Законотворческий процесс обществознание. Законодательный процесс в рф. Материальное и процессуальное право

Законодательный процесс – порядок деятельности по созданию и принятию закона или иного нормативного акта.

Можно выделить четыре основные стадии этого процесса:

1) законодательная инициатива, т.е. внесение законопроекта или законопредложения;

2) рассмотрение законопроекта в парламентских палатах и комитетах (комиссиях);

3) принятие закона;

Законодательная инициатива – это официальное внесение в компетентный орган парламента управомоченным субъектом законопроекта или законопредложения.Законопроект – текст будущего закона со всеми его атрибутами (преамбулой, статьями, параграфами, точными формулировками норм и т.д.). Законопредложение – лишь идея или концепция будущего закона.

В РФ субъектами права законодательной инициативы в соответствии со ст. 104 Конституции РФ являются Президент РФ, Совет Федерации, члены Совета Федерации, депутаты Государственной Думы, Правительство РФ, законодательные (представительные) органы субъектов РФ, а также Конституционный Суд РФ, Верховный Суд РФ, Высший Арбитражный Суд РФ по вопросам их ведения.

Обсуждение законопроекта . Стадия обсуждения законопроекта, которое происходит на заседаниях палат парламента. Обсуждение законопроекта на пленарном заседании проходит три чтения, в ходе которых в его текст вносятся поправки.

Стадия принятия законопроекта путем голосования депутатов парламента. В Российской Федерации законы принимаются Государственной Думой большинством голосов от общего числа ее депутатов.

Стадия утверждения законопроекта. В соответствии с Конституцией РФ принятый Государственной Думой закон должен быть в течение 5 дней передан на рассмотрение Совета Федерации . Федеральный закон считается одобренным Советом Федерации, если за него проголосовало более половины от общего числа членов этой палаты . В случае отклонения федерального закона Советом Федерации палаты Федерального Собрания могут создать согласительную комиссию для преодоления возникших разногласий.

24. Правительство России

Правительство России - высший федеральный орган, осуществляющий исполнительную власть в России. Статус Правительства и порядок его деятельности определены Главой 6-й Конституции и федеральным конституционным законом «О Правительстве Российской Федерации» от 17 декабря 1997 года с позднейшими изменениями.

Правительство Российской Федерации осуществляет свою деятельность на основе Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов и нормативных указов Президента Российской Федерации.

На основании статьи 114 Конституции Российской Федерации Правительство осуществляет следующие полномочия :

Разрабатывает и представляет Государственной Думе федеральный бюджет и обеспечивает его исполнение;

Обеспечивает проведение в государстве единой финансовой, кредитной и денежной политики;

Обеспечивает проведение единой государственной политики в области культуры, науки, образования, здравоохранения, социального обеспечения, экологии;

Осуществляет управление федеральной собственностью;

Осуществляет меры по обеспечению обороны страны, государственной безопасности, реализации внешней политики государства;

Осуществляет меры по обеспечению законности, прав и свобод граждан, охране собственности и общественного порядка, борьбе с преступностью;

Осуществляет иные полномочия, возложенные на него Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, указами Президента Российской Федерации.

Правительство России состоит из Председателя Правительства России , заместителей Председателя Правительства России и федеральных министров .

Председатель Правительства Российской Федерации назначается Президентом России с согласия Государственной думы.

Заместители Председателя Правительства и федеральные министры назначаются на должность и освобождаются от должности Президентом Российской Федерации по предложению Председателя Правительства.

Структура федеральных органов исполнительной власти (Правительства Российской Федерации) утверждается указом Президента Российской Федерации на основании предложения Председателя Правительства, направляемого в течение недельного срока после его назначения.

План темы:

I. Система права

1.1 Понятие «система права»

2.1 Основные отрасли права

II. Система нормативно-правовых актов

1.2 Понятие «нормативно-правовой акт»

2.2 Законы

3.2 Подзаконные акты

III. Законотворческий процесс

1.3 Понятие «законотворческий процесс»

2.3 Стадии законотворческого процесса

Система права —это внутренняя структура права, которая выражается в единстве и согласованности составляющих его норм и одновременной дифференциации на отрасли и институты.

Институт права Подотрасль права Отрасль права
обособленная группа юридических норм ,регулирующих однородные общественные отношения и входящих в соответствующую отрасль права . В отличие от отраслей права И .п . объединяет нормы , которые регулируют лишь часть отношений определенного вида . это крупная группа правовых норм, состоящая из ряда институтов в составе отрасли права и регулирующая близкие отношения определённого вида. элемент системы права, представляющий собой совокупность норм права, регулирующих качественно однородную группу общественных отношений.

ПРИМЕР:

Основные отрасли права России:

✔︎ Материальное право – отрасли права, которые регулируют юридическое содержание общественных отношений, устанавливая права и обязанности субъектов;

✔︎ Процессуальное право – отрасли права, регулирующие процедурные и организационные вопросы реализации нормы материального права, разрешения юридических споров, защиты прав и законных интересов участников правоотношений;


✳︎ Конституционное право отрасль права, закрепляющая форму правления, государственно-территориальное устройство, права и обязанности граждан, избирательное право и избирательную систему, функции и взаимоотношения высших органов власти;

✳︎ Гражданское право – отрасль права, регулирующая имущественные отношения в обществе, а также связанные с ними личные неимущественные отношения: право собственности, обязательственные отношения, возникающие из договора, наследственное право;

✳︎ Административное право отрасль права, регулирующая общественные отношения, возникающие в процессе организационной и исполнительно-распорядительной деятельности должностных лиц и органов государственного управления: соблюдение пдд, противопожарных и санитарных правил;

✳︎ Уголовное право отрасль права, состоящая из юридических норм, определяющих, какие общественно опасные деяния считаются преступными и какие наказания могут за них назначаться;

✳︎ Трудовое право отрасль права, регулирующая трудовые правоотношения: заключение, изменение и расторжение трудовых договоров, рабочее время и время отдыха;

✳︎ Семейное право отрасль права, регулирующая брачно-семейные правоотношения: условия и порядок вступления в брак, прекращение брака, права и обязанности супругов, родителей и детей и т.д.

✳︎ Гражданско-процессуальное право отрасль права, состоящая из норм, регулирующих порядок судопроизводства по гражданским делам;

✳︎ Уголовно-процессуальное право отрасль права, включающая юридические нормы, которые регулируют основания и порядок производства по уголовным делам;

✳︎ Арбитражный процесс процесс прохождения дел в арбитражных судах;

✳︎ Конституционное судопроизводство судопроизводство в Конституционном суде.

Особой отраслью права является МЕЖДУНАРОДНОЕ ПРАВО, которое не входит в систему ни одного государства, поскольку представляет собой совокупность правовых норм, регулирующих отношения между государствами.

Частное и публичное право.

Частное право — это упорядоченная совокупность юридических норм, охраняющих и регулирующих отношения частных лиц;

О частном праве (встречается в ЕГЭ):

✓ частное право регулирует отношения частных лиц между собой;

✓ к сфере частного права относят гражданские, коммерческие, имущественные, семейные отношения;

Публичное право — нормы, закрепляющие порядок деятельности органов государственной власти и управления;

О публичном праве (встречается в ЕГЭ):

✓ публичное право состоит из отраслей конституционного, административного, финансового, уголовного права;

✓ публичному праву свойственна жесткая регуляция общественных отношений государственной властью;

О видах права (частное/публичное) и их признаках (встречается в ЕГЭ):

✓ состав участников включает физических и юридических лиц — частное право;

✓ обеспечивает государственные интересы — публичное право;

✓ предметом правового регулирования являются имущественные и неимущественные отношения — частное право;

✓ метод правового регулирования состоит в горизонтальных связях равных субъектов общественных отношений — частное право;

✓ закрепляет порядок деятельности органов государственной власти и управления — публичное право;

Система нормативно-правовых актов РФ.


Закон – это нормативно-правовой акт, принятый в особом порядке органом законодательной власти или референдумом, выражающий волю народа, обладающий высшей юридической силой и регулирующий наиболее важные общественные отношения.

Примеры нормативно-правовых актов и их вид (встречается в ЕГЭ):

✔︎ указ Президента РФ — подзаконный акт;

✔︎ локальные нормативные акты — подзаконные акты;

✔︎ Семейный кодекс РФ — закон;

✔︎ постановление Правительства РФ — подзаконный акт;

✔︎ Уголовный кодекс РФ — закон

О системе российского права (встречается в ЕГЭ):

📍уголовное право регулирует общественные отношения, связанные с совершением преступных деяний, назначением наказания и применением иных мер уголовно-правового характера;

📍гражданское право относят к частному праву;

📍правовой институт — совокупность норм, регулирующих определенный сегмент (сторону) однородных общественных отношений;

О нормативно-правовых актах и основе их классификации (встречается в ЕГЭ):

📍акт, принятый на референдуме — основа классификации — субъект правотворчества;

📍подзаконный акт — основа классификации — юридическая сила;

📍акт органа государственной власти — основа классификации — субъект правотворчества;

📍общефедеральный акт — основа классификации — территория действия;

📍локальный акт — основа классификации — территория действия;

Законотворческий процесс – процесс принятия законов высшими органами государственной власти.

Стадия Содержание

Законодательная инициатива

Президент РФ, Совет Федерации РФ, члены Совета Федерации РФ, депутаты Государственной Думы, Правительство РФ, законодательные органы субъектов РФ, Конституционный, Верховный, высший арбитражный суды РФ по вопросам их ведения

Обсуждение законопроекта

Внесенный в порядке законодательной инициативы законопроект Советом Государственной Думы направляется в соответствующий профильный комитет (в нем ведется основная работа над текстом законопроекта с привлечением экспертов, проведением парламентских слушаний, анализом предложений, альтернативных проектов), который после обсуждения выносит проект на пленарное заседание Государственной Думы с собственными замечаниями и предложениями.

Обсуждение законопроекта на пленарном заседании проходит три чтения, в ходе которых в его текст вносятся правки

Принятие законопроекта

Закон принимается Государственной Думой большинством голосов от общего числа депутатов

Утверждение законопроекта

Принятый ГД закон должен быть в течение 5 дней передан на одобрение Совета Федерации. Федеральный закон считается одобренным СФ если за него проголосовало более половины от общего числа палаты.

Принятый закон в течение 5 дней направляется Президенту РФ для подписания и обнародования. Президент РФ в течение 14 дней должен принять решение. Президент обладает правом вето.

Для преодоления отлагательного вето Президента РФ закон при повторном голосовании должен получить 2/3 голосов депутатов ГД и членов СФ.

Промульгация (публичное объявление) проекта

Вступает же в силу закон по истечении 10 дней со дня его официального опубликования, если самим законом не установлен иной порядок

Совет Федерации не обязан рассматривать все законы. Обязательному рассмотрению в СФ подлежат: ФКЗ, законы о поправках к Конституции РФ, финансовые законы, законы о ратификации и денонсации международных договоров РФ, законы по вопросам войны и мира, статуса и защиты государственной границы РФ.

Несколько отличается от обычной законотворческой процедуры процесс рассмотрения федеральных конституционных законов.Они считаются принятыми, если одобряются большинством не менее 3 /4 от общего числа членов Совета Федерации и не менее 2 /3 голосов от общего числа депутатов Государственной Думы. Президент не может отклонить федеральный конституционный закон и обязан его подписать и обнародовать в течение 14 дней после принятия.

О законотворческом процессе (встречается в ЕГЭ):

✔︎ законотворческая деятельность в РФ обусловлена необходимостью правового регулирования и упорядочения поведения людей в основных сферах, направлениях и отношениях их общественной и государственной жизни;

✔︎ законопроекты, предусматривающие расходы, покрываемые за счет федерального бюджета, могут вноситься только при наличии заключения Правительства РФ;

✔︎ обсуждение законопроекта проходит в трех чтениях;

✔︎ члены Совета Федерации обладают законодательной инициативой;

✔︎ особое значение в законотворческой деятельности приобретает экспертиза законопроектов;

✔︎ все федеральные законы подлежат официальному опубликованию в течение 7 дней после их подписания Президентом РФ;

Система права — структура права, представляющая собой согласованность и единство юридических норм, разделение их на отрасли, подотрасли и институты.

Элементы системы права:

  • Норма права – это установленное или санкционированное государством общеобязательное правило поведения, которое рассчитанное на неопределенное число однотипных случаев и обращённое ко всем и к каждому, оказавшемуся в предусмотренной нормой жизненной ситуации.
  • Отрасль права — совокупность однородных правовых норм, регулирующих однородную сферу общественных отношений (трудовое, семейное, гражданское право и т.д.)
  • Подотрасль права – это группа правовых норм, которые в составе отрасли права регулируют близкие отношения определённого вида. Например, в гражданском праве- подотрасль авторское право.
  • Институт права — совокупность правовых норм, регулирующих какой-либо конкретный вид однородных общественных отношений (например, в трудовом праве- институт заработной платы, в гражданском- институт наследования и т.д.)

Таким образом, в отрасли права выделяются подотрасли, которые, в свою очередь, делятся на институты права. Такая система права позволяет легче регулировать те или иные отношения в обществе. А в основе всего лежат нормы права, то есть конкретные законы, указы, договоры и т.д.

Особой отраслью является международное право , которое не входит в систему ни одного государства, представляет собой совокупность правовых норм, регулирующих отношения между государствами. В иерархии отраслей права оно занимает главенствующее положение. Это означает, что ни один правовой акт государства не должен противоречить тем международным документам, которые подписало государство.

Материальное и процессуальное право

  • Материальное право — это отрасли права, которые непосредственно регулируют общественные отношения (семейное, гражданское, трудовое, административное и др.)
  • Процессуальное право – отрасли права, которые регулируют процедурные, организационные вопросы судебного разбирательства (гражданско-процессуальное, уголовно-процессуальное).

Частное и публичное право

  • Частное право регулирует отношения частных лиц, то есть горизонтальные отношения, обе стороны в нём равны, им предоставлена возможность выбора (семейное, трудовое, гражданское право).
  • Публичное право — регулирует отношения между государственными органами и гражданами (а также организациями, структурами и т.д.) В нём стороны неравноправны, для публичного права характерны подчинение, запрещение и обязывание - директивные (императивные) нормы (конституционное, административное, уголовное) . Публичное право обеспечивает интересы публичного характера, то есть всего общества.

НЕ ПУТАЙТЕ ПОНЯТИЯ:

Система права - это его внутренняя организация, выражающаяся в единстве и взаимодействии разнообразных, относительно самостоятельных его элементов.

Правовая система — вся правовая жизнь страны, вся правовая организация общества. Категория «правовая система» гораздо шире, чем понятие «система права», поскольку она характеризует не только систему права, но и все правовое развитие конкретной страны, в том числе структуру законодательства - систему законодательства.

Признаки системы права

  • Объективность, складывается в соответствии с потребностями того или иного общества в целом, а не с желанием отдельных людей
  • Целостность, единство и взаимосвязь составляющих элементов
  • Структурное разнообразие

Таким образом , в РФ довольно разветвлённая, но в то же время чётко структурированная система права, рассматривающая различные стороны общественных отношений.

Законотворческий процесс в РФ

Законодательный процесспорядок деятельности по созданию и принятию закона или иного нормативного акта.

Стадии законодательного процесса

  • законодательная инициатива , т.е. внесение законопроекта или законопредложения;
  • рассмотрение законопроекта в парламентских палатах и комитетах (комиссиях);
  • принятие закона ;
  • санкционирование, промульгация и опубликование закона ; эту стадию иногда разделяют на санкционирование (подписание) главой государства и промульгацию с официальным опубликованием.

Законодательная инициатива – это официальное внесение в парламент законопроекта или законопредложения.

Законопроект – текст будущего закона со всеми его атрибутами (преамбулой, статьями, параграфами, точными формулировками норм и т.д.).

Законопредложение – лишь идея или концепция будущего закона.

В РФ субъектами права законодательной инициативы в соответствии со ст. 104 Конституции РФ являются

  • Президент РФ
  • члены Совета Федерации
  • депутаты Государственной Думы
  • законодательные (представительные) органы субъектов РФ

Обсуждение законопроекта

Обсуждение законопроекта происходит на заседаниях палат парламента.

Принятия законопроекта

В Российской Федерации законы принимаются в чётком соответствии со статьями 105-108 Конституции

Стадия утверждения законопроекта

(Конституция РФ, статьи 105-108)

  • Закон в РФ принимается Государственной Думой большинством голосов
  • Принятый Государственной Думой закон должен быть в течение 5 дней передан на рассмотрение Совета Федерации .
  • Федеральный закон считается одобренным Советом Федерации, если за него проголосовало более половины от общего числа членов этой палаты или в течение 14 дней он не был рассмотрен Советом Федерации
  • В случае отклонения федерального закона Советом Федерации палаты Федерального Собрания могут создать согласительную комиссию для преодоления возникших разногласий.
  • Далее закон повторно рассматривается Государственной Думой.
  • Закон считается принятым, если при повторном голосовании за него проголосовало не менее 2.3.от общего числа депутатов Государственной Думы
  • Принятый закон направляется в течение 5 дней главе государства Президенту для подписания и обнародования
  • Президент в течение 14 дней подписывает и обнародует закон
  • Если Президент отклонит закон, то обе палаты вновь рассматривают его. Если не менее 2.3 Федерального Собрания выступят за закон, то Президент должен его подписать и обнародовать в течение 7 дней.

Промульгация закона - опубликование принятого и утвержденного закона в официальном печатном органе, осуществляемое главой государства в установленные законом сроки. Только после промульгации закон обретает обязательную силу .

Вступает в силу закон по истечении 10 дней со дня его официального опубликования, если самим законом не установлен иной порядок.

Таким образом , Конституция РФ определяет чёткий порядок всего законодательного процесса — от внесения инициативы до обнародования закона в обществе. Каждый этап чётко продуман, имеет свои критерии принятия закона, что позволяет наиболее объективно издавать законы страны.

Материал подготовила: Мельникова Вера Александровна

Цели урока

Задачи урока

образовательные:

развивающие:

воспитательные:

Тип урока: урок усвоения новых знаний.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Аннотация

к методической разработке урока по обществознанию

на тему «Законотворческий процесс в РФ»

Урок обществознания на тему «Законотворческий процесс в РФ» разработан в соответствии с рабочий программой по обществознанию 11 класс под редакцией Л.Н. Боголюбова, Н. И. Городецкой, А.И. Матвеева, соответствует интересам, потребностям и познавательным возможностям учащихся 11 класса.

Предложенная разработка может быть полезна для учителей общеобразовательных учреждений в процессе преподавания обществознания на базовом или на профильном уровне. Актуальность разработки в том, что она дает возможность по-новому взглянуть на неинтересную и сложную для учащихся тему. Использование схемы, игры «Законопроект», заданий ЕГЭ по изучаемой теме позволяют максимально активизировать внимание учеников, облегчают процесс запоминания, делают урок динамичным и интересным.

Цели урока : расширить и закрепить знания учащихся о стадиях законодательного процесса в РФ и о видах законов.

Задачи урока

образовательные:

Углубление знаний школьников о главном законе страны - Конституции РФ;

Изучение организации законотворческого процесса в РФ, закреплённой в ст.104–108 Конституции РФ;

Выделение особенностей федерального конституционного закона;

развивающие:

  • развитие познавательно-творческих навыков и осмысление приобретённых знаний с целью подготовки к сдаче ЕГЭ;

воспитательные:

Воспитание уважения к закону, праву на основе изучения положений Конституции РФ;

Формирование уважения к заложенным в Конституции РФ базовым общечеловеческим и российским ценностям, основам построения правового государства.

Тип урока: урок усвоения новых знаний.

Для мотивации учебной деятельности был поставлен вопрос «Почему законы разрабатываются так долго и кропотливо?», на который ученики должны ответить на этапе рефлексии.

Актуализация знаний необходима для подготовки учащихся к усвоению новых знаний. Для актуализации знаний проводится фронтальный опрос. Отвечая на вопросы учителя, ученики активно включаются в ход урока.

На этапе усвоения новых знаний ученики читают статьи 104-108 Конституции РФ, анализируют их, сопоставляют друг с другом, выделяют нужное, отвечают на вопросы. Учитель координирует деятельность учащихся с помощью комментариев и наводящих вопросов.

Для проверки понимания учащимися нового материала применяется такая форма работы, как самостоятельное составление учениками схемы стадий законотворческого процесса. Чтобы облегчить и ускорить работу учащихся, учитель заранее готовит скелет схемы, ориентируясь на него, ученики составляют свои схемы. Эта форма деятельности учащихся способствует развитию их навыков обобщения, систематизации, синтеза. После завершения работы над схемами ученики самостоятельно проверяют правильность своих схем, сверяя их со схемой, заранее составленной учителем. Учитель некоторым ученикам выставляет отметку за схему.

Для закрепления темы используется игра «Законопроект». Игра развивает творческие навыки учащихся, умение работать в группе, а также способствует поддержанию интереса к теме урока.

Закрепление новых знаний продолжается и во время выполнения учащимися заданий ЕГЭ по теме.

С подготовкой к ЕГЭ связано и домашнее задание учащихся: написать эссе на тему «Нужно ли вето Президента в законотворческом процессе?». Это задание развивает умение излагать свои мысли, аргументировать свое мнение. Учитель рекомендует в качестве аргументов приводить факты из истории России 90-х годов и современной России, в чем прослеживается межпредметная связь темы.

Этап рефлексии помогает учащимся осознать полученные знания и сделать выводы о своей деятельности на уроке.

Таким образом, используются разнообразные формы, методы и приемы обучения, повышающие степень активности учащихся в учебном процессе. Ученики работают и по эталону, и творчески; на уроке задаются критерии самоконтроля и самооценки. Ученики в течение урока выступают в разных ролях: мыслитель, чтец, слушатель, информатор, творец, игрок, выпускник, а учитель выступает в роли организатора и консультанта.

Названные формы, методы и приемы обучения должны помочь успешному достижению целей урока.

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ГОРОДЕЦКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА ИМЕНИ ГЕРОЯ РОССИИ АЛЕКСАНДРА ПРОХОРЕНКО»

Методическая разработка урока обществознания,

11 класс

ЗАКОНОТВОРЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС

В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Должность: учитель истории и обществознания,

первой квалификационной категории

МБОУ «Городецкая СОШ им. Героя России Александра Прохоренко»

с. Городки

2016

Цели урока: расширить и закрепить знания учащихся о стадиях законодательного процесса в РФ и о видах законов.

Задачи урока

образовательные:

  • углубление знаний школьников о главном законе страны - Конституции РФ;
  • изучение организации законотворческого процесса в РФ, закреплённой в ст.104–108 Конституции РФ;
  • выделение особенностей федерального конституционного закона;

развивающие:

  • развитие познавательно-творческих навыков и осмысление приобретённых знаний с целью подготовки к сдаче ЕГЭ;

воспитательные:

  • воспитание уважения к закону, праву на основе изучения положений Конституции РФ;
  • формирование уважения к заложенным в Конституции РФ базовым общечеловеческим и российским ценностям, основам построения правового государства.

Оборудование урока

  • Конституция РФ (у каждого ученика);
  • учебник для 11 класса «Обществознание» под ред. Л. Н. Боголюбова, Н. И. Городецкой, А. И. Матвеева (2010, стр. 224–226);
  • схема «Стадии законотворческого процесса в РФ» (для каждой парты);
  • частично заполненная схема «Стадии законотворческого процесса
  • в РФ» (для каждой парты);
  • таблички «Законопроект», «Государственная Дума», «Совет Федерации», «Президент»;
  • задания ЕГЭ по изучаемой теме (для каждого ученика).

Тип урока : урок изучения нового материала (третий урок в 11 классе по разделу «Человек и закон»).

ХОД УРОКА

I. Организационный момент (1 мин)

II. Постановка цели и задач урока (1 мин)

Учитель . Сегодня мы узнаем, как появляются на свет федеральные конституционные и федеральные законы. Принятие закона - это сложный процесс, в котором заняты многие люди и который растянут во времени. Как правило, он занимает не менее 6 месяцев. Почему законы разрабатывают так долго и кропотливо? На этот вопрос вы ответите в конце урока.

III. Актуализация знаний учащихся (2 мин)

Вопросы:

  1. Какая форма правления в России? (Республика)
  2. Как называется представительный (законодательный) орган государственной власти в России? (Федеральное собрание)
  3. Как называются палаты Федерального собрания? (Совет Федерации и Государственная Дума)
  4. Как формируется нижняя палата - Государственная Дума? (Путём выборов)
  5. Сколько депутатов в Государственной Думе? (450 депутатов)
  6. По какой избирательной системе организуют выборы депутатов Государственной Думы? (По пропорциональной системе)
  7. Какова основная функция Государственной Думы? (Принятие законов)
  8. Что такое закон? (Закон - нормативно-правовой акт, принятый высшим законодательным органом государственной власти либо в результате непосредственного волеизъявления населения)
  9. Какие бывают законы? (Основной закон - Конституция РФ, федеральный конституционный закон, федеральный закон, законы субъектов РФ)
  10. Когда и как принята Конституция РФ? (12 декабря 1993 года на референдуме)
  11. Чем отличаются федеральные конституционные законы от федеральных законов? (ФКЗ обладают большей юридической силой, чем ФЗ; их предназначение - обеспечить стабильность Конституции как Основного Закона)

IV. Изучение нового материала

Первичное усвоение новых знаний. Изучение законотворческого процесса в РФ. (25 мин)

  • Работа учеников с текстом Конституции РФ.Чтение ст. 104–108 Конституции РФ, их анализ с комментариями учителя (13 мин)

Статья 104 Конституции РФ определяет круг субъектов, которые имеют право законодательной инициативы в РФ. Право законодательной инициативы - это возможность вносить в законодательные органы законопроекты, т. е. предварительные тексты законов. Субъектами права законодательной инициативы выступают органы, должностные лица, имеющие непосредственное отношение к решению важнейших общегосударственных вопросов: Президент РФ, Совет Федерации, члены Совета Федерации, депутаты Государственной Думы, Правительство РФ, законодательные органы субъектов РФ, а также Конституционный Суд РФ, Верховный Суд РФ по вопросам их ведения. Государственные и общественные органы, не обладающие правом законодательной инициативы, а также отдельные граждане имеют возможность вносить свои инициативные законопроекты только через субъектов, наделённых этим правом.

Вопрос:

В какой орган вносят законопроект? (В Государственную Думу)

Статья 105 Конституции РФ закрепляет процедуру принятия федерального закона Государственной Думой и Советом Федерации. В Государственной Думе закон принимается в трёх чтениях большинством голосов от общего числа депутатов. Принятый Государственной Думой федеральный закон передаётся в течение пяти дней в Совет Федерации для его дальнейшего рассмотрения. Совет Федерации может в течение 14 дней рассмотреть принятый Государственной Думой федеральный закон и одобрить его, отклонить или же воздержаться от его рассмотрения.

Вопрос:

Каковы последствия отклонения федерального закона Советом Федерации ? (Федеральный закон подлежит повторному рассмотрению Государственной Думой. В случае несогласия Государственной Думы с решением Совета Федерации федеральный закон считается принятым, если при повторном голосовании за него проголосовало не менее двух третей от общего числа депутатов).

Установив последовательное принятие закона обеими палатами, Конституция тем самым закрепляет их равный правовой статус в осуществлении законодательных функций и обеспечивает единство парламента, а также сочетание общих интересов всего российского народа и специфических интересов субъектов Федерации при принятии федеральных законов.

Все законы, принятые Государственной Думой, передаются на рассмотрение Совета Федерации. Далее Совет Федерации сам решает, рассматривать или не рассматривать поступивший закон посуществу на своём заседании. Таково общее правило, вытекающее из ч. 4 ст.105 Конституции РФ .

Статья 106 Конституции РФ фиксирует исключение из этого общего правила, перечисляя законы, которые подлежат обязательному рассмотрению Советом Федерации. Все законы,обозначенные в ст.106, принимаются по вопросам, относящимся к исключительному ведению Российской Федерации, причём выбраны лишь наиболее важные проблемы, связанные с регулированием отношений в таких сферах, как бюджет, финансы, таможенное дело, международные договоры, защита безопасности государства.Эти вопросы, безусловно, затрагивают интересы как Федерации в целом, так и её субъектов. Через обязательное обсуждение в верхней палате, где на равноправной основе работают представители всех субъектов Федерации, происходит согласование интересов Федерации и её субъектов.

Вопрос:

Проведите сопоставительный анализ ст.106 и ст.108 Конституции РФ и скажите, какие ещё законы, кроме названных в ст. 106, подлежат обязательному рассмотрению в Совете Федерации. (Все федеральные конституционные законы).

Статья 107 регламентирует порядок подписания и обнародования принятых федеральных законов. Это право принадлежит Президенту РФ и является завершающей стадией законодательного процесса. Совет Федерации одобренный им федеральный закон в течение пяти дней направляет Президенту РФ для подписания и обнародования. В течение 14 дней Президент РФ подписывает или отклоняет закон. После подписания закон должен быть опубликован в течение 7 дней в официальных источниках.

Вопрос:

Каковы последствия отклонения федерального закона Президентом РФ? (Возвращённые Президентом РФ законы повторно рассматривают в Государственной Думе и Совете Федерации. Если при повторном рассмотрении федеральный закон будет одобрен в ранее принятой редакции большинством (не менее двух третей) голосов от общего числа членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы, он подлежит подписанию в течение семи дней Президентом РФ и обнародованию).

Задание:

- Статья 108 Конституции РФ предусматривает порядок принятия федеральных конституционных законов. Ещё раз внимательно прочитайте ст. 108 Конституции РФ и выделите три особенности процедуры принятия федеральных конституционных законов.

1) Чётко определённый круг вопросов, по которым принимаются ФКЗ;

2) принятие квалифицированным большинством в каждой из палат Федерального Собрания;

3) будучи принятыми палатами Федерального Собрания, они не могут быть отклонены Президентом РФ и возвращены в парламент на новое рассмотрение.

Первичная проверка понимания. (12 мин)

  • Самостоятельное составление учениками схемы основных стадий законодательного процесса в РФ (до начала этой работы учитель на каждую парту раздает листы с частично заполненной схемой законотворческого процесса в РФ) (Приложение 1) (10 мин)
  • Проверка правильности схем путём сравнения схем учеников со схемой, составленной учителем; (схему стадий законодательного процесса в РФ, составленную учителем, раздают на каждую парту или же её показывают на мультимедийном экране) (Приложение 2) (2 мин)

V. Закрепление материала

Игра «Законопроект» (5 мин)

Класс делится на три группы. Каждая группа получает условное название: «Государственная Дума», «Совет Федерации» и «Президент». Используется большая карточка с надписью «Законопроект». Учитель предлагает группам различные условия игры.

Ситуация первая. Учитель предлагает карточку со словами «Вношу проект федерального закона. Кто его примет?»

Группа «Государственная Дума» должна принять карточку.

Группа должна передать карточку «Совету Федерации».

Учитель. Совет Федерации рассматривает и большинством голосов одобряет законопроект.

Группа передаёт карточку «Президенту ».

Учитель. Президент не отклонил федеральный закон. Что происходит дальше?

Представитель третьей группы объявляет: «Федеральный закон подписан и обнародован».

Ситуация вторая. Ситуация первая повторяется до пункта «Группа передаёт карточку «Совету Федерации».

Учитель. Совет Федерации отклонил законопроект.

Группа «Совет Федерации» возвращает карточку«Государственной Думе».

Ситуация третья .Ситуация первая повторяется до пункта «Группа передаёт карточку Президенту».

Учитель. Президент отклонил федеральный закон.

Группа «Президент» передаёт карточку «Государственной Думе».

Далее игра продолжается точно так же, учитывая, что в случае принятия парламентом данного проекта закона двумя третями голосов он подлежит безусловному подписанию Президентом в течение 14 дней и обнародованию.

Ситуация четвёртая. Рассматривают стадии принятия федерального конституционного закона, при этом отдельное внимание обращают на особенности принятия федерального конституционного закона.

Знакомство с возможными заданиями ЕГЭ по теме «Законодательный процесс в РФ» (Приложение 3). (8 мин)

VI. Домашнее задание

Написать эссе на тему «Нужно ли вето Президента в законодательном процессе?»

Вето Президента на принятые законы в большинстве случаев стимулирует повышение их качества, устранение коллизий и дефектов.

VI. Подведение итогов урока

(РЕФЛЕКСИЯ) (2 мин)

Что нового вы сегодня узнали на уроке?

Какие моменты урока вам понравились больше всего?

Какая работа у депутатов парламента?

Почему законы разрабатывают так долго и кропотливо?

ЛИТЕРАТУРА

  1. Конституция РФ.

Лекция:


Система российского права


Позитивное право, то есть право, возведённое в закон имеет системный характер. Это означает, что законодательство РФ, закрепляющее наши права, имеет чёткое внутреннее строение. Система российского права строится на принципах социальной свободы и справедливости, демократизма и гуманизма, равенства всех перед законом, законности и ответственности за вину. Система российского права состоит из отраслей, подотраслей, институтов и норм права.

Отрасль права – наиболее крупное подразделение правовых норм, регулирующих целую сферу (род) общественных отношений.

В российском праве их около 30. Охарактеризуем основные отрасли права:

    Конституционное (государственное) право регулирует сферу государственного устройства РФ, закрепляет основные права и свободы граждан, принципы избирательного процесса и судоустройства. От других отраслей конституционное право отличается тем, что закрепляет основы регулирования общественных отношений во всех сферах жизнедеятельности общества (экономической, политической, социальной и духовной).

    Административное право регулирует сферу государственного управления и реализации исполнительной власти. Особенностью данной отрасли права является то, что правоотношения строятся по принципу "власть - подчинение". Иными словами, административное право регулирует общественные отношения с властными органами, к примеру, водитель - сотрудник ГИБДД, работник - начальник, гражданин - полицейский.

    Гражданское право регулирует сферу имущественных и личных неимущественных отношений.

    Уголовное право регулирует сферу общественных отношений, возникающих на основании совершения преступления и назначения наказания.

    Трудовое право регулирует сферу трудовых отношений между работниками и работодателями.

    Семейное право регулирует сферу отношений, возникающие из брака, кровного родства или принятия ребёнка на воспитание между супругами и между родителями и детьми.

    Административно – процессуальное право регулирует сферу общественных отношений, возникающих в ходе осуществления правосудия по административным делам и исполнения судебных решений по ним.

    Гражданско – процессуальное право регулирует сферу общественных отношений, возникающих в ходе осуществления правосудия по гражданским делам и исполнения судебных решений по ним.

    Уголовно – процессуальное право регулирует сферу общественных отношений, возникающих в ходе осуществления правосудия по уголовным делам и исполнения судебных приговоров по ним.

Все отрасли права группируются на частное и публичное право, а также на материальное и процессуальное право.

  • Частное – регулирует частные интересы граждан (семейное право, трудовое право, гражданское право и др.). Публичное – регулирует деятельность государства и отношения между гражданами и гос/органами (конституционное право, уголовное право, административное право, уголовно-процессуальное право, гражданско-процессуальное право и др.).
  • Материальное – закрепляет общественные отношения в нормах права (гражданское право, уголовное право, административное право и др.). Процессуальное – устанавливают порядок реализации норм материального права (гражданско – процессуальное право, уголовно – процессуальное право, уголовно – исправительное право, административно – процессуальное право и др.).

Подотрасль права – совокупность нескольких институтов права, регулирующая определённый вид общественных отношений внутри одной отрасли права.

К примеру, отрасль гражданского права включает в себя подотрасли:

    вещное право – регулирует имущественные отношения;

    обязательственное право – регулирует отношения, возникающие по поводу обязательства одного лица перед другим;

    наследственное право – регулирует вопросы наследования имущественных прав и обязанностей.

Институт права – узкая группа норм, регулирующая конкретный вид общественных отношений определённой подотрасли.

К примеру, подотрасль гражданского права наследственное право включается в себя институт правовых норм наследования по закону, институт правовых норм наследования по завещанию. А обязательственное право включает институты договорных и внедоговорных обязательств.

Кирпичиком ("молекулой") системы российского права является

Норма права – это формально определённое и охраняемое государством общеобязательное правило поведения, регулирующее конкретное общественное отношение.

В структуре нормы права выделяются три структурных элемента: гипотеза, диспозиция и санкция.

    Гипотеза указывает на фактические обстоятельства вступления нормы в действие, определяет субъектов права (лиц, которым данная норма адресована).

    Диспозиция определяет права и обязанности субъектов права, устанавливает варианты их возможного или должного поведения.

    Санкция предусматривает последствия нарушения правовой нормы, определяет вид и меру юридической ответственности для нарушителей нормы права.

Разберём структуру нормы права на примере. Проанализируем норму пункта 1 статьи 469 «Качество товара» из Гражданского кодекса РФ: «Продавец обязан передать покупателю товар, качество которого соответствует договору купли-продажи». Мы видим, фактическое обстоятельство вступления данной нормы в действие – договор купли-продажи и круг лиц, которым норма адресована – продавец и покупатель . Эта гипотеза. В этом же пункте содержится диспозиция, в той части где говорится, что продавец обязан передать покупателю товар соответствующего качества. Для того, чтобы узнать о последствиях передачи товара, не соответствующего договору качества, нам нужно найти санкцию. Если вы откроете эту статью в ГК РФ и прочтёте все пункты, то санкции в ней не найдете. Значит нужно искать в другой статье. Находим её в статье 475 «Последствия передачи товара ненадлежащего качества», согласно которой покупатель вправе потребовать от продавца уменьшения цены, бесплатного устранения недостатков, возврата денег и иных санкций.

Законотворческий процесс

Законотворческий процесс представляет собой упорядоченную процедуру принятия законов, состоящую из последовательно сменяющих друг друга этапов.

Вы уже знаете, что принимаются законы Федеральным Собранием РФ, состоящим из двух палат: верхней – Совета Федерации и нижней – Государственной Думы.

    На первом этапе субъект законодательной инициативы вносит законопроект в Госдуму. Законопроекты могут вносить Президент РФ, члены Совета Федерации, депутаты Госдумы, члены Правительства РФ, судьи Конституционного Суда РФ, судьи Верховного Суда РФ, законодательные органы субъектов РФ.

    На втором этапе и дёт рассмотрение законопроекта в Госдуме. Некоторые законопроекты рассматриваются долго, детально, в трёх чтениях.

    На следующем этапе Совет Федерации в течение 7 дней должен рассмотреть законопроект. Путём голосования он может быть одобрен и принят или отправлен на доработку. В последнем случае, для преодоления разногласий, представителями Совета Федерации и Госдумы образуется согласительная комиссия. После устранения разногласий и принятия закона Советом Федерации законопроект передаётся Президенту РФ.

    Законопроект становится законом на столе Президента РФ, когда он его подписывает. Это пятый этап законотворческого процесса. Президент может подписать законопроект, либо наложить на него вето, либо отправить на переработку. Но если законопроект имеет 2/3 голосов Совета Федерации и Госдумы в сумме, Президент обязан его подписать.

    И заключительный этап – обнародование закона (промульгация), без которого он не будет иметь юридической силы. В течение 7 дней после подписания Президентом закон публикуется в СМИ, например, в «Российской газете».

​Согласно ст. 104 ч. 3 Конституции РФ, некоторые законопроекты не могут быть приняты к рассмотрению Госдумой РФ если не имеют заключения Правительства РФ. ​​​Это законопроекты о введении или отмене налогов, освобождении от их уплаты, о выпуске государственных займов, об изменении финансовых обязательств государства, законопроекты, предусматривающие расходы, покрываемые за счёт федерального бюджета.



Понравилась статья? Поделиться с друзьями: