Изменения по субсидиям в году. Новые социальные нормы. Нарушают сплошь и рядом

В Украине в этом отопительном сезоне субсидию получают семь миллионов семей - почти половина украинцев.

В результате поэтапного повышения тарифов на коммуналку государство с каждым годом тратит на субсидии все больше и больше. При этом и эксперты, и чиновники отмечают, что систему выплат необходимо реформировать: ужесточить контроль и изменить процедуру выплаты. В перспективе на субсидиях украинцы смогут зарабатывать, однако и сейчас сумму в платежках можно существенно уменьшить.В 2017 году, после пересмотра минималки и нормативов, платить придется больше. Наши эксперты выяснили, что ждет субсидиантов и как платить за коммуналку меньше.

Как устроена субсидия: сколько приходится платить и почему суммы разные

В бюджете на 2017 год на субсидии заложена рекордная сума - 51 миллиард гривен. Правда, и количество украинцев, которые оформили субсидии, выросло в 21 раз. В 2014-м субсидию оформили 450 тысяч человек, а в 2017-м, согласно подсчетам Кабмина, "скидку на коммуналку" получат 9 миллионов семей (еще два миллиона человек оформят субсидию в 2017 году). При этом всего в стране зарегистрировано 15 миллионов домохозяйств, то есть фактически 60% украинцев будут оплачивать коммунальные услуги с помощью государства.

Субсидия назначается на социальную норму потребления и зависит всего от двух факторов: дохода семьи и количества человек. Исходя из дохода, органы социальной защиты рассчитывают обязательный платеж (сумма, которую нужно платить за коммуналку, а остальное покроет государства), а от количества человек зависит норма потребления.

К примеру, семья из трех человек, которая живет в доме площадью 73 квадратных метра и отапливает его с помощью газа, согласно нормативу, должна тратить: 150 кВт*час света, 13,2 кубометра газа на приготовление пищи и 401 кубометр на отопление, 7,2 кубометра холодной воды и 4,8 кубометра горячей. Именно на этот объем услуг и будет начислена субсидия. Если тратить больше - за остальное придется платить полную стоимость.

При условии, если общий доход семьи 6 тысяч гривен, сумма обязательного платежа составит 582 гривни. Размер субсидии - стабильный, в то время как сумма обязательного платежа может уменьшаться. Если вместо 400 кубометров газа, на которые рассчитана субсидия, потратить 150, деньги, выделенные на оплату еще 250 кубометров, перейдут на следующий месяц. Сэкономленные средства могут вовсе "покрыть" обязательный платеж, отмечают в Минсоцполитики.

Что изменится в 2017 году: монетизация и новые нормы

В 2017 году, как сообщает источник "Сегодня.ua" в Кабинете министров, нормативы потребления планируют снизить. В первую очередь речь идет о потреблении газа. Предположительно, вместо 5,5 кубометров газа на отопление одного квадратного метра жилья планируют выделять 4 кубометра. Новые нормы могут вступить в силу в мае 2017-го. Таким образом, государство будет выделять субсидию на меньший объем голубого топлива. Украинцам придется снизить свое потребление, или же за "лишние" платить по полной стоимости.

Заммглавы департамента "Натфогаза" Алексей Хабатюк уверен - действующие нормативы завышены. По подсчетам "Нафтогаза", реально украинцы используют 4 кубометра. Отметим, за несколько лет в Украине норму потребления газа сократили в два раза - с 11 до 5,5 кубометров на квадратный метр. Если раньше в квартире площадью 30 квадратных метров субсидия "покрывала" 330 кубометров газа, после снижения нормативов - всего 165 кубов.

Однако главное нововведения, которое запланировано на 2017 год - монетизация субсидий. "Монетизацию субсидий обсуждают в Кабинете министров. Премьер-министр, Мировой банк и рабочая группа Кабмина. Правительство об этом думает. Наконец-то осознание того, что монетизация необходима, появилось", - рассказывает представитель Минфина, руководитель офиса реформ Яна Бугримова.

В Кабмине уверены: если деньги на субсидии выдать украинцам "на руки", появится стимул для экономии - чем меньше потратили на "коммуналку", тем больше денег осталось. Если сейчас "сэкономленные" средства переходят на следующий месяц, в наступившем 2017 году деньги могут выдавать "на руки". Сейчас правительство рассматривает две главные модели монетизации. Первая - платить деньги теплокоммунэнерго (ТКЭ), которые будут компенсировать субсидии, вторая - перечислять деньги, выделенные на субсидии, непосредственно потребителям. При этом вторая модель также имеет несколько вариантов. На карточки могут перечислять все деньги, и украинцы смогут тратить их на свое усмотрение, или же на карточки будут перечислять только сэкономленные средства, если субсидиант использовал ресурсов меньше, чем предусмотрено социальной нормой.

"Мое личное мнение: я бы шла поэтапно, потому что это изменение несет риски. Мы не знаем, как поведет себя человек, если мы на карточку отдадим все деньги, и не будет ограничений по использованию. Я не уверена, что в этом случае не упадет платежная дисциплина. Конечная цель - дать деньги людям. Должно быть подготовлено техническое решение: какие карточки и на какой базе. Возможно, нужно начинать с монетизации остатков, тогда мы избегаем риски неоплаты. Потом нужно переходить на полную монетизацию", - рассказывает Яна Бугримова.

Также эксперты сходятся во мнении: нужно внедрить систему верификации получателей соцвыплат, при этом искать не только "мертвые души" и тех, кто сделал покупку на сумму от 50 тыс. грн, но и тех, кто скрывает свой реальный доход. "Не выполнивши это, переходить к монетизации - это умножения проблем. Мотивация к мошенничеству будет расти", - уверен представитель "Натфогаза" Алексей Хабатюк.

В этом году сэкономленную субсидию у украинцев забрали

23 августа этого года правительство приняло постановление №534, в котором говорится о том, что сэкономленные деньги не пойдут в счет оплаты тепла этой зимой, а будут возвращены государству. Касается это не только газа, но тепловой и электроэнергии (если помещение отапливается не газом, а есть электрический котел или центральное отопление).

Еще несколько месяцев назад в правительстве заявляли: деньги, выделенные на субсидию, возвращать государству не нужно. "Если люди не использовали всю норму ресурсов на семью, сэкономленные средства субсидии остаются на счетах семьи и могут быть использованы в последующие месяцы, в том числе и для погашения обязательной части платежа", - заявлял министр соцполитики Андрей Рева в июле этого года.

Однако, в результате, средства за сэкономленные кубометры газа и Гкалл тепла вернутся государству. На счетах украинцев оставят только средства на оплату 100 кубометров газа, то есть 680 гривен.

В результате те украинцы, которые переплачивали за отопление или же, оформив субсидию, сокращали свое потребление - потеряли часть сэкономленных средств. Уже в 2017 году украинцам с субсидиями, которые получают минимальную зарплату, придется платить за коммуналку в два раза больше - минималка с 1 января вырастет с 1600 до 3200 гривен. Это, по подсчетам Минфина, позволит сэкономить государству 5 миллиардов гривен.

Субсидию и вовсе могут забрать если:

  • в течение 12 месяцев была совершена покупка или оплачена услуга на сумму от 50 тысяч гривен
  • субсидиант скрывает дополнительных доход

В общий доход при начислении субсидии также учитывается доход от сельскохозяйственной деятельности, сдачи жилья в аренду, доход от банковских депозитов или ценных бумаг.

Для того, чтобы "вычислить" недобросовестных получателей субсидий, Министерство финансов проводит масштабную верификацию. Так, параллельно с повышением тарифов чиновники планируют внедрять программу по энергосбережению и проверять, все ли субсидианты действительно имеют право на помощь от государства.

К слову, вице-премьер-министра Геннадия Зубко отмечает, что субсидия - "временная помощь". Для того, чтобы сэкономить "на всю жизнь", необходимо провести мероприятия по энергоэффективности.

В 2017 году субсидии АПК претерпели значительные изменения. Вместо 54 видов субсидий теперь есть всего 7. Самое главное новшество - это единая субсидия. Многие субсидии переименовали или изменили правила их предоставления.

Milknews писал о предстоящих изменениях и о , в том числе в рубрике " ". В этом тексте мы обновляем информацию.


Что поменялось

Появилась единая субсидия, которая заменила десятки других. Самое важное, что осталось вне этой системы - субсидии на повышение продуктивности в молочном скотоводстве (бывшая субсидия "на 1 кг товарного молока").

Самое важное, что отменили - это субсидии на краткосрочные кредиты и инвестпроекты. Это значит, что все новые кредиты, которые вы возьмете, будут субсидироваться иначе. Если вы уже взяли кредит и хотите получить возмещение, старые правила еще работают.

Субсидии на возмещение капитальных затрат на модернизацию или создание новых проектов в молочном животноводстве изменили.

Эти изменения подробно описаны в постановлениях правительства 47 и 50.


Единая субсидия

Если кратко, то это новая система распределения денег регионам на поддержку сельского хозяйства. Если раньше были бюджеты под каждое направление сельского хозяйства, и деньги поступали в разные части страны строго под определенные цели, то теперь из федерального бюджета средства поступают просто на развитие АПК в целом. Что именно развивать, и на какие направления тратить эти деньги, решает уже сам регион.

Для молочников это может означать снижение господдержки, по крайней мере, этого опасаются в Союзмолоко . Может получиться так, что регионам будет выгоднее вкладываться в подотрасли с короткими сроками окупаемости или с большим административным ресурсом. Молочная индустрия к таким не относится.

"Единой субсидии" посвящено Постановление Правительства РФ от 30 декабря 2016 г. № 1556 “О предоставлении и распределении субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на содействие достижению целевых показателей региональных программ развития агропромышленного комплекса”. Туда же вошли субсидии на племенное животноводство.

Субсидия на повышение продуктивности (на 1 кг товарного молока)

Бывшие субсидии на литр товарного молока теперь называются "на повышение продуктивности в молочном скотоводстве".
В документе впервые упоминаются козы, которых раньше не включали в подобные документы. Из-за этого производители козьего молока оставались без субсидий. Теперь они имеют точно такие же права на получения господдержки от Единой субсидии, как и фермы с коровами.

Формула расчета субсидий учитывает уровень развития молочного животноводства в регионе. Там, где продуктивность на корову больше 5 т в год, бюджет на субсидии будет больше. Кроме того, чем больше сырого молока местных производителей поступает на переработку, тем больше будет бюджет на субсидии, выделенный из федерального бюджета.

Отдельно прописаны и регионы, которые вне зависимости от этого будут получать больше денег. Таких набралось 32, не считая Дальневосточного федерального округа, которому стандартно по всем субсидиям положены преференции:

  1. Карелия
  2. Севастополь
  3. Марий Эл
  4. Мордовия
  5. Чувашия
  6. Удмуртия
  7. Пермский край
  8. Архангельская область
  9. Брянская область
  10. Владимирская область
  11. Вологодская область
  12. Ивановская область
  13. Калининградская область
  14. Калужская область
  15. Кировская область
  16. Костромская область
  17. Ленинградская область
  18. Московская область
  19. Мурманская область
  20. Нижегородская область
  21. Новгородская область
  22. Орловская область
  23. Псковская область
  24. Рязанская область
  25. Свердловская область
  26. Смоленская область
  27. Тверская область
  28. Тульская область
  29. Ярославская область
  30. Ненецкий автономный округ
В Дальневосточный округ входит еще 9 регионов: Амурская область, Еврейская автономная область, Камчатский край, Магаданская область, Приморский край, Якутия (Саха), Сахалинская область, Хабаровский край, Чукотский автономный округ.

Получается в общей сложности 41 регион, то есть почти половина субъектов федерации имеют льготные условия получения субсидий (всего субъектов сейчас 85).

В этом году уровень софинансирования регионами по субсидиям должен быть 5-10%.

Что нового? При получении субсидий на литр будут проверять соответствие техрегламентам, а значит, не должно быть лейкоза, ящура и др заболеваний.


Капексы (постановление 48)

Капексами называют субсидии на возмещение части прямых понесенных затрат на создание и модернизацию проектов в АПК. В постановлении прописаны суммы поддержки для разных отраслей. Для производителей молока - это 30% от инвестиций. Для проектов Дальневосточного федерального округа - 35% от сметы. То же самое относится к селекционно-генетическим центрам в животноводстве.

Понятие "молочная ферма" в документе трактуется широко. Согласно нему, это может быть не только производство молока коров и коз, но и откорм, выращивание молодняка и искусственное осеменение.

В понятие "селекционно-генетический центр в животноводстве" входят три группы пород: черно-пестрые, палевые и красные. В остальном определение осталось стандартным.

Что стало с "исчезнувшими" субсидиями

Субсидии, которые объединены, или их названия больше не фигурируют в документах, на самом деле, никуда не исчезли. Скорее всего, они стали частью единой субсидии. Иногда их можно найти под другими названиями.

Краткосрочные и инвестиционные кредиты теперь автоматически льготные для молочников, если вы принесете в банк все необходимые документы. Кредит будет предоставляться по ставке 1-5%.

Правила по коротким и инвестиционным кредитам распространяются на те займы, которые вы взяли до 1 января 2017 года.

Нарушают сплошь и рядом

В начале прошлого года Министерство финансов запустило масштабную верификацию. Под проверку попали 25 миллионов украинцев – все, кто получает деньги от государства (в том числе пенсионеры и ). В 2017-м должна выйти на новый уровень – Минфин разрабатывает специальный законопроект.

Больше всего нарушителей обнаружили среди получателей субсидий. Согласно постановлению Кабмина, субсидию не могут получать украинцы, которые в течение года сделали покупку как минимум на 50 тысяч гривен. Из реестров Минфин получает информацию о покупателях земли и недвижимости, а после сопоставляет ее со списком субсидиантов. Таким образом обнаружили более 100 тысяч «нарушителей».

Несмотря на это, в интернете можно найти сотни объявлений «сдам квартиру с субсидией». Некоторые из них далеко не из сегмента «дешевого жилья».

Что случится с субсидиями в 2017-м

В этом году Кабинет министров должен разработать концепцию монетизации субсидий. Проще говоря – «скидку» будут выплачивать деньгами. Только за 2017-й на субсидии планируют потратить 51 миллиард гривен.

«Монетизацию субсидий обсуждают в Кабинете министров. Премьер-министр, Мировой банк и рабочая группа Кабмина. Правительство об этом думает. Наконец-то осознание того, что монетизация необходима, появилось», – рассказывает представитель Минфина, руководитель офиса реформ Яна Бугримова.

После этого, предполагают чиновники, появится стимул для экономии – чем меньше потратили на «коммуналку», тем больше денег осталось. Если сейчас «сэкономленные» средства переходят на следующий месяц, а после монетизации «сдачу» можно будет получить «на руки».

Есть несколько возможных схем монетизации. Первая – платить деньги теплокоммунэнерго (ТКЭ), которые будут компенсировать субсидии, вторая – перечислять деньги, выделенные на субсидии, непосредственно потребителям. При этом вторая модель также имеет несколько вариантов. На карточки могут перечислять все деньги, и украинцы смогут тратить их на свое усмотрение, или же на карточки будут перечислять только сэкономленные средства, если субсидиант использовал ресурсов меньше, чем предусмотрено социальной нормой.

«Мое личное мнение: я бы шла поэтапно, потому что это изменение несет риски. Мы не знаем, как поведет себя человек, если мы на карточку отдадим все деньги, и не будет ограничений по использованию. Я не уверена, что в этом случае не упадет платежная дисциплина. Конечная цель – дать деньги людям. Должно быть подготовлено техническое решение: какие карточки и на какой базе. Возможно, нужно начинать с монетизации остатков, тогда мы избегаем риски неоплаты. Потом нужно переходить на полную монетизацию», – рассказывает Яна Бугримова.

Заместитель главы департамента НАК «Нафтогаз Украины» Алексей Хабатюк уверен, что введению монетизации субсидий должно предшествовать построение системы верификации получателей субсидий, а также снижение нормативов, на которые назначается «скидка».

Сколько украинцев рискуют остаться без субсидии

По подсчетам Минсоцполитики, в этом году субсидии получат 9 из 15 миллионов украинских семей. Уже сейчас по итогам верификации семь тысяч семей остались без субсидий (государство сэкономило почти 15 миллионов гривен). Всего в «черный список» Минфина попали 185 тысяч получателей субсидий, сейчас информация по ним проверяется органами социальной защиты.

Оставить без субсидии могут по двум причинам:

субсидиант скрывает часть дохода;

субсидиант сделал покупку на сумму от 50 тысяч в течение 12 месяцев с момента получения «скидки».

Без помощи также могут остаться те украинцы, чей доход за прошедший год существенно вырос.

Напомним, с середины прошлого года, если трудоспособный член семьи официально не работает, при расчете субсидии, как заявил заместитель Министра социальной политики Виталий Мущинин, будут учитывать его доход в размере двух прожиточных минимумов (на данный момент – 3200 гривен). Ранее для неработающего члена семьи считали доход в размере одного прожиточного минимума. Так, если семья из 4 трудоспособных человек имеет совокупный доход 10 тысяч гривен, но при этом один из членов семьи официально не работает, при начислении субсидии будет считать, что семья зарабатывает 13,2 тысяч гривен.

То есть, фактически, субсидия безработному положена на том же уровне, что и субсидия для украинца с минимальной зарплатой.

Александр Литвин

Основные изменения системы субсидирования, которые планируют внедрить в 2017 году.

В начале 2017-го количество обращений за оформлением субсидий уменьшилось на 5,7% по сравнению с аналогичным периодом 2016 года. При этом размер выплат в феврале 2017 года увеличился на 15,9% против февраля 2016.

В 2017 году власти намерены внести несколько изменений в систему субсидирования и сократить количество получателей компенсации. Об изменениях, которые отразятся на размере субсидий.

Новые социальные нормы

С 1 мая 2017 года вступят в силу новые социальные нормы на электро-, теплоэнергию и газ. Объемы потребления, утвержденные постановлением Кабмина №51 от 07.02.2017 года, снижены. Согласно документу, субсидиантам будут начислять субсидии исходя из следующих норм на 1 кв. м отапливаемой площади:

  • электроэнергия для отопления жилья - 51 кВт·ч;
  • тепловая энергия - 0,0431 Гкал;
  • природный газ для отопления - 5 куб. м.

Новые объемы будут актуальны в отопительном сезоне 2017-2018 годов. Следующей осенью для отопления частного дома площадью 75 кв. м субсидианты смогут использовать не 412,5 кубов газа, а 375 куб. м в месяц. За весь газ, который будет использован сверх нормы, необходимо будет заплатить по утвержденному тарифу.

Монетизация субсидий

Еще одним новшеством 2017 года должна стать монетизация субсидий. Внедрять новый принцип предоставления компенсаций должны после окончания отопительного сезона. Но чиновники не разработали единого принципа монетизации. По словам министра регионального развития, строительства и ЖКХ Украины Геннадия Зубко реформировать процесс выплат помощи будут в два этапа:

  • первый - на уровне предприятий - поставщиков услуг;
  • второй - на уровне населения.

Чиновник уверен, что новый принцип начисления поможет украинцам больше средств использовать на повышение энергоэффективности жилья, следовательно, уменьшит количество субсидиантов. Прежде чем вводить новый принцип, будут проверены получатели субсидий, чтобы, по словам чиновника «определить тех, кому действительно нужна помощь государства в оплате ЖКУ.

Субсидиантам пересчитают размер выплаты

Чиновники обещают, что размер субсидий будет изменен после повышения тарифов на энергоресуры. Так, в апреле 2017 году дополнительно начислят компенсации на оплату электроэнергии. Тариф на электричество возрос с 1 марта 2017 года, и оплачивать свет по новым ценам потребители будут в апреле.

А вот стоимость централизованного теплоснабжения пересчитают после завершения отопительного сезона. Тем потребителям, которым счет за тепло сформирован на основании нормы с учетом фактической температуры воздуха, разницу в тарифах компенсируют. «К примеру, субсидия была назначена исходя из тарифа на тепло в октябре 29,065 гривен за квадратный метр отапливаемой площади. В декабре и январе тарифы соответственно составляли 31,43 и 37,27 грн/кв. м. Разницу в конце отопительного сезона государство компенсирует в виде перерасчета размера субсидии», - говорится в сообщении на сайте teplo.gov.ua.

Внедряя новые правила, чиновники намерены сократить расходы на выплату компенсаций. Ведь по данным Мирового банка, в 2017 в Украине на начисление компенсаций потребуется 75 млрд грн, а из госбюджета выделено 50 млрд грн. Следовательно, дефицит средств в размере 25 млрд грн необходимо сокращать.

После завершения отопительного сезона 2016-2017 гг в Украине ввели очередные изменения в системе субсидирования. Так, украинцам снизили социальную норму энергоресурсов для отопления помещений и разрешили монетизацию субсидий. Какие изменения ввели при оформлении государственной помощи на оплату ЖКУ в 2017 году, передает Domik.ua .

Оформление субсидии при наличии долгов за ЖКУ

Наличие задолженности по оплате коммунальных услуг не может стать причиной отказа от оформления субсидии при первичном обращении за компенсацией. Если потребитель при наличии долгов оформил субсидию, но в течение года не решил вопрос задолженности, то компенсация начисляться не будет.

“При наличии двухмесячной задолженности у субсидиантов по оплате жилищно-коммунальных услуг, которая накопились в прошлом, субсидию на следующий период 2017-2018 гг. назначат при условии ее погашения или оформления договора реструктуризации долга. В таком случае субсидия назначается с даты окончания действия предыдущей субсидии, а в ином - с месяца, в котором гражданин документально подтвердил уплату задолженности или заключения договора“, - говорится на сайте teplo.ua.

Монетизация субсидий

Потребители, которые получали субсидии в отопительном сезоне 2016-2017 гг, могут получить излишки неспользованной компенсации, а именно сумму, эквивалентную стоимости 150 кВт·ч электроэнергии или 100 куб м природного газа. Такая норма применяется, в случае экономного использования энергоресурсов при индивидуальном отоплении жилья.

Новые социальные нормы на отопительный сезон

С 1 мая 2017 года вступили в силу новые социальные нормы потребления газа, тепло- и электроэнергии в отопительный сезон. Зимой 2017-2018 гг субсидия на оплату отопления будет начисляться исходя из следующих показателей:

  • электроэнергия для отопления жилья - 51 кВт·ч на 1 кв м отапливаемой площади;
  • тепловая энергия - 0,0431 Гкал на 1 кв м отапливаемой площади;
  • природный газ для отопления - 5 куб м на 1 кв м отапливаемой площади.

Тем потребителям, которые будут использовать больше энергоресурсов, придется доплачивать за разницу по утвержденным тарифам.

Пенсионерам насчитают больше средств в отопительный сезон

Для нетрудоспособных лиц в 2017 году увеличили социальную норму жилья, на которую начисляется субсидия. При проживании в доме или квартире одного-двух нетрудоспособных граждан, норма жилья увеличивается с 49 кв м до 75. К этой категории относятся пенсионеры, инвалиды и другие лица, которые не могут работать по объективным причинам.



Понравилась статья? Поделиться с друзьями: