Гибдд надзорный орган. Деятельность гибдд по контролю и надзору за безопасностью дорожного движения. Досмотр ТС могут проводить только в присутствии владельца автомобиля и двух понятых, обязательно составление протокола

На территории Российской Федерации главная роль по осуществлению контроля и надзора за безопасностью дорожного движения отведена ГИБДД МВД России.

Контроль и надзор в данной сфере представляет собой многообразие функций и большую трудоемкость задач, что обуславливает необходимость наличия в составе ГИБДД МВД России функционально самостоятельных подразделений Горев А.Э., Олещенко Е.М., Пугачёв И.Н. Организация и безопасность дорожного движения: учебное пособие. - М., 2009. - С. 72. .

Согласно п. 5 Положения о Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации О дополнительных мерах по обеспечению безопасности дорожного движения (вместе с «Положением о Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации»): указ Президента Российской Федерации от 15 июня 2008 г. № 711 (ред. от 23 декабря 2010 г.) // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2008. - № 25. - Ст. 2897. в структуру ГИБДД МВД России входят:

федеральный орган управления ГИБДД;

органы управления ГИБДД министерств (главных управлений, управлений) внутренних дел по субъектам Российской Федерации;

подразделения ГИБДД управлений (отделов) внутренних дел по районам, городам и иным муниципальным образованиям;

специализированные и иные подразделения ГИБДД.

За каждым органом управления и подразделения ГИБДД МВД России закреплены определенные задачи.

Федеральный орган управления ГИБДД как структурное подразделение Министерства внутренних дел Российской Федерации, возглавляющее систему ГИБДД, участвует в разработке основных направлений государственной политики в области обеспечения безопасности дорожного движения.

Управления ГИБДД по субъектам Российской Федерации как региональные органы управления ГИБДД РФ осуществляют руководство деятельности органов ГИБДД в районах, городах и иных муниципальных образованиях Головко В.В., Майоров В.И., Ортман Е.А. Административная деятельность Государственной инспекции безопасности дорожного движения: учебное пособие. - Омск, 2008. - С. 23..

К подразделениям Управления ГИБДД и их задачам относятся:

организационно-аналитический отдел ведет аналитическую работу, готовит предложения и планы, направленные на повышение эффективности работы службы, осуществляет контроль за их исполнением;

отдел ДПС, розыска, административной практики и дознания организует работу ДПС по выявлению и пресечению нарушений Правил дорожного движения, розыску угнанных и скрывшихся с места совершения ДТП транспортных средств, контролирует правильность и целенаправленность мер, принимаемых за административные правонарушения; полноту и своевременность проведения дознания по дорожно-транспортным происшествиям;

отдел дорожной инспекции и организации движения организует контроль за проектированием, строительством и содержанием дорог, дорожных сооружений и средств регулирования;

отдел экзаменационной работы, технического надзора и регистрации автомототранспортных средств организует и контролирует работу регистрационных и экзаменационных подразделений, госинспекторов, осуществляющих государственный технический осмотр транспортных средств;

отдел пропаганды безопасности дорожного движения организует работу по пропаганде безопасности дорожного движения, обучению учащихся правилам поведения на улицах, проведению конкурсов и соревнований по безопасности дорожного движения, взаимодействию со средствами массовой информации;

контрольно-профилактический отдел контролирует соблюдение сотрудниками ГИБДД законодательства;

группа кадров осуществляет отбор и проверку кандидатов для службы в ГИБДД, организует обучение личного состава;

региональный отдел информационного обеспечения ГИБДД осуществляет формирование и поддержание в актуальном состоянии региональных баз данных зарегистрированного транспорта, выданных водительских удостоверений, выявленных нарушений Правил дорожного движения, зарегистрированных дорожно-транспортных происшествий. Обеспечивает поступление в подразделения ГИБДД области баз зарегистрированного транспорта, федеральных и областных баз разыскиваемого транспорта, документов и лиц;

регистрационно-экзаменационный отдел осуществляет регистрацию транспортных средств жителей, прием экзаменов на право управления транспортными средствами и выдачу водительских удостоверений.

К специализированным подразделениям ГИБДД следует отнести ДПС. Ее главной задачей является обеспечение в пределах своей компетенции безопасного и бесперебойного движения транспортных средств, предупреждения и пресечения преступлений и административных правонарушений в области дорожного движения Килясханов И.Ш., Сергеев С.А. Административно-правовой статус ГИБДД как субъекта контрольно-надзорных правоотношений: монография. - М., 2010. - С. 22..

Несмотря на многообразие возложенных задач и функций на вышеперечисленные структурные подразделения, главная их цель - обеспечение безопасности дорожного движения, достижение которой и служат специальные функции ГИБДД в области контроля и надзора за безопасностью дорожного движения Шалыгин Б.И. Надзор и контроль над исполнением законов в административной деятельности органов Государственной инспекции безопасности дорожного движения МВД России // Административное право. - 2008. - № 4. - С. 13..

Контроль и надзор ГИБДД МВД России за безопасностью дорожного движения можно определить как урегулированную нормами административного права властную правоприменительную деятельность органов и должностных лиц ГИБДД МВД России охранительной направленности, содержание которой заключается в установлении посредством использования специальных административно-правовых методов и форм соответствия деятельности физических лиц и организаций по содержанию (эксплуатации) дорог, улиц, расположенных на них дорожных сооружений, железнодорожных переездов, по установке и эксплуатации технических средств организации дорожного движения, состояния перечисленных объектов, действующих маршрутов движения автобусов (троллейбусов) обязательным требованиям правил, нормативов и стандартов (технических регламентов) в части обеспечения безопасности дорожного движения, определенным законами и подзаконными нормативными правовыми актами, а также в пресечении и предупреждении нарушений этих требований, устранении их последствий.

Под административно-правовыми методами в данном случае следует понимать предусмотренные нормами административного права специальные организационно-правовые средства, при помощи которых органы ГИБДД МВД России устанавливают соответствие объектов дорожного надзора обязательным требованиям правил, нормативов и стандартов (технических регламентов) в части обеспечения безопасности дорожного движения, определенным законами и подзаконными нормативными правовыми актами. К административно-правовым методам осуществления контроля и надзора за безопасностью дорожного движения относятся метод проведения проверок (комплексных, специальных, контрольных и оперативных) и метод повседневного дорожного надзора.

Под административно-правовыми формами осуществления контроля и надзора за безопасностью дорожного движения следует понимать предусмотренные нормами административного права юридические способы внешнего выражения такого контроля и надзора Костенников М.В. Нормы административного права в деятельности органов внутренних дел // Административное и муниципальное право. - 2009. - № 12. - С. 44.. К числу административно-правовых форм осуществления контроля и надзора за безопасностью дорожного движения относятся:

1. издание (принятие) компетентными государственными органами, индивидуальных административно-правовых актов, юридически обеспечивающих осуществление мероприятий по контролю и надзору за безопасностью дорожного движения и реализацию их результатов (приказов о проведении проверок, решений о создании комиссий для проведения проверок, предписаний об устранении нарушений обязательных требований в области обеспечения безопасности дорожного движения);

2. совершение уполномоченными должностными лицами ГИБДД МВД России административно-правовых действий, юридически обеспечивающих осуществление мероприятий по контролю и надзору за безопасностью дорожного движения и реализацию их результатов (проведение обследований объектов такого контроля и надзора, истребование нормативно-технической, дорожно-эксплуатационной и иной документации и ее изучение, составление актов проверок и т.п.) Домрачев Д.Г. Дорожный надзор государственной инспекции безопасности дорожного движения МВД России: автореф. дисс. … канд. юрид. наук. - М., 2009. - С. 20-21..

На основании п. 19 ст. 12 Федерального закона «О полиции» и ст. 4 Приказа МВД РФ № 185 от 02 марта 2009 г. ГИБДД МВД России выполняет специальные контрольные и надзорные функции в сфере обеспечения безопасности дорожного движения. К ним следует отнести:

надзор за соблюдением правил дорожного движения и других нормативно-правовых требований в области обеспечения безопасности дорожного движения;

принятие квалификационных экзаменов на получение права на управление транспортными средствами и выдача водительских удостоверений;

регистрация и учет автомототранспортных средств, выдача регистрационных документов и государственных регистрационных знаков;

организация государственного технического осмотра автомототранспортных средств;

регулирование дорожного движения, обеспечение организации движения транспортных средств и пешеходов в местах проведения аварийно-спасательных работ и массовых мероприятий;

организация и проведение работы по розыску угнанных и похищенных автомототранспортных средств, а также автомототранспортных средств, скрывшихся с мест ДТП;

осуществление производства по делам об административных правонарушениях;

осуществление неотложных действий на месте ДТП, в том числе принятие мер по эвакуации людей и оказанию им доврачебной медицинской помощи;

проведение дознания по делам о преступлениях против безопасности дорожного движения и преступлениях, связанных с эксплуатацией транспортных средств;

осуществление государственного учета показателей состояния безопасности дорожного движения;

выдача разрешений на оборудование автотранспортных средств специальными световыми и звуковыми сигналами, а также на участие в дорожном движении транспортных средств, перевозящих крупногабаритные, тяжеловесные, опасные грузы, и др.

Из перечисленных функций следует, что главная задача, которая ставится государством перед ГИБДД МВД России, заключается в обеспечении соблюдения всеми участниками дорожного движения Правил дорожного движения и иных нормативных правовых актов в области дорожного движения в целях охраны жизни, здоровья и имущества граждан, защиты их прав и законных интересов, а также интересов общества и государства посредством контрольных и надзорных функций ГИБДД. А главным назначением надзора и контроля, осуществляемого ГИБДД МВД России, является выявление степени соответствия фактов объективной деятельности требованиям нормативных актов либо к объектам (предметам) - дорогам, дорожным сооружениям, транспортным средствам, либо к действиям участников дорожного движения - водителям, пассажирам, пешеходам, либо к действиям субъектов, ответственных за обеспечение безопасной эксплуатации транспортных средств, дорог и дорожной инфраструктуры Организация работы ГИБДД: учебное пособие / И.Н. Пугачев, М.И. Хомицкий; под ред. А.И. Ярмолинского. - Хабаровск: Изд-во Тихоокеанского гос. ун-та., 2010. - С. 37. .

Непосредственные функции контроля и надзора за безопасностью дорожного движения осуществляют отделы, отделения, группы дорожной инспекции и организации движения, входящие в структуру соответствующих органов ГИБДД. При этом важная роль в этой системе принадлежит подразделениям ДПС, так как на ней лежит основная нагрузка по осуществлению надзора за дорожным движением посредством наблюдения за соответствием поведения граждан, использующих транспортные средства, и дороги требованиям Правил дорожного движения, и принятия мер по предупреждению, выявлению и пресечению правонарушений. Более подробно данный вопрос будет рассматриваться во второй главе дипломной работы.

Согласно ст. 3 Федерального закона «О безопасности дорожного движения» вся организация деятельности ГИБДД МВД России по контролю и надзору за безопасностью дорожного движения строится на принципах законности, гуманизма, соблюдения и защиты прав и свобод человека и гражданина Скворцов А.А. Задачи и функции Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации // «Черные дыры» в российском законодательстве. - 2010. - № 7. - С. 45..

Так, принцип законности опосредованно регулирует социальные отношения в области обеспечения безопасности дорожного движения и выражает устоявшиеся в обществе взгляды в данной сфере.

Принцип гуманизма является своеобразной гарантией против «превышения справедливости» и обеспечивает справедливое отношение должностных лиц к участникам дорожного движения.

Принцип соблюдения и защиты прав и свобод человека и гражданина основывается на ст. 2 Конституции РФ и провозглашает человека, его права и свободы высшей ценностью. Охрана и защита жизни и здоровья в таких правоотношениях, как дорожное движение, становятся первоочередной задачей в правовом регулировании. Ведь соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - прямая обязанность государства. По своему содержанию данный принцип закрепляет мысль (идею, цель) о защите прав и законных интересов человека и ответственности государства. В данном случае более уместно говорить о достижении баланса интересов государства и граждан - участников дорожного движения. Такой вывод можно сделать исходя из того, что государство со своей стороны должно максимально обеспечить безопасность дорожного движения. Для этих целей устанавливаются контрольно-пропускные пункты и возможно проведение прочих контрольных мероприятий. Для этих целей ряд органов государственной власти, и прежде всего ГИБДД МВД России, наделяются рядом контрольных полномочий проверять и наказывать за нарушение в сфере дорожного движения. Таким образом, создаются определенные административные барьеры, которые позволяют отчасти контролировать и снижать опасность на российских дорогах.

Подводя итог вышеизложенному можно сделать следующий вывод, ГИБДД МВД России - это уполномоченный орган государственного контроля, созданный и функционирующий в системе Министерства внутренних дел Российской Федерации, целью деятельности которого является наблюдение за соблюдением правил, норм, стандартов в области дорожного движения, в процессе осуществления которого организуется и регулируется движение транспорта и пешеходов. Содержание деятельности ГИБДД МВД России по контролю и надзору за безопасностью дорожного движения заключается в установлении посредством использования специальных административно-правовых методов и форм соответствия деятельности физических лиц и организаций по содержанию (эксплуатации) дорог, улиц, расположенных на них дорожных сооружений, железнодорожных переездов, по установке и эксплуатации технических средств организации дорожного движения, состояния перечисленных объектов, действующих маршрутов движения автобусов (троллейбусов) обязательным требованиям правил, нормативов и стандартов (технических регламентов) в части обеспечения безопасности дорожного движения, определенным законами и подзаконными нормативными правовыми актами, а также в пресечении и предупреждении нарушений этих требований, устранении их последствий.

30.04.2010 //

Надзор за административной деятельностью органов ГИБДД

О том, каков порядок обжалования постановлений об административных правонарушениях и как прокуратура надзирает за деятельностью ГИБДД, рассказывает в своей статье помощник горпрокурора, юрист 1 класса Иван Щипанов.

«Принятый Госдумой и одобренный Советом Федерации в декабре 2001 года Кодекс об административных правонарушениях (КоАП РФ), начал действовать с июля 2002-го. Именно с этого периода довольно большой блок дел, вытекающих из административных правоотношений (в том числе по обжалованию постановлений по таким делам) стал рассматриваться судьями не по нормам гражданско-процессуального кодекса, а по нормам КоАП РФ. Упрощённая процедура рассмотрения жалоб (ограниченный круг участников правоотношений, необязательное ведение протокола судебного заседания при рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении (как правило, на усмотрение судьи), ограниченные сроки рассмотрения жалоб), позволила в более короткие сроки рассмотреть большое количество соответствующих жалоб, что является несомненным преимуществом для судебной системы в целом и для отдельно взятого гражданина – участника административного правоотношения – в частности.

Принимая во внимание определенную значимость и большой объём дел, вытекающих из административных правоотношений, рассмотрением которых занимаются как должностные лица различных органов, так и судьи всех уровней, давно назревает вопрос о создании отдельной структуры в судебной системеадминистративного суда. Но на сегодняшний день пока этого не произошло, существует предусмотренная законом система обжалования вынесенных административных постановлений (наиболее распространенная):

1) вынесенное судьёй – в вышестоящий суд;

2) вынесенное должностным лицом – в вышестоящий орган, вышестоящему должностному лицу либо в районный суд по месту рассмотрения дела.

Органы прокуратуры РФ в числе прочего осуществляют и надзор за законностью в указанной сфере, при этом вправе приносить протесты на незаконные постановлении и определения, вынесенные административным органом. Одним из поднадзорных органов горпрокуратуры является городской отдел ГИБДД, решения которого часто в большей или меньшей степени затрагивают права и законные интересы граждан (связанные впоследствии с возмещением материального ущерба, причинённого в результате дорожно-транспортного происшествия, компенсацией морального вреда и др.).

Так, осенью 2009 года на одном из перекрёстков в Орехово-Зуева произошло дорожно-транспортное происшествие с участием двух автомобилей под управлением водителя М. и водителя Д., в результате которого последний получил телесные повреждения, которые квалифицируются, как вред здоровью средней тяжести.

Постановлением начальника ОГИБДД виновным в совершении административного правонарушения - нарушении правил дорожного движения, повлекшим причинение вреда здоровью средней тяжести, - был признан М.

Не согласившись со своей виной в совершении указанного выше правонарушения, М. на имя начальника Орехово-Зуевского ОГИБДД подал жалобу на вынесенное постановление в установленный законом срок – в течение 10 дней со дня получения копии обжалуемого постановления.

Порядок подачи, принятия и рассмотрения жалоб регламентирован главой 30 КоАП РФ. В силу положений ст.ст.30.1 и 30.2 КоАП РФ указанная жалоба может быть рассмотрена либо вышестоящим должностным лицом, либо городским судом.

Таким образом, начальник Орехово-Зуевского ОГИБДД был обязан в течение 3 дней направить данную жалобу вместе с административным материалом в горсуд или вышестоящий орган, то есть в Орехово-Зуевское УВД для ее рассмотрения по существу. Однако в нарушение указанных выше норм данная жалоба незаконно была передана для рассмотрения инспектору Орехово-Зуевского ОГИБДД.

По результатам дополнительной проверки по жалобе М. уже в отношении водителя Д. инспектором ОГИБДД вынесено постановление, которым и в его действиях усмотрен состав административного правонарушения, предусмотренный ст.12.12 КоАП РФ – проезд на запрещающий сигнал светофора. В связи с чем и от Д. на имя начальника Орехово-Зуевского ОГИБДД на указанное постановление поступает жалоба.

Впоследствии начальником Орехово-Зуевского ОГИБДД соответствующим решением постановления по делам об административных правонарушениях в отношении как М., так и Д. оставлены без изменения, а жалоба Д. – без удовлетворения.

В ходе прокурорской проверки установлено, что жалоба М. на постановление по делу об административном правонарушении, вынесенное в отношении него, рассмотрена ненадлежащим должностным лицом, то есть решение начальника Орехово-Зуевского ОГИБДД в этой части является незаконным, а соответствующая жалоба М. фактически не была рассмотрена и разрешена.

Постановление же по делу в отношении Д. также вынесено с нарушениями норм действующего административного законодательства, так как согласно ст. 24.5 КоАП РФ производство по делу об административном правонарушении не может быть начато в случае истечения срока давности - двух месяцев, который истёк на момент подачи жалобы М.

Кроме того, из смысла гл.30 КоАП РФ следует, что при поступлении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении проверяется законность и обоснованность вынесения именно этого постановления, а не устанавливается виновность других участников дорожно-транспортного правонарушения. То есть, рассматривая жалобу М., соответствующий уполномоченный орган обязан был проверить законность и обоснованность постановления, вынесенного непосредственно в отношении него, а не решать вопрос о наличии состава административного правонарушения в действиях Д.

Таким образом, в данном случае существенно были нарушены права обоих участников дорожно-транспортного происшествия, что впоследствии повлияло на размер компенсации материального вреда, выплаченного страховой компанией, в связи с чем горпрокурором внесен протест на незаконные постановление по делу об административном правонарушении и решение начальника ОГИБДД, который был удовлетворён – указанные документы отменены.

Заметили опечатку?
Выделите ошибку мышью и нажмите Ctrl+Enter

Не выдало ни одного предписания об устранении каких-либо нарушений органам исполнительной власти или местного самоуправления. При этом в одних регионах, например Санкт-Петербурге или Чечне, местные гаишники за год выдали десятки таких предписаний, в других, например в Московской области или Крыму, — тысячи.

В связи с этим первый зампред направил обращение главе ГИБДД России с просьбой провести проверку деятельности Госавтоинспекции Москвы и рассмотреть вопрос о привлечении ее руководства к ответственности. В обращении парламентарий отмечает, что столичная ГИБДД фактически не занимается надзорной деятельностью, вследствие чего в столице годами грубо и системно нарушаются нормы ПДД и стандарты, например,

повсеместно устанавливаются дорожные знаки, не соответствующие ГОСТу и противоречащие друг другу.

«То есть ГИБДД Москвы не замечает системных нарушений, считает нормальным давать только разовые предписания исполнителю — ГКУ «Центр организации дорожного движения» (ЦОДД), а на постоянной основе обследовать организацию дорожного движения в городе и выдавать предписания непосредственно городской власти не желает или «стесняется».

Такая организация работы ГИБДД — на грани между попустительством и халатностью»,

пишет он.

Важно отметить, что ГКУ «ЦОДД» не является органом исполнительной власти или местного самоуправления, поэтому выписываемые учреждению предписания не отображаются в сводной статистике МВД.

В ответном письме депутату (есть в распоряжении «Газеты.Ru») Нилов, по сути, признает, что ГИБДД Москвы действительно лишь точечно следит за недостатками в организации дорожного движения, а ее надзорная деятельность заключается только в выявлении конкретных локальных, а не системных нарушений.

Как отмечает Нилов, столичной Госавтоинспекцией совместно с органами прокуратуры в 2015 году в отношении должностных лиц ЦОДД было возбуждено 93 дела об административных правонарушениях, а также вынесено 19 представлений о привлечении ЦОДД в качестве юрлица к административной ответственности. В письме уточняется, что около трети наложенных за нарушения штрафов в установленные законом сроки не были уплачены.

Кроме того, ГИБДД Москвы за 2015 год выдала ЦОДД 6985 предписаний на устранение нарушений при применении технических средств организации дорожного движения.

К таким средствам относятся, к примеру, дорожные конусы, столбики, барьеры, «лежачие полицейские», светоотражающие элементы, знаки, разметка, светофоры и т.д. Кроме того, к техническим средствам организации дорожного движения (ТСОДД) относятся дорожные контроллеры, детекторы транспорта, средства обработки и передачи информации и прочее.

По факту неисполнения предписаний было возбуждено еще три административных дела в отношении должностных лиц, а также 38 дел в отношении юрлица ЦОДД. По всем этим делам судебными органами были назначены наказания в виде штрафов, однако оплачен был в установленный срок лишь один штраф.

Материалы по всем не исполненным ЦОДД и его сотрудниками постановлениям были направлены в УФССП по Москве — теперь взысканием штрафов с ЦОДД занимаются приставы.

В ЦОДД «Газете.Ru» заявили, штрафы не были уплачены в срок в связи с тем, что ЦОДД не согласен с постановлениями и обжалует их в судах. «Есть решения, вынесенные в пользу ЦОДД», — утверждают в ЦОДД, не уточняя при этом количество таких решений.

Нарушения в работе учреждения, по словам главы ГИБДД, не прекратились и в 2016 году. Так, очередная выездная проверка была проведена столичной Госавтоинспекцией и в феврале текущего года, по результатам которой вновь были выявлены нарушения в работе ЦОДД.

«Принимая во внимание многочисленные факты нарушений правил применения ТСОДД в Москве, надзорная деятельность УГИБДД ГУ МВД России по Москве взята под контроль», — резюмирует Нилов в ответе на депутатский запрос.

«Вместо семи тысяч предписаний ЦОДД надо выдать лишь несколько департаменту транспорта, но гаишники боятся их тревожить, — комментирует ситуацию «Газете.Ru» Лысаков. — Получается, что в столице ГИБДД работает как техническая служба, которая по каждому неправильно установленному знаку направляет ЦОДД предписание».

Это «Газете.Ru» подтвердили и в ЦОДД, где заявили, что обычно ГИБДД выдает отдельное предписание за каждое конкретное нарушение, например за покосившийся или загрязнившийся дорожный знак, притом что в городе их установлено более 268 тысяч.

«Таких нарушений, как мы видим, тысячи, и такая работа Госавтоинспекции просто лишена смысла — это скорее создание видимости работы», — уверен депутат.

По мнению парламентария, к такой ситуации могло привести нежелание руководства ГИБДД Москвы вступать в конфликт с , требуя от него напрямую навести порядок в работе подконтрольных ему учреждений. «Уже сейчас, судя по ответу Нилова, на ГИБДД Москвы поставили черную метку — взяли на контроль. Если ситуация не будет меняться, то, на мой взгляд, необходимо ставить вопрос о принятии кадровых решений в столичной Госавтоинспекции», — говорит он.

Обеспечение высокого уровня безопасности дорожного движения - одна из задач Российского государства. Данный вывод следует из основных положений Конституции РФ и Закона РФ "О безопасности" от 5 марта 1992 г., в которых закреплены правовые основы обеспечения безопасности в государстве, определена система безопасности и ее функции, установлены силы и средства обеспечения безопасности, порядок организации и деятельности органов обеспечения безопасности, а также контроля и надзора за этой деятельностью.

центральное место в нормативной правовой основе по обеспечению безопасности дорожного движения занимают Федеральный закон от 10 декабря 1995 г. "О безопасности дорожного движения" и Положение о Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации, утвержденное Указом Президента РФ от 15 июня 1998 г.

Федеральный закон от 10.12.1995 N 196-ФЗ (ред. от 25.11.2009) " О безопасности дорожного движения"

безопасность дорожного движения - состояние данного процесса, отражающее степень защищенности его участников от дорожно-транспортных происшествий и их последствий;

Статья 5. Основные направления обеспечения безопасности дорожного движения.

Обеспечение безопасности дорожного движения осуществляется посредством:

установления полномочий и ответственности Правительства Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации;

координации деятельности федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, общественных объединений, юридических и физических лиц в целях предупреждения дорожно-транспортных происшествий и снижения тяжести их последствий;

регулирования деятельности на автомобильном, городском наземном электрическом транспорте и в дорожном хозяйстве;

разработки и утверждения в установленном порядке законодательных, иных нормативных правовых актов по вопросам обеспечения безопасности дорожного движения: правил, стандартов, технических норм и других нормативных документов;

осуществления деятельности по организации дорожного движения;

материального и финансового обеспечения мероприятий по безопасности дорожного движения;

организации подготовки водителей транспортных средств и обучения граждан правилам и требованиям безопасности движения;

Статья 30. Государственный надзор и контроль в области обеспечения безопасности дорожного движения

1. Государственный надзор и контроль в области обеспечения безопасности дорожного движения организуются и осуществляются в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

2. Государственный надзор и контроль осуществляются в целях обеспечения соблюдения законодательства Российской Федерации и законодательства субъектов Российской Федерации, правил, стандартов, технических норм и других нормативных документов в части, относящейся к обеспечению безопасности дорожного движения.

В настоящее время есть два основных органа государственной власти, которые осуществляют такой надзор и контроль, - это ГИБДД и служба дорожной инспекции.

статья 30 говорит о государственном контроле не только за самим дорожным движением, но и за техническими требованиями, нормами и правилами, которыми и устанавливаются требования к самим транспортным средствам, дорожному покрытию и т.д. Ввиду этого можно сказать, что государственный контроль будет осуществляться также и сотрудниками Федерального дорожного агентства, о которых мы говорили в комментарии к ст. 14 Закона, и создаваемых органов государственной власти на уровне субъектов РФ.

Дорожно-патрульная служба является структурным подразделением Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации и входит в состав милиции общественной безопасности Российской Федерации. Она осуществляет оперативно-профилактические, контрольные, надзорные и разрешительные функции в области обеспечения безопасности дорожного движения, а также участвует в обеспечении охраны общественного порядка и борьбе с правонарушениями в зонах своих постов и маршрутов патрулирования. Деятельность ДПС строится в соответствии с принципами законности, гуманизма, уважения прав человека, гласности.

Основными задачами ДПС являются:

1) сохранение жизни, здоровья и имущества участников дорожного движения, защита их законных прав и интересов, а также интересов общества и государства;

2) обеспечение безопасного и бесперебойного движения транспортных средств;

3) предупреждение и пресечение преступлений и административных правонарушений в области дорожного движения.

ДПС решает стоящие перед ней задачи во взаимодействии с другими подразделениями органов внутренних дел, военной автоинспекцией Министерства обороны Российской Федерации, Российской транспортной инспекцией, организациями, общественными объединениями, трудовыми коллективами и гражданами. Взаимодействие осуществляется на основе договоров, совместных планов, приказов, указаний и инструкций.

1) осуществление государственного контроля и надзора за соблюдением законодательства Российской Федерации, правил, стандартов, технических норм и других нормативных документов в области обеспечения безопасности дорожного движения,

Указ президента РФ от 15.06.98 г. №711 "О дополнительных мерах по обеспечению безопасности дорожного движения" утв. Положение о ГИБДД.

В целях реализации единой государственной политики в области безопасности дорожного движения

Органы управления и подразделения Госавтоинспекции образуют систему Госавтоинспекции, в которую входят федеральный орган управления Госавтоинспекции, органы управления Госавтоинспекции министерств (главных управлений, управлений) внутренних дел по субъектам Российской Федерации (далее - органы управления Госавтоинспекции по субъектам Российской Федерации), подразделения Госавтоинспекции управлений (отделов) внутренних дел по районам, городам и иным муниципальным образованиям, в том числе по нескольким муниципальным образованиям, подразделения Госавтоинспекции управлений (отделов) внутренних дел в закрытых административно-территориальных образованиях, на особо важных и режимных объектах, а также специализированные и иные подразделения Госавтоинспекции, научно-исследовательские учреждения Госавтоинспекции и их филиалы.

На Госавтоинспекцию возлагаются следующие обязанности:

а) осуществление государственного контроля и надзора за соблюдением нормативных правовых актов в области обеспечения безопасности дорожного движения, которыми устанавливаются требования:

к проектированию, строительству, реконструкции дорог (за исключением государственного надзора при строительстве и реконструкции автомобильных дорог), дорожных сооружений, железнодорожных переездов, линий городского электрического транспорта;

Проведенный комплексный анализ существующей системы нормативно-правового регулирования в области обеспечения безопасности дорожного движения позволяет выявить наиболее характерные недостатки. К их числу, по нашему мнению, можно отнести следующие:

Законодательство об административных правонарушениях в области обеспечения безопасности дорожного движения не обеспечивает в полной мере реализацию главной задачи - предупреждения правонарушений;

Практически отсутствуют нормы, стимулирующие участие институтов гражданского общества и средств массовой информации в деятельности по предупреждению аварийности.

Положение дополнено пунктом 13 с 1 марта 2018 г. - Постановление

13. Проведение плановых проверок субъектов надзора в зависимости от категории риска, к которой отнесена их деятельность, осуществляется со следующей периодичностью, если иное не предусмотрено федеральными законами:

Информация об изменениях:

Положение дополнено пунктом 14 с 1 марта 2018 г. - Постановление Правительства РФ от 17 февраля 2018 г. N 172

14. Отнесение деятельности субъекта надзора к категории риска и пересмотр решения об отнесении деятельности субъекта надзора к категории риска осуществляются на основании решения руководителя (заместителя руководителя) территориального органа Министерства внутренних дел Российской Федерации по субъекту Российской Федерации по месту регистрации субъекта надзора.

При отсутствии решения об отнесении к категории риска деятельности субъекта надзора такая деятельность считается отнесенной к категории низкого риска.

Информация об изменениях:

Положение дополнено пунктом 15 с 1 марта 2018 г. - Постановление Правительства РФ от 17 февраля 2018 г. N 172

15. Территориальные органы Министерства внутренних дел Российской Федерации по субъектам Российской Федерации ведут перечни субъектов надзора, деятельность которых отнесена к категориям риска (далее - перечни).

Включение субъектов надзора в перечни осуществляется на основании решений руководителя (заместителя руководителя) территориального органа Министерства внутренних дел Российской Федерации по субъекту Российской Федерации по месту регистрации субъектов надзора об отнесении деятельности субъектов надзора к категориям риска.

Информация об изменениях:

Положение дополнено пунктом 16 с 1 марта 2018 г. - Постановление Правительства РФ от 17 февраля 2018 г. N 172

16. Перечни содержат следующую информацию:

д) реквизиты (дата и номер) решения о присвоении категории риска, указание на категорию риска.

Информация об изменениях:

Положение дополнено пунктом 17 с 1 марта 2018 г. - Постановление Правительства РФ от 17 февраля 2018 г. N 172

17. Территориальными органами Министерства внутренних дел Российской Федерации по субъектам Российской Федерации размещается на официальном сайте Министерства внутренних дел Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и поддерживается в актуальном состоянии следующая информация о субъектах надзора, деятельность которых отнесена к категориям чрезвычайно высокого, высокого и значительного рисков:

а) полное наименование юридического лица, фамилия, имя и отчество (при наличии) индивидуального предпринимателя;

б) основной государственный регистрационный номер;

в) идентификационный номер налогоплательщика;

г) место нахождения юридического лица или индивидуального предпринимателя;

Информация об изменениях:

Положение дополнено пунктом 18 с 1 марта 2018 г. - Постановление Правительства РФ от 17 февраля 2018 г. N 172

18. Размещение информации, указанной в пункте 17 настоящего Положения, осуществляется с учетом требований законодательства Российской Федерации о государственной тайне и законодательства Российской Федерации в области персональных данных.

Информация об изменениях:

Положение дополнено пунктом 19 с 1 марта 2018 г. - Постановление Правительства РФ от 17 февраля 2018 г. N 172

19. По запросу субъекта надзора территориальные органы Министерства внутренних дел Российской Федерации по субъектам Российской Федерации, принявшие решение об отнесении деятельности субъекта надзора к категории риска, в установленном Правилами порядке предоставляют информацию о категории риска, к которой отнесена деятельность этого субъекта надзора, а также основания отнесения деятельности субъекта надзора к данной категории риска.

Информация об изменениях:

Положение дополнено пунктом 20 с 1 марта 2018 г. - Постановление Правительства РФ от 17 февраля 2018 г. N 172

20. Субъекты надзора вправе подать в установленном Правилами порядке в территориальный орган Министерства внутренних дел Российской Федерации по субъекту Российской Федерации, принявший решение об отнесении их деятельности к категории риска, заявление об изменении ранее присвоенной категории риска.

Информация об изменениях:

Положение дополнено приложением с 1 марта 2018 г. - Постановление Правительства РФ от 17 февраля 2018 г. N 172

7. При наличии критериев, позволяющих отнести деятельность субъекта надзора к различным категориям риска, подлежат применению критерии, относящие деятельность субъекта надзора к более высокой категории риска.



Понравилась статья? Поделиться с друзьями: