президент может подписать его в десятидневный срок или наложить вето, т. с. отвергнуть. В случае своего несогласия с текстом будущего закона он возвращает его со своими возражениями в парламент. Однако палаты парламента могут преодолеть вето президента, если в каждой из них законопроект будет повторно одобрен квалифицированным большинством голосов. Голосование проводится по закону в целом. Закон считается принятым, если за него проголосовало не менее двух третей депутатов обеих палат.

Закон после преодоления парламентом возражений Президента подписывается Президентом в пятидневный срок. Закон вступает в силу и в том случае, если он не будет подписан Президентом в этот срок.

Государственная власть делится на следующие ветви власти:

1) законодательная – власть, которая имеет верховный характер, так как формируется напрямую и непосредственно народом и определяет правовую базу государственной, а также общественной жизни;

2) исполнительная – та власть, которая представляет, которая занимается непосредственной реализацией, проведением в жизнь принятых законодательными органами нормативных документов;

3) судебная – власть, которая действует самостоятельно от исполнительной и законодательной, посредством судебных органов осуществляет охрану прав и свобод граждан, защищает правовые устои государственной и общественной жизни от каких-либо посягательств независимо от того, кто совершил данное нарушение.

В России законодательная власть представлена двухпалатным Федеральным Собранием, в которое входят Государственная дума и Совет Федерации, в регионах - законодательными собраниями (парламентами).

Парламент РФ – это представительный и законодательный орган, который состоит из двух палат: Совета Федерации и Государственной Думы.

В сферу влияния этой ветви власти попадает система создания новых законов, направленных на обеспечение благосостояния населения страны,и пересмотри регулирование старых и давно принятых законов для того, чтобы их функционирование имело больший эффект влияния и обеспечения нормальной жизни народа в государстве.

Законодательная власть, наряду с другими вопросами, занимается вопросами по принятию законов, которые на обязательных условиях применяются на всей территории России. В их распоряжение также входит деятельность по назначению на должность руководителей Правительства, Центрального банка Российской Федерации и решение других важных вопросов, которые направлены на обеспечение продуктивной работы власти и закона в стране.

В Российской Федерации проводятся определенные реформы, которые должны приносить пользу населению своим воплощением в жизнь, а, как известно, чтобы что-то выполнялось на соответствующем уровне, необходимо законодательное закрепление определенных решений и постановлений. Этим и занимается законодательная власть как на уровне местных (локальных) государственных управлений, так и на всеобщем государственном уровне.

Любая деятельность, проводимая на государственном уровне, опирается в основном на экономические и правовые рычаги, и подкрепляется законодательными актами.

То есть актами, принятыми высшим представительным и законодательным органом – Федеральным Собранием, или актами, которые были приняты еще в советское время, если они не противоречат новопринятой Конституции. Законодательная власть регулирует и внешне государственные отношения России с другими странами.

Законодательная власть - это делегированная народом своим представителям гос. власть, реализуемая коллегиально путем издания законодательных актов, а также наблюдения и контроля за исполнительной властью. Как правило, сосредоточена в одном гос. органе - парламенте.

Законодательным и представительным органом РФ является парламент - Федеральное Собрание:

Состоит из двух палат - Совета Федерации и Государственной Думы

Является постоянно действующим органом

Совет Федерации и Государственная Дума заседают раздельно

Заседания палат являются открытыми (в отдельных случаях проводится закрытые заседания)

Палаты могут проводить совместные заседания для заслушивания посланий Президента, Конституционного Суда РФ, выступлений руководителей иностранных государств

Члены Совета Федерации и депутаты Гос. Думы обладают неприкосновенностью в течение срока их полномочий (не могут быть задержаны, арестованы, подвергнуты обыску, кроме случаев задержания на месте преступления)

В Совет Федерации входят по 2 представителя от каждого субъекта РФ: по одному от представительного и исполнительного органов гос. власти субъекта. Гос. Дума состоит из 450 депутатов и избирается сроком на 4 года по смешанной - мажоритарно-пропорциональной системе (225 и 225).

К ведению Совета Федерации относится:

Одобрение федеральных законов, принятых Государственной Думой

Утверждение изменения границ

Утверждение некоторых важнейших указов Президента РФ (напр., о введении чрезвычайного положения

Назначение выборов Президента РФ

Назначение на должность судей Конституционного, Верховного и Высшего Арбитражного Судов РФ

Назначение на должность и освобождение от должности Генерального Прокурора РФ

Отрешение Президента от должности

К ведению Государственной Думы относится:

Принятие федеральных законов

Дача согласия Президенту РФ на назначение Председателя Правительства РФ

Решение вопроса о доверии Правительству РФ

Назначение на должность и освобождение от должности Председателя Центрального Банка РФ

Назначение на должность и освобождение от должности Уполномоченного по правам человека

Объявление амнистии

Выдвижение обвинения против Президента РФ для отрешения его от должности

Парламентская независимость не является абсолютной . Она ограничивается через такие институты конституционного права, как

Референдум, поскольку с его помощью могут быть одобрены некоторые законы и без парламента;

Чрезвычайное и военное положение, которые приостанавливают действие законов;

Право Конституционного Суда РФ объявлять законы неконституционными;

Право Президента РФ распускать Государственную Думу при определенных обстоятельствах;

Ратифицированные международные договоры, которые по юридической силе выше законов;

Требование Конституции РФ о принятии Государственной Думой финансовых законов только при наличии заключения Правительства РФ.

Эти ограничения вытекают из принципа разделения властей. Они, однако, не умаляют независимого положения Федерального Собрания в системе органов Российского государства.

Органы законодательной власти - это Федеральное Собрание РФ, народные собрания, государственные собрания, верховные со­веты, законодательные собрания республик в составе Российской Федерации; думы, законодательные собрания, областные собрания и другие законодательные органы власти краев, областей, городов федерального значения, автономной области и автономных округов. Основная особенность этих органов состоит в том, что они избира­ются непосредственно народом и никаким другим путем формиро­ ваться не могут . В своей совокупности они составляют систему пред­ставительных органов государственной власти Российской Федера­ции.

Являясь законодательными органами, представительные органы государственной власти выражают государственную волю многона­ционального народа Российской Федерации и придают ей общеобя­зательный характер. Они принимают решения, воплощаемые в соот­ветствующих актах, принимают меры к исполнению своих решений и осуществляют контроль за их реализацией. Решения законодатель­ных органов обязательны к исполнению всеми другими органами со­ответствующего уровня, а также всеми нижестоящими органами го­сударственной власти и органами местного самоуправления.

Органы законодательной власти подразделяются на федеральные и региональные (субъектов Федерации). Федеральным законодатель­ным и представительным органом Российской Федерации является Федеральное Собрание РФ. Это общегосударственный, общероссий­ский орган государственной власти, действующий в масштабах всей России. Все другие законодательные органы, функционирующие на территории Российской Федерации, являются региональными, дей­ствующими в пределах соответствующего субъекта Федерации.

Федеральное Собрание Российской Федерации

Согласно Конституции РФ (ст. 94) Федеральное Собрание явля­ется парламентом Российской Федерации.

В ст. 94 Конституции РФ указывается, что Федеральное Собра­ние - представительный орган Российской Федерации. Тем самым устанавливается, что формой государства является представитель­ная, т. е. опосредованная выборами, парламентская демократия, в условиях которой формирование политической воли народа возла­гается на народное представительство, самостоятельно принимаю­щее наиболее ответственные решения.

В ст. 94 Конституции РФ Федеральное Собрание характеризует­ся и как законодательный орган Российской Федерации. В передаче парламенту законодательной власти реализуется принцип народного суверенитета как основы правопорядка.

Признание Федерального Собрания законодательной властью означает вместе с тем, что ни один закон Российской Федерации не может быть издан, если он не рассмотрен и не одобрен парламентом, а сам парламент обладает полной и ничем не ограниченной в рамках полномочий Российской Федерации и ее Конституции компетенци­ей в сфере законодательства.

Будучи законодательным органом, Федеральное Собрание ис­полняет и некоторые довольно ограниченные контрольные функции та исполнительной властью. Контроль осуществляется посредством федерального бюджета, принимаемого Государственной Думой, а также путем использования права отказывать в доверии Прави­тельству, которое в этом случае может быть отправлено Президентом в отставку.

Согласно ст. 95 Конституции Федеральное Собрание состоит из двух палат - Совета Федерации и Государственной Думы. Государственная Дума представляет все население Российской Федерации, а Совет Федерации состоит из членов, представляющих все субъекты Федерации. Совет Федерации призван выражать региональные мне­ния и интересы. Вместе с тем Совет Федерации - государственный орган всей Федерации. Его решения и другие волеизъявления адре­суются не тем или иным субъектам Федерации, а государству в це­лом, т. е. всей России.

В Федеральном Собрании палаты самостоятельно решают во­просы, относящиеся к их ведению, в соответствии с Конституцией. Она устанавливает в ч. 3 ст. 100, что палаты могут собираться совме­стно для заслушивания посланий Президента РФ, посланий Консти­туционного Суда РФ и выступлений руководителей иностранных го­сударств.

Более того, Конституция предусматривает совершенно различ­ную компетенцию для каждой из палат, обеспечивая тем самым сис­тему сдержек и противовесов в деятельности Федерального Собра­ния. В этой системе Совету Федерации отводится роль своего рода тормоза по отношению к Государственной Думе, призванного пре­дотвратить возможность установления в Российской Федерации «ти­рании большинства», завоеванного на выборах в Государственную Думу теми или иными политическими силами.

Следует заметить, что в нашем обществе существовало опреде­ленное недоверие к представительным органам государственной власти вообще и к парламенту в частности. Такое недоверие явля­лось следствием той политической борьбы, которая предшествовала принятию действующей Конституции РФ. В России имелись силы, которые были не прочь отказаться от парламента как важнейшего демократического института или превратить его в послушную, не иг­рающую самостоятельной роли ассамблею. Однако такие устремле­ния наталкивались на ряд противодействующих факторов.

Многие представители политических кругов страны отдавали от­чет в том, что полная дискредитация парламента может сильно по­дорвать складывающиеся политико-идеологические устои россий­ской демократии.

Существен и тот факт, что в демократических странах парламент является своеобразным олицетворением политических традиций, важным показателем национальной политической культуры. В при­дании определенной политической эффективности парламенту за­интересованы и те политические силы, которые не представлены в правительстве и для которых парламент служит ареной, где они мо­гут отстаивать свои интересы.

Парламент выступает и как своего рода уравновешивающая сила в отношениях конкурирующих политических сил, как арена защиты интересов тех из них, которые в сегодняшней ситуации обладают меньшими возможностями воздействия на политическую жизнь страны.

Вследствие взаимодействия всех этих факторов развитие россий­ского парламентаризма идет сложным, во многом противоречивым, путем.

- (legislature) Законотворческое собрание избранных депутатов, формально равных между собой. Законодательная власть, возникнув из средневековых институтов, периодически созывавшихся королями для согласования размеров налогообложения, постепенно… … Политология. Словарь.

ЗАКОНОДАТЕЛЬНАЯ ВЛАСТЬ - в соответствии с теорией разделения властейодна из трех уравновешивающих друг друга властей в государстве. ЗАКОНО ДАТЕЛЬНАЯ ВЛАСТЬ осуществляет исключительное право издавать нормативные акты, обладающие высшей после конституции, юридической силы… … Финансовый словарь

ЗАКОНОДАТЕЛЬНАЯ ВЛАСТЬ - ЗАКОНОДАТЕЛЬНАЯ власть, в системе разделения властей одна из ветвей власти, функцией которой является принятие законов. Законодательная власть принадлежит, как правило, выборным представительным органам государства (например, парламенту) … Современная энциклопедия

ЗАКОНОДАТЕЛЬНАЯ ВЛАСТЬ - см. ВЛАСТЬ ЗАКОНОДАТЕЛЬНАЯ. Antinazi. Энциклопедия социологии, 2009 … Энциклопедия социологии

Законодательная власть - (англ legislative power) в соответствии с теорией разделения властей одна из трех уравновешивающих друг друга ветвей власти в государстве. З.в. осуществляет исключительное право издавать нормативные акты, обладающие высшей, после … Энциклопедия права

Законодательная власть - власть, издающая законы; в Российской Социалистической Федерации законодательная власть принадлежит трудовому народу: 1) в лице его выборных представителей делегатов на Всероссийский Съезд Советов, 2) избираемому из его среды Всероссийскому… … Популярный политический словарь

ЗАКОНОДАТЕЛЬНАЯ ВЛАСТЬ - в соответствии с теорией разделения властей одна из трех уравновешивающих друг друга властей в государстве. Представляет собой совокупность полномочий по изданию законов, а также систему государственных органов, реализующих эти полномочия. В… … Юридический словарь

ЗАКОНОДАТЕЛЬНАЯ ВЛАСТЬ - в государственном праве система органов государства, имеющих право принимать законы … Большой Энциклопедический словарь

законодательная власть - — EN legislature The department, assembly, or body of persons that makes statutory laws for a state or nation. (Source: WESTS) }

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: