Каким образом осуществлять описание объекта закупки? Товары и требования гост Указание гост в тз по 44 фз

  • Гражданский кодекс Российской Федерации (ст. 447-449, ст. 506, 528, Гл.11 и др.)
  • Федеральный закон Российской Федерации «О защите конкуренции» от 26 июля 2006 года № 135 -ФЗ.
  • Федеральный закон Российской Федерации от 18.07.2011 года № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц»
  • Федеральный закон Российской Федерации от 05.04.2013 № 44- ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (с 01.01.2014)

При формировании заказчиком технического задания, а именно при конкретизации отдельных характеристик закупаемых товаров, работ и услуг, организаторы закупок должны помнить об ограничении конкуренции.

Согласно 223-ФЗ заказчик вправе прописать то, что ему необходимо с учетом всех нюансов предмета закупки. Иначе обстоят дела по 44-ФЗ, а именно: при работе по данному НПА сильное влияние оказывает ФАС, в особенности ч. 1 ст. 17 135- ФЗ:

При проведении торгов, запроса котировок цен на товары (далее - запрос котировок), запроса предложений запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции, в том числе:

  1. координация организаторами (…) и (или) заказчиками с участниками этих торгов, если такие соглашения имеют своей целью либо приводят или могут привести к ограничению конкуренции и (или) созданию преимущественных условий для каких-либо участников, если иное не предусмотрено законодательством РФ.
  2. создание участнику (…) или нескольким участникам торгов, запроса котировок, запроса предложений преимущественных условий участия в торгах, запросе котировок, запросе предложений, в том числе путем доступа к информации, если иное не установлено федеральным законом;
  3. нарушение порядка определения победителя или победителей (…);
  4. участие организаторов торгов, запроса котировок, запроса предложений или заказчиков и (или) работников организаторов или работников заказчиков в (…)

При конкретизации заказчиком отдельных нюансов предмета закупки в антимонопольный орган могут поступить жалобы участников закупочной процедуры относительно заявленных требований организатора закупки (жаловаться может любое (юр.физ.) лицо). В таком случае заказчик должен всегда уметь аргументировать, в связи с чем и почему он прописал те или иные условия в ТЗ. Однако необходимо всегда помнить о том, что любая конкретизация тех или иных характеристик закупаемых товаров, работ, услуг всегда ведет к ограничению конкуренции.

Некоторые заказчики по тем или иным причинам (в частности, в целях экономии времени) проводят многолотовые процедуры товаров, работ, услуг, которые функционально не связаны не между собой, что, несомненно, является недопустимым в соответствии с ч. 3 ст. 17 135-ФЗ:

Наряду с установленными ч.1 и 2 ст. 17 запретами при проведении (…) в случае закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд запрещается ограничение конкуренции между участниками (…) путем включения в состав лотов товаров, работ, услуг, технологически и функционально не связанных с товарами, работами, услугами, поставки, выполнение, оказание которых являются предметом (…)

Строго по 135-ФЗ эта часть относится только к госзаказу, однако, участники закупок подают жалобы в антимонопольный орган и при закупках в соответствии с 223-ФЗ. В названном НПА указано, что ФАС обязана рассматривать жалобы по 223-ФЗ, также как жалобы по закупкам согласно 44-ФЗ.

Фактически в госзаказе нет лотирования закупок, а также сложносоставленных предметов закупки («набор бюрократа»).

Документация состоит из трех разделов:

  • правила игры: описание процесса подачи заявок; Н (М) ЦК
  • техническое задание: описание предмета закупки- технические характеристики, потребительские свойства и др.
  • проект государственного контракта: описание условий поставки, штрафные санкции и др.

Также есть еще один документ, который необходимо составлять заказчикам и о котором говорится в ст. 18 44-ФЗ, а именно: обоснование (Постановление Правительства РФ от 05.06.2015 года № 555 «Об установлении порядка обоснования закупок товаров, работ и услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и форм такого обоснования», вступило в силу с 01.01.2016 года).

Обоснование закупки осуществляется заказчиком при формировании плана закупок, плана-графика и заключается в установлении соответствия планируемой закупки целям осуществления закупок, определенным с учетом положений ст. 13 44-ФЗ (в том числе решениям, поручениям, указаниям Президента Российской Федерации, решениям, поручениям Правительства Российской Федерации, законам субъектов Российской Федерации, решениям, поручениям высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации, муниципальным правовым актам), а также законодательству Российской Федерации и иным нормативным правовым актам о контрактной системе в сфере закупок.

При формировании плана закупок обоснованию подлежат объект и (или) объекты закупки исходя из необходимости реализации конкретной цели осуществления закупки, определенной с учетом положений ст. 13 44-ФЗ, и установленных в соответствии со ст. 19 44-ФЗ требований к закупаемым заказчиком товару, работе, услуге (в том числе предельной цены товара, работы, услуги) и (или) нормативных затрат на обеспечение функций государственных органов, органов управления государственными внебюджетными фондами, муниципальных органов.

При формировании плана-графика обоснованию подлежат:

  1. начальная (максимальная) цена контракта, цена контракта в порядке, установленном ст. 22 44-ФЗ;
  2. способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с гл. 3 44-ФЗ, в том числе дополнительные требования к участникам закупки.

Обоснование особенно необходимо при разбирательстве жалоб антимонопольным органом. Заказчик обязан обосновать, почему именно этот товар (работы или услуги) должен закупаться, а не какой-либо другой. Обоснование с 01.01.2017 требуется размещать в ЕИС.

Обоснование состоит из двух частей: то, что выложено в ЕИС, с которой может ознакомиться участник и оспаривать его, и внутреннее обоснование.

Закупки 223-ФЗ и 44-ФЗ (с точки зрения торговых марок и т.п.) :

44-ФЗ 223-ФЗ

Каждую закупку надо обосновывать (внутри плана и плана-графика закупки) Каждую закупку не надо обосновывать (но желательно для антимонопольной службы) Заказчик уже на этапе планирования должен указать в ЕИС, почему он покупает этот товар (работы или услуги) Обоснование (почему требуется только этот товар (работы или услуги) не надо публиковать в ЕИС

Описание объекта закупки не должно содержать торговые знаки (указание в техническом задании торговых знаков должно быть обосновано) Описание объекта закупки может содержать торговые знаки (обосновывать в техническом задании торговые знаки не требуется)

Заказчик обязан оперировать только техническими характеристиками (и пр.) при подготовке ТЗ Заказчик может указать торговые знаки при подготовке ТЗ, например, в качестве эталона (примера)

Дополнительные НПА для закупки товаров, работ, услуг:

  • Гражданский кодекс РФ
  • Бюджетный кодекс РФ
  • Градостроительный кодекс РФ
  • Федеральный закон от 27.12.2002 № 184-ФЗ «О техническом регулировании»
  • Федеральный закон от 17.11.1995 № 169-ФЗ «Об архитектурной деятельности в РФ»
  • Постановление Правительства РФ от 07.07.1999 № 766 «Об утверждении перечня продукции, подлежащей декларированию соответствия, порядка принятия декларации о соответствии и ее регистрации»
  • Постановление Правительства РФ от 18.05.2015 № 476 «Об утверждении общих требований к порядку разработки и принятия правовых актов о нормировании в сфере закупок, содержанию указанных актов и обеспечению их исполнения»
  • Приказ МЭР от 24.03.2014 № 155
  • Постановление Правительства РФ от 02.09.2015 № 926 «Об утверждении общих правил определения требований к закупаемым заказчиками отдельным видам товаров, работ, услуг (в том числе предельных цен товаров, работ, услуг)»
  • Постановление Правительства РФ от 01.12.2009 № 982 «Об утверждении единого перечня продукции, подлежащей обязательной сертификации, и единого перечня продукции, подтверждение соответствия которой осуществляется в форме принятия декларации о соответствии»
  • Постановление Госстроя РФ от 05.03. 2004 № 15/1 «Об утверждении и введении в действие методики определения стоимости строительной продукции на территории РФ»
  • и др.

Таким образом, чем сложнее объект предстоящей закупочной процедуры, тем больше дополнительных НПА необходимо использовать и учитывать заказчикам при подготовке технического задания. В противном случае организатор закупки не получит нужного товара (работ, услуг) по итогам процедуры. Перед тем как готовить закупочную документацию и техническое задание, заказчик всегда должен учитывать все изменения и новеллы действующего законодательства в сфере закупок во избежание дальнейших проблем при осуществлении закупочной процедуры.

Принципы и основные положения закупки товаров, работ услуг

Правительство РФ вправе установить приоритет товаров российского происхождения (…), по отношению к товарам, происходящим из иностранного государства с учетом таможенного законодательства Таможенного союза и международных договоров РФ, а также особенности участия в закупке субъектов малого и среднего предпринимательства (Постановление Правительства РФ от 30.11.2015 № 1289). (СТ-1 на лекарственные средства).

Применение национального режима при осуществлении закупок (ст. 14 44 -ФЗ) (с 01.01.2014 г.)

В целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты внутреннего рынка РФ, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей нормативными правовыми актами Правительства РФ устанавливаются запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, и ограничения допуска указанных товаров, работ, услуг для целей осуществления закупок.

В случае, если указанными нормативными правовыми актами Правительства РФ предусмотрены обстоятельства, допускающие исключения из установленных в соответствии с настоящей частью запрета или ограничений, заказчики при наличии указанных обстоятельств обязаны разместить в единой информационной системе обоснование невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений. Порядок подготовки и размещения обоснования невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений в единой информационной системе, а также требования к его содержанию устанавливаются Правительством Российской Федерации. Определение страны происхождения указанных товаров осуществляется в соответствии с законодательством РФ.

В случае необходимости закупки товаров, работ, услуг из перечня из иностранного государства, заказчику необходимо доказать невозможность соблюдения запрета и разместить его в ЕИС.

Постановление Правительства РФ от 24.12.2013 № 1224 (оборонка)

Постановление Правительства РФ от 14.07.2014 № 656 (машиностроение)

Постановление Правительства РФ от 11.08.2014 № 791 (легкая промышленность)

Постановление Правительства РФ от 05.02.2015 № 102 (медицинские изделия)

Приказ МЭР от 24.03.2014 № 155 (в ред. Приказа МЭР от 13.11.2015 № 847) - препараты фармацевтические; продукты питания и пр.)

Запрет на покупку иностранного ПО

Постановлением Правительства РФ от 16.11.2015 г. № 1236 «Об установлении запрета на допуск иностранного программного обеспечения при закупках для государственных и муниципальных нужд» с 01.01.2016 года устанавливается запрет на допуск происходящего из иностранных государств программного обеспечения.

Исключение из запрета составят случаи, когда ПО с необходимыми характеристиками отсутствует в реестре российских программ или российское программное обеспечение не соответствует требованиям заказчика.

Заказчик при исполнении заключенного контракта, предметом которого является поставка ПО и/или прав на него, не вправе допускать замену российского ПО, сведения о котором включены в реестр, на иное ПО.

*По состоянию на 16.10.2016 г. в реестре Минсвязи насчитывалось около 2000 ПО.

Однако, в ст. 14 44-ФЗ для заказчиков есть лазейка, а именно ч. 6 названной статьи говорит о том, что нормативными правовыми актами, предусмотренными ч. 3 и 4 настоящей статьи и устанавливающими ограничения, условия допуска товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, для целей осуществления закупок могут быть определены случаи, при которых заказчик при исполнении контракта не вправе допускать замену товара или страны (стран) происхождения товара в соответствии с ч. 7 ст.95 44-ФЗ.

В случае закупки заказчиком компьютеров или ноутбуков следует учитывать требования не только к «железу», но и к функциональным свойствам той операционной системы, которая на нем установлена.

Нормирование в сфере закупок (ст. 19 44-ФЗ)

Под нормированием в сфере закупок понимается установление требований к закупаемым заказчиком товарам, работам, услугам (в том числе предельной цены товаров, работ, услуг) и (или) нормативных затрат на обеспечение функций государственных органов, органов управления государственными внебюджетными фондами, муниципальных органов (включая соответственно территориальные органы и подведомственные казенные учреждения).

Для целей ст. 19 под требованиями к закупаемым заказчиком товарам, работам, услугам понимаются требования к количеству, потребительским свойствам (в том числе характеристикам качества) и иным характеристикам товаров, работ, услуг, позволяющие обеспечить государственные и муниципальные нужды, но не приводящие к закупкам товаров, работ, услуг, которые имеют избыточные потребительские свойства или являются предметами роскоши в соответствии с законодательством РФ.

Нормирование можно разделить на 2 вида:

Установление технических требований к закупаемым заказчиком товаров, работ, услуг (в том числе предельной цены ТРУ). Такой вид нормирования распространяется на всех заказчиков и отвечает на вопрос: «Что можно закупать?»

Иными словами, разрешенный перечень к закупке товаров, работ, услуг.

Например, ПП РФ ОТ 18.05.2015 № 476, ПП РФ от 02.09.2015 № 926.

Есть федеральное и региональное нормирование.

Определение нормативных затрат на обеспечение функций гос. Органов, органов управления государственными внебюджетными фондами, муниципальных органов (включая соответственно территориальные органы и подведомственные казенные учреждения). Данный вид нормирования распространяется только на гос.органы, органы управления государственными внебюджетными фондами, муниципальные органы, их территориальные органы и подведомственные казенные учреждения и отвечает на вопрос: «Сколько можно тратить на закупку?»

Иными словами, разрешенное пороговое значение (по цене) на какую сумму можно закупать.

Способы размещения государственных и муниципальных заказов (ст. 24, 44-ФЗ) для «простых» товаров

  • Путем проведения торгов:
  1. Конкурс (открытый конкурс, конкурс с ограниченным участием, двухэтапный конкурс, закрытый конкурс, закрытый конкурс с ограниченным участием, закрытый двухэтапный конкурс)
  2. Аукцион (открытый,закрытый, электронный аукцион)
  3. Без проведения торгов:
  • Запрос предложений
  • У единственного поставщика (исполнителя, подрядчика)
  • Запрос котировок (в том числе запрос котировок в целях оказания гуманитарной помощи, либо ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций)
  • «100-, 400- тысячники»
  • Никаких особых требований к УПЗ:

    • Электронный аукцион
    • Запрос котировок
    • «100-, 400- тысячники» (как правило нет ТЗ)

    Вопросы слушателей:

    Как правильно сделать описание ТРУ в плане-графике на электроснабжение, теплоснабжение, водоснабжение, услуги телефонной связи, содержание общего имущества и ремонт многоквартирного дома?

    В плане-графике нередко указывают: «технические и прочие характеристики указаны в техническом задании» . В настоящее время за это никто не наказывает, потому что в столбце «требования к ТРУ» не указано точно, что должно быть описание всех требований. В отношении ТРУ в названном столбце необходимо указать соответствие тем НПА, которые регламентируют, к примеру, деятельность в сфере водоснабжения. Следует помнить, что план закупок представляет собой стратегию закупочной деятельности (что-то когда то купить), а план- график является тактикой (что именно и в какой период).

    Как описывать аудит в плане?

    По факту аудит по 44-ФЗ (он прописан по 223-ФЗ как один из исключительных случаев, а также в ФЗ об аудите указано, что данные услуги необходимо проводить в рамках госзаказа). В случае, если заказчик будет проводить закупку аудита путем проведения аукциона, то, вероятнее всего, результат будет негативным, так как заказчик ничего не сможет прописать в тех.задании о закупаемой услуги. Требования к услуге по аудиту касаются больше людей, которые будут оказывать данные услуги. Поэтому, если перед заказчиком стоит задача о закупке аудита, ему следует провести конкурс (соответственно, необходимо будет использовать не только запись технического задания, но требования к оказываемой услуге и к участникам, с последующим начислением баллов)

    Как обосновывать в плане - графике НМЦК по электроснабжению (тариф нерегулируемый) ?

    Понятие «обоснование» не стоит понимать так, что заказчику предстоит подготовить кучу бумаг. Иногда оно может быть достаточно коротким. Например: «электроснабжение нашего предприятия происходит в соответствии с … (указать нормативный акт)». При подачи жалоб, запросов разъяснений (в том числе от контрольного органа), почему была установлена такая НМЦК, стоит помнить о ст. 22 (про тарифы), а также о нормативном документе (в разных регионах они разные). Порой сложнее описать сам предмет закупки, чем его обосновать (в соответствии, к примеру, с определенным нормативным документом).

    Нужно ли делать обоснование закупки до 100 тыс. рублей?

    Статья 44-ФЗ не требует обоснования закупок до 100 тыс. руб. Однако заказчикам следует помнить о том, что в случае проверки у контролирующих органов могут возникнуть вопросы про обоснование таких закупок. То есть, по закону - не требуется, а по жизненной практике - требуется.

    Какие ключевые моменты при формировании технического задания по закупке услуг по обучению?

    При закупках услуг возникают определенные трудности, особенно, если их закупать путем проведения электронного аукциона. При закупки услуг, участнику достаточно указать: «окажу услуги так, как у вас написано в техническом задании». Чтобы не указал в тех.задании закачик, участник данной ситуации будет прав, потому что в первых частях заявок заказчик не имеет права требовать с претендента ничего, кроме как описания того, что именно он предлагает. Про товар заказчик еще может что-то спросить с участника (характеристики конкретной поставляемой продукции), то с услугами дела обстоят несколько сложнее (если у нас просто образовательная услуга и мы не можем написать требования, например к ОКАТО, участник может сказать, что окажет образовательные услуги силами своих специалистов). В проекте контракта должно быть обязательно прописано, что при заключении и (или) его исполнении исполнитель обязан предоставить документы, подтверждающие право такого лица на соответствующие образовательные услуги. Услуги удобнее закупать через конкурс, в котором у заказчика появляется возможность прописать свои предпочтения (и в ТЗ и в требованиях к участнику).

    Правильно ли указывать место поставки бензина, прописав, что «не дальше, такого-то км?»

    Здесь нет ничего неправильного, однако следует иметь ввиду, что любая конкретизация (в том числе по отдаленности заправок) ведет к ограничению конкуренции. Участник при желании и несогласии сможет пожаловаться на такое требование заказчика. При указании любых ограничений необходимо правильно это обосновать в случае необходимости.

    Как прописать в техническом задании о закупке новых компьютеров с заводской операционной системой?

    Необходимо указать, что закупается не просто компьютер, а программно-аппаратный комплекс, который должен быть готов к эксплуатации после его монтажа, ввода в эксплуатацию и сдачи заказчику.

    В данном случае предмет закупки сам по себе сложный. Следует обратиться к классификации технических заданий. Как правило, ТЗ разделяют по следующим видам (типам) (принципам описания объекта закупки) :

    1. Подробное указание всех требований к объекту закупки. Чаще всего используется при закупках товаров (ПК, авто, бумага и др.)
    2. ТЗ по ГОСТу. При подготовке ТЗ на информационные системы используется ГОСТ на создание ТЗ (например, топливо).
    3. Описательное ТЗ. Используется в случае, если заказчик либо не может сформулировать тех. требования, либо ему все равно каким образом будет решен вопрос, либо объект закупки -услуга.

    В первом случае заказчик будет указывать характеристики компьютера (память, материнская плата, процессор, операционная система). Заказчик вправе установить срок гарантии.

    Главное для заказчика, чтобы закупленный товар нормально работал, не вис, выполнял свои функциональные свойства.

    Вне зависимости от того, как именно будет описан предмет закупки, заказчику, чтобы обезопасить себя, следует указать, например, что:

    • персональный компьютер необходим для обеспечения учебного, лечебного или рабочего (офисного) процесса персональный компьютер должен быть совместим с ранее установленным ранее оборудованием
    • операционная система персонального компьютера должна быть полностью совместима с уже установленными системами, иметь возможность обслуживаться и пр.
    • те программы, которые стоят на персональном компьютере (после монтажа и сдачи в эксплуатацию) должны позволить начать выполнять функциональные обязанности сотрудника заказчика.

    Что делать, если участник отказывается от заключения контракта по электронному аукциону, ссылаясь на невозможность поставки товара по такой низкой цене?

    Такого участника необходимо признавать уклонившимся от заключения контракта и через УФАС вносить его в РНП. После этого следует начинать новую процедуру, так как по электронному аукциону нет второго места, есть только победитель.

    Как быть, если нет ГОСТ при составлении технического задания, например, канцтовары?

    Если описания товара нет в ГОСТах, ОСТах, ТУ и иных нормативных актах, то заказчик описывает характеристики и функциональные свойства того, товара, что ему нужно купить.

    Будет ли являться ограничением конкуренции для поставщиков, если заказчик в техническом задании на приобретение жилого помещения указывает конкретные требования к его отделке, а именно к потолку?

    Любые конкретные требования являются ограничением конкуренции. Однако заказчик должен в любом случае иметь обоснование, почему он указал именно такие характеристики. Возможно, закупочная процедура с установленными требованиями пройдет успешно, заказчик приобретет нужное помещение, однако, не исключен и такой вариант, что участники могут пожаловаться на действия организатора закупки, посчитав, что его требования ограничивают конкуренцию. В любом случае заказчик при необходимости должен уметь объяснить антимонопольному орган, почему его интересует, к примеру, только окрашенный потолок помещения.

    Как правильно составить техническое задание на ремонт автомобиля, если не известно что именно сломается?

    На сегодняшний момент многие контрольные органы и УФАС запрещают (не одобряют) заказчикам проводить закупки впрок. По их мнению закупки услуг по ремонту автомобиля является нецелесообразной тратой денег, так как заказчику можно задействовать имеющихся в его штате слесарей и механиков, которые смогут оказать необходимые услуги (при этом необходимо лишь закупить нужные запчасти). В принципе закупку впрок по обслуживанию автопарка возможна. Для этого заказчику нужно определить, под какие нормативы обслуживания подпадает тот или иной автомобиль. Если его требования являются как у бытового автомобиля, (у каждого производителя прописано, к примеру, когда нужно осуществлять замену масла), то следует указать, что автомобиль будет обслуживаться в таких-то местах в случае поломки, либо заказчик это фиксирует в перечне и прописывает в контракте его стоимость. Также возможен и другой вариант, когда заказчик будет отдельно проводить закупки.

    Подготовка технического задания

    С чего начинается подготовка ТЗ?

    Есть так называемые требования функционального заказчика, которые вырождаются в заявках на закупку. Это функциональные потребности заказчика, указанные своими словами. Идеальный вариант, когда есть готовое составленное функциональным заказчиком техническое задание. Нормативного документа, в котором бы говорилось о том, как правильно функциональному заказчику составлять техническое задание не существует. То ТЗ, которое формирует контрактный управляющий (или совместно с функциональным заказчиком) содержит требования к участнику, к примеру стандартные и при необходимости дополнительные. Как привило, условия оплаты в ТЗ не прописывают (но такое допускается) , их указывают в проекте контракта. По своей сути ТЗ и проект контракта два разных документа, однако непосредственно связанные друг с другом.

    ТЗ- «что я хочу купить?», проект контракта - «как это будет исполняться?»

    Зачастую участники закупки не читают проект контракта. Поэтому нередко у них возникают трудности при его исполнении. При невозможности выполнить обязательства по контракту сведения о таких участниках направляются в РНП.Во избежание подобных ситуаций заказчикам рекомендуется добавлять важные условия исполнения контракта в ТЗ. Также следует помнить, что за необоснованное изменение контракта (в том числе за изменение объекта закупки) существует штраф в КоАП РФ.

    • принцип определенности предусматривает в ТЗ наличие четких требований к качественным и функциональным характеристикам поставляемых товаров. УПЗ по ТЗ должен однозначно идентифицировать предмет закупки и в результате исполнения договора полностью удовлетворить потребность заказчика в товарах.
    • принцип разумности детализации требований предполагает при описании предмета закупки основываться на уровне действительных потребностей заказчика. Требования к предмету закупки должны четко отвечать потребностям заказчика исходя из прямого предназначения товара. Детализация требований к предмету закупки сверх необходимости приводит к увеличению стоимости закупки, уменьшению УПЗ (ограничению конкуренции), повышает вероятность неосуществления закупки. И наоборот, отсутствие должной детализации может привести к вынужденной закупке дешевого, плохого качества, бывшего в употреблении и т.д. товара.

    На сегодняшний момент нет НПА, которые регламентировали ли подготовку ТЗ на «простые товары». Существует множество ГОСТов, но они не являются нормативными правовыми актами (не закреплены законодательно), как Градостроительный кодекс РФ, к примеру. ГОСТы желательно использовать заказчикам как документ, который прописывает те или иные характеристики. Не существует ГОСТа, который бы регламентировал и описывал порядок составления ТЗ на «простые товары».

    «Баланс» задачи при формировании ТЗ:

    При формировании ТЗ заказчику необходимо установить такие требования (в соответствии со всей нормативной базой РФ) к ТРУ, чтобы закупить определённый качественный (необходимый) товар (работы или услуги). Однако, он не должен при этом ограничить конкуренцию за счет установления чрезмерных требований.

    Принцип обеспечения конкуренции (ст. 10)

    Заказчики при планировании и осуществлении закупок должны исходить из приоритета обеспечения гос. и муниципальных нужд путем закупок инновационной и высокотехнологичной продукции. Приказом Минпромторга РФ от 01.11.2012 года № 1618 утверждены критерии отнесения товаров, работ, услуг к инновационной и (или) высокотехнологичной продукции. Инновационность и высокотехнологичность устанавливает заказчик.

    (только для закупок по 223-ФЗ)

    Принцип описания объекта закупки (ч. 1 ст. 33)

    Описание объекта закупок должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются:

    • функциональные
    • технические и качественные характеристики
    • эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости)

    То есть заказчик имеет право писать ТЗ профессиональным языком с указанием необходимых терминов.

    В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении:

    А также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение качества УПЗ, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.

    Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов «или эквивалент», за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.

    Использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством РФ о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством РФ о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством РФ о техническом регулировании, законодательством РФ о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.

    Иными словами, при возможности сослаться на какой-либо стандарт, это непременно нужно использовать заказчику при составлении ТЗ.

    При подготовке ТЗ необходимо четко понимать, для чего будет использоваться объект закупки, и, основываясь на этом, заказчику необходимо изучить соответствующие НПА при составлении ТЗ на «простые» товары (например, бумага писчая и бумага для распечатки).

    Техническое задание на товары и требования к УПЗ

    В рамках госзакупок 44-ФЗ определяет конечный перечень требований, которые можно предъявлять к УПЗ. Дополнительные требования к УПЗ указывать запрещено, так как существует риск получить жалобу в ФАС (ч.3. ст.33) (например, наличие склада). В 223-ФЗ такого запрета нет.

    Правила описания объекта закупки (ч.3. ст. 33)

    Не допускается включение в документацию о закупке (в том числе в форме требований к качеству, техническим характеристикам товара, работы или услуги, требований к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара) требований к производителю товара, к участнику закупки (в том числе требования к квалификации участника закупки, включая наличие опыта работы), а также требования к деловой репутации участника закупки, требования к наличию у него производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых и других ресурсов, необходимых для производства товара, поставка которого является предметом контракта, для выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, за исключением случаев, если возможность установления таких требований к участнику закупки предусмотрена 44-ФЗ. Такое требование сейчас есть к лекарственным средствам -это СТ-1. Поставщики отечественного товара должны во второй части заявки предоставить СТ-1. Заказчики, не обнаружив данного документа, должен поступить соответствующим образом.

    Указание Н (М) ЦК в закупке (ТЗ)

    В соответствии с 44-ФЗ требования об указании в ТЗ Н (М) ЦК нет. Согласно сложившейся практике по 223-ФЗ, заказчики зачастую прописывают в ТЗ НМЦ договора.

    Способы определения Н(М) ЦК (ст. 22 44-ФЗ)

    Начальная (максимальная) цена контракта и в предусмотренных 44-ФЗ случаях цена контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), определяются и обосновываются заказчиком посредством применения следующего метода или нескольких следующих методов:

    1. метод сопоставимых рыночных цен (анализа рынка) (закупка «простых» товаров)
    2. Метод сопоставимых рыночных цен (анализа рынка) заключается в установлении начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), на основании информации о рыночных ценах идентичных товаров, работ, услуг, планируемых к закупкам, или при их отсутствии однородных товаров, работ, услуг.

      Идентичными товарами, работами, услугами признаются товары, работы, услуги, имеющие одинаковые характерные для них основные признаки. При определении идентичности товаров незначительные различия во внешнем виде таких товаров могут не учитываться.

      Однородными товарами признаются товары, которые, не являясь идентичными, имеют сходные характеристики и состоят из схожих компонентов, что позволяет им выполнять одни и те же функции и (или) быть коммерчески взаимозаменяемыми. При определении однородности товаров учитываются их качество, репутация на рынке, страна происхождения.

    3. нормативный метод;
    4. тарифный метод;
    5. проектно-сметный метод;
    6. затратный метод.

    В ТЗ заказчику следует прописать, что поставляемый товар должен быть новым товаром (товаром, который не был в употреблении, в ремонте, в том числе который не был восстановлен, у которого не была осуществлена замена составных частей, не были восстановлены потребительские свойства) (п. 7. ч. 1 ст. 33 44-ФЗ). Опытные заказчики указывают (дублируют то, что есть в проекте контракта) в ТЗ (помимо свойств товара) также условия его поставки, например:

    «Весь товар должен поставляться партиями по заявке заказчика в течение срока действия контракта и общего количества товара, указанного в спецификации. Заявка производится письменно, нарочно, либо направляется путем факсимильной связи или с помощью электронной почты по номерам и адресам, указанных в контракте. Также заявка может производиться устно с помощью телефонной связи. Срок поставки не может превышать 10 рабочих дней с даты получения Поставщиком заявки от Заказчика» и др.

    Ст. 33 44-ФЗ не обязывает заказчика писать условия поставки в ТЗ.

    В том случае, если заказчиком будет предусмотрено много позиций в закупке (без разделения на лоты) и одна из них будет регулироваться отдельными НПА, то, вероятнее всего, в случае подачи участником жалобы в ФАС, она будет признана обоснованной (ограничение конкуренции).

    По мнению ФАС, если заказчик пишет требование о том, что участник закупки должен представить заявку с описанием товара, соответствующему определенному ГОСТу, то номера и прочие реквизиты ГОСТа организатору закупки необходимо указать в ТЗ.

    Вопросы слушателей

    Нужно ли при составлении ТЗ брать выдержки из ГОСТа, либо достаточно указать лишь номер ГОСТа?

    Предпочтительнее указать соответствующий номер ГОСТа и необходимые характеристики товара.

    Если прописать в ТЗ на кап. ремонт оборудования, что стоимость работ не должна превышать 10 % от стоимости запчастей, будет ли это ограничением конкуренции?

    Да, будет. Однако, важно правильно обосновать данное требование. Возможно, есть какой-либо нормативный акт, который ограничивает расходы на кап.ремонт.

    Какие требования к материалам (марка «или эквивалент») указывать в ТЗ по выполнению работ?

    В соответствии с практикой заказчики уходят от указания марки «или эквивалент», даже когда работа проходит с их материалами. В данном случае материал не является предметом закупки, но с точки зрения ограничения конкуренции указание марки «или эквивалент» антимонопольный орган вероятнее всего посчитает недопустимым.

    Какие характеристики необходимо и достаточно брать из ГОСТов, ОСТов, СанПиНов?

    При указании товара в ТЗ заказчик должен прописать его характеристики, при этом следует сослаться на ГОСТы, ОСТы, СанПиНы (в соответствии с которыми они установлены). Характеристики зависят от конкретного товара, который закупает заказчик.

    Можно ли при описании объекта закупки ссылаться на ТУ? Если отсутствует ГОСТ, то что будет являться обоснованием закупки?

    ТУ - технические условия, которые устанавливает конкретный производитель и эти ТУ могут между собой отличаться. Не стоит прописывать, что только соответствие конкретному ТУ. Лучше указать интересующие характеристики и сделать отсылку к ТУ (например, в соответствии с ТУ №… или другим ТУ №…) .

    Нас учат указывать в ТЗ только те требования, которые мы сможем проверить при приемке товара. В ГОСТах написано много лишнего. Так ли нужно все это прописывать?

    Заказчик самостоятельно решает, какие характеристики ему нужны в конкретной закупке. 44-ФЗ не говорит о том, что необходимо указывать только те требования, которые сможете проверить (это рекомендации контролирующих органов).

    Если в ТЗ запроса котировок на чистящие средства участник указывает ГОСТ с другим номером (но тоже чистящее средство) и если их сравнить, то различий нет.

    Отклонят ли такую заявку?

    Вряд ли, поскольку требования такого ГОСТа отвечают требованиям заказчика.

    Наименование товара и единица измерения должны соответствовать контракту «слово в слово» или могут отличаться? Например, в контракте- «упаковка», а в накладной - «коробка» ?

    Если указано, в каком виде и как должен поставляться товар (минимальная партия- упаковка, т. е. это меньше, чем коробка), то в накладной должно быть прописано, сколько упаковок находится в коробке. Если минимальная партия указана одна коробка и привезен товар в коробках, то здесь нет никаких проблем. Если внутри ТЗ идет расчет на упаковки, то должно быть прописано, как будет поставляться товар (например, в коробках). В таком случае и в ТЗ, и в контракте должно быть указано, как происходит поставка.

    Как составить ТЗ на сложный товар? С указанием технического стандарта?

    На сложный товар надо прописывать все, что необходимо заказчику. В противном случае есть вероятность получить не то, что хотелось.

    Общие требования

    1. Заказчик указывает в техзадании функциональные, технические, качественные и эксплуатационные характеристики товара. Например, габариты, мощность и режимы работы рентгеновского аппарата, требования к его составным частям, при какой температуре и сколько лет его можно использовать и т.д.

    В описание нельзя включать:

    • товарные знаки (молоко «Веселый молочник», автомобиль Toyota, принтер Canon),
    • знаки обслуживания (мобильная связь «МТС», услуги авиаперевозок «Аэрофлот»),
    • фирменные наименования (iPad),
    • патенты, полезные модели и промышленные образцы (радиатор, патент РФ на промышленный образец № 70094),
    • наименование места происхождения товара или производителя (вологодское масло, тульский пряник, каслинское литье),
    • любые требования к товарам, которые ограничивают конкуренцию.

    В техзадании можно указать товарные знаки, если:

    • эти товары будут использовать при выполнении контракта, но они — не предмет закупки. При этом в описание нужно добавить слова «или эквивалент».
    • остальные товарные знаки не совместимы с имеющимися товарами или механизмами,
    • закупают запчасти к оборудованию конкретной марки.
    1. В описании закупки заказчик использует показатели, требования, условные обозначения и термины из действующих технических регламентов. Использование других терминов и показателей придется обосновать.
    2. Описание может включать спецификации, планы, чертежи, эскизы, фотографии, результаты работ, тестирования и т.д. Все должно соответствовать Гражданскому кодексу и техническим регламентам.
    3. Если товар должен соответствовать конкретному изображению, то в документах должно быть это изображение.
    4. В документах указывают место, время и порядок осмотра макета товара, если товар должен ему соответствовать.
    5. В закупке медикаментов заказчик указывает непатентованные международные названия лекарств. В справочной есть статья о закупках лекарств .
    6. Товар должен быть новым, не бывшим в употреблении, не восстановленным, без замены составных частей.

    В документах закупки обязательно указывают минимальные, максимальные и неизменяемые показатели, по которым будут проверять товар.

    Дополнительные требования

    В некоторых случаях, предусмотренных 44-ФЗ, заказчик устанавливает дополнительные требования к объекту закупки, производителю или поставщику, например:

    • к качеству, техническим характеристикам товара и потребительским свойствам,
    • к квалификации и опыту выполнения подобных работ,
    • к деловой репутации,
    • наличию производственных мощностей и технологического оборудования,
    • трудовых, финансовых и других ресурсов, нужных для производства или поставки товара.

    При необходимости устанавливают требования к гарантийному сроку:

    • товара и его обслуживания,
    • расходов на эксплуатацию,
    • монтажу и наладке.

    Если закупают машины и оборудование, заказчик обязательно устанавливает требования к гарантии.

    Дополнительно заказчик может потребовать от поставщика обучить персонал, который будет использовать или обслуживать технику. Все требования к гарантии заказчик указывает в документах закупки. Поставщик предоставляет гарантию вместе с товаром.

    Правительство может устанавливать дополнительные правила описания отдельных закупок. Как описывать закупки в оборонном заказе, прописано в 275-ФЗ .

    Что указывают в контракте

    Цена и условия

    Контракт заключают на условиях, которые были опубликованы в документах закупки. До заключения контракта можно написать протокол разногласий . В электронном аукционе протокол разногласий оформляют через интерфейс ЭТП, в остальных видах закупок — по согласованию с заказчиком.

    Менять условия заключенного контракта нельзя, за исключение нескольких случаев и только по соглашению сторон (ст. 95 44-ФЗ ,)например:

    • Единственный поставщик снизил НМЦ, при этом объем товара остался прежним.
    • Заказчик в закупке у единственного поставщика увеличил или уменьшил объем товара не больше чем на 10%.
    • Сократилось финансирование заказчика, и он пропорционально уменьшает объем закупки.
    • Закупали лечение за границей, а его стоимость изменилась.
    • Победитель поставляет товар с улучшенными характеристиками.

    Цена всегда твердая и действует весь срок контракта. В случаях, установленных правительством, можно указать ориентировочную цену, формулу цены или максимальную цену контракта.

    Если контракт заключают с физическим лицом, цену уменьшают на размер НДФЛ. Особенность цены контракта в оборонных заказах устанавливает 275-ФЗ.

    Ответственность сторон

    В контракт обязательно включают условие об ответственности заказчика и поставщика за неисполнение или ненадлежащее исполнение контракта:

    • Пеня при просрочке — например, если поставщик не поставил вовремя товар или заказчик не оплачивает контракт.
    • В остальных случаях — штрафы, установленные правительством.

    Если одна из сторон не исполняет условия контракта, другая отправляет требование об уплате неустоек.

    Пени начисляют за каждый день просрочки, они составляют 1/300 ставки рефинансирования:

    • От невыплаченной суммы контракта, если условия нарушает заказчик.
    • От суммы контракта, уменьшенной на сумму фактически поставленных товаров и выполненных работ, если условия нарушает поставщик.

    Штрафы и пени не платят, если контракт невозможно исполнить из-за обстоятельств непреодолимой силы.

    Обязательные условия

    В контракт включают:

    • сроки оплаты,
    • правила приемки товара и оформление результатов (соответствие качеству, количеству, комплектности, форме упаковке и другим требованиям из контракта),
    • срок возврата обеспечения контракта.

    Контракт оплачивают максимум за 30 календарных дней с даты подписания актов-приемки. Контракты с малым бизнесом оплачивают за 15 рабочих дней. Правительство может установить другие сроки оплаты в оборонзаказе.

    Дополнительные условия

    В контракт, заключенный за границей, можно включить дополнительные условия. Информация об этом должна быть в документах закупки.

    Можно предусмотреть возможность расторгнуть контракт в одностороннем порядке.

    В случаях, установленных правительством, разрешают заключить контракт одновременно на проектирование объекта, его конструирование, обслуживание, ремонт, эксплуатацию и утилизацию.

    По согласованию с участником, заказчик вправе увеличить количество товара на сумму, которая не превышает разницу между ценой контракта, предложенной участником, и НМЦ. Это право должно быть прописано в документах закупки.

    Если НМЦ контракта выше определенного размера, установленного правительством, в контракте появится дополнительное условие. Поставщик должен предоставлять информацию обо всех субподрядчиках, цена договора с которым больше 10% от суммы контракта. Информацию о субподрядчиках нужно предоставить за 10 дней с момента заключения контракта. Если это требование не исполнить, начислят пени. Но это не будет причиной расторгнуть контракт.

    Если заключают контракт больше чем на три года и его цена выше 100 млн рублей, в контракт включают график исполнения.

    Формы контракта

    Если на поставку товара или исполнение услуги разработан типовой контракт, заказчик использует только его. Типовые контракты разрабатывают и утверждают федеральные органы исполнительной власти, Росатом и Роскосмос. Библиотека готовых типовых контрактов есть в ЕИС.

    В других случаях контракт можно заключить в любой форме, предусмотренной Гражданским кодексом.

    Контракт признают недействительным по требованию суда, если докажут, что член комиссии получил выгоду от его заключения — деньги и др.

    Как проверяют и оценивают заявку и окончательное предложение?

    Критерии оценки

    Критерии оценки используют в конкурсах и запросах предложений. Заказчик заранее устанавливает в документах закупки не меньше двух критериев из этого списка:

    • цена контракта,
    • расходы на ремонт и эксплуатацию,
    • качественные, функциональные и экологические характеристики,
    • квалификация участников закупки, в том числе финансовые ресурсы, оборудование, опыт подобных работ, деловая репутация, квалифицированные специалистов.

    В запросе предложений заказчик самостоятельно решает, какие критерии устанавливать, или добавляет новые. Нельзя оценивать заявки по критериям, не установленным в документах закупки.

    В аукционе и в запросах котировок учитывают только предложенную цену и проверяют, что участник соответствует требованиям.

    В закупке на строительные услуги, проектирование или в других случаях, установленных правительством, заказчик может указать в качестве критерия стоимость жизненного цикла объекта:

    • расходы на его закупку,
    • последующие обслуживание и эксплуатацию,
    • ремонт и утилизацию.

    Величины значимости

    Также заказчик заранее устанавливает величину значимости каждого критерия. Сумма величин составляет 100%. «Вес» дополнительных критериев не должен быть больше критериев, установленных законом.

    Сумма величин «цена контракта» и «расходы на эксплуатацию и ремонт товаров, использование результатов работ» должна быть не меньше 20% суммы величин значимости всех критериев 1 в закупке на:

    • исполнение, финансирование проката или показа национального фильма,
    • выполнение научно-исследовательских, опытно-конструкторских или технологических работ.

    Если в закупке не используют критерий «расходы на эксплуатацию и ремонт товаров, использование результатов работ», то величина критерия «цена контракта» должна быть не меньше 20% суммы величин значимости всех критериев 1 .

    1 Если в заявке предложили цену на 25% и более ниже НМЦ, то величина значимости критерия «цена контракта» должна быть равна 10%.

    Величину значимости критерия «цена контракта» в закупке на создание произведения литературы или искусства можно снизить до 0% суммы величин значимости всех критериев.

    Порядок оценки заявок, окончательных предложений и предельные величины значимости каждого критерия устанавливает правительство. Если закупают товары, на которые установлены тарифы, заказчик может не использовать критерии.

    Если заказчик не соблюдает требования к критериям и их величинам, закупку признают недействительной по иску любого участника закупки.

    • Опубликовано в Закупки в СМИ
    • Прочитано 17128 раз

    С целью недопущения ограничения конкуренции в закупках Закон № 44-ФЗ обязывает заказчика указывать эквивалент к товарному знаку закупаемого товара. Вместе с тем из общего правила существуют исключения по принципу несовместимость и не взаимозаменяемость закупаемых товаров. Автор статьи рассматривает примеры осуществления закупок конкретных наименований товаров без указания слов «или эквивалент», с учетом практики контроля ФАС России.

    Напомним, что в силу пункта 1 части 1 статьи 33 Закона № 44-ФЗ в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта.

    При этом, обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов «или эквивалент», за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.

    При этом, включение в описание объекта закупки требований и указаний в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименования места происхождения товара или наименования производителя, требований к товарам, информации, работам, услугам при условии, если такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, предусмотренных законодательством о КС влечет назначение должностному лицу административного наказания в виде штрафа в размере 1 процента от НМЦК, но не менее 10 000 рублей и не более 50 000 рублей.

    Например, на основании Постановления о возбуждении административного дела, составленного при проведении прокурорской проверки, по факту включения в описание объек та закупки указания в отношении товарного знака – samsung, Коми УФАС России применил вышеуказанный штраф к контрактному управляющему, ответственному за подготовку документации. Так, в документации об аукционе на закупку телевизора содержалось указание товарный знак – samsung, что противоречит пункту 1 части 1 статьи 33 Закона № 44-ФЗ, тем самым совершил административное правонарушение, ответственность за которое предусмотрена частью 4.1 статьи 7.30 КоАП РФ. Согласно Постановления о назначении административного наказания Коми УФАС России № 04-05/650 от 26.01.2015г. , начальная (максимальная) цена контракта составляет 21 100,00 рублей, следовательно, 1 % от начальной (максимальной) цены контракта составляет 211,00 рублей. Таким образом, штраф был назначен в размере 10 000 рублей.

    Принимая во внимания, что в общих случаях закупок к товарному знаку следует добавлять слово «или эквивалент», рассмотрим случаи закупок товаров с товарными знаками без сопровождения словами «или эквивалент».

    44-ФЗ особенности описания объек тов закупок по государственному оборонному заказу могут устанавливаться Федеральным законом от 29.12.2012 года № 275-ФЗ «О государственном оборонном заказе» (далее – Закон о государственном оборонном заказе). В соответствии с частью 3 статьи 6 Закона о государственном оборонном заказе при размещении государственного оборонного заказа на поставки вооружения, военной и специальной техники, военного имущества, принятого на вооружение, снабжение, в эксплуатацию, конкурсная документация, документация об аукционе, документация о проведении запроса предложений должна содержать указание на наименование или товарные знаки таких вооружения, военной и специальной техники, военного имущества.

    В соответствии с извещением о проведении Аукциона и документацией об Аукционе объектом закупки является: «кран автомобильный КС45731М1». На заседании Комиссии ФАС России был представлен Приказ Главнокомандующего сухопутными войсками от 30.10.2010 № 277 (далее – Приказ № 277) и дано пояснение о том, что согласно Приказу № 277 кран автомобильный КС-45731М1 принят на снабжение. Таким образом, требование о поставке крана автомобильного КС-45731М1 не противоречит положению Закона № 44-ФЗ (см. решение ФАС России по делу № КГОЗ-236/15 от 26.05.2015г.).

    Отдельно место в практике закупок конкретных товарных знаков занимают случаи отсутствия взаимозаменяемости закупаемых товаров.

    Так, по мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены действиями Заказчика, установившего требования к техническим характеристикам закупаемого товара, ограничивающие количество участников закупки, и соответствующие лекарственному препарату только одного производителя, а именно ООО «Тева» (Израиль). В соответствии с пунктом 1.2 документации об Аукционе «Описание объекта закупки» Заказчиком установлены следующие требования к товару: международное непатентованное наименование (далее-МНН): «Глатирамера ацетат», раствор для подкожного введения с дозировкой 20 мг/мл. Согласно данным государственного реестра лекарственных средств в настоящее время в государственном реестре зарегистрированы торговые наименования лекарственных препаратов, соответствующие единственному производителю (ООО «Тева»), выпускающему лекарственное средство с МНН «Глатирамера ацетат» с формой выпуска раствор для подкожного введения с дозировкой 20 мг/мл.

    На заседании Комиссии ФАС России представители Заказчика сообщили, что закупка препарата осуществляется в соответствии с потребностями Заказчика, при этом, согласно государственному реестру лекарственных препаратов закупка препарата с МНН «Глатирамера ацетат» возможна в настоящее время только у одного производителя. Таким образом довод жалоб не нашел подтверждения и был признан необоснованным (см. решение по делу № К-831/15 от 13.07.2015г.).

    Нельзя не отметить и практику закупок конкретных товарных знаков в связи с необходимостью обеспечения взаимодействия закупаемых товаров с товарами, используемыми заказчиком.

    Рассматривая жалобу с доводом о том, что техническое задание Конкурсной документации второй очереди работ по созданию комплексной информационно-аналитической системы контроля транспортных средств содержит указание на АРМ контроля за пассажирским транспортом с техническими характеристиками, в том числе процессор Core_i52500 без сопровождения товара словами «или эквивалент», ФАС России поддержал заказчика. На заседании Комиссии ФАС России представители Заказчика пояснили, что согласно пункту 69 раздела «Спецификация оборудования и программного обеспечения Заказчика» технического задания Конкурсной документации Заказчиком приобретено автоматизированное рабочее место контроля за пассажирским транспортом с техническими характеристиками в составе, в том числе системного блока с процессором Core_i5-2500. В этой связи, Заказчиком не сопровождалась данная техническая характеристика системного блока словами «или эквивалент» (см. решение ФАС России по делу № К-1420/14 от 29.09.2014г.)

    В другом случае довод Заявителя о том, что в Конкурсной документации не установлены надлежащим образом технические показатели стекового кабеля для объединения коммутаторов WS-C3750-24FS, также не нашел своего подтверждения. В пункте 6.2 «Количество и технические характеристики поставляемого оборудования» Технического задания документации об Аукционе установлено, в том числе, следующее требование к поставляемому оборудованию: «Стековый кабель для объединения коммутаторов WS-C3750-24FS в стек длиной не менее 1 м в количестве 5 штук». На заседании Комиссии ФАС России представители Заказчика пояснили, что стековый кабель для объединения коммутаторов WSC3750-24FS необходим для объединения имеющихся и эксплуатируемых Заказчиком коммутаторов, имеющих специальные интерфейсы для соединения в стек под конкретный продукт (см. решение ФАС России по делу № К-469/15 от 29.04.2015г.).

    Согласно решению ФАС России по делу № КГОЗ-189/15 от 12.05.2015г. нарушений закона о КС при описании закупаемых программных средств не установлено. Так, в соответствии с пунктами 1, 2 Технической части документации об Аукционе указаны технические характеристики ноутбука: «Предустановленная, лицензионная, операционная система не хуже Windows 7 Professional, допускается поставка с лицензией Windows 8.1 Prodowngrade. Дополнительно должен поставляться комплект офисных программ не хуже Microsoft Office 2013 в коробочной версии поставки»; «предустановленная, лицензионная, операционная система не хуже Windows 7 Professional, допускается поставка с лицензией Windows 8.1 Prodowngrade; предустановленный лицензионный комплект офисных программ не хуже Microsoft Office 2013 Professional».

    На заседании Комиссии ФАС России представители Заказчика пояснили, что используемые ноутбуки и АРМ Заказчика работают на операционных системах Windows и на них установлены офисные комплекты программ Microsoft Office. В связи с чем, Заказчику для совместимости с уже используемыми ноутбуками и АРМ необходимы ноутбуки и АРМ с операционной системой Windows и офисными комплектами программ Microsoft Office.

    Однако, следует обратить особое внимание на неправомерную практику приобретения конкретных программных средств по принципу необходимости обеспечения с имеющимся программным обеспечением, загруженным с сайтов разработчиков в качестве демоверсий.

    Ярким примером является постановление о назначении административного наказания Ямало-Ненецкого УФАС России № 04-02/89-2015 от 27.03.2015г. Предметом закупки являлось приобретение неисключительных (пользовательских) лицензионных прав на программное обеспечение. В п. 2 Потребности указано, что заказчиком приобретается неисключительное право на использование ПО Kaspersky Endpoint Security для бизнеса Стандартный. Электронная версия (базовая лицензия русской версии на 1 год). Для совместимости с установленным программным обеспечением Kaspersky Security Center, Kaspersky Endpoint Security. Поставка эквивалента не предусмотрена в связи с необходимостью обеспечения взаимодействия данного товара с товаром, ранее приобретенным и установленным на объекте (в соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 33 Федерального Закона № 44-ФЗ), в связи с необходимостью совместимости с программным обеспечением, установленным на компьютерах Заказчика.

    Между тем, исходя из разъяснений и обоснований, данных заказчиком, на компьютерах заказчика установлены пробные версии антивирусного программного обеспечения, что означает, что данное обеспечение загружено с сайта. Заказчиком на рассмотрение дела не предоставлены документы, подтверждающие факт того, что учреждение обладает неисключительными правами на использование данного антивирусного программного обеспечения.

    Факт загрузки пробных версий программного обеспечения подтверждается скрин-шотами, согласно которым указанная версия была установлена 12.10.2014г. Согласно информации, размещенной на сайте http:// www.kaspersky.ru/, бесплатные версии программы действуют 30 дней, следовательно, на момент завершения закупки данные программы уже не будут работать у заказчика.

    Учитывая изложенные выше обстоятельства, заказчик не имел правовых оснований при формировании п. 2 потребности указывать конкретное программное обеспечение. Следовательно, заказчиком были нарушены правила описания объекта закупки, установленные п.1 ч. 1, 2 ст. 33 Закона № 44-ФЗ. Должностное лицо заказчика, утвердившее документацию, признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 4.2 ст. 7.30 КоАПи назначено наказание в виде штрафа в размере 3 000 рублей.

    Конечно же, как и было отмечено выше, можно осуществить закупки конкретных наименований запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, только в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.

    Согласно доводу жалобы Заявителя, в документации об Аукционе на поставку включая установку источников бесперебойного питания батарейных модулей содержатся требования к поставке оборудования без слов «или эквивалент», что ограничивает число участников закупки, а именно, установлено требование к поставке аккумуляторной батареи конкретной модели без возможности поставки эквивалента.

    В пункте 2.4 части II «Технические требования» документации об Аукционе установлено требование к аккумуляторной батареи, которая «должна быть совместима с имеющимися у Заказчика источниками бесперебойного питания Eaton Power ware» и иметь модель «CSB GPL 12520 (артикул GPL 12520)».

    На заседании Комиссии ФАС России представители Заказчика пояс нили, что требования установленные в документации об Аукционе к участникам закупки обусловлены потребностью Заказчика и установлены в связи с необходимостью обеспечения их совместимости с оборудованием, имеющимся у Заказчика.

    На заседании Комиссии ФАС представители Заказчика пояснили, что у имеющегося у Заказчика ИБП Eaton установлены батареи модели CSB GPL 12520 с артикулом GPL 12520, а также представили Инструкцию по установке батареи, согласно которой применение батарей другого производителя недопустимо, так как может привести к повреждению ИБП и возможной потере гарантии на указанный ИБП. Таким образом, довод Заявителя о том, что в документации об Аукционе содержатся требования к поставке оборудования без слов «или эквивалент», что ограничивает число участников закупки, не нашел своего подтверждения (см.

    Закона о контрактной системе описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.

    Школа закупок

    Комиссией Ивановского УФАС России установлено, что часть II «Техническое задание» документации об электронном аукционе, в нарушение ч. 3 ст. 33 Закона о контрактной системе, содержит требования к наличию технологического оборудования, трудовым, и другим ресурсам, необходимым для выполнения работ, являющихся предметом контракта. Так, например, на стр. 45 документации содержатся требования к каткам дорожным самоходным гладким 8 т, компрессорам передвижным с двигателем внутреннего сгорания давлением до 686 кПа(7 ат), производительностью до 5 м3/мин., рабочему строителю среднего разряда 2,7. Относительно третьего довода жалобы Комиссия Ивановского УФАС России установила следующее.

    Пример описания объекта закупки по 44-фз

    Важно

    Из описания должно быть четко понятно, какой именно товар заказчик желает получить.

    • Приведенному описанию должно соответствовать несколько аналогичных товаров различных марок.
    • Такой товар должен существовать. Нередко заказчики описывают продукцию, которая уже давно не производится или вовсе никогда не производилась.
    • В техническом задании не должны прописываться характеристики, соответствие которым можно установить только путем лабораторных исследований.
    • Не должны быть указаны конкретные марки закупаемой продукции. Они могут быть приведены только в качестве примера и сопровождаться надписью «или эквивалент».
    • Отступление в ТЗ от этих правил приравнивается к нарушению законодательства.

    Заказчик должен понимать, с какой именно целью он указывает те или иные характеристики.

    Требования к описанию объекта закупки по 44-фз

    Кроме того, в документации об электронном аукционе отсутствует указание на то, каким образом участнику закупки следует применять данный документ и руководствоваться им при составлении первой части заявки на участие в закупке, а также производстве самих работ. При указанных обстоятельствах Комиссия Ивановского УФАС России считает, что документация об электронном аукционе сформирована Заказчиком не единообразно и в нарушение п. 1 ч. ст. 33 Закона о контрактной системе не носит объективный характер, что затрудняет подготовку участниками закупки своих предложений. Руководствуясь ст. 99, 106 Закона о контрактной системе, Комиссия Ивановского УФАС России Р Е Ш И Л А: 1.

    Жалоба на избыточность требований заказчика в форме 2

    Внимание

    Заказчиком, ни Специализированной организацией доказана не была. Исходя из вышеизложенного, Комиссия Ивановского УФАС России приходит к выводу, что указанные выше требования к товарам являются излишними, не носят объективный характер, что нарушает п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе. Относительно четвертого довода жалобы Комиссия Ивановского УФАС России установила следующее Согласно п.


    4 раздела 1.3 «Информационная карта аукциона в электронной форме» документации об электронном аукционе общие (функциональные, технические, качественные, эксплуатационные) характеристики работ (услуг), основные требования, объем работ (услуг) и иные требования, установленные Заказчиком к работам, в том числе к результату работ содержатся в Технической части (Техническом задании) – ч. II документации.
    А если оно отсутствует - химические, группировочные наименования, список которых доступен на сайте государственного реестра. К примеру: «Лекарственное средство, группировочное название: Цефоперазон +[Сульбактам], лекарственная форма, порошок для приготовления раствора для внутривенного введения». 7. Допустимо требование, чтобы товар был новым, не был в употреблении или в ремонте.
    Описание объекта закупки по 44-ФЗ, пример При описании объекта закупки заказчик обязан использовать следующие характеристики:
    1. Качественные. Совокупность свойств, характеристик, признаков, которые описывают объект закупки и соответствуют потребностям заказчика.
    2. Технические. Определяют технические свойства предмета торгов. Конкретные параметры, исходные и конечные величины, регламент и порядок действий при поставке, выполнении работ, оказании услуг.
    3. Эксплуатационные.

    Избыточные требования к товарам по 44 ap

    Из письменных пояснений следует, что действующее законодательство в сфере осуществления закупок допускает самостоятельное формирование Заказчиком объекта закупки исходя из потребностей последнего, таким образом, Заказчик по своему усмотрению устанавливает требования к товарам, которые являются определяющими для него. Рассмотрев представленные Заявителем, Заказчиком, Специализированной организацией документы, заслушав представителей лиц, участвующих в рассмотрении жалобы, проведя внеплановую проверку в соответствии с ч. 15 ст. 99 Закона о контрактной системе, Комиссия Ивановского УФАС России установила следующее. 22.04.2015 года на официальном сайте Российской Федерации в сети «Интернет» для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг (www.zakupki.gov.ru) (далее – официальный сайт РФ) в соответствии с ч. 5 ст.

    Избыточные требования к товарам по 44 фз

    Роль: Поставщик Пункты репутации: 119 Вернуться наверх Re: имеет ли жалоба шансы Tregart писал(а):Ну придет он в ФАС, скажет что у него на складе полки специально вот под эти гостовские коробки сделаны. Чем крыть будете? Не смешите. Ходим и кроем и почти каждый день… Хотя вначале Зак должен чем-то подкрепить такое требование не к товару поставляемому а к таре!!! Тара для одежды….

    Можете мне размер одежды назвать по длине 576 см? Правда я бы перед подачей жалобы позвонил бы Заку и уточнил…»может мм»? Последний раз редактировалось Leksele 11 май 2017, 16:05, всего редактировалось 1 раз. Защита от РНП. Жалобы в ФАС, иски в арбитраж, заполнение формы 2 Leksele Профессор Сообщений: 9262 Зарегистрирован: 07 фев 2014, 16:22 Благодарил (а): 292 раз. Поблагодарили: 1048 раз. Роль: Поставщик Вернуться наверх Re: имеет ли жалоба шансы Leksele писал(а):Нарушение.

    Избыточные требования к товарам по 44 фз пример

    Закона о контрактной системе участнику закупки правомерно отказано в допуске к участию в аукционе. Жалоба является необоснованной.Согласно Закону о контрактной системе описание объекта закупки должно носить объективный характер.В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе при составлении описания объекта закупки, если это возможно, необходимо использование стандартных показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических и качественных характеристик объекта закупки, установленных в соответствии с техническими регламентами, стандартами и иными требованиями, предусмотренными законодательством Российской Федерации о техническом регулировании.Комиссия УФАС усматривает в действиях Заказчика нарушения п. 1 и п. 2 ч. 1 ст.

    Избыточные требования к товарам по 44 фз практика фас

    Установление Заказчиками требований необъективного характера путем излишней детализации описания объекта закупки приводит к ограничению количества участников закупки, не создает предпосылок для экономии бюджетных средств. Напротив, соблюдение Заказчиками конкурентных основ описания объекта закупки приводит к увеличению количества участников закупки, соответственно, значительной экономии бюджетных средств. Указанная позиция, подтверждается судебной практикой, складывающейся на территории Ивановской области, например: решение Арбитражного суда Ивановской области по делу № А17-394/2015 от 28.04.2015.

    Избыточные требования к товарам по 44 фз в 2018 году

    Понятие и правила описания объекта Описать объект закупки - это по 44-ФЗ означает зафиксировать качественные и количественные его характеристики (стандарт), позволяющие идентифицировать объект. Ст. 33 ФЗ-44 описание объекта закупки требует делать с учетом определенных требований. 1. Объективный характер. При описании нельзя указывать показатели, которых нет на рынке аналогичных товаров. Также требования к предмету закупки должны соответствовать реальной потребности заказчика. Характеристики должны быть одинаково понятны для всех участников, не быть излишними и противоречивыми. К примеру, необоснованное требование к наградной продукции: ширина ленты для медали 22 см. Это не позволило предложить к поставке товары, которые отвечали бы запросам заказчика (дело об административном правонарушении Новгородского УФАС России № 1037/03 от 04.03.2015). 2.

    Избыточные требования к товарам по 44 фз какие

    ПДК вредных веществ в воздухе рабочей зоны, средняя смертельная доза при ведении в желудок и т.д.; — «асфальтобетонные смеси» (стр. 47-49, 81-83, 89-91, 71-73, 92-94, 97-100, 74-75, 109-110, 112-113, 78-80, 51-53, 57-59, 60-62, 119-121, 123-124) требования к зерновому составу; 2) на стр. 45, 49-50, 53-56, 76-77, 83-88, 114-118, 169-172, 185-17, 193-197 Заказчик применил формы сметных расчётов и включил в техническую часть документации требования к наличию у участника закупки технологических и иных ресурсов необходимых для выполнения работ, являющихся предметом контракта. Например, катки массой 8 тонн, машины поливомоечные 600 литров, автогудронаторы 3500 литров, рабочий строитель среднего разряда 2,7, фреза с шириной барабана 1000 мм.

    Путеводитель по контрактной системе:

    Путеводитель по спорам в сфере закупок:

    1. Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:

    1) в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;

    2) использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии;

    (см. текст в предыдущей редакции)

    3) описание объекта закупки может включать в себя спецификации, планы, чертежи, эскизы, фотографии, результаты работы, тестирования, требования, в том числе в отношении проведения испытаний, методов испытаний, упаковки в соответствии с требованиями Гражданского кодекса Российской Федерации, маркировки, этикеток, подтверждения соответствия, процессов и методов производства в соответствии с требованиями технических регламентов, документов, разрабатываемых и применяемых в национальной системе стандартизации, технических условий, а также в отношении условных обозначений и терминологии;

    (см. текст в предыдущей редакции)

    4) документация о закупке должна содержать изображение поставляемого товара, позволяющее его идентифицировать и подготовить заявку, окончательное предложение, если в такой документации содержится требование о соответствии поставляемого товара изображению товара, на поставку которого заключается контракт;

    5) документация о закупке должна содержать информацию о месте, датах начала и окончания, порядке и графике осмотра участниками закупки образца или макета товара, на поставку которого заключается контракт, если в такой документации содержится требование о соответствии поставляемого товара образцу или макету товара, на поставку которого заключается контракт;

    6) документация о закупке должна содержать указание на международные непатентованные наименования лекарственных средств или при отсутствии таких наименований химические, группировочные наименования, если объектом закупки являются лекарственные средства. Заказчик при осуществлении закупки лекарственных средств, входящих в перечень лекарственных средств, закупка которых осуществляется в соответствии с их торговыми наименованиями, а также при осуществлении закупки лекарственных препаратов в соответствии с пунктом 7 части 2 статьи 83 , пунктом 3 части 2 статьи 83.1 настоящего Федерального закона вправе указывать торговые наименования этих лекарственных средств. Указанный перечень и порядок его формирования утверждаются Правительством Российской Федерации. В случае, если объектом закупки являются лекарственные средства, предметом одного контракта (одного лота) не могут быть лекарственные средства с различными международными непатентованными наименованиями или при отсутствии таких наименований с химическими, группировочными наименованиями при условии, что начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) превышает предельное значение , установленное Правительством Российской Федерации, а также лекарственные средства с международными непатентованными наименованиями (при отсутствии таких наименований с химическими, группировочными наименованиями) и торговыми наименованиями. Положения настоящего пункта не применяются при определении поставщика лекарственных препаратов, с которым заключается государственный контракт в соответствии со статьей 111.4 настоящего Федерального закона;

    (см. текст в предыдущей редакции)

    7) поставляемый товар должен быть новым товаром (товаром, который не был в употреблении, в ремонте, в том числе который не был восстановлен, у которого не была осуществлена замена составных частей, не были восстановлены потребительские свойства) в случае, если иное не предусмотрено описанием объекта закупки.

    2. Документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.

    (см. текст в предыдущей редакции)

    3. Не допускается включение в документацию о закупке (в том числе в форме требований к качеству, техническим характеристикам товара, работы или услуги, требований к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара) требований к производителю товара, к участнику закупки (в том числе требования к квалификации участника закупки, включая наличие опыта работы), а также требования к деловой репутации участника закупки, требования к наличию у него производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых и других ресурсов, необходимых для производства товара, поставка которого является предметом контракта, для выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, за исключением случаев, если возможность установления таких требований к участнику закупки предусмотрена настоящим Федеральным законом.

    4. Требования к гарантийному сроку товара, работы, услуги и (или) объему предоставления гарантий их качества, к гарантийному обслуживанию товара, к расходам на эксплуатацию товара, к обязательности осуществления монтажа и наладки товара, к обучению лиц, осуществляющих использование и обслуживание товара, устанавливаются заказчиком при необходимости. В случае определения поставщика машин и оборудования заказчик устанавливает в документации о закупке требования к гарантийному сроку товара и (или) объему предоставления гарантий его качества, к гарантийному обслуживанию товара, к расходам на обслуживание товара в течение гарантийного срока, а также к осуществлению монтажа и наладки товара, если это предусмотрено технической документацией на товар. В случае определения поставщика новых машин и оборудования заказчик устанавливает в документации о закупке требования к предоставлению гарантии производителя и (или) поставщика данного товара и к сроку действия такой гарантии. Предоставление такой гарантии осуществляется вместе с данным товаром.

    5. Особенности описания отдельных видов объектов закупок могут устанавливаться Правительством Российской Федерации.

    6. Особенности описания объектов закупок по государственному оборонному заказу могут устанавливаться Федеральным законом от 29 декабря 2012 года N 275-ФЗ "О государственном оборонном заказе".



    Понравилась статья? Поделиться с друзьями: