Формы реализации норм административного права кратко. Реализация и действие административно-правовых норм. Различают четыре основных способа реализации административно-правовых норм

Лекция 2. Административно-правовые нормы и их особенности

2.3. Формы реализации административно-правовых норм

Реализация административно-правовых норм - это прак тическое исполнение установленных правил поведения в интере сов управления административных отношений.

Административное право использует четыре основных способа реализации своих норм.

1. Исполнение - точное следование участниками управленческих отношений юридическим предписаниям, запретам или дозволениям, которые установлены в норме права. В данном способе реализации могут участвовать все участники административных отношений (граждане, органы исполнительной власти и т.д.).

2. Применение - издание полномочными органами государственной власти конкретных юридических актов, основанных на установленных материальных и процессуальных нормах. Например, принятие решения по конкретной жалобе гражданина, решение о государственной регистрации юридического лица. Реализация административных норм по средствам применения - прерогатива полномочных органов исполнительной власти и должностных лиц. Некоторые административные нормы применяются в судебном порядке. Например, при наложении административных взысканий за совершение многих административных правонарушений. Граждане не имеют полномочий по применению административных норм.

3. Соблюдение - воздержание субъекта от совершения действий, запрещенных нормами. Соблюдение может осуществляться без вступления субъекта в конкретные правоотношения.

Понятие и сущность реализации норм административного права. Общие и специальная формы реализации норм административного права. Особенности исполнения, использования и соблюдения норм административного права. Правоприменительная форма реализации норм административного права.

Проблема реализации норм административного права имеет важное практическое значение. Административно-правовые нормы реализуются тогда, когда заложенные в них общеобязательные правила воплощаются в фактическом поведении участников общественных отношений, когда достигается предусмотренный в них правовой результат. Действительная реализация этих норм свидетельствует, что государственная администрация организована и функционирует в точном согласии с волей законодателя, установленными им публичными целями и интересами. А находящиеся под ее юрисдикцией все иные субъекты неукоснительно следуют административно-правовым нормам, процесс административно-правового регулирования и административного управления осуществляется и развивается должным образом, как необходимо обществу и государству. В то же время все участники административно-правовых отношений удовлетворяют свои потребности и интересы в точном соответствии с нормами.

Различают общие и специальную формы реализации юридических норм. Общие формы реализации административно-правовых норм являются универсальными, так как в них реализуют правовые веления все без исключения субъекты. Среди общих форм реализации норм выделяют три вида: а) исполнение; б) использование; в) соблюдение. Любая из названных общих форм "привязана" к соответствующим способам административно-правового регулирования (обязыванию, дозволению, запрету) и соответственно обязывающим, управомочивающим, запрещающим нормам.

Исполнение является одной из общих форм реализации, при которой субъекты следуют обязывающим административно-правовым нормам, выполняют возложенные на них обязанности к активному поведению и совершают тем самым активные действия. В Градостроительном кодексе РФ содержится обязывающая административно-правовая норма о том, что "лицо, осуществляющее строительство, обязано извещать органы государственного строительного надзора о каждом случае возникновения аварийных ситуаций на объекте капитального строительства" . Приведенная обязывающая норма может быть реализована всеми субъектами, осуществляющими строительство, лишь путем исполнения возложенной на них обязанности по предоставлению требуемой информации, если на подведомственных им объектах имели место аварийные ситуации. Для этого им необходимо совершить собственные активные действия в качестве обязанной стороны соответствующего административного правоотношения.

Использование - другая общая форма реализации административно-правовых норм. Она также выражается в активном поведении субъектов, однако в отличие от предыдущей формы основывается не на исполнении обязанностей, а на следовании правам, установленным в управомочивающих нормах. Здесь используются права на собственное активное поведение. При этом субъекты имеют правовую возможность в определенных пределах как воспользоваться предоставленными им правами путем совершения собственных активных действий, так и воздержаться от них.

Таможенный кодекс Таможенного союза содержит управомочивающую административно-правовую норму, предоставляющую проверяемому лицу при проведении таможенной проверки право запрашивать у таможенных органов и получать от них информацию о положениях законодательства государств - членов Таможенного союза, касающихся порядка проведения таможенных проверок . Реализация нормы будет осуществлена в форме использования, когда проверяемое лицо обратится к таможенным органам с просьбой предоставить ему указанную информацию и получит ее.

Соблюдение третья из общих форм реализации административно-правовых норм. Она характерна для реализации запрещающих норм и выражается в том, что субъекты следуют установленным в таких нормах запретам, а потому не совершают никаких действий. При данной форме реализации они выполняют возложенные на них обязанности путем бездействия (пассивного поведения). Путем соблюдения реализуются административно-правовые нормы, запрещающие совершение административных правонарушений и служебных проступков. Согласно ТК ТС товары, запрещенные к вывозу с таможенной территории Таможенного союза, не подлежат фактическому вывозу с таможенной территории Таможенного союза, если иное не предусмотрено международными договорами государств - членов Таможенного союза . Для реализации указанной административно-правовой норму.] достаточно не производить фактический вывоз указанных товаров с таможенной территории Таможенного союза, т.е. соблюдать установленный запрет.

Реализацию норм в специальной форме осуществляют исключительно органы государственной административной власти и их должностные лица. В отличие от общих форм реализация в специальной форме возможна при наличии властных полномочий, правоприменительной компетенции. Субъекты, наделенные указанной компетенцией, в процессе реализации норм административного права разрешают индивидуально-конкретные административные дела путем принятия индивидуальных правовых актов, именуемых правоприменительными. Такие дела связаны, например, с назначением на государственную должность гражданина, принятием решения лицензирующим органом о предоставлении лицензии юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю либо изданием постановления о наложении па правонарушителя административного наказания.

Специальная форма реализации права получила наименование правоприменения (правоприменительной деятельности). Она основана также на общих формах реализации права - использовании и исполнении. Для административно-правового регулирования данная форма имеет важнейшее значение и по содержанию, и по объему. Огромное множество конкретных административно-правовых дел решается только благодаря правоприменительным актам государственной администрации, в том числе принятых ее должностными лицами. Граждане и организации, за исключением их органов и должностных лиц, не обладают правоприменительной компетенцией.

Проблема реализации права и законодательства является острейшей для государственной администрации, потому что неисполнительность - ее пока неискоренимый и серьезный недостаток. Следовательно, совершенствование правореализационной деятельности должно стать одним из существенных направлений формирования в России действительно правового государства, единообразного правового пространства и развитого гражданского общества.

Лекция 2. Административно-правовые нормы и их особенности

2.3. Формы реализации административно-правовых норм

Реализация административно-правовых норм - это прак тическое исполнение установленных правил поведения в интере сов управления административных отношений.

Административное право использует два основных способа реализации своих норм.

1. Исполнение - точное следование участниками управленческих отношений юридическим предписаниям, запретам или дозволениям, которые установлены в норме права. В данном способе реализации могут участвовать все участники административных отношений (граждане, органы исполнительной власти и т.д.).

2.Применение - издание полномочными органами государственной власти конкретных юридических актов, основанных на установленных материальных и процессуальных нормах. Например, принятие решения по конкретной жалобе гражданина, решение о государственной регистрации юридического лица. Реализация административных норм по средствам применения - прерогатива полномочных органов исполнительной власти и должностных лиц. Некоторые административные нормы применяются в судебном порядке. Например, при наложении административных взысканий за совершение многих административных правонарушений. Граждане не имеют полномочий по применению административных норм.

3.Соблюдение - воздержание субъекта от совершения действий, запрещенных нормами. Соблюдение может осуществляться без вступления субъекта в конкретные правоотношения.

, No Comments

Чтобы регулирующее воздействие административного права в отношении к общественным отношениям, которые составляют его предмет, действительно имел место, нужно, чтобы реализовывались нормы административного права. Это достигается за счет осуществления на практике правила поведения, содержащиеся в нормах права. Только тогда нормы административного права «оживают», когда они реализуются в сознательно-волевой деятельности людей.

Реализация административно-правовых норм – это процесс практического воплощения в жизнь предписаний, содержащихся в административно-правовых нормах.

Различают четыре основных способа реализации административно-правовых норм:

Соблюдение

– пассивное поведение субъектов, не допускает нарушение административно-правовых норм (например, если гражданин или должностное лицо не нарушают санитарно-гигиенических и санитарно-противоэпидемических правил и норм);

Исполнение

– активное поведение субъектов, направленная на выполнение юридических обязанностей, зафиксированных в административно-правовых нормах. В качестве примера можно привести деятельность работников Антимонопольного комитета и его территориальных отделений при проведении проверок относительно соблюдения распорядителями государственных средств требований законодательства в сфере государственных закупок (распоряжение Антимонопольного комитета Украины от 20 июня 2006 г. № 214-р «Об утверждении Положения о порядке проведения проверок относительно соблюдения распорядителями государственных средств требований законодательства в сфере государственных закупок »). Суть выполнения заключается в четкой реализации обязывающих норм административного права, когда субъекты указанной отрасли права (и соответственно возникающих правоотношений) своими активными действиями воплощают в жизнь возложенные на них обязанности;

Использования

– активное поведение субъектов административного права, при которой они сами решают вопрос об осуществлении соответствующих действий или воздержанию от них. В этом случае норма права будет реализовано и тогда, когда субъект выбрал активное поведение (в форме действий), и тогда, когда он избрал пассивную форму поведения. Скажем, Закон Украины от 25 марта 2004 p. № 1665-IV «О выборах народных депутатов Украины” предоставляет гражданам Украины право принять участие в голосовании. Гражданин может непосредственно проголосовать (т.е. активно реализовать нормы административного права через использование) или не прийти на избирательный участок и не голосовать (т.е. пассивно реализовать нормы административного права через использование). Можно сделать вывод, что использование норм административного права является добровольным делом. Никто не может принуждать к их использованию, время никто не должен нести ответственность за неиспользование норм административного права;

Применения

– проявление властной деятельности уполномоченных государственных органов по поводу конкретных дел и с изданием индивидуальных юридических актов. В отличие от первых трех способов реализации административно-правовых норм, применение является прерогативой только органов, имеющих государственно-властные полномочия. Правоприменение осуществляется применительно к субъектам административно-правовых отношений с целью реализации абстрактных предписаний норм права по конкретной жизненной ситуации. Результатом правоприменительной деятельности является акт применения права, под которым следует понимать решение уполномоченного органа (должностного лица), принятое в результате рассмотрения конкретного юридического дела в сфере публичного управления.

Основными чертами акта применения права является: ‘

а) государственно-властный характер;

б) направленность на индивидуальное регулирование конкретных общественных отношений;

в) единовременное использование относительно конкретных субъектов в рамках конкретных общественных отношений;

г) обязательность исполнения.

Как пример акта применения права могут быть приведены Указ Президента Украины от 18 января 2007 г. № 21/2007 «О награждении государственными наградами Украины», где глава государства выступает субъектом правоприменения.

Социальное назначение норм административного права состоит в том, чтобы регулировать поведение субъектов в сфере государственного управления. Однако эти нормы не могут выполнять регулирующей роли без сложного механизма их реализации.

Как отмечают Н.И. Матузов и А.В. Малько, «под реализацией права понимается процесс воплощения юридических предписаний в правомерных действиях граждан, органов, организаций, учреждений, должностных лиц и всех иных участников общественных отношений. Вне деятельности людей реализация права немыслима. Отсюда – значение целенаправленной организаторской деятельности субъектов права» .

Реализация норм административного права, так же как и норм других отраслей права, представляет собой процесс практического претворения в жизнь государственной воли, выраженной в нормах, субъектами административного права. В указанном процессе участвуют все стороны управленческих правоотношений, но по-разному, т. е. в соответствии с их административно-правовым статусом.

Форма реализации норм административного права зависит от специфики общественных отношений, регулируемых данными нормами, от правила (содержания) правовой нормы, от характера поведения субъектов, реализующих правовую норму, и их взаимоотношений; от формы внешнего проявления правомерного поведения.

В юридической литературе принято различать несколько форм (способов) реализации правовых норм.

По характеру действий субъектов административного права, степени их активности и направленности в отношении административнопра во вых норм выделяют соблюдение, исполнение, использование и применение.

Соблюдение как форма реализации норм административного права имеет место тогда, когда субъекты воздерживаются от совершения действий, закрепленных нормами. Это пассивная форма поведения субъектов в сфере государственного управления, они не вступают в конкретные административно-правовые отношения. В этой форме реализуются запрещающие нормы. Как отмечает В.С. Нерсесянц, «правовые запреты реализуются преимущественно под угрозой наступления неблагоприятных последствий в случае их нарушения. Это могут быть лишение свободы, штраф, исправительные работы и др.» .

Исполнение норм административного права заключается в активных действиях субъектов правоотношений, направленных на выполнение предписанных правовой нормой обязанностей. Таким образом, путем исполнения реализуются обязывающие административно-правовые нормы. Исполнение правовых норм обеспечивается определенными государственными мерами. Как отмечает В.С. Нерсесянц, «при осуществлении обязывающих норм затрачиваются человеческие силы, за что государство обещает определенную компенсацию. Исполнение обязанностей под угрозой возможно, но оно не будет столь качественным.



Отдельные люди исполняют юридические обязанности по внутреннему убеждению, следуя чувству долга» .

Использование как форма реализации административно-правовых норм состоит в добровольном совершении субъектами права правомерных действий, которые связаны с осуществлением субъективных прав в сфере управления. Заинтересованность участников общественных отношений в реализации принадлежащих им прав проявляется в сфере действия управомочивающих норм, а более широко – за пределами действия запретов, ограничений и обязывающих велений. Государство не обещает наград за сам факт реализации управомочивающих норм, тем более не грозит лишениями в случае отказа от реализации предоставленных прав. Содержание управомочивающих норм удовлетворяет их адресатов, а сам результат осуществления прав приносит желаемые блага 2 .

Эти три формы реализации административно-правовых норм, в ходе которых юридические нормы претворяются в жизнь непосредственно действиями субъектов общественных отношений, принято называть формами непосредственной реализации права.

По сути, в таких формах осуществляются акты реализации прав и обязанностей субъектов административных правоотношений.

Между тем осуществления актов реализации прав и обязанностей субъектов административного правоотношения недостаточно для его урегулирования. По результатам их осуществления должно быть принято основанное на законе государственно-властное решение органа исполнительной власти либо его должностного лица в виде индивидуального правоприменительного акта. Поэтому важной формой реализации административно-правовых норм является применение.



Применение административно-правовых норм состоит в принятии индивидуального юридического акта по конкретному делу. Данные нормы реализуются в процессе разрешения конкретного дела, связанного с осуществлением исполнительно-распорядительной деятельности. Применение административно-правовых норм не представляет обязанности всех сторон управленческих отношений, оно относится к компетенции специально уполномоченных на то органов управления и должностных лиц.

Применение административно-правовых норм отражает сущность административно-правовых отношений. Именно в процессе применения административно-правовых норм наиболее четко прослеживаются форма и содержание данных правоотношений, их динамика. В процессе применения административно-правовых норм участвует орган государственного управления (исполнительной власти), который уполномочен принимать юридически значимое решение в отношении организационно неподчиненного ему субъекта.

Н.И. Матузов и А.В. Малько обоснованно считают, что «применять нормы права – это значит применять власть, а нередко – принуждение, санкции, наказание. Правоприменение осуществляют только специальные субъекты. Именно поэтому рядовые граждане не могут применять правовые нормы, иными словами, употреблять власть; такими прерогативами они не наделены» .

Таким образом, правоприменение рассчитано как на урегулирование правоотношений в сфере государственного управления, которые не связаны с противоправным поведением подвластных субъектов (такие правоотношения всегда направлены на реализацию прав и свобод граждан и организаций), так и на охрану данных правоотношений от противоправных посягательств.

В отличие от исполнения как формы реализации административноправовых норм, составляющих обязанность всех, к кому они обращены, применение этих норм составляет обязанность лишь специально на то уполномоченных органов и должностных лиц.

По своему социальному содержанию применение административноправовых норм представляет собой одну из правовых форм исполнительной, управленческой деятельности.

Основным требованием правильного применения норм административного права является законность правоприменительной деятельности. Этот принцип в процессе применения административно-правовых норм выражается в ряде конкретных требований, обращенных к правоприменяющим органам и должностным лицам:

1) применение нормы административного права в каждом отдельном случае должно строго соответствовать подлинному ее содержанию, тем целям, для достижения которых она установлена;

2) норма административного права должна применяться в установленном государством порядке с соблюдением всех процессуальных требований, обеспечивающих правильность ее применения;

3) акт применения нормы административного права должен быть определенным образом оформлен, в частности иметь соответствующее наименование, дату принятия, должен быть подписан надлежащим должностным лицом;

4) акт применения нормы административного права должен быть в установленный срок объявлен заинтересованным органам и лицам, что составляет одно из необходимых условий его фактической реализации;

5) применяющий норму административного права орган обязан сам или через соответствующие подчиненные ему органы обеспечить фактическое проведение в жизнь акта правоприменения посредством организации его исполнения и проверки исполнения.

Некоторые административно-правовые нормы в соответствии с действующим законодательством могут применяться в судебном порядке (например, при рассмотрении судами жалобы на постановление административной комиссии о наложении штрафа или принятии судьей решения о привлечении к административной ответственности). Это свидетельствует о том, что для применения административно-прав овых норм необходимы полномочия юридически властного характера.

Применение нормы административного права – это не одноактное действие, а определенный процесс, имеющий начало и окончание и состоящий из ряда последовательных стадий. Каждая стадия механизма административно-правового регулирования может быть детализирована исходя из особенностей административных правоотношений.

Первая стадия механизма административно-правового регулирования – это стадия общего действия права (действие права в статике). На этой стадии правоприменителем устанавливается взаимосвязь абстрактной правовой нормы с конкретными жизненными обстоятельствами, порожденными юридическим фактом. При реализации данной стадии конкретным правоприменителем в конкретных административных правоотношениях она может быть разбита на несколько этапов:

1. Установление юридической основы дела. На этом этапе правоприменительного процесса дается правовая квалификация (юридическая оценка) установленным фактическим обстоятельствам дела, выбирается правовая норма, подлежащая применению, проверяется ее юридическая сила, подлинность текста, выясняется ее действие во времени, пространстве и по кругу лиц.

2. Установление фактической основы дела. На данном этапе устанавливаются и исследуются только те факты и обстоятельства, которые предусмотрены нормой права и являются юридически значимыми (правомерными либо неправомерными), поскольку право не может применяться к обстоятельствам, не имеющим юридического характера.

Вторая стадия механизма правоприменения характеризуется фактической реализацией прав и обязанностей субъектов административных правоотношений (динамика действия права) и принятием уполномоченным органом решения по делу. Указанная стадия также может подразделяться на несколько этапов:

1. Фактическая реализация прав и обязанностей субъектов административного правоотношения. На этом этапе осуществляются сбор и оценка юридических доказательств, фактов (предметов, показаний свидетелей и очевидцев, документов, заключений специалистов и т. д.), добытых в установленных законом формах и порядке, представление документов, необходимых для реализации прав и законных интересов управомоченной стороны правоотношений, их оценка, направление запросов, рассмотрение ходатайств и т. д.

Всестороннее и полное исследование фактических обстоятельств, собранных в соответствии с требованиями закона, способствует достижению объективной истины по делу и правильному принятию решения.

2. Принятие решения по делу. Это завершающая стадия процесса применения норм административного права.

Решение по делу сопровождается одновременно принятием полномочным органом (письменно или в иной форме) индивидуальноправового акта (акта применения права). Ими могут быть постановления, решения, распоряжения, приказы, издаваемые органами государственного управления (должностными лицами), а также акты судебных органов.

Признаками акта применения норм административного права являются:

– его индивидуальный характер;

– обоснованность его нормой (или нормами) административного права.

Доведение актов применения до заинтересованных органов и лиц и непосредственное их исполнение.

Действия по применению норм административного права в зависимости от характера и конкретных целей разделяются на две группы:

1) действия, имеющие своей непосредственной целью юридическое обеспечение удовлетворения тех или иных конкретных потребностей общества или личности;

2) действия по привлечению к ответственности нарушителей норм.

Таким образом, можно сделать вывод, что в процессе применения административно-правовой нормы выражается механизм адм инистративно-правового регулирования. Реализация административноправовых норм создает необходимые условия для укрепления режима законности в сфере государственного управления, возникновения административно-правовых отношений, их изменения или прекращения.

Административно-правовые отношения являются юридическим результатом регулирующего влияния административно-правовых норм на общественные отношения. Вместе с тем такие нормы регулируют преимущественно управленческие общественные отношения, т. е. отношения, которые возникают в сфере исполнительной и распорядительной деятельности органов исполнительной власти.



Понравилась статья? Поделиться с друзьями: