Новый закон про водительские права для снг. Прием на работу водителя с иностранными правами. А если сотрудник управляет автомобилем в личных целях

Обновлено: 10.07.2019 2920

Запрет на иностранное водительское удостоверение в России – в отношении кого действует и как наказывается его нарушение + в течение какого срока права нужно заменить

Информация проверена

Здравствуйте, дорогие читатели! С вами снова Вячеслав!

Большинство государств ограничивает возможность использования иностранных водительских удостоверений на своей территории, принуждая своих гостей со временем производить замену прав на местные.

Российская Федерация же, в отличие от других стран, позволяет иностранцам управлять транспортом на своих просторах без обмена удостоверения. Тем не менее запрет на иностранные водительские права в России частично действует. Предлагаю разобраться, в отношении кого он введён и какое наказание грозит тем, кто будет ездить с недействительным документом. Поехали!

Да! Согласно ст. 25 Закона «О безопасности дорожного движения» (далее – ЗоБДД) иностранцы при отсутствии (ВП) могут использовать для передвижения по России национальные водительские удостоверения (НВУ), выданные на территории другого государства.

Чтобы не возникло проблем с использованием НВУ, полученного за границей, вы должны быть уверены, что этот документ отвечает требованиям Венской конвенции о дорожном движении 1968 г.

Согласно Приложению 6 Венского соглашения НВУ должно изготавливаться в виде пластиковой или бумажной карточки и содержать такие сведения:

  • Название документа на национальном языке страны выдачи.
  • Имя и фамилию владельца.
  • Дату рождения. Место рождения может указываться исходя из местной специфики страны, где выписывался документ.
  • Дату выдачи и окончания действия. В некоторых государствах день окончания действия НВУ указывается не всегда. Такое удостоверение в России не принимается.
  • Номер НВУ.
  • Фото и подпись владельца.
  • Категории транспортных средств , право вождения которых предоставлено предъявителю удостоверения. Желательно, чтобы была также проставлена дата окончания действия прав на ту или иную категорию.

Если у вас НВУ старого образца, то оно также подойдёт для передвижения территорией России. Но для того, чтобы у представителей Госавтоинспекции не возникало вопросов, нужно, чтобы удостоверение, выданное в другой стране, сопровождалось или .

Внимание! Водителям, участвующим в международных перевозках или пересекающих Россию транзитом, ВП обменивать ненужно.

Почему ввели запрет на вождение авто без российского удостоверения?

Необходимость изменений вызвана большим количеством автокатастроф, возникающих по вине мигрантов. Так, в Научном центре безопасности дорожного движения МВД утверждают, что около 30% аварий совершают иностранцы.

Мигранты, по словам специалистов, чувствуют себя безнаказанными на дорогах России, особенно это касается таксистов на иностранных номерах. К тому же, проверить законность получения ими водительских удостоверений невозможно.

Ввиду этого, иностранцев, желающих работать в сфере извоза, решили обязать проходить дополнительную проверку на знание ПДД и умение управлять ТС.

Убедились в правильности своих действий депутаты сразу же после подписания Закона № 92 от 07.05.2013. В июле 2013 года в Подмосковье случилась крупная авария, виновником которой стал нелегал из Армении Грачья Арутюнян. Из-за несоблюдения им ПДД погибли 18 человек.

Конечно, хочется верить, запрет на использование иностранных ВП действительно улучшит ситуацию с аварийностью. Но нельзя забывать и о других целях принятия такого решения:

  • Пополнение бюджета. Не секрет, что получение ВП – мероприятие платное. Кроме того, запрет на иностранные ВП прописан в КоАП РФ. Это означает, что штрафов станет выписываться больше.
  • Уменьшение количества мигрантов . Получение новых ВП пугает многих приезжих. Кроме того, отсутствие российского НВУ – повод для их легального увольнения по обстоятельствам, не зависящим от воли сторон. Так, 1 июня в «Мосгортрансе» было уволено около трёхсот водителей из-за неимения документов. Кстати, вот вам ещё один повод пополнения казны. На место мигрантов нужно брать обычных россиян, зарплаты которых почти вдвое выше, чем у приезжих. А это, в свою очередь, приводит к увеличению налоговой базы.
  • Перевод таксистов на индивидуальное предпринимательство . Таксопарки стали предъявлять более строгие требования к кандидатам в работники. Планируется, что многие водители теперь будут работать сами на себя.

Для граждан каких стран запрет на управление ТС с иностранными ВП не установлен?

Введение запрета на использование иностранных ВП, хотя и было ожидаемым, вызвало у многих беспокойство. Дабы излишне не накалять обстановку, власти России вынуждены были пойти на определённые уступки, разрешив дружественным народам не производить замену родных НВУ.

Внимание! В июле 2017 года в ст. 25 ЗоБДД внесли поправки, позволяющие гражданам государств, где русский язык считается официальным, управлять и дальше ТС с нероссийскими ВП. Заниматься предпринимательской и трудовой деятельностью, связанной с извозом, этим водителям также можно.

Обмен ВП не является обязательным однозначно для граждан Киргизии. Что же касается русскоязычных стран, то о них в ЗоБДД сказано несколько расплывчато, но из формулировки абзаца 2 пункта 13 статьи 25 можно сделать вывод, что замена НВУ необязательна также для представителей следующих государств:

  • Россия.
  • Беларусь (право белорусов оставить свои ВП подтверждается также Постановлением Совмина № 29 от 16.06.2017).
  • Казахстан.

Также русский язык используется в частично признанных государствах – Абхазии, Южной Осетии, ЛНР, ДНР и Приднестровье. Проблема в том, что Россия последние три государственных образования не признала пока вовсе.

Кстати, в некоммерческом партнёрстве «Гильдия автошкол» и в самом ГИДББ негативно относятся к таким поблажкам. Если в Беларуси автошколы дают действительно неплохие знания и борются с нелегальной продажей водительских удостоверений, то в Киргизии и Казахстане есть определённые проблемы. Там часто покупаются права, да и образование в автошколах желает лучшего.

Как показали результаты первых экзаменов в РФ, более половины тестируемых с первого раза испытание не прошли, что свидетельствует о достаточно низком знании ими ПДД, а это для профессиональных водителей недопустимо.

Разрешат ли гражданам Евразийского экономического союза (ЕАЭС) не обменивать удостоверения?

Вопрос о возможности освобождения граждан ЕАЭС от необходимости замены своих НВУ на российские рассматривался ещё в 2015 году. На тот момент депутаты к согласию так и не пришли.

Сейчас Госдума снова хочет допустить выходцев из стран ЕАЭС к управлению ТС по родным ВП. Есть и соответствующий проект закона о внесении изменений в ст. 25 ЗоБДД .

В тексте проекта предлагается заменить в абз. 2 п. 13 ст. 25 ЗоБДД слова «граждан Киргизской Республики» на «граждан государств-членов Евразийского экономического союза».

Сейчас проект находится на стадии формирования окончательного варианта текста документа.

Напомню, в ЕАЭС на начало 2018 года входят, кроме России:

  • Армения.
  • Беларусь.
  • Казахстан.
  • Киргизия.

В перспективе планируется расширение сообщества.

Наказание за несоблюдение правил запрета

На протяжении четырёх лет, пока Закон № 92 мариновался в Госдуме, российские власти рассчитывали, что собственники автопарков позаботятся о своих подопечных и займутся оформлением российских НВУ. Этого, как и следовало ожидать, не произошло.

Зато появилось наказание работодателей за допуск иностранцев к работе с ВП, полученными в другой стране. Регламентирует привлечение руководства автопарков к ответственности ст. 12.32.1 КоАП РФ.

Допуск граждан к работе по иностранным ВП грозит денежным взысканием в 50 тыс. руб. К ответственности виновных привлекают должностные лица органов внутренних дел (ст. 23.3 КоАП РФ).

Самого работника за управление ТС с иностранным НВУ во время исполнения трудовой функции также штрафуют на 5-15 тыс. руб. на основании ч. 1 ст. 12.7 КоАП РФ.

Нужно ли гражданам РФ менять иностранные ВП на российские?

Неоднозначная ситуация сложилась с гражданами России, проживающими постоянно на территории РФ.

С одной стороны, они могут при отсутствии российского НВУ использовать иностранное на основании ст. 25 ЗоБДД. Прямого запрета на вождение без российского ВП для граждан РФ также ни в одном нормативном акте не установлено.

С другой стороны, в п. 6 ст. 41 Венской конвенции сказано, что государства вправе не допустить своих резидентов к использованию ВП, полученных заграницей.

Судебная практика по этому вопросу противоречивая. Чаще всего, конечно, россиян к ответственности за езду с иностранными ВП не привлекают. А бывает, наоборот.

Например, в одном из судов Санкт-Петербурга в 2016 году подтвердили необходимость наложения штрафа на гражданина РФ, управлявшего ТС с немецким НВУ, за отсутствие у него водительских прав, выданных в России.

Обоснование – гражданин РФ не является лицом временно или постоянно пребывающим в России, а п. 12 ст. 25 ЗоБДД позволяет водить ТС с иностранным НВУ только этим субъектам. Гражданин же должен иметь ВП, выданные в родной стране.

Хотя у нас в государстве и не прецедентное право, этот случай не единичный. Советую вам при переезде в Россию на длительное время всё же озаботиться получением здешних ВП.

Срок действия удостоверения иностранцев

В отличие от других европейских стран, в России дозволено управлять ТС с иностранными ВП вплоть до окончания сроков их действия. Это касается даже тех, кто переехал в РФ на постоянное место жительства или получил гражданство. Главное, чтобы НВУ, выданное в другой стране, соответствовало требованиям Венской конвенции, иначе вас оштрафуют по ч. 1 ст. 12.7 КоАП РФ.

Внимание! В сети часто можно встретить информацию о том, что иностранные ВП нужно заменить на протяжении 2-х месяцев после переезда в Россию на постоянное место жительства, так как по истечении 60-ти дней управлять ТС с нероссийскими правами будет нельзя. Нет! Это положение исключено из законодательства ещё в конце 2014 года.

Ограничение срока действия удостоверения до шести месяцев

Сейчас на рассмотрении находится законопроект об ограничении срока действия нероссийских ВП до полугода с момента оформления вида на жительство, получения гражданства или возвращения граждан РФ на родину для постоянного проживания.

Необходимость такого нововведения вызвана тем, что НВУ других государств часто выдаются на срок, намного превышающий время действия российских ВП.

Получается, любой желающий может поехать в другую страну и получить там документ на вождение не на 10 лет, как у нас, а на 30 или 50, а затем вернуться с ним в Россию и ездить с этим удостоверением до старости. Согласитесь, это нечестно. Законопроект как раз и направлен на недопущение такой ситуации.

Если указанный проект вступит в силу, то получается, что гостям России с Евразийского экономического союза позволят работать с иностранными ВП только 6 месяцев, далее им нужно будет обменять удостоверение на российское.

Другие гости страны, которые переберутся в РФ на длительное время, также должны будут произвести замену ВП в течение полугода независимо от того, где они планируют работать.

Подведём итоги

  • В Российской Федерации запрещено ездить с нероссийским НВУ, которое не соответствует Венской конвенции 1968 г.
  • С 2017 года введён запрет на использование иностранных ВП мигрантами, которые работают с перевозками.
  • Запрет на использование иностранного ВП не действует в отношении работников сферы перевозок, если они являются гражданами Беларуси или Киргизии. Остальным мигрантам необходимо иметь российские НВУ, иначе их будут штрафовать.
  • Планируется разрешить управлять ТС по работе гражданам стран ЕАЭС.
  • Срок действия иностранного НВУ неограничен, но планируется его сокращение до 6-ти месяцев, после истечения которых приезжих, не заменивших ВП на российские, будут штрафовать.

Заключение

На сегодня это всё, что я хотел вам рассказать. Если вы обладаете какой-либо информацией по обсуждаемой теме, обязательно оставляйте свои комментарии.

Всем удачи на дорогах! До новых встреч на страницах блога!

Изображения для статьи взяты отсюда: https://www.drive2.ru/r/acura/163

Еще по теме:

Комментариев к статье: 46

    Юрий

    27.06.2018 | 23:44

    Статья хорошо структурирована, логична. Спасибо что нашли время и силы информировать людей.

    Андрей

    24.09.2018 | 16:29

    Вроде все хорошо расписано, но всеравно страшновато встречаться с гаишниками. Кто-то отпустит, а кто-то машину на штраф стоянку заберет и штраф надо будет платить до 15 тыс.руб.(Гражданство РФ, права казахстанские.

    1. Сергей Ф

      05.11.2018 | 12:52

      именно так и произошло со мной,у меня гражданство РФ,а ВУ казахстанские,итог — ,админ. протокол и штраф 5000 р

      Игорь Писчий

      06.12.2018 | 15:51

      Здравствуйте, Андрей.

      Неприятности при встрече с работниками ДПС могут быть только у лиц, которые работают или осуществляют предпринимательскую деятельность, используя национальное водительское удостоверение. При этом возможно наложение штрафа на руководство водителя и/или на самого водителя. Однако забирать при этом авто на штрафстоянку не должны – просто составляется соответствующий протокол. Могут отстранить от управления, но ТС может отогнать в требуемое место любой водитель с действенными в РФ правами. Если же вы просто ездите на авто (не осуществляя профессиональную или коммерческую деятельность), то права РК вполне действенны, в соответствии с международными правилами. Также водители Белоруссии и Киргизии могут работать и заниматься коммерцией, используя национальные ВУ. Для Казахстана и Армении подобное разрешение пока только в планах.

      Всего вам доброго, Андрей.

    Сергей

    19.11.2018 | 00:13

    Серж

    19.11.2018 | 00:17

    У меня ВУ приднестровские а гражданство РФ могу я оформить машину на меня и ездить

    Эмил

    07.12.2018 | 11:55

    Здравстуйте.я гражданин киргизии мне тоже менять ВУ на российскую.

    Василий Андреевич

    07.12.2018 | 21:00

    Меня до глубины души возмущает шкурный интерес государства, нарушающий права человека, пользоваться автомобилем в личных целях, установив ограничение, произвольно, в сроке действия прав. Мне в 1981 году выдали права, международного образца, полагаю в соответствии с Венской конвенцией 1968 года, где срок действия прав не предусмотрен. Сегодня спросил знакомого, поменял права? Да поменял. Во что обошлось. 2200 права, 890 медкомиссия, (рентген, анализ мочи и прочая), 130 фото. итого 3220 рублей. Мне с 1981 года уже дважды приходилось менять права, в следующем году опять надо менять. За бугром по Веской конвенции срок действия не предусмотрен. Может есть смысл, чтобы понудить власть отменить шкурный интерес с взиманием с водителей оплаты за замену прав, и отменить срок действия прав, обращаться в Европейский суд по правам человека на нарушение государством, прав личности, установившие ограничение срока пользоваться транспортом в личных целях, да то же возможно и для предпринимательской деятельности. Страсбург, может призвать к порядку наши власти, отменив их решение и в каждом случае наложить на власти денежный начёт.

    Анна

    05.01.2019 | 17:39

    Здравствуйте, у меня есть вопрос по теме, вдруг будет возможность ответить. Я гражданка РФ, муж гражданин США, у обоих американские права. Проживаем в США постоянно. Правильно ли я понимаю, что если мы возьмём в аренду машину в России во время отпуска (в личных целях), то муж сможет быть за рулём, а я нет? Спасибо!

    Оксана

    11.02.2019 | 11:11

    Здравствуйте. Есть гражданство Германии, есть водительское удостоверение Германии, есть внж РФ, нужно ли менять водительское удостоверение?

    1. Игорь Писчий

      25.02.2019 | 10:47

      Здравствуйте, Оксана.

      Это зависит от вашего статуса резидента или нерезидета РФ. Если вы, как гражданка Германии, имеете ВНЖ в РФ со статусом резидента (длительное проживание), то водительское удостоверение нужно будет заменить на российские. Если же у вас нет статуса резидента РФ и вы резидент Германии, то ВУ менять не нужно. Для ВУ нового образца, выданных в ЕС, при езде в России даже не требуется МВУ, но этот документ все же желателен т. к. некоторые работники ДПС могут не знать всех правил.

      Всего вам доброго, Оксана.

    Ольга

    20.02.2019 | 20:23

    Добрый вечер! А если с иностранным ВУ ездить на работу на личном ТС, то это будет считается пользованием ТС в трудовой деятельности?

    Андрей

    21.02.2019 | 15:55

    У меня гараждана РФ водительское удовольствие с категорией С получал в России

    Сейчас живу в РБ по временному проживанию и тут получил категорию В

    Сейчас собираюсь обратно в Россию могу ли я на данном водительском удостоверение ездить на территории России

    Макс

    15.03.2019 | 08:36

    Здравствуйте а с правами Узбекистана можно работать???

    Лариса

    17.03.2019 | 11:13

    Здравствуйте. У меня у мужа два гражданства, России и Молдовы, а водительское удостоверение иностранное, нужно ли ему менять ВУ на российское? Спасибо

    Александр

    28.03.2019 | 11:37

    Здравствуйте у меня внж 4 года а ву Узбекистан могу ли я ездить?

    Саидов Хайрулло

    01.04.2019 | 19:24

    Здравствуйте я гражданин Таджикистана могу ли ездить на киргизской водительское удостоверение

    Самат

    07.04.2019 | 01:09

    Здравствуйте Игорь. Гражданство Российской Федерации и Кыргызстана. Есть ВП иностранного образца со сроком на 10 лет Кыргызстанские. Так я имею права ездить и осуществлять коммерческие действия в России? Имея двое гражданство? Например работать таксистом и заниматься груза перевозом? Спасибо.

    Валик

Закон от 07.05.13 №92-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О безопасности дорожного движения» и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» вступил в силу с 1 июня этого года. Он обязывает всех иностранцев, которые работают водителями, иметь российские национальные водительские удостоверения. При отсутствии таковых нарушителю грозит штраф в 50 тыс. рублей. При этом нарушителем в данном случае считается не сам водитель, а его работодатель, который и обязан контролировать исполнение данного запрета.

Тем не менее несколько лет депутаты, прекрасно понимая последствия принятого ими же самими документа, переносили срок вступления в силу поправок на один год.

Так должно было быть и на этот раз — законопроект, переносящий вступление документа на 1 июня 2018 года, весной был принят в первом чтении, однако в итоге окончательно принять его парламентарии банально не успели.

При этом, ежегодно давая отсрочку иностранцам, в парламенте рассчитывали, что они озаботятся получением российских прав, — видимо, надеясь, что проблема со временем перестанет носить массовый характер.

Однако, по оценкам самих же парламентариев, в настоящее время в стране все еще трудятся около 10 тыс. иностранных водителей, не имеющих российских прав, причем большая их часть в Московском регионе, а также Смоленской и Брянской областях.

Еще одна веская причина, по которой депутаты постоянно откладывали вступление в силу запрета, — неготовность ГИБДД к наплыву такого числа водителей и отсутствие возможности быстро их обслужить.

«Основным препятствием для сдачи экзаменов, служащим причиной отказов в приеме заявлений на сдачу экзаменов, является отсутствие необходимой материально-технической базы в экзаменационных подразделениях — требуемого для сдачи экзамена водителя-международника подвижного состава и оборудованных площадок (автодромов)», — говорится в пояснительной записке к законопроекту о переносе сроков, который так и не успели окончательно принять.

При этом проходить обучение заново иностранцам не нужно — необходимо лишь сдать один теоретический и два практических экзамена.

В связи с вступлением запрета многие прогнозировали, что уже утром 1 июня в ряде российских мегаполисов наступит транспортный коллапс: сотни водителей автобусов и маршруток не смогут выйти на работу. Такое уже случалось, когда осенью 2013 года из-за неразберихи со сроками вступления поправок водители-иностранцы предпочли не выходить на работу. Однако на данный момент сообщений из регионов о проблемах с отсутствием общественного транспорта нет. Коллапс в четверг утром случился лишь в Нижнем Новгороде, где не вышли в рейс около 200 маршруток, но проблема с мигрантами никак не связана.

Российские автошколы создали в регионах специализированные центры помощи водителям-иностранцам по замене национальных водительских удостоверений на российские.

«В крупных региональных учебных центрах по обучению водителей транспортных средств в Москве, Санкт-Петербурге, Архангельской, Ростовской областях, Республике Карелии они могут получить бесплатные консультации по оформлению документов для сдачи экзаменов в ГИБДД, по условиям сдачи экзаменов, бесплатно пройти проверку знаний по экзаменационным билетам ГИБДД», — рассказали «Газете.Ru» в Гильдии автошкол России.

Председатель правления гильдии высказал недоумение в адрес руководителей автохозяйств, проявивших беспечность в отношении выполнения требований закона по замене прав иностранцев, что, несомненно, влияет на безопасность дорожного движения в стране. «Четыре года оттягивали решение о замене иностранных водительских удостоверений на российские, что сейчас создает проблемы для экзаменационных подразделений ГИБДД, а соответственно, и проблемы коммерческих грузопассажирских перевозок», — заявил Лобарев.

О необходимости замены иностранных прав на российские власти заговорили в 2013 году из-за большого количества аварий с мигрантами. Авторы идеи и общественность окончательно убедились в необходимости такого документа после крупной аварии с , которую в июле 2013 года в Подмосковье спровоцировал водитель-нелегал из Армении Грачья Арутюнян.

В результате ДТП с переполненным пассажирским автобусом тогда погибли 18 человек, десятки получили ранения. Выяснилось, что вдобавок мигрант управлял еще и неисправным автомобилем, однако в итоге к ответственности привлекли только его.

Примечательно, что буквально месяц назад власти Армении сообщили, что приговоренный к 6 годам и 9 месяцам колонии Арутюнян вскоре отправится на родину и будет там отбывать оставшееся наказание. Экстрадиция могла бы состояться и раньше, если бы не финансовые претензии к со стороны родных погибших и пострадавших. Все заявленные иски были удовлетворены — для этих нужд власти Армении изыскали около 18 млн рублей, деньги были перечислены в Россию, — и в конце апреля армянские СМИ сообщили, что процесс экстрадиции должен завершиться в скором времени.

Законы в Российской Федерации касательно действующих образцов водительских удостоверений за последнее время поменялись для иностранцев, которые собираются вести коммерческую деятельность в России, либо устраиваться на работу водителем у российского работодателя.

Дорогие читатели! Статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - обращайтесь к консультанту:

ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ .

Это быстро и БЕСПЛАТНО !

Теперь очень важно нерезидентам страны узнать, каким образом они могут получить российские водительские права, не утрачивая своего гражданства.

При оформлении понадобится собрать определенный состав документов, а также быть готовым оплатить госпошлину в определенном размере.

Изменения в новом законе с 1 июля 2019 года

Федеральным законом, который говорит № 92-ФЗ от 07.05.13 г. , отредактированным 23.05.15 г., учреждено, чтобы иностранные граждане использовали не свои национальные удостоверения, а российские.

Только это касается не тех случаев, когда водительские права используются для личных целей, а случаев, когда водитель собирается устраиваться шофером на работу в России.

Предусмотрены права для иностранных граждан в России проживающих временно по патенту. Они заключаются в том, чтобы использовать свое легальное положение в стране в виде приобретения патента и российских водительских прав.

Это обозначает, что граждане иной страны, которые нынче в России захотят вступить в официальные трудовые отношения, должны будут в первую очередь оформить:

  • регистрацию места пребывания;
  • страховку обязательную по ;
  • патент для права вести трудовую деятельность в РФ;
  • медицинский полис;
  • водительские права российского образца.

Таким правилам подчиняются все иностранные граждане, намеревающиеся устроится на работу в России водителем, кроме граждан Беларуси.

Недавно белорусам разрешено использовать свои, национальные водительские права в коммерческих целях, а также в целях основания для трудоустройства водителем в РФ.

Их водительские права приравниваются к российским по правительственному указу, который вступил в силу с 1 июля 2019 года.

Обратите внимание! Все водители, которые едут через Россию транзитом (международные перевозчики), даже, если это в коммерческих целях или по работе, не меняют свои водительские удостоверения на российские.

То же самое касается тех водителей, что используют водительские права, свои машины в личных целях, без осуществления трудовой деятельности на своем автотранспорте.

Получение водительского удостоверения иностранными гражданами в России

Процедура получения документов для водителя, иностранного гражданина, имеет свой порядок, правила и регламент. Документы следует сдавать вовремя – не позднее заключения трудового соглашения с работодателем.

В случае игнорирования новых правил, работодателя могут оштрафовать на 50 000 рублей , а самого водителя на 5000-15 000 рублей .

В любое время, как только иностранного водителя остановят на дорогах полицейские, чтобы проверить документы, и выяснится, что водительское удостоверение у него национальное, не российского образца, так сразу же на адрес работодателя придет письмо со уведомлением о штрафе.

Теперь с иностранным водительским удостоверением с 1 июня не допустят к трудоустройству или к работе, если гражданин уже ранее был трудоустроен.

Получается, что новые правила касаются даже тех иностранных граждан, которые трудоустроились водителями ранее 1 июня 2019 года.

Заявление

Заявление заполняется на специальном бланке, установленного учреждением регистрирующего органа. Образец заявления можно отыскать самому на сайте МФЦ, Госуслуг, либо ГИБДД.

А можно получить бланк уже при встрече с сотрудником дорожной полиции и за полнить бланк при нем. Сам бланк один является тем же самым бланком заявления, который подают россияне на замену своих водительских прав.

В документе обязательно должны присутствовать пункты следующего содержания:

  1. Сначала пишется шапка документа, в которой указывается кому подается заявление – на имя начальника отделения ГИБДД.
  2. Потом ниже указывается имя, фамилия, откуда прибыл водитель, документы, легально обосновывающие его нахождение на территории России.
  3. После этого нужно указать свою просьбу, прописать номер своих национальных водительских прав и обозначить, что замене подлежат именно они на определенный срок.
  4. Указать обязательно перечень тех бумаг, которые нужны как приложение для оформления разрешительного документа.
  5. Подписывается заявление составителем – иностранным гражданином, водителем, а не его будущим работодателем.
  6. В конце документа ставится обязательно дата его составления.

Заметьте, обратная сторонам бланка заявления не заполняется водителем. Эту часть будет заполнять уже специалист регистрационного учреждения – МФЦ, ГИБДД, в зависимости от того, куда обратился зарубежный гражданин.

При указании документов, дающих право легально проживать какое-то время на территории Российской Федерации, а также указании того населенного пункта, от куда прибыл гражданин – эти факты и будут рассматриваться как причина, на основании которой можно заменять удостоверение водителя.

Пакет документов

Для замены национального водительского удостоверения на российский образец иностранному водителю нужны будут следующие документы:

  • гражданский паспорт, либо иное удостоверение личности, которое котируется в стране иностранного лица и признается как удостоверение личности гражданина другого государства;
  • водительское удостоверение иностранного образца;
  • миграционное свидетельство, подтверждающее, что нахождение на территории России лица, прибывшего из-за границы, легально;
  • медицинская справка о допуске к управлению автотранспортом;
  • полис ОСАГО, подтверждающий наличие обязательного автострахования для иностранных лиц.

Все эти бумаги копируются и вместе с оригиналами подаются на проверку и оформление специалисту ГИБДД.

Миграционная карта подтверждает только легальное пересечение границы с Россией и какое-то пребывание (90 дней без регистрации) на территории этой страны. Но вот уже ВУ (временное убежище), ВНЖ (вид на жительство), РВП (разрешение на временное проживание, патент виза и прочее) – эти документы подтверждают право пребывания и трудоустройства на территории РФ.

Если у иностранного гражданина имеется какой-либо их этих документов, он также может потребоваться при регистрации водительских прав по российскому законодательству.

Кроме этих бумаг, еще может потребоваться подтверждение регистрации места проживания (временная прописка), но она нужна в редких случаях.

Обратите внимание! Документальных доказательств того, что работодатель будет принимать на работу водителя, являющегося иностранным гражданином, предоставлять сотрудникам автодорожной полиции не требуется.

Порядок оформления

Существует определенный порядок оформления водительских удостоверений по российским правилам. Этому порядку подчиняются также и граждане России.

Алгоритм действия заключается в следующих шагах:

  1. Успешная сдача экзаменов и получение соответствующей справки о том, что экзамены сданы, и водитель годен по медицинским показателям к управлению автотранспортным средством.
  2. Приложение пакета документов к заявлению.
  3. Получение квитанции на оплату госпошлины.
  4. Возвращение в регистрирующий орган и сдача квитанции с отметкой о проплате государственной пошлины.
  5. Получение новых документов российского стандарта, дающих право на управление автотранспортным средством на дорогах России.

Водительские права по стандарту РФ, выданные лицу, прибывшему из-за границы на своем автотранспорте, выдаются в виде пластиковой карты, на который на двух языках – русском и универсальном английском прописаны краткие сведения о водителе и его стаже вождения, категории транспорта.

Такой документ оформляется сроком ровно на столько, на сколько выдавались в УФМС документы иностранцу, разрешающие ему проживать и трудиться в России.

Поэтому сроки пребывания в России иностранного лица и сроки действия прав по вождению должны совпадать.

Обратите внимание! Ранее все работодатели при приеме на работу иностранного гражданина на должность водителя, легально пребывающего на территории страны, имели право использовать перевод национальных (иностранных) водительских прав с нотариальным переводом на русский язык с иностранного.

Как заменить права и в каких случаях

Иностранные граждане за получением российского водительского удостоверения могут обращаться в ближайшее подразделение РЭО ГИБДД – экзаменационный отдел. Там они сдают вождение и теорию на знание правил автодорожного движения.

После успешных экзаменов только они могут подавать уже заявление на получение российского образца водительского удостоверения.

При этом национальные права у водителя отбираются и не остаются при нем – это и называется обменом национального иностранного удостоверения водителя на российские права.

Для оформления удостоверения по вождению на территории РФ иностранный водитель обязан сдать 3 экзамена:

Обратите внимание! При обращении в государственное учреждение за получением водительского удостоверения, привязки к месту прописки (временной регистрации места проживания) не предусмотрено.

Иностранный гражданин вправе обратиться в любое территориальное отделение ГИБДД, в которое ему будет удобно обращаться.

Но есть одна здесь поправка – важно подать документы на получение права вождения по российскому образцу только там, в том регионе России, где именно регистрировался в ФМС иностранный гражданин.

Цена документа

Цена обучения в автошколе и прохождение экзаменов входят в процедуру получения российского водительского удостоверения.

Если учитывать прохождение занятий в автошколе, сдачу экзаменов, а также оформление самих водительских прав, то это обойдется в приличную сумму.

Поэтому новое правило выгодно только тем, кто в России остается надолго и собирается использовать свое водительское умение и свой автотранспорт для работы. При этом стоимость одного только обучения отличается от региона к региону по всей России.

В западно-центральном регионе стоимость обучения составляет около 35000-40000 рублей , тогда как в других регионах можно встретить цены и дешевле.

Теперь, что касается госпошлины, которую платят все, как россияне, так и иностранные лица, оформляющие водительское удостоверение по любой замене.

Размер пошлины за оформление бланка водительского удостоверения российского образца составляет 2000 рублей .

Но если даже иностранный гражданин станет оформлять получение водительского удостоверения на российском бланке через портал Государственных услуг (сайт Госуслуг), то он может оплатить пошлину по 30% скидке. Это допущение будет действовать с 1 января 2019 года по 1 января 2019 года.

Среди автомобилистов-иностранцев распространяются слухи о том, что будто бы действие иностранных водительских удостоверений продлили до 2019 года по территории России. На самом деле, это далеко от действительности.

Последние новости:

АСТАНА, 14 августа 2017 года. Главы правительств стран — членов ЕАЭС по итогам заседания Евразийского межправительственного совета подписали ряд документов, в том числе Решение "Об утверждении плана мероприятий («дорожной карты») по реализации Основных направлений и этапов реализации скоординированной (согласованной) транспортной политики государств - членов Евразийского экономического союза в части воздушного транспорта на 2018 - 2020 годы".

ВНИМАНИЕ! Информации о признании национальных водительских прав между договаривающимися странами не имеется!.

Действие нашумевшего закона (ФЗ от 7 мая 2013 года N 92-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О безопасности дорожного движения" и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях"), который категорически запретил пользоваться национальными правами иностранцам, работающим в сфере предоставления услуг перевозки, на грузовых автомобилях, автобусах, такси на время предполагалось отложить до 1 июня 2018 года, но в соответствии Федеральным законом "О внесении изменений в ст.25 ФЗ "О безопасности дорожного движения" от 14.07.2017 года, была одобрена нижепредставленна редакция законодательства .

Внимание! В настоящее время в законодательстве имеются противоречия норм!

Статья 20 пункт 2 ФЗ "О БДД" противоречит абзацу пункту 13 ст. 2 ст. 25, если вынесено постановление о штрафе - обязательно обжалуйте, пока законодательство не привели в полное соответствие!

Официальный документ о движении законопроекта (Ссылка на скачивание)

Официальный текст принятого законопроекта

Мы благодарим участников обсуждения за содействие и помощь в актуализации информации.

Итоговая редакция:

Статья 25 пункт 13 Федерального закона от 10 декабря 1995 года № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения»

Не допускается управление транспортными средствами на основании иностранных национальных или международных водительских удостоверений при осуществлении предпринимательской и трудовой деятельности, непосредственно связанной с управлением транспортными средствами.

Положение настоящего пункта не распространяется на граждан Киргизской Республики, а также граждан государств, законодательство которых закрепляет использование русского языка в качестве официального, осуществляющих предпринимательскую и трудовую деятельность на территории Российской Федерации, непосредственно связанную с управлением транспортными средствами.

Говоря простым языком, Водителям из Киргизской Республики и из некоторых других государств предоставлено право работать в России без замены национальных водительских удостоверений. С 1 июня 2017 года действует запрет управления транспортными средствами на основании иностранных национальных или международных водительских удостоверений при осуществлении предпринимательской и трудовой деятельности, непосредственно связанной с управлением транспортными средствами. Данное положение теперь не распространяется на граждан Киргизской Республики, а также граждан государств, законодательство которых закрепляет использование русского языка в качестве официального, осуществляющих предпринимательскую и трудовую деятельность на территории РФ, непосредственно связанную с управлением транспортными средствами.

Использование национальных прав разрешается гражданам: Беларусь, Киргизия, Казахстан.

Остальные: пройти обучение, сдать экзамены, получить российские водительские права.

Состояние:

Запрет на использование иностранных прав:

не рассмотрен и не принят Гос Думой.

Новая редакция с исключениями:

принята, подписана Президентом, официально опубликована 31.07.2017 года, вступила в силу.

В конце статьи дополнительные новости.

ВНИМАНИЕ! Важное обновление для граждан республики Беларусь!

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

О признании национальных водительских удостоверений

на территории Союзного государства

г. Санкт-Петербург

В целях обеспечения гражданам Республики Беларусь и Российской Федерации равных прав на трудоустройство, руководствуясь решением Высшего Совета Сообщества Беларуси и России от 22 июня 1996 г. № 4 «О равных правах граждан на трудоустройство, оплату труда и предоставление других социально-трудовых гарантий», Совет Министров Союзного государства постановляет:

1. Установить, что национальные водительские удостоверения , выданные компетентными органами государств - участников Договора о создании Союзного государства, признаются без их дополнительной легализации при осуществлении гражданами государств - участников Договора о создании Союзного государства предпринимательской и трудовой деятельности, непосредственно связанной с управлением транспортными средствами.
2. Настоящее постановление вступает в силу со дня его подписания.

Председатель Совета Министров

Союзного государства

С 1 июня 2017 года вступают в силу принятые три года назад поправки в закон "О безопасности дорожного движения" и в Кодекс об административных правонарушениях, запрещающие брать на работу водителей с иностранными правами.

13. Не допускается управление транспортными средствами на основании иностранных национальных или международных водительских удостоверений при осуществлении предпринимательской и трудовой деятельности , непосредственно связанной с управлением транспортными средствами.

Вышеуказанный абзац настоящего Федерального закона вступает в силу с 1 июня 2017 года.

В апреле текущего года в Госдуму был внесен законопроект о переносе начала действия запрета работы водителей с иностранными правами на 1 июня 2018 года. Однако этот законопроект так и не был принят.

При этом новые правила затронут только иностранцев, нанимаемых на работу. На тех, кто используют автомобиль для личных поездок, действие закона не распространяется.

За нарушения требований закона работодателей будут штрафовать на 50 тыс. рублей.

По словам председателя межрегионального профсоюза, в одной только Москве проблемы с документами могут возникнуть у 20% таксистов. До 1 июня 2017 года они должны сдать экзамен на знание ПДД и получить российские удостоверения.

Водителей с иностранными правами не будут допускать к работе с первого июля, об этом в эфире рассказал исполнительный директор Транспортной ассоциации московской агломерации.

Это решение было принято давно, поэтому у всех руководителей предприятий, где работают иностранные водители, было достаточно времени, чтобы организовать легализацию и получение своими сотрудниками российских прав. Для этого уже существует специальная процедура обмена иностранных водительских прав на российские.

В автобусных парках дела обстоят гораздо лучше, чем в сфере таксомоторных перевозок, где многие таксисты работают в качестве индивидуальных предпринимателей.

Автобусные компании подошли к вопросу достаточно серьезно. Численность иностранных водителей в некоторых автобусных парках составляет всего пять процентов от общего количества.

Поправки касаются только тех иностранных граждан, которые используют автомобиль как средство заработка.

В случае отсутствия у иностранного водителя российских водительских прав, его работодателю придется заплатить штраф в размере 50 тысяч рублей. Представители профсоюза таксистов, в свою очередь, одобрили вступление поправок в силу, считая, что они помогут бороться с нелегальными извозчиками.

После того, как летом 2017 года в России перестанут признавать права, выданные другими государствами, если они используются для работы, иностранцы, работающие водителями в России, не смогут продолжать свою деятельность организациях на должности водителя, но ездить на автомобиле с иностранными правами в личных целях будет по-прежнему разрешено. Однако у иностранных граждан еще есть время исправить ситуацию.

Чтобы не потерять работу, нужно срочно отправляться на обучение уже сегодня, чтобы к июлю получить права российского образца.

Участники рынка говорят, несмотря на многочисленные отсрочки, транспортные компании не обеспечили своих сотрудников водительскими правами российского образца. По данным главы межрегионального профсоюза, в столице права на легальную работу может лишиться каждый пятый таксист. 20% работников этой службы необходимо в ближайшие три месяца обзавестись российскими водительскими правами. Однако менталитет этой категории работников таков, что они приступят к получению удостоверений только после того, как им на числят гигантские штрафы.

Многие участники рынка положения обновленного закона приветствуют. На данный момент рынок такси на значительный процент заполнен лицами с водительскими удостоверениями, выданными в Таджикистане, Узбекистане и других постсоветских странах.

Разрешения на работу они не оформляют, а извозом занимаются на арендованных автомобилях. Такая предпринимательская деятельность полностью выпадает из поля зрения фискальных органов. По новой методике дорожная инспекция сможет очистить рынок от изрядной доли нелегалов.

В среднем компаниям-перевозчикам придется уволить 5% сотрудников, хотя в отдельных предприятиях иностранцы составляют до 30% от штата водителей. Но часть из них уже обзавелись удостоверениями российского образца. Однако не менее 5% водителей такие права не получат, к примеру, в силу плохого владения русским языком, и неготовности к сдаче компьютерных тестов. Некоторые водители также не пойдут на экзамен, опасаясь неприятностей с правоохранительными органами ввиду ранее совершенных нарушений.

Если у Вас ВНЖ (Вид на жительство) документы на замену прав Вы можете подать в любое ГИБДД в любом городе.

Если у Вас РВП (Регистрация временного проживания) то документы Вы должны подавать только в ГИБДД того региона, где оформили временное проживание.

Основание отказа в замене прав на российские:

Как обязательное условие, делающее возможным обмен водительского удостоверения другого государства на российское, законодательство РФ выдвигает соответствие этого документа требованиям Венской конвенции о дорожном движении от 8 ноября 1968 года . Если же иностранное водительское удостоверение этим требованиям не удовлетворяет, его обладателю остается только один выход — получить права с нуля после прохождения обучения в российской автошколе. Однако возможен и другой вариант — оформить в любой третьей стране права, которые этому условию удовлетворяют. Например, для выходцев из Приднестровской Молдавской Республики (ПМР) из-за несоответствия их документов требованиям конвенции замена национального водительского удостоверения ПМР на российское оказывается невозможной. Однако после получения ими прав Республики Молдова проблема решается. Применительно к Приднестровью надо также сказать, что это непризнанное государственное образование, паспортом которого можно воспользоваться лишь на его территории. Поэтому основная масса его жителей, чтобы иметь возможность ездить за границу, получила гражданство таких стран, как Украина, Республика Молдова, Румыния. Нередко вместе с паспортами они изыскивают возможность обзавестись и водительскими документами этих государств. А уже, например, при замене украинского водительского удостоверения на российское в 2017 году у них сложностей нет.

Нужно ли сдавать экзамены по вождению:

В этом отношении экзаменов российское законодательство занимает жесткую позицию. Неважно, в какой стране вы получили права и какое у вас гражданство. Экзамены при обмене удостоверения вам придется сдать и преодолеть все три их этапа на равных со вчерашними слушателями автошкол: тест по теории; практику на автодроме; вождение в городе. Впрочем, при наличии достаточного водительского опыта все это не должно быть большой трудностью. А для уверенности можно накануне взять несколько уроков у инструктора. Например, чтобы отработать накануне испытания экзаменационный маршрут или освежить в памяти упражнения на автодроме.

Как меняются права, где открыто несколько категорий:

Можно обрадовать обладателей иностранных водительских удостоверений с несколькими открытыми категориями. Пересдавать экзамены по каждой из них им не придется. Обмен водительского удостоверения другого государства в России предполагает переэкзаменовку только по той из категорий, которая считается высшей. Так, при наличии допуска к управлению мотоциклом и легковым автомобилем экзаменовать будут только по категории “Б”. А если иностранные права разрешают водить скутер, легковую машину и грузовик, испытания предстоит пройти лишь по категории “С” как самой высокой.

Остануться ли на руках иностранные права:

Здесь желающих получить российские права взамен иностранных тоже ждет приятный сюрприз. По завершении процедуры обмена они получат на руки оба документа — и новый российский, и имеющийся зарубежный. В отличие от многих других стран, в России изъятие иностранных прав не практикуется.

Требования Венской конвенции 1968 года к водительскому удостоверению:

Требования к национальным водительским удостоверениям:

  • документ может быть изготовлен из пластика или бумаги (предпочтительно розового цвета);
  • формат пластикового документа 54*86 мм (данное требование не обязательно, то предпочтительно);
  • в верхней части лицевой стороны должно быть название документа, написанное на национальном языке;
  • основная информация о водителе должна дублироваться латинскими буквами ;
  • на лицевой стороне должны присутствовать данные: фамилия, имя собственника документа;
  • дата и место рождения водителя ;
  • дата выдачи прав ;
  • срок окончания действия удостоверения ;
  • подразделение, выдавшее документ;
  • фото собственника;
  • категории автотранспортных средств, которыми водитель имеет право управлять;
  • личная подпись (желательно, чтобы подпись собственника максимально совпадала с подписью, поставленной в гражданском паспорте);
  • на оборотной стороне пластикового документа должна быть информация о доступных категориях, причем с датой разрешения управления и с датой окончания разрешения;
  • если водитель имеет право управления автомобилями с какими-либо ограничениями (например, эксплуатация автомашины возможна только при наличии очков), то эта информация так же должна отражаться в правах; в документе по внутренним правилам может отражаться и иная информация.

Следует отметить, что международное удостоверение опирается на национальный документ, следовательно, при управлении автотранспортом у водителя должны быть два вида прав; Международные права действительны, только если национальный документ не окончил срок своего действия. Если права имеют неограниченный срок, то международное удостоверение выдается сроком на 3 года.

Внимание! Если в Вашей стране один из официальных языков русский, то замена прав не требуется и после 01 июня 2018 года.

С 1 июня этого года вступают в силу принятые еще в 2013 году поправки в закон «О безопасности дорожного движения» и в Кодекс об административных правонарушениях, запрещающие брать на работу водителей с иностранными правами. Нововведение не коснется иностранцев, использующих автомобиль для личных поездок. А вот за допуск к работе водителей, не имеющих российских удостоверений, работодателей будут штрафовать на 50 тыс. рублей. Вступление в силу этой нормы уже дважды откладывалось - водители-иностранцы и транспортные предприятия были не готовы к новым правилам, из-за этого могли возникнуть сбои в пассажирских перевозках.

По словам председателя межрегионального профсоюза «Таксист» Ярослава Щербинина, в одной только Москве проблемы с документами могут возникнуть у 20% таксистов. До 1 июля они должны сдать экзамен на знание ПДД и получить российские удостоверения.

В основном они ждут, - сказал Ярослав Щербинин «Известиям». - Особенности наших таксистов таковы, что, пока их штрафовать не начнут, они заниматься переоформлением не будут.

Новые требования профсоюз таксистов поддерживает и считает, что они значительно сократят число нелегальных извозчиков.

Значительная часть таксистов, особенно в Москве, имеют права Узбекистана, Таджикистана и других бывших союзных республик. При этом они зачастую не официально трудоустроены, а берут машины в аренду. Получается, что гражданин чужого государства незаконно занимается предпринимательской деятельностью на территории России. Теперь с помощью сотрудников ГИБДД будет проводиться отсев людей, которые не имеют права заниматься перевозками.

Исполнительный директор Транспортной ассоциации московской агломерации, заведующий кафедрой автомобильных перевозок Московского автомобильно-дорожного государственного технического университета (МАДИ) Норайр Блудян прогнозирует потерю российскими автотранспортными предприятиями в среднем 5% персонала.

В некоторых компаниях до 20–30% водителей - иностранцы, - сказал он «Известиям».-Сколько из них успели оформить документы, неизвестно - такую статистику никто не ведет. Думаю, примерно 5% водителей транспортных предприятий не получат российские права к июлю.

Часть из них просто не успеют этого сделать, потому что поздно начнут этим заниматься. Остальные по объективным причинам: может выясниться, например, что кандидат на получение российских прав находится в розыске. Кто-то не сдаст экзамен, у кого-то не будет необходимых документов. Есть много водителей, которые не могут ни разговаривать, ни читать по-русски. Как он может сесть за компьютер и сдать экзамен? Никак. А мы ему доверили жизни людей.

При этом, как считает Норайр Блудян, на перевозках кадровые изменения не скажутся.

Не надо из этого делать трагедию, надо повышать зарплаты и привлекать для работы в своих компаниях москвичей, жителей других регионов России, - отметил эксперт.

Некоторые иностранные граждане могут не успеть к 1 июня, даже если подадут заявление прямо сегодня: ГИБДД будет делать запрос в компетентные органы иностранного государства, чтобы узнать, действительно ли такой-то гражданин получал там права. Такая межгосударственная переписка может растянуться на три-четыре месяца. Так что для кого-то будет проще и быстрее пройти обучение в российской автошколе и сдать экзамены на общих основаниях. Однако председатель Союза автошкол Москвы Александр Ачкасов сообщил «Известиям», что не наблюдает наплыва иностранных граждан, желающих учиться.

Сейчас многие иностранцы вместо того, чтобы учить правила дорожного движения, опять пытаются найти посредников, предлагающих «помощь» в прохождении экзаменационных испытаний, - рассказал Александр Ачкасов. - Многие трудовые мигранты, несмотря на наличие у них водительских удостоверений, никогда не учились в автошколах, а у некоторых удостоверения и просто фальшивые.

По его мнению, благодаря новым правилам на российских дорогах будет меньше водителей автобусов, маршруток и такси, получивших водительские удостоверения без нормального обучения либо имеющих проблемы с законом. В то же время Ачкасов считает нерациональным выдавать срочное водительское удостоверение для работы по найму гражданам других стран, которые приезжают работать водителями лишь на определенный сезон.

Было бы разумнее внедрить практику периодического подтверждения профессиональной квалификации иностранным водителям, которые работают по найму, - пояснил Александр Ачкасов. - Если бы они ежегодно сдавали тест по правилам дорожного движения и проходили медицинское освидетельствование, то это бы привело к реальному повышению безопасности на дорогах.

В Союзе автошкол отмечают, что такая практика не противоречит мировому опыту: во многих странах права для водителей-профессионалов и обычных автомобилистов существенно различаются по процедуре получения и продления.



Понравилась статья? Поделиться с друзьями: