Утверждение положения о торгах в банкротстве. Утверждение порядка и условий продажи имущества должника. Предпочтения отдельного кредитора - не основание для отмены решения собрания

Торги в конкурсном производстве - ключевая процедура дела о финансовой несостоятельности. Целью мероприятия является удовлетворение требований истцов. Деньги, вырученные в ходе торгов, идут на оплату долгов всех категорий заимодателей. Именно поэтому за ходом процедуры реализации имущества недобросовестного заемщика внимательно следят все стороны, заинтересованные в соразмерном и максимальном распределении полученных средств: должник, кредиторы, управляющие.

Этапы заключающей стадии банкротства

Смысл конкурсного производства заключается в том, чтобы пропорционально среди кредиторов.

  1. Признание недобросовестного . Решение считается принятым с дня публикации в государственных изданиях. С этого момента все сроки долгов «обнуляются». равноправными независимо от даты появления задолженности.
  2. Заимодатели не могут больше предъявлять требования к заемщику иначе как в границах конкурсного производства. Штрафные санкции, неустойки снимаются, проценты перестают начисляться.
  3. . В обязанности управляющего входит анализ материального положения заемщика, формирование конкурсной массы.
  4. Удовлетворение требований заимодавцев.

Этапы торгов в конкурсном производстве

Формированием конкурсной массы занимается арбитражный управляющий. С этой целью он может привлекать специалистов: аудиторов, бухгалтеров. За участниками процесса остается право на обжалование данной управляющим оценки. Реализация имущества заемщика осуществляется на специальных электронных площадках.


Этапы торгов в конкурсном производстве:

  1. Продажа «на повышение». Проводится по типу обычного аукциона: побеждает лицо, заплатившее наибольшую цену. Стартовая цена исчисляется по рыночной стоимости, шаг составляет 5-10%.
  2. Снижение рыночной цены на 20-30% на нереализованное на первом этапе имущество.
  3. Продажа низколиквидной собственности «на понижение»: побеждает тот, кто первым заявит о своем желании совершить покупку.

Нереализованное имущество могут забрать заимодатели. В случае их отказа собственность возвращается банкроту.

Приостановление торгов

Торги в конкурсном производстве могут быть приостановлены антимонопольным комитетом на основании жалобы, поступившей от должника или от кредитора на действия организаторов процесса. Комиссия ФАС принимает решение об обоснованности или необоснованности жалобы. Если жалоба обоснована, аукцион не начинается до рассмотрения.

До окончания рассмотрения жалобы на приостановление торгов антимонопольным комитетом договора не должны заключаться. Все заключенные в период приостановки договора считаются недействительными . По рассмотрении жалобы ФАС выдает организаторам аукциона обязательные к исполнению предписания.

Положение

Положение о торгах в конкурсном производстве разрабатывается арбитражным управляющим и утверждается на собрании в рамках Закона о банкротстве и ГК. В положении определяются сроки, условия, порядок проведения мероприятия.

Положение о торгах в конкурсном производстве может включать следующие пункты:

  • Общие положения. Информация о должнике, законах, на основании которых составлен регламент, терминах, используемых в документе.
  • Продажа имущества. Описание лотов с указанием цены, срок проведения аукциона.
  • Подготовительные мероприятия. Указание на необходимость информационного сообщения о дате, порядке проведения мероприятия. Описание функций организатора.
  • Условия участия в торгах. Указываются участники, размер задатка, сроки подачи заявок и другие нюансы.
  • Порядок ведения. Особенности допуска заявителей. Условия, при которых участник аукциона может получить отказ.
  • Проведение. Этапы проведения: «на повышение», «на понижение», «шаг аукциона».
  • Условия, при которых процедура может быть признана недействительной.

Правила проведения торгов в конкурсном производстве

В последних редакциях закона предпочтение отдается аукционным торгам в конкурсном производстве. Исключением являются случаи, когда процесс приобретения связан с выполнением определенных условий (например, покупка культурных ценностей).

В приоритете остаются открытые торги с традиционным пошаговым аукционом. В настоящее время процедура реализуется на электронных площадках. Портал выбирается арбитражным управляющим.

После регистрации организатор подает заявку. В заявке указываются сведения о дате проведения каждого этапа аукциона, величине снижения цены на втором и третьем этапах и другая информация.

В период продажи предложения участников о цене размещаются на сайте в открытой форме. Доступ к информации имеют лишь зарегистрированные на площадке пользователи. Если в течение часа с момента продажи лота предложений от покупателей не поступает, процесс завершается автоматически. Каждое предложение продлевает срок на 30 минут. По окончании последних 30 минут оператор направляет все предложения организатору аукциона.

Составляется протокол, который заверяется электронной подписью организатора. В течение трех рабочих дней организатор торгов в конкурсном производстве присылает оператору площадки договора по сделкам или сведения об отказах победителей. Соответствующая информация размещается на портале в доступной форме.

Организатор

Организатором аукциона в может быть как арбитражный управляющий, так и привлеченная со стороны компания. Поскольку реализация имущества проводится на электронных порталах, общение между участниками мероприятия и управляющим сводится к минимуму. Применение электронных порталов значительно снижает риск коррупции.

Основания для отказа:

  • Несоответствие документов установленным нормам или их недостоверность.
  • Несоответствие заявления установленным нормам.
  • Отсутствие задатка на момент составления протокола с перечнем участников.

Основанием для организации торгов в является электронное соглашение с соответствующей площадкой. Программное обеспечение гарантирует соблюдение организатором всех условий: соблюдение сроков этапов мероприятия и публикацию необходимых отчетов. Предложения и заявки поступают к оператору, организатор получает сформированные специальной программой протоколы.

Оспаривание торгов в конкурсном производстве

Оспаривать процедуру торгов и результаты в конкурсном производстве может любое заинтересованное лицо: покупатель, должник, . Решение находится в компетенции арбитража.

Закон определяет перечень оснований для признания процедуры недействительной:

  • Неверная оценка имущества.
  • Нарушение порядка проведения продажи.
  • Необоснованное отстранение кандидата в участники аукциона.
  • Проведение процедуры ранее указанного срока.

Заинтересованное лицо может обратиться в арбитраж или в ФАС. Согласно решению Президиума ВАС, соответствующая служба может рассматривать жалобы в рамках антимонопольного закона. Антимонопольный комитет может приостановить процесс до окончания рассмотрения жалобы, а в случае обнаружения существенных нарушений аннулировать результаты процедуры.

Срок оспаривания

Завершающим этапом процедуры банкротства является соответствующее решение арбитражного суда. Это решение в срок от 30 до 60 дней вносится в государственную организацию, регистрирующую юридических лиц. Сведения о ликвидации несостоятельного должника вносятся в ЕГРЮЛ.

По закону обжалование торгов в конкурсном производстве может быть произведено до появления записи в ЕГРЮЛ . Это правомерно, поскольку с появлением записи прекращается правоспособность должника как юридического лица. С этого момента договора, заключенные ранее с этим лицом, не могут быть оспорены.

Закон оставляет за заинтересованным лицом право подачи заявления в суд. Иск может содержать требование возместить убытки, последовавшие вследствие неправомерных действий организатора торгов. Подавать заявление можно до окончания срока исковой давности.

Признание торгов недействительными

В ГК указано, что при наличии достаточных оснований аукцион может быть признан недействительным. Все договора, заключенными в рамках прошедшего мероприятия, также признаются нелегитимными.

Последствия признания торгов в конкурсном производстве недействительными:

  • Все средства, полученные от должника в рамках заключенных сделок, .
  • Если вернуть деньги или имущество невозможно, покупатель возмещает стоимость имущества и убытки.
  • Возвращенная в конкурсную массу собственность подлежит последующей продаже в рамках текущей процедуры банкротства.

Имущество собственнику не может быть возвращено в том случае, если оно было передано муниципальной организации. Вложенное в уставные капиталы ОАО имущество может быть изъято только после того, как учредительные документы указанного ОАО будут признаны недействительными. Поскольку это невозможно, собственность не возвращается.

  • оборудование;
  • бытовая техника, за исключением техники, относящейся к предметам первой необходимости;
  • имущественные комплексы.

Имущество, исключаемое из конкурсной массы:

  • земельные участки и жилые помещения, в случае, когда они являются единственным местом проживания должника;
  • денежные сбережения и продукты питания в границах прожиточного минимума;
  • бытовые предметы и средства гигиены;
  • награды, призовые объекты, памятные знаки;
  • сельскохозяйственная животина и корма, если они не используются в предпринимательских целях;
  • транспортные средства, используемые инвалидами в повседневной жизни.

При рассмотрении вопроса реализации имущества на заседании должнику предлагается возможность заявить об исключении из конкурсной массы особо важные для него предметы, если их цена не превышает 10 000 рублей.

Статья 139. продажа имущества должника

Внимание

При проведении открытых торгов двумя базовыми признаками являются: привлечение максимального количества участников и конкуренция ценовых предложений, которая позволяет реализовать имущество с максимальной выгодой. Что касается публичного предложения, то до вступления в силу соответствующих поправок публичное предложение не удовлетворяло ни первому, ни второму признаку. Максимальное количество участников не имело смысла, так как договор заключался с участником, который первым представил заявку.


По этой же причине говорить о конкуренции ценовых предложений было бессмысленно, так как договор заключался по цене предложения имущества, заранее определенной организатором торгов.

Торги на стадии конкурсного производства

Важно

Кредиторы становятся равноправными независимо от даты появления задолженности.

  • Заимодатели не могут больше предъявлять требования к заемщику иначе как в границах конкурсного производства. Штрафные санкции, неустойки снимаются, проценты перестают начисляться.
  • Назначается арбитражный управляющий. В обязанности управляющего входит анализ материального положения заемщика, формирование конкурсной массы.
  • Распродажа имущества.
  • Удовлетворение требований заимодавцев.
  • Этапы торгов в конкурсном производстве Формированием конкурсной массы занимается арбитражный управляющий.

С этой целью он может привлекать специалистов: аудиторов, бухгалтеров. За участниками процесса остается право на обжалование данной управляющим оценки. Реализация имущества заемщика осуществляется на специальных электронных площадках.

Новые правила проведения торгов в ходе банкротства

Необходимо отметить, что заявитель может подать заявку на участие в торгах в «установленный срок», что фактически означает любой интервал времени в пределах «установленного срока», когда объявлен прием заявок. Следовательно ситуация при которой данный срок может быть сокращен, либо итоги торгов могут быть подведены до момента окончания «установленного срока» является недопустимой. В отличие от прежнего порядка подведения итогов публичного предложения, когда итоги торгов могли быть подведены в любой момент.
В заключение следует отметить, что положения абз. 5, п. 6.1.3. Приказа № 495 поставили точку в спорах относительно вопроса о выборе победителя торгов посредством публичного предложения исходя из поступления всех заявок в течение всех периодов публичного предложения или исходя из заявок, поступивших на определенном периоде публичного предложения.

Порядок проведения торгов при банкротстве

В частности судами указывалось, что в продаже посредством публичного предложения решающее значение имеет период действия предложения. В противном случае публикация сообщения о публичном предложении не позднее, чем за тридцать дней до даты его размещения приведет к необоснованному затягиванию срока конкурсного производства и увеличению соответствующих расходов. Федеральный закон от 26.10.2002 N 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» в процедуре конкурсного производства не устанавливает 30-дневного срока для размещения сообщения о продаже имущества должника путем публичного предложения.
Также невозможно было определить понятие «проведение торгов» в публичном предложении. А как следствие, применить положения п. 9, ст.

Реализация имущества путем публичного предложения в конкурсном производстве

Закона о банкротстве, согласно которым срок представления заявок на участие в торгах должен составлять не менее чем 25 рабочих дней со дня опубликования и размещения сообщения о проведении торгов, а также обязанность организатора торгов не позднее, чем за 30 дней до даты проведения торгов опубликовать сообщение о продаже имущества. Такое положение дел приводило к тому, что организатор торгов мог начать прием заявок в публичном предложении на следующий день после публикации сообщения о проведении торгов, в первый же день получить первую заявку, прекратить прием заявок и заключить договор купли-продажи имущества. Жалобы на подобные действия организаторов торгов неоднократно рассматривались как судами, так и органами Федеральной антимонопольной службы.
Тем не менее, зачастую, суды не находили нарушений в действиях организатора торгов.

Утверждение порядка продажи имущества должника-гражданина в суде.

Можно говорить о том, что данное положение дел изменило природу публичного предложения, прировняв его к торгам, так как в данной трактовке определения победителя заложены базовые признаки торгов: привлечение максимального количества участников с целью получения максимального ценового предложения и конкуренция ценовых предложений. В связи с изменением данного порядка необходимо учесть, что вся приведенная практика, скорее всего, будет пересмотрена в обратную сторону. Так, соблюдение срока не менее 25 рабочих дней на возможность подачи заявки на участие в торгах (абз. 11, п. 8, ст. 110 Закона о банкротстве) уже имеет совершенно понятный смысл: обеспечение возможности подачи заявки на участие в торгах максимально возможному количеству заинтересованных лиц. Также как и срок в 30 дней с момента публикации сообщения о торгах, предусмотренный п. 9, ст. 110 Закона о банкротстве.
Статьей 213.26 установлено, что Положение о продаже имущества должника-гражданина утверждается арбитражным судом и должно соответствовать правилам продажи имущества должника, установленным статьями 110, 111, 112, 139 Закона о банкротстве. Имущество гражданина, часть этого имущества подлежат реализации на торгах в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, если иное не предусмотрено решением собрания кредиторов или определением арбитражного суда. Я оценил автомобиль должника в 800 тыс. В соответствии со ст.
110,111, 139 я должен продавать это авто на ЭТП с соблюдением всех сроков публикаций, сроков приема заявок, мест публикаций и т.д. Пользуясь нормой ст.

Публикация положения о торгах в конкурсном производстве

Если жалоба обоснована, аукцион не начинается до рассмотрения. До окончания рассмотрения жалобы на приостановление торгов антимонопольным комитетом договора не должны заключаться. Все заключенные в период приостановки договора считаются недействительными.
По рассмотрении жалобы ФАС выдает организаторам аукциона обязательные к исполнению предписания. Положение Положение о торгах в конкурсном производстве разрабатывается арбитражным управляющим и утверждается на собрании в рамках Закона о банкротстве и ГК. В положении определяются сроки, условия, порядок проведения мероприятия.
Положение о торгах в конкурсном производстве может включать следующие пункты:

  • Общие положения. Информация о должнике, законах, на основании которых составлен регламент, терминах, используемых в документе.
  • Продажа имущества.

Одной из основных стадий процесса банкротства является реализация имущества компании, в отношении которой инициирована процедура. Это одна из заключительных стадий, которая позволяет частично, а иногда и в полном объеме покрыть задолженность перед кредиторами. Порядок проведения торгов при банкротстве регулируется положениями ФЗ №127. Процесс проведения торгов подразумевает обстоятельство признания должника банкротом, последним процессов в делопроизводстве является покрытие долгов компании путем реализации оставшегося имущества. Обязанность по ведению процедуры возлагается на конкурсного управленца, который организует созыв заседания кредиторов и выдвигает предложение по инициации этапа торгов.
Стоит отметить, что продаже подлежит имущество, которое принадлежит супружеской паре в равных долях. В этом случае второй супруг вправе участвовать в заседании, где решаются вопросы о реализации их общей собственности. После получения выручки от продажи этой собственности доля супруга-должника идет на покрытие кредиторских требований, а доля второго супруга возвращается ему в денежном эквиваленте.
Способы реализации Реализация собственности предприятия-должника может проводиться одним из двух способов:

  1. Открытые аукционы. Заявлять об участии в аукционе вправе все желающие, за исключением тех случаев, когда выставляется собственность, не имеющая свободный оборот. Например, оружие или антикварные драгоценности.
  2. Конкурсы.

Федеральным законом, конкурсный управляющий представляет собранию кредиторов или в комитет кредиторов для утверждения свои предложения о порядке продажи имущества должника, включающие в себя сведения: подлежащие включению в сообщение о продаже имущества должника в соответствии с пунктом 10 статьи 110 настоящего Федерального закона; о средствах массовой информации и сайтах в сети «Интернет», где предлагается соответственно опубликовать и разместить сообщение о продаже имущества должника, о сроках опубликования и размещения указанного сообщения; о специализированной организации, которую предлагается привлечь в качестве организатора торгов.

"Арбитражный управляющий", 2013, N 1

Продажа имущества должника

Продажа имущества должника является важным этапом конкурсного производства, направленным на реализацию этого имущества с целью получения наибольшей выручки. Продажа имущества - это регламентированный Законом о банкротстве (здесь и далее - Федеральный закон от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" в редакции изменений, внесенных Федеральным законом от 07.12.2011 N 415-ФЗ) процесс, совершаемый по определенным правилам, зафиксированным в ст. 139 указанного Закона.

Конкурсный управляющий приступает к реализации имущества должника после проведения инвентаризации и оценки имущества. Продажа имущества должника осуществляется конкурсным управляющим посредством открытых торгов в порядке, установленном положениями ст. ст. 110, 111 Закона о банкротстве.

Конкурсный управляющий обязан представить собранию или комитету кредиторов на утверждение предложения о продаже имущества должника. Предложения конкурсного управляющего должны быть оформлены письменно и представлены собранию или комитету кредиторов в месячный срок с даты окончания проведения инвентаризации и оценки имущества должника. В предложениях в обязательном порядке должны содержаться сведения о составе имущества, о сроках его продажи, о форме торгов (аукцион или конкурс), об условиях конкурса, о форме представления предложений о цене имущества, о начальной цене его продажи, о средствах массовой информации и сайтах в сети Интернет, где предлагается разместить сообщения о продаже и о сроках опубликования сообщения.

Собранию или комитету кредиторов предоставляются два месяца для утверждения предложений о продаже имущества. Если за отведенный период времени предложения о продаже имущества не утверждены, то конкурсный управляющий получает право обратиться за их утверждением в арбитражный суд, рассматривающий дело о банкротстве.

Право на обращение с ходатайством об утверждении предложений о продаже имущества предоставляется только конкурсному управляющему.

Утверждение порядка продажи судом

Случаи неутверждения собранием кредиторов предлагаемого конкурсным управляющим порядка продажи имущества должника присутствуют в тех делах, в которых большинством голосов на собраниях кредиторов, не утвердивших предложенный управляющим порядок, обладает уполномоченный орган (ФНС России).

Из причин, послуживших основанием для непринятия собранием кредиторов, а фактически уполномоченным органом, обладающим большинством голосов для принятия такого решения, можно выделить следующие.

  1. Нецелесообразность продажи дебиторской задолженности.

Не утверждая порядок продажи имущества должника, представляющего собой права требования (дебиторскую задолженность), уполномоченный орган считает, что конкурсный управляющий обязан предъявить к третьим лицам, имеющим задолженность перед должником, требования о ее взыскании, а не предпринимать меры по ее реализации.

Данный подход противоречит требованиям Закона о банкротстве и по существу не соответствует целям конкурсного производства с учетом сокращенных сроков процедуры, установленной положениями ст. 124 Закона о банкротстве.

В соответствии со ст. 131 Закона о банкротстве все имущество должника, имеющееся на дату открытия конкурсного производства и выявленное в ходе конкурсного производства, составляет конкурсную массу, в том числе и права требования.

Согласно ст. 139 Закона о банкротстве после проведения инвентаризации и оценки имущества должника конкурсный управляющий приступает к его продаже.

Поскольку предусмотренные ст. 129 Закона о банкротстве мероприятия по взысканию дебиторской задолженности зачастую не дают скорого и должного результата, реализация дебиторской задолженности на торгах полностью соответствует целям конкурсного производства (вывод сделан в рамках дела N А68-3055/07).

В случае взыскания дебиторской задолженности в судебном порядке срок осуществления такой процедуры может составить от шести месяцев до года (три месяца на рассмотрение дела в первой инстанции, два месяца - в апелляционной, два - в кассационной, далее исполнительное производство и т.п.). При этом реализация прав требования на торгах в порядке, предусмотренном Законом о банкротстве, может быть завершена за три-четыре месяца.

  1. Привлечение специализированной организации для проведения торгов.

Пункт 1 ст. 20.3 Закона о банкротстве предусматривает право конкурсного управляющего привлекать для обеспечения возложенных на него обязанностей в деле о банкротстве на договорной основе иных лиц с оплатой их деятельности за счет средств должника.

В силу п. 8 ст. 110 Закона о банкротстве в качестве организатора торгов выступает внешний управляющий или привлекаемая для этих целей специализированная организация, оплата услуг которой осуществляется за счет предприятия должника.

Разрешая вопрос о необходимости привлечения для проведения торгов специализированной организации, суд в каждом конкретном случае анализирует объем и состав предлагаемого к реализации имущества, соизмеряет предлагаемые расходы на организацию и проведение торгов с предполагаемым размером выручки от реализации имущества должника, анализирует действующие в регионе цены на подобные услуги, принимает во внимание отсутствие или наличие доказательств о заинтересованности предложенной организации в отношении должника, кредиторов, конкурсного управляющего.

С учетом конкретных обстоятельств дела суд принимает решение об утверждении или отказе в утверждении предложенного конкурсным управляющим порядка продажи.

Так, в рамках рассмотрения дела N А68-14526/09 суд не усмотрел препятствий к привлечению к организации и проведению торгов предложенной конкурсным управляющим организации, оценив объем предлагаемого к реализации имущества (объекты недвижимости и оборудования, всего 20 единиц) и соответствие стоимости услуг привлеченной для проведения торгов организации в размере 1% от начальной цены продажи имущества должника действующим в регионе ценам на подобные услуги.

При рассмотрении дела N А68-14621/09 суд также утвердил спорный пункт предложений о порядке продажи имущества должника, предусматривающий привлечение в качестве организатора торгов специализированной организации, в редакции конкурсного управляющего. При этом судом было принято во внимание количество предложенного к реализации имущества - 125 единиц движимого и недвижимого имущества, стоимость услуг организатора торгов в размере 5% от начальной цены продажи имущества исходя из предполагаемого объема работ признана обоснованной.

В другом случае (дело N А68-14331/09) суд утвердил соответствующий пункт предложенного порядка в редакции уполномоченного органа, признав организатором торгов конкурсного управляющего. Проанализировав состав имущества, сформированного для продажи в один лот, расположение его на территории одного района, суд пришел к выводу, что продажа не представляет особой сложности. При наличии юридического сопровождения специализированной организацией конкурсный управляющий в состоянии организовать и провести торги самостоятельно без привлечения иных лиц и дополнительного расходования конкурсной массы.

Апелляционная инстанция занимает более жесткую позицию по данному вопросу.

Соглашаясь с выводом суда первой инстанции об утверждении предложенной конкурсным управляющим редакции соответствующего пункта порядка, предусматривающего привлечение в качестве организатора торгов специализированной организации, Двадцатый арбитражный апелляционный суд указал, что из п. 8 ст. 110 Закона о банкротстве следует отсутствие ограничений на проведение торгов по продаже имущества должника только арбитражным управляющим (дело N А68-14459/09).

Оспаривание решения собрания кредиторов. Нарушения при утверждении порядка продажи

Поскольку при наличии разногласий между кредиторами по порядку продажи имущества должника кредитор правом на обращение в суд с ходатайством об утверждении предложений о продаже имущества не обладает, то в случаях, когда ФНС России не имеет большинства голосов для принятия на собрании кредиторов решения об утверждении своей редакции порядка продажи, уполномоченный орган использует такой способ защиты своих интересов, как обжалование решений собрания кредиторов в порядке ст. 15 Закона о банкротстве.

Исходя из п. 4 ст. 15 Закона о банкротстве признание решения собрания кредиторов недействительным возможно только в двух случаях: если решение собрания кредиторов нарушает права и законные интересы лиц, участвующих в деле о банкротстве, лиц, участвующих в арбитражном процессе по делу о банкротстве, третьих лиц или если решение собрания кредиторов принято с нарушением установленных данным Федеральным законом пределов компетенции собрания кредиторов.

Основным нарушением при принятии собраниями кредиторов решений об утверждении порядка продажи имущества должника является отсутствие положительного заключения государственного финансового контрольного органа по проведенной оценке имущества должника.

В зависимости от редакции Закона о банкротстве, применяемой при рассмотрении тех или иных дел, можно выделить несколько вариантов таких нарушений.

Отсутствие положительного заключения

В соответствии с п. 1 ст. 139 Закона о банкротстве без учета изменений, внесенных Федеральным законом от 30 декабря 2008 г. N 296-ФЗ, в течение месяца с даты окончания проведения инвентаризации и оценки имущества должника конкурсный управляющий обязан представить собранию кредиторов (комитету кредиторов) на утверждение предложения о порядке, о сроках и об условиях продажи имущества должника.

Пунктом 2 ст. 130 Закона о банкротстве без учета изменений, внесенных Федеральным законом от 30 декабря 2008 г. N 296-ФЗ, предусмотрено, что имущество должника - унитарного предприятия или должника - акционерного общества, более двадцати пяти процентов голосующих акций которого находится в государственной или муниципальной собственности, оценивается независимым оценщиком с представлением заключения государственного финансового контрольного органа по проведенной оценке.

В случае получения отрицательного заключения государственного финансового контрольного органа на отчет об оценке имущества должника рыночная стоимость имущества, определенная в соответствии с данным отчетом, не может быть использована для утверждения начальной цены продажи имущества должника.

Утверждение предложений о порядке, о сроках и об условиях продажи имущества должника, рыночная стоимость которого определена в соответствии с отчетом об оценке, на который получено отрицательное заключение государственного финансового контрольного органа, является основанием для признания такого решения собрания кредиторов недействительным (примеры в судебных актах по делам N А68-9970/07, А68-954/08).

Отсутствие какого бы то ни было заключения

В соответствии с п. 3 ст. 130 Закона о банкротстве в редакции Федерального закона от 30 декабря 2008 г. N 296-ФЗ в течение тридцати дней со дня получения отчета об оценке орган, уполномоченный на подготовку заключений по отчетам оценщиков, вправе направить арбитражному управляющему мотивированное заключение по этому отчету. В случае получения по истечении установленного срока положительного заключения или отсутствия заключения собрание кредиторов или комитет кредиторов устанавливает начальную цену продажи имущества должника на основании рыночной стоимости такого имущества, определенной в соответствии с отчетом об оценке.

Отсутствие заключения на отчет оценщика может являться основанием для утверждения собранием кредиторов порядка продажи имущества должника и начальной цены продажи имущества только в случае, если со дня получения отчета об оценке прошло тридцать дней.

Направление конкурсным управляющим отчета об оценке в адрес органа, уполномоченного на подготовку заключений по отчетам оценщиков, при отсутствии доказательств получения отчета не может признаваться отсутствием необходимого заключения, даже если со дня направления отчета прошло более тридцати дней.

При рассмотрении в рамках дела N А68-11439/09 заявления об оспаривании решения собрания кредиторов об утверждении порядка продажи имущества должника суд указал, что отсутствие у конкурсного управляющего документов, подтверждающих получение отчета об оценке должника, не позволяет определить тридцатидневный срок, установленный п. 3 ст. 130 Закона о банкротстве, по истечении которого собрание кредиторов может устанавливать начальную цену продажи имущества должника.

Предпочтения отдельного кредитора - не основание для отмены решения собрания

В остальных случаях заявления уполномоченного органа по обжалованию решений собраний кредиторов в части утверждения порядка продажи имущества должника судом удовлетворены не были. Приведенные в заявлениях основания были расценены как не нарушающие законные права и интересы заявителя и иных кредиторов, наиболее актуальными и часто встречающимися были следующие.

Привлечение специализированной организации для проведения торгов

Заявляя такой довод в качестве основания для признания решения собрания кредиторов недействительным, ФНС России избирает ненадлежащий способ защиты своих интересов.

В данном случае предметом рассмотрения является решение собрания кредиторов, и суд не вправе перейти к оценке доводов лиц, участвующих в деле, об обоснованности (необоснованности) привлечения конкурсным управляющим лиц для обеспечения своей деятельности.

Размер оплаты услуг привлеченного лица может быть оспорен в рамках рассмотрения соответствующего заявления о признании необоснованным привлечения арбитражным управляющим лиц для обеспечения своей деятельности, поданного в порядке п. 5 ст. 20.7 Закона о банкротстве. При оспаривании решения собрания кредиторов данные возражения уполномоченного органа, а также довод о превышении лимита расходов на привлеченных специалистов не могут являться основанием для признания решения собрания кредиторов недействительным.

Неоднократные заявления уполномоченного органа об оспаривании решений собраний кредиторов по указанному основанию были оставлены судом без удовлетворения, поскольку утвержденный собранием кредиторов порядок продажи имущества должника с привлечением организатора торгов соответствует требованиям норм Закона о банкротстве (примеры в судебных актах по делам N А68-8719/11, А68-954/08, А68-345/11).

Позиция Арбитражного суда Тульской области по данному вопросу полностью соответствует выработанной на уровне арбитражных апелляционных судов Центрального округа (постановление апелляционного суда является окончательным и не подлежит обжалованию в кассационном порядке) практике разрешения аналогичных споров (например, Постановление Девятнадцатого апелляционного суда от 24 мая 2012 г. по делу N А35-11107/2009).

Истечение срока действия отчета об оценке

Указание на тот факт, что с даты составления отчета об оценке рыночной стоимости имущества до проведения торгов срок действия отчета, установленный Федеральными стандартами оценки, истечет, судом не принимается в связи с тем, что положения Закона о банкротстве предусматривают реализацию имущества должника на торгах после проведения оценки в соответствии с действующим законодательством и получения положительного заключения на нее.

Положениями ст. 130 Закона о банкротстве, какими-либо иными нормами, регулирующими порядок оценки имущества в рамках дела о банкротстве, не предусмотрено проведение повторной оценки в связи с пропуском установленного федеральным стандартом оценки срока, равно как и невозможность реализации в этом случае имущества должника с использованием в качестве начальной цены стоимости, определенной в отчете.

Нормы Закона о банкротстве, являющиеся специальными, не содержат положений, предусматривающих обязательную повторную оценку имущества должника в случае, если с даты составления отчета об оценке прошло более шести месяцев (вывод сделан в рамках дела N А68-425/10).

Аналогичные доводы заявляются уполномоченным органом и при рассмотрении заявлений конкурсных управляющих об утверждении порядка продажи, в том числе посредством публичного предложения.

Проведение повторной оценки имущества должника в связи с пропуском установленного федеральным стандартом оценки срока не предусмотрено ни нормами Закона о банкротстве, ни нормами, регулирующими порядок оценки.

Доводы уполномоченного органа о том, что необходимо провести переоценку рыночной стоимости имущества, суд считает необоснованными, поскольку п. 4 ст. 139 Закона о банкротстве установлено, что при продаже имущества должника посредством публичного предложения начальная цена продажи имущества должника устанавливается в размере начальной цены, указанной в сообщении о продаже имущества должника на повторных торгах, т.е. актуализация оценки имущества, не реализованного на торгах и подлежащего реализации посредством публичного предложения, Законом о банкротстве не предусмотрена (примеры в судебных актах по делам N А68-831/05, А68-6418/10, А68-14459/09).

Остановимся на вопросе продажи имущества, стоимость которого на последнюю отчетную дату менее ста тысяч рублей, без проведения оценки и по прямым договорам без проведения торгов.

Согласно п. 5 ст. 139 Закона о банкротстве имущество должника, балансовая стоимость которого на последнюю отчетную дату до даты открытия конкурсного производства составляет менее, чем сто тысяч рублей, продается в порядке, установленном решением собрания кредиторов или комитета кредиторов.

Таким образом, Закон о банкротстве прямо предусматривает право собрания кредиторов своим решением определить порядок реализации имущества, балансовая стоимость которого составляет менее чем сто тысяч рублей.

В силу п. 4 ст. 111 Закона о банкротстве оценка части имущества должника осуществляется в порядке, установленном ст. 130 Закона о банкротстве.

В соответствии с п. 5 ст. 130 Закона о банкротстве на основании решения собрания кредиторов или комитета кредиторов оценка движимого имущества должника, балансовая стоимость которого на последнюю отчетную дату, предшествующую дате подачи заявления о признании должника банкротом, составляет менее чем сто тысяч рублей, может быть проведена без привлечения оценщика.

При таких обстоятельствах в случае, если стоимость предложенного к реализации имущества не превышает ста тысяч рублей, реализация данного имущества должника путем заключения прямых договоров без проведения оценки с привлечением независимого оценщика правомерна.

Действие положений ст. 110 Закона о банкротстве, предусматривающей проведение торгов в форме аукциона и повторных торгов с понижением цены на десять процентов, не распространяется на случаи реализации имущества должника, балансовая стоимость которого составляет менее ста тысяч рублей, вне зависимости от того, что продаваемое имущество относится к объектам недвижимости.

В связи с этим определение собранием кредиторов порядка реализации имущества стоимостью менее ста тысяч рублей посредством публичного предложения полностью соответствует положениям Закона о банкротстве.

Установленные п. 9 ст. 110 Закона о банкротстве требования к сообщению о продаже имущества (газета "КоммерсантЪ" и печатный орган по месту нахождения должника) также не распространяются на случаи реализации имущества должника, балансовая стоимость которого составляет менее ста тысяч рублей, поскольку собрание кредиторов вправе самостоятельно определить средства массовой информации и сайты в сети Интернет, где предлагается соответственно опубликовать и разместить сообщение о продаже имущества (примеры в судебных актах по делам N А68-345/11, А68-12280/11, А68-4638/09, А68-14264/09).

Формализм доводов

Особое внимание хочется обратить на такие доводы уполномоченного органа, как отсутствие в порядке продажи ряда сведений, указанных в ст. 110 Закона о банкротстве, например: функций организатора торгов (п. 8 ст. 110), сведений, которые должны содержаться в сообщении о продаже предприятия должника (п. 10 ст. 110), обязанностей организатора торгов по обеспечению доступа всех лиц к участию в торгах и использованию информационных систем (п. 14 ст. 110), обязательных условий договора купли-продажи (п. 19 ст. 110).

Дублирование положений ст. 110 Закона о банкротстве при написании положения не предусмотрено действующим законодательством, действие императивных норм права и их точное и безусловное соблюдение сторонами правоотношений не ставится в зависимость от их указания или неуказания кем-либо из участников правоотношений в положении (вывод сделан в рамках дела N А68-13258/09).

Ключевым моментом при оценке возражений ФНС России относительно недействительности решений собраний кредиторов об утверждении порядка продажи имущества должника является то, что принятие собранием решения, не соответствующего предпочтениям конкретного кредитора, реализовавшего в установленном порядке свое право на голосование, не является нарушением прав и законных интересов кредитора при условии соблюдения порядка принятия решения и компетенции собрания, установленной ст. 15 Закона о банкротстве.

Последствия неутверждения порядка продажи

Неутверждение ФНС России предлагаемого конкурсным управляющим порядка продажи имущества должника, а также оспаривание решения собрания кредиторов об утверждении порядка продажи приводят к затягиванию процедуры конкурсного производства и, как следствие, к увеличению расходов по делу о банкротстве.

Вознаграждение конкурсного управляющего, установленное ст. 20.6 Закона о банкротстве, составляет 30 000 руб. ежемесячно. Как правило, конкурсным управляющим для обеспечения своей деятельности привлекается специализированная организация для сопровождения процедуры конкурсного производства, размер оплаты услуг которой может составлять от 15 000 до 100 000 руб. в месяц. Средний размер оплаты работы помощника конкурсного управляющего составляет 15 000 - 20 000 руб. в месяц.

Таким образом, минимальные ежемесячные расходы по делу могут доходить до 100 000 руб.

Право на обращение в суд с заявлением об утверждении порядка продажи имущества должника (п. 1.1 ст. 139 Закона о банкротстве) возникает у конкурсного управляющего по истечении двух месяцев с даты представления собранию кредиторов предложений о продаже имущества.

Поскольку отзыв на заявление конкурсного управляющего представляется уполномоченным органом как суду, так и иным участвующим в деле лицам, как правило, в судебном заседании, конкурсный управляющий и кредиторы лишены возможности ознакомления с отзывом заблаговременно до начала судебного заседания, что приводит к необходимости отложения судебного заседания для изучения доводов отзыва и подготовки письменных возражений. Срок рассмотрения заявления удлиняется до двух месяцев.

Определение об утверждении порядка продажи в соответствии с положениями п. 3 ст. 223 АПК РФ вступает в законную силу по истечении десяти дней со дня вынесения. Поскольку уполномоченный орган обжалует судебные акты суда первой инстанции во всех случаях, когда такой судебный акт вынесен не в его пользу, определение об утверждении порядка продажи вступает в силу со дня вынесения постановления суда апелляционной инстанции.

В связи с изложенным конкурсный управляющий может приступить к реализации имущества должника только по истечении пяти-шести месяцев с даты представления собранию кредиторов предложений о продаже имущества.

Учитывая ежемесячные расходы по делу о банкротстве (вознаграждение конкурсного управляющего, стоимость услуг привлеченных специалистов), такое затягивание процедуры реализации имущества должника приводит к увеличению текущих расходов на 200 000 - 600 000 руб.

Поскольку текущие требования погашаются за счет конкурсной массы вне очереди преимущественно перед иными кредиторами, увеличение текущих расходов снижает вероятность получения кредиторами, включенными в реестр требований, какого-либо удовлетворения. В первую очередь страдают кредиторы второй очереди, то есть работники, перед которыми имеется задолженность по выплате выходных пособий и заработной платы.

Таким образом, в свете изложенного является актуальным вопрос об эффективности такого способа защиты интересов Российской Федерации и прав других кредиторов и в целом концепции поведения в рамках рассмотрения дел о несостоятельности (банкротстве).

И.Л.Филина

Заместитель председателя

Арбитражного суда

Тульской области

УТВЕРЖДЕНО

Решением собрания кредиторов

Тюмень»

Протокол № ________

от «__» _____________ 200_ г.

П О Л О Ж Е Н И Е

о порядке, сроках и об условиях продажи имущества должника

I. Общие положения.

1.1. Продажа имущества должника -Тюмень» (далее именуемое «имущество») осуществляется конкурсным управляющим должника на основании настоящего положения, действующего законодательства РФ и решений собрания кредиторов должника.

1.2. С целью продажи имущества в ходе конкурсного производства конкурсный управляющий принимает в ведение имущество должника, проводит инвентаризацию и привлекает независимого оценщика для оценки имущества должника.

1.3. На основании решения собрания кредиторов оценка движимого имущества должника, балансовая стоимость которого на последнюю отчетную дату составляет менее чем сто тысяч рублей, может быть проведена без привлечения независимого оценщика.

II. Порядок, сроки и условия продажи имущества.

2.1. Продажа имущества осуществляется путем организации и проведения торгов:

Надлежащим образом заверенную копию свидетельства о государствен­ной регистрации;

Надлежащим образом заверенную копию свидетельства о постановке на учет в налоговом органе;

Документы, подтверждающие полномочия лица, подписавшего заявку в соответствии с учредительными документами;

4. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

4.1. Споры, возникающие при исполнении настоящего Договора, разрешаются сторонами между собой в претензионном порядке, а в случае недостижения согласия рассматриваются в суде.

4.2. Настоящий Договор составлен в двух экземплярах, имеющих одинаковую юридическую силу, один из которых находится у Организатора торгов, а другой - у Претендента.

4.3. Во всем ином, что не предусмотрено настоящим Договором, стороны руководствуются действующим законодательством РФ.

5. Адреса и реквизиты сторон

Организатор торгов

Претендент

-Спектр»

в г. Н. Новгород

Директор

Федеральным законом, конкурсный управляющий представляет собранию кредиторов или в комитет кредиторов для утверждения свои предложения о порядке продажи имущества должника, включающие в себя сведения: подлежащие включению в сообщение о продаже имущества должника в соответствии с пунктом 10 статьи 110 настоящего Федерального закона; о средствах массовой информации и сайтах в сети «Интернет», где предлагается соответственно опубликовать и разместить сообщение о продаже имущества должника, о сроках опубликования и размещения указанного сообщения; о специализированной организации, которую предлагается привлечь в качестве организатора торгов.

Статья 139. продажа имущества должника

Федерального закона от 30.12.2008 N 296-ФЗ) (см. текст в предыдущей редакции) 1. В течение десяти рабочих дней с даты включения в Единый федеральный реестр сведений о банкротстве сведений о результатах инвентаризации имущества должника конкурсный кредитор или уполномоченный орган, если размер требования конкурсного кредитора или размер требования уполномоченного органа превышает два процента общей суммы требований конкурсных кредиторов и уполномоченных органов, включенных в реестр требований кредиторов, вправе направить конкурсному управляющему требование о привлечении оценщика с указанием состава имущества должника, в отношении которого требуется проведение оценки.
В течение двух месяцев с даты поступления такого требования конкурсный управляющий обязан обеспечить проведение оценки указанного имущества за счет имущества должника.

Утверждение порядка продажи имущества должника-гражданина в суде.

Имущество, составляющее конкурсную массу, подлежит продаже в порядке, предусмотренном Законом о банкротстве. Продажа имущества осуществляется в процедурах внешнего управления и конкурсного производства.

Особый режим продажи предусмотрен также и для ограниченно оборотоспособного имущества, социально значимых объектов и объектов культурного наследия. Независимо от процедуры банкротства, продажа имущества должника преимущественно регулируется ст.

Закона о банкротстве. В конкурсном производстве помимо этой нормы применяется еще и ст. 139 Закона. По общему правилу, все имущество должника, составляющее конкурсную массу, подлежит продаже путем проведения торгов в электронной форме.

Исключение составляет лишь имущество должника, балансовая стоимость которого на последнюю отчетную дату до даты открытия конкурсного производства составляет менее чем сто тысяч рублей (п. 5 ст.

Реализация имущества путем публичного предложения в конкурсном производстве

В случае если в определенном периоде никто «не принял оферту» по оговоренной цене, то цена последовательно снижалась либо до момента, когда хотя бы одно лицо изъявило желание приобрети имущество, либо когда цена снижалась до так называемой «цены отсечения». При этом с даты определения победителя торгов по продаже имущества должника посредством публичного предложения прием заявок прекращался.

Внимание

Не смотря на то, что Закон о банкротстве оперирует понятием «торги», применительно к публичному предложению, тем не менее, по смыслу публичное предложение не являлось торгами. Понятие «торги», как способ заключения договора, четко не определено в ст.


447 ГК РФ. Тем не менее, можно выделить основные признаки такой формы реализации имущества должника как «торги».

Положение о продаже имущества должника

Денежные средства, вырученные от продажи имущества должника, включаются в состав имущества должника. (в ред. Федерального закона от 19.07.2009 N 195-ФЗ) (см. текст в предыдущей редакции) 4.


Важно

В случае, если повторные торги по продаже имущества должника признаны несостоявшимися или договор купли-продажи не был заключен с их единственным участником, а также в случае незаключения договора купли-продажи по результатам повторных торгов продаваемое на торгах имущество должника подлежит продаже посредством публичного предложения. При продаже имущества должника посредством публичного предложения в сообщении о проведении торгов наряду со сведениями, предусмотренными статьей 110 настоящего Федерального закона, указываются величина снижения начальной цены продажи имущества должника и срок, по истечении которого последовательно снижается указанная начальная цена.

Новые правила проведения торгов в ходе банкротства

Инфо

Порядок продажи имущества должника может предусматривать, что, если имущество должника не было реализовано на первых торгах, имущество должника подлежит продаже по частям, начиная с новых первых торгов, при этом исчисление сроков, установленных для продажи имущества должника, начинается заново. Собрание кредиторов или комитет кредиторов вправе утвердить иной порядок продажи имущества должника, чем тот, который был предложен конкурсным управляющим.


Порядок, сроки и условия продажи имущества должника должны быть направлены на реализацию имущества должника по наиболее высокой цене и должны обеспечивать привлечение к торгам наибольшего числа потенциальных покупателей.

Порядок проведения торгов при банкротстве

Данный способ продаж используется в отношении имущества, представляющего особую историческую ценность или культурное наследие.Если реализация проводится путем аукциона, то победителем становится та фигура, которая предложит более высокую цену на выставленный товар. Продажа проходит посредством электронных площадок, каждый желающий вправе зарегистрироваться и заявить о своем желании участвовать в аукционе.

Порядок торгов при банкротстве путем проведения аукционов регламентируется нормами ФЗ №127, а именно статьей 110, 111, 138, 139, а также нормами ГК РФ, а именно статьей 447-449.1. Схема проведения торгов Процедура торгов имеет особую схему проведения. Она представляется так:

  1. Первичные торги. На этом этапе все заявившие о себе участвующие лица вправе делать ставки на увеличение цены, при этом шаг повышения предусмотрен заранее программой.

Закона о банкротстве, о не менее чем 30-дневном сроке публикации до даты проведения торгов и определить срок приема заявок не менее 25 рабочих дней с момента публикации сообщения о торгах, так как прием заявок мог быть закончен в любой момент. Фактически ситуация радикально изменилась принятием Закона №432-ФЗ которым были внесены поправки в п.
4, ст. 139 Закона о банкротстве, согласно которым в случае, если несколько участников торгов по продаже имущества должника посредством публичного предложения представили в установленный срок заявки, содержащие различные предложения о цене имущества должника, но не ниже начальной цены продажи имущества должника, установленной для определенного периода проведения торгов, право приобретения имущества должника принадлежит участнику торгов, предложившему максимальную цену за это имущество.

Положение о публичной продаже долга при банкротстве

В случае, если не были представлены заявки на участие в торгах или к участию в торгах был допущен только один участник, организатор торгов принимает решение о признании торгов несостоявшимися (п. 17 ст. 110 Закона о банкротстве). В случае признания первых торгов несостоявшимися по тем или иным причинам, организатор торгов принимает решение о проведении повторных торгов.

Повторные торги проводятся аналогичным образом, что и первые с той лишь разницей, что начальная цена продажи имущества на повторных торгах меньше на 10 % (п. 18 ст. 110 Закона о банкротстве). Если первые и повторные торги не состоялись, имущество подлежит продаже посредством публичного предложения. Порядок продажи имущества посредством публичного предложения изложен в ст. 139 Закона о банкротстве.
Соответственно, одним из существенных условий является установление цены в договоре купли-продажи. Как правильно все сделать разберем в данной статье. Утверждение порядка продажи имущества должника Безусловно, согласно требованиям Закона о банкротстве, в своей деятельности арбитражный управляющий подотчетен собранию кредиторов (либо еще и комитету кредиторов при его образовании). Таким образом, Арбитражный управляющий созывает (инициирует) собрание кредиторов с повесткой дня об Утверждении Порядка реализации имущества путем публичного предложения, и на основании принятого решения, приступает к публикации сообщений в официальных источниках, а затем, непосредственно, и к самому проведению торгов. Но, кредиторы могут не утвердить представленное предложение или в принципе не собираться.

Обязательным мероприятием в отношении конкурсной массы является проведение ее инвентаризации арбитражным управляющим. Результаты такой инвентаризации подлежат размещению в Едином Федеральном реестре сведений о банкротстве (далее – ЕФРСБ). Конкурсный кредитор или уполномоченный орган, при условии, что размер его требования превышает два процента общей суммы требований, вправе потребовать проведения оценки в отношении всего имущества либо части имущества (п. 5.1 ст. 110 Закона о банкротстве). В течение двух месяцев с даты поступления такого требования арбитражный управляющий обязан обеспечить проведение оценки указанного имущества. В случае отсутствия у должника денежных средств на проведение оценки, финансирование такой оценки осуществляет конкурсный кредитор или уполномоченный орган, заявивший требование, с последующей компенсацией таких расходов после продажи имущества.
Российской Федерации осуществляется путем проведения конкурса), о форме представления предложений о цене имущества должника, о начальной цене его продажи, о средствах массовой информации и сайтах в сети «Интернет», где предлагается соответственно опубликовать и разместить сообщение о продаже имущества должника, о сроках опубликования и размещения указанного сообщения, конкурсный управляющий, конкурсный кредитор и (или) уполномоченный орган, если размер включенной в реестр требований кредиторов кредиторской задолженности перед ним составляет более двадцати процентов общего размера кредиторской задолженности, включенной в реестр требований кредиторов, вправе обратиться в арбитражный суд с ходатайством об утверждении порядка, сроков и условий продажи имущества должника. Определение арбитражного суда об утверждении порядка, сроков и условий продажи имущества должника может быть обжаловано. (п.



Понравилась статья? Поделиться с друзьями: